Украинское СМИ: Полтавская битва обернулась победой Швеции

44

Кившенко А. Капитуляция шведской армии. Репродукция картины.

312 лет назад, 8 июля (по старому стилю 27 июня) 1709 года, армия шведского короля Карла XII потерпела сокрушительное поражение от российской армии под Полтавой. Фиаско шведских амбиций привело к значительному укреплению Российской империи, которая именно по итогам войны со Швецией обрела выход к Балтийскому морю, основала новую столицу – Санкт-Петербург.

Как считает украинская публицистка Светлана Шевцова, на первый взгляд поражение под Полтавой поставило точку в истории Швеции как европейской сверхдержавы, но в итоге шведы все же выиграли. Именно Полтавское сражение перевернуло страницу в истории королевства и стало отправной точкой для превращения Швеции в нейтральную, уютную и обеспеченную страну.



Отказ от державных амбиций, по мнению Шевцовой, пошел на пользу Шведскому королевству. Постепенно Швеция пережила «травматический опыт Полтавы», потерю Финляндии, и с XIX века стала нейтральным государством.

В Первой и Второй мировых войнах страна не участвовала, за счет чего смогла сосредоточить внимание на решении социальных проблем и превратиться в очень благополучную страну даже по сравнению с другими развитыми европейскими странами.

Шевцова пишет, что в Швеции дух былого величия давно выветрился, а гордятся шведы не героическим военным прошлым, а сытым социально ориентированным настоящим. Например, в шведских музеях основное место сейчас занимает не военно-историческая, а социальная тематика.

Правда, к кому обращен посыл украинской публицистки, не совсем понятно. То ли она таким сравнением пытается внушить России, что ей пора отказаться от державных амбиций, то ли успокаивает украинцев, что смирившись с потерей Крыма и Донбасса, Киев сможет построить благополучное в социально-экономическом отношении государство.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    9 июля 2021 13:47
    Правда, к кому обращен посыл украинской публицистки, не совсем понятно. То ли она таким сравнением пытается внушить России, что ей пора отказаться от державных амбиций, то ли успокаивает украинцев, что смирившись с потерей Крыма и Донбасса, Киев сможет построить благополучное в социально-экономическом отношении государство.

    В любом случае, сначала будет драка, а потом посмотрим, чьей государственности придет конец.
    1. +11
      9 июля 2021 13:59
      "Спасибо шведу за победу " сказали украинцы шведам за выход из группы на Евро 2020 (шведы обыграли поляков,чем за уши вытащили украинцев из группы с 3 очками) и затем и в четвертьфинал,после поражения шведов уже украинцам в 1/8. Респект шведам высказали. Шведы проиграли на Евро 2020 и под Полтавой ,но молодцы. laughing
      1. +3
        9 июля 2021 14:43
        А пиком этой самой "швеЦкой победы" для Карлушки 12-го стал Калабалык...

        Дивлюсь, что о сём "швеЦком триумфе" автор статейки ни словечком не обмолвился ...
        1. -1
          9 июля 2021 16:32
          Вот чем хороша сегодняшняя украинская альтернативная история? Тем, что её безбашенные "открыватели" доставляют немало минут смеха нормальным людям! А смех продлевает жизнь! Конечно, Шевцовой далеко до Бебика и Вятровича, но всё же - открыла!!! И совсем "далеко" (по части насмешить) до этих смехачей-клоунов серьёзному настоящему историку - академику Толочко.
          1. +1
            9 июля 2021 16:45
            Абсолютно не до смеха.если подобное выставляет к обсуждению российский сайт военно-ратриотической направленности.и вдвойне обидно.что вы еще и ОБСУЖДАЕТЕ этот БРЕД !!!
            1. Комментарий был удален.
            2. -1
              9 июля 2021 16:55
              Цитата: Ищущий
              Абсолютно не до смеха.если подобное выставляет к обсуждению российский сайт военно-ратриотической направленности.и вдвойне обидно.что вы еще и ОБСУЖДАЕТЕ этот БРЕД !!!

              А мне искренне жаль иных людей, которые излишне зашорены, напряжены и начисто лишены чувства юмора!

              Расслабьтесь и живите легче! Кстати, вас никто НЕ заставляет заходить на темы вам отвратительные и читать комментарии... Или нужно просто побрюзжать? smile
      2. -3
        9 июля 2021 16:46
        Мерзавцы всё-таки эти небратья!

        Если им так понравился долгосрочный эффект Полтавской битвы, то неплохо бы кастрюлеголовым свиньям самим стать маленьким (без Левобережья) мирным, нейтральным государством.
    2. -1
      9 июля 2021 14:03
      если будет Драка а не драка то довольных по итогам событий по эту сторону океана будет немного_ну если только за великой китайской
      1. +6
        9 июля 2021 14:13
        А может и Украине стать нейтральным государством ?
        И в нату не надо , и станут сытым государством .
        Только надо учитывать что Швеции на это почти 300 лет понадобилось , терпите и счастье будет .
        1. +5
          9 июля 2021 15:29
          Цитата: Кузнец 55
          А может и Украине стать нейтральным государством ?
          И в нату не надо , и станут сытым государством .
          Только надо учитывать что Швеции на это почти 300 лет понадобилось , терпите и счастье будет .

          Справедливости ради, надо сказать, что битва под Полтавой не была концом русско-шведских войн и вообще шведских претензий на господство хотя бы в регионе Балтийского моря.
          Закончилось всё через 100 лет. Разгромом шведов и переходом Финляндии под власть Российской империи. При этом русские шведам показали, что могут взять и Стокгольм «есличо» smile , а именно перешли на шведский берег у Норртелье, всего в нескольких десятках километров от Стокгольма.
          Ужас+истерика в шведской столице поднялась неописуемая. Шведы сами свергли своего короля и срочно выбрали нового, который и заключил мир.
          Под лозунгом: Усе шо хотите, только не приходите воевать в саму Швецию…
          Вот такие европейские дела были, тех лет.

          Пиво с именем Юхана Сандельса, главного героя той войны, до сих пор производится в Финляндии. По сути он был единственным реальным военачальником одерживавшим победы со шведской стороны.
          1. +2
            9 июля 2021 16:07
            При этом русские шведам показали, что могут взять и Стокгольм «есличо»
            Ворота в святой Софии Новгородской как бы намекают, что наши шведам показали неоднократно и в первый раз сильно ранее wassat
        2. 0
          9 июля 2021 21:29
          А может и Украине стать нейтральным государством ?
          у нас об этом твнрдят немногочисленные здравлмыслящие политики. Но их голос тонет в общем гаме ура-патриотизма.
    3. +1
      9 июля 2021 14:19
      Одна из дорог, ведших к нынешнему процветанию Швеции, брала начало под Полтавой"..
      ...
      "Будучи вынуждена отказаться от экспансионистской политики и притязаний на роль великой державы, Швеция с 1809 года вообще никогда ни с кем не воевала и сделалась уютной безопасной страной, жители которой наслаждаются широчайшими политическими и социальными правами и высоким уровнем жизни".
      Петер Энглунд. шведский историк,публицист.
      1. 0
        10 июля 2021 13:16
        а разве в Шестой коалиции шведы не воевали?
    4. 0
      10 июля 2021 06:15
      Уютной и нейтральной страной Швеция стала только после очередной "зрады"по итогам войны 1809 г.,потеряв Суоми и Аландские острова.
  2. +8
    9 июля 2021 13:47
    Швеция "не участвовала" в войне потому что там были созданы уникальные высокотехнологические производства, в частности, подшипников. Через Швецию проходили торговые пути. "Нейтральная" Швеция всегда была антирусской. Теперь антирусской сделали и часть России.
    1. 0
      9 июля 2021 14:44
      Цитата: iouris
      Швеция "не участвовала" в войне потому что там были созданы уникальные высокотехнологические производства, в частности, подшипников.

      Которые поставлялись в гитлеровскую Германию.
  3. +4
    9 июля 2021 13:52
    Например, в шведских музеях основное место сейчас занимает не военно-историческая, а социальная тематика
    .
    Флагман флота "Ваза" Его Величества Густава Вазы, находящийся в стокгольмском музее, сейчас сильно удивился...
    1. +2
      9 июля 2021 14:51
      Флагман флота "Ваза" Его Величества Густава Вазы, находящийся в стокгольмском музее, сейчас сильно удивился...


      Так тонуть не надо у родного причала без боя и без плаваний целёхоньким и новёхоньким.... laughing . Можно сказать "рождён для музея..." Грех было не поднять , если валяется прямо под ногами такая редкость .
      А вот шпага Петра в Полтавском музее воистину удивила - такой огромный лом не каждый мужик унесёт, не то чтобы махать им. laughing
  4. Комментарий был удален.
  5. +5
    9 июля 2021 13:53
    Новости из страны воспалённого мозга ,одна лучше другой ! Читаешь и даже не знаю ,что и сказать ,забористое печенье было .
    1. +1
      9 июля 2021 14:12
      В ставке Гитлера все малохольные©
  6. Только окончательно этот отказ произошёл через век, причём при другой династии. А до у этого только у нас со Швецией были ещё две войны, которые она благополучно проиграла. Да и Северная война ещё 12 лет длилась. Так что Полтава была далеко не решающим фактором в становлении "шведского пацифизма". И вряд ли самим шведам приходило в голову считать Полтаву своей победой.
    1. +1
      9 июля 2021 17:52
      Так и навязывают мысль, что если бы проиграли Наполеону или Гитлеру, то были бы все такие уютные-нейтральные и пили бы "бургундское" или "баварское"... Х.Р.Е.Н. Вам! Мы и шведов и французов наполеоновских и немцев победили. И если "бурбона кентуккийского" захочется, то найдём способ, что-бы без "нейтралитета"... По репарациям например. Хотя лучше по выгодному взаимообмену. Мы мирные люди...
  7. nnm
    +5
    9 июля 2021 13:58
    Да, тоже с утра читал эту статью на укроСМИ, и тоже удивлялся. Видимо, это серия "...а сейчас бы вот "Баварское" пили!" в исполнении небратьев.
    По такой логике, что бы они как шведы зажили, они должны рыпнуться на Крым, получить по щам, лишиться ещё 5-7 областей и тогда все, вот оно долгожданное богачество и нега....живи себе припеваючи. А мы им только завидовать будем.
  8. -1
    9 июля 2021 14:05
    Украинский журналюх это примерно как "британский ученый", но действительно, зачем еще про три последующие войны упоминать, это ведь такие мелочи.
  9. 0
    9 июля 2021 14:15
    Какое жешь желание лизать зад. А ведь воевали в ВОВ вместе, сколько героев с Украины. Что ж вы.
  10. 0
    9 июля 2021 14:18
    Это старая тема. Подымались и писались статьи об этом еще в 90е.

    В принципе, как раз тогда шла пром-революция в европе и поражение небогатой северной страны просто исключило ее из большинства последующих разборок, в том числе гораздо более сильных стран.
    Что в какойто мере жирный плюс.

    До этого, писали, и с Россией она воевала наиболее часто (чаще турок), и с остальными без конца..... (как кстати, и многие другие)
    Сколько сил тратила....
  11. 0
    9 июля 2021 14:20
    . То ли она таким сравнением пытается внушить России, что ей пора отказаться от державных амбиций, то ли успокаивает украинцев, что смирившись с потерей Крыма и Донбасса, Киев сможет построить благополучное в социально-экономическом отношении государство.

    Да, как бэ, мы вроде сейчас ни в какой войне не проиграли.
    Значит это своим буйным, чтоб успокоились. И вместо войны с соседями занялись наконец домашними делами.
  12. 0
    9 июля 2021 14:23
    Именно Полтавское сражение перевернуло страницу в истории королевства и стало отправной точкой для превращения Швеции в нейтральную

    Стала швеция нейтральной, потому что никому не нужна.
  13. -1
    9 июля 2021 14:30
    Логика блин железная) Видимо немцам тоже жутко повезло в 45. И поражение обернулось победой. Какая дура прости Господи...
  14. Постепенно Швеция пережила «травматический опыт Полтавы», потерю Финляндии

    ***
    Вот и Украина должна пережить «травматический опыт Донбасса» и потерю Крыма...
    ***
  15. 0
    9 июля 2021 14:41
    Шевцова пишет, что в Швеции дух былого величия давно выветрился, а гордятся шведы не героическим военным прошлым, а сытым социально ориентированным настоящим.
    Вот это мадам вы должны довести до каждого украинца, а пока вам приходится ходить с "сумой" по миру и просить подаяние.
  16. HAM
    0
    9 июля 2021 14:43
    Конечно,довольно странная логика о "победе":получается шведов Пётр1 успокоил на века,лишил всяких амбиций.....также СССР успокоил Германию на десятилетия.........кто бы ещё америкосов успокоил на века...
  17. -1
    9 июля 2021 14:57
    Посыл конечно своим местным нацистам, что б унялись и не мешали другим строить Украину
  18. +3
    9 июля 2021 15:09
    В принципе, автор права. Если бы шведы или другие наследники викингов из Дании или Норвегии имели бы имперские амбиции, то вполне себе могли бы исторически построить неслабую такую империю из Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии. Плюс Прибалтика. Менталитет и языки (датский, норвежский и шведский) очень похожи. Как русский, белорусский и украинский. Но не сложилось с империей.
    1. -1
      9 июля 2021 18:10
      Ага, вот только почему-то те же датчане совсем не желали быть подданными шведского короля, а норвегов и финнов и тем более прибалтов шведы не рассматривали иначе кроме как рабов. Какая тут империя может сложится? На самом деле, при удачном раскладе как у Македонского: захватил и вот она "империя", но как только правитель умер, остаются лоскуты. поскольку нет образующего смысла этой империи.
  19. +1
    9 июля 2021 15:16
    Светлана Шевцова совсем не знает истории.))))) Последняя война со шведами была в 1808-09 годах.)))
    Да и во время ВМВ шведы были только формально нейтральны, активно помогали немцам.))))
  20. 0
    9 июля 2021 16:04
    Цитата: Canecat

    В любом случае, сначала будет драка, а потом посмотрим, чьей государственности придет конец.

    Тяготы своей доли каждый решает "индивидуально". Медведь на зиму просто ложится спать, а лось, стуча зубами, по брюхо в снегу обгладывает мерзлые ветки, Карась спит в иле, а гуси пролетают тысячи километров.
  21. 0
    9 июля 2021 16:21
    За 7 лет на Украине не поумнели и не поняли, что их развели как последних лохов бандеровцы на пару с ЕС и США, то никогда уже не поумнеют. Хотят быть холуями запада - скатертью дорога, но только без русских земель, которые при Потемкине и Екатерине 2 русским штыком были завоеваны.
  22. -1
    9 июля 2021 16:46
    Заголовок прочитал матюгнулся ,вообще свидомые озверели ,такую чушь несут ..Сколько в них злобы то .А когда трубу отрежим ,там вообще завоют .
  23. +4
    9 июля 2021 19:13
    Шведский король Карл XII был совершенно свихнувшийся на войнах человек.
    "Военный маньяк" - война ради войны. Петр I - тоже больной на голову - по сравнению
    с Карлом - государственный Винни-Пух laughing
    Воевали два сумасшедших.
    Россия после смерти Петра осталась разоренной с пустой казной, Швеция после Карла тоже.
    1. -1
      10 июля 2021 08:46
      Северная война - это не прихоть двух маньяков, а масштабный европейский конфликт с продолжительной предысторией, где ряд европейских государств попытался лишить Швецию военной и экономической гегемонии на Балтике. Конечным итогом этого конфликта стали прокладка "Северных потоков" и крупнейший портовый комплекс Усть-Луга. Да, ради этого пришлось попотеть предкам нашим, твёрдо спать и редко есть.
  24. 0
    10 июля 2021 00:42
    Видимо хочется как в Швеции, только война пожрать не даёт, короче не сыты.