Шведы, создавая новый истребитель, наступают на старые грабли

В шведском правительстве на минувшей неделе заявили о том, что принято решение о финансировании разработки истребителей нового поколения. Условное название таких истребителей звучит как SuperJas, а базовая версия - Jas 39 Gripen. Этим правительство Скандинавской страны желает ускорить вхождение Швеции в Североатлантический альянс. По крайней мере, именно так считают некоторые шведские эксперты. Однако те же эксперты склонны полагать, что шведское Министерство обороны просто финансово не потянет столь амбициозный проект, да еще и в условиях финансовой нестабильности в Европе и мире.




Между тем, премьер-министр Швеции Фредрик Райнфельдт заявил, что истребители нового поколения будут введены в строй уже через 10 лет, а их эксплуатация будет рассчитана до 2043 года.

Сообщается, что производством SuperJas будет заниматься компания Saab, а закупки со стороны Минобороны Швеции составят 40-60 истребителей. Кроме того, 22 новых шведских самолета приобретет еще и Швейцария, о чем уже сегодня заключено соглашение между Берном и Стокгольмом. За новые истребители, которых в природе пока не существует, швейцарские налогоплательщики должны будут выложить около 3,25 миллиардов евро. Швейцарский парламент уже высказывает свои опасения по поводу целесообразности таких закупок, однако у военных нашлось объяснение: истребители нужны, потому что они очень перспективны и вдобавок стоят дешевле других аналогов (к примеру, французских). В общем, началась дележка шкуры неубитого медведя…

Общая стоимость проекта для самой Швеции (здесь уже, извините, не путать со Швейцарией) составит почти 6 миллиардов евро. В скандинавской стране таких трат на военные разработки не было очень давно.

Правительство Швеции говорит, что такая программа позволит привлечь дополнительные инвестиции в страну, от чего выиграет буквально каждый подданный королевства. Такой оптимизм, к сожалению или к счастью, не разделяют обычные шведы. Один из отставных шведских офицеров говорит о том, что закупка новых истребителей может нанести большой ущерб по обороноспособности страны вообще, ведь затраты в 6 миллиардов долларов только лишь на разработки – непосильное бремя для военного бюджета страны.

К критике правительственной программы, связанной с созданием новых истребителей, подключились и некоторые политические партии. В частности, Петер Родберг, представляющий Экологическую партию Швеции, говорит о том, что обновленный Jas 39 Gripen финансово просто уничтожит оборону страны. При этом Родберг и другие критики ссылаются на опубликованные Шведской военной академией результаты исследования, согласно которым уже сегодня Швеция едва ли отразит вторжение противника.

Многие эксперты заявляют, что вся эта история с разработкой шведского истребителя нового поколения – это лишь шум, который должен втянуть нейтральную Швецию в рамки НАТО. Именно такие идеи продвигают правые партии в Стокгольме. При этом многие обычные шведы откровенно не понимают, кто же сегодня открыто угрожает независимости Швеции, что вдруг потребовалось вхождение государства в Североатлантический альянс.

К дискуссии по истребителям решили подключиться и шведские экономисты. По их расчетам рентабельность разработки SuperJas может стать реальной, если свыше половины произведенных машин будет продано за рубеж. Однако при нынешних реалиях серьезной конкуренции об этом речи практически не идет.

Кроме того, шведы уже имеют негативный опыт проектирования истребителей. Около 30 лет назад Швеция решила удержаться от вступления в какой-либо из военных блоков того времени и стала заниматься разработками собственного истребителя. Это, по замыслу шведских властей того времени, должно было развить собственный ВПК и снизить зависимость от поставок зарубежной военной техники.
Пока шведы размышляли о том, как им оставаться в нейтралитете и по отношению к НАТО, и в плане Варшавского договора, распался Советский Союз, и холодная война окончилась. При этом программа по созданию шведского самолета нового поколения находилась на стадии реализации, и в нее были вложены серьезные средства. Тогда шведское правительство решило довести программу до конца, однако никакой экономической выгоды из этого извлечь не удалось. Собственные ВВС получили около сотни самолетов, однако около 60% так ни разу и не поднялись в воздух из-за отсутствия средств для эксплуатации и содержания штата сотрудников, ответственных за эту эксплуатацию. За рубеж шведы продали 50 самолетов, что составило лишь 25% от запланированного числа.

По всей видимости, сегодня Стокгольм готов снова наступить на те же грабли.
Автор:
Вадим Собин
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти