Проблема вибрации на бронемашинах семейства Ajax. Решение ожидается

16

БРМ Ajax на основе одноименной платформы

Не так давно стало известно, что перспективные бронемашины Ajax, разработанные по заказу сухопутных войск Великобритании, в ходе испытаний показали новые недостатки. Вибрации и шум во время движения не просто мешают работе экипажа, но и угрожают его здоровью. Минобороны и разработчик бронетехники сейчас пытаются избавиться от этих проблем.

Угрозы для здоровья


В сентябре 2014 г. министерство обороны Великобритании выдало компании General Dynamics Land Systems UK заказ на производство почти 600 перспективных бронемашин Scout SV / Ajax в ряде модификаций разного назначения. Вскоре армии передали первые машины семейства для проведения нового этапа испытаний и освоения в войсках.



По мере проведения необходимых проверок, регулярно появлялись официальные сообщения и слухи о тех или иных недостатках конструкции. С некоторого времени упоминался повышенный уровень вибраций, негативно сказывавшийся на работе агрегатов и состоянии экипажа.

В конце мая информация о вибрациях и шуме получила подтверждение. Британские СМИ раздобыли доклад о проведении испытаний Ajax и опубликовали наиболее интересные его моменты. Согласно докладу, в 2019-2020 гг. участники испытаний неоднократно отмечали чрезмерный шум в обитаемых отсеках при движении. Кроме того, экипажи столкнулись со значительной тряской.


Часть испытателей стойко переносила эти трудности, тогда как у других бойцов возникли жалобы. После поездки на вибрирующей бронемашине они обращались за медицинской помощью в связи с шумом в ушах, тошнотой и болями в суставах. Прежде всего, с проблемами столкнулись десантники, передвигавшиеся на бронетранспортере Ares. Согласно другим сообщениям, работа экипажа и десанта на иных машинах линейки имеет те же особенности и сложности.

В сентябре 2020 г. специальная медицинская комиссия провела дополнительную проверку. Было установлено, что шум и вибрация действительно оказывают негативное влияние на экипаж. Более того, речь идет не просто о дискомфорте, но о риске повреждения органов и систем. В целях профилактики и исключения негативных последствий было рекомендовано проверить здоровье всех участников испытаний.

Во избежание негативного развития ситуации, в ноябре прошлого года испытания, предусматривающие передвижение, приостановили. До марта 2021-го проводились дополнительные исследования и конструкторские работы, направленные на исправление вновь выявленных недостатков конструкции. Параллельно продолжались мероприятия, не связанные с ездой. Весной ходовые испытания возобновились, но в июне их вновь остановили. Как утверждают официальные лица, новые тесты на трассах не стартуют до исправления всех проблем.

На данный момент компания-разработчик и специалисты армии продолжают поиск и исправление причин негативных явлений. Одновременно с этим в верхах обсуждаются различные организационные вопросы. В частности, руководству министерства обороны приходится оправдываться перед парламентом и формировать обновленный график работ. Последние слушания на тему неудач «Аякса» состоялись всего несколько дней назад.

Официальное признание


Примечательно, что до публикации отчета об испытаниях Минобороны Великобритании не упоминало проблемы с шумом и вибрациями на «Аяксе». Однако после публикации наличие таких недостатков не стали отрицать – и оправдались тем, что уже ведутся работы по их исправлению. Кроме того, вопрос улучшения перспективной бронемашины неоднократно обсуждался на разных уровнях, и прозвучали самые интересные заявления.

Проблема вибрации на бронемашинах семейства Ajax. Решение ожидается

БТР Ares

Не так давно руководство GDLS UK признало, что вибрации и шум отмечались на бронемашинах Scout SV / Ajax с самого начала испытаний в 2010 г. Причинами их возникновения назвали специфику конструкции силовой установки и ходовой части. При этом отмечается, что с самого начала работ вопросам шума уделяется большое внимание.

Уже на этапе проектирования были внедрены решения, направленные на снижение шума. На всех стадиях испытаний осуществлялся контроль за такими параметрами. Было установлено, что по вибрации и шуму перспективная платформа Ajax / Scout SV не отличается от других современных бронемашин британской армии.

Впрочем, в связи с результатами прошлогодних испытаний и выводами медицинской комиссии GDLS UK начала процесс дальнейшего совершенствования техники. Планируется внести изменения в конструкцию, но их характер пока не уточняется. Также разработчики не готовы назвать сроки завершения таких работ.

Примечательно, что вибрации не являются единственным недостатком новой платформы и машин на ее базе. К примеру, разведывательная машина Ajax до сих пор не получила систему управления огнем со всеми необходимыми функциями, а ее подвеска не соответствует нагрузкам от 40-мм автоматической пушки. Над решением этих проблем работают не первый год.

Технические предпосылки


С технической точки зрения платформа Ajax представляет собой глубокую модернизацию более ранней машины ASCOD, созданной в начале двухтысячных годов в рамках австрийско-испанского сотрудничества. Разные варианты ASCOD поступили на вооружение Австрии и Испании; для них было построено менее 400 машин. Ожидаются новые заказы от третьих стран. Любопытно, что австрийские и испанские военные не жаловались на шум или излишние вибрации.


Испытания боевого отделения с 40-мм пушкой, январь 2021 г.

Шасси Ajax построено на основе корпуса переднемоторной компоновки с противопульным / противоосколочным бронированием. Машина оснащается дизельным двигателем MTU 8V 199 TE21 мощностью 816 л.с. и автоматической трансмиссией RENK HSWL 256B. Ходовая часть включает семь опорных катков на борт с торсионной подвеской.

Архитектура силовой установки и ходовой части в целом была взята из проекта ASCOD, но состав агрегатов изменили в соответствии с пожеланиями заказчика в лице британской армии. По всей видимости, такие изменения и доработки были выполнены с некими ошибками, что и привело к появлению чрезмерных вибраций. Вероятно, они распространяются через корпус и другие элементы, и доходят до кресел экипажа и десанта, вызывая неприятные симптомы.

Впрочем, точная информация на этот счет пока отсутствует. Даже если GDLS UK и Минобороны и удалось выявить источники шума и колебаний, они не спешат раскрывать подобную информацию. Соответственно, нельзя понять суть проблем и оценить масштабы мероприятий по ее исправлению.

Удар по программе


Согласно контракту 2014 г., компания-подрядчик должна в 2017-26 гг. построить и поставить заказчику почти 600 бронемашин 9 типов разного назначения. Общая стоимость этой техники превысит 4,6 млрд фунтов (ок. 6,3 млрд долл. США). Значительная часть заказа уже выполнена, на что потрачено более 2,6 млрд фунтов. Однако перспективы программы Ajax теперь оказываются под вопросом.

Недавно Минобороны в очередной раз заявило о необходимости продолжения работ и исправления выявленных недостатков. От программы «Аякс» не следует отказываться, поскольку в этом случае пропадут вложенные деньги и потраченное время. Доработка проекта выглядит более выгодным решением – несмотря на все дополнительные траты.


При этом военное ведомство теряет оптимизм. Согласно планам прошлого, машины Ajax должны были выйти на начальную оперативную готовность летом 2020 г. По результатам прошлогодних испытаний этот срок перенесли на год вперед. Затем утверждалось, что готовность будет получена в июне (с вероятностью 50%) или в сентябре (90%). На данный момент даже министр обороны открыто сомневается в возможности выполнения таких планов.

Впрочем, на официальном уровне речь идет только об очередной задержке и о возможном пересмотре бюджета программы. Отказываться от проекта Ajax не собираются. При всех своих недостатках, уже исправленных или недавно выявленных, перспективная платформа занимает ключевое место в актуальных планах по обновлению матчасти сухопутных войск. Отказ от этой техники приведет к самым серьезным последствиям организационного и иного характера, и потому нецелесообразен.

Сложное будущее


Таким образом, успешное завершение программы Ajax вновь откладывается на неопределенный срок, и это понятным образом влияет на все планы по перевооружению сухопутных войск Великобритании. В очередной раз на общем ходе работ негативно сказываются недостатки конструкции, допущенные на стадии проектирования или строительства.

Тем не менее, текущие проблемы с вибрациями и шумом – как и недостатки СУО или особенности взаимодействия пушки и подвески – не повлияют на общие планы Минобороны. Платформу Ajax доработают и оставят в серии, благодаря чему в будущем будет завершено уже начатое перевооружение. Впрочем, такие успехи будут получены ценой изменения сроков и стоимости программы, что обязательно приведет к новой волне критики и споров.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    29 июля 2021 18:21
    С т. т. зрения платформа Ajax представляет собой глубокую модернизацию более ранней машины ASCOD, созданной в начале двухтысячных годов в рамках австрийско-испанского сотрудничества. Разные варианты ASCOD поступили на вооружение Австрии и Испании; для них было построено менее 400 машин. ...Любопытно, что австрийские и испанские военные не жаловались на шум или излишние вибрации.

    Ничего необычного нету в данной проблемой. Вибрациях стараются уменшить на все новые конструкции. Стандартый по уровня комфорта для боевой техники повышаются! Солдат ценен, о эго здоровье заботятся. Лучшая эргономика, удобства, уменшают утомлении, усталости экипажах и бойцов, повышают их эфективность.
  2. +1
    29 июля 2021 18:29
    либо там действительно сильная вибрация ,либо британские солдаты слабы здоровьем
    1. 0
      31 июля 2021 18:51
      не, просто там машина тяжелей и у неё более сильная инерция, да ещё и центр тяжести сдвинут вперёд если сравнивать с нашими БМП, вот потому там и сильнее колбасит, точно такие же, но возможно чуть более слабые проблемы, есть у всех машин данной компоновочной схемы.
  3. 0
    29 июля 2021 18:53
    Вышла с техникой промашка:
    Появился "Барабашка"...
  4. -5
    29 июля 2021 18:58
    Ничего не сделают, дело не в технике, а в страхе и тряске (треморе) рук и ног экипажа перед выходом на боевые. wassat laughing
  5. +4
    29 июля 2021 19:17
    Как-то непонятно... Сначала заказали 600 штук, оплатили, а потом обнаружили, что машина не отвечает требованиям. Обычно сначала испытывают, а потом заказывают, нет?
    1. -1
      29 июля 2021 20:14
      Цитата: Стройбат запаса
      Обычно сначала испытывают, а потом заказывают, нет?

      Есть так называемая установочная партия. Серийная машина может сильно отличаться от испытуемой. Одно дело заводское производство, другое ручное под испытания. Поэтому делают небольшую партию серийных машин, проверяют, отправляют рекламации производителю. Это норма. А так замечания не особо критичные, исправят.
      1. +2
        29 июля 2021 20:19
        Установочная партия в 600 машин? Не смешите. В данном случае 600 машин уже оплачены, так что ни о какой установочной партии речи идти не может. Тут 100% предоплата. И это бред. Установочная партия была бы 10-20 машин оплаченных, но не весь объем заказа.
        1. 0
          29 июля 2021 20:25
          Цитата: Стройбат запаса
          Установочная партия была бы 10-20 машин оплаченных, но не весь объем заказа

          Так речь об этом количестве и идёт. Заключили контракт на 600 машин, производитель построил/перестроил завод, покупатель получил установочную партию, ее проверяют, нашли рекламации, исправят, запустят полноценную серию.
          Частник не будет производство запускать без железного контракта.
          1. +1
            29 июля 2021 20:26
            Так объясните мне, какого огородного растения оплачены УЖЕ ВСЕ 600 машин? А не установочная партия? Деньги некуда девать? Главное оплатить, а там хоть непоставка?
            1. -2
              29 июля 2021 20:33
              В них включены расходы на создание производства, закупку оборудования и комплектующих. Частная компания не будет это делать за свой счёт, под «обещания», только под железный контракт. Это не госпредприятие, которое так и так государство финансирует и может отдавать команды.
              Производитель надежный, недостатки исправит. Можете за британцев не волноваться.
              1. 0
                29 июля 2021 20:37
                Вам не кажется бредом оплата 600 машин ДО проведения испытаний? Или вы, как адепт фу-35, считаете нормой закупку сотен небоеспособных уродцев, которые не прошли испытания и неизвестно, пройдут ли? "Производитель надёжный" ХА-ХА-ХА 33 раза. У фу-35 тоже "производитель надёжный" и более 900 критических недостатков, исключающих его эксплуатацию
      2. 0
        29 июля 2021 23:34
        Значительная часть заказа уже выполнена, на что потрачено более 2,6 млрд фунтов. Однако перспективы программы Ajax теперь оказываются под вопросом.
        Не критичные?) Не так давно руководство GDLS UK признало, что вибрации и шум отмечались на бронемашинах Scout SV / Ajax с самого начала испытаний в 2010 г. Причинами их возникновения назвали специфику конструкции силовой установки и ходовой части. При этом отмечается, что с самого начала работ вопросам шума уделяется большое внимание.
        11 лет они это допиливают. При этом производя машины серийно а не установочная партия как вы говорите. Боюсь сей пепелац ждет еще много веселых лет допиливания)
  6. 0
    29 июля 2021 20:13
    Взяли все современное,собрали а получили на выходе непончтно что.Опять инженеры мигранты отличились?Но "полигон "большой ,пусть берут в руки болгарку и пилят.Напильником доводить до ума только мы умеем.
  7. 0
    30 июля 2021 05:22
    what 15 июля 2021 года была статья: "В Британии пытаются решить проблемы с бронемашиной Ajax, от которой «глохнут» солдаты"
    https://topwar.ru/184987-britanskie-voennye-nedovolny-bronemashinoj-ajax-ot-kotoroj-glohnut-soldaty.html#comment-id-11625320
    Теперь: "Проблема вибрации на бронемашинах семейства Ajax. Решение ожидается"
    Уже азарт, как в "Санта-Барбаре" интрига, победят "вибрацию" или нет?
    Ждем продолжения... yes
  8. 0
    30 июля 2021 06:47
    Получается что англы создали машину, в которой сильно трясёт и грохочет? Уровень Mark I достигли?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»