«Эра Горшкова»

67

«Звездный час» советского флота?


Предыдущую часть своего эссе, в котором параллельно рассматриваются основные вехи развития отечественного военно-морского флота и железнодорожного транспорта, я назвал именем Никиты Хрущёва. А эту озаглавил в честь адмирала Сергея Горшкова, который дольше, чем кто-либо другой, находился во главе советского (да и российского – тоже) флота.

Причем, судя по реакции в комментариях к предыдущей части, само предложение взглянуть на фигуру Хрущёва непредвзято вызвало у определённой категории читателей самую бурную реакцию. Можно себе представить, какой яростной станет реакция подойти к оценке Горшкова критически, то есть в соответствии с правилами исторической науки, а не апологетически, как это принято в пропаганде. Однако мои тексты рассчитаны на здравомыслящих читателей, которые, вероятно, увидят в них рациональное зерно и возможность составить более достоверное представление о прошлом.

Формально «Эра Горшкова» началась в 1956 году (и даже ещё раньше, так как, по сути, он являлся наиболее влиятельным лицом в руководстве флота ещё с июня предыдущего, 1955 года, когда на него было возложено выполнение обязанностей Главкома ВМФ). Сергей Георгиевич подписывал требования на разработку принципиально новых надводных кораблей, пришедших на смену торпедно-артиллерийским, чей расцвет пришелся на эпоху двух мировых войн, также подводных лодок. Он же, как главнокомандующий флотом, несет ответственность и за его поражение в ходе Карибского кризиса, о чем говорилось в двух моих предыдущих статьях.



Но основной период нахождения Горшкова во главе советского военно-морского флота пришёлся на годы, когда во главе СССР был Л. И. Брежнев. В литературе принято подчеркивать теплые отношения, которые сложились между двумя этими деятелями и во многом предопределили тот расцвет, что пережили наши военно-морские силы в этот период.

Попробуем оценить обоснованность этого суждения.

Для этого, прежде всего, выделим некоторые важные особенности этого исторического периода.

Согласно приобретающей все больший вес в социальных науках точке зрения, в 1968–1975 годах наша цивилизация вступила в новый этап своего развития. Его название ещё не вполне устоялось. В частности, говорят о сервисной эпохе, пришедшей на смену индустриальной. Но в любом случае разительные перемены, прокатившиеся по всему миру в этот период, позволяют говорить именно о смене парадигмы развития.

Она охватывает много разнообразных аспектов, но мы затронем лишь один из них, связанный с изменением взглядов на будущее военных конфликтов. Именно в этот период стало понятно, что мобилизационная модель, характерная для Первой и Второй мировых войн, уходит в прошлое. Требовалось «нащупать» новую военную доктрину, в рамках которой и вести боевую учебу и строительство вооруженных сил.

В США такой доктриной стало «гибкое реагирование», то есть подготовка к ведению войн различной интенсивности и размаха. Возможность глобального ракетно-ядерного конфликта между НАТО и Варшавским блоком учитывалась, хотя его вероятность уже оценивалась гораздо ниже, чем в первые годы после 1945.

Для Вашингтона становилось все очевидней, что политики в Кремле – это обычные люди, а не маньяки, наподобие Гитлера; и они вовсе не собираются шагнуть в бездну, «захватив» с собой десятки или даже сотни миллионов людей. А раз так, то нужно готовиться и к другим, более реальным войнам, которые смогут принести Америке очевидную выгоду. Этот подход, разумеется, отличался крайним цинизмом. Но, с другой стороны, он лишь повторял тот, что господствовал в мире на протяжении веков: война представляет собой неотъемлемую часть человеческой деятельности и полностью исключить её из последней, по-видимому, невозможно в принципе.

Необходимо лишь стремиться к её ограничению определёнными рамками, выход за которые грозит причинением чрезмерного гуманитарного и цивилизационного ущерба. Это относится и к морским войнам, которые хоть и представляют собой гораздо более редкое явление, чем сухопутные, но тоже время от времени случаются.

К сожалению, по другую сторону «железного занавеса» в силу различных причин оказались не в состоянии прийти к аналогичным, совершенно логичным выводам. У руля СССР к этому моменту оказались люди, в чьих судьбах Вторая мировая война оставила незаживающий след. От этого желание во что бы то ни стало не допустить вновь подобного абсолютно доминировало в их сознании и оказывало непосредственное влияние на реализуемую политику. Разумеется, и на участие СССР в войнах и военных конфликтах.

В СССР, к сожалению, оказались не способны к выработке аналогичной доктрины, отвечающей современным требованиям. Вместо этого пропагандистский лозунг «защиты мира во всем мире» все больше определял реальную военную политику. Это относилось как к армии, так и ко флоту.

В частности, задача недопущения нового мирового конфликта, теперь в ракетно-ядерной форме, стала основной, стоящей перед советским ВМФ. Таким образом, критерием успешности действий флота стали не победы, а отсутствие участия в конфликтах. Само это неучастие уже можно было трактовать как успешную деятельность флота, оправданность всех сторон его устройства.

Понятно, что в подобной ситуации любое расширение его структур могло вызывать лишь одобрение, а негативное воздействие на экономику, к которому такое расширение приводило, отвергалось: разве может быть чрезмерной цена, заплаченная за сохранение мира?

Теперь обратимся к тому – как именно «флот Горшкова» реализовывал эту задачу по недопущению войны?

Эту деятельность можно разделить на две части. Первая относится к СЯС (в роли которых начиная с 60-х годов выступают атомные подводные лодки – носители баллистических ядерных ракет). Их появление не только выдвинуло на повестку дня необходимость постановки на боевое дежурство таких кораблей, но и выдвинуло новые требования к средствам ПЛО, призванным вести поиск и при необходимости уничтожать таковые у противника. Разумеется, советский флот не мог не включиться в подобную деятельность.

Но, кроме того, по инициативе Горшкова была сформулирована концепция так называемой «боевой службы», в соответствии с которой советские корабли должны были вести непрерывное наблюдение за американскими, имея целью предотвратить ими нанесение внезапного удара. И в первую очередь подобному наблюдению и сопровождению подлежали американские авианосцы. А вот оправданность этой задачи сегодня вызывает определённые сомнения, поскольку сама роль, которую играли в американском флоте авианосцы, по мере продолжения холодной войны претерпела существенные изменения.

Как говорилось в предыдущей части статьи, на рубеже 40–50-х годов они были приспособлены для базирования первых палубных самолетов – носителей атомных бомб и рассматривались как часть ударного «кулака», предназначенного для ядерного нападения на СССР. В частности, нанесения удара по аэродромам ПВО, чтобы воспрепятствовать противодействию советских истребителей налетам американских стратегических бомбардировщиков на города в глубине советской территории.

Впрочем, следует подчеркнуть, что, согласно тогдашним воззрениям, ядерный удар должен был наноситься не в самом начале конфликта, а в ходе последующей его фазы. И задача подавления ПВО, выполнение которой должно было предшествовать началу ядерных бомбардировок, виделась слишком ответственной и серьёзной, чтобы рассчитывать решить её лишь посредством палубной авиации. Поэтому к середине 1950-х годов авианосцы начинают все больше рассматриваться как тактическая боевая система, чьё боевое применение возможно не только в условиях мирового термоядерного конфликта, но и в ходе «малых» войн: для нанесения ударов по территории стран, с которыми США вступили в конфликт. И именно эту роль они играют и по сей день.

К сожалению, эти перемены в отводимой авианосцам роли остались незамеченными в СССР. И в рамках той самой системы «боевой службы», введенной адмиралом Горшковым, сопровождение американских авианосных ударных группировок превратилось в одну из главных задач, стоящих перед советскими моряками. Некоторые из них и по сей день гордятся тем, что участвовали в её выполнении, утверждая, что именно благодаря этому был «спасён мир».

Но с этим утверждением невозможно согласиться. Поскольку, как было уже сказано, вовсе не от авианосцев исходила непосредственная угроза нападения на СССР. Её носителем являлись атомные подводные лодки с ядерными баллистическими ракетами, а авианосцы решали совершенно иные задачи, противодействовать которым советский флот, по сути, не мог.

И с этим связан, пожалуй, наибольший изъян той концепции «боевой службы», которая представляла собой основу деятельности советского ВМФ, возглавляемого С. Горшковым. Он заключался в том, что инициатива полностью отдавалась противнику (пусть даже в ту эпоху он обязательно именовался «условным»). В самом деле: советский флот лишь следовал за американским; преследование своих собственных, независимых целей в подобной обстановке полностью исключалось.

Здесь можно провести некую аналогию с периодом конца XIX – начала XX веков, когда на Русском императорском флоте действовала «цензовая» система, подвергшаяся столь массированной критике после Цусимского разгрома. Она мотивировала офицерский состав к совершению длительных плаваний, но проведению учений, боевого маневрирования, совершенствованию использования оружия в её рамках не уделялось должного внимания. Итогом подобного перекоса в боевой подготовке флота стало то, что Вторая Тихоокеанская эскадра, совершив беспримерный по своей тяжести переход с Балтийского моря на Дальний Восток, не смогла, встретив противника, навязать ему своей воли, потерпев в итоге закономерное поражение.

К подобной же «Цусиме» вела и практическая деятельность советского флота в 1970–1980-е годы.

Впрочем, почему вела? Она к ней и привела! Ведь именно в этот период экономика (да и все прочие сферы общественной жизни) СССР вступила в устойчивое «пике», завершившееся его распадом. Понятно, что флот своей деятельностью способствовал лишь росту государственных расходов, а не наоборот. И таким образом рост флота (в бытность во главе его С. Горшкова) объективно именно приближал крах страны, для экономики которой он становился все более неподъёмной ношей.

Хотя, с точки зрения способности руководства флота отстаивать интересы своего ведомства, этот период и в самом деле является порой его наивысшего расцвета.

В связи с этим приходит на память показательный эпизод. Бывший командующий Дальней авиацией В. В. Решетников в своих мемуарах, описывая полёты своих тяжелых воздушных кораблей на разведку американских авианосцев, отпускает ворчливую реплику в адрес адмирала Горшкова, по инициативе которого на «сухопутных» лётчиков была возложена эта задача. Вот ведь как: теперь уже моряки, по сути, руководили представителями другого военного «ведомства».

А ведь когда-то, напротив, они сами находились в оперативном подчинении армейского командования. Так что, повторюсь, в этом смысле усилиями Горшкова флот, безусловно, достиг пика своего могущества.

Но было ли это хорошо с точки зрения, так сказать, общегосударственных интересов?

Ведь этот самый могучий флот забирал огромную долю ресурсов, которые могли быть направлены на развитие народного хозяйства, которое остро нуждалось в срочных модернизационных усилиях. Да и в сухопутной армии, как показала, к примеру, та же Афганская война, также было немало «узких мест», нуждавшихся в «расшивании», в приведении её к «современному облику», как это стало модным говорить во времена проведения «сердюковской» военной реформы (я намерен коснуться её в следующей, заключительной части своей статьи).

Тем более что сухопутная армия, хотя и редко, но все же принимала участие в реальных боевых действиях. Помимо упомянутого Афганистана, это было, например, вторжение в Венгрию в 1956 году, а также в Чехословакию – в 1968-м. Но все же основным источником боевого опыта для СССР становились конфликты на Ближнем Востоке, в Африке и Юго-Восточной Азии.

Чтобы избежать прямого столкновения с американцами, которые являлись практически непременными их участниками, причем делали это под «собственным флагом», советские военнослужащие, как правило, использовали статус военных советников, позволяющий не афишировать свою государственную принадлежность. Понятно, что для флота такой метод «маскировки» был неприемлем, поэтому и с точки зрения боевой учебы, и с точки зрения развития доктринальных установок он оказался в таком же «застое», как и вся страна.

Вот и получается, что, хотя в некоторых ситуациях советских флот и в самом деле сыграл важную роль в разрешении тех или иных кризисов, в которые оказался вовлечен СССР (в наибольшей степени это относится к арабо-израильской войне 1973 года), но в целом, будучи излишне «увлечённым» своей основной задачей – противодействием американцам (причем это противодействие во многом носило умозрительный, а не реальный характер, о чем было сказано выше), он к решению других боевых задач, по сути, и не готовился.

Что это могли быть за задачи?

В первую очередь имеются в виду к операциям против берега. Разумеется, советский флот активно репетировал десантные высадки, которые так эффектно смотрелись в ходе телевизионных репортажей. Правда, при этом надо учитывать то, что эти высадки происходили по канонам Второй мировой войны, то есть требовали приближения высадочных сил непосредственно к берегу. Возможностями по проведению обещающей меньший уровень потерь загоризонтной высадки, над чем много работали американцы, наша морская пехота не обладала.

А вот другие методы действий флота против берега в расчет практически не брались. Например, это относится к обстрелам корабельной артиллерией береговых целей. Для этого не существовало корректировочных групп, способных взять на себя управление таким огнём. А вот, скажем, англичане в Фолклендской войне активно использовали этот метод, что стало одним из слагаемых их победы в ней.

Сегодня можно увидеть, как «задним числом» активно «корректируется» история «флота Горшкова», ему приписываются (пока что – исподволь, почти незаметно для поверхностного взгляда) свойства, которыми он в действительности не обладал. Так, в зале Центрального военно-морского музея в Петербурге, экспозиция которого посвящена данному периоду, под витриной, на которой выставлена модель авианесущего крейсера «Киев» в окружении кораблей других типов, находится табличка: «Авианосная Ударная Группировка».

Но подобный термин использовался именно в американском флоте, а не в советском! Да и дело не в формальной терминологии, но и в том, что в части именно ударных задач советские авианесущие корабли не могли сравниться с американскими, ограничиваясь прикрытием эскадры с воздуха и участием в противолодочной борьбе. Да и что касается выполнения задач дальнего ПВО, то базирующиеся на «Киеве» СВВП Як-38 никак не могли претендовать на роль боевых истребителей, продолжая оставаться, по сути, экспериментальными машинами. Поэтому полноценное выполнение этих задач стало доступно лишь с постройкой ТАКР «Тбилиси» и созданием для него палубной версии истребителя Миг-29, что и позволяло осуществлять полноценное ПВО корабельных соединений (по крайней мере – в теории).

Подытоживая сказанное, следует отметить, что важнейший концептуальный изъян «горшковского» флота заключался в принципиальной невозможности ситуации, когда ему принадлежала бы инициатива в открытии боевых действий, что являлось, пожалуй, одним из ключевых недостатков концепции «боевой службы».

С подачи адмирала Горшкова советская пропаганда выдвинула лозунг: «Авианосцы – это орудие агрессии». Пожалуй, это совершенно справедливо, причем не только в отношении авианосцев, но и современного «большого» флота в целом. Хотя авианосцы, действительно, все больше претендовали в нём на ведущую роль. Не в последнюю очередь потому, что их возможности в действиях против берега неуклонно возрастали по сравнению с другими типами кораблей. И вот эта функция: проецировать силу на удаленные от собственной территории направления, по сути, определяла развитие данного класса.

Как говорят англичане:

«В случае войны наш флот не будет ждать врага у своих берегов, а встретит его у чужих».

Возглавляемый Горшковым советский военно-морской флот также регулярно появлялся у чужих берегов – это так. Но вот начать там боевые действия по приказу из Москвы, а не следуя складывающейся на месте ситуации, он не мог. И это обстоятельство существенно воздействовало на его реальную боевую значимость. Да и Москва, учитывая проводимую политику и подчиненную ей военную доктрину, также не могла отдать подобный приказ. Так что флот постоянно увеличивает свои размеры и стоимость, решая при этом одну-единственную боевую задачу, сводящуюся к ядерному сдерживанию США. При этом то, что средства стратегического первого удара размещены на подводных ракетоносцах, а палубная авиация начиная с 60-х годов предназначена для решения других задач, прошло мимо внимания наших морских стратегов.

Превращение недопущения мирового ракетно-ядерного конфликта не просто как главной задачи флота, но и как, по сути, задачи единственной, было чревато серьёзной ошибкой.

Ведь в этом случае сам факт того, что эта война не случилась, автоматически означал успех флота. Но как сквозь призму такого успеха расценивать необходимость дальнейшего развития флота: какие силы необходимы ему для того, чтобы и впредь успешно выполнять свою задачу?

Отсутствие четкого критерия (который по большому счету способен дать лишь реальный боевой опыт), приводило к тому, что в качестве эталона в процессе такого развития все больше и больше рассматривался флот «вероятного противника» – США. Который «попутно», помимо подготовки к глобальному ракетно-ядерному конфликту, также был нацелен и на участие в конфликтах локальных с гораздо более слабыми противниками. Ну, а флоты колониальных империй вступили во второй половине XX в стадию распада.

Тем не менее, подобная «ретроспективная» терминология хорошо иллюстрирует присущее «эре Горшкова» стремление все время «тянуться» за американскими «коллегами», убеждая руководство страны выделять на развитие флота все больше и больше ресурсов. С точки зрения интересов самого флота, это было, пожалуй, неплохо. Он рос численно, открывались новые вакансии, обеспечивая тем самым карьерные возможности морским офицерам; в конкуренции с представителями других видов вооруженных сил их позиции укрепились по сравнению с предыдущими временами.

Что же касается тезиса о том, что существование именно такого могучего флота было жизненно необходимо для предотвращения третьей мировой войны (в который, похоже, до сих пор верят некоторые наиболее фанатичные его поклонники), то он не выдерживает серьёзной критики. Достаточно лишь напомнить, что и после начала «заката» этого флота, когда он явно отказался от задачи сдерживать флот США и других стран НАТО, третья мировая война так и не наступила (ко всеобщему счастью, разумеется). Более того: ни одного острого международного кризиса, который грозил бы перерастанием в неё, также не произошло. А вот расходы по созданию и содержанию военно-морских сил все более тяжелым бременем ложились на экономику страны, и без того испытывающую кризис эффективности, в то время как выгода, связанная с реальным боевым применением нашей морской мощи, была, по сути, недостижима.

Мне представляется, что в нашем сегодняшнем оценивании «великого флота адмирала Горшкова» надо непременно учитывать данное обстоятельство.

Стальные пути эпохи «застоя»


А теперь вновь, как и во всех предыдущих «сериях», обратимся к теме железнодорожного транспорта Страны Советов.

Чем было отмечено его развитие в 70-80-е годы?

Как мы помним, во второй половине 50-х – 60-х годах в этом развитии был совершён подлинный прорыв. В профессиональной среде его часто именуют «реконструкцией тяги», имея в виду замену отслуживших свой век паровозов на более совершенные типы локомотивов – тепловозы и электровозы. Но, как было сказано в предыдущей части, технологическим «фундаментом» этой реконструкции стала именно электрификации, позволившая не только запустить на наиболее грузонапряженных линиях наиболее производительный тип локомотивов – электрические, но и обеспечить электроэнергией многочисленных гражданских потребителей на станциях и вдоль перегонов.

Хотя заявленного показателя в 40 тыс. км электрифицируемых километров железных дорог в период 1956–1970 годов достичь так и не удалось (реально он был выполнен примерно на 2/3), но можно сказать, что облик стальных магистралей в этот период претерпел радикальные перемены. Тем не менее, к концу 60-х годов темпы проведения электрификации существенно замедлились. С одной стороны, использовать электровозы там, где прекрасно справлялись тепловозы, было не всегда экономически целесообразно. С другой – свободных электрических мощностей не хватало. В стране продолжали строиться многочисленные промышленные предприятия, конкурирующие с железной дорогой за доступ к электроэнергии.

И вот тут и от руководства МПС и от Госплана требовалось найти новую прорывную технологию, способную лечь в основу нового витка модернизации транспорта, как это было сделано в начале 30-х и середине 50-х годов. И такая технология уже появилась. Это была электронная техника на базе полупроводников: силовая, служащая для работы в питающих сетях, и слаботочная, предназначенная для задач управления и контроля сетей и агрегатов. Её развитие со временем перевернуло самые различные области техники, в том числе и технику железных дорог зарубежных стран. Так, на базе полупроводников было создано новое поколение электровозов, более экономичных и надежных, с более рациональным управлением и обладающих лучшей ремонтопригодностью.

Внедрение же полупроводниковой электроники на тепловозах позволяло перейти к системе распределённой тяги, когда несколько локомотивов, находящихся не только в голове состава, но также и в середине, и в хвосте, синхронно управлялись одним машинистом из кабины головного. Правда, данный вариант мог быть осуществлён лишь при условии кардинального повышения надежности дизельных двигателей, чтобы допустить их работу в необслуживаемом режиме. А именно: традиционная отечественная проблема с надежностью силовых установок вынуждала выполнять такую компоновку тепловозов, которая оставляла доступ к ним в пути следования.

Вообще, как уже было сказано, все возможности прогресса электроники для модернизации железнодорожного транспорта оказались явно недооценёнными. Вместо этого продолжали доминировать подходы прошлых лет, когда основной упор делался на электрификацию и повышение единичной мощности локомотивов.

Это сопровождалось достаточно анекдотичными явлениями, одним из которых стало усиление «борьбы с паровозами». Хотя к этому времени на большинстве магистральных линий они оказались полностью вытесненными современными локомотивами, на малодеятельных они по-прежнему использовались. Казалось бы, можно было смириться с тем, что они ещё несколько лет проработают на этих участках, пока не исчерпают свой ресурс. Тем более что зачастую путь там был слабый, не способный выдерживать нагрузки от более мощных и тяжелых тепловозов. Однако к этому моменту темпы замены паровой тяги на прогрессивную превратились в важный показатель, по которому оценивалась работа железнодорожников.

И, таким образом, они вынуждены были постоянно отчитываться о том, что на том или ином участке, на котором ранее работали паровозы, поезда теперь водят тепловозы. Скорее всего, именно с этим связано начало закупок Министерством путей сообщения тепловозов М62.

Этот локомотив был разработан на Луганском тепловозостроительном заводе в меньшем, чем отечественный, европейском габарите и с уменьшенной осевой нагрузкой, и с 1965 года поставлялся в страны Восточной Европы: Венгрию, Польшу, Чехословакию, ГДР и некоторые другие. И вот с 1970 года они также начали работать на отечественных путях.

В среде любителей железных дорог существует легенда, что рост парка тепловозов М62 на железных дорогах, примыкающих к западной границе СССР, осуществлялся по требованию Министерства обороны и являлся частью подготовки к войне в Европе. Исходя из того, что эти тепловозы, которые, как уже было сказано, создавались для эксплуатации именно на этом полигоне, имея для этого ограничения по габариту и осевой нагрузке, её сторонники считают, что поступление этих локомотивов с 1970 года для эксплуатации также и на советские линии имело целью именно использование их для тяги военных эшелонов, которые в «особый период» должны были устремиться через границу на Запад. Эта «теория» носит откровенно конспирологический характер и является попросту несерьёзной.

Но вот то, что, вопреки первоначальным намерениям, М62 продолжали выпускаться (в том числе – и в модернизированных, двух- и даже трёхсекционных вариантах) в Луганске вплоть до 2001 года, сыграло свою роль в кризисе МПС.

Дело в том, что, несмотря на привлекательный, «ладный» внешний вид, удобную кабину (она создавалась с учетом принятой на зарубежных железных дорогах системы работы «в одно лицо», то есть отличалась удобной компоновкой органов управления для их использования только лишь машинистом), с технической точки зрения в начале 70-х тепловоз выглядел уже весьма архаично. В первую очередь это относилось к двухтактному дизелю, отличавшемуся повышенным расходом масла; а также к тяговой передаче постоянно-постоянного тока. То есть генератор, приводимый во вращение дизелем, вырабатывал постоянный ток, поступавший затем к тяговым электродвигателям, имевшим такое же коллекторное устройство. Это увеличивало габариты и вес генератора, поскольку электрические машины переменного тока более компактны и проще в обслуживании.

Поэтому сразу же после создания М62 Луганский завод начал работы над тепловозами нового поколения, имеющими четырёхтактный дизель, передачу переменно-постоянного тока (при которой переменный ток, вырабатываемый генератором, выпрямляется, а затем поступает к тяговым двигателям) электрический привод вспомогательных машин и другие усовершенствования. Причем, опять-таки, сначала появилась машина, предназначенная на экспорт (тепловоз ТЭ109), а затем пришла очередь и тяжелого двухсекционного ТЭ116, который должен был прийти на смену устаревающему ТЭ3.

Эта работа шла очень непросто, устранение возникающих проблем происходило медленно. Казалось бы, в такой ситуации следовало все силы сосредоточить на их преодолении, чтобы быстрее «поставить на крыло» принципиально новый, более эффективный локомотив. Но заводчане вместо этого распыляют свои силы и ставят на производство ещё один тип тепловоза. И это – лишь один пример того, как на смену по-настоящему прорывным технологиям все чаще стали приходить паллиативные решения, приводящие к распылению усилий и замедлению темпов роста.

В развитии конструкций электровозов и электропоездов также наблюдался застой. В первую очередь он заключался в продолжении использования так называемой контактно-реостатной системы управления, уходящей корнями в самое начало ХХ века. Её отличали большие потери электроэнергии и невозможность плавного регулирования напряжения на тяговых электродвигателях. Прорывную роль здесь также могло бы сыграть широкое применение силовой полупроводниковой техники, но отставание в этой области приобретало все больший размах…

Ещё одним фактором, снижающим эффективность работы железных дорог, явилось продолжение курса на их максимальное мобилизационное использование в случае войны, сформировавшегося ещё на заре их существования и столь блестяще оправдавшего себя в ходе ВОВ (об этом подробно рассказывалось в одной из предшествующих частей).

Поэтому многие виды подвижного состава продолжали строиться с учетом мобилизационных требований. Так, наиболее распространённые пассажирские вагоны дальнего следования, плацкартные, предусматривали возможность постановки в составы грузовых поездов и имели полностью автономные системы жизнеобеспечения (отопления и электроснабжения). Это ухудшало коммерческие характеристики вагонов, создавало препятствия для совершенствования их конструкции. В то же время эпоха массовых армий, требовавших проведения широкомасштабных мобилизационных мероприятий, навсегда уходила в прошлое…

По мере того, как росли потребности в перевозках (что было вызвано в том числе и несовершенством советского хозяйственного механизма), железнодорожный транспорт все в меньшей степени удовлетворял их. Кризис на стальных магистралях расширялся.

Это вызывало растущую озабоченность в высших руководящих кругах, которые время от времени сурово требовали наведения порядка. Правда, как это сделать, там имели весьма смутное представление. Одним из первых «попал под раздачу» легендарный министр Борис Бещев, возглавлявший отрасль, как и С. Горшков, почти 30 лет: с 1948 по 1977 год. Но, разумеется, это не смогло помочь; три преемника Бещева, вступившие в эту должность до 1991 года, сталкивались со все возраставшим клубком проблем.

Выводы


Два десятилетия, предшествовавшие распаду СССР – период активного действия тех факторов, что послужили предпосылками этого распада и хорошо прослеживаются. В то же время среди людей, которым ностальгия по советскому периоду не позволяет признать закономерность его завершения, принято этим периодом восхищаться. Это в полной мере относится и к ситуации в двух рассматриваемых нами областях: в военно-морском флоте и на железнодорожном транспорте.

На первый взгляд, в обеих областях наблюдался невиданный расцвет, выражавшийся в наиболее широкомасштабном за всю историю развития экстенсивном росте. Все больше и больше кораблей под советским военно-морским флагом бороздили моря и океаны. То же самое относится и к поездам, несущим на себе обозначение МПС СССР: они ходили все чаще, возрастали их вес и длина. Казалось, что все хорошо. Собственно говоря, этот аргумент и любят использовать патриоты обоих ведомств, доказывающие, что в создании системного кризиса и вызванного им распада державы предметы их обожания никакого отношения не имеют; что все проблемы созданы усилиями неких злоумышленников, (агентов Запада, сепаратистов из национальных республик, переродившихся партократов – нужное подчеркнуть). Однако в действительности и флот, и железные дороги всё глубже погружались в трясину проблем.

Советский флот к концу «Эры Горшкова» намного превысил потребности, вытекающие из требований необходимой достаточности для обороны страны. Будучи целиком заточенным под подготовку к третьей мировой войне (недопущение которой одновременно являлось главной его задачей), он совершенно не годился для использования в локальных вооруженных конфликтах и трансформировался таким образом в вещь в себе, громоздкую, дорогую и по большому счету бесполезную. Для теряющей свою эффективность экономики страны он все больше превращался в обузу, содержать которую она оказывалась не в состоянии.

На железных же дорогах, как было сказано выше, развивался кризис перевозок: они все больше не справлялись с предъявляемыми к ним требованиями. Результатом этого стало не только снижение экономических показателей, но и рост «теневой экономики». В частности, росли хищения на железных дорогах (производить которые было легче, пользуясь неразберихой и малой скоростью доставки грузов), спекуляции пассажирскими билетами на дефицитных (особенно в период массовых отпусков) южных направлениях. Ну, а механик рефрижераторной секции, в которой доставлялись вожделенные деликатесы, превратился в одну из наиболее коррумпированных фигур.

Таким образом, несмотря на внешнее великолепие, и флот, и железнодорожный транспорт к концу советского периода представляли собой тяжелобольные организмы, лечение которых оказывалось практически невозможным из-за отсутствия правильного диагноза.
67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 июля 2021 11:09
    Для теряющей свою эффективность экономики страны он (флот) все больше превращался в обузу, содержать которую она оказывалась не в состоянии

    Увы, все так...
    1. -5
      19 июля 2021 12:01
      во всем виноват стрелочник!
      а кто на флоте виноват?


      я предлагаю др взгляд--люди выросшие в землянках или в бараках до конца дней своих ( минимум до пенсии рады хрущевкам и тп благам) несли менталитет "и так хорошо, "лучше чем было в 45, 49, 55 г".
      все зависит от воспитателя д\сада и училки нач классов. смена поколений нужна и сейчас-приемник молодой. с др взглядом на развитие страны.
      не против ВВП, а против его противников, но др методами...
      1. +15
        19 июля 2021 12:24
        верите в сказку про "хорошего царя и плохих бояр"? Завидую Вашей наивности.
        Особенно умиляют кумиры множества тех кто
        с др взглядом на развитие страны.
        - даня милохин, моргенштерн, всякие там инстасамки, эл-джеи и иже с ними what
        1. -5
          21 июля 2021 06:57
          с др взглядом на развитие страны.
          -- всё и все от училки зависит и от воспитателя. слишком длинный процесс, даже для социализма. мин 100 лет . плотность населения на 1км и кол-во их в стране, еще 101 фактор.
          за границей желаний и возможностей ВВП. если к нему не подобострастно, а просто с надеждой относиться. любой гений не тянет на 100 лет жизни.и управления гос-вом 100 лет- исторический процесс. а не действия гос деятеля.
          100 ЛЕТ -"КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ"
          1. -1
            21 июля 2021 07:40
            "общественное бытие - определяет общественное сознание" ! А какое бытие у нас сегодня?
        2. +1
          21 июля 2021 13:51
          Автор опять упорствует в своей ереси , без глубины знания , понимания и анализа .
          Плохо было что Флот рос ... "а вот войны не предотвращал" ...?
          Точно не предотвращал ?
          Арабо-израильские своим присутствием и намерениями ?
          В странах третьего мира , когда приход наших кораблей нередко предотвращал интервенцию или срывал попытки военного переворота ... Таких случаев было немало , но автору это неведомо ...
          Недостатком (но и причиной долголетия на столь высоком посту) Горшкова было то , что он часто шел на поводу у партийного руководства и руководства МО . Вместо строительства классических авианосцев для обеспечения устойчивости сил Флота , и нормальных самолётов к ним он соглашался с горячим желанием Устинова иметь в качестве палубной авиации СВВП . В результате появились "Кречеты" , которые были безусловно мощными ударными кораблями (тяжелые ПКР , вертолёты ПЛО , штурмовики) , но неспособны были обеспечить ПВО .
          Ещё одной ошибкой было стремление оставлять в строю устаревшие и безполезные уже корабли . Таких к концу 80-х было уже очень много . На них держали экипажи , их содержание стоило огромных денег , они занимали стояночные места в базах ... и были откровенным балластом . А в то же время быстрорастущему флоту не хватало подготовленных офицеров , специалистов , просто экипажей . Отправь своевременно на списание или в резерв весь этот балласт , высвободились бы средства и на развитие ВМБ(с которыми было неважно) , и на своевременный ремонт строевых кораблей , сгладился бы острейший дефицит специалистов .
          И что не так было с судостроительными программами ?
          Эсминцы типа "Сарыч" были вполне хороши для своего времени и имели большой модернизационный потенциал . Пройдя модернизацию(которая им планировалась) и получив на вооружение КР "Оникс" и "Гранат" , а так же ЗРК "Штиль" вместо балочной ПУ , это были бы и на сегодняшний день весьма грозные корабли .
          БПК 1155 ? Тоже корабли исключительно замечательные , с мощнейшим противолодочным потенциалом . Их тоже собирались модернизировать в ходе среднего планового ремонта под "Оникс" , "Гранат" и "Штиль" , и после таковой модернизации их БК по КР равнялся бы ранним "Бёркам" , а те , что строились бы по обновлённому проекту пожалуй и превосходили бы их в ударном потенциале .
          РК типа "Атлант" ?
          РК с ЯЭУ типа "Орлан" ?
          Отличные крейсера , способные одним залпом уничтожить АУГ противника со всем эскортом .
          АВ типа "Кузнецов" (АВ ПВО) и "Ульяновск" ?
          Долгожданная авианесущая компонента нашего Флота . Полноценная компонента .
          Да и четыре "Кречета" первой серии , получив на вооружение Як-141 и вертолёты ДРЛОиУ обретали совсем другие качества ! Они уже вполне могли обеспечить ПВО своей КУГ , полноценную воздушную разведку своими силами , целеуказание для тяжелых ПКР кораблей КУГ .

          Проблемой был БАЛЛАСТ из старых кораблей , которые не хотело списывать партийное руководства ради цифр общего тоннажа Флота в потягушках с США .
          Исключительно ради показухи и статистики .

          И то , что на рубеже 70-х - 80-х ВМС США нашли ключик к "Доктрине Горшкова" , не было критичным . Просто необходимо было некоторое время для купирования их новых приёмов . И это нам было вполне по силам .
          И сыпать пепел по головам , что дескать "СССР надорвался" в гонке вооружений ...
          Чушь !
          Как раз начало 90-х должны были стать новым экономическим взлётом экономического могущества СССР . С начала 90-х годов наступал период ВОЗВРАТА кредитов , выданных Союзом развивающимся странам . Да , кредиты те выдавались часто безпроцентными , с отсрочкой начала выплаты на 10 - 15 - 20 лет . Но этим мы создавали\приобретали себе рынки сбыла , выдавались кредиты не деньгами , а товарными поставками и строительством промышленных объектов и инфраструктуры в только-что вышедших из колониальной зависимости , странах . А это означало загрузку наших предприятий и оплату их работы из этих самых кредитов . По сути мы кредитовали сами себя . И нам при этом оставались должны .
          И вот с начала 90-х годов эти кредиты должны были к нам начать возвращаться .
          Товарными поставками из этих стран и виде твёрдой валюты .
          А это сотни миллиардов переводных рублей\долларов .
          За прошедшие годы эти страны уже построили свои экономики и становились платежеспособными рынками для наших товаров .
          С 1992 г. все эти рынки , включая Восточную Европу , а так же рынки стран бывшего Союза достались США , Англии и их союзникам , после предательства заговорщиков Беловежской Пущи .
          Не случись этого , и прими Союз правильные управленческие меры , государством №1 в сегодняшнем мире был бы СССР .
          А США и Западная Европа с 90-х годов лежали бы в кризисе .

          Но нет приятнее забавы либералу , чем пнуть давно поверженного льва .
      2. 0
        20 июля 2021 22:49
        Жилищная проблема успешно решалась еще при Сталине, но вот беда, Сталин начал, а Хрущ даже не закончил, а лишь ухудшил темпы реализации, но т. к. прогресс все равно какой-то был, то Хрущев молодец в глазах людей, которые не отличаются от собачки, которая любит того, кто ей корм в миску засыпает, но не того, кто на этот корм зарабатывает.
      3. 0
        28 июля 2021 17:36
        все зависит от воспитателя д\сада и училки нач классов. смена поколений нужна и сейчас

        Не могу полностью согласиться. Да, зависит, но не этих людей менять надо, а воспитывать детей так, чтобы они учились думать! Думать о причинах и следствиях. Не думающий человек просто не смог бы сделать такой анализ, как в этой статье, потому что на поверхности всё было наоборот - отлично.

        Думающий человек в любом месте и в любом возрасте будет находить правильное решение, если не сам, то с помощью более молодых (но неопытных!) помощников. Полно стариков, которые мыслят очень чётко, хоть и не знают последних веяний моды. Они схватывают суть. Наверняка, они были воспитаны это делать, а к старости стали ещё и мудрыми. И они так же воевали и сидели в землянках. Кем, интересно, проводились реформы в 50-60-х? Студентами? У руля были ветераны. Зато во время застоя туда пришло много не воевавших.
        Молодой карьерист, привыкший со школы зубрить учебник, к 45-ти станет генералом, адмиралом, директором предприятия или министром. И через него никакая инициатива не пройдёт, потому что он всегда будет искать учителя, который скажет ему что правильно, а что нет, бояться порицания вышестоящего за неправильную инициативу. Иногда этот учитель - Госдеп США или просто американская модель жизни.
        Думать опасно. Могут уволить, назвать выскочкой, идиотом, гомофобом, навесть ярлыки. А у тебя и квартира, и должность, и столько привилегий. Этих людей можно понять.
        Лучше, наверное, зарабатывать всё своим трудом, тогда чувствуешь себя более свободным, в том чисте и в выражении своего мнения.
    2. -1
      19 июля 2021 20:17
      вы не понимаете что если не тра ты на оборонку нас бы сожрали ,экономика была заточена на оборону как всегда в нашей истории и если вы этого не хотите понимать то вы амерская соляная кислота
    3. +1
      20 июля 2021 09:53
      Ага.. "Мёртвого льва пнуть может каждый" ©
  2. +14
    19 июля 2021 11:10
    Таким образом, несмотря на внешнее великолепие, и флот, и железнодорожный транспорт к концу советского периода представляли собой тяжелобольные организмы, лечение которых оказывалось практически невозможным из-за отсутствия правильного диагноза.

    Пришли два студента "паталого-анатома" Горбачёв и Ельцын, и вылечили флот, армию и страну.
    1. +15
      19 июля 2021 11:31
      Цитата: tihonmarine
      Пришли два студента "паталого-анатома" Горбачёв и Ельцын, и вылечили флот, армию и страну.

      Вот же как оно получается, а мы то тупенькие и не знали, что СССР тупиковая ветвь развития, только вот эта тупиковая ветвь по разным оценкам от 15% до 20 % мирового ВВП, а вот вставшая с колен и перешедшая на правильный путь РОССИЯ и 2% не вытягивает. Ладно уж тут один парень тоже того же мнения президентом РФ работает, говорил, что СССР и галоши то не мог выпускать, только вот до сих пор на СОВЕТСКИХ самолетах и ракетах летает.
      1. +10
        19 июля 2021 11:39
        Цитата: kapitan281271
        только вот до сих пор на СОВЕТСКИХ самолетах и ракетах летает.

        А ещё у этого парня прицеп есть на Ниву.
        1. +10
          19 июля 2021 12:48
          Вы знаете, как ни покажется странным, особенно я с врачами-то даже не советовался, я смотрел по своим знакомым – кто что делает.


          Ну прям такой себе "парень из народа".. у знакомых поспрашивал, какая вакцина лучше - ту и выбрал..))

          в большинстве своём граждане страны понимают, что если я сказал, что прививку сделал, то так оно и есть. На таком уровне, мне кажется, люди не занимаются мелким жульничеством.


          Зарплату Сечина и свою он в самом деле не знает??
          Или это уже не мелкое жульничество??
          1. +6
            19 июля 2021 14:31
            Цитата: Роман070280
            Или это уже не мелкое...

            На таком уровне всё "в особо крупных"...
          2. 0
            19 июля 2021 15:24
            в большинстве своём граждане страны понимают, что если я сказал, что прививку сделал, то так оно и есть

            На бытовом уровне друзей-знакомых-родственников это обычно действительно так. Никто не будет перепроверять.
            А вот на политическом уровне это ВНЕЗАПНО, работает немного не так. Вакцинируясь публично политические лидеры подают пример остальным гражданам. Что они доверяют процессу вакцинации и что процедура вполне безопасна и полезна.
            1. +4
              19 июля 2021 15:27
              Ну таком уровне вообще никаких друзей-знакомых быть не может..
              Врачей он слушать не стал, а пошёл и посоветовался с Медведевым и Лавровым..
              Ага.. так всё и было..)) Первый парень на селе..
              1. -1
                19 июля 2021 15:29
                Ну таком уровне вообще никаких друзей-знакомых быть не может..

                Так в том то и дело...
                Плюс еще некоторое время продолжавшийся ... несмешной цирк с "я привился, но какой вакциной не скажу". Кто это придумал затею похоже вообще не разбирается в том, как человеческая психология работает.
        2. +3
          19 июля 2021 14:55
          Цитата: мордвин 3
          А ещё у этого парня прицеп есть на Ниву.

          И "Москвич-412" ( от батьки достался ).
      2. +3
        19 июля 2021 12:56
        а мы то тупенькие и не знали, что СССР тупиковая ветвь развития, только вот эта тупиковая ветвь по разным оценкам от 15% до 20 % мирового ВВП

        В какие годы и по как именно считали этот самый валовый внутренний продукт? Маленькая подсказка - подсчеты ВВП по "паритету покупательной способности" в странах с заведомо нерыночным ценообразованием почти гарантированно дают заведомо некорректный результат.
        По официальному справочнику "Народное хозяйство в СССР в 1990 году" валовый внутренний продукт в СССР в 1990-м году составил 1000 млрд. рублей. По официальному курсу в 63 копейки за доллар - 1587 миллардов долларов. ВВП США за тот же год - 5800 миллиардов долларов, например.
        Для сравнения в 2008 году ВВП России составлял чуть менее 1800 миллиардов долларов. По официальному курсу.
        Причем этот курс был уже рыночным. В отличие от "официального курса доллара к советскому рублю".
        1. +4
          19 июля 2021 14:59
          Цитата: Terran Ghost
          В отличие от "официального курса доллара к советскому рублю".

          1. 0
            20 июля 2021 22:17
            К сожалению, цифры не разобрать, покрупнее бы фрагмент.
            1. 0
              20 июля 2021 22:32
              Цитата: ботан.su
              К сожалению, цифры не разобрать, покрупнее бы фрагмент.

              Там, в 1990 году, короче, было три курса валют: официальный, коммерческий, и какой то специальный. Я эту газету недавно на даче нашел, сфотографировал ради смеха, как видите, неудачно. Пробую увеличивать, а она размывается, сволочь.В общем, официальный самый маленький, а специальный - самый большой. А что там за специальный, я так и не понял. И не помню. Дурдом этот уже в 90-м был.
    2. -3
      19 июля 2021 19:08
      Цитата: tihonmarine
      Пришли два студента "паталого-анатома" Горбачёв и Ельцын, и вылечили флот, армию и страну.

      Хорошо Влад высказались hi И жить стал лучше и жить стало веселее ..
      Помню я эти вопли либердонов в 90-х да и сейчас опять завыли на всех ресурсах ..
      Зачем нам Армия и Флот ,лучше пенсионерам раздали ..( а у пенсионеров уже проще отжать и мозги запудрить ) negative
      Все опять начинается ,как и в 90-х ,но сопротивление идет этим бесам болтунам всех мастей ! Пусть орут и глотки нарывают ..Караван идет !
      У России есть только два союзника Армия и Флот ! Так было есть и будет и при любой власти ,которые с головой дружат и понимают .
  3. +6
    19 июля 2021 11:24
    Возможностями по проведению обещающей меньший уровень потерь загоризонтной высадки, над чем много работали американцы, наша морская пехота не обладала.
    Ну всё таки для заокеанских десантов наш флот в принципе не готовился, насколько знаю, а вот для Балтики и ЧФ были созданы десантные СВВП и ЭП, а уж с их скоростью загоризонтность на ограниченном ТВД обеспечивалась автоматом.
    1. +4
      19 июля 2021 19:06
      С одной стороны, это так. А с другой: ведь ни одного случая реального десантирования не было. Откуда же может взяться уверенность, что он "обеспечивался автоматом"?
      1. 0
        20 июля 2021 03:19
        Цитата: Exval
        С одной стороны, это так. А с другой: ведь ни одного случая реального десантирования не было. Откуда же может взяться уверенность, что он "обеспечивался автоматом"?

        Загоризонтность вкратце это высадка десанта, не предполагающая подход десантного корабля к берегу на расстояние визуального контакта. И у американов обеспечивается СВП, вертолётами и конвертопланами. На ограниченных ТВД роль корабля выполняет база, а роль вертолётов и конвертопланов должны были экранопланы, ну с СВП и так понятно. Так что загоризонтность автоматическая. )))
        1. +2
          20 июля 2021 06:59
          С этим, повторяю, я склонен согласиться. Вопрос мой касался другого. Как в условиях отсутствия реального боевого опыта, (а это относится не только к проведению десантных операций, но и других), можно говорить об автоматической возможности их проведения? В этом, собственно, заключается один из главных смыслов статьи, (как и предыдущих). У советского флота не было боевого опыта и все возможные операции планировалось сугубо умозрительно. Данное обстоятельство позволяет весьма критически оценивать их реальные шансы на успех.
          1. 0
            20 июля 2021 07:09
            Цитата: Exval
            Вопрос мой касался другого. Как в условиях отсутствия реального боевого опыта, (а это относится не только к проведению десантных операций, но и других), можно говорить об автоматической возможности их проведения?
            Вы напрягите внимание, я написал об автоматической загоризонтности, а не о проведении операций!
            Цитата: Exval
            У советского флота не было боевого опыта и все возможные операции планировалось сугубо умозрительно.
            Ладно учения, вы и множество десантных операций времён ВОВ не считаете опытом? Однако... Кстати американе тоже не имели послевоенного боевого опыта морских десантных операций, потому что все их высадки происходили в тепличных условиях, без малейшего противодействия. Что было потом уже другое дело.
            1. +2
              20 июля 2021 07:28
              Как раз таки американцы имели опыт десантных операций, начиная с Инчхонской. Не понимаю - к чему отрицать очевидное?
              1. 0
                20 июля 2021 08:06
                Цитата: Exval
                Как раз таки американцы имели опыт десантных операций, начиная с Инчхонской. Не понимаю - к чему отрицать очевидное?
                Вы смысл прочитанного с первого раза не понимаете?
                Цитата: Владимир_2У
                потому что все их высадки происходили в тепличных условиях, без малейшего противодействия.

                Высадка после 45-минутной авиационной и артиллерийской подготовки проводилась в условиях абсолютного господства в воздухе американской авиации. Около 6 часов 30 минут один батальон морской пехоты начал высадку на «зелёном пляже» в северной части острова Вольмидо. Гарнизон Вольмидо к этому моменту был почти полностью уничтожен артиллерийскими и авиационными ударами, и морские пехотинцы встретили лишь слабое сопротивление, взяв остров под свой контроль менее чем за час при потере 17 человек ранеными.
                1. +4
                  20 июля 2021 08:11
                  Не надо грубить, ведите себя корректно. Повторяю: опыт осуществления десантных высадок в боевых условиях после ВМВ ВМФ США имели, причём неоднократно. Советский флот такого опыта не имел. Что здесь не так?
                  1. -2
                    20 июля 2021 08:15
                    Цитата: Exval
                    Повторяю: опыт осуществления десантных высадок в боевых условиях после ВМВ ВМФ США имели, причём неоднократно.

                    Ещё раз, высадки происходили в тепличных условиях, против заведомо слабейшего противника, что ЗДЕСЬ не так?
                    Цитата: Exval
                    Не надо грубить, ведите себя корректно.
                    Не надо тупить.
                    1. +7
                      20 июля 2021 08:45
                      К сожалению, Вы, похоже, сами не понимаете смысла того, о чем пишите. Если вводу в действие высадочных сил предшествовало ПОЛНОЕ подавление противника с воздуха и артиллерийским огнём, то это как раз и свидетельствует о грамотно проведении операции. Именно благодаря этому подавлению высадка была проведена без потериь и увенчались успехом. Вы же изображает дело так, как будто бы отсутствие потерь свидетельствует о каком-то изъяне операции.
                      1. -2
                        20 июля 2021 08:54
                        Цитата: Exval
                        Вы же изображает дело так, как будто бы отсутствие потерь свидетельствует о каком-то изъяне операции.
                        Честь и хвала американам, а теперь напомните мне об других послевоенных высадках где требовались такие же меры? И поясните, почему 5-6-тью годами ранее проведённые десантные операции не считаются для вас боевым опытом?
                      2. +3
                        20 июля 2021 09:01
                        Я рад, что Вы признали свою неправоту в вопросе об Инчхоне. К сожалению, та масса отговорок и уаерток, к которым Вы при этом прибегая, говорят о неспособности (или нежелании) вести дискуссию добросовестно. В свою очередь, я не желаю её продолжать в подобных условиях.
                      3. 0
                        20 июля 2021 09:16
                        Цитата: Exval
                        Я рад, что Вы признали свою неправоту в вопросе об Инчхоне. К сожалению, та масса отговорок и уаерток, к которым Вы при этом прибегая, говорят о неспособности (или нежелании) вести дискуссию добросовестно. В свою очередь, я не желаю её продолжать в подобных условиях.

                        Т.е. опыт десантных операций ВМФ СССР в Великой Отечественной войне для вас не опыт. Ну так вот операция в Инчхоне, проведена в тепличных условиях, воздушное превосходство было достигнуто задолго до десанта, по кораблям десанта огонь не вёлся.
                        Цитата: Exval
                        В свою очередь, я не желаю её продолжать в подобных условиях.
                        Да, это вам не тепличные условия, нет у вас опыта. laughing
  4. +7
    19 июля 2021 11:37
    насчет объективного подхода автора к Горшкову ха ха два раза. Нешмогла!
    Но я хочу про другое сказать. Мне кажется, флотское командование недостаточно рационально действовало стратегически. Флот создавался, как какой-то спецназ - выскочил, навалял, убежал.
    Это касается и подводного флота и в общем-то надводного тоже.
    Но основная функция флота - это своим присутствием влиять на торговлю и перевозки. Вот про это забыли. И соответственно, политика тоже слабо помогала флоту, т.к. у него была недостаточная сеть баз.
    У нас создавали могучие ракетные крейсера с не менее могучими ракетами, размерами со слона, которые за 700 км могли поразить цель, а вот кораблей, которые могли удержать контроль за каким-то участком моря, было мало. Единственный сегмент, который мне кажется рациональным - это состав эскадры для действий в Черном море.
    Флот должен был действовать в первую очередь не как ударный, а как инструмент продавливания экономических и политических интересов. Поэтому флот и стал непосильной ношей.
    Что касается США, то их флот постоянно задействован на обслуживании контроля морской торговли и давления при случае каких-то политических сложностей.
    Да что сказать - я помню времена, когда советский флот был беспомощен даже перед браконьерами - не мог защитить наши рыболовные районы.
    1. +3
      19 июля 2021 14:35
      Абсолютно согласен со всем, в Вашем комментарии.
      Цитата: yehat2
      Да что сказать - я помню времена, когда советский флот был беспомощен даже перед браконьерами - не мог защитить наши рыболовные районы.

      И я помню, но гораздо позже советских времен...
    2. 0
      19 июля 2021 14:57
      Цитата: yehat2
      Что касается США, то их флот постоянно задействован на обслуживании контроля морской торговли и давления при случае каких-то политических сложностей.

      Лучше бы они пиратов Сомалийских и Нигерийских ловили.
      1. 0
        19 июля 2021 19:52
        Цитата: tihonmarine
        Лучше бы они пиратов Сомалийских

        Внезапно оказалось что пиратов лучше ловят сухопутные ЧВК.Тот же Принс при поддершке саудовских шейхов так зачистил сомалийских пиратов,что о них не слышно.
  5. +6
    19 июля 2021 11:38
    Цитата: Владимир_2У
    Ну всё таки для заокеанских десантов наш флот в принципе не готовился

    Если исключить высадку на побережье, где обитают племена с луками и стрелами, то для заокеанских десантов вообще ни один флот не годится
  6. +13
    19 июля 2021 11:55
    Мне представляется, что в нашем сегодняшнем оценивании «великого флота адмирала Горшкова» надо непременно учитывать данное обстоятельство.
    А мне представляется,что в нашем сегодняшнем оценивании адмирала Горшкова неплохо было бы и учитывать мнение вероятного противника из рассекреченных у них документов времен холодной войны.
    "Достижения адмирала Горшкова по-настоящему выдающиеся. Его реформы проходили в стране, вся военная история которой базируется на доминирующей роли Сухопутных войск. Можно выделить четыре главных его достижения. До Горшкова ВМФ СССР редко действовал вдали от своих территориальных вод. А в 1985 году в Мировом океане действуют 170 советских боевых кораблей. Во-вторых, адмирал форсировал создание стратегических подводных сил. ВМФ СССР оперирует 62 современными подводными крейсерами с межконтинентальными баллистическими ракетами, включая четыре лодки класса "Тайфун" — самыми большими из когда-либо созданных. В-третьих, при Горшкове были построены технологически продвинутые корабли общего назначения. В-четвертых, он завершил создание сбалансированного надводного флота, включив в его состав первые авианесущие корабли".
    1. +1
      28 июля 2021 17:50
      мнение вероятного противника из рассекреченных у них документов времен холодной войны
      Укажите, пожалуйста, источник. Желательно, англоязычный первоисточник.

      Достижения адмирала Горшкова по-настоящему выдающиеся.

      Это так, и количественно, и качественно, но...
      Вероятный потивник, на наше счастье, существенно глупее и трусливее нас. Они имели массу возможностей нас физически уничтожить, но побоялись, в том числе из-за неадекватной оценки наших реальных возможностей аналитиками. Можно сказать, что огромный, но неэффективный флот (или армия) имеет пропагандистский потенциал, который может предотвратить войну, ведь противник испугается. Но основная задача армии и флота не в этом. Пропаганда в СССР шла не оттуда, откуда надо. Сам Горшков вряд ли полагал, что его флот имеет в первую очередь пропагандистское значение, а потом уже боевое. Поэтому, противник не осмелился нападать, но, будь он смелее, как Гитлер, просчёты именно доктрины применения флота тогда бы проявились.
      США не посмели напасть даже на Северную Корею.
  7. +2
    19 июля 2021 12:39
    Понятно, что в подобной ситуации любое расширение его структур могло вызывать лишь одобрение, а негативное воздействие на экономику, к которому такое расширение приводило, отвергалось

    Собственно, именно так и есть. Огромные военные расходы и превращение советской экономики по факту в придаток к военно-промышленному комплексу в итоге привели к тому, что СССР проиграл безо всяких военных действий.
  8. +4
    19 июля 2021 14:26
    Горшков был очень неоднозначным человеком, кому интересно, прочитайте его биографию.
    Во многом Горшков и Брежнев были схожи.
    Горшков не был генсеком, но умел лавировать и договариваться, только позволило ему так долго пробыть у власти во Флоте.
    На сколько имел бы Горшков больше власти, ровно на столько бы ВМФ СССР и был сильнее...
    Слежение за АУГ США было вполне обоснованным, на то время.
    Превращение недопущения мирового ракетно-ядерного конфликта не просто как главной задачи флота, но и как, по сути, задачи единственной, было чревато серьёзной ошибкой.

    Ну да это не так. Особенно в последнее десятилетие. Вполне серьезные многоцелевые авианосцы, эсминцы и АПЛ планировались...
  9. +3
    19 июля 2021 14:34
    1. Цель. У СССР после 53 года с целеполаганием все было очень плохо. В условиях мировой системы развитого расизма, адекватная цель могла быть только одна - физическое уничтожение врага. Потому что с бешеными собаками не договариваются. Их пристреливают. А невменяемое руководство СССР, которое в лучшем случае находилось в плену розовых иллюзий, продекларировало политику сосуществования 2-х систем. Итогом чего стало закономерное уничтожение СССР, потому что когда одна идеология прямо постулирует уничтожение врага, а другая поет песенки про голубей мира, исход противостояния закономерен.

    2. Экономика. Экономика - это метод ведения хозяйства не с целью качественного удовлетворения потребностей людей, а с целью извлечения прибыли и ее максимизации. Т.е. термин "хозяйственная деятельность" не обязательно должен быть тождественен термину "экономика". Это просто мы в настоящий момент живем в условиях капитализма, в рамках которого "хозяйственная деятельность" осуществляется "экономическими методами" и мы привыкли, что хозяйство и экономика это одно и то же. В СССР же народное хозяйство начали трансформировать в экономику с приходом команды правого уклониста, а попросту апологета буржуазного строя, Брежнева. Если кто помнит, тогда это называлось "хозрасчет".

    Как только система народного хозяйства СССР была трансформирована в совершенно типичную для западных стран экономическую систему, страна оказалась обречена, потому что встал самый главный вопрос - как поделить активы, которые работали на благо всего общества, и присвоить их в частную собственность. Для осуществления этого процесса нужно было развалить государство, чтобы полностью переписать правила игры, включая конституцию и прочие очень важные бумажки. В рамках правил предыдущего государства - СССР, которое, собственно, и создавалось как механизм претворения в реальную жизнь советских правил, все это провернуть было невозможно.

    3. Флот. Флот это всего лишь инструмент, который как и прочие инструменты не является полноценным субъектом, поскольку выполняет задачи, являющиеся следствием политической программы. Поскольку в СССР после 53 года политическая программа была неадекватной, флот оказался ее заложником. Я хочу подчеркнуть - нет никакого смысла всерьез пытаться анализировать стратегическое развитие флота, поскольку на нем в любом случае лежит отпечаток политики партии, которая оказалась неверна. Все это, разумеется, нисколько не исключает отдельные удачные операции, героические подвиги и мужественное поведение профессионалов своего дела в тех или иных ситуациях и прочие тактические моменты.
    1. +1
      19 июля 2021 17:25
      адекватная цель могла быть только одна - физическое уничтожение врага

      То есть Вы полагаете "адекватной" цель развязывания ядерной войны, последствия которой были бы крайне тяжелыми для обеих сторон?
      Экономика - это метод ведения хозяйства не с целью качественного удовлетворения потребностей людей, а с целью извлечения прибыли и ее максимизации

      Да нет, экономика это как раз средство удовлетворения потребностей в товарах и услугах. Беда была лишь в том, что в Советском Союзе на практике была построена экономическая система, которая в мирное время была "заточена" в первую очередь на удовлетворение потребностей военного ведомства и военно-промышленного комплекса. Все остальное шло "по остаточному принципу" и было часто притом вопиюще неэффективно организовано.
      Как только система народного хозяйства СССР была трансформирована в совершенно типичную для западных стран экономическую систему

      Когда же это именно экономическая система Советского Союза была трансформирована в типичную для стран Западной Европы капиталистическую экономику рыночного типа? ;)
      1. -1
        19 июля 2021 19:26
        Цитата: Terran Ghost
        То есть Вы полагаете "адекватной" цель развязывания ядерной войны


        Приписывание неадекватных предположений оппоненту это типичный инструмент из арсенала софистики.

        экономика это как раз средство удовлетворения потребностей в товарах и услугах.


        Хозяйственная деятельность - это средство удовлетворения потребностей людей. При этом цель с которой ведется хозяйственная деятельность может быть разной. Если целью ведения хозяйственной деятельности является извлечение прибыли, значит речь идет про экономику.

        Когда же это именно экономическая система Советского Союза была трансформирована в типичную для стран Западной Европы капиталистическую экономику рыночного типа?


        Перестройка - это официальная программа перевода системы ведения хозяйства с социалистического на капиталистический. Еще раньше, в смысле еще до Перестройки, в народное хозяйство постепенно вводились отдельные элементы, присущие капиталистической системе, но без официальной корректировки курса развития страны, которая якобы продолжала строить якобы социализм. Например та же реформа Либермана, когда прибыль вернули в качестве императива.
    2. -2
      19 июля 2021 20:00
      Цитата: A_Lex
      А невменяемое руководство СССР, которое в лучшем случае находилось в плену розовых иллюзий, продекларировало политику сосуществования 2-х систем.

      Вам Третьей Мировой захотелось?
      1. 0
        19 июля 2021 20:17
        Цитата: Pilat2009
        Вам Третьей Мировой захотелось?


        Если у читателя возникли личные фантазии по ходу чтения текста и он убедил себя, что эти его фантазии прямо описаны в тексте, это проблема исключительно читателя и больше никого.
        1. -1
          19 июля 2021 20:22
          Цитата: A_Lex
          В условиях мировой системы развитого расизма, адекватная цель могла быть только одна - физическое уничтожение врага

          Не вы писали,не?
          1. -2
            19 июля 2021 20:45
            Цитата: Pilat2009
            Не вы писали,не?


            Адекватные люди сначала уточняют присутствует ли в тексте то, что им померещилось.
            Если яркая фантазия или упорное желание приписать бред оппоненту оказалось все же сильнее, придется явным образом отметить, что в откомментированном тексте третья мировая не упоминается, не предлагается и не предполагается.
    3. 0
      28 июля 2021 17:57
      Какая каша.
      В СССР же народное хозяйство начали трансформировать в экономику с приходом команды правого уклониста, а попросту апологета буржуазного строя, Брежнева. Если кто помнит, тогда это называлось "хозрасчет".

      Забудьте ярлыки, пишите по сути. Правый левый, буржуазный. Это при Сталине хорошо прокатывало. Тогда за это могли повысить, а врага расстрелять. Это не нужно, воюйте аргументами. пожалуйста.
      хозрасчет

      Хозрасчёт - это такой метод хозяйствования, при котором оплата производилась за результат, а не за процесс. И почему это плохо?
      Когда пришёл хозрасчёт, производительность труда рванула и без речей Брежнева. Людям стало выгодно работать. Быстрее сделал - быстрее заработал. И тут же проявились все бездельники! Это были люди, которые сказали: а мне и 120-ти р в месяц хватит, зато делать ничего не надо.
      1. 0
        28 июля 2021 19:54
        Цитата: Антоха
        Какая каша. Забудьте ярлыки, пишите по сути. Правый левый, буржуазный. Это при Сталине хорошо прокатывало. Тогда за это могли повысить, а врага расстрелять. Это не нужно, воюйте аргументами. пожалуйста.


        Бессмысленный набор слов невозможно всерьез комментировать.

        Цитата: Антоха
        при котором оплата производилась за результат, а не за процесс.


        Оплата за процесс без его увязки с результатом - это прерогатива синекур для очень важных персон, а не реальных должностей на реальном производстве. При хозрасчете во главу угла была поставлена прибыль вместо качественного удовлетворения потребности. Из опыта известно, что если производитель может извлекать прибыль без качественного удовлетворения потребностей клиентов, он будет это делать. Классический пример - подмена животных жиров растительными в теперь уже суррогатной молочной продукции.

        Цитата: Антоха
        Когда пришёл хозрасчёт, производительность труда рванула и без речей Брежнева. Людям стало выгодно работать.


        Чушь. Это время называется застоем в том числе из-за чисто статистического снижения показателей экономической эффективности.
  10. +1
    19 июля 2021 14:54
    Бред либераста
  11. 0
    19 июля 2021 16:29
    По факту, с учётом того , что в СССР многие проблемы решались исключительно Личностями и позиционированием в решающих сферах - ЦК КПСС, Политбюро и т.д. Горшков оказался на нужном месте. И флот при нём смог притянуть и финансирование и мощный пласт КБ и заводов для создания многого от и АПЛ
    1. -1
      19 июля 2021 17:18
      смог притянуть и финансирование и мощный пласт КБ и заводов для создания многого

      И что же, стесняюсь спросить, хорошего в непомерных военных расходах, выступающих в роли удавки на горле экономики Советского Союза, обрекающих население страны на бедность, подавляющих развитие невоенных (производящих товары и услуги) секторов промышленности и экономики?
      1. -1
        19 июля 2021 19:37
        Те, кто как и, поработал в п/я ВПК СССР знают что инженерные школы, ИТР на заводах были лучше, чем на заводах местной промышленности. И технические задачи решали на несколько порядков более сложные. Минус в том, что самые верхи, от Политбюро, Совмина и ниже не могли толком распорядится кадрами и ресурсами. И если бы на экспорт военную технику (корабли, оружие, самолёты и т.п.) ПРОДАВАЛИ, а не тупо забесплатно раздавали. То на эти вырученные от экспорта воен-теха деньги можно было закупать не только готовый ширпотреб, но и производственные линии, станочный парк для сектора "группы Б".
        1. 0
          28 июля 2021 18:03
          инженерные школы, ИТР на заводах были лучше, чем на заводах местной промышленности
          Да, но в рамках системы и им было далеко до идеала. Требовались чудовищные усилия и напряжение чтобы сделать то, что можно было сделать проще.
          на эти вырученные от экспорта воен-теха деньги можно было закупать не только готовый ширпотреб, но и производственные линии, станочный парк для сектора "группы Б".

          Можно было, но это неправильно. Правильно - самому выпускать простое тоже, если уж ты можешь выпускать более сложное.
    2. 0
      28 июля 2021 18:00
      многие проблемы решались исключительно Личностями

      Так всегда и везде. И сейчас. Только ими и решаются, иначе не решаются.
      Но автор написал статью не о том, был ли Горшков личностью, а о том, какую концепцию применения флота он построил, и как бы она отработала в войне.
  12. -2
    19 июля 2021 20:11
    эй автор почему жд до сих пор действует
    1. +3
      19 июля 2021 21:05
      Этого вопроса я коснусь в следующей, заключительной части данного цикла.
  13. +4
    20 июля 2021 09:23
    Цитата: Владимир_2У
    Да, это вам не тепличные условия, нет у вас опыта. laughing

    Нельзя сказать, что совсем уж нет. Но пополнять его я и в самом деле не хочу. Не люблю "быкования", больше предпочитаю следование этике научных дискуссий.
  14. -1
    20 июля 2021 22:46
    само предложение взглянуть на фигуру Хрущёва непредвзято



    А в чем по вашему предвзятость выразилась? В том, что при ближайшем рассмотрении все его начинания, даже те, которые в народе считаются положительными, оказываются совсем не такими. Развал сельского хозяйства, ликвидация пром. кооперативов, впервые со времен гражданской стрельба солдат в народ, прекращение борьбы с укронацизмом, превращении РСФСР в дойную корову республик и половины мира, стоит ему объявить о строительстве социализма на своей пальме?

    И причем тут Горшков, который всего-лишь адмирал?

    А что флот существующий только для того, чтобы приходить раз в год к берегам Америки и воевать в Индийском океане, где любые возможные интересы стоили меньше этого флота, маленько абсурден так это и так понятно.
  15. 0
    22 июля 2021 16:37
    Как говорят англичане:

    «В случае войны наш флот не будет ждать врага у своих берегов, а встретит его у чужих».

    Сказки, корабли стоят убер-дорого. И опыт мировых войн когда флот не очень интенсивно использовался, показывает, что это высказывание, не более чем бахвальство.
  16. 0
    28 июля 2021 17:23
    лечение которых оказывалось практически невозможным из-за отсутствия правильного диагноза

    В точку! Правильный диагноз хотят поставить единицы, не только в этих, а и во всех областях. Ведь за ним стоит столько работы.
    В моём коллективе 4 человека почти друзей. И у нас уже есть эта проблема! Правду сказать нельзя, будет обидно, рассоримся. Делать дело как надо невозможно, т.к. оно является следствием "правильного диагноза", который хотят слышать.
    Что уж говорить о стране.
    Но всё равно надо пробиваться, доносить мысли, убеждать логикой. В основном мешает страх увольнения, но что делать с обороноспособностью страны?