Военное обозрение

Строительство аэродрома Нагурское подходит к концу

27
Строительство аэродрома Нагурское подходит к концу

Ил-76 на аэродроме Нагурское, апрель 2020 г. Фото Минобороны РФ


Продолжаются работы по реконструкции, расширению и совершенствованию самого северного аэродрома страны – Нагурское. В последние годы в интересах арктической группировки вооруженных сил на этой авиабазе были восстановлены или возведены различные объекты, построена взлетно-посадочная полоса и т.д. Прямо сейчас ведется новая стройка, направленная на повышение возможностей по базированию авиационной техники.

Новая полоса


Авиабаза Нагурское располагается на о. Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа). До недавнего времени авиация должна была использовать ледовую взлетно-посадочную полоса, пригодную для эксплуатации в течение 9-10 месяцев в году. С ее помощью в течение последних лет на острове осуществлялись основные проекты.

В 2013-14 гг. Нагурское включили в план по реконструкции и восстановлению объектов военной инфраструктуры в Арктике. Согласно этим планам, в ближайшие годы на о. Земля Александры должна была появиться новая всесезонная взлетно-посадочная полоса со всей необходимой инфраструктурой. Появление такой ВПП позволило бы избавиться от характерных проблем и ограничений ледового аэродрома.


Самолет на стоянке. Фото Минобороны РФ

Строительные работы начались в 2016 г. и велись Спецстроем России. Тогда сообщалось, что строители на первом этапе должны отсыпать основание взлетно-посадочной полосы с расширением на концевом участке. Также были запланированы к постройке две рулежные дорожки, стоянки и другие объекты.

В апреле 2020 г. Минобороны сообщило о завершении основного этапа работ и сдаче ВПП в эксплуатацию. Полоса длиной 2,5 км позволяет принимать большинство боевых и транспортных самолетов российских ВКС. Соответственно, появляются новые возможности по развертыванию и присутствию вооруженных сил в Арктике.

К моменту официальной сдачи в эксплуатацию новый аэродром уже успел принять свои первые самолеты. Кроме того, его задействовали в учениях воздушно-десантных войск. Требуемые характеристики полосы подтвердили посадкой и взлетом тяжелых военно-транспортных Ил-76 с полезной нагрузкой.


Новая ВПП в 2019 г. Фото Planet Labs / Thedrive.com

Строительство продолжается


В новостях о сдаче аэродрома также сообщалось, что строительные работы будут продолжаться. В ближайшее время планировалось удлинить ВПП, обеспечив прием более тяжелых машин, в т.ч. дальних бомбардировщиков. Также упоминалась необходимость строительства ряда новых объектов инфраструктуры.

В августе прошлого года в зарубежной прессе появились свежие спутниковые снимки от оператора Planet Labs, показывающие текущее состояние Нагурского. К северу от существующей полосы появилась новая насыпь большой длины, на которой велось строительство дополнительного участка ВПП. Более того, строители успели уложить большую часть покрытия. Длина дополнительного участка полосы достигла 1 км.

В марте этого года в зарубежных СМИ появился новый любопытный спутниковый снимок заснеженного аэродрома. На нем было видно, что центральная часть ВПП расчищена для выполнения взлета и посадки, причем снег убрали и с недавно построенного «северного» участка.


Процесс удлинения полосы, август 2020 г. Фото Planet Labs / Thedrive.com

В середине мая было объявлено, что по результатам последних работ длина ВПП на Нагурском доведена до 3,5 км. Аэродром уже может принимать самолеты тяжелых классов. При этом строительство еще не закончено, и прямо сейчас продолжается еще один его этап.

19 августа 2021 г. Planet Labs вновь смогла сфотографировать аэродром Нагурское. Эти снимки закономерно привлекли внимание и разошлись по зарубежным изданиям. На них видно, что строительство взлетно-посадочной полосы завершено; нанесена необходимая разметка. Завершив ВПП, строители переместились на площадку возле северного торца, расчищенную в прошлом году. Сейчас там строят новую стоянку большой площади, и уже уложено около половины требуемого покрытия.

Учитывая темпы строительства ВПП, можно предполагать, что «перрон» у ее северной части будет завершен в ближайшие месяцы. Также следует считать, что параллельно с этим строительством продолжается монтаж и установка различного аэродромного оборудования, незаметного при съемке со спутника. В результате этого до конца года Нагурское может приобрести окончательный вид, обеспечивающий полноценное обеспечение базирования авиации и решение поставленных задач.


Март 2021 г. Аэродром принимает военно-транспортные самолеты и машины ДРЛОиУ. Фото Planet Labs / Thedrive.com

Растущий потенциал


Строительство новой взлетно-посадочной полосы на о. Земля Александры осуществляется в рамках более крупной программы восстановления и усиления присутствия нашей армии в Арктике. Аэродром уже использовался в нескольких операциях и мероприятиях, и в будущем подобная его эксплуатация продолжится – с получением новых важных результатов.

В непосредственной близости от нового аэродрома находится база «Арктический трилистник». Именно вновь построенная ВПП теперь используется для снабжения и обеспечения деятельности ее гарнизона. Также аэродром принимал военно-транспортные самолеты, доставившие на остров береговой ракетный комплекс «Бастион». Несколько месяцев назад с Нагурского взлетели истребители-бомбардировщики МиГ-31К, участвовавшие в учениях «Умка». На весенних спутниковых фотографиях на стоянке был замечен самолет ДРЛОиУ А-50. Весьма вероятно, что в будущем аэродром примет технику и других типов.

Очевидно, что военные объекты на Земле Франца-Иосифа имеют большое значение для национальной безопасности. Их можно с равным успехом использовать как для защиты северных рубежей страны и Арктики в целом, так и в целях стратегического ядерного сдерживания. Развернутая инфраструктура уже позволяет решать обе такие задачи с достаточной эффективностью.


Нагурское 19 августа 2021 г. Фото Planet Labs / Thedrive.com

Высокая ценность Нагурского и других объектов в значительной мере обусловлена географическим положением. От Земли Александры до ближайшего континентального побережья (п-ов Ямал) более 1000 км, что позволяет вынести рубежи обнаружения и пункты базирования, а также увеличить площадь контролируемого региона.

По известным данным, сейчас на о. Земля Александры развернуты радиотехнические комплексы ПВО, контролирующие значительную часть Арктики – северные подходы к российским рубежам. Благодаря аэродрому Нагурское появляется возможность развернуть истребители и обеспечить более надежное прикрытие границ. Защита островных баз от нападения возлагается на местную ПВО и береговые ракетные комплексы.

При необходимости, Нагурское может стать аэродромом подскока для стратегических бомбардировщиков. Возможность посадки и дозаправки в 1000 км от континента существенно удалит допустимые рубежи пуска ракет и увеличит боевой радиус.


"Арктический трилистник" - база рядом с новым аэродромом. Фото Минобороны РФ

Впрочем, эксплуатация объектов на Земле Франца-Иосифа отличается особой сложностью. Суровый климат накладывает ограничения на строительство и эксплуатацию объектов, а также ухудшает условия для личного состава. Кроме того, имеются ограничения по снабжению баз и объектов. Основным способом перевозки грузов остается военно-транспортная авиация, тогда как доставка по морю затруднена.

В интересах обороны


Таким образом, всего за несколько лет на о. Земля Александры появилось сразу несколько новых объектов вооруженных сил, предназначенных для увеличения присутствия в арктическом регионе. При этом ключевой стройкой является аэродром, способный обеспечить деятельность ВКС по решению разных задач, в т.ч. в интересах других видов вооруженных сил.

Из последних данных следует, что текущие работы на аэродроме Нагурское приближаются к своему завершению, и уже до конца года он сможет приобрести окончательный вид. После этого удаленная авиабаза сможет стать постоянным или временным «домом» для самолетов и подразделений разного назначения – и серьезно усилить охрану северных рубежей страны.
Автор:
27 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Гюнтер
    Гюнтер 25 августа 2021 04:15
    0
    Цитата: Автор
    Из последних данных следует, что текущие работы на аэродроме Нагурское приближаются к своему завершению...

    "работайте братья!"©
    1. Лара Крофт
      Лара Крофт 25 августа 2021 07:21
      0
      Цитата: Гюнтер
      "работайте братья!"©

      У норвегов теперь сжимается "колечко"...
      .....с другой стороны РФ, как правопреемник СССР всегда за мир, во всем мире...
      1. dauria
        dauria 25 августа 2021 14:21
        +8
        А почему никто не вспомнил , откуда такое название аэродрома " Нагурское" ? А ведь судьба у этого человека, Нагурского Яна Иосифовича интересна. Поляк, родился в Варшаве и русский военный лётчик. Первый в мире летал за полярным кругом именно в этих местах . Искал экспедицию Седова . Воевал в первую мировую. Служил даже в послереволюционной России до 19-го года. И вернулся в Польшу. Где оказался ненужным. И умер уже при социализме в Польше в 1976-м.
        1. мордвин 3
          мордвин 3 25 августа 2021 14:34
          -1
          Цитата: dauria
          А почему никто не вспомнил ,

          Угу, а я вспомнил, как Путин ухмылку выдал на реплику Героя России, что самолет посадил..
      2. Электрик72
        Электрик72 28 августа 2021 06:59
        0
        И в борьбе за мир мы камня на камне не оставим
      3. isv000
        isv000 29 августа 2021 23:48
        0
        Цитата: Лара Крофт
        У норвегов теперь сжимается "колечко"...

        У норвегов теперь сжимается... яичко... lol
  2. Леха с Андроида.
    Леха с Андроида. 25 августа 2021 04:24
    +2
    Спутниковые снимки дают неплохую картину работ на поверхности объекта.
    Всё подробно и в деталях... наш вероятный противник и враг наверняка занёс этот объект в карты памяти ракет которыми он будет долбить по объекту. what
    1. mark1
      mark1 25 августа 2021 04:42
      +1
      Пока противник рисует карты наступления, мы меняем ландшафты... Когда приходит время атаки, противник теряется на незнакомой местности и приходит в полную небоеготовность.
      1. Леха с Андроида.
        Леха с Андроида. 25 августа 2021 05:14
        0
        Противник нынче другой пошёл... предпочитает нападать исподтишка и издалека с территории чужого государства... в ночное время и внезапно.
        Так что расслабляться нельзя ни на секунду.
        1. isv000
          isv000 29 августа 2021 23:52
          0
          Цитата: Леха с Андроида.
          Противник нынче другой пошёл... предпочитает нападать исподтишка и издалека с территории чужого государства... в ночное время и внезапно.
          Так что расслабляться нельзя ни на секунду.

          Сбивать, бомбить, наносить ракетно-бомбовый удар, а за тем - садится за стол переговоров, поправив и подтянув, потуже, галстук у оппонента... hi
    2. Весеннийпух
      Весеннийпух 25 августа 2021 10:54
      +2
      Однозначно. Но по крайней мере хоть что-то. Флот противника в Карском море может легко достать Омск, Новосибирск, Красноярск. Надо готовиться закрыть этот участок. Нужно ПРО, ПЛО
  3. Владимир61
    Владимир61 25 августа 2021 06:25
    +4
    И аэродром получился уникальный, и "Трилистник", - жемчужина Арктики! Вот такой жилой комплекс нам бы еще и на главной станции в Антарктиде.
    1. arkadiyssk
      arkadiyssk 25 августа 2021 07:25
      +1
      А что в ней "уникального"? Ну можно же сравнить с похожими объектами - например США авиабаза Туле. Находится рядышком и схожие функции выполняет. Или сравнивать с Туле не очень приятно? Уникальность сразу пропадает и нужно объясняться: как так, за 5 лет ни одного укрытия для самолета не построили, и размеры взлетки и рулежнах дорожек уже не так впечатляют, и что там с возможностями дозаправки, обслуживания и вооружения больших количеств бортов - все же это и аэропорт подскока ...
      1. Владимир61
        Владимир61 25 августа 2021 08:01
        +3
        Цитата: arkadiyssk
        А что в ней "уникального"? Ну можно же сравнить с похожими объектами - например США авиабаза Туле.
        Капризному теленку вся трава сухая! А чем примечательна Туле? Нагурская авиабаза существует с 1947 года, находится гораздо севернее, за 80 широтой. От Туле, до ближайшего населенного пункта Канады рукой подать, да и на самом острове более 60 населенных пунктов!
      2. akarfoxhound
        akarfoxhound 25 августа 2021 18:12
        +1
        А Туле на той же широте? А что не так с размерами ВПП? 3.5 км на сегодня - это аэродром 1 класса,коэффициент PSN позволяет принимать самые тяжелые борта, что вас должно впечатлить, уважаемый? Строительство нового перрона для стоянки бортов (вам для расширения кругозора - РД - это рулежная дорожка, а не зона стоянки :), инфраструктура, тот же склад ГСМ ,площадка ТППР и пр. в наличии. Или вам надо непосредственно нефтепровод к аэродрому подвести или нефте скважину прям там откупорить, ведь это же аэродром подскока?( хотя вы по своему пустозвонному опусу в данной теме похоже "0", зато громкоголосый)
    2. Вадим Ананьин
      Вадим Ананьин 25 августа 2021 16:25
      0
      Далекова-то.
  4. Лара Крофт
    Лара Крофт 25 августа 2021 07:18
    +1
    По последнему фото, угадываются планы по строительству ВПП паралельно с основной....
    При использовании аэродрома на постоянной основе он превращается в авиабазу с постоянным базированием летных подразделений пилотируемой и беспилотной авиации, а значит туда придется перебрасывать батальон аэродромно-технического обслуживания и как минимум роту охраны в т.ч. на БТР..., а также разворачивать УС....
    1. Гюнтер
      Гюнтер 25 августа 2021 16:39
      +1
      Цитата: Лара Крофт
      При использовании аэродрома на постоянной
      основе он превращается в авиабазу с
      постоянным базированием летных
      подразделений пилотируемой и беспилотной
      авиации, а значит туда придется перебрасывать
      батальон аэродромно-технического
      обслуживания...

      да, и следовательно, нужны ангары, хотя бы для ТО - в условия Арктики наиболее
      уязвимыми являются ГС, водяная и топливная системы ВС, управление открытием грузовых дверей и т.п.
  5. sagitovich
    sagitovich 25 августа 2021 07:57
    +4
    А такие аэродромы побросали. Служил на Украине. г. Узин. 2 полка дальней авиации, Ту-95. Взлетная полоса 3,5 км. Прилетала даже "Мрия"
  6. Комментарий был удален.
  7. Кариб
    Кариб 25 августа 2021 08:53
    +4
    Получат большой опыт эксплуатации и начнут об ангарах задумываться. И о подземных топливных резервуарах, и складах оружия и провианта.
    А может всё уже продумано, согласовано, просто ждёт очереди.
  8. tralflot1832
    tralflot1832 25 августа 2021 10:54
    +3
    Об ангарах ,это аэродром "подскока".Может сможет один раз самолеты выпустить.А потом уже и садиться не куда.Слишком он хорошее положение занимает и Северный полюс под контролем и Северная Атлантика.19 августа снег, а нас за + 30,всетаки огромная страна Россия.
    1. Весеннийпух
      Весеннийпух 25 августа 2021 13:02
      +1
      Даже один раз надо чтобы самолёты взлетели точно. А на самом деле конечно не один раз, а дежурство должно быть
      1. tralflot1832
        tralflot1832 25 августа 2021 13:26
        -1
        Там вроде дежурное звено должно быть на постоянке Миг 31 БМ.
  9. Glagol1
    Glagol1 25 августа 2021 16:37
    -1
    С какого перепуга на фото 19 августа 2021 все в снегу?
    1. agond
      agond 25 августа 2021 19:30
      -1
      Цитата: Кариб
      Получат большой опыт эксплуатации и начнут об ангарах задумываться.

      А сейчас как бы надо подождать покуда опыта наберутся?
      Наверняка там будет и вторая взлетка , рулежки , укрытия , ангары иначе смысл в 3.5км полосе пропадает
  10. Весеннийпух
    Весеннийпух 25 августа 2021 22:37
    -1
    Длро и пло должны дежурить непрерывно. И не по одному, а закрывать весь район потенциальных пусков. Трайдент2 делает 2,5 тыс км за 10 минут. Это меньше времени нашей реакции