ПОУМ – партия, выбравшая неверную цель и неправильную сторону

137

Демонстрация ПОУМ на улице Барселоны

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными,
ибо какое общение праведности с беззаконием?
Что общего у света с тьмою?»
2-е послание Коринфянам 6:14

Гражданская война в Испании. До сих пор это самая неизвестная европейская война. Причем и до настоящего времени.

Но почему так? И что там было такого, из-за чего это произошло?



Борьба среди левых


Но не потому ли так случилось, что во время гражданской войны в Испании шла борьба не только фашизма и антифашизма, но и среди левых тоже?

Потому что во время войны в Испании всем левым силам было четко указано, что революционные движения, где бы они ни были, могут управляться лишь только из Москвы. Всякая иная самодеятельность – это «уклон» со всеми вытекающими из этого последствиями.

Ну и, конечно, нужно было следовать принятому Москвой догмату о том, что социал-фашизм (читай социалистические партии традиционного толка) опаснее, чем реальный фашизм, и блокироваться с ним нельзя. Ну, а все, у кого есть отличное мнение – враги, и подлежат, естественно, уничтожению.

Потом уже будут и Будапешт 1956-го, и Прага 1968-го, и даже война между двумя социалистическими странами Китаем и Вьетнамом в 1979-ом. Но началось все это с Испании…

Это только на словах марксизм был живым и развивающимся учением. На деле он только лишь забронзовел, будучи отлитым в кремлевские догматы.

ПОУМ – партия, выбравшая неверную цель и неправильную сторону
ПОУМовские всадники

Независимые левые представляли собой угрозу: а вдруг у них получится лучше, чем у кремлевских ставленников? Поэтому против них стали применяться различные меры. Так, оружие и боеприпасы получали лишь части, контролируемые компартией. Из-за чего многие участки фронта, такие как Арагонский фронт, где главную роль играли анархисты и ПОУМ, не могли вести активные боевые действия из-за нехватки оружия и боеприпасов. При этом контроль за испанскими товарищами осуществлялся как через военные поставки, так и с помощью советских военных специалистов и спецслужб.


Народная милиция в едином порыве!

И вот вопрос, а можно ли было после всего этого считать СССР социалистическим государством, если его руководство проводило подобную политику?

Тут мы подходим к классическому постулату сталинизма «о возможности построения социализма в отдельно взятой стране», что в корне противоречило учению Карла Маркса. То есть тот считал, что такое невозможно. Ленин же, а затем и Сталин, утверждали, что тут-то Маркс как раз и ошибался, вернее – не учитывал реалий ХХ века, поскольку их не знал. Но не учитывал их также в полной мере и кремлевский лидер, ни разу не побывавший за пределами России и знавший о жизни за рубежом только по донесениям своих агентов, газетам и книгам, чего было явно недостаточно в исключительно сложных новых условиях.

Пока же получалось так, что, согласно новой доктрине от борьбы за социализм и, соответственно, от поддержки СССР на мировой арене, отсекались все социалистические партии, имевшие в мире огромное влияние на рабочий класс, поскольку объявлялись «социал-фашистами», а вся ставка делалась лишь на компартии и ту часть рабочего класса, которую они контролировали. Им через Коминтерн шли деньги, их лидеры отдыхали в СССР на правительственных дачах, но массового, мощного давления на капитализм при этом не получалось. Грубо говоря, все каштаны из огня коммунистам приходилось таскать в одиночку.


Одно из формирований ПОУМ отправляется на фронт

Что до собственно ПОУМ, то она была образована 29 сентября 1935 года в Барселоне вследствие слияния «Рабоче-крестьянского блока» (BOC) и партии «Коммунистическая левая Испании» (ICE). При этом ее название было выбрано как подражание звуку ружейного выстрела.


Рядовые бойцы ПОУМ

Антисталинский крен


И та, и другая партии и до слияния занимали четкие антисталинские позиции. Разница была лишь в том, что «Рабоче-крестьянский блок» поддерживал Бухарина и «Правую оппозицию» в ВКП(б), а «Коммунистическая левая Испании» – «Левую оппозицию».

Интересно, что сам Л. Д. Троцкий в 1940 году написал, что ни социал-демократы, ни сталинцы, ни анархисты, включая и ПОУМ, не смогли разобраться в сложившейся в Испании обстановке и сделать правильные выводы. Все эти партии и силы «тянули одеяло каждая на себя». В результате чего они помогали больше Франко, нежели действовали против него («Агония капитализма и задачи Четвёртого Интернационала»).


О своей партийной принадлежности в то время в Испании заявляли даже так…

Вождями новой партии стали Андре Нин, Хоакин Маурин, Хулиан Горкин и Вилебальдо Солано, а также некоторые другие. ПОУМ отличали сильные антисталинские настроения, при этом она выступала против бюрократизации советского партийного и государственного аппарата и начавшихся как раз в это время политических процессов над «врагами народа». У ПОУМ было много сторонников в Каталонии и Валенсии. Больше, чем даже у КПИ и Объединенной социалистической партии Каталонии.


Один из комитетов ПОУМ

За пределами Испании у нее тоже были сторонники.

В частности, именно в ПОУМ отправился Вилли Брандт, позднее председатель СДПГ, а из Великобритании многие члены ИЛП (Независимой рабочей партии), включая писателя Джорджа Оруэлла, описавшего впоследствии свое пребывание в рядах милиции ПОУМ в книге «Памяти Каталонии», где он очень подробно рассмотрел и имевшиеся там политические конфликты и разногласия.


Очень интересная книга о событиях в Испании

Свою борьбу с ревизией Маркса в СССР ПОУМ начала с первого московского показательного процесса, состоявшегося в августе 1936 года (где были осуждены Зиновьев и Каменев). Уничтожение «старой большевистской гвардии» Сталиным она расценила как предательство социализма и потребовала дать Троцкому убежище в Каталонии.

Интересно, что единственный шанс испанской революции на победу поумовцы связывали с международной солидарностью рабочего движения. В этом и заключалась их трагедия. Потому что вся эта борьба происходила на фоне гражданской войны. То, что они выступали против «генеральной линии Сталина», ни самому Сталину, ни СССР не могло принести особого вреда. Слова, они и есть слова. А вот демонстрация того, что они «против» здесь, в Испании, была лишь на руку Франко, потому что такая позиция вносила раскол в ряды самих республиканцев. Шла война, нужно было оружие, а оно поступало из СССР, и злить Сталина в этих условиях никакого смысла не имело. Могли бы и отложить свои счеты с ним до победы, а пока что просто помолчать, но… Понять этого поумовцы не смогли.


А вот эта книга непосредственно по истории ПОУМ

В итоге представители ПОУМ были выведены из каталонского правительства и многое на этом потеряли. Началась и кампания в прессе по дискредитации ПОУМ, тон которой задавало руководство Коминтерна.

Ну а закончилось все тем, что в конце декабря 1936 года ПОУМ объявили «троцкистско-фашистской организацией». До этого в «Обозрении политики, экономики и рабочего движения» (орган Коминтерна в Испании) не было ни одной статьи об испанских «троцкистах», то есть поумовцах. Зато теперь из номера в номер «Обозрение…» стало писать об их мнимой «подрывной деятельности в пользу Франко».

Соответственно, и пресса партий – членов Коминтерна – тут же поддержала «главный источник всех благ», и была в этом абсолютно права, как бы цинично это ни звучало. Потому что в политике угождать следует не мертвым теоретикам, а живым вождям, присылающим деньги, танки, пушки, самолеты и винтовки, которых тем же поумовцам постоянно не хватало.


Трудящиеся! ПОУМ ждет вас! Агитационный плакат ПОУМ, 1936 г.

Тем не менее ополченцы ПОУМ активно участвовали в боях гражданской войны, сражаясь за республику, но из-за политических разногласий с коммунистами сталинистского толка должной эффективности их действия не имели.

Правда, сначала их поддерживала Анархистская Национальная конфедерация труда, которая в Испании пользовалась большим влиянием среди рабочих. Однако даже наиболее радикальная часть руководства Национальной конфедерации труда проявила мудрую осторожность во взаимоотношениях с центральной властью: не стала «дергать спящего тигра за усы» и, лишив ПОУМ поддержки, оставила ее в полной изоляции. Андре Нина похитили и убили агенты НКВД во главе с резидентом иностранного отдела НКВД А. Орловым.


«Победить или умереть!» Плакат ПОУМ,1936 г.

А дальше, уже в 1937–1938 годах, против ПОУМ начались репрессии, а ее членов объявили фашистскими агентами. Тот же Джордж Оруэлл вынужден был тогда ночевать на кладбище, чтобы не быть арестованным и не попасть в тюрьму, хотя он был ранен, сражаясь именно с франкистами, а отнюдь не на их стороне.


И что бы республиканцы делали без этих танков?

Уже после разгрома республики предпринимались попытки создать эту партию в эмиграции. А в 1975 году, после смерти Франко – даже в самой Испании, но ничего из этого не получилось.


И без этих самолетов?

Правда, ПОУМ входила в Международное бюро революционного социалистического единства, известное как Лондонское бюро (куда включены были политические организации одновременно отвергавшие как буржуазный реформизм Социалистического рабочего интернационала, так и просоветскую ориентацию Коминтерна), а один из ее лидеров – Хулиан Горкин в 1939–1940 годах занимал в нем должность секретаря.


А вот это о ПОУМ написал известный Судоплатов, пользуясь тем, что книги того же Оруэлла и других «испанцев» в СССР не издавали. Ну, да Бог ему судья…

Что касается программы ПОУМ, то она содержала требование «демократической социалистической» революции, то есть, по сути дела, носила утопический характер.

Дело в том, что испанская буржуазия задачи буржуазной революции решить не могла. Пролетариат же, напротив, демократические задачи реализовал и тут же начал свои собственные, уже социалистические. ПОУМ выступила инициаторам единого фронта против фашизма уже с 1934 года, активно критиковала за их сектантство анархистов, социалистов – за оппортунизм, но одновременно критиковала и ВКП(б). Требовала создания нового Интернационала, защищала Троцкого от сталинистских наветов, но и столь резко с ним полемизировала, что это привело к концу их отношений.

То, что в коммунистической прессе эту партию называли «троцкистской», совершенно неверно, она даже не входила в Четвертый Интернационал. И как раз ПОУМ Троцкий критиковал очень сильно и даже писал, что поумовцы своими действиями льют воду на мельницу Франко.


Они призывали, они хотели как лучше, они ошибались… Они были!

Они не поняли, что престиж испанской компартии поднял именно Советский Союз, с осени 1936 года являвшийся единственной страной (кроме бедной Мексики), которая поставляла республике оружие. Не поняли, что идеализму не место в политической борьбе, и что многие положения марксистской теории на практике становятся своей противоположностью.

Об этом говорит, например, и высказывание Андре Нина о диктатуре пролетариата, взятое из его речи, напечатанной в газете La Batalla, Nr. 32, 8. 9. 1936:

«По нашему пониманию диктатура пролетариата – это диктатура всего рабочего класса…, но ни одна организация, ни профсоюзная, ни политическая, не имеет права осуществлять свою диктатуру над другими организациями во имя интересов революции… Диктатура пролетариата является рабочей демократией, которая осуществляется всеми рабочими без каких-либо исключений… Наша партия должна решительно…бороться против каждой попытки превратить диктатуру пролетариата в диктатуру одной партии или одного лица».

Чистейшей воды идеализм, не так ли?

Но вот на этом идеалистическом видении марксистской теории и практики была, как мы видим, создана целая партия, она смогла увлечь за собой очень многих честных и порядочных людей, а в итоге превратила их судьбы в трагедии.
137 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    16 августа 2021 18:28
    Могу а таких уже, немного в пионерском возрасте (более полувека назад) общался с участниками тех событий.
    Которые были тогда моложе "сегодняшнего"меня.
    Ответ был короткий-спасибо "товарищу" Троцкому.
    Как правильно сказано в статье-воевали со ВСЕМ миром.
    Что касается А.Орлова (вернее Лейба Лазаревич Фельдбин),то к банально проворовавшемуся предателю доверия нет.
    И последнее-обложка с надписью против Франко ,против Сталина напомнила другую (не помню фамилию автора) книгу.где уже Власов против Гитлера и Сталина.
    Так и хочется спросить-а за кого?
    1. +10
      16 августа 2021 19:08
      Цитата: knn54
      Так и хочется спросить-а за кого?

      Стандартное до ужаса проявление политической близорукости.
      В политике нельзя быть "против". В политике можно быть только "за". К сожалению, многие этого не понимают и сейчас и становятся объектами манипуляции.
      Иными словами, политика - процесс коллективный, в котором принимает участие огромное количество субъектов и побеждает тот, кто сумеет привлечь на свою сторону большинство. Тот, кто воюет "против всех" никогда не сможет достичь своих целей, поскольку будет один. При этом всегда найдутся силы, которые ухитрятся использовать это "против всех" в своих целях.
      Так что поднимая флаг со словом "против" нужно задуматься на чью мельницу ты будешь бескорыстно лить воду в этот раз. smile
      1. -1
        16 августа 2021 20:08
        Иными словами, политика - процесс коллективный
        Угу. Этот постулат современные политики осознали в полной мере. И как-то никто из них не стремиться взойти на эшафот ради обозначеной в предвыборной программе идеалов...
        1. +1
          16 августа 2021 20:47
          Не совсем понял мысль в контексте моего комментария.
          Я говорил о том, что в политике, в силу огромного чила участников процесса, любой субъект хотя бы частично всегда действует в интересах других, даже если этого не желает, и не осознает. Тот же, кто провозглашает лозунг "против всех" или просто против чего-то конкретного - коррупции, олигархов, конкретных политиков, глобализации и т.п. - просто делает то же самое, но абсолютно бескорыстно и без шанса достичь собственных целей. Если таковые вообще у него имеются.
          1. +5
            16 августа 2021 20:57
            Это к тому, что иногда стоит остановиться, и подумать: не "за кого я", а "за что я".
            1. +6
              16 августа 2021 23:03
              А, теперь понял. smile
              Только, осознав за что ты, нужно сразу же начать искать тех, кто за то же самое. И объединяться. Иначе ты против всех. smile
      2. +2
        16 августа 2021 21:18
        "воевать против всех"- горячий утюг в промежность совать
        1. +1
          17 августа 2021 03:54
          Не Солженицыну писать правду про СССР, и не Шпаковскому - про социализм и компартии в мире. Какую "правду" могут написать ненавистники и враги советского строя?
          1. -2
            17 августа 2021 07:40
            Цитата: Stas157
            Какую "правду" могут написать ненавистники и враги советского строя?

            Только они и могут. Потому, что видят. А тем кто все одобрямс глаза давно коровьим навозом замазало! Им раз бесплатно - то и хорошо. Крестьянская психология. От сохи!
            1. +3
              17 августа 2021 08:02
              Цитата: kalibr
              Только они и могут.

              Так вы же заинтересованы не в объективной точке зрения, а исключительно в поиске негатива. И чем для СССР хуже, тем для вас лучше. А хорошего от вас не дождешься. Как будто его и не было.

              Вот это и есть ваша "правда".
              1. 0
                17 августа 2021 08:35
                Поиски негатива еще более ценны, чем глупое одобрямс. Или Вам хочется постоянно наступать на одни и те же грабли? Врач часто причиняет боль, но он лечит, да?
                1. +3
                  17 августа 2021 08:41
                  Цитата: kalibr
                  Поиски негативы еще более ценны, чем глупое одобрямс.

                  СССР давно уже нет и вы своей воинственностью похожи на Дон Кихота, который воюет с ветряными мельницами. При чем именно воюет, а не желает спокойно разобраться и докопаться до истины, взвесив на весах не только плохое, но и хорошее. А его было не мало.
                  1. +3
                    17 августа 2021 19:21
                    При чем именно воюет, а не желает спокойно разобраться и докопаться до истины, взвесив на весах не только плохое, но и хорошее.

                    Ну когда это Шпаковский спокойно разбирался в причинах и следствиях? Бывший партийный пропагандист карабкался наверх, а этот верх рухнул. Вот этого он СССР простить никак не может. А "одобрямс" он делал, будучи членом КПСС.
                    1. 0
                      18 августа 2021 03:56
                      Цитата: Авиатор_
                      А "одобрямс" он делал, будучи членом КПСС.

                      Да просто уверен, что так и было!
    2. +5
      16 августа 2021 22:07
      Цитата: knn54
      И последнее-обложка с надписью против Франко ,против Сталина напомнила другую (не помню фамилию автора) книгу.где уже Власов против Гитлера и Сталина.
      Так и хочется спросить-а за кого?

      Скорее всего вы имеете в виду книгу «Против Сталина и Гитлера» Штрик-Штрикфельдта, она есть на «Милитере» (http://militera.lib.ru/). Представляет из себя мемуары этого самого Штрик-Штрикфельдта, ближайшего друга и соратника Власова. hi
    3. 0
      1 октября 2021 18:09
      Зачем облыжно клеветать на Орлова?
  2. +7
    16 августа 2021 18:33
    Спасибо , интересно , тема гражданской войны в Испании заслуживает дальнейшего рассмотрения , там были замечательные типы, анархист Дурутти к примеру .
  3. +19
    16 августа 2021 18:36
    Но не учитывал их также в полной мере и кремлевский лидер, ни разу не побывавший за пределами России

    Я так понимаю, речь про Сталина?
    Ну, ладно, Тампера (Таммерфорс), где проходила конференция РСДРП, находится в Финляндии, что в те времена почти Россия, но IV съезд совершенно точно был в Стокгольме, а V в Лондоне и он участвовал в обоих.
    1. +8
      16 августа 2021 18:47
      Тампера
      Слегка поправлю: Тампере.
      А так, все верно.
      Мое почтение, Иван! hi
      1. Комментарий был удален.
      2. +2
        16 августа 2021 19:06
        Привет!
        "Тампере" не склоняется, но это же РИ.
        1. +4
          16 августа 2021 19:13
          Привет, Александр! Много чего не склоняется на нашем Северо-западе...
          Однако ж: "Куда едешь?, В Лапу, Затариться? Не, "откатать"."
          1. 0
            16 августа 2021 19:41
            У нас уже 1,5 часа поливает. Затарился
            1. -1
              16 августа 2021 19:49
              Нас отполивало вчера. "In rain we trust"
              1. 0
                16 августа 2021 20:10
                Это всё наше! На всё времена laughing
                1. -1
                  16 августа 2021 20:21
                  Ну, так уж выпало, любить эту местность... Я ее люблю!!!
              2. -1
                16 августа 2021 20:39
                "Jedem das Seine"(с) request
                1. +1
                  16 августа 2021 20:46
                  Это к чему, дядя Костя?
                  1. +1
                    16 августа 2021 20:48
                    Так просто, от нечего делать. Да и музыкой навеяло... drinks
                    1. +2
                      16 августа 2021 21:10
                      Никто не сможет постичь диалог питерского мурманчанина и питерского таллинца, о погоде!!!
                      1. +3
                        16 августа 2021 21:17
                        Что дозволено юПитеру -- не дозволено Коту. request
                      2. +1
                        16 августа 2021 21:34
                        Ну, извини! Местечковый корпоратизм сработал. В отличие от вас, москвичей, бывших, нынешних, и будущих, мы любим свой город в динамике, а Москва, в своих горожанах, застыла в прошлом.
                      3. -1
                        16 августа 2021 21:41
                        Ага, я бы мог многое сказать кой о каких питерцах, пилящих ныне Москву, но лучше уж не буду.
                    2. +1
                      16 августа 2021 21:44
                      Цитата: Морской Кот
                      Так просто, от нечего делать. Да и музыкой навеяло...

                      Физкульт привет, Константин! hi Интересно ,какая такая музыка навевает доллары? laughing
              3. +2
                16 августа 2021 21:12
                А у нас очередной жаркий день...
              4. +2
                16 августа 2021 21:29

                3x3zsave

                Дождь и дожди. Временами дождевые дожди и небольшой дождь внутри большого дождя из дождя.(с) hi laughing
                ,,,а у нас так вот. belay сам в шоке.
                1. +1
                  16 августа 2021 21:42
                  Самара! Сладкая грусть о детстве...
    2. +13
      16 августа 2021 18:55
      Тегеран и Потсдам забыли. smile
      1. +10
        16 августа 2021 19:00
        Ну это уже после прихода к власти.
        Просто состав конференций и съездов легко проверяется, а ИВС еще вроде как в Кракове побывал и в Вене, но быстро не нашел в каком году:)))
        1. Комментарий был удален.
      2. -3
        16 августа 2021 19:05
        Тегран -да, Потсдам - сомнтельно. Впрочем, как и Тампере.
        1. +2
          16 августа 2021 22:08
          О Тампере не скажу, не знаю, а в Потсдаме Сталин точно был.
          Он там встречался c; Труменом и Черчилем.
          Если сомневаетесь,спросим нашего энциклопедиста : Виктора Николаевича
      3. -1
        16 августа 2021 19:43
        Цитата: Хозяин Трилобита
        Тегеран и Потсдам забыли.

        Вообще-то приехать на конференцию и жить в охраняемом особняке. Это совсем не то, что жить за границей...
        1. 0
          16 августа 2021 20:25
          Спасибо, Вячеслав Олегович. О бардаке среди соц. лагеря во время гражданской войны в Испании, слыхал, но об этих утопистах читаю впервые)))
          А сколько их полегло на Пиренеях... Молодых, верящих в мировое благо...
        2. +5
          16 августа 2021 23:38
          Ну, для главы государства иных вариантов нет.
          А вообще, плох тот начальник, который должен всё видеть своими глазами или делать своими руками. Нужно уметь подобрать и расставить людей таким образом, чтобы по любому вопросу своевременно получать достоверную информацию в необходимом и достаточном объеме.
          Конечно, это в идеале, которые недостижим по определению. В жизни информация всегда будет неполной, искаженной, противоречивой и приходить будет с опозданием, а руководитель должен выбирать на чем основывать свои решения здесь и сейчас... Но в любом случае, непосредственно участвовать в сборе информации по какому-то одному вопросу руководитель не то, чтобы не должен - права не имеет. Его обязанность сделать запрос, получить от персонала ответ, проанализировать и принять решение.
          Руководитель уровня Сталина вообще видит мир не из окна служебной машины или кабинета, он видит его исключительно в цифрах и буквах на бумагах или, как сейчас, на экранах монитора.
          Так что даже если бы Сталин действительно никогда не покидал пределов России - СССР, в упрек ему это я ставить бы не решился. А вот если бы он лично путешествовал и принимал решения на основании лично увиденного, то решения эти, с большой долей вероятности были бы субъективны, а потому неверны, и вот это уже действительный повод для упрека.
    3. +10
      16 августа 2021 19:05
      Еще в Кракове и Вене был. Даже статьи там писал. Ну уже в ВМВ - Тегеран и Потсдам.
    4. +6
      16 августа 2021 19:11
      Цитата: Старший матрос
      но IV съезд совершенно точно был в Стокгольме, а V в Лондоне и он участвовал в обоих.

      Это как-то выпало из поля внимания... Хорошее уточнение, спасибо!
    5. +3
      16 августа 2021 21:37
      Цитата: Старший матрос
      Я так понимаю, речь про Сталина?
      Ну, ладно, Тампера (Таммерфорс), где проходила конференция РСДРП, находится в Финляндии, что в те времена почти Россия, но IV съезд совершенно точно был в Стокгольме, а V в Лондоне и он участвовал в обоих.

      Коллега, у товарисча Шпаковского можно много ляпов найти и использует он их умышленно.
      1. -4
        17 августа 2021 07:37
        Цитата: Стропорез
        использует он их умышленно.

        Надо же людям что-то комментировать и демонстрировать собственную эрудицию?
        1. 0
          17 августа 2021 08:28
          Цитата: kalibr
          Надо же людям что-то комментировать и демонстрировать собственную эрудицию

          В чём вам надо отдать должное, дык это в обратной связи ,умении спровоцировать и провокацию завуалировать, ну и разумеется в том , что можете за деньги написать что угодно и этого не скрываете. good
          1. -3
            17 августа 2021 08:37
            Цитата: Стропорез
            В чём вам надо отдать должное, дык это в обратной связи ,умении спровоцировать и провокацию завуалировать, ну и разумеется в том , что можете за деньги написать что угодно и этого не скрываете.

            Спасибо! Только все это коротко называется "мастерство".
            1. 0
              17 августа 2021 09:31
              Цитата: kalibr
              Только все это коротко называется "мастерство".

              Ну да , вот мне навеяло....
              1. +3
                17 августа 2021 13:25
                Это хорошо, что Вы понимаете юмор!
    6. -1
      17 августа 2021 20:48
      в Вене тоже отметился. где встречался с Львом Давидовичем.
  4. 0
    16 августа 2021 18:57

    Коллеги, мне одному кажется, что вот этот парень, слева, 30 секунд назад выскочил из за столика уличной кафешки, судорожно схватив пачку папирос? Что его увлекло?
    1. 0
      16 августа 2021 19:07
      "Все побежали и я побежал!"
      1. +1
        16 августа 2021 19:21
        Типа того. Фотографии республиканцев, времен гражданской войны, на 90% - постановочные. Фотографий франкистов не видел. Думаю, люди делом занимались. Им некогда было рисоваться перед камерами.
    2. +2
      16 августа 2021 19:14
      Цитата: 3x3zsave
      парень, слева,

      Так на советских плакатах изображали шпионов и предателей...
      Цитата: 3x3zsave
      Что его увлекло?

      Есть варианты: одна из трех фигур в перовм ряду в центре с винтовками и подсумками. smile
      1. 0
        16 августа 2021 19:24
        Я тоже подумал, что он увидел свою девушку.
        1. +1
          16 августа 2021 20:10
          ... он увидел свою девушку.

          Или чужую. wink
          1. 0
            16 августа 2021 20:35
            Привет, Костя!
            Ты всегда в себе! Супер!
            1. +3
              16 августа 2021 20:44
              Привет, Саша! smile
              Помню, давным-давно читал одну американскую книжонку "Ка трудно быть сержантом", так там, в экипаже бомбардировщика были точно такие же проблемы, как описаны в этой статье, хоть там народу раз-два и обчёлся.
              Людское общежитие не переделаешь, хоть война, хоть политика, хоть пополам тресни. Проще выпить и посмеяться. smile drinks
              1. -1
                16 августа 2021 20:54
                Костя! Если это глубокомысленно и жизненоо, с чем я согласен! То это тост!
                Как говорят у нас "прозит " или "бум"
                1. -1
                  16 августа 2021 21:03
                  О, какая-то крыса мне уже минусов наставила. laughing

                  "Ну, наше здоровье!" drinks
                  1. 0
                    16 августа 2021 21:11
                    За наше общее здоровье!
                  2. +1
                    16 августа 2021 21:19
                    Антону отправил и знаю,что меня тоже заминусят, но мне .... ты сам знаешь.

                    Белый (светлый) монах и чёрная монахиня крафтовое пиво,
                    Набери в Википедии Каркси,где на делают это пиво.
                    История зашкаливает
                    И светлое и тёмное большой плюс.
                    1. 0
                      16 августа 2021 21:26
                      Почему монах светлый, а монахиня тёмная, где равноправие? smile drinks
                      1. +1
                        16 августа 2021 21:33
                        Не знал, что ты такой толерантантный! Это все в форме одежды!
                        Как нас задолбали! Даже русских!
                      2. 0
                        16 августа 2021 21:44
                        ... ты такой толерантантный


                        За что абижаеш дарагой!? Зачем такое слово нехарошее гавариш? Абидна, да, силюшай... crying
                      3. 0
                        16 августа 2021 21:50
                        Сучу! Ой! Шучу - фикция речи!
                        Хорошее пиво 1.29€ за бутылку.
                        Есть для тебя рисунок, жду от Ващенко продолжение его сериала.
                      4. 0
                        16 августа 2021 22:26
                        А что за рисунок, или только вкупе со статьёй?
                      5. 0
                        16 августа 2021 22:29
                        Нет в купе с комментариями
                      6. 0
                        16 августа 2021 22:51
                        Понял, бум ждать. smile
      2. +2
        16 августа 2021 21:58
        Михаил, Вы в шутку это сказали,а могло быть и в правду:парень увидел свою симпатию присоеденился
  5. +3
    16 августа 2021 19:01
    Слишком разношерстными были левые силы Испании. Идеалистические представления о светлом социалистическом будущем были в головах у всех теоретиков коммунистического движения.Отсюда и внутренняя борьба за власть в стране.
    Это напоминает времена позднего СССР народные фронты всех местей и т.д. Красивые разговоры и не более. Но народ повёлся!
    Чего хотел Коминтерн и кровавый таран? Победу в гражданской войне и только потом решения внутриполитических конфликтов.
    «Сначала выиграть войну, затем делать революцию… Эта формула в корне фальшива: в борьбе, которая сейчас развивается в Испании, война и революция не только два неотделимых понятия, но и синонимы… Поскольку борьба на военном фронте ни что иное как продолжение борьбы в тылу. Война есть форма политики… Формула в действительности скрывает намерение сорвать революцию».
    Andreu Nin: La revolución española 1930 – 1937, Barcelona 1978, S. 303.
    Нельзя усидеть на трех стульях. И одной рукой все не ухватить. История гражданской войны в Испании этому наглядный пример.
    1. 0
      16 августа 2021 19:43
      Сепаратизм - вечная беда Иберийского полуострова.
      1. +2
        16 августа 2021 20:13
        Не согласен. Всё намного глубже. Сепаратизм это сейчас, а тогда это жажда лучшей доли.
        Все её хотели,но незнали как она выглядит.
        1. +3
          17 августа 2021 13:27
          Цитата: ee2100
          Все её хотели,но незнали как она выглядит.

          "По ком звонит колокол"
  6. +5
    16 августа 2021 19:29
    knn54 (Николай), уважаемый, про Орлова поддержу Вас на 202%.
    Книги Судоплатова как источник правды? Нет, нет и ещё раз нет! Слишком много Павел Анатольевич знал и умел. А страна, которой он служил не один десяток лет, определила его во Владимирскую тюрьму... А чистки кадровые и в наших спецслужбах, и в правоохранительных органах и их архивах, регулярные, с 30 годов прошлого века начиная и по наши дни... Далеко за примерами ходить не будем: теракты на Дубровке и в Беслане. Вроде и свидетелей, и участников десятки, а вопросов - миллион осталось. И точка зрения снайпера, что был с юга здания, будет совершенно противоположной точке зрения снайпера, что был с севера здания, точка зрения командира группы, что заходила в здание с юга будет совершенно иной, что у командира группы, что в здание заходила с севера, точка зрения связиста в штабе от МВД будет совершенно другой от точки зрения связиста в штабе от ФСБ, а связист в штабе от МО будет иметь третью точку зрения, а связист от МЧС - четвёртую...Когда был теракт на Дубровке в РФ была ФСНП. А когда был теракт в Беслане в РФ была ФСКН. Ни налоговой полиции, ни наркоконтроля на сегодня нет, их архивы - пепел, хотя часть людей, что в них служили - живы и сегодня....А ведь оба этих правоохранительных органа РФ работали по закону об ОРД в полном объёме...Может и был прав Шульце -Бойзен про организаторов мятежа в Барселоне говоря про них "используя поддержку лиц, связанных с абвером". А может и "свистел", он ведь в ВВС Германии служил. Кого из абвера он знал или не знал из абвера никого, о чём и как говорил, и говорил ли вообще, нам, похоже, никогда не узнать.
  7. +8
    16 августа 2021 19:54
    Ставка автора-на полное не знание публикой этих самых "догматов" марксизма. А им-но оциализм по определению есть более аысокая ступень демократии. Как это ни странно для обывателя, воспитанного в обществе по томков крепостных. В СССР полномочия верх. совета были больше, чем у Госдумы РФ и в этом смысле социализм был. То что сии полномочия не использовались-следствие ментальности холопов в 15-ти поколениях, но никак не проблема марксизма. Мартышка у И. Крылова тоже не знала, как пользоваться очками.
    1. -5
      16 августа 2021 20:01
      А нафига тогда догматы, если они не используются. И потом... 91-ый все расставил на свои места. Матфей 7:27 "...и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое" потому, что построен он был на песке!
      1. +2
        16 августа 2021 20:26
        Ой! Неужели о душе задумались?
      2. +2
        17 августа 2021 06:43
        Правильно! Вот нынче фундамент крепкий. Только русским в этом доме не жить. Заменяют другими. А русские и рады, ибо им главное, что бы крепко было! То, что при советах Законы были народу выгодны- им по фигу. Странный народ в высшей степени....... Не ветры СССР разрушили, а дурость.
        1. 0
          17 августа 2021 19:37
          Не ветры СССР разрушили, а дурость.

          Дурость партии власти со своими партийными пропагандистами.
  8. 0
    16 августа 2021 20:01
    Великолепная статья. Всегда знал, что левые в Испании не отличились единством. Статья В.О. раскрывает часть причин поражения республиканцев. Спасибо!
    1. +5
      16 августа 2021 21:12
      Великолепная статья.

      А у меня после прочтения почему то такие ассоциации.
      1. 0
        16 августа 2021 21:21
        Добрый вечер!
        Намёк тонкий, поясните фото из гугл мапс
        1. +1
          16 августа 2021 21:36
          Да какой же он тонкий, толще некуда.
          1. +1
            16 августа 2021 22:07
            Добрый вечер! Дом ,то ясен. Но ,Вы меня извините, это не намек на статью.
            Трудно сравнить трудящихся и их трибунов с профессором Преоброженским . Это две разные категории или плоскости, последнее мне ближе
            1. +1
              16 августа 2021 22:12
              Это намек на статью. Просто Вы его не поняли.
              — Боже! Пропал калабуховский дом! — в отчаянии воскликнул Филипп Филиппович и вплеснул руками».
              1. -1
                16 августа 2021 22:18
                С со всеми уважением к Вам, я и сейчас не понял. Может пиво?
                Если не затруднит.
                1. -4
                  16 августа 2021 22:42
                  Нет, не пиво. Сайт ВО.
              2. -1
                16 августа 2021 22:35
                Могу высказать своё глубокое убеждение- нельзя равнять пролетариев и интелектуалов .
                Цели и задачи разные.
        2. +1
          16 августа 2021 21:40
          Калабуховский дом
      2. +1
        16 августа 2021 21:45
        Не Питер прямолинейный, случаем, а?

        Привет, Виктор! hi
        1. 0
          16 августа 2021 22:12
          Добрый вечер. Это Москва.
          1. +1
            16 августа 2021 22:26
            Позор на мою непутёвую голову, а ведь я, в своё время, неплохо знал город. Где это, что за улица? Не за ГУМом, случаем, название переулка уже не помню.
            1. +2
              16 августа 2021 22:38
              Бывший доходный дом 24/1 на углу Пречистенки и Обухова переулка, Булгаков там профессора Преображенского поселил.
              1. +2
                16 августа 2021 22:50
                Совершенно не помню. В моё время всё как-то по другому выглядело. Давно уже убеждаюсь, что нынешняя Москва совсем не тот город в котором я ориентировался с закрытыми глазами.
                1. +1
                  16 августа 2021 23:07
                  В моё время всё как-то по другому выглядело.

                  Однозначно. И небо выше было, вода мокрее, девушки красивее....
  9. Комментарий был удален.
    1. 0
      16 августа 2021 20:40
      hi Серюня, Г-Н Сергей (не подумайте лишнего как Вам свойственно) - гражданин.
      Вы выходите за рамки цивилизованного. Это Вам отольется многократно.
      Понимаю, Вам по "барабану" Я искренне поздравляю Вас с регистрацией на В.О. имея ввиду, что, возможно, это была не первая попытка гадить на публике. Я плохого не помню, поэтому записываю. Рад встрече, грызунище....
      1. +4
        16 августа 2021 21:33
        Коллеги, Рад вашей оценке. Но серюня в первого поста сумел завести, оскорбив мою семью, коверкая мою фамилию. Пусть существует долго. Желательно с массой неприятного.
    2. 0
      16 августа 2021 21:40
      Вам и маразма не надоть, Агрессивный Вы наш. Интересно. Кто Вас оплачивает, или Вы совершенно искренни?
      Не Верю! Плохая игра... Серюня.
  10. +3
    16 августа 2021 20:47
    Троцкий и его бесконечный первый, второй и уже после него третий интернационал - суть глобалистские силы, завернутые в ту или иную обертку. ИВС во время раскусил их и своевременно прошелся по ним тяжелым асфальтоукатчиком. Но про то, в статье ни слова, скорее запутывание людей, в понимании истинных рычагов, которые начали работать сто лет тому назад. Интернационал жив. Обрел новое лицо(лица). Одно из его проявлений - нонешняя истерия вокруг некого вируса, который чудесным образом мутирует из месяца в месяц. Другое - мракобесие зелёных. Можно долго перечислять проявления бильдербергского клуба.
    1. 0
      16 августа 2021 21:09
      Поймте меня правильно, я не адепт Шпаковского, но ни кто не знает как правильно.
      Обе системы будут бится до последнего. И не факт, что тот кто победит будет прав,идеалом и д.р. Куча фильмов на эту тему надо Западе.
      Всегда останутся не доовольные люди. Ограбленные и обиженные.
      Моё мнение это всемирная декларация неких прав.
      Может и я идиалист. Но противоречия они всегда приводят к войне.
      1. +2
        16 августа 2021 21:37
        Цитата: ee2100
        Моё мнение это всемирная декларация неких прав.

        Честно говоря, ничего не понял из того, что вы хотели сказать. Но не суть.

        Дело не в идеалах. Идеалы, это те ниточки, за которые нас дёргают. Не более того (хотя, оно конечно, куда же без идеалов, сам такой). Что же на самом деле происходит в верхах, мы и пол процента не знаем. Если же по простому, то неистребимая жажда власти.

        Любое правительство, это весьма ограниченный круг ни кем не управляемых людей, которые управляют весьма большим количеством, склонных к упрощению реальности и опутанных навязанными правилами людей. И здесь ты или там, или тут. Дибо реально чем то обладаешь и под тебя подстраиваются окружающие, либо подстраиваешься сам.Третьего не даётся.
        Ятакдумаю...
    2. +2
      16 августа 2021 21:32
      Алексей, привет! hi
      Так к этому леммингу ещё и кучка хомячков набежала, они как крысы ползают по сайту и гадят на каждом углу. А гадят потому как ничего другого делать не приспособлены. laughing
    3. +7
      16 августа 2021 21:46
      Коллега Аl_lexx, Троцкий не имел никакого отношения к 3 Интернационалу, Третий Интернационал создал Владимир Ильич Ленин. Троцкий создал четвертый,а это не одно и тоже
      1. +2
        16 августа 2021 22:49
        Вопрос не в том, кто создал какой интернационал. И да, Троцкий как раз работал с третьим. Четвертый сейчас функционирует и там другие люди правят.
        А может и пятый. Не суть.
        Не это главное. Главное то, что под все эти бесконечные революции за всё хорошее, против всего плохого, маскируют банальное оболванивание человечества. Т.е. всё гораздо хуже, чем можно себе представить.
    4. +4
      16 августа 2021 22:53
      Цитата: Al_lexx

      Троцкий и его бесконечный первый, второй и уже после него третий интернационал - суть глобалистские силы, завернутые в ту или иную обертку.

      Какой талантливый чел был, оказывается, этот Лейба! Я все понимаю, но создать 1-й интернационал - за 15 лет до своего рождения, а 2-й - в 10 лет от роду... Это надо быть ну о-о-очень неординарной личностью! laughing
      1. +1
        16 августа 2021 23:39
        Цитата: HanTengri
        Какой талантливый чел был, оказывается, этот Лейба!

        Вы цепляетесь к словам. Меня же не сильно интересует, что там в вики написано. Я тут совсем о другом говорю.
        Впрочем, о чем я и с кем пытась (да и пытаюсь ли, или ко мне, в очередной раз прицепилась козявка), человек с говорящим ником)))? Вам же "апоговорить", а не о сути происходящего.
        Продолжайте, уважаемый Хан, в том же духе, вам зачтётся. ;)
        1. 0
          17 августа 2021 19:41
          Цитата: Al_lexx
          Вы цепляетесь к словам.

          Не к словам, а к историческим фактам. На основании которых Вы строите "то, другое, о чем Вы говорите".
          Цитата: Al_lexx
          Меня же не сильно интересует, что там в вики написано.

          А зря. Если бы Вы, прежде чем ляпнуть очередную чушь, глянули, хотя бы, в тетю Вику, то, почти гарантированно, лишили бы меня возможности над Вашими перлами поржать.
          Цитата: Al_lexx
          Впрочем, о чем я и с кем пытась (да и пытаюсь ли, или ко мне, в очередной раз прицепилась козявка), человек с говорящим ником)))?

          Не подойти ли Вам к зеркалу и поправить ли нимб. Возможно, он Вам слегка жмет. От этого, временами, случаются приступы немотивированного хамства, отягченные комплексом непризнанного гения.
      2. 0
        17 августа 2021 09:48
        hi Хан. Так Лева и был личность....Неординарная. Нет у меня симпатии к Льву Давыдычу. А с легендами мало по малу разберемся. С Уважением
        1. +1
          17 августа 2021 18:36
          Андрей! hi
          Пользователя "HanTengri" зовут Игорь.
          1. +1
            17 августа 2021 18:39
            Спасибо. Сделал пометку
        2. +1
          17 августа 2021 19:44
          Цитата: Толстый
          Хан. Так Лева и был личность....Неординарная.

          hi А я, таки, разве спорю?!
          Цитата: Толстый
          Нет у меня симпатии к Льву Давыдычу.

          Аналогично. drinks
          1. +1
            17 августа 2021 20:32
            Антон со своей шутейной щепетильностью скоро сделает из нас джентельменов.
            На слова Ты К..л станем отвечать "а когда мы были представлены?".
            Рад знакомству искренне, у меня слегка разнообразная манера входа на сайт. Некоторые вещи упускаются. drinks с Уважением.
  11. +1
    16 августа 2021 21:39
    "ПОУМ написал известный Судоплатов"Вячеслав Олегович,а если допустить, что кто-то из троцкистов сотрудничал с клапаном? Уверена рядовые члены РОUM искренне боролись с Франко,а кто-то из руководства ,по разным причинам,мог стать предателем.
    Спецслужбы рейха возглавляли умные люди и предателей искали ,в первую очередь,среди руководства
    1. +2
      16 августа 2021 22:53
      Цитата: Astra wild2
      Уверена рядовые члены РОUM искренне боролись с Франко

      Это и не оспаривается. Просто, если не можешь победить, то надо возглавить. И эта тема лежит в основе большинства революций. Простые люди - да, за всё хорошее. Но результат получается совсем другой. И тому примеров масса.
  12. -1
    16 августа 2021 21:45
    Благими намерениями...
    Они только мечтали и при этом сбегали с боевых позицый винца попить в ближайшей харчевне!
    1. -1
      16 августа 2021 22:16
      hi Алексей стоит ли осуждать? возможно в той самой харчевне сначала противники друг другу лица чистили а потом... самозабвенно стрелляли...
      1. +1
        17 августа 2021 05:17
        Если только "противники"... собутыльники.
        У франкистов с дисциплиной было лучше.
        Оно и понятно - хоть и переброшенные из Северной Африки, а всё же армия!
  13. +2
    16 августа 2021 22:12
    Вячеслав Олегович, Вы интересный и умный автор,но иногда Вас заносит. И сегодня как раз такой случай
    1. 0
      17 августа 2021 10:27
      Цитата: Astra wild2
      но иногда Вас заносит. И сегодня как раз такой случай

      А вот я не согласен... Дана информация, которую Вам в ином случае копать бы и копать. Тратить и время и силы. ПОУМ, ПОУМ, что за "поум" никто толком и не знает. Даже у меня в романе "Трое из Энска" (2 часть) про ПОУМ написано очень мало...
      1. 0
        17 августа 2021 13:08
        "написано очень мало"у Вас информации не хватало или не по сюжету было лишним?
        1. +1
          17 августа 2021 13:24
          Так ведь роман был не про ПОУМ, во-первых, а во-вторых, лишняя информация в романе зачем? Времена Жюля Верна миновали. Но... будь у меня тогда больше информации, а бы иначе ее подал и в романе.
          1. 0
            18 августа 2021 17:32
            Значит я не ошиблась:информации было недостаточно
  14. 0
    16 августа 2021 22:16
    Очень познавательно , плюсую. Олегович в своем фирменном стиле. А со Сталиным неточность- так Виссарионович за рубежом не жил,а короткая поездка на съезд не могла дать ему ничего,ему ведь партийным делом надо было заниматься а не жизнь в Швеции изучать.
  15. BAI
    +3
    16 августа 2021 22:21
    Гражданская война в Испании. До сих пор это самая неизвестная европейская война. Причем и до настоящего времени.

    С чего это она неизвестна? Война нашла отражение в огромном количестве документов, исследованиях, художественной литературе, в живописи наконец.
    А вот "тюленья война" на Белом море - с 1920 по 1933 год - 13 лет! Абсолютно неизвестна.
    1. 0
      16 августа 2021 22:35
      hi Ну так просветите. Много неизвестного. Пишите! От вас и узнаем.
      С Уважением.
  16. +3
    17 августа 2021 00:47
    Начиная с 1918 года возникло не мало марксистских организаций "оппозиционного" толка. Троцкисты не признавали Сталина, левые коммунисты - Ленина. Много было разных марксистских течений.
    Да и коммунисты не всегда марксисты). Так что ПОУМ - это не уникум, а капля в море.
  17. 0
    17 августа 2021 03:38
    Вообще то Иосиф Виссарионович сделал ошибку о которой жалел наверное всю жизнь.Выпустил Троцкого.Скольких проблем мы бы избежали.Попытка автора отмыть черного кобеля добела лягнув походя Сталина.Испанцы так любили троцкого что один из них жизни не пожалел что бы грохнуть этого чёрта..
  18. +2
    17 августа 2021 07:12
    От существования СССР выиграли миллиарды людей в разных странах Мира. Хе.. хе... кроме русских. Эх ма.. Это же надо такими быть!!!
    1. 0
      17 августа 2021 10:09
      Какими надо быть? В краткие сроки страна стала индустриальной державой.
      Поясните, Иван
      1. +2
        17 августа 2021 11:02
        Цитата: Толстый
        Какими надо быть? В краткие сроки страна стала индустриальной державой.
        Поясните, Иван

        А толку, если все спустили?
        Если бы погибшие в Войне могли встать из могил, они бы Вас попросили "пояснить"...... И вот им Вы что бы пояснили? История народа есть история моральных подьемов и падений. Те, кто пали- не имеют права равняться с теми, кто строил и побеждал.
        Совесть надо иметь хоть чуток........ Но и.того уже нет:"Мы типа пахали"
        1. 0
          17 августа 2021 13:56
          Не Вам Иван упрекать совестью. Мой отец воевал, в 1942 году Сталинград оборонял. Я Вас спросил, а Вы изволили отмазаться прикрываясь людьми, ушедшими в легенду. Настаивать не стану, видно, что Вы не готовы.
          С Уважением.
          1. +1
            17 августа 2021 15:58
            Я так и думал. Раз отец..... Раз дед и прадед... Значит "мы воевали, мы пахали, мы индустрию создали"
  19. 0
    17 августа 2021 18:58
    Прочитал и понял, что на заказ можно лепить что угодно. Платили бы денежку....
    Я даже оспаривать статью не собираюсь, поскольку обсуждать набор штампов, и ничем неподтвержденных данных, бессмысленно. Опять звериный оскал сталинизма, и засланный казачок из НКВД в степях каталонщины.
    Скажу одно - тему гражданской войны в Испании одной статьёй не обьять.
    А начинать повествование следовало бы хотя бы с раскладки политических сил после победы на выборах в 1936-м.
    "Косой, Косой.. Чуть что, так сразу Косой..." ©
    wassat
  20. -1
    18 августа 2021 08:49
    = Потому что во время войны в Испании всем левым силам было четко указано, что революционные движения, где бы они ни были, могут управляться лишь только из Москвы. Всякая иная самодеятельность – это «уклон» со всеми... =
    Автор даже не удосужился привести доказательства своего утверждения. А зачем, пипл и так схавает.
    = Независимые левые представляли собой угрозу: а вдруг у них получится лучше, чем у кремлевских ставленников? =
    Решил, что дальше этот высер читать не имеет смысла. Решил себя проверить... и, точно(!) - Шпаковский.
    Ну, не удивлен, не удивлен.
    П.С. Хотя фото хороши, хороши. Единственное достоинство статьи.