Танки, которые вполне могли бы существовать

98

Паровой танк Джеймса Коуэна. Премьер-министр Великобритании Пальмерстон посчитал его машину «нецивилизованной», хотя прототип ее и был создан, и даже ездил со скоростью 8 км/ч. Логичным было бы создать вдоль всего побережья Британии шоссе для таких вот машин. Чтобы при угрозе вторжения их можно было бы перебросить в угрожаемый район. Но… британцы сделали ставку на морской флот, а не на сухопутные паровые броненосцы
В этом плане и рассуждения об альтернативных вариантах
в технике, как и истории в целом, тренируют логику,
идут на пользу сознанию в будущих решениях.
Per se. (Сергей)

Танки альтернативной истории. Не удивляйтесь: в 2015 году обложки американского журнала Popular Mechanics стали предметом докторской диссертации Тома Бернса, представленной к защите в Техасском технологическом институте. Озаглавлена она была очень даже примечательно: «Полезные вымыслы: как «Популярная механика» повышает технологическую грамотность с помощью иллюстраций на обложке журнала». Диссертацию Бернс успешно защитил и доказал, что, да, глядя на яркие иллюстрации, в основном красного цвета фантастические машинки на них изображенные, люди задумываются о том, что… «так можно» или же, напротив, думают, «почему так нельзя», но в обоих случаях развивают и тренируют свою фантазию и воображение.


Паровой трактор Фендерса также вполне можно было бы превратить в танк, но… отсутствовал социальный заказ. Колеса с плицами обеспечивали достаточно высокую проходимость. Шестиствольные митральезы тоже уже были. Так что поставить митральезу в башню на корпус такого вот трактора, забронировав на нем рубку управления и саму паровую машину, большого труда не составляло. Но не было в это время войны в Европе. Мирный был период развития, вот ничего подобного тогда и не появилось

В 1902 году на основе опыта войны с бурами англичанином Робертон Симмсом был предложен и построен большой четырехколесный бронеавтомобиль с мощным вооружением, состоявшим из 37-мм пушки Максима «пом-пом» и двух пулеметов. Мощность двигателя в 16 л. с. была явно недостаточной, однако, по дороге машина все равно ездить могла. Планировалось вооружение на ней разместить в двух поворотных башнях, ну, а вооружение, установленное за щитами, рассматривалось как временное.




Вот так выглядела машина Симмса в 1902 г.


Правда, забираться внутрь приходилось по лесенке


Такой она должна была быть и… такой она вполне быть могла

Интересно, что если бы конструктор догадался поставить корпуса своего броневика на гусеничное шасси трактора «Холт», то вся слава создателя первого в мире танка досталась бы именно ему. Причем его «танк» вполне можно было бы использовать и на начальном этапе Первой мировой войны. Вот только корпус сверху пришлось бы закрыть «крышей» с наклоном в обе стороны (чтобы немецкие гранаты с нее скатывались!) и прорезями для башен.

Танк Менделеева


Некоторым читателя ВО, комментировавшим материал «Русские танки из альтернативной реальности», вспомнился «танк Менделеева» (естественно, не отца, а сына), и им захотелось рассмотреть и его в качестве возможного кандидата в перспективные российские танки. Но… нет! Ни в какой реальности такой вариант развития событий бы просто не прошел.

Танк был сконструирован очень тяжелым, пушка на нем была слишком мощной, двигатель – чересчур уж слабым, так что будь он построен, то даже с места бы не сдвинулся.

Кроме того, у него был совершенно неудачный дизайн носовой части. Форма ее была такова, что он не смог бы преодолевать вертикальные препятствия. Одним словом, это была фантазия чистой воды.

Хотя, да, на обложке журнала «Популярная механика», попади он туда, он смотрелся бы очень эффектно, и я бы даже сказал… возбуждающе, особенно если бы художник правильно его нарисовал. А уж поехал бы он или нет, значения бы не имело. С этим бы пускай разбирались специалисты. Для обычных людей это дело десятое.


«Танк Менделеева» со всеми подробностями

А вот усилить вооружение британского (и американского танка) МkVIII можно было бы без особых проблем.

Например, следующим образом: установив в носовом полукруглом спонсоне английскую 83,8-мм полевую пушку, а на боковых спонсонах – пулеметные башни с английский броневиков «Остин». Прорезав «окна» в боковых стенках гусеничного обвода, можно было весьма серьезно увеличить из ннего сектор обстрела. А наличие 8 бортовых пулеметов, 4 из которых могли бы также стрелять вперед-назад, значительно усилили бы его огневую мощь.


МkVIII с усиленным вооружением

Соответственно можно было бы усилить и вооружение французского танка СА.1 «Шнейдер». Достаточно было бы его немного уширить, а 75-мм пехотные пушки расположить в спонсонах по бортам. Такой танк «Иф» (от английского «if» – «если») в любом бы случае остался плохим. Но, по крайней мере, чаще бы стрелял по противнику.


СА.1IF «Шнейдер»

«Вездеход» Пороховщикова


Ну и, конечно, как в этой связи не вспомнить старый добрый «Вездеход» Пороховщикова.

Кстати, судьба изобретателя была трагичной. И пострадал он не от косного царизма, тормозившего развитие отечественной инженерной мысли, а от государства рабочих и крестьян, для которого под конец своей карьеры Пороховщиков создавал уже проекты для Беломорканала, сидя в концлагере. Затем его освободили, чтобы вновь арестовать октябре 1940 года. Ну а расстреляли его как врага народа уже после начала Великой Отечественной войны, 28 июля 1941-го.

Расстреляли, но зато потом канонизировали в годы борьбы за приоритеты во всех сферах бытия, когда Россия оказалась родиной и парового и бензинового двигателей, прокатного стана и дуговой электролампы, воздушного шара и цельнометаллического дирижабля, вертолета и аэроплана, телеграфа и трамвая, велосипеда и гусеничного трактора, объявив в 1949 году его создателем первого в мире «работающего танка».

Но тут все, однако, очень просто. Чтобы стать таковым на деле, а не на бумаге советских изданий, нужно было «Вездеходу» немного. А именно: две гусеницы и места внутри для двух человек – водителя и стрелка в башне. Ну, а как мог бы выглядеть такой «Вездеход», причем с минимальными отступлениями от базовой модели, хорошо видно на приведенном здесь рисунке.


«Вездеход» IF

Тут стоит заметить, что даже усилия солидных инженерных коллективов подчас не могут создать нечто более совершенное, что может придумать всего один человек.

Так было, например, с танком Уолтера Кристи. Ведь пытался он продать его правительству США и продал в итоге, но на вооружение его так и не приняли. Но… понимали американские военные, что есть у него потенциал и большой. И потому, чтобы не платить Кристи, специалисты Государственного департамента вооружений попытались создать свою модель такого танка. И создали в итоге танки Т4, Т4Е1, T4E2, а затем и «кавалерийский танк Т7 на базе стандартного танка М2, но с колесно-гусеничным шасси с литой «обрезинкой» и на автомобильных «пневматиках». И ничего у них в итоге не вышло. Лучше того, что сделал когда-то сам Кристи, создать им так и не удалось!


«Конкуренты танка Кристи». Сверху вниз: Т4, Т4Е1, Т4Е2

Зато вот уж кто смог развернуться с альтернативной бронетехникой по-настоящему, так это германские конструкторы в годы Второй мировой войны. Да, они создали много принятых на вооружение образцов, которые успешно (или не слишком-то и успешно) воевали, но, кроме них, еще и феноменально большое количество машин-проектов, многие из которых существовали только в чертежах, какие-то – в виде деревянных макетов, а какие-то – и в металле.


Вот, например, танк Pz.III фирмы «ФАМО». На нем установили ходовую часть с колесами шахматного расположения конструктора Генриха Эрнста Книпкампа. Опробовали, но выпускать в таком виде не стали. Поставили такое шасси на «Тигр» и «Пантеру».


Pz.III фирмы «ФАМО»

Многочисленные опыты проводились в Германии и с вооружением танков и САУ.

В частности, был создан деревянный макет танка Pz.IV с очень необычным комплектом вооружения: 30-мм автопушкой и двумя (по бортам башни) 75-мм безоткатными орудиями с барабанным револьверным заряжанием. По идее он мог бы стрелять по бронецелям сразу двумя снарядами, используя 30-мм пушку для пристрелки, и стрелять быстро, выпуская снаряд за снарядом. Но… что-то с этим «спецтанком» у них не заладилось.


Казалось бы, имея отличный танк «Пантера», немецким конструкторам следовало бы успокоиться и все силы бросить на то, чтобы сделать его производство еще более массовым. Но… нет! Они буквально завалили Управление вооружений проектами самых различных боевых машин на ее шасси. Причем, наверное, они понимали или, во всяком случае, должны были понимать, что ни времени, ни сырья, ни рабочих рук у Германии для их производства попросту не хватит.



Но тем не менее продолжали их создавать и строить деревянные макеты, а какие-то опытные машины даже успели сделать в металле. Ну, а если все это инженерам заказывалось военными, так это и вовсе за гранью вероятности, потому что уж они-то должны были знать, что именно нужно им для войны.

P. S.


Рисунки А. Шепса.

Продолжение следует…
98 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    5 августа 2021 18:08
    Прогресс не стоит на месте...

    Красота!
  2. +1
    5 августа 2021 18:13
    Но… нет! Они буквально завалили Управление вооружений проектами самых различных боевых машин на ее шасси.

    Конечно! А как еще прикажете доить государственное вымя?
  3. +4
    5 августа 2021 18:18
    Статья оченно познавательная, но: Имхо - чем больше усложняешь изделие - тем дороже/невыгодней/меньше/с большими проблемами в ремонте и эксплуатации столкнешься... Это на 70% не касается нынешной техники, опять же - имхо, технологии возросли не на один порядок.
  4. -5
    5 августа 2021 18:58
    Опять калибр надергал общеизвестных фактов, густо удобрил антисоветчиной и собственными некомпетентными замечаниями. Он неисправим.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
          2. +15
            5 августа 2021 19:58
            Он у большинства совков был ниже всех плинтусов.
            Я вот никак не пойму, зачем вы называете свою родину совком, даже если вам не нравилась та власть и эпоха, это как малолетние деб... называют свою страну рашкой.
            1. -10
              5 августа 2021 20:21
              Дмитрий. Это не родина, родина у нас одна - Россия. А общественный строй. А вот он может иметь много названий причем вполне заслуженных. Ленин, например, называл свою родину тюрьмой народов, призывал к поражению ее в войне... Понятно, я думаю?
              1. +4
                5 августа 2021 21:03
                Понятно, я думаю?
                Да, ваша точка зрения понятна. Хорошо что вы отделяете страну и государство. Бывает такое, как у Е. Евтушенко: Я родину свою люблю, но государство ненавижу. Просто, корёжит когда слышал заграницей от наших, что лишь бы не в рашку(совок) возвращаться и они имели в виду не государство.
                1. -3
                  5 августа 2021 21:15
                  Ну глупых людей много. Просто одно слово как раз калька со строя, а другое - со страны. И если уничижительное название страны оскорбительно, то название строя... оскорбительным быть не может. Это уже кому, что нравится, Дмитрий. Понимаете, уж кто-то кто, а я очень много сил положил ради укрепления этого строя. И я и мои коллеги. А он все равно... рухнул. И о чем это говорит, если все мы работали хорошо, из институткой столовой домой продукты не таскали, норму по чтению лекций народу перевыполняли, анекдотов порочащих не рассказывали, пьяными на занятия не являлись, а оно все равно скисло, а?
                  1. -1
                    6 августа 2021 10:00
                    И тут пана Шпаковского в очередной раз понесло(или пронесло с дачных яблочек?)!
                    1. +4
                      6 августа 2021 13:55
                      Цитата: Юрахип
                      (или пронесло с дачных яблочек?)!

                      Дурку-то хватит ломать. Яблоки в средней полосе еще не созрели.
                  2. +4
                    6 августа 2021 16:15
                    Цитата: kalibr
                    Понимаете, уж кто-то кто, а я очень много сил положил ради укрепления этого строя. И я и мои коллеги. А он все равно... рухнул.

                    Хм... а нет ли связи между "положенными усилиями" и полученным результатом? feel
                    Цитата: kalibr
                    Яблоки в средней полосе еще не созрели.

                    А у нас на Кубани уже есть tongue
                    Правда жара такая, что вообще ничего не хочется.
          3. +5
            5 августа 2021 20:21
            Вот, для примера возьмите ХХ съезд КПСС. Сколько там было сталинских выкормышей, что пели

            А руки то помнят))) Вячеслав Олегович, дарю идею, - Цикл статей об альтернативной истории КПСС. В смысле не выдумки, а анализ известных фактов но без идеологической шелухи. Так сказать, с современных позиций. Учебник у Вас наверняка сохранился, материал Вы назубок знаете, можно открывать и писать прямо по главам. Заминусят конечно зверски, но и резонанс может недетский получится.
            1. +5
              5 августа 2021 20:31
              Вот что меня примиряет с большинством людей, так это то, что среди них находятся такие, как Вы люди умные. Дающие хорошие, умные советы. Спасибо! Минусов бояться - статей не писать. А тема действительно интересная. И вариант подачи Вы посоветовали просто отменный. Но... следует вчитаться, а с плеча не рубить. Поэтому материал появится не завтра. Да и в газету ПРАВДА надо будет заглянуть...
            2. +1
              5 августа 2021 20:42
              Цитата: MooH
              а анализ известных фактов

              А это как раз то самое к чему калибр не способен органически, иначе бы не нес "анихею" с глубокомысленным видом
              1. +1
                5 августа 2021 21:01
                Да, не способен, но только что-то везде публикуют. Вот только что договор на очередную книгу о танках в АСТ подписал. Понятно, что там все глупые... Но Вы-то вот все так хорошо просекаете, все понимаете, и мораль выше некуда, но... что-то кроме пустых комментов от Вас как от козла молока,? С такими-то органическими способностями к анализу и так жидко, ай-ай...
                1. -2
                  5 августа 2021 21:05
                  Цитата: kalibr
                  Но Вы-то вот все так хорошо просекаете, все понимаете, и мораль выше некуда, но... что-то кроме пустых комментов от Вас как от козла молока,?

                  Пфф... слабенько, слабенько калибр. Я вам не пацан на слабо вестись))) Чтоб читать мои анализы вам минимум пару уровней допуска как то надо нарыть)))
                  1. +2
                    5 августа 2021 21:08
                    Пара у меня как раз есть. Но кто Вам при таких-то компетенциях мешает все это же самое изложить популярно и на доступном уровне. При Ваших-то способностях к анализу это раз плюнуть!
                    1. +4
                      5 августа 2021 21:37
                      Цитата: kalibr
                      При Ваших-то способностях к анализу это раз плюнуть!

                      Хе! ну куда уж мне до индивидуума у которого "гильзы от 155мм снарядов усыпали палубу по щиколотку" или вам тут все остальные "стремительные домкраты" привести, которые вы в криво и торопливо переведенных забугорных статьях навставляли? Так много слишком чести вам, толкового рецендента еще и заслужить надо.
                      1. 0
                        5 августа 2021 21:41
                        А вот доктор военных наук, профессор Каторин так не считал, когда мои книги рецензировал. А Вы тоже, да, доктор военных наук, профессор. Но при таких-то талантах уж можно было бы и хоть что-то родить?
                      2. +6
                        5 августа 2021 21:52
                        Цитата: kalibr
                        доктор военных наук, профессор Каторин так не считал, когда мои книги рецензировал.

                        Те самые книги где влажные фантазии о том как Гитлер захватил Москву? Конечно вы бы тогда попивали бы баварское и на холопов бы покрикивали. Нет уж увольте, с подобным мне не по пути. Вам в анненербе надо, там бы вас регалиями и званиями бы обвешали, всё как вы любите. Но заговорился я с вами, аж противно.
                      3. +3
                        6 августа 2021 13:59
                        Цитата: Алсеерз
                        Те самые книги где влажные фантазии о том как Гитлер захватил Москву?

                        Вот чем умный отличается от глупого? Умный прежде чем писать, посмотрит, а глупый пишет что в его дурную башку взбредет. Запомните - романы не рецензируются. Это - художественная литература.
                      4. +1
                        6 августа 2021 14:00
                        Цитата: Алсеерз
                        Но заговорился я с вами, аж противно.

                        Всегда рад доставить неудовольствие подобным индивидуумам! Но из ответов я понял так, что при всех ваших...высоких уровнях обобщения Вы не доктор, и не профессор, тем более военных наук. А раз так, то... вспоминаются разные естественные отправления, которые вполне можно сделать на комментарии такого уровня.
                      5. -4
                        6 августа 2021 16:19
                        Цитата: kalibr
                        то при всех ваших...высоких уровнях обобщения Вы не доктор, и не профессор, тем более военных наук.

                        Ах да ! забыл. калибр же как та сорока, всех меряет по количеству стекляшек да цвету мундира. Ну да, я всего лишь кандидат, технических. В военных тоже, всего лишь магистр. Там еще где-то степень бакалавра в госуправлении валялась, но это совсем не считается))) так ведь? И в ящичке с медалями между ведомственных государственные только через раз попадаются.. Словом так себе специалист... Но тем яснее становиться никчемность оппонента. Если такой дрыщь как я, а косяки, глупости, несуразности и прямую ложь в его опусах находит.
                        Цитата: kalibr
                        Вот чем умный отличается от глупого?

                        Может тем что знает слово сарказм? А те книжонки(художественные) просто раскрывают ваш моральный облик, яркую демонстрацию которого, видимо с вашей подачи, админы тут вверху в комментах подтерли.
                      6. 0
                        8 августа 2021 20:08
                        Цитата: Алсеерз
                        видимо с вашей подачи,

                        Нет, все-таки Вы... не очень. Много раз писал, уж можно было прочитать и понять, кандидату-то тех.наук. Что мне все едино, что Вы и иже с Вами мне пишите. Минусы, плюсы - значения не имеет никакого, равно как и комментарии. Имеет значение их количество. Чем не больше кликов и комментов - тем лучше. А "подтирают" админы, поскольку видят нарушение правил сайта. И на это приходится идти, хотя это снижает количество кликов и инвестиционную привлекательность сайта. Понятно, что от Вас нужно и почему я старюсь Вам отвечать? Слово за слово - объемы растут. Как говорят: С паршивой собаки хоть шерсти клок. Так и здесь. А считаться с Вашим мнением будут лишь когда у Вас будет 40 книг в разных странах мира и 1500 статей только на ВО.
                      7. -1
                        8 августа 2021 20:48
                        Цитата: kalibr
                        Что мне все едино, что Вы и иже с Вами мне пишите. Минусы, плюсы - значения не имеет никакого, равно как и комментарии.

                        Ох калибр. Опять вы спалились на ровном месте! Или вы считаете что я затертые комменты не читал? Как вы там с кем то переписывались. .. Нарушали правила сайта и выражали явное презрение ко всем читателям и жителям нашей страны именно ваши комментарии! Как кстати и в других темах где вы свое истинное отношение к людям высказываете. Потому и говорю что к анализу вы не способны... Надо бы у оппонента вашего спросить, заскринить не успел ли? А остальных предупредить фиксировать ваши перлы....
                      8. 0
                        9 августа 2021 05:20
                        Криньте, мне то что. Вы не человек принимающий решения. Поэтому- то, что Вы напишите, еще раз повторяю, значения не имеет ровным счетом никого. Клики - все что от Вас нужно. Дошло наконец?
                      9. +1
                        9 августа 2021 13:31
                        Цитата: kalibr
                        Поэтому- то, что Вы напишите, еще раз повторяю, значения не имеет ровным счетом никого.

                        Для вас разумеется. А я и не для вас и стараюсь. Вы уже отрезанный ломоть. Пробы ставить негде . А вот некоторые читатели ещё находятся в неведении относительно вашей личности и "творчества" и вот если хоть один из них задумается, проанализирует, сделает вывод . тогда считаю что мой спич был не зря.
                      10. -1
                        9 августа 2021 15:18
                        Цитата: Алсеерз
                        А вот некоторые читатели ещё находятся в неведении относительно вашей личности и "творчества" и вот если хоть один из них задумается, проанализирует, сделает вывод . тогда считаю что мой спич был не зря.

                        А Вы еще и вдобавок идеалист, да? Ну-ну! Вот только что подписал договор на очередную книгу про танки в АСТ. И никак Ваши старания на этом не отразились. А знаете почему? Потому, что люди мои книги покупают. И хорошо покупают. Причем, и у нас в России, и в Англии, и в Германии, а теперь еще и в Сингапуре. Запомните, нет лучшей рекламы, чем скандал. Так что давайте, еще немного про моральный облик, и не забудьте упомянуть роман "Если бы Гитлер взял Москву"... Глядишь, и на третье его переиздание мне наработаете. А уж читатели, потом, как-нибудь сами разберутся, что им нравится, а что нет. Кстати, Вы обязательно зайдите на author.today, посмотрите, какие еще там романы. А то, как же открывать глаза другим, если не знаешь сам. По секрету скажу, самый востребованный публикой роман - "Сезон любви" (очень рекомендую) и трилогия "Трое из Энска".
                      11. 0
                        12 августа 2021 09:50
                        А открытая реклама на ВО разрешена?
                      12. -1
                        12 августа 2021 11:28
                        А Вы слышали, что "своя рука владыка!"
              2. +3
                5 августа 2021 21:13
                Цитата: Алсеерз
                Цитата: MooH
                а анализ известных фактов

                А это как раз то самое к чему калибр не способен органически, иначе бы не нес "анихею" с глубокомысленным видом

                Оказывается не только я это заметил good
                1. -2
                  5 августа 2021 21:44
                  Цитата: Svarog
                  Цитата: Алсеерз
                  Цитата: MooH
                  а анализ известных фактов

                  А это как раз то самое к чему калибр не способен органически, иначе бы не нес "анихею" с глубокомысленным видом

                  Оказывается не только я это заметил good

                  Ох, Владимир! Толку-то от того, что Вы что-то там заметили. Вы разве относитесь к тем, кто принимает решения? Или к тем, кто пользуется первичными источниками информации? Нет, Вы не знаете в какую сторону дверь в Вашем городе в архиве открывается, а все туда же. Ваш удел - питаться баснями, которые Вам спускают люди сверху, поэтому, чтобы Вы там не заметили это никакой роли не играет!
  5. +3
    5 августа 2021 18:58
    Зато миру танков раздолье
  6. +10
    5 августа 2021 19:06
    В 1902 году на основе опыта войны с бурами англичанином Робертон Симмсом был предложен и построен большой четырехколесный бронеавтомобиль с мощным вооружением, состоявшим из 37-мм пушки Максима «пом-пом» и двух пулеметов.

    Не опыт войны с бурами был в основе конструкции Симса, а патент сбежавшего в Британию от кредиторов американца Эдварда Джоэла Пеннингтона.

    Интересно, что если бы конструктор догадался поставить корпуса своего броневика на гусеничное шасси трактора «Холт», то вся слава создателя первого в мире танка досталась бы именно ему.

    Не досталась бы. В 1902 году гусеничного трактора Холта еще не существовало.
    1. +1
      5 августа 2021 19:38
      Он появился в 1907 году. 5 лет можно было бы подождать и второй раз попытать счастья. Войны-то все равно не было!
      1. +6
        5 августа 2021 21:13
        Как показал опыт, шасси трактора Holt в качестве основы для танка совершенно непригодно и французы с немцами лавров на этом поприще не снискали. Думаю, что в 1907 году результат был бы еще плачевней в практическом плане.
        1. +2
          5 августа 2021 21:51
          Так ведь речь идет о приоритете, а не о результате. Попробовать-то было бы можно!
          1. +6
            5 августа 2021 21:58
            В те годы эта идея военных не интересовала. Нет спроса - нет предложения. Правда David Roberts и Richard Hornsby в 1911 году предложили забронировать их трактор, но военные предложение отвергли.
  7. +4
    5 августа 2021 19:12
    По поводу приоритета Пороховщикова.
    Больше всех критиковал его машину председатель (или зам,не помню) комиссии-британский офицер/военный инженер.После приезда на родину "вездеход Пороховщикова" был взят британцами за основу.
    Именно русский инженер в своем изделии использовал гусеницы, что позволяло ей прекрасно двигаться по бездорожью. Например, скорость движения «Вездехода» по песку составляла около 25 верст в час. Чего не смогли достигнуть первые зарубежные танки.
    Пороховщиков,.вне сомнения,является создателем композитной брони-предложил между стальными листами использовать слой сухих водорослей.
    Испытания показали высокую эффективность этой идеи,хотя общая толщина не превышала 8 мм.
    1. -3
      5 августа 2021 19:30
      Цитата: knn54
      Пороховщиков,.вне сомнения,является создателем композитной брони-предложил между стальными листами использовать слой сухих водорослей.

      Николай! Броня с водорослями использовалась и на броневике мексиканского генерала Панчо Вильи и это было в 1917 году, да, позже, чем до этого додумался Пороховщиков. Но, наверняка, где-то это было еще. Просто поискать надо...
    2. -3
      5 августа 2021 19:36
      Цитата: knn54
      .После приезда на родину "вездеход Пороховщикова" был взят британцами за основу.

      ????????????????????? И в чем сходство с "Маленьким Вилли" и с Мк.I?
      1. +4
        5 августа 2021 19:51
        Вячеслав,при чем здесь габариты.
        Воплощение основных (те же гусеницы вместо колес) идей не говорит о "слепом" копировании.
        Тем более,что подробности этой истории были опубликованы в американской книге,довольно толстой.Была переведена на русский в середине 60-х. Единственное,что помню удивительно малый тираж для того времени.Была в библиотеке соседа-командира танкового батальона МСП.
        1. -2
          5 августа 2021 19:59
          Цитата: knn54
          довольно толстой

          Это источник, "толстая книга", вне всякого сомнения. Я даже знаю толстые книги издательства ДОСААФ, где черным по белому была написана откровенная чушь и что? А гусеничные машины предлагали и некто Атанас Букота, и Ланселот де Моль еще в 1912 году... Мне сейчас просто лень искать свою "довольно толстую" книгу, где все эти люди перечислены по годам... Но если уж так Вам хочется, полезу, найду...
          1. +2
            5 августа 2021 20:34
            Вячеслав,забыл по поводу:
            -когда Россия оказалась родиной и парового и бензинового двигателей, прокатного стана и дуговой электролампы...
            Всемирная Парижская выставка 1900 г. стала триумфом российской промышленности и культуры!Экспонаты, представленные Россией, завоевали 1589 наград, из которых — 212 Гран-при, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и более двух сотен почетных отзывов.
            Не хочется думать.например,.что бы было с авиастроением в США без Сикорского.
            1. +1
              5 августа 2021 20:39
              Цитата: knn54
              -когда Россия оказалась родиной и парового и бензинового двигателей, прокатного стана и дуговой электролампы...
              Всемирная Парижская выставка 1900 г. стала триумфом российской промышленности и культуры!Экспонаты, представленные Россией, завоевали 1589 наград, из которых — 212 Гран-при, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и более двух сотен почетных отзывов.
              Не хочется думать.например,.что бы было с авиастроением в США без Сикорского.

              Именно! И потому, что мы ничуть никого не хуже, а многих даже и лучше, не стоит нам, великой стране, мелочиться из-за какого-то, извините, мелкого дерьма типа холщовой гусеницы и искать приоритеты там, где их отродясь не бывало. Недостойно это великой державы!
            2. +3
              5 августа 2021 20:43
              Цитата: knn54
              оказалась родиной и парового

              Вот только с этим... Что-то не слышал об этом. Просветите?
              1. +4
                5 августа 2021 21:50
                Тогда может быть ТРИ МИНУСЕРА меня просветят, как это Россия оказалась родиной паровой машины?
            3. +5
              5 августа 2021 21:20
              -когда Россия оказалась родиной и парового и бензинового двигателей, прокатного стана и дуговой электролампы...

              А так же рентгена, слонов и прочая, и прочая, и прочая...
              Не хочется думать.например,.что бы было с авиастроением в США без Сикорского.

              Оно бы его отсутствия просто не заметило.
              1. +3
                5 августа 2021 21:37
                Главное полякам не отдали права на "изобретение" ВоДкИ!!!
                Остальное всё "прах"...
                1. +5
                  5 августа 2021 21:52
                  Главное полякам не отдали права на "изобретение" ВоДкИ!!!

                  А поляки точно так же считают, что они не отдали.
                  1. +3
                    5 августа 2021 21:59
                    По суду первенство осталось за СССР!
                    А думки, поляки, пусть оставят самим себе drinks
                    1. +5
                      5 августа 2021 22:00
                      Вы Похлебкина меньше читайте с его самолюбованием на фоне русской водки. Не было никакого суда по этому вопросу, сто раз уже эту тему обсуждали.
                      1. +1
                        5 августа 2021 22:14
                        Значит информация из документального фильма от канала Россия - бряхня???
                      2. +5
                        5 августа 2021 22:18
                        Фильма не видел, но если там говорится, что приоритет изобретения водки отдан решением суда какой то одной стране - брехня.
                        Или протокол судебного решения приведите в качестве подтверждения, а не городские легенды Похлебкина.
                      3. +1
                        5 августа 2021 22:26
                        Пойду собирать лапти в дорогу. До Гааги идти далече. Дабы протокол засидания с них супостатов забугорных стребовать. Тьфу ты нуты. В Париж аж идтить надо. Вот ведь супостаты не русские.
                      4. +4
                        5 августа 2021 22:34
                        С лаптями не ошибитесь, в летнее время ресурс пары лаптей - примерно четыре дня.
                      5. +2
                        5 августа 2021 22:38
                        Учту ваш совет! Вам то видней! Много пар "лаптей" истёрли в поисках нужной информации. good
                      6. +2
                        5 августа 2021 22:36
                        Вот и армяне не смогли... отстоять название напитка! И будут теперь "гнать" только "бренди". А не "конь и як".
                      7. +7
                        5 августа 2021 22:50
                        У армян не было ни одного шанса.
                    2. +2
                      6 августа 2021 15:56
                      Вроде и известно, что водку делают не только русские и поляки, а по всему миру- Франция, Финляндия, Дания и другие, а все время всплывает задвинутая в массы история Похлёбкина об этом «суде»


                      1. 0
                        6 августа 2021 18:03
                        Ну тогда привидите опровержение разбирательства в 1982 году в Международном арбитражном суде в Париже.
                        Который присудил - водка исторический напиток и выпускать его могут, как в ПНР так и в СССР. "Разборки" начались из-за компании "Пепси". Она продвигала советскую водку в США рекламным слоганом - настоящая Водка только из России!
                        При этом ПНР так- же поставляла свой напиток с названием "водка" в страны "запада". Но реклама от "Пепси" "негативно" влияла на покупателей. И те польскую "водку" брать не желали...
                        И "камрады" из ПНР решили "узурпировать" сам бренд "ВОДКА"!
                        Дабы являться его единственным владельцем! И финны бы тогда не выпускали свои настойки и "разбавленеые спирты" под названием напитка "водка".
                      2. +2
                        6 августа 2021 19:27
                        . Ну тогда привидите опровержение разбирательства в 1982 году в Международном арбитражном суде в Париже.

                        Неопровержимым опровержением такого разбирательства служит полное отсутствие доказательств проведения этого разбирательства. Видите, как просто и неопровержимо- убедительно:)
                        А касается Пепси- так они продвигали водку Столичная под слоганом «Только водка, импортированная из России», про настоящую в нем не было ни слова.

                        Связан акцент на импортированной был с тем, что Столичная конкурировала в Штатах с местной американской водкой Смирнофф из Коннектикута.


                        Так что полякам было глупо судится с СССР, им пришлось бы судится с большим количеством стран, выпускающих водку.
                      3. 0
                        6 августа 2021 20:40
                        Тогда выдвигаем притензии каналу Россия и их документальному фильму про это судебное разбирательство!!!
                        В судебном порядке!
                      4. +1
                        6 августа 2021 20:58
                        Для того чтобы что то выдвигать нужно доказать, что вы пострадавшая сторона в вопросе иска.
                        Я , например, нет, мне выдвигать нечего
                      5. 0
                        6 августа 2021 21:12
                        Вам то нечего...
                        А вот я видел тот док. фильм. Я пострадавший от недостоверной информации...
                      6. +3
                        6 августа 2021 21:17
                        Вы, конечно, правы, но, боюсь, самый справедливый в мире суд не станет разорять такой правильный для государства канал.
                        Ибо если по каждой его недостоверной информации будут иски удовлетворять, то он и недели не продержится:))
                      7. 0
                        6 августа 2021 21:19
                        Мне поххх... Прав я или... в заблудаххх!
                        Всё беру на свою совесть и память!
                        Не нажил я палат каменных... и "редька" с ними!
                      8. 0
                        6 августа 2021 20:54
                        Знать с "Пепси" "бодаться" нет ЖЕЛАНИЯ???
    3. AUL
      +8
      5 августа 2021 20:35
      Цитата: knn54
      именно русский инженер в своем изделии использовал гусеницы, что позволяло ей прекрасно двигаться по бездорожью.

      Не гусеницы, а гусеницу - она была одна, как у снегоходов. А " прекрасно двигаться по бездорожью" он не мог, так как управлялся рулежными колесам, установленными по бокам танка. Они и на шоссе были абсолютно неэффективными, а на бездорожье - тем более.
      1. +2
        5 августа 2021 20:41
        В статье 1949 года об этом написано не было, как и о том, что рулили им на испытаниях при помощи шеста...
    4. +2
      5 августа 2021 21:18
      Например, скорость движения «Вездехода» по песку составляла около 25 верст в час.

      Вы эти сказки из интернета про "вездеход за основу" и "25 верст в час по песку" оставьте для сайтов "свидетелей неимеющеговмиреаналогов", а нам лучше укажите хотя бы один официальный документ, зафиксировавший указанные Вами цифры.
    5. +3
      6 августа 2021 13:35
      Если не ошибаюсь гусеничные движители были известны еще задолго до вездехода Пороховщикова.
      Гусеничная лента подразделяется на типы: по материалу изготовления; по типу шарнира; по типу звеньев.
      Ранее меня поправили, что полугусеничный ход был внедрен на а/м "Руссо-Балт".
      В мае 1914 года А. Кегресс (водитель Николая II) запатентовал свои "автомобильные сани" (аэросани изобрел в 1903 г. С. Неждановский), Русско-Балтийский вагонный завод покупает патент и начинает выпуск автосаней на базе своего автомобиля «Руссо-Балт»:

      В 1924 г. К. Элиасон разработал вездеход в конструкции похожий на будущие снегоходы:

      В 1935 г. Ж. Бомбардье, создает первую машину, затем предприятие:

      Основатели и создатели первой модели Polaris в 1954 году, братья Хеттин и Д. Джонсон:

      В 1962 году на рынке появилась Arctic Cat:

      Все предыдущие модели являлись (кроме Руссо-Балта) заднемоторными по компоновке, прям как вездеход Пороховщикова, но он не являлся на тот момент инновационным, более того считаю конструктивно недоработанным. Расположение рулевых колес, развесовка массы вездехода на опору - моно-ленту (гусеничную) не даст эффекта поворота, крути руль влево/вправо вездеход поедет прямо, особенно на рыхлом грунте (как на с/ходе Буран по накатанной снежной дороге на повороте). Единственное, что повышало маневренность, его техническое решение при движении вездехода по шоссе создается опора на задний ведущий барабан и рулевые колеса.
      Первым переднемоторным снегоходом стал Polaris в 1964 году.
      В 1970-71 году был разработан и произведен советский с/ход Буран.
      Склоняюсь больше к тому, чтобы считать "вездеход Пороховщикова" не бронетехникой, в все-таки
      вездеходом, пусть не совсем с совершенной компоновкой.

      Первый раз такой вездеход был описан в ж/н "Техника Молодежи" в подшивке за 70-е годы нашел у отца, еще пацаном. Снегоход Буран у отца был.
  8. +3
    5 августа 2021 19:31
    knn54:По поводу приоритета Пороховщикова.
    Больше всех критиковал его машину председатель
    Пороховщиков,.вне сомнения,является создателем композитной брони-предложил между стальными листами использовать слой сухих водорослей.
    Испытания показали высокую эффективность этой идеи,хотя общая толщина не превышала 8 мм.

    Все же это разнесенная броня. Роль водорослей минимальна.
  9. +4
    5 августа 2021 19:55
    Хорошая танковая подборка! Интересно было прочитать
  10. +4
    5 августа 2021 20:02
    Танки,которые могли существовать !




    1. +2
      5 августа 2021 20:42
      Знаю я, откуда все это. Но пользоваться этим не могу. А Вы пользуйтесь, там много всего интересного...
    2. +1
      6 августа 2021 14:00
      Привет, Владимир! hi
      Нашел ещё две паровые "кракозябры" неизвестно какого года и чьего завода, не было подписи. smile
  11. +4
    5 августа 2021 20:16
    Непорядок!
    Где , скажите пожалуйста, танк Гюнтера Бурштыня?
    Где австро-венгерское чудо под названием Моторгешютце?
    1. +3
      5 августа 2021 20:24
      А про это будет отдельно. Думаю не стоит все смешивать в одной куче.
      1. +5
        5 августа 2021 21:15
        "Рагу" и так знатное получилось.
        Если будет отдельный "сюжет" по австрийской машине - это хорошо.
        1. +4
          5 августа 2021 21:21
          Цитата: hohol95
          по австрийской машине

          И не только по ней!
      2. +5
        5 августа 2021 21:28
        Шнайдер сразу видно "я художник" данная конструкция получилась такой перекошенной на один борт так как слева по центру на нем был двигатель, и слева никакой спонсон не вставить. Французы натянули бронекорпус на глобус трактора, в сети есть подробная фотосессия музейного ходового танка.
      3. +2
        5 августа 2021 22:05
        Меня больше интересует Ваши статьи самоделкиных! !! Я очень жду про солдатиков и к ним прибамбасов в виде замков,баллист, катапульт и т.д.!!!
      4. 0
        6 августа 2021 09:49
        Доброе утро, Вячеслав! hi
        Вчера за день умотался и читать статью уже не было сил, ну, думаю, посмотрю утром. Посмотрел. Комментарии. Откуда вся эта шушера опять наползла, им что, на политике уже места мало, всем этим сварогам с алсерами и прочей шобле, ведь лезут и лезут, толку от них никакого, только одна вонь.
        Ну, поправил нашим, как мог, карму. wink
        Статья очень понравилась, иллюстрации, как всегда, сверх похвал! good Продолжайте и далее. smile
        А остальное... "Собаки лают -- ветер носит."(с) drinks smile
        1. +2
          6 августа 2021 10:01
          Спасибо, Константин! Я также думаю. Сейчас вот допишу продолжение и айда на дачу, заниматься тяжелым физическим трудом! Правда, должен буду Вас огорчить. Ничего не получилось со стрелковкой по ряду причин. Вышло зато 8 статей на всякие другие темы и еще 2 в запас про танки и 1 пишется. Так что увы и ах. Вот приеду с дачи... может быть тогда...
          1. +2
            6 августа 2021 10:05
            Удачного труда на дачной "каторге", я тоже на огород и теплицы. smile
            1. +2
              6 августа 2021 13:55
              Сегодня уедем вечером и до воскресенья. Статьи будут выходить без меня...
  12. 0
    5 августа 2021 22:27
    Юрий Пашолок давненько выкладывает свои статьи на Дзене практически обо всём, что ездит и стреляет.
    Автор не без юмора троллит читателей, но оспаривать полноту и сущность его статей не приходится.
  13. +4
    5 августа 2021 23:53
    Ну, а если все это инженерам заказывалось военными, так это и вовсе за гранью вероятности, потому что уж они-то должны были знать, что именно нужно им для войны.

    Будущий Т-34 военные изначально хотели видеть как гусенично-колесный. Если бы не инициатива конструктора...
    Развитие "вездехода Пороховщикова" даже с двумя гусеницами в изначальной компоновке не имело бы перспектив развития.
    Во многих "альтернативных" проектах имеются технические решения, которые развиты и внедрены в производство принятых на вооружение. Некоторые "альтернативные" нашли свое воплощение лишь в эскизах и уменьшенных копиях моделей, не имели перспектив, были возможно популистскими. Например, летающий танк МАС-1 (ЛТ-1), инженера М.Смалько:

    В. Кристи думал о летающем танке, не более чем в наброске схемы. А авиаконструктор О. Антонов, инициативу не проявлял, но получил указание разработать летающий танк (А-40). Сконструировал, испытал, взяв для испытаний легкий танк за основу. Считается, что испытание было неудачным, конструкция планера с танком поднялась всего на 40 м. Однако, в качестве авиа-буксировщика был выделен ТБ-2 (если не ошибаюсь), конструктор считал мощность недостаточной, первое испытание взлет-посадка прошли без аварии. Приказ выполнил, создал, испытал.

    Танк Т-50 разрабатывался в качестве замены легким танкам на вооружении РККА. По своим характеристикам считался очень неплохим для 1940-43 годов. Серийно пытались наладит выпуск в конце 1941 года. Эвакуированный в Чкалов (Оренбург) завод № 174 выпустил 25 танков. Далее, завод № 174 в Омск. Осенью 1941 года ГКО постановил построить в Барнауле два завода: по производству Т-50; второго - для производства дизелей В-4. Летом 1942 года производство Т-50 приостановлено. Заводы в Омске и Барнауле переориентированы на выпуск Т-34 и двигателей к ним. Причин было несколько.

    Танк Т-44 успел повоевать в Европе, на Дальнем Востоке был, не воевал.
    1. +4
      6 августа 2021 00:24
      Цитата: Lynx2000
      Танк Т-44 успел повоевать в Европе

      У вас есть данные, что Т-44 принял участие в боях на Европейском ТВД? Можете поделиться?
    2. +4
      6 августа 2021 00:31
      Цитата: Lynx2000
      Танк Т-44 успел повоевать в Европе

      Фильм "Отец солдата" не является фронтовой кинохроникой, чтобы ссылаться на него, как на источник информации о применении Т-44 в воюющих армиях РККА.
      1. +6
        6 августа 2021 01:29
        Согласен, ошибся:
        "Танк Т-44, было решено вооружить им в первую очередь гвардейские танковые бригады, для укомплектования офицерскими кадрами этих бригад создать четыре гвардейских танковых училища. В июне 1945 года первая партия новых танков Т-44 была признана "полностью удовлетворяющей заданию" и отправлена в войска, в августе танковая часть, оснащенная новыми машинами, отправилась на Дальний Восток в действующую армию. Но в боевых действиях они участия не принимали." За ДВ отметил.
  14. +4
    6 августа 2021 12:56
    Интересное развитие и интересные факты. Много нового о старой военной технике. Спасибо.
  15. +1
    6 августа 2021 16:35
    Меня заинтересовал один момент. Пороховщиков был расстрелян в 1941 году. Но уже в последние годы жизни Сталина о нём писали. Что-то писали о его судьбе или придумали ему новую биографию?
    1. +1
      6 августа 2021 18:12
      Лично мне, кроме статьи в журнале "Техника молодежи", найденной в подшивке отца о "вездеходе Пороховщикова" ничего более не известно. Мне больше интересны были технические решения, т.к. со старшим братом собирали багги, карт и мотокультиватор с двигателем от мотороллера "Муравей".
    2. 0
      12 августа 2021 15:48
      Цитата: Sergej1972
      новую биографию?

      Что расстрелян не писали!
      1. +1
        12 августа 2021 17:55
        Спасибо за информацию!
  16. +2
    6 августа 2021 17:05
    Американцам спешить было не куда. Пока есть флот и ВВС ни кто к ним на своих панцерах не доскачет. А как пришло время, то и танков налепили и БТР и прочего. Промышленность позволяла. А вот немцы конечно удивляют. Их вот вот на вилы поднимут, а они маусы и серии Е выдумывают...