Боевые самолеты. Голь на выдумки хитра или «Юнкерс» из ксерокса

11

Один из интереснейших самолетов Второй Мировой войны. Интересен он сразу несколькими вещами, начиная от истории своего появления и заканчивая судьбой.

Начать стоит с интриги.



Как вы думаете, какое отношение к авиации могла иметь металлургическая компания «Ватанабе Текко-дзё» из города Фукуока? Кроме того, что металл используется при постройке самолетов?

Тем не менее, самолет строили именно металлурги. Кстати, компания выжила и существует и сегодня. Знаменита своими легкосплавными колесными дисками для автомобилей. А в описываемые нами времена в составе компании было крошечное подразделение из двух десятков человек, которое занималось разработкой легкомоторных самолетиков.

Теперь о проблеме.

В начале своего блицкрига японское командование не сильно задумывалось над ценностью разведывательных данных и патрульной службы. Однако по мере того, как в войну втягивались США (особенно после оплеухи в Перл-Харборе), за морскими просторами надо было следить.

Если в начале своей экспансии японцам противостояли колониальные подразделения британских и голландских армий, вооружаемые по остаточному принципу (особенно ВВС), то к силе США надо было относится с должным вниманием.

А с разведкой и патрульной службой у японцев было сильно так себе. В основном эта служба возлагалась на гидропланы и летающие лодки, или на выведенные из строя по выработке ресурса бомбардировщики «Мицубиси» G3M.

Это было оправдано, поскольку действительно, действуя в условиях тотального наступления на небольших территориях, вполне хватало и такого набора. Флот шел вперед, захватывая остров за островом в Тихом океане, а флотские гидросамолеты летели впереди флота.


Однако флот потом уходил дальше, а территории оставались. И их надо было патрулировать, поскольку подводные лодки и надводные корабли противника могли появиться в любой момент.

Особенно подводные лодки.

Кстати, не последнюю роль в понимании проблемы сыграли союзники, поскольку противолодочные «Каталины» и «Либерейторы» очень спокойно разбирались с японскими подводными лодками.


А подводные лодки союзников прореживали ряды японского транспортного флота с угрожающей скоростью.

Японское командование не могло позволить себе терять транспорты в таких количествах, поскольку Япония слишком сильно зависела от поставок стратегического сырья из захваченных регионов.

И в конце 1942 года в недрах технического отдела штаба Императорского флота («Кайгун Коку Хомбу») родилось техническое задание на разработку специализированного самолета, который должен был стать неким аналогом «Каталины».


Сказать, что к проблемам флота в техотделе относились с должным вниманием, нельзя. Иначе как объяснить, что разработку и постройку самолета доверили компании, которая мягко говоря, не была сведущей в этом деле.

Согласно техническому заданию патрульный самолет должен был проводить в воздухе не менее 10 часов на крейсерской скорости 200 км/ч. Отдельно оговаривалась возможность сброса с пологого пикирования двух бомб весом 250 кг, которые должны были подвешиваться под крыльями.

Здесь становится понятно, почему задание не заинтересовало таких гигантов, как «Мицубиси», «Накадзимы», «Кавасаки» и прочих. Патрульный самолет не обещал большой серии, а значит, гигантам не стоило отвлекаться на проект, который не обещал приличной прибыли. Как говорится, бизнес и ничего личного.

Разработку проекта возложили на инженера Нодзире Кодзо. О нем вообще мало что известно. Кодзо спроектировал самолет, в котором без проблем угадывался немецкий «Юнкерс» Ju.88. Это нормально, многие японские инженеры проходили стажировку на предприятиях и КБ в Германии перед войной. Не исключен вариант, что Кодзе тоже был гостем у немцев.


Так или иначе, его проект был просто копией 88-го. Немного короче (12 м против 14,3 у Ju.88), с меньшим крылом (размах 16 м против 18,4 у немца), крыло меньшей площади (38 кв.м. против 55 кв.м. у Ju.88), и вдвое легче (3 100 кг против 7 700 в пустом виде).


Двигатели Кодзо выбрал очень своеобразные. От фирмы «Хитачи», которая тоже не блистала, «Темпу», мощностью по 610 л.с. Два мотора «Темпу» выдавали такую же мощность, как один Jumo-211B-1 (1 200 л.с.), но самолет был легче, так что был смысл рискнуть. В любом случае, других двигателей Кодзо никто не предлагал.

Экипаж из трех человек (пилот, оператор радара и штурман-стрелок) Кодзо разместил в абсолютно «юнкерсовской» кабине с огромной площадью остекления (для японского самолета).


Бензобаки емкостью 1200 литров разместили в крыльях (естественно, никакой брони и никаких протекторов), а всю хвостовую часть отдали под размещение электронной аппаратуры.

Прототип самолета был готов в декабре 1943 года. К тому времени авиастроительный отдел фирмы «Ватанабе» был выделен в самостоятельную компанию «Кюсю хикоки» и перебазирован в город Касуга.

Первый полет состоялся в январе 1944 года. По итогам первых полётов машину пришлось дорабатывать, поскольку была выявлена курсовая неустойчивость, то было исправлено путем перепроектировки хвостового оперения.


Сразу за тем, как полетел первый прототип, началась постройка серии из 8 предсерийных машин. На тот момент потребность в самолете была таковой, что командование флота приняло решение о запуске самолета в серию не дожидаясь конца испытаний.

И в начале 1944 года самолет был принят на вооружение флота под названием «Рикудзё Шокай-ки», то есть, патрульный самолет берегового базирования. Короткое обозначение Q1W1, имя собственное – «Токай», то есть, «Восточное море».

О вооружении самолета шли дебаты, поскольку столкнулись желания флота и возможности конструкторов. Флотские специалисты хотели видеть в носовой части самолета 20-мм пушку Тип99-1, при помощи которой «Токай» мог бы атаковать подводные лодки противника, но пришлось ограничиться единственным оборонительным пулеметом 7,7-мм Тип 92 у штурмана. Наступательное вооружение состояло из двух 250-кг бомб под крыльями.


Остальная полезная нагрузка должна была состоять из радиоэлектронной аппаратуры.

На тот момент в мире противолодочные самолеты использовали радары, работавшие на волнах разной длины. Союзники намного больше преуспели в создании таких приборов, чем японцы, а потому с радиолокационным оборудованием все было весьма печально.

У японцев вообще был один-единственный радар воздушного базирования, Тип 3 или Н-6. Довольно громоздкая т тяжелая конструкция, которая размещалась на тех самолетах, которые могли ее нести. То есть, от палубных торпедоносцев с их большим бомбоотсеком, до четырехмоторных летающих лодок.

Радар Н-6 работал на волне длиной 2 м (150 МГц) и при мощности 3 КВт имел дальность обнаружения крупных групповых целей до 130 км, а одиночных кораблей 50-70 км. Весил радар более 100 кг, но вес не был главной проблемой, тут играли роль размеры установки.

В «Токай» установить Н-6 было почти нереально, так что для этого самолета был разработан радар нового образца, получивший название FM-3. Он работал в том же волновом диапазоне и примерно на ту же дальность, но был наполовину легче и требовал на треть меньше энергии.

Боевые самолеты. Голь на выдумки хитра или «Юнкерс» из ксерокса

Однако радар был полезен только при нахождении подводной лодки на поверхности воды. Или для обнаружения надводных кораблей. Если же подводная лодка шла на глубине, радар был бесполезен. Потому флотское командование настояло на установке на «Токай» магнитометра. Это по сути огромная катушка электромагнита, которая ловила магнитное поле лодки и для которой вода не была помехой.

Магнитометр у японцев был. Его разработали и опробовали незадолго до начала работ по «Токаю». А приняты на вооружение они были почти одновременно, весной 1944 года.

Магнитометр КМХ Тип 3 Модель 1 засекал подводную лодку водоизмещением 3 000 тонн в подводном положении на расстоянии 160 метров, радиус точного обнаружения был невелик, всего 120 метров. Лодки меньших размеров, около 1 000 тонн водоизмещения, обнаруживались на дистанции 120 метров. Радиус составлял уже 90 метров.

Тактика применения «Токая» выглядела так: самолет обнаруживает лодку с помощью радара на дистанции до 50 км. Если лодка обнаружила самолет и начала погружение, то в дело идет магнитометр, лодку обнаруживают с его помощью и далее следует атака бомбами.

Вообще весьма продуманная теория. Но как всегда, на практике, все было несколько сложнее.

Начнем с того, что радар FM-3 к моменту начала серийного производства не был готов. Совсем. А попытки установки на «Токай» старого радара Н-6 тоже не увенчались успехом, поскольку мощности генераторов самолета не хватило на то, чтобы обеспечить питанием и радар, и магнитометр.

Таким образом, «Токай» пошел в серию, оснащенный только магнитометрами КМХ. В качестве средств первичного обнаружение работали глаза экипажа и бинокли. Для 1944 года – это было малоэффективно и весьма снизило боевую ценность самолета.


Была разработана и другая тактика применения этих самолетов. Должны были быть сформированы поисковые группы по 6 самолетов. Самолеты выстраивались в шеренгу с дистанцией около 200 метров друг от друга для оптимальной работы магнитодетекторов и такой группой прочесывали район возможного нахождения подводной лодки.

Когда формация «Токаев» проходила над погруженной субмариной, магнитодетектор обнаруживал возмущение магнитного поля, подавая звуковой и световой сигнал экипажу, одновременно автоматически выстреливая вниз маркер с краской, помечая воду цветным пятном место обнаружения субмарины.

После этого самолеты разворачивались и, повторно пролетая над местом обнаружения лодки, уточняли с помощью того же магнитометра направление ее движения, после чего уже следовала атака бомбами.

В войска «Токаи» начали поступать в октябре 1944 года. В эскадрильи и части Q1W1 не сводились, базируясь отрядами по несколько машин.

Основным районом применения противолодочных патрулей японского флота было Восточно-Китайское море, где обычно ходили конвои с материка в Японию и между Японией и Формозой, с базированием на острове Чеджу у побережья Кореи и на Тайване, а также архипелаг Бонин на полпути между Японией и Филиппинами.


Проблема заключалась в том, что в 1945 году контроль за воздухом прочно был в руках американцев. Медленный и безоружный (практически) патрульный самолет был весьма желанной целью для желающих увеличить свой счет американских пилотов истребителей.

Были попытки хоть как-то улучшить защиту «Токая» путем установки вместо 7,7-мм пулемета 20-мм пушки Тип 99-1. Понятно, что это не сильно улучшило ситуацию, и американцы продолжали сбивать «Токаи» где только можно. В результате Q1W1 применялись только в Восточно-Китайском море, где они могли рассчитывать на авиационное прикрытие свои истребителей.

В Восточно-Китайском море за весну и лето 1945 года экипаж «Токаев» отчитались об уничтожении 7 подводных лодок противника. После войны американцы подтвердили гибель только одной подводной лодки, SS-237 «Триггер».

Впрочем, нельзя сказать, что «Триггер» уничтожили японские летчики. Да, американская субмарина была обнаружена группой Q1W1, которые атаковали лодку бомбами. Атака была не эффективной, но противолодочные самолеты смогли удержать контакт с лодкой и навести на нее эскортный миноносец и два тральщика, которые добили лодку глубинными бомбами.

В июне 1945 года «Токаи» начали оснащаться радарами FM-3, которые, наконец-то, пошли в серию. Но сами понимаете, что это уже было бесполезно.


Последний зафиксированный случай применения Q1W1 состоялся 1 августа 1945 года, когда три «токая» под прикрытием трех А6М2 «Зеро» атаковали американскую подводную лодку SS-309 «Эспро», которая занималась спасением экипажей сбитых самолетов.

Но «Эспро» тоже прикрывали. В районе находился патрульный «Либерейтор» и четыре «Мустанга». «Мустанги» атаковали «Зеро» и в бою сбили два истребителя из трех. А экипаж «Либерейтора» из бортовых «Браунингов» сбил два «Токая».

На этом боевое применение Q1W1 закончилось. К концу войны из 153 выпущенных Q1W1 уцелело 68. После оккупации Японии американцы изучили «Токай» и по результатам этих исследований все самолеты были отправлены в утиль.


Можно сказать, что попытка создать патрульный противолодочный самолет у японских конструкторов получилась. Особенно если учесть, что этим занималась фирма, не имевшая в этом практического опыта.

«Токай» мог бы стать весьма полезным самолетом, если бы обладал всего несколькими вещами: более мощными двигателями, бронезащитой и оборонительным вооружением. Ну и конечно же, радаром.

В итоге же получился очередной картонный самолет, который очень неплохо для своих ТТХ летал и мог выполнять возложенные на обязанности.

Для никому неизвестного крошечного отдела при сталелитейной компании – просто превосходный результат.

ЛТХ Q1W1 «Токай»

Размах крыла, м: 16,00
Длина, м: 12,09
Высота, м: 4,10
Площадь крыла, м2: 38,20

Масса, кг
- пустого самолета: 3 102
- нормальная взлетная: 4 800
- максимальная взлетная: 5 318

Двигатель: 2 х Хитачи «Амаказе-31» х 610 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 320
Крейсерская скорость, км/ч: 240
Практическая дальность, км: 1 340
Максимальная скороподъемность, м/мин: 230
Практический потолок, м: 4 490
Экипаж, чел: 3

Вооружение:
- один 7,7-мм пулемет Тип 92 или одна 20-мм пушка Тип 99-1 (на версии Q1W1a)
- бомбы или глубинные бомбы весом до 500 кг.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    27 августа 2021 18:25
    На безрыбье , как говориться, и .... соловей. Но для такой крохотной компании, считаю, невероятное везение, что получилось даже так
  2. +5
    27 августа 2021 18:26
    Для никому неизвестного крошечного отдела при сталелитейной компании – просто превосходный результат.

    Просто невероятный! Такое было реально лет на 30 пораньше на заре самолетостроения. Может мы просто не все знаем о этой сталелитейной компании и она была крышей более развитого конструкторского бюро? Японцы очень любили тотальную секретность.
    1. +13
      27 августа 2021 19:38
      Просто невероятный! Такое было реально лет на 30 пораньше на заре самолетостроения. Может мы просто не все знаем о этой сталелитейной компании и она была крышей более развитого конструкторского бюро? Японцы очень любили тотальную секретность.

      "Не все знаем" - очень правильное предположение. Автор. конечно. ради читателей мог бы и поднапрячься и узнать, что авиастроением фирма Ватанабэ Теккодзё занялась еще в 1923 году. вовремя оценив перспективы рынка и организовав производство комплектующих. В 1935 году фирма производство расширила и стала производить самолеты других фирм и проектировать собственные. Первым, кстати, был Ватанабэ E9W - предназначенный для подводных крейсеров типа J-3.

      Далее фирма проектирует ряд учебно-тренировочных самолетов для японского ВМФ. то есть фирма была вполне в теме и отнюдь не новичок.
      А то. что за образец был взят "Юнкерс-88", японцы никогда и не скрывали.
      1. +3
        28 августа 2021 09:22
        Ватанабэ также строил самолеты, разработанные другой компанией, Aichi E10A.
        1. 0
          28 августа 2021 09:43
          В моем комментарии:
          В 1935 году фирма производство расширила и стала производить самолеты других фирм и проектировать собственные.
          1. +1
            28 августа 2021 10:14
            Я привел конкретный пример такой операции - при том, что было всего 15 серийных экземпляров.
  3. +4
    27 августа 2021 18:29
    Удивляет количество выживших, почти 45%! И это при контроле воздушного простора авиацией США.
    1. +1
      27 августа 2021 22:10
      Ну тут дело в том, что с самурайским наплевательским подходом к безопасности и выживаемости летчиков, они закончились быстрее самолетов.
  4. +2
    27 августа 2021 20:28
    Хочу откровенно поблагодарить автора. Признаю, что впервые слышу об этом самолёте.
    Я не штудировал специально авиастроение Японии, но с основными типами знаком
    Об этом разведчике узнал впервые.
  5. +1
    28 августа 2021 14:29
    Пример для подражания для современной авиаотрасли РФ. Даже малая группа умных конструкторов вне традиционных КБ и авиазаводов может создать нынче достойный БПЛА, имея несколько прототипов.
  6. 0
    27 сентября 2021 09:45
    Бензобаки емкостью 1200 литров разместили в крыльях
    У моноплана одно крыло, состоящее из двух плоскостей, крылья у птиц... Автору надо быть повнимательнее к различного рода "очепяткам", что бы не портить в общем-то не плохую статью...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»