Военное обозрение

Балтийская трагедия. Как Балтфлот прорывался в Кронштадт

64

А. А. Блинков. Переход кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, август 1941 года. 1946 г.


80 лет назад начался так называемый Таллинский переход – эвакуация основных сил Балтийского флота и войск 10-го стрелкового корпуса из Таллина. Эта операция стала одной из самых трагичных и героических в начале Великой Отечественной войны. Участники перехода сравнивали масштабы балтийской трагедии с Цусимской катастрофой.

Немцы, имевшие в Финском заливе силы, гораздо меньшие наших, учинили нам форменный погром. Ценой героических усилий и больших потерь русские моряки смогли увести большую часть флота в Кронштадт. Спасли и большинство военных и гражданских. Затем Балтфлот принял участие в обороне Ленинграда, оберегая его от захвата гитлеровцами. Основной причиной этой одной из самых страшных катастроф русского флота участники Таллинского перехода называли ошибку командования и особенно руководства Балтийского флота.

Главная база Балтфлота


В 1939–1940 годах СССР расширил свои границы на западе, включая возвращение Прибалтики. К сожалению, верховное командование совершило ошибку, решив, что надо выдвинуть основные ударные силы ближе к западной границе. Базирование Балтийского флота также передвигалось на запад. Базами флота стали хорошо оборудованные порты Риги и Лиепаи (Либава), а главной военно-морской базой вместо Кронштадта стал Таллин.

Нападение фашистов Балтфлот под командованием вице-адмирала Владимира Трибуца встретил организованно. В первый день войны всё налеты люфтваффе были отбиты, ни один корабль не потеряли. Но дальше ситуация стала развиваться значительно хуже. Под натиском немецкой группы армий «Север» войска советского Северо-Западного фронта откатывались на восток. 29 июня гитлеровцы взяли Лиепаю, 30-го – Ригу. Уже к 10 июля немцы овладели городом Остров и Псковом и создали угрозу прорыва к Ленинграду.

Балтийская трагедия. Как Балтфлот прорывался в Кронштадт
Эсминец Балтийского флота «Ленин», взорванный в Либаве (Лиепае) во время отступления. Корабль находился на ремонте на заводе «Тосмаре» в Лиепае. В ночь на 25 июня 1941 года корабль был взорван возле причала, так как не имел хода и не мог покинуть порт

Немецкий флот в это время выставлял минные заграждения перед устьем Финского залива. То же самое делал и Балтфлот, с целью защиты северной столицы СССР. Также наши ВМС формировали минно-артиллерийские позиции – Центральная (между полуостровом Ханко и островом Осмуссаар), Восточная (Гогландская). Части Либавской военно-морской базы вели оборону Лиепаи. Затем флотские соединения, корабли из Лиепаи и Риги были эвакуированы в эстонские порты, в Таллин. Оставшиеся корабли, бывшие на ремонте, взорвали. Всё это происходило в условиях господства противника в воздухе и усиления минной опасности.

Таким образом, с потерей Лиепаи и Риги Балтфлот был сдвинут на северо-восток, сконцентрирован в Таллине. Морская авиация советского флота в это время в основном поддерживала действия сухопутных войск. Южная часть Балтики теперь находилась под контролем германских ВМС, которые обеспечивали приморский фланг своей армии и морские коммуникации. Немцы в это время не стремились прорваться в Финский залив.


Крейсер Киров на рейде накануне Великой Отечественной войны. 1941 г.

Таллинская оборона


Перегруппировав войска, 23 июля 1941 года немцы возобновили наступление.

Гитлеровцы прорвали фронт 8-й советской армии и устремились к Финскому заливу. 5 августа была перехвачена железная дорога Таллин – Ленинград, немцы расчленили 8-ю армию на две части. 7 августа немцы вышли к заливу и отрезали наши войска в районе Таллина. Так началась оборона Таллина.

Оборону города возглавили командующий Балтфлота Трибуц, командир 10-го корпуса Иван Николаев. Таллин защищал 10-й стрелковый корпус, который отошёл к городу после тяжелых боев, отряды морской пехоты, рабочее ополчение и подразделения НКВД. Всего до 27 тыс. человек. Сухопутные силы поддерживали корабельная и береговая артиллерия, авиация флота (85 машин).

Город изначально не был готов к обороне с суши и моря.

17 июля начали строить три линии обороны. Главная оборонительная полоса располагалась в 9–12 км от города. Однако спешно проводимые фортификационные мероприятия не были завершены. К тому же основное внимание уделяли противотанковой обороне (рвы, надолбы), на что ушло много времени, сил и средств. Хотя танков на таллинском направлении немцы имели немного.

Также не были использованы все возможности и ресурсы флота для создания долговременной обороны Таллина. В частности, людские ресурсы. Очевидно, командование не верило в возможность длительной обороны, ожидая приказа на эвакуацию. Войска действовали нерешительно. Корабельная и береговая артиллерия не раз сметала врага, немцы откатывались на 10 и более километров, но эти успехи не закреплялись. Плохо работала разведка. Из-за отсутствия связи и нормального взаимодействия между различными родами войск мощь корабельной, береговой и зенитной артиллерии использовали не полностью.


Для захвата Таллина командующий немецкой 18-й полевой армией генерал фон Кюхлер сосредоточил группу из 4 пехотных дивизий (60 тыс. человек), усиленных артиллерией, танками и авиацией. Несмотря на превосходство противника в силах и средствах, защитники Таллина к 10 августа остановили его продвижение. Немцы, проведя перегруппировку сил, возобновили наступление, прорвали передовой рубеж и оттеснили русских на главную линию обороны. 25 августа гитлеровцы вышли к городу, получив возможность простреливать весь город и порт на всю глубину. 27 августа велись уже упорные уличные бои. Флот оказался перед угрозой гибели.

По времени Таллинская операция совпала с тяжелыми боями на подступах к Ленинграду. Поэтому, хотя командование Балтфлота предлагало начать эвакуацию из Таллина в Кронштадт ещё в начале июля 1941 года, верховное командование в лице главнокомандующего Северо-Западным направлением К. Е. Ворошилова и народного комиссара ВМФ Н. Г. Кузнецова отказывали в этом.

Дело в том, что ослабленный 10-й корпус самостоятельно бы не выдержал удара немецкой армии. А при поддержке флота он должен был сковать силы противника, отвлекая их от ленинградского направления. Поэтому решение об эвакуации Ставка приняла с запозданием, 26 августа, когда вражеская артиллерия уже вела огонь по советским кораблям в Таллинском порту. А командование флота приступило к подготовке перехода 24-го, когда из порта вышли первые корабли.

Правда, ещё до решения Ставки о выводе флота из Таллина начальник тыла Балтийского флота и глава эвакуационной комиссии Митрофан Москаленко смог организовать вывоз технического имущества флота (15 тыс. тонн, включая базовые запасы эсминцев, аккумуляторные батареи для подлодок, сталь, цветные металлы, кабели, станки и пр.), большей части арсенала. Также эвакуировали около 9 тыс. раненых, около 17 тыс. детей и женщин. То есть в дни обороны Таллина корабли Балтфлота совершали рейсы в Кронштадт и обратно сравнительно благополучно. Иными словами, имелась возможность до основной фазы эвакуации вывезти из города оставшихся гражданских и тыловые, ненужные подразделения.

В свою очередь, немецкое командование стремилось выполнить директиву Гитлера № 33 «не допустить погрузку советских войск в Эстонии на суда и прорыв… в направлении Ленинграда». Немцы понимали, что приход Балтфлота в Кронштадт значительно укрепит оборонительный потенциал Ленинграда (что и произошло). Поэтому на южном берегу залива вдоль маршрута перехода русских кораблей из Таллина в Кронштадт развернули 17 артиллерийских дивизионов, на северном (финском) берегу имелось 2 дивизиона. В Финском заливе немецкие ВМС и ВВС установили более 2 тыс. морских мин и сотни минных защитников. На советский флот было нацелено 120 немецких и финских самолетов, торпедные катера.


Матросы-зенитчики Балтийского флота у счетверенной установки М-4 пулеметов «Максим»


Немецкие солдаты в уличном бою в Таллине

Эвакуация


План перехода разработали в спешке, из-за нехватки времени не все детали были доведены до исполнителей. Это привело к несогласованности действий.

Балтфлот делился на отряд главных сил, отряд прикрытия, арьергард и четыре конвоя. Отряду главных сил контр-адмирала В. Дрозда (30 вымпелов во главе с крейсером «Киров», на котором находился штаб флота с Трибуцем) ставилась задача прикрытия первого и второго конвоев от мыса Юминда до острова Гогланд. Отряд прикрытия контр-адмирала В. Пантелеева (22 вымпела) должен был защищать второй и третий конвои от острова Кери до острова Вайндло. Арьергард контр-адмирала Ю. Ралля (15 кораблей) прикрывал с тыла третий и четвёртый конвои.

В составе первого конвоя капитана 2-го ранга Богданова было 8 кораблей и судов, а также 20 кораблей охранения. Во втором конвое капитана 2-го ранга Антонова – 10 кораблей и судов, а также 17 кораблей охранения. В третьем конвое капитана 2-го ранга Янсона – 11 кораблей и судов, а также 14 кораблей охранения. В четвертом конвое капитана 3-го ранга Глуховцева – 6 кораблей и судов, а также 11 кораблей охранения. Также имелись десятки кораблей и судов, которые в конвои не входили.

Всего из Таллина вышло 225 кораблей и судов, из которых военных кораблей было – 151 (включая 1 крейсер, 2 лидера эсминцев, 10 эсминцев, 9 подводных лодок).

В 11 часов 27 августа 1941 года комфлота Трибуц отдал приказ об эвакуации.

Войска начали перегруппировку для отхода и посадки на корабли и суда. Отход и посадка прикрывались корабельной и береговой артиллерией. В 16 часов началась посадка флотских учреждений, раненых и тыловых частей 11-го корпуса. Также грузили технику и наиболее ценное имущество. На крейсер «Киров» были погружены члены правительства ЭССР, золотой запас. Немцы стремились сорвать посадку интенсивным артиллерийским огнем и налетами авиации. С 18 часов саперы начали взрывать объекты и уничтожать материальные запасы морской базы. Вагоны сбрасывались в море, с боеприпасами – взрывались. Ликвидировали арсенал.


И. Родионов. Оборона Таллина. 1960 г.

Около 22 часов начали посадку основные силы гарнизона. Погрузка продолжалась до рассвета 28 августа. Приняв людей и грузы, суда выводились с рейда буксирами в район формирования конвоев.

Имели место многочисленные недочёты и ошибки.

Корабли и суда начали готовить для вывоза людей, техники, оборудования и пр. только 27 августа. Учёта людей не вели. Одни корабли не прибывали к месту погрузки, другие – были перегружены. На какие-то грузили второстепенные, ненужные грузы, к примеру, велосипеды, личное барахло. Часть солдат направили в Беккеровскую гавань, где уже не было транспортов. Других бойцов не забрали с берега, они сами на шлюпках догоняли суда и корабли (таких были сотни). Часть войск, которая продолжала вести бой, сдерживая врага на улицах города, не была эвакуирована.

По немецким данным, было захвачено в плен свыше 11 тыс. военных, около 300 полевых, противотанковых и зенитных пушек, 91 бронемашины, 2 бронепоезда и т.д. Было брошено большое количество матчасти, транспорт, приборы, лошади и многое другое.
На плавсредства приняли около 42 тыс. человек – военных и гражданских (около 13 тыс.). По другим данным, от 20 до 27 тыс. человек.


Главная база КБФ Таллин с гаванями

28 августа


Из-за волнения на море тральщики не могли идти с поставленными тралами (нужно было преодолеть минное заграждение), выход отложили (первый конвой должен был выйти в 22 часа). Отправиться в путь удалось ближе к обеду 28-го. Тральщики начали свою работу, практически сразу начались подрывы мин в тралах. Около 14 часов из порта потянулись конвои. Отряд главных сил выдвинулся в 15 часов. Боевые корабли и гражданские суда, наскоро приспособленные под транспорты, сильно отличались по скорости хода, вооружению и степени защиты, что сразу сказалось в море.

Обстрелы немецкой артиллерии были безрезультатны. Несколько вражеских торпедных катеров отогнали корабельным огнем. Люфтваффе произвела несколько налётов, 4 судна погибли, несколько получили повреждения. Но самый тяжелый урон был от мин.

Стоит отметить, что информации о минной обстановке командование флота не имело, так как с 10 августа разведка и траление фарватеров не велись, чтобы не допустить их демаскировки. Это привело к большим жертвам.

Тральщики, шедшие впереди, подсекали мины. Они или взрывались, выводя из строя тралы, или всплывали. На поверхности их надо было расстреливать, но это делалось не всегда. Протраленная полоса была узкой. В темноте корабли и суда теряли её. Отмечено много случаев, когда корабли, отвернув от одной мины или уклоняясь от вражеских самолетов, уходили в сторону и подрывались. А быстроходные корабли, опережая тральщики и транспорты, выходили на непротраленные места и гибли.

В районе острова Мохни в 18 часов 30 минут ледокол «Кришьянис Вальдемарс» (конвой № 1), уклоняясь от атаки вражеских самолетов, вышел из протраленной полосы, подорвался на мине и затонул. Около 20 часов из состава первого конвоя подорвались и погибли тральщики «Краб» и «Барометр». Из оставшихся пять тральщиков первого конвоя потеряли тралы. У мыса Юминда был атакован и поврежден люфтваффе штабной корабль флота «Вирония» (конвой № 1), около 22 часов он подорвался на мине и затонул. Также был поврежден авиацией, подорвался на мине и затонул из состава первого конвоя транспорт «Алев». Из 1280 человек, в том числе 800 раненых, спасли 6 человек.

Ночью потерь стало ещё больше.

Флот вошёл в плотное минное поле. Подорвалась на мине и погибла подлодка С-5 из состава главных сил. Погиб почти весь экипаж. Тральщики и катера подняли 9 человек. Подорвался и погиб с большей частью экипажа эсминец «Яков Свердлов» из отряда главных сил. Корабль переломился пополам. Затонул он не сразу, что позволило спасти часть людей. Погибло более 300 человек.

Затем был повреждён эсминец «Гордый» (главные силы). Из состава отряда прикрытия вслед за этим подорвался и погиб эсминец «Скорый». Лидер «Минск» и эсминец «Славный» в результате подрывов получили сильные повреждения. Арьергард, который вообще не имел тральщиков, потерял от подрывов на минах все эсминцы – «Калинин», «Артём», «Володарский». На «Калинине» был контужен контр-адмирал Ралль и ранен командир корабля Стасов. Корабль некоторое время оставался на плаву, благодаря самоотверженным усилиям экипажа и старпома корабля П. Д. Руссина, поэтому людей смогли вызволить. На других кораблях экипажи и пассажиры не спаслись. Погибли от мин и сторожевики «Циклон» и «Снег».

В первом конвое взорвался и погиб транспорт «Элла» – более 900 человек на борту (спасли 49). Практически моментально затонул от подрыва мины транспорт «Эверита», на борту которого было около 1500 человек. Спасено несколько человек. Командование флота, опасаясь новых потерь, приказало встать на якорь до рассвета. Ранним утром финские торпедные катера потопили шхуну и захватили два безоружных буксира.

Всего в этот день наш флот потерял 26 кораблей и судов потопленными (включая 5 эсминцев, 3 транспорта, 1 ледокол), 5 – было повреждено, 2 – захвачено, одно судно пропало без вести.

Стоит отметить, что советские моряки не уходили из опасных мест, а рискуя жизнью снимали людей с горящих кораблей, поднимали тонущих из воды. Наши моряки и красноармейцы проявили бесстрашие, самоотверженность и редкое мужество. За два страшных дня только из воды подняли 5 тыс. человек.


И. В. Бордачев. «Подвиг»

Приложение.
Из вахтенного журнала эсминца «Суровый» от 28 августа 1941 года



«18:20. Впереди по курсу подорвался большой транспорт, наполненный людьми.
18:22. Подорвавшийся транспорт вместе с людьми ушел под воду.
18:25. Впереди по курсу подорвался транспорт с людьми.
18:30. Подорвавшийся транспорт с людьми ушел под воду.
19:30. Впереди по курсу подорвался какой-то корабль буксирного типа.
20:25. Впереди по курсу взорвалась большая подлодка.
20:26. Рассеялся дым, и впереди на месте подлодки была ровная поверхность моря.
20:35. Впереди крейсера «Киров» появился колоссальный столб огня и дыма.
20:40. Сзади, в районе, где примерно должна находиться «Верония», появился колоссальный столб огня и дыма.
20:50. Справа, обгоняя, шел какой-то небольшой транспорт. Взрыв – черный дым.
20:51. Черный дым рассеялся, транспорта не оказалось.
22:10. Прямо по носу подорвался транспорт.
22:58. Справа по борту подорвался транспорт на мине.
23:24. Подорвался какой-то корабль».

Продолжение следует…
Автор:
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/, http://waralbum.ru/, https://regnum.ru/
64 комментария
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 27 августа 2021 04:18
    +9
    Тяжело читать такие трагические строки, но в отличие от Цусимского поражения Таллинский прорыв, невзирая на тяжёлые потери, достиг своей цели.
  2. Леха с Андроида.
    Леха с Андроида. 27 августа 2021 04:33
    +6
    26 кораблей в один день... это слишком.
    Одномоментная гибель тысяч людей... мне трудно это представить... разум отказывается это воспринимать.
    В фильме Город под липами отчасти показали это... тяжко читать и смотреть про все это.
    Торжество смерти и бессилия людей
  3. ee2100
    ee2100 27 августа 2021 05:12
    +3
    "Основной причиной этой одной из самых страшных катастроф русского флота участники Таллинского перехода называли ошибку командования и особенно руководства Балтийского флота."(с)
    "Поэтому на южном берегу залива вдоль маршрута перехода русских кораблей из Таллина в Кронштадт развернули 17 артиллерийских дивизионов, на северном (финском) берегу имелось 2 дивизиона. "(с)
    Ещё осталось написать, как над крейсером "Киров" гордо реял российский триколор!
    Картина- маслом.
    1. Lynx2000
      Lynx2000 27 августа 2021 05:29
      +2
      Цитата: ee2100
      "Основной причиной этой одной из самых страшных катастроф русского флота участники Таллинского перехода называли ошибку командования и особенно руководства Балтийского флота."(с)
      "Поэтому на южном берегу залива вдоль маршрута перехода русских кораблей из Таллина в Кронштадт развернули 17 артиллерийских дивизионов, на северном (финском) берегу имелось 2 дивизиона. "(с)


      Ещё осталось написать, как над крейсером "Киров" гордо реял российский триколор!
      Картина- маслом.

      Тогда уже скорее Андреевский флаг, крейсер "Киров" военный корабль, а не торговое судно с триколором... wink
      1. ee2100
        ee2100 27 августа 2021 06:06
        0
        Согласен, но про это надо знать!
      2. Башкирхан
        Башкирхан 27 августа 2021 08:12
        +15
        Цитата: Lynx2000
        Тогда уже скорее Андреевский флаг, крейсер "Киров" военный корабль, а не торговое судно с триколором...

        Лет через 20 вообще забудут, с какими флагами деды воевали. Примерно как сейчас, особо никто не в курсе с какими флагами с Наполеоном воевали.
        1. Стропорез
          Стропорез 27 августа 2021 08:18
          +5
          Цитата: Башкирхан
          Лет через 20 вообще забудут, с какими флагами деды воевали.

          Когда я говорю, что триколор никакого отношения к победе советского народа не имеет, то находятся индивиды, которые рвут на себе рубаху и кричат, что живут в РФ, значит уважать надыть .
          1. Башкирхан
            Башкирхан 27 августа 2021 09:18
            -3
            Цитата: Стропорез
            Когда я говорю, что триколор никакого отношения к победе советского народа не имеет, то находятся индивиды, которые рвут на себе рубаху и кричат, что живут в РФ, значит уважать надыть .

            Кстати как отметил Рюрикович, эсминец "Яков Свердлов", подорвавшицся на мине назывался "Новик". Какое отношение имел большевик еврей Яков Моисеевич к эсминцу Балтийского флота, вопрос риторический.
            1. Забавникъ Унд Потешникъ
              Забавникъ Унд Потешникъ 27 августа 2021 10:46
              +5
              Цитата: Башкирхан
              Кстати как отметил Рюрикович, эсминец "Яков Свердлов", подорвавшицся на мине назывался "Новик".


              Из прессы:
              В результате погружения 16 июня 2018 года с борта исследовательского судна Yoldia команды в составе Имми Валлин, Паси Ламми, Михаил Иванов, Константин Богданов и игумен Иннокентий (Ольховой) произведена идентификация корабля, найдено название «Яков Свердлов» и герб Советского Союза на корме


              "Новиком" эсминец был до 13.07.1926г.

              Насчёт мины - Спиридонов в рапорте утверждал, что это была торпеда, предназначавшаяся "Кирову". И родилась легенда, что Новик-Свердлов погиб, подставившись под торпеду и спасши таким образом линкор.
              1. Башкирхан
                Башкирхан 27 августа 2021 10:59
                +4
                Цитата: Забавникъ Унд Потешникъ

                Насчёт мины - Спиридонов в рапорте утверждал, что это была торпеда, предназначавшаяся "Кирову". И родилась легенда, что Новик-Свердлов погиб, подставившись под торпеду и спасши таким образом линкор.

                "Киров" был крейсером, а не линкором. К большому сожалению эти "легенды" от пьяных политруков дискредитируют настоящие подвиги в годы войны.
                1. Andy
                  Andy 27 августа 2021 13:57
                  +5
                  эту " легенду" напечатали в книге "когда пылала балтика" (автора не помню) со словами командира "Свердлова" / "Новика" о торпеде... как было на самом деле- вопрос.
            2. Serg65
              Serg65 27 августа 2021 11:47
              +5
              Цитата: Башкирхан
              Какое отношение имел большевик еврей Яков Моисеевич к эсминцу Балтийского флота,

              Такое же как и пароход имени Зои Космодемьянской, приписанный к Черноморскому пароходству!
              1. WapentakeLokki
                WapentakeLokki 16 ноября 2021 19:00
                0
                ну у вас и сравнения...Зоя по крайней мере умерла так как и вам не пожелаешь а Яша чем славен ??? убийством семьи Романовых да террором на Дону(ага именно с его руки пошло расказачивание)...ну ещё после его смерти(ага сковородку ему в аду погорячее) от него остался сейф с награбленным золотишком...поГУГЛите кому охота...
                1. Serg65
                  Serg65 17 ноября 2021 07:29
                  +1
                  Цитата: WapentakeLokki
                  ну у вас и сравнения.

                  А вы попробуйте произнести на английском ...советский пароход имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской просит лоцмана, да так что бы иностранцы поняли что вы за фрукт и чего вам надо!
                  Цитата: WapentakeLokki
                  поГУГЛите

                  Молодой человек, я уже старый что бы учиться заново!
            3. Alexey RA
              Alexey RA 27 августа 2021 12:41
              +7
              Цитата: Башкирхан
              Кстати как отметил Рюрикович, эсминец "Яков Свердлов", подорвавшицся на мине назывался "Новик". Какое отношение имел большевик еврей Яков Моисеевич к эсминцу Балтийского флота, вопрос риторический.

              Пфф... можно подумать, Яков Моисеевич один такой был.
              Всем оставшимся в живых "Новикам" достались новые имена, зачастую не имевшие к флоту никакого отношения. "Володарский" ("Орфодарский" smile ), "Урицкий", "Валериан Куйбышев", "Карл Либкнехт", "Карл Маркс", "Энгельс", "Войков", "Дзержинский", "Шаумян", "Артём", "Незаможник".
              Более-менее понятны разве что "Ленин", "Сталин", "Калинин", "Фрунзе", "Железняков".

              Некоторых даже дважды переименовывать пришлось - "Зиновьев", "Троцкий", "Рыков". smile
            4. Альф
              Альф 28 августа 2021 18:22
              +1
              Цитата: Башкирхан
              Какое отношение имел большевик еврей Яков Моисеевич к эсминцу Балтийского флота, вопрос риторический.

              А Киров к крейсеру ? Или Брежнев к ледоколу ? Или почему первый ледокол назвали Ермак ?
              1. Alexey RA
                Alexey RA 28 августа 2021 19:20
                +1
                Цитата: Альф
                Или Брежнев к ледоколу ?

                И к авианосцу тяжёлому авианесущему крейсеру. smile
                На самом деле с ЛИБ всё логично - руководитель страны правящей партии имеет отношение ко всему. Называли же в РИФ броненосцы в честь императоров.
                1. Альф
                  Альф 28 августа 2021 19:22
                  0
                  Цитата: Alexey RA
                  Цитата: Альф
                  Или Брежнев к ледоколу ?

                  И к авианосцу тяжёлому авианесущему крейсеру. smile
                  На самом деле с ЛИБ всё логично - руководитель страны правящей партии имеет отношение ко всему. Называли же в РИФ броненосцы в честь императоров.

                  Абсолютно с Вами согласен. Авианосцы, как и линкоры-броненосцы, считались верхом корабельной иерархии, поэтому и должны называться именами князей-президентов-генсеков.
  4. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 27 августа 2021 06:57
    +2
    Трагический и героический, одновременно момент нашей истории. Череда ошибок, случайностей и обстоятельств, приведшая к чувствительным людским и материальным потерям в самом начале войны.
    1. Serg65
      Serg65 27 августа 2021 09:11
      +7
      Цитата: Вождь краснокожих
      Трагический и героический, одновременно момент нашей истории. Череда ошибок, случайностей и обстоятельств, приведшая к чувствительным людским и материальным потерям в самом начале войны.

      Франция за такой же срок руки к верху подняла, англичане по доброте Гитлера смылись на свои острова...а мы выстояли!
      1. Башкирхан
        Башкирхан 27 августа 2021 09:22
        +3
        Цитата: Serg65
        ...а мы выстояли!

        И к тому же в конце войны только подводник Маринеско на одном "Густлофе" утопил почти 10 тыс немецких швайне.
  5. Ольгович
    Ольгович 27 августа 2021 07:27
    +7
    «18:20. Впереди по курсу подорвался большой транспорт, наполненный людьми.
    18:22. Подорвавшийся транспорт вместе с людьми ушел под воду.
    18:25. Впереди по курсу подорвался транспорт с людьми.
    18:30. Подорвавшийся транспорт с людьми ушел под воду.
    19:30. Впереди по курсу подорвался какой-то корабль буксирного типа.
    20:25. Впереди по курсу взорвалась большая подлодка.
    20:26. Рассеялся дым, и впереди на месте подлодки была ровная поверхность моря.
    20:35. Впереди крейсера «Киров» появился колоссальный столб огня и дыма.
    20:40. Сзади, в районе, где примерно должна находиться «Верония», появился колоссальный столб огня и дыма.
    20:50. Справа, обгоняя, шел какой-то небольшой транспорт. Взрыв – черный ды


    Каждые несколько минут- гибель корабля и сотен людей. .Это просто избиение. Напротив мыса Юминде в Эстонии под водой лежат несколько ДЕСЯТКОВ кораблей-настоящее кладбище. Всего погибло 62 корабля и 15 тыс человек-в несколько раз больше, чем в Цусиме.

    При том, что места гибели кораблей были примерно известны, масштабные поиски развернуты были не так давно.

    Уже в этом году 2021 г российские и латышские поисковики наши транспорт "Балхаш", в трюмах которого до сих пор стоят около 4 тыс человек
    .

    Всего было найдно 3 транспорта, где погибло наибольшее количечтсов людей - ВТ-584 "Найссаар" (по данным военного историка Радия Зубкова, на нём погибло 1,5 - 2 тыс. человек), ВТ-501 "Балхаш" (3,8 тыс. человек) и ВТ-545 "Эверита" (около 1,5 тыс. человек).

    инструктор, технический дайвер Сергей Шульга ,2021 г :
    Я, конечно, и раньше знал про этот трагический эпизод войны в силу того, что живу на Балтике и ныряю здесь, рядом с местом трагедии. Но вот участвовать в поиске и идентификации кораблей Таллинского прорыва мне раньше не приходилось. Что сказать? Такая трагедия не должна больше повториться. Никогда и нигде. Останки погибших настолько хорошо сохранились, что чётко видно: вот дети, даже грудные, вот женщины, вот военные. Их тысячи, лежат слоями… У этих людей не было шансов спастись
    .

    Никто не забыт был, да...

    .Что Трибутц с Таллинской катастрофой, что Октябрьский с чудовищной эвакуацией Севастополя в 1942 г, покрыли себя несмываемым позором навсегда.

    Бепримерный по героизму и трагичности переход...
    Вечная память погибшим.
    1. Pavel73
      Pavel73 27 августа 2021 10:36
      +1
      Что Трибутц с Таллинской катастрофой, что Октябрьский с чудовищной эвакуацией Севастополя в 1942 г, покрыли себя несмываемым позором навсегда.
      Сходство обеих катастроф не случайно. Ни тот, ни другой не имели боевого опыта ведения войны со сколь-нибудь равным противником. Будь на их месте морские офицеры времён русско-японской (несмотря на поражение!) или хотя бы Первой Мировой Войны, потери были бы значительно меньше. Но увы - в годы революционной смуты и гражданской войны офицерский состав русского флота был почти полностью уничтожен. Произошел самый настоящий разрыв поколений морских офицеров, чего не случилось ни у немцев, ни у японцев, ни у англичан, ни у кого больше из флотов Второй Мировой Войны. По пути флот после разрухи пришлось воссоздавать с нуля. И это касается не столько железяк, сколько профессионального офицерского состава. Вряд ли какой другой флот смог бы действовать более успешно, если бы ему довелось пережить то, что пережил русский флот в годы большевистского беспредела.
      1. gsev
        gsev 27 августа 2021 20:08
        +4
        Цитата: Pavel73
        Будь на их месте морские офицеры времён русско-японской (несмотря на поражение!) или хотя бы Первой Мировой Войны, потери были бы значительно меньше.

        Правомерно было бы сравнить оборону Лиепаи с обороной Гонконга, а оборону Таллина и эвакуацию Таллина с обороной Сингапура и эвакуацией Сингапура. Как Вы понимаете Сингапур с Гонконгом оборонял британский флот признанный лучшим военно-морским флотом 19 и 20 века. Гонконг был взят японцами быстрее, чем немцы овладели Либавой. Линкоры при обороне Сингапура были оставлены без воздушной поддержки и практически выполнили роль мишеней для тренировки японских летчиков. Довольно крупные силы англичане смогли перебросить в Сингапур перед его сдачей. Причем эти свежие войска практически сразу после разгрузки отправились в плен. При эвакуации из Сингапура японцы смогли потопить практически все транспорты. Эвакуация из Дюнкерка производилась не менее трагически. Потери англичан в транспортах и кораблях были тоже значительными. На этом фоне даже трагических таллинский переход выглядит достойным. Корабли своей артиллерией сдерживали атаки немцев на Таллин. Артиллерийская и авиационная группировка привлеченная к блокаде и захвату Таллина появись она в августе 1941 года под Ленинградом могла бы обеспечить немцам захват последней базы КБФ.
        Суммируя сказанное можно сделать вывод, что советское командование принимало не оптимальные решения, но эти решения обеспечивали победу над противником, который ввязался в войну против СССР уверенный именно в своей победе.
    2. Serg65
      Serg65 27 августа 2021 11:59
      +5
      Цитата: Ольгович
      Что Трибутц с Таллинской катастрофой, что Октябрьский с чудовищной эвакуацией Севастополя в 1942 г, покрыли себя несмываемым позором навсегда.

      За Октябрьского даже слова не скажу, с Трибуцем все гораздо сложнее, нельзя только его назначать козлом отпущения! К доске позора должны встать командующий Северо-западного направления Ворошилов, командующие Северо-западного фронта Кузнецов, Собенников, Курочкин, командующий 8 армией Пшенников, командующий 10-м корпусом Николаев, начштаба КБФ Пантелеев, да и наркому ВМФ Кузнецову там место найдется-Таллинская трагедия в некоторой части плата за инициативу наркома бомбить Берлин флотскими самолетами!
      1. Ольгович
        Ольгович 27 августа 2021 12:34
        +4
        Цитата: Serg65
        За Октябрьского даже слова не скажу, с Трибуцем все гораздо сложнее, нельзя только его назначать козлом отпущения! К доске позора должны встать командующий Северо-западного направления Ворошилов

        В первую голову, конечно, именно он и является основным виновником не только только трагедии Таллинского перехода (это частный случай) , но и всего провала на Северо-Западе и столь быстрой и столь катастрофичной блокады Ленинграда.

        Трибуц, отвечавший за организацию обороны Таллина, как и Октябрьский, бежал из города, ничего не предприняв для организации полномасштабной эвакуации гарнизона. Адмирал оставил противнику в целости и сохранности десятки армейских и флотских складов и арсеналов, 90 единиц бронетехники, 200 артиллерийских и зенитных орудий, до 10 000 единиц стрелкового оружия, десятки тонн боеприпасов. Брошенные Трибуцем 11 432 защитника Таллина оказались в немецком плену.

        Он не организовал необходимых противоминных мероприятий, а также надлежащей водной и воздушной разведки (кто ему мешал ДО перехода проверить и уточнить маршрут?), пошел вслепую и завел отряд на самые плотные немецкие и финские минные поля. Когда трагедия стала явью приказал бросить транспорты и спасаться боевым кораблям.

        Среди погибших на переходе: 3 плавбазы (из 4), 17 транспортов (из 20), танкер (единственный), 1 ледокол (из 2), единственная плав-мастерская, 3 спасательных судна, 6 буксиров (из 13), 4 шаланды (из 4), 3 мотобота (из 3). Всего 46 судов из 67, участвовавших в переходе. Плюс 16 боевых кораблей.

        И еще Трибутц- это бссмысленая гибель нескольких ПЛ в 1943 г и и почти успешная эвакуация миллионов немцев из Прибалтики
        1. Serg65
          Serg65 30 августа 2021 08:06
          +2
          Цитата: Ольгович
          Адмирал оставил противнику в целости и сохранности десятки армейских и флотских складов и арсеналов, 90 единиц бронетехники, 200 артиллерийских и зенитных орудий, до 10 000 единиц стрелкового оружия, десятки тонн боеприпасов

          Трибуц таранил Ставку еще с 20 августа, требуя эвакуацию флота! Без приказа Ставки он не имел права эвакуировать все вами перечисленное, тем более уничтожить! Особый отдел никто не отменял!
          Цитата: Ольгович
          Брошенные Трибуцем 11 432 защитника Таллина оказались в немецком плену.

          А вот это его и Пантелеева вина, персонально!
          Цитата: Ольгович
          Он не организовал необходимых противоминных мероприятий

          Чем?????
          Цитата: Ольгович
          кто ему мешал ДО перехода проверить и уточнить маршрут?

          Этот маршрут как раз таки был известен, 12 августа по нему прошел конвой из Кронштадта в Таллин.
          Цитата: Ольгович
          пошел вслепую и завел отряд на самые плотные немецкие и финские минные поля

          Ваше предложение идти Южным фарватером?
          Цитата: Ольгович
          Когда трагедия стала явью приказал бросить транспорты и спасаться боевым кораблям.

          Андрей, я вас умоляю! 27-28 августа флот потерял 5 эсминцев!!!!
          Цитата: Ольгович
          И еще Трибутц- это бссмысленая гибель нескольких ПЛ в 1943 г

          laughing Я прям так и вижу...а не пошли бы вы, товарищ Сталин вместе с товарищем Ждановым на японскую гору Куям!!! Лодки прорываться не будут и ваши приказы можете засунуть...да да именно туда!!!
          Цитата: Ольгович
          и почти успешная эвакуация миллионов немцев из Прибалтики

          Андрей, вы уж хотя бы поинтересуйтесь как проходило противостояние немецкой эвакуации Балтийским флотом! Разберитесь почему Ставка и главком Северо-западного направления Говоров, отказывали флоту в подвижном железнодорожном составе, дополнительном топливе, автотранспорте, выясните по какой причине самолеты ВВС КБФ стояли на аэродромах без бензина, а торпедные катера и малые охотники не могли отойти от стенки по тому, что топливо, которое главком Кузнецов невероятными усилиями выбил у Ставки, фронтовые тыловики завернули к себе, объясняя свои действия превышением установленного для флота лимита! Легко обвинять того, кто на виду!
      2. Alexey RA
        Alexey RA 27 августа 2021 12:50
        +4
        Цитата: Serg65
        За Октябрьского даже слова не скажу

        К Октябрьскому претензии в основном за его бегство. Эвакуацию Севастополя после потери Керченского полуострова наличными силами ЧФ и ЧМП провести было уже нельзя - от ЧФ, лишившегося нормального базирования и судоремонта, к середине 1942 г. остались рожки да ножки.
        Кстати у Трибуца ситуация была до боли схожей: авиаприкрытия не было, потому что армия отступила, оставив противнику единственные аэродромы, с которых ИА доставала до маршрута.
        Цитата: Serg65
        К доске позора должны встать командующий Северо-западного направления Ворошилов

        Которому, кстати, непосредственно подчинялся КБФ.
        14.07.1941. Балтийский флот (командующий вице-адмирал В.Ф.Трибуц, члены Военного совета дивизионный комиссар М.Г.Яковенко и А.Д.Вербицкий, начальник штаба контр-адмирал Ю.А.Пантелеев) из оперативного подчинения Военному совету Северного фронта перешел в непосредственное подчинение главкому войсками Северо-Западного направления (СЗН).
        © Р.А.Зубков "Таллинский прорыв Краснознамённого Балтийского флота (август - сентябрь 1941 г.): События, оценки, уроки". 2012. Часть 5.
        Флот был не в оперативном, а именно в непосредственном подчинении у "сапогов". Как, впрочем, и сейчас.
        1. Serg65
          Serg65 30 августа 2021 08:17
          +3
          Цитата: Alexey RA
          К Октябрьскому претензии в основном за его бегство

          Да не только за бегство, за всю оборону Севастополя, которая стояла Октябрьскому как кость в горле!
          Приветствуем hi
    3. Морской Кот
      Морской Кот 27 августа 2021 17:24
      +6
      Октябрьский с чудовищной эвакуацией Севастополя...


      Андрей, добрый день. hi

      Там не только Октябрьский "отличился", сухопутные были не лучше.
      Я в семидесятые был знаком с мужиком, который служил боцманом на МО Черноморского флота, он рассказывал о великом драпе генералитета из Севастополя, о том как эти, с позволения сказать, командиры, бросали своих солдат.
      Командир их катера как-то отказался брать на борт этих "бегунов" и положил их на пирс вместе с их охраной под прицелом ДШК -- "Езжайте назад, там ваших бойцов убивают!" Но пришел приказ и взяли их на борт, командира потом не расстреляли только потому, что за неделю до этого ему присвоили звание Героя. Такие вот дела.
      Кстати, человек, который мне это рассказывал, благополучно отвоевал с первого до последнего дня Войны и, смеясь, рассказывал как в Констанце они вместе с американцами с "Либертоса" били морды англичанам. Звали его Пётр Иванович Воробьёв. smile
  6. Bez 310
    Bez 310 27 августа 2021 07:57
    +8
    Почему в статье не назван человек, который так бездарно
    организовал переход кораблей. Кто должен был нести
    личную ответственность за весь этот ужас? Почему же этот
    человек не только не был наказан, но и далее спокойно
    служил на различных командных должностях?
    1. Башкирхан
      Башкирхан 27 августа 2021 08:10
      +6
      Цитата: Bez 310
      Почему в статье не назван человек, который так бездарно
      организовал переход кораблей. Кто должен был нести
      личную ответственность за весь этот ужас?

      Адмирал Трибуц - человек и параход. Нехорошо как то у него с эвакуацией получилось из Таллина.
      1. Gvardeetz77
        Gvardeetz77 27 августа 2021 19:50
        +1
        Кроме человека и парахода, он ещё улица в городе на Неве, значит достоин всех памятных регалий и не виновен он в катастрофе перехода...
        Видимо так надо рассуждать, а не получается
    2. Serg65
      Serg65 27 августа 2021 12:02
      +1
      Цитата: Bez 310
      Почему в статье не назван человек, который так бездарно
      организовал переход кораблей

      Эх, вас там не было...вы бы точно немцам Кузькину мать показали! Жаль!
  7. рюрикович
    рюрикович 27 августа 2021 08:39
    +8
    Подорвался и погиб с большей частью экипажа эсминец «Яков Свердлов» из отряда главных сил

    Так погиб славный "Новик", первенец целого поколения эсминцев русского флота,ставший в свое время буквально законодателем мод в мире soldier
  8. Per se.
    Per se. 27 августа 2021 10:16
    +2
    К сожалению, верховное командование совершило ошибку, решив, что надо выдвинуть основные ударные силы ближе к западной границе.
    Ближе к границе выдвинули ни только Балтийский флот. Здесь сожалеть надо глобально, за все наши вооружённые силы на западном направлении, это общая трагедия 1941 года. Как такое стало возможно, и кто та "светлая голова", что присоветовала уйти с оборудованных рубежей старой границы, уже отдельная тема.
    1. Serg65
      Serg65 27 августа 2021 12:04
      +3
      Цитата: Per se.
      Как такое стало возможно, и кто та "светлая голова", что присоветовала уйти с оборудованных рубежей старой границы, уже отдельная тема.

      Попробовал бы кто нибудь ослушаться эту "светлую голову"!
    2. Alexey RA
      Alexey RA 27 августа 2021 13:05
      +4
      Цитата: Per se.
      и кто та "светлая голова", что присоветовала уйти с оборудованных рубежей старой границы

      Если бы они были - эти рубежи.
      В своё время ув. М.Н. Свирин выкладывал цитаты из документов НКО и НКВД 1938-39 г.г. по инспекциям Линии Сталина.
      В строящемся Шепетовском УР совершенно выпали из плана строительства узлы 7, 8 и 9, в результате чего между Шепетовским и Староконстантиновским УР образовались неперекрытые ворота более 60 км...
      В Каменец-Подольском УР при бетонировании сооружений (в частности № 53) бетон возле амбразур утамбован не был, в результате чего после бетонирования пришлось дополнительно заливать образовавшиеся пустые места, чем значительно снижена прочность сооружений...
      В Остропольском УР бетонные стены оказались на 15 см тоньше установленного значения... Особенно много дефектов отмечено в строительстве Остропольского и Каменец-Подольского УР...

      Несмотря на долгое строительство и дооборудование Псковского и Островского УР, они не могут считаться в настоящее время боевспособными. Из-за неправильно спроектированного и построенного внутреннего оборудования большинства ДОТ они не могут быть заняты войсками... до половины сооружений на 20-40 см заполнены водой, появившейся из-за неправильной оценки глубины грунтовых вод. В то же время водопровод не работает... Электрооборудование укрепрайонов отсутствует... В жилых помещениях УР высокая влажность и спертый воздух...
      Из-за неграмотного планирования УР их огневые сооружения не могут вести огонь на дальность более 50-100 м, так местность имеет бугры, овраги и невырубленные леса. ДОС № 3, установлен на склоне оврага и не может быть замаскирован из-за постоянных оползней, а имеющийся в нем орудийный полукапонир бесполезен, так как располагается ниже уровня окружающей местности... Для расширения секторов обстрела необходимо снять около 120 000 кубометров земли, а также вырубить до 300 га леса и кустарника...
      Амбразуры ДОТ расчитаны на применение пулеметов «Максим», но оборудованы станками неизвестной конструкции, ... предназанченными скорее всего для пулемета Гочкиса давно снятого с вооружения. Орудийные полукапониры не оборудованы броневыми заслонками и служат источником проникновения в ДОТ талых вод и осадков...

      ... Киевский укрепрайон на сегодня представляет только лишь скелет предместной позиции, состоящей в основном из пулеметных сооружений ... и совершенно не обеспечен положенным оборудованием.
      Из 257 сооружений, имеющихся в районе, только 5 готовы к боевому действию... Левый и правый фланги не защищены и имеют свободный проход для противника (левый - 4 км, правый - 7км).
      В центре зоны УР ... образован мешок (разрыв в 7 км), через который открыт свободный проход противнику непосредственно к Киеву.
      Передний край долговременной полосы удален от центра Киева лишь на 15 км, что дает возможность обстрела противником Киева, не вторгаясь в укрепрайон...
      Из 257 сооружений у 175 отсутствует нужный горизонт обстрела из-за рельефа местности (бугры, горы, крупный лес и кустарник).
      ... 140 огневых сооружений оборудованы пулеметными заслонками обр. 1930 г., которые при стрельбе закрываются автоматически и способствуют поражению бойцов из своих же пулеметов рикошетированными пулями.

      И это я ещё не говорю о том, что ни один УР ЛС не соответствовал требованиям "Системы УР 1938-40 г.г." (глубина 15-20 км, 2 рубежа обороны, только косоприцельный и фланговый огонь, круговая оборона УР в целом и всех его узлов обороны).

      В общем, финская армия для этой линии была пределом. Что, собственно, и продемонстрировали немцы, которым потребовалось 3-4 дня, чтобы на Южном направлении прорвать УР ЛС, имевшие вооружение, пехотное заполнение и артподдержку вплоть до Б-4.
      1. Per se.
        Per se. 27 августа 2021 14:26
        +3
        Какой бы ни была "Линия Сталина", это лучше, чем ничего. Тем более, многие советские укрепления располагались с учётом анализа обороны крепости Осовец в Первую мировую, что была удачно расположена на рельефе местности, усиливая возможности обороны.

        Новая граница могла создать защитный буфер, ослабляющий шансы внезапного удара, а не подставлять нашу армию "в упор" на штык Вермахта. Кроме того, линия новой границы, в силу особенностей рельефа, была менее удобной для обороны, плюс враждебное население. Вот и случилось то, что случилось, к остальным ошибкам и глупости в добавок, иначе не было бы трагедии на Балтике и отступления к Москве и Волге.
        1. Alexey RA
          Alexey RA 27 августа 2021 15:32
          +3
          Цитата: Per se.
          Тем более, многие советские укрепления располагались с учётом анализа обороны крепости Осовец в Первую мировую, что была удачно расположена на рельефе местности, усиливая возможности обороны.

          Угу...
          до половины сооружений на 20-40 см заполнены водой, появившейся из-за неправильной оценки глубины грунтовых вод. В то же время водопровод не работает...
          Из-за неграмотного планирования УР их огневые сооружения не могут вести огонь на дальность более 50-100 м, так местность имеет бугры, овраги и невырубленные леса. ДОС № 3, установлен на склоне оврага и не может быть замаскирован из-за постоянных оползней, а имеющийся в нем орудийный полукапонир бесполезен, так как располагается ниже уровня окружающей местности... Для расширения секторов обстрела необходимо снять около 120 000 кубометров земли, а также вырубить до 300 га леса и кустарника...

          Из 257 сооружений у 175 отсутствует нужный горизонт обстрела из-за рельефа местности (бугры, горы, крупный лес и кустарник).

          ...разработка и проектирование Укрепрайонов проводилось Главным Военно-Инженерным управлением по картам 1909-1913 гг. и потому в процессе строительства неоднократно возникали эксцессы, когда интересы военных вплотную сталкивались с интересами народного хозяйства и т.д. Например, согласно планам строительства один из ДОТ Тираспольского УР должен был быть возведен прямо посреди оросительного канала, прорытого в 1931 г. и не учтенного в планах и картах ГВИУ.

          Плюс к тому, большинство ДОС Линии Сталина были фронтального огня. В том же КАУР к началу войны 2/3 ДОС - это пулемётные блокгаузы.
          Цитата: Per se.
          Новая граница могла создать защитный буфер, ослабляющий шансы внезапного удара, а не подставлять нашу армию "в упор" на штык Вермахта.

          2-3 суток марша для немецких войск. И, с учётом способности нашей разведки видеть несуществующее и не видеть существующего, РККА всё равно попадёт в ситуацию Приграничного сражения - просто чуть позже.
          Про передовые отряды, способные задержать немцев и определить направления ударов, лучше не надо - это не прокатило даже в 1942 году, с отмобилизованной и имеющей боевой опыт РККА.
          Теоретически они могли, во-первых, задержать противника, заставить двигаться в боевых и предбоевых порядках, а не в маршевых колоннах. Во-вторых, они могли нащупать действительно сильную группировку противника и выявить направление ее движения. Нельзя назвать эту задумку удачной. Глубина задачи передовых отрядов (ПО) от переднего края рубежа обороны на участке 192-й стрелковой дивизии составляла 88 км, 33-й гв. стрелковой дивизии — 66 км, 147-й стрелковой дивизии — 82 км. Для стрелковых соединений это было очень большое расстояние. Маневренность вследствие отсутствия автомашин у отрядов была низкая. При этом в передовые отряды выделялось до 25% сил дивизий со средствами усиления. Вступив в соприкосновение с отрядами, немцы сковали их с фронта небольшими силами и обошли с флангов. В итоге передовые отряды были поодиночке разгромлены двигающимися на восток немцами. Остатки их хаотично отошли мелкими группами на передний край обороны. Так, ПО 33-й гв. стрелковой дивизии отошел в полосу 192-й стрелковой дивизии.
          Офицер Генерального штаба КА в 62-й армии майор Кордовский писал о действиях передовых отрядов в своем докладе A. M. Василевскому следующее: «В результате высылки ПО на большое удаление армия потеряла большое количество живой силы и мат. части до начала боя на переднем крае. ПО свою основную задачу выполнили очень мало».
          © Исаев. Сталинград.
          1. Per se.
            Per se. 30 августа 2021 08:15
            +1
            В любом случае, как получается, немцы нас переиграли. Вы же, Алексей, как-будто оправдываете то, что и привело к погрому 1941, без вариантов, как было бы правильнее. Хоть и говорят, что история "не терпит сослагательного наклонения", но она и не должна быть пустым "шорохом орехов", для вердиктов историков-педантов или желания умничать "пикейных жилетов".
            Наверное, из истории надо делать выводы, а для этого надо рассматривать все возможные варианты, что было бы лучше, что хуже. Тогда, из выводов будут шансы, что новый "1941" для нас не повторится.
  9. Glagol1
    Glagol1 27 августа 2021 10:37
    +2
    Может ошибки и были, а все таки из под носа немецкой группировки увели флот, сухопутные силы и много гражданских. Было бы больше тральщиков, прошли бы с меньшими потерями. Трибуц конечно не Нахимов, но в той обстановке не было вариантов обойтись без потерь. Позднее, в 1945 Трибуц немцам здорово вернул, особенно под Пиллау. Светлая память всем погибшим в том страшном переходе.
  10. Undecim
    Undecim 27 августа 2021 11:11
    +4
    Стоит отметить, что информации о минной обстановке командование флота не имело, так как с 10 августа разведка и траление фарватеров не велись, чтобы не допустить их демаскировки. Это привело к большим жертвам.

    По немецким данным, за период с 8 по 26 августа минные транспорты Cobra, Königin Luise и Kaiser выставили у мыса Юминда 673 мины и 636 Sprengbojen (защитников). В то же время финские минные транспорты Riilahti и Ruotsinsalmi выставили 696 мин и 100 защитников. Никакого противодействия со стороны КБФ минным постановкам не предпринималось.
    С учетом количества установленных защитников, протралить такое заграждение практически невозможно.

    Немецкий защитник Sprengboje D (SprBD). Снаряжался всего лишь 800 граммами взрывчатки, но этого вполне хватало, чтобы перебить трал.
    Когда анализируешь немецкие и советские источники с описанием Таллинского перехода, то складывается впечатление, что если бы немцы смогли сосредоточить не четыре, а больше авиационных Kampfgruppe, то от КБФ вообще мало что осталось бы. К счастью, обстановка на других участках фронта снять оттуда авиацию не позволяла.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 27 августа 2021 13:19
      +4
      Цитата: Undecim
      По немецким данным, за период с 8 по 26 августа минные транспорты Cobra, Königin Luise и Kaiser выставили у мыса Юминда 673 мины и 636 Sprengbojen (защитников). В то же время финские минные транспорты Riilahti и Ruotsinsalmi выставили 696 мин и 100 защитников. Никакого противодействия со стороны КБФ минным постановкам не предпринималось.
      С учетом количества установленных защитников, протралить такое заграждение практически невозможно.

      Значительно труднее было бороться с германскими якорными гальваноударными минами типа ЕМС, точнее, с ЕМС II образца 1937 г. Вес их заряда составлял 285 кг ТГА, что соответствовало приблизительно 450 кг тротила. Якорная система позволяла применять эти мины на всей акватории Балтийского моря с минимальными глубинами до 6,5 м. Установка на заданное углубление осуществлялась автоматически с поверхности, штерто-грузовым способом. Углубление мины могло составлять от 60 до 0,5 м, то есть они могли применяться против мелкосидящих тральщиков. Минимальный минный интервал 130 м, время приведения в боевое состояние 10–15 минут. Существовало несколько модификаций мин типа ЕМС, в том числе антенные и с индивидуальной противотральной защитой. Последняя представляла из себя стальную гофрированную трубку КА длиной 27,3 м, насаженную на верхнюю часть минрепа. При захвате резаком трала трубка не перерезалась им, а силой трения смещалась кверху, вследствие чего замыкался контакт, соединенный с запальным стаканом, и мина взрывалась электрическим током, поступавшим от специальной батареи. Трубка КА могла срабатывать также и при встрече с параванным охранителем. В этом случае смещение трубки кверху происходило либо при пересучивании ее поперек тралящей части охранителя, либо при попадании ее в резак паравана. Как выяснилось вскоре после начала войны, взрыв мины, захваченной параванным охранителем, мог произойти на различном расстоянии от борта корабля: от самого малого до 15–20 м. Иногда трубка КА срабатывала с некоторой затяжкой или же застревала в резаке паравана и вовсе не срабатывала, вследствие чего мина подтягивалась близко к борту корабля.

      О наличии таких приспособлений в новейших немецких якорных минах стало известно в 1940 г., когда в Германии закупили несколько комплектов якорных мин и минных защитников различных образцов. В подчиненном Минно-торпедному управлению ВМФ Научно-исследовательском минно-торпедном институте подготовили описания этих образцов, переведенные с немецкого языка, но их не разослали на флоты. Эти же мины, включая антенные, и минные защитники изучались в январе — марте 1941 г. на сборе флагманских минеров флотов и соединений. Но ни на этом сборе, ни в институте никто не высказался о том, что наличие противотральных приспособлений в германских якорных минах вызывает необходимость модернизации параванного охранителя К-1.
      © Платонов А. В. Трагедии Финского залива.
      Другим противотральным (точнее, противопараванным) приспособлением были отрезки цепей в верхней части минрепа, которые также застревали в резаке паравана, после чего мина подтягивалась к борту корабля.
      1. Undecim
        Undecim 27 августа 2021 14:01
        +3
        Существовало несколько модификаций мин типа ЕМС, в том числе антенные и с индивидуальной противотральной защитой. Последняя представляла из себя стальную гофрированную трубку КА длиной 27,3 м, насаженную на верхнюю часть минрепа. При захвате резаком трала трубка не перерезалась им, а силой трения смещалась кверху, вследствие чего замыкался контакт, соединенный с запальным стаканом, и мина взрывалась электрическим током, поступавшим от специальной батареи.

        Между прочим, сами немцы признали эту систему неэффективной и от нее отказались.
  11. Костадинов
    Костадинов 27 августа 2021 12:10
    0
    Цитата: Pavel73
    Сходство обеих катастроф не случайно. Ни тот, ни другой не имели боевого опыта ведения войны со сколь-нибудь равным противником. Будь на их месте морские офицеры времён русско-японской (несмотря на поражение!) или хотя бы Первой Мировой Войны, потери были бы значительно меньше. Но увы - в годы революционной смуты и гражданской войны офицерский состав русского флота был почти полностью уничтожен.

    Советский флот во Второй мировой бил подготовлен, вооружен, командован и сражался несравнимо лучше чем русский флот в русско-японской и Первой мировой. Ефективность советского флота , в том числе соотношение потери с врагом и принос в войну, на порядок лучше чем русский флот до революции.
  12. Alexey RA
    Alexey RA 27 августа 2021 12:24
    +4
    Таким образом, с потерей Лиепаи и Риги Балтфлот был сдвинут на северо-восток, сконцентрирован в Таллине.

    Ядро флота ушло в Кронштадт. В Таллине остались лёгкие силы и КР "Киров".
    Имели место многочисленные недочёты и ошибки.

    Это ещё мягко сказано. По сути дела, корни трагедии Таллинского перехода лежат именно в непродуманности и хаотичности действий при эвакуации.
    Ставка делалась на 53 тралящих корабля, находившиеся в Таллинне. Но беда в том, что около половины из них — двадцать три — катера-тральщики, десять — базовые тральщики и двадцать — тихоходные. На восемнадцати катерах-тральщиках не было тралов. Они вышли из строя еще в ходе предыдущих тралений, на остальных же было по одному-двум комплектам, и их явно не хватало. В это же время на складах Главной базы подрывные команды уничтожали тралы и тральные вехи, которые были перевезены из Кронштадта в Таллинн буквально накануне войны.

    Несмотря на наличие в руководящих документах указаний об обязательном обвеховании кромок тральной полосы при форсировании заграждений, этот простой тактический прием, позволявший проводимым кораблям удерживаться в тральной полосе, в плане перехода не предусматривался, хотя запасы вех имелись на острове Аэгна. Для обвехования очищенных от мин фарватеров могли быть использованы катера-тральщики, шедшие без тралов. После этого конвои могли ночью форсировать по тральной полосе Юминдское минное поле и к утру выйти к острову Гогланд, т. е. войти в зону деятельности нашей истребительной авиации. Это значительно уменьшило бы потери от ударов с воздуха.
    © В.М. Йолтуховский. "Минная война на Балтике, 1941 год".

    Самое поганое то, что имеющихся тральных сил теоретически было достаточно для проводки кораблей и судов. Но при двух условиях: наличие тралов на ТЩ и проход всех групп по одному маршруту, протраленному флотскими БТЩ первой группы (для этого и нужны были тральные вехи). Но из-за их отсутствия группы регулярно отклонялись от ранее протраленной полосы и начинали форсировать минное заграждение самостоятельно.
    1. Serg65
      Serg65 30 августа 2021 08:31
      +1
      Цитата: Alexey RA
      (для этого и нужны были тральные вехи

      Погоду не припомните при переходе?
      Цитата: Alexey RA
      имеющихся тральных сил теоретически было достаточно для проводки кораблей и судов

      А практически? Проводить нормальное траление могли только "Фугасы"...в количестве 10 штук, остальные большей частью были распределены между Моонзундом, Ханком, Таллином и Кронштадтом.
      1. Alexey RA
        Alexey RA 30 августа 2021 13:00
        +1
        Цитата: Serg65
        Погоду не припомните при переходе?

        Согласно прогнозу погоды, во второй половине дня 28 августа ожидалось ослабление ветра, и действительно, к полудню сила ветра уменьшилась до 3, а затем до 2 баллов. В 11:35 28 августа Военный совет КБФ приказал выслать I конвой в море ровно в 12 часов.

        29 августа:
        Между тем, несмотря на то что с утра установилась штилевая погода, продолжало действовать развившееся в предыдущие сутки заметное дрейфовое течение.

        Погода сыграла свою чёрную роль раньше:
        Из-за свежей погоды и просчетов штаба КБФ конвои I, II, III и IV вышли в море между 12 часами и 15:20 28 августа, то есть на 10–14 часов позднее первоначально назначенного срока. Поэтому II и III конвой со своими сравнительно слабыми тральными силами, малопригодными для ночной проводки, уже не могли форсировать Юминданинское минное поле засветло.
        © Платонов
        Цитата: Serg65
        А практически? Проводить нормальное траление могли только "Фугасы"...в количестве 10 штук, остальные большей частью были распределены между Моонзундом, Ханком, Таллином и Кронштадтом.

        Правильно. 5 БТЩ отряда Главных сил чистили фарватер перед 1, 2 и 4 конвоями, а 5 БТЩ отряда прикрытия - перед 3 конвоем. По мере "обгона" БТЩ обоих отрядов начали бы пробивать коридор перед всеми конвоями.
        По уму, нужно было ставить все БТЩ и отряд Главных сил головными - и пробивать широкий коридор (обвеховывая его вехами или КАТЩ / РК), который дочищался бы тихоходными ТЩ 1 и 2 конвоев. Но кто ж знал, что батарея на Юминде будет единственной.
  13. demiurg
    demiurg 27 августа 2021 13:25
    -6
    Не, ну это уже не смешно. Каждую неделю, а то чаще со смаком обсасывается какая то неудача России или СССР.
    Традиционно задам вопрос автору, а почему Вы не рассматриваете операцию Багратион, избиение японцев в 1945 году в Маньчжурии, Балатон, взятие Кенигсберга? Да хотя бы развитие наступления после Курской битвы.
    А я скажу почему, это просто пропаганда. Вернее один из ее типов.

    ...Произнесите вслух, космонавты и гомосеки... Вроде и про космонавтов ничего плохого не сказано, но осадок в памяти остался. Если постоянно рядом со словом космонавты употреблять подобные эпитеты, то мозг уже привыкнет, что рядом с космонавтами какая фигня постоянно.

    Так что подобные статьи я считаю пропагандой. Русские никогда ничего не могли. Лаптем щи хлебали, сено-солома. Замполиты с заградотрядами, одна винтовка на троих.

    Роман, а слабо статью про десант в Печенгу написать? Или там у Советского флота всё получилось, адских потерь не было, писать неинтересно?
    1. Alexey RA
      Alexey RA 27 августа 2021 15:09
      +6
      Цитата: demiurg
      Традиционно задам вопрос автору, а почему Вы не рассматриваете операцию Багратион, избиение японцев в 1945 году в Маньчжурии, Балатон, взятие Кенигсберга?

      Вероятно потому, что сегодня годовщина именно Таллинского перехода - 80 лет.
      1. demiurg
        demiurg 27 августа 2021 16:35
        +1
        За первые два года войны таких дат куча. И за три последующих не меньше, только с другим результатом.
        Но гражданам России ненавязчиво напоминают только о поражениях.
        А я прекрасно нахожу в сети материалы о том, как в 1945 году ИПТАП картечью, как при Бородино остановил прорывающийся к союзникам немецкий полк. Или что ПО-2 сами немцы звали злым фельдфебелем: "Ты его не любишь, но каждую ночь он приходит в твой окоп, и никуда ты от него не денешься". Как при попытке вырваться из окружения, из за постоянных бомбежек переправы застрелился командующий 134 дивизией генерал Филипп. Кто расскажет о рейдах лютого осетина Плиева, который был страшнее для немцев, чем фон Бок для РККА в 1941? Кто вообще помнит, что такое конно-механизированная группа? Единственный кавалерист дважды герой СССР, ежели что.
        Но господину Самсонову интереснее писать о неудачах армии Советского Союза.
        1. Alexey RA
          Alexey RA 27 августа 2021 20:26
          +5
          Цитата: demiurg
          За первые два года войны таких дат куча. И за три последующих не меньше, только с другим результатом.
          Но гражданам России ненавязчиво напоминают только о поражениях.

          Серьёзно? То есть цикл 2020 г. по взятию / освобождению европейских городов в 1945 г. прошёл мимо Вас? Или статья в этом году по налёту на Берлин?
          Просто сейчас очередные годовщины 1941 г. Так что статью о победах ждите не ранее декабря. А пока что будут катастрофа под Киевом, замыкание Блокады, Вяземский котёл, первый штурм Севастополя и т.д.

          И вообще, историю нужно знать полностью - и победы, и неудачи. Иначе повторится всё как встарь: лакированное здание официальной истории "от победе к победе" будет разрушено ревизионистами, которые вытащат на белый свет тщательно замалчиваемые поражения. И опять пойдут разговоры про "маршалов-мясников", "не желающий воевать народ", "освободительный поход", "бочки и обручи", "танковые погромы" и т.д.
  14. Костадинов
    Костадинов 27 августа 2021 14:53
    +1
    Цитата: demiurg
    Или там у Советского флота всё получилось, адских потерь не было, писать неинтересно?

    Если исключит несколько епизодов - потери при евакуацию на Балтику, на Черном море в 1941(при господство в воздухе врага) и потеря трех есминцев в октябре 1943, о все остальное писат неинтересно. Из больших кораблей советский флот потерял безвозвратно один старий крейсер и тяжело поврежден один старий линкор за всю войну и при более чем год превосходство врага в воздухе!
    Как сравнит ети потери с потеря линкоров и крейсеров в русско-японской или с потеря новейшего линкора на Черном море? Надо что то раздут и смаковат без конца. И смакуют потеря транспортов и есминцев от авиации и мин при евакуацию в 1941, другого нет.
  15. Charlie
    Charlie 27 августа 2021 19:41
    +4
    Цитата: demiurg
    Не, ну это уже не смешно. Каждую неделю, а то чаще со смаком обсасывается какая то неудача России или СССР.
    Традиционно задам вопрос автору, а почему Вы не рассматриваете операцию Багратион, избиение японцев в 1945 году в Маньчжурии, Балатон, взятие Кенигсберга? Да хотя бы развитие наступления после Курской битвы.
    А я скажу почему, это просто пропаганда. Вернее один из ее типов.

    ...Произнесите вслух, космонавты и гомосеки... Вроде и про космонавтов ничего плохого не сказано, но осадок в памяти остался. Если постоянно рядом со словом космонавты употреблять подобные эпитеты, то мозг уже привыкнет, что рядом с космонавтами какая фигня постоянно.

    Так что подобные статьи я считаю пропагандой. Русские никогда ничего не могли. Лаптем щи хлебали, сено-солома. Замполиты с заградотрядами, одна винтовка на троих.

    Роман, а слабо статью про десант в Печенгу написать? Или там у Советского флота всё получилось, адских потерь не было, писать неинтересно?

    Про операцию "Багратион" ещё в школе слышали. И про избиение японцев в 45-м тоже там же слышали. И про контрнаступление под Москвой. И про Сталинград и про штурм Берлина тоже. Там же. Про Киевский котел в школе не слышали. И про бесплодные штурмы Ржева весь 42-й год в школе не слышали. И про разгром под Харьковом не слышали. Про Таллинский переход в школе тоже не рассказывали. Оттого сейчас интересно
  16. icant007
    icant007 28 августа 2021 12:04
    -4
    В 1939–1940 годах СССР расширил свои границы на западе, включая возвращение Прибалтики. К сожалению, верховное командование совершило ошибку, решив, что надо выдвинуть основные ударные силы ближе к западной границе.


    Странное суждение автора.
    А базирование наших морских сил на Балтике сегодня в Калининградской области - это тоже ошибка?
    Там до натовцев кабы не ближе ))) Да при современных то средствах
  17. xomaNN
    xomaNN 28 августа 2021 19:22
    +1
    С учётом того что германских эсминцев и крейсеров для атак на Балтике около Таллина не было, потери Балтфлота чрезмерны. А ведь морские минные позиции и борьба с ними ранее были коньком русского флота! И в новом советском флоте позиции оказались утрачены. И на морских минах подорвалось много бортов
  18. Борисыч
    Борисыч 28 августа 2021 20:58
    +1
    Все трагедии тяжелы по-своему. Но ... не стало французского флота, жалкие остатки. Не стало итальянского флота, жалкие остатки. Немцы в Скапафлоу сами все затопили. Американский флот в Пёрл-Харборе - тоже трагедия. Чем кончил японский флот, всем известно. Фолкленды, где аргентинские ВВС невзрывающимися бомбами и ракетами отправили на дно достаточно кораблей английской короны.
    Всё трагично.
  19. xomaNN
    xomaNN 28 августа 2021 21:32
    +1


    По всей ломаной линии маршрута Таллинского похода как поминальные кресты стоят метки утонувших кораблей и судов. Вечная память погибшим в пучине. И если во время войны не было желания разбираться кто в чём виноват ( Это при "расстрельной" ГПУ и её наследниках?!) То сейчас историкам при доступе к архивам вполне по силам разобраться в просчётах и верных решениях и адмирала Трибуца и прочих командиров.
    (.. Как и в роли адмирала Октябрьского и его штаба в ситуации с обороной Севастополя и всей боевой жизни ЧФ в 1941-44 годах)
    1. Serg65
      Serg65 30 августа 2021 08:43
      +2
      Цитата: xomaNN
      И если во время войны не было желания разбираться кто в чём виноват ( Это при "расстрельной" ГПУ и её наследниках?!)

      Слишком много фамилий партработников могло всплыть при этих разборках, по этому и был выбран отпущения в виде Трибуца....но после смерти Сталина, Трибуц эту сталинскую милость отработал сполна, будучи свидетелем в деле адмиралов!
    2. Тимофей Астахов
      Тимофей Астахов 18 сентября 2021 16:53
      -1
      Как и в роли адмирала Октябрьского и его штаба в ситуации с обороной Севастополя


      не в этой жизни и не при этой власти
  20. Тимофей Астахов
    Тимофей Астахов 18 сентября 2021 16:52
    -1
    возвращение Прибалтики

    это называется - оккупация.
  21. fomin
    fomin 22 сентября 2021 01:36
    0
    апаапапапапапапаппапакпаппаапппа
  22. Grossvater
    Grossvater 6 октября 2021 14:33
    0
    Значит, когда первая морская держава теряла целые конвой при прорыве к Мальте это ничего. В открытом море хочу заметить. И море, в силу его глубины особенно то не заминируешь и до берегов с его аэродромами было трохи подальше, чем в Финском.
    При этом, никто в здравом рассудке не будет отрицать мастерство и героизм английских моряков и флотоводцев.
    А значит вывести флот и бОльшую часть транспортов в мелководном заминированном по самое не хочу заливе это "грубая ошибка командования"?