Военное обозрение

Штурмовик для американского спецназа с советским прошлым. MC-145B Coyote

39

MC-145B Coyote, рендер


В конце июня 2021 года в США представили новый легкий штурмовик для Командования специальных операций. Представленный самолет является одним из пяти, которые в настоящее время проходят испытания в рамках программы Armed Overwatch. Новая машина представляет собой легкий двухмоторный штурмовик, созданный на базе польского транспортного самолета PZL M28 Skytruck.

В отличие от транспортной машины, боевой вариант самолета, известный как MC-145B Coyote, получит возможность использования широкой номенклатуры вооружений. В том числе управляемых боеприпасов, среди которых можно выделить ракеты класса воздух-поверхность AGM-144 и управляемые высокоточные авиабомбы GBU-39/B. Известно также, что самолет может быть носителем небольших беспилотников и других систем вооружений.

Программа Armed Overwatch Командования специальных операций США


Программа Armed Overwatch, инициированная Командованием специальных операций США, предполагает приобретение 75 легких штурмовиков, предназначенных для непосредственной огневой поддержки бойцов спецподразделений, а также разведывательных миссий, наблюдения и рекогносцировки.

Программа была запущена после обобщения опыта последних локальных конфликтов, в которых принимали участие американские военные. Военные операции в Афганистане и Ираке показали, что силы специальных операций нуждаются в самолетах, которые могли бы эффективно использоваться в труднодоступной местности. Взлетать и садиться с грунтовых и неподготовленных аэродромов.

Для решения этих задач ещё в 2006 году начались закупки одномоторных коммерческих турбовинтовых самолетов Pilatus PC-12, которые переоборудовались для использования в военных целях. Военная версия этих самолетов получила в США обозначение U-28A. При этом подразделения спецназа по-прежнему испытывали потребность в легких ударных самолетах, эксплуатация которых была бы на порядок дешевле применения многоцелевых истребителей F-15E и F-16 или реактивных штурмовиков A-10, не говоря уже о более совершенных истребителях пятого поколения.

В результате в 2020 году Командованием специальных операций SOCOM была наконец-то запущена программа Armed Overwatch, предусматривающая выбор и закупку легкого штурмовика. Специалисты отмечают, что это уже 7-я попытка американских вооруженных сил закупить легкие турбовинтовые штурмовики за последние 14 лет.


Программа Armed Overwatch наложилась на пандемию коронавируса и столкнулась с недостатком финансирования. Помимо этого, пристальное внимание Конгресса к программе также задержало необходимые выплаты, в итоге закупка самолетов так и не началась в 2021 финансовом году. Теперь приобретение самолетов в рамках программы Armed Overwatch планируется начать в 2022 финансовом году.

В мае 2021 года американские военные определились с пятью компаниями, которые принимают участие в программе и представили на конкурс свои прототипы легких штурмовиков. Это фирмы: Leidos, MAG Aerospace, Textron Aviation, L-3 Communications и Sierra Nevada Corporation (SNC). Неизвестно, сколько денежных средств уже получила каждая из компаний, но общая стоимость заключённых с ними сделок, по информации SOCOM, составила примерно 19,2 миллиона долларов.

Кто-то из этих пяти компаний в итоге станет победителем, получившим крупный заказ на 75 легких штурмовиков, призванных заменить многоцелевые турбовинтовые самолеты U-28 Draco. Выигравшая конкурс компания должна будет поставить 75 самолетов в течение 5-7 лет. Закончить испытания прототипов американские военные рассчитывают до начала 2022 года.

Советское прошлое штурмовика MC-145B Coyote


Любопытно, что будущим легким штурмовиком Командования специальных операций США может оказаться ещё советская разработка. MC-145B Coyote, представленный компанией Sierra Nevada Corporation, построен на базе польского легкого грузо-пассажирского самолета PZL M28 Skytruck. Данная модель представляет собой западный вариант советского легкого транспортного самолета Ан-28, первый полет которого состоялся ещё в январе 1973 года.

Самолет PZL M28 активно эксплуатировался и продолжает эксплуатироваться в Польше в гражданской авиации, а также в ВВС. PZL M28 представляет собой двухмоторный самолет, способный взлетать и садиться с небольших взлетно-посадочных полос. Для взлета самолету MC-145B Coyote с максимальной загрузкой достаточно полосы длиной всего 305 метров. А минимальная необходимая для взлета дистанция составляет всего 267 метров. По этому показателю это лучший из пяти заявленных на конкурс самолетов.


PZL M28B польских ВВС, фото wikimedia.org

PZL M28 – это модификация базового самолета Ан-28, который по лицензии собирался на польском авиационном заводе PZL Mielec. Модернизация была проведена в начале 1990-х годов и заключалась в замене двигателей, авионики и установке погодной цифровой РЛС. На модернизированных самолетах советские двигатели ТВД-10Б, которые производились в Польше по лицензии, заменили на пятилопастные турбовинтовые двигатели Pratt & Whitney Canada PT6A-65B.

Версия MC-145B Coyote ещё больше отходит от советского прародителя, хотя и сохраняет узнаваемые конструкционные особенности. При этом внешний вид самолета изменяется за счёт существенного преображения носовой части. Внешне легкий штурмовик больше всего похож на польский морской патрульный самолет PZL M28B Bryza 1RM bis. Также «Койот» получает полностью «стеклянную кабину» с ЖК-дисплеями, ещё более совершенную авионику и современный автопилот.

Технические особенности и вооружение MC-145B Coyote


Как и Ан-28, новый легкий штурмовик MC-145B Coyote представляет собой подкосный высокоплан с двухкилевым вертикальным оперением и с неубирающимся в полете шасси. Цельнометаллический самолет оснащен двумя турбовинтовыми двигателями. Какие двигатели получил новый самолет, не сообщается, но, скорее всего, это по-прежнему Pratt & Whitney. Заявленная скорость полета – 220 узлов (407 км/ч). Скороподъёмность – 12,29 м/с.

Самолет обладает следующими размерами: длина – 13,1 метра, высота – 4,9 метра, размах крыла – 22,05 метра. Для облегчения загрузки и выгрузки пассажиров и грузов в задней части фюзеляжа расположена грузовая дверь с пневмоприводом размерами 2,6 на 1,2 метра. Помимо основного грузового салона в самолете в нижней части под фюзеляжем расположено багажное отделение, в котором можно разместить до 303 кг различных грузов или оборудования.

Максимальная грузоподъёмность самолета составляет 2300 кг. Масса пустого самолета – 4397,6 кг. Самолет в состоянии перевозить до 19 пассажиров или 18 десантников с полным снаряжением. Хорошая грузоподъёмность и наличие достаточно вместительного грузового отсека позволяют легко менять сферу применения самолета. Помимо легкого штурмовика самолет может использоваться для тактических транспортных миссий, перевозя различные грузы в труднодоступных районах, нести сложное разведывательное оборудование, осуществлять десантирование или проводить эвакуацию раненых бойцов.


Варианты использования MC-145B Coyote

Самолет в состоянии перевозить грузы или полезное оборудование для разведывательных миссий массой до 1000 кг на расстояние в 800 морских миль (1481 км). Максимальная дальность полета оценивается в 3048 км, а максимальное время нахождения в воздухе – 6,6 часа.

Так как самолет планируется использовать в качестве легкого штурмовика, машина получила четыре подкрыльевых точки подвески вооружения. Помимо этого, различные разведывательные системы и системы вооружения могут размещаться непосредственно внутри фюзеляжа. Проектом предусмотрено размещение в грузовой кабине вертикальных направляющих для запуска различных систем ракетного вооружения.

На четырех точках подвески, согласно маркетинговым материалам компании SNC, могут располагаться управляемые ракеты класса воздух-поверхность AGM-114 Hellfire. Максимальная дальность полета последних модификаций данных ракет с полуактивной лазерной ГСН составляет до 11 км, масса боевой части 8 кг. Также на этих точках подвески могут устанавливаться высокоточные управляемые бомбы GBU-39/B (SDB) массой 130 кг. Точность попадания первых вариантов составляла 5-8 метров, для модификации SDB II уменьшилась до 1 метра.

Кроме того, под крылом могут быть установлены контейнеры для запуска неуправляемых 70-мм авиационных ракет, а также блоки для размещения управляемых авиационных ракет с лазерным наведением того же калибра. Речь идёт о ракетах AGR-20 Advanced Precision Kill Weapon System II (APKWS II), являющихся дальнейшим развитием неуправляемых ракет Hydra 70. При массе до 15 кг данные ракеты уже в состоянии поражать цели на удалении до 11 км, при этом в США работают над вариантом данной ракеты с увеличенным диапазоном действия в 12-15 км.


MC-145B Coyote, рендер

Особый интерес представляют вертикальные пусковые установки, которые могут быть размещены в грузовом салоне самолета. Всего «Койот» может нести 8 пусковых труб системы Common Launch Tube (CLT) с отверстиями для запуска в полу грузовой кабины. Особенностью данной системы является то, что пусковые установки можно перезаряжать непосредственно в полете.

Помимо этого, MC-145B Coyote сможет выступать носителем небольшого беспилотника трубного запуска Coyote, разработанного инженерами компании Raytheon. Аппарат в состоянии находится в воздухе до 30 минут, совершая полеты на удаление в 80 км. Беспилотник позиционируется как недорогая система наблюдения и разведки. Также небольшой расходуемый БЛА может использоваться для перехвата других беспилотников.
Автор:
Использованы фотографии:
Все изображения https://www.sncorp.com/
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 21 августа 2021 04:59
    +6
    Сергей спасибо за интересный материал!
    С уважением, Влад!
    1. Tucan
      Tucan 21 августа 2021 06:38
      +4
      Цитата: Коте пане Коханка
      Сергей спасибо за интересный материал!
      С уважением, Влад!

      Про авиацию ССО США некоторое время назад делал цикл Сергей Линник. Там описан не только этот самолёт, но и многие другие. А так же их боевое применение.
      1. ПиК
        ПиК 21 августа 2021 06:52
        +1
        PZL M28 – это модификация базового самолета Ан-28, который по лицензии собирался на польском авиационном заводе PZL Mielec.


        Основа ,Ан-28 являлся классическим Самолётом Короткого Взлёта и Посадки (СКВП) ,который у нас в Союзе рассматривался как дополнение к биплану Ан-2 и его замена(дополнение) на ближних магистралях грузо и пассажироперевозок , а также как машина сельзох.авиации..
        1. dauria
          dauria 21 августа 2021 17:44
          +1
          Основа ,Ан-28 являлся классическим Самолётом Короткого Взлёта и Посадки (СКВП)


          Странный выбор . У них есть свой СКВП этого класса , летающий до сих пор по всему миру в огромных количествах. На колёсах любых диаметров , лыжах и поплавках .Даже в России. Знаменитый канадский Де-Хевилэнд DHC-6 "твин оттер". Производство останавливали, и снова возобновили . Настолько он удачен. Я видел , как он взлетал по-хулигански с афганским экипажем . Не дожидаясь полного запуска второго движка с середины полосы пробежал метров 300 и пошёл с разу с креном градусов под 30 разворачиваться.
          1. Intruder
            Intruder 21 августа 2021 18:31
            +6
            Не дожидаясь полного запуска второго движка с середины полосы пробежал метров 300 и пошёл с разу с креном градусов под 30 разворачиваться.
            Ан-12 и 24-ый, тоже так умеет, только все зависит от экипажа, насколько он хочет "хулиганить" и нарушать ряд инструкций!!! drinks
            1. dauria
              dauria 21 августа 2021 19:47
              +5
              Ан-12 и 24-ый, тоже так умеет


              Этот другой. Он меньше гораздо. А механизация крыла - лайнер позавидует . К двухсекционным закрылкам зависающие элероны. На пневматиках низкого давления большого диаметра на мокрый прибрежный песок садится . Или в тундру с лужами. Ребята, что его делали , были действительно грамотными. Сродни нашему Антонову . У них 2 знаменитых аппарата DHC-2 Бивер ( похож на Як-12 , только движок мощнее) и вот этот Твин. Их конструктор после войны объездил
              весь север и спрашивал летунов-частников " Парни, что бы вы хотели ? " Ответы удивительные. Сесть на пятачок, отремонтировать на коленке , а скорость плевать , лишь бы быстрее собачьей упряжки. Словом- наши кукурузники Ан-2.
          2. Стройбат запаса
            Стройбат запаса 22 августа 2021 20:18
            +2
            Твин самолёт хороший, но что-то я не вижу у него рампу и сильно сомневаюсь, что ширина грузовой кабины хотя бы на уровне Ан-28. Это просто очень разные самолёты, и твин больше подходит гражданской авиации, а Ан-28 и его производные - чисто армейский лёгкий ВТС.
  2. andrewkor
    andrewkor 21 августа 2021 05:01
    +4
    Так был же "Бронко" ,весьма не плохой самолёт. Чего огород городить?
    1. dzvero
      dzvero 21 августа 2021 05:49
      +9
      Производство остановлено и, видимо, восстановить "по простому" не получится. Плюс, конструкцию из 60-ых все же надо перепроектировать - новые материалы, движки... Да и компания-производитель давно "съеденеа". Т.е. просто дополнить заказ на сотню-две машин невозможно - здравствуй конкурс.
      1. andrewkor
        andrewkor 21 августа 2021 06:13
        +3
        Спасибо за Вашу информацию. Не знал про такие подробности.
      2. Вождь краснокожих
        Вождь краснокожих 21 августа 2021 07:10
        +4
        Видал, кстати, когда был в Польше, М28. Пролетал над нами. Я ещё удивился - на "антоновскую" машину очень похож! Полез в интернет - так и есть, корни оттуда!
        И про финал производства упоминалось...
  3. riwas
    riwas 21 августа 2021 05:12
    +4
    Видимо не всегда ударные беспилотники являются оптимальным вариантом, раз США придает такое большое значение легким пилотируемым штурмовикам.
    1. Сергей Михайлович Карасёв
      +7
      Так он не только штурмовик, но ещё и лёгкий транспортник. Универсал на все руки.
  4. Владимир61
    Владимир61 21 августа 2021 05:54
    +13
    Хороший самолетик Ан-28, а его предшественник Ан-14 "Пчелка", был очень популярен у нас на внутриобластных маршрутах.
    1. Izotovp
      Izotovp 21 августа 2021 10:59
      +10
      Вот такие самолёты надо перезапускать у себя в стране. С новыми материалами,движками и так далее.
      1. Intruder
        Intruder 21 августа 2021 19:53
        +2
        С новыми материалами,движками и так далее.
        Только, кто на это даст финансы!?
        1. Izotovp
          Izotovp 21 августа 2021 20:30
          +2
          Весь вопрос в том,готов ли кто-то запускать производство этого продукта. Так-то недавно анонсировали финансирование развития местной авиации. Вот и до замены Ан-2 додумались.
          1. Intruder
            Intruder 21 августа 2021 20:34
            +3
            Вот и до замены Ан-2 додумались.
            А когда, у Ан-2 изначально, был функционал ДШ-типа!? ДТ-версия возможно, для очень ограниченных ситуаций, когда нет уже (не осталось) других бортов, везем на том, что осталось!!!
            1. Izotovp
              Izotovp 21 августа 2021 21:48
              +1
              Извините что мой предыдущий комментарий не был более развернутым. Я говорил вообще про многофункциональные самолеты ближней зоны. Что для гражданской,что для военной авиации.
              1. Intruder
                Intruder 21 августа 2021 22:10
                +2
                Я говорил вообще про многофункциональные самолеты ближней зоны
                До 1000 км, надеюсь!?
                многофункциональные самолеты ближней зоны
                А диапазон, этой многофункциональности, а то, так...можно пытаться "впихнуть" все в "маленькую птичку" и ее ЛТХ сразу пойдут вниз, к характеристики "падающего камня", а красивые самолеты, хорошо летают и очень малофункциональны, в своей летной жизни!!! wink
                1. Izotovp
                  Izotovp 21 августа 2021 23:07
                  0
                  Многофункциональность типа самолета в данном случае-количество модификаций на базе одного самолета-от гражданского грузо-пассажирского до малого самолета ДРЛО. Главное-это удачная база.
  5. Avior
    Avior 21 августа 2021 07:22
    +4
    Основной угрозой для таких лёгких штурмовиков являются ПЗРК, которые имеют, как правило, ИК ГСН.
    Не логичнее было бы использовать для них не турбовинтовые двигатели, а поршневые, у которых ИК заметность должна быть ниже?
    Хотя, конечно, характеристику просядут.
    С другой стороны, к концу войны были достаточно мощные поршневые двигатели, современные явне не будут хуже. Например, противопартизанский штурмовик на базе Ан-14, а не Ан-28?
    1. СергейАлександрович
      СергейАлександрович 21 августа 2021 19:10
      -1
      Был красивый проект "Рысачок" но с турбовинтовыми двигателями, если приспособить пусть и менее мощные адаптированные двигатели от Aurus, то вполне может получиться машина.
    2. Intruder
      Intruder 21 августа 2021 20:13
      +2
      а поршневые, у которых ИК заметность должна быть ниже?
      При сопоставимой мощности в полете, выпуск, капот движка и воздушный поток нагретый от масляного радиатора, это, как отменить термодинамику, тогда уж мощный вентильный электромотор и топливные элементы на борту, сейчас уже даже военные маются с этими технологиями почти во всех странах, там где могут...но пока... recourse
      А сейчас, ИК-ловушки в кассете модулей бортовых, РЭБ, импульсные лампы на парах цезия и только...
      С другой стороны, к концу войны были достаточно мощные поршневые двигатели, современные явне не будут хуже
      Тогда ПЗРК не было,( что при практической высоте - до 5000/4000 м., какая и сейчас у этих всех типов в реальности), таких и FLIR-ов всяких на машинках и птичках, с такими параметрами по дальности и чувствительности и программных технологий обработки тепловых сигнатур в реальном времени... fellow
      противопартизанский штурмовик на базе Ан-14

      Уже придумали до нас, разные варианты дешевых:


      А вот, вообще гибридный прообраз, для уменьшения тепловой, с 8-ю электромоторами...
  6. Ryaruav
    Ryaruav 21 августа 2021 08:10
    +2
    а в российскую вта такая машина разве не нужна?
    1. Vinnibuh
      Vinnibuh 21 августа 2021 16:48
      +5
      Уважаемый, увы, наши замену кукурузнику до сих пор сделать не могут. Позор.
  7. Оператор
    Оператор 21 августа 2021 08:17
    +1
    Это не штурмовик, а голимый транспортник для спецназа. Штурмовка - всего лишь его факультативная возможность (при скорости 400 км/ч над полем боя этот воздушный извозчик сбивается из рогатки).

    Для штурмовки (особенно в ССО США) есть адекватные дроны.
    1. Vinnibuh
      Vinnibuh 21 августа 2021 16:49
      +3
      А туканы? Это тоже дроны?
    2. Intruder
      Intruder 21 августа 2021 18:40
      +4
      , а голимый транспортник для спецназа. Штурмовка - всего лишь его факультативная возможность (при скорости 400 км/ч над полем боя этот воздушный извозчик сбивается из рогатки).
      Точнее, как самолет огневой поддержки в области штурмовых операций спецов, если его обвесили разными видами УРО и бомбового.., прямо как и наши, советско-российские:
      В 1991 году начато производство новой гражданской транспортной модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е), а в конце 1990-х - военной транспортно-штурмовой модификации Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).
      и версии их, типа: "Терминатор"!


    3. Konnick
      Konnick 21 августа 2021 18:54
      +5
      Это не штурмовик, а голимый транспортник для спецназа. Штурмовка - всего лишь его факультативная возможность (при скорости 400 км/ч над полем боя этот воздушный извозчик сбивается из рогатки)

      Почитайте воспоминания нашего аса Речкалова, про штурмовку колонн и переправ в первые недели войны на И-153. Как они гасили немецкие зенитки, как писал Речкалов "орликоны". И процент потерь, исходя из боевых вылетов, на Чайках гораздо меньше чем на бронированных Ил-2. Правильная тактика применения. Не надо считать дураками тех, кто решил использовать этот самолет как штурмовик. Фактор внезапности никто не отменял.
      1. Avior
        Avior 21 августа 2021 20:18
        +3
        как писал Речкалов "орликоны"

        В принципе то, правильно писал
        В оригинале Oerlikon.
        Хотя точнее было бы с немецким названием- Флак 28.
  8. borys
    borys 21 августа 2021 10:02
    +11
    "Пятилопастные турбовинтовые двигатели" - свежо и оригинально.
    1. Intruder
      Intruder 21 августа 2021 18:33
      +1
      "Пятилопастные турбовинтовые двигатели" - свежо и оригинально
      Ну, движитель - wink то винт.., а газотурбинный двигатель, просто привод винта - если с этой позиции, смотреть!?
  9. iouris
    iouris 21 августа 2021 14:00
    +5
    Ан-14 с канадскими двигателями и авионикой. Есть двигатель - есть самолёт. Нет двигателя - нет самолёта.
  10. Intruder
    Intruder 21 августа 2021 18:30
    +1
    Автору, огромная благодарность, за отличную статью!!!
  11. Усатый Кок
    Усатый Кок 21 августа 2021 21:15
    0
    Крайне универсальный самолёт. Даже немного странно, что такие двухдвигательные самолёты не стоят на массовом вооружении всех крупных стран. До этого думали что для "универсальных" задачь подойдёт многоцелевые вертолёты или транспортные самолёты побольше. Но нет, вертолёты оказались не так гибки, а самолёты побольше, иногда излишни.
    Благо отечественное авиастроение, имеет ряд из нескольких моделей, способных выполнять те же задачи.
  12. Pavel57
    Pavel57 21 августа 2021 22:28
    +1
    ИМ
    Цитата: Ryaruav
    а в российскую вта такая машина разве не нужна?

    МиГ-110 был бы лучше.
  13. Пленник
    Пленник 22 августа 2021 20:22
    0
    В глаза сразу бросилось сходство. В отрочестве читал книжку в мягком переплете авиаконструктора Олега Константиновича Антонова "Десять раз сначала". Там на обложке и увидел аппарат Ан-28.
  14. Басарев
    Басарев 28 сентября 2021 23:05
    0
    В общем, летающая БМП. Самолётный аналог Ми-24, свободный от его недостатков. Хорошая машина.