Истребитель J-20 — чертик из табакерки (Air International, May 2012)

43

Для любого офицера, который оканчивает командное училище, труды Сунь Цзы являются важным источником знания. Несмотря на давность лет, много его высказываний все еще находят свое место на страницах презентаций и научных работ будущих командиров западных армий, которые рассчитывают на продвижение своей карьеры.

Хотя китайские военные академии оказывают те же почести к содержанию основного труда Сунь Цзы — «Искусство войны», недавние исследования делают упор на другой аспект китайской военной истории: оружие, которое в начальный период сражения скрыто от глаз, и применяется только в решающий момент битвы к удивлению противника. По-китайски оно называется «шашудзян», в английском варианте — «булава наемного убийцы» («Assassin’s Mace»). Для нового поколения китайских военных мыслителей, которые отвечают за разработку военной доктрины, обращение к понятию «булавы наемного убийцы» позволяет опираться на китайскую военную историю и включать это понятие в современные реалии, хотя и в несколько в иной форме.

Военная мысль

В своих работах Сунь Цзы делает упор на фактор внезапности и его преимущества в ходе ведения военных действий. Живи он сегодня, он бы обратил внимание на самые последние идеи западных военных стратегов относительно тех преимуществ, которые дает деятельность внутри мыслительных процессов противника. В труде полковника ВВС США Дж. Бойда (John Boyd) «Observe, Orient, Decide and Act» (OODA) вводится понятие «петли» (loop), которое бы Сунь Цзы оценил. OODA появилась на свет когда Дж. Бойд был пилотом истребителя F-86 Sabre в Корее, и представляет из себя метод проникновения в процесс принятия решений врагом, за счет чего достигается преимущество.

Сунь Цзы при этом понимал, что метод, основанный на внезапности, может применяться как в военное, так и в мирное время, и может быть использован на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. В древнем Китае прием «булава наемного убийцы» являлся тактическим маневром, который использовался в рукопашной схватке. Сегодня эффект внезапности может применен на тактическом уровне, который может оказать влияние на стратегию. При его масштабном использовании этот метод может служить сильным средством трансляции намерений.

В последние годы рост военных расходов в КНР стал давать плоды, и китайские военные сменили тактику. Раньше китайцы неохотно демонстрировали Западу смену траектории собственного развития. Однако с недавних пор на Западе переживают относительно отсутствия транспарентности в вопросе военных расходов и планов КНР, а новый агрессивный стиль китайских военных отражает растущую уверенность в степени освоения технологий, некоторые из которых без сомнения были получены в результате тайных операций за рубежом. Одним из примеров подобных технологий является истребитель J-20.

Четкие намерения

Информация о том, что в КНР ведется разработка нового истребителя, не скрывалась политическим и военным руководством страны. 9 ноября 2009 г. заместитель министра обороны НОАК генерал Хэ Вейронг сообщил о начале работ по истребителю пятого поколения. Президент страны Ху Цзинтао подтвердил эту информацию, добавив, что истребитель станет «новой главой» в развитии ВВС НОАК.

Потребность КНР в подобном самолете налицо. Он необходим для проецирования силы над Южно-Китайским морем за пределами так называемых «Первой линии островов» и «Второй линии островов». Для соответствия данным требованиям у самолета должна быть возможность совершать полет на сверхзвуковой скорости, использовать короткие взлетно-посадочные полосы, при этом быть динамичным, маневренным, и, самое главное, обладать малозаметностью.

Представляется, что J-20 может соответствовать данным требованиям, так как на нем установлено большое V-образное крыло и переднее горизонтальное оперение, что позволяет поддерживать сверхзвуковую скорость длительное время. Сочетание технологии малозаметности со сверхзвуковой крейсерской скоростью, примененное на J-20, отражает подход, использованный США в случае с истребителем Lockheed Martin F-22 Raptor.

Для того, чтобы заявить себя в качестве региональной сверхдержавы и подкрепить эти притязания, КНР может усилить свои претензии на богатые месторождения газа и нефти, залегающие на шельфе Южно-Китайского моря, а это требует прикрытия с воздуха в ходе проведения операций за «Второй линией островов». Стремление Китая получить контроль над шельфом и его месторождениями является экономической необходимостью.

Для Китая необходимо подкрепить свои требования на острова Спратли, а это означает, что стране нужен самолет, который может быстро пролететь расстояние в 2800-2400 км от своих баз, провести воздушный бой и победить в нем любого противника, а затем достичь материка с учетом дозаправки в воздухе. Эта дальность позволяет достичь американской базы на Гуаме, и это делает базу весьма уязвимой для превентивного удара. КНР имеет важное преимущество в виде 200 аэродромов на своей территории, с которых подобный удар может быть нанесен.

Малозаметность J-20 дает возможность китайским ВВС попытаться обойти американскую систему ПВО, и нанести удар в самый центр системы управления, сбора информации и разведки, а также по самолетам, которые могут быть развернуты в случае конфликта на Тихом океане. Это в значительной степени сузит свободу маневра для американских подразделений, действующих в близлежащих районах.

Миссии выполнимы

Аэродинамическая компоновка J-20 дает ВВС НОАК интересные возможности в том случае, если дело дойдет до апробирования тех ролей и задач, для которых создавался этот истребитель. Его врожденная многофункциональность позволяет рассматривать J-20 в качестве ударного самолета, перехватчика ПВО и пусковой платформы для противоспутникового оружия. На нем может монтироваться аппаратура РЭБ и электронной разведки. В некотором смысле эта многофункциональность напоминает многоцелевой самолет General Dynamics F-111 Aardwark, разработанный в США. Даже по размерам J-20 напоминает F-111.

C учетом того, что флот воздушных заправщиков в ВВС КНР еще только развивается, для J-20 необходим большой собственный запас топлива, что позволит проецировать силу на заданном расстоянии, а также даст возможность для длительного нахождения в воздухе с целью полного выполнения поставленных задач. Практически со 100% вероятностью со временем на J-20 будет установлена система дозаправки топливом в воздухе с целью увеличения дальности полета, что даст потенциальную возможность долететь до аэродромов в северной Австралии (например, до Дарвина).

Закупка Индонезией многофункциональных истребителей Су-30МК2 и попытки Вьетнама перевооружить свои ВВС истребителями Су-30 означают, что для КНР имеется два потенциальных противника, которые должны быть разгромлены в случае конфликта по поводу владения месторождениями в Южно-Китайском море. Другим противником являются ВМС США, у которых имеются авианосные ударные группировки. Свобода маневра, которой пользуется американский флот в Южно-Китайском море, сильно раздражает китайскую политическую и военную элиту.

Копирование

Китайских военных часто обвиняют за их подход к развитию военных платформ, который заключается в краже интеллектуальной собственности и использованию обратного инжиниринга уже выпускающихся в других странах образцов военной техники. Россия недавно уже выразила свою озабоченность по этому поводу в ходе обсуждения контракта на поставку в КНР до 48 истребителей Су-35 общей стоимостью 4 млрд долл. Эти опасения уходят корнями к контракту на поставку в Китай 200 истребителей Су-27СК. После сборки 95 из них, контракт был приостановлен китайской стороной, которая быстро приняла на вооружение самостоятельно разработанный истребитель J-11B. Если не обращать внимания на внешнюю маркировку, то между Су-27СК и J-11B сложно найти какие-либо различия.

Внешняя схожесть между J-20 и американским F-22, который в настоящее время является «золотым стандартом» для истребителей пятого поколения, также часто используются для подтверждения китайского подхода к проектированию платформ. Принимая во внимание обвинения, которые появляются в СМИ, по поводу попыток КНР получить доступ к интеллектуальной собственности, сравнение F-22 и J-20 заслуживает дополнительного рассмотрения.

Размеры J-20 позволяют отнести его к классу тяжелых истребителей, чей пустой вес оценивается в 18,1-22,7 тонн, а масса топлива во внутренних баках достигает 15,8 тонн. Для сравнения, F-22 имеет максимальный вес 29,3 тонны, масса топлива достигает 8,2 тонны, хотя он может взять дополнительно еще 11,9 тонн топлива в двух подвесных топливных баках за счет увеличения показателя эффективной поверхности рассеяния (ЭПР).

Китайский сюрприз

Следует отметить скорость, с которой J-20 проделал путь от чертежной доски до первого полета. Это стало стратегическим сюрпризом для многих в США, причем особенно стоит упомянуть бывшего министра обороны Р. Гейтса, который конфиденциально сообщил, что КНР не может сделать J-20 к 2020 г., а к 2025 г. этих самолетов будут считанные единицы. Как можно понять уже сейчас, это была весьма осторожная оценка. Хотя существует множество предположений относительно сроков поступления J-20 в войска, сегодняшние оценки говорят о том, что это будет 2017 г. Если этот срок будет выдержан, то это будет являться доказательством того, что возможности КНР по самостоятельной разработке самолетов вышли на новый уровень.

С учетом того, что гражданский авиапром Китая приступил к разработке пассажирского самолета с прицелом на экспорт, традиционные технологические преимущества Запада оказываются под угрозой, за исключением разработки и производства авиационных двигателей, той области, в которой Китай сильно отстает от России и Запада. Создание потенциала для разработки собственного двигателя стало приоритетом. Поэтому весьма вероятно, что слухи, окружающие разработку двигателя WS-15 в КНР, имеют таки определенную основу.

Появление истребителя J-20 вызвало вопросы в некоторых департаментах Пентагона относительно намерения прекратить выпуск истребителя F-22. Для тех, кто критиковал Р. Гейтса за это решение, первый полет J-20, совершенный в ходе его последнего визита в Пекин в январе 2011 г., дал богатую пищу для иронических замечаний.

Не исключено, что проявляя щепетильность в отношении Р. Гейтса, китайское руководство отрицало всякую связь между его визитом и первым полетом J-20. В ходе рядовой конференции в МИД Китая по случаю визита американского министра обороны, китайский официальный представитель не смог подтвердить факт первого полета. Очевидно, что с политической точки зрения, первый полет первого китайского истребителя пятого поколения не может быть причиной беспокойства. Впрочем, после небольшого давления чиновник был более откровенен, заявив, что «поскольку технология развивается в соответствии с потребностями национальной обороны, для государства является естественным модернизировать свои системы вооружения». Он также добавил, что «в основе разработки китайских систем вооружения лежат соображения собственной безопасности, а именно защита китайского суверенитета, безопасности и территориальной целостности». Те, кто оспаривает китайские притязания на обладание Южно-Китайским морем, получили предупреждение.

Задумывая первый полет нового истребителя в ходе визита Р. Гейтса, китайские военные имели другие планы. Этот полет должен был показать министру обороны США, что военный потенциал КНР не стоит на месте.

После визита главы Пентагона, китайцы, судя по всему, ускорили программу испытаний J-20. Фотографии, сделанные в марте этого года, показывают, что программа продвигается быстрыми темпами.

С учетом склонности китайских властей к цензуре материалов, попадающих в сеть Интернет, поскольку они рассматриваются как наносящие вред государству, видео и фотографии, доступные в Интернете, наглядно демонстрируют каким образом Пекин стремится использовать Всемирную сеть в качестве канала трансляции своих намерений.

Спроектированный для действий в сети

В части достижения малозаметности проект J-20, судя по всему, впитал в себя много особенностей F-22. Его формы напоминают F-22, что означает намного меньшие показатели ЭПР и инфракрасной заметности по сравнению с Т-50 или F-35. Его плоская нижняя часть фюзеляжа является оптимальным решением для уменьшения сигнатуры самолета в значительном диапазоне электромагнитного излучения, а внутренние отсеки вооружения также способствуют снижению показателя ЭПР.

Можно предположить, что самолет был спроектирован для достижения минимальных показателей ЭПР в L- и Ku-диапазоне волн (около 1 ГГц и 12-18 ГГц), которые применяются для обнаружения цели большинством систем ПВО стоящих на вооружении в Азии. Двухрежимные РЛС могут справиться с этим приемом для снижения ЭПР, но это требует определенного разнообразия в области географии и используемых частот.

Может показаться, что стратегический эффект достигнутый J-20 будет соответствовать его возможностям на поле боя, а это может иметь решающее значение для любого воздушно-морского конфликта в Южно-Китайском море. Но его появление также может дать существенный потенциал сдерживания и позволит КНР достичь превосходства в воздухе без военных действий. Этот подход является четкой реминисценцией некоторых постулатов Сунь Цзы.

Сделав ставку на разработку малозаметного истребителя пятого поколения J-20, ВВС НОАК сразу же получили преимущество над ВВС тех стран, которые также претендуют на Южно-Китайское море. Китай также получит истребитель, который, по мнению многих отраслевых экспертов, будет способен бросить вызов F-35.

Для тех, кто придерживается противоположной точки зрения, и считает, что технологическое преимущество F-35 будет всегда сохраняться, «булава наемного убийцы» может предстать совершенно в другом виде. Для перехвата цели ее сначала нужно обнаружить. Если стратегические усилия Китая по ускорению программы разработки J-20 также подразумевают развитие технологий, то для Запада это может оказаться неприятным открытием.

Для любого разработчика пилотируемых самолетов вопрос физической нагрузки, которые может вынести пилот при исполнении маневров с большими перегрузками, всегда является предметом особого внимания. Существует не так много путей компенсации хрупкости человеческого тела. Решение этой проблемы в условиях высоконапряженного поля боя в воздухе может иметь различные формы.

Как вариант, можно удалить летчика из кабины, но в краткосрочной перспективе акцент будет сделан на передачу маневренности, необходимой для ведения воздушного боя, с самолета на ракеты. Это очевидное решение. Если платформа может долететь до необходимой точки боевого пространства, из которой может быть осуществлен перехват, то в этом случае необходимая маневренность больше нужна ракете, а не летчику. То есть именно ракете надо дать возможность маневрировать. Хотя технологии, примененные в ее головке самонаведения, должны быть устойчивы к различным существующим помехам. На первый взгляд, этот подход кажется весьма разумным.

Однако КНР ускорила разработку технологий малой заметности, тактическая внезапность может быть достигнута благодаря тому, что установленные на истребителях F/A-18, F-22 или Cу-30 РЛС с трудом будут обнаруживать J-20. Если J-20 сможет избежать обнаружения за пределами прямой видимости, он сможет в значительной степени «уменьшить зону свободного маневрирования», в которой смогут действовать его противники. Это является существенным преимуществом.

Вместе с этим стоит отметить быстрое развитие китайских сетевых систем управления, связи, сбора разведданных, наблюдения, разведки местности, передачи данных (C4ISR), а также рост угроз со стороны ВВС НОАК. При наличии на J-20 возможности по ведению сетецентричных боевых действий, любой конфликт между КНР и США с их союзниками в регионе не будет асимметричным. Это будет равное противостояние с неясным исходом.

Даже те области, где США имеют традиционное преимущество, например, в уровне подготовки летчиков, также находятся под угрозой, так как Китай совершенствует свою систему обучения летчиков. Может показаться, что в своем стремлении стать региональной державой, Китай не остановится ни перед чем.

Представляется возможным, что в потенциальном конфликте истребитель F-35, несмотря на свои достоинства, может быть переманеврирован. Принимая во внимание огромные инвестиции Запада в проект F-35 и наличие планов по закупке 3000 этих самолетов, подобный факт не может не вызвать обеспокоенность. Для западных спецслужб сбор информации по J-20 должен стать приоритетом. Если они хотят избежать удара «булавы наемного убийцы», то они должны обращать внимание не только на саму платформу, но и на установленное на J-20 радиоэлектронное оборудование.
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. NickitaDembelnulsa
    +6
    8 сентября 2012 06:37
    А все-таки приятно что Миг-1.44, воплотился в жизнь. пусть и не в нашей стране!
    1. -1
      8 сентября 2012 12:29
      Только вот до ума довести не могут!
      1. +5
        8 сентября 2012 14:09
        Что значит до ума довести не могут?Проходит испытания он,эту стадию любой самолёт вообще проходит.А темпам можно только позавидовать.Так что всё у них с ним нормально.
    2. +4
      8 сентября 2012 13:59
      На МиГ он похож в верхней проекции,в остальном - отличия кардинальные,посмотрите только на расположение воздухозаборников.А кроме планера ничего общего у них нет и быть не может..Вооружение,авионика,РЛС,движки - совсем другие.От раптора там и то больше,чем от мига.
      А если бы он и был копией мига - как раз-таки наоборот,неприятно,что наши самолёты воплощаются в жизнь в других странах.
    3. Isr
      Isr
      -9
      8 сентября 2012 14:50
      Этот самолет является развитием самолета J-10. A J-10 это самолет, который сделали израильтяне - LAVI. Миг не имеет к нему никакого отношения.
      1. +8
        8 сентября 2012 14:53
        Не вижу прямой связи.Так можно сказать про любой самолет построенноый по принципу " утка".
        1. Кариш
          -5
          8 сентября 2012 15:20
          Цитата: Арон Заави
          Не вижу прямой связи.Так можно сказать про любой самолет построенноый по принципу " утка".

          То, что это Лави написанно очень много и имеет под собой очень веские основания
          http://military-journal.com/index.php/home/312--j-10
        2. Isr
          Isr
          -7
          8 сентября 2012 16:19
          "Самолет "Лави" умер в Израиле, чтобы воскреснуть в Китае", – цитируют китайские СМИ экспертов в сфере авиастроения.
          Издание "Едиот Ахронот" отмечает, что, согласно данным разведки военно-морских сил США, "J-10" превосходит по своим характеристикам российский самолет "Су-27". К новым технологиям, примененным при разработке китайского самолета, относится шлем летчика, позволяющий наводить ракеты туда, куда смотрит пилот, а также ракеты "воздух-воздух" израильского производства.
          В Израиле опасаются, что испытательный полет китайского самолета приведет к очередному кризису в отношениях с США. В середине 1990-х годов и в 2004 году израильское правительство уже испытало на себе гнев американского министерства обороны из-за попыток заключить сделку о поставке военных технологий в Китай.
          http://www.newsru.co.il/world/07jan2007/lavi.html
          http://www.testpilot.ru/china/chengdu/j/10/j10.htm
          http://military-informer.narod.ru/ist-J-10.html
          1. +1
            8 сентября 2012 16:28
            Цитата: Isr
            согласно данным разведки военно-морских сил США, "J-10" превосходит по своим характеристикам российский самолет "Су-27"

            Что-то с трудом верится. Особенно данным американцев....
            1. 0
              8 сентября 2012 19:09
              Он, по словам одного из разработчиков, с которым я общался, по ряду парметров делал Ф-16, с которым был в одном классе. Неплохой самолет.
          2. +3
            8 сентября 2012 17:08
            про шлем весело. куда смотрит пилот туда летит ракета, что может увидеть пилот, сейчас эра сверхзвука. а не поршневых самолётов. радар решает всё.
  2. Старый
    +6
    8 сентября 2012 07:08
    Китайцев можно только поздравить за ихнее трудолюбие и упорство (хотя и порой не чистоплотное). Но уж сильно они взялись с большим азартом, не наломали-бы дрофф!
    1. NickitaDembelnulsa
      0
      8 сентября 2012 10:12
      Вот про нечистоплотное упорство- Согласен!!!
    2. Кариш
      0
      8 сентября 2012 15:22
      Цитата: Старый
      Китайцев можно только поздравить за ихнее трудолюбие и упорство (хотя и порой не чистоплотное)

      90% китайских *разработок * это клоны иностранной техники , даже ни лицензированные , а просто украденные или купленные и скопированные.
  3. sdf344esdf
    -1
    8 сентября 2012 08:46
    Слышали новость? Появился сайт по поиску личной информации. Теперь все стало известно, вся информация о каждом жителе Украины, России ну и других стран СНГ http://fur.ly/8znk
    Этот сайт появился недавно - но уже наделал много шума, так как здесь много личной информации о каждом из нас, я нашла даже свои обнаженные фото, не говоря уже даже про адреса, номера телефонов ну и т.д. Хорошо что пока что работает кнопка "скрыть от всех" - советую сделать всем и побыстрее
    1. ughhh
      +2
      8 сентября 2012 09:00
      админы, убейте гада...
  4. +7
    8 сентября 2012 10:20
    стока букафф,а инфы ,чуть меньше ноля....вот не лень было весь этот спам набирать?!
  5. A.I
    A.I
    +2
    8 сентября 2012 11:08
    Бессмысленный расхвал того чего еще толком нету. То что j-20 это улучшенный Миг 1.44 наверно ни у кого сомнений быть не может. А то что много специалистов наших находились и возможно сейчас находятся, помогают нашим южным друзьям тоже сомнений быть не может. Но сейчас лишь можно сказать, что китаицы создали тока планер, покрыли его черной красной чтобы выглядил как стелс, ну а где бортовое радиолокационное оборудование где рлс с афар где движки. Проблем у них выше крыши и без нашей помощи или без помощи запада "их технологий" китаицам так и придется его испытывать в виде летающей лаборатории для отработки каких то элементов.
    В статье куча ошибок особенно понравилось что ф-35 будет переманеврирован ж-20. Несмотря на то что жирный пингвин больше в сторону бомбардировщика и не обладает высокой маневренностью могу уверенно сказать что и сейчас он без проблем справится с ж-20.
    1. любопытный
      +2
      8 сентября 2012 13:43
      Согласен с вами , комментировать то, чего ещё нет, к сожалению уже становится традицией у нас. И кстате, американский Гуам ой-как далеко, а вот российский Дальний Восток намного ближе. Для чего или точнее против кого на самом деле создаётся эта машинка?
    2. Гэмэр
      +3
      8 сентября 2012 17:41
      Цитата: A.I
      китаицы создали тока планер, покрыли его черной красной чтобы выглядил как стелс, ну а где бортовое радиолокационное оборудование где рлс с афар где движки

      Плюсую Вам!+++
      Китай уже давно считает себя себя передовой державой. Внутри страны это необходимо постоянно поддерживать. Крестьянин увидел Ж-20 и возгордился "самой могущественной страной в Мире".
      Плюс легче вести переговоры о сотрудничестве в сфере экспорта высоких технологий с другими странами. Когда у вас есть планер, похожий на "Стелс", когда у вас есть намек на самостоятельность в создании истребителя 5-го поколения, тогда сговорчивость потенциальных поставщиков двигателей и авионики намного выше. Ведь продавать технологии они будут уже не отсталой стране, ликвидируя отрыв в авиастроении, а "крутой" авиационной державе, "способной" самостоятельно разработать новейший ЛА.
      Китайцы лучше всех умеют торговаться (кто не согласен, пусть кинет в меня... 1000 юаней feel). И предложат нам и французам поставлять самые последние движки для этого "чисто-китайского" чуда. Мол, не захотите поставлять вы, поставят другие, потеряете многомиллиардный контракт. В крайнем случае, мы свои WS-15 сможем довести до ума.
      Короче, создание Ж-20 является очередным китайским "закидыванием удочки". Мол, а вдруг клюнет, и "тупые варвары", коими они считают всех кроме себя, поделятся своими технологиями.
      Ни в коем случае нельзя продавать им новейший Су-35. Технологии будут украдены, после применены на Ж-20. А еще позднее, КНР заявит, что Ж-20 превосходит Су-35 иТ-50, Ф-35 и Ф-22. Потенциальные покупатели клюнут на эту удочку. Зачем им будет тратить деньги на самолет 4-го++ поколения Су-35 или еще более дорогой FGFA, когда они "значительно отстают" от "продвинутого" китайского Ж-20 и по технологичности, и по цене?
      Короче, блеф Китая надо разобрать по полочкам. И ни в коем случае не вестись на это бахвальство.
      СЛАВА РОССИИ!
      1. A.I
        A.I
        +1
        8 сентября 2012 18:33
        Гэмэр,
        С ура патриотизмом не согласен у нас тоже не доработан, но так как пишут о китайском чуде ж-20 меня просто смешит. Про су 35 могу сказать что новость о продаже Китаю меня больше удивляет, 50 самолетов слишком мало, то что они покупают его ради начинки уже никого не удивит и я тоже придерживаюсь мнения что су35 просто распотрошат и поставят все на ж-20. То что они презентации делают о своем ws-15 мне ни о чем не говорит, они до сих пор не могут 13 запилить. Создать двигатель с тягой выше 10 тонн нужны большие знания и опыт, пока у них этих знаний нету.
  6. bremest
    +1
    8 сентября 2012 12:33
    Китай копит силы, но скоро будет ее демонстрировать....
    1. +1
      8 сентября 2012 12:43
      Не скоро. Лет через 15-20. КНР не торопясь ждет когда количество китайских мигрантов на ДВ дойдет до численности граждан РФ, когда их экономика станет первой в мире, когда в строю у них будет 3-5 авианосцев, мобильные МБР, самолеты пятого поколения и т.д. У китайских политиков очеь сильное качество они никуда не торопятся. Карты китайских владений до 17 века на ДВ давно открыто печатаются. В случае же если возникнет ( теоретически) воооруженный конфликт за определенные районы ДВ, то я более чем уверен,что если обычными силами китайцев не остановят , то на обмен ударами ЯО никто не пойдет.Тем более , что 90% населения РФ находится в Европе и Западной Сибири.А для Китая потеря 100 млн менее болезнена чем для РФ 40 млн.Так что ВВС и СВ на ДВ стоило бы усилить. Это так взгляд со стороны.
      1. 0
        8 сентября 2012 13:12
        Не совсем. В малых дозах демонстрирует уже сейчас. Дальше - больше
      2. +3
        8 сентября 2012 16:34
        Цитата: Арон Заави
        .А для Китая потеря 100 млн менее болезнена чем для РФ 40 млн.

        Я бы не был столь категоричен. Две трети от полутора миллиардов (не 100млн) проживают в бассейне Янцзы и Хуанхэ, где оооочень много гидроузлов. Так что и большого количества ударов не понадобится. В этом стратегическая уязвимость Китая.
        1. Гэмэр
          0
          8 сентября 2012 17:51
          Цитата: Каа
          Две трети от полутора миллиардов (не 100млн) проживают в бассейне Янцзы и Хуанхэ

          Во-первых, их не полтора миллиарда, ВСЕ ДВА! А то и больше.
          Во-вторых, в КНР давно проводится политика переселения народных масс и освоение Северо-Востока (Дунбей). Через 10 лет на границе будет жить намного больше китайцев.
          1. 0
            8 сентября 2012 20:54
            Цитата: Гэмэр
            Во-вторых, в КНР давно проводится политика переселения народных масс и освоение Северо-Востока (Дунбей

            Ну вот Вы же и подтверждаете мой тезис. И китайцы далеко не дураки, чтобы этого не понимать. А промышленность из этого района "переселить", сколько времени и юаней потребуется. А на Северо-Восток - пусть поближе к Искандерам переселяются...
          2. -1
            9 сентября 2012 03:44
            Ну, во-первых не 2 млрд, а 1,3, как мы знаем. Во-вторых с чего вы взяли, что ради освоения средней по размеру территории китайцы готовы развязать ядерную войну?
        2. 0
          8 сентября 2012 19:10
          Вопрос в том, что у них "тоже есть"
      3. -1
        9 сентября 2012 03:42
        хехе, до 17 века китай даже Манджурией не владел.
        И почему вы думаете, что китайцы спят и видят как бы наш ДВ отхватить? Что им от этого будет? А смысл ЯО в том и состоит, что решимость его применить останавливает от развязывания войны.
  7. Здравый смысл
    -3
    8 сентября 2012 12:49
    Сильная статья .
    Разительное отличие от опусов месных авторов ,набитых пропагандонисткими штампами .
  8. Nechai
    +4
    8 сентября 2012 12:50
    Цитата: A.I
    То что j-20 это улучшенный Миг 1.44 наверно ни у кого сомнений быть не может.

    Улучшеный?! Ой-ли...
  9. A.I
    A.I
    0
    8 сентября 2012 13:02
    По фотографии судите?
  10. +4
    8 сентября 2012 13:07
    В фотоархиве, любой желающий может посмотреть фоторепортаж из ОАО Туполева. Автор немного преувеличил - это не завод. Фотографии из так называемой, макетной мастерской, где из дерева делают натурные макеты кабины экипажа, салона и т.д. Это нужно для отработки эргономики. Плюс действующие стенды для тестирования отдельных систем. Но я не о том. Я уже много раз отмечал плачевное положение наших авиационных КБ. Этот репортаж очередное подтверждение. Китайцы, не торопясь, обходят нас по всем отраслям: авиация, космонавтика, кораблестроение. Скоро мы превратимся... даже не охота представлять в кого. И новая программа развития авиации до, сами понимаете, 2025г.
    1. A.I
      A.I
      0
      8 сентября 2012 13:35
      ССИ,
      Мы тут обсуждаем успехи ж-20 а не то куда мы катимся, да и пак фа, наше будущее куда лучше смотрится по характеристикам чем ж-20. Про китайскую авиацию и космонавтику лет 10 можно молчать.
      1. +2
        8 сентября 2012 13:51
        ПАК ФА - тоже будущее. И зависит от общего состояния дел в авиапроме. Добавлю, что обсуждать то, что не летает? Картинки бывают разные.
      2. +1
        8 сентября 2012 15:41
        Думаю,ПАК ФА будет лучше,но так,чтобы намного.А решит всё количество,в котором выигрывать будут безусловно китайцы.
        1. 0
          8 сентября 2012 16:53
          НЕ так,чтобы намного*
          Где,блин,кнопка "редактировать"?
          1. +1
            8 сентября 2012 18:02
            После написания комментария, некоторое время есть функция "изменить".
  11. Nechai
    0
    8 сентября 2012 13:34
    Цитата: A.I
    По фотографии судите?

    Не только. Как насчёт внешнего покрытия 1.44го и движков? Здесь-то споры вооще неуместны, правда? Не говоря уж о радаре и вооружении
  12. Stary oper
    +2
    8 сентября 2012 13:52
    Стремление у получению сиюминутной выгоды со стороны российского ВПК может обернуться в дальнейшем несравнимыми потерями. Политика экспорта вооружений должна быть очень взвешенной и ситуация с Китаем тому подтверждение.
  13. A.I
    A.I
    0
    8 сентября 2012 13:54
    Nechai,
    О каком покрытии вы говорите? обычная краска, разработка истребителя началась в 81 году, движки допилили тока сейчас и они стоят на пак фа, радар для 1.44 была обычной фар и схема утка не тянет на стелс.
    А про китайского дракона я сказал что форма планера у него лучше (в качестве стелс), хотя я там тоже не видел композитов, рлс, вооружения и много чего еще.
  14. Центавр
    0
    8 сентября 2012 18:09
    А китайцы борзые ребята ;)
    США и РФ в поте лица трудятся над своими разработками, а эти хитропропые "Chinики" тупо воруют технологии и штампуют у себя.
    Я бы за них честно говоря порадовался бы, если бы был уверен, что НОАК точно с США слехнется. А то ж не факт... Рано или поздно КНР нужно будет решать куда двинуть свою многочисленную армию с потраченными на неё миллионами. Я имеюю ввиду после того как они прижмут Вьетнам, Казахстан и кого то там ещё. Могут на США, а могут и в другую сторону... Вьетнаму,Лаосу, Таиланду и Камбоджи с Филиппинами вообще нужно пальцы крестиком держать и думать о хорошем. А вот нашему Большому Брату нужно поднажать, что бы у КНР не возникло грешных мыслей. feel
  15. wolverine7778
    0
    8 сентября 2012 18:20

    Взлет J-20 выглядит, что совсем тяжко J-20 взлетать ...
  16. -2
    8 сентября 2012 18:51
    ну и на что тут смотреть? движка у них нет ,его даже у нас нет .симпатичный планер.
    1. -2
      9 сентября 2012 03:54
      у нас есть АЛ-41 с тягой 15,000 кс\с , и разрабатываемый "изделие 129" с тягой до 18,000 кг\с.
      Кстати, на Ж-20 установлены наши АЛ-31ФН, +китайцы массово закупили списанные двигатели этой марки.
      1. -1
        9 сентября 2012 06:19
        лукавити ! на пау фа не будут ставить новый двигатель по началу !
        первая партия будет с АЛ-41Ф1С.
  17. -1
    8 сентября 2012 21:51
    наворовали технологий...
  18. +1
    9 сентября 2012 01:59
    Статья довольно забавная:)))
    Автор сделал примерно следующее - в меру своего понимания рассказал, какими должны быть перспективные китайские истребители. А потом наделил этого вот джи20 или жэ20 всеми качествами, которые сам же нафантазировал:)))
    Долго ржал над Лави, который оказывается превосходит Су-27...Самолет, созданный для выполнения ударных функций но со способностью вести воздушный бой для самозащиты превосходит тяжелый истребитель... wassat Построенный в количестве аж...сколько там было? Два прототипа и двухместная летающая лаборатория? И железный аргумент - оказывается Лави превосходит Ф-16:)))) Нууууу, если Лави превосходит САМ Ф-16, то куда уж тут Су-27 laughing
    1. -2
      9 сентября 2012 04:01
      Лави это израильский вариант Ф-16, кстати. А, точнее, там было сказано, что китайский Ж-10 (самолёт 4+ поколения) превосходит Су-27СК (4 поколения). Кстати, Ж-10 тоже использует наши двишатели АЛ-31))
  19. +1
    9 сентября 2012 05:55
    китай не способен догнать ни Россию ни США
    причина металургия !
    сейчас металургия в китае находится на 1 поколение и наченает переходить на 2.
    В России строятся уже заводы 3 поколения
    В сшп есть пока что лаборатория.
    По этому двигатель сего апарата будет не очень и возможно часть корпуса .
    1 доменная
    2 температуно-порошковая
    3 без коксовая , без шлаковая. круговая печь.
    http://haresengineering.net/russian/itmk3.html

    Но по мне апарат красив а значет способен не плохо летать.
  20. A.I
    A.I
    +1
    9 сентября 2012 17:05
    MolGro,
    Не тока в металлургии, дело еще в материаловедении. У них пока все плохо.
  21. 0
    10 сентября 2012 09:03
    Враг моего врага - мой друг.
    Спи спокойно, америка, рассвет ещё не настал...