Военное обозрение

АПЛ «Новосибирск» и перспективы серии «Ясень-М»

51

Головная АПЛ пр. 885М во время церемонии принятия в состав ВМФ, 7 мая 2021г.


Успешно продолжается выполнение программы строительства перспективных атомных подводных крейсеров пр. 885М «Ясень-М». Так, 1 июля на ходовые испытания впервые вышла новейшая подлодка этого типа К-573 «Новосибирск». Это первый серийный корабль, выполненный по проекту с литерой «М», и завершение его строительства имеет большое значение для выполнения текущей программы и модернизации подводного флота в целом.

В недавнем прошлом


Базовый проект 885 «Ясень» был разработан еще на рубеже восьмидесятых и девяностых годов, и в 1993 г. состоялась закладка головного корабля «Северодвинск». Через несколько лет строительство заморозили и возобновили только в 2004-м, с использованием обновленного проекта. В тот же период началась глубокая модернизация «Ясеня» под обозначением «885М» или «08851». По этому проекту планировалось строить все новые корабли.

24 июля 2009 г. на ПО «Северное машиностроительное предприятие» («Севмаш») состоялась закладка головного «Ясеня-М» – К-561 «Казань» (зав.номер 161). Постройка заняла немало времени, и корабль спустили на воду только 31 марта 2017 г. В дальнейшем проявились новые трудности, из-за чего заводские ходовые испытания удалось начать только в сентябре 2018 г.

Необходимость исправления недочетов и совершенствования различных систем несколько раз приводила к смещению сроков сдачи. В итоге корабль передали ВМФ 7 мая 2021 г. Через несколько недель «Казань» совершила переход из Северодвинска к месту службы, в Западную Лицу.

АПЛ «Новосибирск» и перспективы серии «Ясень-М»

Церемония спуска на воду подлодки "Новосибирск", 25 декабря 2019 г.

Первый серийный ракетоносец пр. 885М, К-573 «Новосибирск» (зав.номер 162), заложили 26 июля 2013 г. Построив предыдущие корабли, «Севмаш» освоил и отработал необходимые технологии, благодаря чему работы по «Новосибирску» шли с более высокими темпами. Эту АПЛ спустили на воду в конце декабря 2019 г. Следующие полтора года ушли на выполнение оставшихся работ и подготовку к будущим испытаниям.

1 июля 2021 г. «Новосибирск» впервые вышел в море. В ближайшие месяцы корабль подтвердит ходовые и маневренные качества, проверит работу всех бортовых систем, а также проведет первые испытательные стрельбы с применением ракетного и торпедного вооружения. Затем, после необходимой подготовки, пройдут государственные испытания. Все подобные мероприятия завершатся до конца года, и к началу следующего 2022-го ожидается передача корабля заказчику.

В ближайшем будущем


Актуальные планы ВМФ предусматривают строительство девяти «Ясеней» двух модификаций. Головной корабль построен по исходному пр. 885, а все остальные относятся к модернизированному «885М». Две подлодки разных модификаций переданы заказчику и несут службу. Через несколько месяцев к ним присоединится новый «Новосибирск». Еще семь заказов находятся на разных стадиях строительства, в т.ч. на этапе подготовки к спуску на воду.

27 июля 2014 г. – через год и один день после К-573 – заложили второй серийный корабль «Ясень-М», К-571 «Красноярск» (зав.номер 163). В настоящее время завершаются строительные работы, и до конца лета его спустят на воду. По планам, «Красноярск» передадут заказчику до конца следующего года.


С 2015 по 2017 г. ежегодно закладывалось по одному «Ясеню-М» – это корабли «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск» с зав.номерами 164-166. Все они находятся на разных стадиях строительства. Их будут спускать на воду после 2022-23 гг., а вступление в строй запланировано к середине десятилетия.

20 июля 2020 г. состоялась последняя на данный момент церемония закладки «Ясеней», причем на этот раз дали старт строительству сразу двух подлодок. «Воронеж» (зав.номер 167) и «Владивосток» (зав.номер 168) спустят на воду после 2025-26 гг., а приемные акты подпишут в 2027-28 гг.

Подводные крейсера пр. 885(М) предназначаются для Северного и Тихоокеанского флота. Первый уже получил две новые АПЛ, а следующая пара кораблей отправится на Тихий океан. В дальнейшем такое распределение сохранится, и оба флота получат по четыре «Ясеня-М».

Явные преимущества


Проект 885(М) «Ясень» предлагает строительство многоцелевой атомной подлодки 4 поколения, способной поражать широкий круг подводных, надводных и береговых целей. Модернизированный «Ясень-М» отличается от базовой подлодки уменьшенной длиной и водоизмещением, а также оптимизированными обводами. Обновлены общекорабельные системы и радиоэлектронное вооружение. Также изменены подходы к строительству: в частности, удалось перейти на комплектующие только отечественного производства.


АПЛ пр. 885М оснащается гидроакустическим комплексом «Аякс» со сферической носовой антенной, имеющую максимальную площадь, и несколькими дополнительными антеннами на других участках корпуса. Используются современные БИУС, средства связи и т.д.

Подлодки обеих модификаций вооружаются 10 торпедными аппаратами калибра 533 мм. В связи с использованием крупной носовой антенны аппараты перенесены на борта корпуса. Возможно использование всего спектра современных отечественных образцов минно-торпедного вооружения.

Позади ограждения выдвижных устройств в корпусе расположена универсальная пусковая установка для ракет с восемью модулями. Обеспечивается использование крылатых ракет семейства «Калибр» и противокорабельных комплексов «Оникс» и «Циркон». Благодаря этому «Ясень-М» может эффективно решать широкий круг боевых задач и поражать разнообразные цели в радиусе сотен и тысяч километров.

Повод для оптимизма


К сожалению, с момента своего старта проект «Ясень» постоянно сталкивался с различными проблемами, мешавшими быстрому, полному и качественному выполнению всех работ. Выявлялись различные недостатки, пересматривались сроки строительства и т.д. В результате к настоящему времени смогли ввести в состав флота только два корабля из запланированной крупной серии.


Закладка седьмого и восьмого "Ясеня-М". 20 июля 2020 г.

На фоне событий прошлого последние новости о «Новосибирске» становятся поводом для оптимизма. Эту АПЛ построили за шесть с половиной лет, и еще полтора года понадобилось на испытания – которые, согласно планам, займут всего полгода. Таким образом, первый серийный «Ясень-М» ставит своеобразный рекорд в программе строительства пр. 885.

Последние новости о подлодках «Казань» и «Новосибирск» показывают, что «Севмаш» и смежные предприятия успешно справились со всеми проблемами и трудностями, имевшими место ранее. Теперь кораблестроители готовы к полномасштабной постройке серийных «Ясеней-М», и уже несколько таких подлодок одновременно находятся на стапелях на разных стадиях строительства.

Пока есть все поводы для оптимизма, и можно ожидать, что новейший «Новосибирск» в указанные сроки пройдет заводские и государственные испытания. Кроме того, следует считать, что строительство всех новых подлодок пр. 885М будет идти с максимальным соответствием установленному графику, без серьезных отклонений. Соответственно, не позднее 2027-28 гг. в составе двух флотов ВМФ России появятся две полноценные группировки современных многоцелевых подводных ракетоносцев.

Впрочем, даже после отладки производства и исправления имевшихся недостатков строительство атомных подлодок остается сложным, дорогостоящим и длительным процессом. На каждый новый «Ясень-М» будет тратиться порядка 7-8 лет, и запланированную серию удастся достроить только к концу десятилетия. Однако положительные последствия такого строительства очевидны – и его необходимо продолжать, используя все имеющиеся возможности и накопленный опыт.
Автор:
Использованы фотографии:
Минобороны РФ, "ОСК"
51 комментарий
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Magic Archer
    Magic Archer 9 июля 2021 04:37
    +13
    Ясени однозначно хорошие субмарины. Но. Сложные и дорогие. Американцы в своё время тоже с начала пошли по этому пути, создав Си Вулфы. Но посчитав расходы и проанализировав ситуацию в мире, разработали более "простую"(в кавычках потому что с каждой модификацией Девственница становится сложнее) но всё же дешевле Волчары. Нам нужна более массовая серия. Если в качественном плане мы не уступаем, то в количественном положение просто катастрофа. У американцев кроме Вирджиний, Си Вульфов еще и Лос Анджелесов овердофига... Плюс англичане и французы...
    1. ramzay21
      ramzay21 9 июля 2021 05:45
      +7
      Да, Ясени надо строить большой серией, попутно снижая себестоимость и улучшая характеристики. Так же надо быстрее модернизировать лодки предыдущих проектов, и начать формировать по два экипажа на лодку. Один экипаж лодки, с таким количеством АПЛ сейчас практически преступление
      1. ученый
        ученый 9 июля 2021 06:40
        +4
        Цитата: Magic Archer
        Нам нужна более массовая серия.

        Здесь выход находится в массовом применении современные концепции подводных беспилотников различного назначения, которые позволяют превратить большую АПЛ в командный центр с завязанными на него автономными средствами разведки и боевого охранения.
        1. ramzay21
          ramzay21 9 июля 2021 08:25
          +2
          Здесь выход находится в массовом применении современные концепции подводных беспилотников различного назначения, которые позволяют превратить большую АПЛ в командный центр с завязанными на него автономными средствами разведки и боевого охранения.

          Беспилотники пока не в состоянии заменить полноценную АПЛ, тем более что их все равно у нас нет.
        2. SovAr238A
          SovAr238A 10 июля 2021 12:52
          +2
          Цитата: ученый
          Цитата: Magic Archer
          Нам нужна более массовая серия.

          Здесь выход находится в массовом применении современные концепции подводных беспилотников различного назначения, которые позволяют превратить большую АПЛ в командный центр с завязанными на него автономными средствами разведки и боевого охранения.

          Такой "учёный" нашел способ высокоскоростной связи с подлодками?
          И желательно скрытной..
      2. sanek45744
        sanek45744 9 июля 2021 08:18
        +1
        А кто сказал, что на пароход только один экипаж идет ? Или это из разряда главно что то написать о чем-нибудь.
      3. venik
        venik 10 июля 2021 21:27
        +1
        Цитата: ramzay21
        Да, Ясени надо строить большой серией, попутно снижая себестоимость и улучшая характеристики. Так же надо быстрее модернизировать лодки предыдущих проектов

        =======
        Сейчас "тапочки полетят"... Пр. 885М - штука классная! Их нужно (просто - НЕОБХОДИМО!) строить...
        Но мне кажется, что не мешало бы подумать и о более простой, дешевой и массовой атомной субмарине! Пусть даже и с более скромными показателями (кроме "шумности").... Которая стала бы хорошим дополнением к "ясеням"!
        Возможно я и не прав........
    2. Marachuh
      Marachuh 9 июля 2021 08:27
      +5
      Я думаю нужно строить серию Ясеней, а в дополнение к ним массово -дизеля с внэу. У нас все-же много прибрежных территорий с малыми глубинами и денег не как у американцев.
      1. sanek45744
        sanek45744 9 июля 2021 08:41
        -3
        А за чем прибрежье, если противник там действовать не будет .
        1. Marachuh
          Marachuh 9 июля 2021 08:45
          0
          Да неужели? Все в атлантику? wassat
          1. sanek45744
            sanek45744 9 июля 2021 09:09
            -3
            Да понятно одно,вы не понимаете в этой тематике
            1. Alex777
              Alex777 9 июля 2021 14:45
              +1
              Израиль на НАПЛ возлагает задачу нанесения "удара возмездия" по Ирану. Причем не через Суэц, а с огибанием Африки.
              ПЛО наших баз - тоже весьма и весьма важная задача.
              Так что правильные НАПЛ нам несомненно нужны.
              1. sanek45744
                sanek45744 9 июля 2021 14:58
                +1
                напл не решит задач пло, это решает авиация и надводный флот . Сейчас ракеты летят очень далеко, так что ни кто не будет к базам подходить . А вот автономность у атомных лодок намного больше . У меня в экипаже мичмана были с автономкой в 120 суток .
                1. Alex777
                  Alex777 9 июля 2021 14:59
                  +3
                  напл не решит задач пло, это решает авиация и надводный флот .

                  А если погода испортиться? Сплошь и рядом такое бывает и на СФ, и на ТОФ.
                  Как выход РПКСН обеспечивать?

                  А вот автономность у атомных лодок намного больше .

                  Так и шумность, и цена выше.
                  А автономность правильных НАПЛ уже очень и очень приличная.
                  Пример Израиля это демонстрирует.
                  1. sanek45744
                    sanek45744 9 июля 2021 15:12
                    +1
                    По автономности, вы забываете про скажем так среду обитания экипажа ( еда, отдых скажем так ). Флот же не будет ждать дня объявления войны, он выходит из баз в предвоенный момент взаимоотношений . Как раз крейсер выходит из базы при экспорте бпк и авиации , а потом скрывается в море и тут вот как раз главное автономность .
                    1. Alex777
                      Alex777 9 июля 2021 15:19
                      +4
                      По автономности, вы забываете про скажем так среду обитания экипажа ( еда, отдых скажем так ).

                      Не забываю. Почему вы так решили?
                      По обитаемости 941 - прекрасный проект был...
                      Обнаружение его авиацией - решаемая задача.
                      Чтобы сделать беседу более предметной, сформулирую свою точку зрения:
                      1. несомненно, АПРКСН (Бореи) и ПЛАКР (Ясени) необходимы и хороши для своих задач,
                      2. есть целый ряд задач, которые целесообразно решать силами правильных НАПЛ.
                      hi
                      1. sanek45744
                        sanek45744 9 июля 2021 15:25
                        0
                        941 проект, что в нем хорошего под воду уходил плохо, а про бассейн да к его картошкой заваливали в автономку . Я был на нем, здоровый пароход . Для КТОФ КСФ лучше б подошли атомные охотники а вот напм это балтика и черное море .
                      2. Alex777
                        Alex777 9 июля 2021 15:34
                        +3
                        Я был на нем, здоровый пароход .

                        Ну значит мы примерно одинаково смотрим на вещи. yes
                        Для КТОФ КСФ лучше б подошли атомные охотники

                        Цена вопроса. Их нужно много и сразу.
                        По НАПЛ надеюсь на прорыв в ближайшие 2-3 года.
                        Правильные в моем понимании - это похожие на последние японские. С возможностью длительного хода на максимальной скорости (20-22 узла), ВИ ~3000 т и ВПУ 10-12 КР.
                        Про БФ и ЧФ - там и речи нет. Только НАПЛ. hi
              2. SovAr238A
                SovAr238A 10 июля 2021 12:49
                -1
                Цитата: Alex777
                Израиль на НАПЛ возлагает задачу нанесения "удара возмездия" по Ирану. Причем не через Суэц, а с огибанием Африки.

                Т.е . О базе Эйлат вы ничего не знаете...
                1. Alex777
                  Alex777 10 июля 2021 22:07
                  +1
                  Вы хотите сказать, что в Эйлате НАПЛ базируются? wink
        2. shkiper83
          shkiper83 10 июля 2021 15:37
          -1
          В том числе обеспечивать выход на службу РПКСН с баз . Контролировать Курильские и не только проливы . Внесение службы в Черном море
          1. sanek45744
            sanek45744 10 июля 2021 17:44
            -1
            Вы понимаете о чем пишите ? Задачи по выходу РПКСН дизеля точно не решают . Это задачи авиации и БПК выполняют.
            1. shkiper83
              shkiper83 11 июля 2021 03:44
              +1
              Понимание у меня,прямо скажем не прямое. Только на основе статей и публикаций и на основе своего опыта. Моя ВУС командир ЭНГ БЧ1,ПЛ пр877.
              1. sanek45744
                sanek45744 11 июля 2021 07:49
                +2
                Ну и когда это вы обеспечивали выход рпксн ? Правильно ни когда . И да же когда мы обнаруживали слежку за нами, то вызывали авиацию и бпк . Как дизель может решать эти задачи, если он просто по скорости уступает . Экскорт рпксн составляют апл. На севере это зверинная дивизия . Ясени вошли в 11 дивизию, а значит перед ними ставится другая задача .
                1. shkiper83
                  shkiper83 12 июля 2021 08:51
                  +1
                  Я не военный моряк,а гражданский. Как вариант вывести за определённый срок дэпл в район перед базой и зачистить его?
    3. Барбарис25
      Барбарис25 9 июля 2021 11:28
      +1
      а не выплеснем ли с водой и ребенка?у нас есть проверенный проект,если мы решим перейти на какой то новый,то мы по срокам можем попасть в ситуацию что получим столько же АПЛ,но с более низкими ТТХ. В принципе можно сделать мини-вариант Ясеня или скорее Борея,но нужно сначала проект подготовить,а потом уже делать,а пока пусть строят что есть
    4. grassyknollgunner
      grassyknollgunner 9 июля 2021 16:17
      0
      Строим 545 проект, он же укороченный Ясень и все.

      https://2020.f.a0z.ru/10/22-9141365-545-image01.jpg?title=545-image01.jpg
  2. Пиджак в запасе
    Пиджак в запасе 9 июля 2021 05:33
    +3
    Эту АПЛ построили за шесть с половиной лет, и еще полтора года понадобилось на испытания – которые, согласно планам, займут всего полгода

    Впрочем, у этого автора всё как обычно, по три круга ниачём.
    1. Alex777
      Alex777 9 июля 2021 15:23
      +2
      полтора года понадобилось на испытания – которые, согласно планам, займут всего полгода

      Эту фразу я перечитал раз пять, но так и не понял. drinks
  3. Комментарий был удален.
    1. Тикси-3
      Тикси-3 9 июля 2021 07:42
      -2
      Цитата: rudolff
      Серию Ясень М можно как минимум удвоить.

      hi можно и утроить, если еще модифнуть, на уменьшение стоимости например количество пу уменьшить
      1. URAL72
        URAL72 9 июля 2021 08:12
        +6
        От уменьшения количества ПУ цену не снизить. А вот если строить не 8 а 4 года, да при этом закладывать каждый год, как сейчас, чтоб сразу по 4 строилось в разных стадиях. А ещё убрать прокладки-поставщики,- тогда да.
        1. Тикси-3
          Тикси-3 9 июля 2021 09:30
          -2
          Цитата: URAL72
          От уменьшения количества ПУ цену не снизить.

          belay да вы что?? серьезно??
          1. Alex777
            Alex777 9 июля 2021 15:10
            +3
            Как вы оцениваете выгоду от снижения количества ВПУ?
            Штаты на Вирджиниях наоборот, увеличили количество.
            1. Тикси-3
              Тикси-3 9 июля 2021 15:16
              -2
              Цитата: Alex777
              Как вы оцениваете выгоду от снижения количества ВПУ?

              выгоду? нет выгоды, кроме снижения стоимости ни какой, а где я писал про ВЫГОДУ??....у нас что ни возьми так звезда смерти с ценой космической - не рациональное использование народных денег
            2. SovAr238A
              SovAr238A 10 июля 2021 13:16
              0
              Цитата: Alex777
              Как вы оцениваете выгоду от снижения количества ВПУ?
              Штаты на Вирджиниях наоборот, увеличили количество.

              Ещё раз.
              ВПУ нужны американцам и только американцам.
              В ВПУ у них стоят только тактические Томагавки.
              Потому, что их огромное количество АПЛ, все время трётся возле чужих баз.
              И хотя основные задачи американских АПЛ, это сопровождение РПКСН, ПЛАРБ, КУГ, АУГ...
              Но когда АПЛ сидят возле чужих баз в ожидании, им дали ВПУ, что бы в случае БП, они могли нанести хоть какой то ущерб противнику.
              Англичане и Французы - ВПУ не имеют даже на самых современных лодках.
              Они считают, что по тактике использования АПЛ, им эти ВПУ нафиг не нужны...
              Так же и нам по сути ВПУ не нужны.
              Наши лодки не трутся возле Китс-Ап или Норфолка.
              Нашим лодкам не нужно пускать 10-20 ракет, абы куда..
              Особенно зная, что наши АПЛ в основном сопровождают наши РПКСН.
              И куда и самое главное по кому, будут стрелять ракетами типа Калибр или Циркон наши лодки, если они сопровождают наши РПКСН в Охотском море?

              Наличие ВПУ, это ущербная цель.
              Высокозатратная, и бесполезная.
              10-20 ракетами, даже аэродром не уничтожить. Нужно минимум 50...
              1. Комментарий был удален.
        2. SovAr238A
          SovAr238A 10 июля 2021 13:06
          -1
          Цитата: URAL72
          От уменьшения количества ПУ цену не снизить. А вот если строить не 8 а 4 года, да при этом закладывать каждый год, как сейчас, чтоб сразу по 4 строилось в разных стадиях. А ещё убрать прокладки-поставщики,- тогда да.

          А выросшая в три раза цена на металл, очень сильно поспособствует снижению стоимости...
          Сарказм
          И практически гиперинфляция...
          Которая сейчас идёт и вызывает рост цен практически на все.
          1. URAL72
            URAL72 10 июля 2021 13:16
            0
            Вы наверное в курсе, что металл для АПЛ на бирже не купишь. В союзе только Мариуполь лил. Думаю и сейчас в России это один завод. Может и государственный. Должен быть. Цена корпуса- это даже для ПЛ не более 15%, для АПЛ,- ниже. Там один реактор более 50% стоит.
      2. Комментарий был удален.
  4. wolf46
    wolf46 9 июля 2021 08:19
    +3
    Нужно довести кол-во "Ясеней", как и "Бореев" до 2х6 (полноценных дивизий). В этом году заложат 9й и 10й корпуса проекта 955А.
  5. A_Lex
    A_Lex 9 июля 2021 10:23
    +5
    Типичная статья Кирилла в которой перечисляются общеизвестные факты из википедии, относящиеся к проекту, т.е. то, что было, добавляется перечисление планов, т.е. того, что запланировано, и возможно произойдет, а в конце статьи рассказывается о сложностях проекта, которые тем не менее не мешают с оптимизмом смотреть в будущее. Собственно обладая опытом рерайтера и набив руку в наполнении "рыбы" материалами, каждое утром можно легко и быстро компоновать новую статью в принципе на любую тему, следуя одному и тому же шаблону.

    Вопрос - зачем нужны такого рода статьи в которых по сути дела нет ни новых фактов, ни какой-либо серьезной аналитики? Если только лишь для инициации последующего обсуждения, тогда не очень понятно, а что же здесь обсуждать в ситуации, когда статья по сути не предлагает никакого предмета обсуждения.
    1. Андрей из Челябинска
      +14
      Цитата: A_Lex
      Вопрос - зачем нужны такого рода статьи в которых по сути дела нет ни новых фактов, ни какой-либо серьезной аналитики?

      Дмитрий, я тут поговорил с Романом Скомороховым на эту тему... Узнал для себя много нового:))))
      Попросту говоря, толковая статья отнимает кучу сил и времени. А сайту нужен контент в большом количестве. То есть если ограничиться только высококачественными статьями, их будет банально мало, сайт потеряет посещаемость, рекламные доходы упадут, а там уж и серьезные авторы расползутся кто куда.
      Поэтому рассматривайте контент такого рода как неизбежное зло, которое, тем не менее, позволяет тем, кто пишет по настоящему хорошие статьи, публиковать их здесь, на "ВО" и обеспечивает этим статьям большое количество просмотров и обстоятельные обсуждения.
      Именно поэтому я, с некоторых пор, перестал критиковать такого рода статьи
      1. smaug78
        smaug78 9 июля 2021 12:20
        +4
        Поэтому рассматривайте контент такого рода как неизбежное зло, которое, тем не менее, позволяет тем, кто пишет по настоящему хорошие статьи, публиковать их здесь
        К сожаление хороших статей становится с каждым разом. А сайт все сильнее скатывается в нечто желтое. Я ничего не имею против качественный попсы, но даже ее количество уменьшилось ощутимо.(((
      2. lis-ik
        lis-ik 9 июля 2021 13:01
        +5
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Поэтому рассматривайте контент такого рода как неизбежное зло

        Так вот откуда беруться Каменевы, Ставеры и иже с ними.......
    2. lis-ik
      lis-ik 9 июля 2021 12:59
      0
      Цитата: A_Lex
      Вопрос - зачем нужны такого рода статьи в которых по сути дела нет ни новых фактов, ни какой-либо серьезной аналитики? Если только лишь для инициации последующего обсуждения, тогда не очень понятно, а что же здесь обсуждать в ситуации, когда статья по сути не предлагает никакого предмета обсуждения.

      Да, у Кирилла есть особенность несколько раз повторяться в одной статье, но для широкого круга читателей, не углубляющихся в глубину вопроса, они достаточно информативны и несут познавательный эффект, так что привыкнув к стилю подачи, вполне читабельны.
  6. silver_roman
    silver_roman 9 июля 2021 15:45
    +3
    Видеть конечно на ясене винт грустно. Даже на бореях водометы. Плюс ждём завершения истории с торпедами и антиторпедами
  7. Ryaruav
    Ryaruav 9 июля 2021 19:37
    +1
    почему наши лодки громадного водоизмещения против амерских при не большей эффективности
  8. saturn.mmm
    saturn.mmm 11 июля 2021 07:32
    +1
    На каждый новый «Ясень-М» будет тратиться порядка 7-8 лет, и запланированную серию удастся достроить только к концу десятилетия.

    А чего 7-8 лет при налаженном серийном строительстве?
    В СССР АПЛ пр.941 головную построили за 5 лет а при налаженном серийном строительстве на постройку уходило 2 года.
  9. Виктор Ценин
    Виктор Ценин 11 июля 2021 14:11
    0
    Мне непонятно, на ВО и не только, неоднократно сообщалось про перспективность и необходимость водомётных движков. По какой причине у этого момента нет ни малейшего развития?
  10. looker-on
    looker-on 13 июля 2021 11:22
    +1
    Цитата: Виктор Ценин
    Мне непонятно, на ВО и не только, неоднократно сообщалось про перспективность и необходимость водомётных движков. По какой причине у этого момента нет ни малейшего развития?

    Вот из статьи :
    Водомёт "Сивулф" был тщательно протестирован на нескольких масштабных (от 1/6 до 1/4) моделях в Лейк-Пенд-Орей. Таким образом, когда дело дошло до строительства "Сивулф", уже было большое количество исследований, поддерживающих конструкцию водомёта. И все же водомёт "Сивулф" не достиг показателей по низкочастотному высокоскоростному шуму.

    Ну и очевидно что это дорогостоящая разработка. А задел по винтам уже под рукой. Ясень и так дорогие .