Блокадный Ереван и... все армянские дороги

29

Армяне «ставят» на Иран?


На днях в Тегеране премьера Армении Никола Пашиняна принял новоизбранный президент Ирана Ибрахим Раиси. По данным ТАСС со ссылкой на пресс-службу совмина Армении (6 августа), стороны

«...обсудили обеспечение активной деятельности свободной экономической зоны «Мегри» (приграничный с Ираном южно-армянский район. – Прим. авт.) и возможность применения режима свободной торговли Ирана с ЕАЭС (этот режим действует с ноября 2019 года. – Прим. авт.) в качестве стимула для развития сотрудничества в этой сфере».


Особо отмечено, что Пашинян (на фото):



«приветствовал иранский интерес к проекту строительства автомагистрали «Север – Юг» (Сисиан – Мегри: в центральной и южной Армении. – Прим. авт.), а правительство Армении готово обсудить участие иранских компаний в международном тендере по участку Сисиан – Мегри».

Также они обсудили и реализацию ряда региональных проектов с участием двух стран и косвенно возможность деблокады армянских магистралей, по которым могут пойти грузы из Ирана. Хотя никаких официальных документов в ходе переговоров по решению этих вопросов не было подписано.

Насколько сейчас реально оперативное снятие блокады транспортных маршрутов на юге Закавказья в Турцию?

Это никто пока оценить не в силах – слишком свежа память о Нагорном Карабахе. Пути-то есть – и через Армению, и в Иран через Нахичеванский регион Азербайджана. Но, похоже, задача их использования лишь теоретически обозначена всеми сторонами.

Во внешнеторговом транзите России и в международном грузовом транзите – через РФ и Закавказье – сделана ставка на повышение роли Турции и Азербайджана с Грузией, дружественных Анкаре. Что, в свою очередь, усилит политическую роль Турции и в регионе, и в отношениях России со всеми странами Закавказья.

Однако ещё 24 мая 2021 года в Ереване был подписан «Меморандум о взаимопонимании» между министерством экономики Армении и министерством дорог и городского развития Ирана. Этот документ примечателен нижеследующим: по данным информагентства АРКА (Ереван, от 25 мая),

«…в ходе переговоров главами этих ведомств были обсуждены тарифы на транзит иранских грузов через Армению». Сообщалось также, что «в рамках визита в Ереван министра дорог и городского развития Ирана г-на Эслами проведены переговоры об использовании армянского маршрута по части транспортного коридора Север-Юг в направлении на порты Грузии».

Блокадный Ереван и... все армянские дороги

В свою очередь, информагентство Jam-News (Ереван) 15 июля сделало ссылку на заявление министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада два месяца тому назад в Ереване:

«министр подчеркнул необходимость формирования новой транспортной архитектуры в регионе. Рассматривая в её основе, по словам министра, действующую железную дорогу Иран – Нахичевань – Армения – Грузия: Тегеран – Тебриз – Джульфа – Нахичевань – Ерасх – Ереван – Тбилиси – порты Грузии».

Первым номером – Анкара


Но все эти планы и намерения остаются теоретическими.

Дело в том, что железнодорожная артерия БТК: Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку (Турция – Грузия – Азербайджан), действующая с 2017 года, вышла к 2021-му за пределы региональной значимости: в направлении на Россию.

Напомним, наша страна является участницей договоренностей 2020 года о разблокировании стальных магистралей на Юге Кавказа, в том числе и транзитных. А именно: в Анкаре 6 мая 2019 года главы железнодорожных администраций России, Турции и Азербайджана подписали соответствующий трёхсторонний меморандум.

Он предусматривает совместные действия для обеспечения регулярных железнодорожных перевозок по маршруту БТК, включая установление экономически обоснованных льготных тарифов и привлечение новой грузовой базы (к документу в конце 2019 года присоединилась Грузия).

«В этом ключе – как сообщает азербайджанское информационное агентство «Haqqin. Az» от 24 июля, – обсуждается проект «строительства второго железнодорожного пути с шириной колеи 1520 мм в 76 км на участке вблизи Карса и терминально-логистического центра в Карсе. Но РЖД идёт дальше, предлагая турецким коллегам доставлять через РФ грузы из Южной Кореи, КНР и других стран АТР».


Что касается транзитной альтернативы в Южном Закавказье, то, по оценкам «International Alert» и ряда российских профильных экспертов (2019–2021 гг.), восстановление «Закавказского Транссиба» – турецко-армяно-азербайджанского железнодорожного коридора Карс – Гюмри – Ереван – Нахичевань – Джульфа – Мегри – Минджеван – Горадиз – Алят – Баку (проходит вблизи границ с Турцией и Ираном) – обойдётся минимум в 430 млн долларов.

Из этой сумм на восстановление участков в Азербайджане требуется до 280 млн долларов, Армении – свыше 115 млн, Турции – около 55 млн. Эти цифры включают расходы на восстановление транзитного погранперехода Джульфа азербайджанская – Джульфа иранская.

То есть, оставляя за скобками известные проблемы Армении с Азербайджаном и Турцией, разблокирование южно- и транскавказских стальных магистралей в этом регионе упирается ещё и в финансирование восстановительных работ.

Армения – даже не вторым


В то же время маршрут БТК – реально действующий. И, скорее всего, российской стороне выгоднее «наращивать» его использование, чем вкладываться – пусть и частично – в упомянутые восстановительные расходы.

Может, именно поэтому не предпринимается до сих пор никаких «коллективных» мер по отмене уже почти 20-летней турецкой транспортной блокады Армении?

Тогда каковы же реальные перспективы железнодорожного коридора РФ – Азербайджан – Иран вдоль каспийского побережья? Тем более что создание здесь соединительного азербайджано-иранского участка (Астара – Решт) – всего лишь около 100 км, застопорилось с 2020 года?

Во всяком случае, упомянутое железнодорожное соглашение 2019 года с российским участием по использованию БТК предопределяет такие вопросы. Те же вопросы обусловлены и разъяснениями первого замдиректора ОАО «РЖД» Сергея Павлова для центрального турецкого информагентства Аnadolu 17 февраля:


«Отправка первого контейнерного состава из Турции в Россию по железной дороге Карс – Тбилиси – Баку – Карс (см. карту), завершившего свой маршрут 9 февраля, стала важным шагом на пути к расширению железнодорожной торговли, а также будет способствовать дальнейшему росту товарооборота между двумя странами. Российская сторона готова предпринять все необходимые шаги для обеспечения регулярных грузоперевозок по железнодорожному маршруту Баку – Тбилиси – Карс».

Схожую оценку перспектив БТК высказал в турецкой Star (Стамбул) 10 апреля 2021 года Адыль Караисмаилоглу, министр транспорта и инфраструктуры Турции:

«Грузоперевозки по железной дороге Баку – Тбилиси – Карс в первой четверти 2021 года выросли почти в полтора раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Проект Баку – Тбилиси – Карс, по которому проходит маршрут Турция – Россия, способствует развитию транспортного коридора Север – Юг. Прогнозируем, что поставки по маршруту БТК и впредь будут расти».



Адыль Караисмаилоглу на фоне поезда Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку

По предварительным оценкам того же турецкого ведомства, грузовой транзит в Россию, а с в 2022 году – и в страны Центральной Азии, будет в обоих направлениях – основным транзитным товаропотоком по БТК.

Тем временем менее протяженный железнодорожный маршрут РФ – Турция – через азербайджано-армянский участок Акстафа – Иджеван, около 50 км, – поныне не разблокирован. При том, что до 90 % закавказской протяженности этой магистрали сегодня в рабочем состоянии.

Судя по всем признакам, «транзитная» (только ли транзитная?) зависимость России от Турции, Грузии и Азербайджана только усилится.

А деблокада Еревана – реальное разблокирование железных дорог в Южном Закавказье будет, скорее всего, отложено. Под предлогом того, что так и не урегулированы политические вопросы в «треугольнике» Турция – Армения – Азербайджан.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    20 августа 2021 11:11
    Кто куда, на кого поставил???
    И что хотят получить в конце концов?
    Историю учить не хотят, мозги набекрень ... результат предсказуем.
    1. +5
      20 августа 2021 12:27
      Цитата: rocket757
      результат предсказуем.

      Все будут обвинять Россию.
      1. Комментарий был удален.
        1. +4
          20 августа 2021 12:36
          Цитата: rocket757
          В общем, сами, сами, как всегда!

          Так миротворцы российские уже там, мнение многих по этому поводу с Азербайджанской стороны весьма негативное, угроза жизни им весьма реальна.
          1. +6
            20 августа 2021 12:40
            Миротворцы там, со своими целями и задачами .... вопрос, а при чем тогда Армения, это не их территория, они официального статуса, как своей страной части, не сумели придать ... короче, по этому вопросу их можно списать.
            Как поведут себя Азербайджанские власти, это вопрос??? Но, раньше с ними, как раз, проблем особых не было.
            Все, конечно, может изменится ..... бум посмотреть.
            1. +4
              20 августа 2021 12:57
              Одно будет точно. Обе стороны во всех бедах обвинят Россию.
              1. +1
                20 августа 2021 13:08
                Да нам поф, на тамошних, с высокой колокольни.
                Если сами кашу заварят им её и расхлёбывать.
                1. +2
                  20 августа 2021 13:10
                  Цитата: rocket757
                  Да нам поф, на тамошних, с высокой колокольни.
                  Если сами кашу заварят им её и расхлёбывать.

                  А как же(давно изживший себя формат.ИМХО) ОДКБ?
                  1. +7
                    20 августа 2021 13:37
                    А что не так с форматом? Я что то пропустил? Кто то на Армению нападал ... когда?
                    1. 0
                      20 августа 2021 13:57
                      Цитата: rocket757
                      Кто то на Армению нападал ... когда?

                      Пока нет, но якобы Азербайджан вроде желает проложить(если придётся то и силовым путём) "Зангезурский коридор".
                      Очередное обострение межэтнических отношений на территории региона произошло в конце 1980-х годов, на фоне Карабахского конфликта. В начале 1988 года в Азербайджан прибыли первые беженцы из Кафанского района Армянской ССР[36][37], в ноябре началось массовое изгнание азербайджанцев из Армении[38].

                      В советские годы по территории Зангезура проходили железные дороги Ордубад—Агарак—Мегри—Миндживан и Капан—Зангелан—Миндживан. С началом первой Карабахской войны железнодорожное сообщение на этом участке прекратилось. Под контроль непризнанной НКР перешли азербайджанские районы между НКАО и иранской границей — Кубатлинский, Зангеланский, Джебраильский и треть Физулинского района. Железнодорожные пути были разобраны, сухопутная связь Нахичевани с Азербайджаном через Армению прервалась[39].

                      После завершения боевых действий в Нагорном Карабахе осени 2020 года стал рассматриваться проект восстановления транспортного сообщения между Нахичеванской Автономной Республикой и западными районами Азербайджана через Зангезур

                      гипотетический транспортный коридор длиной около 40 км через территорию Сюникской области (Зангезура) Армении, рассматривающийся в качестве возможного, по согласованию Азербайджана и Армении, средства для обеспечения транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и его эксклавом Нахичеванской Автономной Республикой.
                      1. +4
                        20 августа 2021 14:07
                        Т.е. вроде бы, якобы да кабы .... не, не, ОДКБ по таким наводкам шебуршать не будут. И это правильно.
              2. +1
                21 августа 2021 16:11
                Цитата: Tank Hard
                Одно будет точно. Обе стороны во всех бедах обвинят Россию.

                Оно нам над, ихний геморрой?
                Армяны опять хотят на чужом (хре) горбу въехать в рай.
                А потом снова бегать с плакатами "Россия аккупант", "гоу хом", "Россия долой"...
  2. +5
    20 августа 2021 11:12
    Как бы блокада не превратилась в "ампутацию".
  3. +6
    20 августа 2021 11:17
    Смотрю я на карту и понимаю что это была не последняя война...
  4. +4
    20 августа 2021 11:25
    не хотели жить по заветам Шаумяна-Багирова-Микояна.
    стройте свои отдельные. маленькие гнезда.
    куда разлетятся птенцы из тех гнезд?
    а Коридор Север-Юг по Каспию-Ирану нужен для торговли с Индией. маловато будет пока
  5. +9
    20 августа 2021 12:01
    Я конечно не логист по образованию, но если требуется транспортный коридор с юга России до Ирана, можеть лучше использовать Каспий как транспортную артерию. Зачем нам промежуточное звено в лице Азербайджана, а тем более Армении?
    Завтра эти страны устроят очередной конфликт и мы получим проблемы на ровном месте.
  6. +3
    20 августа 2021 12:05
    Напомним, наша страна является участницей договоренностей 2020 года о разблокировании стальных магистралей на Юге Кавказа, в том числе и транзитных

    на самом деле, что мы всё по старинке: "железная дорога"
    долой архаизмы!
  7. +1
    20 августа 2021 12:05
    Для армян, сейчас, самое важное - это Зангезурский проход. Если они его сдадут, Армению можно записывать в учебник истории "для самых тупых"))))
    1. 0
      20 августа 2021 12:33
      Цитата: ТермиНахТер
      Если они его сдадут,

      А как им его не сдать? Минус не мой.
      1. +2
        20 августа 2021 12:38
        Есть страны, которые тоже против. Россия и Иран.
        1. 0
          20 августа 2021 12:39
          Цитата: ТермиНахТер
          Есть страны, которые тоже против. Россия и Иран

          Вы предлагаете начать войну?
          1. +1
            20 августа 2021 12:40
            Зачем? Есть политические и экономические методы, тем более, что сейчас экономическое положение Турции и Азербайджана совсем не блестящее.
            1. +5
              20 августа 2021 12:55
              Цитата: ТермиНахТер
              Есть политические и экономические методы, тем более, что сейчас экономическое положение Турции и Азербайджана совсем не блестящее.

              Судя по гостям в столице и самолётам помогающим в Турции, у кого то нет желания поступать так, как вы написали.
              1. +1
                20 августа 2021 17:25
                Пожары тушат, в соответствии с договором, ранее подписанным. Отказаться, значит выплачивать штрафы и прослыть ненадежным партнером, который не выполняет взятые на себя обязательства. Впрочем, туркам это не сильно помогает, ситуация в стране аховая. Желаю Эрдогану творческих узбеков))))
  8. +5
    20 августа 2021 12:53
    Выгоднее всего проложить транспортную магистраль по своей территории, из Черного моря в Каспий. После чего оставить всех этих кавказских ребят их судьбе. Уверен, любые затраты быстро окупятся.
    1. +6
      20 августа 2021 12:59
      Цитата: михаил3
      Выгоднее всего проложить транспортную магистраль по своей территории, из Черного моря в Каспий.

      Да и помидоры свои выращивать выгодно, однако...((
    2. sav
      +23
      20 августа 2021 13:20
      Цитата: михаил3
      Выгоднее всего проложить транспортную магистраль по своей территории

      Кто то очень не хочет этого. И выбирает зависимость от кавказских режимов.
  9. -3
    20 августа 2021 18:43
    Почему бы не открыть жд сообщение которое было между Азербайджаном и Арменией а уперлись в этот зангезурский коридор?? Все просто 1 оттяпать очередную часть Армении и 2 очередной раз отсечь Армению от всех международных транспортных путей
  10. +1
    20 августа 2021 23:26
    согласен с Протон и михаил3 - самый выгодный коридор по Каспию, связывать себя с двумя русофобскими анклавами - себе дороже.
    другое дело, что в Кремле имеют сильные позиции протурецкий и проармянский кагал - им наплевать на интересы России.
  11. 0
    22 августа 2021 11:27
    Цитата: Протон
    можеть лучше использовать Каспий как транспортную артерию
    Каспий и так используется по максимуму. Другое дело, что этот максимум... весьма небольшой. Нет у нас (и у Ирана) на Каспии больших контейнеровозов. И не будет. Плюс проблема в дельте Волги. Проход в Волгу из Каспия для более-менее больших судов возможен только по Волго-Каспийскому судоходному каналу (ВКСК) С первых лет работы ВКСК возникла необходимость борьбы с заносимостью прорезей морскими и речными наносами. Эта задача решалась традиционными способами: ежегодным ремонтным землечерпанием и ограждением канала дамбами.В 1995 г. на канале был выполнен объём дноуглубительных работ – 0,8 млн м³, в 1996 г. – 1,7 м лн м³, в 1998 г. – 1,8 млн м3. В 2015 году для поддержания навигационных глубин на судоходном канале филиалу необходимо поднять было со дна Волги и Каспия 5,3 млн м3 грунта. Не подняли и половины.
    Опять же с декабря по апрель Нижняя Волга "не работает". А Верхняя Волга не работает с ноября по май.
    Плюс значительное число шлюзов. Размеры шлюзов позволяют шлюзовать лишь по два пятитысячника. Впрочем, и 3600 тонники тоже шлюзуются не более, чем по два.
    В районе Городца проблемный участок. Пятитысячники, чтобы его пройти, вынуждены грузиться лишь на 3000 тонн. И то не всегда помогает.