Что будет с самолетом «Динго»?

Что будет с самолетом «Динго»?Как наглядно демонстрирует практика, далеко не все смелые проекты могут дойти до полноценного применения. Примеров тому масса и, похоже, в скором времени этот печальный список может пополниться еще одним пунктом. На днях стало известно, что проект перспективного многоцелевого самолета «Динго», возможно, оказался под угрозой полного прекращения.

Напомним, разработка этого воздушного судна началась вскоре после распада Советского Союза. Конструкторы научно-производственного предприятия «АэроРИК» попытались создать крылатую машину, способную производить посадку практически на любую более-менее ровную поверхность. По результатам исследований для этого было выбрано оригинальное шасси на воздушной подушке. Первые годы проектирования «Динго» были отмечены достаточным финансированием и хорошими темпами работ. Однако уже в середине девяностых начались проблемы с инвесторами и проект начал постепенно останавливаться. Дело дошло почти до полного замораживания всех работ, когда в 2004 году руководство страны обратило внимание на проблему, было принято решение изучить проект и, в случае его перспективности, продолжить инвестирование из государственного бюджета. Вскоре после этого самолетом с оригинальным взлетно-посадочным устройством заинтересовались европейские страны, однако разработка так и не получила серьезного толчка.

На данный момент перспективы «Динго» выглядят очень и очень туманными. Еще до начала проблем пятнадцатилетней давности предприятие «АэроРИК» заказало нижегородскому авиазаводу «Сокол» пробную партию из пяти самолетов. Ввиду ухудшения финансирования этот контракт привел к сборке только планеров без оборудования и двигателей. До настоящего времени изготовленные конструкции хранились на территории завода. Во вторник «Известия» опубликовали ряд высказываний главного конструктора компании «АэроРИК» В. Морозова, из которых следует, что успешное окончание проекта под вопросом, а то и полностью исключено.


По словам Морозова, до сих пор главной проблемой самолета «Динго» было отсутствие должного количества потенциальных покупателей и, как следствие, недостаток инвесторов. Проект можно довести до ума, но на это требуются деньги. Пару лет назад приводились следующие цифры: порядка 120-130 миллионов рублей для того, чтобы через год самолет совершил первый вылет и около миллиарда на выпуск установочной партии из пяти единиц, получение всех необходимых сертификатов, а также на подготовку крупносерийного производства. Выход на рынок в таком случае предполагался через три года. Однако фактически в контексте проекта сейчас упоминаются совершенно другие суммы и другие цели. Морозов утверждает, что завод «Сокол» берет деньги с фирмы «АэроРИК» за хранение недостроенных «Динго». В настоящее время оно обходится в полмиллиона рублей за год. Более того, отсутствие инвесторов и специфический статус проекта привел к задолженности в девять миллионов. Из каких средств будет отдаваться долг – пока не понятно. Наконец, Морозов пожаловался на письмо, присланное администрацией «Сокола». Как утверждается, авиазавод не намерен более хранить у себя бесполезные планеры и до конца года утилизирует их. Очевидно, это письмо было своеобразным давлением на «АэроРИК» с целью скорейшей выплаты долга.

На фоне таких недобрых новостей сразу стали появляться соответствующие комментарии. Часть экспертов полагает, что проект «Динго» должен получить государственную поддержку, т.к. является перспективным и полезным для грузо- и пассажироперевозок. С другой стороны, вряд ли какой-либо потенциальный заказчик станет брать на себя полное инвестирование столь нового и, будем честны, неоднозначного проекта. «Динго» находится в специфическом положении: заказчика заинтересует только готовый самолет, а на его строительство просто нет денег. Определенной сложности в этот процесс добавляет кардинально новое посадочное устройство, устанавливаемое на «Динго». Его необычность одновременно сулит хорошие перспективы и отпугивает потенциальных эксплуатантов.

Собственно говоря, оригинальное шасси на воздушной подушке является главным нововведением в конструкции самолета «Динго». В остальном это типичный самолет, предназначенный для полетов на местных авиалиниях. При максимальной взлетной массе менее четырех тонн и размахе крыла в 14,25 метра «Динго» может поднимать в воздух до 750 кг груза или до девяти пассажиров. Турбовинтовой двигатель (конкретный тип пока не определен) должен обеспечить самолету максимальную скорость около 350 км/ч, дальность полета с максимальной нагрузкой порядка 850-900 километров и практический потолок на уровне 3500-4000 м. В начале проектных работ предполагалось, что «Динго» в перспективе смогут прийти на смену старым многоцелевым самолетам Ан-2. Поскольку «Кукурузники» на протяжении всей своей истории эксплуатировались в сложных условиях, в первую очередь на плохо оборудованных аэродромах, было принято решение оснастить «Динго» революционно новым посадочным оборудованием. В районе центроплана самолет имеет два характерных сигарообразных обтекателя. В них размещаются продольные пневмобаллоны и поперечные эластичные щитки, которые образуют ограждение воздушной подушки. Кроме того, в тех же обтекателях имеется дополнительная силовая установка ТВА-200 для нагнетания воздуха внутрь огражденного объема. Согласно примененной в конструкции самолета концепции, перед рулением пилот самолета включает нагнетательную установку и та поднимает самолет на несколько сантиметров над поверхностью. В таком виде можно выехать на взлетную площадку и произвести разбег. После отрыва по команде пилота шасси убирается. Для этого пневмабаллоны сдуваются и вместе с поперечными щитками втягиваются внутрь обтекателя.

Утверждается, что шасси на воздушной подушке позволит самолету «Динго» взлетать и садиться на множество неподготовленных ровных площадок соответствующего размера. Кроме того, посадочные устройства обеспечивают самолету амфибийность и возможность использования в качестве ВПП практически любого поля или водоема. Расчетная проходимость шасси определяется в преодолении кочек высотой до полуметра и рвов шириной порядка одного метра. По мнению авторов проекта и некоторых специалистов в области авиации, широкое распространение подобной техники позволит изрядно сэкономить на аэродромной инфраструктуре. Так, шасси на воздушной подушке не требует длинных крепких взлетных полос и может довольствоваться просто ровной грунтовой площадкой. Подобное покрытие способно стать и стояночной площадкой для самолета. Также существует мнение о перспективах «Динго» в военной сфере. Малая шумность двигателя и способность садиться почти где угодно может быть полезна спецподразделениям для проведения различных операций.

И все же ни один потенциальный заказчик пока не обратил на проект «Динго» должного внимания. Вернее, некоторый интерес проявляется, но до намерений купить технику он не доходит. Точно так же дело обстоит и с желанием профинансировать окончание работ. Слишком новая концепция воздушного судна выглядит в достаточной мере пугающе для того, чтобы вкладывать в нее немалые суммы. Одновременно с этим сказывается специфика рынка малой авиации, общие требования которого еле-еле превышает сотню бортов на всю страну. Поэтому «Динго», существуя только в виде пяти планеров, может не оправдать надежд и остаться в истории очередным неудачным проектом. Или наоборот, дойти до производства и стать основателем нового класса авиации. Так или иначе, при всей своей сложности и неоднозначности, ситуация не дает никаких поводов для оптимизма. Надеяться на лучшее, конечно, стоит, но все же не нужно забывать про возможное отрицательное завершение истории оригинального самолета-амфибии.


По материалам сайтов:
http://izvestia.ru/
http://aex.ru/
http://navy.su/
http://zaosi.com/
http://aircushion.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 16
  1. Ortrega 6 сентября 2012 09:32
    Самолёт многообещающий,очень жаль если завалят проэкт fool
    Вместо того чтобы кукурузники реанимировать,посредством покупки двигателей у амеров,тем самым вкладывая деньги в их экономику,лучше бы этот проэкт до ума довели,было бы good супер
    Ortrega
  2. саша 19871987 6 сентября 2012 09:42
    миллион первый раз повторюсь-надо поддерживать своих конструкторов,свои нии,в Русскую науку надо вкладываться,а не в пинтосов....
    1. Tirpitz 6 сентября 2012 12:49
      Вы безусловно правы. Но надо выбирать приоритетные направления. И уметь отделить выгодные разработки от заранее провальных. Этот самолет не имеет преимуществ перед вертолетами.
      Tirpitz
  3. Братец Сарыч 6 сентября 2012 09:47
    Даже не удивляет - особенно, что совсем недавно обсуждали, что России надо Цессны закупать, чем развивать собственное авиастроение...
    Тем более, что денег-то надо чуть-чуть, чтоб узнать верное это направление или нет! То ли дело проект супер-пупер-джета или МС-21, которые еще летать толком не умеют или не продвинулись дальше создания макета сортира - там , наверное, счетчики банкнот раскаляются откаты считать! А тут - копейки, тьфу...
    Братец Сарыч
  4. Tirpitz 6 сентября 2012 09:49
    Не могу понять его преимуществ перед вертолетом? Как экономисту выгоду от эксплуатации не вижу. Если его усовершенствовать ( увеличить кол-во пассажиров и полезную нагрузку) то тогда может еще что то получится. У кого есть мнения по этому поводу?
    Tirpitz
    1. ДИМС 6 сентября 2012 10:02
      Никаких. Высокое лобовое сопротивление и воздушная подушка- жрать горючку он тоже нехило будет.
      Добротный самолёт типа Ан-2 и насыщение различного рода служб беспилотниками штука намного более выгодная.
      ДИМС
    2. Смирнов Вадим 6 сентября 2012 10:11
      Вертолет на воду не сядет...
      1. ДИМС 6 сентября 2012 10:39
        А зачем ему туда садиться?
        ДИМС
        1. Смирнов Вадим 6 сентября 2012 10:41
          А "Динго" сядет.
          1. ДИМС 6 сентября 2012 10:57
            Вертолёт прекрасно сядет на берегу. Намного ближе к точке назначения.
            Я вообще не понимаю, зачем нужна машина типа "Динго"? Разве что для выкачивания бюджетных денег. Нормальный лёгкий самолёт- развитие "кукурузника" нам куда нужнее.
            ДИМС
          2. klimpopov 6 сентября 2012 19:01
            Вертолет гораздо дешевле приспособить для посадки на воду. Тем более есть модели которые отлично это проделывают, а тут предлагаю разрабытывать отдельную тему только ради этого?

            Допустим вот, даже довелось полетать на таком, конечно в качестве пассажира



            или вот еще

        2. Ortrega 6 сентября 2012 13:55
          Цитата: ДИМС

          А зачем ему туда садиться?

          К примеру спасательная операция,в болотистой местности.
          Ortrega
          1. ДИМС 6 сентября 2012 14:18
            "Динго" зависнет и тросом снимет пострадавшего?
            ДИМС
      2. jamert 6 сентября 2012 18:57
        Сядет еще и как

        http://www.youtube.com/watch?v=y3tP6s4yV0A
        jamert
  5. vylvyn 6 сентября 2012 10:23
    Как только ни бьются бедные конструкторы головой об стену, а более выгодного варианта, чем Сесна пока нет. Единственное, что в ней смущает - цена. Говорят, что их цена на российском рынке более 1 млн. долларов США. Тот же Ан-2 стоит менее 90 тыс.долл.США (вернее восстановление и переоборудование старого парка), но зараза тяжелее, медленнее из-за бипланного фезюляжа и управляется двумя пилотами, что невыгодно в условиях Севера (держать на зарплате одного пилота как на Сесне вместо двух всё же дешевле, плюс дальность полёта у Сесны и экономичность гораздо выше).
    По телеканалу Национальной Географии идут серии "Свободные пилоты Аляски". Вся Аляска летает на Сеснах. Единственное, что в Анкоридж из штатов прилетают Боинги, а дальше малая авиация как муравьи всё и вся развозят по всей Аляске. Дешево и никто не обделён вниманием. Сказка. Ну а у нас как всегда одна и та же старая проблема - нет выдающихся движков для малых самолётов, впрочем как и для больших.
    vylvyn
    1. Zynaps 7 сентября 2012 00:26
      Цитата: vylvyn
      Вся Аляска летает на Сеснах


      дапрямщас. на Аляске летает зоопарк всякого воздушного хлама. разные гидропланы и даже такое окаменевшее дерьмо мамонта, как "дуглас-дакота".
      Zynaps
      1. vylvyn 7 сентября 2012 01:12
        Вот бы на наши Севера этот "зоопарк всякого воздушного хлама", а то наше золотое и драгоценное частенько летать не может (то пилоты после пьянки ещё не оклимались, то горючего не хватит, то лететь невыгодно, то "сесть там негде", то просто яйца мешают вечно задумчивым и флегматичным диспетчерам и прочему обслуживающему персоналу). Одни вертолёты пока и выручают. Правда цена билета - как месяц отдыха на Канарах. А так всё отлично. Регулярные рейсы по сёлам и отдалённым курортным местечкам Севера очень даже часто - раз в квартал при условии, что нет облачков на небе. А вот "всякий воздушный хлам" у америкосов реально работает. И не просто работает, а пашет. В день один самолётик несколько рейсов делает. Там местные семьями друг к другу в гости летают когда захотят. Да и за пивом в Анкоридж можно без проблем, было бы желание.

        Самолётик типа Сесны (чтобы лёгкий,один пилот, вместимость 6-7 пассажиров, экономичный, непривередливый к качеству места посадки, с возможностью установки вместо шасси поплавков для приводнения, скорость до 350 км/ч и радиусом до 1000 км) на Севере востребован со времён царя-гороха. Тут бы он окупился за месяц.
        vylvyn
  6. Chicot 1 6 сентября 2012 20:22
    Главное правило которым должно руководствоваться разработчики - спрос рождает предложение. В данном случае этого не происходит. А если нет спроса, предложение не имеет смысла. И в этом ему не поможет никакая экзотичность...

    А так - да. Согласен, что "Динго" занятный звереныш. И проблема амфибийности и "внедорожности" решена весьма остроумно... Хотя использование т.н. "воздушной подушки" в качестве шасси на летательных аппаратах общем-то и не новость. Достаточно вспомнить "Змея Горыныча" - знаменитый ВВА Р.Л. Бартини...
  7. REPA1963 6 сентября 2012 21:51
    Его величество РЫНОК ничего не поделаешь......
    REPA1963
    1. Zynaps 7 сентября 2012 00:30
      эксперт, чотам. мигом базу подвёл. а как насчёт взяток "боинга" действующим чиновникам? авиакомпаниям идут неслабые откаты за покупку любого летающего хлама от "боинга". отечественный авиапром целенаправленно гнобят, особенно сектор гражданской авиации. рынок, как же...
      Zynaps
  8. ViktorM 29 марта 2013 11:42
    За то, что подняли вопрос по "Динго" спасибо. Однако, я хотел бы обратиться к авторам статьи о "Динго" с просьбой не боятся обращаться к первоисточнику и не ссылаться на откровенное вранье, помноженное ссылками с других искаженных источников, по взаимоотношениям завода и Главного конструктора. Завод на свои деньги построил экспериментальные образцы и всегда поддерживал это проект! Никто за аренду с разработчиков самолета ничего не требует. Неужели так трудно найти нужные адреса и уточнить информацию у разарботчиков проекта "Динго". Из далекой Англии из редакции справочника "Джейн" нас находят, а из родной России не могут!
    Что касается судьбы самолета «Динго», она не является исключением и типична судьбе всей малой авиации в России. Так в настоящее время почти все проекты малой авиации;- Ил-103, «Молния-1», СМ-92 «Финист», Т-101 «Грач», М-101 «Гжель». Ан-3, Бе-103, «Аккорд», легкие вертолеты - Ка-226, «Ансат», Ми-34 практически законсервированы. И дело не в экономике самолетов, как тут на сайте некоторые говорят! Англичане создав "Конкорд" -пожиратель керосина, продали его авиакомпании за 1 фунт. Видимо, не всегда экономичность техники является лицом государства! Без эксперимента, новаторства, технического прогресса у страны нет будущего!
    ViktorM

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня