Военное обозрение

Уральский мастер: многоцелевой пневмоход «Бурлак»

20

«Бурлак» на испытаниях в интересах «Газпрома». Источник: vk.com/makaroffroad


«Бурлак» идет на Север


Вечная мерзлота тает, отступают льды на северных границах России, освобождаются огромные пространства для добычи полезных ископаемых и транзита грузов. Дороги в условиях Крайнего Севера – чрезвычайно дорогостоящее предприятие, которое никогда не окупится. Жесткие условия требуют нетрадиционных инженерных решений. Транспорт покорителей Арктики должен удовлетворять массе противоречивых требований – экстремальная проходимость, умение преодолевать водные преграды, способность работать при низких температурах, надежность и высокая автономность.

Между населенными пунктами в арктической зоне могут быть десятки, а то и сотни километров снежной пустыни, которую экипажи внедорожников должны преодолеть с достаточным комфортом. Еще более жесткие требования предъявляются к военной арктической технике. Разработчикам приходится адаптировать технику к экранированию, надежной работе при температурах до минус 60, устойчивости к оружию массового поражение и при этом еще сделать ее достаточно комфортной для экипажа.

Концепция Министерства обороны РФ достаточно проста – в экстремальных условиях Крайнего Севера военнослужащие должны жить полноценной жизнью, а не выживать. Безусловно, подобные требования многократно повышают сложность разработки техники.


Убранство кабины. Источник: vk.com/makaroffroad

Одним из таких универсальных вездеходов, вполне способных встать в ряды российской армии, является «Бурлак», появившийся впервые в Екатеринбурге.

Машина успела побывать на антарктической станции «Восток», где успешно себя зарекомендовала. До настоящего момента никто из многочисленной когорты российских пневмоходов на подобное не решился. Сейчас в районе Южного полюса из колесной техники эксплуатируется только «Бурлак», все остальные транспортные средства на гусеничном ходу.

Сам факт работы в условиях экстремально низких температур очень красноречиво говорит об уровне инжиниринга машины и является отличной рекламной кампанией. «Бурлак» занят на перевозке грузов со станции «Прогресс» (залив Прюдс) до станции «Восток», расположенной в 1400 км от побережья.






«Бурлак» для охотников. Источник: vk.com/makaroffroad

Первые «Бурлаки» появились еще в 2017 году из идеи чемпиона России по трофи-рейду Алексея Макарова и при финансовой поддержке Максима Белоногова.

Интересно, что авторы с самого начала ориентировали машину для работы в условиях Северного и Южного полюсов. Макаров построил первый прототип не на пустом месте – еще в 2010 году под его руководством собрали шестиколесный «Макар», на котором автор добрался до мыса Челюскин.

Первый вездеход под именем «Бурлак» построили в 2016 году для автономной экспедиции на Северный полюс. В окончательном виде машина оформилась в 2017 году и сразу же прославилась внушительными достижениям – 3000 км непрерывного пробега, восхождение на гору Народную и покорение Северного полюса.

Анатомия «Бурлака»


«Бурлак» – это здоровенный дом на колесах.

Судите сами, при дорожном просвете в 750 мм в ненагруженном состоянии высота машины достигает 3,2 метра. Ширина при этом – 2,9 метра. Требование к преодолению экстремального бездорожья сделали «Бурлак» не лучшей дорожной машиной. Самые большие в классе колеса (1,75 метра) поворачиваются на небольшой угол, что серьезно ограничивает маневренность. То, что в снежной степи не считается недостатком, на дорогах общего пользования может вызвать большую пробку.

Перевозить «Бурлака» к естественной среде обитания лучше на автовозе, но и здесь есть проблемы. Габаритная высота машины на трале не вписывается в дорожные ограничения, поэтому колеса приходится снимать и перевозить отдельно. Кроме того, у «Бурлака» высокий центр тяжести и большие мягкие колеса – идеальное сочетание для переворота при резком маневре. Впрочем, это больное место всех пневмоходов, вне зависимости от компоновочных решений.








Первый вариант «Бурлака» проходит испытания в Карском море. На фото также виден вездеход «Макар». Источник: vk.com/makaroffroad

В основе «Бурлака» лежит рама-лодка, внутри которой спрятаны все основные узлы машины – мотор и трансмиссия.

Макаров в качестве силовой установки выбрал дизель Cummins ISF объемом 2,8 литра и мощностью 150 л. с. от «ГАЗели Next». Дизельному мотору принудительно снизили обороты максимального крутящего момента до 1800 об/мин. Cummins, хоть и намекает на американское происхождение, ведет историю из Китая. Это потенциально может стать проблемой при принятии на вооружение российской армии.

В то же время «ГАЗели»-фургоны с такими же «камминсами» можно встретить в составе подразделений МО РФ. Мотор, хотя и импортного происхождения, но собирается в России. Интересно, что на первых прототипах «Бурлак» комплектовался японским турбодизелем Toyota 1KZ-TE в 145 л. с. и автоматической трансмиссией.

Сейчас «Бурлак» с усиленной механической КПП от «ГАЗели» и бортовыми редукторами, разработанными на основе механизмов от колесных БТР. Редукторы позволили в четыре раза снизить нагрузки на трансмиссию. Раздаточная коробка собственной конструкции, собранная на основе двух аналогичных узлов от вездехода ГАЗ-66. Подвеска также унифицирована с серийной продукцией, но конфигурация механизма авторская. У каждого колеса независимая двухрычажная пружинная подвеска.




«Бурлак» для Нижневартовска. Источник: vk.com/makaroffroad

Изначально «Бурлаки» выпускались на предприятии «Вездеходы Макарова», а позже перебазировались в Курган. Сейчас заводчане из-за увеличившихся заказов готовятся к расширению производства до 30 машин в год. Широкая унификация с серийной техникой объясняется и не самой развитой производственной базой, и требованиями к высокой ремонтопригодности вездеходом. За полярным кругом, к примеру, гораздо проще найти запчасть от ГАЗ, чем выписывать из Кургана дорогостоящий «авторский» узел. Тем не менее в «Бурлаке» есть несколько аутентичных узлов трансмиссии – все карданные валы (их тут сразу 13) по специальному проекту изготавливают в Арзамасе.




Сборочное производство в Кургане. Источник: vk.com/makaroffroad

Задачей «Бурлака», по мнению автора Алексея Макарова, является комфортная перевозка до 15 человека с необходимым снаряжением и припасами в условиях Крайнего Севера.

Для этого крышу кабины подняли на 1,85 метра от пола – в итоге получилось высоковато, но обитаемость машина заметно улучшилась. В морозы для ремонта механикам не обязательно выходить наружу машины. Так как все агрегаты размещены внутри герметичной и теплоизолированной рамы-лодки, то и доступ к ним организован через люки в полу кабины. Так же в тепле расположен топливный бак для арктической солярки.

Большие колеса низкого давления играют роль отличных поплавков, разгоняя машину вращением на воде до 5 км/ч. В качестве дополнительного оборудования компания «Вездеходы Макарова» предлагает гребной винт с приводом от коробки отбора мощности, а также дополнительные поплавки в колесные диски, повышающие водоизмещение каждого пневмокатка с 1,2 до 1,46 тонны.

Успехи «Бурлака»


Стоимость каждого вездехода в исполнении 6х6 (есть еще вариант 4х4) варьируется от 8 до 10 миллионов рублей. С учетом немалой цены для класса грузоподъемности в 3 тонны, всепроходимая машина способна быстро отбить затраты на приобретение.

Как утверждают разработчики, в условия Крайнего Севера «Бурлак» увеличивает рабочий сезон до девяти месяцев. У остальных пользователей колесная техника простаивает в межсезонье, а владельцы «Бурлаков» зарабатывают. Младший брат 4х4 подходит не только для перевозки людей и грузов до тонны, но вполне пригодится охотникам, рыболовам и егерям.

«Бурлак» с четырьмя колесами короче на метр, манёвреннее и, за счет прежнего 150-сильного мотора, энерговооруженнее. Стоимость такой машины до 8 млн. рублей.





Уральский мастер: многоцелевой пневмоход «Бурлак»






«Бурлаки» для МЧС России. Источник: vk.com/makaroffroad


Облегченный «Бурлак» с двумя мостами. Источник: vk.com/makaroffroad

Первым, кто оценил преимущества «Бурлака», стала строительная компания с Чукотки. Большую долю произведенных машин забирают компании из Тюменской области и её автономных округов. Например, один «Бурлак» работает на туристическую фирму «Russian Arctic Travel», организующую туры за полярным кругом.

Сейчас в самом разгаре переговоры о передаче машин в опытную эксплуатацию «Транснефти». Для удовлетворения запросов клиентов в «Вездеходе Макарова» заработали 13 модификаций «Бурлака» и более 60 вариантов исполнения прицепа к нему. Есть информация о том, что машинами заинтересовалось МЧС России.

Учитывая масштабы освоения Заполярья российскими вооруженными силами, есть все основания полагать, что «Бурлаки» займут место в армии. По крайней мере, стоит на это надеяться.
Автор:
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Вадим Ананьин
    Вадим Ананьин 22 июля 2021 04:25
    +4
    Интересна машина.
    1. ПиК
      ПиК 22 июля 2021 05:32
      -1
      Цитата: Вадим Ананьин
      Интересна машина.


      Интересная подача информации yes

      Cummins, хоть и намекает на американское происхождение, ведет историю из Китая. Это потенциально может стать проблемой при принятии на вооружение российской армии.


      Прочитаешь такое , и думаешь - А что , если бы двигатель был "чисто американский" , то это не было бы препятствием для принятие его на вооружение belay ?
      1. Babay Atasovich
        Babay Atasovich 22 июля 2021 06:49
        +3
        Цитата: ПиК
        Цитата: Вадим Ананьин
        Интересна машина.


        Интересная подача информации yes

        Cummins, хоть и намекает на американское происхождение, ведет историю из Китая. Это потенциально может стать проблемой при принятии на вооружение российской армии.


        Прочитаешь такое , и думаешь - А что , если бы двигатель был "чисто американский" , то это не было бы препятствием для принятие его на вооружение belay ?

        "Я его слепила из того, что было"(с) Конструктор для русских мужуков! Нам только дай идею, а соберем и культиватор из бензопилы китайской, и вертолёт из неё же!
    2. макс702
      макс702 23 июля 2021 17:53
      0
      Неплохо бы рассмотреть и вариант АГ-20 от создателя Шерпа как в версии 4х4 так и 10х10..характеристики у данных машин сравнимы , а вот по проходимости тут думаю у шерпо образных получше будет ..

      1. Orkraider
        Orkraider 24 июля 2021 22:27
        +2
        Приветствую!
        hi
        Шерп отличный проходимец, особенно 4х4, но он более компактен, внутри меньше пространства. В условиях долгого нахождения в нем /проживания, это минус. Хотя версию 10х10 не видел, возможно там изменения есть.
        Я бы схожей машиной с Бурлаком, назвал Русак К-8.
        1. макс702
          макс702 26 июля 2021 21:08
          +2
          Гляньте про 10х10 на канале создателя оного вездехода
          1. Orkraider
            Orkraider 27 июля 2021 09:58
            0
            Приветствую!
            hi
            Реализовано с сочленением здорово, проходимость повысили и устойчивость шикарна.
            Я про другое имел ввиду:у Бурлака утепление 35 мм, две автономные печки, перемещение между кабиной и салоном свободное. Большой внутренний обьем. То есть более комфортная для экипажа машина, при дальних рейсах в тяжелых условиях. А Шерп более проходимый, но менее комфортный для водителя. Возможно ошибаюсь, на первый взгляд так показалось.

            Спасибо за ролик good
            Рад, что такой Кулибин у нас нашелся, реально Шерп огонь.
            1. макс702
              макс702 30 июля 2021 13:28
              0
              Просто "Бурлак" реально огромен и как то ниша в военном деле у него очень ограничена, а вот шерп\АГ-20 совсем другое дело он маленький как легковое авто что скажется на цене\живучести\массовости ниша для оного громадна, от патрульных машин погранцов ,до комплексов ПВО .,транспортеров и прочего..По отоплению все решаемо и экспедиции Гарагашьяна это доказали
  2. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 22 июля 2021 04:30
    +3
    Красавец!
    Спасибо Евгений!
    1. ПиК
      ПиК 22 июля 2021 07:31
      +2
      Цитата: Коте пане Коханка
      Красавец!


      Возможно с технической и эксплуатационной точки зрения машина и хороша , но что касается внешнего вида , дизайна , "экстерьера" , то вопрос красоты весьма спорный yes
  3. Бережливый
    Бережливый 22 июля 2021 04:53
    +5
    Ну, если у нас в армии есть машины такая же сборная солянка от кучи иностранных производителей, то и сея монстра может пробить себе дорогу в вооруженные силы страны...
  4. Леха с Андроида.
    Леха с Андроида. 22 июля 2021 05:22
    +5
    Как Бурлак быстрые речки в половодье преодолевает?
    Хотелось бы увидеть.
    1. Кузнец 55
      Кузнец 55 22 июля 2021 10:30
      +6
      Хотелось бы не просто увидеть , хотелось бы самому испытать это наслаждение .
      Все таки замечательно что кто то этими проблемами крайнего севера и бездорожья занимается .
      И отличные фото . Спасибо .
  5. Alien From
    Alien From 22 июля 2021 05:47
    +5
    Статье плюс! Но ,Роман, когда подписывать то будем...?
  6. ВАМ
    ВАМ 22 июля 2021 23:56
    +2
    Все желающие могут ознакомиться на канале Ютуб. Просто наберите вездеход "Бурлак". Там много интересного видео. Машина правда дороговата, но я думаю для определенных экспедиционных задач на севере, вполне.
  7. Трухин Василий
    Трухин Василий 23 июля 2021 10:51
    +4
    Ничего,кроме убеждённости в том что созданием "БУРЛАКА" занимались далеко н заурядные творческие личности,нет-всё продумано,отработано в рабочей обстановке,приобретя совершенство и надёжность как действительно родной дом...Самое главное достоинство-возможность обслуживания трансмиссии и ДВС внутри пространства,что повышает автономию,сводит на нет неоправданные ничем риски,обеспечивая покорение огромных расстояний по любой местности...Очень хочется надеяться что именно ВАША конструкция будет наиболее востребована в силу своей рациональности и приспособленности к работе в условиях КРАЙНЕГО СЕВЕРА,серийность будет вознаграждением за ваше творчество.УСПЕХОВ,НОВЫХ ИДЕЙ,ТРУДОВОГО НАКАЛА-САМОЕ ГЛАВНОЕ -ЗДОРОВЬЯ И ТОЛЬКО ЗДОРОВЬЯ...
  8. abrakadabre
    abrakadabre 23 июля 2021 13:41
    +4
    Учитывая, что его все равно перевозить в полуразобранном состоянии, стоило бы сделать машину значительно шире. Например, чтобы колеса были за габаритом кузова, а не под ним. Это бы сильно добавило как поперечной устойчивости, так и внутреннего объема в кунге. Да и угол поворота передних колес позволило бы сделать вменяемым.
  9. zenion
    zenion 24 июля 2021 18:17
    0
    Интересная задумка, да. А в ширину он может ехать?
  10. Orkraider
    Orkraider 24 июля 2021 22:07
    0
    Спасибо за статью. Не знал про «Бурлака».
  11. Житель Урала
    Житель Урала 26 июля 2021 23:55
    0
    Да интересно. Как то давно видел экспериментальный образец. Не знал, что машина производится и продается. Молодцы ребята.