Авиация Красной Армии Великой Отечественной войны (часть 7) – штурмовики Ильюшина

Самолеты-штурмовики конструкции С. В. Ильюшина стали непременным атрибутом Великой Отечественной войны, внеся огромный вклад в победу. При этом штурмовик Ил-2 официально является самым массовым боевым самолетом в истории, всего было выпущено более 36 000 данных машин. Советские конструкторы называли Ил-2 «летающим танком», немецкие летчики за способность штурмовика переносить повреждения называли его «бетонным самолетом», ну а наземные части вермахта отзывались о нем более нелицеприятно, прозвав самолет «черной смертью», «железным Густавом», «Мясорубкой». Ил-2 и его дальнейшее развитие – штурмовик Ил-10 активно применялись во всех крупных сражениях Великой Отечественной войны и в Советско-японской войне, действуя на всех фронтах.

Штурмовик Ил-2

Выступая в роли основной ударной силы советской боевой авиации, штурмовик Ил-2 сыграл очень важную роль в годы войны и оказал заметное влияние на ее исход на Восточном фронте. Перед самой войной КБ Ильюшина удалось создать самолет, в основе которого лежали самые последние достижения советской науки и техники. Мощный авиационный двигатель, штампуемая неоднородная броня (которая позволяла производить броневые детали, имеющие сложную поверхность), самолет имел бронекорпус обтекаемой формы, который оснащался не навесной, а «работающей» броней, также на самолете использовалось бронестекло для защиты членов экипажа. Самолет оснастили скорострельными авиационными пушками и реактивными снарядами. Все эти компоненты в будущем стали главными составляющими успеха штурмовика Ил-2.


Первые испытания нового самолета конструкции Ильюшина, который получил обозначение ЦКБ-55 или БШ-2 (бронированный штурмовик второй) состоялись в 1939 году. Первый полет на новой машине совершил известный советский летчик-испытатель В. К. Коккинаки. Самолет БШ-2 представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с мотором жидкостного охлаждения АМ-35 (мощность 1350 л.с.) и полуубирающимся шасси. Все жизненно важные узлы и агрегаты штурмовика (бензобаки, двигатель, системы охлаждения), а также экипаж располагались в бронированном корпусе.
Авиация Красной Армии Великой Отечественной войны (часть 7) – штурмовики Ильюшина
Ил-2 одноместный

После прохождения испытаний, которые были признаны успешными, самолет подвергся ряду изменений. В частности его оснастили менее высотным, но при этом более мощным двигателем АМ-38, который был создан в КБ А.А. Микулина специально под данный самолет. Также претерпели изменения компоновка кабины и систем охлаждения. Экипаж был сокращен до 1 человека – летчика. На месте стрелка был размещен дополнительный топливный бак, было усилено вооружение и бронирование. В таком виде самолет в 1940 году прошел заводские испытания.

Первые серийные штурмовики, которые получили обозначение Ил-2, начали выходить из заводских цехов в 1941 году, а первые боевые подразделения, которые были вооружены данными машинами, были созданы перед самой войной. Появление на фронтах Ил-2 стало полной неожиданностью для немцев. Несмотря на то, что тактика применения бронированных штурмовиков еще не была до конца отработана, они сразу же стали наносить серьезный урон противнику, деморализуя его части. С большим успехом подразделения штурмовиков Ил-2 использовались против мотомеханизированных и бронетанковых частей противника.

Планер самолета представлял собой одномоторный моноплан смешанной конструкции с нижним расположением крыла. Главной особенностью самолета было включение его брони в силовую схему планера. Броня корпуса штурмовика заменяла собой каркас и обшивку всей носовой, а также средней части фюзеляжа. Несущий бронекорпус был клепанным и изготавливался из гомогенной стальной брони АБ-1. Данный бронекорпус закрывал собой двигатель, радиаторы, кабину пилота и ряд агрегатов машины (на прототипе он защищал и бортстрелка). Прозрачная лобовая броня козырька пилотской кабины была толщиной в 64 мм. и могла выдержать попадание 7,62-мм бронебойной пули при стрельбе в упор.
Авиация Красной Армии Великой Отечественной войны (часть 7) – штурмовики Ильюшина
Ил-2 двухместный

Столкнувшись в 1941 году с большими потерями штурмовиков Ил-2, которые не имели оборонительного вооружения, представители ВВС обратились к Ильюшину с требованием сделать самолет двухместным, как это и было задумано. В итоге к концу 1942 года в самолете вновь появился бортстрелок. При этом поменять бронекорпус было уже невозможно, поэтому стрелок находился вне его и был защищен лишь 6-мм листом брони со стороны хвоста самолета. Бронекорпус, который защищал бы обоих членов экипажа, вновь появился лишь на следующей модификации штурмовика – Ил-10, который выпускался с 1944 года.

Штурмовик оснащался поршневым двигателем АМ-38. Это был 12-цилиндровый V-образный авиационный двигатель жидкостного охлаждения. Его мощность в различных режимах полета составляла от 1620 до 1720 л.с. Двигатель был создан в ОКБ Микулина. Общий запас горючего на моделях без воздушного стрелка составлял 470 литров.

Вооружение штурмовика Ил-2 было следующим:
- 2 пушки, установленные в консолях крыла (сначала 20-мм ШВАК, затем в основной серии – 23-мм ВЯ, в противотанковом варианте устанавливались 37-мм пушки), также проходил испытания образец с 45-мм пушками.
- 2 пулемёта ШКАС (крыльевые)
- авиабомбы, контейнеры с ПТАБ
- реактивные снаряды РС-132 или РС-82
- в качестве оборонительного вооружения на двухместном варианте штурмовика использовался 12,7-мм пулемет УБТ.

Штурмовик Ил-2 выпускался в одноместном (только пилот) и двухместном вариантах (пилот и воздушный стрелок). Различные конструктивные и технологические изменения вносились в самолет регулярно. К примеру, в конце 1941 года на ряд экземпляров из-за нехватки материалов начали устанавливать хвост, выполненный из дерева, с дополнительными внешними рёбрами жёсткости. Также менялось бронирование машины и состав вооружения.

Тактико-технические характеристики Ил-2 (двухместный) 1942 год:

Размеры: размах крыла – 14,6 м., длина – 11,6 м., высота – 4,17 м.
Площадь крыла – 38,5 кв. м.
Масса снаряженного самолета – 6 060 кг.
Тип двигателя – 1 ПД АМ-38, мощность 1665 л.с.
Максимальная скорость – 411 км/ч.
Практическая дальность полета: 685 км.
Практический потолок: 6 000 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: 2х23-мм пушки ВЯ, 2х7,62-мм пулемета ШКАС, 1х12,7-мм пулемета УБТ, 4 РС-132 или РС-82, 400-600 кг. бомб.

Штурмовик Ил-10

Ил-10 (по классификации НАТО Beast – «Зверь») – советский штурмовик заключительного периода войны. Был создан в 1944 году КБ Ильюшина путем глубокой модернизации штурмовика Ил-2. Первый полет новая машина совершила 18 апреля 1944 года, пилотировал самолет В. К. Коккинаки. Серийное производство штурмовика было налажено на 3 авиационных заводах: № 1, № 18 и № 64 и продолжалось в течение 5 лет. В 1945 году было собрано 2556 штурмовиков Ил-10, всего было выпущено 4475 боевых самолетов и 280 учебных вариантов УИл-10. С конца декабря 1951 по 1955 год данный штурмовик выпускался по лицензии в Чехословакии на заводе «Авиа», машина обозначалась B-33. Штурмовики чешского производства поставлялись в Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию. Всего в Чехословакии было выпущено 1 200 штурмовиков В-33.
Авиация Красной Армии Великой Отечественной войны (часть 7) – штурмовики Ильюшина
Штурмовик Ил-10

Созданный в 1944 году бронированный штурмовик Ил-10 АМ-42 в наиболее полном объеме воплотил в себе концепцию «летающей боевой машины пехоты», у которой был существенно повышен интегральный коэффициент боевой эффективности во время решения задач по непосредственной авиационной поддержке войск. Повысить эффективность штурмовика удалось за счет более высокой подвижности машины над полем боя, а также частичного усиления вооружения при сохранении массы брони на уровне основного штурмовика ВВС Красной Армии – Ил-2.

Ил-10 – это двухместный цельнометаллический моноплан с нижним расположением крыла. Основное отличие от Ил-2 состояло, в частности, в том, что с учетом имеющихся рекомендаций, которые были основаны на статистических исследованиях поражаемости стрелка и пилота Ил-2, в бронекорпус была полностью включена кабина воздушного стрелка штурмовика. Также была увеличена толщина бронирования капота двигателя с боков и снизу до 8 мм. вместо 4 мм. на Ил-2. Калибр оборонительного вооружения был увеличен с 12,7 до 20 мм.

Усовершенствованный штурмовик Ил-10 с двигателем АМ-42 и винтом АВ-5л-24 приступил к государственным испытаниям в июле-августе 1944 года и успешно прошел их. Согласно постановлению от 23 августа 1944 года самолет был запущен в серийное производство. Вес пустого штурмовика Ил-10, который был представлен на госиспытания, составлял 4 650 кг. При этом нагрузка нормального полетного веса составляла 1 650 кг. и включала в себя: экипаж: 2 человека – 180 кг., бензин – 535 кг., масло – 65 кг., вес стрелково-пушечного вооружения (2х23-мм пушки ВЯ по 150 снарядов на ствол, 2х7,62-мм пулемета ШКАС общий боезапас 1500 патронов, оборонительный пулемет УБК – 150 патронов) – 420 кг., вес бомбовой нагрузки – 400 кг., вес гранат АГ-2 в количестве 10 штук – 20 кг., вес съемного оборудования – 30 кг. Самолет допускал и перегрузочные варианты бомбовой нагрузки. Например, двух авиабомб ФАБ-250 на наружной подвеске или 600 кг. мелких бомб в отсеках.
Авиация Красной Армии Великой Отечественной войны (часть 7) – штурмовики Ильюшина
Штурмовик Ил-10

Летно-технические данные штурмовика Ил-10, который прошел государственные испытания, оказались очень хорошими. При полетном весе в 6 300 кг. (400 кг авиабомб без РС) на номинальном режиме работы двигателя максимальная скорость машины на высоте в 2300 метров составила 550 км/ч, что было практически на 150 км/ч больше, чем у штурмовика Ил-2 с двигателем АМ-38Ф. Максимальная скорость Ил-10 у земли составляла 500 км/ч, время набора высоты 1 000 метров – 1,6 мин., высоты 3 000 метров – 5 мин. Практический потолок штурмовика также повысился и составлял 7270 метров.

Тактико-технические характеристики Ил-10:
Размеры: размах крыла – 13,4 м., длина – 11,12 м., высота – 4,18 м.
Площадь крыла – 30 кв. м.
Масса нормальная взлетная – 6 300 кг.
Тип двигателя – 1 ПД АМ-42, мощность 1770 л.с.
Максимальная скорость – 551 км/ч.
Практическая дальность полета: 800 км.
Практический потолок: 7 250 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: 2х23-мм пушки ВЯ или НС-23, 2х7,62-мм пулемета ШКАС, 1х12,7-мм пулемет УБ или 1х20-мм пушка УБ-20, 8 РС-132 или РС-82, 400-600 кг. бомб.

Источники информации:
-http://www.airpages.ru/ru/il2_1.shtml
-http://www.airwar.ru/enc/aww2/il2.html
-http://www.airwar.ru/enc/aww2/il10.html
-http://ru.wikipedia.org/
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Советские штурмовики

В этом фильме рассказывается о самой смертоносной части советских ВВС Второй мировой – о штурмовиках. Этот рассказ будет состоять в основном об Ил-2 («Летающий Танк» - так называли его наши конструкторы) и его модификациях. Немецкие пилоты за способность переносить повреждения называли его – «Бетонный Самолет». У наземных войск вермахта самолет заслужил несколько нелицеприятных прозвищ, таких как «Мясник», «Мясорубка», «Железный Густав» и «Черная смерть». Также в фильме будут описаны дальнейшие развития штурмовика Ил-2, самолеты Ил-8 и Ил-10. В фильме рассматривается самолет, который по замыслу конструкторов должен был составить основу пятнадцати тысячной воздушной противотанковой армии – самолет «Пегас».

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 58
  1. Гамдлислям 6 сентября 2012 09:18
    Видимо я очень много знаю о штурмовике Ил-2, а потому данная статья показалась поверхностная, пустая.
    Для тех, кто хочет поподробнее узнать о самолёте Ил-2 и его модификациях предлагаю ссылку на авиационную энциклопедию "УГОЛОК НЕБА" - http://www.airwar.ru/attackww2.html

    А вот Ил-10 (первых серий) оказался неудачным самолётом. Его боевая эффективность была намного ниже Ил-2. Боевая нагрузка у него была ниже. В 1945 году в боевых действиях на фронте поучаствовали только три полка, но и те быстро стали небоеспособными. Поэтому об участии этого самолёта в ВОВ пишут лишь общие фразы.
    После войны Ил-10 существенно модернизировали, поставили новое крыло, довели двигатель. Лишь после этого он стал полноценным боевым самолётом
    1. BigRiver 6 сентября 2012 12:41
      Гамдлислям
      "Для тех, кто хочет поподробнее узнать о самолёте Ил-2 и его модификациях предлагаю ссылку на авиационную энциклопедию "УГОЛОК НЕБА" - http://www.airwar.ru/attackww2.html"

      Я бы порекомендовал еще хорошую работу Олега Растренина "Штурмовики Великой отечественной войны". (Эксмо, 2008).
    2. ZAVET 6 сентября 2012 12:43
      Почему в основном штурмовике не использовался более мощный и менее уязвимый двигатель воздушного охлаждения?
      Пикирование - наиболее безопасный и надежный способ уничтожения наземных целей (в отличие от бреющего полета).
      Почему основной штурмовик не мог пикировать?

      О чем говорят такие большие потери ил-2?

      Когда читаешь про мышиную возню конструкторов, их подлость в отношении друг друга гадко становиться.
      Хотя конкуренция естественна.
      ZAVET
      1. BigRiver 6 сентября 2012 12:53
        ZAVET,
        ИМХО, ситуация близкая с ситуацией Т-34/ Т-43.
        Не стали рисковать и перестраивать производство в начавшейся войне.
        Илюшин, кстати, все же пикировал. Правда, под 50 гр и с малым нахождением на боевом курсе.
        Потери говорят, в начальном периоде войны, - о не отработанной тактике применения.
        Далее - и сильном и грамотном противодействии МЗА противника.
        1. Гамдлислям 6 сентября 2012 15:30
          ZAVET (4)
          Пикирование - наиболее безопасный и надежный способ уничтожения наземных целей (в отличие от бреющего полета).
          Почему основной штурмовик не мог пикировать?
          О чем говорят такие большие потери ил-2?

          Уважаемый коллега Николай, штурмовик - это не пикировщик. У Ил-2 допустимый разрешённый угол пикирования 30 градусов. Да и пикировать ему было не откуда. Он летал на тех высотах, на который пикирующие бомбардировщики выходят из пикирования. Бомбы же располагались в бомболюках, а на пикировании более 30 градусов их уже не сбросишь.
          Двигатель воздушного охлаждения стоял на штурмовике Су-6, однако, пока двигатель довели, время ушло. Война не ждала, а во время войны запускать другой самолёт в серию было накладно и рискованно. На Ил-2 в 1944 году поставили М-82, но данная модификация никакого выигрыша не дала, а потому серийно она не строилась.
          А причина потерь разная. В первой половине ВОВ большие потери были из-за тактически неправильного использования данного самолёта и недостаточной обученности лётного состава. Обучение на боевое применение, фактически, было организовано только в последний год войны, с весны 1944 г., после того, как над головами военноначальников замаячил домоклов меч.
      2. carbofo 6 сентября 2012 17:30
        ZAVET,
        Движок с воздушным охлаждением неудобно бронировать, да и обзор за ним не фонтан.
      3. Альф 6 сентября 2012 20:29
        Потому что двигателя ДОВЕДЕННОГО воздушного охлаждения на момент создания ИЛ-2 не было. М-82 довели только к лету-осени 42 года. В 43-44 было несколько попыток поставить М-82 , но , во-первых, больших выгод он не принес, чтобы останавливать конвейер, а , во-вторых, М-82 шел на ЛА, М-88 на ИЛ-4 и другого движка просто не было.
        По пикированию... Пикировщик должен иметь прочность больше, чем горизонтальщик, и ИЛ-2 с нормами прочности ПЕ-2 просто не взлетел бы с АМ-38.
        По потерям... Большие потери ИЛ-2 говорят о мощной ПВО Германии, недаром самые большие потери ИЛов были не от истребителей, а от 20, 30, 37 мм пушек.
        1. 77bor1973 6 сентября 2012 21:54
          Не мощное ПВО Германии а мощное ПВО аэродромов , 50% работы -штурмовка аэродромов и соответственно большие потери .
          77bor1973
          1. Альф 7 сентября 2012 00:14
            Я это и имел ввиду.
    3. Leksander 7 сентября 2012 03:53
      Согласен. Статья никакая. Автору не хватило смелости написал, что на каждого убитого пилота приходилось три погибших стрелка или что 23мм пушки имели нулевую бронепробиваемость , а также что Ил-2 не имел бомбоприцела и пилот производил бомбометание на глазок.
      1. carbofo 7 сентября 2012 22:36
        Leksander,
        С такого расстояния с которого они их кидали, после 10 вылетов станешь Скайуокером.
        1. Leksander 8 сентября 2012 05:03
          Все ли доживали до 10го вылита...
      2. mkpda 10 сентября 2012 12:30
        ВЯ-23 была одной из самых мощных (по бронепробиваймости) авиапушек ВМВ, если не брать калибры от 37 мм и более. Другое дело, что против средних и тяжёлых танков такие пушки в принципе имеют очень малую эффективность. На Ил-2 ставили ВВ-1, который отвечал требованиям (в отличии ПТБ-1 на первых сериях).
  2. стас57 6 сентября 2012 09:28

    Ил-2, пилотируемый заслуженным летчиком-испытателем СССР, дважды Героем Советского Союза В.К. Коккинаки, Москва 1944 г.

    а вообще очень так кратенько, про такой самолет, всего кратенькие полстатейки в стиле реферата. жаль
  3. Vadivak 6 сентября 2012 09:29
    Русская авиа­ция может гордиться тем, что она первой открыла новую форму боевого использования самолёта, раньше военно-воздушных сил других воюющих стран стала штурмовать неприятельские войска.

    Первые штурмовые действия русских самолётов относятся к лету 1915 года. Пять русских самолётов 31-го авиационного отряда с небольшой высоты атаковали скопление немецких войск на пере­праве через реку Буг у местечка Владава. Пулемётный огонь с воздуха и сброшенные на пехоту авиабомбы внесли смятения в ряды про­тивника и способствовали успеху атаки 1-й гвардейской пехотной дивизии.

    Кстати черная смерть - несколько неправильный перевод прозвища Ил-2- правильный вариант – «чума» – говорил о действиях этих штурмовиков, действительно носивших массовый характер, словно эпидемия чумы. А пилоты Люфтваффе дали ему совсем иное прозвище – «Zementbomber».

    Вот с такими "повреждениями" возвращались на свои аэродромы
    1. Tirpitz 6 сентября 2012 09:54
      Читал мемуары Руделя. Так немцы завидовали что у них нет самолета такого класса. штуки ему во многом уступали особенно в защите и скорости.
      Tirpitz
    2. Kibb 6 сентября 2012 11:06
      Вадим, ты мне обьсни чем хуже Скайредер, чем Ил2 лутше за счет силовой брони? 400 кг - нагрузки и все?Против 2000 кг, -что у него броня 1600 кг весила?А Скай брал и больше, вроде до 6000 рекорд?Почему у Ил10 потери больше чем у Ил2, и чем нашим военным неугодил Ил8 или Су6
      Kibb
      1. Vadivak 6 сентября 2012 14:51
        Цитата: Kibb
        400 кг - нагрузки и все?


        Справедливости ради надо сказать, сто основная задача Ил-2 которую кстати и Ставил Сталин- штурмовка колонн на марше, тут ему равных не было, что касаемо 82 мм РС- рассеивание по цели было приличным поэтому приближались к ней максимально,

        Цитата: Kibb
        400 кг - нагрузки и все?

        в июле 1943 г. максимальная бомбовая нагрузка двухместных Ил-2 специальным приказом снижена до 300 кг

        Цитата: Kibb
        чем хуже Скайредер,


        Тем что он не успел на войну он же 1946 года

        Цитата: Kibb
        и чем нашим военным неугодил Ил8 или Су6

        ИЛ-8 по совокупности характристик уступал Ил-10

        Су-6 (двухместный вариант) (за исключением массы бомбовой нагрузки) превзошел «Ила» но он был с М-71 ну про М-71 ты в курсе, а тот на который в конце концов поставили АМ-38 и АМ-38Ф проиграл Ил-10 по летным ттх
        1. Гамдлислям 6 сентября 2012 15:59
          Vadivak
          ИЛ-8 по совокупности характристик уступал Ил-10

          Уважаемый коллега Вадим, здесь Вы не правы, Ил-8 по превосходил Ил-10. Однако его подвёл двигатель. На Ил-8 стоял М-71 (как и на Су-6), который сняли с производства в конце 1941 года. Затем на самолёт поставили двигатель АМ-42, но двигатель был не доведён, да и серийное производился в мизерных количествах (не хватало даже для выпуска Ил-10 уже запущенного в производство). Поэтому, когда в конце 1944 года возник вопрос о серийном производстве Ил-8, то вопрос решился в пользу Ил-10. После окончания войны, многие наработки по Ил-8 использовались при модернизации Ил-10, в том числе и крыло.
          Vadivak
          Су-6 (двухместный вариант) (за исключением массы бомбовой нагрузки) превзошел «Ила» но он был с М-71 ну про М-71 ты в курсе, а тот на который в конце концов поставили АМ-38 и АМ-38Ф проиграл Ил-10 по летным ттх

          Одна из причин появления Ил-8 с мотором АМ-42 потому, что Су-6 (даже с мотором АМ-38ф показал ттх выше, чем Ил-10. Это уже конкурентная (подковёрная) борьба конструктора Ильюшина "за место у трона"..
          1. Vadivak 6 сентября 2012 16:34
            Цитата: Гамдлислям
            л-8 по превосходил Ил-10. Однако его подвёл двигатель. На Ил-8 стоял М-71 (


            Ну как он мог превосходить если М-71 не пошел в серию?

            По Су-6 если не трудно приведите сравнения со ссылкой
            1. Kibb 6 сентября 2012 20:11
              Вобще если думать не предвзято то самолет хорош в тех условиях. Ведь реально-М105, М82,М35-42... все делай что хочеш, но самолет должен быть
              Kibb
              1. Vadivak 6 сентября 2012 20:58
                Цитата: Kibb
                все делай что хочеш, но самолет должен быть

                На то и был отец народов поставлен
            2. Гамдлислям 6 сентября 2012 20:23
              Vadivak
              По Су-6 если не трудно приведите сравнения со ссылкой

              Ссылка на Су-6 - http://www.airwar.ru/enc/aww2/su6.html
              В самом первом посту я дал ссылку на все штурмовики, т.е. Ильюшина, Сухова, Поликартова, Томашевича, Кочергина, Немана, Туполева, Яковлева, Микояна, Грушина, а так же забугорных. Так что можно сравнить любой.
              1. Vadivak 6 сентября 2012 21:14
                Цитата: Гамдлислям
                сылка на Су-6 - http://www.airwar.ru/enc/aww2/su6.html



                Из вашей ссылки
                Сравнение летно-боевых свойств суховского штурмовика с Ил-10 было не в пользу первого. Су-6 АМ-42 уступал ильюшинской машине по большинству определяющих характеристик. В итоге был сделан вывод о нецелесообразности запуска Су-6 АМ-42 в серийное производство.

                Заметьте не стоит сравнивать самолет с существующим и не опытным двигателем, что я и делал а вы противоречите собственным словам

                Цитата: Гамдлислям
                потому, что Су-6 (даже с мотором АМ-38ф показал ттх выше, чем Ил-10.
                1. Kibb 6 сентября 2012 22:44
                  Вадим, ну прав ты как и не прискорбно- про мотор я уже говорил
                  Kibb
                2. Гамдлислям 7 сентября 2012 04:32
                  Уважаемый коллега Вадим, я не думаю что нужно нам дискутировать по данному вопросу.
                  Наличие Су-6 заставило Ильющина, фактически, перепроектировать Ил-10 в 1945 году, чтобы самолёт остался в серии. После войны выпускался Ил-10М, фактически, новый самолёт. ТТХ на Ил-10 в литературе дают как раз по послевоенному самолёту. Да, и, Сталинскую премию Сухому П.О, не за красивые глаза вручили, а за самолёт Су-6 (Ильюшину - за Ил-2).
                  Я долго искал описания применения Ил-10 на фронте. Нашёл лишь в нулевых годах, когда в журнале "Авиация и Космонавтика" напечатали монографию О.В. Растренина, а так же на сайте "Я помню" воспоминания фронтовиков об Ил-10.
                  Увы, по воспоминаниям лётчиков, летавших на обоих типах самолётов, Ил-10 на фронте по всем статьям, за исключением скорости (которая в тех условиях, практически, роли не играла), уступал Ил-2. Особенно уступал в живучести. Если самолёты Ил-2 после вынужденной посадки, как правило, восстанавливались, то Ил-10 уже не подлежали восстановлению в полевых условиях.
        2. Kibb 6 сентября 2012 16:56
          Да, но Ил 10 ровесник Ская примерно, ты же знеш его история тоже давольно сложная
          Kibb
          1. Vadivak 6 сентября 2012 20:55
            Цитата: Kibb

            Да, но Ил 10 ровесник


            Блин я не понял, извини ты ж написал чем хуже Скайредер, чем Ил2

            Ну на мой взгляд Скай отличная машина,(дожил же он до 70-х) хотя изначально и не штурмовик , думаю во 2 мв без стрелка против гансов ему пришлось бы туговато да и по надежности был похуже Ила зато маневренней за счети мощного движка 2 700 лс это не хухры мухры
            1. Kibb 6 сентября 2012 21:43
              Цитата: Vadivak
              хотя изначально и не штурмовик

              А кто?Уж прости но самый лутший ШТУРМОВТИК за всю истрию поршневых самолнтов.Пекировщики то быстро ушли с сцены.И выжил бы он отлично при нармальном сопровождении -и ведь выжел же до 70ых.А вот разница в 1000 лс никак не обьясняет разницу в нагузке 400(300) против AD-1
              Размах крыла, м 15.25
              Длина, м 11.63
              Высота, м 3.66
              Площадь крыла, м2 37.19
              Масса, кг
              пустого самолета 4763
              нормальная взлетная 6305
              максимальная взлетная 8165
              Тип двигателя 1 ПД Wright R-3350-24W Duplex Cyclone
              Мощность, л.с.
              взлетная 1 х 2500
              номинальная 1 х 2200
              Максимальная скорость , км/ч 589
              Крейсерская скорость , км/ч 298
              Практическая дальность, км 3122
              Максимальная скороподъемность, м/мин 1094
              Практический потолок, м 10060
              Экипаж 1
              Вооружение: две 20-мм пушки
              боевая нагрузка - 2720 кг различного вооружения на 12 узлах подвески (бомбы
              В плюс Ил2 Можно поставить только пушки ВЯ
              Kibb
              1. Vadivak 7 сентября 2012 08:49
                Цитата: Kibb
                В плюс Ил2 Можно поставить только пушки ВЯ


                Сомнительно (тяжеловаты 66 кг 1 шт. ) их-то как раз (2 штуки) в 45 на Ил-10 сменили на 4 НС-23 37 кг 1 шт.
                1. Kibb 7 сентября 2012 12:13
                  Дык правильно - слишком мощьное оруди для самолета. На истребитель их так и не рискнули поставить. Но отличная балистика позволила в будущем сделать ЗУ 23- 2 и Шилку
                  Kibb
            2. Kibb 6 сентября 2012 22:34
              [quote=Vadivak]хуже Скайредер, чем Ил2 [/quoteя же спрашивал в про что? Чем же броня на каркасе лутше или хуже систмы Ила- никаких приемуществ невидно,или это как с отсечкой- отражателем в винтовке Мосина- самая неудачная деталь во всей винтовке
              Kibb
              1. bairat 7 сентября 2012 14:08
                Каркасная броня получается тяжелее, зато механикам проще обслуживать такой самолет.
      2. Альф 6 сентября 2012 20:38
        АМ-38=1750 л.с., Скайрейдер-2700 л.с.. Отсюда и разница. ИЛ-8 и СУ-6-двигатель, двигатель..
        1. Vadivak 6 сентября 2012 21:19
          Цитата: Альф
          двигатель, двигатель..


          Ну это головная боль нашей авиации, какие машины могли бы просто рвать люфтваффе , взять тот же И-185
          1. Альф 6 сентября 2012 21:43
            Самолет легче построить, чем двигатель. А также ТУ-2АМ-37, ДВБ-102.
        2. Альф 6 сентября 2012 21:50
          Не зря же Микулин шутил, что "на хорошем моторе и ворота полетят."
    3. TIT 6 сентября 2012 14:04
      Цитата: Vadivak
      прозвища Ил-2- правильный вариант – «чума»


      ну чума и есть "черная смерть"
      TIT
      1. Vadivak 6 сентября 2012 14:26
        Цитата: TIT
        ну чума и есть "черная смерть"


        это да, но у немцев таких аналогий нет
        1. Kibb 6 сентября 2012 16:46
          Цитата: Vadivak
          это да, но у немцев таких аналогий нет

          они не особо переживали по этому поводу, конечно не учитываем не удачный 129- сам то самолет неплох - с мотором ошиблись. Хотя им и Ю88 вроде хватало для всего
          Kibb
          1. Vadivak 6 сентября 2012 21:34
            Цитата: Kibb
            конечно не учитываем не удачный 129-

            Ну на паровозном заводе как ни строй паровоз и получится

            Цитата: Kibb
            отя им и Ю88 вроде хватало для всего


            как штурмовик хорош был FW-190F Ракеты калибра 88 мм имели кумулятивную боеголовку.пробивали броню толщиной до 180 мм.250-кг кассетная бомба АВ 250. После сброса такая бомба раскрывалась, рассеивая суббоеприпасы на большой площади.две пушки МG-151/20 в корне крыла, две 7,9-мм пулемета MG-17 на фюзеляже, две подкрыльевые 30-мм пушки МК-103 но уже поезд ушел 43 не 41
            1. Kibb 6 сентября 2012 22:02
              Цитата: Vadivak
              Ну на паровозном заводе как ни строй паровоз и получится

              Обсмеялся- да действительно good
              Kibb
  4. redcod 6 сентября 2012 09:59
    В последнее время появились публикации, что Ил-2 не был таким самолетом, как его восхваляла советская пропаганда. Якобы не было у него прицела, вооружение слабое, летные качества низкие и т.д.
    Да, может и были у Ил-2 недостатки, но благодаря своей технологичности, надежности и массовости немцев он далбил исправно.
    Хочу сказать, что в то время не было идеального оружия ни у одной стороны той страшной войны. Кстати, нет его и сейчас, ну конечно кроме АК..
    1. Гражданский 6 сентября 2012 11:58
      ну дк... сейчас много что пишут... еще напишут что летчиков приковывали к штурвалу, а в бой только после литра водки шли... эти все напишут
      1. Краснодарец 6 сентября 2012 13:31
        Все таки военное время, полная нехватка средств производства и хороших исполнителей на заводах. Проиграл П. Сухой В. Илюшину по срокам, а когда самолет уже запущен в серию и более или менее успешно справляется с поставленными задачами, то его и оставили. Очень трудно было запустить в серию еще один штурмовик, к тому же у Илов было одно очень важное преимущество перед Су-6 - это один двигатель! А это половина самолета! Два мотора - в два раза дороже получается... Су-2 был отличным самолетом, но без брони, по крайней мере в первых сериях, вот и сделали их мало, хоть и плохо, очень плохо горел и был сильно живучей Ил-2...
    2. Альф 6 сентября 2012 20:40
      В этих публикациях не указывалось, с чем сравнивали ИЛ-2 ?
    3. Vadivak 6 сентября 2012 21:38
      Цитата: redcod
      В последнее время появились публикации, что Ил-2 не был таким самолетом, как его восхваляла советская пропаганда. Якобы не было у него прицела, вооружение слабое, летные качества низкие и т.д.



      "Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии... как воздух, как хлеб".

      И.В. Сталин

      Какие тут еще комментарии
    4. Алекс 8 января 2014 18:44
      Цитата: redcod
      В последнее время появились публикации, что Ил-2 не был таким самолетом, как его восхваляла советская пропаганда. Якобы не было у него прицела,
      А также винта, двигателя и шасси. а стреляли из охотничьих дробовиков.

      Ну подумайте сами, что за бред - боевой самолет без прицела?! И зачем такую чушь говорить, ради поста, что-ли?
  5. Братец Сарыч 6 сентября 2012 10:03
    Я бы Илы и Штуки не сравнивал - слишком разные самолеты и по возможностям, и по применению...
    Братец Сарыч
    1. Vadivak 6 сентября 2012 15:17
      Цитата: Братец Сарыч
      Я бы Илы и Штуки не сравнивал - слишком разные самолеты и по возможностям, и по применению...


      Штука бомбер хотя и был штурмовой вариант, а если сравнивать штурмовики тогда уж с FW-190F.

      Ju 87G. c37-мм пушками Flak 18., но без прикрытия это была гарантированная братская могила (за редким исключением) низкая скорость и маневренность
  6. bistrov. 6 сентября 2012 10:12
    "Самолет -солдат","летающий танк"-так с гордостью и любовью называли советские воины штурмовик ИЛ-2. Эти определения предельно точно хаактеризуют боевые качества самолета,созданного конструкторским коллективом под руководством С.В. Ильюшина. Немцы панически боялись этого самолета,кстати они не имели специализированного штурмовика и использовали для штурмовки или пикирующий бомбардировщик Ю-87 "Штука", или истребитель Ме-109, впоследствии приспособили для этой цели некоторое количество Фокке-Вульф-190. Но это было все не то. "Штука" вскоре был снят с вооружения, а истребители были остро необходимы для борьбы с превосходящими силами советской авиации И это не первый немецкий прокол. Например у них не было дальнего бомбардировщика. Вообще чем больше я думаю над развязыванием ими войны с СССР,тем больше удивляюсь недальновидности немцев. Сунуть свою голову в пасть русскому медведю! Даже если и допустить,что они добились своей цели и взяли бы Москву,это не означало бы конец войне, оставалась еще громадная Сибирь ,протяженностью 10 тысяч километров, с неисчислимыми природными ресурсами и упрямыми выносливыми людьми. Они просто отсрочили бы свое поражение.
  7. redcod 6 сентября 2012 10:23
    Бегельди́нов, Талга́т Якубе́кович— советский лётчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза. За два года войны Т. Я. Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов на штурмовку наземных войск противника, в воздушных боях сбил 7 немецких самолётов. Свой счет открыл на одноместном Ил-2, сбив Ме-109, когда возвращался со штурмовки.
  8. bairat 6 сентября 2012 10:58
    Кто не читал советую прочитать книгу "Я дрался на Ил-2", это воспоминания ветеранов. Очень интересно проследить эволюцию боевого применения самолета, построение при штурмовке "в круг" появилось не сразу а явилось результатом сложения боевого опыта.
  9. borisst64 6 сентября 2012 11:20
    Цитата: redcod
    совершил 305 боевых вылетов


    Когда за 30 боевых вылетов Героя давали, понимаешь какая мясорубка была.
    borisst64
    1. Гамдлислям 6 сентября 2012 16:10
      borisst64
      Когда за 30 боевых вылетов Героя давали

      В первый год войны ГСС давали за 30 боевых вылетов, затем стали давать за 70, а уже в последний год войны давали за 100 боевых вылетов.
  10. Вперёд 6 сентября 2012 13:40
    На этом легендарном штурмовике Ил-2 воевал мой отец с 1941-1945 г. г. soldier
  11. atos_kin 6 сентября 2012 13:50
    Рассказывал отец. Он (15 лет еще было) работал на Уралвагонзаводе, который кроме наземных танков клепал и воздушные танки Ил-2. После того, как хвостовое оперение стали делать деревянным, немчура очень быстро приспособилась отстреливать его с одной очереди. Стало обидно, что столь живучий самолет так быстро выводится из боя. Решение нашли продлив три лонжерона. В итоге при простреле (были случаи в решето) хвостового оперения, танк возвращался на базу.
  12. strannik595 6 сентября 2012 14:50
    оружие созданное для реальной войны, где каждый день большие потери, а значит возобновляемость ресурсов имеет наиглавнейшее значение, ремонт техники в полевых условиях............поэтому не смогли немцы противопоставить ничего по этим качествам ни Т-34 на земле, ни ИЛ-2 в воздухе.....гнались за созданием супероружия, а в итоге войну проиграли с треском.....Россия с 8 века постоянно воевала и русские знают как и какое оружие нужно в реальных боевых условиях............надеюсь наши современные конструкторы не уронят знамя своих учителей
  13. nnz226 6 сентября 2012 15:46
    Главный сюжет использования Ил-2 в такой истории: Апрель 1945 г. - штурм Берлина, ожесточённое сопротивление. Авиаподдержка уже невозможна из-за боязни накрыть своих, а надо, чтоб немчура пряталась. Жуков отдаёт приказ вылетать Ил-2, пикировать и имитировать атаки на немцев, но без стрельбы. Помогло! Услышав звуки подлетающих Илов немцы, как тараканы, прятались в укрытия: у них на этот звук уже условный рефлекс выработался. Те у кого такого рефлекса не было, до апреля 1945 года просто не дожили, их наши лётчики с землицей перемешали раньше.
  14. Zmitcer 6 сентября 2012 22:55
    Почему в статье нет инфо про ил-20? Интересная машина ведь.А Су-6,как и многие другие интресные проекты,подвёла неготовность двигателя. А так он превосходил по своим лётным характеристикам Ил-2. Был бы Союз готов к войне, в 1941 эти "летающие танки" основательно проредели бы колонны немцев. Редкий немец, дополз бы до Минска. wink
    Zmitcer
  15. alex86 7 сентября 2012 19:19
    А вот кто скажет, если сегодня так сложится, что ничего другого не будет получаться производить, то как Ил-2 покажет себя ( ну пусть и с локальном конфликте)? Мне кажется, что и сегодня нашлось бы применение...
  16. rocketman 5 октября 2012 01:45
    В юности книга василия Емельяненко "в военном воздухе суровом" была моей одной из любимейших книг. история боевого пути полка, которій первім в РККА получил 65 штук Ил-2 и вступил на них 27 июня в войну...очень интересно и правдиво написано
    rocketman

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня