Осадок от «Варшавянки»

27
Новые старые субмарины: надежда или блеф

17 августа 2012 года на ОАО «Адмиралтейские верфи» состоялась церемония закладки большой дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) «Старый Оскол» проекта 636.3. Теперь субмарины этого типа строятся для ВМФ России, а до этого на протяжении 20 лет шли только на экспорт.

Старая знакомая

В торжественном мероприятии, посвященном этому знаменательному событию, приняли участие главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Виктор Чирков, президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Андрей Дьячков, генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков, главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Молчанов и глава администрации Старооскольского городского округа Павел Шишкин. Главное в этом событии то, что ВМФ пополняется вновь построенными кораблями. Радуется и молодой экипаж. Тем не менее есть некоторый осадок: неужели это хорошо известный с советских времен тип корабля?

Еще в 2005 году, работая над публикацией по «Черным дырам», так часто называли наши подлодки проекта 877/636 (в НАТО они получили код «Кило», у нас – «Варшавянка»), автор понял, что серия заканчивается. Планировалось построить 53 единицы. Тогда завершались работы по последним ДЭПЛ проекта 636 в рамках контрактов по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) для ВМС Китая. В дальнейшем этот тип субмарин должен был заменить проект 667 «Лада» нового поколения для ВМФ России и проект 667Э «Амур-1650» для экспортных поставок. На Адмиралтейских верфях одновременно были заложены оба проекта. Но сдача головного подводного корабля «Санкт-Петербург» четвертого поколения неатомных подводных лодок (НАПЛ) затянулась надолго, а о судьбе экспортного варианта практически ничего неизвестно до сих пор. Он, как говорят, «испарился». Это отдельная и большая история, порой даже драматическая.


А почему, собственно, возник вопрос о новизне ПЛ? Да очень просто: экспортные корабли этого типа за 20-летний срок намного обогнали по своим техническим характеристикам и боевым возможностям ДЭПЛ отечественного ВМФ аналогичного проекта. Для подводных сил Индии и Китая да и для последнего заказчика – Вьетнама «Варшавянки» оснащались ракетным оружием Club-S с типорядом крылатых ракет (КР) для поражения надводных кораблей (НК) и береговых объектов. На экспортных подлодках устанавливалось современное цифровое радиоэлектронное, гидроакустическое, навигационное и другое вооружение. В 90-е годы XX века наши моряки могли об этом только мечтать: даже на плановом ремонте ПЛ стояли годами.

И вот наконец было принято решение разработать проект 636.3 для отечественного ВМФ со всеми решениями, используемыми на экспортных ДЭПЛ, применить по возможности нововведения для подводных лодок четвертого поколения. Получается, что для российского флота это новые боевые ПЛ с уникальными ТТХ. Тем не менее вопрос о «новизне» остается открытым, по крайней мере в СМИ. Как рассказали на предприятии в одном из интервью, лодка пойдет в стандартной комплектации и не будет отличаться от тех, что производили до этого. В то же время многие военные эксперты считают, что лодка получит вариант нового ракетного комплекса «Калибр» (экспортный вариант Club-S) с дальностью стрельбы 1,5 тысячи километров. Но здесь есть проблема, ведь для использования этих КР нужна новая боевая информационно-управляющая система (БИУС), недоработки которой и стали одной из причин с задержкой строительства и развертывания НАПЛ типа «Лада». Моряки отмечают, что «Варшавянка» даже в старой комплектации остается мощным оружием, поскольку обладает малой шумностью и «видит» под водой лучше, чем самые распространенные лодки США проекта «Лос-Анджелес». Но это скорее утешение. Для того чтобы понять реальное состояние боевых возможностей и технических данных ДЭПЛ проекта 636, необходимо заглянуть в историю их проектирования, развития и экспортных поставок.

Для СССР

С начала 70-х годов ХХ века началось проектирование ДЭПЛ третьего послевоенного поколения, которые должны были существенно превзойти и в дальнейшем заменить большие подводные лодки проектов 611, 641 и 641Б. Для увеличения времени нахождения таких ПЛ под водой в те годы проводились работы по оснащению их воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ). В 1971 году СКБ «Судопроект» (сегодня ОАО «ЦКБ «Лазурит») разработало проект 947 многоцелевой НАПЛ водоизмещением 4380 кубических метров. Ее предполагалось оснастить комбинированной энергетической установкой (ЭУ), состоящей из дизель-электрической части и электрохимического генератора (ЭХГ) водородно-кислородного типа. Работы по созданию ЭХГ сильно затянулись, проект ПЛ был остановлен.

Практически параллельно в этой же организации шла разработка другого проекта – в 1972 году выполнен аванпроект ДЭПЛ «МЗ» водоизмещением 1700–1800 тонн. Вскоре дальнейшая разработка лодки, проекту которой был присвоен номер 877 и шифр «Варшавянка», была поручена ЛПМБ «Рубин». 21 мая 1974-го утверждено тактико-техническое задание (ТТЗ). В январе следующего года главным конструктором проекта 877 был назначен Ю. Н. Кормилицин.

Технический проект 877 утвержден 20 декабря 1976 года. Водоизмещение корабля возросло до 2300 тонн. Для ДЭПЛ этого типа были созданы БИУС МВУ-110 «Узел», малогабаритный навигационный комплекс (НК) разработки ЦНИИ «Электроприбор», гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-400 «Рубикон» разработки ЦНИИ «Морфизприбор», торпедное вооружение с системой быстрого заряжания. Обитаемость корабля была значительно улучшена. В результате по своим ТТХ ДЭПЛ проекта 877 соответствовали лучшим иностранным образцам. Строительство велось на судостроительных заводах (СЗ) имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре и «Красное Сормово» в Горьком. Головная ДЭПЛ (заводской номер 451) спущена на Заводе имени Ленинского комсомола 15 сентября 1980 года. Лодка вошла в состав ВМФ СССР в декабре 1980-го, в НАТО тип получил кодовое наименование «Кило».

Осадок от «Варшавянки»

Для отечественного ВМФ с 1980 по 1994 год было построено 24 корабля этого проекта. Последние 12 единиц строились по измененному проекту с увеличенной длиной прочного корпуса на 1200 миллиметров, что позволило разместить новую мощную энергоустановку и малошумное оборудование. В результате улучшились эксплуатационные качества ПЛ и повысился почти в два раза ресурс основного оборудования. Скорость полного подводного хода возросла с 17 до 20 узлов, дальность плавания под РДП увеличилась с 6000 до 7500 миль, шумность снизилась почти в три раза. Формально это были корабли II серии проекта 877 (типа «Кило»), а фактически – ДЭПЛ проекта 636, но такой номер они получили только в экспортном исполнении. На середину 90-х годов ДЭПЛ всех серий проекта 877 распределялись по флотам следующим образом: две – БФ, одна – ЧФ, семь – СФ, 14 – ТОФ. К середине 2003 года в боевом составе числилось 23 лодки. К этому времени большинство ПЛ на ТОФе в боевой службе не участвовало, находясь в ожидании среднего ремонта. Несколько ПЛ были выведены из боевого состава и ожидали утилизации. Похожая ситуация была и на СФ. Сегодня понемногу положение меняется. На «Звездочке» в ремонте находятся две однотипные ДЭПЛ – «Калуга» и «Владикавказ». В 2009 году на СРЗ «Нерпа» была спущена на воду после докового ремонта ДЭПЛ Б-808 «Ярославль».

На экспорт

ЦКБ МТ «Рубин» на базе проекта 877 разработано несколько вариантов – 877Э, 877ЭКМ и 636 для поставки на экспорт. До 2012 года за рубеж поставлен 31 корабль, в настоящее время идет строительство еще шести ДЭРЛ.


Первые экспортные лодки проекта 877Э, построенные на заводе «Красное Сормово», в 1985 году успешно прошли государственные испытания и в 1986-м переданы ВМС Польши («Орел») и Румынии («Дельфин»). Головная подводная лодка «Синдугош» (Б-888) проекта 877ЭКМ была построена на Ленинградском адмиралтейском объединении (ЛАО, ныне Адмиралтейские верфи) и передана ВМС Индии в ноябре 1985 года. Появление на внешнем рынке ДЭПЛ типа «Варшавянка» (проектов 877Э и 877ЭКМ) позволило ЦКБ МТ «Рубин» получить по-настоящему международное признание. А Россия благодаря этому в середине 90-х стала лидером мирового экспорта подводных лодок.

ДЭПЛ проекта 636 в НАТО получила кодовое наименование Improved Kilo. Два бортовых торпедных аппарата (ТА) используются для стрельбы телеуправляемыми торпедами. Вооружение: шесть носовых дистанционно-управляемых ТА 533-мм с боезапасом на 18 торпед (шесть в аппаратах и 12 на стеллажах) различного назначения.

С целью повышения боевых возможностей кораблей проекта 877ЭКМ в 1998 году начата работа по их модернизации, в которой принимали участие ЦКБ МТ «Рубин», НПО «Аврора», ФГУП «ЦНИИ «Электроприбор», ОКБ «Новатор» и НПО «Агат». Результатом труда стала реализация задачи по созданию и испытанию нового ракетного комплекса «Калибр-ПЛЭ» (Club-S) с дальностью стрельбы до 300 километров по морским, а затем и по наземным целям. На ДЭПЛ «Синдуратне» предприятие «Звездочка» впервые установило этот РК с боезапасом на четыре ракеты 3М-54Э1 (3М-54Э). Была испытана новая буксируемая антенна радиосвязи. Позже все индийские ПЛ, проходившие ремонт и модернизацию на «Звездочке» и Адмиралтейских верфях, стали обладателями этого РК.

Ремонт подводных лодок ВМС Индии проводился с учетом особенностей эксплуатации в Индийском океане с целью увеличения коррозионной стойкости трубопроводов. Были установлены БИУС «Лама-ЭКМ», новый НК «Аппассионата-ЭКМ», цифровой ГАК МГК-400ЭМ разработки ЦНИИ «Морфизприбор».

Практически параллельно с модернизацией ДЭПЛ проекта 877ЭКМ в ЦКБ МТ «Рубин» был создан модернизированный проект 636М экспортной лодки, отличающийся от штатного 636-го наличием РК Club-S, улучшенного РЭВ, более мощными ЭУ и батареями. Вскоре восемь модернизированных ПЛ проекта 636 (фактически проекта 636М) с ракетным комплексом Club-S были построены для ВМС Китая. Контракт на их поставку подписан в мае 2002 года. Общая сумма – 1,5–1,6 миллиарда долларов. Первая китайская ПЛ передана Адмиралтейскими верфями заказчику в конце 2004 года. В мае 2005-го там же была спущена 50-я, юбилейная ДЭПЛ типа «Кило» проекта 636. В течение 2005 года Адмиралтейские верфи, Севмашпредприятие и завод «Красное Сормово» сдали семь ДЭПЛ.

Следующий контракт, подписанный Рособоронэкспортом и МО Алжира, предусматривал строительство двух ДЭПЛ проекта 636 с РК Club-S на Адмиралтейских верфях. Эти лодки переданы заказчику в 2009 году.

Заказанные Вьетнамом в конце 2009-го шесть ДЭПЛ проекта 636.1 с РК Club-S планируется сдать до 2016 года. Головная лодка уже спущена на воду на Адмиралтейских верфях 28 августа 2012 года.

Сегодня – для ЧФ

В настоящее время в составе ЧФ числится две ДЭПЛ – Б-871 «Алроса» проекта 877В (та же 877-я с водометом) и Б-380 «Святой князь Георгий» проекта 641Б. Последняя находится на ремонте и модернизации.

Всего ВМФ России планирует построить на Адмиралтейских верфях для Черноморского флота шесть ДЭПЛ проекта 636.3. Три уже находятся в строительстве – головная ПЛ Б-261 «Новороссийск» (заводской номер 01670), вторая – Б-237 «Ростов-на-Дону» (01671) и Б-262 «Старый Оскол» (01672). Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров отметил, что «шесть «Варшавянок» могут стать хорошим началом переоснащения Черноморского флота, а там, глядишь, и «Ладу» доведут до ума». Со слов командующего ЧФ контр-адмирала Александра Федотенкова, это объединение к 2017 году примет в боевой состав шесть лодок проекта 636: «Первые три корпуса мы получим в 2014 году, одну лодку – в 2015-м и две – в 2016 году для формирования полноценной бригады». Они будут базироваться на ВМБ «Севастополь» и «Новороссийск». Некоторые моряки, в том числе и в штабе ЧФ, считают, что заказанные лодки не помогут России противостоять даже Турции. ВМС Турции имеет 14 ДЭПЛ типа 209 трех модификаций на два театра (Средиземноморский и Черноморский). Шесть из них в ближайшем будущем заменят на новые субмарины типа 214 также германской постройки.

Сейчас НАПЛ с такими размерениями, как лодки проекта 877/636, строят только Россия, Япония и Китай. Германские ПЛ типов 209, 212, 214 и французские «Скорпены» намного меньше. Последние три типа лодок оснащаются серийными ВНЭУ (Air Independent Power – АIР). У нас же пока таких установок нет, хотя сами работы в этом направлении велись в СССР еще с 60-х годов и тогда мы от Запада не отставали. Для испытаний и отработки установок с ЭХГ в ЦКБ «Лазурит» в 1979 году был разработан технический проект 613Э опытной ПЛ, переоборудованной из лодки проекта 613. Испытания успешно завершились в 1989 году. Но с тех пор прошло много времени, а реального воплощения на российских кораблях подобные установки не получили. Как недавно сообщил генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит, предприятие приступило к созданию натурного образца ВНЭУ, но когда ее увидит флот и зарубежные партнеры, еще неизвестно.

Таким образом, серия 636.3 может стать переходным образцом в ходе создания принципиально новых неатомных кораблей для отечественного ВМФ. Об этом также заявил главный конструктор ЦКБ «Рубин» Игорь Молчанов в ходе церемонии закладки «Старого Оскола». Сбудутся ли надежды, покажет время.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    7 сентября 2012 14:58
    БИУС допилят ....обязательно допилят.

    Может быть этому косвенно покупка мистралей поможет
    1. MURANO
      +1
      7 сентября 2012 17:42
      Цитата: dm98
      БИУС допилят ....обязательно допилят.

      Не надо его допиливать.Все уже допилино давно давно и работает.В статье куча противоречий и неточностей.
  2. FILIN
    +12
    7 сентября 2012 15:11
    Лучше пока синица в руках...чем Журавль в небе.
    Шесть подлодок.....могут нанести серьезный урон , тем более в таком ограниченном пространстве , как Черное море.
    Скепсис статьи понятен, но подлодки нужны СЕЙЧАС ..а не через 15 лет. Что поделать, если после развала СССР не смогли довести ЛАДУ до ума.
    1. +2
      7 сентября 2012 16:38
      ну что поделаешь... за не имением гербовой пишем на клозетной
  3. +1
    7 сентября 2012 15:30
    с 1986 по 1990 у нас на Адмиралтействе шесть (6!!!) лодок на экспорт прошло этого класса, по лодке в год закладывали. А теперь темпы...
    1. +3
      7 сентября 2012 15:45
      ну я думаю что и сейчас за 4 года можно легко 6 штук построить.......проблемма в том что после развала СССР количество верфей сократилось а потребность в кораблях(на сегодняшний момент) примерно такая же если не больше.
      Строить негде, вот основная проблема, нужны новые стапели. Вот если бы экспорт приостановили лет на 5........вот это было бы дело!
      1. +3
        7 сентября 2012 16:19
        Цитата: dm98
        Строить негде, вот основная проблема, нужны новые стапели. Вот если бы экспорт приостановили лет на 5........вот это было бы дело!

        Экспорт останавливать нельзя ни в коем случае, нужно новые мощности для производства строить, чтобы не было "разговоров" о том, что мы бы рады строить большие корабли, да нет материально-технической базы для этого.
        1. 0
          7 сентября 2012 16:25
          полностью согласен, это второй путь для увеличения скорости строительства кораблей.
          НО.....что приостановление экспорта что строительство новых верфей, это деньги!
          Которые вроде бы как есть но не всегда приходят куда надо, или приходят но не вовремя и не в том объеме в котором их ждали

          "-Ты суслика видишь?
          -Нет!
          -А он есть!"
          -ДМБ-
      2. 0
        8 сентября 2012 23:39
        dm98,
        Нужны новые стапели....
        Нужны не столько новые стапели, сколько хорошие специалисты. В 1986 году на Адмиралтействе еще встречались сварщики 6 разряда, основной контингент были 4 разряда, тогда как в Северодвинске только 3-го и у нас постоянно посылали им спецов в командировки. В 1990, с началом перестройки, спецы массово уходили в кооперативы где им цены не было.
    2. 0
      7 сентября 2012 22:20
      Про темпы: для КНР (см. таблицы в статье, там ошибок нет) с 2003 по 2005 построили 5 лодок 636 на Адмиралтейских верфях.
      В ближайшие годы придётся работать ещё активней - 2012-2018 12 заказов: по 6 для Вьетнама и ВМФ РФ.
  4. +2
    7 сентября 2012 16:02
    А мы верим, что все получится. Работаем работаем!.....расселися тут angry
  5. +2
    7 сентября 2012 16:05
    Цитата-Теперь субмарины этого типа строятся для ВМФ России, а до этого на протяжении 20 лет шли только на экспорт.

    А должно быть все с точностью наоборот.Безопасность страны превыше всего.
    Обороноспособность и экспорт понятия несопоставимые!!!Имхо
    1. +1
      7 сентября 2012 16:37
      Но можно было делать через раз. Раз на экспорт, второй для себя.
      1. 0
        7 сентября 2012 22:32
        Можно было многое, но государству все нулевые годы было наплевать на ВМФ РФ (это если по факту, а не по пиар новостям из тв). До 2009-2010, когда, например, на ЧФ не осталось ни одной боеготовой ПЛ.
        В нулевые исправно оплачивали долгострои-наследие 90х разработки времён позднего СССР и всё. Важнее было отстроить себе особняки на Рублёвке, очень много времени упущено.
  6. 0
    7 сентября 2012 16:33
    Apollon,
    Да нет тут печалит другое
    Если они шли только на экспорт значит у нас было чтото лучше или это что то надеялись очень быстро создать.
    А теперь вот те нате ....... будем строить для себя, то что предлогали на экспорт уже аж на протяжении 20 лет.
    А вообще конечно спору нет, лодки хорошие, возможно в своем классе лучшие! И они очень нужны флоту!
    Хотя и Лады нужно допиливать и побыстрее, причем ставить на них как и планировалось анаэробный движитель
    1. Злой Татарин
      +2
      7 сентября 2012 17:09
      Цитата: dm98
      Да нет тут печалит другое
      Если они шли только на экспорт значит у нас было чтото лучше или это что то надеялись очень быстро создать.

      Если бы не строили на экспорт, то сегодня верфи стояли уже пустые, без работяг, инженеров и т.д.
      А чертежи давно уж на туалетную бумагу истратили...

      Экспорт спас многие (если не все, что сейчас есть) предприятия ВПК России.
      1. +1
        7 сентября 2012 19:20
        BigLexey,
        Да кто же спорит то. Естественно благодаря экспорту и выжила основная масса заводов и КБ.
        Но время сейчас другое.....и я не про то что может случится глобальный конфликт, а про то что у государства есть деньги на оружие. А для наших КБ и заводов приоритетом должна являться своя армия! Экспорт всеже, по моему мнению, не способен обеспечить качественный технологический скачек в разработках! Это прежде всего зарабатывание денег. Да конечно часть этих денег будет тратится на переоснащение заводов, может даже на какие то разработки. Но государственный заказ всетаки это нечто большее, это прежле всего разработки для нашего ТВД.
        1. 0
          7 сентября 2012 19:44
          предыдуший пост адресован Злому татарину)))))
        2. 0
          7 сентября 2012 22:52
          Верно, что выжили _только_ благодаря экспорту в нищие 90-е и богатые 'тучные' 00-е.
          А вот по поводу скачка - эволюция проекта 877ЭКМ-636-636М это на 100% заслуга экспорта. Все экспортные контракты - результат тендеров, чтобы быть лучше конкурентов надо придумывать что-то новое, модернизировать и развивать существующее.
      2. 0
        7 сентября 2012 22:51
        Цитата: Злой Татарин
        Экспорт спас многие (если не все, что сейчас есть) предприятия ВПК России.
        Согласен. Хочу добавить только пожелание сомневающимся посмотреть у Карулова фильм, где, в частности, описывается, сколько за 10 лет Пу вернул из частных рук оборонных предприятий в госсобственность и запустил в дело. Понятно, что хочется кораблей хороших и разных сразу и много, но по мне лучше сорок раз по разу, чем ни разу сорок раз.
  7. +1
    7 сентября 2012 16:38
    http://vz.ru/news/2012/9/7/597108.html
    "Разработка новых более эффективных подводных лодок позволит американскому флоту сократить численность флотилии стратегических подводных крейсеров с 14 типа Ohio в настоящее время до 12 типа Ohio Replacement в будущем.

    Строительство первой подводной лодки нового типа начнется в 2021 финансовом году, ее передача ВМС США планируется в 2027 году, а первая боевая служба по программе стратегического сдерживания - в 2031 году, говорится в сообщении FlotProm.
    "

    Сроки надеюсь всем понятны. Так что надо нам братцы работать, работать и еще раз работать. Чтобы не их барахло по морю ходило и в нас целилось.
  8. КАРБОН
    +1
    7 сентября 2012 16:42
    6 лодок к 2016 на КЧФ это конечно хорошо, а что на остальные флоты? На Тихом океане ведь положение еще хуже, если на Черном море турки, то там два соседа. Япония с 18 ПЛ все постройки не старше 1992, Китай у которого только дизельных построенных с 1994 года 30 штук. Строить и продавать на экспорт в таком положение могут только люди с очень не чистой совестью. Запас цензурных слов исчерпал...
    Будем надеятся на лучшее)
  9. Mr. Truth
    0
    7 сентября 2012 18:03
    ДЭПЛ обязательно нужны для лужиц наподобие черного моря или балтики. А так же на экспорт.
  10. негоро
    +1
    7 сентября 2012 18:35
    Для ТОФа десяток -другой Варшавянок был бы очень к стати.СРЗ способных ремонтироватьПЛ на дальнем востоке достаточно.Если б ещё госзаказ и денег под это от МО,тогда и Флот пополнили и заводы б не простаивали.
  11. GaD
    +5
    7 сентября 2012 20:19
    Работал я в 1996-1999 на СРЗ "Нерпа" инженером и приходилось вместо ремонта АПЛ резать их на металлолом, не только те которые находились в ремонте, но и даже 667БД сняли с боевого дежурства и погнали на разделку. Америкосы оплачивали этот вандализм, а Ельцин и компания набивали карманы. Радует, что теперь завод работает по профилю.
  12. SBorisS
    0
    7 сентября 2012 21:11
    "с такими размерениями"
    Это что за слово такое?
    1. 0
      7 сентября 2012 22:35
      Это судостроительная терминология. Совокупность линейных размеров корабля.
  13. +2
    7 сентября 2012 23:53
    Да делайте уже что-нибудь!!!Иногда такое желание уйти с сайта, очнуться через год- другой, зайти на него и офигеть! И самое печальное, что от меня ничего не зависит! Мои холодильные установки отдельно,лодки(как и всякое другое). отдельно! Как я гордился своими ВС(Союза), все стены были обклеены фото из "Советского воина"....Турция и рядом не стояла!!! СА не дала мне повода усомниться в мощи, контракт немного откорректировал...Сейчас я немного принял на грудь, но пока в сознании, хочу сказать, что не хочу видеть монгольские подводные лодки belay