Под индексом 469: УАЗ от наброска до стального макета

54

Источник: denisovets.ru

Почему именно 469?


В предыдущих историях, посвященных лучшему отечественному легкому внедорожнику, шла речь о первых прототипах и государственных испытаниях. В данной части материала разберемся с появлением первых машин, конструкция которых и внешний облик уже соответствовали привычному УАЗ-469.

Кстати, а почему именно индекс 469?



Все дело в унифицированной системе индексации автомобильной техники от 1945 года. В соответствии с ней Ульяновский автозавод получил диапазон имен от 450 до 484. Не мудрствуя лукаво, руководители проекта просто добавили цифру 4 к индексу предшественника ГАЗ-69.

Интересно, что заводу имени Сталина (позже ставший ЗиЛом) выдали самый широкий диапазон трехзначных индексов – от 100 до 199. Подобной «льготой» пользовался и ГАЗ с диапазоном от 1 до 99. В два раза меньшую свободу получила пара московского АЗЛК и ижевского ИЖ – от 400 до 499. Ульяновцам выделили, как написано выше, всего 34 индекса, как бы намекая на не самый широкий ассортимент продукции. Впрочем, еще меньший диапазон принадлежал Львовскому автобусному заводу – от 695 до 699.

Принятая система индексации просуществовала формально до 1966 года, однако, по факту гораздо дольше. Герой истории УАЗ-469 встал на конвейер в 1973 году, а новый индекс 3151 получил только в 1985 году.


«Рентген», раскрывающий компоновку УАЗ-469. Источник: wheelsage.org

Вернемся в 1960 год, который ознаменовался для «уазика» очередным отказом со стороны Министерства обороны.

В этот раз не годились надежность, прочность ключевых узлов и мелкие недоработки. В частности, нарекания вызвала машина с независимой подвеской колес. В отчете полигонных заводских испытаний писали:

«Подвеска автомобилей работала крайне ненадежно по конструктивным и в основном по производственным дефектам. Рабочий ход колес и плавность хода автомобилей недостаточны. Подвеска нуждается в лучшем производственном выполнении и в конструктивной доработке для увеличения хода колес, улучшения плавности хода и увеличения прочности и надежности работы ее деталей».

Испытания УАЗа с особым пристрастием проводили специалисты профильного НИИ-21, который сейчас мы знаем, как 21 Научно-исследовательский испытательный институт военной автомобильной техники Министерства обороны РФ.

Из-под кисти художника


С декабря 1960 года заводчане приступили к одной из последних доработок своего детища. Достаточно серьезно изменился внешний вид. От первоначального дизайна, откровенно утилитарного, пришли к более эстетичному экстерьеру с выпуклыми элементами. На прежних моделях большей частью кузовные панели были плоскими. Это, безусловно, гарантировало высокую технологичность, но не самый выразительный внешний вид. Решено было добавить во внешность УАЗ-469 немного армейского лоска.




Альберт Михайлович Рахманов, автор дизайна УАЗ-469. Источник: drom.ru

Рисовал «уазик» Альберт Михайлович Рахманов, работавший на УАЗе с 1956 года, сразу после выпуска из столичного МАМИ.

Примечательно, что специального образования «дизайнер» или «технический художник» у Рахманова не было. По специальности он инженер-конструктор, отличившийся в ходе работы над дипломным проектом разработкой автомобильного кузова. Как утверждал автор, до 1956 года в МАМИ разработкой проектов кузовов в рамках дипломных работ никто не занимался. Во многом по причине такого специфического профиля Альберта Михайловича на УАЗе определили в кузовное бюро.

Облик УАЗ-469 не был дебютным в карьере Рахманова. Первой пробой кисти стала нетривиальная работа по установке кузова бескапотного УАЗ-450 на экспериментальное шасси ГАЗ-62. Машина была аналогом ленд-лизовского Dodge ¾, но так и не пошла в серийное производство. Тем более свет не увидели попытки адаптировать для него кузов «буханки» УАЗ-450.

В 1957 году Рахманова подключили к проекту будущего УАЗ-469, который имел революционную заднемоторную компоновку. Машина должна была плавать и оснащалась независимой подвеской на продольных торсионах. Такой «уазик» не утвердили из-за чрезмерной сложности и цены.

Позже Альберта Михайловича, единственного художника-конструктора на заводе, привлекли к работе над ходовыми прототипами капотных УАЗов. Внедорожники не отличались изяществом и лаконичностью. С 1961 года Рахманов сосредоточился на новом стиле УАЗ-469. В интервью порталу drom.ru художник рассказал:

«Плоское решение боковин нас не удовлетворяло из-за слишком невзрачного внешнего вида, трудно достижимой качественной поверхности и малой жесткости панелей. В первых прототипах не было архитектоники, то есть цельности образа. Поэтому я продолжал делать новые эскизы, прорисовывать различные варианты боковин и «оперения». Борзов отслеживал все «черточки» и помогал их осмысливать с точки зрения производства. Однажды при очередном разборе рисунка он обронил фразу о предпочтительности для кузовных панелей криволинейных поверхностей, более качественных по внешнему виду, более жестких при той же толщине листа. Это был «ключ», который помог выйти на финальное решение облика УАЗа-469 – цельное, лаконичное, выразительное и… с «гнутыми боками».












Наброски Рахманова. Источник: drom.ru

Альберт Рахманов, помимо участия в создании облика ульяновских машин, является автором логотипа марки. Буква «У» на стальном ободе является стилизацией летящей чайки на фоне закатного солнца. Патент на эмблему был получен в декабре 1963 года.

Добродушный УАЗ


Сначала в кузовном бюро Уляновского автозавода вылепили макет будущего 469 в масштабе 1:5. Это была уже третья генерация облика машины, в которой не было и следа воинственной строгости армейской техники. «Уазик» приобрел характерный добродушный внешний вид, сглаженный выпуклыми поверхностями.

Сразу после одобрения появился полноразмерный деревянный макет, а потом и первые машины в «металле». Интересно появление запасного колеса на задней двери. Как мы помним, на первых вариантах запаску монтировали за сиденьем водителя, что требовало дополнительного драгоценного места внутри кузова. Более приемлемым оказался вариант размещения колеса на откидывающемся кронштейне на задней двери. Заводчанам пришлось долго уговаривать заказчиков из Министерства обороны в целесообразности такого ноу-хау. В итоге узел крепления был утвержден и в дальнейшем был скопирован японскими автопроизводителями.

Отличительной чертой УАЗ-469 третьей генерации стал огромный для своего времени капот. На всех предшествующих прототипах капот был аллигаторного типа с развитыми передними крыльями. Этакое дизайнерское развитие модели ГАЗ-69. Увеличившийся вес капота рассматривался как главный недостаток решения. Но уже на первых прототипах выявились бонусы – удобство обслуживания мотора и навесных агрегатов, высокая технологичность изготовления детали и лаконичный внешний вид передней части машины.


Деревянный макет будущего УАЗ-469. Источник: denisovets.ru




Под индексом 469:  УАЗ от наброска до стального макета
Гражданский вариант ульяновского вездехода. Машину УАЗ-460 так и не удалось «продавить» на конвейер. Источник: denisovets.ru

Своя история случилась и с характерной плоской поясной линией кузова, примыкающей к гнутым боковинам. Необходимость такой полосы была продиктована унификацией ручек открывания с ГАЗ-69. Хромированная ручка в положении «открыто» как раз доходила до выпуклых поверхностей двери. Типичный пример, когда функция определяет внешний вид изделия.




Варианты модернизации ГАЗ-69. В таком виде машина могла быть принята на вооружение взамен УАЗ-469. Автор – Альберт Рахманов. Источник: drom.ru




Макет модернизированного в Великобритании ГАЗ-69. Land Rover Defender, которого нам так не хватало. Источник: drom.ru

Удивительно, но с разработкой УАЗ-469 не забывали и про модернизацию заслуженного ГАЗ-69.

Хотя военных уже не устраивала архаичная конструкция с недостаточной проходимостью, варианты доработки «козлика» все-таки прорабатывались. Просто потому, что глубокая модернизация гораздо дешевле создания новой машины. Дело доходило до того, что проект «рестайлинга» заслуженного внедорожника поручали в 60-е годы известной английской фирме. Рахманов также работал над облагороженной внешностью ГАЗ-69. Наброски на бумаге, однако, так и не были воплощены даже в полноразмерных макетах.


















Источник: denisovets.ru

Первые ходовые прототипы УАЗ-469 в привычном для современности облике появились в 1961 году.

От независимой подвески отказались, сохранив в ходовой части колесные редукторы. Военные требовали дорожный просвет не менее 320 мм, что негативно сказывалось на устойчивости машины.

При вхождении в поворот на вполне безобидной скорости прототипы УАЗ-469 норовились лечь на борт. Спасением оказалась новая рама с изогнутой вниз средней частью – это позволило немного снизить центр тяжести.

К 1962 году машине увеличили на 80 мм базу, установили колесные редукторы с компактным внутренним зацеплением и поработали над удобством в салоне. В 1963 году инженеры удовлетворили требование военных в увеличении максимальной грузоподъемности с 500 до 600 кг.

И вот, наконец, в 1964 году появился «уазик», который кардинально не модернизировался до середины 80-х годов. Только вот принятый на вооружение автомобиль оставался в замороженном состоянии до 1973 года.

Продолжение следует…
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -8
    10 июля 2021 04:14
    Забыли написать что многие решения были позаимствованы с американских машин,в том числе и колесо на заднем борту.
    1. +13
      10 июля 2021 09:36
      Цитата: Пессимист22
      Забыли написать что многие решения были позаимствованы с американских машин,в том числе и колесо на заднем борту.

      Автор не забыл. Прежде чем критиковать статью читать надо!
      Из статьи Автора.
      Интересно появление запасного колеса на задней двери. Как мы помним, на первых вариантах запаску монтировали за сиденьем водителя, что требовало дополнительного драгоценного места внутри кузова. Более приемлемым оказался вариант размещения колеса на откидывающемся кронштейне на задней двери. Заводчанам пришлось долго уговаривать заказчиков из Министерства обороны в целесообразности такого ноу-хау. В итоге узел крепления был утвержден и в дальнейшем был скопирован японскими автопроизводителями.
    2. -2
      12 июля 2021 00:05
      Читайте внимательнее текст.
  2. +5
    10 июля 2021 04:37
    К внешности УАЗика претензий нет и сейчас. Ну, разве только к открыванию окон путем отвинчивания.
    1. +4
      10 июля 2021 09:32
      На старых форточки поворачивались, впрочем как и на копейках, тройках и шестерках более поздних Жигулей, на новых сдвигаются.
      Хотя есть тюнинговые комплекты, которые позволяют опрокидывать окно полностью в низ/наружу.
      1. +3
        10 июля 2021 14:24
        Форточки поворачивались. Но окно открыть можно, только открутив его. Про это речь.
        1. +3
          10 июля 2021 15:33
          Цитата: mmaxx
          Форточки поворачивались. Но окно открыть можно, только открутив его. Про это речь.

          При всем уважении я и не оспаривал Ваш первый комментарий, просто банально дополнил. hi
      2. +1
        19 июля 2021 12:02
        Есть уже вариант полностью опускающихся боковых стекол. С электроприводом.
    2. -2
      10 июля 2021 16:41
      А ещё наружные дверные ручки отваливаются уже через месяц после получения новой машины.
      1. +5
        10 июля 2021 17:41
        Цитата: ё-моё
        А ещё наружные дверные ручки отваливаются уже через месяц после получения новой машины.

        Претензии не к конструкции машины, а к сборщикам.
      2. +3
        10 июля 2021 22:02
        Техника в руках ........ кусок металла! tongue УАЗ 91 года еще на ходу. На Патриот не поменяю и с доплатой ! hi
        1. +1
          11 июля 2021 01:29
          Цитата: fif21
          Техника в руках ........ кусок металла! tongue УАЗ 91 года еще на ходу. На Патриот не поменяю и с доплатой ! hi

          С первой частью согласен! Имею "Патриот" 2009г. И менять не хочу! Да и не буду!
          1. +2
            11 июля 2021 15:18
            Примите мои соболезнования ! crying Проходимость по сравнению с 469 низкая , ремонтопригодность низкая , цена заоблачная , запаска деформирует двери , сцепление менять нужно на европейское сразу , ролики ремня двигателя расходники 40 т пробега не более , двигатель высокооборотистый , электрическое включение передка - глупость несусветная. Кондиционер , комфорт , скорость - это не внедорожник ! Это паркетник притом тяжел. hi
            1. +1
              11 июля 2021 20:46
              Цитата: fif21
              Примите мои соболезнования !

              Извините, но не приму! Я же написал 2009г.в. А Вы основные претензии перечисляете, для авто выпуска после 2013г.
              1. +1
                11 июля 2021 22:45
                Цитата: неглавный
                Цитата: fif21
                Примите мои соболезнования !

                Извините, но не приму! Я же написал 2009г.в. А Вы основные претензии перечисляете, для авто выпуска после 2013г.

                Я еще не все перечислил wassat У меня товарищ погиб на Патриоте первых выпусков , заклинило ГУР , автомобиль "рыскает" по дороге ( подруливание на гололеде к добру не приведет) шрусы трещат , и задняя дверь у Вас от запаски не просела? А блок предохранителей ? Особенно 30 А Еще не меняли? Первый получили в 11г ! Но как говорят на вкус и цвет товарища нет! Удачи на бездорожье ! hi И на "покатушках" wink
        2. +1
          12 июля 2021 00:09
          Настоящий наследник русской школы внедорожников, ведущих своё происхождение от ГАЗ-64, но опыт Доджа 3//4 был тоже использован!
      3. 0
        14 июля 2021 16:09
        Цитата: ё-моё
        А ещё наружные дверные ручки отваливаются уже через месяц

        С чьих слов пишите?
        Пока не открутите два болтика крепления ручки (см. фото)
        наружная ручка двери с места не сдвинется, она с "квадратом"

        Если у вас ручка болтается в течении месяца на открученном (наружном, хорошо видимом) креплении - это ваша проблема, а не изъян конструкции.
    3. 0
      10 июля 2021 19:19
      Ещё недостаток это то что нет синхронизаторов передач на 1-2.
      1. +2
        12 июля 2021 00:11
        А Вас при обучении в автошколе не ознакомили с практикой вождения без использования сцепления?
        1. +1
          12 июля 2021 12:21
          Учился в ДОСААФ в 2013 году, не учили. Не удобно постоянно использовать двойной выжим и перегазовку, с синхронизаторами проще, выжал сцепление переключил передачу и отпустил.
  3. +9
    10 июля 2021 09:15
    Спасибо за статью , за отличные фото .
    УАЗик заслуженно пользовался уважением , прост в обслуживании . Естественно для того времени это был прорыв .
    Как и у каждого автомобиля , и у него были недостатки .
    Холодный зимой , для СССР , где " 9 месяцев зима , остальное лето" , могли бы с завода позаботиться о другом "климате" в автомобиле .
    1. +3
      11 июля 2021 06:48
      В 2000-х годах, когда появились интересные и недорогие строительные материалы, водители (в моей конторе) за день утепляли салон 469-го и мы горя зимой (Хабаровск) не знали! Обидно конечно, что на заводе этого не делали. Статья отличная, о многом не знал, автору спасибо, ждём продолжения!
    2. -1
      12 июля 2021 00:15
      Полностью согласен.
      Это была не только армейская машина, но и стояла на службе сельского хозяйства.
      Маленький механический герой поднятия Казахстанской целины.
      1. +1
        12 июля 2021 10:45
        "Маленький механический герой поднятия Казахстанской целины"
        это про газ69
  4. -7
    10 июля 2021 14:25
    В машине царил холод зимой, и адская жара летом. Даже крана на печку не было, видать это трудно придумать. Опускать боковые стекла так и не научились. Отсутствие омывателей для стекол и верхнее расположение щеток, приводило к размазыванию грязи по лобовому стеклу. Тип резины был один, "уазовские колеса". Гололеда боялся козлик сильно, по правде сказать и гряземес он был посредственным, опять же повторю , по причине отсутствия нормальной резины. Может она и выпускалась, но я не встречал. Почему то на уазку ставили движок от газ-21, довольно не надежный и трудный в ремонте.. Пробег до капиталки 50-80 тысяч. Допустим в случае течи масла с заднего коренного, нужно было снять двигатель и вытащить коленвал, для замены сальниковой набивки. Поэтому предпочитали возить с собой канистру с маслом, доливая каждую сотню пару литров. Про пассивную безопасность я молчу. При лобовом столкновении ноги у водителя и пассажира переднего отрывает , уже на скорости 30 км в час. Вот такой вот машин.
    1. +5
      10 июля 2021 17:19
      Машина военная. И выпуска 60х. В армии УАЗ с военными мостами и вездеходной резиной был вполне на своем месте. Месил даже забайкальские солончаки как зверь.
    2. +6
      10 июля 2021 17:43
      Цитата: Вольный ветер
      В машине царил холод зимой, и адская жара летом. Даже крана на печку не было, видать это трудно придумать. Опускать боковые стекла так и не научились.

      "Солдат обязан стойко переносить все тяготы военной службы". Присяга СССР. laughing
    3. +17
      10 июля 2021 19:55
      "В машине царил холод зимой, и адская жара летом"
      зимой было не жарко, хотя печка была очень производительная, брезент не способствовал утеплению. летом, обычно, половинки передних дверей снимали, и тоже было не жарко, правда, пыль покрывала всё внутри, но потом, на хорошей дороге, сдувалась через все щели. и кран на печку был, стоял на движке, как на всех газовских машинах. кузов очень охотно гнил, антикорозийку на заводе не делали, а в кузове было много закрытых полостей, с которых и начиналась вся гниль
      " Отсутствие омывателей для стекол"
      омыватель был, только не помню, с самых первых он пошёл, или чуть позже. дворники тоже чистили нормально, единственно, зона ометания была небольшая
      "Тип резины был один, "уазовские колеса". Гололеда боялся козлик сильно, по правде сказать и гряземес он был посредственным"
      резины было 2 типа-шоссейная, с мелким профилем, она хорошо ходила по гололёду и не шумела по асфальту, и вездеходная, на который уаз мог проехать везде, но шумная и с малым ресурсом.
      "Почему то на уазку ставили движок от газ-21, довольно не надежный и трудный в ремонте."
      а чем движок от газ21 отличался от газ24д? других не было тогда. и движок был очень надёжный, следить только за карбюратором нужно было, капризный очень, зато ремонтировался , буквально на коленке, поршневую группу можно было поменять не снимая движок и коленвал, а уж задний сальник поменять- вообще ерунда. другое дело, в войсках водитель- солдат, а значит- глуп, туп, и не развит, матчасть не знал, от того и пошли легенды, про ненадёжный уаз. кому лень было ремонтировать (или зампотех добрый был)- возили с собой масло, но сотню тысяч движок выхаживал, как его не убивали
      " Про пассивную безопасность я молчу"
      у всех военных машин того времени, она была примерно одинакова, хоть виллис, хоть лендровер, и насчёт отрыва ног на скорости 30 кмч- это довольно смелое заявление. раму уаза на такой скорости повредить нельзя, значит, и движок никуда не уйдёт.
      уаз - 469 был очень простой и надёжной машиной. из-за кривых рук сборщиков и водятелов и пошли все разговоры о его ненадёжности
      1. +8
        11 июля 2021 08:24
        У нас у начальника штаба соседнего полка был УАЗик. Раздолбан был срочниками- до ужаса! Пришёл новый солдат ( друг мой) Перебрал он его- всего и до винтика. Ещё полтора года этот УАЗик не хандрил и не ломался. Мысль такова: если руки из ж..пы то хоть колёсико на проволоки дай- угробят!
    4. +4
      12 июля 2021 00:32
      Почему то на уазку ставили движок от газ-21, довольно не надежный и трудный в ремонте..
      - так а других и не было в этом классе. Насчёт ненадёжности: у отца была Волга ГАЗ-21И, с двигателем 2445 см3, мощностью 70 л.с., выпуска апреля 1960 г., так до 1976 года кроме регламентных работ по замене смазки, обслуживанию подвески, регулировок (а их, можете мне поверить, было много, затрат на ремонты не было.
      Волга 24-01 1976 года, двигатель тот же, но мощность уже 80 л.с. По пути на дачу пробило ПГБ,замену которой я провёл в "полевых" условиях.
      Ну, а если руки растут из задницы, извините...
    5. 0
      14 июля 2021 16:22
      Цитата: Вольный ветер
      Даже крана на печку не было, видать это трудно придумать


      А это ЧТО???
  5. +1
    10 июля 2021 15:16
    От первоначального дизайна, откровенно утилитарного,
    пришли к более эстетичному экстерьеру с выпуклыми элементами.
    На прежних моделях большей частью кузовные панели были плоскими. Это, безусловно, гарантировало высокую технологичность, но не самый выразительный внешний вид. Решено было добавить во внешность УАЗ-469 немного лоска.

    И очень зря.
    Утилитарный дизайн смотрелся бы брутальнее и по итогу привлекательнее.
    В том числе были бы выше продажи на коммерческом рынке.
    И это при меньшей себестоимости.
    1. +4
      10 июля 2021 17:45
      Цитата: axxmanm
      В том числе были бы выше продажи на коммерческом рынке.

      Вы о чем ? Какой коммерческий рынок ? Этих-то не хватало. И напомню, что 469-е в СССР в свободную продажу вообще не поступали.
      1. 0
        12 июля 2021 00:38
        Продавались, так же, как и ЗиМы и Волги, но по распределению министерства или другого правительственного органа. Кстати, в очередь на Запорожцы или Москвич/Жигули можно было записаться по ходатайству предприятия.
        Когда отец в 1959 году оформлял покупку на ГАЗ-21, на Москвич ценой 850 т.р. стояла очередь.
        1. 0
          12 июля 2021 10:49
          "Москвич ценой 850 т.р. стояла очередь."
          скока-скока тысяч? а волга тогда сколько стоила?
          1. +1
            12 июля 2021 11:07
            Цитата: аксельбант
            "Москвич ценой 850 т.р. стояла очередь."
            скока-скока тысяч? а волга тогда сколько стоила?

            what Тоже задумался, очень-очень дорого...
            На Драйве2 ранее просматривал, обсуждение цен:
            Цены на новые автомобили в СССР:
            1949-1953 г.г.:
            Москвич-401 - 8 000 руб.,
            ГАЗ М20В "Победа" - 16 000 руб.,
            ЭМВ-312 (БМВ производства ГДР) - 25 000 руб.,
            ГАЗ-12 - 40 000 руб.,

            1959-60 г.г.:
            Москвич-401 - 9 000 руб.,
            Москвич-402 - 15 000 руб.,
            Москвич-407 - 25 000 - 27 000 руб.

            В 1961 году была деноминация, соответственно машины стали стоить в 10 раз дешевле. Но, вскоре произошло повышение цен.
            1964 г.:
            Москвич-403 - 3 600 руб.,
            ГАЗ-21 "Волга" - 5 600 руб.
            1. 0
              12 июля 2021 11:49
              Цитата: Lynx2000
              ГАЗ-21 "Волга" - 5 600 руб.

              Уточню: согласно таблице денежно-вещевой лотереи года этак 1970 "Волга" ГАЗ-21 стоила 5602 рубля. Цену помню точно - воспоминания детства.
              1. 0
                12 июля 2021 18:32
                Цитата: tolancop
                согласно таблице денежно-вещевой лотереи года этак 1970 "Волга" ГАЗ-21 стоила 5602 рубля

                Вы немного ошиблись-в 1970-м году ГАЗ-21 уже не производилась. Либо год не 70-й, либо ГАЗ-24.
                1. +1
                  13 июля 2021 12:46
                  Альф, с годом мог немного и ошибиться, поэтому и написал "этак 1970". И точно это была на ГАЗ-24. 24-я шла по лотерее ДОСААФ (билет 50 копеек) и согласно ей стоила 10 тыс. А ГАЗ-21 разыгрывалась в обычной лотерее (билет 30 копеек) и "Волгу" в этой лотерее потом сменили "Жигули" ВАЗ-2101 (5500 руб.), затем ВАЗ-21011 (6300) и ВАЗ-2103 (7200).
                  1. 0
                    13 июля 2021 18:31
                    Цитата: tolancop
                    Альф, с годом мог немного и ошибиться, поэтому и написал "этак 1970". И точно это была на ГАЗ-24. 24-я шла по лотерее ДОСААФ (билет 50 копеек) и согласно ей стоила 10 тыс. А ГАЗ-21 разыгрывалась в обычной лотерее (билет 30 копеек) и "Волгу" в этой лотерее потом сменили "Жигули" ВАЗ-2101 (5500 руб.), затем ВАЗ-21011 (6300) и ВАЗ-2103 (7200).

                    Ну, тады Ой !
          2. 0
            5 августа 2021 23:10
            Прошу прощения, в 1960 году Москвич стоил 8500 руб.
            Дай бог памяти на момент покупки в августе 1961 года Волга стоила 4200 руб.
            Напомню, 1 января 1961 года прошла деноминация в 10 раз.
        2. 0
          12 июля 2021 18:30
          Цитата: ЕМММ
          Продавались, так же, как и ЗиМы и Волги, но по распределению министерства или другого правительственного органа

          Повторяю еще раз-в СССР ГАЗ-69 и УАЗ-469 ЧАСТНЫМ лицам не продавались.
          1. 0
            13 июля 2021 09:10
            Но почему-то у некоторых лиц они, особенно ГАЗ-69, были в собственности.
            1. +1
              13 июля 2021 18:34
              Цитата: Sergej1972
              Но почему-то у некоторых лиц они, особенно ГАЗ-69, были в собственности.

              Были, никто не спорит. Вот вот КАКИМ способом эти газики переезжали в частные гаражи...Очень часто покупали их те, кто работал во всяческих автоколоннах и автокомбинатах, эти газики продавали по списанию, по остаточной стоимости и только своим.
  6. +8
    10 июля 2021 20:59
    У нормального старшины роты выпросить 5-6 списанных одеял и пришить их не внатяг, чтобы чуть провисали, к тенту, почти термос получался, прошивать только в нормальной изоляции телефонной "жилкой", что в дивизионе связи выпрашивали. Чем советский солдат отличался - правильно, солдатской смекалкой. Для зимы в БССР - хватало. А вот в Сибири, на Дальнем Востоке, на Севере и высоко в горах - не знаю, на срочке самой северной точкой у меня на карте родной страны было Молодечно в Минской области...Хотя, подобного рода термоса на 469-ых, по всей родной Архангельской области видел на гражданке десятки раз.
  7. +3
    10 июля 2021 21:16
    Спасибо Евгению! Статья, как и всегда интересна своей полноценностью. ))
  8. +3
    10 июля 2021 22:52
    Цитата: Вольный ветер
    В машине царил холод зимой, и адская жара летом. Даже крана на печку не было, видать это трудно придумать. Опускать боковые стекла так и не научились. Отсутствие омывателей для стекол и верхнее расположение щеток, приводило к размазыванию грязи по лобовому стеклу. Тип резины был один, "уазовские колеса". Гололеда боялся козлик сильно, по правде сказать и гряземес он был посредственным, опять же повторю , по причине отсутствия нормальной резины. Может она и выпускалась, но я не встречал. Почему то на уазку ставили движок от газ-21, довольно не надежный и трудный в ремонте.. Пробег до капиталки 50-80 тысяч. Допустим в случае течи масла с заднего коренного, нужно было снять двигатель и вытащить коленвал, для замены сальниковой набивки. Поэтому предпочитали возить с собой канистру с маслом, доливая каждую сотню пару литров. Про пассивную безопасность я молчу. При лобовом столкновении ноги у водителя и пассажира переднего отрывает , уже на скорости 30 км в час. Вот такой вот машин.

    Учитывайте год разработки и военное назначение, очевидно, что вы смотрите глазами настоящего времени.
    1. 0
      12 июля 2021 00:41
      А на Ладожском льду двери полуторок держали открытыми не только, чтобы стёкла не амерзали.
  9. +2
    11 июля 2021 08:16
    Большущее спасибо автору, за статью! Прочел на одном дыхании и много интересного для себя узнал. Все таки, большинство из нас выросли с этими машинами. Лично мне, всегда нравился УАЗ. Простой, надёжный и по своему красивый.
    1. +1
      12 июля 2021 00:42
      Второй раз за сегодняшний вечер присоединяюсь с удовольствием.
  10. 0
    12 июля 2021 10:43
    Интересные карандашные рисунки. Автор явно срисовал дизайн передней части с jeep wagoneer 1962-63 года. А теперь вопрос - кто у кого срисовал и если мы с американцев, то был значит засланный казачек в Kaiser Jeep. Ведь эта морда появилась на рынке в 1963. )))))
    1. 0
      16 июля 2021 18:57
      Это в каком месте он дизайн срисовал?
  11. 0
    12 июля 2021 13:28
    В середине 90-х отец главный инженер районных энергосетей выбирал служебный автомобиль, выбор был Уаз или Нива, выбрал редукторный уазик, в соседнем городке фирма по тюнингу уаза работала в местной зоне, по совету знающих людей перед отправкой в машину положили несколько коробок с чаем. В итоге получили качественный тюнинг сделанный на совесть, полный антикор, тепло шумоизоляцию, жесткую крышу.
    Уаз отцу прослужил до начала нулевых, до пенсии. Часто особенно в весеннею и осеннею распутицу приходилось для контроля ЛЭП забираться в самое бездорожье, камел трофи отдыхает, папа с гордость говорил что ни разу не пришлось трактор вызывать, сам выбирался.
    1. +1
      14 июля 2021 14:23
      Цитата: irontom
      забираться в самое бездорожье, камел трофи отдыхает,

      "Кэмел Троффи" однажды проходили в России. Помню фрагмент репортажа с этого рейда (или изучения маршрута перед рейдом).... Куча народу тягает из грязюки Лендровер, а в это время (Внимание!!! Барабанная дробь!!!!) местный абориген на УАЗе в одиночку объезжает эту кучу народа и автомобилей!!!
      И едет дальше по своим делам. И, честное слово, возникает чувство гордости, как за наш автопром, так и за наше бездорожье, которое по силам только нам.