Военное обозрение

В США разрабатывают гиперзвуковой беспилотник SR-72

48
В США разрабатывают гиперзвуковой беспилотник SR-72
Рендер гиперзвукового разведчика SR-72


Гиперзвуковые ракеты – настоящий хай-тек на международном рынке вооружений, но гиперзвуковые технологии востребованы не только в ракетостроении. Многие страны мира разрабатывали или продолжают разрабатывать проекты гиперзвуковых летательных аппаратов. В США несколько лет ведутся работы над проектом беспилотного гиперзвукового разведчика, известного как SR-72. Скорее всего, этот БЛА рассматривается и в качестве ударного.

Данный проект называют реинкарнацией или сыном знаменитого стратегического сверхзвукового высотного разведчика Lockheed SR-71 Blackbird («Черный дрозд»). Самолет, который был официально выведен из эксплуатации в 1998 году, мог совершать полеты на высоте до 25 километров, развивая при этом скорость до 3300 км/ч. Сочетание большой высоты и скорости полета делали данный самолет очень трудной мишенью для всех ЗРК. Основным маневром уклонения от зенитных ракет для разведчика SR-71 было быстрое ускорение и набор высоты.

Основные преимущества гиперзвуковой авиации


У гиперзвуковых самолетов существуют вполне понятные и очевидные преимущества. Самое главное – высокая скорость полета. Стратегический американский разведчик SR-71 кратковременно мог развивать скорость и до 3500 км/ч. Это в сочетании с большой высотой полета делало машину практически неуязвимой для любых существовавших на тот момент средств поражения. И здесь мы говорим не о гиперзвуковой модели, а просто об очень быстром сверхзвуковом самолете.

Благодаря своим характеристикам, самолет-разведчик мог успешно прорывать систему ПВО противника. На момент своего появления и на протяжении длительного времени SR-71 действительно был неуязвим. Эксплуатация самолета началась ещё в 1966 году. «Черный дрозд» остался единственным самолетом, который так и не удалось сбить системам противовоздушной обороны Северного Вьетнама.

Достойными соперниками для SR-71 стали советские сверхзвуковые перехватчики МиГ-25 и МиГ-31, которые появились, как ответ на американские разработки. Оба истребителя-перехватчика имели в своем послужном списке успешные перехваты SR-71 у границ СССР. Современные комплексы ПВО, в первую очередь такие как С-300, также не оставляли шансов для американского разведчика. Поэтому военные в США всё же отказались от эксплуатации самолета, который, помимо всего прочего, был очень дорогим в обслуживании.


Cтратегические сверхзвуковые высотные разведчики Lockheed SR-71 Blackbird

Создавая гиперзвуковой беспилотный разведчик/бомбардировщик, американцы рассчитывают повторить первоначальный успех SR-71, но на новом технологическом уровне. Многие специалисты, а также приверженцы развития гиперзвуковой авиации отмечают, что гиперзвуковая скорость – это новая невидимость. В этом есть доля истины, проверенная временем. Когда ракеты и РЛС становятся всё более совершенными, скорость полета снова может выйти на первый план.

Живучесть самолетов, выполненных с использованием технологии «стелс», высока, но и они уязвимы для современных средств поражения. В этих условиях высокая скорость полета и способность выполнения маневров на этой скорости, снова могут стать важным средством защиты летательного аппарата. По крайней мере, в США, видимо, началось соперничество данных концепций. Так как до последнего времени все военные разработки в Америке базировались на принципах малозаметности.

Важным преимуществом, вытекающим из высокой скорости полета, является возможность быстро войти и выйти из опасной зоны поражения. Помимо этого, гиперзвуковая скорость позволяет преодолевать большие расстояния за небольшое время. Обладая скоростью полета в 6 Махов, беспилотник мог бы взлететь с баз, расположенных в континентальной части США, и поражать цели, перелетев через Атлантический или Тихий океан примерно за 90 минут.

Что известно о проекте SR-72


Первые неофициальные и неподтвержденные сообщения о проекте SR-72, над которым работают инженеры компании Lockheed Martin, появились ещё в 2007 году. По просочившейся в СМИ информации, речь шла о разработке летательного аппарата, способного совершать полеты на гиперзвуковой скорости – примерно 6 Махов (7200 км/ч). Заявленная скорость полета была подтверждена в будущем всеми последующими материалами и комментариями представителей компании Lockheed Martin.

Официальное признание работ по проекту произошло 1 ноября 2013 года. Тогда представители компании Skunk Works (подразделение Lockheed Martin, занимающееся разработкой перспективной военной техники) опубликовали новость о программе по созданию преемника стратегического разведчика SR-71 Blackbird в журнале Aviation Week & Space Technology.


Рендер гиперзвукового разведчика SR-72

В этой же статье указывалось, что новый разведчик, который создается под обозначением SR-72, обладает примерно теми же размерами, что и самолет-рекордсмен SR-71 Blackbird. При этом новинка сможет летать в два раза быстрее своего дальнего родственника, всё еще удерживающего ряд скоростных рекордов. Для наглядности приведем геометрические размеры «Черного дрозда»: длина – 32,74 м, размах крыла – 16,94 м, высота – 5,64 м, площадь крыла – 141,1 кв. м.

Известно, что проект создания гиперзвукового самолета очень амбициозный и трудный. Серийных образцов подобной техники ещё не создавалось. Так, в 2017 году представители компании Lockheed Martin говорили о том, что SR-72 будет полностью разработан к началу 2020 года, а поставка летательного аппарата на вооружение начнется к началу 2030-х годов. Но уже год спустя компания выпустила новое заявление, объявив, что проект реализуется медленными темпами из-за сложности в решении стоящих перед инженерами технических задач.

Теперь сроки создания и полета прототипа демонстратора технологий ожидаются не ранее 2023 года, а полномасштабное введение новинки в эксплуатацию в 2030-х годах. В некоторых американских источниках, со ссылкой на представителей компании-разработчика, говорится о том, что полет прототипа перспективной разведывательной и ударной платформы не запланирован и до 2025 года. Пока что всё, что демонстрировала компания Lockheed Martin – это рендеры перспективного летательного аппарата.

Новый разведывательный беспилотный самолет, который американская пресса наделяет и ударными возможностями, сможет развивать скорость до 6 Махов. Среди прочего уточняется, что он, возможно, сможет нести гиперзвуковые ракеты. При этом проблема при создании самолетов, настолько опережающих скорость звука, заключается не в создании летательного аппарата, который бы разогнался до гиперзвуковой скорости, а в обеспечении ему возможности совершать взлет и посадку на гораздо более низких скоростях. Основная проблема тут заключается в двигательной установке и её составе.

Единственный в истории пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат – американский экспериментальный X-15. Этот экспериментальный гиперзвуковой ракетоплан совершил первый полет ещё в 1959 году. Аппарат получил возможность совершать суборбитальные космические полеты, достигая высоты в 108 км и развивая в полете скорость 6,7 Маха. Вот только в небо его поднимал стратегический бомбардировщик B-52.


Наземные испытания твердотопливного ракетного двигателя SRM для новой гиперзвуковой ракеты, совместный проект Lockheed Martin и Northrop Grumman

Ранее представители компании Lockheed Martin заявляли, что совместно с компанией Aerojet Rocketdyne совершили настоящий прорыв, создав двигатель с комбинированным циклом работы. Силовая установка SR-72 должна включать в себя два стандартных турбореактивных двигателя, которые будут работать на скоростях полета менее 3 Махов и гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД), предназначенный для выполнения гиперзвуковых полетов.

Двигатели ГПВРД могут создавать необходимую тягу за счёт всасывания воздуха при полетах на сверхзвуковых скоростях. Это означает, что отдельные двигатели необходимы летательному аппарату, чтобы он достиг этих скоростей, до того момента как ГПВРД сможет полноценно заработать. Насколько на самом деле готова силовая установка SR-72, неизвестно.

SR-72 – очень дорогой и амбициозный проект


Пандемия коронавируса негативным образом отразилась на экономической составляющей проекта. Затраты на эту амбициозную программу огромны. В 2016 году генеральный директор Lockheed Martin говорил о том, что на создание демонстрационного гиперзвукового беспилотника, размерами с истребитель F-22, необходим один миллиард долларов.

Пока что вся деятельность Lockheed Martin направлена на получение дополнительного финансирования. Концепция гиперзвукового беспилотного самолета реализуется в связке с Агентством перспективных оборонных исследований DARPA, которое специализируется на финансировании проектов с передовыми технологиями, зачастую намного опережающих возможности промышленности и потребности самих ВВС.

Совершенно очевидно, что ни одна армия мира добровольно не отказалась бы от возможности иметь гиперзвуковую боевую авиацию. ВВС США в этом плане не являются исключением. Но в то же время на ближайший период бюджет американских военно-воздушных сил загружен закупкой большого числа новых истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35, которые также созданы инженерами Lockheed Martin, и приобретением перспективного бомбардировщика-невидимки B-21 Raiders.

В этих условиях найти необходимое финансирование ещё и на реализацию очень дорогой концепции, представляющей собой авангардный научный проект, будет очень проблематично. Правда, даже если проект не будет реализован и в виде демонстратора технологий, специалисты Lockheed Martin в любом случае получат ценный опыт в области создания гиперзвуковой авиации или выбивания денег из американского бюджета.
Автор:
Использованы фотографии:
https://www.lockheedmartin.com/
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир Владимирович Воронцов
    -5
    ***
    Нас не догонишь...
    ***
    1. Пессимист22
      Пессимист22 20 июля 2021 06:43
      +1
      Сразу вспомнил анекдот про неуловимого Джо smile
  2. Login_Off
    Login_Off 20 июля 2021 03:54
    -1
    А оно надо?
    Зачем эта дорогая игрушка?
    1. Кот Кузя
      Кот Кузя 20 июля 2021 07:07
      -4
      Вот именно
      Полная бессмыслица. Все уже, прекрасно видно из космоса. А здесь надо заморачиваться преодолением плазменных помех и ограничений для работы различного разведывательного оборудования. Если гиперзвуковая ракета ещё имеет смысл, то разведчик- ну такое...
      1. Kalmar
        Kalmar 20 июля 2021 11:53
        +4
        Цитата: Кот Кузя
        Полная бессмыслица. Все уже, прекрасно видно из космоса

        Предположу:
        1. спутниковая группировка может быть изрядно прорежена в случае большой войны, нужно какое-то запасное средство разведки;
        2. авиаразведка дает бОльшую гибкость: спутник нельзя так просто взять и перебросить в интересующий район;
        3. отработка самой концепции ГЗЛА с перспективой последующего использования в других целях: как носителя каких-то новых видов вооружений или как стартовую ступень для запуска легких КА и т.п.

        Ну а что там на самом деле ребята из Lockheed Martin понаписали в технико-экономическом обосновании - только гадать )
    2. Мар.Тира
      Мар.Тира 20 июля 2021 07:22
      +1
      Цитата: Login_Off
      Зачем эта дорогая игрушка?

      Нервы нам трепать.Во время службы довелось участвовать в перехватах этого разведчика.Обьявлялась повышенная степень БГ. В связи с угоном МИГ-25 нам не давали такую машину для защиты границы,а СУ-15 ТМ еле справлялся с перехватом SR-71,целый день Угольные Копи грохотали нескончаемым гулом турбин взлетающих СУшек..Кроме того американцы знали где находятся зоны поражения ЗРК, поэтому старались к ним не подходить.
      1. Login_Off
        Login_Off 20 июля 2021 07:38
        -1
        Всё хорошо в своё время.
        Сейчас есть космос.
        Делать лук со стрелами на плазменном двигателе это ... Мягко выражаясь ерунда.
  3. Владимир_2У
    Владимир_2У 20 июля 2021 04:02
    +3
    Потёки под SR-71 это топливо, со слов персонала до взлёта оно текло ручьями, но это не дефект, а особенности конструкции, ведь самолёт почти сразу после взлёта сильно нагревался и щели сами закрывались от теплового расширения конструкции, а иначе баки деформировались бы.
  4. Горный стрелок
    Горный стрелок 20 июля 2021 06:05
    -1
    Амбициозная задача. Да вот управлять такой машиной не просто. На таких скоростях радиус виража будет очень большой. На скорости 3200 км/час 145 -190 км в зависимости от загрузки. Это данные по SR-71. Если скорость в два раза выше то и радиус при той же перегрузке будет в 2 раза больше. Что это за маневрирование? Трудно себе представить. Человек может и не выдержать. А разворот будет с трудом вписываться в пределы Московской области?
    1. Мар.Тира
      Мар.Тира 20 июля 2021 07:29
      +3
      Цитата: Горный стрелок
      На скорости 3200 км/час 145 -190 км в зависимости от загрузки.

      Вот это и было основной нашей задачей при перехвате.При возвращении обратно SR-71 всегда старался чиркнуть по нашей границе при развороте,А нейтральная зона между границами была очерчена в 100км.
      1. seregin-s1
        seregin-s1 20 июля 2021 07:57
        +2
        Сам наблюдал это на дежурном корабле ПВО. В итоге ему заранее навстречу отправили МИГ-25 и на следующий день по границе уже не "чиркали".
        1. Мар.Тира
          Мар.Тира 21 июля 2021 10:26
          0
          Цитата: seregin-s1
          В итоге ему заранее навстречу отправили МИГ-25

          Всё верно.Поэтому у нас с интервалом в 15 минут поднималась пара перехватчиков что бы его сопровождать.А почему через 15 минут,потому что топлива на сопровождение хватало всего на 15 минут.А потом надо уходить на базу на дозаправку.В результате весь полк был на ушах.
      2. Romario_Argo
        Romario_Argo 20 июля 2021 18:14
        -1
        даже если будет примерно 6 Махов (7200 км/ч) - бессмысленно против С-500
        мы скоро закроем низкие орбиты над нашей территорией
        даже на пролет при выведении КА на орбиту до высот до 150 км.
        для этого и отрабатывали короткие 1,5 витковые выводы наших Союзов и Прогрессов
    2. dauria
      dauria 21 июля 2021 00:15
      +3
      Если скорость в два раза выше то и радиус при той же перегрузке будет в 2 раза больше.


      "Вэ квадрат" делить на радиус .... Скорость в два раза , значит радиус - в четыре раза больше при той же перегрузке.
    3. Комментарий был удален.
    4. bk316
      bk316 21 июля 2021 17:37
      +1
      Если скорость в два раза выше то и радиус при той же перегрузке будет в 2 раза больше.

      В ЧЕТЫРЕ Евгений в ЧЕТЫРЕ. Школьный курс laughing
      Ох извините кто-то уже написал.
      1. Горный стрелок
        Горный стрелок 21 июля 2021 17:39
        0
        Цитата: bk316
        В ЧЕТЫРЕ Евгений в ЧЕТЫРЕ. Школьный курс

        Да, в четыре... Виноват.
        1. bk316
          bk316 21 июля 2021 17:41
          0
          Да, в четыре... Виноват.

          Да ерунда, я не то что бы забыл физику, но.
          вот недавно на старости лет на права на квадрик сдавал laughing там прямо такой вопрос есть- в спешке не туда галочку поставил. laughing Чуть не пролетел.
  5. FreeDIM
    FreeDIM 20 июля 2021 07:05
    +4
    Гипер-дрон - это по сути та же гипер-ракета с двойным запасом топлива, системой посадки (aka X-37B) и системой связи, предполагающей функционирование в "коконе" плазмы. Последней у амеров нет.. так же, скорее всего, нет и надёжного покрытия для скоростей 6М+. А учитывая, что лобовое сопротивление дрона выше, чем у ракет - задача по созданию подобного покрытия нетривиальная.
    Так же непонятно, какие задачи на него будут возлагать. Разведку уже давно выполняют спутники. Количества их вполне хватает, чтобы иметь оперативную тактическую информацию по всей контролируемой территории (хотя теперь их можно посшибать той же "нудолью").. Как носитель ядерного вооружения? - так проще сделать одноразовую ракету.. Времени "челночить", при таком раскладе, однозначно не будет даже на гипер-скорости..
    А вообще, видели мы ворох подобных заявлений, не ушедших далее экспериментальной стадии. Boeing X-40, Boeing X-43, Boeing X-45, Boeing X-48, Northrop Grumman X-47 Pegasus, Northrop Grumman X-47B... что то от
    Lockheed Martin было.. Короче очередной попил вечнозелёных с сомнительным результатом.
    1. Вадим237
      Вадим237 20 июля 2021 13:43
      -1
      Вообще о все эти аппараты изначально были экспериментальными.
      1. SKS_PRO
        SKS_PRO 21 июля 2021 14:24
        +1
        А этот серийный надо полагать?
  6. Tucan
    Tucan 20 июля 2021 07:06
    +6
    Цитата из публикации:
    Достойными соперниками для SR-71 стали советские сверхзвуковые перехватчики МиГ-25 и МиГ-31... Оба истребителя-перехватчика имели в своем послужном списке успешные перехваты SR-71 у границ СССР.

    Уважаемый автор конечно в состоянии поделиться датами когда произошли эти "успешные перехваты"?
    Современные комплексы ПВО, в первую очередь такие как С-300, также не оставляли шансов для американского разведчика.

    С прискорбием вынужден констатировать, что основная часть авторов ВО имеет очень слабое представление о чём пишет. В начале 90-х, когда американцы прекратили регулярные разведывательные полеты SR-71, максимальная дальность стрельбы самого совершенного из имевшихся тогда на вооружении комплексов "трехсотого" семейства С-300ПС не превышала 90 км. Основную угрозу для американских скоростных разведчиков представляли ЗРК С-200ВМ с дальностью стрельбы 180 км.
    1. Undecim
      Undecim 20 июля 2021 08:30
      +6
      С прискорбием вынужден констатировать, что основная часть авторов ВО имеет очень слабое представление о чём пишет.

      Судя по этой конгениальной сентенции: "Двигатели ГПВРД могут создавать необходимую тягу за счёт всасывания воздуха при полетах на сверхзвуковых скоростях", о теме отсутствует даже очень слабое представление.
  7. Монар
    Монар 20 июля 2021 07:11
    -2
    Силовая установка SR-72 должна включать в себя два стандартных турбореактивных двигателя, которые будут работать на скоростях полета менее 3 Махов и гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД), предназначенный для выполнения гиперзвуковых полетов.
    Бред какой то. Даже на SR-71 был двухрежимный движок.
    1. Undecim
      Undecim 20 июля 2021 08:44
      +3
      Бред какой то.

      Прежде чем употреблять такие сильные выражения, хорошо бы разобраться немного в вопросе.

      О такой разновидности Rocket-based combined cycle как turbine based combined cycle propulsion system (TBCC) не слышали?
      1. Монар
        Монар 20 июля 2021 09:37
        -2
        Ну покажите хоть один из
        стандартных турбореактивных двигателя
        с таким "кривым выхлопом". Движки для "вертикалок" не предлагать.
        И опять же. На SR-71 без таких кривуль обошлись. А двигун как прямоточный работал.
        1. Undecim
          Undecim 20 июля 2021 12:14
          +4
          Попробуйте на досуге, если Вам вдруг позволяет образовательный ценз, поинтересоваться отличиями ПВРД от ГПВРД. Вдруг у вас получится и Вы перестанете писать воинственно невежественные комментарии.
          1. Монар
            Монар 20 июля 2021 15:01
            -1
            Да где мне, идиоту. Это для Вас уже всё с движками понятно. Вон, даже рисунки есть.
            1. Undecim
              Undecim 20 июля 2021 15:04
              +2
              Если Вы свои способности оцениваете на таком уровне - чем могу помочь я? Наверное, Вам виднее.
  8. Бережливый
    Бережливый 20 июля 2021 07:23
    -1
    Пусть создают. С ракетой проще, она ведь хоть и гиперзвуковая, но одноразовая, поразила цель и всё. Тут проблем много больше по всем направлениям-силовые установки, защитное покрытие, защита экипажа от перегрузок, прочность планера, защита аппаратуры....они только в начале пути, и даже с их бюджетом это проблемы на ближайшие десятилетие как минимум.
  9. михаил3
    михаил3 20 июля 2021 09:18
    +2
    а также приверженцы развития гиперзвуковой авиации отмечают, что гиперзвуковая скорость – это новая невидимость.
    Дальше не читал. Блин горелый, материалы ВО скатились уже в никуда. Тоска... Слыш, грамотей)) Двигатель обычной ракеты работает на стартовом участке, а потом только коррекция. Так что вопрос ее заметности очень важен, учитывая разного рода покрытия, форму ракеты и т.д.
    Веришь-нет, гиперзвуковая ракета гоняет двигатель почти на всем своем пути! При этом, внезапно, из за огромной скорости ракета окружена здоровенным коконом плазмы. Причем плазма, ты представляешь, горячая! Кварцевые окна камер плавятся! Так что на ИК матрице гиперзвуковая ракета представляет собой огромное, легко заметное, ничем не скрытое пятно!
    Ты, вместе с такими же "специалистами"...
    В общем оставим в покое автора. С ним все ясно) Интересный вопрос - а есть под этой новостью хоть что то, или это опять американский пустой пиар? Неужели они нашли какой то способ управлять беспилотником сквозь плазму?
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 20 июля 2021 09:27
      -1
      Цитата: михаил3
      а есть под этой новостью хоть что то

      Да, есть. Пиара нет, скорее недофинансирование проекта. Не ясна его ценность.
      Цитата: михаил3
      сквозь плазму?
      Плазмы нет в верхних слоях атмосферы.
      Цитата: михаил3
      управлять беспилотником
      необязательно, они имеют большие успехи в создании ИИ.
      1. михаил3
        михаил3 20 июля 2021 09:32
        +1
        Если это ИИ, то это не беспилотник а просто ракета. Плазма в верхних слоях атмосферы естественно есть, только более разреженная, вместе с атмосферой. Достаточно, чтобы создать массу помех. К тому же, кому нужно управление в верхних слоях? Что оно дает? Управление нужно для конечной коррекции возле цели, доразведки и т.д. Можно, конечно, сбросить скорость. Но времени на то, чтобы наладить связь, опознаться и т.д. уйдет куча. Теряется основное преимущество гиперзвука. Хотя...
        1. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 20 июля 2021 10:45
          -2
          Цитата: михаил3
          Если это ИИ, то это не беспилотник а просто ракета

          Граница размытая. Если возвращаемый то БПЛА, такую грань можно провести.
          Цитата: михаил3
          Теряется основное преимущество гиперзвука. Хотя.
          не понятно зачем SR-72 нужен. В этом главный вопрос, от которого реализация зависит.
          1. михаил3
            михаил3 20 июля 2021 16:10
            0
            Граница очень четкая, если управляется оператором и возвращается - БЛА. Что такое БПЛА я не знаю, так и не понял. Нет, реализация зависит не от этого, а от того, получится ли реализовать систему управления. Пилотируемые аппараты на гиперзвуке невозможны, пилота размажет при маневре, никакие компенсационные костюмы не помогут. Так что применений сверхбыстрому аппарату найдется вагон и маленькая тележка. А вот то, что рулить им нельзя...
            1. михаил3
              михаил3 20 июля 2021 16:18
              0
              А кстати да, если это чистый разведчик, идущий по маршруту и привозящий материалы, то это тоже БЛА. СССР такие еще в 60тые годы прошлого века успешно выпускал, вполне себе реактивные.
        2. Ростислав Прокопенко
          0
          а тогда вопрос - СПРН наша старт такого беспилотника как распознает? или сначала просто самолет летит, а потом резко до 8М набрал. СПРН ведь как-то на такие выкрутасы отреагирует. И что? Ответный - встречный удар?
          1. михаил3
            михаил3 21 июля 2021 12:32
            0
            Это зависит от его размера. СПРН реагирует на МБР, а они реально большие)
  10. Knell Wardenheart
    Knell Wardenheart 20 июля 2021 12:00
    +2
    Очень дорого (3 ДУ на разведчик это просто фарш) + материалы + стоимость эксплуатации , это выйдет очередная "золотая птица" - и в чем будет ее необходимость ? Американцы обладают достаточным парком спутников высокого разрешения,они же обладают широким ассортиментом разведывательных БПЛА - что такого им нужно доразведывать с гиперзвукового самолета ,что окупит его создание и эксплуатацию ? Так что назначение мне не совсем понятно, даже в контексте БГУ .
    1. михаил3
      михаил3 20 июля 2021 16:19
      -1
      Есть вариант. Как известно, проклятые русские умеют сбивать, и даже ловить вражеские спутники. Вот они посбивают американскую спутниковую группировку, и что делать?
      1. Knell Wardenheart
        Knell Wardenheart 20 июля 2021 17:35
        0
        Посбивают чем?) тем что в этот момент будет судорожно отражать массированный налёт кр, бр и мкбр? Сравните размеры американской спутниковой группировки двойного назначения и количество наших платформ, имеющих противоспутниковые возможности. Потом посчитайте сколько на это уйдёт крайне дорогих ракет. Это и будет Предел наших возможностей в этой сфере - и то, в том случае если мы ударим первыми. В случае обратного - наши объекты слежения за обстановкой на орбите будут выведены в самых первых рядах, а системы типа "нудоля" будут испражняться лавовыми кирпичами в условиях массированного налёта, рэб, кибератак, полного организационной бардака.
        1. михаил3
          михаил3 21 июля 2021 12:34
          0
          Вы с большим энтузиазмом несете какую то... В общем, чем сбивать и как - то спецы знают. Ну и те, кто умеет читать, накапливать знания и анализировать их. Есть чем сбивать, и далеко не только ракетами)
  11. Проктолог
    Проктолог 20 июля 2021 12:15
    +4
    Статья показалась пустой. Понятно, что никакие детали секретного на сегодня проекта статья раскрыть и не могла, но раскрыть тему гиперзвукового самолета, его отличие от сверх- и дозвуковых, было возможно.

    Основные преимущества перечислены в статье и достаточно очевидны: скорость позволяет быстрее добраться до цели, не остается времени и возможности перехватить. Кстати, я, служивший в ПВО и хорошо помнящий, какой шорох поднимался при полете "высотной цели" (SR-71), не припоминаю "успешных перехватов" - разведчик в воздушное пространство СССР не заходил, оружие по нему не применялось, что тогда есть "перехват"?

    Упомяну сложности гиперзвукового самолета:
    1) разное поведение потока воздуха на всех трех режимах - дозвуковой, сверх- и гиперзвуковой - именно по этой причине "звуком" (числом Маха) и меряют скорость самолета, поэтому и делят самолеты на три группы. Аэродинамика разная, требуются разные формы ЛА (у гиперзвуковых плоское дно заменяет крылья) и, совершенно верно, разные двигатели. Тему можно развернуть, вспомнив SR-71 и его двухрежимные двигатели, обсудить сегодняшние перспективные разработки - вплоть до SABRE.
    2) нагрев. При столь высоких скоростях даже разреженный воздух создает такое трение, что гиперзвуковой самолет летит в облаке плазмы. Помимо очевидных проблем с материалами, выдерживающими нагрев в тысячи градусов, есть и проблема с блокировкой радиосвязи и, как следствие, есть разработки по решению этих проблем.

    Удивительным образом, но кажется, что для гражданского применения ракеты лучше подходят для дальних и быстрых перелетов. Для военного применения - тоже, но есть проблема с СПРН, которую обходит гиперзвковой ЛА. Дальше снова вопрос: а если баллистические (суборбитальные) гражданские ракеты станут нормой, то что будет с СПРН тогда? И как следствие, что будет с гиперзвуковыми самолетами, теряющими свое преимущество?

    В интересное время живем, товарищи! ©
    1. Rafale
      Rafale 20 июля 2021 16:21
      +1
      На вопрос "зачем"- видимо, чтобы помочь РСК "МиГ" и оправдать разработку МиГ-41 ;))
      1) Концепция SABRE- полная утопия, в предлагаемом виде. Гораздо реалистичнее первичный разгон наземной катапультой, затем первая ступень ГПВРД, далее РД.
      2) Не все поверхности нагреваются до тысяч градусов, да и материалы ТЗ давно разработаны. Критические узлы и детали можно охладить топливом. По радиосвязи тоже есть решения.
      3) А в чем сложность перехвата ? в СПРН не только радиодиапазон используется, а такая штука в ППС тепла будет излучать не меньше, чем в ЗПС, и видна будет за тысячи км со спутников и сотни с наземных/авиационных комплексов разведки.
      1. Проктолог
        Проктолог 20 июля 2021 23:37
        +1
        Ну, вот я и отмечал, что есть о чем поговорить!

        О сложностях с радиосигналом - не только связь, но и радары, навигация. Как именно предлагается решать проблему с нагревом - включая и охлаждение топливом. СПРН упоминал как препятствие на пути развития баллистических ракет, если убрать СПРН - при условии, что будут летать гражданские баллистические ракеты, неотличимые от военных, с т.з. СПРН - то преимущества гиперзвуковых самолетов становятся спорными.
  12. ААК
    ААК 20 июля 2021 19:31
    0
    Ну, если судить об облике 72-го по рисунку в заглавии статьи, то он, вероятнее всего, не развитие 71-го, а скорее некая компиляция разрабатывавшегося в США в 90-е проекта стратегического разведчика под шифром "Аврора" (в "Зарубежном военном обозрении" была хорошая статья об этом проекте) и советского "Аякса", но там задумывалась гораздо более интересная силовая установка
  13. OCefir
    OCefir 21 июля 2021 06:59
    0
    Цитата: Горный стрелок
    Человек может и не выдержать

    Так вроде бы даже в заголовке статьи обозначено - речь идет о беспилотнике
  14. aries2200
    aries2200 21 июля 2021 14:54
    0
    на чёрного дрозда американцы через подставные фирмы скупили тугоплавкий титан в СССР мероприятие провело ЦРУ в этот раз на эту птичку сами дадим ,как мыло,для верёвке на которой повесить хотят ......или фигу и СВР ФСБ отследит запрет на продажу ??????
  15. К-50
    К-50 21 июля 2021 17:42
    -2
    В США разрабатывают гиперзвуковой беспилотник SR-72

    Ну не выходит у них "каменный цветок", не выходит. request
    Нет нужного "моторчика", не решены вопросы управления в плазменном облаке.
    Потому "как только, так сразу", пока же им только "анонсировать" и "картинки рисовать". fellow lol