Шведы, создавая новый истребитель, наступают на старые грабли

В шведском правительстве на минувшей неделе заявили о том, что принято решение о финансировании разработки истребителей нового поколения. Условное название таких истребителей звучит как SuperJas, а базовая версия - Jas 39 Gripen. Этим правительство Скандинавской страны желает ускорить вхождение Швеции в Североатлантический альянс. По крайней мере, именно так считают некоторые шведские эксперты. Однако те же эксперты склонны полагать, что шведское Министерство обороны просто финансово не потянет столь амбициозный проект, да еще и в условиях финансовой нестабильности в Европе и мире.

Шведы, создавая новый истребитель, наступают на старые грабли


Между тем, премьер-министр Швеции Фредрик Райнфельдт заявил, что истребители нового поколения будут введены в строй уже через 10 лет, а их эксплуатация будет рассчитана до 2043 года.


Сообщается, что производством SuperJas будет заниматься компания Saab, а закупки со стороны Минобороны Швеции составят 40-60 истребителей. Кроме того, 22 новых шведских самолета приобретет еще и Швейцария, о чем уже сегодня заключено соглашение между Берном и Стокгольмом. За новые истребители, которых в природе пока не существует, швейцарские налогоплательщики должны будут выложить около 3,25 миллиардов евро. Швейцарский парламент уже высказывает свои опасения по поводу целесообразности таких закупок, однако у военных нашлось объяснение: истребители нужны, потому что они очень перспективны и вдобавок стоят дешевле других аналогов (к примеру, французских). В общем, началась дележка шкуры неубитого медведя…

Общая стоимость проекта для самой Швеции (здесь уже, извините, не путать со Швейцарией) составит почти 6 миллиардов евро. В скандинавской стране таких трат на военные разработки не было очень давно.

Правительство Швеции говорит, что такая программа позволит привлечь дополнительные инвестиции в страну, от чего выиграет буквально каждый подданный королевства. Такой оптимизм, к сожалению или к счастью, не разделяют обычные шведы. Один из отставных шведских офицеров говорит о том, что закупка новых истребителей может нанести большой ущерб по обороноспособности страны вообще, ведь затраты в 6 миллиардов долларов только лишь на разработки – непосильное бремя для военного бюджета страны.

К критике правительственной программы, связанной с созданием новых истребителей, подключились и некоторые политические партии. В частности, Петер Родберг, представляющий Экологическую партию Швеции, говорит о том, что обновленный Jas 39 Gripen финансово просто уничтожит оборону страны. При этом Родберг и другие критики ссылаются на опубликованные Шведской военной академией результаты исследования, согласно которым уже сегодня Швеция едва ли отразит вторжение противника.

Многие эксперты заявляют, что вся эта история с разработкой шведского истребителя нового поколения – это лишь шум, который должен втянуть нейтральную Швецию в рамки НАТО. Именно такие идеи продвигают правые партии в Стокгольме. При этом многие обычные шведы откровенно не понимают, кто же сегодня открыто угрожает независимости Швеции, что вдруг потребовалось вхождение государства в Североатлантический альянс.

К дискуссии по истребителям решили подключиться и шведские экономисты. По их расчетам рентабельность разработки SuperJas может стать реальной, если свыше половины произведенных машин будет продано за рубеж. Однако при нынешних реалиях серьезной конкуренции об этом речи практически не идет.

Кроме того, шведы уже имеют негативный опыт проектирования истребителей. Около 30 лет назад Швеция решила удержаться от вступления в какой-либо из военных блоков того времени и стала заниматься разработками собственного истребителя. Это, по замыслу шведских властей того времени, должно было развить собственный ВПК и снизить зависимость от поставок зарубежной военной техники.
Пока шведы размышляли о том, как им оставаться в нейтралитете и по отношению к НАТО, и в плане Варшавского договора, распался Советский Союз, и холодная война окончилась. При этом программа по созданию шведского самолета нового поколения находилась на стадии реализации, и в нее были вложены серьезные средства. Тогда шведское правительство решило довести программу до конца, однако никакой экономической выгоды из этого извлечь не удалось. Собственные ВВС получили около сотни самолетов, однако около 60% так ни разу и не поднялись в воздух из-за отсутствия средств для эксплуатации и содержания штата сотрудников, ответственных за эту эксплуатацию. За рубеж шведы продали 50 самолетов, что составило лишь 25% от запланированного числа.

По всей видимости, сегодня Стокгольм готов снова наступить на те же грабли.
Автор: Вадим Собин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. Свистоплясков 5 сентября 2012 08:50
    Зачем Швеции истребитель пятого поколения, когда можно модернизировать Gripen. Или они замахиваются на шестое?
    Хотя бытует мнения, что шестое поколение истребителей будет беспилотным.
    Свистоплясков
    1. СтарыйСкептик 5 сентября 2012 13:12
      Это будет не пятое поколение, а новое поколение Грепинов, прошу не путать.
      СтарыйСкептик
      1. любопытный 5 сентября 2012 14:54
        Нам бы своими истребителями озаботиться, а мы обсуждаем проблемы богатой Швеции и тем более Швейцарии. А вот её возможный дрейф в Нато - очередной повод задуматься. В Финляндии ведь тоже про-натовские силы имеются
        любопытный
    2. yurasumy 5 сентября 2012 20:53
      В принципе "Гриппен" очень неплохой самолет. От пятого поколения у него у же есть некоторые качества. Система управления оружием. Интеграция САУ истребителя в глобальную систему ПВО. Сверхманевренность. Осталось дотянуть до 5 поколения бесфорсажную сверхскорость , радар. Малозаметность. Но это не критично, т.к. самолет может базироваться мобильно. Может работать с автострад. Поэтому малозаметность для него не принципиальное свойство. Я думаю это глубокая модернизация "Гриппена" и все. Максимально подтянуть к 5 поколению. Цель отобрать часть рынка из под F-35. И это ему вполне по силам. Тем более, что функционально он будет практически таким же, а стоить раза в 2-3 меньше.
      yurasumy
  2. biglow 5 сентября 2012 09:33
    За чем и вообще истребители?С кем они собрались воевать непонятно.
    biglow
    1. Tirpitz 5 сентября 2012 09:46
      Хочешь мира - готовься к войне.
      Tirpitz
      1. keylogger 5 сентября 2012 13:30
        на грабли им всем нужно наступать с разбега или лучше распрыга :))
        keylogger
      2. sasha127 5 сентября 2012 15:15
        Швеция предпочетает иметь на вооружении высокоэффэективные боевые самолёты и истребитель "Грипен"это подтверждает. Она имеет разветую систему ДРЛОУ. основу которй составляют самолёты SAAB-340 (S-100B"Аргус"),оснащённые поисковой аннтеной"Эрай".Для радиоэлектронной разведки используются самолёты S-102B "Корпен"(перебарудаванный гражданский самолёт"Гольфстрим"4).Самолёты "Грипен","Аргус"и"Корпен"интегрированы в единую оборанительную систему,которая влючает в себя многочисленные посты наблюдения.
        sasha127
  3. стас57 5 сентября 2012 10:06
    В шведском правительстве на минувшей неделе заявили о том, что принято решение о финансировании разработки истребителей нового поколения.
    сильно разбогатели чтоль?
    это не только дорого, но и требует большое количество специалистов, хотя наверно если что, как не грустно, наших купят
    1. Zerstorer 5 сентября 2012 11:46
      У них своих специалистов хватает. А JAS-39 хорошая машинка.
      1. vaf 5 сентября 2012 16:18
        Цитата: Zerstorer
        У них своих специалистов хватает. А JAS-39 хорошая машинка.


        Полностью поддерживаю,+! good

        vaf
    2. почтальон 6 сентября 2012 00:11
      Цитата: стас57
      сильно разбогатели чтоль?

      А они бедными никогда и не были.
      И ПО СЕЙ ДЕНЬ ФИНАНСИРУЮТ СТРОИТЕЛЬСТВО ГОВНО ОЧИСТНЫХ В ПЕТЕРБУРГЕ, утилизацию ЯР БПЛА в Мурманске... и тд. и тп
      почтальон
  4. saturn.mmm 5 сентября 2012 11:52
    Весь мир разрабатывает 5 поколение, а так как в Швеции есть своя конструкторская школа, то чтобы идти в ногу со временем, нужно разрабатывать. (Но вот зачем Швейцарии истребитель 5 -поколения? Я предполагаю только в смысле деньги - товар)
    1. любопытный 5 сентября 2012 14:57
      Скорее всего с целью дать новый импульс шведскому ВПК, и снова "подтянуть" к себе старых знакомых по шведскому БМП и артиллерии. Ну а Швейцария известный знаток в мире вооружений
      любопытный
    2. Su24 5 сентября 2012 20:51
      Это, скорей всего, будет 4++ поколение, т.к. основа СААБ-39.
  5. tekinoral 5 сентября 2012 12:01
    они скорее всего они вместе с Турцией создадут ,ходят слухи о партнерстве
    tekinoral
  6. nnz226 5 сентября 2012 13:08
    Интересно, "Искандеры" из Калининградской области до Стокгольма долетят? Это, если Швеция в НАТО вступит?
    1. Su24 5 сентября 2012 20:53
      Долетят ещё как))
      1. почтальон 6 сентября 2012 01:37
        Цитата: Su24
        Долетят ещё как))

        не долетят... даже М.
        и прямо по траектории ВМБ Marinbase (MarinB) Visby
        почтальон
  7. Num Lock UA 5 сентября 2012 15:12
    Потянуть разработку и производство истребителей самостоятельно может далеко не каждое государство. Швеции плюс. Но вот разработка пятого поколения - это уже нечто. врядли она сама осилит реализацию такой программы.
    Num Lock UA
  8. Su24 5 сентября 2012 20:47
    "частности, Петер Родберг, представляющий Экологическую партию Швеции, говорит о том, что обновленный Jas 39 Gripen финансово просто уничтожит оборону страны. При этом Родберг и другие критики ссылаются на опубликованные Шведской военной академией результаты исследования, согласно которым уже сегодня Швеция едва ли отразит вторжение противника."

    Довольно странная у них логика - закупка новых истребителей ослабит оборону. Не менее удивляет и то, что шведы ждут какого-то вторжения))
    1. Снег 5 сентября 2012 21:49
      Европейцы вообще любят на себя примерять военную мощь России. Так что, наверное, на нас намекают. Они еще не знают, что они нам нахер не здались. Если их самолеты еще и не сильно как покупают, то вообще логика не ясна. Может не хочется терять передовых позиций? Ну или за Арктику собираются воевать
      1. почтальон 6 сентября 2012 12:12
        Цитата: Снег
        Европейцы вообще любят на себя примерять военную мощь России

        Верно, так и основная задача JAS E/F: противостоять новейшим самолетам России в в 2025 - 2035 - 2040 годах. О чем талдычит представитель правящий Партии Центра Стаффан Даниельссон.
        у Швеции ДВЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ с 2025 г.
        1. покупать дорогие Американские самолеты
        2.Самой производить JAS E/F(подешевлее,да и деньги остабются в Государстве)
        НУ ИЛИ ТРЕТЬЯ:
        "Отдать небо" Швеции в распоряжение ВВС России
        почтальон
    2. почтальон 6 сентября 2012 12:08
      Цитата: Su24
      Jas 39 Gripen финансово просто уничтожит оборону страны

      Это вряд ли.
      Корветы типа Visby: Л-31,К-32,К-33,К-34,К-35 не уничтожили ведь, а только возродили(королевский флот)
      YS-2000 стоимость программы 1,2 млрд долларов США,в ценах 1996
      А верфь Kockums вовсю уже работает над Visby Plus (экспортный вариант океанской зоны)


      ПРИМ:
      Центральный банк Швеции понизил учетную ставку, или так называемую ставку рефинансирования, на 0.25 %. Теперь она составляет 1,25 %.
      В Швеции низкий уровень инфляции: он ниже поставленной правительством цели в 2%.
      почтальон
  9. Штази. 5 сентября 2012 22:13
    Шведские технологии очень интересные, а собственная конструкторская школа оригинальна. Учитывая всеобщий европейский кризис, оборонные расходы окажутся весьма тяжким бременем для шведской экономики. Удивляет другое: с чего бы Швеция, тихая страна-нейтрал вдруг так озаботилась увеличением расходов на оборону и что еще более странно - есть настроения вступить в НАТО. От кого они собрались защищаться? И способно ли НАТО обеспечить надежную защиту, вот вопрос. Если взглянуть на историю, после разгрома под Полтавой Швеция твердо вступила на путь военного нейтралитета, предел её мечтаний - завладеть контролем над Прибалтикой, оторвав ее из под влияния России. После распада СССР они получили Прибалтику в свою сферу влияния, поделив ее с Германией. Что же еще надо шведам для полного счастья, непонятно.
    Штази.
  10. director 30 сентября 2012 16:37
    сегодня Швеция едва ли отразит вторжение противника.-можно подумать когда то могла.
    director

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня