Как повлияла промышленная революция на дизайн городов

63

Когда мы говорим о промышленной революции, мы часто думаем о больших фабриках, дымных трубах, необузданной плотности населения и переполненных улицах. Непосредственная картина всегда связана с городами индустриальной эпохи. Но мы часто упускаем из виду то, как развивались наши города.

Итак, как процессы, сопровождавшие индустриальную революцию, повлияли на дизайн наших городов?



До промышленной революции производство и потребление оставались раздельными. Они не участвовали в публичном пространстве. Таким образом, общественное пространство формировалось не производителями или их продуктами, а, скорее, формами управления.

Однако системы производства-потребления обеспечивали социальную и экономическую структуру указанных мест и влияли на общественную жизнь. Они обеспечивали определенную форму признания и участия между теми, кто оказывал влияние, и теми, на кого оно распространялось.

Подобным образом создается форма информированного согласия. Это позволило производителям занять общественную сферу и начать формировать общественную жизнь. Она проецировала знания о производстве-потреблении как части «истины» проактивного опыта на города и инновации.

Другой частью «истины» была согласованная необходимость примирения и возмещения ущерба обществу.

Таким образом, роль людей как равноправных участников структуры систематически опускалась.

Невидимая рука


Термин «невидимая рука» – это взгляд на невидимые силы, формирующие общественную жизнь.

В «Богатстве народов» Адам Смит использовал этот термин, чтобы предположить, что некоторые социальные и экономические результаты могут возникнуть из действий отдельных людей. Эти действия часто непреднамеренны и эгоистичны. Это утверждение вытекает из его наблюдений над поведением капитала, труда, акта производства и потребления. Это стало служить в качестве основной платформы для теорий спроса и предложения. Данный термин также оказал влияние на развитие теории об обществе так называемого свободного рынка.

Все началось с изменений в структуре производства и потребления во время промышленной революции. С появлением машин и механизированного труда появились новые методы производства, которые увеличили производство. Города превращаются в места массового потребления из-за большой концентрации людей. Одновременно города стали важными центрами производства и потребления – это породило конкуренцию на рынке.

Здесь все стремились к максимальному производству и хотели, чтобы их продукт был лучшим на рынке. Акт производства зависел от труда, ресурсов и эффективности, тогда как акт потребления зависел от желания потребителя приобрести продукт. Этот «социальный контракт» между производителями и потребителями позже стал основой концепции улучшений и инноваций.

На город повлиял также процесс урбанизации. Это началось, когда группа фабрик в регионе создала спрос на фабричных рабочих. Вторичные и третичные предприятия из энергетической, жилищной, розничной и торговой сфер последовали за этим спросом. В свою очередь, это создавало новые рабочие места.

В конце концов, с ростом спроса на рабочие места и жилье, был создан городской район. После того, как он был индустриализирован, урбанизация продолжалась в течение долгого времени. Таким образом, область прошла через несколько этапов экономических и социальных реформ. Лучше всего это иллюстрирует Мумбаи. Здесь город развивался, адаптировался и эволюционировал в континууме даже после индустриализации.
Однако была в этом и иная сторона.

Возьмем, к примеру, колонизацию индейских земель. Индейские деревни когда-то были самодостаточными, как в социальном, так и в экономическом плане. Там в основном выращивали продовольственные культуры. Промышленная революция в сочетании с колонизацией заставила фермеров выращивать товарные культуры. Ремесленники потеряли свою ценность из-за обилия фабричных материалов. Это привело к нарушению всей социальной динамики. Это говорит о том, что так называемые невидимые силы могут даже пойти по пути социально-экономического разрушения после того, как накопят достаточно власти.

Города капиталистов


Стоит сказать еще и о влиянии на город возникших капиталистических экономических форм.

Во время первой и второй промышленных революций автомобили, использование нефти, угля, электричества, бетона, стали и современного сельского хозяйства достигли максимума. Благодаря этим инновациям в дизайне городов не учитывались жители как заинтересованная сторона.

С внезапным изменением масштабов производства и накопления капитала возникла новая форма капитализма, известная как монополии. Эти формы производства подавляли активное производство знаний, выдавая «патентные права». Этот сдвиг создал зависимость от упомянутых монополий, чтобы приспособить их изобретения к публичной сфере. Это позволяло им вмешиваться в планирование. Они постепенно исключали общественность из тех же процессов принятия решений, в которых общественность была более значимой заинтересованной стороной, чем капитализм.

Монополии создали одержимость модернизма городами как экономическими субъектами. Города стали местами экономической активности. Города также стали местом жительства для тех, кто занимался этой деятельностью. Это создало системное представление о том, как труд и поток капитала влияют на процессы города.

Основная идея состояла в том, что капитал создает богатство, расширяется и действует в различных контурах, консолидирует рабочую силу, а затем переключается на искусственную среду. Эта идея доминирует в сфере недвижимости. Люди используют землю, стоимость и инвестиции для роста своего социального капитала, бизнеса и ресурсов.

Такое мышление уменьшило количество информации, предоставляемой общественности. И таким образом, они стали пассивными потребителями, которых можно было заменить и вытеснить. Это исключение снизило общественное понимание процессов, связанных с созданием публичной сферы. Она ограничивала публичные знания и информацию, тем самым исключая из публичного дискурса понятие «информированного согласия».

Это для обычного человека серьезно затрудняло способность и доступность влиять, формировать или в любой форме придавать смысл или интерпретировать общественное пространство.

Уязвимый класс


Также, постоянное создание уязвимого и маргинализированного класса в городе повлияло на форму наших городов.

Возьмем, к примеру, обитателей трущоб. Почти каждый крупный мегаполис усеян трущобами. Города не смогли избавиться от них. Это происходит потому, что маргинализированные классы были созданы через социально-экономические системы города.

Это породило отдельный контур – неформальную экономику. Это включало класс людей, которые больше не были зависимыми от земли. И, следовательно, они полагались на социально-городскую мобильность, чтобы продавать рабочую силу для жизни. В городах за все приходилось платить. Низкая и неопределенная заработная плата создает тяжелые условия для бедных и уязвимых. В свою очередь, живя в ужасающих условиях и принимая плохую зарплату, они субсидировали город.

Оглядываясь назад, можно сказать, что эти главные силы индустриального времени продолжают влиять на дизайн городов и сегодня.

Модели производства-потребления, урбанизация, невидимая рука рынка, уязвимый класс и капиталистические формы – все еще находят отклик в наших городах. Аргументы «за» и «против» индивидуальных эффектов этих процессов сами по себе являются еще одной темой для дискуссии. Но нельзя отрицать, что они сыграли важную роль в преобразовании городов.
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    13 августа 2021 04:50
    Ну пойдёт. Як на будешь. Даже плюс
  2. +4
    13 августа 2021 04:53
    Что то не заметно, что бы город сформированный в СССР принципиально отличались от городов капиталистических стран.
    1. +4
      13 августа 2021 05:28
      Цитата: burger
      Что то не заметно, что бы город сформированный в СССР принципиально отличались от городов капиталистических стран.

      Принципиальное отличие советских городов - зелёные насаждения вдоль улиц и наличие дворов и дворовых площадок.
      1. 0
        13 августа 2021 05:45
        И узкие улицы...
        Мой Новосибирск был построен именно таким образом... сейчас в нем появились новые микрорайоны а центральные улицы и основные дороги остались прежнего размера, поток транспорта увеличился что приводит каждый день к многочисленным пробкам.
        Бывают дни когда город буквально стоит в пробках... кошмарная ситуация.
        1. +1
          13 августа 2021 05:49
          Цитата: Леха с Андроида.
          И узкие улицы...

          Верно. Автомобиль - «роскошь передвижения». Городской общественный транспорт и грузовой на улицах городов чувствовал себя свободно. Что касается парковок, то их буржуи придумали... lol
          1. 0
            13 августа 2021 06:28
            Сейчас без автомобиля иногда никуда, не потащишь же весь инструмент и оснастку на своём горбу в общественный транспорт. smile
            Парковки как правило забивает офисный народ.
            1. +1
              13 августа 2021 07:47
              не потащишь же весь инструмент и оснастку на своём горбу в общественный транспорт.
              Истинно так! Особенно с тремя пересадками.
              1. +1
                13 августа 2021 08:51
                Цитата: 3x3zsave
                не потащишь же весь инструмент и оснастку на своём горбу в общественный транспорт.
                Истинно так! Особенно с тремя пересадками.

                Сегодня, это действительно кажется смешным, однако, ещё в самом начале 60-х рабочие ездили в городском транспорте с деревянными ящиками инструментов из которых вполне могла торчать и пила и какие-то железяки и пр. Именно в начале 60-х на всех предприятиях появились бытовые помещения, раздевалки со шкафчиками, душевые и пр. А до этого, все утром ехали в промасленный спецовках на работу, как здрасьте. А маляр, среди дня в трамвае, вполне мог тащить в руке ведро краски.
                Не знаю, как где, но в больших городах это полностью прекратилось к 1964 году. Исчезли заводские гудки, стали расселять рабочие слободки в новые районы с панельными пятиэтажками, в транспорте принято стало ездить в чистой и опрятной одежде, а особо грязные или вонючие производства постепенно выводить далеко за городскую черту.
          2. +2
            13 августа 2021 06:48
            Что касается парковок, то их буржуи придумали...
            Хороший бизнес между прочим. Объявляешь улицу парковкой и любой остановившийся автомобиль штрафуется.
            1. 0
              13 августа 2021 06:59
              Ну этим ещё Остап Бендер промышлял... smile
              подайте бедному гиганту мысли на пропитание... современное жулье очень изобретательно в честном отьеме денег у граждан.
              1. 0
                17 августа 2021 21:07
                одайте бедному гиганту мысли на пропитание.
                Остап Ибрагимович сам не просил подаяния)) Киса Воробьянинов лучше справлялся - "Мсье! Же не манж па-сис-жю-ю-ю-о! Гебен зи-мир битте-е-е-е! Господа! Подайте на пропитание, бывшему депутату государственной думы!" laughing
      2. 0
        13 августа 2021 15:13
        Что то я не видел бетонные коробки без зелени и за границей. А Финляндия вообще впечатлила своим умением встроить новые дома в природу. Советские новые микрорайоны по сравнению с ними какие-то гетто.
        1. 0
          17 августа 2021 21:17
          Советские новые микрорайоны по сравнению с ними какие-то гетто.
          Советские новые микрорайоны строились с целью как моно быстрее расселить людей по квартирам в городах после разрушительной войны. И города, они такие разные если что. В городе откуда я родом (Находка приморского края) этой зелени по сопкам как воды в море! В Питере вот тоже, от моего жилья только в шаговой доступности 2 парка - "9 Января" и "Екатерингоф". И по дворам зелени не меряно. Утром на пробежке летом аж шибает от запаха сирени и прочих цветов. Но не везде получалось "встроить в природу".
          то то я не видел бетонные коробки без зелени и за границей
          В Шанхай, Токио, Хиросиму, Далянь, Тянзинь, Пусан, Инчхон, Сайгон (Хо-Ши-Мин) - все города много миллионники прокатитесь wink И посмотрите сколько там зелени, и какие там бывают пробки! Или пару раз прокатились по туристическим маршрутам и все - увидели ВСЕ заграницу? laughing
      3. 0
        7 ноября 2021 20:20
        Цитата: ROSS 42
        Цитата: burger
        Что то не заметно, что бы город сформированный в СССР принципиально отличались от городов капиталистических стран.

        Принципиальное отличие советских городов - зелёные насаждения вдоль улиц и наличие дворов и дворовых площадок.


        В отличии от кап. стран в СССР главная и широкая улица Октябрьская / Революционная, которая выходит на центральную площадь Ленина.

        А вообще идеи серьёзных архитекторов не зависит от лагеря, например такой француз Карбюзье, многие идеи перекликались в плане городского планирования и массового жилья.
  3. +3
    13 августа 2021 05:24
    Модели производства-потребления, урбанизация, невидимая рука рынка, уязвимый класс и капиталистические формы – все еще находят отклик в наших городах.

    Невидимая рука архитектора городов времён правления царской династии и даже советского периода НИКОГДА не планировала изначально архитектуры ни одного города. Даже сама тенденция «вокзал-базар-завод» была дублирована многократно. А период СССР прославился ещё и «типовыми» сооружениями: здания ж/д вокзалов, здания администрации, здания театров и кинотеатров, не говоря про здания школ, детских садов и т.п.
    Причин создания именно такого архитектурного стиля несколько, но самая главная - экономия средств.
    Можно уверенно сказать, что при ближайшем рассмотрении городов России в каждом его достопримечательности просматриваются с великим трудом. Исключения составляют города «Золотого кольца» и кое-что из Крымской застройки.
    ==========
    В июле месяце в Кемерово должен был приехать ВВП - посмотреть культурный кластер. К его приезду городские власти и губернатор постарались на славу: район был перекрашен, отремонтированы дороги и тротуары, появились аллеи, переделались съезды, спрятали трубы, обрезали старые деревья, «перелицевали» детский сад и КемГМА и пр. пр. пр. Сегодня вид из окна вызывает приятные эмоции. Мы с соседями спрашиваем друг друга: «Изначально это нельзя было сделать?»
    ==========
    У какого-нибудь пользователя с сайта есть пример, когда город был спланирован с учётом климатических особенностей и географического расположения? Почему сегодня промышленные предприятия нельзя не планировать в городской черте? В конце концов, почему для одних Большой театр, Третьяковка, Эрмитаж, Зимний дворец, а для других ТОЛЬКО СЧБ или дымовая завеса в виде:
    1. +4
      13 августа 2021 06:06
      В июле месяце в Кемерово должен был приехать ВВП - посмотреть культурный кластер.
      У нас лет 15 назад та же фигня была smile
      У какого-нибудь пользователя с сайта есть пример, когда город был спланирован с учётом климатических особенностей и географического расположения?
      Алма-Ата, дома расположили так что бы ветры с гор,продували улицы
      1. +2
        13 августа 2021 06:21
        Цитата: parusnik
        Алма-Ата, дома расположили так что бы ветры с гор,продували улицы

        Так то ж казахи! belay Они и столицу перенесли в Астану (Нур-Султан)... lol

        Не по их ли примеру Шойгу предлагал построить несколько городов в Сибири? belay Боюсь угадать названия этих городов... laughing
      2. -1
        13 августа 2021 10:08
        За ветра - да им по фиг как дома расположены. Думаю знаете осенне-зимний период в Новороссийске, Норд-ост, который выдувает все. И расположение домов ему по борту.
        1. +4
          13 августа 2021 12:01
          За ветра - да им по фиг как дома расположены. Думаю знаете осенне-зимний период в Новороссийске, Норд-ост, который выдувает все. И расположение домов ему по борту


          Эта картинка из книги 1953 года, с анализом потоков воздуха.
          Новороссийск с его Борой, особый случай. Раньше, в незапамятные времена laughing , городская застройка носила комплексный подход. Учитывалась роза ветров, стороны света, а сейчас как можно больше впихнуть жилья на единицу площади. Поэтому возникают постоянные ветродуи у некоторых новых домов...урбанистика request
    2. +1
      13 августа 2021 06:23
      Вот с экономической составляющей интересно и спорно.
      Когда ездил в Европу, то удивился двум моментам - они часто здания бывших фабрик и заводов "прихорашивают" и переделывают в крупные торговые центрв.

      А австрийцы умудрились свои газовые хранилища превратить в... жилой квартал!!!

      У нас бы снесли все под корень, вывезли, а потом строили бы что то новое. Неужели так дешевле?
      1. +2
        13 августа 2021 06:26
        Цитата: Вождь краснокожих
        Когда ездил в Европу, то удивился двум моментам - они часто здания бывших фабрик и заводов "прихорашивают" и переделывают в крупные торговые центры.

        Есть такая практика и в Кемерово:
        1. +2
          13 августа 2021 06:45
          У нас до Парижей и Европ разных не дотягивают, поэтому делают так:

          Иногда это происходит по другому:




      2. +2
        13 августа 2021 08:15
        У нас ТЭЦ в жилой комплекс заканчивают перестраивать.
      3. +2
        13 августа 2021 10:34
        У нас бы снесли все под корень
        У нас тоже есть такие места, но по закону они не могут быть жилыми т.к. нет необходимой инфраструктуры (садов, поликлиник, школ...), поэтому у нас такие переделки называют апартаменты.
    3. +2
      13 августа 2021 06:30
      Благовещенск строился как казачий город.
    4. -2
      13 августа 2021 06:44
      В конце концов, почему для одних Большой театр, Третьяковка, Эрмитаж, Зимний дворец, а для других ТОЛЬКО СЧБ или дымовая завеса
      Не стоит обольщаться, в столицах своих урбанистических "прелестей" хватает.
      1. +4
        13 августа 2021 06:50
        Цитата: 3x3zsave
        Не стоит обольщаться

        Да, пофиг!
        Только дни глинозём месят по дороге в школу, а другие ежегодно упиваются новым дизайном тротуарной плитки и получают за счёт всей России «столичную надбавку» к зарплатам и пенсиям, - чтоб «не громко бухтели»...
        1. -4
          13 августа 2021 07:45
          1. Если Вам пофигу проблемы жителей других городов, как Вы можете расчитывать на понимание с их стороны?
          2. А что лично Вам мешает переехать ближе к Эрмитажу или Третьяковке?
          3. Денги на "путинскую реставрацию" Кемерова местные власти у Москвы клянчили или в городском бюджете изыскали?
          1. +5
            13 августа 2021 07:57
            Цитата: 3x3zsave
            1. Если Вам пофигу проблемы жителей других городов, как Вы можете расчитывать на понимание с их стороны?

            Мне пофиг на столичные средства обольщения. Меня они не касаются вообще.
            Цитата: 3x3zsave
            2. А что лично Вам мешает переехать ближе к Эрмитажу или Третьяковке?

            Не имею возможности.
            Цитата: 3x3zsave

            3. Денги на "путинскую реставрацию" Кемерова местные власти у Москвы клянчили или в городском бюджете изыскали?

            Этот вопрос можете задать господину Середюку или самому Цивилёву.
            ==========
            Одно я могу сказать точно (на основании имеющихся цифр): дотация города Москвы обходится стране дороже всего бюджета Кемеровской области! Только ДОТАЦИЯ!!!
            Бюджет города Москвы свёрстывается из налогов, поступающих из регионов, потому что сама Москва производит (по большей части) мусор и прочее вно, которое с вожделением сбагривает провинциям.
            1. BAI
              +3
              13 августа 2021 16:04
              дотация города Москвы обходится стране дороже всего бюджета Кемеровской области!

              Бюджет Москвы на благоустройство выше, чем суммарный бюджет на благоустройство ВСЕХ городов России вместе взятых.
              1. +1
                13 августа 2021 20:33
                Бюджет Москвы на благоустройство выше, чем суммарный бюджет на благоустройство ВСЕХ городов России вместе взятых

                За счет бюджетов ВСЕХ городов России вместе взятых
      2. 0
        13 августа 2021 08:52
        Цитата: 3x3zsave
        В конце концов, почему для одних Большой театр, Третьяковка, Эрмитаж, Зимний дворец, а для других ТОЛЬКО СЧБ или дымовая завеса
        Не стоит обольщаться, в столицах своих урбанистических "прелестей" хватает.

        Ещё 20 лет назад общался по работе с людьми, которые территориально живя в Петербурге, ни разу не были в центре города, во всяких культурных объектах. Полагаю, теперь их может быть больше.
        Зная историю СПБ, думаю, до революции было много таких, кто не бывал в других районах города, чем жил.
    5. BAI
      +2
      13 августа 2021 15:59
      У какого-нибудь пользователя с сайта есть пример, когда город был спланирован с учётом климатических особенностей и географического расположения?

      Норильск.
    6. 0
      17 августа 2021 21:25
      почему для одних Большой театр, Третьяковка, Эрмитаж, Зимний дворец, а для других ТОЛЬКО СЧБ или дымовая завеса в виде:
      Питер все-таки давно строился . Не защищаю, не оправдываю, просто факт. И еще факт - сам из своих 48 прожитых лет последние шесть в Питере. Общался со многими коренными Питерцами - так большая часть даже в Эрмитаже не бывала. Или бывала в детстве со школьной экскурсией. А что такое ЦВММ так вообще ни кто не знал в принципе. И про многое еще что не в курсе. Поразительно НО факт.
      Мы с соседями спрашиваем друг друга: «Изначально это нельзя было сделать?»
      Так полагаю, это вопросы к местным властям (путина и ЕР, мягко сказать не люблю). Все как в старину - "До Бога высоко - до царя далеко"
  4. +2
    13 августа 2021 08:24
    Безусловно, техническая революция не могла не повлиять на дизайн городов. Просто в разных странах этот "дизайн" был своим, связанным с местными особенностями и условиями.

    Достаточно вспомнить закопченные жилые кварталы многоэтажной застройки Лондона сначала вокруг промышленных предприятий, а за тем и слившиеся с ними в единый конгломерат уже к концу 19 века.

    В России -- рабочие слободки, где в плоской застройке частных домиков жили работники близлежащих заводов и фабрик со своими семьями. Я их и сам прекрасно помню, как и заводские гудки по 5 минут 3-4 раза в день.

    А Нью-Йорк, с целыми улицами небоскрёбов Манхеттена, большинство из которых и по сей день, являются ни чем иным, как промзонами вытянутыми вертикально.
    Каждое такое здание скрывает в себе несколько сотен мастерских, цехов, контор и складов готовой продукции, в которых могут работать одновременно до двух тысяч человек.

    Я уже не говорю, об упоминавшемся в статье Мумбае, с населением почти 25 миллионов, почти весь легпром которого находится в грязнючих трущобах, где люди и живут среди ткацких станков, красилен, швейных машинок пошивочных мастерских, примитивных станков разделывающих старые покрышки и лавок, которые всё это продают.
  5. +3
    13 августа 2021 08:41
    Как повлияла промышленная революция на дизайн городов

    Автор написал заголовок, но так и не понял его содержания.
    Если писать о "дизайне городов", то как самостоятельный вид проектно-художественной деятельности городской дизайн начал формироваться относительно недавно – во второй половине прошлого века, на стыке архитектуры, дизайна и градостроительства.
    В статье об этом, естественно, ничего нет.
    Что касается содержания статьи, то это некая информационная эклектика на тему "Эволюция градостроительства под воздействием экономической, институциональной, социальной и административной структурах общества". Правда в теме автор так и не разобрался, как и в заголовке.
    1. +2
      13 августа 2021 09:37
      Автор написал бессмысленный набор слов
      1. +1
        13 августа 2021 12:07
        Автор написал бессмысленный набор слов

        Так попытка рерайта материала, в котором "райтер" совершенно ничего не смыслит, так и заканчивается. Слова есть, а смысла - никакого.
    2. -1
      13 августа 2021 10:11
      ВН, прям в точку.
  6. +2
    13 августа 2021 09:06
    Имхо-термин индустриальный дизайн,применительно к уже давно построеным городам неприменим впринципе. Всё строится по факту,средствам возможностям и назначению. В итого то что получилось кому то нравится а комуто нет. Индастриал дизайн нового с нуля города это уже ближе к телу,Но чтото нет таких новых городов чтоб построили именно по индастриал дизайну и они чтоб многим нравились. В общем тема дизайна эта таже вкусовщина что и с кулинарией.
  7. +2
    13 августа 2021 09:38
    smile
    Индейские деревни когда-то были самодостаточными, как в социальном, так и в экономическом плане. Там в основном выращивали продовольственные культуры.Промышленная революция в сочетании с колонизацией заставила фермеров выращивать товарные культуры.
    .Все было гораздо проще без такой идилии.Пришли согнали индейцев с их земель,земли засадили товарными культурами, не даром некоторые страны в Центральной Америке называли банановыми республиками,Юнайтед фрут компани по сути государство, в государствах
  8. +10
    13 августа 2021 09:40
    Какая-то вода на киселе. Такое впечатление, что статью написал вузовский преподаватель и статья нечитабельна. Напоминает бестолковые кандидатские и докторские, всё подводить под философию. Все зависело от инженеров и архитекторов, а не от "классовой борьбы" . Как изменился облик города... Самое главное не упомянуто, а это городские коммуникации и в первую очередь на облик городов повлияло развитие городской Фекальной Канализации . Не знаю как в Петербурге это произошло, расскажу про Москву.


    В феврале 1892 года московская городская Дума приняла другой, более выгодный в финансовом плане проект инженеров В. Д. Кастальского, Н. М. Левачева, П. Л. Николаенко, А. А. Семенова, В. К. Шпейера и П. В. Трунина.
    30 июля 1898 года 1-я очередь московской канализации, включающая в себя 262 км канализационной сети, Главную насосную станцию и Люблинские поля орошения вошла в строй. Эта инфраструктура обслуживала 219 домовладений и перерабатывала 5,4 тыс. м³ сточных вод в сутки.


    Москвичи должны сброситься на памятник открывателям "комфортного времяпровождения"
    Практически одновременно в Москве, на Раушской набережной построили электростанцию.
    Сразу же возник строительный бум, благодаря этому появилась возможность строить многоэтажные здания. И в первую очередь они строились вдоль трассы канализации. Дворяне стали рушить свои имения с целью постройки на своей земле доходных домов, т.е. для сдачи в аренду, немного осталось усадеб, которые выжили после отмены крепостного права, да и те постепенно переходили в руки "новых" русских. Когда говорят, что после революции выгоняли из "своих" квартир, то это ложь. Люди жили в съемном жилье. А после революции доходные дома стали собственностью государства и бесплатное жилье, так называемое коммунальным, там предоставлялось исходя из норм площади на человека. "Квартирный вопрос испортил москвичей" написал классик и получил из рук Крупской ордер на комнату в коммунальной квартире. Современный облик центра Москвы возник из этих доходных домов, которые строили великие архитекторы, приведу двух, чьи дома можно узнать по внешнему облику - это Л.Н. Кекушев со своими львами на фасадах и В.Е. Дубовской со своими рыцарями.
    Кстати В.Е. Дубовской как и многие передовые архитекторы того времени думали над будущим обликом городов, после революции появилась такая возможность строить их любимые города-сады...
    Помните у Маяковского
    "Здесь будет город-сад..."
    Город-сад это небольшой город низкой этажности....долго писать, я с телефона пишу. У кого возможность есть езжайте в город Видное. Там есть улица Школьная, можно увидеть контраст в урбанистике.

    Это 4-хквартирный дом со своим придомовом садике. Архитектор Ефимович. И мы могли бы жить не в хрущевках, если бы не война.
    1. +2
      13 августа 2021 10:14
      Ваш комментарий больше к данной статье относится, чем она сама. good
      1. +4
        13 августа 2021 10:20
        Ваш комментарий больше к данной статье относится, чем она сам

        Спасибо)
        На урбанистику больше повлияли достижения промышленной революции, а не та химера, описанная в статье. Электрификация, применение железобетона, металла. Например стиль Модерн возник тогда, когда появилась возможность применять металл в конструкции окон и лестниц. А улицу Школьную в Видном можно увидеть в панорамах Яндекса и Гугля. Одна сторона застроена в стиле города-сада, за что архитектор Ефимович был безжалостно обвинен Хрущевым в неметчине, а другая хрущевками. Там сейчас часто идут съемки сериалов, только квартировладельцы вставили пластиковые окна, "повлиявшие на облик". А Заводская улица практически сохранила облик того времени. Очень уютное место.
        1. +1
          13 августа 2021 11:27
          hi Николай. Отличные комментарии. Вы "раскрыли тему" в отличие от автора статьи. good С Уважением.
        2. +1
          13 августа 2021 13:34
          Электрификация, применение железобетона, металла.
          Изначально паровые машины, и идея стоить массовое типовое жилье на месте где возможна добыча и изготовления всего необходимого для строительства. Быстро, дешево, унифицировано.
    2. -1
      13 августа 2021 10:45
      Цитата: Konnick
      Сразу же возник строительный бум, благодаря этому появилась возможность строить многоэтажные здания.


      Многоэтажные жилые здания стали возможны в связи с изобретением надёжного и безопасного лифта
      1. +7
        13 августа 2021 10:52
        Многоэтажные жилые здания стали возможны в связи с изобретением надёжного и безопасного лифта

        И без лифта строились еще в Древнем Риме. И там была вонючая сточная канализация. А изобретение ватерклозета, в симбиозе со станциями перекачки, позволило избавиться от ночных горшков с золотарями, обогащающимися за счет вторичного продукта, и от сортиров типа МЖ во дворах. Жить можно и без лифта в 4-5 этажном доме, но без удобной уборной увы.
        1. -3
          13 августа 2021 11:14
          Канализация превратила города из большой деревни ,какими они в сущности до тех пор были,в настоящие города.И покончила с массовыми эпидемиями в них.А многоэтажки-триггером послужил лифт
          1. +2
            13 августа 2021 11:27
            триггером послужил лифт

            Это актуально для мегаполисов, как и эскалаторы для метро, хотя первые сети метрополитена обходились без них.
          2. +3
            13 августа 2021 11:50
            Канализация превратила города из большой деревни ,какими они в сущности до тех пор были,в настоящие города.

            В старые советские времена учился в университете марксизма-ленинизма. Лекторша, доктор наук, задала примитивный вопрос -Чем отличается город от деревни?.
            Я конечно знал ответ который он ждал, про форму собственности, но ответил - В теплом унитазе!
            Ее возмутил мой ответ, на что я сказал - а Вы поживите в деревне и поймете Настоящую разницу.
    3. +3
      13 августа 2021 12:49
      Цитата: Konnick
      Помните у Маяковского
      "Здесь будет город-сад..."

      Прямо напомнили:




      1. +3
        13 августа 2021 13:15
        Первоначально Новокузнецк и называли Сад-город. Изначально «Город-сад» - это не поэзия. Это архитектурный термин. Он возник в Англии в конце 19-го века «для облегчения проведения в жизнь жилищной реформы, создающей выгодные поселения для промышленников». В царской России идея дешевого жилья частной застройки прижилась, появилось даже «Русское общество городов-садов». Правда, с национальным оттенком, навеянным веками крестьянских традиций. Вместо садов у нас чаще разбивали огороды. «Город-огород» звучит не так красиво, но здорово отражает действительность.

        Первый Кузнецкий город-сад проектировали по заказу конторы «Копикуз» еще до революции. Никакого КМК не было и в помине, была железнодорожная станция. Вокруг нее – крошечные наделы земли с небольшими строениями. Автор – сибиряк, архитектор Андрей Крячков. В его проекте – 9 типов одноэтажных домиков для семей рабочих и 1 типовой двухэтажный дом «для холостых» на 21 комнату.

        А Маяковскому показали поселок для приглашенных иностранных специалистов, приехавших строить КМК, поселок был спроектирован по принципу "поселок-сад", и он вдохновленный увиденным, написал знаменитое стихотворение.

        Принципы города-сада воплощаются в проектах пригородов-садов и поселков-садов для рабочих под Москвой, рассматриваемых как «частичное решение вопросов разгрузки г. Москвы». Так например, 14 ноября 1918 г. В газете «Правда» публикуется сообщение о проектировании поселков-садов для рабочих под Москвой: «В президиум Московского Совета поступил проект комиссара Елизарова об устройстве поселков-садов для рабочих. Согласно проекту поселки должны быть начаты постройкой еще зимой, с таким расчетом, чтобы к весне можно было переселить туда часть рабочих Москвы с их семьями.
        Государственное объединение машиностроительных заводов ВСНХ (ГОМЗА), ставит перед созданной им 11 ноября 1918 г. Жилищно-строительной комиссией, задачу приступить в строительном сезоне 1919 г. к: 1) выработке плана улучшения уже существующих при заводах рабочих поселков (т.е. перепланировки их, постройки нормальных жилищ и зданий общественного пользования и т.п.) и 2) постройке новых поселков по типу «города-сада»».

        Пригласив архитекторов В.Е. Дубовского , Л.М. Гуржиенко и санитарного врача А.Н. Сонина, Жилищно-строительная комиссия, начинает срочную разработку проектов рабочих поселков-садов для 10 крупнейших машиностроительных заводов в целом на 400-500 тыс. чел. В этом же году создается отдел проектирования сооружений и заводских поселений по типу городов-садов Кузнецкого металлургического общества в г. Томске.
        https://archi.ru/elpub/91183/rozhdenie-i-smert-sovetskogo-goroda-sada

        Я специально выделил даты, война войной, а надо думать как жить дальше. Сколько жизней и ресурсов отнимают у людей войны.
    4. BAI
      0
      13 августа 2021 16:21
      которые строили великие архитекторы, приведу двух, чьи дома можно узнать по внешнему облику - это Л.Н. Кекушев со своими львами на фасадах и В.Е. Дубовской со своими рыцарями.

      Вы смешиваете 2 понятия. Есть отдельные дома, которые являются произведениями искусства с персональным авторством архитектора и являются украшением города. И есть облик города, который определяется генпланом. И генплан разрабатывается бригадой никому неизвестных архитекторов под руководством малоизвестного главного архитектора города. Там указывается где и какие дома будут стоять, но не не определяется их внешний облик (хотя теперь начинают предъявлять и такие требования - в местах исторической застройки, тут можно Охто-Лахта центр в Питере вспомнить к примеру). Так стало заведено в Советское время. До революции города в подавляющем большинстве развивались хаотично, хотя прослеживалась некая система: центральная площадь с знаковым центральным зданием или комплексом зданий и сооружений (ратуша, кремль, замок и т.д.) и радиально сходящиеся к ней улицы. Примером исключений может быть Петербург - там сразу на квадраты нарезали.
      Блестящий пример нарушения генплана продемонстрировала Москва с точечной застройкой.
      1. +1
        13 августа 2021 16:45
        Вы смешиваете 2 понятия. Есть отдельные дома, которые являются произведениями искусства с персональным авторством архитектора и являются украшением города. И есть облик города, который определяется генпланом. И генплан разрабатывается бригадой никому неизвестных архитекторов под руководством малоизвестного главного архитектора города.

        Это Вы смешиваете разрешительное право и регламентирующее. То что вы написали относится уже не к промышленной революции а к современности, к комплексной застройке. Например это генплан Семенова, первый комплексный план реконструкции Москвы 1935 года, где были запланированы основные современные магистрали. Назовите главного архитектора Москвы конца 19-го века, я же писал о таком факторе изменения градостроительства как канализация, позволившая строить массовое комфортное жилье в виде многоквартирных домов в Москве. Все главные архитекторы Москвы очень известные личности. Навскидку назову Посохин, Чечулин, Кузьмин.
    5. 0
      13 августа 2021 19:43
      Цитата: Konnick
      Это 4-хквартирный дом со своим придомовом садике. Архитектор Ефимович. И мы могли бы жить не в хрущевках, если бы не война.

      Вот сомневаюсь. И в других странах панельное строительство пользовалось популярностью.
      1. +1
        13 августа 2021 19:49
        панельное строительство пользовалось популярностью

        Такие домики можно было строить и из панелей, смысл был в пространстве и саде вокруг дома. Наши родные просторы позволили бы создавать малоэтажные уютные города-спутники рядом с крупными предприятиями, а не города-миллионники с их вечными проблемами крупных городов. Тем более в города переезжали из деревень и для них отрыв от земли, сада, огорода был стрессом.
    6. +1
      17 августа 2021 21:29
      И мы могли бы жить не в хрущевках, если бы не война.
      И могли бы жить в "Сталинках" если бы не "хрущ и его команда"
  9. +7
    13 августа 2021 10:30
    Статья называется
    Как повлияла промышленная революция на дизайн городов
    , но о том как промышленная революция в строительстве навсегда изменила дизайн городов в обще ни слова.

    Тот случай когда комментарии содержательней и интересней статьи, хотя по этой теме можно книги писать.
  10. +2
    13 августа 2021 10:36
    Такое мышление уменьшило количество информации, предоставляемой общественности. И таким образом, они стали пассивными потребителями, которых можно было заменить и вытеснить. Это исключение снизило общественное понимание процессов, связанных с созданием публичной сферы. Она ограничивала публичные знания и информацию, тем самым исключая из публичного дискурса понятие «информированного согласия».


    Из данной статьи. Это что? Это на каком языке написано и для кого? winked
    Графоманство какое-то.
  11. +3
    13 августа 2021 11:08
    В нашей стране еще четверть населения пользуется таким "достижением" урбанистики

  12. +4
    13 августа 2021 17:53
    Тема интересная. Можно добавить кое-что о Петербурге. Очень важным был (да и остался) вопрос логистики. Доставка габаритных и тяжелых грузов потребовало своих решений. Наиболее удобно - водный путь. Первый пример - 18 век Новая Голландия. Лес для Адмиралтейства и специальная система каналов доставки его на верфь. Поэтому основные районы индустриального развития - берега рек и каналов за границей основных городских районов. Для СПб это Обводный канал, Малая Нева, Невки, выше по течению Невы. За Обводным проходит так называемый "серый пояс" - промышленные районы 19 века. Объемные грузопотоки - уголь из Англии для производства газа - и на Обводном встают газовые производства и огромные газгольдеры. Обуховские заводы - корабельная артиллерия - выше по Неве на берегу. Хлопок для прядильных комбинатов - и они строятся на Выборгской набережной. Практически каждый прибрежный завод имел свою пристань. До 60-х на Петроградской были еще видны эти пристани до обустройства гранитной стенки. ЛМЗ до последнего времени колеса гидротурбин выкатывал прямо из цеха на свой причал на Неве и грузил на баржи. Одна из первых электростанции, естественно угольная в момент создания, стоит до сих пор на берегу Фонтанки и засыпанного ныне Введенского канала (соединял Фонтанку с Обводным). Фольклорное название комплекса зданий электростанции "столик" и "дохлый слоник" за 4 торчащих вверх трубы.
  13. +1
    13 августа 2021 18:04
    Название статьи имеет очень широкие границы. Начиная от зонирования города, формирования транспортно-логистической структуры и заканчивая архитектурой и дизайном ансамблей и зданий, планами дальнейшего развития городской среды - и все это может быть дальнейшего развития темы, затронутой в статье.