Ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» впервые вышел в море после длительного ремонта

71

Ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП) "Бора" Черноморского флота, проходящий ремонт на 13-м судоремонтном заводе в Севастополе, приступил к прохождению ходовых испытаний. Об этом сообщает пресс-служба предприятия.

Согласно сообщению, корабль впервые за шесть лет вышел в море, приступив к прохождению ходовых испытаний. Все это время он находился на заводском ремонте на 13-м СРЗ. Сроки возвращения ракетного корабля на воздушной подушке (РКВП) проекта "Сивуч" неоднократно переносились по различным причинам.



Сколько продлится этап ходовых испытаний "Боры" в сообщении не говорится, однако отмечается, что перед предприятием поставлена задача вернуть корабль в боевой состав Черноморского флота ко Дню ВМФ, т.е. 25 июля 2021 года. Не исключается, что в ближайшее время в боевой состав ЧФ вернется однотипный "Боре" "Самум", также проходящий ремонт на 13-м СРЗ.

РКВП "Бора" проекта 1239 шифр "Сивуч" является первым в серии из двух кораблей, построенных на Зеленодольском ССЗ им. А.М. Горького. Вторым кораблем данной серии является "Самум". В состав флота вошел 14 февраля 1990 года как МРК-27, название "Бора" получил в 1992 году.

Водоизмещение полное 1050 тонн, стандартное 850 тонн. Длина 65,6 метра, ширина 17,2 метра, осадка 3,3 метра. Максимальная скорость 55 узлов. Дальность плавания 2500 миль при 12 узлах, 800 миль при 45 узлах. Автономность 10 суток. Экипаж 68 человек, в том числе 9 офицеров, 24 мичмана.

Вооружение: 2х4 пусковые установки ПКР "Москит" (8 ракет 3М80), 1x2 ПУ ЗРК "Оса-М" (20 ракет), одна 76-мм артустановка АК-176, 2x6 30-мм артустановки АК-630.
71 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    13 июля 2021 16:01
    Лет 10 назад смотрел большой сюжет про этот корабль. Генеральный конструктор сказал, что только благодаря капитану "Бора" находится в том идеальном боевом состоянии, в котором он был на тот момент.
    1. +2
      13 июля 2021 16:22
      Цитата: akropin
      Лет 10 назад смотрел большой сюжет про этот корабль. Генеральный конструктор сказал, что только благодаря капитану "Бора" находится в том идеальном боевом состоянии, в котором он был на тот момент.

      Если не изменяет память , то в конструкции корпуса "Сивучей" применены специальные аллюминиевые сплавы , лёгкие , и при этом устойчивые к воздействию высокоагрессивной к аллюминию воды Чёрного моря ?
      1. +26
        13 июля 2021 16:42
        Если быть точнее - АМГ сплав, аллюминиево-магниевый сплав. Очень дорогой материал. От корозии предусмотрена система катодной защиты, создающая в шести точках корпусов (их два - это катамаран) дополнительный электрический потенциал. Но их недостаточно, поэтому на стоянке спускается за борт ещё десятка полтора-два специальных металлических болванок (если не ошибаюсь цинковых) , соединенных электрически с корпусом.
        Это все снижает коррозию корпуса, но в узлах размещения катодов обшивка корабля все равно разрушается, появляются каверны, ямки и т. п.
        Поэтому периодически требуется доковый ремонт с заменой поврежденных листов АМГ.
        1. +4
          13 июля 2021 17:16
          Извините за нескромный вопрос - Вы не работали в 11-м отделе Алмаза ?
          1. +9
            13 июля 2021 19:27
            Видимо вопрос был действительно нескромный.. Совет: пишите в личку. Ник Alex_Bora прямо намекает на связь с кораблём.
            А теперь по сути: у меня под боком (казённый пирс академии наук) отстаиваются пограничные сторожевые катера проекта 12200 "Соболь". Они тоже из АМГ, и их штатный причал в городе со всякой антикоррозийной защитой. А наш железный-бетонный причал, просто единственный "некоммерческий" на весь залив. Но ведь это просто звиздец! Либо им в море торчать, либо работать "протектором" для пирса. Так, конечно, будешь корпус непрерывно ремонтировать. Решения проблемы не знаю.
            По факту, пирс ДВО РАН и они- "береговая охрана" должны при каждом причаливании спрашивать у нас разрешение. С другой стороны, всё равно, мы добрые, не возражаем. Но если они здесь по 7 месяцев стоят, то и пирс надо бы ради военных протекторами оборудовать. Естественно, что РАН этого делать не будет и военные тоже... Эпоха товарно-денежных отношений "мать её". Отписался.. хоть выплеснул...
          2. +11
            13 июля 2021 21:36
            Нет, я на нём служил
            1. +11
              14 июля 2021 07:49
              А я принимал участие проектировании . Только командировки в Зеленодольск - больше 9 месяцев + месяц в Керчи на достройке . Сейчас вспоминаю - лучшие годы жизни .
            2. 0
              16 июля 2021 11:21
              Цитата: Alex_Bora
              Нет, я на нём служил

              ===
              скорость впечатляет, а как у него с мореходностью на волне?
              1. 0
                16 июля 2021 15:31
                Ограничения существуют. Таблице не помню уже. Помню общее ограничение до 8 баллов. По применению оружия тоже стандартное. А применительно к режимам хода и скоростям не помню. Но они (ограничения) есть
                1. 0
                  16 июля 2021 16:48
                  Цитата: Alex_Bora
                  Ограничения существуют. Таблице не помню уже. Помню общее ограничение до 8 баллов. По применению оружия тоже стандартное. А применительно к режимам хода и скоростям не помню. Но они (ограничения) есть

                  ===
                  понятно, спасибо
        2. +1
          14 июля 2021 03:10
          Цитата: Alex_Bora
          АМГ сплав, аллюминиево-магниевый сплав. Очень дорогой материал

          С чего бы он очень дорогой? На 2020 около 350 р/кг. примерно в три раза дороже судовой стали.
        3. 0
          14 июля 2021 18:33
          Почему нельзя покрывать корабли полимерами на основе кремния? Не горит и не корродирует.
    2. +2
      13 июля 2021 16:23
      Цитата: akropin
      Лет 10 назад смотрел большой сюжет про этот корабль. Генеральный конструктор сказал, что только благодаря капитану "Бора" находится в том идеальном боевом состоянии, в котором он был на тот момент.

      На таких людях Россия держится ! Не все разграбили и уничтожили либералы в 90-х ..
      Ну в добрый путь ,чтобы испытания прошли успешно ..
      1. +14
        13 июля 2021 17:27
        От Боры никакой Дефендер не убежит. laughing
        1. 0
          14 июля 2021 13:19
          как вариант Бора сможет навал исполнить, корпус по прочнее чем у однокилевых МРК и МПК
          1. +4
            14 июля 2021 13:58
            Бора сможет навал исполнить

            Ни в коем случае. Дорогое это удовольствие.
            ВИ в 1000т не располагает к таким маневрам.
            АК-176 и АК- 630 хватит вполне. Оса еще есть.
            1. 0
              14 июля 2021 15:31
              как раз наоборот именно навал.
              как наших СРК и БДК в турецких проливал протаранили
              холодная-холодная но война
      2. +3
        13 июля 2021 17:27
        Тех "либералов" которых по ТВ показывают и которые за "кадром" ВЕШАТЬ за ножки пока их пузико не стухнет ..... .
    3. +28
      13 июля 2021 16:49
      Главный конструктор - Валериан Иванович Корольков. Командиром Боры на момент того интервью был Николай Александрович Гончаров.
      И да, командиром он был более чем требовательным.
      1. +4
        13 июля 2021 17:01
        Мне кажется что 55 узлов по ощущениям - ДиКаприо на носу Титаника отдыхает.
        1. +28
          13 июля 2021 17:09
          На самом деле 56 было на заводских ходовых испытаниях. С годами эта цифра становилась ниже. Сам ходил только на 46. И это было нечто очень особенное. Вибрация сумасшедшая, но не от двигателей, а от ударов о воду, часто-часто, дискомфорт тот еще
          1. +2
            13 июля 2021 17:11
            Это почти 90км/ч. На палубу на полном вообще не выходили?
            1. +6
              13 июля 2021 18:17
              . На палубу на полном вообще не выходили?


              Сдует за борт. Попробуйте руку из машины на скорости высунуть-не удержать.
              Все выходы на палубу как при шторме на "обычных" кораблях закрываются на замок. Не дай бог кто-то из экипажа высунет нос-лови его потом.
            2. +17
              13 июля 2021 19:14
              Выходили, как же не попробовать. Поток воздуха забивает дыхание. И да, это очень круто. Запоминается на всю жизнь.
              1. +3
                13 июля 2021 19:29
                Знаете, завидую(не черно конечно) что Вы служили на таком корабле.
          2. +6
            13 июля 2021 17:23
            Зато комфорт для ЛС - что-то с чем-то . В 8-местных кубриках можно было танцы устраивать . По сравнению с Сивучем кубрики , например , пр.956 выглядят как переполненные плацкартные вагоны .
        2. +6
          13 июля 2021 18:11
          ДиКаприо на носу Титаника отдыхает.


          Щеки на ветру развеваться будут и по ушам хлопать.
      2. +6
        13 июля 2021 17:25
        А мне почему-то запомнился Ельский Л.В. Он проводил планерки в Зеленом доле . Одним из его замов был А. Породников .
      3. 0
        13 июля 2021 17:32
        Цитата: Alex_Bora
        Главный конструктор - Валериан Иванович Корольков. Командиром Боры на момент того интервью был Николай Александрович Гончаров.
        И да, командиром он был более чем требовательным.

        Спасибо за инфу ! Страна должна знать таких людей преданных своему делу ,а не наживе .. hi
    4. +3
      13 июля 2021 18:42
      Состояние то идеальное, а вот насколько он полезен - хз. Его даже на современное вооружение не перевооружили. Ну и кому он угроза с москитами и Осой? То что их не перевооружают, похоже означает, что модернизации они не подлежат. Отбегают свой срок и их порежут. request
      1. 0
        13 июля 2021 19:03
        Цитата: g1v2
        Его даже на современное вооружение не перевооружили.

        Вроде попадалось что-то о возможном возобновлении серии, но похоже этого не будет.
        1. +6
          13 июля 2021 19:18
          Не будет. Очень дорого и металл для корпуса и запредельное насыщение двигателями: две турбины и 210 цилиндров на 6 дизелях. В БЧ-5 было 2 офицера по штату, как ни на одном МРК, правда и в БЧ-2 их было четверо
      2. +1
        13 июля 2021 19:09
        Срок службы его 15 лет (максимум 25), он уже в строю более 30 лет. Последний раз срок ему продлили на 8 лет, 5 из них он уже простоял в ремонте. Был я на нём до постановления в ремонт и был недавно, вложенных в его ремонт денег (да и по сроку ремонта) хватило бы на постройку 2 точно таких же кораблей. Скоро его поставят обратно на ремонт.
        1. +1
          13 июля 2021 19:18
          О чем я и говорю. Отбегают свое и их порежут. Для ЧФ строят сразу 2 проекта мрк - и Буян-м и Каракурты. По идее они должны поменять и эти 2 мрк и оводы и ракетные катера. request
      3. +2
        13 июля 2021 23:15
        Ничего, пусть бегают. Потом может в музей поставят. Пока нет замены, должны эти ходить.
  2. +5
    13 июля 2021 16:07
    Семь, даже 10футов им под килем! hi
  3. +1
    13 июля 2021 16:11
    Футы под килем ему до лампочки, он летает над водой.
    1. +6
      13 июля 2021 16:19
      Цитата: Пиджак в запасе
      Футы под килем ему до лампочки, он летает над водой.

      С осадкой в 3.3 метра по тексту статьи... :)
      1. PN
        +4
        13 июля 2021 16:42
        3,3 вероятно в дрейфе, а на ходу должна быть меньше.
    2. +7
      13 июля 2021 16:22
      Константин в запасе-вообще о это боевой корабль, а не космолет!Дальность хода измеряют в милях, а не в парсеках. Так что вода ему родная стихия.
    3. +12
      13 июля 2021 16:39
      Цитата: Пиджак в запасе
      Футы под килем ему до лампочки, он летает над водой.

      Отнюдь НЕ "до лампочки"! no
      У малых ракетных КВП проекта 1239-"Бора" и "Самум" воздушная подушка скегового типа( их жёсткие( металлические) бортовые скеги постоянно погружены в воду, позволяя этим кораблям устойчиво ходить в море "на подушке" даже при волнении в 5 баллов и приближаться к берегу до глубин в 1 метр!)!
      1. +19
        13 июля 2021 16:52
        А глубина погружения колонок ( привод от турбин) для движения в водоизмещаещем режиме (на подушке) 7 метров. Так что на глубину 1 метр я бы не стал подходить)))
        1. +10
          13 июля 2021 17:03
          Цитата: Alex_Bora
          А глубина погружения колонок ( привод от турбин) для движения в водоизмещаещем режиме (на подушке) 7 метров. Так что на глубину 1 метр я бы не стал подходить)))

          hi Скеговые КВП "Бора" и "Самум" могут двигаться, именно на мелководье( колонки с гребными винтами подняты), и лишь за счёт нагнетаемого под днище воздуха!
          1. +13
            13 июля 2021 19:28
            Вы, конечно, правы. Существует несколько режимов движения:
            1. Двигатели маршевого хода ( по 2 35-ти цилиндровых дизеля побортно на каждый вал) в не водоизмещаемом положении
            2. Тоже + режим водоизмещения (подушка) привод по 1-му 35 цилиндровому дизелю (семиблочная звезда) на каждом борту
            3. Тоже + двигатели полного хода (турбины побортно) с приводом на опускаемые колонки
            4. Только турбины
            5. Только турбины + подушка
            6. Только подушка. Скорость по-моему до 1.5-2 узлов за счёт истечения воздуха из-под гибкого ограждения
            В других режимах скоростные пределы уже не помню
  4. 0
    13 июля 2021 16:12
    Видимо движки таки допилили в ОДК, недавно как раз они хвалились.
  5. +4
    13 июля 2021 16:14
    Ракета Москит вроде и хорошая, быстрая, низковысотная.
    Но с другой стороны
    Целеуказание ракете и коррекция траектории её полёта могут выполняться с разведчика-целеуказателя Ту-95РЦ, вертолёта целеуказания Ка-25Ц вертолётно-корабельного комплекса разведки и целеуказания «Успех» или спутников УС-ПУ или УС-А системы морской космической разведки «Легенда».

    Всего этого уже не существует.
    Да и методы противодействия у врагов имеются
    24 октября 2014 года на испытаниях зенитной ракетой SM-6 была успешно перехвачена низколетящая сверхзвуковая воздушная мишень GQM-163A Койот, аналогичная по лётным характеристикам «Москиту»[5]. Перехват был выполнен за радиогоризонтом, по внешнему целеуказанию, с использованием активной радиолокационной головки самонаведения зенитной ракеты. Таким образом, была успешно продемонстрирована на практике возможность эффективной борьбы с низколетящими сверхзвуковыми ракетами.
    1. +5
      13 июля 2021 16:32
      Тем не менее это лучшее что есть на данный момент из наклонных ПУ на МРК.
      1. +1
        13 июля 2021 16:49
        На 1234.7 стояли наклонные ПУ для ониксов.
        1. +2
          13 июля 2021 17:32
          Был эксперимент. Признан неудачным. hi
          1. 0
            17 июля 2021 10:12
            признан удачным. МРК с 12 Ониксами вместо 4 П-120. Эксперимент конца 90-начала 2000, ни о чем не говорит?
            Проблема была в тотальном попиле флота, бабла, и потом - в "эффективных" менеджерах (привет сердюк, как там твоя коллекция спи*женного у МО РФ? норм дома висит?).
            До сих пор перевооружение мрк на ониксы куда лучшее решение чем на х-35у
            1. 0
              19 июля 2021 16:31
              35У вообще так себе тема, как авиационная, так и корабельная, и с береговой, египтяне подтвердят
  6. 0
    13 июля 2021 16:39
    Почитал про Москит ,статью.на ВО от 13 года!Москит еще ого ого что натворить может. good
    1. +15
      13 июля 2021 16:57
      Он и сейчас может, и сбить его все равно не просто, только дальность применения по сегодняшним меркам небольшая. А дальность целеуказания от собственных РЛС не перекрывает и эту дальность, радиогоризонт, увы. С внешних, пожалуйста.
      ПВО от современных СВН тоже не супер. ОСА-МА2 неплохой комплекс на момент принятия на вооружение.
      Но это изначально МРК, а не крейсер
      1. 0
        13 июля 2021 17:53
        А правда Москит на конечном этапе может над волнами змейкой идти. hi
        1. 0
          19 июля 2021 16:56
          Скорость против перегрузки?
      2. +7
        13 июля 2021 17:55
        Цитата: Alex_Bora
        Но это изначально МРК, а не крейсер

        Но какой красавец !!!
        1. +6
          13 июля 2021 21:41
          На Вашем фото бортовой номер 616. Это систер-шип "Самум"
          1. +5
            13 июля 2021 21:47
            Знаю . Делал фотографию со стороны Голландии . ( это район в Севастополе ) . Смешной случай .. Едет микро автобус, а на нём реклама - " Йога в Камышах ". ( Камышовая бухта район в Севастополе .)
    2. 0
      19 июля 2021 16:53
      Если подойдёт поближе
  7. +4
    13 июля 2021 17:18
    1x2 ПУ ЗРК "Оса-М"
    Насколько помню - Оса-МА2
  8. +5
    13 июля 2021 17:37
    По критерию "стоимость-эффективность" на конкретных носителях я бы поставил на залп 8 "Москитов" против 8 SM-6!
    1. 0
      13 июля 2021 19:09
      Где Рим, где Крым?

      «Москит» - противокорабельная ракета, СМ-6 - зенитная ракета .

      Кроме того, не следует забывать, что 3M80 в США хорошо изучены - насколько я помню, американцы покупали партию в качестве мишеней в 90-е годы.
  9. 0
    13 июля 2021 19:06
    Цитата: g1v2
    Отбегают свой срок и их порежут.

    Москиты тоже скоро ресурс выработают. Про Осу просто нечего сказать.
    1. +5
      13 июля 2021 19:22
      Разговор тогда такой был, речь шла о 100 ракетах.
      Но ходили слухи, что ВВП одним из первых указов отменил эту сделку. Точно утверждать не берусь, это были слухи
  10. -4
    13 июля 2021 20:16
    К сожалению, а может и к счастью (дорогое удовольствие) век этих кораблей подходит к концу, такие проекты мог только СССР потянуть
  11. +3
    13 июля 2021 20:57
    Цитата: Кonstanty
    Кроме того, не следует забывать, что 3M80 в США хорошо изучены - насколько я помню, американцы покупали партию в качестве мишеней в 90-е годы.

    Совсем не так. Купили они десяток мишеней на базе Х-31. И переделали в носитель мишени Фантом.
  12. 0
    14 июля 2021 10:57
    Разве Бора на воздушной подушке, а не катамаран?
    1. 0
      15 июля 2021 13:23
      Вот он и назывался - скеговый катамаран
  13. 0
    14 июля 2021 12:21
    Цитата: Alex_Bora
    Сам ходил только на 46.

    У ещё довоенных лидерах было 42 узла
  14. -1
    14 июля 2021 12:38
    Есть теперь на Черноморском флоте кому встретить HMS Defender и устроить ему приём по полной программе.
  15. +1
    14 июля 2021 14:16
    Если там ещё обновили электронику, то вообще здорово.