Военное обозрение

Танки «IF» разных времен и народов

20

A7VU на испытаниях летом 1918 года


…может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти,
неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город?
Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
Книга Бытия 18:28

Танки альтернативной истории. В английском языке «если» значит «IF». И это удобное слово, когда мы говорим о танках, которых реально не существовало, но которые тем не менее вполне бы могли были быть. И сегодня мы продолжаем наш рассказ, начатый в предыдущем материале «Танки, которые вполне бы могли бы быть, но… не были».

Начнем мы, как и в прошлый раз, со «времен оных», то есть с Первой мировой войны.

Когда немцы разрабатывали A7V, то изначально планировали поставить на него 77-мм пехотное орудия. Но в итоге танк получил то, что получил.

Хотя понятно, что иметь на танке орудие, имеющее снаряды взаимозаменяемые со снарядами пехотных орудий, очень выгодно. К тому же 77-мм, как никак, это 77-мм – это и мощь фугасного снаряда, и шрапнель и картечь… Снаряд этого орудия при попадании в английский танк уничтожал бы его первым же попаданием. Но – нет. Военные заявили, что танки – «дело новое», а вот им таких орудий не хватает в пехоте. Даже 20 пушек выделить для первых 20 машин им оказалось жалко.

Чем это для них обернулось, мы знаем.


A7V (проект) с 77-мм пехотным орудием

Затем Йозеф Фольмер разработал танк A7VU – «германский ромб», так сказать.

Танк смогли построить только в 1918 году, а испытывать начали 25 июня, причем без спонсонов. Вооружаться он должен был опять-таки трофейными капонирными пушками «Максим-Норденфельд», захваченными в 1914 году в Антверпене. В чем-то танк получился лучше английских, в чем-то был хуже. Но он не был лучше A7V, и 12 сентября последовал приказ… разобрать его на металл!

Сохранились чертежи еще трех вариантов этого танка, но строить их не стали. Танки оказались выше возможности германской промышленности. Она не могла наладить их выпуск в достаточном количестве.


A7VU

«Глядя на это громоздкое многотонное сооружение, – написал об этом танке автомобильный король А. Хорьх, – я горько сожалел, что все работы по его созданию велись в такой спешке».

Затем немцам «не повезло» вторично.

В 1928–1929 годах фирмы «Рейнметалл-Борзиг», «Крупп» и «Даймлер-Бенц» произвели шесть опытных танков «Гросстрактор». Поскольку Версальский договор запрещал Германии иметь танки, все машины отправили в СССР на полигон «Кама» под Казанью, где и испытали. Прототипы «Даймлер-Бенц» проехали всего 66 км. А вот танки «Рейнметалл» – более 1200 км. Был сделан вывод, что ведущее колесо должно находиться спереди, но в целом танки признали неудачными. Хотя на шоссе их скорость достигала 44 км/ч.

Итог – два танка стали памятниками у казарм германских частей, а остальные в годы войны отправили в переплавку.


Танк «Гросстактор» фирмы «Рейнметалл» 1928–1929 гг.


Танк «Гросстрактор» фирмы «Крупп» № 43 на летних учениях 1935 года

Нужно заметить, что германским конструкторам удавалось создавать интересные проекты боевых машин. Причем, особенно в годы Второй мировой войны. Но… экономические возможности страны не позволяли, как и раньше, претворять их в жизнь.


105-мм САУ «Heuschrecke 10»

Так, фирмой «Крупп-Грузон» в конце войны было создано самоходное орудие: 10.5 cm leFh 18/1(Sf) auf Geschützwagen IVb (105-мм легкая полевая гаубица 18/1 L/28 на шасси Geschützwagen IVb) под названием «Heuschrecke 10» (переводится «Кузнечик»).

Изюминкой конструкции была съемная башня, которая могла стрелять с укороченного танкового шасси от Т-IV и при этом еще и буксироваться другими транспортными средствами, и устанавливаться в качестве дота. Начало выпуска было запланировано на февраль 1945 года, выпустили три экземпляра. И этим все и закончилось.


«Heuschrecke 10» на Абердинском полигоне в США

А еще у немцев в годы войны была страсть придумывать возможно больше самых различных применений удачному шасси. Самый яркий пример – шасси чешского танка 38t, на базе которого выпускали целый ряд машин, а планировали выпускать еще больше. Так, помимо известной САУ «Хетцер» («Егерь»), планировалось выпускать эту же машину, но с обозначением starr (нем. starr – «жесткий» или «неподвижно закрепленный»).


«Хетцер-STARR»

Суть идеи в отказе от противооткатных устройств и жестком креплении пушки в корпусе. Выгоды: большая скорострельность из-за отсутствия времени на выкат-накат ствола, увеличение боевого отделения. «Безоткатное орудие» с жесткой установкой может стрелять много дольше, поскольку температурный режим его обусловлен лишь смыливанием нарезов и возможностью воспламенения метательного заряда в гильзе до закрытия затвора. Но всего этого можно легко избежать интенсивным охлаждением ствола водой. Немцы запустить не успели.

А вот в СССР модель сочли перспективной. Несколько опытных образцов САУ «Хетцер-STARR» собрали, испытали и что-то взяли для 100-мм башенной установки И-100, спроектированной в 1955 году. Сама САУ «не пошла».

В целом же у немцев планировался целый «букет» боевых машин на этом шасси.


Gerät 547 – САУ-аналог «Хетцера», но с 105-мм гаубицей.


Aufklärungspanzer 38(d) с 75-мм орудием на тумбовой установке

Aufklärungspanzer 38(d) – разведывательный танк, с четырьмя вариантами вооружения.
Bergepanzer 38(d) – БРЭМ для подразделений с боевой техникой на базе машин 38(d).
Gerät 587 – универсальная легкобронированная орудийная платформа, разработанная для транспортировки 88-мм и 128-мм противотанковых орудий и 105-мм и 150-мм гаубиц путем усиления и удлинения базового шасси, с полностью или частичным бронированием вооружения с круговым обстрелом. Планировалось четырех- и пятикатковое шасси. Причем одна из САУ должна была иметь даже поднимающуюся рубку с орудием.


САУ на «легком» и «среднем» шасси


САУ на «среднем» шасси

Планировалось выпускать и Gerät 589 – штурмовое орудие, вооруженное 280-мм мортирой – нечто явно из области фантастики.


Истребитель танков Jagdpanzer 38(d) с пушкой РАК 43

Так же был создан проект Halbgruppenfahrzeug – боевой машины пехоты с 20-мм автоматической пушкой, рассчитанной на восемь пехотинцев и трех членов экипажа.
Была изготовлена, но на войну не успела, зенитная самоходная установка «Кугельблиц» (нем. Kugelblitz – «шаровая молния»), вооруженная двумя 30-мм автоматическими пушками.


Одним из проектов предусматривалось сначала скрестить башню от танка T-IV с шасси танка 38 NA. А затем и вовсе поставить на него башню Schmalturm («уменьшенную») и с 75-мм орудием и с длиной ствола в 48 калибров. Казалось бы, вот он – дешевый и удобный во всех отношениях танк «тотальной войны». Не додумались до этого немцы в 1942 году, а когда додумались в 1944-ом, то было уже поздно с ним «затеваться»


Успели сделать и два прототипа вот этой машины: БТР «Kätzchen» («Котенок») на шасси 38t, 6–8 человек десанта и двух членов экипажа

Причем, нужно отметить, что, хотя производство танков и САУ на заводах Германии в годы войны непрерывно сокращалось, в Чехии выпуск САУ «Хетцер» на заводах «ВММ» (быв. «Прага») напротив, все время возрастал, поскольку эти заводы авиация союзников не бомбила. В итоге они сохранили свой производственный потенциал уже для нужд… социалистической Чехословакии.

Что еще подводило германских конструкторов, так это постоянное стремление создать некую «супермашину». И вот с ней-то, уж точно, одержать верх над любым противником. Пошли у них хорошо безоткатные орудия – и тут же их начали ставить на танковые шасси. Появились настоящие монстры, вот, например, как САУ с 240-мм «безоткаткой», способной одним выстрелом уничтожить любой танк, но… на практике, оказавшейся совсем не такой хорошей.

Во всяком случае, проект был, а вот до серийного выпуска дело не дошло.


Опытная САУ с 240-мм безоткатным орудием

Неудачным оказался и танк Т-III с бикалиберным орудием 75/55-мм. Сама по себе идея вроде бы была и неплоха: при использовании конического ствола обеспечить танк орудием с исключительно высокой бронепробиваемостью.

Но на деле оказалось, что «овчинка не стоит выделки». Во-первых, быстро изнашивался ствол и падала меткость. Во-вторых, снаряды были дорогими. А в-третьих, выяснилось, что танк чаще всего стреляет совсем не по танкам, а по пехоте. А значит, ему нужны снаряды с большим зарядом взрывчатки, которую в бикалиберные снаряды поместить было невозможно. Кстати, по этой же причине и у нас в армии не пошли танки Т-34/57. Танки они подбивали хорошо, но с пехотой воевали плохо.


Опытный танк с орудием с коническим стволом


Танк Е-75 с 88-мм орудием с длиной ствола в 100 калибров

К концу войны немцы разработали очень интересный танковый концепт: серию танков «Е» (экспериментальные): Е-5, Е-10, Е-25, Е-50, Е-75 и Е100 – всего шесть машин, причем цифрами обозначался их вес. Для уверенного поражения танков противника на танк Е-75 планировалась установка 88-мм орудия с длинной ствола – лишь бы разогнать снаряд до максимально высокой скорости. Но одно дело создать одну такую вот опытную пушку и шасси, и совсем другое – много таких пушек и много таких танков.

Реально серия «Е» света не увидела.

Используя ходовую часть танков «Тигр» и «Королевский тигр», немцы планировали на их основе и ряд САУ, сконструированных таким образом, чтобы их шасси использовать для разных орудийных установок. Работы были начаты в июне 1942 года, но к концу войны построили и испытали всего одну из них.

Главной особенностью было заднее расположение орудийной платформы, на которой могли устанавливаться такие орудийные системы как 170-мм (Gеrаt 809); 210-мм (Gеrаt 810) и 305-мм (Gеrаt 817). Фирмы «Крупп» и «Шкода» взялись за реализацию проекта и создали прототип. Операционные углы для 170-мм орудия составляли 0 и +50°, для 210-мм – 0 и +50°, у 305-мм они были +40° и -75°.


Gеrаt 809

При этом стволы автоматически поднимались на угол в 40° для заряжания. Вес установок составлял 58 т. Экипаж – 7 человек.

Надо сказать, что опыт САУ «Фердинанд» их создателям пошел на пользу, и на этих машинах оборонительное пулеметное вооружение из пулеметов MG-34 и MG-42 в лобовом листе корпуса было предусмотрено. Максимальная толщина не превышала 50 мм. Машины получились неплохие, но вот как, где и против кого немецкие генералы собирались их использовать?


Gеrаt 810

Правда, отдадим должное немецким конструкторам: в платформу для пушки они могли превратить любое гусеничное шасси. Например, шасси гусеничного трактора «Ост» фирмы «Штайр». На его основе была сделана самоходная пушка, оснащенная орудием ПАК 40/1 7,5 см. Полностью открытая, прикрытая броней только спереди и орудийным щитом, примитивная донельзя – такая вот это была конструкция. И тем не менее на ней воевали!

Машина понравилась самому Гитлеру. Была дешевой, прочной и имела высокий клиренс, то есть хорошую проходимость. Правда, стрелять из нее приходилось сидя на полу, так как никаких сидений предусмотрено для расчета пушки не было. Но до конца войны выпустили всего лишь 60 машин этого типа.


САУ PaK 40 auf Raupenschlepper Ost («Раупеншлепе Ост» – «Гусеничный трактор Восток»)

Танки «IF» разных времен и народов

И эта же САУ – фото военного времени

P. S.


Bсе цветные иллюстрации выполнены А. Шепсом.

Продолжение следует…
Автор:
20 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 7 августа 2021 05:40
    +8
    . Продолжение следует…

    С нетерпением ждём!
  2. Lynx2000
    Lynx2000 7 августа 2021 05:55
    +9
    smile Интересная информация, спасибо! Все что касается обсуждения тем, связанных с техникой, спорта, путешествий и женщин обсуждаю с оппонентом не взирая на разные взгляды в политике, религии и пр...
    Однако, где интересный период с конца 20-х годов до 1939 года, когда "ковался стальной молот будущей нацисткой Германии", после "Гросстракторов"?
    ... могла стрелять с укороченного танкового шасси от Т-IV и при этом еще и буксироваться другими транспортными средствами, и устанавливаться в качестве дота.

    Любая стреляющая бронетехника используется как огневая точка, подвижная огневая точка, скрывающаяся огневая точка, если техника ход потеряла, тогда станет долговременной огневой точкой.
    Еще капонир выкопать... sad
  3. СЕРЖ ант
    СЕРЖ ант 7 августа 2021 06:14
    +18
    шасси гусеничного трактора «Ост» фирмы «Штайр». На его основе была сделана самоходная пушка, оснащенная орудием ПАК 40/1 7,5 см.
    «Раупеншлепе Ост» (Raupenschlepper Ost – RSO) начал разрабатываться после неудачной зимней кампании вермахта на Восточном фронте в 1941-1942 годах. В условиях русской зимы немецкие полугусеничные тягачи показали себя не с лучшей стороны,и в конце 1941 года на Восточный фронт под Москву прибыла комиссия во главе с полковником Фихтнером. В неё входили, в числе прочих, Генрих Книпкамп из Отдела №6 Управления вооружений, глава Танковой комиссии Фердинанд Порше, его заместитель Оскар Хакер из Steyr и другие представители ведущих немецких фирм. Зрелище, которое они увидели, было весьма печальным. Комиссия осмотрела и трофейную советскую технику. Фердинанда Порше и его коллег настолько впечатлили советские тракторы СТЗ-5 и Сталинец-2, что фирмы Porsche и Steyr вскоре представили проект гусеничного тягача по типу СТЗ-5. За основу взяли полуторатонный армейский автомобиль Steyr 1500, который фирмы Porsche и Steyr совместно разработали в 1940 году. От него взяли V-8 бензиновый двигатель воздушного охлаждения, коробку передач и блокируемый дифференциал. Тягач назвали Raupenschlepper Ost — Гусеничный тягач Восток, или просто RSO.
    Прототип RSO на испытаниях, за водителем Оскар Хакер, в кузове Фердинанд Порше
    1. СЕРЖ ант
      СЕРЖ ант 7 августа 2021 06:17
      +17
      RSO был разработан фактически без участия Управления вооружений, которое недальновидно игнорировало этот класс машин. Всего в 1942-45 годах выпустили около 28 тысяч RSO. Для сравнения, в 1938-45 годах произвели примерно 9 тысяч полугусеничных машин Sd.Kfz.11. RSO производились в трёх основных модификациях:
      RSO/01 — базовая модель с округлой кабиной и бензиновым двигателем.
      RSO/02 — модель с упрощённой кабиной
      RSO/03 — модель с дизельным двигателем KHD и упрощённой
      кабиной

      RSO/03 буксирует орудие.
      Кроме этих трёх основных моделей было создано множество вариантов. Это установка в кузове 20-мм зенитки, 105-мм и 150-мм гаубиц, эксперименты с разными типами гусениц для повышенной проходимости, RSO-амфибия, транспортёр для солдат и даже уменьшенный тягач для горных частей.
      1. СЕРЖ ант
        СЕРЖ ант 7 августа 2021 06:20
        +17
        Машина понравилась самому Гитлеру
        Не только.Уже в 1943 году трофейные RSO испытали в СССР. Они очень понравились советским специалистам, которые отмечали удачную концепцию, неприхотливость и хорошую конструкцию. В 1947 году под его влиянием в Ленинграде разработали трактор КТ-12 для лесного хозяйства.
        В 1956 году на его базе пустили в производство трелёвочный трактор ТДТ-40, а с 1966 по 2003 год Онежский тракторный завод выпускал тредёвочник ТДТ-55. А с 2010 года там производят трактор Онежец-300 и его модификации.
        Так что если вы вдруг увидите странного вида трактор с передней кабиной сбоку от двигателя и ходовой частью с четырьмя опорными катками на борт без поддерживающих роликов, то перед вами потомок СТЗ-5 и RSO.
        1. Lynx2000
          Lynx2000 7 августа 2021 07:33
          +11
          Цитата: СЕРЖ ант
          В 1947 году под его влиянием в Ленинграде разработали трактор КТ-12 для лесного хозяйства.
          В 1956 году на его базе пустили в производство трелёвочный трактор ТДТ-40, а с 1966 по 2003 год Онежский тракторный завод выпускал тредёвочник ТДТ-55. А с 2010 года там производят трактор Онежец-300 и его модификации.
          Так что если вы вдруг увидите странного вида трактор с передней кабиной сбоку от двигателя и ходовой частью с четырьмя опорными катками на борт без поддерживающих роликов, то перед вами потомок СТЗ-5 и RSO.

          В 1956 году принято решение об организации на Алтайском Тракторном Заводе (г. Рубцовск) производства гусеничных трелевочных тракторов для лесной промышленности. В начале 1957 года АТЗ выпустил переходную модель трелевочного трактора ТДТ-55 (Трактор дизельный трелевочный). Прототипом этого трелевочного трактора был ТДТ-40 разработанный в 1954 году на Минском тракторном заводе в содружестве с НАТИ. Впоследствии трелевочный трактор ТДТ-40 выпускался Онежским тракторным заводом. В сентябре 1957 года был собран первый трелевочный трактор на гусеничном ходу ТДТ-60 для лесозаготовительных работ, на радиаторе которого выделялись три буквы «АТЗ».

          Трелевочный трактор ТДТ-75

          Трелевочный трактор ТТ-4

          Гусеничный лесной трактор ТТ-4М

          Гусеничный трактор серии ТСН-4


          yes Родственники...из Сибири.
      2. Комментарий был удален.
    2. Alexey RA
      Alexey RA 8 августа 2021 13:28
      +3
      Цитата: СЕРЖ ант
      Фердинанда Порше и его коллег настолько впечатлили советские тракторы СТЗ-5 и Сталинец-2, что фирмы Porsche и Steyr вскоре представили проект гусеничного тягача по типу СТЗ-5.

      Наших военных СТЗ-5 тоже впечатлил. Но в другом плане.
      Предполагалось, что трактор СТЗ-5 будет универсальным типом трактора, отвечающим как требованиям сельского хозяйства и транспорта, так и требованиям, предъявляемым к артиллерийскому тягачу.
      На первых же образцах трактора завод убедился, что созданная машина не отвечает ни одному из перечисленных требований.
      Отказавшись от мысли создать такую универсальную машину; завод приступил к выпуску тракторов СТЗ-5, отвечающих, по его мнению, требованиям сельского хозяйства и транспорта. Все же и этим требованиями трактор СТЗ-5 не удовлетворял по многим показателям, и заводу пришлось в течение этих лет ввести около 900 изменений в конструкцию выпускаемых им тракторов.
      Так как для дивизионной артиллерии никакого трактора в Красной Армии не было, то, несмотря на то, что трактор СТЗ-5 не выдержал ни одного полигонного испытания, пришлось идти на применение этого трактора в Красной Армии в качестве временной меры, до появления нового трактора, целиком отвечающего новым требованиям НКО.
      (...)
      Трактор СТЗ-5 ни по динамическим качествам, ни по удобству обслуживания, ни по надежности работы ни в коей мере не отвечает требованиям, предъявляемым к трактору дивизионной артиллерии, и неотложно требует большого количества изменений, охватывающих всю конструкцию трактора…
      Дивизионная артиллерия не имеет соответствующего трактора, отвечающего ее тактико-техническим данным и требованиям.
      © Зам. начальника отдела мехтяги майор Иванов
    3. Alexey RA
      Alexey RA 8 августа 2021 13:30
      +3
      И товарищ майор ещё сдерживался. Вот, что было высказано в лицо конструкторам СТЗ представителями армии в ходе совещания на СТЗ:
      …возьмите этот трактор и попробуйте работать с пушкой: не тянет требуемый вес пушки, мощность как военной машины мала... неплавный ход, варварские условия для водителя в кабине совсем обесценивают этот трактор. А если эту машину оставить как транспортную и как средство для перевозок грузов, то она тоже не подходит по грузоподъемности... На всех ваших транспортных машинах неповторимое число недостатков... Максимальная скорость этой машины 8км/ч, но обычно она делает 6 км/ч... Машина сама себя не тянет на 4-й скорости... если я встал на боевую позицию, а потом мне надо позицию переменить позицию немедленно, а мне нужно 40 минут, чтобы только завести трактор...

      Все цитаты - из Уланов А. А., Шеин Д. В. Порядок в танковых войсках.
  4. 3x3zsave
    3x3zsave 7 августа 2021 07:58
    +11
    помимо известной САУ «Хетцер» («Егерь»),
    Der Hetzer - подстрекатель. Вот так из неправильных переводов рождаются литературные штампы (например, "псы-рыцари").
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. Крым26
      Крым26 7 августа 2021 15:51
      +3
      Переводчик выдал "Агитатор" ))) в принципе - рядом))))
      1. 3x3zsave
        3x3zsave 7 августа 2021 15:57
        +3
        Еще "пропагандист" и "брехливая собака". Сложно сказать, какое именно значение имело это существительное в немецком языке 80 лет назад. Но точно не "егерь"! laughing
        1. Крым26
          Крым26 7 августа 2021 16:01
          +2
          "Егерь" - это и "Охотник". Ещё нашёл перевод как "Борзая" - но тоже не получается по переводу. Пишут, что название придумали спонтанно солдаты - может, какое-то жаргонное словечко? Не по словарю. Тут надо немцев тормошить))))
          1. 3x3zsave
            3x3zsave 7 августа 2021 16:13
            +5
            Тут надо немцев тормошить
            Невозможно. Современный разговорный немецкий очень сильно отличается от литературного. Моя знакомая, на приличном уровне владеющая немецким, не могла купить продукты в Берлине, ей пришлось перейти на английский. Что уж говорить про исторические жаргонизмы. Кстати, у Анисимова в "Вариант "Бис"" подобное очень хорошо описано.
  5. Undecim
    Undecim 7 августа 2021 13:39
    +6
    это и мощь фугасного снаряда, и шрапнель и картечь…

    Не было у немцев картечи к 7,7-cm-Feldkanone 96 n. A. Шрапнель была, а картечи - не было. И в других калибрах тоже.
    1. Морской Кот
      Морской Кот 7 августа 2021 14:44
      +6
      Бедные немцы laughing , без картечи-то ведь никуда. wassat

      Добрый день, Виктор. hi
      1. Alexey RA
        Alexey RA 8 августа 2021 13:33
        +3
        Цитата: Морской Кот
        Бедные немцы laughing , без картечи-то ведь никуда. wassat

        А ну как противник решит прорываться в стиле zerg rush human wave? wink
        ... 57-мм пушки ЗИС-2 расстреляли 99 осколочных, 59 бронебойных, 40 подкалиберных, 18 картечных выстрелов.
  6. ВладГТН
    ВладГТН 7 августа 2021 20:53
    +4
    Прекрасный цикл статей! Очень много малоизвестных исторических фактов
  7. Per se.
    Per se. 10 августа 2021 14:50
    +1
    Поскольку Версальский договор запрещал Германии иметь танки, все машины отправили в СССР на полигон «Кама» под Казанью, где и испытали.

    Здесь интересно бы было вспомнить вполне реальную историю. Рейхсвер уже в 20-е годы на маневрах использовал фанерные макеты танков, для обучения солдат взаимодействию с бронетехникой. То есть, еще до Гитлера закладывалась основа для будущих "панцерваффе".



    Многие в Европе над этим смеялись, но очень скоро стало не смешно.
  8. Александр97
    Александр97 10 августа 2021 14:56
    0
    Вызывает сомнение в реализуемости "жёсткой установки" 75-мм орудия в САУ. Динамическая нагрузка от выстрелов выведет из строя механизмы наведения и само крепление орудия.
    1. Zaurbek
      Zaurbek 23 сентября 2021 10:24
      0
      И лист в днище - не самый толстый в танке.