Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad

В первой половине тридцатых годов уже нацистская Германия стала открыто нарушать все международные договоры по ограничению производства вооружений и военной техники. Нацисты готовились к войне и старались как можно быстрее оснастить армию самой новой техникой. Так, в середине тридцатых немецкая автомобильная промышленность представила бронеавтомобиль Schwerer Panzerspähwagen 6-Rad, так же известный под обозначением Sd.Kfz. 231. Главным требованием со стороны заказчика было обеспечение максимального использования деталей, узлов и агрегатов имевшихся грузовых автомобилей. Характерной чертой проекта стал унифицированный бронированный корпус и его внутреннее оснащение. Ходовая часть конкретного Sd.Kfz. 231 6-Rad, в свою очередь, зависела от завода-производителя. Фирмы Bussing-NAG, Daimler-Benz и Magirus доработали шасси своих серийных грузовиков, на которые устанавливался единый бронекорпус.

Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad
Schwerer Panzerspähwagen 6-Rad


Благодаря оригинальному подходу к созданию ходовой части, удалось сравнительно быстро наладить массовый выпуск нового броневика. Однако общее количество шестиколесных машин ограничилось немногим более 120 единиц. Причина того была проста: доработанные шасси гражданских грузовиков не выдерживали большой вес брони и теряли приемлемые ходовые характеристики, в том числе и проходимость. Из-за ряда принципиально неустранимых недостатков конструкции Sd.Kfz. 231 6-Rad в 1934 году Вермахт потребовал спроектировать новый тяжелый бронеавтомобиль с нуля, хотя и с использованием серийных комплектующих. Новое техническое задание предусматривало оснащение броневика полным приводом и двигателем, мощности которого было бы достаточно для передвижения по пересеченной местности.


В соответствии с конкурсным заданием фирмой Bussing-NAG было разработано специальное четырехосное шасси с колесной формулой 8х8. Проект получил фирменное обозначение Schwerer Panzerspähwagen 8-Rad и армейское Sd.Kfz. 231 8-Rad. Во избежание путаницы с предыдущим броневиком, который, согласно первоначальным планам, должен был в некоторой мере стать прототипом нового, пришлось ввести в название обеих машин дополнительный индекс с указанием количества колес (8-Rad и 6-Rad). Восьмиколесное шасси получилось интересным и многообещающим в техническом плане, но все же достаточно сложным, что в дальнейшем сказалось на темпах производства.

Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad


Бронированный корпус машины Sd.Kfz. 231 8-Rad имел в своей основе сварной каркас из таврового профиля. К нему на болтах прикреплялись листы брони. Толщина бронирования корпуса варьировалась от 5 миллиметров на днище до 15 мм верхнего лобового листа. Конструкция башни была аналогична строению основного корпуса – каркас и прикрепленные к нему бронелисты. Башня монтировалась на корпусе при помощи шарикоподшипника соответствующего размера. В башне Sd.Kfz. 231 8-Rad было применено оригинальное решение, доселе не использовавшееся на бронеавтомобилях: под башней размещалась специальная конструкция с поликом боевого отделения. Благодаря такому нововведению удалось значительно облегчить боевую работу членов экипажа, находившихся в башне, в частности теперь они могли не менять своего положения при горизонтальной наводке вооружения.

Внутренний объем корпуса Sd.Kfz. 231 8-Rad разделялся на две части: боевое и моторно-трансмиссионное отделение. Первое располагалось в передней части броневика, в нем находились рабочие места четырех членов экипажа. МТО, в свою очередь, разместили в кормовой части корпуса. Основой силовой установки был бензиновый карбюраторный двигатель Bussing-NAG L8V-GS, развивавший мощность до 150 лошадиных сил. Крутящий момент двигателя через сухое сцепление передавался на коробку передач, имевшую по три скорости переднего и заднего хода. Специально для езды по пересеченной местности трансмиссия Sd.Kfz. 231 8-Rad оснащалась специальным редуктором. В дальнейшем новые модификации броневика получили новые двигатели и обновленную трансмиссию. При этом подвеска машин от варианта к варианту оставалась практически без изменений. Все восемь колес подвешивались при помощи двух маятников на каждое, между которыми проходила полуось. Достаточно оригинальным способом была решена проблема амортизации. Верхние маятники колес одной оси соединялись друг с другом через рессору. Это позволяло сэкономить место и подрессорить одной деталью сразу два колеса. Собственно колеса броневика Sd.Kfz. 231 8-Rad штамповались из стальных листов и оснащались шинами низкого давления Continental 210x18. Поверхность колесных камер покрывалась каучуковым листом, который компенсировал проколы и повреждения. На практике колесо могло эксплуатироваться с шестью пробоинами.

Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad


Основой вооружения Sd.Kfz. 231 8-Rad была 20-миллиметровая пушка 2 cm KwK 30 L/55, либо более поздняя KwK 38 L/55. Автоматическое нарезное орудие имело боекомплект в 200 снарядов и могло бороться с легкобронированными целями и слабо защищенными укрытиями. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG34 или MG42 с боезапасом в 1300 патронов. Пушка и пулемет могли наводиться в пределах от -10° до +26° в вертикальной плоскости и по кругу в горизонтальной. Интересно, что при необходимости экипаж мог вести огонь из пулемета и с большим возвышением. После манипуляций с фиксатором пулемета угол его вертикальной наводки увеличивался до +37°, но терялась возможность одновременного наведения спаренного вооружения. Прицеливание велось через оптический прибор TZF6.

В исходном оснащении тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz. 231 8-Rad имел боевую массу в 8300 кг. Это было достаточно много для такой техники, но 150-сильный мотор и хорошая ходовая часть обеспечивали неплохие ходовые качества. Так, на шоссе броневик разгонялся до 90-100 километров в час и на одной заправке бензина мог проехать порядка трехсот километров. Проходимость Sd.Kfz. 231 8-Rad была следующей: машина поднималась по склону до 30°, преодолевала полуметровые стенки, пересекала водные преграды глубиной до метра вброд и переезжала через рвы шириной до 1,2-1,3 метра. Как отмечалось в отчете об испытаниях броневика, его проходимость была не хуже, чем у некоторых танков того времени. Получив массу положительных отзывов, новая бронемашина в 1937 году была принята на вооружение. В кратчайшие сроки хороший броневик Sd.Kfz. 231 8-Rad вытеснил из армейских частей своего «предка» Sd.Kfz. 231 6-Rad. Трехосные машины постепенно были списаны из Вермахта и переданы полицейским подразделениям, где они служили до выработки ресурса.

Уже в ходе первых месяцев эксплуатации нового броневика, прозванного в войсках Achtrad («Восьмиколесный»), стал понятен его хороший потенциал не только в качестве бронеавтомобиля, но и легкого колесного танка. По этой причине в течение пары лет было создано несколько модификаций, отличавшихся от оригинальной машины составом оборудования, вооружением и т.д. Список версий «Восьмиколесного» выглядел следующим образом:

Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad


Sd.Kfz. 231 8-Rad. Основная модификация, на основе которой собирались все прочие. Изготовлялась с 1937 по 42-й год, когда ее посчитали устаревшей и сняли с производства в пользу новых модификаций.

Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad


Sd.Kfz. 232. Отличается от оригинальной бронемашины наличием радиостанции FuG11 SE30 и рамочной антенной. С 1941 года броневики этой модификации комплектовались рацией FuG12 SE80. Антенна осталась прежней.

Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad


Sd.Kfz. 233. Броневики этой модели пошли в войска в 1942 году. С базовой машины сняли башню, а на освободившееся место установили короткоствольное орудие 7.5 cm Sturmkanone 37 L/24 с небольшими углами наводки. Остальное вооружение и оборудование бронемашины значительно не менялось.

Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad


Sd.Kfz. 263. Дальнейшее развитие Sd.Kfz. 231 в направлении создания полноценной машины связи. Вместо поворотной башни эта модификация получила стационарную бронированную рубку сравнительно большого размера. На крыше корпуса и рубке имелись стойки для нескольких антенн, подключенных к радиостанциям внутри корпуса. Оборонительное вооружение состояло из одного пулемета.

Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad


Sd.Kfz. 234/1. В 1944 году была проведена серьезная модернизация броневика с заменой двигателя, увеличением толщины плит корпуса и т.д. Так, лобовой лист теперь имел толщину в 30 миллиметров. Основой силовой установки стал 12-цилиндровый двигатель Tatra-103 с максимальной мощностью 210 л.с. С учетом опыта эксплуатации была немного усилена ходовая часть и заменены шины. В наследство от Sd.Kfz. 231 новая бронемашина получила башню с 20-мм пушкой и спаренным пулеметом, однако с новой броневой маской.

Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad
Schwerer Panzerspähwagen (5cm) Sd.Kfz. 234/2 "Puma" во Франции, накануне высадки Союзников


Sd.Kfz. 234/2 Puma. Основательно переработанный броневик «234/1» стал основой для нескольких новых бронемашин различного назначения. Первой его доработкой стал Sd.Kfz. 234/2 Puma. Фактически это был тяжелый бронеавтомобиль предыдущей модели, но с новой башней и вооружением. Башня «Пумы» имела больший размер и вооружалась 50-миллиметровой пушкой 5 cm KwK 39 L/60. С ней был спарен пулемет MG42 с несколькими лентами на 1050 патронов. Вертикальное наведение оружия можно было осуществлять в пределах от -10° до +20°. На башне Puma устанавливалось два трехствольных дымовых гранатомета калибра 90 мм.

Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad


Sd.Kfz. 234/3. Дальнейшее развитие одновременно Sd.Kfz. 233 и Sd.Kfz. 234/1. Вместо башни на корпусе последней монтировались сравнительно невысокие листы брони, образовывавшие рубку. На переднем листе рубки монтировалась 75-мм пушка 7.5 cm KwK K51, возимый боезапас которой составлял 50 снарядов. Система крепления позволяла наводить орудие в пределах 12° в стороны в горизонтальной плоскости и в пределах от -10° до +12° по вертикали. Сравнительно большой объем боевого отделения броневика-самоходки позволил одновременно перевозить до 1950 патронов для пулемета MG42. Вместо дымовых гранатометов на корпусе размещались дымовые шашки с дистанционным запалом.

Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad


Sd.Kfz. 234/4. Противотанковый бронеавтомобиль. На основе башни предыдущих броневиков была спроектирована новая неподвижная рубка. В ней ставилась 75-мм противотанковая пушка PaK 40 L/46. Сектор обстрела в горизонтальной плоскости был аналогичен тому же параметру у Sd.Kfz. 234/3, а вертикальная наводка велась в секторе 3-22 градуса от горизонтали. Оборудование, дополнительное вооружение и т.п. остались прежними.

Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad


ADGZ. Последним представителем семейства броневиков на базе Sd.Kfz. 231 8-Rad стала машина ADGZ. Она довольно сильно отличалась от прочих бронеавтомобилей и поэтому, несмотря на прямое происхождение от Sd.Kfz. 231, часто рассматривается в качестве самостоятельной разработки. В моторном отделении ADZG устанавливался двигатель Austro Daimler M612 мощностью 150 лошадиных сил. По некоторым причинам, на этой модификации ведущими были только четыре колеса из второй и третьей пары. При этом для обеспечения должного сцепления с поверхностью на вторых и третьих полуосях устанавливалось по два колеса вместо одного. Основным вооружением ADGZ была 20-мм автоматическая пушка 2 cm KwK35 L/45 во вращающейся башне. Стоит отметить, пушка монтировалась во вращающейся установке, что было нехарактерно для подобного вооружения. Орудие устанавливалось в правой половине башни. Левая же была отдана под пулемет MG34 в аналогичной шаровой установке. Вдобавок к повороту башни шаровые установки обеспечивали дополнительное наведение в пределах сектора шириной 20° в горизонтальной плоскости. Углы вертикальной наводки – от -12° до +18°. В отличие от всех предыдущих бронемашин семейства, ADGZ мог обстреливать две цели одновременно.

Все бронеавтомобили семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad имели ходовую часть схожей конструкции, из-за чего они имели одинаково хорошую проходимость, которая почти не ухудшалась с увеличением боевой массы. В то же время, подвеска была достаточно сложной в изготовлении. Как результат, было собрано не более двух тысяч броневиков всех моделей. Наиболее удачным в количественном плане оказался оригинальный Achtrad, который вышел «тиражом» в 1200 с лишним единиц. Прочие машины в различных пропорциях поделили оставшиеся объемы производства. Одной из главных причин этого являлась та самая сложность подвески: в мирное время было налажено производство Sd.Kfz. 231 8-Rad, но в войну уже не удалось развернуть массовую сборку новых моделей.

Боевое применение всех броневиков сводилось к поддержке пехоты в наступлении и прикрытии ее своим огнем. Модификации, вооруженные 75-мм орудиями, неоднократно использовались при борьбе с танками, однако ввиду относительно слабого бронирования попытки применить броневики в качестве истребителей танков быстро прекращались. Наибольшего успеха Sd.Kfz. 231 8-Rad и его «последователи» достигли в Северной Африке, где проходимость восьмиколесного шасси позволяла эффективно вести боевые действия совместно с гусеничной бронетехникой. Несмотря на все успехи и совокупность боевых характеристик, уже к середине Второй Мировой броневики Achtrad стали недостаточным боевым средством. Из-за этого их применение постепенно сокращалось и основной их задачей стало эскортирование конвоев, сопровождение войск на марше и прочие действия, не связанные с непосредственным столкновением с противником. До нашего времени дожило несколько экземпляров немецких тяжелых бронеавтомобилей, причем большая их часть принадлежит к семейству Sd.Kfz. 234.

На протяжении всей Второй Мировой войны броневики Sd.Kfz. 231 8-Rad попадали в руки Союзников. Некоторая часть таких трофеев была в достаточно хорошем состоянии и использовалась для испытаний. Испытатели Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов признали положительные стороны оригинальной конструкции ходовой части. Однако взгляды военных того времени были направлены в сторону танков и самоходных артиллерийских установок. Бронеавтомобили, в том числе и тяжелые, стали считаться своеобразным анахронизмом. По этой причине следующие бронированные колесные машины были представителями класса «бронетранспортер». Тем не менее, интересная компоновка ходовой части с двумя рычагами заинтересовала конструкторов стран антигитлеровской коалиции. Примечательно, что подобные идеи, к примеру, в нашей стране существовали и раньше, но просто не находили массового применения. Немецкий опыт показал, что два рычага и полуось между ними является перспективной и интересной системой. Возможно, именно благодаря трофеям советский бронетранспортер БТР-60 получил похожую подвеску. В то же время, она только похожа на ходовую часть Sd.Kfz. 231 8-Rad. Дело в том, что эти бронемашины имеют разную систему подрессоривания. На немецком броневике применялись листовые рессоры, по одной на ось, а советский бронетранспортер оснащался интересной системой из торсионов и гидравлических амортизаторов.

Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad


Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad
Тяжелый разведывательный бронеавтомобиль Sd. Kfz. 232 schwerer Panzerspähwagen (Fu) (8-rad)


Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad
Американский солдат возле подбитой немецкой бронемашины Sd.Kfz.233 в Бельгии. 1944 год


Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad
На переднем плане бронеавтомобиль Sd.Kfz. 233. На заднем плане разворачивается трофейный французский легкий танк Hotchkiss H39


Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz. 231 (8-Rad) разведывательного батальона одной из танковых дивизий вермахта, уничтоженный польской артиллерие


Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad


Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad
Немецкий тяжелый БА огневой поддержки Sd Kfz 234/3 и Sd Kfz 234/4


Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad
Последним представителем семейства броневиков на базе Sd.Kfz. 231 8-Rad стала машина ADGZ


По материалам сайтов:
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://apeiron-games.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 25
  1. Kars 6 сентября 2012 09:58
    Апрель 1945.4 танковая армия(остатки)
  2. AlexMH 6 сентября 2012 10:13
    Идея ставить орудие в рубке на колесную машину крайне странная. На месте-то она не разворачивается, как наводить? Чуть враг ушел из сектора обстрела, и крутить всю машину туда-сюда? А так интересная машина, пожалуй, самый интересный бронеавтомобиль 2 мировой войны.
    AlexMH
    1. ДИМС 6 сентября 2012 10:31
      Сектор в 22 градуса это не так уж и мало. Сменить сектор стрелявшего и при этом закопавшегося буксируемого орудия ещё сложнее.
      ДИМС
  3. Братец Сарыч 6 сентября 2012 10:19
    Похоже, что броневик достаточно устойчив к подрывам на минах - практически современным в этом плане выглядит!
    С 50 мм пушкой в башне вообще зверем выглядит! Если б также удалось 75 мм поставить, то лучше ему было бы не попадаться...
    Братец Сарыч
    1. стас57 6 сентября 2012 10:35
      С 50 мм пушкой в башне вообще зверем выглядит
      в документах иногда такие аппараты проходят как танки)
    2. valiant 6 сентября 2012 18:28
      75-мм тоже ставились, невнимательно прочитали статью...
      valiant
      1. Братец Сарыч 6 сентября 2012 21:43
        Я писал про возможность поставить в башне, а не в рубке...
        Братец Сарыч
  4. borisst64 6 сентября 2012 11:46
    Чего только в немецкой армии не было! Но я так и не понял, машина полноприводная или нет.
    borisst64
    1. bazilio 6 сентября 2012 13:22
      полноприводная кроме последней модификации
  5. bazilio 6 сентября 2012 13:27
    Машина для блитцкрига. По сути этот броневик, компромис между стоимостью, мощностью, огневой мощью и проходимостью. Для поддержки пехоты, против пехоты противника без серьезных противотанковых средств самое то. В тактическом плане подобная техника оптимально подходит для захвата территорий после прорыва лини обороны, перерезания коммуникаций.
  6. wei 6 сентября 2012 14:02
    автору супер (жирный) плюс
    очень мало знал о этом направлении
    спасибо good
    интересные панцырмобилиусы
    wei
  7. biglow 6 сентября 2012 14:18
    на восточном фронте судя по кино хронике встречались редко
    biglow
    1. matvey.z 6 сентября 2012 14:20
      Цитата: biglow
      на восточном ... встречались редко


      Они там наверное тупо в грязи вязли
      matvey.z
  8. matvey.z 6 сентября 2012 14:21
    Хорошо,что у Ленина в 1917 такого бронивечка не было.
    matvey.z
  9. kotdavin4i 6 сентября 2012 14:50
    Что-то я недопонял с какого фига первым коментаторам столько минусов то??? нормальные мнения у каждого - ну нафига такие западлянки делать то???
    1. TIT 6 сентября 2012 14:58
      обратная сторона нововедения с рейтингом
      TIT
    2. Ruslan67 12 сентября 2012 16:15
      не пробовали забить на все эти плюсы и минусы а просто высказывать своё мнение и обсуждать то что вам интересно? я ко всему этому с некоторого времени стал относиться так-если рейтинг положительный значит я не чужой на этом сайте а на идиотов плевать!
  10. GES 6 сентября 2012 15:29
    По мне так, с некоторых ракурсов на "гроб" похожа...на колёсиках.)))
    Это меня улыбнуло.
    GES
  11. Protey 6 сентября 2012 19:11
    Интересна форма кузова в нижней части, явно думали о последствиях подрыва на мине. У современной ЮАРовской Gila почти такая.
    Protey
  12. loft79 6 сентября 2012 23:01
    "Последним представителем семейства броневиков на базе Sd.Kfz. 231 8-Rad стала машина ADGZ"

    Статья нечего, но, про ADGZ вообще бред. Это был трофейный броник. Страну не помню. Водители были как спереди так и сзади (соответственно и управление). Использовались в полицейских целях. Количество произведенных мизерное.
    1. ДИМС 6 сентября 2012 23:13
      Не совсем трофейный- австрийский. В 42 году его выпуск возобновили и целых 25 штук собрали из имевшихся запасов
      ДИМС
      1. loft79 6 сентября 2012 23:20
        Ну я говорю мизерный. Трофейный я наверное загнул. Найдите определение. Может Аннексированный ). Просто к Sd.Kfz. 231 не имеет никакого отношения.
        1. Скоробей 15 октября 2012 22:17
          loft79,Может Аннексированный
          Аншлюзированный..... hi
  13. ДИМС 7 сентября 2012 09:36
    Аншлюссированный. А вообще по идее это было уже одно государство. По поводу мизерности- до аншлюса предсерийная партия 12 единиц, 27 в серии, и 25 в 1942. Всё.
    Насчёт "не имеет отношения" Вы не совсем правы, похоже, немецкие конструкторы ими вдохновлялись. Изначально родоначальники семейства Sd.Kfz. 231 были трёхосными. Да и два поста водителя- спереди и сзади тоже копипаст с австрийского броневичка.
    ДИМС
    1. loft79 12 сентября 2012 22:42
      У Sd.Kfz. 231 было два поста? Дайте ссылку пожалуйста. Работаю в ремонто-гарантийном отделе в комп. магазине). Поэтому дома тошнит от активного использования компа и инета. Только по закладкам.
  14. Алекс 8 января 2014 21:49
    ЕМНИП, по два поста управления и почти полная симметрия как корпуса, так и внутреннего устройства, вообще отличительная сторона австрийских броников. Немцы вроде с такими примочками не сильно заморачивались. Откуда инфа, сейчас не вспомню, но в какой-то книжке в Нете читал.
    Автору "+", присоединяюсь. Спасибо.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня