Неудавшийся долгострой. Опытный вертолет Gyroplane G.20 (Франция)

10

Ранний вариант проекта G.20. Вертолет еще способен нести бомбы и имеет верхнюю огневую точку. Графика Hisutton.com

В самом конце тридцатых годов военно-морские силы Франции заказали разработку перспективного вертолета, который можно было бы использовать для разведки, патрулирования и борьбы с подлодками. В начале сороковых такая машина могла бы поступить на вооружение – но началась война, и Gyroplane G.20 остался без будущего.

Рождение проекта


В 1938 г. из известной авиастроительной компании Syndicat d’Etudes de Gyroplane ушел ее сооснователь и технический директор Рене Доран. Вскоре он основал собственную фирму Société Française du Gyroplane (SFG или Gyroplane), в которой планировал продолжить работу над перспективными конструкциями.



В том же году компания «Жироплан» получила первый государственный заказ. ВМС желали получить вертолет, пригодный для использования в морской авиации. С его помощью планировалось выполнять патрулирование и разведку, перевозить командиров и документы, а также искать и уничтожать подлодки противника. Машина должна была иметь высокие летные характеристики, а также нести пулеметное и бомбовое вооружение. Новый проект получил обозначение Gyroplane G.20. В ряде источников его также называют Dorand G.II – по фамилии главного конструктора.


Схема раннего G.20. Графика Forum.warthunder.com

Р. Доран решил использовать некоторые идеи и решения, ранее проверенные на предыдущем месте работы. В частности, планировалось применить несущую систему с двумя соосными винтами. Кроме того, предлагались новые любопытные решения, касавшиеся конструкции планера, силовой установки, вооружений и т.д.

По мере разработки, некоторые основные идеи проекта пересматривались. Так, на финальных стадиях заказчик и разработчик отказались от вооружений, а также сократили экипаж. Такие меры привели к серьезному упрощению конструкции, но переделанный вертолет-жироплан теперь мог только вести разведку и перевозить мелкие грузы.

Особенности конструкции


Вертолет G.20 / G.II получил фюзеляж сигарообразной формы, выполненный на основе металлического каркаса. Носовая часть получила плексигласовое остекление максимально возможной площади, а прочие элементы фюзеляжа закрыли листовым алюминием. Имелось V-образное оперение с полотняной обшивкой. В носовой части машины помещалась кабина тандемной компоновки. Центральный отсек вмещал редуктор несущих винтов и силовую установку. В первой версии проекта под ним находился отсек для бомбового вооружения.

Неудавшийся долгострой. Опытный вертолет Gyroplane G.20 (Франция)

Поперечный разрез. Графика Forum.warthunder.com

Силовая установка состояла из двух поршневых двигателей Renault 6Q-04 мощностью по 240 л.с. Они помещались позади оси винтов и соединялись редуктором особой конструкции. Последний объединял крутящий момент двух моторов и разделял его между двумя винтами противоположного вращения. При поломке одного из двигателей редуктор автоматически переключался на работающий и обеспечивал продолжение полета.

В первой версии проекта G.20 использовалась оригинальная конструкция втулки несущей системы. Вместо оси и прочих устройств использовалась высокая труба большого диаметра – в ней предлагалось разместить стрелка с пулеметом. Снаружи на этой трубе помещались подшипники двух винтов с приводом. При дальнейшем развитии проекта трубу заменили простой осью меньшего диаметра.

Два трехлопастных винта помещались с промежутком 650 мм. Винты имели разный диаметр – 15,4 м у верхнего и 13 м у нижнего. За счет разницы размеров планировалось исключить перехлест лопастей при их перемещении по вертикали. Лопасти предлагалось делать из алюминиево-магниевого сплава. Была разработана конструкция с коробчатым лонжероном, образовывавшим носок, и присоединенной к нему задней кромкой.


Переработанный вариант вертолета. Графика Airwar.ru

Позади кабины находились основные стойки шасси. В полете они убирались поворотом назад в ниши фюзеляжа. Под хвостовой балкой находилось самоориентирующееся колесо.

Изначально экипаж G.20 должен был включать трех человек. В кабине находились пилот и стрелок. Второго стрелка разместили внутри втулки винтов. Доступ ко всем рабочим местам обеспечивался через бортовой люк. В дальнейшем экипаж сократили до двух человек в кабине.

Боевой вариант вертолета мог нести авиационные или глубинные бомбы малых и средних калибров. Отсек для них находился на днище, непосредственно под несущей системой. Для самозащиты предусматривалось 1-2 пулемета, в кабине и на втулке. Любопытно, что исходная компоновка вооружений позволяла обеспечить свободный обстрел почти всей верхней полусферы.

Длина фюзеляжа нового вертолета превышала 11 м, высота – 3,1 м. Пустая масса достигала 1,4 т, а нормальная взлетная – 2,5 т. Максимальный взлетный вес был на 500 кг больше. По расчетам, «жироплан» должен был развивать максимальную скорость до 250 км/ч (крейсерская 165 км/ч). Потолок – 5 км, дальность полета – 800 км.


Недостроенный опытный вертолет осенью 1946 г. Фото издания Aviation française

Затянувшееся строительство


Проект G.20 второй версии, без вооружения, был готов к началу 1940 г., и вскоре компания Gyroplane начала строительство опытной машины. Сборка осуществлялась на заводе в г. Гетари (деп. Атлантические Пиренеи, Новая Аквитания). Строительство не удалось завершить до нападения Германии в мае, и уже готовые конструкции вместе с заделом пришлось эвакуировать в г. Шамбери (деп. Савойя). После этого Р. Доран уступил место руководителя постройки Марселю Вюллерму.

Падение Франции и последующие события серьезно ударили как по проекту Gyroplane G.20, так и по всему авиастроению. Строительство резко замедлилось и едва не остановилось. В 1942 г. германские войска заняли оставшиеся регионы Франции, и недостроенный вертолет стал их трофеем. Оккупанты не заинтересовались этой машиной, но не стали запрещать дальнейшие работы. Впрочем, главной проблемой теперь были не запреты, а отсутствие заказа, финансирования и требуемых ресурсов.

За отсутствием перспектив


В течение нескольких лет будущее «жироплана» оставалось под большим вопросом. Надежда на полноценное возобновление работ появилась только в 1944-45 гг. Однако и после освобождения Франции строительство долго не могло набрать темпы. Вновь сказывались экономические и производственные трудности.


Достроенный, но не испытанный G.20. Фото Airwar.ru

Завершить первый опытный вертолет удалось только в 1947 г. – через семь лет после запуска строительства. Готовую машину испытали на земле и продемонстрировали представителям воссозданной французской армии. Военные проявили ограниченный интерес. Их привлекли необычная архитектура и экстерьер машины, достаточно высокие расчетные характеристики, убираемое шасси и другие особенности. Впрочем, заказ на продолжение работ не выдали.

После завершения строительства G.20 должен был пройти испытания и доводку, для чего требовались средства и время. При этом результат проекта не был очевидным. В то же время, за рубежом уже были созданы достаточно удачные вертолеты, которые можно было приобрести прямо сейчас. В итоге вооруженные силы Франции решили не финансировать дальнейшие работы по собственному «жироплану» и принять на вооружение зарубежную технику.

Компания SFG не имела всех необходимых ресурсов и потому не смогла провести испытания самостоятельно. Более того, из-за финансовых проблем ей не удалось даже найти летчика-испытателя. В итоге к концу 1947 г. все работы по Gyroplane / Dorand G.20 / G.II были свернуты ввиду отсутствия каких-либо перспектив.

Р. Доран и его коллеги не опустили руки и не ушли из отрасли, и компания SFG продолжила проектные работы. Вскоре она приняла участие в создании вертолетов Bréguet G.11E и G.111 – в этих проектах ограниченно использовали некоторые идеи, заимствованные у G.20. Впрочем, и эти вертолеты не дошли до серии, но теперь по техническим причинам.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    8 августа 2021 07:22
    Неоднозначная конструкция, особенно стрелок во втулке винтов.
    1. +3
      8 августа 2021 11:43
      Цитата: aleks neym_2
      Неоднозначная конструкция, особенно стрелок во втулке винтов.

      От него французы отказались ещё до войны.
      В остальном, возможно если война повременила - летали бы мы не на геликоптерах и вертолётах, а возможно на жиропланах!
      В детстве, никак не мог связать название «автожира» с летательным аппаратом!
      Как назло в энциклопедии его фотографии или рисунка не было!!!
      1. +4
        8 августа 2021 14:41
        Уважаемый! Не обижайтесь, но АВТОЖИР и ЖИРОПЛАН - это абсолютно разные конструкции:
        - ЖИРОПЛАН это вертолёт классической компоновки с соосными несущими винтами (вертолёты
        Камова), а название от фирмы-производителя (читайте статью).
        - АВТОЖИР это нечто среднее между самолётом и вертолётом: имеет тянущий/ толкающий винт для разгона, вследствие чего, за счет набегающего потока раскручивается свободно закреплённый несущий винт.
        - Кстати, во время ВОВ на фронте, если не ошибаюсь, было звено, на вооружении которого были именно автожиры.
        Вполне возможно, летали бы на французских "жиропланах", так как сегодня летают на аппаратах Сикорского...
        1. +2
          8 августа 2021 20:01
          Спасибо, что открыли мне правду! Только опоздали на лет 35! laughing
          1. +1
            8 августа 2021 22:04
            Извините, если обидел, но о автожирах я знал ещё в 60-х...а вот о "жироплане" только сейчас. Если писали с юмором, то хоть намёк давайте.
        2. +1
          8 августа 2021 21:55
          Были автожиры у Союза времен ВОВ, причем, единственные в мире вооруженные.
    2. Комментарий был удален.
  2. +1
    8 августа 2021 18:03
    Дизайн действительно футуристический для своего времени, есть в нём что-то привлекательное
  3. -1
    8 августа 2021 20:47
    Цитата: aleks neym_2
    Неоднозначная конструкция, особенно стрелок во втулке винтов.

    Очень необычное расположение пулемета для таких задач...
  4. 0
    8 августа 2021 20:55
    В первой версии проекта G.20 использовалась оригинальная конструкция втулки несущей системы. Вместо оси и прочих устройств использовалась высокая труба большого диаметра – в ней предлагалось разместить стрелка с пулеметом. Снаружи на этой трубе помещались подшипники двух винтов с приводом.
    Это ж каких циклопических размеров и массы получился бы автомат перекоса. При столь скромных размерах самого аппарата. Тут в обычном исполнении данный узер ни разу не маленькая фитюлька. А в таком виде...
  5. -2
    8 августа 2021 21:59
    Ух ты!
    Автор стал либо внимать критике, либо просто лениться.