Военное обозрение

Проект Bell Textron HSVTOL. Технологии для конвертоплана далекого будущего

31

Три варианта конвертопланов на платформе HSVTOL


Американская компания Bell Textron Inc. имеет большой опыт в сфере летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Прямо сейчас он используется при разработке нового концепт-проекта семейства конвертопланов с рядом характерных возможностей. На днях компания-разработчик впервые показала облик такого семейства и раскрыла его особенности.

Новый проект


В настоящее время в рамках программ Пентагона Bell Textron создает два перспективных конвертоплана с разными возможностями – V-280 Valor и V-247 Vigilant. Кроме того, проводятся исследования, необходимые для дальнейшего развития направления и разработки следующих проектов.

В 2017-2020 гг. компания «Белл-Текстрон» запатентовала несколько схем конвертопланов с теми или иными особенностями. Предложены разные варианты аэродинамического облика, несколько схем силовой установки и несущей системы. В частности, разработаны конвертоплан со складывающимися в полете лопастями винтов, гибридная газотурбинно-электрическая силовая установка и т.д.

В апреле 2021 г. Научно-исследовательская лаборатория ВВС США (Air Force Research Lab, AFRL) выдала компании заказ на проработку концепций конвертоплана военного назначения. Стоимость таких работ оценили в 950 тыс. долл. Сообщалось, что целью проекта является создание перспективного высокоскоростного летательного аппарата вертикального взлета и посадки (High-Speed Vertical Take-Off and Landing, HSVTOL).

Новый исследовательский проект осуществляется в интересах нескольких структур. Его практические результаты могут заинтересовать ВВС, КМП, ВМС и Силы спецопераций. Для эффективного решения некоторых задач им требуются скоростные летательные аппараты вертикального взлета, и по этой причине запущено несколько новых программ, таких как FVL и HSVTOL.

2 августа компания-подрядчик впервые раскрыла информацию по новому проекту. В пресс-релизе приводились основные задачи текущих работ и планы по дальнейшему развитию проекта. Кроме того, опубликовали компьютерное изображение сразу трех изделий перспективного семейства HSVTOL.


Несущая система конвертоплана, описанная в патенте US20190248483A1 от 2018 г.

Цели и задачи


Главной целью проекта HSVTOL от Bell Textron является поиск и отработка решений для последующего создания реальных летательных аппаратов разных классов и разного назначения. За счет масштабирования основных идей и технологий следует обеспечить разработку и строительство летательных аппаратов со взлетной массой от 4 тыс. фунтов (1,8 т) до 100 тыс. фунтов (45,4 т).

Аппарат HSVTOL должен иметь возможность вертикального взлета и посадки, висения и т.д. и показывать высокие взлетно-посадочные характеристики. Необходимо обеспечить максимально возможную продолжительность непрерывного висения. Нисходящий поток на таком режиме должен быть минимальным для исключения негативных явлений. Конвертоплан должен иметь возможность горизонтального полета со скоростью не менее 400 узлов (740 км/ч).

На основе ключевых технологий и решений планируется создавать пилотируемые и беспилотные летательные аппараты. Такая техника сможет решать широкий круг задач транспортного, боевого и вспомогательного характера. Впрочем, армия пока не оглашала свои планы по созданию и внедрению летательных аппаратов с такими возможностями.

Ключевые идеи


«Белл-Текстрон» раскрыла возможный облик сразу трех летательных аппаратов линейки HSVTOL. Они имеют некоторые общие черты, указывающие на применение общих решений. При этом заметны существенные различия, связанные с разным назначением и целями конкретных проектов.

Показанные конвертопланы «построены» по нормальной схеме с веретенообразным фюзеляжем, прямым крылом и двухкилевым оперением. На концах крыла размещены гондолы двигателей, используемых для вертикального взлета/посадки и полета на малых скоростях и переходном режиме. Аппараты изображены на режиме скоростного полета: воздушные винты остановлены, а их лопасти сложены вдоль гондол.

Тип силовой установки не уточняется, но сообщается о новых технологиях. Видно, что летательные аппараты имеют воздухозаборники разного расположения, что указывает на применение турбовальных или турбореактивных двигателей. При этом мотогондолы не имеют сопловых аппаратов.


Bell V-280 Valor - уже летающий конвертоплан для FVL

Вероятно, концепт HSVTOL предусматривает использование идей, ранее описанных в одном из патентов Bell-Textron. Тогда предлагалось оснастить конвертоплан турбореактивным двигателем, соединенным с генератором, а в гондолах на крыле поместить электромоторы.

Общей частью разных проектов станут современные цифровые системы управления, способные взять на себя выполнение некоторых задач и разгрузить пилотов. Кроме того, за счет этого появится задел для создания беспилотной техники.

Подобный летательный аппарат будет выполнять взлет, переход к горизонтальному полету и первоначальный разгон при помощи несущих винтов с электромоторами – как «традиционные» конвертопланы. После набора необходимой скорости с получением требуемой подъемной силы от крыла HSVTOL сможет отключить несущие двигатели и сложить лопасти, а тяга будет создаваться турбореактивным двигателем.

По сути, в проекте HSVTOL объединяются несколько многообещающих технологий, что, как ожидается, позволит получить выгодное соотношение характеристик. Так, поворотные мотогондолы с несущими винтами дадут вертикальный взлет и посадку, реактивный двигатель разгонит машину до высокой скорости, гибридная силовая установка повысит энергоэффективность, а автоматика управления упростит работу летчиков и позволит создавать беспилотные модификации.

Впрочем, почти все эти технологии не отличаются зрелостью и нуждаются в дальнейшей проработке. Необходимо создание стендовых и опытных образцов для испытаний и доводки разного рода, предусматривающих самостоятельную и совместную проверку агрегатов.

Унифицированные образцы


Опубликованное изображение показывает принципиальную возможность создания тяжелого транспортного конвертоплана. Такой летательный аппарат сохраняет нормальную аэродинамическую схему, но воздухозаборник пришлось перенести на верхнюю поверхность фюзеляжа. Также предусматривается объемный грузовой отсек с кормовой загрузкой. Расчетные тактико-технические характеристики машины неизвестны.


Беспилотный аппарат Bell V-247, находящийся в разработке

Второй показанный летательный аппарат имеет меньшие габариты и неясное назначение. Он имеет грузопассажирскую кабину с боковым входом и бортовые воздухозаборники. Третий вариант HSVTOL еще меньше и внешне похож на предыдущий. При этом он не имеет фонаря, что говорит о беспилотном характере разработки. Какую полезную нагрузку может нести такой БПЛА, неизвестно.

Вполне возможно, что программа HSVTOL не ограничится тремя показанными конвертопланами. Как минимум, на теоретическом уровне могут проработать другие варианты техники на основе унифицированных решений. Реальные размеры семейства и количество проектов будут зависеть от результатов нынешних работ и от пожеланий заказчика.

Технологии будущего


В последние годы вооруженные силы США уделяют большое внимание проблеме летательных аппаратов, сочетающих высокие взлетно-посадочные и скоростные характеристики. Различным структурам армии необходимы летательные аппараты, не нуждающиеся в крупных взлетно-посадочных площадках, но способные перевозить тот или иной груз с высокой скоростью на большую дальность.

Несколько проектов такого рода уже разрабатываются в рамках крупной программы FVL, причем с прицелом на производство и реальное применение. Ряд опытных образцов уже доведен до испытаний и успешно демонстрирует высокие летно-технические характеристики. Через несколько лет такая техника должна будет попасть в войска, где начнет заменять имеющиеся вертолеты.

Все эти проекты основываются на современных технологиях и компонентах, что определяет их возможности и перспективы. Новый проект HSVTOL, в отличие от них, предусматривает поиск и использование совершенно новых решений, пока не используемых в авиации. Его фактическим итогом станут рекомендации по дальнейшему развитию направления скоростных конвертопланов.

Сроки завершения проекта Bell Textron Inc. пока не уточнялись. На поиск и изучение принципиально новых технологий и технических решений уйдет несколько лет. Затем может появиться опытный образец, которому предстоит показать потенциал новой концепции. И только после этого следует ожидать заказы на разработку реальной техники для эксплуатации в вооруженных силах и других структурах. Удастся ли идеям компании «Белл-Текстрон» дойти до этой стадии – покажет время.
Автор:
Использованы фотографии:
Bell Textron Inc.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 4 августа 2021 05:29
    +15
    Пройдет совсем не много времени и летательный аппарат из фильма про далёкое будущее

    Станет обыденной реальностью...
    В интересное время живём!
  2. Николай Р-ПМ
    Николай Р-ПМ 4 августа 2021 06:15
    +5
    впринципе, складывание лопастей позволяет исключить из процесса разработки одно из противоречий, а именно подбор оптимального диаметра винта, обеспечивающего приемлемые харпктеристики при вертикальном и горизонтальном полете, и проектировать его только на подъем. С другой стороны: какая доля в массе пустого конвертоплана будет приходится на электродвигатели, достаточно мощные для того, чтобы обеспечить вертикальный взлет и подъем на высоту, где влияние земли уже отсутствует? сопоставима ли эта доля с массой привычной механической трансмиссии?
    Отработка электрических приводов для не маршевых движетелей-это активно исследуемая область вертолетостроения, и определенные успехи в этом направлении уже достигнуты, но до внедрения еще долго.
    На мой взгляд, на данном этапе развития технологий проект такого аппарата труднореализуем, патент оформлен для того, чтобы застолбить идею, а потом бодаться с матерыми конкурентами, если они предложат что-нибудь подобное (ведь леонардо медленно, но верно подходит к сертификации aw609). Патентное право такое патентное право.
    1. Azimut
      Azimut 4 августа 2021 09:41
      0
      Да тут бак не мелких размеров при любом зависании ЛА надо, это масса, сразу снижение дальности полета, усложнение конструкции. Без Гравицаппы никак!
  3. vovochkarzhevsky
    vovochkarzhevsky 4 августа 2021 11:13
    -6
    Пацаны, не фантазируйте. Конвертопланы тупиковая ветвь авиации. И хотя современные технологии позволяют строить летающие образцы, вопрос, - какова цена за скорость, - остаётся открытым.
    На вертолётном режиме у конвертопланов просто чудовищная потребная мощность.
    Взять тот же Bell V-22 Osprey, по нагрузке сопоставим с Ми-38, но при этом двигатели вдвое мощнее. Соответственно и аппетит оных. Поэтому максимальный заявленный груз этот пепелац носит только на очень короткие расстояния. Где прибавка скорости в 125 км/ч не так уж и ощутима.
    Это если ещё не упоминать сложность конструкции, управления и полную неспособность продолжать полёт при отказе СУ.
    1. ProkletyiPirat
      ProkletyiPirat 4 августа 2021 17:23
      0
      Цитата: vovochkarzhevsky
      Пацаны, не фантазируйте. Конвертопланы тупиковая ветвь авиации. И хотя современные технологии позволяют строить летающие образцы, вопрос, - какова цена за скорость, - остаётся открытым.

      просто вы или не приводили их к единому общему знаменателю, или не умеете это делать, а может вообще про обыкновенные дроби не слыхали.

      Так например при приведении к общему знаменателю в виде "Обеспечить выполнение задачи за Т-времени(1ч<Т<5ч), на территории А*Акм(А>1000км), силами N-шт ЛА, N-шт спец-подразделений и X-шт мест базирования(аэродромов)" понадобится как минимум В ЧЕТЫРЕ РАЗА МЕНЬШЕ подразделений, летательных аппаратов и мест базирования. К деньгам приводить лень да и не получится, ибо стоимость тождественных аэродромов хрен посчитаешь, но там гарантированно разница сумм будет ещё больше.
      1. vovochkarzhevsky
        vovochkarzhevsky 4 августа 2021 17:46
        -2
        Ну и? Как часто могут возникать задачи ради которых нужно посылать за 1000 км конвертоплан да ещё с самолётом дозаправщиком во главе? Иначе никакой полезной нагрузки не взять.
        А хоть знаете ли вы, что там где садится обычный вертолёт, эта штука не сядет, слишком сильные потоки от винтов.
        И что будете делать, если скорости 500 уже мало будет и 1000 понадобиться?
        Может всё же надо лучше задачи планировать, а не всякие вундерваффе требовать, чтобы свои косяки закрыть?
        Что до того что я умею, или нет, так ставлю в известность, в у меня ВУС 061800. А у вас какой? hi
        1. ProkletyiPirat
          ProkletyiPirat 4 августа 2021 19:31
          +2
          Цитата: vovochkarzhevsky
          Ну и? ... Может всё же надо лучше задачи планировать....

          что вы тут "ну и"-каете: берите карту, линейку, циркуль, и планируйте размещение ЛА, ССО и их мест базирования. В упрощённом базисе получите или одну(конверт) или четыре(верт) области-окружности-базы, далее можете итерационно\рекурсивно\апромаксионно уточнять конечный результат добавляя пути снабжения баз, рельеф местности, виды противников и т.п.

          Данного расчёта более чем достаточно для понимания что ваша фраза: "Конвертопланы тупиковая ветвь авиации." является откровенным популистским бредом недостойным произношения из уст лётчика(ВУС 061800). hi
          1. vovochkarzhevsky
            vovochkarzhevsky 5 августа 2021 10:34
            -5
            Что и требовалось доказать. Вы обычный диванный стратег далёкий от авиации. Свой ВУС вы постеснялись назвать.
            Ибо та же карта подскажет, где лучше применять вертолёт, посредством аэродрома подскока, а где и транспортный самолёт плюс десантирование. А где и комплекс мер.
            Но в любом случае это в разы лучше, чем конвертоплан. Который чрезвычайно сложен как в конструкции, как в эксплуатации, так и в пилотировании.
            К тому же, он насколько требовательный к посадочным площадкам, что весь его вертолётный смысл теряется.
            1. ProkletyiPirat
              ProkletyiPirat 5 августа 2021 15:00
              0
              спасибо, поржал от души, good
              как видится мне сей разговор
              -)приходят срочники на стрелковый полигон, берут "АК" и стреляют, мажут как незнамо кто, и в конце заявляют "АК плохой, он не нужен"
              -)затем приходят "спецназовцы", берут тот же "АК" и стреляют, мажут как незнамо кто, и в конце заявляют "АК плохой, и вообще из него опасно стрелять(показывают рану от стрельбы), эти ваши автоматы тупиковая ветвь стрелковки!"
              -)затем прихожу я, ниразу ни военный, и вижу что у "АК": переварена мушка; спилен целик; погнут ствол; и под острым углом разбит приклад. И тут же возмущаюсь что мол "да причём тут весь вид техники в целом, и конкретный, да, к тому же, сломанный(криво-работающий) образец техники" и предлагаю "спецназовцу" "привести всё к общему знаменателю", и перестать "нести бред". На что он мне начинает кидать предъявы в стиле "я начальник ты дурak" и мериться пиписьками в виде лычек и ВУСов. В общем "мега-аргументировать" свои доводы.
              В общем очередное подтверждение что ш...та это не возраст, а состояние разума точнее что УМ и ОБРАЗОВАНИЕ это разные вещи.
              1. vovochkarzhevsky
                vovochkarzhevsky 5 августа 2021 17:40
                0
                Именно, один из показателей отсутствия ума, это когда не имея профильного образования лезут в обсуждение.
                И проблемы конвертопланов вовсе не в том, что "переварена мушка; спилен целик; погнут ствол; и под острым углом разбит приклад".
                Аэродинамика гибридных схем куда боле сложнее и предъявляет к ЛА таких схем взаимо-исключающие требования. Хочешь поднять скорость, значит жертвуешь грузоподъёмность и безопасностью. И если грузоподъемность можно как-то поднять поднимая мощность двигателей, то с безопасностью вообще никак.
                Простор пример, незабвенный Ми-8Т имеет нагрузку 4 кг на лс мощности. У "оспри" этот показатель всего 1,9.
                Что до меряния ВУС, то напоминаю вам что это вы тут пыжились меня учить меня работе с картой и ИШР полёта. Так что только ответка, а то что вам возразить нечего, окромя мушек, ваши проблемы.
  4. Александр97
    Александр97 4 августа 2021 12:00
    -2
    "Лавры" вечно из будущего V-22 Osprey - не дают покоя...
    Новая версия будет на порядок сложнее и сомнительно, что лучше!
    "Летающий позор" под таким названием в журнале "Тайм" вышла статья об этом чудо-оружии. В ней военный обозреватель Марк Томпсон, лауреат Пулитцеровской премии, отметил:
    V-22 Osprey — битвы за его будущее на Капитолийском холме; технические характеристики, спорные в лучшем случае; длинное приключение Морской пехоты в попытках получить то, что им нужно — демонстрирует как Вашингтон работает (или скорее не работает). Она разоблачает компромиссы, потребовавшиеся, когда узкие интересы столкнулись со здравым смыслом. Это история, которая показывает, как система проваливается в решении своей самой важной задачи, подвергая неоправданной опасности тех, кто должен нас защищать.
    1. onstar9
      onstar9 6 августа 2021 05:00
      0
      Цитата: Александр97
      "Летающий позор" под таким названием в журнале "Тайм" вышла статья об этом чудо-оружии. В ней военный обозреватель Марк Томпсон, лауреат Пулитцеровской премии, отметил:

      Ну, видимо "член Пулитцеровской премии" (вручается за написание слезливых романов) лучше разбирается в военном деле, чем американские военные. Мне тоже не очень нравятся, например, вертолёты. Их грохот слышен за двадцать километров (и мёртвого разбудят), и какую они для кого-то представляют опасность, как "скрытная сила" во время военных действий, мне так до конца и непонятно. И сбить этот низколетящий тихоход ничего не стоит. Мне так кажется. Но раз военные его так ценят, значит в нём что-то есть. Так и тут. Конвертопланы военными оцениваются вполне высоко. Они дорогие, понятно "не укупишься", но толк от них нужный, думаю есть...
  5. sen
    sen 4 августа 2021 14:00
    +3
    Картинка концепта Bell Textron Inc
    1. PROXOR
      PROXOR 5 августа 2021 11:28
      +1

      напоминает.
  6. gridasov
    gridasov 4 августа 2021 14:48
    +3
    Прежде всего стоит говорить о процессе на лопастях винта ,чтобы понимать ,что будущего у него мало. А то что играются с ним сейчас , так пусть тешаться.
    1. vovochkarzhevsky
      vovochkarzhevsky 4 августа 2021 17:14
      -2
      Пустое дело, дружище. Большинство здешних "гуру" топящих за конвертопланы в основу аргументации ставят, - а мне нравится.
      Можно сколько угодно пытаться им объяснять о потребных мощностях полёта, косой обдувке винта и прочее, в ответ только тоска в глазах, да чисто по женски, на эмоциях минусы в ответ. yes
      Хотя есть такое дело, обабились за последнее время многие особи изначально мужского пола. В смысле по образу мышления. Я давеча на дзене пытался одному втолковать, почему при проектировании летательных аппаратов дизайнерам только внешнюю покраску и то с оговорками доверяют. Что до компоновки и внешних форм и на пушечный выстрел не подпустят. Обиделсо. laughing
      1. gridasov
        gridasov 4 августа 2021 19:23
        0
        Я с Вами полностью согласен ,что сначала должно быть объединение единомышленников с реальным взглядом на процессы и вещи. Умные люди в команде объединяются и
        от свободомыслия творят.
  7. puskarinkis
    puskarinkis 4 августа 2021 17:44
    +3
    ЛА, типа конвертопланов, интересны и востребованы не только военными. Их схемы и технические решения разнообразны, но есть один общий минус. Не решен вопрос надёжности\безопасности при выходе из строя одного из двигателей. Этот вопрос не рассматривается в статье....
    1. vovochkarzhevsky
      vovochkarzhevsky 4 августа 2021 18:06
      -2
      Помимо безопасности есть ещё большая проблема, чем более скоростные винты, тем хуже у них показатели на режиме висения.
      1. gridasov
        gridasov 4 августа 2021 19:30
        -1
        Если не сказать ,что есть режим проваливания ,когда приложение мощности не влияет на работу винта.
        1. vovochkarzhevsky
          vovochkarzhevsky 5 августа 2021 01:02
          +1
          Вы о так называемом вихревом кольце? Такая опасность у «Оспри» имеется, как у любого вертолёта. Но главная беда в том, что у него два винта. И если это пагубное явление возникает неравномерно, то итог плачевный.
          1. gridasov
            gridasov 5 августа 2021 08:52
            +1
            Я далее до таких названий.
            Это физический эффект в рамках алгоритма процессов и имеющий причины и последствия . Ни винты, ни пропеллеры ,ни любые турбины не способны обеспечить неразрывность потока на поверхности истечения . Поэтому в среде с разной степенью влажности ,давления , при различной скорости вращения лопастей эти процессы могу происходить в самые непредвиденные моменты . А это катастрофы и не выполненные боевые или другие задачи.
      2. Intruder
        Intruder 5 августа 2021 19:44
        +1
        чем более скоростные винты, тем хуже у них показатели на режиме висения.
        Так-то кпд воздушного винта, а точнее лопастей его, по-любому ограничен скоростью звука, а на висении, там регулируется (при этом на V-22 автоматически, отдельным модулем в каждой мотогондоле, там вообще все очень автоматизировано, в отличии от вертушек в этом плане... yes ) угловая скорость вращения и шаг каждого винта, как и на любом геликоптере!
    2. Александр97
      Александр97 5 августа 2021 16:55
      -1
      V-22 оказался крайне подвержен очень неприятному аэродинамическому явлению — "вихревому кольцу" (vortex ring). Это когда вертолетный винт порождает тороидальный вихрь (подобную штуку умеют делать из дыма некоторые курильщики) И если вертолет снижается — вокруг винта может образоваться такой вихрь. В этом случае тяга винта сильно падает и вертолет "проваливается". Это неприятно, но как правило не катастрофично для обычного вертолета. Это состояние развивается не очень быстро и пилот обычно может "поймать" плотный воздух и восстановить тягу. В случае V-22 катастрофа гарантированна — ведь он держится на двух сильно разнесенных винтах, и когда один винт попадает в вихревое кольцо, Оспрей тут же сваливается набок и падает камнем.
      Эта проблема не решена на V-22 - будет также и на новой вундервафле...
      1. Intruder
        Intruder 5 августа 2021 19:40
        +2
        Эта проблема не решена на V-22 - будет также и на новой вундервафле...
        Она компенсируется режимами работы винтомоторной пары конвертоплана и успешно позволяет эксплуатировать V-22, десятки лет, кстати на удивление!!! wink
    3. Intruder
      Intruder 5 августа 2021 19:56
      +2
      Не решен вопрос надёжности\безопасности при выходе из строя одного из двигателей. Этот вопрос не рассматривается в статье....
      Все можно найти в сети, если задаться этой целью! lol
      Интересные особенности:
      1.
      Пара двигателей Rolls-Royce AE 1107C-Liberty (каждый выдает на валу мощность в 6150 л/с) расположены в гондолах на самых концах крыльев. Эти гондолы с пропеллерами диаметром 11,4 м разворачиваются на углы от 0 до 96 градусов, причем совершают такую перестройку всего за 12 секунд.

      2.
      начиная с 2007 года применение аппаратов Osprey продемонстрировало достаточную безопасность даже в самых неблагоприятных условиях полета, какие только можно себе представить. Боевые потери были отмечены всего лишь дважды: в 2010 году в Афганистане принадлежащий ВВС аппарат CV-22 промахнулся мимо своей посадочной зоны, попал колесом стойки шасси в канаву и перевернулся. В результате погибло четверо из двадцати человек, находившихся на борту. Еще один аппарат был потерян в 2017 году в Йемене.

      3.
      В 2010 году во время рейда в Афганистане разбился вертолет, и десятки спецназовцев оказались под минометным и ружейно-пулеметным огнем. Посланные на помощь вертолеты были вынуждены вернуться, остановленные пыльными бурями и высокими пиками Гиндукуша, и только два CV-22 совершили спасательный вылет, с плечом в 1200 км. Чтобы пролететь над горным хребтом, им пришлось подняться на высоту 4500 м. В итоге менее чем за четыре часа были спасены 32 американца.

      4.
      Каждый двигатель имеет модульную конструкцию и оснащен полноправной электронно-цифровой системой автоматического управления FADEC с двойным резервированием, что обеспечивает высокий уровень надежности его работы. Для уменьшения ИК-заметности на обоих двигателях установлена система охлаждения выхлопных газов и экранирования горячих частей двигателя.

      5. А это по поводу безопасности полета, при отказе одного из движков:
      В гондоле двигателя находятся два редуктора. Один предназначен для передачи мощности на воздушный винт, другой (установлен по оси узла поворота гондолы) - для привода вала синхронизации, проходящего через редуктор центроплана, на котором расположены генераторы переменного тока.. В аварийных ситуациях и при проведении наземных проверок последний может приводиться вспомогательной силовой установкой. Во время штатной работы двигателей каждый из них передает свою мощность через редуктор на соответствующий винт, часть которой (около 380 кВт.) отводится через вал на редуктор привода генераторов. В случае отказа одного из двигателей мощность исправного автоматически увеличивается до 5100 кВт. При этом создаваемая мощность распределяется следующим образом: около 3960 кВт идет на привод воздушных винтов и до 1100 кВт — на привод генераторов и источников питания самолетных систем. При отказе обоих двигателей начинает функционировать вспомогательная силовая установка, которая в течение 30 мин может приводить во вращение оба винта с оборотами на 30 % меньше номинального режима.

      Так, что тут все в ажуре, не дураки проектировали почти 30 лет его... good
      1. onstar9
        onstar9 6 августа 2021 05:12
        +3
        Цитата: Intruder
        Так, что тут все в ажуре, не дураки проектировали почти 30 лет его

        Толково "отбрил" противников конвертоплана. Да он такой же надёжный, как и вертолёт, а для боевых задач - гораздо лучше. Видимо поэтому военные так за него держаться, несмотря на дороговизну.
        1. Intruder
          Intruder 6 августа 2021 21:02
          +1

          Толково "отбрил" противников конвертоплана
          Просто я за конструктивную критику и хоть чем-нибудь подтвержденную... hi
          Хотя, спасибо!!! drinks
          Да он такой же надёжный, как и вертолёт, а для боевых задач - гораздо лучше.
          Даже лучше вертушки, по скорости, дальности и высотности...
          Видимо поэтому военные так за него держаться, несмотря на дороговизну.
          А они, не диванные эксперты, ведь им "работать" надо и воевать если что, поэтому зачем "закапывать" данный тип транспортных средств таких, хоть и с высокой стоимостью!? wink
  8. Intruder
    Intruder 5 августа 2021 19:38
    +3
    Автор, довольно интересно обозначил проблематику использования данных типов ЛА, в современное время, именно в военной области!
    Спасибо за статью... hi
  9. abc_alex
    abc_alex 8 августа 2021 13:38
    0
    А я правильно понимаю, что планируется использовать генератор и электромоторы только для взлёта-посадки? То есть в крейсерском режиме это будет просто мёртвым грузом? Как-то у меня не укладывается в голове эта модель с понятием "эффективность". Получается, что на взлёте в роли "пассажиров" выступают два маршевых двигателя. А в крейсерском режиме генератор, электромоторы с винтами и тяговый двигатель генератора? Или как?
    Кстати, схема с задним расположением моторов имеет неустранимый дефект "затенения" крылом двигателя при больших углах атаки...

    А почем бы не использовать схему с принудительным обдувом крыла электромоторами? Как на ТВС-2МС? Если так уж хочется укороченного взлёта...
  10. 75Сергей
    75Сергей 9 сентября 2021 14:01
    0
    Проблема конвертопланов с пропеллером - необходимость обдумать крыло и фюзеляж, они уменьшают подъемную силу и мало того, еще и препятствуют подъему, а отсюда и низкий КПД.
    Когда турбореактивные двигатели ставить будут?