Колеса советского кино. «Семнадцать мгновений весны»
Почти полвека назад на экраны телевизоров вышел бессмертный сериал «Семнадцать мгновений весны».
Харизматичные актеры, чудесно поставленные сцены, отличная работа костюмеров и гримеров. Было сделано все, чтобы фильм запомнился и полюбился на десятилетия. Нет уже той страны, где его снимали, а люди в возрасте, глядя на проезжающее мимо ретро авто, с усмешкой бормочут:
– Во! Штирлиц поехал...
Сейчас, благодаря коллекционерам и реконструкторам, можно посмотреть, потрогать и даже арендовать практически любое транспортное средство. Если что-то ну уж очень оригинальное, то всегда придет на помощь компьютерная графика. Этим пользуются современные работники отечественного «Голливуда». Будь то старая Москва, безымянный городок на просторах России или город-герой Сталинград, за умеренную сумму нанимаются два-три автомобиля той эпохи, да еще грузовик с автобусом для массовки.
Вот и колесят они по кварталу, выделенному для съемок. А мы смотрим и киваем: главный герой в «эмке», плохой герой – в «опеле», солдаты приедут на «полуторке», в принципе, позже бандиты на склад прибудут на той же «полуторке», но это не важно...
Иное дело было полвека назад, когда приступили к съемкам «Семнадцать мгновений весны».
Татьяна Лиознова хотела создать фильм, максимально приближенный к реальности. Поэтому сцены снимались в разных уголках СССР и ближнего зарубежья, форму (даже немецкую) шило ателье генерального штаба, а к декорациям и сопутствующим атрибутам было пристальное внимание. Так же и к автомобилям.
Вот тут и произошел первый конфуз...
По роману Юлиана Семенова Штирлиц разъезжал по Берлину в «Хорьхе-853». Шикарная машина, согласитесь.
«Мерседес»
Похожий автомобиль в Москве тогда был и даже принимал участие в съемках кинолент, но договориться с владельцем на столь долгосрочную аренду не удалось. Тогда сделали отступление и «пересадили» главного героя на «Мерседес-Бенц 230W 143».
Довольно скромная замена, но из более чем 20 тысяч выпущенных автомобилей достаточное количество «перекочевало» в виде трофеев в СССР. Иное дело, что многие из них к моменту съемок были в плачевном состоянии.
Удалось задействовать три машины. Причем та, которую приобрели специально для «Мосфильма», почти сразу же поломалась. Всерьез и навсегда. Ее использовали в виде стационарного экспоната и на специальном приспособлении, когда камера оператора снимает крупным планом лицо героя, а на заднем плане «прокручиваются» кадры кинохроники. В общем, почти все свои размышления и внимательные взгляды в зеркало заднего обзора исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов выполнял в стоявшем «на приколе» «Мерседесе».
Впрочем, не всегда.
Во время съемок в Прибалтике и ГДР были подобраны похожие машины. Правда, они слегка различались в мелких деталях, но зритель в основном этого не заметил. Вот на эти авто-то и легла основная тяжесть динамических сцен.
Тут бы и закончить повествование – тема автомобиля Штирлица раскрыта.
Но не тут-то было – главный герой перемещался по Германии не только на «Мерседесе», да и другие авто попадали в кадры.
Какие? Давайте разбираться...
«Вандерер» и другие
Во второй серии Штирлица везут на встречу с агентом-провокатором Клаусом в кабриолете «Вандерер W23». Типа такого...
Далее... В пятой серии главного героя преследуют гестаповцы на темном «Опеле Капитане».
Кстати, по рангу именно такой автомобиль больше подходил бы Штирлицу в жизни, но это уже мнение автоисториков.
В восьмой серии пастор Шлаг и Штирлиц, заметая следы, пересаживаются во что-то очень древнее. Оказывается, это «Вандерер W15».
В горы, в швейцарские Альпы, пастор Шлаг и советский разведчик приехали на «БМВ 327». Приблизительно, вот на таком.
Если учесть, что снимали в Грузии, в Боржоми, то киношникам еще повезло отыскать там такой раритет...
В 12-ой серии мелькают два такси. Одно – «Форд V8», другое – «БМВ 321», правда, как отмечают специалисты, заметно, что к ним уже была приложена рука «умельца». Некоторые детали от других моделей.
Также в кадр попали «Ханомаг Рекорд», «Хорьх 830», некоторые другие и...
ЗиЛ-130! Именно он проезжает на заднем плане, когда Штирлиц спит в автомобиле, а голос за кадром вещает, что через полчаса он проснется и поедет в Берлин...
- Игорь Малеев
- Из интернета.
Информация