Поражение комбрига Виноградова

58
Поражение комбрига Виноградова

Конечно, планы той войны незнаменитой, откровенно говоря, страдали шапкозакидательством и презрением к противнику, а проработка операции была очень, мягко говоря, поверхностной, но на это были свои причины и были свои резоны. Десять предвоенных лет были для страны и для РККА очень даже успешными и победными. В стране в целом проведены индустриализация, коллективизация и культурная революция, армия же получила и активно опробовала новую технику, и опробовала её удачно. В 1929 году танки МС-1 разбили китайцев на КВЖД, понятно – совместно с другими родами войск, в 1937-1939 гг. наши советники хорошо показали себя в Испании и Китае, в 1938 году был Хасан – проблемный, но успешный, а в 1939 – Халхин-Гол, где РККА в современной войне моторов победила армию мировой державы. Потом Освободительный поход, в котором Польша, разбившая РККА двадцатью годами ранее, сопротивления не оказала, да и оказалось, что технически мы выглядим не хуже немцев и гораздо лучше поляков. Всё это можно толковать по-разному и найти разные причины, но тогда это виделось именно так – сплошные победы.

На этом фоне Финляндия совершенно не смотрелась, жителей – как в хорошей советской области, войск – кот наплакал, технически... не будем о грустном. Серьёзно, как оно виделось с Москвы, Финляндия была прикрыта только с моря. Линия Маннергейма? Ну ДОТы, так есть артиллерия и авиация, да и планы были действовать не только против неё, на остальных направлениях территория была неприкрыта ничем. Собственно, об одной из таких операций и речь, о попытке наступления 9 армии к Ботническому заливу. Планы комдива Духанова были самые что ни на есть решительные.




Но, цитируя классика:

«Долго думали, гадали,
Топографы всё писали
На большом листу. Гладко вписано в бумаге,
Да забыли про овраги,
А по ним ходить…»

Проблема была не в темпах, они были вполне реальными, не в технике, её было больше, чем надо, не в противнике, его там практически не было, проблема была в логистике. Наступать предстояло по единственной дороге, войска армии были надёрганы с бору по сосенке (163 дивизия – сформирована в 1939 году в Туле, 44 дивизия – Киевский особый военный округ, 54 дивизия – местная). А комдив Духанов оказался теоретиком, слабо приспособленным к реальному управлению войсками в реальной же войне. Под стать ему был и комбриг Зеленцов (комдив – 163), хороший исполнитель, лично храбрый человек, но не любитель проявления инициативы.

Началось всё хорошо – 163 стрелковая бодро попёрла вперёд, ударив по сути в пустоту, и достигла значительного продвижения. Достигла и упёрлась в оборону срочно формируемой финнами 9 пехотной дивизии. Упёрлась двумя полками, третий растянули на 30 км по дороге для обороны коммуникаций. 44 стрелковая к тому моменту ещё не подошла. Финны же, отлично зная местность, будучи мобильными в зимних условиях благодаря отрядам лыжников, 163 дивизию отсекли и окружили. Страшного в этом не было ничего – на подходе была дивизия Виноградова, 15 000 человек, 40 танков, 120 орудий.


В итоге же 163 дивизия вышла из окружения, надо сказать, довольно условного, ударив на Север и выйдя к границе СССР, потеряв всего 30 процентов личного состава и техники (один их полков дивизии был брошен на дороге – тот самый, оставленный для прикрытия линии снабжения), а вот 44... Незнакомые с особенностями местности и местными условиями, помимо того, не воспринимающие происходящее всерьёз, товарищи красные командиры во главе с Виноградовым растянули дивизию на 20 километров по узкой дороге. Финны, не будучи дураками, перерезают дорогу в тылу советских войск, а Виноградов, вместо того чтобы нормально сосредоточить вверенные ему части и сбить заслон противника, который не был ни большим, ни хорошо вооруженным, перешёл к обороне и стал просить у штаба армии 50 тонн грузов по воздуху. Проблема была в том, что военно-транспортной авиации у штаба армии попросту не было, а высидеть, расположив подразделения дивизии в хаотичном порядке на узкой промерзлой трассе, можно было только проблемы.

Они и наступили – финны стали рассекать подразделения дивизии, устраивать завалы, минируя их и оставляя засады. Виноградов в панике запрашивает выход из окружения через леса, бросив всю технику. Новый командующий армией Чуйков ему отказывает, и правильно делает – сама идея бросить такое количество оружия противнику, которого 44 дивизия превосходит по силам, выглядит абсурдно. В итоге начинается прорыв по дороге.


За некоторые вещи надо не то что расстреливать, надо вешать. Итог – вполне благополучная дивизия, превосходящая противника 31 декабря, спустя неделю полностью разбита. И вышла к своим, оставив противнику:

«43 танка, 71 полевое орудие, 260 грузовых автомобилей, 29 противотанковых пушек и более тысячи лошадей.»

Кроме того, потеряно 40 % личного состава. Всё это проделано в боях с недоформированной финской дивизией, насчитывающей аж 11 орудий и 17 000 человек личного состава. Помимо всего прочего, операция 9 армии была полностью сорвана, а РККА, после публикации в СМИ фото бесконечных колонн трофейной техники и пленных, стала посмешищем. Трибунал стал как бы логичным итогом, а его приговор вполне обоснован.


Если же разбираться глубже... Вина Виноградова со товарищи несомненна, его неопытность вещь довольно условная.

«В РККА март 1919 г.
262 стр. полк 30-й СД Восточный фронт — красноармеец 1919 март — 1920 июнь;
1-е Московские курсы краскомов — курсант июнь 1920 — август 1920;
Отдельная... бригада Южного фронта против Махно — август 20 — февраль 21;
77 Сумские Пехотные курсы — курсант — 1921 февраль — 1922 сентябрь;
143 стр. полк 48 стр. див. МВО — мл. командир — сентябрь 1922 — июнь 23;
143 стр. полк 48 стр. див. МВО — ком. взвода — июнь 23 — март 24;
143 стр. полк 48 стр. див. МВО — помкомроты — март 24 — август 24;
Комкурсы 48-й стр. див. МВО — слушатель — август 24 — октябрь 24;
143 стр. полк 48 СД МВО — помкомроты — октябрь 24— март 27;
144 стр. полк 48-й СД — комроты — март 27 — декабрь 30;
144 стр. полк 48-й СД — начальник школы мл. ком. состава — декабрь 30 — май 32;
144 стр. полк 48-й СД — начальник штаба полка — май 32 — март 33;
4-й стр. полк 48 стр. дивизии МВО — нач. штаба полка — март 33 — май 34;
143 стр. полк 48 стр. див. — нач. шт. полка Белорусский ВО — май 1934 — 1937 июнь;
143 стр. полк 48 стр. див. Белорусского Военного округа — командир полка — июнь 37 — февраль 1938;
В распоряжении Управления по комначсоставу РККА — 1938 февраль — январь 1939 — НКО СССР 0236—39;
44-стр. дивизия 8-го стрелкового корпуса Киевского Особого ВО — ком. дивизии: — 1939 — январь — НКО СССР — 0327.
Исключен из списков согласно приказа Глав. Воен. Совета РККА от 19 января 1940 г. за № 01 227.»

Вполне опытный командир, прошедший и войну, и все ступени карьерной лестницы, командовавший дивизией на момент разгрома уже год. Что же произошло? А произошла вещь тривиальная – ни Виноградов, ни его непосредственное начальство ситуацию всерьёз не восприняли. На допросе у Мехлиса Виноградов утверждал, что перешёл к обороне, дабы после деблокирования извне сразу перейти в наступление, и, думается мне, как-то так оно и было. С 31 декабря по 2 января 1940 года комбриг просто ждал, что Чуйков деблокирует дивизию, дальше, со 2 по 4 января, такое впечатление, будто элементарно не понимал всей глубины катастрофы, а дальше была паника и попытки уйти любой ценой, ценой стала техника и грузовики с ранеными, попросту брошенные на Раатской дороге.

И здесь надо отметить гуманизм товарища Мехлиса и товарища Сталина – перед расстрельным взводом встало только три человека. А могли ещё добавиться комдивы Духанов и Чуйков, благо было за что. Да и Виноградова судили не за разгром, не за безынициативность, а за личную трусость и оставление раненых. И первое, и второе имели место быть, как и потеря управления, и откровенная бестолковость командования. Пример тому та же 163 дивизия, которая в схожих условиях вышла, сохранив значительную часть техники, будучи гораздо хуже обученной и подготовленной, чем дивизия Виноградова, легендарная Щорсовская, элита РККА.

Поражения должны учить – и тому, что шапкозакидательство это плохо, особенно когда в дивизии, переброшенной с тёплой Украины в северную ледяную пустыню, недостаток тёплых шапок, и тому, что правильное обеспечение логистики – половина успеха, и тому, что командир должен постоянно контролировать ситуацию и быть инициативным. Но увы, в дело Виноградова вмешалась политика и его реабилитировали по принципу – мол, не мог Мехлис организовать справедливый суд, а при Сталине расстреливать командиров за дело. Между тем всё это для РККА того времени стало уроком, жалко – усвоенным не до конца.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    16 августа 2021 05:09
    Войско возглавляемое бездарем проиграет любое сражение.
    Техники и людей было предостаточно...значит дело было только в командовании.
    Командир Виноградов хоть и прошел все ступени службы но к экстремальной ситуации оказался совершенно не готов.
    А уж бросить раненных на произвол судьбы последнее дело. what
    1. -3
      16 августа 2021 10:06
      Войско возглавляемое бездарем проиграет любое сражение.
      Техники и людей было предостаточно...значит дело было только в командовании.
      Командир Виноградов хоть и прошел все ступени службы но к экстремальной ситуации оказался совершенно не готов.
      А уж бросить раненных на произвол судьбы последнее дело.

      Не все так просто. По сути дивизия попала в условия блокированной колонны, попавшей в засаду. Типа Афгана и Чечни. Колобанов (участник Финской, кстати), также уничтожил 22 танка при 5 своих.
      Да и численный перевес был по технике и орудиям, а по л/с нет - 17000 финов и 15000 наших.

      Виноградов, скорее всего понимал, что лезет в ловушку, но попробуй отказаться...
      1. +3
        16 августа 2021 11:18
        Колобанов одним своим танком 22 набил, а ротой суммарно 43, не считая остального
        1. +1
          16 августа 2021 11:25
          Колобанов одним своим танком 22 набил, а ротой суммарно 43, не считая остального

          Спасибо за уточнение. Вот что значит попасть в засаду на узкой дороге.
      2. +1
        16 августа 2021 15:58
        У финнов перевес в численности,а по технике:9 орудий против 71, два десятка танков,а у финнов с танками был большой напряг
    2. +5
      16 августа 2021 10:45
      hi Алексей. Стадо баранов, возглавляемое львом, гораздо опаснее прайда львов, возглавляемого бараном. Ни разу командование не было готово к сопротивлению от неудобного соседа. Не дай бог, конфликт бы затянулся дольше, рейх начал бы свой поход еще раньше. Уверен, что именно невысокая успешность РККА в этой войне вдохновила ОКВ на планы блицкрига в отношении СССР
      1. 0
        17 августа 2021 08:39
        Цитата: Толстый
        Не дай бог, конфликт бы затянулся дольше, рейх начал бы свой поход еще раньше.
        Вспомним, как немцы захватили Норвегию, всё было кончено во многом благодаря флоту. Почему мы не планировали вторжение с использованием Балтийского флота, многократно превосходящего возможности ВМС Финляндии? Бросаться на линию Маннергейма, да ещё зимой, это надо было придумать, вместо десантов и вторжения в обход обороны, хоть прямо к Хельсинки. Время тоже могли выбрать удачнее, но и в ноябре 1939 года Финский залив ещё не замёрз, могли бы успеть сделать высадку. Дальше, в крайнем случае, хоть по льду, как было при подавлении восстания в Кронштадте.
        1. +3
          17 августа 2021 12:19
          hi Сергей. История сослагательного наклонения увы не имеет. Но поиграть можно. Есть панцер-генерал. Дико не простая задача вписаться в срок, чтобы никто из союзников не смог воспользоваться могущественным флотом... Расставим фишки на карте?
          1. +1
            17 августа 2021 13:37
            Цитата: Толстый
            Есть панцер-генерал.
            Спасибо, Андрей Борисович, я по меньшей мере поищу информацию, что за "панцер-генерал", может, и заинтересует.
            Насчёт истории, скорее, это реальные события не имеют сослагательного наклонения, а история бывает разной. Историю перевирают веками профессионалы в угоду политикам, о ней (или в ней) мечтают романтики, писатели исторических романов и прочие "альтернативщики".
            Для меня в истории главное, - выводы для современности, а их нужно делать просчитывая все возможные варианты, как если бы я лично готовил вторжение в Финляндию в 1939 году. Почему так бездарно начали войну, почему оставили недобитого противника, который впоследствии усилил силы Гитлера?
            Спасибо за внимание, надеюсь, ещё пообщаемся, если будет тема.
    3. +2
      16 августа 2021 12:26
      Да... Паркетный генерал. Хорошо только вылизывать и козырять умел. Не воин уж точно Впрочем как и основная масса генералов. Бойцов инициативы очень мало. Да и их гнобят постоянно очколизы с лампасами. Интриги всякие плетут против них. Завидуют бездари)
      1. +2
        16 августа 2021 16:02
        Не такой уж он и паркетный: начинал с рядового
      2. -2
        16 августа 2021 16:18
        за сколько подрядился Красную Армию обгаживать?
  2. -2
    16 августа 2021 05:39
    Дааа вот тебе и "от тайги до британских морей...". С финнами воевать- особая тактика нужна,да видать спецов со времён интервенции не осталось. А лозунги такие лозунги!
    1. +11
      16 августа 2021 06:16
      Цитата: Dunkelheit
      Дааа вот тебе и "от тайги до британских морей...". С финнами воевать- особая тактика нужна,да видать спецов со времён интервенции не осталось. А лозунги такие лозунги!

      Не надо сарказма, у РККА были свои недостатки, a у кого их нет. По итогам войны проводилось совещание, и И.В.Сталин прямо назвал причины неудач..... Вопрос: что же особенно помешало нашим войскам приспособиться к условиям войны в Финляндии? Мне кажется, что им особенно помешало - это созданная предыдущая кампания психологии в войсках и командном составе - шапками закидаем. Нам страшно повредила польская кампания, она избаловала нас. Писались целые статьи и говорились речи, что наша Красная Армия непобедима, что нет ей равной, что у нее все есть, нет никаких нехваток, не было и не существует, что наша армия непобедима. Вообще в истории не бывало непобедимых армий. Самые лучшие армии, которые были и там, и сям, терпели поражения. У нас товарищи хвастались, что наша армия непобедима, что мы всех можем шапками закидать, нет никаких нехваток. В практике нет такой армии и не будет. Это больше всего помешало нашим войскам сразу, с ходу приспособиться к основным условиям войны в Финляндии, понять, что она шла не на военную прогулку, чтобы на "ура" брать, а на войну. Вот с этой психологией, что наша армия непобедима, с хвастовством, которые страшно развиты у нас, - это самые невежественные люди, т. е. большие хвастуны, - надо покончить. С этим хвастовством надо раз и навсегда покончить. Надо вдолбить нашим людям правила о том, что непобедимой армии не бывает. Надо вдолбить слова Ленина о том, что разбитые армии или потерпевшие поражения армии очень хорошо дерутся потом. Надо вдолбить нашим людям, начиная с командного состава и кончая рядовым, что война - это игра с некоторыми неизвестными, что там, в войне, могут быть и поражения. И поэтому надо учиться не только наступать, но и отступать. Надо запомнить самое важное - философию Ленина. Она не превзойдена, и хорошо было бы, чтобы наши большевики усвоили эту философию, которая в корне противоречит обывательской философии, будто бы наша армия непобедима, имеет все и может все победить. С этой психологией - шапками закидаем - надо покончить, если хотите, чтобы наша армия стала действительно современной армией.........С тем что говорил тов. Сталин, трудно не согласится .Тема шапкозакидательства, актуальна и сегодня.
      1. -6
        16 августа 2021 06:53
        Да спасибо за простыню, но смысл - спецов не нашли,а раньше то были: на Мурманке хто финнов на лыжах гонял (летучие красные отряды,в них и финны были ,кстати).
        1. +1
          16 августа 2021 07:31
          Цитата: Dunkelheit
          Да спасибо за простыню, но смысл - спецов не нашли,а раньше то были: на Мурманке хто финнов на лыжах гонял (летучие красные отряды,в них и финны были ,кстати).

          Какие спецы, то? Откуда? С летучих лыжников наверное. Насчёт простыни, интересуйтесь получше темой , а не брякать что первое в голову придёт.
      2. +1
        16 августа 2021 07:11
        С тем что говорил тов. Сталин, трудно не согласится .Тема шапкозакидательства, актуальна и сегодня.

        Тов. Сталин забыл упомянуть главного шапкозакидателя - себя самого.
        ГШ разработал нормальный план войны, но тов. Сталину он показался избыточным. Хватит одного округа, ага.
        Кстати начальника ГШ даже не поставили в известность о начале войны. wink
        1. 0
          16 августа 2021 07:57
          Цитата: Arzt
          Тов. Сталин забыл упомянуть главного шапкозакидателя - себя самого.
          ГШ разработал нормальный план войны, но тов. Сталину он показался избыточным. Хватит одного округа, ага.
          Кстати начальника ГШ даже не поставили в известность о начале войны

          Источник, вот этого "хватит одного округа" и т.п. Только не надо с пересказа третьих лиц , типа, тот то, со слов того, говорил, что тов. Сталин говорил другому. Когда и в каких речах И.В.Сталин занимался шапкозакидательством?
          1. +4
            16 августа 2021 09:22
            Источник, вот этого "хватит одного округа" и т.п. Только не надо с пересказа третьих лиц , типа, тот то, со слов того, говорил, что тов. Сталин говорил другому. Когда и в каких речах И.В.Сталин занимался шапкозакидательством?

            Маршал Василевский.

            «Когда Шапошников назвал все эти запланированные Генеральным штабом силы и средства, которые до начала этой операции надо было сосредоточить, то Сталин поднял его на смех. Было сказано что-то вроде того, что, дескать, вы для того, чтобы управиться с этой самой... Финляндией, требуете таких огромных сил и средств. В таких масштабах в них нет никакой необходимости.
            После этого Сталин обратился к Мерецкову, командовавшему тогда Ленинградским военным округом, и спросил его: «Что, вам в самом деле нужна такая огромная помощь для того, чтобы справиться с Финляндией? В таких размерах вам все это нужно?»
            Мерецков ответил:
            – Товарищ Сталин, надо подсчитать, подумать. Помощь нужна, но, возможно, что и не в таких размерах, какие были названы.
            После этого Сталин принял решение: «Поручить всю операцию против Финляндии целиком Ленинградскому фронту. Генеральному штабу этим не заниматься, заниматься другими делами».
            1. 0
              16 августа 2021 10:49
              Приведённый выше отрывок не соответствует действительности, и взят из разговора маршала с....писателем Симоновым .Как и о чём они разговаривали не понятно, но тов.Сталин всунут с умыслом, вот какой во все вопросы влезал и ничего не понимал. А вот что пишет Василевский в книге" Дело всей жизни". Докладывая план Главному военному совету, Б. М. Шапошников подчеркнул, что сложившаяся международная обстановка требует, чтобы ответные военные действия были проведены и закончены в предельно сжатые сроки, ибо в противном случае Финляндия получит извне серьезную помощь, конфликт затянется. Однако Главный военный совет не принял этого плана и дал командующему войсками Ленинградского военного округа (ЛВО) командарму 2-го ранга К. А. Мерецкову указание разработать новый вариант плана прикрытия границы при возникновении конфликта.

              Разработанный командованием и штабом Ленинградского военного округа вариант контрудара был представлен в указанный И. В. Сталиным срок и утвержден. По этому варианту основные войска округа объединялись в 7-ю армию двухкорпусного состава (19-й и 50-й корпуса), на которую и возлагалась задача прорвать в случае агрессии на Карельском перешейке «линию Маннергейма» и разгромить здесь главные силы финляндской армии. Непосредственное командование войсками 7-й армии было возложено на К. А. Мерецкова." Как видно имя Сталина упоминается один раз , в связи со сроками.
              1. +3
                16 августа 2021 11:21
                Докладывая план Главному военному совету, Б. М. Шапошников подчеркнул, что сложившаяся международная обстановка требует, чтобы ответные военные действия были проведены и закончены в предельно сжатые сроки, ибо в противном случае Финляндия получит извне серьезную помощь, конфликт затянется. Однако Главный военный совет не принял этого плана и дал командующему войсками Ленинградского военного округа (ЛВО) командарму 2-го ранга К. А. Мерецкову указание разработать новый вариант плана прикрытия границы при возникновении конфликта.

                Разработанный командованием и штабом Ленинградского военного округа вариант контрудара был представлен в указанный И. В. Сталиным срок и утвержден.

                Те же шарики, вид сбоку.
                В официальных мемуарах Василевский сглаживает ситуацию, причем толковый план ГШ не принял какой-то безликий Главный военный совет, а разработанный ЛВО уже Сталин. На самом деле он естественно, член ГВС.

                Да и вопрос не в этом. Сам по себе факт, что войну с другим государством, разрабатывает и начинает один округ, это как?
                И кстати помните продолжение "несоответствующего действительности" (на самом деле интервью) Василевского Симонову?

                Таким образом он заранее отключил Генеральный штаб от руководства предстоящей операцией. Более того, сказал Шапошникову тут же, что ему надо отдохнуть, предложил ему дачу в Сочи и отправил его на отдых. Сотрудники Шапошникова были тоже разогнаны кто куда, в разные инспекционные поездки. Меня, например, загнал для чего-то на демаркацию границ с Литвой.

                Что произошло дальше – известно. Ленинградский фронт начал войну (30.11.1939), не подготовившись к ней, с недостаточными силами и средствами и топтался на Карельском перешейке целый месяц, понес тяжелые потери и, по существу, преодолел только предполье. Лишь через месяц подошел к самой линии Маннергейма, но подошел выдохшийся, брать её было уже нечем.

                Вот тут-то Сталин и вызвал из отпуска Шапошникова, и на Военном совете обсуждался вопрос о дальнейшем ведении войны. Шапошников доложил, по существу, тот же самый план, который он докладывал месяц назад. Этот план был принят.
                1. -2
                  16 августа 2021 12:37
                  Цитата: Arzt
                  Те же шарики, вид сбоку.
                  В официальных мемуарах Василевский сглаживает ситуацию, причем толковый план ГШ не принял какой-то безликий Главный военный совет, а разработанный ЛВО уже Сталин. На самом деле он естественно, член ГВС.

                  Не с кого бока. Надо читать Василевского, он не сглаживает углы. Домыслы , там Сталин так сделал, тут влез ,не принимаются. Маршал говорить одно, а писать другое не будет. А если все таки будет , то когда он правду говорил, или писал?
                  1. +4
                    16 августа 2021 13:20
                    Не с кого бока. Надо читать Василевского, он не сглаживает углы. Домыслы , там Сталин так сделал, тут влез ,не принимаются. Маршал говорить одно, а писать другое не будет. А если все таки будет , то когда он правду говорил, или писал?

                    Так он и там и там говорит одно и тоже!

                    ГШ разработал план, он не понравился, поручили разработку ЛВО. По нему и действовали поначалу.
                    1. 0
                      16 августа 2021 15:32
                      Цитата: Arzt
                      Так он и там и там говорит одно и тоже!

                      ГШ разработал план, он не понравился, поручили разработку ЛВО. По нему и действовали поначалу.

                      Не тоже самое. Не понравился Главному военному совету , куда входили конкретные военные. В интерпретации Симонова , не понравился лично тов. Сталину. , а это не одно и тоже.
      3. +2
        16 августа 2021 16:11
        В целом Сталин прав,но правды ради: Куссейн на рассказывал "сорок бочек арестантов" типа: фины мечтают о социализме. Он всех убеждал,что это будет:"воскресная прогулка". Поспешили сформировать правительство советской Финляндии. Фины оказалось упорными вояками
      4. +2
        17 августа 2021 17:33
        Вот постоянно наши командиры ссылались на сообщения в газетах, на победные репортажи, которые их, якобы, вводили в заблуждение. Позже так же точно ссылались на сообщение ТАСС в газетах, о том, что слухи о грядущей войне беспочвенны. А с какого это хрена все командиры были такие политически грамотные, что главную информацию получали из прессы? Это при том, что поголовно были безынициативны. Вот просто поразительно, как люди придумывали себе оправдания. Статьи в прессе и всякие парадные рапорты пишутся всегда для людей всех прочих, которые "не в теме". Те, кто в теме вообще не должны их близко воспринимать, а заниматься своим военным делом. Но нет, каждый лейтенант читал, разглагольствовал, делал выводы. Бездари, а потом всё валили на Сталина.
  3. +1
    16 августа 2021 06:51
    Я так понимаю, автор "оседлал конька" по военной логистике. Это же его статья о боевых действиях с Японцами?
    Тогда, как по мне, нужно глубже копать - перечислить проблемы транспорта, количество, неприспособленность и т.д.
    Надеюсь, в следующий раз прочитать более глубокий анализ.
    А так - статья хорошая.
    1. +4
      16 августа 2021 07:54
      Я так понимаю, автор "оседлал конька" по военной логистике.

      Конька то автор оседлал, но что такое военная логистика или, говоря по русски - тыловое обеспечение как составная часть обеспечения боевых действий, выучить не удосужился, потому лепит этот термин куда надо и куда не надо.
  4. +12
    16 августа 2021 08:47
    Мехлис? Вы серьезно?
    Лейба Мехлис как раз прибыл в 44 дивизию на второй день после того как она встала перед финским заслоном.Никакого участия в боевом управлении не принимал--занимался партийными делами и эвакуацией раненых. Обратно выехал 28/12 на санитарной машине. Машина попала в засаду все раненые и медперсонал погибли . Мехлис выволок раненного водителя и сутки тащил его через лес к своим. Вышел в расположение 47 корпуса 29/12-- сдал раненного водителя в санроту .Имел при себе вещмешок с медицинскими картами раненых солдат , ехавших в этом автомобиле, револьвер с 3 патронами и документы убитого им финского солдата.Сразу ворвался на заседание военного совета 47 корпуса и потребовал деблокировать 44 дивизию
    ---Чего вы чешитесь? там всего то два километра, правая сторона дороги вообще свободна, там бегает полтора финна на трех лыжах.С левой стороны финнов много, но за у них спиной, через три километра , замерзшая река это их единственная дорога.Перережьте её и сами финны окажутся в мешке. Виноградова снять..--
    тут он потерял сознание, впоследствии оказалось что он сам и ранен и контужен поэтому его эвакуировали в Ленинград и в заседании трибунала если и принимал участие то только как свидетель
    1. +1
      16 августа 2021 11:08
      hi Можете припомнить хоть одну операцию в которой Лев Мехлис в качестве ЧВС себя недюжинно проявил? Шлепнуть командира его "визитная карточка"
      Он был настолько фанатично предан своему вождю и стране, что ради выполнения поставленной задачи не останавливался ни перед чем... Мехлиса обвиняют в том, что на его руках кровь сотен невинных командиров, часть из которых он расстрелял лично.... Его уважали простые солдаты, о которых он неизменно заботился. С одной стороны, Мехлис был одним из главных виновников поражения первых месяцев войны с другой... Он всегда искренне верил в то, о чем говорил. Сколько бы критических стрел в его адрес ни пускали, но Лев Захарович умел быстро ухватить конец «нити Ариадны» и быстро разматывал даже самый сложный клубок острейших проблем. https://topwar.ru/20077-mif-o-vernom-pse-stalina-lve-zaharoviche-mehlise.html
      1. +2
        16 августа 2021 16:24
        Что было то было: Мехлис был бы хорошим снабженцем,но давать ему власть ...
        Сталин его долго терпел,а потом наладил под зад
  5. +6
    16 августа 2021 09:45
    Очередное копание в провальных операциях РККА.
    Стандартный набор: кровавый тиран, тупые командиры и закидали трупами.
    Почему на ВО в частности и вообще в российских интернетах не любят вспоминать например выборгскую операцию 44 года? Ненуачо, та же линия Маннергейма, те же финны под управлением опять же Маннергейма, меньше чем за месяц вынесены в одну калитку.Тот же кровавый тиран, те же тупые командиры, те же лапотные солдаты подгоняемые пулеметами заградотрядов и наганами политруков.
    А потому что потери у РККА кратно меньшие чем у оборонявшихся. И темпы наступления, выше чем вермахта в 40-41 году. Более высокий темп наступления был только при избиении японцев в Маньчжурии.
    А вот смаковать неудачи, это да, они любят. Про бойню под Бродами или приграничное сражение чуть ли не каждый месяц статьи. Про контрнаступление под Москвой молчок. Зато про Ржев трели соловьиные, как и про Харьков. А после 43 года ничего про действия РККА писать им уже неохота. Хотя нет, там же Зееловские высоты еще есть, есть где перу разгуляться.
    Про массовое заклание бойцов под Монте-Кассино или на Омахе Бич тоже тишина. Там же не Жора мясник бойцов на смерть под стенами монастыря отправлял полками. И высадку разрабатывал на Омахе не какой то Буденный.
    1. +6
      16 августа 2021 09:59
      Давно замечено и изученно, что негативный, "жёлтый", откровенно лживый мастериал, да ещё проданный с налётом сенсации вызывает больше откликов и как ни парадоксально лайков так называемых... Реальность интернета....
      1. 0
        17 августа 2021 01:09
        hi "материал" по определению на может быть лживым, иначе - фейк. Налет сенсации делают ангажированные журналисты. Есть факты. Как их подать?
        Реальность интернета, Вы говорите..... Хмм, Реальность рынка отвечу.
        лайков так называемых Вам нравится Сникерс?
        1. +2
          17 августа 2021 01:27
          Нет, не нравится, плюс видел как его делают
    2. +6
      16 августа 2021 16:58
      "очередное копание в провальных операциях РККА" давайте по порядку
      1) статья в целом хорошая. Вот только автор командира корпусом всё время называет комдив.
      2) что греха таить в НКО и штабе ЛВО были НЕ ГОТОВЫ к войне. Об этом и Сталин сказал
      "Про бойню под Бродами и пограничные сражения"
      1) в нашей истории графики долго замалчивали неудачи, и большие,начала войны.
      2)"чуть не каждый месяц"Фролова может и каждую неделю сову на глобус натягивать
  6. 0
    16 августа 2021 09:57
    Десять предвоенных лет были для страны и для РККА очень даже успешными и победными.
    belay request
    А поражений, значит , не было?

    Самым значимым событием в истории страны 1930х годов в страны была не стриализация , а гибель от невиданного в истории мира голода в 1932-33 г нескольких миллионов человек, что в разы превышало потери в бойне первой МИРОВОЙ войны. А ведь умирали от голода и в 1934 и 1936 и 1937 гг

    Перепись 1937 показала 132 млн человек, хотя еще в 1932 была 168 млн (Сталин) и при том прирост в год составлял 3 млн (Сталин). Катастрофа.

    А для армии значимым событием оказалось то, что почти все рукводство оказалось германско-японскими шпионами, как заявлял Генпркурор Вышинский "агентами СС и гестапо " и расстреляно. Армией командовали ворошиловы, нигде не учившиеся бездарнейшие, ничего не умеющие, организаторы и армии и Зимней войны.

    Расстреляли Виноградова правильно , но стрелять надо было, в первую очередь, неумеху Ворошилова и его команду за устроенную ими катастрофу и страшный позор, во многом глядя на который Гитлер и решился на нападение на СССР.

    Акт передачи МО от Ворошилова Тимошенко -документ вопиющей некомпетентности и бездарности Ворошилова и Ко , доведших армию до плачевного состояния
    1. +4
      16 августа 2021 15:02
      Цитата: Ольгович
      Перепись 1937 показала 132 млн человек, хотя еще в 1932 была 168 млн (Сталин) и при том прирост в год составлял 3 млн (Сталин). Катастрофа.

      Ольговч в своем репертуаре! Врет, и не краснеет.
      Перепись 1937 г. показала примерно 164,5 млн чел.
      В 1932 г. численность населения составляла 161,8 млн чел
    2. 0
      17 августа 2021 01:33
      Кто о чем, кто то о бане, а уважаемый Ольгович о голодоморе
      1. -3
        17 августа 2021 07:21
        Цитата: Андрей ВОВ
        Кто о чем, кто то о бане, а уважаемый Ольгович о голодоморе

        речь шла о самых значимых событиях 1930-х .

        О таковом событии для страны и мира и упомянуто.
  7. +3
    16 августа 2021 10:24
    hi Важно, чтобы не забывали. Двоюродный братан ногу в "финскую" потерял. Я так и не поспрашивал что и как, молодой был. "Победили" и ладно. Сейчас Роман правильно тему поднял, своевременно. Сожалею, что итогами зимней войны командование РККА в полной мере не смогло использовать для совершенствования боевой подготовки - времени не хватило даже при всей жесткости ситуации. Спасибо за статью и за тему.
  8. +3
    16 августа 2021 11:47
    Я был очень удивлен,мало это сказать.Как поисковики находили наших не захороненых солдат?Обыкновенный безообидный цветок ВАСИЛЕК.Если на поляне цветут васильки ,значит здесь может лежать советский солдат.Ответ простой , солдатам выдовали на питание обыкновенную пшеницу,а в ней как довесок ,семена васильков,естественный сорняк на пшеничном поле.А в финской Карелии их отродясь не было.Вечная память погибшим солдатам в той войне.Народ должен знать кто это устроил,поименно.Это наша горькая история.
    1. 0
      17 августа 2021 12:24
      Цитата: tralflot1832
      Ответ простой , солдатам выдовали на питание обыкновенную пшеницу,а в ней как довесок ,семена васильков,естественный сорняк на пшеничном поле.

      Какая ЗАБО-О-ОРИСТАЯ байка....

      Солдат пшеницей кормили, ага....

      Васильки минимум 30 лет ( массовые поиски начались к концу 1970-х)цвели на одном и том же месте - не пропадали от неподходящего для них климата.Типа...

      И народ ей активно плюсует - красивешно же, креативно...
  9. +3
    16 августа 2021 11:55
    ну собственно особой вины Виноградова я не вижу - это общий уровень подготовки в РККА на тот момент, просто боевые действия в Финляндии с учетом климата и ландшафта и сегодня отнюдь не тривиальная задача.
    Ведь в окружение попали не только 44 СД, это и 163СД к которой 44ая шла, и 168ая СД, и 18 СД и так далее...
  10. +6
    16 августа 2021 12:25
    Чудеса, они обычно в рождественских сказках случаются. Действия в лесистой местности мало кому приносили успех. Зимой – весной 1942 г. в лесах на Волховском фронте наступала 2-я ударная армия. Наступление было неуспешным, впоследствии армия была окружена. Осенью попытка была повторена 8-й армией в Синявинской операции. Неудачно наступал в долине реки Лучесы 3-й механизированный корпус М.Е. Катукова в ходе операции «Марс» в ноябре – декабре 1942 г. Наступлению мешали непроходимые леса и болота. Морозы схватили болота, но долина Лучесы оказалась засыпана глубоким снегом. Спорить с природой трудно, есть местность, в которой проводить масштабные наступательные операции сложно и в общем случае нецелесообразно. Но тем не менее по разным причинам решения вести наступление в таких районах принимались в разное время и в разных странах.
    Есть такой пример и в истории войны на Западном фронте. Это так называемое сражение в Хуртгенском лесу, начавшееся 19 сентября 1944 г., когда в лес вошли 3-я танковая и 9-я пехотная дивизия США.
    Как пример, С 7 ноября по 3 декабря 1944 г. 4-я дивизия потеряла свыше 7 тысяч человек. Один из командиров рот этой дивизии, лейтенант Вильсон докладывал, что он потерял за время сражений в лесу 167% списочного состава: «Мы начали с полнокровной ротой из 162 бойцов, а потеряли 287 человек». Когда закончилась 4-я пехотная дивизия, наступила очередь 8-й пд. К декабрю потери американских войск в этом районе достигли 24 тысяч человек....
    Наступать в глухих лесах не получалось ни у кого, и было бы странно, если бы РККА стала исключением.
    И ещё...
    То, что финны возились с отрезанными и получавшими хилое снабжение по воздуху частями 168, 18-й сд и 34-й тбр в течение двух месяцев, как-то забывалось. В жестокий мороз, интенсивно опыляемые с воздуха листовками «Где политрук – там смерть!», советские солдаты и командиры стояли до последнего. И жирная точка в этой истории была поставлена все же по инициативе советских войск, попытавшихся прорваться к своим из Леметти-Южное. Остановка на «линии Маннергейма» была вызвана необходимостью накопить силы и штурмовать ее по всем правилам. Вначале ее недооценили и хотели проскочить в нескольких местах. Ни о какой операции в стиле Польши 1939 г. речи не было. После накопления сил линия была взломана с хорошим темпом. 122-я стрелковая дивизия в Приполярье, в тех же условиях что и неуспешная 44-я стрелковая дивизия, действовала вполне удовлетворительно. 168-я стрелковая дивизия сумела избежать окружения под Суомоссалми в отличие от посланной ей на выручку 44-й стрелковой дивизии Виноградова. Как говорили на совещании 14–17 апреля 1940 г., при хорошем командире и дивизия действовала успешно, плохой командир, напротив, приводил дивизию к гибели...
    1. +2
      16 августа 2021 12:43
      168-я стрелковая дивизия сумела избежать окружения под Суомоссалми
      - 163СД, опечатались, 168ой там не было
      только в окружение то она попала, и после выхода из окружения была не боеспособна
      1. +1
        16 августа 2021 14:14
        Согласен. Опечатка.
        hi
    2. +2
      17 августа 2021 15:09
      Цитата: stalkerwalker
      Чудеса, они обычно в рождественских сказках случаются. Действия в лесистой местности мало кому приносили успех.

      Приносили - но только при условии специальной подготовки войск. Нечего лезть в леса "тяжёлыми дивизиями - тут нужны "лесоболотные", то есть лёгкие горнострелковые корпуса.
      Цитата: stalkerwalker
      Остановка на «линии Маннергейма» была вызвана необходимостью накопить силы и штурмовать ее по всем правилам.

      Самое поганое то, что даже с имеющимися на декабрь 1939 г. силами РККА могла прорвать Линию Маннергейма. Если бы личный состав был обучен действовать по уставу. Более того, 19 декабря 1939 г. Линия была прорвана в секторе Сумма танкистами 20-й ттбр - но пехота 138 сд за танками не пошла, и большинство прорвавшихся танков было сожжено финской пехотой. Именно в этой атаке был потерян СМК.
      1. +1
        17 августа 2021 18:18
        Цитата: Alexey RA
        Если бы личный состав был обучен действовать по уставу. Более того, 19 декабря 1939 г. Линия была прорвана в секторе Сумма танкистами 20-й ттбр - но пехота 138 сд за танками не пошла, и большинство прорвавшихся танков было сожжено финской пехотой. Именно в этой атаке был потерян СМК

        С конца августа и почти весь сентябрь 42-го, в сражении на "северном пальце" у Сталинграда, пробитого XIV танкововым корпусом, именно по этой причине было потеряно немыслимо количество танков всех типов - от Т-60 до экзотических тогда М 3 средний Ли. Пехота не шла за танками во многих случаях. Но грех её было винить, плохо обученную, если огневые точки не подавлены, в воздухе свирепствует люфтваффе, а бесконечные очереди МG-34 выкашивают цепи наступающих.
  11. +2
    16 августа 2021 14:29
    Статья читается ужасно. Это нереально, трусливо и непонятно. Однако пора вернуться к этой кампании и поучиться. Эти люди не были трусами, но с ними плохо справлялись или они не были готовы к войне. Конечно, мы все знаем эту проблему, но когда я перечитываю ее снова, я все еще не понимаю - почему ...?
    1. +3
      16 августа 2021 15:24
      что почему? не высокий уровень командиров, полуграмотные солдаты, свежесформированные дивизии, отсутствие опыта, сложные условия ведения боевых действий
  12. +2
    16 августа 2021 16:35
    Автор, почему-то командира корпусом Духанова называет комдивом. Особенно мне понравилось:"добавиться комдиву: Духанов и Чуйков" Чуйкова с командармов "разжаловал" в комдиву и расстрелять
  13. 0
    16 августа 2021 17:29
    Цитата: faiver
    что почему? не высокий уровень командиров, полуграмотные солдаты, свежесформированные дивизии, отсутствие опыта, сложные условия ведения боевых действий

    А что, планировавшие войну генералы не знали всего этого? На них и лежит вся вина, тут даже обсуждать нечего.
    1. +3
      16 августа 2021 18:26
      была поставлена задача - отодвинуть границу от Ленинграда, задача была выполнена. Да дорогой ценой, но стоить вспомнить какое было время - цена человеческой жизни была обесценена первой мировой, гражданской войной, последующими классовыми разборками. И это не только в СССР
      А по поводу генералов, так они воевать только к 43 году научились....
      1. +7
        16 августа 2021 20:19
        Цитата: faiver
        А по поводу генералов, так они воевать только к 43 году научились....

        Не только генералы, но и их подчинённые. А то комфронта приказывает "укреплённые деревни в лоб не атаковать, обходить", а комдивы после этого всё равно продолжают штурмовать в лоб. Комбаты забывают про свою артиллерию и запрашивают огонь корпусных калибров по отдельным группам военнослужащих противника. Те же комбаты и штабы батальонов забывают про перенос огня - и батальонные миномёты накрывают свою пехоту, ворвавшуюся во вражеские траншеи. Сержанты и рядовые выбрасывают на марше плиты от миномётов, не знают, что делать в разведке, огня из личного оружия не ведут, оборону на занятых позициях противника не организуют. Пехота за танками не идёт, ложится по выходу из траншей, танки атакуют одни и горят. Это всё - 1941-1942 г.г.
  14. -1
    17 августа 2021 16:26
    Интересно потерять 40% личного состава это разгром, а вот 30% - это уже удачная операция (так во всяком случае можно понять из статьи).

    Пы.Сы. Финны молодцы, устояли перед "освободителями", хоть и с трудом.
  15. 0
    7 октября 2021 09:50
    Мне материал понравился, к тому же я уже слышал про комдива Виноградова, бросившего подчинённых , вроде он выходил к нашим в шинели , толи солдатской, то ли мл. Командира....
    А ведь автор заострил интересный момент - судили то Виноградова , по документу военного трибунала, за то оставил подчинённых и раненых, хоть и указывается , что привел дивизию в недееспособное состояние.

    Кстати , интересна трагическая история 18 -йЯрославской дивизии, она так же по некомпетентнлму командованию была окружена под Питкяранта и почти полностью уничтожена, несмотря на геройское сопротивление.
  16. 0
    9 октября 2021 13:07
    "Баран во главе стада львов всегда проиграет битву льву во главе стада баранов" hi
    Примерно так говорит пословица. Это и были "звоночки" как с июня 1941 до 1942 "про..Э ..ли" десятки дивизий РККА