«Морская тень» или проект IX-529. Настолько ли он был неудачен?

58
Если изучить все, что есть в Рунете по поводу этого творения, то основной посыл подавляющего большинства авторов сводится к одному: американцы тупые, потратили миллиарды долларов на создание не пойми чего, а потом разобрали.

«Морская тень» или проект IX-529. Настолько ли он был неудачен?

Настолько ли правы доморощенные «эксперты», стоит разобраться, поскольку неудачные проекты существовали во всех странах, но не ошибается только тот, кто вообще ничего не делает. Ибо даже купив у тех, кто производит технику сам, можно налететь очень чувствительно. Как налетела одна страна, которая решила заказать десантные корабли у другой. И как из этого не вышло ничего, кроме небольшого скандала. А корабли в итоге достались третьей стране.



На «Морскую тень» или проект IX-529 принято смотреть именно так: неудача со всех сторон, разобранная на металл и ничего толком не выдавшая и не показавшая.


А так ли это?

Для начала вообще стоит понять, откуда растут крылья. А крылья – это нормальное и обычное дело для компании «Локхид-Мартин», занимавшейся самолетами еще со времен Второй Мировой войны.

И эта компания решила создать самолет-невидимку. И создала, тем самым, еще в 80-х годах прошлого века задав вектор развития для самолетов. И сегодня очень сложно представить себе самолет, в котором отсутствуют стелс-технологии. По крайней мере, в современных разработках.


"Ночной ястреб" F-117

Был ли «Ночной ястреб» неудачным проектом? Ну его использовали в нескольких конфликтах, и использовали успешно. Один сбитый самолет за пять конфликтов – это не так много. Учитывая, сколько иракских целей поразили F-117 во время войны в Персидском заливе.

Можно долго спорить, но «Ночной ястреб» был для своего времени успешным самолетом, надолго давшим преимущество США в воздухе.

И «Локхид-Мартин» решил, что неплохо было бы распространить стелс-технологии не только в воздух, но и в другие сферы.

Как ни странно, но начать «Локхиды» решили с подводных лодок. Да, именно так. После самолетов начались работы над малозаметностью подводных лодок.

Естественно, стелс-технологии в воздухе очень сильно отличаются от проблем малозаметности для подводных лодок. В воздухе работают лучи радаров, а в воде – волны гидроакустических станций.

И «Локхид» создал проект подводной лодки с технологиями «стелс». Невероятно, но факт: инженеры авиакомпании смогли решить проблему обнаружения подводной лодки гидроакустическим способом. Именно тогда был разработан и показан модельно метод покрытия корпуса лодки специальными составами, который на 95% поглощал звуковые волны от гидроакустических станций.

Получив данные испытаний на моделях, «Локхид-Мартин» показали свои наработки Министерству обороны США. Однако, там идея «не зашла». Дело в том, что обработанная по методу «Л-М» подводная лодка действительно была менее заметна для гидроакустических станций, но ее скорость была почти в два раза меньше, чем у обычной.

В Минобороны решили, что это неприемлемо. Однако специалисты из научно-технического сектора Минобороны, DARРA, предложили компании обратить внимание на надводные корабли. Предложение, конечно, подкупало, но…

Но «ЛМ» решили «а почему бы и нет?» и достали чертежи по «Ночному ястребу». В конце концов, радары у самолетов и надводных кораблей одни и те же по принципу действия, это не акустические сигналы гидрофонов. И среда одна и та же.

В общем, была идея взять F-117 и сделать из него малозаметный корабль. От самолета планировалось взять такой стелсовский профиль, максимальную автоматизацию с целью уменьшения экипажа, новые методы управления кораблем.

Боевой корабль сроить не планировалось, «Морская тень» должна была быть исключительно опытным кораблем, то есть, полигоном для различных экспериментов.

Получилось. «Локхид-Мартин» (возможно, со словами «А чего нет?») построили ЭТО.


Это действительно было каким-то безумным миксом «Ночного ястреба» и десантной баржи. Конструктивно это был роскошный эксперимент, хотя отдавал безумием. Судите сами.

Надводная часть, очень схожая с корпусом F-117, опиралась на два подводных корпуса, похожих на баклажки из-под пива.


Корпуса очень узкие, это сделано для того, чтобы минимизировать самый главный демаскирующий фактор: кильватерный след. Несущие конструкции, соединяющие под углом в 45 градусов надводный корпус с подводными, не только повышали поперечную устойчивость судна, но и снижали его ЭПР - характеристику радиолокационной заметности.

Корпус корабля имел особую структуру, которая заставляла луч РЛС не отражаться назад, а как бы уходить в сторону. Носовая и кормовая оконечности тоже были спланированы с таким расчетом, чтобы отражать лучи любых радаров куда-то в бесконечность. Главное – не на антенны приемников.

Плюс был разработан специальный состав, который поглощал лучи радаров, которым покрыли весь корпус, а в особенности места сочленений конструкций корпуса. Обычно именно такие места являются для радаров уязвимыми точками, от них лучи отражаются лучше всего.


Еще была разработана очень оригинальная система завесы из мельчайших брызг вокруг корабля. Эта завеса очень сильно снижала заметность теплового следа от двигателей корабля. Наверное, не надо говорить о том, что это могло быть важно, потому что многие ракеты наводятся именно по тепловому следу что корабля, что самолета.

Плюс облако брызг неплохо (по идее) блокировало излучение высокочастотных радаров.

В целом получился полукорабль-полусамолет.


Мореходные качества были вполне, в основном за счет двойного подводного корпуса с винтами на баклажках. На испытаниях «Морская тень» показала, что волнение моря до 6 баллов и волны до 5,5 метров высотой ей не страшны. И корабль вполне прилично ведёт себя при таком волнении. Скорость «Тени» достигала 28 узлов. Не бог весть что, но опять же, это экспериментальный корабль.


Минимизация экипажа тоже сказалась. Внутри «Sea Shadow» имела вполне комфортабельные места для работы экипажа, который состоял из 12 человек. Зато почти со всеми удобствами.

Вообще для управления кораблем было более чем достаточно четырех человек. Зачем размещать двенадцать – сказать сложно, на длительные походы «Морская тень» не был рассчитан. Но тем не менее, внутри было 12 спальных мест, кухня, санитарный блок.

Более 10 лет «Sea Shadow» участвовала в различных испытаниях на малозаметность. В 1993 году корабль впервые показали широкой публике. Но до этого Америку неплохо встряхнули звонки граждан, которые неожиданно увидели «Sea Shadow», выходящий на испытания. «Инопланетный плавучий корабль» - это самое простой из звонков ошеломленных граждан.


Первые десять лет «Sea Shadow» вывозили на испытания с помощью корабля-дока, а с 1993 года «Sea Shadow» начал выходить на испытания без соблюдений режима секретности. И Америку немного проняло.



А потом все закончилось. Реально закончилось в 2012 году, когда судно разобрали на составляющие. И тут же начались крики по обе стороны океана, что, дескать, полимеры того, и деньги того, и вообще.

На самом деле, смотрим на факты.

Более 10 лет «Sea Shadow» облучалась всеми видами радаров и делались выводы о том, какая форма корпуса и покрытия наиболее выгодна для корабля будущего. И корабль будущего появился. И не один.

Для начала можно посмотреть на «Замволт».


В нем столько наработок от «Sea Shadow», можно сказать, что незаметности эсминца строилась на незаметности «Тени». Потом был «Фридом», литоральный корабль, малозаметности которого тоже было уделено много внимания.


Ну и F-35, который, очевидно, намного лучше, чем F-22 и просто имеет право на какое-то вменяемое будущее.


Так насколько был неудачен «Sea Shadow»? Да, и насколько 195 миллионов долларов вылетели в трубу или утонули в море?

Это весьма интересный вопрос.


Да, сегодня можно вдоволь побурчать на тему того, что «Замволт» - никуда не годный корабль. И F-35 – самолет сильно «так себе». И у обеих одна проблема – никакое соотношение «цена/качество».

Однако, весьма важный вопрос: могли бы появиться новые корабли и новые самолеты без того, чтобы «Sea Shadow» не таскалась по ночам в заливе у Сан-Диего? Или появился совсем уж никчемный и очень дорогой F-22.

Это нормально. Это называется «прогресс». Это развитие военных технологий. Это будущее. Зачем отрабатывались некие процессы на «Sea Shadow», мы точно не узнаем. Но то, что отрабатывались – это факт. И кто сказал, что у нас по секретным ангарам не пораспихано всяческих чудес, от «Русалки» и до «Посейдона»? Вполне, знаете ли, возможно.

Американцы молодцы. Вбухав огромное количество долларов, возможно, они сразу ничего не получили. Точнее, они получили знания на перспективу. И вот если в перспективе они смогут эти знания реализовать – это будет весьма неприятно тем, кто окажется по другую сторону баррикады. То есть, на нашей стороне. Мы всегда будем на другой стороне этой самой североатлантической баррикады. Но тут ничего не поделать, надо отвечать созданием своих «ночных росомах» и прочих вещей, которые точно так же будут заставлять задумываться потенциальных.

Главное – чтобы все созданное было реальным, а не анимационным.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    23 июля 2021 04:50
    Американцы молодцы. Вбухав огромное количество долларов, возможно, они сразу ничего не получили.
    request

    Ну и F-35, который, очевидно, намного лучше, чем F-22 и просто имеет право на какое-то вменяемое будущее.


    У F-35 по всему миру стали быстро деградировать двигатели F135
    Фото: Cpl. Francisco J. Diaz Jr. / U.S. Marine Corps / Getty Images
    The Drive: у 15 процентов самолетов F-35 в США перестали работать двигатели F135
    У F-35 по всему миру стали быстро деградировать двигатели. В настоящее время двигатели 46 истребителей (15 процентов) пятого поколения F-35 Lightning II Вооруженных сил США не работают, замечает The Drive.
    Причиной этого стало быстрое изнашивание теплозащитного покрытия (деградации кальциево-магниевого алюмосиликата) лопастей ротора силовой установки F135.
    Это так, к слову о "праве на какое то вменяемое будущее".
    1. 0
      23 июля 2021 04:57
      Цитата: a.s.zzz888
      Это так, к слову о "праве на какое то вменяемое будущее".

      Это 1 из сотен крупных ежегодно устраняемых и без возможности устранить проблем ...
      1. +7
        23 июля 2021 05:26
        Да Ф-35 то ладно, он всё таки есть и есть в массе.
        но вот это:
        Можно долго спорить, но «Ночной ястреб» был для своего времени успешным самолетом, надолго давшим преимущество США в воздухе.
        Этот Wobbly goblin работал только по земле, только после Томагавков и при численности в 60 машин выполни то ли 1,5 то ли 2 тысячи боевых вылетов, при том что и Югославия и первая война в Заливе на пик его карьеры пришлись. Меньше сорока на машину! Очень успешный, такой что забыт с облегчением.
        Или слова про
        Корпуса очень узкие, это сделано для того, чтобы минимизировать самый главный демаскирующий фактор: кильватерный след
        И ниже фото с живописным видом на "минимизированный", но от этого не менее роскошный след. laughing
        Так что остальные рассуждения автора в этой статье имеют примерно такую же ценность.
        1. sot
          +11
          23 июля 2021 08:28
          В целом за войну в Ираке F-117A выполнили 1271 вылет продолжительностью более 7000 часов и сбросили 2087 бомб с лазерным наведением GBU-10 и GBU-27 общей массой около 2000 т, то есть около 1% общего числа самолетовылетов авиации многонациональных сил (и менее 4% общего числа боевых самолетовылетов). Их результативность (относительное число боевых вылетов с поражением назначенных целей) составила, по официальным оценкам, 80-95%. В частности, утверждается, что пилоты «стелсов» добились 1669 прямых попаданий, допустив всего лишь 418 промахов. (В ходе войны во Вьетнаме результативность составляла в среднем 33%, а к началу 1990-х гг. нормой для самолетов обычных типов являлись 50%.) Но самым впечатляющим, пожалуй, является утверждение, что при численности всего лишь 2,5% от общего числа развернутых в зоне Персидского залива самолетов, действуя в районах с плотной объектовой ПВО, малозаметные истребители уничтожили около 40% приоритетных наземных целей, не понеся при этом ни единой потери.

          https://cons-systems.ru/ssl/u/f8/df29de94c211e4bb3c940d9a955b35/-/Боевое%20применение%20F-117.pdf
          1. +3
            23 июля 2021 08:46
            Цитата: sot
            Их результативность (относительное число боевых вылетов с поражением назначенных целей) составила, по официальным оценкам, 80-95%

            Определяющим фактором успеха стало вот это:
            Цитата: sot
            сбросили 2087 бомб с лазерным наведением GBU-10 и GBU-27
            Это и ещё работа сил СпН коалиции, в основном англов и американ. И ещё довольно паршивый уровень ПВО Ирака, что бы там не писали.


            Цитата: sot
            Но самым впечатляющим, пожалуй, является утверждение
            Я тоже могу написать впечатляющие утверждения, но ещё круче это может делать автор статьи: «Ночной ястреб» был для своего времени успешным самолетом, надолго давшим преимущество США в воздухе.
            Самолет двух бомб, который ничего не мог поделать без подсветки с земли "дал преимущество в воздухе"! laughing
            1. +10
              23 июля 2021 09:57
              Цитата: Владимир_2У
              «Ночной ястреб» был для своего времени успешным самолетом, надолго давшим преимущество США в воздухе.


              Автор не написал бы глупость , если хотя бы элементарно имел представление о том , что F-117 не являлся истребителем , не смотря на букву F в наименовании.

              Уровень "экспертов ВО" yes Я глянул , автор даже (!!!) воглавляет раздел "Вооружения"...

              Приплыли , нащупали дно.
            2. -1
              24 июля 2021 04:50
              И ещё довольно паршивый уровень ПВО Ирака, что бы там не писали.

              Сильнейшая ПВО в регионе.
              который ничего не мог поделать без подсветки с земли

              Изучите лучше устройство этого самолёта. Снизу расположена станция лазерной подсветки цели.

              Самолет двух бомб

              Зато недорогой, их наклепали 60 шт и отработали технологию. Со своими задачами справлялся.
              Что в том числе привело к строительству 20 Мега дорогих Б-2, боевая загрузка которых вполне внушительна.
              1. +3
                24 июля 2021 05:48
                Цитата: 3danimal
                Сильнейшая ПВО в регионе.

                Среди арабов и предварительно перепаханная топорами.

                Цитата: 3danimal
                Изучите лучше устройство этого самолёта. Снизу расположена станция лазерной подсветки цели.
                Изучите вопрос, наведение и подсвет обеспечивали силы СпН.

                Цитата: 3danimal
                Зато недорогой, их наклепали 60 шт и отработали технологию. Со своими задачами справлялся.
                Ну да, недорогой, всего то 100 млн, по ценам 1990 гг. даже сейчас Ф-35 подешевле, по нынешним ценам. Смешно.
                1. 0
                  24 июля 2021 06:25
                  Среди арабов и предварительно перепаханная топорами.

                  Но ещё функционирующая, для преодоления ее обычными самолётами потребовалось бы в разы больше самолётов с неизбежными потерями.
                  Да, многие «арабы» военные учились в СССР или были подготовлены советскими инструкторами.
                  наведение и подсвет обеспечивали силы СпН.

                  Обеспечивали. Но вы сказали другое:
                  ничего не мог поделать без подсветки с земли

                  Что неверно и на это я указал.
                  Командование определяло, что эффективнее: наводить бомбы на цель с Ф-117 или с земли.
                  Ну да, недорогой, всего то 100 млн, по ценам 1990

                  Дешевле Б-2 стоимостью 2 млрд, не находите? И Найтхок был первым в своём роде, что не способствует удешевлению.
                  Богатым быть проще , с бюджетом США цена вполне приемлема.
              2. -1
                25 июля 2021 23:11
                Цитата: 3danimal
                Изучите лучше устройство этого самолёта. Снизу расположена станция лазерной подсветки цели.
                Знаем мы, что перенесли из подвесных контейнеров. И знаем мы эхвективность этих боеприпасов, особенно в 1980-х.
          2. +2
            23 июля 2021 08:47
            Предварительно перепаханные топарами.
          3. +2
            23 июля 2021 23:21
            Цитата: sot
            В целом за войну в Ираке F-117A выполнили 1271 вылет продолжительностью более 7000 часов и сбросили 2087 бомб с лазерным наведением GBU-10 и GBU-27 общей массой около 2000 т, то есть около 1% общего числа самолетовылетов авиации многонациональных сил (и менее 4% общего числа боевых самолетовылетов). Их результативность (относительное число боевых вылетов с поражением назначенных целей) составила, по официальным оценкам, 80-95%. В частности, утверждается, что пилоты «стелсов» добились 1669 прямых попаданий, допустив всего лишь 418 промахов. (В ходе войны во Вьетнаме результативность составляла в среднем 33%, а к началу 1990-х гг. нормой для самолетов обычных типов являлись 50%.) Но самым впечатляющим, пожалуй, является утверждение, что при численности всего лишь 2,5% от общего числа развернутых в зоне Персидского залива самолетов, действуя в районах с плотной объектовой ПВО, малозаметные истребители уничтожили около 40% приоритетных наземных целей, не понеся при этом ни единой потери.

            https://cons-systems.ru/ssl/u/f8/df29de94c211e4bb3c940d9a955b35/-/Боевое%20применение%20F-117.pdf

            При таких результатах, почему сняли с вооружения не продолжили концепцию?
            1. sot
              +2
              23 июля 2021 23:38
              Вся линейка B-2, B-21 и F-117 - это переосмысление в сторону незаметности и уход от концепции B-1, ТУ-160 и тд. Но не все же так буквально. Технологии, как сказал автор, действительно мигрируют по родам ВС и снятие с вооружения легкого бомбера привело к принятию тяжелого эсминца. Не в прямой взаимосвязи, а в следствие реализации концепции малозаметности на море. Откатают на нескольких Замволтах технологию, как на десятках F-117. А потом пустят в серию новый эсминец на смену Берку, на основе уже отлаженных концепций.
              1. +2
                24 июля 2021 09:25
                Цитата: sot
                Вся линейка B-2, B-21 и F-117 - это переосмысление в сторону незаметности и уход от концепции B-1, ТУ-160 и тд. Но не все же так буквально. Технологии, как сказал автор, действительно мигрируют по родам ВС и снятие с вооружения легкого бомбера привело к принятию тяжелого эсминца. Не в прямой взаимосвязи, а в следствие реализации концепции малозаметности на море. Откатают на нескольких Замволтах технологию, как на десятках F-117. А потом пустят в серию новый эсминец на смену Берку, на основе уже отлаженных концепций.

                Причем тут флот, я про штурмовик, тут дифирамбы ему поют. Странно что его очень быстро сняли с вооружения, если он лучше всех остальных. Концы не сходятся.
                1. sot
                  +1
                  24 июля 2021 09:54
                  Допустим Вы зарабатываете 100 тр в месяц или 1,2 млн в год. Что для Вас потратить совокупно 2400 р за несколько лет?

                  Для бюджета США в 3 трлн эти 6млрд на F-117 то же самое. Ну попробовали, отработали технологию. Проверили на Саддаме и Милошевиче. Ну и списали. Копейки же..

                  У них просто очень дохрена денег. И еще они их и печатают. И еще им их и одалживают. Ну что тут мелочиться wassat
                  1. +1
                    24 июля 2021 20:49
                    Цитата: sot
                    Допустим Вы зарабатываете 100 тр в месяц или 1,2 млн в год. Что для Вас потратить совокупно 2400 р за несколько лет?

                    Для бюджета США в 3 трлн эти 6млрд на F-117 то же самое. Ну попробовали, отработали технологию. Проверили на Саддаме и Милошевиче. Ну и списали. Копейки же..

                    У них просто очень дохрена денег. И еще они их и печатают. И еще им их и одалживают. Ну что тут мелочиться wassat

                    Я про эффективность.
                  2. 0
                    26 июля 2021 03:49
                    От роли $ как мировой валюты они зарабатывают 40 млрд $ в год. Чуть более 1% федерального бюджета.
                    Проверили на Саддаме и Милошевиче.

                    На Саддаме 2 раза smile
                2. 0
                  25 июля 2021 23:20
                  А у Локхидов так постоянно. Выкатят что -либо скороспелое, весь срок дорабатывают напильником, обслуга стоит кучу бабок, служит оно 10-15 лет и на свалку. Чего подход менеджмента и ОКР - в духе нашего времени.
              2. 0
                25 июля 2021 23:18
                Цитата: sot
                Вся линейка B-2, B-21 и F-117 - это переосмысление в сторону незаметности и уход от концепции B-1, ТУ-160 и тд. Но не все же так буквально. Технологии, как сказал автор, действительно мигрируют по родам ВС и снятие с вооружения легкого бомбера привело к принятию тяжелого эсминца. Не в прямой взаимосвязи, а в следствие реализации концепции малозаметности на море. Откатают на нескольких Замволтах технологию, как на десятках F-117. А потом пустят в серию новый эсминец на смену Берку, на основе уже отлаженных концепций.

                ХА ХА ХА.Вот один нюансик, самолёт то этот тоже не просто строевой, даже не UNSOCCOM. Да и причём Northrop и Louckhid? F-117 & B-2 Spirit уж не какая не линейка вооружений. А просто конкуренты. Впрочем некоторые и не знают, что в SAC USAF испытывались проекты по масштабней распиаренных противопапуасных штурмовиков и по дешевле. Типа пусков ракет с обычных ВТА С-141, С-5, Боинг-747. О пустках GTD-21 мы тоже манипулируем либо не знаем. Впрочем эти программы были повторены уже в 2015 году. Кто ищёт тот и тут найдёт новости.
            2. -1
              26 июля 2021 03:42
              Их сняли в 2007г. Напряжённости особой в мире не было, по крупному вложились в программу Ф-35.
        2. -3
          24 июля 2021 07:15
          На "совести" Ф-117 прорыв ПВО. А потом за дело взялись уже другие. Это позволило не нести потери и ускорить разгром.
          А что еще надо?
    2. +2
      23 июля 2021 05:06
      Цитата: a.s.zzz888
      Это так, к слову о "праве на какое то вменяемое будущее".

      Как не банально звучит - лишь время (вполне возможно не очень отдалённое) может показать , будем ли мы пить за здравие или же за упокой F-35 Lightning II .

      Самолёт весьма неоднозначный , спорный , противоречивый , несмотря даже на то , что разошёлся уже вполне приличной серией и как-то эксплуатируется.
      1. +1
        23 июля 2021 06:13
        «Морская тень» или проект IX-529. Настолько ли он был неудачен?

        Вопрос во многом , сугубо риторический , сродни тому например - а был ли неудачен казематный броненосец южан "Меримак" , имевший весьма оригинальную для той поры архитектуру каземата-надстройки , и потопленный в дуэльном морском бою более совершенным "Монитором" северян , в ходе гражданской войны Севера и Юга...



        1. +5
          23 июля 2021 10:00
          Вообще-то первая битва броненосцев завершилась вничью. И никого не потопили...
          1. 0
            23 июля 2021 10:05
            Цитата: Sahalinets
            Вообще-то первая битва броненосцев завершилась вничью. И никого не потопили...

            Да , вы правы. Слегка приврал. Но не намеренно.
          2. +2
            23 июля 2021 23:19
            Цитата: Sahalinets
            Вообще-то первая битва броненосцев завершилась вничью. И никого не потопили...

            битва 1 раунда завершилась пробитием брони Монитора и уклонением его от боя. CSS Virginia не преследовала(потому что сама была не очень)
            Правда если бой на этом рейде рассматривать до конца то всего 7 убитых на одной стороне-и
            261 убито
            108 ранено
            1 фрегат потоплен
            1 шлюп потоплен
            1 винтовой фрегат повреждён
            на стороне северян.
            А потом уже пришли другие броненосцы и броненосные корабли и CSS Virginia не смогла что то сделать и была взорвана(но американцы оставили в музеи ее экспонаты)
            Правильно говорить Вирджиния. построен из остова фрегата «Мерримак»
            ФРегат был уничтожен(подожжен и сгорел)
        2. +2
          23 июля 2021 18:02
          А я все думаю кого это чудо мне напоминает.Весь прогресс это трубу дымовую спилили.
      2. -3
        26 июля 2021 03:44
        У пилотов хорошие отзывы.
        Получился даже маневреннее Ф-18, Ф-16 и Су-27 без ОВТ.
        А наличие НСЦ с всеракурсными ракетами ближнего боя существенно нивелирует отсутствие ОВТ (на нем сэкономили).
  2. +3
    23 июля 2021 05:02
    Ну и F-35, который, очевидно, намного лучше, чем F-22 и просто имеет право на какое-то вменяемое будущее.

    Почему-то большенство специалистов считают иначе!
    1. -1
      26 июля 2021 03:46
      Диванных специалистов в основном, у пилотов отличные отзывы.
      Есть видео с выступлений/учений.
  3. +1
    23 июля 2021 05:06
    Это статья из разряда как у супостата всё хорошо, по аналогии со вчерашней статьёй, как у нас всё плохо с вооружением. Вообще то, законы физики даже доллар сшы не в состоянии отменить. Тот же кильватерный след от движения, тепловое излучение от корпуса корабля, источников энергии...Как игрушка корабль состоялся, как боевая еденица-нет. Проблемы в размещении вооружения, в его практическом приминении, в отстойчевости корабля во время ведения огня в движении, да и с места тоже. Поэтому,дальше красивой игрушки дело не пошло, умеют янки деньги считать, минусы явно перевесили плюсы.
    1. -3
      23 июля 2021 05:14
      Цитата: Бережливый
      Поэтому,дальше красивой игрушки дело не пошло, умеют янки деньги считать, минусы явно перевесили плюсы.

      Вот в этом автор и прав - они на создании этой игрушки поняли, что маркетинг - всё, качество - ничто! И теперь успешно втюхивают Фу-35 laughing
      1. -6
        23 июля 2021 06:42
        Babay Atasovich
        Сегодня, 05:14
        НОВЫЙ

        0
        Цитата: Бережливый
        Поэтому,дальше красивой игрушки дело не пошло, умеют янки деньги считать, минусы явно перевесили плюсы.

        Вот в этом автор и прав - они на создании этой игрушки поняли, что маркетинг - всё, качество - ничто! И теперь успешно втюхивают Фу-35 laughing
        Сейчас те, гос-во которых по шакальи бомбит Сирию, начнут Вас обрабатывать)). wink
        1. -3
          23 июля 2021 07:04
          Сейчас те, гос-во которых по шакальи бомбит Сирию, начнут Вас обрабатывать)). wink

          request мне это как-то
  4. +3
    23 июля 2021 05:36
    Ну и F-35, который, очевидно, намного лучше, чем F-22

    belay what request
    М-да.....
    Фи-35 задумывался как более бюджетная версия Фи-22,который был ну очень дорогим даже для бюджета Пентагона wink
    Как он может быть лучше - не знаю
  5. +6
    23 июля 2021 06:09
    Так это закономерно ... не ошибается тот, кто ничего не делает!
    Хотя, ничегонеделание ничем хорошим не заканчивается.
  6. +5
    23 июля 2021 07:31
    Американцы молодцы. Вбухав огромное количество долларов, возможно, они сразу ничего не получили. Точнее, они получили знания на перспективу.


    "Американцы практическая нация и они умеют считать деньги" (с)
    И.В. Сталин
    1. -2
      23 июля 2021 21:18
      Про вбуханные деньги...
      Что там с модулем Наука? Включились его движки для
      стыковки с МКС?
      1. 0
        23 июля 2021 21:30
        А хрен его знает... request
        Привет, Алексей. hi
      2. +3
        24 июля 2021 06:19

        voyaka uh (Alexey)
        Вчера, 21:18

        0
        Про вбуханные деньги...
        Что там с модулем Наука? Включились его движки для
        стыковки с МКС?
        Пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с модулем «Наука» был осуществлен с пусковой установки № 39 стартовой площадки № 200 космодрома Байконур 21 июля 2021 года в 17:58:25 по московскому времени.

        Высота апогея — 375,5 км;
        высота перигея — 199,0 км;
        наклонение — 51,6 град;
        период обращения — 89, 96 мин.
        Дальнейшее сближение с Международной космической станцией осуществляется двигателями модуля «Наука». Продолжительность выведения модуля в зону стыковки с МКС — 8 суток.
        Стыковка запланирована на 29 июля 2021 года в 16:26 по московскому времени.
        ты каким числом свой пост карябал? 23.07.? А стыковка когда? Не позорься!!!! fool fool fool гадить на ВСЁ русское это твое хобби, или не выдадут оплату в маце? wassat Это первое.
        А второе: статья о -" «Морская тень» или проект IX-529..." так к чему твой флуд?
        1. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
  7. KCA
    0
    23 июля 2021 07:47
    Не моряк, но сдаётся мне, что на каждом военном корабле, да и на судах, стоит и длинноволновый радар, который этот стелс имел ввиду, в боевой обстановке напилевать, выглядит эсминец типа Зумволт как эсминец, или как моторная лодка, полная боевая сразу, а в мирное время какая разница?
  8. +9
    23 июля 2021 07:57
    Морские разработки "Локхида", это ярчайший пример того, что бывает, когда профессионалы в одной сфере, влезают со "своим уставом" туда, где они делитанты.
    Невероятно, но факт: инженеры авиакомпании смогли решить проблему обнаружения подводной лодки

    Вообще-то звукопоглощающие покрытия корпусов ПЛ разрабатывали ещенемцы во время войны. И с тех пор идёт борьба между разработчиками таких покрытий и конструкторами ГАС, приведшая в частности, с одной стороны, к росту толщины покрытия с нескольких сантиметров, до более чем десяти сантиметров, а с другой, к постоянному снижению частот ГАС, а в итоге низкочастотным ГАС, на которые любое покрытие почти не влияет. В частности из-за понижения частот, излучатели современных лодочных ГАК увеличелись от размеров бочки, до размеров двухэтажного дома.
    Или "Си Шедоу", точнее форма его корпуса. Плюсы описаны в статье. Да, она очень хороша на волне. Но, как обычно есть нюанс, из-за которого прочие кораблестроители ее массово не повторяют - живучесть корабля. В частности такой катамаран имеет минимальный запас плавучести, что снижает его стойкость к затоплению отсеков и затрудняет их контрзатопление, а отсутствие запаса пространства ведёт к угрозе вывода из строя коммуникаций и разрушению путей передвижения команды, в случае боевых повреждений. Современные корабли брони почти не имеют, но у них есть довольно большие свободные пространства, работающие так же, как на кораблях ВМВ ПТЗ, чего нет на тонюсеньких стойках поплавков "Морской Тени".
  9. -5
    23 июля 2021 08:04
    Для экспериментов можно было навесить обвес той же формы на обычный корабль. Но реальная малозаметность достигается нашим новым ныряющим кораблём-подлодкой. Надо только на шнорхель ему навесить обвес, подобный описанному в статье и сопроводить десятком небольших корабликов для ПРО, ПЛО и связи.
  10. 0
    23 июля 2021 10:03
    Я мог бы создать подводную лодку-невидимку в надводном положении.
  11. +1
    23 июля 2021 10:19
    Отрицательный результат, тоже результат,хотя и дорогой.
  12. +1
    23 июля 2021 13:53
    В нем столько наработок от «Sea Shadow», можно сказать, что незаметности эсминца строилась на незаметности «Тени»

    Забавное утверждение.
    Тогда как построены корветы тип Висбю? Они то ничего не получили от американцев ит их корыта.

    Корпус корвета выполнен из гибридного композиционного материала (sandwich construction) — поливинилхлоридного среднего слоя и наружных слоёв из углепластика на винилэфирном связующем[6]. Технология изготовления судовых конструкций из полимерных КМ была разработана на верфях Kockums, принадлежащих немецкой компании HDW, расположенных в Карлскруна (Швеция). Кроме поглощения радиоволн РЛС, углеродные жгуты обеспечивают их «распыление», что способствует снижению уровня вторичного радиолокационного поля корабля. Надводная часть корпуса выполнена в виде комбинации больших плоских поверхностей, расположенных под различными углами, что также способствует рассеиванию электромагнитной энергии. Все основные системы оружия, а также швартовное оборудование расположены в корпусе корабля за специальными герметичными покрытиями, выполненными заподлицо с корпусными конструкциями, за исключением артиллерийской установки, но башня последней выполнена из радиопоглощающего материала
    1. +1
      23 июля 2021 23:18
      Цитата: Дмитрий Владимирович
      В нем столько наработок от «Sea Shadow», можно сказать, что незаметности эсминца строилась на незаметности «Тени»

      Забавное утверждение.
      Тогда как построены корветы тип Висбю? Они то ничего не получили от американцев ит их корыта.

      Корпус корвета выполнен из гибридного композиционного материала (sandwich construction) — поливинилхлоридного среднего слоя и наружных слоёв из углепластика на винилэфирном связующем[6]. Технология изготовления судовых конструкций из полимерных КМ была разработана на верфях Kockums, принадлежащих немецкой компании HDW, расположенных в Карлскруна (Швеция). Кроме поглощения радиоволн РЛС, углеродные жгуты обеспечивают их «распыление», что способствует снижению уровня вторичного радиолокационного поля корабля. Надводная часть корпуса выполнена в виде комбинации больших плоских поверхностей, расположенных под различными углами, что также способствует рассеиванию электромагнитной энергии. Все основные системы оружия, а также швартовное оборудование расположены в корпусе корабля за специальными герметичными покрытиями, выполненными заподлицо с корпусными конструкциями, за исключением артиллерийской установки, но башня последней выполнена из радиопоглощающего материала

      А надо много ума что ли, что бы понять концепцию малозаметности?
    2. 0
      24 июля 2021 07:21
      Американцы проверяли свои концепции на опытных кораблях. А тут сразу на боевом. Причем, сомнительно, что на этом Висбю есть от стелса что-то реальное, кроме стелсообразного внешнего вида. Ну, очередной виток корабельной архитектуры. Тот же Замвольт намного реальнее.
      1. -1
        26 июля 2021 12:41
        Цитата: mmaxx
        Причем, сомнительно, что на этом Висбю есть от стелса что-то реальное, кроме стелсообразного внешнего вида.

        Дистанция обнаружения корабля радарами противника составляет без использования помех 13 км при волнении моря в 3-4 балла и 22 км при штиле, при постановке радиоэлектронных помех дальность обнаружения уменьшается до 8 и 11 км соответственно. Зону, в которой корвет способен обнаружить и уничтожить противника, но сам, благодаря низким сигнатурам своих физических полей, остаётся «невидимым», конструкторы проекта называют зоной преимущества

        Есть возможность - проверяйте.
        1. -1
          26 июля 2021 15:14
          Проверять не собираюсь. Верить тоже.
          Шведы придерживаются политики делать все свое. Но они никогда не смогут позволить расходы подобные американским и даже нашим. Поэтому все сделано на коленке. Конечно эффект есть. Но.... Вот у "Замволта" ничего почти не торчит. Утюг-утюгом. Даже мачту под одно целое с рубкой заделали. АУ спрятаны. Там поверю. И все идеи проверены на той же "Си Шэдоу". А у "Висбю" нос и корма с углами 90 гр. и меньше. Это уже две плоскости дающие суммарное отражение. Ну, и т. д.
  13. 0
    23 июля 2021 23:18
    Ну и F-35, который, очевидно, намного лучше, чем F-22 и просто имеет право на какое-то вменяемое будущее.
    Что??????? Чем он лучше?
  14. +2
    24 июля 2021 00:24
    Каждый раз читаю и удивляюсь. Какие мододцы американцы! И то придумали и это. А теперь вникнем в суть. И где это антирадарное покрытие. Я правильно Вас понял, автор? Создано покрытие для корабля, работающее в совсем недружественной среде, то бишь морской воде. И тогда совсем непонятно стенание о таком покрытии для новейших самолетов. Что краска боится осадков в виде дождя, да и совсем нестойкая к истиранию о воздух при полете. А на корабле все замечательно? Где логика? И про Замволт много хвалебных статей читал, как и про всемогущие литоральные корабли. А итог? Все рассуждения о якобы будущих технологиях, это разговоры в пользу бедных. Недоведенность конструкций, которые запускают в серийное производство, это, простите, полный провал. Любое оружие создают под боевую задачу. А не так, что сделаем, а потом будем думать, куда это применить(это я про Замволт). Бред, согласитесь? Да и малозаметность всех этих стелс-технологий в очень узком диапазоне весьма и весьма сомнительна. Всегда нужно смотреть на результат-что на выходе. Остальное-отвлеченная философия.
  15. 0
    25 июля 2021 22:52
    Цитата: sot
    В целом за войну в Ираке F-117A выполнили 1271 вылет продолжительностью более 7000 часов и сбросили 2087 бомб с лазерным наведением GBU-10 и GBU-27 общей массой около 2000 т, то есть около 1% общего числа самолетовылетов авиации многонациональных сил (и менее 4% общего числа боевых самолетовылетов). Их результативность (относительное число боевых вылетов с поражением назначенных целей) составила, по официальным оценкам, 80-95%. В частности, утверждается, что пилоты «стелсов» добились 1669 прямых попаданий, допустив всего лишь 418 промахов. (В ходе войны во Вьетнаме результативность составляла в среднем 33%, а к началу 1990-х гг. нормой для самолетов обычных типов являлись 50%.) Но самым впечатляющим, пожалуй, является утверждение, что при численности всего лишь 2,5% от общего числа развернутых в зоне Персидского залива самолетов, действуя в районах с плотной объектовой ПВО, малозаметные истребители уничтожили около 40% приоритетных наземных целей, не понеся при этом ни единой потери.

    https://cons-systems.ru/ssl/u/f8/df29de94c211e4bb3c940d9a955b35/-/Боевое%20применение%20F-117.pdf

    Как вы задолбали этой войной.
  16. 0
    25 июля 2021 22:59
    Цитата: Макс ПВ
    Морские разработки "Локхида", это ярчайший пример того, что бывает, когда профессионалы в одной сфере, влезают со "своим уставом" туда, где они делитанты.
    Невероятно, но факт: инженеры авиакомпании смогли решить проблему обнаружения подводной лодки

    Вообще-то звукопоглощающие покрытия корпусов ПЛ разрабатывали ещенемцы во время войны. И с тех пор идёт борьба между разработчиками таких покрытий и конструкторами ГАС, приведшая в частности, с одной стороны, к росту толщины покрытия с нескольких сантиметров, до более чем десяти сантиметров, а с другой, к постоянному снижению частот ГАС, а в итоге низкочастотным ГАС, на которые любое покрытие почти не влияет. В частности из-за понижения частот, излучатели современных лодочных ГАК увеличелись от размеров бочки, до размеров двухэтажного дома.
    Или "Си Шедоу", точнее форма его корпуса. Плюсы описаны в статье. Да, она очень хороша на волне. Но, как обычно есть нюанс, из-за которого прочие кораблестроители ее массово не повторяют - живучесть корабля. В частности такой катамаран имеет минимальный запас плавучести, что снижает его стойкость к затоплению отсеков и затрудняет их контрзатопление, а отсутствие запаса пространства ведёт к угрозе вывода из строя коммуникаций и разрушению путей передвижения команды, в случае боевых повреждений. Современные корабли брони почти не имеют, но у них есть довольно большие свободные пространства, работающие так же, как на кораблях ВМВ ПТЗ, чего нет на тонюсеньких стойках поплавков "Морской Тени".

    Я как понимаю это итерация австралийских wave pirser и водомерки с корпусом от самих Локхидов?
    Кстати подобные суда без stealth я видел в книге "Суда необычных форм, суда на ВП и подводных крыльях" она ещё 1970-х годов. так шо тут автор слишком толсто лукавит о иновациях в этой сфере.
  17. 0
    25 июля 2021 23:08
    Цитата: mmaxx
    На "совести" Ф-117 прорыв ПВО. А потом за дело взялись уже другие. Это позволило не нести потери и ускорить разгром.
    А что еще надо?

    И много они ПВО прорвали до Ирака? Проблемная ночьная и тихоходная каракатица оснащёная УПАБ, УАБ. Их заслуга, что Сканворк научили этот рашпиль сносно на ЭДСУ летать хотя бы в сложных метеоусловиях. Да отработка пилотирования по помошнику, NAVSTAR, астрогации до места и обратно. Иначе гонять весь полёт в боевой на одном ИК ГОЛСе, глаза сломаешь от разрешения. Ведь это с его прицельного( от СУО БРЭО) фоточки поражения обьектов?
  18. -3
    26 июля 2021 23:28
    цитата;
    "Помните истерику пропаганды из-за британского эсминца?
    У нас самих - 4 эсминца.
    Ещё советских.
    Из четырёх два в ремонте, один ремонтируется уже 15 лет.
    Пропаганда поэтому и истерила.
    У нас нет кораблей, аналогичных британскому.
    У нас есть только сказки Путина про "аналогов нет" "
  19. 0
    28 июля 2021 13:24
    Цитата: sot
    Но самым впечатляющим, пожалуй, является утверждение, что при численности всего лишь 2,5% от общего числа развернутых в зоне Персидского залива самолетов, действуя в районах с плотной объектовой ПВО, малозаметные истребители уничтожили около 40% приоритетных наземных целей, не понеся при этом ни единой потери.

    При бомбёжке зулусов с их вооружениями эффективность была бы вообще более 100%. Поскольку толпы шарахающихся в панике вытаптывали больше, чем сделали сами аэропланы. Соображай, парень, ПРОТИВ КАКОГО противника выступали эти супер пупер девайсы. Да у них не было соперника от слова вообще.
  20. 0
    29 июля 2021 23:23
    Отчего же F-22 "совсем уж никчемный" - то? ))