Авиация Красной Армии Великой Отечественной войны (часть 7) – штурмовики Ильюшина

Самолеты-штурмовики конструкции С. В. Ильюшина стали непременным атрибутом Великой Отечественной войны, внеся огромный вклад в победу. При этом штурмовик Ил-2 официально является самым массовым боевым самолетом в истории, всего было выпущено более 36 000 данных машин. Советские конструкторы называли Ил-2 «летающим танком», немецкие летчики за способность штурмовика переносить повреждения называли его «бетонным самолетом», ну а наземные части вермахта отзывались о нем более нелицеприятно, прозвав самолет «черной смертью», «железным Густавом», «Мясорубкой». Ил-2 и его дальнейшее развитие – штурмовик Ил-10 активно применялись во всех крупных сражениях Великой Отечественной войны и в Советско-японской войне, действуя на всех фронтах.

Штурмовик Ил-2

Выступая в роли основной ударной силы советской боевой авиации, штурмовик Ил-2 сыграл очень важную роль в годы войны и оказал заметное влияние на ее исход на Восточном фронте. Перед самой войной КБ Ильюшина удалось создать самолет, в основе которого лежали самые последние достижения советской науки и техники. Мощный авиационный двигатель, штампуемая неоднородная броня (которая позволяла производить броневые детали, имеющие сложную поверхность), самолет имел бронекорпус обтекаемой формы, который оснащался не навесной, а «работающей» броней, также на самолете использовалось бронестекло для защиты членов экипажа. Самолет оснастили скорострельными авиационными пушками и реактивными снарядами. Все эти компоненты в будущем стали главными составляющими успеха штурмовика Ил-2.


Первые испытания нового самолета конструкции Ильюшина, который получил обозначение ЦКБ-55 или БШ-2 (бронированный штурмовик второй) состоялись в 1939 году. Первый полет на новой машине совершил известный советский летчик-испытатель В. К. Коккинаки. Самолет БШ-2 представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с мотором жидкостного охлаждения АМ-35 (мощность 1350 л.с.) и полуубирающимся шасси. Все жизненно важные узлы и агрегаты штурмовика (бензобаки, двигатель, системы охлаждения), а также экипаж располагались в бронированном корпусе.
Авиация Красной Армии Великой Отечественной войны (часть 7) – штурмовики Ильюшина
Ил-2 одноместный

После прохождения испытаний, которые были признаны успешными, самолет подвергся ряду изменений. В частности его оснастили менее высотным, но при этом более мощным двигателем АМ-38, который был создан в КБ А.А. Микулина специально под данный самолет. Также претерпели изменения компоновка кабины и систем охлаждения. Экипаж был сокращен до 1 человека – летчика. На месте стрелка был размещен дополнительный топливный бак, было усилено вооружение и бронирование. В таком виде самолет в 1940 году прошел заводские испытания.

Первые серийные штурмовики, которые получили обозначение Ил-2, начали выходить из заводских цехов в 1941 году, а первые боевые подразделения, которые были вооружены данными машинами, были созданы перед самой войной. Появление на фронтах Ил-2 стало полной неожиданностью для немцев. Несмотря на то, что тактика применения бронированных штурмовиков еще не была до конца отработана, они сразу же стали наносить серьезный урон противнику, деморализуя его части. С большим успехом подразделения штурмовиков Ил-2 использовались против мотомеханизированных и бронетанковых частей противника.

Планер самолета представлял собой одномоторный моноплан смешанной конструкции с нижним расположением крыла. Главной особенностью самолета было включение его брони в силовую схему планера. Броня корпуса штурмовика заменяла собой каркас и обшивку всей носовой, а также средней части фюзеляжа. Несущий бронекорпус был клепанным и изготавливался из гомогенной стальной брони АБ-1. Данный бронекорпус закрывал собой двигатель, радиаторы, кабину пилота и ряд агрегатов машины (на прототипе он защищал и бортстрелка). Прозрачная лобовая броня козырька пилотской кабины была толщиной в 64 мм. и могла выдержать попадание 7,62-мм бронебойной пули при стрельбе в упор.
Ил-2 двухместный

Столкнувшись в 1941 году с большими потерями штурмовиков Ил-2, которые не имели оборонительного вооружения, представители ВВС обратились к Ильюшину с требованием сделать самолет двухместным, как это и было задумано. В итоге к концу 1942 года в самолете вновь появился бортстрелок. При этом поменять бронекорпус было уже невозможно, поэтому стрелок находился вне его и был защищен лишь 6-мм листом брони со стороны хвоста самолета. Бронекорпус, который защищал бы обоих членов экипажа, вновь появился лишь на следующей модификации штурмовика – Ил-10, который выпускался с 1944 года.

Штурмовик оснащался поршневым двигателем АМ-38. Это был 12-цилиндровый V-образный авиационный двигатель жидкостного охлаждения. Его мощность в различных режимах полета составляла от 1620 до 1720 л.с. Двигатель был создан в ОКБ Микулина. Общий запас горючего на моделях без воздушного стрелка составлял 470 литров.

Вооружение штурмовика Ил-2 было следующим:
- 2 пушки, установленные в консолях крыла (сначала 20-мм ШВАК, затем в основной серии – 23-мм ВЯ, в противотанковом варианте устанавливались 37-мм пушки), также проходил испытания образец с 45-мм пушками.
- 2 пулемёта ШКАС (крыльевые)
- авиабомбы, контейнеры с ПТАБ
- реактивные снаряды РС-132 или РС-82
- в качестве оборонительного вооружения на двухместном варианте штурмовика использовался 12,7-мм пулемет УБТ.

Штурмовик Ил-2 выпускался в одноместном (только пилот) и двухместном вариантах (пилот и воздушный стрелок). Различные конструктивные и технологические изменения вносились в самолет регулярно. К примеру, в конце 1941 года на ряд экземпляров из-за нехватки материалов начали устанавливать хвост, выполненный из дерева, с дополнительными внешними рёбрами жёсткости. Также менялось бронирование машины и состав вооружения.

Тактико-технические характеристики Ил-2 (двухместный) 1942 год:

Размеры: размах крыла – 14,6 м., длина – 11,6 м., высота – 4,17 м.
Площадь крыла – 38,5 кв. м.
Масса снаряженного самолета – 6 060 кг.
Тип двигателя – 1 ПД АМ-38, мощность 1665 л.с.
Максимальная скорость – 411 км/ч.
Практическая дальность полета: 685 км.
Практический потолок: 6 000 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: 2х23-мм пушки ВЯ, 2х7,62-мм пулемета ШКАС, 1х12,7-мм пулемета УБТ, 4 РС-132 или РС-82, 400-600 кг. бомб.

Штурмовик Ил-10

Ил-10 (по классификации НАТО Beast – «Зверь») – советский штурмовик заключительного периода войны. Был создан в 1944 году КБ Ильюшина путем глубокой модернизации штурмовика Ил-2. Первый полет новая машина совершила 18 апреля 1944 года, пилотировал самолет В. К. Коккинаки. Серийное производство штурмовика было налажено на 3 авиационных заводах: № 1, № 18 и № 64 и продолжалось в течение 5 лет. В 1945 году было собрано 2556 штурмовиков Ил-10, всего было выпущено 4475 боевых самолетов и 280 учебных вариантов УИл-10. С конца декабря 1951 по 1955 год данный штурмовик выпускался по лицензии в Чехословакии на заводе «Авиа», машина обозначалась B-33. Штурмовики чешского производства поставлялись в Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию. Всего в Чехословакии было выпущено 1 200 штурмовиков В-33.
Штурмовик Ил-10

Созданный в 1944 году бронированный штурмовик Ил-10 АМ-42 в наиболее полном объеме воплотил в себе концепцию «летающей боевой машины пехоты», у которой был существенно повышен интегральный коэффициент боевой эффективности во время решения задач по непосредственной авиационной поддержке войск. Повысить эффективность штурмовика удалось за счет более высокой подвижности машины над полем боя, а также частичного усиления вооружения при сохранении массы брони на уровне основного штурмовика ВВС Красной Армии – Ил-2.

Ил-10 – это двухместный цельнометаллический моноплан с нижним расположением крыла. Основное отличие от Ил-2 состояло, в частности, в том, что с учетом имеющихся рекомендаций, которые были основаны на статистических исследованиях поражаемости стрелка и пилота Ил-2, в бронекорпус была полностью включена кабина воздушного стрелка штурмовика. Также была увеличена толщина бронирования капота двигателя с боков и снизу до 8 мм. вместо 4 мм. на Ил-2. Калибр оборонительного вооружения был увеличен с 12,7 до 20 мм.

Усовершенствованный штурмовик Ил-10 с двигателем АМ-42 и винтом АВ-5л-24 приступил к государственным испытаниям в июле-августе 1944 года и успешно прошел их. Согласно постановлению от 23 августа 1944 года самолет был запущен в серийное производство. Вес пустого штурмовика Ил-10, который был представлен на госиспытания, составлял 4 650 кг. При этом нагрузка нормального полетного веса составляла 1 650 кг. и включала в себя: экипаж: 2 человека – 180 кг., бензин – 535 кг., масло – 65 кг., вес стрелково-пушечного вооружения (2х23-мм пушки ВЯ по 150 снарядов на ствол, 2х7,62-мм пулемета ШКАС общий боезапас 1500 патронов, оборонительный пулемет УБК – 150 патронов) – 420 кг., вес бомбовой нагрузки – 400 кг., вес гранат АГ-2 в количестве 10 штук – 20 кг., вес съемного оборудования – 30 кг. Самолет допускал и перегрузочные варианты бомбовой нагрузки. Например, двух авиабомб ФАБ-250 на наружной подвеске или 600 кг. мелких бомб в отсеках.
Штурмовик Ил-10

Летно-технические данные штурмовика Ил-10, который прошел государственные испытания, оказались очень хорошими. При полетном весе в 6 300 кг. (400 кг авиабомб без РС) на номинальном режиме работы двигателя максимальная скорость машины на высоте в 2300 метров составила 550 км/ч, что было практически на 150 км/ч больше, чем у штурмовика Ил-2 с двигателем АМ-38Ф. Максимальная скорость Ил-10 у земли составляла 500 км/ч, время набора высоты 1 000 метров – 1,6 мин., высоты 3 000 метров – 5 мин. Практический потолок штурмовика также повысился и составлял 7270 метров.

Тактико-технические характеристики Ил-10:
Размеры: размах крыла – 13,4 м., длина – 11,12 м., высота – 4,18 м.
Площадь крыла – 30 кв. м.
Масса нормальная взлетная – 6 300 кг.
Тип двигателя – 1 ПД АМ-42, мощность 1770 л.с.
Максимальная скорость – 551 км/ч.
Практическая дальность полета: 800 км.
Практический потолок: 7 250 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: 2х23-мм пушки ВЯ или НС-23, 2х7,62-мм пулемета ШКАС, 1х12,7-мм пулемет УБ или 1х20-мм пушка УБ-20, 8 РС-132 или РС-82, 400-600 кг. бомб.

Источники информации:
-http://www.airpages.ru/ru/il2_1.shtml
-http://www.airwar.ru/enc/aww2/il2.html
-http://www.airwar.ru/enc/aww2/il10.html
-http://ru.wikipedia.org/
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Советские штурмовики

В этом фильме рассказывается о самой смертоносной части советских ВВС Второй мировой – о штурмовиках. Этот рассказ будет состоять в основном об Ил-2 («Летающий Танк» - так называли его наши конструкторы) и его модификациях. Немецкие пилоты за способность переносить повреждения называли его – «Бетонный Самолет». У наземных войск вермахта самолет заслужил несколько нелицеприятных прозвищ, таких как «Мясник», «Мясорубка», «Железный Густав» и «Черная смерть». Также в фильме будут описаны дальнейшие развития штурмовика Ил-2, самолеты Ил-8 и Ил-10. В фильме рассматривается самолет, который по замыслу конструкторов должен был составить основу пятнадцати тысячной воздушной противотанковой армии – самолет «Пегас».

Читайте также
Комментарии 59

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Гамдлислям 6 сентября 2012 09:18
    Видимо я очень много знаю о штурмовике Ил-2, а потому данная статья показалась поверхностная, пустая.
    Для тех, кто хочет поподробнее узнать о самолёте Ил-2 и его модификациях предлагаю ссылку на авиационную энциклопедию "УГОЛОК НЕБА" - http://www.airwar.ru/attackww2.html

    А вот Ил-10 (первых серий) оказался неудачным самолётом. Его боевая эффективность была намного ниже Ил-2. Боевая нагрузка у него была ниже. В 1945 году в боевых действиях на фронте поучаствовали только три полка, но и те быстро стали небоеспособными. Поэтому об участии этого самолёта в ВОВ пишут лишь общие фразы.
    После войны Ил-10 существенно модернизировали, поставили новое крыло, довели двигатель. Лишь после этого он стал полноценным боевым самолётом
    1. BigRiver 6 сентября 2012 12:41
      Гамдлислям
      "Для тех, кто хочет поподробнее узнать о самолёте Ил-2 и его модификациях предлагаю ссылку на авиационную энциклопедию "УГОЛОК НЕБА" - http://www.airwar.ru/attackww2.html"

      Я бы порекомендовал еще хорошую работу Олега Растренина "Штурмовики Великой отечественной войны". (Эксмо, 2008).
    2. ZAVET 6 сентября 2012 12:43
      Почему в основном штурмовике не использовался более мощный и менее уязвимый двигатель воздушного охлаждения?
      Пикирование - наиболее безопасный и надежный способ уничтожения наземных целей (в отличие от бреющего полета).
      Почему основной штурмовик не мог пикировать?

      О чем говорят такие большие потери ил-2?

      Когда читаешь про мышиную возню конструкторов, их подлость в отношении друг друга гадко становиться.
      Хотя конкуренция естественна.
      ZAVET
      1. BigRiver 6 сентября 2012 12:53
        ZAVET,
        ИМХО, ситуация близкая с ситуацией Т-34/ Т-43.
        Не стали рисковать и перестраивать производство в начавшейся войне.
        Илюшин, кстати, все же пикировал. Правда, под 50 гр и с малым нахождением на боевом курсе.
        Потери говорят, в начальном периоде войны, - о не отработанной тактике применения.
        Далее - и сильном и грамотном противодействии МЗА противника.
        1. Гамдлислям 6 сентября 2012 15:30
          ZAVET (4)
          Пикирование - наиболее безопасный и надежный способ уничтожения наземных целей (в отличие от бреющего полета).
          Почему основной штурмовик не мог пикировать?
          О чем говорят такие большие потери ил-2?

          Уважаемый коллега Николай, штурмовик - это не пикировщик. У Ил-2 допустимый разрешённый угол пикирования 30 градусов. Да и пикировать ему было не откуда. Он летал на тех высотах, на который пикирующие бомбардировщики выходят из пикирования. Бомбы же располагались в бомболюках, а на пикировании более 30 градусов их уже не сбросишь.
          Двигатель воздушного охлаждения стоял на штурмовике Су-6, однако, пока двигатель довели, время ушло. Война не ждала, а во время войны запускать другой самолёт в серию было накладно и рискованно. На Ил-2 в 1944 году поставили М-82, но данная модификация никакого выигрыша не дала, а потому серийно она не строилась.
          А причина потерь разная. В первой половине ВОВ большие потери были из-за тактически неправильного использования данного самолёта и недостаточной обученности лётного состава. Обучение на боевое применение, фактически, было организовано только в последний год войны, с весны 1944 г., после того, как над головами военноначальников замаячил домоклов меч.
      2. carbofo 6 сентября 2012 17:30
        ZAVET,
        Движок с воздушным охлаждением неудобно бронировать, да и обзор за ним не фонтан.
      3. Альф 6 сентября 2012 20:29
        Потому что двигателя ДОВЕДЕННОГО воздушного охлаждения на момент создания ИЛ-2 не было. М-82 довели только к лету-осени 42 года. В 43-44 было несколько попыток поставить М-82 , но , во-первых, больших выгод он не принес, чтобы останавливать конвейер, а , во-вторых, М-82 шел на ЛА, М-88 на ИЛ-4 и другого движка просто не было.
        По пикированию... Пикировщик должен иметь прочность больше, чем горизонтальщик, и ИЛ-2 с нормами прочности ПЕ-2 просто не взлетел бы с АМ-38.
        По потерям... Большие потери ИЛ-2 говорят о мощной ПВО Германии, недаром самые большие потери ИЛов были не от истребителей, а от 20, 30, 37 мм пушек.
        1. 77bor1973 6 сентября 2012 21:54
          Не мощное ПВО Германии а мощное ПВО аэродромов , 50% работы -штурмовка аэродромов и соответственно большие потери .
          77bor1973
          1. Альф 7 сентября 2012 00:14
            Я это и имел ввиду.
    3. Leksander 7 сентября 2012 03:53
      Согласен. Статья никакая. Автору не хватило смелости написал, что на каждого убитого пилота приходилось три погибших стрелка или что 23мм пушки имели нулевую бронепробиваемость , а также что Ил-2 не имел бомбоприцела и пилот производил бомбометание на глазок.
      1. carbofo 7 сентября 2012 22:36
        Leksander,
        С такого расстояния с которого они их кидали, после 10 вылетов станешь Скайуокером.
        1. Leksander 8 сентября 2012 05:03
          Все ли доживали до 10го вылита...
      2. mkpda 10 сентября 2012 12:30
        ВЯ-23 была одной из самых мощных (по бронепробиваймости) авиапушек ВМВ, если не брать калибры от 37 мм и более. Другое дело, что против средних и тяжёлых танков такие пушки в принципе имеют очень малую эффективность. На Ил-2 ставили ВВ-1, который отвечал требованиям (в отличии ПТБ-1 на первых сериях).
  2. стас57 6 сентября 2012 09:28

    Ил-2, пилотируемый заслуженным летчиком-испытателем СССР, дважды Героем Советского Союза В.К. Коккинаки, Москва 1944 г.

    а вообще очень так кратенько, про такой самолет, всего кратенькие полстатейки в стиле реферата. жаль
  3. Vadivak 6 сентября 2012 09:29
    Русская авиа­ция может гордиться тем, что она первой открыла новую форму боевого использования самолёта, раньше военно-воздушных сил других воюющих стран стала штурмовать неприятельские войска.

    Первые штурмовые действия русских самолётов относятся к лету 1915 года. Пять русских самолётов 31-го авиационного отряда с небольшой высоты атаковали скопление немецких войск на пере­праве через реку Буг у местечка Владава. Пулемётный огонь с воздуха и сброшенные на пехоту авиабомбы внесли смятения в ряды про­тивника и способствовали успеху атаки 1-й гвардейской пехотной дивизии.

    Кстати черная смерть - несколько неправильный перевод прозвища Ил-2- правильный вариант – «чума» – говорил о действиях этих штурмовиков, действительно носивших массовый характер, словно эпидемия чумы. А пилоты Люфтваффе дали ему совсем иное прозвище – «Zementbomber».

    Вот с такими "повреждениями" возвращались на свои аэродромы
    1. Tirpitz 6 сентября 2012 09:54
      Читал мемуары Руделя. Так немцы завидовали что у них нет самолета такого класса. штуки ему во многом уступали особенно в защите и скорости.
      Tirpitz
    2. Kibb 6 сентября 2012 11:06
      Вадим, ты мне обьсни чем хуже Скайредер, чем Ил2 лутше за счет силовой брони? 400 кг - нагрузки и все?Против 2000 кг, -что у него броня 1600 кг весила?А Скай брал и больше, вроде до 6000 рекорд?Почему у Ил10 потери больше чем у Ил2, и чем нашим военным неугодил Ил8 или Су6
      Kibb
      1. Vadivak 6 сентября 2012 14:51
        Цитата: Kibb
        400 кг - нагрузки и все?


        Справедливости ради надо сказать, сто основная задача Ил-2 которую кстати и Ставил Сталин- штурмовка колонн на марше, тут ему равных не было, что касаемо 82 мм РС- рассеивание по цели было приличным поэтому приближались к ней максимально,

        Цитата: Kibb
        400 кг - нагрузки и все?

        в июле 1943 г. максимальная бомбовая нагрузка двухместных Ил-2 специальным приказом снижена до 300 кг

        Цитата: Kibb
        чем хуже Скайредер,


        Тем что он не успел на войну он же 1946 года

        Цитата: Kibb
        и чем нашим военным неугодил Ил8 или Су6

        ИЛ-8 по совокупности характристик уступал Ил-10

        Су-6 (двухместный вариант) (за исключением массы бомбовой нагрузки) превзошел «Ила» но он был с М-71 ну про М-71 ты в курсе, а тот на который в конце концов поставили АМ-38 и АМ-38Ф проиграл Ил-10 по летным ттх
        1. Гамдлислям 6 сентября 2012 15:59
          Vadivak
          ИЛ-8 по совокупности характристик уступал Ил-10

          Уважаемый коллега Вадим, здесь Вы не правы, Ил-8 по превосходил Ил-10. Однако его подвёл двигатель. На Ил-8 стоял М-71 (как и на Су-6), который сняли с производства в конце 1941 года. Затем на самолёт поставили двигатель АМ-42, но двигатель был не доведён, да и серийное производился в мизерных количествах (не хватало даже для выпуска Ил-10 уже запущенного в производство). Поэтому, когда в конце 1944 года возник вопрос о серийном производстве Ил-8, то вопрос решился в пользу Ил-10. После окончания войны, многие наработки по Ил-8 использовались при модернизации Ил-10, в том числе и крыло.
          Vadivak
          Су-6 (двухместный вариант) (за исключением массы бомбовой нагрузки) превзошел «Ила» но он был с М-71 ну про М-71 ты в курсе, а тот на который в конце концов поставили АМ-38 и АМ-38Ф проиграл Ил-10 по летным ттх

          Одна из причин появления Ил-8 с мотором АМ-42 потому, что Су-6 (даже с мотором АМ-38ф показал ттх выше, чем Ил-10. Это уже конкурентная (подковёрная) борьба конструктора Ильюшина "за место у трона"..
          1. Vadivak 6 сентября 2012 16:34
            Цитата: Гамдлислям
            л-8 по превосходил Ил-10. Однако его подвёл двигатель. На Ил-8 стоял М-71 (


            Ну как он мог превосходить если М-71 не пошел в серию?

            По Су-6 если не трудно приведите сравнения со ссылкой
            1. Kibb 6 сентября 2012 20:11
              Вобще если думать не предвзято то самолет хорош в тех условиях. Ведь реально-М105, М82,М35-42... все делай что хочеш, но самолет должен быть
              Kibb
              1. Vadivak 6 сентября 2012 20:58
                Цитата: Kibb
                все делай что хочеш, но самолет должен быть

                На то и был отец народов поставлен
            2. Гамдлислям 6 сентября 2012 20:23
              Vadivak
              По Су-6 если не трудно приведите сравнения со ссылкой

              Ссылка на Су-6 - http://www.airwar.ru/enc/aww2/su6.html
              В самом первом посту я дал ссылку на все штурмовики, т.е. Ильюшина, Сухова, Поликартова, Томашевича, Кочергина, Немана, Туполева, Яковлева, Микояна, Грушина, а так же забугорных. Так что можно сравнить любой.
              1. Vadivak 6 сентября 2012 21:14
                Цитата: Гамдлислям
                сылка на Су-6 - http://www.airwar.ru/enc/aww2/su6.html



                Из вашей ссылки
                Сравнение летно-боевых свойств суховского штурмовика с Ил-10 было не в пользу первого. Су-6 АМ-42 уступал ильюшинской машине по большинству определяющих характеристик. В итоге был сделан вывод о нецелесообразности запуска Су-6 АМ-42 в серийное производство.

                Заметьте не стоит сравнивать самолет с существующим и не опытным двигателем, что я и делал а вы противоречите собственным словам

                Цитата: Гамдлислям
                потому, что Су-6 (даже с мотором АМ-38ф показал ттх выше, чем Ил-10.
                1. Kibb 6 сентября 2012 22:44
                  Вадим, ну прав ты как и не прискорбно- про мотор я уже говорил
                  Kibb
                2. Гамдлислям 7 сентября 2012 04:32
                  Уважаемый коллега Вадим, я не думаю что нужно нам дискутировать по данному вопросу.
                  Наличие Су-6 заставило Ильющина, фактически, перепроектировать Ил-10 в 1945 году, чтобы самолёт остался в серии. После войны выпускался Ил-10М, фактически, новый самолёт. ТТХ на Ил-10 в литературе дают как раз по послевоенному самолёту. Да, и, Сталинскую премию Сухому П.О, не за красивые глаза вручили, а за самолёт Су-6 (Ильюшину - за Ил-2).
                  Я долго искал описания применения Ил-10 на фронте. Нашёл лишь в нулевых годах, когда в журнале "Авиация и Космонавтика" напечатали монографию О.В. Растренина, а так же на сайте "Я помню" воспоминания фронтовиков об Ил-10.
                  Увы, по воспоминаниям лётчиков, летавших на обоих типах самолётов, Ил-10 на фронте по всем статьям, за исключением скорости (которая в тех условиях, практически, роли не играла), уступал Ил-2. Особенно уступал в живучести. Если самолёты Ил-2 после вынужденной посадки, как правило, восстанавливались, то Ил-10 уже не подлежали восстановлению в полевых условиях.
        2. Kibb 6 сентября 2012 16:56
          Да, но Ил 10 ровесник Ская примерно, ты же знеш его история тоже давольно сложная
          Kibb
          1. Vadivak 6 сентября 2012 20:55
            Цитата: Kibb

            Да, но Ил 10 ровесник


            Блин я не понял, извини ты ж написал чем хуже Скайредер, чем Ил2

            Ну на мой взгляд Скай отличная машина,(дожил же он до 70-х) хотя изначально и не штурмовик , думаю во 2 мв без стрелка против гансов ему пришлось бы туговато да и по надежности был похуже Ила зато маневренней за счети мощного движка 2 700 лс это не хухры мухры
            1. Kibb 6 сентября 2012 21:43
              Цитата: Vadivak
              хотя изначально и не штурмовик

              А кто?Уж прости но самый лутший ШТУРМОВТИК за всю истрию поршневых самолнтов.Пекировщики то быстро ушли с сцены.И выжил бы он отлично при нармальном сопровождении -и ведь выжел же до 70ых.А вот разница в 1000 лс никак не обьясняет разницу в нагузке 400(300) против AD-1
              Размах крыла, м 15.25
              Длина, м 11.63
              Высота, м 3.66
              Площадь крыла, м2 37.19
              Масса, кг
              пустого самолета 4763
              нормальная взлетная 6305
              максимальная взлетная 8165
              Тип двигателя 1 ПД Wright R-3350-24W Duplex Cyclone
              Мощность, л.с.
              взлетная 1 х 2500
              номинальная 1 х 2200
              Максимальная скорость , км/ч 589
              Крейсерская скорость , км/ч 298
              Практическая дальность, км 3122
              Максимальная скороподъемность, м/мин 1094
              Практический потолок, м 10060
              Экипаж 1
              Вооружение: две 20-мм пушки
              боевая нагрузка - 2720 кг различного вооружения на 12 узлах подвески (бомбы
              В плюс Ил2 Можно поставить только пушки ВЯ
              Kibb
              1. Vadivak 7 сентября 2012 08:49
                Цитата: Kibb
                В плюс Ил2 Можно поставить только пушки ВЯ


                Сомнительно (тяжеловаты 66 кг 1 шт. ) их-то как раз (2 штуки) в 45 на Ил-10 сменили на 4 НС-23 37 кг 1 шт.
                1. Kibb 7 сентября 2012 12:13
                  Дык правильно - слишком мощьное оруди для самолета. На истребитель их так и не рискнули поставить. Но отличная балистика позволила в будущем сделать ЗУ 23- 2 и Шилку
                  Kibb
            2. Kibb 6 сентября 2012 22:34
              [quote=Vadivak]хуже Скайредер, чем Ил2 [/quoteя же спрашивал в про что? Чем же броня на каркасе лутше или хуже систмы Ила- никаких приемуществ невидно,или это как с отсечкой- отражателем в винтовке Мосина- самая неудачная деталь во всей винтовке
              Kibb
              1. bairat 7 сентября 2012 14:08
                Каркасная броня получается тяжелее, зато механикам проще обслуживать такой самолет.
      2. Альф 6 сентября 2012 20:38
        АМ-38=1750 л.с., Скайрейдер-2700 л.с.. Отсюда и разница. ИЛ-8 и СУ-6-двигатель, двигатель..
        1. Vadivak 6 сентября 2012 21:19
          Цитата: Альф
          двигатель, двигатель..


          Ну это головная боль нашей авиации, какие машины могли бы просто рвать люфтваффе , взять тот же И-185
          1. Альф 6 сентября 2012 21:43
            Самолет легче построить, чем двигатель. А также ТУ-2АМ-37, ДВБ-102.
        2. Альф 6 сентября 2012 21:50
          Не зря же Микулин шутил, что "на хорошем моторе и ворота полетят."
    3. TIT 6 сентября 2012 14:04
      Цитата: Vadivak
      прозвища Ил-2- правильный вариант – «чума»


      ну чума и есть "черная смерть"
      TIT
      1. Vadivak 6 сентября 2012 14:26
        Цитата: TIT
        ну чума и есть "черная смерть"


        это да, но у немцев таких аналогий нет
        1. Kibb 6 сентября 2012 16:46
          Цитата: Vadivak
          это да, но у немцев таких аналогий нет

          они не особо переживали по этому поводу, конечно не учитываем не удачный 129- сам то самолет неплох - с мотором ошиблись. Хотя им и Ю88 вроде хватало для всего
          Kibb
          1. Vadivak 6 сентября 2012 21:34
            Цитата: Kibb
            конечно не учитываем не удачный 129-

            Ну на паровозном заводе как ни строй паровоз и получится

            Цитата: Kibb
            отя им и Ю88 вроде хватало для всего


            как штурмовик хорош был FW-190F Ракеты калибра 88 мм имели кумулятивную боеголовку.пробивали броню толщиной до 180 мм.250-кг кассетная бомба АВ 250. После сброса такая бомба раскрывалась, рассеивая суббоеприпасы на большой площади.две пушки МG-151/20 в корне крыла, две 7,9-мм пулемета MG-17 на фюзеляже, две подкрыльевые 30-мм пушки МК-103 но уже поезд ушел 43 не 41
            1. Kibb 6 сентября 2012 22:02
              Цитата: Vadivak
              Ну на паровозном заводе как ни строй паровоз и получится

              Обсмеялся- да действительно good
              Kibb
  4. redcod 6 сентября 2012 09:59
    В последнее время появились публикации, что Ил-2 не был таким самолетом, как его восхваляла советская пропаганда. Якобы не было у него прицела, вооружение слабое, летные качества низкие и т.д.
    Да, может и были у Ил-2 недостатки, но благодаря своей технологичности, надежности и массовости немцев он далбил исправно.
    Хочу сказать, что в то время не было идеального оружия ни у одной стороны той страшной войны. Кстати, нет его и сейчас, ну конечно кроме АК..
    1. Гражданский 6 сентября 2012 11:58
      ну дк... сейчас много что пишут... еще напишут что летчиков приковывали к штурвалу, а в бой только после литра водки шли... эти все напишут
      1. Краснодарец 6 сентября 2012 13:31
        Все таки военное время, полная нехватка средств производства и хороших исполнителей на заводах. Проиграл П. Сухой В. Илюшину по срокам, а когда самолет уже запущен в серию и более или менее успешно справляется с поставленными задачами, то его и оставили. Очень трудно было запустить в серию еще один штурмовик, к тому же у Илов было одно очень важное преимущество перед Су-6 - это один двигатель! А это половина самолета! Два мотора - в два раза дороже получается... Су-2 был отличным самолетом, но без брони, по крайней мере в первых сериях, вот и сделали их мало, хоть и плохо, очень плохо горел и был сильно живучей Ил-2...
    2. Альф 6 сентября 2012 20:40
      В этих публикациях не указывалось, с чем сравнивали ИЛ-2 ?
    3. Vadivak 6 сентября 2012 21:38
      Цитата: redcod
      В последнее время появились публикации, что Ил-2 не был таким самолетом, как его восхваляла советская пропаганда. Якобы не было у него прицела, вооружение слабое, летные качества низкие и т.д.



      "Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии... как воздух, как хлеб".

      И.В. Сталин

      Какие тут еще комментарии
    4. Алекс 8 января 2014 18:44
      Цитата: redcod
      В последнее время появились публикации, что Ил-2 не был таким самолетом, как его восхваляла советская пропаганда. Якобы не было у него прицела,
      А также винта, двигателя и шасси. а стреляли из охотничьих дробовиков.

      Ну подумайте сами, что за бред - боевой самолет без прицела?! И зачем такую чушь говорить, ради поста, что-ли?
  5. Братец Сарыч 6 сентября 2012 10:03
    Я бы Илы и Штуки не сравнивал - слишком разные самолеты и по возможностям, и по применению...
    Братец Сарыч
    1. Vadivak 6 сентября 2012 15:17
      Цитата: Братец Сарыч
      Я бы Илы и Штуки не сравнивал - слишком разные самолеты и по возможностям, и по применению...


      Штука бомбер хотя и был штурмовой вариант, а если сравнивать штурмовики тогда уж с FW-190F.

      Ju 87G. c37-мм пушками Flak 18., но без прикрытия это была гарантированная братская могила (за редким исключением) низкая скорость и маневренность
  6. bistrov. 6 сентября 2012 10:12
    "Самолет -солдат","летающий танк"-так с гордостью и любовью называли советские воины штурмовик ИЛ-2. Эти определения предельно точно хаактеризуют боевые качества самолета,созданного конструкторским коллективом под руководством С.В. Ильюшина. Немцы панически боялись этого самолета,кстати они не имели специализированного штурмовика и использовали для штурмовки или пикирующий бомбардировщик Ю-87 "Штука", или истребитель Ме-109, впоследствии приспособили для этой цели некоторое количество Фокке-Вульф-190. Но это было все не то. "Штука" вскоре был снят с вооружения, а истребители были остро необходимы для борьбы с превосходящими силами советской авиации И это не первый немецкий прокол. Например у них не было дальнего бомбардировщика. Вообще чем больше я думаю над развязыванием ими войны с СССР,тем больше удивляюсь недальновидности немцев. Сунуть свою голову в пасть русскому медведю! Даже если и допустить,что они добились своей цели и взяли бы Москву,это не означало бы конец войне, оставалась еще громадная Сибирь ,протяженностью 10 тысяч километров, с неисчислимыми природными ресурсами и упрямыми выносливыми людьми. Они просто отсрочили бы свое поражение.
  7. redcod 6 сентября 2012 10:23
    Бегельди́нов, Талга́т Якубе́кович— советский лётчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза. За два года войны Т. Я. Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов на штурмовку наземных войск противника, в воздушных боях сбил 7 немецких самолётов. Свой счет открыл на одноместном Ил-2, сбив Ме-109, когда возвращался со штурмовки.
  8. bairat 6 сентября 2012 10:58
    Кто не читал советую прочитать книгу "Я дрался на Ил-2", это воспоминания ветеранов. Очень интересно проследить эволюцию боевого применения самолета, построение при штурмовке "в круг" появилось не сразу а явилось результатом сложения боевого опыта.
  9. borisst64 6 сентября 2012 11:20
    Цитата: redcod
    совершил 305 боевых вылетов


    Когда за 30 боевых вылетов Героя давали, понимаешь какая мясорубка была.
    borisst64
    1. Гамдлислям 6 сентября 2012 16:10
      borisst64
      Когда за 30 боевых вылетов Героя давали

      В первый год войны ГСС давали за 30 боевых вылетов, затем стали давать за 70, а уже в последний год войны давали за 100 боевых вылетов.
  10. Вперёд 6 сентября 2012 13:40
    На этом легендарном штурмовике Ил-2 воевал мой отец с 1941-1945 г. г. soldier
  11. atos_kin 6 сентября 2012 13:50
    Рассказывал отец. Он (15 лет еще было) работал на Уралвагонзаводе, который кроме наземных танков клепал и воздушные танки Ил-2. После того, как хвостовое оперение стали делать деревянным, немчура очень быстро приспособилась отстреливать его с одной очереди. Стало обидно, что столь живучий самолет так быстро выводится из боя. Решение нашли продлив три лонжерона. В итоге при простреле (были случаи в решето) хвостового оперения, танк возвращался на базу.
  12. strannik595 6 сентября 2012 14:50
    оружие созданное для реальной войны, где каждый день большие потери, а значит возобновляемость ресурсов имеет наиглавнейшее значение, ремонт техники в полевых условиях............поэтому не смогли немцы противопоставить ничего по этим качествам ни Т-34 на земле, ни ИЛ-2 в воздухе.....гнались за созданием супероружия, а в итоге войну проиграли с треском.....Россия с 8 века постоянно воевала и русские знают как и какое оружие нужно в реальных боевых условиях............надеюсь наши современные конструкторы не уронят знамя своих учителей
  13. nnz226 6 сентября 2012 15:46
    Главный сюжет использования Ил-2 в такой истории: Апрель 1945 г. - штурм Берлина, ожесточённое сопротивление. Авиаподдержка уже невозможна из-за боязни накрыть своих, а надо, чтоб немчура пряталась. Жуков отдаёт приказ вылетать Ил-2, пикировать и имитировать атаки на немцев, но без стрельбы. Помогло! Услышав звуки подлетающих Илов немцы, как тараканы, прятались в укрытия: у них на этот звук уже условный рефлекс выработался. Те у кого такого рефлекса не было, до апреля 1945 года просто не дожили, их наши лётчики с землицей перемешали раньше.
  14. Zmitcer 6 сентября 2012 22:55
    Почему в статье нет инфо про ил-20? Интересная машина ведь.А Су-6,как и многие другие интресные проекты,подвёла неготовность двигателя. А так он превосходил по своим лётным характеристикам Ил-2. Был бы Союз готов к войне, в 1941 эти "летающие танки" основательно проредели бы колонны немцев. Редкий немец, дополз бы до Минска. wink
    Zmitcer
  15. alex86 7 сентября 2012 19:19
    А вот кто скажет, если сегодня так сложится, что ничего другого не будет получаться производить, то как Ил-2 покажет себя ( ну пусть и с локальном конфликте)? Мне кажется, что и сегодня нашлось бы применение...
  16. rocketman 5 октября 2012 01:45
    В юности книга василия Емельяненко "в военном воздухе суровом" была моей одной из любимейших книг. история боевого пути полка, которій первім в РККА получил 65 штук Ил-2 и вступил на них 27 июня в войну...очень интересно и правдиво написано
    rocketman
  17. Protos 27 сентября 2017 02:13
    Цитата: Leksander
    Согласен. Статья никакая. Ачто 23мм пушки имели нулевую бронепробиваемость , а также что Ил-2 не имел бомбоприцела и пилот производил бомбометание на глазок.

    Не порите Чушь, она не женщина lol
    1. ВЯ-23 имели б\п в 15-20мм, чего хватало для танков 41-42г. Pz2\3\35\38, а с 43г. появились ПТАБ!
    На высотах 200-300м. земля несётся под самолётом с такой скорость, что в прицеле ПБП-16 будет каша.
    "Командир 4-й эскадрильи капитан В.Д. Лесников сел на лес, приняв во время ливня кроны плотно росших деревьев за зеленое поле. Штурмовик разрушился, но сам летчик отделался лишь ушибами. Не повезло только старшему лейтенанту Александру Булавинову. Его Ил-2 нашли лежащим в районе Сещи с разломившимся пополам фюзеляжем. Находившийся в кабине пилот был мертв. Во время посадки он разбил голову о прицел ПБП-16. Последний, размещаясь прямо перед лицом летчика, стал причиной гибели и тяжелых травм немалого числа пилотов Ил-2. Недаром его обозначение расшифровывали в частях как «прибор, бьющий пилота один раз больно». Прошло немало времени, пока наконец, к великой радости летчиков, этот прицел перестали ставить на Илы, а сетку прицела стали наносить прямо на лобовом бронестекле фонаря "
    В составе колонн врага танков было 5% !
    Остальное: бронетранспортёры, бронемашины, автомашины, повозки, упряжки, военнослужащие - отлично пробивалось даже из ШКАС и ШВАК lol
    Меньше читайте всяких резунов-суворовых! yes
    вот с цифрами и фактами
    https://www.e-reading.club/bookreader.php/
    1019206%20/Zubov_-_Chernaya_smert._Pravda_i_mify_
    o_boevom_p%20rimenenii_shturmovika_IL-2._1941-194
    5.html
Картина дня