Оружие ближайшего будущего: перспективы развертывания ПКР 3М22 «Циркон»

96

"Адмирал Горшков" - первый носитель "Циркона"

В интересах надводных и подводных сил российского военно-морского флота создается перспективная гиперзвуковая противокорабельная ракета 3М22 «Циркон». В ближайшее время завершатся испытания этого изделия, после чего оно будет принято на вооружение ВМФ. При этом уже известны некоторые планы по будущему развертыванию, эксплуатации и применению новой ракеты.

Последние проверки


К настоящему времени программа испытаний ПКР «Циркон» дошла до своих последних этапов, предусматривающих регулярное проведение тестовых запусков. Так, в прошлом году провели три испытательные стрельбы по наземным и надводным мишеням. В качестве опытового носителя ракеты использовался фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350. В июле этого года еще один «Циркон» вновь успешно поразил намеченную цель.



Ранее официальные и неофициальные источники неоднократно сообщали о планах по проведению еще нескольких испытаний. Стрельбы будут осуществляться с надводных и подводных носителей. По их результатам, уже в 2022 г. ракетный комплекс может быть принят на вооружение флота. Изделия 3М22 будут использоваться кораблями и подлодками разных типов.

Также на официальном уровне оглашаются некоторые подробности. Так, в конце мая на совещании президента России и руководства Минобороны было объявлено, что «Циркон» находится на заключительной стадии государственных испытаний. 10 августа, в рамках Единого дня приемки военной продукции, замминистра обороны Алексей Криворучко рассказал, что госиспытания нового комплекса завершатся уже в этом году.


Выход ракеты 3М22 из установки 3С-14

Также на Едином дне упомянули один из будущих носителей ракеты. Командир 11-й дивизии подводных лодок Северного флота контр-адмирал Александр Заренков рассказал, что «Цирконы» вместе с другим современным ракетным вооружением войдут в боекомплект многоцелевой АПЛ «Казань» пр. 885М «Ясень-М». Благодаря этому подводный крейсер сможет наносить удары по различным надводным и наземным объектам. В будущем именно подлодки типа «Ясень-М» станут основой ударных подводных сил флота.

Новое оружие


Пока о ПКР 3М22 «Циркон» известно не слишком много. Открыты только самые общие данные, а также понятен примерный уровень тактико-технических характеристик. Облик изделия также официально не раскрывался, хотя уже показали пуск ракеты со штатного носителя.

По известным данным, «Циркон» представляет собой гиперзвуковое оружие для поражения крупных надводных целей. В ходе испытаний получена скорость полета порядка 8М. Маршевый участок траектории проходит на высотах более 30 км, что позволяет сократить сопротивление воздуха и увеличить дальность полета. Как сообщается, максимальная дальность ракеты превышает 1000 км. На испытаниях демонстрировался полет на 350, 450 и 500 км.

Предполагается, что высокие летные характеристики достигаются за счет прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Имеются инфракрасные или радиолокационные системы самонаведения. Поражение цели обеспечивается конвенциональной боевой частью. Кроме того, дополнительным поражающим фактором становится высочайшая кинетическая энергия ракеты.


«Циркон» совместим с разными носителями. Для надводного флота предназначена базовая модификация, используемая с универсальным корабельным стрельбовым комплексом 3С-14. Подлодки должны использовать другую модификацию ПКР с подводным стартом.

Надводные носители


Первым носителем ПКР «Циркон», а также опытовым кораблем для проведения летных испытаний стал фрегат «Адмирал Горшков», построенный по пр. 22350. Последний предусматривает установку двух УКСК 3С-14 с 16 ячейками для ракет разных типов. Количество и доли изделий 3М22 и другого вооружения будет определяться поставленной задачей. В такой конфигурации планируется построить четыре корабля.

Недавно стало известно, что следующие фрегаты, начиная с пятого корабля серии «Адмирал Амелько», получат две дополнительные пусковые установки. За счет этого не менее шести фрегатов, строящихся и заказанных, смогут нести по 32 ракеты разных типов.

Носителями «Циркона» будут не только новые, но и модернизируемые корабли. В последние годы неоднократно сообщалось, что тяжелые атомные ракетные крейсера пр. 1144 в ходе обновления будут получать современные УКСК, совместимые со всем актуальным вооружением. Сейчас такую модернизацию проходит крейсер «Адмирал Нахимов». В будущем аналогичные мероприятия проведут на «Петре Великом». Ранее также имели место новости о возможной установке УКСК 3С-14 на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов».


АПЛ "Казань" во время передачи заказчику, 7 мая 2021 г.

Проект эсминца 23560 «Лидер», реализация которого запланирована на среднюю и отдаленную перспективу, создается с учетом актуальных и перспективных тенденций в области вооружений. Соответственно, ПКР «Циркон» с самого начала будут входить в боекомплект будущих эсминцев.

Следует отметить, что совместимость с УКСК 3С-14 теоретически позволяет использовать ракеты 3М22 на самом широком круге кораблей-носителей. Это могут быть малые ракетные «Буяны-М» или «Каракурты», фрегаты и корветы современных проектов и т.д., вплоть до самых крупных кораблей ВМФ. Круг будущих носителей будет определяться с учетом технических, тактических, экономических и других факторов.

Старт из-под воды


Как сообщается, первыми носителями подводной модификации «Циркона» станут атомные подлодки пр. 885М. Корабль этого типа оснащен 8 вертикальными пусковыми установками, в которых помещается 4 или 5 контейнеров с ракетами разных типов. Как и в случае с надводными кораблями, 32-40 ячеек могут использоваться для транспортировки и пуска ракет разных типов, в т.ч. гиперзвуковых 3М22.

Две подлодки пр. 885(М) уже переданы ВМФ и готовы к выполнению учебных и боевых задач. До 2027-28 гг. ожидаются еще семь. Параллельно из боевого состава будут выходить более старые корабли, и современные «Ясени-М» в итоге займут важное положение в подводных силах.


Подлодка "Иркутск" до постановки на ремонт и модернизацию

Часть подводных носителей «Циркона» будет создана путем модернизации наличных кораблей. Так, в следующем году в состав Тихоокеанского флота вернется АПЛ «Иркутск», изначально построенная по пр. 949А «Антей» и обновляемая по пр. 949АМ. Одна из главных особенностей проекта «АМ» заключается в замене штатных пусковых установок на новые универсальные изделия. После этого модернизированная подлодка сможет использовать разные ракеты, в т.ч. ПКР 3М22 в количестве до 72 ед.

На данный момент модернизацию до «949АМ» проходят две подлодки – «Иркутск» и «Челябинск». Их планируется вернуть в строй в 2022 и 2023 гг. соответственно. В дальнейшем ожидается аналогичная модернизация других «Антеев». По результатам такой программы носителями «Циркона» могут стать еще пять кораблей.

С целью дальнейшего развития подводных сил сейчас разрабатывается перспективный проект АПЛ «Хаски». Среди прочего, он предусматривает строительство многоцелевых лодок с торпедным и ракетным вооружением. В боекомплект такого корабля изначально будет включена гиперзвуковая ПКР.

Гиперзвуковое будущее


В целом ситуация вокруг гиперзвукового оружия для российского ВМФ выглядит хорошо и располагает к оптимизму. Уже в этом году завершатся испытания первого изделия этого класса – ПКР 3М22 «Циркон», и в следующем его примут на вооружение. Также будет развернуто серийное производство с поставками изделий флоту и постепенным развертыванием на штатных носителях.

Точный список и численность будущих носителей ракеты «Циркон», надводных и подводных, пока официально не раскрывались. При этом хорошо известна принципиальная возможность самого широкого внедрения подобного оружия. В сочетании с высочайшими летными и боевыми характеристиками самой ракеты это даст самые интересные результаты. Потенциал надводных и подводных сил ВМФ России по борьбе с надводными целями резко вырастет, и произойдет это в самое ближайшее время.
96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -8
    12 августа 2021 18:12
    Интересно! Это оружие способно изменить баланс сил на море? Или дорогая игрушка?
    1. BAI
      +1
      12 августа 2021 18:30
      Оно уже изменило. США признали, что авианосцы бесполезны в серьезной войне и приняли другую концепцию флота с упором на большое количество дешевых кораблей.
      1. +19
        12 августа 2021 19:04
        Цитата: BAI
        США признали, что авианосцы бесполезны в серьезной войне и приняли другую концепцию флота с упором на большое количество дешевых кораблей.

        Атомные авианосцы США как строили, так и строят... Да еще и УДК типа Америка авианосцами сделают.
        Программы фрегатов и ТДК начали не от "бесполезности авианосцев", а с сугубо прагматичной целью - увеличения корабельного состава для возможных предстоящих операциях в АТР, где множество островов, и понадобится немалое количество небольших и недорогих кораблей...
        Циркон грозен, но вот носителей этих ПКР немного, да и как там с целеуказанием будет на дистанции 1000 км...
        1. +4
          12 августа 2021 19:50
          Реальная эффективность будет зависеть в том числе от ГСН, а о ней пока неизвестно даже, какого она типа.
          1. +3
            12 августа 2021 22:18
            На ПКР традиционно применяются АРГСН (активная радиолокационная головка самонаведения), но в последнее время благодаря миниатюризации элементной базы и снижению энергопотребления стало возможным добавлять ещё и пассивный канал (ПРГСН) для расширения вариативности применения и увеличения шансов на успешное преодоление корабельных систем ПВО-ПРО. Так что, АРГСН там точно будет, а вот реализуют ли вспомогательные каналы - пока не ясно, я давно уже не участвую в проекте...
            1. +4
              12 августа 2021 22:37
              Традиционно да, но в последнее время ситуация поменялась из за роста возможностей РЭБ. И до этого РЭБ была весьма эффективна против такого вида ГСН, а сейчас тем более. На это накладываются проблемы с работой такой ГСН на гиперзвуке. Или там скорость при подлёте снижается?
              Современные ГСН как правило комбинированные с разными типами наведения- оптика, псссивный, активныйканалы.
              1. +1
                12 августа 2021 23:44
                Ну я выше написал, что сейчас применяется связка из АРГСН и ПРГСН, при этом благодаря достижениям в элементной базе удаётся минимизировать потери в весе и габаритах.

                Современные ГСН как правило комбинированные с разными типами наведения- оптика, псссивный, активныйканалы.
                Ну, это уже всё-таки разные головки, а не комбинированные, комбинировать можно датчики, основанные на общих физических принципах: радиолокация (активная, пассивная, полуактивная), оптика (дневная, ночная), ИК (теплопеленгаторы, или же полноценный матричный тепловизор), лазерная (активная, полуактивная и т.д.), акустическая и т.д.
                Иначе не получится обойтись общим питанием и вычислительным модулем - это уже будут две разные системы с соответственным увеличением массы и габаритов...
              2. +2
                13 августа 2021 00:44
                На это накладываются проблемы с работой такой ГСН на гиперзвуке.

                Часто слышу эту фразу от разных комментаторов и авторов статей, и она уже успела превратиться в своего рода аксиому, не требующую проверки или хотя бы анализа. А по сути, известно лишь об одном цикле испытаний именно гиперзвукового аппарата (с полётом в стратосфере со скоростями 5 и более чисел маха) в нашей стране (программа ''Холод'', а испытания проводились в Казахстане на Балхаше годах в 96-98, кажется). Все остальные проекты так и не дождались финансирования... Отсюда, у меня как у практика возникает масса вопросов))) И один из них: кто, где и когда установил, что при ''длительном'' движении аппарата с гиперзвуковой скоростью, появляются проблемы с работой датчиков?
                P.S.
                И самое, пожалуй, любопытное - как в таком случае наводится на цель комплекс ''Кинжал'', который стоит на вооружении ВКС РФ уже более 2 лет и всеми нашими так называемыми ''экспертами'' признается единственной в мире гиперзвуковой авиационной ракетой.
                1. -2
                  13 августа 2021 07:16
                  А вы знаете, как наводится Кинжал? Напишите, интересно, что там за ГСН и есть ли она там....
                2. +3
                  13 августа 2021 16:59
                  "как в таком случае наводится на цель комплекс ''Кинжал'', "///
                  ----
                  Так же, как Искандер. Кинжал - это Искандер воздушного старта.
                  Инерциалка, а на терминальном участке - коррекция с помощью
                  активной радиолокационной ГСН.
                  Обеспечивает хорошую точность по неподвижным объектам.
                  1. +1
                    13 августа 2021 22:48
                    коррекция с помощью
                    активной радиолокационной ГСН
                    - ну мне можете это не объяснять))) Просто народ ''в интернетах'' лет 20 назад решил (непонятно с чего вообще), что объект, летящий с гиперзвуковой скоростью в атмосфере изолирован от приёма-передачи любых радиосигналов облаком плазмы, индуцируемой от трения обшивки планера ЛА и окружающей его среды))) И как мантру повторяют это на всех форумах...
                    Поэтому и решил затронуть эту тему в подходящей ветке.
                    1. +2
                      13 августа 2021 23:13
                      Цитата: TimX
                      Просто народ ''в интернетах'' лет 20 назад решил (непонятно с чего вообще), что объект, летящий с гиперзвуковой скоростью в атмосфере изолирован от приёма-передачи любых радиосигналов облаком плазмы

                      Если правильно понимаю физику процесса, то там он не изолирован, а просто эта самая плазма создает очень сильные помехи при передаче радиосигналов. Эффект сей не выдуман, а реально присутствует: именно из-за него спускаемые космические аппараты при входе в атмосферу на некоторое время теряют связь с ЦУП (пока скорость не упадет). Насколько знаю, надежного решения этой проблемы пока еще не придумали.
                      1. -1
                        14 августа 2021 06:02
                        Ну Вы сравниваете космические аппараты, сходящие с орбиты (скорость близкая к первой космической) по крутой спиралевидной траектории, и ЛА, летящий (со скоростью в 5 раз ниже) в сильно разреженной атмосфере фактически по прямой 80% времени, схожий по концепции с самолетами типа SR-71 и МиГ-25 (только беспилотный и потому имеющий лучшие скоростные и высотные параметры).
                        Сколько ни читал литературы (и по SR-71, и по МиГам), нигде не было жалоб на помехи от ионизации. Даже МиГ-31 превратили в воздушный пункт управления звеном истребителей посредством цифровой радиосвязи! Так кто и где это установил? А легенд наворотили...
                        И потом, сейчас этот эффект используется в двигателях любой самой бюджетной легковушки (ионизация в камерах сгорания ДВС) и, обвешанные дешёвыми китайскими датчиками движки, как-то работают без сбоев десятки и сотни часов...
                      2. +1
                        14 августа 2021 11:11
                        Цитата: TimX
                        Вы сравниваете космические аппараты, сходящие с орбиты (скорость близкая к первой космической) по крутой спиралевидной траектории, и ЛА, летящий (со скоростью в 5 раз ниже) в сильно разреженной атмосфере фактически по прямой 80% времени

                        Описанный эффект сохраняется даже после замедления КА до тех скоростей, на которых "Циркон" летать собирается. Траектория тут особой роли не играет. Кстати, схожие проблемы возникали и при испытаниях американского X-51, который пылил "всего-то" на 5.1М.

                        Сколько ни читал литературы (и по SR-71, и по МиГам), нигде не было жалоб на помехи от ионизации

                        Так там и скорости другие - около 3М с копейками. А "Циркону" обещают что-то в диапазоне 7-10М.

                        Цитата: TimX
                        И потом, сейчас этот эффект используется в двигателях любой самой бюджетной легковушки (ионизация в камерах сгорания ДВС)

                        А это здесь при чем? Ионизация ионизации рознь, да и РЛС в камеры сгорания ставят не так уж часто.
                      3. +1
                        15 августа 2021 01:31
                        Описанный эффект сохраняется даже после замедления КА до тех скоростей, на которых "Циркон" летать собирается.

                        Хотите сказать, что советский ''Буран'' в своём единственном (беспилотном!) полёте весь ''атмосферный'' участок прошёл без радиосвязи и телеметрии? Ну не знаю, помоему, крайне маловероятно... Я не являюсь фанатом этой программы, (в том числе потому, что моя бабушка во второй половине 80-х практически безвылазно торчала в командировках на Байконуре, являясь ведущим специалистом по системам управления)), если читали где-то мемуары действующих лиц с описанием этого явления, буду благодарен за ссылку.
                        P.S.
                        И как тогда у американского ''Спейс Шаттла'' решалась эта проблема (они были в эксплуатации более 20 лет и летали исключительно с экипажем, имея при этом, как нас уверяют отечественные специалисты, гораздо меньшую степень автоматизации управления).
                        P.P.S.
                        скоростей, на которых "Циркон" летать собирается.

                        А это и вовсе очень печальная история, так как проект в том виде как он задумывался (с достижением скоростей М=6 в крейсерском полёте) стал после событий 2014 гола (введённых санкций и ограничений на передачу критических технологий) просто невозможен... Тот проект что существует сейчас в металле, является эволюционным развитием программы, известной общественности как Х-90 ГЭЛА (у меня на аватарке именно она) с существенно переработанной передней и нижней частью корпуса (другой тип воздухозаборника). Насколько я понял создатели вдохновлялись проектом Спираль (оригинальный проект, закрытый в 70-х ради копирования Шаттла), так как воздухозаборник и нижняя часть корпуса похожи один в один...
                        https://pbs.twimg.com/profile_banners/100498924/1461793241/1500x500
                      4. +1
                        15 августа 2021 02:57
                        Именно поэтому руководство не может уже просто замолкнуть в тряпочку, так как публично раструбили о достижении прорывов (крайне преждевременно) и освоили немалые деньги из бюджета... Так и появились все эти ''Кинжал''(чуть переделанный ''Эскандер'' с непонятной до сих пор эффективностью), "Буревестник'' (попытка выдать старющий советский проект начала 60-х за прорыв мирового масштаба), и теперь сказки про ''Циркон'' и его 8-10 и даже (со слов ''самого'' более махов))) Ну не могут они признаться перед выборами, что ''отсталая Европа''(напуганная Крымом) не продала им оборудование для производства прорывного сверхвооружения (с сугубо гражданским МС-21 они-таки признались, но и там нашли повод для гордости - пакостят, значит боятся...).
                        P.S.
                        То есть с гиперзвуком та же проблема, что и с Суперджетом, МС-21 и многими другими - пока не появится полноценного производства двигателей и необходимых материалов полностью на отечественной базе (в первую очередь по оборудованию) - это так и останется бессмысленным сотрясанием воздуха и показом пустых видеороликов и низкокачественной 3д-графики...
                      5. 0
                        15 августа 2021 10:00
                        Цитата: TimX
                        Хотите сказать, что советский ''Буран'' в своём единственном (беспилотном!) полёте весь ''атмосферный'' участок прошёл без радиосвязи и телеметрии?

                        Не весь, а какую-то часть, по всей видимости. Именно за счет высокой степени автоматизации: умная электроника вела корабль самостоятельно, без команд с ЦУП. Где-то читал (сейчас уже не найду), что незадолго до посадки "Буран" еще и хитрый вираж какой-то заложил: в ЦУП подумали, что электроника дала-таки сбой, но последующий разбор полетов показал: вираж был оправдан, электрический мозг - молодец ))

                        Цитата: TimX
                        И как тогда у американского ''Спейс Шаттла'' решалась эта проблема

                        Так же, как и сейчас - никак: на какой-то период во время спуска автоматика и астронавты контролируют корабль самостоятельно, а в ЦУПе скрещивают пальцы и грызут локти.

                        Цитата: TimX
                        Тот проект что существует сейчас в металле, является эволюционным развитием программы, известной общественности как Х-90 ГЭЛА

                        Как я читал, проект ГЭЛА был благополучно закрыт еще в 90-е, все работы были свернуты. В какой мере "Циркон" является продолжением этих разработок - сказать сложно, т.к. информации в открытых источниках нет, даже внешний облик еще не раскрывался. Если чисто умозрительно, ни ГЭЛА, ни ЛА на изображении по приведенной вами ссылке не выглядят как нечто, что можно затолкать в 3С-14.
                      6. +1
                        15 августа 2021 11:38
                        Я изначально писал про крылатые ракеты с прямоточными двигателями, для которых рабочий потолок заканчивается на отметке 35-40 км (выше не будет хватать несущих свойств крыла, и, следовательно, сама необходимость в прямоточном движителе отпадёт). Вы же приводите сравнение со спускаемыми с орбиты аппаратами, у которых, как я нашёл, эта проблема (помехи системам связи от воздействия плазмы) имеет место в диапазоне высот 90-40 км и, следовательно, выходит за диапазон высот применимости данных ПКР. Вот эта статья на Хабре от 2017 года https://habr.com/ru/post/401297/ ;
                        я не успел её подробно изучить, так как не моя тематика, но при беглом просмотре у меня сложилось впечатление, что автор сам не особо ''в теме'' и просто перевёл информацию из популярной западной прессы, чем собственно и занимаются авторы на этом ресурсе по тематикам не связанным с IT (да и там примерно тоже самое), хотя он и приводит там ряд любопытных графиков и иллюстраций... Хотя бы теперь мне стало ясно, откуда народ взял эту тему ''с плазмой''.
                      7. 0
                        16 августа 2021 08:11
                        Цитата: TimX
                        Вы же приводите сравнение со спускаемыми с орбиты аппаратами, у которых, как я нашёл, эта проблема (помехи системам связи от воздействия плазмы) имеет место в диапазоне высот 90-40 км

                        Так дело-то по-прежнему не в высоте, а в скорости. В указанном диапазоне высот скорость КА все еще велика, чтобы обеспечить формирование этого самого плазменного облака. Дальше скорость падает настолько, что плазма перестает образовываться, и связь восстанавливается.
                        ГЗ КР же будет лететь с высокой скоростью в достаточно плотных слоях атмосферы, так что плазменный эффект будет возникать. Повторюсь, как утверждается, американцы об эту проблему спотыкались, когда гоняли свой X-51.
                      8. 0
                        17 августа 2021 09:32
                        Уж, простите, но именно высота полёта (и в меньшей степени уже траектория или скорость) и вызывает этот эффект ионизации вокруг летательных аппаратов)))...
                        Современные боевые самолёты летают в тропосфере и стратосфере, не забираясь выше 26-27 километров. С 50 до 85 километров над планетой простирается мезосфера — область крайне ионизированного воздуха, на границе которой температура падает до –100°С. Ну а далее идут термосфера и экзосфера – уже ближний космос. Выше стратосферы и мезосфера – неосвоенная для горизонтальных полётов область. Ракеты, уходя в космос, пронизывают эти слои вертикально или наискосок, спутники на таких высотах (40-90 километров) не летают: слишком плотен для них воздух, они тут если не сгорят от трения – так быстро потеряют скорость и упадут на землю.

                        Мезосфера является областью ионосферы Земли (нижней её слой).

                        Ионосфера, в общем значении — слой атмосферы планеты, сильно ионизированный вследствие облучения космическими лучами. У планеты Земля это верхняя часть атмосферы, состоящая из мезосферы, мезопаузы и термосферы, ионизированная главным образом облучением Солнца.
                        Ионосфера Земли (здесь и далее речь будет идти об Ионосфере нашей планеты) состоит из смеси газа нейтральных атомов и молекул (в основном азота N2 и кислорода О2) и квазинейтральной плазмы (число отрицательно заряженных частиц лишь примерно равно числу положительно заряженных). Степень ионизации становится существенной уже на высоте 60 километров.


                        https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0
                        P.S.
                        Таким образом, если летательный аппарат не выходит за границы 40км по высоте (а это все без исключения ЛА и воздушно-реактивными двигателями, ГПВРД - в том числе), то и проблем с ионизацией (и потерей радиосвязи) у него не возникнет.
                      9. 0
                        17 августа 2021 09:42
                        Цитата: TimX
                        Уж, простите, но именно высота полёта (и в меньшей степени уже траектория) и вызывает этот эффект ионизации вокруг летательных аппаратов)))...

                        Нет. Ионосфера - это область, так сказать, естественной ионизации воздуха. При гиперзвуковом полете она искусственная - является итогом взаимодействия ЛА и воздуха.
                      10. 0
                        17 августа 2021 09:56
                        А я, как один из создателей стенда с имитацией гиперзвукового полёта (стоит в ЦИАМе) могу сказать, что проблема надуманная и не проявлялась при натурных экспериментах (до рабочего потолка, по крайней мере) ни разу...
                      11. 0
                        17 августа 2021 09:59
                        Что тут могу сказать: как увидим поражение движущегося корабля "Цирконом" по ЦУ от "Лианы", так все вопросы и будут сняты ))
                      12. 0
                        17 августа 2021 10:20
                        Ок, давайте подождём)))
                      13. +1
                        15 августа 2021 11:55
                        В какой мере "Циркон" является продолжением этих разработок - сказать сложно, т.к. информации в открытых источниках нет, даже внешний облик еще не раскрывался.

                        Ну, меня вот именно это и настораживало последние 3 года - что информации по самой главной военной разработке Кремля и нет, не считая ну очень убогого мульта от февраля 2018, уж к президентским выборам-то могли хоть корпус смастерить, хоть бы и из пластика, но дали бы президенту и Едросам реальный повод для гордости, а получили вместо этого дикий хохот и от запада, и от востока, и от соседей...
                        Ведь устраивали же красочные шоу и с Су-57, и с Арматами, и Су-75 вот только что...
                        Хотя все это были тогда всего-навсего полукустарные поделки, собранные на коленке из советских в большинстве своём деталей и узлов (движки в первую очередь).
                      14. 0
                        16 августа 2021 08:06
                        Цитата: TimX
                        Ведь устраивали же красочные шоу и с Су-57, и с Арматами, и Су-75 вот только что...

                        Означенные изделия нацелены в том числе и на экспорт, так что без шоу никак: потенциальные заказчики денег не дадут, пока не увидят хоть что-нибудь.
                        "Циркон", вроде как, экспортировать пока никуда не собираются, так что можно посоздавать интригу. Другое дело, что эта интрига уже как-то затягивается: о превосходстве России в гиперзвуковых вопросах регулярно напоминает каждый утюг, а каких-то худо-бедно материальных подтверждений как не было, так и нет.
                      15. 0
                        17 августа 2021 08:52
                        Ну, я тоже думал, что за 10-то лет, что руководство страны пиарит эту тему, можно было уже разработать действительно новый современный проект, а оказалось..
                        Тут буквально неделю назад наткнулся чисто случайно на одну статейку, даже не статейку, а интервью с ''военным экспертом'', как он себя называет, Леонковым (он мелькает часто и на ТВ, и на Ютубе у него тоже берут комментарии частенько).
                        Тип мутноватый, часто плавает в технических вопросах - ну в общем как и положено сейчас человеку из телевизора. И в этом интервью он тоже нёс лютый бред, смешал все слухи и сплетни из интернета, добавил и от себя изрядно белиберды, но между строк слил и довольно важную информацию, уж не знаю зачем, - а именно раскрыл планы по разработке авиационной версии ''Циркона'' (гиперзвуковой ракеты «Острота») и, главное, озвучил шифр силовой установки (''изделие 71'').Тут необходимо пояснить, что прямоточные двигатели являются составной частью планера летательного аппарата (интегрированы в силовую структуру планера) и, по-сути, представляют собой весь корпус (планер) без головки наведения и боевой части, в отличии, например, от реактивных самолетов. Так что, зная конфигурацию и габариты силовой установки, можно составить вполне исчерпывающее представление и о самой ракете в целом.
                        ''Изделие 71'' - это советская разработка конца 80-х (другой у нас взяться и неоткуда). Таким образом, если так всё и обстоит, нет особых сомнений в том, что и у базового ''Циркона'' тот же двигатель и планер, соответственно (ну с незначительными изменениями, вызванными необходимостью старта с корабля/ПЛ).
                        P.S.
                        Вот это интервью:
                        https://armystandard.ru/news/2021528128-LooET.html
        2. 0
          12 августа 2021 21:29
          а какие там сложности? laughing
        3. +1
          13 августа 2021 07:40
          Цитата: Doccor18
          да и как там с целеуказанием будет на дистанции 1000 км...
          Спутниковая система разведки и целеуказания "Лиана" будет развёрнута к тому моменту, когда "Циркон" примут на вооружение.
          1. -1
            15 августа 2021 22:43
            Етого будет маловато. Кде самолети ДРЛО ?
        4. +2
          13 августа 2021 13:35
          Циркон грозен, но вот носителей этих ПКР немного, да и как там с целеуказанием будет на дистанции 1000 км...

          публикации на ВО по теме МКРЦ Лиана и целеуказанию - ознакомьтесь
          2017: https://topwar.ru/107061-sistema-kosmicheskoy-razvedki-liana-rabotaet-v-opytno-dezhurnom-rezhime.html
          2021: https://topwar.ru/180699-mkrc-liana-v-processe-razvertyvanija.html
          носители
          4 ПЛАРК пр.855 ~ 32+8=40 х 4 = 160 (на подходе ещё 4 ПЛАРК)
          7 ПЛАРК пр.949А ~ 48+8=56 х 7 = 392
          2 ТАРК пр.1144: 1 х 40 / 1 х 80 = 120
          4 фрегата пр.22350 ~ 4 х 16 = 64 ( на подходе ещё 4 фрегата)
          8 ДЭПЛ пр.636.6 ~ 8 х 4 = 32 (на подходе ещё 2 ДЭПЛ)
          25 носителей / 768 ПКР Циркон - у США только 68 Эм, 22 Кр, 11 АВ, 14 УДК = 115
          ждём испытательные пуски ПКР Циркон на 15 метрах на дальность 500-700 км hi
          1. 0
            13 августа 2021 23:21
            Цитата: Romario_Argo
            публикации на ВО по теме МКРЦ Лиана и целеуказанию - ознакомьтесь

            "Лиана" - это, безусловно, хорошо, но одной только спутниковой системой сложно обойтись. Сплошного постоянного покрытия она не дает (во всяком случает, таким количеством КА), орбиты спутников известны противнику и т.п. Это, несомненно, все равно лучше, чем совсем ничего, но нужны и другие составляющие - авиаразведка, например. В этом направлении у нас как-то все не движется.

            Цитата: Romario_Argo
            носители
            4 ПЛАРК пр.855 ~ 32+8=40 х 4 = 160 (на подходе ещё 4 ПЛАРК)
            7 ПЛАРК пр.949А ~ 48+8=56 х 7 = 392
            2 ТАРК пр.1144: 1 х 40 / 1 х 80 = 120
            4 фрегата пр.22350 ~ 4 х 16 = 64 ( на подходе ещё 4 фрегата)
            8 ДЭПЛ пр.636.6 ~ 8 х 4 = 32 (на подходе ещё 2 ДЭПЛ)

            Здорово, но:
            1. Перевооружение ПЛАРК 949А на "Калибры"/"Ониксы"/"Цирконы" не состоялось. Планы были, но ни одна лодка еще такую модернизацию не прошла. Такими темпами все семь точно прокачивать не станут: они уже будут близки к выработке ресурса и списанию.
            2. "Петра Великого" по образцу "Нахимова" уже решили не обновлять: слишком долго и дорого. Видимо, он так и будет доживать свой век с "Гранитами".
            3. ДЭПЛ не имеют ВПУ; стрельба "Цирконами" через ТА крайне маловероятна, т.к. это наложит еще более суровые ограничения на габариты (конкретно - диаметр: 533 мм против "допустимых" 670 в 3С-14).
            1. 0
              15 августа 2021 14:10
              "Лиана" - это, безусловно, хорошо, но одной только спутниковой системой сложно обойтись.

              это целый комплекс
              Загоризонтные РЛС Монолит
              в пассивном режиме 450 км
              в активном режиме 250 км
              + сопряжение ЗРЛС с корабельной БИУС которая получает целеуказание по мимо Лианы
              целеуказание от - ПЛАРК пр.949А, пр. 855, ПЛАТ пр.971, А-50 ДРЛОУ, Ту-142 ПЛО, Ту-95РЦ
              1. -1
                16 августа 2021 08:19
                Цитата: Romario_Argo
                Загоризонтные РЛС Монолит
                в пассивном режиме 450 км
                в активном режиме 250 км

                Это средства прибрежной обороны. Никто в здравом уме не будет подгонять авианосец на 200 км к берегу, если на берегу остались в живых какие-то средства обнаружения и поражения.

                Цитата: Romario_Argo
                целеуказание от - ПЛАРК пр.949А, пр. 855, ПЛАТ пр.971, А-50 ДРЛОУ, Ту-142 ПЛО, Ту-95РЦ

                По порядку:
                1. Ту-95РЦ давно снят с вооружения.
                2. Ту-142 - он по части ПЛО, для поиска и выдачи ЦУ по надводным кораблям не подходит вообще.
                3. А-50 в составе авиации ВМФ отсутствует и не ожидается. Потом, заточен под воздушные цели (его для ВВС делали так-то); мелькала информация, что его пытались использовать для поиска НК, получилось как в песне Чайфа: "думал, будет хорошо, а вышло не очень". Наконец, их всего 9 штук.
                5. ПЛ для выслеживания вражеских кораблей тоже не особо подходят: дальность обнаружения маловата, организация двусторонней связи (для передачи ЦУ) - очень непростой процесс, когда противник рядом.
                1. +1
                  16 августа 2021 12:33
                  а у меня и у нашего Генштаба иная информация
                  успехов на дне морском
                  1. +1
                    16 августа 2021 12:43
                    Цитата: Romario_Argo
                    а у меня и у нашего Генштаба иная информация

                    По какому из пунктов, стесняюсь спросить?
            2. 0
              23 августа 2021 11:25
              "Лиана" - это, безусловно, хорошо, но одной только спутниковой системой сложно обойтись.

              помимо МКРЦ Лиана её функции дублируется выведением на орбиту в угрожаемый период над определенным районом временных спутников для выдачи целеуказания (сутки)
              Янтарь 4К2М - 130 суток
              Янтарь 4КС1М - 300 суток
              Ресурс-П - 3 года 3 КА все в работе
              1. 0
                23 августа 2021 11:40
                Про Янтарь 4К2М вики пишет:
                Установленная на спутнике прецизионная оптика позволяет фиксировать на фотоплёнке детали земной поверхности размером до 30 см. Отснятые снимки доставляются на Землю в двух специальных капсулах, а также в третьей капсуле доставляемой на Землю при сходе КА с орбиты

                Не представляю, как при таком подходе использовать снимки для выдачи ЦУ.
                Янтарь 4КС1М, судя по той же вики, в последний раз запускался в 2000 году. Опять же, это спутник оптической разведки; не уверен, что с его помощью можно отслеживать подвижные цели.
                Ресурс-П - это вообще гражданский спутник для картографирования и подобных упражнений.
                1. 0
                  23 августа 2021 11:45
                  вы побольше вики читайте
                  капсулы уже не используются лет как 15
                  для этого по мимо своих каналов есть дублирующие спутники ретрансляторы, та же система Гонец
          2. 0
            21 августа 2021 12:11
            В строю 2 фрегата и 2 885. остальное "на подходе". Данных о переоборудовании пусковых и включения пкр в состав штатного вооружения - НЕТ.
            остальное, что вы перечислили "на подходе" в ближайшие лет 20, если не сгниет раньше. ни одной 949А вроде еще не переоборудовано даже под "Оникс".
            за "+8" вы что считаете? Торпедные аппараты? серьезно, вы диаметр "Оникса" видели? назовите мне хоть один пуск "Оникса" или же "Брамоса" из торпедного аппарата.
            Так что 636 вычеркиваем, 949 под вопросом, 4 фрегата - возможно когда-нибудь, как и 4 885, 1144 1 может и выпустят году к 25, второй еще не факт что пойдет на ту же модернизацию.

            Дальше. еще раз, ждем новые законы физики для полета на "15 метрах" на такой скорости.
            я не говорю про то, что ВСЕ сверхзвуковые ПКР идут на большую дальность (больше 150км) на БОЛЬШОЙ высоте в 12+ тыс. м
            1. 0
              23 августа 2021 11:47
              в ПКР используются бериллиевые сплавы и системы замкнутого контура охлаждения так что пофиг на какой высоте идти 22 век
              под 533-мм ТА подходят Калибры как ПКР так и ПЛУР и КРМБ - читайте внимательнее
              не выдергивайте и не передергивайте не меняйте трактовку
              мне на каждый ваш чих нужно давать пояснение ?
              Давайте я НЕ буду цитировать Лаврова тем более это запрещено правилами ВО
        5. +2
          13 августа 2021 15:22
          Цитата: Doccor18
          Программы фрегатов и ТДК начали не от "бесполезности авианосцев", а с сугубо прагматичной целью - увеличения корабельного состава для возможных предстоящих операциях в АТР, где множество островов, и понадобится немалое количество небольших и недорогих кораблей...

          ЕМНИП, ещё одной причиной возврата к фрегатам было то, что "универсальный" LCS так и не смог их полностью заменить. Для того же восстановленного Второго флота (север и центр Атлантики) литторальники малы и недовооружены в части ПЛО и ПВО.
      2. -5
        12 августа 2021 21:58
        Не слышал о таком бреде
        1. +1
          13 августа 2021 15:27
          Цитата: Devil13
          Не слышал о таком бреде

          Потому что такой концепции не было. smile
          ВМС США решили, что на все угрозы на море АУГ не хватит. И решили, не отказываясь от АУГ, также работать и КУГ, для чего повысить противокорабельные возможности надводных кораблей.
          Этими КУГ хотят закрыть те участки, где АУГ избыточна или её задачи могут выполнить НК.
      3. 0
        27 октября 2021 16:18
        Ничего они не признали, не лгите, а баланс может и изменит пока не будет найдено противоядие или аналог не встанет на вооружение ихнего вмф.
    2. -3
      12 августа 2021 21:11
      Если в наличии будет 1000 ракет даже без спец заряда это очень серьёзная сила, которая может быть сдерживающим фактором не меньше ЯО.
    3. 0
      20 сентября 2021 00:29
      Фрегат Адмирал Головко будет первым носителем серийных ПКР Циркон. Ввод в состав флота намечен на декабрь 2022.
      США обещают поставить на вооружение свои первые 12 гиперзвуковых ракет в течение 2022.
      Судя по планам, принятие на вооружение будет практически одновременным...
  2. +3
    12 августа 2021 18:13
    На данный момент модернизацию до «949АМ» проходят две подлодки – «Иркутск» и «Челябинск». Их планируется вернуть в строй в 2022 и 2023 гг. соответственно. В дальнейшем ожидается аналогичная модернизация других «Антеев».

    Только "Иркутск" будет модернизирован. Остальные 949А в лучшем случае средний ремонт пройдут. Ресурс матчасти не бесконечный, да и энергозапас у активных зон атомоходов тоже. А если брать интервалы между ремонтами то не так уж и много там положено ходить, тем более в случае с батонами где строевые корабли уже начали в 4-й десяток входить.
    1. +1
      12 августа 2021 22:52
      Цитата: Башкирхан
      Только "Иркутск" будет модернизирован. Остальные 949А в лучшем случае средний ремонт пройдут.

      откуда информация?
      1. +1
        13 августа 2021 07:38
        Могу дать ссылку на ТАСС. "Челябинску" в этом году 31. В отстое он судя по всему,с самого момента прибытия, с 14-го года.Так и стоит у стенки, что на всех репортажах со звезды можно увидеть.
        https://tass.ru/armiya-i-opk/10374675?utm_source=warfiles.ru
        1. 0
          13 августа 2021 07:46
          Спасибо.
          Но из этого не следует, что программа модернизации не коснётся прочих пл.
          1. +2
            13 августа 2021 08:09
            "Иркутск" в отличие от остальных 949А продолжительное время находился на берегу. Если корабль находился всё время в воде, то имеет место воздействие коррозии на корпус, и забортную арматуру. Но у нас в силу диких сроков ремонтов, "Иркутск" очень длительное время стоял на берегу, где никаких воздействий кроме грязи с пылью перед фактическим началом работ не было. Поэтому его и модернизируют.
  3. +5
    12 августа 2021 18:25
    Интересно, как сочетается инфракрасное наведение на цель с неизбежным нагревом ракеты при полете на 8М?
    1. +6
      12 августа 2021 19:51
      А радиолокационное- с образовыющимся на таких скоростях коконом.
      Возможное объяснение- снижение скорости при подлёте к цели
      1. +3
        12 августа 2021 21:17
        Ну, тут или крестик, или трусы, как говорится. Или гиперзвук, чтобы усложнить перехват, или торможение до сверхзвуковой скорости, чтобы нормально работало самонаведение. Логично, если на высоте, где атмосфера пожиже, ракета должна топить со всей дури, а при снижении она будет тормозить и охлаждаться, возможно, планировать/пикировать с приглушенным двигателем, змейкой, чтобы охватить радаром побольше площади. Если всё задумывалось именно так, то кардинального преимущества "Циркон" перед обычными сверхзвуковыми ПКР не имеет, кроме уменьшенного времени подлета. Кроме того, пикирующая с большой высоты ПКР лучше видна на корабельном радаре ПВО, чем летящая над гребнями волн.
      2. 0
        12 августа 2021 21:30
        а на какой высоте образуется тот самый "непрозрачный колпак" ?
        1. +1
          12 августа 2021 23:46
          Для приземляющегося космического аппарата (скорость 20-25М) это высота 90-40 км - зона потери радиосвязи. Гиперзвуковая ракета летит в более плотных слоях атмосферы ("Циркон" до 30 км высоты), где для образования плазменного пузыря нужна меньшая скорость, т.к. трение больше. Гиперзвук, чем ближе к земле, тем более проблемный: разогрев ракеты демаскирует ее, плазменный пузырь мешает работе радара ГСН и радиосвязи с системой целеуказания, а огромная скорость затрудняет маневрирование. Всё-таки, похоже, на конечном отрезке траектории "Циркон" будет сверхзвуковым.
          1. 0
            13 августа 2021 11:03
            а точнее вы просто не знаете
            1. +2
              13 августа 2021 12:29
              Вопрос некорректный. "Непрозрачный колпак" образуется и на высоте 1м, и на высоте 50 км. Всё зависит от соотношения скорости и плотности атмосферы.
    2. 0
      12 августа 2021 20:06
      Цитата: Торвлобнор IV
      как сочетается инфракрасное наведение на цель с неизбежным нагревом ракеты при полете на 8М?

      Ну,значит догадались охлаждать нужный "участок" ракеты... Вот только необходимо очень высокое быстродействие ГСН во всех "смыслах" ! (ГСН включается на ТУ(терминальном участке)...ТУ весьма невелик...)
    3. -4
      12 августа 2021 22:29
      Интересно, как сочетается инфракрасное наведение на цель с неизбежным нагревом ракеты при полете на 8М?
      ... А кто говорил об инфракрасном наведении на цель wassat . Там и так-то разрабы после заявления ''солнцеликого'' о 8-10 и даже более махов))) не знали, плакать им, или смеяться...
      1. +2
        13 августа 2021 15:34
        вешаться ибо получается что они предоставили неверную информацию,следовательно это уже их косяк
    4. +2
      13 августа 2021 17:03
      Перед целью Циркон затормозиться до сверхзвука - дальше, как у Оникс/Брамос.
      1. +1
        14 августа 2021 00:11
        Она и так летит на сверхзвуке большую часть дистанции, если ещё и тормозить перед целью (корабль с ИДЖИС, или авианосный ордер), то смысл тратить на неё столько сил и времени (ну кроме показного самопиара )?
        Чем она тогда лучше современных дозвуковых ПКР, имеющих многоспектральные ГСН (РЛ-, ИК-, Оптика)?
        1. +3
          14 августа 2021 01:36
          Смысл есть.
          Общее время полета до цели сокращается.
          Фактор внезапности тоже важен.
          И, вероятно, дальность увеличивается.
          За счет полета на большой высоте большую часть времени.
          1. 0
            14 августа 2021 03:23
            Алексей, Вы так уверенно об этом говорите, я уж подумал - не с вами ли чертежи на планер согласовывал в своё время)))
            P.S.
            И раз уж так хорошо разбираетесь, скажите мне, а на каком типе топлива все эти прямоточные двигатели работают (СПВРД и ГПВРД)? И это не праздный вопрос, как уже вчера писал - только разобравшись с этим моментом можно дальше что-то анализировать про эффективность и возможные параметры...
            1. +4
              14 августа 2021 10:37
              Я в топливах ничего не понимаю.
              А посты - на основаниях обзора открытой информации. Циркон, как я думаю, - это чуть переделанный Оникс, запущенный по необычной (высокой) траектории.
              Хотя на форуме были и авторитетные участники, которые утверждали, что Циркон - совершенно новый аппарат.
              Когда появится первая фотография ракеты вблизи, то станет понятно, кто из нас прав.
  4. +1
    12 августа 2021 18:32
    Учитывая, что США вышло из договора по РМСД и уже готовит наземные ПУ для Томагавков, можно ли поставить Цирконы на наземные ПУ? И какова будет реакция пентагона?
    1. +2
      12 августа 2021 21:31
      winked Цирконы делает производитель Бастионов..
  5. +2
    12 августа 2021 18:37
    чуток не так как я понял. циркону нужны ячейки 3М-14, а калибру 3К-14. но на последних кораблях (включая ясень-м) ячейки ставятся как бы в другую ячейку подстаканник. кстати отлично придумано - впрочем так же делают сейчас все.
    по сути можно поставить любую перспективную ракету даже если ее прийдется увеличить в пару раз.
    1. -1
      21 августа 2021 12:20
      рекомендую почитать что есть 3С14. а не придумывать мифические ячейки)
      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%9A%D0%A1%D0%9A_3%D0%A114_(%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0)
      1. 0
        29 августа 2021 06:05
        если бы в вики была правда, то калибры менялись на цирконы один к одному. а на практике в ячейку ясеня-м влезает или 5 калибров или 4 циркона.
        диаметр калибра 533мм. диаметр оникса(циркона) 700мм. разместите по кругу и то и другое по 5 и 4 штуки и получите диаметр стакана ясеня-м. все же математически очевидно.
        1. 0
          5 сентября 2021 08:44
          Шутку понял. Смешно. Попробуйте думать как военные и как инженеры.
  6. +11
    12 августа 2021 18:49
    Несколько замечаний по статье.
    1. Для оснащения флота ЦИРКОНАМИ мало иметь УКСК, к ним нужна еще и СУС...на каждом носителе.
    2. Ракета конечно хорошая, но ей нужно надежное "целеполагание". Поэтому внешнее ЦУ точно нужно очень точное, т.к. на гиперзвуке доразведку цели, как то делали предыдущие поколения ПКР, будет крайне сложно (если вообще возможно) осуществить.
    3. Берут сомнения на счет ИК-датчиков (ИКГСН) на 3М22, т.к. (со слов ПУ), термозащита ракеты на испытаниях оплавлялась как эскимо... Наверное все-таки там оптические датчики на основе кварцевого стекла...или еще какой- нить прозрачной керамики...
    4. Такие дальности при высокой точности не возможны без "космоса". Но почему-то в статье этот вопрос обойден молчанием, что тоже очень интересно...
    В одном Кирилл прав: пока крайне мало инфы по теме и все время ускользает вопрос "подводного старта". Может что-то не совсем так, как нам поют сладкоголосые сирены из КТРВ?
    1. +1
      12 августа 2021 21:32
      ну как бы для любой ракеты с дальностью более 40 и тем более за 200 км нужно внешнее ЦУ
      1. -5
        12 августа 2021 21:41
        Цитата: Барбарис25
        для любой ракеты с дальностью более 40 и тем более за 200 км нужно внешнее ЦУ

        Нет, не нужно. Достаточно знать что из себя представляет цель, её вероятное местоположение и сторону движения. Далее залповая стрельба в полуупрежденное место цели. Одна из КР сверху и т.д. Еще раньше стреляли одиночной КР на доразведку. Но было ТУ...
        Так что, не все однозначно в этом мире.
        1. +2
          12 августа 2021 22:15
          для древних способов-может быть,а вот для современных ракет выдается ЦУ и извращаться никто не будет
          1. -2
            13 августа 2021 00:26
            Цитата: Барбарис25
            для современных ракет выдается ЦУ и извращаться никто не будет

            А если НЕКОМУ выдать это самое ЦУ!? Тогда как быть??? Не стрелять что ли?
            Ну, если вы морской "крылатый" ракетчик, или рядом хотя бы стояли, то можете предложить что -нить оригинальное? Может специальное маневрирование и про крюс-пеленг вспомните?
            1. -1
              13 августа 2021 11:02
              Тогда значит кто-то облажался,но вы можете и дальше использовать старые методы..в 2008ом тоже использовали,угробили тушку...хотите повторить?вы видимо неправильно поняли эти слова про "можем повторить"
            2. +1
              14 августа 2021 00:19
              Крюйс-пеленг. В споре не надо ерничать. АРГС в режиме поиска цели выберет все ошибки ЦУ. Насчет требования по выкладке современных способов выдачи ЦУ - много хочешь узнать
        2. 0
          13 августа 2021 23:31
          Цитата: Удав КАА
          Нет, не нужно. Достаточно знать что из себя представляет цель, её вероятное местоположение и сторону движения.

          Цель все равно нужно хотя бы обнаружить и распознать. А это уже почти-ЦУ. Стрельба "куда-то туда" чревата пустым расходом ценного боекомплекта, а в плохом случае - еще и уничтожением каких-нибудь нейтралов с неприятными политическими последствиями (вспомнить тот же MH17).
    2. -9
      12 августа 2021 23:09
      3. Берут сомнения на счет ИК-датчиков (ИКГСН) на 3М22, т.к. (со слов ПУ), термозащита ракеты на испытаниях оплавлялась как эскимо...
      - это ВВП такое сочинил recourse Что-то я пропустил этот его опус, хотя и не удивительно - нет сил уже у адекватных технически грамотных людей смотреть, как ''плешивый'' глумится над нашей страной и населением...
      1. -1
        13 августа 2021 02:49
        Нашёл-таки эту цитату из ВВП, ну только она касалась комплекса ''Авангард''... А это всё же принципиально другой тип аппарата (глайдер, движущийся по инерции за счёт импульса от ракеты-носителя РС-20 "Воевода" в космическом пространстве, где, в принципе, не может испытывать значительного сопротивления и, следовательно, разогрева корпуса) и существенный нагрев он испытывает кратковременно, только в момент торможения и входа в атмосферу, как и любой космический объект, включая астероиды и т.д.
        Так что, это к теме ГЗУР не имеет никакого отношения.
        1. -1
          13 августа 2021 03:18
          P.S.
          Из этих условий вытекает, что и принцип действия и материалы теплозащиты у них совершенно разные. В проектах ГЗУР используется (по крайней мере на ранних опытных образцах) тот же материал, что и в двигателях первых ступеней РД-180(170) для развязки горячего и холодного контуров и закупается у того же поставщика (так что, американцы уже лет 25 как покупают у нас эту теплозащиту)))
    3. +1
      12 августа 2021 23:19
      Сколько уже было статей - и тут на ВО, и на других площадках - всюду куча комментариев от любителей техники и даже людей ''в теме'': обсудили и обсосали уже все тонкости и детали по многу раз, но что-то никто не озадачился вопросом - а каким чудо-двигателем всё это приводится, кто разработчик и самое, на мой взгляд, главное - каким топливом его заправляют?
      P.S.
      Только прояснив хорошенько для себя эти моменты можно будет дальше рассуждать о каких-то особенностях и перспективах данного ''изделия''...
    4. 0
      13 августа 2021 01:43
      Удав КАА, несомненно что Вы- человек умный и возможно, разбираетесь в подобных вопросах. Но пожалуйста, аккуратней...)) Берегите себя..
    5. +3
      13 августа 2021 08:58
      Цитата: Удав КАА
      Наверное все-таки там оптические датчики на основе кварцевого стекла...

      Кварцевое стекло ? belay Ну,наверное, вам виднее! Я такого не знаю ! request Я лишь знаю,что в "обычных" случаях используются для оптики тепловизоров германий,селенид цинка, халькогенидное стекло...Для случаев,связанных с высокими температурами , применяется сапфир...
  7. +1
    12 августа 2021 19:37
    Нужны носители....которых мало, и средства ЦУ....и начиная версия и авиационная
  8. +20
    13 августа 2021 07:58
    В будущем именно подлодки типа «Ясень-М» станут основой ударных подводных сил флота

    Для этого нужно продолжать их закладывать и строить
  9. +1
    13 августа 2021 23:23
    Нескромный вопрос возник: "Циркона" уже вот-вот хотят принимать на вооружение, но все пуски, как я понимаю, были только по наземным (стационарным, очевидно) целям. А по движущемуся кораблю его хоть раз пробовали запускать?
    1. -1
      25 августа 2021 07:29
      Попробуйте найти инфу. Были новости и про морские пуски
      1. 0
        25 августа 2021 09:01
        Инфа мелькала, но очень невнятная. Скажем, нигде не уточнялся тип цели, а у нас любят использовать имитированные (читай - "воображаемые"), т.е. оценивается просто способность ракеты упасть в некоторый оговоренный район.
  10. 0
    15 августа 2021 22:21
    Хотелос би увидет хот 1 официалного испитателного пуска на 1000 км, ибо на 450-500 км ето против АУГ маловато.
    Тоже болшой вопрос с ЦУ на дистанциу 1000 км.
    Пока одни вопроси.
  11. 0
    25 августа 2021 07:29
    Цитата: Romario_Argo
    Циркон грозен, но вот носителей этих ПКР немного, да и как там с целеуказанием будет на дистанции 1000 км...

    публикации на ВО по теме МКРЦ Лиана и целеуказанию - ознакомьтесь
    2017: https://topwar.ru/107061-sistema-kosmicheskoy-razvedki-liana-rabotaet-v-opytno-dezhurnom-rezhime.html
    2021: https://topwar.ru/180699-mkrc-liana-v-processe-razvertyvanija.html
    носители
    4 ПЛАРК пр.855 ~ 32+8=40 х 4 = 160 (на подходе ещё 4 ПЛАРК)
    7 ПЛАРК пр.949А ~ 48+8=56 х 7 = 392
    2 ТАРК пр.1144: 1 х 40 / 1 х 80 = 120
    4 фрегата пр.22350 ~ 4 х 16 = 64 ( на подходе ещё 4 фрегата)
    8 ДЭПЛ пр.636.6 ~ 8 х 4 = 32 (на подходе ещё 2 ДЭПЛ)
    25 носителей / 768 ПКР Циркон - у США только 68 Эм, 22 Кр, 11 АВ, 14 УДК = 115
    ждём испытательные пуски ПКР Циркон на 15 метрах на дальность 500-700 км hi


    Это я написал "768 ПКР "Циркон"?
  12. 0
    20 сентября 2021 00:21
    Первым носителем серийных Цирконов по сообщению МО будет фрегат Адмирал Голвко. Ожидается его ввод в состав флота в декабре 2022. Примерно в эти же сроки США планирует поставить в войска свои первые 12 гиперзвуковых ракет...
  13. 0
    8 октября 2021 14:40
    The logical says, that the modern missiles will be expanded by the fleet to every ship that can carry them and can be modernized.

    The end of the process of reduction of the fleet inherited from the Soviet Union will have a positive effect in the budget of the Russian Navy, by a reduction of the financial needs related to the scrapping or conservation to museums of ships and submarines. Also, at same time, to reach a sustainable fleet size, means maintenance for all the ships and submarines assured. To note that the need of reduction of the fleet ends when a sustainable size of the fleet is reached, and as consequence, it is not possible an inmediate expansion after the reduction, because the fleet reachs easily again an unsustainable size.

    All it will allow to Russia to increase the rythm of modernizations in the next decade, and will increase the rythm of introduction of the new missiles. Also is likely that Russia continues improving the missiles for the current launchers like every type of ammunition for active weapons is improved.

    And this is just what we see Russia is doing. Russia is reducing the rythm of scrapping with the end of the process of reduction of the inherited fleets. Russia is reaching a situation of assured maintenance of all its material. Russia is not engaging in massive productions, but is assuring its capability of production of modern armament and heavy auxiliary material of all the types. And Russia is increasing the rythm of modernizations for the material of the projects to continue in the Russian Armed Forces. Right management in overall terms.