Самый знаменитый ночной таран Великой Отечественной

97
Самый знаменитый ночной таран Великой Отечественной
Виктор Талалихин позирует на фоне сбитого им бомбардировщика

Ночной таран, который совершил летчик ПВО Москвы младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин, относится к хрестоматийным подвигам периода Великой Отечественной войны. Он навсегда вошёл в военную историю нашей страны и широко использовался в пропагандистских целях уже в августе 1941 года. После завершения войны летчик и совершённый им ночной таран навсегда остались в памяти благодарных соотечественников.

За девять ночей до тарана Талалихина


Справедливости ради стоит отметить, что первый ночной таран за 9 ночей до описываемых событий совершил в ночь на 29 июля старший лейтенант Пётр Васильевич Еремеев. Будучи заместителем командира эскадрильи 27-го ИАП из состава 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Москвы, Пётр Еремеев начал одним из первых летчиков-истребителей совершать ночные полеты на МиГ-3. В ночь на 29 июля 1941 года Еремеев сбил ночным тараном бомбардировщик Юнкерс Ju 88 и остался жив.



Так получилось, что его имя долгие годы оставалось малоизвестным, несмотря на тот факт, что подвигу Еремеева посвятил свой очерк писатель Алексей Толстой. О таране героя длительное время знали только его однополчане. При этом таран Еремеева был отмечен даже в немецких документах, что было достаточно редким явлением. Обычно потерянные таким образом самолеты отмечались как невернувшиеся с боевых заданий, а пилоты считались пропавшими без вести. Но в этом случае один из членов сбитого Ju 88 сумел пересечь линию фронта и рассказал о судьбе бомбардировщика.

По сути, справедливость восторжествовала лишь десятилетия спустя, когда указом президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 21 сентября 1995 года летчику Петру Еремееву было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. К сожалению, как и молодой летчик-истребитель Виктор Талалихин, Пётр Еремеев погиб в боях уже осенью 1941 года.

Виктор Васильевич Талалихин


Виктор Васильевич Талалихин родился 18 октября 1918 года в небольшом селе Тепловка в Саратовской Губернии. На момент совершения подвига ему было 22 года. Уже в малолетнем возрасте будущий летчик-истребитель вместе с семьёй переехал в Москву. Будучи подростком, рано начал рабочую карьеру. С 1933 по 1937 год Виктор Талалихин трудился на Московском мясокомбинате имени Микояна.


Младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин

Работу на мясокомбинате молодой Талалихин совмещал с занятиями в аэроклубе Пролетарского района столицы. Как и многие юноши тех лет, он грезил небом и авиацией. В 1937 году Виктор поступает в Борисоглебскую военную авиашколу, обучение в которой завершает в декабре 1938 года. При выпуске из школы он получает назначение в Подмосковье в 27-й ИАП. Данный авиаполк дислоцировался в Клину недалеко от столицы и отличался хорошо подобранным кадровым составом. В полку было много бывших летчиков-испытателей.

В составе эскадрильи полка, вооруженной самолетами И-153 «Чайка», Виктор Талалихин успел принять участие в советско-финской войне 1939-1940 годов. За время нахождения на фронте Талалихин совершил 47 боевых вылетов и был представлен к ордену Красной Звезды. После завершения конфликта летчик снова вернулся в Подмосковье, продолжив службу в 27-м истребительном авиационном полку.

Перед самым началом Великой Отечественной войны летчика переводят в формируемый 177-й ИАП. В мае 1941 года Виктор Талалихин становится заместителем командира эскадрильи данного полка. К тому моменту, несмотря на молодость, он был уже достаточно опытным летчиком, который имел за плечами реальные боевые вылеты во время советско-финской войны.

Великую Отечественную войну 177-й полк, формирование которого шло с 10 мая по 6 июля 1941 года, встречает на аэродроме Клина в составе 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Москвы. Одной из задач полка было прикрытие столицы СССР от воздушных налетов с северо-западного направления.

На вооружении 177-го ИАП находились истребители И-16 последней серии. Это были машины И-16 тип 29. Вооружение данных самолетов составляли два синхронных 7,62-мм пулемета ШКАС и один крупнокалиберный 12,7-мм пулемет БС. Важной особенностью самолетов было наличие двигателя М-63, развивавшего мощность до 1100 л.с. Это было важно для летно-технических характеристик машины, так как истребители предыдущих серий: тип 18 и тип 27, собираемые в 1939 году, получали двигатели М-62 мощностью 800 л.с.


Виктор Талалихин и Любовь Орлова на съёмках «Боевого киносборника № 4», август 1941 года

Важным было и то, что самолеты были произведены в конце 1940 года. Они не успели выработать свой ресурс, отличались небольшим налетом. Помимо более мощных моторов истребители отличались протектированными топливными баками, а также оборудованием для размещения реактивных снарядов. Все истребители имели радиоприемники, а часть машин получила и радиопередающее оборудование.

К концу июля 1941 года полк представлял собой грозную силу, имея на вооружении 52 истребителя И-16, также в составе полка на тот период числилось 116 летчиков. Первая воздушная победа 177-го ИАП была одержана 26 июля 1941 года. В этот день капитан Самсонов сбил в воздушном бою в районе станции Ленино бомбардировщик Ju-88.

Ночной таран Талалихина


В ночь на 7 августа 1941 года младший лейтенант Виктор Талалихин успешно таранит в небе над Подмосковьем немецкий бомбардировщик Хейнкель He 111. Этот таран встанет в ряд первых ночных таранов Великой Отечественной войны, одновременно с этим став самым известным.

Взлетев на патрулирование примерно в 22:55, Виктор Талалихин достаточно быстро встречает в небе немецкий средний двухмоторный бомбардировщик Хейнкель He 111. Это происходит в небе южнее Подольска на высоте от 4500 до 5000 метров. Виктор Талалихин предпринимает несколько попыток сбить вражескую машину, обстреливая бомбардировщик из пулеметов.

В своих рассказах о воздушном бое летчик-истребитель говорил, что одной из очередей ему удалось повредить правый мотор Хейнкеля, но самолет всё равно продолжал полет и пытался оторваться от преследования. Только израсходовав все боеприпасы, Талалихин решается на таран.


Истребитель И-16 тип 29 с подвешенными РС, фото: авиару.рф

Стоит отметить, что в 2014 году поисковики нашли самолет героя, в лентах пулеметов ШКАС и БС ещё оставались патроны. Возможно, в полете пулеметы отказали по какой-либо причине. К сожалению, с советскими истребителями это случалось достаточно часто. Так, крупнокалиберный пулемет УБС, который стоял на И-16 тип 29, к тому моменту не отличался особой надежностью. Из частей поступали жалобы на отказы пулемета. Естественно, в ходе воздушного боя Талалихин не мог точно определить, кончились у него патроны или пулеметы отказали из-за технической неисправности.

Оставшись без пулеметного вооружения, Талалихин, ни секунды не сомневаясь, решается таранить немецкий бомбардировщик. Летчик-истребитель хотел таранным ударом отрубить винтом хвост немецкого самолета. На подлете к противнику, немец-стрелок открыл огонь из пулемета и ранил Талалихина в правую руку. К счастью, ранение оказалось легким и позволило герою не только довести задуманное до конца, но и успешно покинуть повреждённый истребитель.

После удара И-16 Талалихина перевернулся на спину и потерял управляемость. Летчик выпрыгивает из машины на высоте примерно 2,5 километра. Уже спускаясь на парашюте, Виктор видит, как падает сбитый им двухмоторный бомбардировщик, которому он ударом винтомоторной группы повредил хвостовое оперение. Самолет Талалихина упал недалеко от деревни Степыгино (сегодня территория городского округа Домодедово).

Удачно приземлившись, летчик первым делом обращает внимание на наручные часы, которые остановились в момент удара. Стрелки часов показывали 23 часа 28 минут. Экипажу немецкого бомбардировщика повезло гораздо меньше, из его состава выжил только один человек – пилот фельдфебель Рудольф Шик. Он 21 день пытался выйти к линии фронта и практически дошёл, но был взят в плен в районе Вязьмы.


Фото: goskatalog.ru

Сегодня мы знаем, что Виктор Талалихин сбил бомбардировщик He-111 из состава 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры. Это был не самый обычный бомбардировщик, его экипаж вместо четырех состоял из пяти человек, что объяснялось модификацией машины. На бомбардировщике стояла навигационная система X-Gerät и была установлена дополнительная антенна. Такие машины использовались немцами для целеуказания другим группам бомбардировщиков. Оператором этой системы был дополнительный (пятый) член экипажа.

После тарана


Знаменитым Виктор Талалихин стал буквально сразу же после совершённого тарана. Уже 7 августа на мясокомбинате имени Микояна, на котором до войны трудился летчик-истребитель, состоялась пресс-конференция с его участием. На данное мероприятие были приглашены и иностранные журналисты, находившиеся в Москве. Также представителям иностранной прессы организовали выезд к обломкам рухнувшего бомбардировщика He 111 и показали тела четырех погибших членов экипажа.

Уже 8 августа, всего через сутки после ночного тарана, Виктору Талалихину было официально присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина. 9 августа приказ о награждении был опубликован в советских газетах. Виктор Талалихин стал первым летчиком-истребителем 6-го авиакорпуса ПВО Москвы, который был удостоен звания Героя Советского Союза.

По одной из версий, столь стремительное награждение могло быть связано с тем, что в это самое время союзники активно обсуждали возможность помощи СССР и перспективы Москвы противостоять агрессору. 30 июля 1941 года в Москву прибыл ближайший помощник американского президента Рузвельта Гарри Гопкинс. А уже в первой половине августа Черчилль и Рузвельт пришли к соглашению об отправке в Москву официальных представителей для переговоров со Сталиным.


На этом фоне подвиг, который в московском небе совершил Виктор Талалихин, был как нельзя кстати. Это был шанс продемонстрировать западным союзникам непоколебимое желание советского народа сражаться и защищать свою столицу и небо над городом, совершая героические поступки и рискуя жизнью. К тому же налицо были все слагаемые успеха: живой летчик-герой, обломки сбитого самолета, трупы погибших немецких летчиков и их документы. Всё это представляло собой прекрасный материал для советской и иностранной печати.

После того как зажили раны, полученные в бою с немецким бомбардировщиком, Талалихин возвращается в строй лейтенантом командиром эскадрильи 177-го ИАП. К сожалению, отважный летчик успевает встретить лишь свой 23-й день рождения. Лейтенант Виктор Талалихин погиб в воздушном бою в небе над Подольском 27 октября 1941 года.
97 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    7 августа 2021 03:57
    Ну й ну, ай-да И-шки были в ПВО столицы!!!
    1. +13
      7 августа 2021 04:06
      Воздушный таран неоспоримо является визитной карточкой отечественных ВВС. Вспоминаем первый в мире таран Нестерова, ну и последователи нашего прославленного авиатора тоже не подкачали. В первый (!!!) день Великой Отечественной войны таран совершили 15 (!!!) советских лётчиков. В дальнейшем этот приём стал применяться настолько часто, что среди немецких пилотов стал ходить слух об эскадрильях "смертников" в советских ВВС. Миновала Великая Отечественная, началась Японская компания. Вроде бы сильно рисковать Красному соколу уже незачем и опять серия таранов! Как говорится, не надо нам камикадзе - мы сами камикадзе! soldier
      1. +11
        7 августа 2021 04:49
        По-моему у Зимина читал в мемуарах, что у него в подразделении появился летчик, который постоянно таранил вражеские самолёты, всегда ссылаясь, что у него заклинивало оружие или ещё была какая-то причина.. Когда всё-таки Зимин его вывел на чистую воду, оказалось что он соврал про опыт налёта на истребите, а летал он на У-2 и совершенно не умел стрелять! Поэтому и таранил самолёты под разным предлогом. Он боялся, что если всё это вскроется, то его обратно отправят летать на фанере. Удивительно, перевода на другой самолёт он боялся больше чем тарана! hi
        1. +9
          7 августа 2021 05:23
          Простите, ну уж что-то плохо верится Зимину. Да, в отражении налетов на Москву было очень много таранов. Честно говоря не знаю почему. Возможно из-за плохой летно-стрелковой подготовки. Но раз за разом бить свою боевую машину...
          Кстати говоря непонятно почему об И-16 тип 29 нет ни слова у Шаврова в его "Истории конструкций...". Вроде давно не секретно. Почему? Кто знает - поделитесь...
          1. +6
            7 августа 2021 07:54
            Цитата: vch62388
            Кстати говоря непонятно почему об И-16 тип 29 нет ни слова у Шаврова в его "Истории конструкций...". Вроде давно не секретно. Почему? Кто знает - поделитесь...

            При всем уважении к Шаврову и его труду, но он иногда ошибался или подавал свою точку зрения.
            Есть монография Михаила Маслова "Истребитель И-16" Издательства ЭКСПРИНТ 2005 года
            В ней есть как описание этой модификации
            И-16 тип 29 с мотором М-63. Установлен крупнокалиберный пулемет «БС» (Березина синхронный) калибра 12,7 мм в нижней части фюзеляжа, в пространстве между нишами шасси, крыльевое вооружение отсутствует. Маслорадиатор перенесен в пространство между четвертым и пятым цилиндром мотора. Подводящий патрубок маслорадиагора перенесен соответственно в пространство между окнами этих цилиндров. Часть И-16 тип 29 нс имела патрубка, подвод воздуха осуществлялся через прорезные жалюзи. В связи с переносом маслорадиатора снят ручной запуск мотора «РИ». Высота шасси уменьшена на 32 мм. Ниши шасси раздвинулись — расстояние от вертикальной оси до оси колес в убранном положении увеличилось с 380 до 421 мм. Пространство между нишами шасси закрыто съемным обтекателем, отчет тип 29 слегка снизу «пополнел». В связи с перечисленными переделками, изменилась обшивка центроплана. Радиофицированные самолеты имели мачтовую антенну, установленную на правой части капота. Воздушный винт уменьшен до диаметра 2,7 м.
            Подвесные баки и ракетное вооружение («РС») могло устанавливаться в зависимости от заказа на типах 18, 24. 27, 28. И-16 тип 29 оборудовались установками «РС» и узлами подвески сбрасываемых бензобаков. Район установки «РС» на нижней части крыла и соответствующий учас ток злеронов обшивались дюралевым листом.

            Так и его изображение...
            1. +3
              7 августа 2021 23:22
              Читал с интересом Артёма Драбкина" Я дрался на истребителе" , и там есть интересные воспоминания воевавших на И-16 , например Голодников Николай Герасимович
              И вот интересные моменты из воспоминаний " Возвращаясь к вашему прибытию на фронт, на каких типах И-16 пришлось воевать?
              — Когда я попал на Север, то в полку я сразу стал летать на 28-м, 29-м типах, с 63-м двигателем. Хотя 29-ху нас всего шесть штук было, потом после бомбежки всего два осталось и они особой роли не играли, их потом в соседний полк передали.

              Я любил И-16, хотя он был самолетом сложным, строгим в технике пилотирования — малейшее «перетягивание» ручки, и он сваливался в штопор. Правда, и выходил быстро, хоть из простого, хоть из перевернутого. Зато И-16 был очень маневренным, выполнял любой пилотаж, а по горизонтальной маневренности был уникальным самолетом. Кабина у него была маленькая, но он был сам по себе маленьким самолетом, ее и расширить было нельзя. Обзор? Лоб большой, двигатель близко к кабине, спереди он большой угол закрывает. Конечно, если по прямой идешь, то обзор был не очень, но мы по прямой на И-16 никогда не ходили — «змейка», крены вправо-влево, это постоянно. Когда приноровишься, то обзор нормальный.Вооружение какое было?
              — Вооружение было самое разнообразное. На 28-м и 17-м типах стояло пушечное вооружение, на 4, 5, 10 и 29-м типах — пулеметное. Хотя на части истребителей, «березины» и ШВАК могли взаимно заменяться.Поражающая способность ШКАСов была невелика. По Ме-109Е (Вf109Е) ШКАСы были не плохи, «Е» был недостаточно бронирован, а вот по «Ф» или бомбардировщикам — слабоС эксплуатацией двигателей проблемы были?
              — Двигатели на И-16 стояли хорошие, очень надежные. Два-три цилиндра повредят — и все равно домой придешь. А «63-й» двигатель — это «моща»! Очень приемистый! И-16 вообще «ходил за газом», разгонялся до максимума моментально, с «63-м» в особенности. Хорошо работал на всех высотах до 6–7 тысяч. Но боев на таких высотах практически не вели. Мы старались пониже бой перевести, на 1–2 тысячи. Немцы тоже особо на высоту не лезли, старались держаться 4–5 тысяч. На этой высоте двигатель «мессера» лучшие характеристики показывал. Горючее И-16 вырабатывал минут за 40–45, а в бою — так вообще за минут 25–30.И-16 «мессершмитту» сильно уступал?
              — Все основные типы И-16–10, 17, 21 типов — по своим ТТХ уступали Ме-109Е, но не очень сильно, старые типы — 4,5 — конечно, сильнее. А вот И-16 28 и 29 типов Ме-109Е превосходили. Скорость у них с «мессером» была одинаковая, зато по маневренности, в т.ч. и по вертикальной «Е» «ишаку» уступал.
              В любом справочнике сказано, что скорость И-16 28–29 типов на 3000 м в среднем 440–460 км/час, у Ме-109Е — 570 км/час, а вы говорите — одинаковая? А уж «превосходство И-16 в вертикальном маневре», это вообще что-то новенькое.
              — На максимальной скорости в маневренном бою редко кто летает, точнее, редко у кого получается. И-16 в принципе легко и быстро делал до 500 км/час, «Е» летал быстрее, но ненамного, в бою разницы в их скорости практически не ощущалось. Динамика разгона у И-16 была потрясающей, особенно с М-63. Это его второе уникальное качество после горизонтальной маневренности. По динамике он превосходил все тогдашние отечественные истребители, даже новых типов. Тогда ближе всех к нему по динамике разгона Як-1 был, но и он уступал. «Мессер» пикировал хорошо, уходил, И-16 тут был хуже, «лоб» большой, на пикировании больше 530 км/час развить не давал. Но, надо сказать, в бою, если надо было оторваться, что они от нас, что мы от них, всегда отрывались либо на пикировании, либо на вертикали в зависимости от обстановки. [... Вот прочитал ветерана и думаю . как же так ?Всякие писаки пишущие об начальном периоде войны. взахлёб твердили И-16 старый самолет воевать . и на нем невозможно т.д. .А Николай Герасимович говорит можно. и ещё как.
          2. +5
            7 августа 2021 11:30
            Кстати говоря непонятно почему об И-16 тип 29 нет ни слова у Шаврова в его "Истории конструкций..."
            Есть.
            "Кроме перечисленных выше, были и другие варианты и модификации самолета И-16 , о которых имеются только упоминания: И-16 с.с., И-16 с.п., И-16 с М-25Е , И-16 тип 29 и др. Различные варианты И-16 имели некоторые различия и в летных качествах , которые несколько менялись в зависимости от мощности двигателей, нагрузок, вооружения и подвесок, но скорость их не превосходила 440 км/ ч у земли и 489 км/ч на высоте 5000 м." (цит. по 5-е издание, 2002г.)
            1. +2
              8 августа 2021 20:51
              У меня в наличии только первое издание. Подписано в печать 20.02.68. 5800 экз. Московская типография № 8, украинцевский пер., 7.
              Хотя виноват, уточнил. Есть упоминание как раз в Вашей редакции. Виноват, исправлюсь.
              1. +1
                8 августа 2021 20:54
                Автоматика исправляет адрес издания на "Украинцевский пер.", хотя указано "Hoнlovskiy". По-другому написать не получается.
      2. +5
        7 августа 2021 04:58
        И вот тут-то, что кому милее : один увидит высокий уровень самопожертвования и геройства(адская смесь наверное),а другой - низкое тех.обеспечение и идеологическая обработка.
        1. +10
          7 августа 2021 05:19
          один увидит высокий уровень самопожертвования и геройства,а другой - низкое тех.обеспечение и идеологическая обработка.
          Надеюсь что первых будет все-таки больше..
        2. +10
          7 августа 2021 06:08
          Цитата: Dunkelheit
          И вот тут-то, что кому милее : один увидит высокий уровень самопожертвования и геройства(адская смесь наверное),а другой - низкое тех.обеспечение и идеологическая обработка.

          Ну и к чему эти ваши дешёвые разглагольствования? Во первых, этот смайлик hi - это дань уважения веред этим несомненно самоотверженным летчиком. Бездумные тараны и практически стопроцентная гибель летчика и утрата самолёта - абсолютно никому не нужны. Даже камикадзе, если он не увидел достойной цели, то спокойно возвращался на свой аэродром. И никто его в этом не мог его попрекнуть. Отваливающяесе шасси при взлете и заправка топливом в один конец - это байки. Если уж ты отдаешь свою жизнь и свой самолёт, продай её как можно подороже. У Покрышкина был описан просто ошеломляющий таран. Когда строй немецких бомбардировщиков уже готовился сбрасывать бомбы на наши позиции, а группа Аэрокобр уже не успевала произвести повторную атаку. Тогда два наших истребителя пошли на таран, причём в лоб! Двойной таран просто ошеломил немцев. Строй бомберов рассыпался, бомбометание было сорвано! Вот это воистину великое самопожертвование! И я считаю в принципе правильно, что Зимин строго отчитал этого несомненно смелого, но безрассудного и горячего летчика. Если есть возможность не погибнуть и не потерять истребитель, но всё равно сразить врага, то этой возможностью несомненно нужно воспользоваться.
          1. -9
            7 августа 2021 06:44
            А вы я вижу сторонник - "бабы ещё нарожают",раз это "дешёвые разглагольствования"?
            1. +7
              7 августа 2021 07:33
              Цитата: Dunkelheit
              А вы я вижу сторонник - "бабы ещё нарожают",раз это "дешёвые разглагольствования"?

              Разверните пожалуйста свою мысль более подробно. Пока я не вижу в ней логики.
          2. 0
            9 августа 2021 06:49
            Многое воздушном бою зависит от обстановки. Цена истребителя намного меньше бомбардировщика,который готов сбросить бомбы и нанести значительный урон. А уж цена разведчика-корректировщика...да и лётчики там очень подготовленные. Да и решают в бою секунды порою. На атаку всего 1-2 минуты, второй заход можно и не успеть сделать..
        3. +2
          7 августа 2021 10:04
          А мне более точным является выражение: "Герои нужны там, где нет профессионалов"
          1. +7
            7 августа 2021 13:25
            А чего не хватило армии Франции?
            Профессионализма или героизма?
            1. +1
              8 августа 2021 12:12
              Цитата: hohol95
              А чего не хватило армии Франции?
              Профессионализма или героизма?

              Профессионализма. Те же действия французских БТВ практически один в один совпадают с нашими МК в 1941 г. Провалы разведки, запаздывание или неверные места контрударов, раздёргивание бронетанковых соединений на решение частных задач, отсутствие взаимодействия и попытки решить задачи "голыми" танками, недоукомплектованность (несмотря на более чем полгода военного времени).
              1. 0
                8 августа 2021 12:25
                И, как же они это то допустили?
                Франция сильно пострадала от ПМВ, но если сравнить с разрухой в России после ПМВ и Гражданской...
                Их сгубил личный снобизм!
                И не желание тратить деньги на новые разработки. Накопленные за ПМВ арсеналы тянули их "на дно". А расстаться с ними и продать или "раздать" старые генералы не желали.
                И желание "не напрягать" народ "излишней" милитаризацией. Французы не желали своими "костями" ещё раз удорять поля своей страны.
                1. +1
                  8 августа 2021 22:56
                  Скоко езжу по французским автобанам, везде стоят плакаты памяти о ПМВ, военные кладбища красивенные и ухоженные, а про ВМВ молчок, только иногда по местности то Шерман продырявленный стоит, то Виллис с БТР...
            2. 0
              8 августа 2021 22:03
              Армии Франции не хватило самолётов и сухопутной армии.
              У них в воздухе было или гут или атас.
              В зависимости от типа применяемого.
              Ну и упор на оборону типа Мжино психологически их выбил.
        4. +2
          7 августа 2021 11:56
          Тогда на ваш взгляд чем объяснить слова германского лётчика сказанные им на допросе - На войне солдат не должен думать. Думает за него Фюрер!
      3. +2
        7 августа 2021 12:45
        Цитата: Проксима
        Вроде бы сильно рисковать Красному соколу уже незачем и опять серия таранов! Как говорится, не надо нам камикадзе - мы сами камикадзе!

        А серия это сколько?один воздушный таран был совершён в советско-японской войне в августе 1945 года. Да вы однако знаток.
    2. +8
      7 августа 2021 07:40
      Цитата: Dunkelheit
      Ну й ну, ай-да И-шки были в ПВО столицы!!!

      А да ГЕРОИ были на тех "Москас"... БОГАТЫРИ
      . Виктор Талалихин предпринимает несколько попыток сбить вражескую машину, обстреливая бомбардировщик из пулеметов.
      В своих рассказах о воздушном бое летчик-истребитель говорил, что одной из очередей ему удалось повредить правый мотор Хейнкеля, но самолет всё равно продолжал полет и пытался оторваться от преследования. Только израсходовав все боеприпасы, Талалихин решается на таран.

      Вот и вопрос, плохая стрелковая подготовка или низкая эффективность оружия...Я склоняюсь к последнему. 7,62 мм пули, для "Не-111", что "слону дробины", а вот сколько смог отстрелять 12,7 мм БС неизвестно
      1. +2
        8 августа 2021 12:18
        Цитата: svp67
        Я склоняюсь к последнему. 7,62 мм пули, для "Не-111", что "слону дробины", а вот сколько смог отстрелять 12,7 мм БС неизвестно

        В 2014 г. поисковики нашли самолёт Талалихина.
        Поразило количество сгоревших патронов. Остатки боекомплекта пулемета БС насчитывали около 160 штук, пулемета ШКАС – не менее 450 штук. Гильзы встречались хаотично по всему раскопу, а так же в лентах, которые находились в раздавленных патронных коробках. В раскопе обнаружили и несколько мелких искореженных деталей пулемета БС.

        Так что максимум, что мог отстрелять Талалихин из БС - это 70 патронов.
      2. +1
        8 августа 2021 22:07
        У покрышкина есть в воспоминаниях за тот же 111й в 41 году.
        Он весь бк расстрелял на 3 мигаре но толку нуль.
        Таранить не стал ибо? Ибо 41 год и отступление и линия фронта непонятно где.
        1. 0
          8 августа 2021 22:10
          Цитата: dgonni
          У покрышкина есть в воспоминаниях за тот же 111й в 41 году.
          Он весь бк расстрелял на 3 мигаре но толку нуль.

          Во-во. А нам тут рассказывают о достаточности одного БС и двух ШКАС для истребителя.
          1. 0
            9 августа 2021 04:58
            Цитата: Alexey RA
            Во-во. А нам тут рассказывают о достаточности одного БС и двух ШКАС для истребителя.

            С одним уточнением. Покрышкин этот эпизод вспомнил, так как перед этим вылетом с его самолета МиГ-3, по приказу старшего командования были сняты ДВА подкрылевых пулемета БС.
            И после этого боя, в книге он задает вопрос, а зачем это было сделано, если мощь самолета резко упала?
            Он же не рассказал, что это было сделано ВЫНУЖДЕННО, так как на новые самолеты, в тот момент не хватало оружия
      3. 0
        9 августа 2021 06:52
        Самолёт то не в тире стоит а летит и с приличной скоростью. Запас патронов на ствол-250-350 всего а у БС -150-200. Эффективная дальность стрельбы 250 метров. С расстояния 400 метров очень трудно попасть в цель
        1. +1
          9 августа 2021 06:56
          Цитата: Павел-строитель
          С расстояния 400 метров очень трудно попасть в цель

          А кто сказал, что ночью он стрелял с 400 метров? Боюсь, что и увидеть то чужой самолет с такой дистанции ночью, без специальных приборов тяжело.
          По воспоминанию пилотов, главным признаком, по которому они находили самолет противника ночью, это были вспышки в выпускных коллекторах двигателей
    3. +2
      7 августа 2021 09:19
      Ну и ну, чем вам И-16 в ПВО не угодили?
      1. +1
        7 августа 2021 14:19
        Обычно наиболее важными параметрами для истребителя ПВО были скорость, скороподъемность и потолок. Здесь И-16, мягко говоря, «не блистал», а вот МиГ-3, наоборот, хорошо себя проявил в этой роли, который в боях на малых и средних высотах на фронте нередко проигрывал Bf. -109
        1. 0
          7 августа 2021 14:28
          Вы вероятно забыли, что ПВО также имеет эшелонирование. И привлекать МиГ-3 для работы ниже средних высот, мягко говоря неразумно. Потому перекрытие нижнего эшелона И-16, вполне оправдано.
          К примеру с восьмидесятых годов для боевого дежурства в системе ПВО по малоскоростным, низколетящим ВЦ привлекают боевые вертолёты.
          1. 0
            8 августа 2021 12:34
            Цитата: vovochkarzhevsky
            Вы вероятно забыли, что ПВО также имеет эшелонирование. И привлекать МиГ-3 для работы ниже средних высот, мягко говоря неразумно. Потому перекрытие нижнего эшелона И-16, вполне оправдано.

            ПМСМ, использование в качестве истребителя ПВО самолёта с максимальной скоростью 460 км/ч и вооружением из трёх пулемётов (два из которых - винтовочного калибра) несколько... нерационально. Особенно учитывая его типовые цели - средние бомбардировщики.
            Помнится, у нас даже "Харрикейны" с пилорамой из 8-12 пулемётов вечно назывались "недостаточно вооружёнными".

            Для эффективной работы на таких машинах нужно быть лётчиком-снайпером, а в дополнение - иметь профессионально работающую систему управления и наведения истребительной авиации, точно выводящую ИА на цели - на нужной высоте и с нужным курсовым углом.

            В идеале, истребитель ПВО должен иметь вооружение, позволяющее нанести существенные повреждения противнику в одном заходе.
            1. 0
              8 августа 2021 21:45
              МиГ-3, МиГ-3.
              А много бы сделал тот же Талалихин на МиГ-3. Первые машины несли те же 2×7,62 ШКАС и 1 х12,7 БС. И только позднее добавили 2 БК в крылья.
              Так, что по вооружению первые МиГ-3 были равны И-16 модели 29.
              Как истребитель ПВО по вооружению более годился ЛаГГ-3.
              Первые машины 3×12,7 БС и 2×7,62ШКАС.
              С 4-ой серии один пулемёт Березина заменили на ШВАК.
              Затем шли только по пути облегчения машины и уменьшали объём топлива и количество единиц вооружения.
              Дошли до одной ШВАК и одного БС.
              1. +1
                8 августа 2021 22:27
                Цитата: hohol95
                МиГ-3, МиГ-3.
                А много бы сделал тот же Талалихин на МиГ-3.

                А я и не топлю за МиГ-3. Его единственное достоинство - высотность, которая к тому же досталась ему случайно: МиГ делали как скоростной истребитель, для чего взяли самый мощный мотор из имеющихся. А так - та же самая пулемётная "трёхточка": слабое вооружение, с которым каждый перехват высотного разведчика превращался в чудеса героизма.
                Цитата: hohol95
                Первые машины несли те же 2×7,62 ШКАС и 1 х12,7 БС. И только позднее добавили 2 БК в крылья.

                А потом сняли - ибо из-за проблем с производством БС в начале серийного выпуска пулемётов для новых самолётов не хватало.
                Кстати, пулемёт размещался под крылом, а в крыле, ЕМНИП, был только БК.

                Цитата: hohol95
                Как истребитель ПВО по вооружению более годился ЛаГГ-3.

                На нижних и средних эшелонах - да. Четвёртой серии. А лучше - восьмой. Японцам (армейцам) этот ЛаГГ-3 понравился. smile
                Где взять? На ДВ - туда ЛаГГ пошли в первую очередь.
        2. +1
          7 августа 2021 20:35
          Наблюдал я лет 10 назад на максе пилотаж мига и ишака. Миг полностью уделывал ишака в манёвре, а петли с выходом у земли совсем не были похожи на манёвры тугого и неманевренного истребителя. Пилотов, которые бы могли его раскрыть, в то время у нас было мало.
          1. +1
            7 августа 2021 22:22
            Те самолёты что вы наблюдали, сильно отличаются от самолётов периода ВОВ.
            1. 0
              8 августа 2021 07:22
              Только двигателями и немного весом. Фюзеляж тот-же, допустимые манёвры такие-же, только время выполнения и радиусы отличаются минимально из-за вышеперечисленных отличий.
              1. +1
                8 августа 2021 09:34
                Вам это просто могло так показаться. Плюс много от лётчика зависит. А ещё топливо. К примеру, по воспоминаниям ветеранов "аэрокобра" категорически отказывалась от отечественного бензина и масла. В то же время "лавки" и "яки", если им перепадало лендлизовских ГСМ заметно резвости прибавляли.
              2. 0
                8 августа 2021 10:57
                Разобрались уже. Повторяю, у МиГ-3 125 л/с в плюс, да 200 кг в минус. Понятно что на такос пепелаце можно уделать "ишака".
            2. +2
              8 августа 2021 09:50
              Только не надо забывать, что в кабине МиГ-3 сидел летчик-испытатель В.Барсук, имеющий налет в несколько тысяч часов. Он, кстати в своем интервью про рестпврированный МиГ-3 подтвердил, что по маневренности он превосходит И-16. Бурление говен на авиафорумах было зачетным. А средний строевой летчик от МиГа взять то, на что тот был способен, не мог.
              1. 0
                8 августа 2021 10:55
                Здесь ещё такой вопрос, а какие двигатели на машинах? На И-16 лепят практически родной АШ-62ИР. Что до МиГ-3, то насколько знаю там заместо АМ-35А, стоит Allison V-1710.
                А 1475 лс, это куда больше чем 1350 лс, как сухой вес американца всего 633 кг, что тоже значительно меньше 830 кг АМ-35А. То есть, у МиГ-3 125 л/с в плюс, да 200 кг в минус. Понятно что на такос пепелаце можно уделать "ишака".
          2. 0
            8 августа 2021 02:58
            Покрышкин к примеру ничего плохого про МИГ не вспоминал..
        3. 0
          9 августа 2021 06:54
          Миг-3 это Высотный истребитель. Для высот 6000-8000 м. А там лишь "рамы" летали. На средней высоте время боевого разворота и радиус его - важнейшего качества истребителя для захода в хвост противнику у. И-16 было лучшим
          1. 0
            24 августа 2021 14:30
            первые сбитые у него именно МИГ кажется (лень смотреть) 6 штук и первый раз сбитый сам .Самолет вывез .
  2. Комментарий был удален.
  3. +3
    7 августа 2021 05:13
    Патроны и снаряды кончились, а приказ остановить врага любой ценой надо выполнять... так что лётчиков идущих на таран можно понять.
    Опытных пилотов, асов способных сбивать самолёты противника с коротких дистанции небольшими очередями тогда очень мало было... все молодые лейтенанты да капитаны.
    1. +9
      7 августа 2021 05:51
      и это тоже верно-про молодежь, однако опыт уже был у них у многих- в этом случае у Виктора Васильевича за спиной Финская и 4 сбитых.. так что похоже и правда пулеметы заклинило-пришлось таранить.. причем таранил расчетливо- по управлению врага-рубанул винтом, был шанс что его самолет в строю останется-так что все по умному.. что-то задумался.. и это всё в 22 года.. hi
      1. 0
        9 августа 2021 06:56
        Читайте внимательно- на 56 истребителей аж 116 летчиков!!!!! Очередь получается...
    2. +7
      7 августа 2021 06:11
      "молодой да капитан" как минимум командир эскадрильи или начальник служба полка (например воздушно-стрелковой) с неплохим налетом и, как правило, с предыдущим боевым опытом в Монголии, Финляндии...
      1. +2
        7 августа 2021 07:03
        Ну воздушные бои с немцами несколько отличались от боев с финами и японцами.
        Немецкие лётчики были куда более грамотные и расчетливые, имевшие опыт покорения Европы и налетов на Лондон.
        Зачитал до дыр книги Покрышкина и Кожедуба... Как говорил Покрышкина кто не воевал с немцами в самый тяжёлый 1941 год тот не может прочуствовать всю тяжесть войны выпавшей на долю солдат и офицеров этого периода ВОВ... Через это надо самому пройти.
        1. +5
          7 августа 2021 08:25
          Цитата: vch62388
          "молодой да капитан" как минимум командир эскадрильи или начальник служба полка (например воздушно-стрелковой) с неплохим налетом и, как правило, с предыдущим боевым опытом в Монголии, Финляндии...

          Цитата: Леха с Андроида.
          Ну воздушные бои с немцами несколько отличались от боев с финами и японцами.
          Немецкие лётчики были куда более грамотные и расчетливые, имевшие опыт покорения Европы и налетов на Лондон.

          А в Испании с 1936 наши лётчики с кем воевали? Не там ли начала свой боевой путь эскадрилья "Кондор"?Да и итальянцы там отметились.
          1. +1
            7 августа 2021 09:08
            Цитата: Кэптен45
            А в Испании с 1936 наши лётчики с кем воевали? Не там ли начала свой боевой путь эскадрилья "Кондор"?Да и итальянцы там отметились

            А в Испании мы с немцами были на равных. Что по опыту, что по технике. И даже некоторое преимущество в начале имели! Немцы извлекли урок, а наши не сразу.
  4. +6
    7 августа 2021 05:29
    Хочется поблагодарить автора за детальное освещение информации ( ещё со школьной скамьи). Про подвиг читали/слыхали все, а вот подробности...
    Спасибо, Сергей.
  5. +5
    7 августа 2021 07:32
    . Всего известны 561 советский лётчик-истребитель, 19 летчиков-штурмовиков и 18 лётчиков-бомбардировщиков, совершавшие воздушные тараны. Многие из их числа выполняли таран неоднократно: 33 человека — дважды, Алексей Хлобыстов — трижды и Борис Ковзан — четырежды[13][прим. 1])

    Было и такое
    12 сентября 1941 года старший лейтенант Екатерина Зеленко на лёгком бомбардировщике Су-2 сбила один немецкий истребитель Me-109 и таранила второй. От удара крылом по фюзеляжу «мессершмитт» разломился пополам, а Су-2 взорвался, при этом лётчицу выбросило из кабины, что и привело к её гибели. Это единственный известный случай воздушного тарана, совершённый женщиной[14][15].

    Но в целом, конечно, таран как способ ведения боевых действий приветствовать сложно- помимо потери техники при этом часто происходит гибель опытного обученного пилота, что возможно, еще важнее:((
  6. -1
    7 августа 2021 10:07
    Вот очень странно: почему командование и правительство в упор не замечали истинных героев. Ну почему не заметили подвиг Петра Еремеева - в чем он хуже Талалихина?
    Да кстати и подвиг Девятаева (угон немецкого самолета с аэродрома) - еще до него совершили еще несколько других советских летчиков. Так же как и подвиг Маресьева - и другие пилоты летали без руки или без глаза.
    И подвиг Гастелло - другой советский летчик совершил СРАЗУ ТРИ тарана в одном воздушном бою - и остался жив!
    1. +6
      7 августа 2021 12:24
      Цитата: geniy
      И подвиг Гастелло - другой советский летчик совершил СРАЗУ ТРИ тарана в одном воздушном бою - и остался жив!

      Уважаемый знаток авиации хочу объяснить вам некоторую разницу между наземным и воздушным тараном. Н. Гастелло, вместе с экипажем совершил ТАРАН НАЗЕМНОЙ ЦЕЛИ, это когда самолёт ударяется в технику, или наземное укрепление наносит ей(цели) урон, в результате наземного тарана воздушное судно разрушается, личный состав находящийся в самолёте в момент тарана гибнет. Ещё ни один человек не совершил в одном бою сразу три тарана наземной цели. Воздушный Тара́н — приём воздушного боя, заключающийся в нанесении повреждений летательному аппарату противника непосредственно самим летательным аппаратом атакующего. Один из редких воздушных таранов -Удар хвостом (таран И. Ш. Бикмухаметова)Таран, совершённый И. Ш. Бикмухаметовым во время Великой Отечественной войны: выйдя в лоб противнику с горкой и виражом, Бикмухаметов нанёс удар хвостом своего самолёта по крылу противника. В результате противник потерял управление, сорвался в штопор и разбился, а Бикмухаметов сумел довести свой самолёт до аэродрома и благополучно приземлиться..Бори́с Ива́нович Ко́взан Единственный в мире летчик, который совершил 4 воздушных тарана и остался в живых.
      Алексе́й Степа́нович Хло́быстов Один из двух советских лётчиков трижды совершивших воздушный таран, причем два тарана — в одном бою.
      Николай Васильевич Терёхин. Один из двух советских лётчиков трижды совершивших воздушный таран, причём два тарана — в одном бою: Так что, ваш пример Н.Гастелло совершившего таран наземной и лётчика совершившего три воздушных тарана , мягко скажу - не корректен.
  7. -1
    7 августа 2021 11:59
    Сегодня мы знаем, что Виктор Талалихин сбил бомбардировщик He-111 из состава 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры. Это был не самый обычный бомбардировщик, его экипаж вместо четырех состоял из пяти человек, что объяснялось модификацией машины.
    Ну 5 член экипажа появился ещё на Не 111Р, в 1941 26 KG, была вооружена уже Не 111Н экипаж стандартный- 5 человек,Хотя на Не 111Н1 на первых, экипаж был 4 человека, 5тый человек это второй воздушный стрелок а на некоторых поздних Не 111Н экипаж был и 6 человек
    .
    На бомбардировщике стояла навигационная система- X-Gerät и была установлена дополнительная антенна.
    He.111H-3x — с радиоприцелом X-Gerät ,а He.111H-3y — с радиоприцелом Y-Gerät. вот тут есть краткое упоминание про эту систему.
    То есть, как мы можем видить, самолёты с данными системами применялись люфтваффе ещё за год до подвига В. Талалихина. Про подвиг надо писать просто правду, как оно было. И не надо пытаться приписывать какие-то не вразумительные и некчемные глупости типа редкая система, дополнительные антенны( кстате а где эти антенны стояли?) своими попытками показать, что вы чуть ли не очевидец исторического события, или знаете про это больше всех -вызывает простую усмешку, но ни как не восторг !
    1. +5
      7 августа 2021 12:44
      кстате а где эти антенны стояли?)


      Антена системы X-Gerät обозначена прямоугольником.
      Вы уж если решили критиковать, то кроме эмоций желательно предоставить и какую то информацию.
      Радионавигационная система слепой посадки, разработанная C. Lorenz AG, применялась немцами в аэропорту Берлин-Темпельхоф с 1932 года. Система X-Gerät была разработана на основе системы Лоренца в 1939 году, первое применение - 20 декабря 1939 года.
      1. -3
        7 августа 2021 15:55
        Цитата: Undecim
        Система X-Gerät была разработана на основе системы Лоренца в 1939 году, первое применение - 20 декабря 1939 года.

        Спасибо что подсказали. Первое применение 20.12. 1939 года. Для августа 1941 как бы уже не эксклюзив?
        Цитата: Undecim
        Радионавигационная система слепой посадки

        Так Система X-Gerät у нас по вашем измышлениям что? Система слепой посадки, навигационная система или просто радиоприцел?
        Цитата: Undecim
        Вы уж если решили критиковать, то кроме эмоций желательно предоставить и какую то информацию.

        Если вы уж пузырите задом лужу, так объясните с какого гороха пузыри прут!!! Ради прикола X-Gerät на основе системы Лоренца, а Y-Gerät на какой системе?. Не считайте себя умнея тех кто читает вашу тупость. hi
        1. +3
          7 августа 2021 17:10
          так объясните

          У меня нет времени адаптировать комментарии для выпускников с Торжковой.
      2. +2
        7 августа 2021 18:44
        Виктор Талалихин сбил Хейнкель из KG26. К тому времени в качестве лидеров использовались самолёты с системой Y-Gerät, радиомаяк находился в районе Орши. В ночных вылетах на борту находились 4 члена экипажа и пятый - оператор наведения.
        По некоторым данным пилот бомбардировщика - фельдфебель Рудольф Шик, после тарана выпрыгнул с парашютом, пробирался к линии фронта и был взят в плен 27 августа 1941 в деревне Марьино Ельнинского района Смоленской области.
  8. 0
    7 августа 2021 12:40
    в ночь на 29 июля 1941 года летчик-истребитель 28-го ИАП Пётр Васильевич Еремеев на самолёте МиГ-3 таранным ударом сбил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88». Он погиб 2 октября 1941 года в воздушном бою. В сентябре 1995 года Еремеев за мужество и воинскую доблесть посмертно удостоен звания Героя России.

    Подробнее на ПГ: https://www.pnp.ru/social/kogda-sostoyalsya-pervyy-nochnoy-vozdushnyy-taran.html
    Про данный подвиг мы вообще не знаем.
  9. +7
    7 августа 2021 12:56
    Справедливости ради стоит отметить, что первый ночной таран за 9 ночей до описываемых событий совершил в ночь на 29 июля старший лейтенант Пётр Васильевич Еремеев. Будучи заместителем командира эскадрильи 27-го ИАП из состава 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Москвы, Пётр Еремеев начал одним из первых летчиков-истребителей совершать ночные полеты на МиГ-3. В ночь на 29 июля 1941 года Еремеев сбил ночным тараном бомбардировщик Юнкерс Ju 88 и остался жив.

    Если уж автор решил восстановить справедливость, то стояло поднапрячься.
    Первый в мире ночной таран совершил советский летчик Евгений Николаевич Степанов - 25 октября 1937 года в небе над Барселоной таранил итальянский бомбардировщик SM-81.

    Что касается воздушных таранов вообще, то в годы Второй мировой войны их совершали летчики СССР, Германии, Британии, Польши, Греции, Болгарии, Франции, США и Японии.
    1. +2
      7 августа 2021 13:45
      На И-15. Уже тогда было сложно сбивать цельнометаллические бомбардировщики при помощи 2-х пулемётов винтовочного калибра.
      1. +2
        7 августа 2021 13:53
        Savoia-Marchetti SM.81 Pipistrello не был цельнометаллическим.
        1. +1
          7 августа 2021 14:14
          Да да . Крылья деревянные, но фюзеляж то металл. И три мотора. Для 4-х ПВ цель трудная.
          Ошибся в количестве пулемётов.
          1. +2
            7 августа 2021 16:41
            И фюзеляж только наполовину.
            1. +1
              7 августа 2021 17:13
              Но согласитесь, что и самолёт со смешанной конструкцией, тремя моторами и длинной 18 с лишним метров трудно было сбить 2 или 4 пулемётами винтовочного калибра. Не сбрасываем и оборонительное вооружение бомбардировщиков.
              Британцы не от хорошей жизни ставили батареи пулёмётов в крылья "харитонов" и "огневержцев". Испанцы летали на британских "Фьюри", а они вооружались 2-мя пулемётами 7,7! На подобном вообще сбить крупную цель только пулемётами было из "области фантастики"!
              1. 0
                7 августа 2021 17:15
                Но согласитесь,

                Соглашусь, конечно.
    2. 0
      7 августа 2021 14:19
      По французам можно уточнить.
      Интернет не выдаёт их таранных подвигов.
      Поляки, болгары, американцы, голландцы, австралийцы есть.
      Французов не "кажить".
      1. +1
        7 августа 2021 17:19
        По французам можно уточнить.

        Жан Маридор, ВВС Свободной Франции.
        1. 0
          7 августа 2021 18:03
          Спасибо. Но не ВВС Свободной Франции.
          RAF. 91-я эскадрилья.
          1. +1
            7 августа 2021 20:40
            Во всех франко- и англоязычных источниках он упоминается, как пилот Forces aériennes françaises libres.
            Даже на BBC в 1942 году его представляют, как пилота "Свободной Франции" из 91 Squadron.
            Texte lu à la B.B.C par Jean MARIDOR en avril 1942
            alors qu’il était au 91 Squadron, R.A.F. Station,
            Hawkinge en Grande Bretagne
            Introduction par le speaker de la BBC :
            Détruire des bateaux avec un canon depuis un Spitfire est tout à fait réjouissant, mais quelque peu dangereux. Cependant des pilotes français de la France Libre ont mené des centaines d’attaques contre des navires allemands. Ils pensent que chaque bâtiment qu’ils coulent est un pas menant directement à la libération de leur pays. Voici un jeune pilote combattant de la France Libre de 21 ans, Jean Maridor, qui va vous raconter deux attaques réussies récemment et sur le cauchemar de son retour au sol.
            Maridor :
            Beaucoup de pilotes de la France Libre ont plus d’expérience de l’attaque des bateaux que moi. L’un d’eux a à son actif 35 attaques contre des navires allemands, et je pense que nous devons tous admettre que c’est là une des façons la plus satisfaisante de combattre les boches.
            1. 0
              7 августа 2021 21:29
              А "Нормандия - Неман" так-же проходит, как подразделение "Свободной Франции"?
              Он летал в британском подразделении и подчинялся британским уставам. Как поляки, чехи, канадцы, недерландцы и т. д.
              По убеждения они могли быть кем угодно, но служили то они в британских частях.
            2. +1
              7 августа 2021 21:38
              Уже отыскал. Французы записывались в ВВС "Свободной Франции", но воевали и в RAF, и в ВВС РККА. Куда направляли - там и служили.
              Собственно французские части были только в Северной Африке!
  10. 0
    7 августа 2021 15:45
    Вот чего я никогда не мог уяснить. С одной стороны, какой смысл таранить, если ты подошел к вражескому самолету на расстояние нескольких метров? Изрешети его пулями.

    Ну хорошо, предположим, изрешетил, но пули оказались слабоватыми, враг продолжает лететь. Тогда можно понять. Или пулеметы заклинило. Хотя опять же, все три?

    А с другой стороны, если таран - настолько эффективная форма воздушного боя, особенно против бомбардировщиков в ночном бою, то почему было не утвердить такую форму атаки приказом? Пока есть в воздухе противник, назад не возвращаться. Таранить. Истребитель стоит дешевле бомбардировщика. А если еще учесть разрушения на земле, которые причиняет бомбардировщик - тем более.

    Да и у пилота истребителя больше шансов спастись, чем у экипажа бомбардировщика. Ему и выпрыгнуть проще, и он над своей территорией.

    Вот, просто мысли такие.
    1. +2
      7 августа 2021 16:23
      Не следует забывать и качество патронов. ШКАС "не переваривали" простых винтовочных патронов. Для них делали специальные с усиленным обдатием пули и спецмаркирвкой.
      Британским лётчикам отправленным во Францию вообще "зарядили" патроны времён Первой Империалистической.
      И их пулемёты клинило от этого постоянно.
      А два ШКАСа и один БС против такой крепкой машины, как Не111 маловато.
      Таран, как форма боя не приветствовался начальством. Но и не запрещался - всепонимали, что это вынужденная мера. И всё зависело от самих лётчиков.
      1. 0
        7 августа 2021 20:04
        Цитата: hohol95
        Таран, как форма боя не приветствовался начальством.

        Вот как раз и не очень понятно - почему. По количеству самолетов мы превосходили немцев. Размен один к одному, к тому же истребителя на бомбардировщик - было бы для нас выгодно.

        Например, в первом налете на Москву в ночь на 22 июля принимало участие около 200 бомбардировщиков. Из них было сбито, по нашим данным, около 20, по немецким - кажется, 6. В истребительном авиакорпусе, защищавшем Москву - около 600 истребителей. Если бы был отдан приказ - уничтожать бомбардировщики любой ценой, хотя бы и тараном, можно было разменять в первом же налете, скажем, 100 наших истребителей на 100 их бомбардировщиков.

        Немцы бы от таких потерь ужаснулись, бомбардировки Москвы, скорее всего, прекратились бы совсем. А наш авиакорпус, потеряв 100 из 600 машин и, предположим, 10-20 летчиков из 600, вполне сохранил бы боеспособность.
        1. 0
          7 августа 2021 21:21
          Значит по вашему следовало приказом ввести таран и бросить людей на 100 процентное уничтожение вражеских машин?
          А почему только 10 или 20 лётчиков вы списываете в потери?
          И, где брать новых пилотов для замены погибших и раненых?
          Оголять тыловые части Востока, Кавказа и Средней Азии?
          Как бы ни готовили у нас пилотов - они всё же были не ополченцами со старым стрелковым оружием брошенными на затыкание дыр в обороне!
          1. 0
            7 августа 2021 22:13
            Цитата: hohol95
            А почему только 10 или 20 лётчиков вы списываете в потери?

            Мне кажется, в таране пилот истребителя чаще выживал, чем погибал. Особенно если таран выполнялся грамотно. Пример - Талалихин.

            Цитата: hohol95
            И, где брать новых пилотов для замены погибших и раненых?

            А где их брали во всех остальных случаях? Ведь потери в авиации в начальный период и так были очень велики.

            И опять же, а где будут брать новых пилотов немцы? Со склада выпишут?

            И еще - подумайте, что способен сделать прорвавшийся бомбардировщик, если мы пожалеем пилота истребителя, чтобы его остановить. Если Москву еще кое-как удавалось защитить, и разрушения были невелики (около 2% зданий повреждено), то, скажем, в Горьком в 1943 году практически выбомбили знаменитый автозавод. Вполне возможно, в этом принимали участие самолеты и экипажи, не сбитые под Москвой в 1941 году.
            1. 0
              7 августа 2021 23:20
              Да наши ПВО "проспали" налёты на Горький!
              Но вы не упомянули Мурманск.
              В буквальном смысле сгоревший 18 июня 1942 года. Сгорело более 600 домов и прочих построек!
              И советские лётчики не смогли этого предотвратить.
              Так, как усиливать ВВС на этом направлении было нечем.
              А если следовать идеологии "камикадзе" то лётчиков в ВВС РККА скоро бы вообще не осталось.
              1. -1
                7 августа 2021 23:41
                Цитата: hohol95
                А если следовать идеологии "камикадзе" то лётчиков в ВВС РККА скоро бы вообще не осталось.

                Но в Люфтваффе их не осталось бы еще раньше. У них и изначально летчиков было меньше, и подготовка занимала больше времени.

                А если еще вспомнить, что я, вообще-то, предлагал таранить не всех подряд, а только бомбардировщики (протаранить "Ишачком", скажем, Bf-109 вообще было бы затруднительно, даже если поставить такую цель). Которых у немцев было явно меньше, чем у нас истребителей. И только над нашей территорией.
                1. 0
                  8 августа 2021 10:15
                  В споре каждый остаётся при своём мнении...
          2. 0
            8 августа 2021 03:19
            \hoho195\Что вы так плохо об ополченцах-очень многие из них имели за спиной опыт первой мировой и до половины -гражданской войны а у остальных тех кто помоложе-"курс молодого бойца"-ворошиловский стрелок и как вы выразились "со старым стрелковым оружием" так это как сейчас для меня "старый добрый АКМ" на фоне навороченого АК-12..
            1. 0
              8 августа 2021 10:18
              Старый и добрый АКМ лучше, чем французская "Лебель" с парой десятков патронов!
              А про опыт и подготовку очень понравилось.
              Если бы так было на самом деле...
              1. 0
                10 августа 2021 05:30
                У бойца РККА как и у ополченца-боекомплект 5 обойм по 5 патронов,в вермахте 30 патронов,у нагла и франка 20 патронов..
                1. 0
                  10 августа 2021 07:47
                  Это у бойца. В подсумках.
                  А сколько патронов могло быть на ротных или батальонных пунктах боепитания?
                  Не отечественных патронов и не германских. Французских,.
                  1. 0
                    10 августа 2021 11:21
                    По воспоминаниям морского пехотинца,защитника Ейзеля ему боеприпас выдавали раз в три дня..Но он был вооружен АВС -100 патронов
                    1. 0
                      10 августа 2021 11:30
                      Сомневаюсь в том, что морской пехотинец был вооружён винтовкой иностранного производства - "Лебеля", "Росса", "Арисакой".
                      1. 0
                        10 августа 2021 11:54
                        В Архангельске в своё время крупные склады с вооружением захватили
                      2. 0
                        10 августа 2021 17:38
                        Я не сторонник мифа про "одну винтовку на троих". Но были моменты, когда выгребали всё, что могло выстрелить и не развалиться. Ко всей этой "пальбе" требовались патроны. В больших колличествах. И нам несказанно повезло в том, что в Великую Отечественную хоть не случился "патронный голод". Как в русско-японскую и ПМВ. Когда патроны закупали заграницей!
                        И с наращиванием производства стрелкового вооружения смогли справиться. А не тащить со всего света.
                        А по поводу складов - так и в Польском походе взяли много стрелкового и артиллерийского вооружения и боеприпасов.
                        Немцы в одной Франции "приборахлились" знатно. Да только когда настала пора вооружать своих ополченцев - оказалось, что закромато и пусты! Куда всё дели одним им и ведомо.
                      3. 0
                        11 августа 2021 20:08
                        ополченцы у нас-Одесса,Севастополь,Москва(70% от общ.,выгребли "оффисный планктон"и артельщиков не попавших под военный заказ),Ленинград.Одесса,родина -"одна винтовка на троих"Местные оружейные склады опустошила армия,местные и переброшенные в мирное время безоружные дивизии вооружились..И ушли под Киев в тот страшный котёл ополчение вооружалось две винтовки на троих.У флота оказалось очень мало именно личного оружия на складах ..Севастополь легче,война шла не первый месяц и ополчение получило мосинский карабин.Москва своих вооружала в основном трёхлинейкой ещё царского выпуска,той двухметровой дубиной,Ленинградцы от флота получили тоже трёхлинейку,лебеля и японки на этом фоне было мало
      2. +1
        8 августа 2021 12:39
        Цитата: hohol95
        Не следует забывать и качество патронов. ШКАС "не переваривали" простых винтовочных патронов. Для них делали специальные с усиленным обдатием пули и спецмаркирвкой.

        Кстати, у Талалихина были патроны именно "под ШКАС".
        Сначала была версия, основанная на том, что применялись не подходящие патроны для ШКАСа - с легкой пулей старого образца, однако версия не подтвердилась. При детальном рассмотрении выяснилось, что патроны, не смотря на снаряжение легкой пулей были приспособлены под ШКАС - имели более прочную стальную гильзу и двойную обжимку пули, маркировка соответствующая.
        © из того же коммента на Warspot
        1. 0
          8 августа 2021 12:59
          Версий мы можем выдвинуть великое множество. Очевидно только одно - ему пришло на ум решение таранить самолёт врага и он это решение притворил в жизнь. И сам остался жив.
  11. +2
    7 августа 2021 22:37
    Вот это покоробило в статье "Уже 7 августа на мясокомбинате имени Микояна, на котором до войны трудился летчик-истребитель, состоялась пресс-конференция с его участием."
    Сильно не люблю , когда про ВОВ пишут на "новоязе"!
  12. +1
    8 августа 2021 12:26
    Стоит отметить, что в 2014 году поисковики нашли самолет героя, в лентах пулеметов ШКАС и БС ещё оставались патроны. Возможно, в полете пулеметы отказали по какой-либо причине. К сожалению, с советскими истребителями это случалось достаточно часто. Так, крупнокалиберный пулемет УБС, который стоял на И-16 тип 29, к тому моменту не отличался особой надежностью. Из частей поступали жалобы на отказы пулемета. Естественно, в ходе воздушного боя Талалихин не мог точно определить, кончились у него патроны или пулеметы отказали из-за технической неисправности.

    Из комментариев к статье о Талалихине на Warspot:
    На текущий момент, есть 2 рабочие версии, почему же он не стрелял до конца:
    1. - пулей перебило троса гашетки. Кто знаком с устройством гашетки И-16 знает, что тросики идут в трубке диаметром около 30мм, при попадании пули могут выйти из строя все пулеметы.
    2. - Талалихин, будучи раненым, не мог вести точный огонь в ночных условиях, тем более имея перед собой Хенкель-111, у которого пулеметы лупили во все стороны как хотели.
    Видимо исходя их этих двух версий все и свершилось.

    Интересно другое:
    Сообщаю, что в ночь с 6 на 7 августа 1941 года примерно в 23:30 младший лейтенант тов. Талалихин, член ВЛКСМ, при патрулировании в 7-й световой зоне на высоте 4500–5000 метров обнаружил самолёт противника Хе-111. После атаки реактивными снарядами (три залпа) самолёт противника задымил в правом моторе… [Лётчик] повторил несколько раз атаку и израсходовал патроны пулемётов. Принял решение протаранить его.
    © из политдонесения 177-го иап