Военное обозрение

За год до Чернобыля. Катастрофа в бухте Чажма

118

Подводная лодка проекта 675, фото: Wikimedia Commons


В истории нашей страны катастрофа на Чернобыльской АЭС занимает особое место. Авария, ставшая крупнейшей в истории атомной энергетики, привлекла к себе внимание всего мира. На устранение последствий чернобыльской катастрофы были брошены колоссальные силы людей и техники. Ликвидаторами аварии стали сотни тысяч человек со всего СССР.

Сегодня про события на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года по-прежнему снимают фильмы и пишут книги. При этом чернобыльская катастрофа на долгие годы оттянула на себя всё внимание людей. Хотя даже в СССР были и другие трагические аварии и инциденты, связанные с попытками человека использовать мирный атом, в том числе и в военных целях.

Так, крупная радиационная авария произошла 10 августа 1985 года на подводной лодке Тихоокеанского флота. За год до событий на Чернобыльской АЭС и спустя 40 лет после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки на борту советской подводной лодки К-431 в бухте Чажма произошёл взрыв ядерного реактора.

Подводная лодка К-431


Подводная лодка К-431 относилась к подлодкам 675-го проекта и представляла собой атомную субмарину, вооружённую крылатыми ракетами. АПЛ относилась к достаточно крупной серии советских подводных лодок, которые строились с 1960 по 1969 год. Всего за девять лет советская промышленность передала флоту 29 лодок данного проекта.

Конкретно лодка К-31 (переименована в К-431 в 1978 году) была заложена на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре 11 января 1964 года. Уже 8 сентября того же года лодку вывели из цехов и спустили на воду. Заводские испытания атомной субмарины продлились с декабря 1964 года по май 1965 года. Государственные испытания были успешно завершены 30 сентября 1965 года, после чего лодка вошла в состав Тихоокеанского флота. До момента аварии лодка несла службу на протяжении практически 20 лет.

За годы активной службы лодка успела совершить 7 автономных походов на боевую службу, в том числе в акваторию Индийского океана. В 1974-1975 годах на субмарине без каких-либо происшествий прошла процедура перезагрузки активной зоны реакторов. Также за время своей службы на ТОФ лодка дважды успела пройти ремонт. К 1985 году подводная лодка К-431 успела пройти 181 051 миль, потратив на это 21 392 ходовых часа.


Схема АПЛ проекта 675, изображение: war-book.ru

На лодках проекта 675 устанавливалась энергетическая установка, выдававшая 35 000 л.с. Мощности установки хватало, чтобы обеспечить кораблю подводным водоизмещением 5760 тонн максимальную скорость хода 22-23 узла в подводном положении и 14-15 узлов – в надводном. Сердцем энергетической установки лодки были два реактора ВМ-А (2х70 МВт).

Реакторы ВМ-А относились к первому поколению реакторов, разработанных для установки на советских подводных лодках проектов 627(А), 658, 659, 675. Созданные в НИИ-8 в Курчатове реакторы ВМ представляли собой серию водо-водяных ядерных реакторов на тепловых нейтронах. В качестве топлива для реакторов данной серии применялась высокообогащённая по 235-му изотопу двуокись урана.

Радиоактивная авария в бухте Чажма


В день аварии, 10 августа 1985 года, субмарина находилась у пирса № 2 судоремонтного завода ВМФ в бухте Чажма залива Стрелок в Японском море. Оборонное предприятие Тихоокеанского флота находилось возле посёлка Дунай (тогда назывался Шкотово-22). Расположенный в посёлке судоремонтный завод № 30 занимался перезагрузкой активных зон ядерных реакторов, а также ремонтом кораблей ТОФ.

Процедура замены активных зон двух установленных на лодке реакторов ВМ-А была плановой. Специалисты судоремонтного завода должны были произвести замену отработанного ядерного топлива на свежие стержни тепловыделяющих элементов. Реактор правого борта был перезагружен без происшествий. А вот после перезагрузки реактора левого борта выяснилось, что реакторная крышка не выдерживает испытаний на герметичность. В ночь на 10 августа специалисты обнаружили здесь протечку.

К тому моменту все 180 стержней уже были заменены, но крышку с реактора левого борта необходимо было снять заново и установить правильно, чтобы обеспечить герметичность. Как удалось установить, между реакторной крышкой и прокладкой случайно попал огарок сварочного электрода, который блокировал герметичное закрытие крышки.

О выявленной нештатной ситуации и результатах гидравлических испытаний подводники и персонал береговой технической базы в нарушение инструкций не составили никаких актов и не известили вышестоящее начальство. Моряки также не стали прибегать к помощи Технического управления флота, представители которого могли бы проследить за ситуацией и проконтролировать соблюдение необходимых протоколов.

Очевидно, что моряки и персонал предприятия не хотели лишних проблем и разбирательств, поэтому решили справиться своими силами. В субботу, 10 августа, плавучая мастерская с краном начала подъём крышки реактора. Последовавшая дальше авария была чередой событий, каждое из которых не было критичным, но в совокупности привело к катастрофе. Если бы работы выполнялись, исходя из установленных требований и с соблюдением всех технологий, взрыва удалось бы избежать.

За год до Чернобыля. Катастрофа в бухте Чажма
Реактор ВМ-А в разрезе, изображение: biblioatom.ru

Как впоследствии установила комиссия, работы на лодке 10 августа проводились с нарушением требований ядерной безопасности и существующих технологий. К примеру, для подъёма крышки реактора были применены обычные стропы вместо поглощающих удары штатных жёстких упоров. Чтобы не терять времени, моряки и персонал береговой технической базы решили не закреплять стропами компенсирующую решётку. Для этого им пришлось бы дополнительно срезать газовыми резаками мешавшую кницу, расположенную в реакторном отсеке лодки.

Понимая, что при подъёме крышки реактора последует подъём и компенсирующей решётки, что может запустить процесс неконтролируемой цепной ядерной реакции, офицеры, руководившие работами, рассчитали предельную высоту, на которую можно будет без каких-либо последствий поднять крышку.

Подъём крышки реактора носовым краном плавмастерской ПМ-133 начался ближе к обеду 10 августа. В этот момент в бухту вошёл катер-торпедолов, который проигнорировал предупреждающие знаки на входе, ограничивающие скорость движения. Катер прошёл по бухте на скорости 12 узлов, подняв волну. Поднятая катером-торпедоловом волна дошла до берегов и причальных стенок, качнув плавмастерскую, которая никак не была стабилизирована. Не была закреплена жёсткими поглощающими удары упорами и крышка реактора.

В результате качки кран поднял крышку реактора выше намеченного уровня. При этом крышка потянула за собой компенсирующую решётку, от которой не была отсоединена, и поглотители. Реактор вышёл на пусковой режим, началась ядерная реакция, что привело к мощному тепловому взрыву. Катастрофа, унёсшая жизни минимум 10 подводников, произошла в 12:05 по местному времени.

Ликвидация последствий и жертвы аварии


В считанные секунды произошло выделение огромного количества энергии. Мощный взрыв полностью разрушил и сжёг перегрузочный домик, который был установлен на корпусе лодки над реактором. Во вспышке взрыва практически полностью сгорели офицеры, которые занимались перегрузкой реактора. Вся смена в количестве 10 (по другим данным, 11 человек). От них остались лишь незначительные фрагменты тел, которые затем удалось собрать в бухте и на прилегающей территории.

Взрыв поднял в воздух многотонную крышку реактора примерно на 1,5 километра, после чего она вновь упала на лодку и повредила обшивку корабля ниже ватерлинии. Вода из акватории бухты начала поступать в реакторный отсек. Кран, который поднимал крышку реактора, оторвало от плавмастерской ПМ-133, подняло в воздух и выбросило в акваторию бухты.


В считанные минуты всё, что было выброшено в воздух из взорвавшегося реактора, оказалось на лодке К-431, плавмастерской, пирсе, в акватории бухты, на местных сопках и заводе. Накрыло радиоактивными выбросами и стоящую рядом соседнюю атомную торпедную подводную лодку К-42 проекта 627А «Кит». Лодка впоследствии была списана.

По найденному золотому обручальному кольцу одного из погибших в момент взрыва подводников удалось установить, что в эпицентре взрыва уровень радиоактивного излучения достигал 90 тысяч рентген в час, это примерно в три раза выше, чем через год будет в Чернобыле. На остальной территории уровень гамма-излучения в десятки и сотни раз превышал допустимые санитарные нормы.

К тушению начавшегося после взрыва пожара были привлечены экипажи соседних подводных лодок, а также работники самого судостроительного завода. Никакой специальной защитной одежды и экипировки, а также спецтехники для работы в подобных условиях эти люди не имели. Несмотря на всю сложность ситуации, команда ликвидаторов смогла справиться с бушующим пожаром за 2,5 часа.

Практически моментально на месте аварии был активирован режим информационной блокады. В расположенном рядом посёлке отключили связь с внешним миром, на судостроительном заводе усилили пропускной режим, а саму территорию завода оцепили. При этом разъяснительной работы с населением не велось, что послужило причиной того, что многие люди получили серьёзную дозу облучения. Примечательно, что уже тогда произошедший в бухте взрыв ядерного реактора на подводной лодке в официальных документах назвали «хлопком».

Всего по оценкам 1990 года в результате аварии пострадавшими признали 290 человек, 10 погибли непосредственно в момент взрыва, ещё у 10 человек диагностировали острую лучевую болезнь, у 39 человек лучевую реакцию – обратимые изменения в организме. Уже в середине 1990-х годов количество официально признанных правительством пострадавших в результате аварии в бухте Чажма выросло до 950 человек.

По вполне понятным причинам данная трагедия долгие годы оставалась малоизвестной, а катастрофа на Чернобыльской АЭС затмила её многократно. Гриф «секретно» с событий, произошедших на атомной подводной лодке К-431 10 августа 1985 года в бухте Чажма, сняли только в 1990-е годы.
Автор:
118 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Леха с Андроида.
    Леха с Андроида. 12 июля 2021 04:50
    +14
    Неужели на таких реакторах не было защиты от человеческих ошибок?
    Читаешь описание катастрофы и понимаешь что человеческий фактор при обслуживании реактора надо учитывать строжайшим образом... не проводить никаких действий пока не обеспечена 100 процентная безопасность рабочего места... чего не было сделано в этой катастрофе.
    1. Трус
      Трус 12 июля 2021 05:48
      +11
      Всех случаев не предусмотришь. Кто ж знал, что командир торпедолова проигнорирует запрещающие знаки.
      1. military_cat
        military_cat 12 июля 2021 07:23
        +24
        Цитата: Трус
        Всех случаев не предусмотришь.
        Очень слабое оправдание для всех мыслимых нарушений инструкции.

        Цитата: Леха с Андроида.
        не проводить никаких действий пока не обеспечена 100 процентная безопасность рабочего места...
        В инструкциях оно всё так и написано, но когда дело доходит до реальности, то начинается "моряки и персонал предприятия не хотели лишних проблем и разбирательств, поэтому решили справиться своими силами".
        1. sidoroff
          sidoroff 12 июля 2021 08:51
          +21
          показательно , что основные претензии к команде торпедолова . а то , что были нарушены все инструкции по проведению работ , и всеми причастными сверху донизу - "Всех случаев не предусмотришь. Кто ж знал ..." . это даже не "Авось" .
        2. Трус
          Трус 12 июля 2021 09:08
          +2
          Где вы увидели оправдание? Я писал что конструктора не ясновидещие и уж такой случай при расчётах «на дурака» никак предусмотреть не могли.
          1. sidoroff
            sidoroff 12 июля 2021 10:02
            +11
            "К примеру, для подъёма крышки реактора были применены обычные стропы вместо поглощающих удары штатных жёстких упоров. Чтобы не терять времени, моряки и персонал береговой технической базы решили не закреплять стропами компенсирующую решётку. "
            если всё было бы выполнено - пофиг торпедолов .
            1. Трус
              Трус 12 июля 2021 10:21
              +5
              И это тоже. Вообще, как мне говорил человек работавший в те времена на «Звезде», перезагрузка реактора должна производится только на стапель-палубе.
              1. Canecat
                Canecat 12 июля 2021 11:30
                +16
                Цитата: Трус
                перезагрузка реактора должна производится только на стапель-палубе.

                ПТБ как и Уставы пишется кровью... к сожалению
                1. неглавный
                  неглавный 12 июля 2021 23:26
                  +8
                  Цитата: Canecat
                  ПТБ как и Уставы пишется кровью... к сожалению

                  Совершенно верно! Вот только в армии устав это устав, а вот на гражданке... ПТБ это зачем? а инженер по ТБ и ОТ это вообще бездельник! Знаю не по наслышке... работал инженером по ТБ и ОТ. Интересная должность! На ней можно "лежать" и быть всем "хорошим", а можно работать, но тогда ты всем ставишь палки в колёса и соответственно просто враг для производства! ПСы Уже давно это было, но когда я уволился из ВС отец (сугубо гражданский человек) спросил через год : "ну и где лучше"? Ответ без промедления: В АРМИИ!
                  1. Моторист
                    Моторист 13 июля 2021 22:46
                    +1
                    Цитата: неглавный
                    работал инженером по ТБ и ОТ

                    ТБ должна быть в голове руководителя работами: если стрела - то под ней не стоять, если строп - то неповреждённый и с маркировкой, если рым - то закручен до упора, и т.п. А если риск - то только на свою личную пятую точку!
                    1. неглавный
                      неглавный 13 июля 2021 23:02
                      +2
                      Цитата: Моторист
                      Цитата: неглавный
                      работал инженером по ТБ и ОТ

                      ТБ должна быть в голове руководителя работами: если стрела - то под ней не стоять, если строп - то неповреждённый и с маркировкой, если рым - то закручен до упора, и т.п. А если риск - то только на свою личную пятую точку!

                      Я не понял это претензия ко мне? По моему я всё объяснил. А если руководитель работ наплевал на ТБ, извините, но инженер по ТБ и ОТ не может быть на всех объектах! Как то так. На пальцах. ПСы когда КАЖДЫЙ руководитель поймёт, что нет ничего дороже, чем человеческая жизнь, тогда можно и инженера по ТБ и ОТ увольнять!
                      1. Моторист
                        Моторист 13 июля 2021 23:09
                        +2
                        Цитата: неглавный
                        Я не понял это претензия ко мне?

                        Никак нет, Вы именно не поняли.

                        Цитата: неглавный
                        когда КАЖДЫЙ руководитель поймёт, что нет ничего дороже, чем человеческая жизнь, тогда можно и инженера по ТБ и ОТ увольнять!

                        Я как раз о том же.
        3. Pilat2009
          Pilat2009 12 июля 2021 20:29
          -3
          Цитата: military_cat
          Цитата: Трус
          Всех случаев не предусмотришь.
          Очень слабое оправдание для всех мыслимых нарушений инструкции.

          Цитата: Леха с Андроида.
          не проводить никаких действий пока не обеспечена 100 процентная безопасность рабочего места...
          В инструкциях оно всё так и написано, но когда дело доходит до реальности, то начинается "моряки и персонал предприятия не хотели лишних проблем и разбирательств, поэтому решили справиться своими силами".

          А что,инженер по охране труда на таких операциях не предусмотрен?Авось был ,есть и будет....
        4. Edvid
          Edvid 23 июля 2021 03:36
          0
          В Китае, 15 марта 1978г. после ядерного экспериментального взрыва а атмосфере, произошел вынос радиоактивного облака на Приморский край. Ночью выпал небольшой влажный снег- слой примерно в пять см. К удивлению жителей, он был оранжевого цвета. Цветной снег растаял в течении дня. Ответом на вопросы граждан. по телевидению диктором было оглашено официальное сообщение, что цветной снег не представляет опасности для жителей, это вынос пыли с пустыни Гоби. Этим и удовлетворились, хотя знающим людям было известно, что в это время года Гоби ещё покрывает метровый снег... Я тогда ходил на научном корабле "ПРИЛИВ" и наша работа, в том числе, заключалась в круглосуточном анализе атмосферы где бы мы ни находились. В это время "ПРИЛИВ" стоял во Владивостоке у причала ("пески"- в районе Чуркина). Оранжевый снег был радиоактивным и являлся следствием грязного взрыва в Китае. Членов экипажа, которым стало известно, что выпавшие осадки радиоактивные, строго-настрого предупредили о неразглашении этой информации... В СССР всё секретили, даже в ущерб людям.
      2. НИКНН
        НИКНН 12 июля 2021 07:43
        +21
        Цитата: Трус
        Кто ж знал, что командир торпедолова проигнорирует запрещающие знаки.

        Не даром для русских водителей двойная сплошная должна быть не ниже 1,5 метра.. request
    2. Нормаль ок
      Нормаль ок 12 июля 2021 11:50
      +8
      Цитата: Леха с Андроида.
      Неужели на таких реакторах не было защиты от человеческих ошибок?
      Читаешь описание катастрофы и понимаешь что человеческий фактор при обслуживании реактора надо учитывать строжайшим образом... не проводить никаких действий пока не обеспечена 100 процентная безопасность рабочего места... чего не было сделано в этой катастрофе.

      Уставы и РБР-ы написаны кровью наших предшественников. Но периодически находится человек, который игнорирует норму. Видел как-то солдата с оторванными руками (по локоть) и рваной раной -грудной клеткой и живота, который включил ИМ-100 в цепь со снаряженным электродетонатором (т.е. поступил не по правилам). Умер по дороге а госпиталь..
      1. свой1970
        свой1970 13 июля 2021 11:38
        0
        Скажет так - случае гибели солдат от стопорных колец грузовиков были одной из самых распространённых причин гибели в СА СССР
    3. Александр Требунцев
      Александр Требунцев 12 июля 2021 20:06
      +7
      Какая защита, если начальство мочой брызжет от нетерпения? Очень подробная статья об этом случае была на сайте warspot.ru/. Там высказывались и очевидцы тех событий. Нарушения были сплошные, насколько помню. Как в Чернобыле. И похоже, это обычная история для нас, только обычно как-то обходится, а когда не обходится, всё засекречивают, чтобы потом подобное опять повторилось..
    4. 210окв
      210окв 12 июля 2021 21:41
      +1
      Тридцать лет назад работал на электростанции в цехе тепловой автоматики и измерений. Тепловой, не атомной электростанции. Так на щитах стояли блоки управления-открывали и закрывали различные задвижки. Регулируя подачу пара, топлива, воздух итд. Так там две кнопки-больше и меньше. Что бы их нажать надо было приложить усилие, большой палец выгибался. Вот пример некой защиты от дурака
    5. ABC-schütze
      ABC-schütze 13 июля 2021 12:10
      +7
      О какой "человеческой ошибке" Вы говорите?..

      Совершено ПРЕСТУПЛЕНИЕ, а не "ошибка". Эксплуатантами и ремонтным персоналом, ОСОЗНАННО НАРУШЕНО, буквально ВСЁ, что "можно" нарушить.

      Во всём описаном, условной "ошибкой" (халатностью) можно назвать лишь слабый контроль за проведением сварочных работ, при приёмке реактора, приведший к потере герметичности. Но ИМЕННО ИМЕЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ, (мероприятия + АППАРАТУРА) позволила вскрыть эту халатность персонала при приёмке. Причём, вскрыть СВОЕВРЕМЕННО ...

      И ВСЁ ЭТО было УМЫШЛЕННО ПРОИГНОРИРОВАНО. О каких 100-х "гарантиях исключения" можно вести речь, если ПЕРСОНАЛ, СЛУЖЕБНОЙ ОБЯЗАННОСТЬЮ которого является ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИХ гарантий, свои обязанности УМЫШЛЕННО ИГНОРИРУЕТ?..
    6. Dimon-chik-79
      Dimon-chik-79 14 июля 2021 10:30
      0
      Тут же, чёрным по белому написано- нарушили ВСЕ, ВСЁ что могли! Здесь причина то одна, ослабление контроля и дисциплины на всех уровнях! И в связи с этим, можно утверждать, что авария на Чернобыльской АЭС, была закономерным последствием всеобщего разгильдяйства в стране! Мне представляется что это явилось следствием политической обстановки в стране, когда её лихорадило при массовом падеже кремлёвских старцев.Хозяйство, осталось без хозяина и начался хаос! И за это отдельное спасибо Леониду Ильичу, не обеспечившему передачу власти, достойному приемнику.
  2. Tucan
    Tucan 12 июля 2021 05:00
    +16
    Один из трагических инцидентов в отечественной ядерной отрасли. Автор ничего не сказал про солдат срочной службу ликвидировавших последствия аварии в течении нескольких месяцев. Я знал парня которого демобилизовали по здоровью из армии в конце 1985 года, после того каких подразделение бросили на очистку территории загрязнённой радиацией. Летом 1986 года этого парня не стало.
    1. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 12 июля 2021 05:54
      +9
      Цитата: Tucan
      Я знал парня которого демобилизовали по здоровью из армии в конце 1985 года, после того каких подразделение бросили на очистку территории загрязнённой радиацией. Летом 1986 года этого парня не стало

      Я тоже был знаком с челом ,который пострадал в армии от радиации...приятельствовали немного...Подробностей не помню...: и он шибко не рассказывал,и я очень не интересовался ...т.к. было некоторое недоверие к тому, что он говорил... Говорил он,что получает пенсию за то "радиационное происшествие"...(правда,как я понял, довольно-таки скромную...) . А потом он "вдруг" умер...(а ведь мы были тогда весьма молоды ! )
      1. Кузнец 55
        Кузнец 55 12 июля 2021 09:50
        +5
        Я тоже знал двух людей побывавших под взрывом в Тоцких лагерях .
        Они оба " употребляли " ежедневно .
        Однажды беседовал с одним , он прямо сказал : если брошу пить , то продержусь недолго .
        Один действительно бросил во времена Горбача , через год с небольшим умер .
        Второй умер намного позже , но не бросал .
        Наверное недаром говорят что водка спасает от радиации , и в Чернобыле солдатам давали ежедневно .
        1. vladcub
          vladcub 12 июля 2021 13:09
          +1
          "солдатам давали ежедневно" алкоголь стимулирует выработку : красных кровяных телец.
          На подводных лодках полагается красное вино. Мне рассказывали,что прохиндеи подменяют качественное кино на всякие:"чернила".
          Возможно, помните анекдот: в крови 35*% чернил, в чернилах кровь не обнаружена"
        2. tovarich-andrey.62goncharov
          tovarich-andrey.62goncharov 12 июля 2021 19:14
          0
          У меня знакомый чернобылец говорит - никогда ни до, ни после я не пил столько хорошего красного вина с икрой. Жив, курилка...
        3. Максим Шалак
          Максим Шалак 18 июля 2021 18:09
          0
          Я тоже слышал. Но не видел спасшихся водкой от радиации. Если, что, третий десяток лет работаю в службе радиационной безопасности на одном из предприятий Росатома. Много что видел. В водочные чудеса не верю.
  3. Трус
    Трус 12 июля 2021 05:06
    +15
    Не знаю как на счёт малоизвестной и засекреченной, но информация во Владивостоке о ней была. Я тогда учился в средней школе No 64. Нас, кто не был в пионерских лагерях срочно собирали по домам и учителя в каждом классе проводили разъяснительные беседы с учениками, о том что произошла авария на атомной подводной лодке с выбросом радиации. Запретили купаться в бухтах Уссурийского залива. Очень хорошо помню информационную доску на пляже Горностая, что купаться запрещено из-за радиационной аварии. Лагерь «Океан» закрыли, детей вывезли сразу же.
    1. carstorm 11
      carstorm 11 12 июля 2021 05:29
      +6
      Владик был закрытым городом. За его пределы ничего не выходило. Отец помню узнал про это так офигел в девяностые. И это в Хабаровске. А у него был допуск выше просто нет.
      1. Трус
        Трус 12 июля 2021 05:42
        +2
        Город то закрытый, но как говориться «что знают двое, то знает и свинья», а тут восемьсот тысяч жителей. И кроме Владика есть же и другие не закрытые города, та же Находка.
        Хотя на этом случае можно чётко отследить влияние СМИ на распространение информации, или на уровне слухов не вышло дальше Приморья, или центральные газеты и телевидение, как в случае с Чернобылем.
        1. Андрей ВОВ
          Андрей ВОВ 12 июля 2021 11:58
          +3
          Без всякого интернета слухи мухой побежали,не забывайте,вражьи голоса сразу оповестили....мы тогда и поездку на Шамару отменили
        2. Степан S
          Степан S 14 июля 2021 00:05
          0
          И кроме Владика есть же и другие не закрытые города, та же Находка.

          Находка также была закрытым городом. В то время жил в Находке. В бухте Стрелок, рядом с Чажмой строили пирс для авианосцев. Ушли незадолго до аварии. Про аварию узнал спустя много лет. Хотя часто потом бывал в Дунае, на судоремонтном заводе.
          1. andrey-ivanov
            andrey-ivanov 14 июля 2021 12:25
            0
            Находка НЕ была закрытым городом. Действовал режим приграничной зоны, если не ошибаюсь.
            При поездках по району южного Приморья в любой автобус могли зайти пограничники и проверить документы, к иногородним могли возникнуть вопросы. Хотя родственники из Бурятии в конце 80-х приезжали свободно, никаких разрешений и пропусков не требовали. Большой Камень, Техас, может быть Владивосток -это да. Находка - нет.
      2. Region-25.rus
        Region-25.rus 12 июля 2021 09:54
        +5
        Ну, сказать по правде что Находка была закрытым городом (я сам оттуда). Шкотово-17, Большой камень тоже, и открыли относительно недавно. Про Владивосток не помню. Но вроде не был т.н. закрытым. Что бы кто-то из родственников мог приехать к нам в Находку, нужно было оформлять специальный пропуск (или вроде того) через КГБ. Откуда знаю? ) Ну во первых как уже сказано я сам оттуда. Во вторых - моя маман работала в той самой структуре) И непосредственно занималась такими делами. И да, после аварии все засекретили но слухи все-таки доходили.
        1. carstorm 11
          carstorm 11 12 июля 2021 10:05
          +2
          Был. Почти 40 лет. В девяностых сняли только.
        2. Трус
          Трус 12 июля 2021 10:24
          +1
          Владик был закрытым. А про Находку, всегда считал, что он открытый порт, в который было разрешено заходить судам под иностранным флагом.
          Касательно пропусков, не путаете? У матери видел заявление и оно писалось на начальника УМВД по Приморскому краю.
          Если всё засекретили, то как объясните щиты на пляжах Уссурийского залива о запрете купания из-за радиационного загрязнения?
          1. Region-25.rus
            Region-25.rus 12 июля 2021 11:22
            0
            нет, не путаю))) Маман точно занималась пропусками. Но вот от своей конторы или через МВД тут не помню. Видимо просто если напрямую между ведомствами все ускорялось)) hi Но город был закрытый! А иностранные суда...почему и нет? Просто границу не открывали и все. Помню в 1995-м стояли в Майдзуру, и рядом стоял сухогруз из Северной Кореи. Ну Экипажу схода на берег не было. Пришли докеры местные на смену, трап смайнали, они поднялись, трап вира и так выгружались)
        3. Попандос
          Попандос 12 июля 2021 16:19
          +2
          Б. Камень был на столько закрытым, что у меня в паспорте указано место рождения пос. Большекаменск Приморского края.
          Отец с матерью работали на "Звезде", в 80ом перебрались в КМС, про эту аварию в семье знали, так что как то так.
      3. Киса
        Киса 13 июля 2021 13:40
        +1
        угумс ... точно помню в 89м зубаря навагу со льда мы ловили в Чажме - уйма народу тыща человек там глубина под 30м . единственное препятствие кпп обьехать . на уровне слухов все было . более опасливые там не рыбачили . сама бухта Стрелок очень загаженное место туда гражданские суда ни гринпис не пускают . и беспредел в ПавлОвске был знатый с этой тяжелой водой . топили прям там эти бочки вместо могильников пока у японцев фонить не начало
  4. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 12 июля 2021 05:38
    +11
    (((Взрыв поднял в воздух многотонную крышку реактора примерно на 1,5 километра, после чего она вновь упала на лодку и повредила обшивку корабля ниже ватерлинии. ))) ???
    1. НДР-791
      НДР-791 12 июля 2021 06:57
      +3
      Цитата: Nikolaevich I
      ???

      И ничего удивительного. 70МВт в бронированном объёме с одним открытым торцом. Практически мортира.
      1. Nikolaevich I
        Nikolaevich I 12 июля 2021 07:05
        +8
        Цитата: НДР-791
        И ничего удивительного. 70МВт в бронированном объёме с одним открытым торцом. Практически мортира.

        Я о другом... Если крышку забросило на высоту 1,5 км , то как она со снайперской точностью попала прямо "в цель"...в подлодку !?
        1. СЕРЖ ант
          СЕРЖ ант 12 июля 2021 07:23
          +17
          Вот что говорит о судьбе так взволновавшей Вас крышки Юрий Ткачев, бывший флагманский химик бригады спасательных кораблей Тихоокеанского флота
          Многотонная крышка реактора взлетела на огромную высоту и упала у берега бухты, вонзившись ребром в морское дно, неподалёку от лодки. Так она там и торчала, пока мы работали на лодке.
        2. Вождь краснокожих
          Вождь краснокожих 12 июля 2021 07:25
          +3
          То же отметил этот момент. Но, может, действительно, череда фактов? К чему выдумывать какие то ньюансы, когда и так катастрофа страшная...
          1. Nikolaevich I
            Nikolaevich I 12 июля 2021 09:47
            +3
            Цитата: Вождь краснокожих
            К чему выдумывать какие то ньюансы, когда и так катастрофа страшная...

            Есть поговорка... : "совравши в малом,можешь соврать и в большем" ! То есть, если автор допускает одну "неточность" , то где уверенность, что он не допустил и другие,более существенные "неточности" ?
        3. Кэптен45
          Кэптен45 12 июля 2021 11:01
          +1
          Цитата: Nikolaevich I
          (((Взрыв поднял в воздух многотонную крышку реактора примерно на 1,5 километра, после чего она вновь упала на лодку и повредила обшивку корабля ниже ватерлинии. ))) ???

          Цитата: Nikolaevich I
          Я о другом... Если крышку забросило на высоту 1,5 км , то как она со снайперской точностью попала прямо "в цель"...в подлодку !?

          Вот и мне резануло по глазам 1,5 километра. Скорее всего опечатка 1,5 метра или 15 метров? А то прямо снайперский реактор какой-то, бомбардировщик просто...
        4. Pilat2009
          Pilat2009 12 июля 2021 20:32
          -1
          Цитата: Nikolaevich I
          как она со снайперской точностью попала прямо "в цель"...в подлодку !?

          Иногда снаряды в одну воронку попадают.Теория вероятности
          1. Serg Koma
            Serg Koma 14 июля 2021 14:12
            0

            Цистерна улетела на 300-400 метров. "Стенка" толщиной 12-14мм.


            Нарушение ТБ на АГЗС г. Новосибирск 14.06.2021 am
        5. ABC-schütze
          ABC-schütze 13 июля 2021 12:21
          0
          Вертикальный старт. Ничего необычного. Ведь, если Вы внимательно читали, крышка "стартовала", практически, из вертикальных "направляющих", а не "свободного" пространства... И ощутимо "снести" её ветром, при достижении такой высоты, при такой массе, тоже было нереально...
          1. Nikolaevich I
            Nikolaevich I 13 июля 2021 12:43
            0
            Цитата: ABC-schütze
            Вертикальный старт. Ничего необычного

            Разве "вертикальный старт" в данном случае всё объясняет ? Я так не думаю... И кроме "ветра" , в данной ситуации задействуется ряд иных факторов ! И ладно,когда крышка "взлетает " на 20-30 м...и другое,когда крышку "засылают" на 1,5 км ...Кстати, в конце концов, выяснилось ,что пресловутая крышка в подлодку,всё же, не попала !
          2. Lynnot
            Lynnot 13 июля 2021 15:42
            0
            Если учесть, что крышка висела на стропах под стрелой крана, то, естественно, при "взлёте" попала в неё, отбросила кран и отлетела в сторону.
        6. Моторист
          Моторист 13 июля 2021 22:59
          0
          Цитата: Nikolaevich I
          Если крышку забросило на высоту 1,5 км , то как она со снайперской точностью попала прямо "в цель"...в подлодку !?

          А оставленный огарок электрода под крышкой реактора Вас не смутил? Больше поверю в остатки старой прокладки (и то - с трудом), но - электрод?!
        7. Архонт
          Архонт 14 июля 2021 18:03
          0
          В жизни так бывает. Тысячи видео как какой-нибудь предмет попадает в камеру или в лицо человека, пинающего, кидающего, бросающего этот предмет, есть в интернете. Или как поджигают газ в канализации и люк подлетает и падает на свое место.
    2. Undecim
      Undecim 12 июля 2021 09:04
      +14
      Взрыв поднял в воздух многотонную крышку реактора примерно на 1,5 километра, после чего она вновь упала на лодку и повредила обшивку корабля ниже ватерлинии.

      Очевидно на такую высоту крышку забросил какой то неизвестный журналист, с легкой руки которого эта высота и гуляет по сети.
      "Примерно на такую же высоту (около 20–30 м) были выброшены крышка реактора с присоединёнными к ней остатками разрушенной активной зоны общим весом около 6–7 т, которые затем упали обратно в реакторный отсек, пробив прочный корпус АПЛ. Лодка стала заполняться водой, что потребовало после тушения пожара в крайне тяжёлых радиационных условиях организовать её удержание плавучим краном на поверхности воды и перемещение на мелководье."
      Это из статьи ЯДЕРНАЯ АВАРИЯ НА АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ В БУХТЕ ЧАЖМА (ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2018, том 88, № 7, с. 599–618).

      К-431 после взрыва.
      1. Nikolaevich I
        Nikolaevich I 12 июля 2021 10:48
        +4
        Цитата: Undecim
        Очевидно на такую высоту крышку забросил какой то неизвестный журналист, с легкой руки которого эта высота и гуляет по сети.

        20-30 м ? Вот с этим я,пожалуй, "охотно" соглашусь ! Но забросить "многотонную" крышку на высоту аж 1,5 км ...? Тут дело не только в сомнениях насчёт "снайперской точности" ,,возвращения,, крышки ; но и ещё в "кое-чём" ! Чтобы забросить "многотонную" крышку на такую высоту , взрыв должен быть "чуть ли не ядерным " ! Во всяком случае ,тепловой взрыв такой мощности способен разнести корпус подлодки в "щепы" (!) (т.е. на обломки...) Если автор,получается, просто "выхватил" фрагмент из какой-то публикации,не проверив; то почему я не должен сомневаться , что и другие "фрагменты" могут оказаться не проверенными,то есть неточными ?
        1. Pilat2009
          Pilat2009 12 июля 2021 20:35
          -1
          Цитата: Nikolaevich I
          Чтобы забросить "многотонную" крышку на такую высоту , взрыв должен быть "чуть ли не ядерным

          В Чернобыле тоже крышку подкинуло.А там она весила больше.Но в Чернобыле взрыв был в замкнутом обьеме и мощность была выше,а тут крышка была не закреплена
          1. Lynnot
            Lynnot 13 июля 2021 15:44
            0
            В Чернобыле реактор другой системы и, соответственно, конструкции.
        2. ABC-schütze
          ABC-schütze 13 июля 2021 12:35
          0
          У мня случай не из "статьи"...

          У нас на уроке НВП, одним прекрасным днём, за окном прозвучал звук "офигенного взрыва". В нашей аудитории, рамы и стёкла только "задрожали". В соседней, - стёкла вылетели...

          Занятия прерваны не были. Но "гонец" к дежурному был отправлен.

          Выяснилось, что, средь бела дня, "рванул" паровой котёл. Врытый в землю. А его "крышка", перелетев крышу 4-х этажного сооружения, "приземлилась" со стороны двора, на крышу курилки. Пробила, разумеется, и разнесла многое внутри курилки. По счастью, в ней во время занятий никого не было ...

          Мощность парового котла, меньше чем ядерного реактора, и масса крышки тоже. И намного ... Но крышку "кинуло" на метров 12, как минимум ...

          По статье ясно видно, что ядерная реакция уже началась. Интенсивность тепловыделения, надо полагать, в общем-то, не ниже, чем при взрыве в объёме "обычной гаранты". Так что, я и 1.5 км, при мощности 70 Мт не исключаю ...
          1. ABC-schütze
            ABC-schütze 13 июля 2021 12:39
            0
            "Верить не верить", личное дело каждого...

            Но суть не в технических деталях "полёта крышки" и не в описании разрушений. Суть в том, было НАМЕРЕНО совершено, СЛУЖЕБНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. И "ядерная отрасль" здесь вовсе не причем... Надёжность реактора и конструкрции ПЛА доказана ДВУМЯ ДЕСЯТКАМИ лет БЕЗАВАРИЙНОЙ её эксплуатации ...
            1. Nikolaevich I
              Nikolaevich I 13 июля 2021 13:01
              0
              Цитата: ABC-schütze
              Так что, я и 1.5 км, при мощности 70 Мт не исключаю ...

              Увы...я всё же "рискну" исключить ! Хотя бы потому....а кто и каким образом мерил эти 1,5 км ?
              Цитата: ABC-schütze
              Но суть не в технических деталях "полёта крышки

              Спорить не буду...но если Автор "написал" статью ,"разместив" в ней непроверенные выдернутые из интернет-публикаций сведения ; то почему бы мне не предположить ,что эти сведения могут быть искажёнными(не вполне достоверными) ? И тут-то возникает вопрос : а так ли достоверно изложена суть "служебного преступления"? Может быть реальные события всё же как-то отличаются от представленного в данной статье ?
              1. ABC-schütze
                ABC-schütze 13 июля 2021 13:14
                0
                "... : а так ли достоверно изложена суть "служебного преступления"? Может быть реальные события всё же как-то отличаются от представленного в данной статье ?"
                **********************************************************************
                Изначальная СУТЬ служебного преступления, в данном случае, в ПРЕДНАМЕРЕННОМ СОКРЫТИИ эксплуатантом и персоналом, ФАКТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ в ходе сварочных работ.

                Короче, - "не доложили", ни "по форме", ни "своевременно" ...

                А "всё остальное" уже - "последующая цепочка"...

                Я думаю, что "если бы" выяснилось, что "на самом деле" доложили. То после снятия грифа, мы бы об этом знали, точно так же подробно, как и о "технических деталях"...
          2. ABC-schütze
            ABC-schütze 13 июля 2021 12:45
            0
            Извиняюсь, при мощности 70 МВт...
    3. Canecat
      Canecat 12 июля 2021 11:36
      +2
      Скорее всего, отдачей взрыва ударило лодку о что то, что находилось ниже ватер линии или банально корпус не выдержал. Но об этом не стали говорить и расследовать, во избежании лишних вопросов к изготовителям лодки.
    4. Split
      Split 12 июля 2021 12:06
      +1
      НУ да, там стояли мерили, а на какую высоту она подлетит и куда упадет drinks
  5. СЕРЖ ант
    СЕРЖ ант 12 июля 2021 06:57
    +19
    Капитан 3 ранга в запасе Юрий Ткачев, бывший флагманский химик бригады спасательных кораблей Тихоокеанского флота
    Сейчас о той давней трагедии пишут многие, даже те, кто к ней не имеет отношения, наслушавшись «подробностей» от тех, кто не был на месте аварии, добавляют свои измышления. Бог им судья.
    Я, в то время, флагманский химик 34 бригады спасательных судов, принимал непосредственное участие в ликвидации последствий взрыва ядерного реактора с 12 августа по 26 августа 1985 года.Это была «моя» авария, как специалиста-химика. В самый пик спасательных работ, 13 августа в синей «хэбэшке» с клеймом «РБ», в резиновых бахилах и респиратором на лице, в зоне радиоактивного заражения, «отметил» своё 33-летие. Не каждый встречал «возраст Иисуса Христа» в такой обстановке!
    1. СЕРЖ ант
      СЕРЖ ант 12 июля 2021 06:58
      +19
      Если кратко, то история ядерной аварии такова.
      Атомоход стоял в судоремонтном заводе в бухте Чажма, под Владивостоком. Готовился на боевую службу. Одной из основных задач предпоходовой подготовки была замена отработанной активной зоны в ядерном реакторе подводной лодки. Работы были успешно закончены в пятницу 9 августа, но на заключительном этапе, при гидравлических испытаниях, крышка реакторного отсека стала пропускать теплоноситель.
      Работу по замене активной зоны делали высококвалифицированные специалисты, делали не в первый раз. Решили, что под крышку реакторного отсека попал электрод для сварки (по другим сведениям – болт). Отсоединение и подъем крышки для удаления постороннего предмета решили произвести на следующий день, в субботу 10 августа. Докладывать командованию флота о работе в выходной день они не стали.
      Когда крышку отсоединили от корпуса лодки и начали с помощью крана плавмастерской, стоящей рядом с лодкой, поднимать крышку (медленно, стараясь не допустить перекоса, чтобы не зацепить компенсирующую решетку – иначе начнется цепная неуправляемая ядерная реакция и взрыв!), по акватории на полном ходу промчался торпедолов. Поднявшаяся волна качнула плавмастерскую с краном, произошел перекос крышки и компенсирующая решетка оказалась вытащенной на сверхкритический уровень. Пошла цепная реакция и взрыв реактора.
      Многотонная крышка реактора взлетела на огромную высоту и упала у берега бухты, вонзившись ребром в морское дно, неподалёку от лодки. Так она там и торчала, пока мы работали на лодке.
      1. СЕРЖ ант
        СЕРЖ ант 12 июля 2021 06:58
        +19
        Десять офицеров – специалистов перегрузочной команды мощным взрывом разбросало по акватории и береговой черте. Погибли они мгновенно. Через три - пять дней, их тела, одетые в химкомплекты, начали всплывать.
        Я видел, как их цепляли крюком и на буксирном тросе доставляли на берег. Радиоактивный фон от погибших был такой, что близко подойти к ним было небезопасно.
        При взрыве возник пожар в реакторном и смежных с ним, отсеках. В дежурстве по заливу Стрелок (Приморская флотилия) стоял наш противопожарный катер ПЖК-50. Он первым прибыл на место аварии и начал тушить пожар.
        Никто людям не сказал, что это не просто пожар, что в радиусе пятидесяти метров от горящей лодки радиационный фон несовместим с человеческой жизнью.
        Гражданские мужики тушили пожар и облучались. На этот момент был пик мощности излучения за счёт короткоживущих изотопов.
        Нигде и никто из авторов написавших о Чажме, не упомянул о том, что впоследствии все члены экипажа "полтинника" либо умерли, либо стали инвалидами до конца жизни.
        Скрывая правду, командование флота, в том числе начальник штаба тыла флота капитан 1 ранга Гурьянов, в первый день аварии даже не оповестили химическую службу флота.
        Меня, флагманского химика бригады отправили туда через двое суток после аварии на спасательном судне «Машук». До этого говорили, что там просто пожар и его уже потушили.
        Службы радиационной безопасности развернулись в Чажме только через трое суток. Вся территория завода была загрязнена радиоактивными веществами. Народ – рабочие и военные бродили, где хотели, пока служба радиационной безопасности не выставила посты дозиметрического контроля.
        1. СЕРЖ ант
          СЕРЖ ант 12 июля 2021 06:59
          +20
          Моя работа заключалась в том чтобы каждые четыре часа ходить на аварийную лодку, замерять уровень радиации и докладывать обстановку по команде. Эта информация шла в Москву. Зачем надо было облучать людей ради того, чтобы наносить на карту обстановки остаточную радиацию?
          Москва, как сейчас, так и тогда, в советское время, людей не жалела. Спросите тех «яйцеголовых», зачем нас вообще посылали на лодку в первые трое суток, когда распадались короткоживущие изотопы и спад активности шёл по экспоненте? Да эвакуируйте вы людей, подождите две недели и приступайте к дезактивации! Диссертации они, видите ли, писали, научные доклады.
          Вот только не пригодились нашим ученым их знания, полученные таким варварским путём, когда взорвался через 8 месяцев Чернобыль.
          Вы знаете, как пахнет радиация? Ничем? Нет, она пахнет электричеством, когда, где-нибудь искрят провода. Проникающая радиация разбивает молекулы кислорода на атомы, а атомы, соединяясь образуют либо озон, либо атомарный кислород, величайший окислитель.
          Над лодкой стоял запах радиации, а мы с Юрой Астанковым в быстром темпе через каждый метр замеряли приборами мощность излучения. Он шёл по левому борту с кормы и до реакторного отсека, а я по правому. Дозиметрические приборы были разные, потом показания мы интерполировали, выдавали усреднённые цифры.
          1. СЕРЖ ант
            СЕРЖ ант 12 июля 2021 07:01
            +20
            Хочу упомянуть о пользе «шила» в некоторых экстремальных ситуациях. Спирт, или по-флотски – "шило", является отличным радиопротектором, то есть веществом выводящим радиоактивные изотопы – альфа- и бета излучатели из организма.
            Спирт нам доставлял лично главный врач-радиолог ТОФ полковник медицинской службы Абаскалов. Каждый день он вручал мне канистру «шила».
            - Юра, это для всех кто ходит на лодку, - говорил мне этот благородный человек, - обязательно принимайте внутрь перед работой.
            На лодку, кроме меня и моего коллеги - химика капитана 3 ранга Астанкова, ходила аварийно-спасательная группа под командованием лейтенанта Минакова. Непьющих я буквально заставлял выпить неразведенный спирт. Те, кто не мог физически его употреблять, впоследствии заболели лучевой болезнью в разных степенях. Что было дальше? Останки погибших сожгли, пепел поместили в капсулу и захоронили на территории завода, поставив скромный памятник.
            По словам бывшего командира АПЛ Виктора Жилина, в начале 90-х в полном расцвете лет скончался генерал-майор медицинской службы Леонид Гришаев, принимавший активное участие на всех этапах ликвидации последствий взрыва. За ним в мир иной ушел полковник медслужбы Евгений Абаскалов и капитан 2 ранга Владимир Пустовит. Многие из бывших ликвидаторов страдают онкологическими заболеваниями, расстройствами центральной нервной системы и до сих пор доказывают в различных инстанциях свою принадлежность к подразделениям особого риска.
            1. СЕРЖ ант
              СЕРЖ ант 12 июля 2021 07:02
              +20
              К слову сказать, я удостоверение ветерана подразделений особого риска получил случайно. В 1992 году, я был в командировке во Владивостоке (к тому времени я служил в бригаде охраны водного района на Сахалине) и, прибыв в химическую службу флота, увидел у нового начхима флота капитана 1 ранга Даниляна, других офицеров управления такое вот удостоверение.
              Их получило из рук председателя комитета подразделений особого риска Бенцианова все командование ТОФ. Выдано было всего 70 «корочек», дающих при увольнении в запас скромные льготы.
              Многих на аварии я вообще не видел.
              - Ну, теперь тебе долго придется доказывать, что ты там был, - сказали мне в техническом управлении ТОФ.
              Им поручили собрать списки на остальных ликвидаторов.
              Но, вопреки различным бюрократическим препонам, я собрал все бумаги, выписки из вахтенных журналов океанского спасательного судна «Машук» и т.п. и еще через три года уже в Сахалинском областном военкомате мне торжественно вручили заслуженное удостоверение.
              1. Split
                Split 12 июля 2021 14:18
                +1
                Старлей, не присвоенный. Сам отказался.... но не при ликвидации.... забирали 200 груз... Итог... 8 раненых и я спас почти всех, колона попала под обстрел.... у меня 20 лет спустя звон стоит в ушах. И мне ничего не вручили. ДА я не обижаюсь! soldier Новое Гадари щас, просто запомнилось с Гагариным
  6. Ольгович
    Ольгович 12 июля 2021 07:32
    -2
    Поднятая катером-торпедоловом волна дошла до берегов и причальных стенок, качнув плавмастерскую, которая никак не была стабилизирована. Не была закреплена жёсткими поглощающими удары упорами и крышка реактора.

    В результате качки кран поднял крышку реактора выше намеченного уровня. При этом крышка потянула за собой компенсирующую решётку, от которой не была отсоединена, и поглотители.

    какой же БАРДАК! Люди забыли, что на море бывают... волны...Нет слов

    К тушению начавшегося после взрыва пожара были привлечены экипажи соседних подводных лодок, а также работники самого судостроительного завода. Никакой специальной защитной одежды и экипировки, а также спецтехники для работы в подобных условиях эти люди не имели.

    "Хороша" забота о людях.
    Практически моментально на месте аварии был активирован режим информационной блокады. В расположенном рядом посёлке отключили связь с внешним миром, на судостроительном заводе усилили пропускной режим, а саму территорию завода оцепили. При этом разъяснительной работы с населением не велось, что послужило причиной того, что многие люди получили серьёзную дозу облучения

    Какое доверие может быть к таким властям, которые ТАК относятся к людям?

    Ведь и Чернобыль пытались замолчать, выводили людей на демонстрации 1 мая.

    Отношение , как к нелюдям...
    1. glk63
      glk63 12 июля 2021 08:30
      +4
      Да... жалко, вас там не было. Вы бы точно, все правильно сделали...
    2. Трус
      Трус 12 июля 2021 09:06
      +6
      Никто и ничего не замалчивал. Выше я уже писал как было. А вам только в радость власти укусить.
      1. Ольгович
        Ольгович 12 июля 2021 11:15
        -1
        Цитата: Трус
        Никто и ничего не замалчивал. Выше я уже писал как было.

        врете: на стол газеты "правда" "известия" и пр .- с информацией об ававрии и принятых мерах и рекомендациях для населения

        Что? Нет? Когда найдете-приходите.

        И да -в Киеве, при дикой радиации , 1 мая прошла огромная демонстрация-это об отношении т.н " власти" к людям.
        1. Трус
          Трус 12 июля 2021 12:06
          +2
          Вы конечно может верить только в то, во что хотите верить. Но я уже писал, что нас школьников повыдёргивали из домов и учителя проводили с нами беседы. И щиты на пляжах стояли.
          1. Ольгович
            Ольгович 12 июля 2021 13:31
            -1
            Цитата: Трус
            Вы конечно может верить только в то, во что хотите верить. Но я уже писал, что нас школьников повыдёргивали из домов и учителя проводили с нами беседы. И щиты на пляжах стояли.

            плевать на щиты: ГДЕ информация в прессе, ТВ об ЯДЕРНОЙ аварии с жертвами и угрозой заражения?

            Напомню, что люди-это не бытло и никому права скрывать подобное от них-не давали
            1. Трус
              Трус 12 июля 2021 14:01
              0
              Чтож если уж информационные щиты установленные в местах скопления людей для вас не являются средством информирования населения, то разговаривать с вами больше не о чем.
              1. свой1970
                свой1970 13 июля 2021 11:47
                +1
                Цитата: Трус
                Чтож если уж информационные щиты установленные в местах скопления людей для вас не являются средством информирования населения, то разговаривать с вами больше не о чем.

                Ну проинформировали и? Была раздача препаратов противорадиационных? Эвакуация?
                Или все уровня : " Тут рвануло, но не сильно. Сидите спокойно, смотрите кино?!!."?
                1. Трус
                  Трус 13 июля 2021 13:56
                  0
                  Вот всё вам не так. Сначала утверждаете, что аварию засекретили и о людях не думали. Потом, когда вам говорят, что никакой секретности не было, начинаете юлить и приводить другие доводы кровожадности СССР.
                  1. свой1970
                    свой1970 13 июля 2021 15:24
                    +1
                    Цитата: Трус
                    Вот всё вам не так. Сначала утверждаете, что аварию засекретили и о людях не думали. Потом, когда вам говорят, что никакой секретности не было, начинаете юлить и приводить другие доводы кровожадности СССР.

                    А причём здесь - "кровожадность" или нет?
                    Вопрос МОЙ стоял немного не так - что то было СДЕЛАНО ( препараты, эвакуация, помощь какая-то) или все ограничилось информашкой
                    Цитата: свой1970
                    " Тут рвануло, но не сильно. Сидите спокойно, смотрите кино?!!."?
                    и беседам со школьниками
                    1. Трус
                      Трус 14 июля 2021 00:52
                      -1
                      Судя по всему я неверно интерпретировал ваш вопрос. Мои извинения!
                      Что касается препаратов, то чего не помню, того не помню. Возможно матери на предприятии что-то и выдавали, но меня она принимать не заставляла. А учитывая, что мы с пацанами один фиг ходили купаться на Горностай, почему я и помню информационный щит, то препараты я явно не принимал.
            2. Гнусный скептик
              Гнусный скептик 12 июля 2021 14:40
              -2
              плевать на щиты: ГДЕ информация в прессе, ТВ об ЯДЕРНОЙ аварии с жертвами и угрозой заражения?

              А почему плевать на щиты, если они информируют население в непосредственной близости от места происшествия? Или вы переживаете за бабулек в тысячах километров от аварии? Ну чтобы им было о чем на лавочке поговорить.
            3. Lynnot
              Lynnot 13 июля 2021 16:11
              0
              Тогда будет паника, последствия которой могут оказаться намного тяжелее.
          2. мотострелок
            мотострелок 12 июля 2021 13:35
            +7
            Как было в Киеве я не знаю, а вот как было в Припяти, знаю как очевидец.
            Жил я тогда по Ленина 1а. Ночью с пятницы на субботу, мы с будущей женой гуляли на улице, ни вспышки, ни звука взрыва не слышали. В субботу утром с товарищем поехали на д/поезде "Янов-Чернигов" к его родителям на дачу, в междуречье Припяти и Днепра (БССР) . Напротив АЭС была остановка "Семиходы", там люди сходили и шли на работу на АЭС. Уже в поезде пошли разговоры про аварию, но точной информации не было, только слухи и домыслы. Злосчастный четвёртый реактор я хорошо видел из окна. Из здания в котором он был расположен шёл не большой светлый дым или пар. Каких то повреждений, во всяком случае на стороне обращённой к ж.д. , я не заметил. Вечером того же дня, примерно около 18 часов на этом же поезде вернулись в Припять. В "Семиходах" поезд уже не останавливался. В тот же вечер мы собрались у товарища смотреть "ТАСС уполномочен...". Во время просмотра в дверь позвонили и вошли женщины из ГО и всем предложили принять противорадиационные препараты. Вот тогда у нас возникло первое подозрение именно на атомную аварию. В воскресенье утром, по местному радио было объявлено о предстоящей эвакуации. Готовность к ней назначили на 12.00. Реально же нас из дома вывезли около 16.00. К каждому подъезду подали автобус с гражданским водителем и офицером ВВ. Да, вот ещё штрих, я в то время работал вахтовым методом и в воскресенье, первым автобусом (в шесть с небольшим утра), должен был ехать в Киев, а затем в Бориспольский аэропорт к вахтовому самолёту. Так вот когда пассажиры собрались на автостанции, они увидели следующее объявление :
            АВТОСТАНЦИЯ ЗАКРЫТА, ПОТОМУ ЧТО НЕ ХОДЯТ АВТОБУСЫ
            Вахтовикам в администрации а/станции выдали справки для предъявления на работу:
            "В связи с учениями ГО, выезд из города Припять временно запрещён."
            Перед эвакуацией официально сказали, что это не надолго, мол поживёте несколько дней в санаториях и домах отдыха.
            Не работу я улетел во вторник, "своим ходом".
        2. ABC-schütze
          ABC-schütze 13 июля 2021 13:39
          +3
          Извините, об уровне "дикой радиации" в Киеве, нельзя ли поподробнее ...

          И не надо о "фоне". Опасна для жизни, именно т.н. "поглощенная доза"...

          Её кто-то у участников демонстрации в Киеве, когда-нибудь оценивал?.. Что бы поднимать истеричные вопли о некой "дикой опасности"?..

          Конкретно, сколько человек в Киеве реально пострадало от "многократного" превышения допустимой дозы в мае 1984-го?..

          Я бы лично, демонстраций в такой период проводить не стал. Но и использовать факт их проведения для примитивно коньюнктурных антисоветских истерик, не стал тоже ...
    3. zenion
      zenion 12 июля 2021 21:47
      -2
      Вы думаете, что сейчас управляют другие люди? Они не захотели дальше быть слугами народа и сделали революцию, украли сами у себя всё и заодно у народа.
  7. север 2
    север 2 12 июля 2021 08:38
    +5
    действия командира катера- торпедолова ещё раз подтвердило , что Устав ВМФ написан кровью матросов и офицеров . Между прочем кровью тех , кто уже погибли сто и больше лет назад , и на
    том печальном опыте добавился очередной параграф в Устав ВМФ , что запрещается делать конкретно то и то , так и так ... Однако и на подлодке пренебрегли Уставом и инструкциями ..
    1. zenion
      zenion 12 июля 2021 21:49
      +1
      На суше, вокруг полно знаков на дорогах, которые рекомендуют и запрещают, а дураков больше с каждым разом всё больше. Но если в советские времена транспорт называли оружием и нужно было пройти много комиссий, что бы иметь разрешение на это оружие, то теперь нужно, только деньги.
  8. spbdweller
    spbdweller 12 июля 2021 09:58
    +6
    А лет за 5-8 до Чернобыля произошла еще одна авария с советской АПЛ. Тоже ядерная. Я довольно долгое время дружил с бывшим офицером этой лодки. Имя называть не буду - мы разорвали отношения. Был на лодке штурманом и находился на вахте, когда прозвучала тревога. Во спасение жизни забрался под/за освинцованный пульт чего-то там, где и находился до прибытия спасателей. Лечился от лучевой болезни. Удачно, даже сохранился мужской потенциал - пульт помог. Я не проявил особого интереса к истории, т. е. не стал выпытывать детали и подробности, просто регулярно поднимали тост "за чудесное спасение", аккурат перед тостом "за прекрасных дам", а дальше он традиционно исполнял песню "Когда я пьян, а пьян всегда я ... и на штурманском факультете образованье получил...". Я не знаю ни названия лодки, ни места аварии, ни даже точно года, но таких аварий не могло быть много. Может автор статьи вспомнит-узнает-расскажет?
  9. moreman78
    moreman78 12 июля 2021 10:00
    +7
    Цитата: Трус
    Всех случаев не предусмотришь. Кто ж знал, что командир торпедолова проигнорирует запрещающие знаки.

    Перед этим САМИ МОРЯКИ ПРОИГНОРИРОВАЛИ ИНСТРУКЦИИ!
    Так что в статье правильно написано -
    авария была чередой событий, каждое из которых не было критичным, но в совокупности привело к катастрофе. Если бы работы выполнялись, исходя из установленных требований и с соблюдением всех технологий, взрыва удалось бы избежать.
    1. Трус
      Трус 12 июля 2021 12:09
      0
      Я с этим и не спорю. Почему вы считаете, что я оправдываю их? Я оправдываю только конструкторов, которые проектируют защиту от дурака. Ну не могут они всего предусмотреть. Всегда найдётся кто-то, кто постарается обойти защиту «воимя благой цели».
      1. vladcub
        vladcub 12 июля 2021 12:31
        +3
        При этом забывая,что благими намерениями дорога выстлана в ад
      2. Pilat2009
        Pilat2009 12 июля 2021 20:46
        0
        Цитата: Трус
        Ну не могут они всего предусмотреть

        Реактор неразборным не сделаешь.А вот при регламентных работах должны присутствовать ответственные люди,которые подчиняются не командиру базы даже а головному институту.
        1. zenion
          zenion 12 июля 2021 21:56
          0
          В России все люди спецы по любому вопросу. Когда не знают, как сделать, то всегда найдётся человек, который скажет - смотри как надо. Было такое, что из троих в живых остался только один, совершенно случайно. В общем нашли неразорвавшуюся бомбу с времён войны и решили её разобрать, что бы достать взрывчатку. Пробовали открутить отвёрткой и плоскогубцами. И тут один решил, болгарка дома, сбегаю за ней. Случайно он её перенёс из гаража домой. Когда бежал с ней к парням, ударил взрыв. Гаражи разметало, его сбило с ног. Очнулся в больнице. Там ему сказали, что-либо найти из друзей не удалось.
  10. Абросимов Сергей Олегович
    +11
    Цитата: Трус
    Всех случаев не предусмотришь. Кто ж знал, что командир торпедолова проигнорирует запрещающие знаки.

    Как следует из статьи, торпедолов был далеко не единственной причиной ЧП. Главная причина - вопиющие нарушения технических требований по проведению работ подобного рода. К сожалению, пока мы не добьемся абсолютно железной дисциплины и не воспитаем немецкую аккуратность, педантичность и культуру обращения с техникой, до тех пор пордобные аварии будут повтаряться... Анекдот вспоминается: Во время Великой Французской революции поймали англичанина, француза и немца. Всех приговорили к отсечению головы на гильотине. У француза спрашивают, Вас лицом вниз ложить или вверх, на резак? Француз отвечает: конечно вниз! гильотина есть гуманное орудие казни. положили француза, пустили резак, а он остановился в сантиметре от шеи француза. Французу говорят - редкий случай, второй раз казнить нельзя, Вам даруется жизнь! Спрашивают англичанина. Он отвечает, мы, англичане мужественная нация, мы не боимся смотреть в глаза смерти! Положите меня лицом на резак! Положили, пустили резак, а он опять остановился в сантиметре от шеи англичанина. Англичанину говорят - бесперцедентно!, но второй раз казнить нельзя! Вам даруется жизнь! У немца спрашивают: а Вас как положить, лицом вверх или вниз? Немец отвечает: а я с Вами вообще разговаривать отказываюсь, пока Вы машину не отрегулируете!
  11. vladcub
    vladcub 12 июля 2021 10:29
    +2
    Хоть и блокировали поселок,но "голоса" об этом уже знали
  12. dgonni
    dgonni 12 июля 2021 12:18
    +2
    Да это череда случайностей но основная причина (моряки и персонал предприятия не хотели лишних проблем и разбирательств, поэтому решили справиться своими силами)
    Лодка готовилась к выходу в линию!
    Если уведомляется штаб флота, то сразу приедет тьма штабных спецов. Которые замордуют экипаж и заводских писаниной.
    Плюс будут оргвыводы и.т.д.
    Так как операция рутинная то решили без афиширования провести её в суботу по тихому.
    Судя по всему такой способ строповки применялся на предприятии неоднократно!
    Знак на максимальную скорость был выставлен.
    Но он судя по всему был проигнорирован по причине того что все знали что выходные и перегрузки реакторов никто не проводит.
    Вот вся эта партизанщина и привела к печальным результатам.
    1. Pilat2009
      Pilat2009 12 июля 2021 20:48
      -1
      Цитата: dgonni
      Знак на максимальную скорость был выставлен.

      Вы на дорогах всегда скорость соблюдаете?
      1. свой1970
        свой1970 14 июля 2021 10:08
        0
        Цитата: Абросимов Сергей Олегович
        ! Вам даруется жизнь! У немца спрашивают: а Вас как положить, лицом вверх или вниз? Немец отвечает: а я с Вами вообще разговаривать отказываюсь, пока Вы машину не отрегулируете!

        Цитата: Pilat2009
        Цитата: dgonni
        Знак на максимальную скорость был выставлен.

        Вы на дорогах всегда скорость соблюдаете?


        разница подходов...
    2. zenion
      zenion 12 июля 2021 22:08
      0
      dgonni. Удивительно, что такое случилось. Служил в авиации. Если где-то что-то случалось, то сразу было построение и всем зачитывали, что случилось в какой-то части и почему. Радиостанция беспредельной мощности и связи. Перед тем, как открыть узел для техосмотра, хотя она сама выдавала данные о своём здоровье и самочувствии, нужно было нажать кнопку, которая открывала ящик с рекомендацией обслуживания. Открывал её и читал, как можно открыть отделение такое, что нужно иметь при себе, как это делать. В 1960 годы она стоила около миллиона рублей. Везде, на каждом столбе была надпись - не влезай, убьёт! На каждом автомобиле была надпись - не уверен, не обгоняй! Но всё это было до лампочки. Возле въезда в один город была вышка, на которой стояли разбитые машины этого дня и их было много. И знаменитое - пожар легче предупредить, чем потушить!
  13. vladcub
    vladcub 12 июля 2021 12:27
    +1
    Из-за одного разбая и нежелания лишних бумажек. 2 АПЛ,11 человек погибли сразу,а сколько будут мучиться?
  14. Иван Бирюков
    Иван Бирюков 12 июля 2021 15:50
    0
    Пом этот день как щас срочную на сенявене проходил Я вгоспетале в(Техасе) Шкотово17 лечился так нас в приемнй покой отправили помогать превезли моряков с аварии а уних сопли слезы мы их выгружаем из машины в одних больничных пижамах, и как вы думаете нам ктото чето сказал да никто даже одежду не меняли бардак был такой потом их отправляли кого в питер кого севастополь ну а я осенью на дембель и неикому хотя все вме знали месным корки дали а нам дулю
  15. Андрей ВМФ
    Андрей ВМФ 12 июля 2021 18:48
    +4
    Все, как обычно: хотели как лучше, проигнорировав все и вся... Также и в Чернобыле: завершить эксперимент любой ценой...
    В 1990-м я исполнял обязанности зам. ком-ра АЭ по ИАС и сорвал 1-й вылет эскадрильи, т.к. отказался нарушать РТЭ и НИАС. За что потом был неоднократно гоним всеми начальниками. В итоге я ушел из ВС (морская авиация, 100-й КИАП), но вынес главное: для меня высшим законом были НИАС и РТЭ с надписью в углу "УТВЕРЖДАЮ" и подписью генерального конструктора ниже. Когда этим пренебрегают во имя чего-то там высокого, и происходят Чажма, Чернобыль, "Нахимов", "Лермонтов" и т.д.
  16. Azimut
    Azimut 12 июля 2021 21:29
    0
    Цитата: Трус
    Не знаю как на счёт малоизвестной и засекреченной, но информация во Владивостоке о ней была. Я тогда учился в средней школе No 64. Нас, кто не был в пионерских лагерях срочно собирали по домам и учителя в каждом классе проводили разъяснительные беседы с учениками, о том что произошла авария на атомной подводной лодке с выбросом радиации. Запретили купаться в бухтах Уссурийского залива. Очень хорошо помню информационную доску на пляже Горностая, что купаться запрещено из-за радиационной аварии. Лагерь «Океан» закрыли, детей вывезли сразу же.

    Был в лагере "Океан" в 1993 году. Вывезли из Белоруссии . С собой был портативный дозиметр 0.14-0,15 мР/ч показывал. Еще я удивлялся в Минске норма 0.13, Москва то же. Это после местные про Находку рассказывали, что на лодке авария была.
  17. alsoclean
    alsoclean 12 июля 2021 21:35
    0
    Ну в общем то с Чернобылем там и близко не стояло. На К431 топливо было "свежее" , в Чернобыле - изрядно сработанное. Потому в Чажме заражение было весьма и весьма не великим. А ЧАЭС подарила миру целый "букет" изотопов.
    Кстати АПЛ К42 стоящая рядом тоже была так изгажена , что ушла на списание вместе с К431.
    Ещё кстати - крышка реактора в космос не летала. И упала в воду а не обратно в лодку.
    Есть хороший источник: Бойко, В.Н. Трагедии тихоокеанского подплава / В.Н. Бойко. — М.: Горизонт, 2016 - Читайте и будет вам счастье
  18. Горный стрелок
    Горный стрелок 12 июля 2021 22:10
    +2
    Вот тут непонятно. Если был Взрыв указанной силы, то как могли определить, что огарок сварочного электрода попал в стык крышки реактора? Остальное, как пошлет крышки на 1.5 км и приземление на то же место ... Видел похожую аварию. С летающей тяжёлой крышкой диаметром метр. Но куда там. Аэродинамика у такой крышки отнесла ее метров на 20, хотя взлетела вертикально... И об крышу цеха не ударилась.
  19. Инженер Щукин
    Инженер Щукин 13 июля 2021 08:11
    0
    Есть отличная видеографика по этим событиям на профильном канале
    https://youtu.be/3XrWa4D7u8s
  20. napalm
    napalm 13 июля 2021 08:16
    0
    Феерическая безответственность. Не захотели лишних проблем и разбирательств. И что в итоге.
  21. DenVB
    DenVB 13 июля 2021 09:08
    0
    Реактор вышёл на пусковой режим, началась ядерная реакция, что привело к мощному тепловому взрыву.

    Уже по описанию понятно, что взрыв был самым что ни на есть ядерным. К счастью, очень слабым.
    1. Lynnot
      Lynnot 13 июля 2021 15:29
      0
      Именно тепловой.
  22. Костадинов
    Костадинов 13 июля 2021 10:10
    +1
    1. В марте Горбачев стал генсек и уже в августе взрив реактора на подлодку. Потом бил Чернобил, Матиас Руст сел на Красной площади, утонул корабль Адмирал Нахимов - так далее. Впечатление что все ето не било от небрежности.
    2. Самая тяжелая авария атомного реактора не привела к апокалиптичним последствиям, что потом доказали и Чернобил и Фукушима. Тяжелая индустриальная авария и не более.
  23. Костадинов
    Костадинов 13 июля 2021 10:13
    +1
    Цитата: DenVB
    Реактор вышёл на пусковой режим, началась ядерная реакция, что привело к мощному тепловому взрыву.

    Уже по описанию понятно, что взрыв был самым что ни на есть ядерным. К счастью, очень слабым.

    Конечно что ядерний, откуда другая енергия в реакторе. И конечно слабий. Если так можно получит полноцений ядерний взрьив не било необходимости разрабативат для бомб сложние устройства для имплозии.
    1. DenVB
      DenVB 13 июля 2021 17:56
      0
      Конечно что ядерний, откуда другая енергия в реакторе.

      В Чернобыле, как считается, самые тяжелые разрушения вызваны взрывом гремучей смеси. Хотя, конечно, гремучая смесь была выработана за счет энергии ядерного топлива. Но все-таки взрыв не был вызван непосредственно энергией деления. А вот в Чажме, получается, именно энергия деления, без всяких посредников вроде гремучей смеси, взорвала реактор.

      Если так можно получит полноцений ядерний взрьив не било необходимости разрабативат для бомб сложние устройства для имплозии.

      Взрыв был "неполноценным" потому, что прореагировать успела лишь незначительная часть ядерного топлива. Вероятно, сотые или десятые доли грамма. Но ядерный взрыв не обязан быть "полноценным" в смысле полного использования делящегося вещества. Да и не может таким быть.
  24. Lynnot
    Lynnot 13 июля 2021 15:24
    0
    Взрыв поднял в воздух многотонную крышку реактора примерно на 1,5 километра, после чего она вновь упала на лодку и повредила обшивку корабля ниже ватерлинии.

    - 1,5 км?
  25. Комментарий был удален.
  26. aries2200
    aries2200 13 июля 2021 16:35
    0
    Авария, ставшая крупнейшей в истории атомной энергетики, привлекла к себе внимание всего мира.=== это была диверсия ЦРУ США , как и Теплоход НАХИМОВ как и катастрофа под УФОЙ
  27. Naval
    Naval 13 июля 2021 17:29
    0
    Слышал эту историю от товарища в 1985 году, в том числе и про крышку реактора. Он служил на гидрографе, кажется, "Вице-Адмирал Воронцов", хотя могу и ошибиться. Их после аварии, по тревоге отправили в бухту взять пробы и разведать радиационную обстановку.
  28. Костадинов
    Костадинов 14 июля 2021 17:25
    0
    Цитата: aries2200
    Авария, ставшая крупнейшей в истории атомной энергетики, привлекла к себе внимание всего мира.=== это была диверсия ЦРУ США , как и Теплоход НАХИМОВ как и катастрофа под УФОЙ

    В СССР било вполне достаточно врагов власти и они могли сделать то что ЦРУ и не снилось.
    Посмотрите сколько осталось коммунистов в СССР после 1991.