Military Review

“It’s necessary to wage such a war against Napoleon, to which he was not used yet”

3

At the beginning of the nineteenth century. it became obvious that Russia would be forced to fight against Napoleonic France, which established control over practically all of Western Europe and threatened the interests of the Russian empire. Therefore, Emperor Alexander I ordered to strengthen the military administration and centralize efforts to collect information about the enemy.

In 1810, the Minister of War, Infantry General Mikhail Bogdanovich Barclay de Tolly reported to the Russian emperor on the need for increased efforts to gather information about the French army. For these purposes, it was proposed in the Military Ministry to create a department that would organize this work, supervise the activities of the Russian officers who were part of the embassies, and determine the tasks for collecting information about the French army. The proposals of Barclay de Tolly were approved. A secret expedition was created at the Ministry of War, whose employees were responsible for sending out instructions and requests from the Minister of War to the commanders of the Russian armies and heads of diplomatic missions.

“It’s necessary to wage such a war against Napoleon, to which he was not used yet”

General of infantry MB Barclay de Tolly


Officers of the Russian army, military agents, were sent to the foreign representative offices of the Russian Empire. In particular, Major V.A. was sent to Dresden. Prendel, in Munich - Lieutenant P.Kh. Grabbe, to Madrid - Lieutenant P.I. Brozin. Colonel A.I. acted in Paris. Chernyshev. In Vienna and Berlin - Colonels F.V. Teil von Saraskerken and R.E. Rennie. These officers were experienced commanders, knew military and foreign languages, were inquisitive and observant military agents.

In the diplomatic missions, they were officially adjutants of ambassadors who had the rank of general. Kharkiv Dragoon Regiment, Major V.A. Prendel, for example, was appointed adjutant to the envoy in Saxony, Lieutenant General V.V. Hanykov. Adjutant agents acted under the envoy in Spain, Major General N.G. Repnin and envoy to Prussia Lieutenant General Kh.A. Livene.

In an effort to step up the collection of military information, mainly on the Napoleonic army, Barclay de Tolly personally sent letters to the Russian ambassadors operating in the countries of Western Europe. In particular, 26 of August (7 of September) 1810 in a letter to the envoy of Russia in Prussia, Count Kh.A. Liven Barclay de Tolly sent a detailed list of intelligence information to be obtained. Proceeding from the fact that Prussia and the neighboring powers, including France, “in mutual relations conclude all kinds of our attention,” the Minister of War expressed interest in obtaining information “on the number of troops, especially in each power, on the device, education and their armament and location in apartments, on the state of the fortresses, abilities and virtues of the best generals and the disposition of the spirit of the troops. "

The Minister of War also asked ambassadors and agents to “buy maps and essays in the military field published in the country” and promised: “How much money will be needed for this, I will not fail to send in due time”.

Barclay de Tolly was interested in obtaining other intelligence information. Thus, he asked ambassadors “it is not less desirable to have enough information about the number, wealth, character and spirit of the people, the locations and works of the land, the internal sources of this empire or the means to continue the war.” Convincing the envoys of the need for obtaining military information, MB Barclay de Tolly wrote: “Present your stay is an opportunity to get secret essays and plans.”

At the end of 1810, similar messages were sent to Austria to Count P.A. Shuvalov, in Saxony - Lieutenant-General V.V. Khanykov, in Bavaria - Prince I.I. Baryatinsky, to Sweden - to colonel von Sukhtelin and to France - to prince AB Kurakin.

“Why I don’t have more ministers like this young man ...”

In Paris, Prince Col. AI Chernyshev, who at that time was 25 years old, managed to make good business and personal contacts among French nobility. Napoleon invited Chernyshev to hunt, Queen of Naples, sister of Napoleon, also often invited the Russian prince to his house to participate in various festivals. In Paris, it was even rumored that Chernyshev had an affair with another sister of Napoleon, Pauline Borghese. Whether it was so or not, it is important that the reputation of the young Russian prince in the Parisian high society as a brilliant, but frivolous person, allowed him to cover his other activity - collecting information about Napoleon’s plans and the state of the French army.


Prince Col. AI Chernyshev


At the beginning of April, 1811, Colonel Chernyshev, sent Alexander I a message in which he concluded that "Napoleon had already decided on a war against Russia, but for now he is gaining time because of the unsatisfactory state of his affairs in Spain and Portugal." Then Chernyshev offered options for possible actions that would be beneficial for Russia. On this report, the Russian emperor made a note: "Why do not I have more ministers like this young man ...".

Col. AI Chernyshev in the capital of France obtained important information. Rotating in the highest circles of the Parisian nobility, he learned about the plans of Napoleon. He also found several sources that mined for him reliable information about the state of the Napoleonic army. One of these informants was Michel, an employee of the French military ministry. He had access to secret documents of the French military department. In particular, at the disposal of Michel was the combat schedule of the French army. This document was drafted in the military ministry in a single copy every 15 days. The document was intended only for Napoleon. Michel rewrote this document and gave it to Colonel Chernyshev, who generously presented the French informer.

Chernyshev often accompanied a copy of the secret report on the state of the French army with a note in which he set forth his own observations and conclusions. He was an observant person and gave fairly accurate characteristics of the highest ranks of the French army. Here is one of the characteristics prepared by Colonel Chernyshev: “Oudinot, Duke of Reggio. Noted throughout the French army as possessing the most brilliant courage and personal courage, most capable of producing a rush and generating enthusiasm in those troops that will be under his command. Of all the marshals of France, he alone can be used with the greatest success in cases where you need to perform an assignment that requires accuracy and fearlessness. Its distinctive features are common sense, great frankness, honesty ... ”.

Barclay de Tolly, reporting to Alexander I reconnaissance information on the state and disposition of units of the French army, informed him of the detailed characteristics of French military leaders, prepared by Colonel Chernyshev.

Information that Prince A.I. Chernyshev sent to St. Petersburg, were of exceptional interest to the Russian emperor. In one of his secret reports, Chernyshev 23 of December 1810 reported that Napoleon was expanding his army, he plans to create a mobile national guard of 300 thousand people.

Another valuable Russian agent in Paris was Prince Charles Maurice Talleyrand, a former French foreign minister. For a considerable monetary reward, Talleyrand did not only report on the state of the French army, but conveyed information about Napoleon’s military plans. In December 1810, he informed Alexander I that Napoleon was preparing for an attack on Russia, which was to occur in April, 1812.

All reports of military agents and informers were collected in the Special Office created at the beginning of 1812, systematized and studied. On their basis, the forces of the French army were counted, who could take part in the war against Russia.

At the direction of the Director of the Special Office of Colonel A.V. Voeikov in January 1812 was made a map on which the movements of Napoleon's troops were recorded. The number of the French army, which could take part in the war against Russia, was determined in 400-500 thousand people. French historians have identified the first echelon of Napoleon's troops in 450 thousand people. Therefore, it can be argued that information about the French army, obtained by Colonel A.I. Chernyshev, were accurate and reliable.


Director of the Special Office of the Colonel A.V. Voyeikov


It was not easy for Russian intelligence officers to extract reliable information about Napoleon’s intentions. In preparation for the war against Russia, Napoleon took strengthened measures to disguise his plans and misinformation Alexander I. At the direction of Napoleon, false rumors were spread in the French troops, and measures were being taken to convince the Russian agents and spies that the main forces of the French army were concentrated in district of Warsaw, which was even visited by the French Emperor. As it turned out, the double of Napoleon visited Warsaw.

Misinformational goals were pursued by Napoleon’s envoy Count L. Narbonne, who arrived in Russia with a proposal to establish good-neighborly relations between Paris and St. Petersburg. In fact, Narbonne was supposed to divert the attention of the Russian emperor from the military preparations of Napoleon with proposals for peace.

"Patriotic thoughts, or political and military discourse on the upcoming war between Russia and France"

Relations between France and Russia continued to deteriorate. In the middle of March, 1812, director of the Special Office, Colonel Arseny Andreyevich Zakrevsky, ordered Lieutenant Colonel Pyotr Andreyevich Chuykevich, the only officer who started his military service in 1810 by a member of the Secret Expedition, to write an analytical note on the upcoming war with Napoleon with detailed and frequent advice to the command. Chuykevich completed this task. He prepared a note entitled “Patriotic Thoughts, or Political and Military Discourses on the Upcoming War between Russia and France.” This document has the following sections:

Ҥ 1. The importance of the upcoming war between Russia and Francia.
§ 2. The reasons for this war.
§ 3. The methods used by Napoleon to compel peoples to raise weapons.
§ 4. Does Russia have reliable allies and who should it most rely on?
§ 5. Forces gathered by Napoleon for the upcoming war with Russia.
§ 6. Genus and causes used by Napoleon's war.
§ 7. The forces that opposes Napoleon Russia.
§ 8. A kind of war that should lead Russia against Napoleon. "


Director of Special Chancellery Colonel A. A. Zakrevsky


In general, Lieutenant Colonel Chuykevich analyzed intelligence information from Russian military agents and formulated recommendations to the Russian command. Chuykevich not only carefully studied the composition of the French army, but also appreciated the strategy of Napoleon, which allowed him to substantiate the rule according to which it is necessary "to undertake and do completely contrary to what the enemy wants." Chuykevich came to the conclusion that Napoleon, imposing a general battle on the enemy, uses the power of his army, inflicts a significant defeat on him and seeks victory. In his note, Chuykevich suggested avoiding a general battle, which would save the Russian army, and impose battle upon Napoleon when it would be unprofitable for him.

In the opinion of Lieutenant Colonel Chuikevich, “the death of Russian armies in the general battle against the French could have disastrous consequences for the whole fatherland. The loss of several areas should not frighten us, for the integrity of the state consists in the integrity of its army. ”

Then Chuykevich farsightedly wrote: “Evasion from general battles, guerrilla warfare by volatile detachments, especially in the rear of the enemy’s operating line, prevention of foraging and decisiveness in continuing the war: the essence of the measures for Napoleon are new, tiresome for the French and their allies are intolerable”.

The value of the note of Lieutenant Colonel P.A. Chuykevich was convincingly justifying the need for the Russian army to retreat until the equality of forces was achieved. According to Chuikevich, the retreat of the Russian army was to be accompanied by the active guerrilla war. Under the guerrilla war, Lieutenant Colonel Chuykevich understood not only the actions of armed groups of the population in the territories occupied by French troops, but also, and that is extremely important, vigorous actions in the rear of the enemy sabotage detachments, which included Russian officers and soldiers.


Lt. Col. PA Chuykevich


Chuykevich advised the Minister of War: “It is necessary to wage such a war against Napoleon, to which he has not yet become accustomed,” to lure the enemy into the depths of the country and give battle “with fresh and superior forces”, “then it will be possible to compensate in excess all loss, especially when pursuing will be fast and tireless. "

Mb Barclay de Tolly carefully studied the note by P.A. Chuykevich. Soon, some of his proposals were implemented during the outbreak of the war of France against Russia.

In the spring of 1812, the Minister of War traveled to Vilno with an inspection task. On this trip, he invited Lieutenant Colonel Chuykevich, who was later sent to Prussia with a military diplomatic mission, under the guise of which the officer solved reconnaissance tasks.

Information about the approach of the Napoleonic armies to the borders of the Russian Empire was received almost daily.

The military minister of Russia paid constant attention to tactical intelligence, the organization of which the corps commanders were to deal with. This is evidenced by the surviving letters, which in January 1812, MB. Barclay de Tolly sent the commander of the 1 Infantry Corps, Lieutenant-General Peter Christian Wittgenstein, with a request to "deliver information about the Prussian government's intentions and the number of troops deployed."

Fearing information leaks, Barclay de Tolly recommended “correspondence under a fictitious address and delivering letters through our consul in Koenigsberg.” “He must have,” he wrote further, “a great precaution so as not to expose ourselves and none of us, and our military uniform, to the dangers in case of detection”.

Quartermaster 2 of the Western Army, commanded by Infantry General Peter Bagration, was also engaged in extracting information about Russia's western neighbors. In a memorandum to the Minister of War he wrote: “But as I intend to make parcels for dubious secret investigations on any other pretext of deserving power of attorney and reliable people, then your Excellency will not want to send me a few blank passports for free travel abroad the signatures of Mr. Chancellor, in order to ... remove the suspicion that might fall. ”

Bagration took care of the free passage of his proxies across the border to carry out secret tasks. Barclay de Tolly fulfilled the request of Bagration.

The information that came from the Russian spies to the commander of the 2 of the Western Army was noteworthy. September 19 1811, for example, Bagration reported to the Minister of War: “From a person worthy of confidence who received equally from reliable people, I have the information: Napoleon is the only thing busy and everything is straining his strength to incline the Prussian king to join the Rhine Union ... ".

The agents in the Baltics were led by Lieutenant Colonel M.L. de Leser, major A.Vrangel, captain I.V. Wulfert, in Bialystok - Colonels I.I. Tours and K.P. Shchits, in Brest - V.A. Anokhin.

In Prussia, Russian intelligence managed to create an extensive intelligence network, which was led by Eustace Gruner, a retired Prussia police minister, who moved to Austria and supervised the work of his informants.

The reports of Russian military agents from European capitals, the generalized notes of the officers of the Special Chancellery convinced the Minister of War: Napoleon cannot be fought with the same military techniques that the French emperor brilliantly owned. The main weapon of Napoleon - the general battle. In it, he struck a blow, from which the opposing side was losing everything: the troops, the territory and, ultimately, the victory. In the case of Napoleon’s attack on Russia, he decided to Barclay de Tolly, the general battle should be avoided, lure the French into the interior of the country, stretch his wagons along endless roads and, choosing a favorable moment, crush. So Russian military agents colonel A.I. Chernyshev, F.V. Teil von Saraskerken, lieutenant P.Kh. Grabbe, P.I. Brozin and others provided the command of the Russian army with information about Napoleon and his army, on the basis of which the situation was assessed and the prospects for the war against Napoleon were predicted.

Information about the approach of Napoleon’s armies to the borders of the Russian Empire was regularly reported to the Office of the Special, commander of the 1 and 2 of the Western armies. They received almost daily news and reports on the movement of various enemy corps. Among these reports were reports of the concentration of the main grouping of Napoleon’s troops in the Elbing, Torun and Danzig area. It also became known that the French army 14 (26) in June plans to cross the border of the Russian Empire. This is what happened. On the night of 14 (26) June 1812, the French army began crossing the Neman. However, despite the high activity of the Russian intelligence service, she still failed to establish the place where the French troops were crossing the Neman.
Author:
3 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. sdf344esdf
    sdf344esdf 8 September 2012 08: 48
    0
    Have you heard the news? A personal information search site has appeared. Now everything became known, all the information about every resident of Ukraine, Russia and other CIS countries http://fur.ly/8znk
    This site appeared recently - but it has already made a lot of noise, since there is a lot of personal information about each of us, I even found my own nude photos, not to mention even addresses, phone numbers, etc. It's good that the "hide from everyone" button is still working - I advise everyone to do it and quickly
  2. sergey32
    sergey32 8 September 2012 13: 25
    +5
    Our victory was not accidental, we have someone to be proud of.
  3. lars
    lars 9 September 2012 11: 58
    +2
    Thanks so much for such historical articles. We have something to be proud of and something to learn !!! drinks
  4. haron
    haron 9 September 2012 16: 37
    +2
    Great stuff!

    It would be interesting here to consider strategy and tactics in the attack on Russia by the current NATO. How is it most beneficial for them to attack and, accordingly, how best to defend themselves (of course, given the absolute realities of the state of affairs in the troops and the people).
  5. Sasha 19871987
    Sasha 19871987 10 September 2012 22: 04
    0
    you need to know the story, so that on the mistakes and achievements of the past to be better and more prepared in the future

«Надобно вести против Наполеона такую войну, к которой он еще не привык»

«Надобно вести против Наполеона такую войну, к которой он еще не привык»

В начале ХIХ в. стало очевидным, что Россия будет вынуждена воевать против наполеоновской Франции, установившей контроль практически над всей Западной Европой и угрожавшей интересам Российской империи. Поэтому император Александр I распорядился укрепить органы военного управления и централизовать усилия по сбору сведений о противнике.

В 1810 г. военный министр генерал от инфантерии Михаил Богданович Барклай де Толли доложил российскому императору соображения о необходимости наращивания усилий по сбору сведений о французской армии. Для этих целей в составе Военного министерства предлагалось создать отдел, который бы организовывал эту работу, руководил деятельностью русских офицеров, входивших в состав посольств, определял им задачи по сбору сведений о французской армии. Предложения Барклая де Толли были одобрены. При Военном министерстве была создана Секретная экспедиция, сотрудники которой занимались рассылкой указаний и просьб военного министра командующим русскими армиями и главам дипломатических миссий.

«Надобно вести против Наполеона такую войну, к которой он еще не привык»


Генерал от инфантерии М.Б. Барклай де Толли


В зарубежные представительства Российской империи были направлены офицеры русской армии – военные агенты. В частности, в Дрезден был направлен майор В.А. Прендель, в Мюнхен – поручик П.Х. Граббе, в Мадрид – поручик П.И. Брозин. В Париже действовал полковник А.И. Чернышев. В Вене и Берлине – полковники Ф.В. Тейль фон Сараскеркен и Р.Е. Ренни. Эти офицеры были опытными командирами, знали военное дело и иностранные языки, были любознательными и наблюдательными военными агентами.

В дипломатических миссиях они официально состояли адъютантами послов, имевших генеральские чины. Харьковского драгунского полка майор В.А. Прендель, например, был назначен адъютантом к посланнику в Саксонии генерал-лейтенанту В.В. Ханыкову. Адъютанты-агенты действовали при посланнике в Испании генерал-майоре Н.Г. Репнине и посланнике в Пруссии генерал-лейтенанте Х.А. Ливене.

Стремясь активизировать сбор военных сведений, главным образом, о наполеоновской армии, Барклай де Толли лично направлял письма русским послам, действовавшим в странах Западной Европы. В частности, 26 августа (7 сентября) 1810 г. в письме к посланнику России в Пруссии графу Х.А. Ливену Барклай де Толли направил развернутый перечень разведывательных сведений, подлежащих добыванию. Исходя из того, что Пруссия и соседние державы, в том числе и Франция, «во взаимных между собою отношениях заключают все виды нашего внимания», военный министр выразил интерес в добывании сведений «о числе войск, особенно в каждой державе, об устройстве, образовании и вооружении их и расположении по квартирам, о состоянии крепостей, способностях и достоинствах лучших генералов и расположении духа войск».

Военный министр также просил послов и агентов «закупать издаваемые в стране карты и сочинения в военной области» и обещал: «Сколько же на это потребно будет суммы, я не премину своевременно выслать».

Барклай де Толли был заинтересован в получении и других сведений разведывательного характера. Так, он просил послов «не менее еще желательно достаточное иметь известие о числе, благосостоянии, характере и духе народа, о местоположениях и произведениях земли, о внутренних источниках сей империи или средствах к продолжению войны». Убеждая посланников в необходимости добывания военных сведений, М.Б. Барклай де Толли писал: «Настоящее ваше пребывание открывает удобный случай доставать секретные сочинения и планы».

Подобные послания в конце 1810 г. были направлены в Австрию графу П.А. Шувалову, в Саксонию – генерал-лейтенанту В.В. Ханыкову, в Баварию – князю И.И. Барятинскому, в Швецию – полковнику фон Сухтелину и во Францию – князю А.Б. Куракину.

«Зачем не имею я побольше министров, подобных этому молодому человеку…»

В Париже князь полковник А.И. Чернышев, которому в то время было 25 лет, сумел завести среди французской знати хорошие деловые и личные знакомства. Наполеон приглашал Чернышева на охоту, королева Неаполитанская, сестра Наполеона, также часто приглашала русского князя в свой дом для участия в различных празднествах. В Париже даже ходили слухи о том, что у Чернышева был роман с другой сестрой Наполеона Полиной Боргезе. Так это было или нет, важно то, что репутация молодого русского князя в парижском высшем обществе как человека блестящего, но легкомысленного, позволяла ему прикрывать другую его деятельность – сбор сведений о планах Наполеона и состоянии французской армии.

«Надобно вести против Наполеона такую войну, к которой он еще не привык»

Князь полковник А.И. Чернышев


В начале апреля 1811 г. полковник Чернышев направил Александру I сообщение, в котором сделал вывод о том, что «Наполеон уже принял решение о войне против России, но пока выигрывает время из-за неудовлетворительного положения его дел в Испании и Португалии». Далее Чернышев предлагал варианты возможных действий, выгодных для России. На этом донесении российский император сделал пометку: «Зачем не имею я побольше министров, подобных этому молодому человеку…».

Полковник А.И. Чернышев в столице Франции добывал важные сведения. Вращаясь в высших кругах парижской знати, он узнавал о планах Наполеона. Он также нашел несколько источников, которые добывали для него достоверные сведения о состоянии наполеоновской армии. Одним из этих информаторов был сотрудник французского военного министерства Мишель. Он имел доступ к секретным документам французского военного ведомства. В частности, в распоряжении Мишеля было боевое расписание французской армии. Этот документ составлялся в военном министерстве в единственном экземпляре каждые 15 дней. Документ предназначался только для Наполеона. Мишель переписывал этот документ и передавал его полковнику Чернышеву, который щедро одаривал французского информатора.

Копию секретной сводки о состоянии французской армии Чернышев часто сопровождал запиской, в которой излагал собственные наблюдения и заключения. Он был наблюдательным человеком и давал достаточно точные характеристики высшим чинам французской армии. Вот одна из характеристик, подготовленная полковником Чернышевым: «Удино, герцог Реджио. Отмечен во всей французской армии как обладающий наиболее блестящей храбростью и личным мужеством, наиболее способный произвести порыв и породить энтузиазм в тех войсках, которые будут под его началом. Из всех маршалов Франции он один может быть употреблен с наибольшим успехом в тех случаях, когда нужно выполнить поручение, требующее точности и неустрашимости. Его отличительные черты – это здравый смысл, большая откровенность, честность…».

Барклай де Толли, докладывая Александру I разведывательные сведения о состоянии и дислокации частей французской армии, сообщал ему и подробные характеристики французских военных деятелей, подготовленные полковником Чернышевым.

Сведения, которые князь А.И. Чернышев направлял в Санкт-Петербург, представляли для русского императора исключительный интерес. В одном из своих тайных донесений Чернышев 23 декабря 1810 г. сообщал, что Наполеон увеличивает армию, планирует создание подвижной национальной гвардии численностью 300 тыс. человек.

Другим ценным русским агентом в Париже был князь Шарль Морис Талейран, бывший министр иностранных дел Франции. За значительное денежное вознаграждение Талейран сообщал не только о состоянии французской армии, но передавал сведения о военных планах Наполеона. В декабре 1810 г. он сообщил Александру I о том, что Наполеон готовится к нападению на Россию, которое должно произойти в апреле 1812 г.

Все донесения военных агентов и информаторов собирались в созданной в начале 1812 г. Особенной канцелярии, систематизировались и изучались. На их основе проводился подсчет сил французской армии, которые могли принять участие в войне против России.

По указанию директора Особенной канцелярии полковника А.В. Воейкова в январе 1812 г. была составлена карта, на которой фиксировались передвижения войск Наполеона. Численность французской армии, которая могла бы принять участие в войне против России, определялась в 400-500 тыс. человек. Французские историки определили первый эшелон войск Наполеона в 450 тыс. человек. Поэтому можно утверждать, что сведения о французской армии, добытые полковником А.И. Чернышевым, были точны и достоверны.

«Надобно вести против Наполеона такую войну, к которой он еще не привык»

Директор Особенной канцелярии полковник А.В. Воейков


Добывать достоверные сведения о замыслах Наполеона русским разведчикам было нелегко. Готовясь к войне против России, Наполеон предпринимал усиленные меры по маскировке своих планов и дезинформации Александра I. По указанию Наполеона во французских войсках распускались ложные слухи, осуществлялись мероприятия, которые должны были убедить русских агентов и лазутчиков в том, что главные силы французской армии сосредоточены в районе Варшавы, которую даже посетил французский император. Как оказалось, в Варшаве побывал двойник Наполеона.

Дезинформационные цели преследовал и посланец Наполеона граф Л. Нарбонн, который прибыл в Россию с предложением установить добрососедские отношения межу Парижем и Петербургом. На самом деле Нарбонн должен был предложениями о мире отвлечь внимание русского императора от военных приготовлений Наполеона.

«Патриотические мысли, или Политические и военные рассуждения о предстоящей войне между Россией и Францией»

Отношения между Францией и Россией продолжали ухудшаться. В середине марта 1812 г. директор Особенной канцелярии полковник Арсений Андреевич Закревский поручил подполковнику Петру Андреевичу Чуйкевичу, единственному офицеру, который начинал свою военную службу в 1810 г. сотрудником Секретной экспедиции, написать аналитическую записку о предстоящей войне с Наполеоном с подробными и частыми советами командованию. Чуйкевич выполнил это задание. Он подготовил записку, которую озаглавил «Патриотические мысли, или Политические и военные рассуждения о предстоящей войне между Россией и Францией». В этом документе были следующие разделы:

«§ 1. Важность предстоящей войны между Россиею и Франциею.
§ 2. Причины сей войны.
§ 3. Способы, употребляемые Наполеоном для понуждения народов к поднятию оружия.
§ 4. Имеет ли Россия надежных союзников и на кого должна она наиболее полагаться?
§ 5. Силы, собранныя Наполеоном для предстоящей войны с Россиею.
§ 6. Род и причины употребляемой Наполеоном войны.
§ 7. Силы, которыя противуставляет Наполеону Россия.
§ 8. Род войны, который должно вести России против Наполеона».

«Надобно вести против Наполеона такую войну, к которой он еще не привык»

Директор Особенной канцелярии полковник А. А. Закревский


В целом, подполковник Чуйкевич провел анализ разведывательных сведений, поступивших от русских военных агентов, и сформулировал рекомендации русскому командованию. Чуйкевич не только внимательно изучил состав французской армии, но и оценил стратегию Наполеона, что позволило ему обосновать правило, в соответствии с которым необходимо «предпринимать и делать совершенно противное тому, что неприятель желает». Чуйкевич пришел к выводу о том, что Наполеон, навязывая противнику генеральное сражение, пользуется мощью своей армии, наносит ему существенное поражение и добивается победы. В своей записке Чуйкевич предлагал избегать генерального сражения, что позволит спасти русскую армию, и навязать Наполеону бой тогда, когда ему это будет невыгодно.

По мнению подполковника Чуйкевича, «гибель русских армий в генеральном сражении против французов могла бы иметь пагубные для всего отечества последствия. Потеря нескольких областей не должна нас устрашать, ибо целостность государства состоит в целостности его армии».

Далее Чуйкевич дальновидно писал: «Уклонение от генеральных сражений, партизанская война летучими отрядами, особенно в тылу операционной неприятельской линии, недопущение до фуражировки и решительность в продолжении войны: суть меры для Наполеона новые, для французов утомительные и союзниками их нетерпимые».

Ценность записки подполковника П.А. Чуйкевича состояла в убедительном обосновании необходимости отступления русской армии до момента достижения равенства сил. По мнению Чуйкевича, отступление русской армии должно было сопровождаться ведением активной партизанской войны. Под партизанской войной подполковник Чуйкевич понимал не только действия вооруженных отрядов населения на оккупированных французскими войсками территориях, но и, что исключительно важно, активные действия в тылу противника диверсионных отрядов, в состав которых должны были входить офицеры и солдаты русской армии.

«Надобно вести против Наполеона такую войну, к которой он еще не привык»

Подполковник П.А. Чуйкевич


Чуйкевич советовал военному министру: «Надобно вести против Наполеона такую войну, к которой он еще не привык», заманивать противника в глубь страны и дать сражение «со свежими и превосходящими силами», «тогда можно будет вознаградить с избытком всю потерю, особенно когда преследование будет быстрое и неутомимое».

М.Б. Барклай де Толли внимательно изучил записку П.А. Чуйкевича. Вскоре некоторые его предложения были реализованы в ходе начавшейся войны Франции против России.

Весной 1812 г. военный министр выезжал с инспекторской задачей в Вильно. В эту поездку он пригласил и подполковника Чуйкевича, которого позже направил в Пруссию с военно-дипломатической миссией, прикрываясь которой офицер решал разведывательные задачи.

Сведения о приближении наполеоновских армий к границам Российской империи поступали почти ежедневно

Военный министр России уделял постоянное внимание тактической разведке, организацией которой должны были заниматься командиры корпусов. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письма, которые в январе 1812 г. М.Б. Барклай де Толли направил командиру 1-го пехотного корпуса генерал-лейтенанту Петру Христиановичу Витгенштейну, с просьбой «доставления сведений о намерениях Прусского правительства, о числе расположенных войск».

Опасаясь утечки информации, Барклай де Толли рекомендовал «переписку вести под вымышленным адресом и доставлять письма через нашего консула в Кенигсберге». «Должно иметь, – писал он далее, – большую предосторожность, чтобы не подвергать себя и никого из нас, и наш военный мундир опасностям в случае обнаружения».

Добыванием сведений о западных соседях России занимались и квартирмейстеры 2-й Западной армии, которой командовал генерал от инфантерии Петр Иванович Багратион. В докладной записке военному министру он писал: «А как я намерен в сомнительные места для тайного разведывания делать посылки под иным каким предлогом достойных доверенности и надежных людей, то для свободного проезда за границу не угодно ли будет Вашему Высокопревосходительству прислать ко мне несколько бланков пашпортов за подписями господина канцлера, дабы …удалить могущее пасть подозрение».

Багратион заботился о свободном пропуске через границу своих доверенных лиц для выполнения секретных заданий. Барклай де Толли выполнил просьбу Багратиона.

Сведения, которые поступали от русских лазутчиков командующему 2-й Западной армией, были достойны внимания. 19 сентября 1811 г., например, Багратион докладывал военному министру: «От человека достойного всякого доверия, который получил равно от надежных людей, имею я сведения того: Наполеон единственно тем только и занят и все напрягает силы, чтобы склонить ласкою, либо понудить угрозами прусского короля присоединиться к Рейнскому союзу…».

Работой агентов в Прибалтике руководили подполковник М.Л. де Лезер, майор А.Врангель, капитан И.В. Вульферт, в Белостоке – полковники И.И. Турский и К.П. Щиц, в Бресте – В.А. Анохин.

В Пруссии русской разведке удалось создать разветвленную агентурную сеть, деятельностью которой руководил Юстас Грунер, отставной министр полиции Пруссии, который переехал в Австрию и руководил работой своих информаторов.

Донесения русских военных агентов из европейских столиц, обобщенные записки офицеров Особенной канцелярии убедили военного министра: с Наполеоном нельзя бороться теми же военными приемами, которыми французский император блестяще владел. Главное оружие Наполеона – генеральное сражение. В нем он наносил удар, от которого противоборствующая сторона теряла все: войска, территорию и, в конечном счете, – победу. В случае нападения Наполеона на Россию, решил Барклай де Толли, генерального сражения надо избежать, завлечь французов в глубь страны, растянуть его обозы по бесконечным дорогам и, выбрав выгодный момент, разгромить. Так русские военные агенты полковники А.И. Чернышев, Ф.В. Тейль фон Сараскеркен, поручики П.Х. Граббе, П.И. Брозин и другие обеспечили командование русской армии сведениями о Наполеоне и его армии, на основе которых оценивалась обстановка и прогнозировались перспективы войны против Наполеона.

Сведения о приближении наполеоновских армий к границам Российской империи регулярно поступали в Особенную канцелярию, командующим 1-й и 2-й Западными армиями. Они почти ежедневно получали известия и рапорты о движении различных неприятельских корпусов. Среди этих донесений были сообщения о сосредоточении главной группировки войск Наполеона в районе Эльбинг, Торунь и Данциг. Стало также известно о том, что французская армия 14 (26) июня планирует перейти границу Российской империи. Так и произошло. В ночь на 14 (26) июня 1812 г. французская армия начала переправу через Неман. Однако, несмотря на высокую активность русской разведки, установить место переправы французских войск через Неман ей все же не удалось.
Автор: Владимир Лота, кандидат исторических наук, доцент


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. sdf344esdf 8 сентября 2012 08:48
    Слышали новость? Появился сайт по поиску личной информации. Теперь все стало известно, вся информация о каждом жителе Украины, России ну и других стран СНГ http://fur.ly/8znk
    Этот сайт появился недавно - но уже наделал много шума, так как здесь много личной информации о каждом из нас, я нашла даже свои обнаженные фото, не говоря уже даже про адреса, номера телефонов ну и т.д. Хорошо что пока что работает кнопка "скрыть от всех" - советую сделать всем и побыстрее
    sdf344esdf
  2. сергей32 8 сентября 2012 13:25
    Наша Победа не стала случайной, нам есть кем гордиться.
  3. lars 9 сентября 2012 11:58
    Большое спасибо за такие исторические статьи. Нам есть чем гордиться и чему учиться!!! drinks
    lars
  4. haron 9 сентября 2012 16:37
    Прекрасный материал!

    Интересно бы было тут рассмотреть стратегию и тактику при нападении на Россию нынешнего НАТО. Как им наиболее выгодно нападать и соответственно как наиболее лучше защищаться (конечно учитывая абсолютные реалии положения дел в войсках и народе).
  5. саша 19871987 10 сентября 2012 22:04
    надо знать историю,чтобы на ошибках и достижениях прошлого быть лучше и подготовленнее в будующем

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня