Наш рукопашный бой…

Наш рукопашный бой…
Проблема самоидентификации всегда остро стояла в России. Действительно, кто мы? Потомки воинственных скифов, гордых киммерийцев или безродных кротких племен, которые не в состоянии были создать собственную государственность? Западным историкам выгодно представлять наших предков дикарями, неспособными к великим свершениям и победам. К сожалению, отравленная и искаженная чуждыми россиянам версиями история прочно укоренилась в наших мозгах. Не избежало подобной участи и воинское искусство.

Само воинское искусство старо как история войн, и нет ни одного народа, который был бы с ним незнаком. Русь, варившаяся в межнациональном котле на границе дикого поля и леса, не была исключением. Основой воинского искусства древности был рукопашный бой.


Рукопашный бой у славян

С середины VI века славяне вторглись за Дунай в пределы Восточной Римской империи (Византии), осаждали и грабили Константинополь, Фессалоники и Афины. Волна переселений привела славян на территории, которые упоминаются в «Повести временных лет». И что, они понятия не имели о том, как вести рукопашные схватки или держать в руках меч, копье или лук?

Древние источники говорят о наличии у наших предков борьбы с практикой различных ударов и поединков с оружием. Это и обучение, и развлечение, и обряд. Необходимость искусства рукопашного боя как элемента обучения связана с традицией решения споров в поединке. Они могли происходить из-за оскорблений, дележа добычи, из-за женщин. Как развлечение поединки проводились после пиршества, на них участники показывали свое мастерство, а зрители получали интересное представление. Как обряд поединки использовались при проведении различных ритуалов. Ритуалы могли быть как праздничные, так и скорбные.

В условиях, когда родоплеменные отношения определяли законность, даже между родственными племенами случались кровавые распри. Защита своей свободы требовала силы и навыков. Неудивительно, что славянские воины были мастерами разведки, маскировки и нападения из засад. Леса и болота в местности их проживания способствовали развитию подобных навыков. Воины могли прятаться под водой, используя для дыхания полую камышину, бесшумно подкрадываться к врагу и в стремительной схватке одолевать его. Это очень похоже на тактику средневековых японских ниндзя. Только славяне ее освоили намного раньше, и их приемы рациональнее и проще в освоении. Пробами и ошибками определялись индивидуальные и коллективные способы нападения и защиты. В рукопашных схватках использовались подручные предметы и оружие. Многие приемы и навыки, применявшиеся в охоте на диких зверей, использовались в бою. Человек, державший в руке нож и применявший его на охоте или для убоя домашнего скота, не имел психологических препятствий в использовании его как оружия, а куда и как наносить удары, он уже имел богатый опыт. То же можно сказать об использовании палки, веревки и других бытовых предметов. Они все имели двойное назначение.

Эпоха раннего Средневековья характеризуется непрерывными стычками, междоусобицами и войнами. Всегда быть победителями в них невозможно. Важно правильно подходить к поражению, делать из него верные выводы и становиться сильнее. Наши предки умели делать это. В «Повести временных» лет есть интересное описание: «И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?». Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?». Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи. Им суждено собирать дань и с нас, и с иных земель». И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению…». Выражение «дали им от дыма по мечу» означает, что в каждом доме имелось оружие и все мужчины были воинами. Также оно означает разоружение. Значит, наших предков боялись. Но как обезоруженные славяне смогли противостоять врагам и в конечном итоге победить? Только за счет знания и владения искусством защиты без оружия. Хочется напомнить, что именно в подобных условиях на Окинаве обезоруженные самураями крестьяне создали карате. Именно владение искусством рукопашных схваток позволило вооружиться, организовать воинские рати, впоследствии разбившие Хазарию.



Славяне были окружены народами разного менталитета, образа жизни и понятий о правилах ведения схватки. Поэтому основное правило схваток заключалось в отсутствии всяких правил. В таких условиях надо быть изобретательным и гибким. Любой стереотип ведет к поражению, в бою не место ритуалу.
Передача и совершенствование боевых навыков шли от старшего к младшему. Подражая действиям опытных воинов, молодежь получала необходимые навыки, отрицая и отбрасывая ненужное. Жизнь не оставляла выбора: либо победа в бою, либо плен, унижение и рабство. Нам остается сказать спасибо нашим предкам, сумевшим выжить и победить. Воинская слава России начинается с них.

Рукопашка у дружинников

Дружины выделились как особая группа людей, профессионально занимающихся военным делом во времена зарождения государственности при постепенном слиянии племен, населявших Древнюю Русь. При частых спорах, столкновениях и междоусобных войнах только дружина с ее силой и навыками была действенным инструментом.
Кроме всего прочего дружинники являлись телохранителями, разведчиками, охранниками. Для выполнения всех возложенных на дружинника обязанностей отменной физической силы, реакции и тактического мышления было мало. Кроме владения навыками индивидуального боя, дружинник должен был хорошо знать коллективные действия пешего и конного строя, уметь в нем действовать и реагировать на команды воевод. Подавать команды сигналами и дымами.

С раннего возраста дети изучали науку индивидуального боя. Их обучали стрельбе из лука, метанию дротиков, умению добывать огонь, воду, охотиться и ловить рыбу. Также изучали способы маскировки и ведения боя с помощью подручных предметов. Много времени уделялось изучению кулачного боя и борьбе. К 14-летнему возрасту молодые дружинники в совершенстве владели верховой ездой на лошадях, умели пользоваться мечом или боевым топором, причем как правой, так и левой рукой. Кастовость, родовой принцип организации и постоянное применение навыков на практике составляли основу обучения дружин.

Постоянного жалованья дружина не получала. Основным способом содержания дружины была война. Захват военной добычи и грабеж неприятельской стороны приносили благосостояние, несравнимое с получаемым трудом ремесленника или крестьянина. Но это было возможно только при удачных военных походах. Для этого дружина должна была иметь хорошую военную подготовку и постоянно поддерживать ее на высоком уровне. Война становилась проверкой того уровня, на котором дружина может воевать. Ведь ценой проигрыша было не только отсутствие военной добычи, но и собственная жизнь.




Издавна Русь была связана со степным миром. Летописи постоянно сообщают о набегах кочевых племен на пограничные княжества. В то же время кочевники участвуют в русских междоусобицах на стороне то одного, то другого князя. Часто союзы со степняками скреплялись браками. Русские дружинники усваивали типично кочевническое оружие и приемы боя. Синтез варяжских, славянских и степных воинских приемов создавал облик дружин Древней Руси.

Монгольские уроки

Первым жестоким предупреждением послужила битва на Калке. Пришли испуганные половцы к русским князьям и просили помощи от врага сильного и неизвестного ранее. Мстислав Удалой убедил поддержать половцев, мотивируя необходимость помощи возможностью их перехода на сторону врага в случае отказа в поддержке со стороны русских.

Весной 1223 года совместная русско-половецкая рать выступила в поход. Знания о тактике действий, боевой подготовке и целях татар у русских были поверхностные. Именно этим вызвана череда последующих ошибок.
Вначале удача сопутствовала русским князьям и их союзникам. Дозоры татар были разбиты с легкостью или обращены в бегство. Сторожевой отряд также легко был разбит. У дружинников начало складываться впечатление, что это простые люди, а не воины. Более крупный передовой отряд татар не выдержал натиска дружины. Отступая, они спрятали своего начальника Гемябека, засыпав землей в половецком кургане. Он из-за травмы не мог сесть на коня. Русские его нашли, но не оставили себе в качестве пленника. Мстислав Удалой выдал его половцам, которые убили его мучительной смертью. Мстислав Удалой и молодые князья желали схватки с основными силами. Мстислав Киевский расположился на правом высоком берегу Калки (ныне Кальчик, приток р. Кальмиус, Донецкая область, Украина) в укрепленном лагере. Полки Мстислава Удалого и других князей перешли на левый берег, где вскоре вступили в бой. Имевшие современные доспехи и вооружение волынские и галицкие ратники держались стойко. Используя ратный опыт, они, выдержав удар, обратили в бегство монгольских воинов.

С навыками индивидуального боя и боя сомкнутым строем у русских дружин было хорошо. Казалось, победа будет за ними. Но подвели половцы. Они не выдержали первого ступа с монголами и побежали, при этом смяли станы наших князей и попутали конями и телегами строй еще не успевших встать в боевой порядок полков. Зато монголы, совершив быстрые конные маневры, обошли с флангов и частично окружили русские полки. В жестокой схватке с численно превосходящим противником гибли русские вои. Опытные монгольские лучники пускали стрелы в незащищенные снаряжением части тел ратников. Планомерно сменявшие друг друга татарские бойцы не уставали в бою, в отличие от наших. Наконец, не выдержав напора, русские дрогнули и побежали. Это не было упорядоченное отступление. Это была паника… В итоге погибло 6 князей, а из воев едва ли каждый десятый спасся.



Стоявший в укрепленном стане Мстислав Киевский вынужден был без поддержки остального войска принять бой. Три дня его дружина успешно отражала натиск монголо-татарского войска. Стан был укрепленный, положение выгодное, воины опытные. Но они были окружены. Неизвестно, на какое время им хватило бы продовольствия. Монголо-татары использовали переговоры. Мстислав Киевский с зятьями Андреем и Александром не верили в обещание отпустить их за выкуп. Но принявший участие в переговорах воевода Бродников подданного Киевской Руси племени, поклялся в исполнении данного монголами слова. Князь поверил ему, за что поплатился жестоко. Все сдавшиеся воины были казнены, а князей положили под доски, на которых монголы сели обедать. Под тяжестью тел пирующих победителей застала князей мученическая смерть.

Не знали князья, что это был только небольшой разведывательный отряд Субудая и Джебе. Миссию они свою выполнили и могли возвращаться. На Руси все утихло, выводов не сделал никто. Но за ошибки, если на них не учатся, приходится платить. Поход Субудая и Джебе показал монгольским ханам всю сложность завоевания Руси. Поэтому в 1235 году курултай отправил в великий западный поход половину имперских сил, более 100 тыс. человек.

С 1237 по 1240 год Русь подверглась небывалому в ее истории разорению, большинство ее городов превратилось в пепелища. Русские земли лишились своих защитников.

Монгольская армия была самой боеспособной и современной армией мира того периода, четко структурированной и приученной к жесткой дисциплине. Каждый воин был готов к походу в любое время со всем снаряжением вплоть до шильев, игл и веревок. Хорошо поставленная разведка благодаря купцам и посольствам позволяла собирать необходимые сведения об объектах нападения. Высшее командование в бой не ходило, командиры руководили войсками при помощи сигналов флагами, звуками труб или дымами. Инженерные части могли на месте из подручных материалов изготовить и применить осадные орудия, обеспечить быстрое форсирование большой реки. Такая организация позволяла монгольской армии передвигаться со скоростью до 80 километров в сутки и способствовала тому, что спешно собранные русские полки не успевали объединиться. Все они были разгромлены по отдельности. Население спасалось в глухих лесах.

На Руси было кому и чем воевать… Физической силой дружинники обладали и арсеналом приемов владели на высоком уровне. Для небольших стычек и войн они были подготовлены, но действовать большими массами не умели. Это приводило к поражению даже при равном или большем количестве людей в дружинах по сравнению с монгольским войском.

Монгольские воины были более маневренны. А уж боевого опыта им было не занимать. На их стороне были все военные достижения покоренного Востока, которые они умело использовали. А армия представляла дисциплинированный интернационал, объединенный монгольским руководством на принципах «Ясы». Этот интернационал с восточным разрезом глаз смело шел на штурмы укрепленных городов и вступал в единоборства на их стенах и улицах.

Две силы столкнулись в кровавом споре. В войне успех зависит не только от личных качеств и умений бойцов, но и от их общей организации и таланта командиров, разведки и дипломатии. Если в небольших стычках с монгольскими передовыми отрядами наши дружинники одерживали победу, то в крупных сражениях проигрывали всегда. К тому же монголы быстро научились избегать небольших стычек, умело уходя от них за счет своей подвижности. Так же быстро создавали они необходимый перевес сил и наносили неотвратимый удар. Выигрывало не конкретное искусство индивидуального боя, а общая передовая организация и структура армии. На тот период ни одна европейская армия не смогла бы противостоять монголам. Княжеские дружины бесстрашно бились в сечах и погибали.

Но на Руси была еще одна сила, не такая профессиональная и хорошо вооруженная, как дружины, но очень многочисленная. Это народное ополчение. Основным оружием были топоры, копья, а то и простые рогатины и колья. Ополчение могло быстро уничтожать небольшие отряды, что и делало. Используя тактику внезапного нападения из засад на лесных дорогах, они всегда добивались побед. После нападения так же быстро укрывались в лесу.

В результате разгрома русских княжеств на территории Руси установилась монгольская администрация с государственным аппаратом из китайских и уйгурских чиновников, почтовой связью, регулярным налогообложением и особыми порядками, определяемыми монгольским сводом законов «Яса».
В Орду были забраны ремесленники и мастера, также Русь поставляла для орды воинов, служивших как в смешанных интернациональных ратях, так и в чисто русских отрядах. Русские воины перенимали монгольские приемы ведения индивидуального единоборства и тактику ведения боя. «Яса» была жестким, но уравнивающим воинов в правах законом, именно она позволяла храбрым в бою противникам переходить на сторону монголов и сражаться вместе с ними, правда, уже за их идею. Такое предложение было сделано Евпатию Коловрату и его дружине, от которого они отказались и с честью погибли. Оставшиеся в живых воины его дружины были отпущены с телом Евпатия благодаря все той же «Ясе». Бесстрашный воевода киевский Дмитрий после завоевания города не был убит, он занял место в рядах армии чингизидов. Летописи не сообщают о количестве добровольно примкнувших к монгольской армии князей, бояр, дружинников и простых воинов. Но они были. Потому что западные летописи о вторгшейся к ним монгольской армии говорят, что в ней большое количество псевдохристиан - именно так называли православных на католическом Западе.



В Орде уже находилось много русичей, попавших туда различными путями. Часто они поступали на военную службу, позволявшую сделать карьеру простому ратнику или смерду, недостижимую на Руси.
При дворе было немало китайцев, разветвленная система единоборств которых с методами подготовки и передачи искусства ведения одиночного боя и стратегии ведения войны пользовалась успехом и применялась монголо-татарской армией. Все это разноплеменное единство делилось опытом друг с другом. Я далек от мысли, что находящиеся в Орде славяне все свободное время посвящали изучению единоборств, но подобные контакты имели место, и новое в переосмысленном виде возвращалось на Русь, органично сливаясь с национальными видами борьбы.



Даже в Китае существовала русская община. И на всем огромном пространстве улуса Джучиева шел обмен военным опытом, приемами борьбы и средствами ведения боя.

Монголы требовали, чтобы русские князья постоянно отправляли на службу хану воинские отряды. Большое распространение получило устройство армии, когда командирами были монголы, причем до младшего командного звена, а рать состояла из русских воинов. Летописи сообщают о приходе на Русь лиц командного состава десятников, тысячников и темников, но не говорят, что вместе с этими лицами командного состава пришли бы на Русь и монгольские солдаты. В задачи таких отрядов входило не только ведение боевых действий, но и обязанность держать в повиновении покоренные народы. Монгольские воеводы назывались баскаками. Прямые следы существования на Руси таких отрядов мы наблюдаем в летописном рассказе о баскаке Ахмате. Он имел в своем распоряжении отряды, состоявшие отчасти из «бесермен», а частью из Руси; они жили в особых слободах. Начиная с 1269 г. появляются сообщения о владимирском баскаке, действующем с татарами в военных экспедициях. Сами монголы были достаточно веротерпимы и восприимчивы к традициям других народов. Былины сохранили сообщения о состязаниях в борьбе во время пиров и праздников на Руси, в них принимали участие и монголы. Но война была основным занятием воинов. Так, князь Федор Ростиславович со своими воинами вместе с Менгу-Тимуром принимает участие в походе на Кавказ в 1278 году. В 1281 году вместе с татарами делает набег на Переяславль. Совершались совместные походы на Литву и другие княжества.

Тем не менее ордынцы не могли себя чувствовать в безопасности на территории русских княжеств из-за стихийно вспыхивавших против устанавливаемых ими порядков восстаний. Первые крупные антиордынские выступления начались в 1257–1259 годах. Вызваны они были как переписью населения, так и злоупотреблениями «бесерменов». Смерды совершали неожиданные нападения на представителей Орды. Ножами, топорами, а то и голыми руками, из засад и неожиданными налетами убивали они ненавистных чужеземцев. Отдельные князья и бояре поддерживали эти восстания. И явление это нарастало по мере ослабевания самой Орды. Впоследствии серия восстаний привела к тому, что ханские баскаки были изгнаны.

Орде не удалось закрепить на Руси порядки военной службы, существовавшие в монгольских улусах. Поколение могущественных монгольских воинов ушло в прошлое вместе с великим западным походом, и на их место пришло другое, перенявшее обычаи и традиции покоренных народов. Сама великая империя распалась и из военной державы превратилась в несколько купеческих государств. Кроме того, в Орде шла кровавая борьба за власть, ослаблявшая ее влияние на соседние государства. Постоянное требование дани вызывало стихийные и организованные восстания, перераставшие в локальные стычки с подчиненными княжествами. Русь не была исключением, причем русичи часто одерживали в них победы.



Само русское войско стало терять кастовый характер и становится общенародным, куда открыт доступ из народных низов. Бывшие смерды природной смекалкой вносили новизну в приемы ведения боя, соединяя древние традиции и насущные реалии. Новые приемы требовали изменения вооружения, которое также было сделано.
Еще долго продолжалось ордынское влияние на Русь с периодами кровавых войн, мелких стычек и дружественных союзов. Но Русь уже превращалась в Россию с определенным самосознанием народа, укреплением армии и воинского искусства.

Закончилось влияние Орды на реке Угре 1480 году. С игом было покончено окончательно. На вооружении русской армии уже было огнестрельное оружие и пушки. В пытавшихся переправиться ордынцев полетели пушечные ядра и картечь. Они гибли, не успев добраться до русского берега. Ордынские луки были бесполезны. Пришло новое время, которому предстояло соединить искусство огневого и рукопашного боев, оставив в прошлом многое из того, что помогало предкам побеждать и выживать.

О народных традициях рукопашного боя

На Руси, а затем и в России рукопашный бой имел две разновидности – прикладную воинскую и народно-традиционную. Описание первой разновидности мы уже сделали. Рассмотрим вторую.

Древние источники говорят о наличии борьбы с практикой различных ударов и поединков с оружием. Так, кулачные и палочные бои проводились для увеселения. Народ собирался на открытом месте, которым могла быть торговая площадь, ровная поляна или лед замерзшего водоема. Из «охотников» составляли два враждебных лагеря и по сигналу бросались в бой. Чтобы ободрить участников, били в накры и бубны. В поздние времена бои проходили под звуки гармони. В групповых боях выработалось возрастное деление: подростки начинают бой, молодежь продолжает, а мужчины средних лет включаются последними. Победительницей выходила сторона, в которой оставалось больше бойцов, кто побьет больше народу. Индивидуальным победителем в групповой схватке был остающийся дольше других на месте сражения, кто стойко терпит удары и ловко побеждает противников.
Проводились и индивидуальные поединки. В них желающие помериться силами, начинали бой на виду у остальных и по заранее оговоренным правилам. По команде выбранного судьи они начинали схватку, в которой были применимы приемы борьбы, удары руками и ногами, подсечки. Иногда бой проводился на палках. В данном бою применялись приемы фехтования, удары палкой, захваты, подсечки и удушения.

В поединках удары наносились не только передними костяшками кулака, но также нижней его частью при ударе сверху и внутренней при боковом ударе. При этом перчатки использовались не для смягчения удара, а для защиты руки. Подбивы и зацепы ног существенно помогали в ведении поединка бойцу, ими владеющему. Особенно если бой проводился на льду. Выведение подбивами и зацепами противника из равновесия, делало последнего уязвимым для ударов. Если правила разрешали борьбу, то противники таскали друг друга за плечи, пояса, шею, старались повалить и придушить. Индивидуальные поединки проходили как по очень гуманным, так и очень жестоким правилам. Бой мог проходить только на кулаках до первой крови; мог с ударами ногами, но без подсечек и зацепов, а также захватов за одежду: «Бей по роже, да не замай одежи», такой бой проходил до момента, пока противника не сбивали с ног. Бой со всеми разрешенными действиями велся, пока один их противников не сдастся или не сможет вести бой по причине потери сознания.

Стеночный бой проходил по другим правилам: в нем присутствовал элемент коллективной взаимопомощи, и часто индивидуально более сильные бойцы проигрывали более слабым, но хорошо организованным. В любой момент из забавы с отсутствием ударов в голову и запретом бить лежачего стеночный бой мог перерасти в яростную драку с использованием кистеней, коротких дубинок, зажатых в кулаке утяжелителей типа свинцовых пуль и железных стержней. Бойцы, не щепетильные в принципах, могли незаметно пустить в ход и нож. Население Древней Руси, а затем и России было массово вовлечено в подобные забавы. В этом была определенная польза. В случае военной опасности, которых всегда было множество, опыт стеночных боев был хорошей учебной практикой рукопашного сражения. Привлеченное в ополчение население можно было считать подготовленным. Эту особенность русского народа грамотно использовал А. В. Суворов, когда штыковой и рукопашный бой предпочитал всем другим видам сражений.

Иностранцы, посещавшие Россию и описывавшие традиции и нравы народа, упоминали кулачные бои. Сизигмунд Герберштейн, побывавший в России в 1517 и 1526 годах, оставил следующее описание: «Юноши, равно как и подростки, сходятся обычно по праздничным дням в городе на всем известном просторном месте, так что видеть и слышать их там может множество народу. Они созываются свистом, который служит условным знаком. Услышав свист, они немедленно сбегаются и вступают в рукопашный бой: начинается он на кулаках, но вскоре они бьют без разбору и с великой яростью и ногами по лицу, шее, груди, животу и паху и вообще всевозможными способами одни поражают других, добиваясь победы, так что зачастую их уносят оттуда бездыханными. Всякий, кто побьет больше народу, дольше других остается не месте сражения и храбрее выносит удары, получает в сравнении с прочими особую похвалу и считается славным победителем».

В народных былинах также присутствуют сюжеты кулачного боя. Существует цикл народных сказаний о татарине Темрюке, похвалявшемся перед царем Иваном, что одолеет любого русского бойца. Согласно былине его одолели двое братьев-калашников. Вероятнее всего сюжет этой былины использовал М. Ю. Лермонтов в «Песне о купце Калашникове».

Писатели более позднего времени тоже обращались к теме кулачного боя. Их описание оставили Набоков, Горький, Гиляровский и другие.

Кроме кулачных боев в древние времена существовал судебный поединок – «божий суд». На «божьем суде» схватка проходила без всяких правил, на уничтожение. Причем разрешено было использование наемных профессионалов.

Использование оружия являлось основой поединка, кулачный бой и борьба имели второстепенное значение. Тем не менее участники надевали глухие кожаные рукавицы с нашитыми на них металлическими бляхами, ужесточающими удар. Удары были резкими, сильными, не очень частыми. Бой мог кончиться одним удачным ударом.

Спортивное направление развития рукопашный бой получил в начале XX века. Так, самбо было синтезировано из элементов национальных видов борьбы народов Советского Союза, таких как грузинская чидаоба, узбекский кураш, азербайджанское гурассу, армянский кох и, не постесняемся назвать японского прародителя, – дзюдо. В интернациональное время это приветствовалось и было правильным.

Расцвет популярности восточных боевых искусств, совпавший по времени с распадом Советского Союза, заставил по-новому посмотреть на историю России и искать корни национальных боевых искусств.

Так мы узнали о возрождении славяно-горицкой борьбы, бузы, скобаря, коло, велесовой борьбы, сибирского вьюна и других. Для братской Украины характерно развитие казачьих стилей: запорожский спас, боевой гопак, казачий приклад.

Кадочников построил свою систему на рационалистично-научном подходе с оглядкой на российские традиции. Касьянов творчески в российском ключе переосмыслил карате.
Хороший мастер сможет из традиций, принципов и дошедших до нашего времени приемов сложить стройную систему. На этом пути домысливания и заимствования неизбежны. Неважно, сколько в первооснове западного, восточного и исконно российского, главное, чтобы система была высокого уровня и имела сложившуюся концепцию.

О будущем рукопашного боя

В заключение хочется сказать, что в России всегда было совершенное воинское искусство и рукопашный бой, как его разновидность. Победы предков – наглядное подтверждение тому. Несомненно, многое заимствовалось у других народов. И это хорошо. Значит, наши предки держали разум «открытым» и были способны к восприятию светлых идей и новых приемов. Они всегда перерабатывали их в соответствии с нашим менталитетом и духовностью. При этом никто не обеднел. Знание, полученное от кого-либо, имеет свойство оставаться и у первоначального носителя.

На сегодняшний день общая доступность, возможность получать информацию обо всех единоборствах, стилях и системах, а также возможность их осваивать, ведет к совершенствованию и вычленению главного, что необходимо для достижения победы. Сближение наций и народов за счет новых средств информации, возможности быстрого перемещения на большие расстояния, спортивных соревнований способствуют систематизации и выделению наиболее эффективных приемов и способов ведения схватки. В ближайшем будущем они в синтезированном и переосмысленном виде станут достоянием боевых систем всего мира. Займет ли российская составляющая достойное место, зависит от нас. А поклонникам различных стилей, неважно – восточных или западных, хочется напомнить высказывание Брюса Ли: «Нет эффективного сегмента общего. Я хочу сказать этим, что я лично не верю в слово «стиль». Почему, раз нет человеческих существ, с тремя руками или с четырьмя ногами, структурно отличных от нас, не может быть и различных стилей боя? Почему? Потому что у нас две руки и две ноги. Важно то, как применять их с максимальным эффектом».
Автор:
Вячеслав ДМИТРИЕВ
Первоисточник:
http://www.bratishka.ru
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти