Танки. В борьбе за первородство!

21
Танки. В борьбе за первородство!
«Танк» австралийца Ланселота Элдина Де Моля

«Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство»
Книга Бытия 25:31

Что было до самых первых танков? А было вот что: в феврале 1915 года капитан Мюррей Суэтер показал морскому министру Уинстону Черчиллю тележку на гусеничном ходу фирмы «Диплок», в которую была запряжена… лошадь. Того «машинка» заинтересовала, и тогда Суэтер вместе с главой фирмы Брамой Диплоком составили проект «сухопутного корабля» на гусеницах, а 4 марта 1915 года представили его «Комитету сухопутных кораблей». И эта машина – вот ведь ирония судьбы какая – была в чём-то даже похожа на многоколесный танк Пороховщикова. Только вот двигалась она на гусеницах, а не на пулеметно-бомбометных колесах-барабанах.

Речь в проекте шла о боевом транспортном средстве, способном перевозить «окопную штурмовую группу из 50 человек с пулеметами и боеприпасами». То есть изначально она задумывалась как бронетранспортер, а не как танк. Техническую сторону проекта разрабатывал инженер полковник Р. Э. Б. Кромптон уже от имени «Комитета сухопутных кораблей». В его проекте было две гусеничные тележки, расположенные одна за другой, над которыми находилась платформа длиной 12 м. Вес машины был около 25 тонн, а вооружена она была 12-фунтовым орудием. Броня имела толщину 8 мм (0,31 дюйма) спереди и по бокам и 6 мм (0,24 дюйма) сверху. Два двигателя «Роллс-Ройс» мощностью 46 л. с. каждый обеспечивали этой машине движение. Сначала заказали 12 таких «транспортеров», но в итоге построили только лишь один, получивший название «Педрайл» (по названию фирмы-производителя). Её пытались превратить в самоходный огнемет, но потом отказались и от этой идеи. И в итоге, после испытаний в 1917 году, этот странный «танк» был утилизирован.




Машина «Педрайл» на испытаниях 1917 года

Однако самый первый английский танк, как это ни странно, не был создан в Англии. Не был он создан и англичанином, хотя и подданным английской короны. А вот чтобы рассказать об этом человеке, нам придётся перескочить сразу через несколько лет, когда Первая мировая война уже завершилась и именно в Англии была создана Британская Королевская комиссия по наградам изобретателям, претендовавшим на то, чтобы считаться «родителями танков». Во главе комиссии стоял опытный судья Саргант, а всего комиссией были расследованы претензии двенадцати человек относительно изобретения танков. Выводы и рекомендации комиссии были представлены 27 ноября 1919 года.

В отчёте комиссии было сказано, что

«при оценке ценности изобретения танков для целей [наших] рекомендаций мы принимали во внимание не только тип танков, которые вступили в строй во время битвы на Сомме, но и любые модификации или их улучшения, которые можно справедливо считать результатом нормального развития внутренних возможностей исходного изобретения.»

Однако далее было написано, что

«мы не принимали во внимание какие-либо особые или исключительные изобретения, которые впоследствии могли быть применены и в итоге привели бы к существенной дополнительной полезности уже имеющихся машин.»

То есть, попросту говоря, комиссия решила считать так: если ты предложил нечто такое, что привело к появлению Mk. I, то тебе честь и хвала – ты среди «отцов танка». А вот если предложил поставить вращающуюся башню на танк «Уиппет», то… извините, ты всего лишь «причастное лицо» и не более того, а значит, и награда тебе не полагается.


Гусеничное шасси конструкции Де Моля

В первую очередь члены Комиссии зафиксировали своё мнение о том, что

«общая идея использования такого средства ведения войны, как «танк», была преобразована в практическую форму в первую очередь благодаря восприимчивости, смелости и энергии г-на Уинстона Черчилля.»

То есть отдали должное его роли в появлении танков на свет. Кроме того, Комиссия посчитала важным отметить, что сам он никаких претензий на то, чтобы считаться «отцом танка», не предъявлял, поскольку

«г-н Черчилль очень правильно придерживался мнения, что все его мысли и время принадлежат государству и что он не имеет права требовать себе присуждения какой-либо компенсации, даже если бы и хотел это сделать.»

То есть комиссия посчитала необходимым отметить его патриотическую гражданскую позицию.

Затем было решено, что У.Г. Вильсон У. Триттон получат совместно 15 000 фунтов стерлингов за «разработку и производство практической формы нового и эффективного оружия, известного как «танк». При этом было подчёркнуто, что, когда танки вышли на поле боя, недостатки их конструкции, которые были к тому же ещё и быстро устранены, явились следствием неадекватных технических заданий со стороны правительства, а не были связаны с какими-либо конструктивными недоработками Триттона или Вильсона.

Сэр Юстас Теннисон д'Энкур, председатель «Комитета по сухопутным кораблям», и генерал-майор E.Д. Суинтон получили по 1000 фунтов стерлингов каждый за работу по «отстаиванию общей концепции, разработке технических требований и надзору за проектом».

Альберт Коллинсон Несфилд и лейтенант Роберт Фрэнсис Макфай получили по 500 фунтов стерлингов за свои концепции и идеи.

Одновременно Комиссия отклонила требования подполковника Фредерика Льюиса Мейтленда Бутби, коммодора М.Ф. Суэтера, майора Томаса Джерарда Хетерингтона на том основании, что важные услуги, которые они оказали, входили в сферу их военной службы. Также в получении вознаграждения было отказано и полковнику Р.Э.Б. Кромптону и его помощнику г-н Люсьен Альфонс Легро, поскольку, хотя они «преданно и очень усердно трудились» над поставленными перед ними задачами, «им хорошо платили в качестве инженеров-консультантов, и они не изобрели и не открыли ничего такого, что в конечном итоге было включено в конструкцию британских танков».


Газета «The Times», 28 ноября 1919, p.12. Список награждённых за создание танка

Комиссия рассмотрела также и претензию Ланселота де Моля и была к нему более благосклонной.

«Мы считаем, – отметили члены комиссии, – что ему принадлежит величайшая заслуга в том, что он создал и довел до практической формы еще в 1912 году блестящее изобретение, которое предвосхитило и в некоторых отношениях превзошло то, что фактически было введено в действие в 1916 году. И не его вина в том, что его изобретение опередило свое время, не было оценено по достоинству и было отложено, потому что тогда не возникло повода для его использования. Мы очень сожалеем, что не можем порекомендовать ему какую-либо награду. Но в таких случаях мы обязаны придерживаться общего правила, согласно которому заявитель должен показать причинную связь между своим изобретением и любым аналогичным, которое используется правительством.»


Особенностью шасси Де Моля было то, что поворот машины осуществлялся без торможения одной из гусениц, а за счёт изгиба самой гусеничной ленты. Подобную схему поворота англичане впоследствии использовали на шасси танков «Тетрарх» и САУ «Алекто». То есть Де Моль в 1912 году предлагал сделать то, что британские конструкторы сделали только в 1943 году!

Так что Комиссия признала разработку де Моля блестящей и даже заявила, что она превосходит фактически разработанные машины, но из-за узких своих полномочий смогла присудить ему лишь выплату в размере 987 фунтов стерлингов (около 50 000 фунтов стерлингов на 2019 г.) на покрытие своих расходов. В 1919 г. он стал почётным ефрейтором, а в начале 1920 года было объявлено, что он стал командором Высочайшего ордена Британской империи (КБИ). Во время церемонии вручения награды 28 июля 1921 года в бальном зале Дома правительства штата Новый Южный Уэльс лорд Форстер, седьмой генерал-губернатор Австралии, так нервничал, что уронил крест, прежде чем повесить его на грудь де Моля.


Ланселот Де Моль в военной форме

А было так, что в 1912 году изобретатель отправил подготовленные им чертежи в Англию в военное министерство. Год спустя ему сообщили, что его предложение отклонено. Несмотря на неудачу, изобретатель не сдался и отправил документы британцам вторично в 1914 и 1916 году. В 1916 году они уже имели на руках свой собственный танк, и ответили, что, мол, Ланселот молодец и всё такое, но в ответ на претензии о плагиате мы можем предложить вам 987 фунтов стерлингов за причинённое беспокойство.


Фотография в паспорте и подпись 7478 рядового Ланселота Эльдина Де Моля, 10-й батальон британских ВВС

Тогда он вступил в действительную военную службу 26 сентября 1917 года и отправился в Англию, взяв с собой модель своего танка. Он смог продемонстрировать его Британскому комитету по изобретениям, который рекомендовал его Совету по танкам. Однако, поскольку танки британской разработки уже использовались на Западном фронте, Де Молю было отказано в третий раз. На действительной военной службе во Франции он находился с 1918 года до конца войны, а в 1919 году подал иск в Британскую королевскую комиссию о награждении изобретателей. Он опять потерпел неудачу, но получил 965 фунтов стерлингов на покрытие расходов и стал почётным капралом. В 1920 году он стал кавалером ордена Британской империи (КБИ). Модель же ходовой части его танка хранится в коллекции Австралийского военного мемориала.


Ещё один экспериментальный танк, так никогда и не построенный в металле: британский танк Мk. VII, специально разработанный для экспедиционного корпуса армии США. Имел одну 57-мм пушку в передней стенке корпуса, два пулемета в спонсонах по бортам и ещё четыре по углам командирской рубки. Возможно, он стал бы массовым и популярным танком, однако янки предпочли Мk. VIII большей длины и с двумя пушками

Ну, в следующий раз дело, скорее всего, дойдёт и до танка Бурштыня…

Продолжение следует…
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    24 августа 2021 18:59
    Ещё один экспериментальный танк, так никогда и не построенный в металле: британский танк Мk. VII

    Мk. VII как раз построили, правда только три штуки.


    А это Mark VI.
    1. +5
      24 августа 2021 19:05
      ДА. надо палочку лишнюю убрать!
  2. +7
    24 августа 2021 19:19
    Мои громкие аплодисменты и барабанная дробь хвостом!!! Вячеслав Олегович меня сделал, лично я не сном ни духом не слышал об танке Ланселота Эльдина Де Моля. Хотя до этого считал, что-то про эти железные коробки знаю!!!
    Спасибо!
    1. +10
      24 августа 2021 19:27
      Да, поблагодарить Вячеслава Олеговича нужно, но...
      Лично для меня вариаций на тему кто является изобретателем танка нет - англичане и точка.
      В бытность студенчества дали нам задание. На втором курсе. Раздали каждому по описанию механизма/агрегата и само задание - в патентной библиотеке найти три похожих.
      Помню мы все удивились и обеспокоились - найдется ли столько? Когда же проведи нужные манипуляции поиска то лично я был ошарашен сколько всякого на мою ( не помню что было) тему нашлось! И практически такие же, и с небольшими изменениями....
      Так что если судить по патентам, то первооткрывателей много может быть. Но поехал по полю боя первым английский "ромб"...
      1. +4
        24 августа 2021 22:21
        Человек, который впервые провёл патентный поиск, особенно в печатном виде по РЖ, как правило поражается, сколько всего изобретено и никому не известно......
    2. +6
      24 августа 2021 19:34
      Рад, что Вы узнали из статьи нечто совершенно новое. Это самое приятное известие. Однако это еще не конец...
  3. +6
    24 августа 2021 19:46
    Эх,когда-то зачем-то так шибко "парафинили" Танк Лебедева ! А ведь в нем "что-то" было такое эдакое !

    А вот немцы не чурались такого концепта ! И этот концепт втиснули в эту форму !


    TreffAs Wagen
    1. +1
      25 августа 2021 14:45
      Володя, привет. smile
      Его фамилия Лебеденко, Николай Лебеденко. И "парафинили" его танк совершенно заслуженно, он и сотни метров проехать не смог и безнадёжно увяз в грунте, там долго-долго и ржавел потихоньку. request

      1. +1
        25 августа 2021 16:23
        Спасибо,Костя,что поправил ! Это я "автопилотом " упомянул так Лебеденко ! Время было уже позднее...как нарочно, вспомнились заодно и еропланы Лебедева...вот и "махнул не глядя" ! request
        А по поводу несостоятельности "танка" Лебеденко,то это из-за какого угла посмотреть ! Да, в том виде,каком он нам известен , надеяться было не на что ! Но поработать над машиной можно было ! Как пример, я "выставил" "средний колёсный танк" TreffAs Wagen... А "по большому счёту", идея колёсного танка с большими колёсами нравилась многим ,и в период с 1МВ по 2МВ появилось немало проектов и опытных образцов колёсных бронемашин ! (Впрочем, "проекты и опытные образцы" появлялись аж с 19 века!)
        1. +1
          25 августа 2021 16:30
          Итальянцы, например, имели большую склонность к конструированию колёсных танков.
          Павези Р4 модель 1924 года.

          Ансальдо модель 1929 года.
  4. +4
    24 августа 2021 20:45
    на мой взгляд нельзя говорить о появлении танка, хотя бы не упомянув моторгешуц Гюнтера Бюрстина , который был предтавлен где то за год до Моля, а также француза Жана Баптиста Естйенна
    1. +2
      24 августа 2021 22:22
      Цитата: indy424
      на мой взгляд нельзя говорить о появлении танка, хотя бы не упомянув моторгешуц Гюнтера Бюрстина , который был предтавлен где то за год до Моля, а также француза Жана Баптиста Естйенна

      Да где там Гюнтер ,и где искать Жана ! Если копнуть глыбже, то еще обнаружим "танки"...только с "лошадиным двигателем" !

      Танк Вольтера 18 век


      Шотландские боевые повозки 15 век

      Средневековый Восток

      Античный мир. РИМ
      1. +2
        25 августа 2021 14:49
        И как это ты забыл про великого Леонардо?


        1. +2
          25 августа 2021 15:53
          Привет,Константин! hi Да забыть-то не забыл! Но ,во первых,я мог "втиснуть" в коммент лишь 5 изображений...а во вторых,"творение" Леонардо нашего уже присутствовало в серии статей "История танков.Первородство танков"...(Чё повторяться?) .В третьих, почти все изображения в комменте -это практические образцы (как уверяют хроники...летописи); а "броневик" Леонардо-лишь проект ,который в своё время не был построен и только гораздо позже появились реплики-макеты...
    2. +2
      25 августа 2021 05:31
      "Ну, в следующий раз дело, скорее всего, дойдёт и до танка Бурштыня…"
  5. +1
    25 августа 2021 03:37
    Особенностью шасси Де Моля было то, что поворот машины осуществлялся без торможения одной из гусениц, а за счёт изгиба самой гусеничной ленты. Подобную схему поворота англичане впоследствии использовали на шасси танков «Тетрарх» и САУ «Алекто». То есть Де Моль в 1912 году предлагал сделать то, что британские конструкторы сделали только в 1943 году!
    Во первых гусеницу изгибала чудовищно сложная ходовая часть, близко не похожая на опорные катки с возможностью подруливания у "Тетрарха", во вторых "Тетрарх" в основном управлялся, как и положено танку, затормаживанием гусениц, а в третьих, жуткая английская коряга, не нашедшая применения, для автора это "техническое предвидение", а мотор-колёса Пороховщикова это, опять же для автора, "мертворожденный монстр".
    1. +3
      25 августа 2021 05:15
      Цитата: Владимир_2У
      жуткая английская коряга,

      По крайней мере была построена. Ездила и даже воевала. А вот танк Пороховщикова изначально построен быть не мог. Есть большая разница, не так ли?
      1. -2
        25 августа 2021 05:26
        Цитата: kalibr
        По крайней мере была построена. Ездила и даже воевала

        Вы бредите?
        А было так, что в 1912 году изобретатель отправил подготовленные им чертежи в Англию в военное министерство. Год спустя ему сообщили, что его предложение отклонено. Несмотря на неудачу, изобретатель не сдался и отправил документы британцам вторично в 1914 и 1916 году.

        Где тут про "построенный и даже воевавший" чудомеханизм Де Моля?
        1. +4
          25 августа 2021 05:28
          Речь о Тетрархе, понятно... А то, что конструкция Де Моля была неудачной об этом говорит то, что ее отклонили. Но оценили, тем не менее.
          1. 0
            25 августа 2021 05:38
            Цитата: kalibr
            Речь о Тетрархе, понятно

            А "чудовищная коряга" это об аппарате Де Моля, что не менее понятно.
          2. 0
            25 августа 2021 14:58
            Вячеслав, добрый день! hi
            Интересная статья, плодовитость изобретателей, воистину, не имеет границ. wink
            Только мне совершенно непонятно зачем нужно усложнять ходовую, дабы обеспечить танку плавный поворот -- лишнее это. Я за службу не раз откатался на "полстачетвёрке" и остался доволен её поворотливостью и реакцией.
            Ну, и фотографии "Тетрарха" и "Алекто", благо ходовые у них одинаковые.