Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Самоходная установка Wespe Sd. Kfz. 124
По мысли создателей, данная машина должна была дать пехотным войскам штурмовую и огневую поддержку. В первую очередь, Wespe предназначался для комплектации арт. батарей танковых дивизий – Panzerartillerie, в каждой из которых имелось 6 САУ Wespe и 2 Munitionsschlepper Wespe (тягачи для перевозки боеприпасов). Wespe принимал участие в боях на всех фронтах, входя в состав каждой танковой дивизии в период с 1943 по 1945 г.
Корпус Panzer II немного удлинён, двигатель вынесен вперёд, усиленная подвеска должна была противостоять силе орудийной отдачи. Гаубица устанавливалась внутри бронекорпуса, не имевшего крыши. Кабина защищала экипаж. Также по кругу кабины было установлено 32 снаряда по кругу. Орудие могло поворачиваться в горизонтальной плоскости в обе стороны на 17 градусов. Гаубица 105mm leFH 18 имела возможность вести огонь бронебойными, кумулятивными и фугасными снарядами. Максимальная дальность стрельбы составляла 8,4 тыс. м. Внутри машины размещался 7,92-миллиметровый пулемёт MG34 и использовался по необходимости. Во время производства Wespe место водителя несколько изменили. Таким образом появилось два варианта машины. Для ранней модели использовалось стандартное шасси Panzer II Ausf. F, более поздние модели – на том же шасси, удлинённом на 220 миллиметров. Для своевременной доставки боеприпасов на позиции Wespe, разработали невооружённый тягач Munitions Sf auf Fgst PzKpfw II, способный за раз транспортировать 90 снарядов. Экипаж машины состоял из трёх человек. Всего было произведено 159 таких тягачей. В случае надобности, на тягачи вновь устанавливались гаубицы.
Wespe разрабатывали конструкторами копании Alkett, а производство велось компаниями Vereinigte Maschinenwerke (Варшава) и Famo (Бреслау). Первоначальный заказ включал в 1000 машин, однако к концу 1943 г. заказ уменьшили до 835 машин, в том числе перевозчики боеприпасов. В период с февраля 1943 г. по август 1944 г. произвели 676 САУ Wespe и 159 тягачей Munitions Sf auf Fgst PzKpfw II. Впервые САУ Wespe была применена в июле 1943 г. на "Курской дуге", где показала себя как эффективное оружие и в дальнейшем использовалась вплоть до окончания военных действий. К марту 1945 г. в строю оставалось 307 Wespe.
Тактико-технические характеристики самоходной установки Wespe:
Масса – 11 тыс. кг
Двигатель – 6-цилиндровый Maybach HL 62 TRM, мощностью 140л.с.;
Длина – 4,81 м;
Ширина – 2,28 м;
Высота – 2,30 м;
Броня – 5-30 мм;
Вооружение:
ранних версий – 105 миллиметровая leFH 18/2 L/26 и 7,92-миллиметровый пулемёт MG34,
поздних версий – 105 миллиметровая leFH 18/2 L/28 и 7,92-миллиметровый пулемёт MG34;
Боезапас – 32 выстрела;
Скорость – 40 км/ч;
Запас хода по дороге – 220 км;
Экипаж – 5 человек.
Информация