Боевые самолеты. С ним не победить, без него только проиграть

54
Боевые самолеты. С ним не победить, без него только проиграть

Лорд Бивербрук сказал, что «Битву за Британию мы выиграли на «Спитфайрах», но без «Харрикейнов» мы бы ее проиграли».

Возможно, тут спорить не стоит. Вопрос вкуса. Лично мне этот более чем противоречивый аппарат не нравится совершенно, но… Несмотря ни на что, этот самолет оставил в истории такой след, от которого нельзя просто так отмахнуться. Ибо не было фронта Второй Мировой войны, где бы «Ураган» не отметился.



Так что сегодня у нас истребитель, который многие «эксперты» считают худшим (ну или одним из худших истребителей Второй Мировой войны. Насколько это так – спорить будут еще лет 50, не меньше. Мы же займемся фактами.

А факты говорят о том, что сперва был «Фьюри». Не тот «Фьюри», который пошел в серию в 1944-м, а тот, что в 1936-м. Первый. Творение фирмы «Хоукер» и конструктора Сиднея Кэмма. Самолет для своего времени был вполне удачный, хорошо летал и пользовался уважением у пилотов RAF.


Умница Кэмм понимал, что «Фьюри» хорош, но рано или поздно придется его менять на что-то более современное. И начал на базе этого самолетика готовить то самое «нечто», которое сможет пригодиться.


Сэр Сидней Кэмм

Между тем, в министерстве авиации Великобритании пытались сообразить, какой им самолет все-таки нужен. Про метания и терзания британских авиакомандиров уже сложены легенды, поскольку они допланировались до нереальных требований. Новый самолет должен быть сверхуниверсальным: быть и перехватчиком, и сопровождать бомбардировщики за линию фронта, а вести бой с истребителями противника, и проштурмовать при случае технику врага.

При этом брони никакой, скорость около 400 км/ч и пулеметное вооружение. И, главное, самолет должен был быть дешевым. В общем – то еще задание. Очереди из желающих поучаствовать в создании такого монстра ожидаемо не случилось.

Кэмм решил на всякий случай создать самолет из освоенных частей «Фьюри». В принципе, даже проект назвали «Фьюри-моноплан». Фюзеляж взяли целиком, единственное изменение – закрытая кабина. Оперение, неубирающееся шасси в обтекателях, заново спроектировали только крыло. Ну «харрикейновское» крыло с очень толстым профилем – это уже классика. Двигатель планировался «Госхок» от «Роллс-Ройса».

Самолет был построен и в 1933 году предъявлен комиссии министерства и… отклонен! Британские деятели предпочитали проверенные бипланы.

Кэмм, получив такого пинка, не сдался и продолжил работу над самолетом за счет фирмы. Правда, у «Хоукера» денег хватало, а Кэмм был не только конструктор, но и член совета директоров. Так что работы продолжились «за свой счет», но возникла интересная перспектива: у «Роллс-Ройса» появился новый мотор PV.12, который обещал… стать «Мерлином»! Правда,в 1934 году об этом еще никто не знал.

Новый самолет был перепланирован под PV.12 и получил (гулять так гулять!) новомодное убирающееся шасси. Вооружение составили два пулемета Браунинга британского калибра 7,69-мм и два британских «Виккерса» такого же калибра.


В 1935 году министерство немного подкорректировало вооружение, установив, что самолет должен нести 8 пулеметов.

Самолет полетел в октябре 1935 года, в феврале 1936 прошел цикл испытаний в авиацентре в Мартлшем-Хис, а 3 июня 1936 года министерство авиации заказало «Хоукер» партию в 600 самолетов. Это была огромная цифра для того времени.

Перед тем, как самолет пошел реально в серийное производство, с ним пришлось проделать ряд изменений. Заменили двигатель «Роллс-Ройса» на «Мерлин» модели G, а для этого пришлось перекомпоновать весь моторный отсек. Переделать верхнюю часть капота, изменить воздуховоды, систему охлаждения, которая работала не на воде, а на смеси на базе этиленгликоля.

В июле 1937 г. «Харрикейн» на Хендонской выставке увидели советские специалисты. Комдив Бажанов, тогдашний начальник НИИ ВВС записал в своем отчете: «Хаукер «Ураган». С двигателем «Мерлин». В полете не показали. Машина с мотором в 1065 л.с. может дать больше 500 км/ч». На тот момент скорость впечатляла.

Кэмм, ободренный успехом «Харрикейна», предложил создать на его базе семейство самолетов разного назначения, использовавших многие узлы и агрегаты «Урагана»: крыло, оперение, шасси.

Были построены и дошли до стадии испытаний два самолета: легкий бомбардировщик «Хенли» и истребитель «Хотспур». Истребитель был из серии «турельных», то есть, все его вооружение размещалось в одной турели с гидроприводом.


Спорная конструкция, оставшаяся образцом.

А «Хенли» выпускался небольшой серией, как буксировщик мишеней.

В конце 1937 года «Харрикейн» пошел в летные части, заменяя там бипланы «Фьюри» и «Тонлит».


К моменту начала Второй Мировой войны в строевых частях уже имелось 18 эскадрилий «Харрикейнов».

Так вышло, что именно этому самолету предстояло принять первый удар той войны, пусть даже начало ее было весьма странным.

В целом, самолет был довольно прогрессивным. Убирающееся шасси, крепкий фюзеляж, сваренный из стальных труб, со стандартной компоновкой: впереди двигатель со вспомогательными агрегатами, за противопожарной перегородкой - бензобак, затем еще одна перегородка и кабина пилота. Кресло летчика регулировалось по высоте. Кабину закрывал прозрачный фонарь из плексигласа. Фонарь дополнительно бронировался пластиной из бронестекла снаружи. Под задней кромкой козырька шла стальная гнутая труба, защищавшая пилота при капотировании. На козырьке сверху монтировалось зеркало заднего вида.

Пилот попадал в кабину через сдвижную часть фонаря и дверцу на правом борту. Сзади пилота прикрывала бронеплита, за которой находились радиостанция, аккумулятор, аптечка, кислородные баллоны и две трубы для сброса осветительных ракет.

Бензиновые баки были протектированные, все три: в фюзеляже один на 127 литров и два в крыльях по 150 литров. Бак для масла имел вместимость 47 литров.

Пневматическая система работала от компрессора, приводимого двигателем. Обеспечивала перезарядку и спуск пулеметов, а также от нее работала тормозная система. Выпуск и уборка шасси и управление щитками осуществляла гидравлическая ситема.

Интересно была сделана электрическая система. Двигатель приводил в действие генератор, от которого запитывалось освещение кабины, приборов, навигационные огни, посадочные фары. Для работы при выключенном двигателе имелся отдельный аккумулятор, который располагался за бронеспинкой. Радиостанция запитывалась от отдельного комплекта сухих батарей.

Вооружение состояло из восьми пулеметов «Браунинг» калибра 7,69-мм. Пулеметы имели скорострельность 1200 выстр/мин. Располагались в крыльях, по четыре, в консолях сразу за стойками шасси. Питание было ленточным, из коробов, которые размещались слева и справа от пулеметов. Шесть пулеметов имели боекомплект 338 патронов, два – самые дальние от корня крыла – 324 патрона.


Оригинальный момент: британцы не заморачивались с заряжанием патронов в ленты, снаряжали ленту патронами одного типа. В итоге три пулемета стреляли обычными пулями, три - зажигательными и два - бронебойными.

Пулеметы пристреливались так, чтобы линии огня сходились в 350-400 м от самолета, затем дистанцию уменьшили до 200-250 м. Перезаряжание и управление огнем - пневматическое; гашетка находилась на ручке управления.

К началу войны из 600 заказанных «Харрикейнов» успели сдать 497. 18 эскадрилий "Харрикейнов" были полностью боеспособны, а еще три осваивали новую технику.

Боевое крещение «Харрикейны» приняли во Франции, куда отправились четыре эскадрильи «Ураганов». «Спитфайры», которые к тому времени тоже начали выпускать, решили приберечь для ПВО Великобритании.

С сентября 1939 года «Харрикейны» занимались тем, что участвовали в «странной войне», сбрасывая листовки и уклоняясь от воздушных боев. Первую победу на «Харрикейне» одержал Питер Маулд из 1-й эскадрильи, сбивший 30 октября 1939 года Dо.17. К концу года летчики, воевавшие на «Харрикейнах», сбили около 20 немецких самолетов.

Проблем с самолетом не было. Основное количество проблем было связано с работой пулеметов, правда, выяснилось, что 95% отказов в работе оружия лежит на патронах. Предприимчивые дельцы отгрузили боевым частям патроны, выпущенные 30 с лишним лет назад.

6 октября 1939 г. «Хоукер» сдала последний самолет из первого заказа в 600 машин. Сразу же министерство авиации заказало еще 900 самолетов, 300 у «Хоукера», а на 600 заказ разместили у «Глостера».

Но и потери с началом нормальной воздушной войны начали возрастать. Командование британских ВВС не компенсировало потери, что не лучшим образом сказывалось на боеспособности частей. А вообще к концу кампании во Франции воевало 13 эскадрилий на «Харрикейнах».


Большой вклад «Харрикейны» внесли и в прикрытии эвакуации британских войск, защите Нанта, Сен-Назера и Бреста, откуда велась эвакуация. Все самолеты, участвовавшие в этих операциях, обратно в Британию не вернулись по причине нехватки топлива. И немцы добили их на аэродромах. Общие потери во Франции составили 261 «Харрикейн». Из них в воздушных боях – около трети. Остальные были уничтожены на земле.

Естественно, воевали «Харрикейны» и в Норвегии, где тоже разворачивались весьма драматичные события. В Норвегию на авианосце «Глориес» прибыли две эскадрильи «Харрикейнов», принявшие непосредственное участие в боевых действиях и даже одержавшие ряд побед.

Но немцы в Норвегии оказались сильнее, и летчикам было приказано уничтожить самолеты и отправляться домой на кораблях. Однако сухопутные пилоты, не имевшие опыта взлета и посадки на корабли, смогли посадить свои самолеты на «Глориес».

Однако эта попытка спасти свои самолеты оказалась фатальной. «Глориес» и два эсминца сопровождения наткнулись на «Шарнхорст» и «Гнейзенау». «Харрикейны» на палубе не дали возможности взлететь ударным самолетам, и «Глориес» был потоплен.


Вместе с авианосцев на дно ушли все «Харрикейны» и их пилоты, за исключением двоих, которых подобрало торговое судно.

Если говорить о нормальных воздушных боях, то выяснилось, что «Харрикейн» значительно уступает своему главному оппоненту «Мессершмитту» Bf.109Е.

Немецкий самолет оказался быстроходнее во всем диапазоне высот, лишь около 4 500 м «Харрикейн» приближался к «Мессершмитту». Плюс Bf.109Е легко уходил от британца на пикировании, причем немецкий двигатель с непосредственным впрыском топлива, в отличие от «Мерлина» с поплавковым карбюратором, не давал сбоев при отрицательных перегрузках.

Вооружение у Bf.109Е тоже было сильнее. 20-мм пушки позволяли открывать огонь с больших дистанций и попадать. Бронирование «Харрикейна» не держало пуль 7,92-мм, что говорить о 20-мм снарядах…

Единственное, где британский истребитель был лучше, это в горизонтальном маневре за счет меньшей нагрузки на крыло. Но немцы к тому времени уже прочно оседлали вертикаль, и в бои на горизонтали особенно не спешили. Да и незачем было.

В общем, «Харрикейн» оказался намного слабее «Мессершмитта».

Казалось, стоило бы прекратить выпуск уже фактически устаревшего самолета и сделать упор на производство «Спитфайра». Однако, прекратить выпуск самолета в пользу другого во время войны не показалось хорошей идеей министерству авиации. Самолетов и без того не хватало, потому речи о замене «Харрикейна» не шло.


Оставались два варианта: модернизировать истребитель насколько это вообще было возможно и изменить тактику его применения. Британцы были готовы применить оба, но немного не успели: началась «Битва за Британию».

В начале лета 1940 года немцы начали постоянные рейды в небо Южной Англии и атаковать суда в Ла-Манше. Действовали группами по 40-50 бомбардировщиков и столько же истребителей. Британцы не сразу смогли наладить нормальную работу по обнаружению групп вражеских самолетов и перехват. Потому немцы смогли потопить судов водоизмещение более 50 тысяч тонн. Британские истребители сбили 186 вражеских самолетов. При этом было потеряно 46 «Харрикейнов» и 32 «Спитфайра».

Однако основное воздушное наступление началось 8 августа 1940 года, когда начались крупные воздушные бои в небе над островом Уайт.

Помимо атак на конвои, немцы начали атаковать радиолокационные станции системы ПВО. С начала были уничтожены и повреждены несколько РЛС, затем ситуация начала исправляться.


Люфтваффе начало наносить удары силами трех воздушных флотов, общей численностью до 3 тысяч самолетов. Британцы бросили все истребители, которые были в наличии (около 720 единиц) и начались масштабные сражения, в которых участвовало до 200 самолетов одновременно.


Тут еще оказалось, что и для немецких бомбардировщиков «Харрикейн» был слабоват. Правда, Ju.87 падали исправно, тут был порядок, и двухмоторный истребитель Bf.110 тоже можно было замотать на горизонтали и сесть ему на хвост, главное – не лезть под пушки в носу. Но вот бронированные и ощетинившиеся стволами пулеметов Не.111 и Ju.88 и 7,69-мм пули прилично держали, и сами могли отвесить из любого ракурса.


Так что обе стороны несли большие потери. Заводы перестали справляться с выпуском «Ураганов», школы не успевали готовить пополнение выбывающим летчикам. Ситуация складывалась не самая красивая.

Пик сражений пришелся на период с 26 августа по 6 сентября. Немцы решили устроить ад. За эти 12 дней Королевские ВВС потеряли 134 «Харрикейна». 35 пилотов погибли, 60 попали в госпитали. Потери Люфтваффе были вдвое выше. Можно долго рассуждать, что «Харрикейн» был ни о чем в сравнении с немецкими самолетами, но рассуждать было некогда. Надо было на чем-то взлетать и сбивать «Хейнкели» и «Юнкерсы».


В итоге «Битва за Британию» стала одним из крупнейших сражений в воздухе, как по длительности, так и в плане потерь. С обеих сторон было уничтожено 2 648 самолетов. На долю «Харрикейнов» пришлось 57% сбитых немецких самолетов, в том числе 272 «Мессершмитта» Bf.109. Нужно признать, что именно Харрикейн» внес самый существенный вклад в победу. И «Битва за Британию» стала реально пиком карьеры самолета.

После того, как сражения с Люфтваффе перешли в более спокойную фазу ночных налетов, стало возможно подумать о модернизации самолета. По-прежнему в условиях продолжавшейся войны никакой речи о снятии с производства «Харрикейна» не шло. Но делать с самолетом что-то было необходимо, поскольку у немцев появился Bf.109F, который вообще не давал никаких шансов летчику на «Урагане».

Модернизировать решили по двум направлениям: усилить вооружение и установить более мощный мотор.

И здесь был интересный ход: многие самолеты Королевских ВВС летали на «Мерлинах». Немцы были отнюдь не дураки, и, нанеся удар по заводам «Роллс-Ройса» запросто могли оставить без моторов как бомбардировщики, так и истребители. Вариант: надо было искать альтернативу «Мерлину».

Были опробованы варианты с 24-цилиндровым Н-образным «Даггером» от фирмы «Нэпир», 14-цилиндровым воздушником «Геркулес» от «Бристоля» и двигателем новейшей разработкой от «Роллс-Ройса», который в будущем стал «Грифоном».

Но в итоге «Харрикейн II» оснастили двигателем «Мерлин ХХ» мощностью 1 185 л.с. В начале 1941 года все «Харрикейны» выпускались уже с этим мотором, который дал небольшой, но прирост в скорости: 560 км/ч против 520-530 км/ч у машин предыдущих версий.

Вооружение тоже попробовали усилить. Замечательное толстое крыло «Харрикейна», которое критиковали (справедливо в плане аэродинамики) многие, позволило засунуть в него еще пару пулеметов ближе к концу каждого крыла. Крыло пришлось еще несколько усилить.

В итоге вооружение «Харрикейна II» стало состоять из 12 пулеметов «Браунинг» калибра 7,69-мм.

Спорный шаг. Бронированным (и неплохо бронированным) немецким бомбардировщикам было все равно, сколько стволов будут колотиться в них пулями винтовочного калибра. Говорят, правда, что были случаи, когда пилоты «Харрикейнов» отпиливали плоскости у бомбардировщиков… Но более уместно использование таких самолетов было бы в Азии, где японским самолетам хватало трех-четырех пуль винтовочного калибра, чтобы выйти из строя.

Вот там действительно, 12 стволов могли выдать такую тучу свинца, хоть что-то да попало бы. И японским самолетам было неуютно, если бы не феноменальная верткость.

Потом, уже в середине 1941 года, решили вооружить «Харрикейн» пушками. Наконец до британского командования дошло, что за прогрессом надо идти хотя бы вслед, если не в ногу.

Вообще эксперимент по установке двух 20-мм пушек от «Эрликона» в крылья был произведен еще в 1938 году. Были сняты все пулеметы и установлены две пушки. Чем идея не понравилась тогда министерству авиации, сказать сложно, но вспомнили об этом только когда немецкие снаряды начали рвать «Харрикейны» в небе над британскими городами. Но тут действительно, лучше поздно, чем никогда.

И тогда на «Харрикейн» решили поставить сразу четыре пушки. А чего мелочиться?


Для эксперимента были взяты крылья с поврежденных самолетов, отремонтированы, усилены и установлены пушки с магазинным (барабанным) питанием. Вообще устанавливались как «Эрликоны», так и лицензионные «Испано», завод по производству которых был построен в Британии перед войной. Питание со временем заменили на ленточное. Оказалось, что лента выгоднее. Проще заряжать и не замерзает на высоте.

И во второй половине 1941 года модификация «Харрикейн IIС» пошла в серию.

«Харрикейн» теоретически продолжал считаться дневным истребителем, но на практике в такой роли он применялся все реже: превосходство «Мессершмиттов» и появившихся «Фокке-Вульфов» было просто подавляющим. Самолет начали отодвигать на другие участки воздушного фронта Второй Мировой.

И тут получилось так, что «Харрикейн» показал себя как весьма универсальный самолет, который можно применять в зависимости от того, как требует обстановка. Его начали использовать в качестве ночного истребителя (благо, немцы продолжили налеты на Британию по ночам), истребителя-бомбардировщика (оборудовав замками для бомб или пусковыми для РС), штурмовика, ближнего разведчика и даже спасательного самолета.


Ночная жизнь «Харрикейнов» была весьма оживленной. Самолет применялся как ночной истребитель с минимальными переделками, щитки для выхлопных патрубков, чтобы не слепить пилота и окраска в черный цвет. Обычно шел самолет с РЛС, обычно двухмоторный бомбардировщик, который наводил на цель «Харрикейны». Так воевали довольно долго, пока не появились самолеты, оснащенные собственными локаторами.

Были ночные «интрудеры». Истребители-бомбардировщики, которые работали по немецким аэродромам и уничтожали самолеты на них с помощью бомб и пушек.

Из «Харрикейна» получился очень неплохой штурмовик. Вообще тут стоит сказать спасибо толстому крылу, благодаря которому самолет почти не разгонялся на пикировании. «Харрикейн» оказался весьма стабильной огневой платформой для работы по объектам на земле. Плюс именно на «Харрикейнах» впервые появились неуправляемые ракеты UP, которые стали весьма хорошим подспорьем при штурмовках вражеской техники.


Можно было вместо ракет подвесить две бомбы по 113 или 227 кг и бомбить с пикирования. Конечно, прицелы для такого бомбометания были весьма несовершенны, но тем не менее, бомбы можно было сбрасывать и даже попадать ими.
Использовались «Харрикейны» в качестве самолетов-дымзавесчиков. Много самолетов попало в разведку, особенно в метеоразведку. Самолеты полностью разоружили в угоду скорости и дальности, и они осуществляли разведку погоды по всему театру военных действий.

«Харрикейн» IIС стал самой массовой модификацией. Именно самолет этой модификации считается последним, изготовленным на британских заводах из 12 875 выпущенных. У него даже было имя собственное – «Последний из многих». Это случилось в августе 1944 года. Именно тогда выпуск «Харрикейнов» был прекращен.

Отдельно стоит сказать о противотанковой версии «Харрикейна». В 1941 году были осуществлены попытки установки на самолет противотанковых пушек 40-мм от «Виккерса» или «Роллс-Ройса». Пушка «Vickers» Class S имела боекомплект 15 снарядов, пушка «Роллс-Ройс» BF – 12 снарядов. Победил «Виккерс».

Для установки пушек были сняты все пулеметы, кроме двух, с помощью которых осуществлялась пристрелка. Пулеметы заряжались трассирующими пулями. Так же с самолетов убиралась вся броня. Таким образом, вес самолета был ниже, чем у версии с четырьмя пушками от «Эрликона».


Впервые такие штурмовики применили в Африке летом 1942 года. Практика показала, что немецкие и итальянские танки прекрасно поражаются 40-мм снарядами пушек, о бронеавтомобилях вообще речи не шло, но самолет оказался очень уязвим от любого огня с земли. Броню вернули, и даже усилили, но упала скорость, и штурмовик стал легкой добычей для истребителей противника. Так что в реальных условиях противотанковые «Харрикейны» могли работать только с хорошим прикрытием своих истребителей.

Очень неплохо «Харрикейны» IIC показали себя на Мальте, где они охотились за итальянскими катерами и подводными лодками. Вообще Средиземноморье и Северная Африка стали своеобразным полигоном работы «Харрикейнов», потому что итальянская авиация была примерно на равных с британскими самолетами, а немцев все-таки меньше.


Вообще «Харрикейны» воевали на всех театрах военных действий. Западная Европа, Северная Африка, Ближний Восток, Средняя Азия, Индокитай, Тихоокеанский регион. Естественно, и Восточный фронт.

О «Харрикейнах», прибывших в ССР по программе ленд-лиза написано очень много. Повторяться нет смысла, самолеты в то время были очень нужны, потому наши летчики летали и на «Харрикейнах».


Более того, летали эффективно и результативно. Да, имели место переделки и под другие охлаждающие жидкости, и замена вооружения.


Интересная модель корректировщика, переделанная из учебно-тренировочного самолета

Для Восточного фронта «Харрикейн» был очень мало приспособлен. Воздушные бои велись не так, как в Европе или Африке. Но, повторюсь, «Харрикейны» позволили не остаться на земле летчикам ВВС РККА, а фактически заткнули дыру, которая образовалась при передислокации советских авиационных заводов на восток.

Так что в нашей истории «Харрикейн» - явление своеобразное, но это было оружие, которое позволяло идти в бой и выполнять боевые задачи. И почти три тысячи «Харрикейнов» с красными звездами – это большая страница истории.

Но начиная с 1942 года «Спитфайр» и американские истребители постепенно вытеснили «Харрикейнов» на второстепенные участки воздушной войны. И до конца войны «Харрикены» летали в Африке и Индокитае.


Лицензионно «Харрикейны» выпускали в Югославии, Бельгии и Канаде. Но если бельгийские и югославские самолеты имели очень короткую историю, то канадские «Харрикейны» провоевали всю войну крыло в крыло с британскими коллегами.

Очень много авторов до сих пор спорят, называя «Харрикейн» одним из худших самолетов Второй Мировой войны. И вряд ли скоро эти споры утихнут.

Если смотреть на «Харрикейн»-истребитель – да, для борьбы с бомбардировщиками он еще был годен. Для сражений с истребителями противника (особенно немецкими) он был не очень хорош. Но тем не менее, почти три сотни тех же «Мессершмиттов» во время «Битвы за Британию» летчики на «Харрикейнах» сбили.

Морские версии тоже воевали. Просто британцам некуда было деваться, самолет был прост в изготовлении и его (и только его) можно было штамповать в огромных количествах.

Британских, канадских и прочих «Харрикейнов» было изготовлено почти 17 тысяч единиц. И почти до самого конца войны этот самолет, в основном, благодаря свей универсальности, был полезен. И заслуженно входит в числе самых известных истребителей мира. А в число лучших или худших – это уже третий вопрос.


ЛТХ Hurricane Mk.II

Размах крыла, м: 12,19
Длина, м: 9,81
Высота, м: 3,99
Площадь крыла, м2: 23,92

Масса, кг
- пустого самолета: 2 566
- нормальная взлетная: 3 422
- максимальная взлетная: 3 649

Двигатель: 1 х Rolls-Royce Merlin XX х 1260

Максимальная скорость, км/ч : 529
Практическая дальность, км: 1 480
Боевая дальность, км: 740
Максимальная скороподъемность, м/мин: 838
Практический потолок, м: 11 125

Экипаж, чел: 1

Вооружение:
- 12 крыльевых пулеметов 7,7-мм на ранних модификациях или
- 4 пушки 20-мм Hispano или Oerlikon.
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    13 июля 2021 04:21
    Для Восточного фронта «Харрикейн» был очень мало приспособлен
    Восточный фронт он для немцев был Восточный.

    Есть просто отличные воспоминания Зимина Георгия Васильевича где довольно подробно упоминаются Харрикейны и бои на них.
    1. +4
      13 июля 2021 07:11
      Можно еще почитать книгу Игоря Каберова. Там харрикейнам досталось по полной программе. Хвалили только радиостанцию (в 41-м это было чудо чудное) и 4 пушки. Но в целом самолет был оценен как хуже чем и-16.
      1. +13
        13 июля 2021 07:50
        Только забывали указать модификацию того же И-16. Последних тип 29 было мало. А массовые тип 5/10 "харитоны" превосходили. И по секундному залпу и по комфорту, и по радиофицированности.
        1. +2
          13 июля 2021 11:28
          На ком именно типе летал Каберов я не берусь сказать. По тексту я помню только описание вооружения - "два пулемета шкас и один внизу под мотором крупнокалиберный". В интернете фотографии где самолет видно целиком не нашел.
          1. +5
            13 июля 2021 12:03
            "два пулемета шкас и один внизу под мотором крупнокалиберный"

            Это как раз и есть тип29
            1. +3
              13 июля 2021 12:46
              Только на всех их не хватало. Да и один БС для боя уже было мало. А были машины с 4 ШКАСами. На них было ещё трудней воевать.
            2. +2
              13 июля 2021 13:03
              Спасибо, буду знать)
          2. +4
            13 июля 2021 12:43
            Каберов и на "харитоне" немцев сбивал. И на ЛаГГ-3. На "харитонах" он с товарищами однажды затисался в строй Ю-87. Выпустили шасси и сошли за "лаптёжники". Стрелки Ю-87 подпустили "своих" на дистанцию выстрела и... Было сбито несколько "Штук".
            При этом "харитоны" в полку, где служил Каберов были перевоожены на пушки ШВАК и пулемёты УБК (2 пушки + 2 пулемёта).
            1. +2
              13 июля 2021 12:47
              Был такой эпизод)
              1. +1
                15 июля 2021 22:32
                А.Л.Кожевников сбивал на нем Ме-109, Macchi-200 - это истребителей. А ещё и бомберы.
                В детстве он для меня был образцом.
  2. +16
    13 июля 2021 04:21
    Странно, что автор удивляется, почему командование отказалось от пушек на Харрикейнах поначалу. Причина проста до дрожи - они нихрена не работали! Взлетел - замерзли - и лупи немца кулаками laughing Я как-то в этом отношении мемуарам Джони Джонсона, половину Битвы за Британию просидевшему на севере Шотландии именно по той причине, что Спитфайры есть, а толку нет - верю. И что они там даже в RAF писали письма, требуя вернуть пулеметы. Там вообще мого интересного, как они вместо полотняных элеронов металлические ездили получать на завод сами... Тоже, картина разгильдяйства в их ВВС еще та
    1. +9
      13 июля 2021 10:20
      тс-с-с-с-с ! Вы только либералам-хрустобулочникам не говорите. А то произойдет разрыв шаблона, когда выяснится что "лакированный гарантированный гроб" ЛаГГ-3 (который как "известно" вообще летающие дрова и готовый гроб для летчика) по совокупности характеристик (особенно по курсовому вооружению) был как бы сильно не хуже, а скорее всего и получше "Харитона" , "идеального" как все западное, в отличии от всего "совкового", которое как "известно" было "отсталое и примитивное". И про разгильдяйство тоже не стоит ))) Ведь "всем известно" что оное было только в "совке" hi
      1. +21
        13 июля 2021 12:59
        Цитата: Region-25.rus
        Вы только либералам-хрустобулочникам не говорите. А то произойдет разрыв шаблона, когда выяснится что "лакированный гарантированный гроб" ЛаГГ-3 (который как "известно" вообще летающие дрова и готовый гроб для летчика) по совокупности характеристик (особенно по курсовому вооружению) был как бы сильно не хуже, а скорее всего и получше "Харитона" ,

        А причём здесь ЛаГГ-3. Кстате вот это, вот "лакированный гарантированный гроб" появилось вообще после войны. Я очень сильно сомневаюсь, что так говорил про свой истребитель А.А. Губанов который 3.02. 1942 в одном бою сбил 3 стодевятых. Кстате войну он закончил Героем Советского Союза на своём счету имел 28 личных и 9 групповых побед. Воевал на ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7. Кроме Губанова на ЛаГГ-3 в одном бою сбил три истребителя и П.М. Камозин два 109 и один 110. А. М. Кулагин на ЛаГГ-3 сбил 26 самолётов противника, всего на его счету 39 побед. Причём воевал он в 249 ИАП, который получил ЛаГГ-3 в феврале 1943года, до этого полк летал на Як-1. Поэтому не надо уподоблятся некоторым нашим "авторам" любящим писать отсебятину. hi
        1. +2
          13 июля 2021 13:56
          ну надеюсь Вы заметили весь сарказм в моем посте? И что я постарался передать "уровень мЫшления" некоторой категории граждан! )))
          1. +1
            14 июля 2021 12:24
            Цитата: Region-25.rus
            ну надеюсь Вы заметили весь сарказм в моем посте? И что я постарался передать "уровень мЫшления" некоторой категории граждан! )))

            Сарказм заметил, только не понял причём здесь наш ЛаГГ-3? hi
            1. -4
              14 июля 2021 12:27
              просто почему-то пришло на ум сравнить. Тоже тяжелый как бы. Тоже после первоначального применения как истребитель, позже начал оснащаться подвесным вооружением, ну и работал целенаправленно по наземке)) Просто как-то пришло на ум сравнение hi
              1. +1
                14 июля 2021 12:53
                По наземке в первые месяцы войны работали практически все , за исключением разведчиков. Даже ДБ-3 и то работали как штурмовики, с малых высот. Як-1 и МиГ-3 тоже несли РСы. Правда поначалу что на ЛаГГ-3 , что на Як-1, что на МиГ-3 они предназначались против авиации, и лишь позже их начали прменятся для ударов противнику. А так ЛаГГ-3 как и Харитон вполне были нормальными самолётами , особенно для уничтожения бомберов. hi
                1. -1
                  14 июля 2021 12:55
                  ну да, видимо по "уничтожению бомберов" и вызывало ассоциации))
        2. +3
          13 июля 2021 17:19
          Цитата: Fitter65
          Поэтому не надо уподоблятся некоторым нашим "авторам" любящим писать отсебятину.

          Да, и более, Сафонов и на харикенах летал, и не безуспешно. Простите, нет времени уточнить, но вроде так. hi
          1. 0
            14 июля 2021 12:30
            Цитата: НИКНН
            Да, и более, Сафонов и на харикенах летал, и не безуспешно. Простите, нет времени уточнить, но вроде так.

            В октябре 1941года командование ВВС СФ вверило майору Сафонову вновь сформированный 78-й истребительный авиаполк, оснащённый британскими самолётами Hawker Hurricane.
            Да вроде всё так
            15 января 1942 года Б. Ф. Сафонов был награждён третьим орденом Красного Знамени, а в начале марта 1942 года четырём лётчикам-североморцам (и среди них Б. Ф. Сафонову) за сотрудничество в рамках операции «Бенедикт» по оснащению советских ВВС британской авиатехникой, глава британской миссии генерал-лейтенант Макфарлан вручил высший авиационный орден Великобритании — Крест «За выдающиеся лётные заслуги».
            Думаю что если бы плохо летали так и не награждали бы. В те времена награду надо было по настоящему заслужить, hi
  3. Zug
    +3
    13 июля 2021 10:04
    Хороший самолетик был
  4. +12
    13 июля 2021 10:19
    Тут можно переиначить поговорку "Лучше медленно ехать, чем быстро идти" на "Лучше воевать на не самом хорошем истребителе, чем идти в атаку с винтовкой". Пилот на истребителе, даже на таком как "Харрикейн", мог доставить гораздо больше неприятностей врагу, чем если бы этот пилот сидел бы в окопе с винтовкой или пулеметом в руках, ведь этот пилот на истребителе мог сбить бомбардировщики, которые могли бы разбомбить эшелон, мост, вокзал и убить и ранить сотни солдат и мирных жителей.
    1. +1
      15 июля 2021 22:40
      На Воронежском фронте "Харрикейны" участвовали в штурмовых ударах наравне с Ил-2. Может были подобные эпизоды и на других фронтах, но касаемо данного типа встречалось только в контексте Воронежского.
      Кстати, упоминалось хорошее воздействие по ЗУ при сопровождении штурмовиков на вражеские аэродромы. С пикирования очень хорошо получалось из-за толстого профиля крыла.
  5. +3
    13 июля 2021 12:03
    самолеты в то время были очень нужны, потому наши летчики летали и на «Харрикейнах»

    Смотря с чем сравнивать.
    Надо помнить, что из-за нехватки боевых самолетов, более 60(!) легкобомбардировочных полков летали на ПО-2. в 1942 г
    Средняя бомбовая нагрузка на вылет 200-250 кг до 300 кг в 1942г (либо две «сотки», либо 4 бомбы калибра 50 кг. или мелкие осколочные бомбы АО-2,5; АО-10 и с 1943 АО-25-35). С учетом 3-4 вылетов за ночь во фронтовой полосе - около тонны бомбовой нагрузки.
    Однако потери при ночной атаке хорошо защищенных ПВО объектов как ЖД станции - были велики. Единственная защита от прожекторов ПВО - снижаться до уровня земли, на котором прожектор не в состоянии будет вести цель. И если не везло, погибали сразу двое и пилот и штурман-бомбардир.
    Так что смотря с чем сравнивать - использование Харрикейнов как ударных самолетов, не от хорошей жизни, использование По-2 в дневных атаках 1941 г - от отчаяния.
    1. +3
      13 июля 2021 12:50
      На Севере из американских Р-40 вышли неплохие топмачтовики. Конечно и 6 крупнокалиберных "браунингов" были лучше чем 8 или 12 "винтовочного калибра" для обстрела малоразмерных судов и катеров противника.
    2. +5
      13 июля 2021 16:54
      ПО-2 сбросили бомб больше, чем любой самолет ВВС РККА. И заслужили прозвище злого фельдфебеля, который всегда тебя ночью найдет, и обязательно ..... докопается.
      Бомбили они не только узловые станции, а чаще всего передовую, в один заход с тыла противника, на планировании с выключенными движками. Аэродромы подскока вблизи передовой, за ночь можно сделать 2-3-4 вылета.
      1. -4
        14 июля 2021 11:51
        Цитата: demiurg
        ПО-2 сбросили бомб больше, чем любой самолет ВВС РККА.

        Ильющины Ил-2 сбросили больше.
        Без сомнения По-2 внес свой вклад, беспокоящие налеты на передний край и ближние тылы.
        Но это не от необходимости в этом типе , а от недостатка боевой авиации. Дневные налеты гораздо более эффективны по точности бомбометания и поражению целей. Но по своим характеристикам - скорости и защищенности, для По-2 дневные налеты - самоубийственны, а ночные - не так эффективны.
        Да не давали немцам высыпаться, но я не слышал о потерях вермахта от бессонницы. Можно возить тонны бомб, вопрос об их эффективном применении, можно сбросить 4 пятидесятки или две сотки в темноту наугад, эффект от удачно положенной ФАБ-100 ФАБ-250 ФАБ-500 в дневном налете - в разы может превышать эффект от ночных налетов. Не даром действия ДА США в дневных налетах по заводам, были в разы эффективнее британских ночных ударов по центрам немецких городов.
        При этом лучшие британские штурманы, определяли и подсвечивали цели люстрами из десятков осветительных бомб.

        Лидеры эскадрилий По-2 так же практиковали подсвет для групповых атак крупных целей, конечно сравнивать эффективность 4 моторных бомбардировщиков с бомбовой нагрузкой 6-8 тонн и кукурузника 250-300 кг - не будет правильным.
        1. +2
          14 июля 2021 15:14
          Дефицита бомбардировщиков в СССР не было уже в конце 43года. Пилоты с поврежденных ИЛ-2 и Пе-2 в тот же день могли получить новую машину. Как не было и дефицита пилотов. У По-2 было несколько гигантских плюсов. Первый, это любой пятачок относительно ровной земли назначается аэродромом. Причем можно в 10-15км от передовой. Днем незаметно подвозить на аэродром подскока боеприпасы и топливо, ночью расходовать. Второй, это минус и плюс, низкая скорость. Благодаря низкой скорости и малой высоте полета, ту же 50 кг можно было условно положить в окоп. Причем бомбить внезапно, а не когда все в укрытиях ждут бомбежки. И опять же, если аэродром вблизи передовой, то резко возрастает оперативность воздушных ударов.
          1. -1
            23 июля 2021 10:09
            Цитата: demiurg
            Дефицита бомбардировщиков в СССР не было уже в конце 43года. Пилоты с поврежденных ИЛ-2 и Пе-2 в тот же день могли получить новую машину.

            вот из воспоминаний Зимин Георгий Васильевич Истребители, середина 1943 года:
            Но сил у нас, как и прежде, было мало. В донесениях и при каждом удобном случае я настойчиво напоминал командованию воздушной армии о том, что для отражения массированных налетов средств у нас явно недостаточно. До поры до времени мои напоминания были гласом вопиющего в пустыне.

            И далее на чем летали:
            В трех ее полках насчитывалось 40 самолетов. Кроме того, решением командующего Ленинградским фронтом на восточный берег Ладожского озера были перебазированы два авиаполка из состава 7-го истребительного авиакорпуса. В одном из них было 8 истребителей «Киттихаук», в другом — 10 «лавочкиных».

            Чем усилили:
            Там, на аэродроме, нас поджидала другая неожиданность. Из доклада подполковника, который был старшим, мы быстро выяснили, что положение флотской авиации восточного побережья, мягко говоря, плачевное. Официально она существует, фактически же ее почти нет. Из двенадцати самолетов, которые базировались на аэродроме, исправными оказались восемь. Это были старенькие И-16, без радиостанций, поэтому управлять ими в воздухе, как выразился подполковник, было затруднительно. Воевали здесь как в первые дни войны: при сообщении о налете вражеской авиации все исправные И-16 поднимались в воздух и, если видели противника в указанном районе, то атаковали его, а если его не оказывалось, то патрулировали, пока не кончится горючее, и возвращались на аэродром. При дальнейшем уточнении выяснилось, что из этих восьми «ишаков» два в данный момент не имеют двигателей и что еще здесь есть четыре машины МиГ-3, но они никак не используются, поскольку на них стоят моторы с торпедных катеров. При первых же облетах самолетов с такими двигателями, как мы узнали, два «мига» из-за отказа двигателей упали в лес, летчики погибли. [181]
            — Вот и весь состав наших ВВС, — невесело закончил подполковник.

            Это Волховский фронт и защита "дороги жизни", портов и конвоев на Ладожском озере - хороша картинка "благополучия"?
            Летать на "ишаках" в середине 1943 г.
            Я бы Вам и по бомбардировочной и штурмовой авиации привел выдержки - но это надо хорошо покопаться в мемуарах - ситуаация была далека от радужной. Только в 1944 г ситуация начала выправляться.
  6. +9
    13 июля 2021 12:04
    Очередная статья о том какая бяка харрикейн, с обычной примечанием о том что со своими задачами справлялся хорошо.
    Как плохой самолёт может хорошо воевать?
  7. 0
    13 июля 2021 12:06
    В итоге «Битва за Британию» стала одним из крупнейших сражений в воздухе, как по длительности, так и в плане потерь. С обеих сторон было уничтожено 2 648 самолетов.


    Официально так называемая "БзБ" длилась три месяца и три недели. Неизвестно, как именно считал англ. агитпроп и какие потери учитывал, но пусть. 2648 самолетов потеряно с обеих сторон за 113 дней. В среднем потери 23-24 самолета в день обеими сторонами, каждая из сторон теряла в среднем 12 самолетов в день. Кровавая адская мясорубка. Один стонет от хохота над потугами англичан поставить эпическую "Битву за Британию" на подмостках театра "Глобус"
    1. +1
      13 июля 2021 16:58
      Причем позже, на восточном фронте более крупные среднесуточные потери звание эпичной битвы не заслужили.
      БзБ затащили радиолокаторы у англичан, и малая дальность полета стодевятого.
      1. +2
        13 июля 2021 17:53
        Дело даже не в радарах и дальности Bf 109, а в том, что "битвы" не было. Вот как пример действия 4го авиакорпуса во второй половине дня 10 августа и в ночь 10-11 августа, очень показательно.

        Обращает внимание факт, что из аж 11 вылетов бомбардировщиков, 6 вылетов против морских целей и целых пять ночных вылетов против 4х целей в Британии (то есть по 1у бомбардировщику на одну цель), и три из этих целей снова порты и корабли. Авиазавод Вестланд отправился бомбить 1 He 111. Эпическая битва
  8. +6
    13 июля 2021 12:26
    Как может бит худшим самолет с випуском 17000 штук и повоэвший почти всю 2МВ и на всех театрах ?
    1. +2
      13 июля 2021 12:59
      По сравнению с истребителями "Рок" и "Дефиант - "харитон" вполне удачная машина!
      Но начав воевать, как истребитель он затем был переведён в "штурмовики". А там он терялся на фоне "Темпестов".
      И оставалась ему роль машины поддержки во флоте - других морских истребителей небыло. И роль "штурмовика" на второстепенных участках фронта. Их просто много выпустили, а пускать под пресс было "не рентабельно". Вот и использовали их всю войну.
      1. +2
        13 июля 2021 13:14
        Так ето самолет концепции 1933-1936г и то што он мог воэват почти до конца 2МВ значит што ето бил хороший самолет.
        1. +3
          13 июля 2021 13:30
          На момент создания он был одним из хороших. Не лучшим, но хорошим. А потом их просто сделали много (хорошая технологичность). И "выбрасывать" было жалко. Особенно после "провалов" с другими самолётами британских ВВС.
          "Сурдфиши" так-же не от хорошей жизни долго воевали. Просто самолёты призванные их заменить выходили "не очень".
          1. +3
            13 июля 2021 19:05
            Цитата: hohol95
            "Сурдфиши" так-же не от хорошей жизни долго воевали.

            А потом выяснилось, что как противолодочник Свордфиш неплох.
        2. 0
          15 июля 2021 22:50
          И-16 сняли с вооружения в 1944. В отличии от Харрикейна его с 1939 почти не выпускали, перешли на выпуск Як, МиГ, ЛаГГ.
          И-153 выпускали в 1939-40 годах, сняли с вооружения тогда же.
          По-2 выпускался 1928 - 1954. Тут, по Вашей логике, Харрикейн нервно курит в сторонке, его сняли с вооружения в 1946.
  9. +4
    13 июля 2021 12:42
    истребитель «Хотспур». Истребитель был из серии «турельных», то есть, все его вооружение размещалось в одной турели с гидроприводом.Спорная конструкция, оставшаяся образцом.
    Спорная конструкция это , не спорные знания . Вернее их отсутствие.
    опытный двухместный истребитель Hawker Hotspur был вооружен синхронизированным 7,7-мм пулеметом Vickers, размещенным на левой стороне носовой части фюзеляжа.
    Как видем не всё вооружение было турели. А вот тут
    Самолет Boulton Paul Defiant являлся двухместным истребителем, монопланом смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Основной особенностью конструкции было то, что все вооружение (4x7,69) находилось во вращающейся турели.
    Так сказать найдите различия один назывался Hawker Hotspur, а другой Boulton Paul Defiant , причём тот который второй был выпущен в количестве 1072 самолета. Ну и очередной перл
    Для Восточного фронта «Харрикейн» был очень мало приспособлен. Воздушные бои велись не так, как в Европе или Африке. Но, повторюсь, «Харрикейны» позволили не остаться на земле летчикам ВВС РККА, а фактически заткнули дыру, которая образовалась при передислокации советских авиационных заводов на восток.
    Прям закупорили
    28 августа 1941 года на аэродром Ваенга под Мурманском приземлились 24 «Харрикейна» Mk.IIB из 151-го Крыла RAF, взлетевшие с палубы авианосца HMS Argus. Вскоре к ним добавились ещё 15 самолётов, доставленные и собранные в Архангельске английскими специалистами.
    Ну это ладно, дыры они бывают разные. А на счёт приспособленности Харрекейнов для Восточного Фронта рекомендую автору почитать Зимин Г. В. «Истребители», хотя зачем рекомендую, всё равно ведь читать не будет . Георгий Васильевич Зимин
    С ноября 1941 года — командир 127-го истребительного авиационного полка. С февраля 1942 года — командир 485-го истребительного авиационного полка на Северо-Западном фронте и на Ленинградском фронте. Полк был вооружён истребителями «Харрикейн», летом его частично перевооружили на Як-1. За мужество и героизм личного состава в марте 1943 года полк стал гвардейским.

    Ну а если уж заикнулся писать про такой самолёт который воевал везде то почему
    О «Харрикейнах», прибывших в ССР по программе ленд-лиза написано очень много. Повторяться нет смысла,
    Нет смысла повторять как люди воевашие на Харрикейнах стали гвардейцами? Роман, может вам вообще нет смысла повторять и переписывать статьи про самолёты которые пишут грамотным языком люди действительно понимающию в авиации, в отличии отвас... hi
    1. -4
      13 июля 2021 13:16
      Может быть Вы напишите статью? А то прям Ваш ятаган зазубринами покрылся от праведных ударов по такому-сякому Скоморохову.
      1. +4
        13 июля 2021 13:41
        Цитата: 41-й регион
        Может быть Вы напишите статью? А то прям Ваш ятаган зазубринами покрылся от праведных ударов по такому-сякому Скоморохову.

        Я могу порекомендовать что почитать, потому что до меня написано много причём специалистами, а не описануми которые только и могут что выдавать перлы типа
        ... два остальных в гондолах, в продолжении хвостовых балок.
        Пушка могла вполне успешно работать как по самолетам противника в носовом секторе,
        Ernst Heinkel Flugzeugwerke GmbH, державшая штаб-квартиру в Варнемюнде, к тому времени была одной из наиболее динамично развивавшихся германских фирм-разработчиков и производителей. Эрнст Хейнкель основал ее уже после Второй Мировой войны, а после 1933 года дела у фирмы вообще пошли просто прекрасно.
        Или вам ещё превести перлы изящной словестности по истории авиации, от такого-сякого Скоморохова. Их у него по нескольку в каждой статье, а некоторе статьи так только из них и состоят. Я чисто про авиацию. Про всё другое-прочие, согласен способен. Но вот про авиацию, ну честно не его это пони, про танки вот он быстро завязал писать, особенно после статьи про "Валентайн", а вот "авиаторов" он почему-то не хочет осчастливливать. Продолжает писать. Кстате, Вам, сноски на нормальные статьи про "Харитон" скинуть. Очень не плохие, а в сравнении с статьями РС так это вообще шедевры мировой литературы. laughing laughing laughing , "Уголок неба".
    2. +1
      13 июля 2021 13:44
      Британские турельные истребители, особенно флотские "Рок", обделены вниманием.
      Но это и понятно. При значительных тиражах основная масса машин была в последствии убрана с переднего края. И отправлена в ПВО для работы в ночную смену (Дефианты).
      1. +3
        13 июля 2021 14:16
        Цитата: hohol95
        Британские турельные истребители, особенно флотские "Рок", обделены вниманием

        Блэкберн «Рок», помню в своё время даже из Блэкберн «Скуа» хотел переделать, но тут подошёл Дефиант от Аирфикс, потом начал пилить "штуку " из линеек... good А вот на счёт что обделены вниманием, главноет что-бы Рома не уделил это внимание этим истребителям...
        1. +2
          13 июля 2021 14:20
          На warspot-те была линейка статей о "ган-басах" Второй Мировой в Британии и США.
      2. +1
        13 июля 2021 19:06
        Цитата: hohol95
        особенно флотские "Рок", обделены вниманием.

        Если мне не изменяет память, Роки так и не сбили ни одного ганса. Да и списали их быстро.
        1. +1
          13 июля 2021 20:24
          Списали на берег. Это был истребитель для авианосцев! Но увы. Приписана одна победа, но германцы её не подтверждают. Но и "Роков" было потеряно всего 2 самолёта. И после "ошеломительной" операции "Динамо" их отправили по учебным частям.
          Всего их было построено 31 самолёт.
          При полной заправке держался в воздухе 6 часов.
          1. 0
            13 июля 2021 20:27
            Цитата: hohol95
            Приписана одна победа, но германцы её не подтверждают.

            Разумеется, Рок же разгонялся аж до 360 км/ч,с такой скоростью гоняться за Ю-88 дохлый номер, вот пилоты бомберов посмеялись бы.
            Цитата: hohol95
            Но и "Роков" было потеряно всего 2 самолёта.

            Еще раз разумеется-кому он на хрен нужен, гоняться за ним ?
            1. +1
              13 июля 2021 20:44
              Германцы, как раз то любили таких "хромых уток" сбивать.
              "Дефиантов" за один бой немцы сбили 6 штук. Из 9. На аэродроме потом 1 списали.
              19 июля 1940 года. 141 эскадрилья.
              1. +1
                13 июля 2021 20:45
                Цитата: hohol95
                Германцы, как раз то любили таких "хромых уток" сбивать.
                "Дефиантов" за один бой немцы сбили 6 штук. Из 9. На аэродроме потом 1 списали.
                19 июля 1940 года. 141 эскадрилья.

                Верно, только Роки им не попались. К счастью для Роков.
  10. +1
    13 июля 2021 19:09
    Не тот «Фьюри», который пошел в серию в 1944-м,

    Вообще-то, Си Фьюри пошел в серию не в 44-м, а аж в 1947-м.
    и «Тонлит».

    Что сие ? Кто такой, почему не знаю ?
    Может быль, Гонтлет ?
  11. 0
    20 июля 2021 11:52
    Намедни видел перелицованную эту статью, у Кирилла Шишкина...
    Вышла она позже...
  12. 0
    27 июля 2021 23:30
    "Харитон" был неплох, когда действовал в кооперации со "Спитами" (как в БзБ) или когда ничего лучше рядом не было (как на Восточном фронте). Но вот уже в Африке он на пару с Р-41 сильно подвел RAF, когда "Спитов" практически не завезли, а против него были превосходящие фриц Bf.109 и макаронник Mc.202. Хуже того, в Сирии он не справился с лягушатником D.520 (к тому времени по сравнению с 1940 г. оба самолета успели несколько модернизировать).
  13. 0
    2 января 2022 19:37
    Недостающие подписи под фотографиями:
    1. Hawker Hurricane Mk IID с 40-мм противотанковыми пушками Vickers, 6-я эскадрилья RAF («Летающие консервные ножи») в Египте, ноябрь 1942 г. 6-я эскадрилья обеспечивала непосредственную поддержку с воздуха во время битвы при Эль-Аламейне и при преследовании Африканский корпус Роммеля в Тунисе.
    2. Hawker High Speed ​​Fury (Скоростная ярость), К3586. Списан (поврежден, ремонту не подлежит) 29 августа 1933 г .:Разрушился при посадке в Мартлшем-Хит (RAF Martlesham Heath), Саффолк.
    3. Сэр Сидней Кэмм (1893-1966), британский авиаконструктор, с 1920 года и до самой смерти — главный конструктор компании «Hawker».
    5. Hawker Hurricane Мк.I в тропическом варианте с воздушным фильтром Vokes.
    6. Опытный турельный истребитель Hawker Hotspur с макетом пулеметной турели.
    7. Hawker Hurricane Mk.I Trop RAF 274Sqn P2627, а/б Амрия, Египет.
    8. Hawker Hurricane Mk.I, сер.№ L1599, 1939 г.
    9. Hawker Hurricane MkIIc, RAF 1 Squadron, а/б Тангмир, 1942 г.
    10. Горящий авианосец "Глориес" (HMS Glorious).
    11. Hawker Hurricane Mk.IV, 6-я эскадрилья RAF («Летающие консервные ножи») в Араксосе, Греция.
    12. Hawker Hurricane Mk.I, VY-X, сер.№ P3118, 85-я эскадрилья RAF, готовится к ночному вылету, 1941.
    13. Вид на немецкие самолеты, использовавшиеся во время съемок фильма «Битва за Британию» (1969), примерно в марте 1968 года. Эти двухмоторные бомбардировщики CASA 2.111 испанской постройки были точной копией немецкого Heinkel HE 111, который использовался ранее во время Второй мировой войны. (Фото Теренса Спенсера / Popperfoto через Getty Images).
    14. Тревога в 87-й эскадрилье RAF в составе Британских экспедиционных сил во Франции.
    15. Junkers 88A-1, 3Z+BB, (Wk Nº 4136) из Stab 1./KG 77 сбит над Британией, октябрь 1940 года.
    16. Hawker Hurricane MkIIс с 4-мя 20-мм пушками, 3-я эскадрилья RAF.
    17. Hawker Hurricane MkIIb, 402-я эскадрилья RAF. Подвеска 250-фунтовых бомб, январь 1941 года.
    18. Hawker Hurricane MkIV, сер.№ BP173 с 8-ю 60-фунтовыми ракетами, Боском-Даун, 1942 год.
    19. Hawker Hurricane MkV, сер.№ KZ193 с 40-мм пушками Бофорс. Один из двух, проходивших испытания, второй NL255. После испытаний в Боском-Даун и возврата в Hawker Aircraft для снятия доработок возращены к уровню MkIV. Двигатель "Мерлин 32", четырех лопастной винт, ноябрь 1943.
    20. Он же.
    21. Hawker Hurricane MkIIb, борт.№ "01", сер. № Z5252 был на службе в сафоновском 78 ИАП ВВС СФ, подбит и вынужденно посажен на лед озера под Мурманском. В наши дни поднят и взят на реставрацию людьми Бориса Осинского. (https://lend-lease.net/articles-en/hawker-hurricane-iib-trop-z5252/)
    22. Корректировщик
    23. Hawker Hurricane MkIIс. Испытание двигателя.
    24. Hawker Hurricanes во время битвы за Британию (фото из Имперского военного музея).