Сторожевые корабли «6615» / Jan Mayen. Будущее БОХР ВМС Норвегии

24

Сторожевик Jan Mayen в море - пока только в графике

Норвегия реализует программу частичного обновления корабельных сил Береговой охраны ВМС. В ближайшие годы планируется вывести из боевого состава имеющиеся сторожевые корабли типа Nordkapp, морально и физически устаревшие. Для их замены разработан и доведен до строительства современный проект «6615». Головной корабль этого типа недавно передали на достройку, и в следующем году он может поступить на службу.

Проблема замены


В настоящее время в составе БОХР ВМС Норвегии (Kystvakten) имеется порядка полутора десятков кораблей и катеров разных классов. Почти все эти вымпелы начали службу в начале двухтысячных годов или позже. Исключение составляют только три сторожевика типа Nordkapp, сданные в 1980-82 гг. В прошлом они неоднократно модернизировались, но уже достаточно давно рассматривается вопрос замены этих кораблей новыми.



Еще в начале десятых годов ВМС проработали предварительный план обновления БОХР. Он предусматривал выведение трех «Нордкаппов» из боевого состава к 2020 г. с одновременным получением такого же количества кораблей новой постройки. Предлагалось разработать и построить сторожевики сразу двух типов – один по новому проекту «6615» и два пр. «3049».

Предложение о проекте «6615» получило одобрение парламента, и работы продолжились. ВМС выработали тактико-технические требования к будущему «6615», и уже в 2013-14 гг. компания LMG Marin AS представила проект такого корабля. Позже проект дорабатывался и совершенствовался, но основные его положения оставались неизменными.


Согласно изначальным планам, в 2014-15 гг. БОХР ВМС должна была найти подрядчика и подписать контракт на строительство будущего сторожевика. Однако по экономическим и организационным причинам программа затянулась. Более того, в 2016 г. эти факторы привели к пересмотру планов. Было решено отказаться от проекта «3049», но заказать сразу три корабля «6615» для замены трех старых Nordkapp.

Накануне строительства


Планы 2016 г. предусматривали строительство кораблей силами норвежской промышленности. Зарубежные предприятия следовало привлекать только на правах поставщиков комплектующих. В ближайшее время собирались провести конкурс и выбрать головного исполнителя. За счет этого, а также благодаря своевременному и полному финансированию планировалось начать строительство головного корабля не позднее 2017-18 гг.

В декабре 2016 г. БОХР запустила прием заявок на конкурс. Ожидалось, что в нем примут участие все шесть основных верфей Норвегии, но интерес к программе проявили только три. В октябре 2017 г. министерство обороны объявило победителя, им стала компания Vard Group AS Langsten, имевшая большой опыт сотрудничества с ВМС и БОХР.

Следует отметить, что выбор победителя заметно затянулся. Дело в том, что скорректированные кораблестроительные планы вновь пришлось проводить через все инстанции. При этом программа столкнулась с критикой. Утверждалось, что за прошедшие 5-6 лет требования БОХР и проект от LMG Marin AS морально устарели и нуждаются в переработке. Тем не менее, их отстояли, и программа продолжилась без значительных изменений.


Вся серия "6615". Фотографии такого рода появятся не ранее 2024-25 гг.

Контракт на строительство сторожевых кораблей «6615» был подписан только в июне 2018 г. Соглашение стоимостью более 5 млрд норвежских крон (ок. 600 млн долл. США) предусматривает строительство трех кораблей со сдачей в 2021-24 гг. с опционом на четвертый корпус.

В связи с ограниченными возможностями норвежской верфи использован специфический подход к строительству. Так, за строительство корпусов для кораблей отвечает румынский завод Vard Tulcea. Затем готовые изделия предлагается переводить на Vard Group AS Langsten для достройки и установки всего необходимого оборудования.

Корабли нового типа получают имена в честь островов, принадлежащих Норвегии. Головной назвали KV Jan Mayen («Ян-Майен»); так же теперь именуют и проект «6615» в целом. Второй заложат как KV Bjørnøya (о. Бьёрнёйа – Медвежий), а третий будет называться KV Hopen (о. Хопен – Надежды).

Технические особенности


Проект «Ян-Майен» в нынешнем виде предлагает строительство многоцелевого сторожевого корабля ледового класса, способного решать широкий круг боевых и вспомогательных задач. Проектное полное водоизмещение такого корабля – 9,6 тыс.т. Длина – 136 м, ширина – 21,4 м. Осадка – 6,2 м. Экипаж будет включать ок. 100 чел. Автономность – 8 недель.


Корабль получает корпус традиционных обводов, усиленный для работы во льдах толщиной до 1 м. Используется развитая многоярусная надстройка с фальшбортами, защищающими экипаж и агрегаты от суровых арктических условий. В корме надстройки имеется ангар для вертолета; за ним – взлетная площадка. За площадкой предусматривается участок палубы для перевозки грузов, там же находится подъемный кран. Часть внешних поверхностей корабля оснащена системой обогрева.

Применена дизель-электрическая главная энергоустановка. Движение осуществляется за счет двух гребных электродвигателей и двух винтов. В носовой части имеется подруливающее устройство, еще два находятся в корме. Также предусмотрена носовая винторулевая колонка. Расчетная максимальная скорость достигает 22 узлов.

Радиоэлектронное вооружение корабля «6615» включает РЛС Hensoldt TRS-3D-MSSR-2000-IFF и другие современные системы, в основном иностранного производства. Для поиска подводных объектов имеется гидроакустический комплекс Kongsberg SS 1221.

Сторожевик БОХР имеет ограниченные боевые возможности. Перед надстройкой размещается артиллерийская установка марки Bofors с 57-мм автоматической пушкой. Также имеются два дистанционно управляемых боевых модуля Kongsberg Protector RWS с крупнокалиберными пулеметами. В проекте предусмотрена принципиальная возможность установки легких зенитных или противокорабельных ракетных комплексов – по желанию заказчика.


Головной корабль Jan Mayen на румынской верфи

Первый вариант проекта Jan Mayen предусматривал организацию широкого ангара в надстройке, способного принять два вертолета. Окончательный вариант позволяет перевозить только один вертолет NH-90 или иную машину схожих габаритов. На бортах надстройки имеются лацпорты, за которыми перевозятся три жестко-корпусные надувные лодки разных размеров.

Строительные работы


В первых месяцах 2020 г. на румынской верфи Vard Tulcea состоялась закладка головного корабля «Ян-Майен». Известные события последнего времени не оказали негативного влияния на эту стройку, и все запланированные работы были выполнены без значительных отклонений от установленного графика. Основные конструкции корпуса и надстройки изготовлены и собраны. Недостроенный сторожевик спущен на воду.

6 августа началась буксировка корпуса в Норвегию. В конце августа или в начале сентября его приведут на завод Vard Group AS Langsten, где пройдет последний этап строительства. Корабль предстоит оснастить необходимыми системами, оборудованием и вооружением. Наконец, его покрасят в штатный светло-серый цвет.

Уже в этом году «Ян-Майен» должен будет выйти на ходовые испытания. При отсутствии каких-либо проблем, корабль планируют принять в боевой состав БОХР ВМС уже в 1 квартале следующего 2022 г. После этого флот получит возможность начать процедуры выведения из состава устаревшего корабля KV Nordkapp.


Буксировка недостроенного корабля в Норвегию, 6 августа 2021 г.

Строительство второго корабля серии, KV Bjørnøya, уже должно было начаться, но об этом не сообщали. По плану, «Бьёрнёйа» пополнит корабельный состав БОХР в первые месяцы 2023 г. Соответственно, KV Hopen заложат через несколько месяцев, а его сдача заказчику запланирована на начало 2024-го. Благодаря этому ВМС к середине десятилетия смогут списать два оставшихся «Нордкаппа».

Перспектива флота


После долгих лет разработки, поиска ресурсов и организации работ, программа строительства сторожевиков береговой охраны «6615» / Jan Mayen успешно стартовала и уже дает первые результаты. Головной корабль готов на уровне основных конструкций, и в ближайшие месяцы получит все необходимое оснащение. За ним в течение следующих трех лет последуют два новых вымпела.

Получение трех кораблей «Ян-Майен» позволит вывести из эксплуатации устаревшие сторожевики Nordkapp, приближающиеся к предельно допустимому сроку службы. Вследствие их списания средний возраст флота БОХР резко сократится. Самой старой единицей БОХР Норвегии после этого окажется патрульный ледокол KV Svalbard, принятый на службу в 2001 г.

Отказ от устаревших кораблей в пользу корпусов современной постройки будет иметь очевидные положительные последствия. Общий потенциал, патрульные и боевые возможности БОХР ВМС значительно вырастут, а эксплуатация и модернизация кораблей для соответствия актуальным требованиям существенно упростится. Впрочем, для получения таких результатов необходимо завершить уже начатую программу, на что потребуется несколько лет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    11 августа 2021 18:09
    Хорошая наверное яхта.
    1. +2
      11 августа 2021 18:19
      Экипаж для российских рыбаков вредный!А так яхта не плохая.
      1. 0
        12 августа 2021 13:16
        Что там 100 человек экипажа делают?
        Зачем такое ВИ сторожевику?
        Наши ПЛАРБ отслеживать?
        Похож на разведчик с пушкой... hi
        1. 0
          12 августа 2021 14:40
          Он будет работать только в своей зоне,охранять свои промысловые ресурсы.А шпионить будет Марьята3.Вечно пасется у выходов из наших баз.Почему так много экипажа ,я вижу у него три высадочных средства и плюс вертолет.Иногда в район
          1. +1
            12 августа 2021 15:14
            Ну Марьята это главный шпион. И то, "всего" 7560 т ВИ.
            .Почему так много экипажа ,я вижу у него три высадочных средства и плюс вертолет. Иногда в район

            20 морпехов кое-как могу представить. Никак не больше.
            Что 100 человек на борту делать будут - все равно не понятно.
            Это ж какая угроза и каким ресурсам должна быть, чтобы такой "праздник жизни" окупился? Крейсер по ВИ (9600т)?! hi
            1. 0
              12 августа 2021 16:39
              За нашими рыбаками глаз да глаз нужен,если топливо не разольют так пароход в дрова спалят.В июле умудрились краболов в Киркенесе спалить.Оказывается краболовные сетки неплохо горят.
            2. +1
              12 августа 2021 17:21
              Около 100,экипажа конечно многовато ,52 на предыдущих проектах бвло.
              1. 0
                12 августа 2021 17:22
                И за живучесть бороться у экипажа задачи вроде бы нет...
                При возможностях электроники которой оборудована "Марьята III" разведку можно вести на расстояние от 20 до 500 километров в зависимости от нахождения цели.
                Благодаря широкому внедрению средств автоматизации, экипаж корабля состоит из 14 человек. Еще 31 человек – «ученые», которые собственно и занимаются сбором разведывательной информации и обслуживают технику. Как утверждают некоторые источники, эти специалисты-электронщики являются гражданами США и служат в Агентстве национальной безопасности (АНБ) Соединенных Штатов, которое занимается электронным шпионажем по всему миру. Но если это и не так, то суть их деятельности не меняется. Вся полученная информация в режиме online передается АНБ.
                1. 0
                  12 августа 2021 17:34
                  Не знаю как последняя Марьята,вторая была наглая ,вдоль "забора "ходила днями и ночами.Но не любили они пересекать наш курс спереди,только по корме.
  2. -1
    11 августа 2021 18:26
    А у нас ледовые сторожевики в планах есть? Хотя бы на 5 тыс тонн
    1. +9
      11 августа 2021 18:51
      Уже строятся,Проект 23550 Иван Папанин,достройка уже на плаву.Водоизмещение 6800 тонн.Будет два штуки.Минусатор а на украине чего нибудь строится,или земноводное душит.
      1. +3
        11 августа 2021 19:08
        Да, конечно, вспомнил, спасибо за подсказку, это серия Ермак. Зубастый корабль, с ракетами. Достойный ответ норвегам.
        1. +2
          12 августа 2021 07:31
          Только вот на проекте 23550 ракетное вооружение предполагается использовать в контейнерном исполнении. Можете меня поправить, но МО РФ ещё не принимало на вооружение ни калибр, ни уран в контейнерах.
          А так кораблик хороший.
      2. +6
        11 августа 2021 20:22
        Уже строятся,Проект 23550 Иван Папанин,достройка уже на плаву.Водоизмещение 6800 тонн.Будет два штуки.


        В постройке три, планируют четыре. Полное водоизмещение 8500 тонн.
  3. +8
    11 августа 2021 19:27
    Эх молодость.С Нордкаповской серией норвежских патрулей встречались постоянно,но ни разу не попались.Благодоря слаженности в работе Капитана,Технолога и "Майора"с палубной командой.Значит и они на пенсию,т.е "на иголки".
  4. +2
    11 августа 2021 23:12
    Цитата: Katanikotael
    Хорошая наверное яхта.

    Вот и я подумал то же самое! Для амбициозных и очень грозных олигархов lol
    По своему облику напоминает гражданское судно.
    1. +3
      12 августа 2021 00:22
      Цитата: RealPilot
      Цитата: Katanikotael
      Хорошая наверное яхта.

      Вот и я подумал то же самое! Для амбициозных и очень грозных олигархов lol
      По своему облику напоминает гражданское судно.

      Такая же первая ассоциация.
      Суперяхта.

      Это что значит, что вся новейшая техническая мысль идёт на нужды олигархов?
      А потом уже, идёт в военный сегмент?
      1. +1
        12 августа 2021 04:43
        Как ни странно, многие вещи придуманы именно на примере яхт для олигархов. И на автомобилях многое появилось от какой-нибудь формулы 1. Где денег шальных много.
        Например, первые глиссирующие торпедные катера имели высокую скорость и негодную мореходность. Так заказчик захотел. А другой заказчик - мафия - для перевозки бухла в США заказали другие катера. Так изобрели обводы глубое V. У бандитов были свои соображения и куча денег. Только потом эти идеи перекочевали к военным.
  5. +3
    12 августа 2021 04:37
    Вот и здесь 22 узла. Тут не так давно народ вопил, что наши патрульные корабли ни на что не годятся, т. к. не могут догнать эсминец. Этот тоже вот не догонит. И все остальные тоже.
  6. 0
    12 августа 2021 08:36
    Чуть доработать внутри и классная яхта для Абрамовича получится, правда скорости маловато и вооружение слабовато, но это устранимо, олигархи вложатся. Корабль двойного назначения.
    1. 0
      12 августа 2021 10:10
      Цитата: Виктор Сергеев
      Чуть доработать внутри и классная яхта для Абрамовича получится.

      Не, маловата будет.
      «Даже у королевских семей на Ближнем Востоке таких нет»: Абрамович получит новую 145-метровую яхту.
      Владелец футбольного клуба «Челси» Роман Абрамович F 12 в 2021 году получит новую яхту, речь идет о 145-метровой Solaris. Об этом Forbes сообщили три источника на яхтенном рынке...
      Solaris — это экспедиционная моторная яхта с выпуклым стальным корпусом и алюминиевой надстройкой с палубами из тикового дерева. Она будет оснащена восемью палубами, лифтом, тренажерным залом, вертолетной площадкой, джакузи, бассейном, ангаром для вертолетов, гаражом для тендеров (сопроводительных суден). На яхте 48 кают, которые могут вместить до 36 пассажиров и экипаж из 60 человек.
      Daily Mail утверждает, что Solaris оснащена системой борьбы с дронами и обнаружения угроз, таких как пираты.

      Также Абрамовичу принадлежит 162,5-метровая Eclipse...
      1. 0
        12 августа 2021 13:08
        Ну так у него сыну 12 лет, будет чем в кораблики играть.
  7. 0
    13 августа 2021 17:21
    Я обратил внимание, что изначально сторожевик собирается на румынской верфи. Был недавно комментарий в статье про Молдову, что мол Румыния бедная страна и т.п. Решил посмотреть сколько зарплата на верфи. К сожалению в отчете разбивку зарплаты в компании по странам не нашел (верфь в норвежскую группу входит). Решил просто поискать вакансии рабочих. Вот варианты https://flagma.ro/ru/vakansii-elektrik-sv1590-1.html электрики, сварщики 1200-1700 евро.
    https://www.eurabota.ua/job/525868/shlifer-na-sudostroitelnyy-zavod-vard-tulcea-at-staniline-company - шлифовальщик - 600-700 евро при 8 часовом дне за 22 дня. Проживание, питание и переезд за счёт работодателя. В целом для гастарбайтера неплохо.
  8. 0
    19 сентября 2021 23:21
    Условия обитаемости экипажа наверняка офигенные…

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»