Военное обозрение

Последний «Romeo» советского флота станет музейным экспонатом в Балаклаве

57

Опытовая подводная лодка С-49 проекта 633РВ станет музейным экспонатом подземного музейного комплекса в Балаклаве. Подводную лодку установят в сухой док, обеспечив осмотр как снаружи, так и изнутри.


Военные строители заканчивают вторую очередь реконструкции подземного комплекса в Балаклаве, где ранее была база советских подводных лодок. В настоящее время там находится новый музейный комплекс, в котором в скором времени свое место займет советская подводная лодка С-49 проекта 633РВ ("Romeo" по классификации НАТО). Субмарину установят в сухой док, где ранее проходили ремонт подводные лодки Черноморского флота.

Подводная лодка С-49 была заложена на заводе "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород) 29 марта 1961 года, спущена на воду 27 июля 1961 и вступила в строй 31 декабря 1961 года. Несла службу на Северном и Черноморском флотах. В конце 60-х годов была переоборудована для испытания противолодочных комплексов "Водопад" и "Ветер". В процессе модернизации получила в носовой части надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед.

До 1985 года С-49 участвовала во всех испытаниях серийных торпед для Военно-морского флота СССР. После проведенного ремонта в 1991 году была отнесена к опытовым субмаринам, а в 1995 году исключена из состава ВМФ России. В том же году была переоборудована в плавучую зарядную станцию с переименованием в ПСЗ-50 и несла службу до 2019 года, после чего была исключена из состава флота.

В 2021 году было принято решение о переоборудовании последней субмарины проекта 633РВ (Romeo) в музейный экспонат с размещением ее в подземном музейном комплексе в Балаклаве.
Использованы фотографии:
https://fleetphoto.ru/
57 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. B-777
    B-777 16 августа 2021 13:44
    +17
    Построена за 4 месяца?
    Вот это темпы…
    1. Piramidon
      Piramidon 16 августа 2021 13:53
      +4
      Цитата: B-777
      Построена за 4 месяца?

      Не в Российской федерации, а совсем в другой стране, где такие темпы были не удивительны.
      1. Артём Карагодин
        Артём Карагодин 16 августа 2021 13:56
        +9
        Так и технологии в то время были намного проще нынешних.
        1. Piramidon
          Piramidon 16 августа 2021 13:57
          +1
          Цитата: Артём Карагодин
          Так и технологии в то время были намного проще нынешних.

          Но не на столько, чтобы темпы отличались в десятки раз.
          1. Артём Карагодин
            Артём Карагодин 16 августа 2021 14:02
            +13
            Именно что настолько. Посмотрите, с какой скоростью строились АПЛ в позднесоветский период. С "Северодвинском" и "Казанью", конечно, не сравнить, но БДРМы, например, по три-четыре года строили.
          2. Serg65
            Serg65 16 августа 2021 14:26
            +10
            Цитата: Piramidon
            Но не на столько, чтобы темпы отличались в десятки раз.

            Т.е. МиГ-19, это то же самое что и СУ-57?
            1. Piramidon
              Piramidon 16 августа 2021 18:00
              +3
              Цитата: Serg65
              Цитата: Piramidon
              Но не на столько, чтобы темпы отличались в десятки раз.

              Т.е. МиГ-19, это то же самое что и СУ-57?

              Не нужно настолько извращать. Еще с самолетом братьев Райт сравните.
              1. Serg65
                Serg65 17 августа 2021 08:07
                +2
                Цитата: Piramidon
                Еще с самолетом братьев Райт сравните.

                laughing Степан, а почему не сравнить то? Вы же умудрились сравнить модернизированный проект VIIC образца 1943 года с современными проектами подводных лодок!
            2. антивирус
              антивирус 17 августа 2021 04:06
              +1
              считается , что уровень технологий идет вперед всегда --а он стоит на месте или откатывается назад--вот и скорости сварки корпуса не росли . почему то....с каждым годом...с каждым корпусом... с каждым лозунгом.
              1. Serg65
                Serg65 17 августа 2021 08:41
                +1
                Цитата: антивирус
                считается

                Ну вы же умный человек, хоть и представляетесь простачком и вы прекрасно знаете что сварка корпуса в процентном соотношении строительства ВОЕННОГО корабля составляет максимум 10 процентов! Судостроительный завод-это по сути руки ребенка собирающие кубики Лего в готовую конструкцию yes
        2. Serg65
          Serg65 16 августа 2021 14:24
          +5
          Цитата: Артём Карагодин
          Так и технологии в то время были намного проще нынешних.

          Это вообще никого не интересует!
          1. Артём Карагодин
            Артём Карагодин 16 августа 2021 15:26
            +1
            У "Армянского радио" спрашивают: "Что было раньше - курица или яйцо?" - "Ара, раньше всё было, да!"
        3. Бородач
          Бородач 16 августа 2021 15:28
          +1
          Цитата: Артём Карагодин
          Так и технологии в то время были намного проще нынешних.

          Технологии технологиями, а темпы строительства на фоне нынешних просто поражают.
          1. Артём Карагодин
            Артём Карагодин 16 августа 2021 15:34
            +1
            Дык сколько лет отрасль гробили, а теперь советские сроки подавай? Потихоньку всё-таки ситуация меняется, и сроки всё реже "вправо" будут сдвигаться.
          2. Serg65
            Serg65 17 августа 2021 08:34
            +2
            Цитата: Бородач
            темпы строительства на фоне нынешних просто поражают.

            Такими темпами можно строить когда есть чем строить! В 1997 году гендиректор Севмаша Пашаев готов был бесплатно начать модернизацию ТАВКР Горшкова, лишь бы удержать специалистов на заводе! ЗП тушенкой выдавал! Тушенкой, которую под вооруженной охраной в Северодвинск доставляли! Строить можно когда смежные заводы, а 40% этих заводов обрели новых хозяев в виде независимых Украины, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Латвии! Причем обрели вместе со всеми технологиями! А из оставшихся 60% большая часть заводов канула в лета не имея заказов на протяжении долгих лет! Что бы строить такими темпами, нужно сперва построить профильные заводы, создать новые технологии (время на месте не стоит и старые технологии уже не подходят для новых лодок). Слава Богу процесс восстановления уже близок к завершению, чему доказательством служат массовые закладки надводных и подводных кораблей!
      2. carstorm 11
        carstorm 11 16 августа 2021 13:58
        +8
        И где лодки были на порядки дешевле и проще. Сравнивать темпы строительства современной лодки и этой по меньшей мере странно...
        1. Тузик
          Тузик 16 августа 2021 14:13
          +7
          вы не поверите, но существенное удорожание корабля при строительстве, это его время постройки, чем дольше тем дороже, а при нынешних технология и технике сборка корпусов должна быть в разы быстрее, чем в прошлом, вся загвоздка в оборудовании. Современные коммерческие суда собирают как раз за 3-4 месяца, а такие гиганты как хюндай и самсунг огромные танкеровозы сотнями в год штампуют.
      3. Serg65
        Serg65 16 августа 2021 14:23
        +1
        Цитата: Piramidon
        Не в Российской федерации, а совсем в другой стране

        what Вы предлагаете реанимировать этот проект и поставить на вооружение флота, а за одно начать выпуск МиГ-19?
    2. ПиК
      ПиК 16 августа 2021 13:57
      0
      В 2021 году было принято решение о переоборудовании последней субмарины проекта 633РВ (Romeo) в музейный экспонат с размещением ее в подземном музейном комплексе в Балаклаве.


      Только вчера , буквально , смотрел видео от небезызвесного своими репортажами с Донбасса Патрика Ланкастера , в этот раз о Крыме и этом уникальном музейном комплексе.

    3. Пленник
      Пленник 16 августа 2021 14:06
      +4
      Советский Союз, шутка ли!
      1. ПиК
        ПиК 16 августа 2021 14:24
        +1
        Цитата: Пленник
        Советский Союз, шутка ли!


        Приготовил , но забыл опубликовать скрин из видео.
        Добавляю.



        И наверное стоит обратить внимание , на то как крымский бизнесмен жалуется на то как при России там "прикрутили гайки" , и как при Украине за 100 $ "решались вопросы" wassat
    4. RealPilot
      RealPilot 16 августа 2021 14:13
      +2
      Когда будет готов музей, обязательно хочу включить его посещение в поездку в Крым! good И семью свою возьму посмотреть на эти чудеса техники. yes

      Прикоснуться к легенде - это многого стоит! Подземный комплекс вызывает большой интерес.
      С детства испытываю уважение к подводникам и подводным лодкам... Бывал на нескольких подлодках, что лишь укрепило мое благоговейное отношение.
      1. ПиК
        ПиК 16 августа 2021 14:33
        +2
        Цитата: RealPilot
        Когда будет готов музей, обязательно хочу включить его посещение в поездку в Крым!

        А музей ведь уже работает (видео выше).

        В данном случае можно вести речь о расширении его экспозиции за счёт подводной лодки .
        1. Konnick
          Konnick 16 августа 2021 14:35
          +2
          музей ведь уже работает

          Осенью 19-го года был там, музей работал.
          1. Serg Koma
            Serg Koma 17 августа 2021 05:55
            +2
            Цитата: Konnick
            музей работал

            Он и в 2014 году работал, и экспозиция, как и впечатления - "мама не горюй"!


            Цитата: ПиК
            Добавляю.




            И наверное стоит обратить внимание

            "Жить тяжело -гайки закручивают. Вот яхту купил, а за нее заплати, налог заплати, стоянку оплати, ещё и бензин... Очень тяжело жить..." laughing
            В музей сейчас такие деньжищи вваливают, что количество яхт заметно возрастет, как следствие и аренда стояночных мест - совсем тяжело жить станет. "Пробки", поиск стоянки, очереди на АЗС.... wassat
      2. 30 вис
        30 вис 16 августа 2021 14:39
        +5
        Цитата: RealPilot
        Прикоснуться к легенде - это многого стоит! Подземный комплекс вызывает большой интерес.

        В закрытом городе Севастополе был закрытый район Балаклава ... Изумительной красоты и истории приморский городок .

        1 .



        1. Вход на базу подводных лодок . 2 . Генуэзская крепость Чембало .Первые упоминания о горе, на которой выстроена крепость, датируются восьмым веком до Рождества Христова.В 15 столетии гарнизон крепости сложно было назвать многочисленным — 40 стрелков, в число которых входили полицейский пристав, трубачи и цирюльник. Комендант и семеро стрелков на постоянной основе охраняли Верхний город. В первой половине 15 века у крепости появился новый враг — княжество Феодоро, представители которого общались на греческом языке. 3. Знаменитый Балаклавский кот ...памятник обобщение живым Балаклавским кошакам ! 4. Выходим из Балаклавы в открытое море .. 5 .Балаклавская бухта полна всевозможных яликов , катеров , яхт и очень крутых ЯХТ )))
      3. Попандос
        Попандос 16 августа 2021 16:21
        +2
        Маленький совет, одевайтесь теплее, лучше всего берите с собой спортивный костюм.
        В остальном могу сказать, что есть что посмотреть, даже без этой ПЛ.
    5. Trapper7
      Trapper7 16 августа 2021 14:45
      +4
      От закладки до ввода в строй - 9 месяцев (родили, можно сказать), но я когда прочитал тоже был безмерно удивлен скоростью постройки. Это ведь не в военное время, когда каждый день на счету, то есть просто плановое строительство.
      Просто обалдеть можно в хорошем смысле слова.
    6. Serg65
      Serg65 16 августа 2021 14:55
      +5
      Цитата: B-777
      Построена за 4 месяца?

      С момента закладки до вступления в строй 8,5 месяцев! Что на самом деле для того времени и для такого проекта очень много! Предшествующий проект строился по одной лодке каждые 5 дней, на четырех заводах!
    7. venik
      venik 16 августа 2021 15:46
      -1
      Цитата: B-777
      Построена за 4 месяца? Вот это темпы…

      =========
      А КАК это меня удивило! 9 (девять, Карл!) месяцев от закладки до вступления в строй..... Умели же в Союзе работать!!!
    8. Попандос
      Попандос 16 августа 2021 16:35
      +4
      Так быстро получалось, только на бумаге, по факту при серийному строительстве половину лодки делали заранее, потом когда освобождался док, проходил процесс закладки, после чего быстро лодка собиралась, и выводилась на сдачу. Реально от начала гибки первых листов корпуса до выхода в море проходило от двух до четырёх лет.
    9. Николай Редько
      Николай Редько 17 августа 2021 13:33
      0
      А что Вы удивляетесь! Шла большая серия. Секции прочного корпуса наверняка варились или в цехах или тут же около стапеля. Как только стапель освобождался, готовые секции кранами на стапель и на сочленение между собой. В этом плане меня поразили темпы с какими ы строили транспорты типа "Либерти" во время войны. А это почти 15тыс.т водоизмещения. Рекорд — заложенный 8 ноября SS Robert Peary был спущен на воду 12 ноября (спустя 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки)!!
      Насчет лодки-музея, конечно абсолютно правильное решение. Было бы нелепо утратить последний экземпляр пр. 633.
    10. yakisam
      yakisam 18 августа 2021 00:19
      0
      Самое приятное, что это не ОДНА лодка, которая построена за 4 месяца, а серия из 20 лодок, каждая из которых построена за период от 7 месяцев до 88 дней (С-57 строилась с заложена 23.5.61, спущена на воду 20.08.61, вступила в строй 27.12.61г.)
      То есть это ПРОМЫШЛЕННАЯ серия, которая возможна только при высочайшей дисциплине смежников и культуре производства
      Болтать насчет "простоты" можно сколько угодно, спору нет, с АПЛ лодки 633 проекта не сравнить, но думаю только считает, что дизельная ПЛ это велосипед - фактически её устройство СЛОЖНЕЕ, чем АПЛ (за исключением реактора).
      Но вот что интересно - высокоразвитая конкурентная промышленность США (конечно же, "демократическая" и охраняющая все права человека) строила дизельные лодки сходного класса (тип Тэнг) от 1 года 1 месяцев до 2 лет, введение в строй занимало еще от 7 до 11 месяцев.
      Скорость постройки лодок 633 проекта объясняется просто - это была именно советская промышленность, способная работать как лучшая капиталистическая, но еще и без издержек менеджмента, оглядывающегося на фондовую биржу, без задержек банковских расчетов, без конкурентных закупок и тендеров. Это называлось "промфинплан"...
      Да, АПЛ типа "Скипджек" строились в тот же период, что и 633 проект, примерно за 1 год и 4 месяца, это очень быстро. Причина этой быстроты очевидна - СССР строил ДПЛ за 4 месяца, нужно было парировать количество качеством, иначе кто бы в море вышел "против русских"?
  2. Рядовой СА
    Рядовой СА 16 августа 2021 14:00
    +12
    Похоже серьёзно взялись за увековечивание памяти о военных достижениях СССР . И место стоянки выбрали удачно . Немало средств вложить придётся . Но оно того стоит .
    Память бесценна .
    1. agond
      agond 16 августа 2021 14:14
      0
      Цитата "советская подводная лодка С-49 проекта 633РВ ("Romeo" по классификации НАТО". )
      до каких пор вского рода авторы будут навязывать нам чуждую нам классификацию , мы сделали лодку, а в НАТО дали ее кличку , это примерно то же самое, что давать людям клички погоняло
      1. Руслан Сулима
        Руслан Сулима 16 августа 2021 16:31
        -1
        не видел вашего комментария, написал свой на ту же тему.
    2. URAL72
      URAL72 16 августа 2021 14:20
      0
      Да! Думал этот комплекс ещё можно использовать по назначению, но музей это тоже хорошо. А в комплекте с ПЛ легендарного проекта, тем более. Думаю там будет не мало образцов техники и вооружения Флота.
  3. Konnick
    Konnick 16 августа 2021 14:24
    +5
    Балаклавские коты радостно примут еще один экспонат в музей



    Тоже "Красное Сормово". Братишка.
    1. ПиК
      ПиК 16 августа 2021 14:45
      +5
      Относительно этого фото...


      Похоже это кот "Мостик" на экскурсии , или его брат , который не "Кiт"...

      1. Konnick
        Konnick 16 августа 2021 15:13
        0
        Похоже это кот "Мостик"

        Нет, Мостик в это время был на посту у Керченского моста laughing
      2. Комментарий был удален.
      3. Konnick
        Konnick 16 августа 2021 15:44
        +1


        Вот Мостик, встречает поезда на мосту.
  4. Рядовой СА
    Рядовой СА 16 августа 2021 14:32
    +5
    Цитата: agond
    до каких пор вского рода авторы будут навязывать нам чуждую нам классификацию

    Истребитель Мицубиси А6М весь мир "Зеро" называет . Вряд ли японцы обижаются . Хотя это обозначение американские пилоты в войну применяли , ловя их в прицелы . Зато коротко и понятно. Так же и в данном случае . Проект 633 , 633РВ , " Ромео "- синонимы. Это всё равно , что обижаться , что галоши мокроступами не зовут . А фортепиано - тихогромом . А предлагалось в своё время .
    1. Region-25.rus
      Region-25.rus 16 августа 2021 15:11
      +2
      Хотя это обозначение американские пилоты в войну применяли
      сказать по правде Японцы сами его называли "0". По году принятия на вооружение hi Вот статейка тут же на ВО )) Ну если лень кликать приведу краткую выдержку -
      И в конце июля самолет официально приняли на вооружение авиации флота под обозначением "Морской палубный истребитель Тип 0 Модель 11". Цифра "0" в обозначении указывала на год поступления на военную службу -1940. По-английски "ноль" звучит как "Зеро" — и в дальнейшем именно под этим именем истребитель стал известен у союзных пилотов.


      https://topwar.ru/70284-legendarnyy-zero.html

      Есть еще японский же фильм как раз про летчиков на "Зеро". Называется "Вечный ноль" Графика конечно местами прям бьет в глаза, но весьма неплохой фильм.
  5. Владимир61
    Владимир61 16 августа 2021 14:36
    +5
    Жаль, что такой защищенный объект, как Балаклавский подземный комплекс, будет использоваться только в качестве музея.
    1. KCA
      KCA 16 августа 2021 14:56
      +1
      Построить подземное укрытие такого масштаба скрытно невозможно, а чем выше режим секретности, тем выше интерес разведок к объекту, ну и как цель для МБР на первых ролях, срезать гору, скорее всего, не получилось-бы, а вот завалить вход возможно
    2. пищак
      пищак 17 августа 2021 11:29
      +2
      Цитата: Владимир61
      Жаль, что такой защищенный объект, как Балаклавский подземный комплекс, будет использоваться только в качестве музея.

      hi Очень жаль, конечно, что сечение спаренных судоходных каналов и, соответственно, доков изначально проектировалось для подлодок 613 проекта( большая стендовая модель которой красовалась "на стенке" у воды-к сожалению не имею сейчас возможности присовокупить имеющиеся размеры сечения судоходной штольни, фото и видео, ещё "украинского периода" музея "объект 825 гтс", тогда-в 2013 билет стоил 40 гривен) и их "модификаций"( такой, как пр.633).
      "Варшавянкам", с их совсем другими, "альбакоровскими", пропорциями корпуса fellow , в таком канале было бы очень "тесно".
      "Конструкторский запас на модернизацию" каналов и доков предусмотрен не был, поэтому много пришлось бы ломать и переделывать, расширяя судоходные штольни, чтобы попытаться "впихнуть невпихуемое". request

      А вот для разведывательно-диверсионных "пираний"( буде их производство возобновится и будут опять приняты на вооружение) эта готовая подземная база-укрытие самое то( только нужно будет, перед переоборудованием, тщательно проинспектировать-просканировать на наличие взрывчатых и следящих "спящих закладок" времён "незалежности"-натовцы вполне могли их оставить, "на всякий случай", ведь должны же были учитывать вероятное возобновление эксплуатации позаброшенного объекта несоюзными им вооружёнными силами)! good

      Но это будет тогда, когда российское руководство станет серьёзно относиться к угрозам, исходящим от ближайших соседей( например, амеро-британская ВМБ сил спецопераций в Очакове, с его, ещё советских времён, "подводно-диверсионными" традициями острова Первомайский wink ).
      И Балаклава опять превратится в "закрытый город", без праздных туристов и яхтенной марины. winked
  6. Добрый
    Добрый 16 августа 2021 14:47
    +4
    При Украине в 2010 г. я был в Балаклаве и посетил спрятанную в скале базу подлодок. В следующий раз приехал туда в 2018 г., но во многие помещения доступ стал закрыт.
    1. Saladine
      Saladine 16 августа 2021 21:21
      +3
      Там за время украинцев очень многие помещения были почти в тотал разворованы, отсутствует освещенность, поэтому так-как музей не до конца восстановлен доступ в эти помещения ограничен.
      1. Олег Авиатор
        Олег Авиатор 16 августа 2021 22:27
        +1
        Уже все восстановлен. Все есть. И освещение тоже.
  7. Руслан Сулима
    Руслан Сулима 16 августа 2021 16:30
    -1
    Странно, что на российском ресурсе лодку называют по НАТОвской классификации в заголовке. Что проще было написать С-49 ...
    1. agond
      agond 16 августа 2021 20:25
      +1
      Еще страннее, что любители ср..нной НАТОвской классификации ставят нам минусы за то, что мы не признаем придуманные кем то чужим клички для нашего оружия
      1. Руслан Сулима
        Руслан Сулима 16 августа 2021 20:50
        0
        Ну в этом нет ничего странного) Все логично, корежит их от истинных названий...
  8. Олег Авиатор
    Олег Авиатор 16 августа 2021 22:26
    +1
    Хороший музей. Сколько ходил в него все время что то новое нахожу. Як38 как по мне самый интересный экспонат. Ну и специзделие понятное дело. Лодка хорошей экспозицией в коллекции будет
  9. 75Сергей
    75Сергей 17 августа 2021 09:53
    +1
    А "Запорожец" порезали все же?
  10. Тестов
    Тестов 17 августа 2021 11:12
    +1
    Serg65 (Сергей), уважаемый, пожалуйста, просветите: кто, на чьи деньги, с каким оружием, на каком транспорте, сколько раз, откуда и куда возил тушёнку, которой на СМП зарплату выдавали в 1997 году. Да, выдавали всем цехам и отделам или только тем, кто на 0,75 сидел и на проходные завода годами не глядел, или только в КСП, или только в "Красном доме", или тем, кто на Харьягу или на Варандей в командировку к геологам ехал??? В Рождество 1997 года случилось Рождественское чудо - на свет появилась моя младшая дочь. Апрельскую демонстрацию 1997 года, организованную профсоюзами Северодвинска, в 32 000 человек, прошедших от заводоуправления по проспекту Ленина до площади Победы, где был митинг с лозунгами "Ельцина - в отставку!" - помню. Как в машине на ул Орджоникидзе старшего "Зарубу" гранатой подорвали - помню, как "Лошарика" и "Гепард" строили - помню, как "Томск" испытывали - помню. Даже помню, как "Звёздочка" "Казань" по пр. "Аксон-2" модернизировала и её силуэт смотрелся на воде очень не привычно. Что такое в 1997 году нет в газовой плите газа, отопление такое, что в квартире + 13, а на проспекте Победы в квартире у папы +2, веерные отключения электричества по 4-6 часов - помню.Может последствия короновируса - но про зарплату тушёнкой - не помню...
  11. Инжeнeр
    Инжeнeр 17 августа 2021 11:46
    0
    Логичное решение, а то музей в Балаклаве совершенно пустой. Как видите один из самых "крупных" экспонатов - посадочный модуль Союза, внезапно.
  12. Simfy
    Simfy 17 августа 2021 21:56
    0
    Отличная новость, замечательный экспонат для данного музея.