Боевые самолеты. Воин Империи, ставший коммунистом

21

Этот самолет вполне можно назвать «самолетом непростой судьбы». Вообще различные коллизии и странности шли с ним крыло в крыло начиная от самого момента задумки этой машины. А уж какая удивительная судьба выпала самолету, так и вообще, слов нет.

Причиной создания самолета стала очередная японо-китайская война. Конечно, китайская авиация не была помехой Императорским военно-воздушным силам, пока в дело не вмешался Советский Союз. И тут начались не просто неприятности, а пренеприятнейшие открытия.



Вроде бы не самая развитая в техническом отношении страна, Советский Союз, предоставила Китаю свою авиационную технику. И вчера японские летчики, чувствовавшие себя королями китайского неба, сегодня оказались в положении мальчиков для биться.

А как иначе, если «новейший» истребитель Ki-27 не мог догнать советский бомбардировщик СБ, а японские бомбардировщики могли только исправно гореть под пулями советских И-16 и даже И-15.

Причем, особой надежды на то, что новые машины от «Кавасаки» и «Мицубиси», Ki-30 и Ki-32 хоть сколько-нибудь улучшат положение, не было. Уже в 1937 году стало ясно, что они еще не выйдя на старт военной гонки, забег проиграли.

Технический отдел штаба ВВС сформулировал задание персонально для «Мицубиси» и «Кавасаки», согласно которому они должны были бы создать машину, которая сможет решить проблему, которая нарисовалась в китайском небе.

«Мицубиси» вскоре вышла из соревнования, поскольку была загружена работой в интересах флота.

А «Кавасаки» поступила просто. Инженер Такео Дои взял за образец текущий проект тяжелого истребителя Ki-45 (https://topwar.ru/174596-boevye-samolety-ne-messershmitt-no-pohozh.html Боевые самолеты. Не «Мессершмитт», но похож) и попробовал создать на его базе легкий бомбардировщик.

Понятно, что сделать из тяжелого истребителя легкий бомбардировщик не так сложно. Усилить конструкцию, внести бомбоотсек с бомболюком, места для стрелков и подобрать двигатели. У Дои на это ушло полтора года и в середине 1939 года первый прототип был готов.


Работы по двум самолетам велись почти параллельно, и получалось так, что изменения, которые вносили в конструкцию истребителя, вносились и в бомбардировщик и наоборот.

В конце ноября 1939 года самолет пошел в серию, как «двухмоторный легкий бомбардировщик Ki-48 Тип 99 «Sokei» («Sokei» - южный ветер – прим.), а официальное принятие на вооружение состоялось 11 мая 1940 года.


И началась служба этого самолета, которая, заметим, продолжалась за пределами Второй Мировой войны. Самолет стал участником сражений абсолютно на всех фронтах Второй Мировой войны, где участвовала Япония. И земля тех мест щедро усыпана частями «Сокаев».

Кстати, Ki-48, который экспонируется в Москве на Поклонной горе, был доставлен туда с острова Шумшу, где некоторое время провел в качестве элемента пейзажа, а потом был восстановлен.


Самолет показал себя на испытаниях и эксплуатации весьма и весьма достойно. Он оказался практичным, легким в обслуживании, пилотам нравилась его управляемость и да, по сравнению с предшественниками он был весьма быстр. Истребительная база дала свои плоды и Ki-47 вполне мог развить скорость в 500 км/ч, что было если не выше, то наравне со многими истребителями того времени.

Так что план «Догнать и перегнать СБ» был выполнен на 100%.

Всю свою жизнь Ki-48 был объектом различных экспериментов. Из него постоянно хотели что-то такое сотворить, что дало бы преимущество японской авиации. Это совершенно нормально, если принять во внимание удачность конструкции.


Первой разработкой стала попытка обратного превращения Ki-48 в тяжелый истребитель сопровождения самих же Ki-48. Это случилось в 1942 году, когда начались регулярные столкновения с европейскими и американскими образцами истребительной техники. Которые регулярно наносили ущерб Ki-48.

Так родился проект Ki-81, эскортного истребителя, который должен был быть вооружен 4 пулеметами 7,7-мм (позже – 12,7-мм) и одной 20-мм пушкой в башне кругового вращения. Башня не получилась, ни с электрическим, ни с гидравлическим приводом, и проект был отложен.

Естественно, Ki-48 не миновала участь самолета для камикадзе. Экипаж сокращали с 4 до 2 человек, в бомболюке намертво устанавливалась 800-кг бомба, в нос выводилась штанга взрывателя.

Ki-48 «Сокай» поучаствовал и в реактивной программе Японии. Под бомбоотсеком был установлен первый японский реактивный двигатель Ne.00.


Правда, особых результатов зафиксировано не было, двигатель был откровенно слаб. Но на базе полученных результатов были созданы уже вполне вменяемые двигатели Nе.10 и Nе.12 в 1944 году.

Естественно, когда на фирме «Кавасаки» закончили работу над противокорабельной управляемой ракетой Ki-148 или I-GO-1b в июле 1944 года, Ki-48 был выбран на роль носителя этой ракеты.


Всего были модифицированы четыре стандартных Ki-48-IIb, в качестве носителя 750-кг ракеты и направлены на испытания. Испытания показали, что 750-кг ракета с боевой частью в 300 кг, управляемая по радио, может стать очень серьезным оружием. Правда, использовать ее предполагалось со специальных ударных самолетов Ki-102 и Ki-67, а Ki-48 был исключительно испытательной платформой.

До применения ракет Ki-148/I-GO-1b дело не дошло. В основном из-за проблем с радиоуправлением. Но было изготовлено около 150 ракет.

Но это были отдельные самолеты, которые подвергались переделкам. А основная масса исправно служила в частях императорских ВВС Японии и готовилась к боевым действиям.

Понятно, что на войну с Китаем и к событиям на Хасане и Халхин-Голе Ki-48 не успел. Но ничего, грянула очередная японо-китайская война, и там бомбардировщик принял участие по полной программе.


Ki-48 принял участие в боях в Китае на всех направлениях. Там, конечно, бомбардировщик, который летал со скоростью в 500 км/ч и дальность 1 230 км был очень кстати. Кроме обычной работы «Сокай» занимался еще контрпартизанской борьбой.

«Кавасаки» весьма внимательно следила за отзывами о своей машине и уже по сведениям, полученным из Китая, была создана модификация Ki-48-Ib, в которой были учтены пожелания экипажей по итогам боев в Китае.

Со временем Ki-48 вполне закономерно начал вытеснять Ki-30 и Ki-32 в составе авиационных полков в Китае. Постепенно бомбардировщик начали получать части, воюющие в Французском Индокитае. Ki-48 принял участие в Малайской операции по захвату Филиппин.

Когда оккупация Филиппин началась, одни ми из первых на захваченные десантами аэродромы в Виган и Апарри сели именно Ki-48. От действий бомбардировщиков очень сильно зависели темпы продвижения японской армии.

Менее чем через неделю японцы почти полностью уничтожили американские военно-воздушные силы на Филиппинах, и бомбардировщики Ki-48 действовали уже не опасаясь противодействия истребителей противника, работали по наземным целям. Формула «блицкрига» по-японски работала.

Получилось очень эффективно: легкие Ki-48 разносили дороги и мосты на пути отступающих союзников, а тяжелые Ki-21 взламывали оборону и укрепления.


Так было на Лусоне, Батаане, в других местах. Затем, после захвата Филиппин, наступил черед Малайи. Рангун, Новая Гвинея, Восточные острова Гвинейского архипелага – везде работали Ki-48.

Японцы пока сохраняли преимущество в качестве подготовки пилотов и наземных экипажей. Это были сливки армии, ветераны азиатской кампании, и эффективность их боевой работы была определена не только отсутствием противодействия авиации союзников, но и большим опытом японских экипажей.


Но Новая Гвинея стала тем, чем для японского флота стали Мидуэй и Марианские острова. Японская авиация понесла в Новой Гвинее просто огромные потери. Мясорубка, которая получилась в Новой Гвинее, обошлась японской авиации почти в 700 самолетов. Были уничтожены целые полки. Перебрасывались полки из Бирмы, Таиланда, Китая, Японии.

В битвах на Новой Гвинее состоялась премьера новой модификации самолета, Ki-48-IIb. Модель отличалась большей бомбовой нагрузкой и наличием воздушных тормозов для работы с пикирования.

Кроме того, в процессе модернизации один задний пулемет 7,7-мм был заменен на 12,7-мм пулемет, а в окнах по бортам появились 7,7-мм пулеметы. Все это по идее должно было усилить оборонительное вооружение и снизить потери бомбардировочной авиации, которые стараниями американцев неуклонно росли.

На одной из последних модификаций по бокам кабины штурмана в носовой части появились еще два курсовых 7,7-мм пулемета. Но калибр пулеметов делал их совершенно не актуальными.


А воздушные тормоза экипажи предпочитали снимать, поскольку бомбить с пикирования экипажи Ki-48 как-то не были обучены. А начинать учебу в реальных условиях – даже японские летчики сочли это перебором.

Да, воевавшим в Новой Гвинее не повезло. Там был выбит цвет сухопутной бомбардировочной авиации Японии.

Боевые самолеты. Воин Империи, ставший коммунистом

Больше повезло бомбардировщикам Ki-48 в Китае и Бирме, где они оставались достаточно эффективными против английских, американских и китайских сухопутных войск. Сложность рельефа и удаленность от путей снабжения (порты) не позволила союзникам создать более-менее приличную сеть аэродромов, так что японским экипажам было несколько легче, чем в Новой Гвинее.

В Бирме действовали около 300 Ki-48, которые по мере сил наносили удары по британским войскам.

В Китае части, летающие на Ki-48 постоянно наносили бомбовые удары по китайским позициям. Но и китайские ВВС к тому времени стали представлять собой вполне приличную силу.


Например, в рейдах на аэродром в городе Куньмин в 1943 году были задействованы 121 бомбардировщик и 165 истребителей японской армии. Потери китайских ВВС и сил союзников были 30 уничтоженных и 27 поврежденных самолетов. За это японцы заплатили 18 сбитыми самолетами. А когда к концу войны союзники нарастили свое присутствие в Китае, то японцы начали нести более значительные потери.

В Бирме и некоторых районах Индии все произошло даже быстрее, чем в Китае. Британцы, оправившись от первоначальных потерь, нарастили свою воздушную группировку до такой степени, что полеты Ki-48 без истребительного прикрытия (а иногда и с ним) заканчивались сбитыми самолетами на земле.

Известно «Динжанское побоище», когда группа из 48 самолетов Ki-48 была перехвачена 32 британскими Р-40. Было сбито 28 японских самолетов.

К 1944 году Ki-48 начали осуществлять вылеты небольшими группами, да еще и в ночное время. Это несколько снизило эффективность ударов Ki-48, но несколько снизило потери.

Система была довольно своеобразная: вылет с аэродромов Таиланда в Рангун для дозаправки, потом прыжок на север на любой из десятков вспомогательных аэродромов в Бирме, после чего соединения легких бомбардировщиков могли ударить по широкому фронту и вернуться обратно на свои базы.


Таким образом проводились рейды на объекты в Индии, Бирме и Южном Китае на протяжении всего 1944 года.

Группы были небольшими, от 3 до 9 Ki-48. Даже на базу американских «стратегов» В-29 «Суперфортресс» в Кхарагпуре был совершен налет в рождественскую ночь 1944 года. Своеобразное «поздравление» привезли три Ki-48. Правда, все три отчаянных экипажа были сбиты патрулировавшими район аэродрома британскими ночными «Бофайтерами».

В целом, 1944 год стал годом заката для Ki-48. Последний бой для «Сокаев» настал при обороне Филиппин.


В июле 1944 года в японском генеральном штаба стало понятно, что вопрос вторжения американцев на Филиппины и даже в Японию – дело времени. И оборонять Филиппины и Формозу наконец-то решили единым фронтом, армии и флота. Под единым же командованием.

Согласно этого плана была образована 4-я воздушная армия, в которую были сведены все части, использующие Ki-48. Базировались «Сокаи» на аэродромах «Кларк Филд» и «Липа» на острове Лусон.

24 октября 1944 года воздушная армия начала атаки против сил вторжения союзников в заливе Лейте. Задача – уничтожение американского флота вторжения.


Задача оказалась невыполнимой. Потери были просто огромны. К концу первой недели сражения от трех полков Ki-48 не осталось ничего. Все самолеты были уничтожены. На помощь были переброшены два полка Ki-48 с Курил и Борнео. И оба сгорели в том аду, который устроили для японской армии и флота американцы.

К январю 1945 подразделения японских ВВС на Филиппинах были уничтожены, и только атаки камикадзе представляли некоторую угрозу для кораблей США. Ki-48 стал большой редкостью в небе над Тихим океаном.

Уцелевшие самолеты стали переоборудоваться в самолеты для «специальных атак» путем монтажа 800-кг бомбы с ударным взрывателем. Эти самолеты были использованы при обороне Окинавы в 1945 году. Некоторое количество Ki-48 еще использовалось в качестве ночных бомбардировщиков, а часть, уже переоборудованная в самолеты для камикадзе, стояла в резерве на острове Кюсю, чтобы быть использованной против транспортов вторжения на Японские острова. Эти самолеты обнаружили уже во время оккупации американскими войсками.

Но самое интересное – это дальнейшая судьба Ki-48 после окончания войны.


Обычно японские самолёты шли на слом, поскольку союзники наложили на Японию ограничения. Но Ki-48 стал служить в иностранных ВВС.

Огромное количество самолетов было оставлено японцами на Филиппинах, конкретно, на острове Ява. В основном, стараниями американских бомбардировщиков, это был металлолом. Но когда сразу после войны началась война за независимость между индонезийскими повстанцами и голландскими колонизаторами, то повстанцы смогли из этой рухляди собрать один действующий Ki-48.

Когда сражение за независимость Индонезии от Голландии окончилось победой индонезийцев, этот самолет положил начало бомбардировочной авиации Индонезии.

В Китае в руки китайцев вообще попало большое число бомбардировщиков Ki.48. И получили их и националисты Гоминьдана в Нанкине и Пекине, и коммунисты в Манчжурии и Северной Корее.

Сведений об использовании Ki.48 силами Гоминьдана нет, а вот коммунисты мало того, что включили в свой состав японские самолеты, так еще и наняли для их применения членов экипажей японских самолетов, которые были сбиты в небе Китая!

Естественно, на условиях полной амнистии и прощения «заслуг» перед Китаем.

Японцы пошли на сотрудничество и запросто начали бомбить силы Гоминьдана во время Гражданской войны в Китае. Более того, японские летчики стали первыми преподавателями двух китайских летных училищ в Харбине (1-е училище ВВС НОАК) и Чаньчуне (2-е училище ВВС НОАК).

А технический персонал японских летных частей ударными коммунистическими темпами восстанавливал и ремонтировал Ki.48, доставшиеся по наследству ВВС НОАК.

И к 1946 году, когда, собственно, была организована Народно-Освободительная Армия Китая, ее ВВС насчитывали 46 бомбардировщиков Ki.48.

Эти самолеты служили до полной выработки ресурса и были списаны уже во второй половине 20 века.

Вот так имперский самолет оказался под флагом строителей коммунизма.


Интересная судьба, нехарактерная для японских самолетов. «Южный ветер» не закончил свою карьеру под гусеницами бульдозеров, а стал основателем военных авиаций двух стран.

По сути своей это был обычный самолет для японской авиации. Легкий, быстрый, хорошо управляемый, надежный и ремонтопригодный. Минусы тоже стандартные: отсутствие какой-либо защиты, слабое оборонительное вооружение.

Стандартный японский самолет того времени, но вот так нестандартно сложилась его дальнейшая судьба.

ЛТХ Ki-48-IIb

Размах крыла, м: 17,45
Длина, м: 12,75
Высота, м: 3,80
Площадь крыла, м2: 40,00

Масса, кг
- пустого самолета: 4 550
- нормальная взлетная: 6 500
- максимальная взлетная: 6 750

Двигатель: 2 х «Hакадзима» Hа-115 «Аpмейский тип 1» х 1130 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 503
Крейсерская скорость, км/ч: 390
Практическая дальность, км: 2 400
Максимальная скороподъемность, м/мин: 590
Практический потолок, м: 10 100

Экипаж, чел: 4

Вооружение:
- три 7,7-мм пулемета тип 89 в верхней, носовой и нижней установках (на Ки-48-IIс в верхней установке 12,7-мм пулемет тип 1);
- бомбовая нагрузка до 800 кг.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    2 сентября 2021 05:29
    Очень интересная и познавательная статья ! Получил истинное удовольствие...без фиги в кармане ! Сколько раз мы слышали , как СССР,например, передал Китаю,к примеру, японскую артиллерию,танки, самолёты...про корабли,правда, ничего не помню ! Но возникали вопросы...а как китайцы пользовались такими подарками ?Где использовали ? Как эффективно? Кто их обучал и как ремонтировали... Вопросы...вопросы...часто без ответа ! И в этой статье можно получить ответы на некоторые вопросы...Но,к сожалению, не на все ! Например, как о.Ява эмигрировал на Филиппины,а "филиппинский" Ki.48 стал воевать за свободу Индонезии...
    1. +5
      2 сентября 2021 06:50
      О "южном ветре" я, конечно читал и ранее - самолёт примечательный, но то, что он стоял на вооружении других государств после войны... Это для меня новость. Интересная новость!)))
      1. +5
        2 сентября 2021 07:41
        Японцы пошли на сотрудничество и запросто начали бомбить силы Гоминьдана во время Гражданской войны в Китае. Более того, японские летчики стали первыми преподавателями двух китайских летных училищ в Харбине (1-е училище ВВС НОАК) и Чаньчуне (2-е училище ВВС НОАК).

        --много плевались( и в последние годы в печати и на ВО) в Большевиков за проезд через Германию, "в пломбированном вагоне", в РИ. а восток просто очень тонкое дело. не выдернули Романовы Россию из азиатчины. и у СССР были верные басмачи и китайские империалисты,+ корейцы Ким Ир Сена,+Мао и у др стран мира
  2. +9
    2 сентября 2021 05:32
    Хорошая статья. Очень информативная
  3. +6
    2 сентября 2021 06:43
    Не знал что пленные японские лётчики помогали китайским товарищам... очень интересно.
  4. +3
    2 сентября 2021 08:17
    Автор ни слова ни написал откуда у Китайских коммунистов взялись в товарных количествах данные самолеты, ни слова, попали магическим образом, все. Сами догадайтесь.
    вот только было передано -
    27 877 винтовок и карабинов, 5207 пулеметов, 5219 артиллерийских орудий и миномётов, 743 танка и бронемашины, 612 самолётов, 1224 автомашины и трактора, были переданы значительные объемы боеприпасов, радио-телефонного и сапёрного оснащения. Войскам КПК были также переданы суда Сунгарийской речной флотилии.
    1. +4
      2 сентября 2021 10:58
      Цитата: irontom
      Автор ни слова ни написал откуда у Китайских коммунистов взялись в товарных количествах данные самолеты, ни слова, попали магическим образом, все. Сами догадайтесь.

      А чего об этом писать сейчас, когда даже в мемуарах советского времени описывались схемы передачи войскам китайских коммунистов вооружения и техники, доставшейся СССР в качестве трофеев. Где-то наши армейцы просто снимали на ночь охрану со складов трофеев - и китайцы выметали склады подчистую (в прямом смысле - уходя, китайцы подмели за собой пол). В Порт-Артуре пригоняли вагоны с оружием к местам погрузки.
      Помню, как в одной из встреч ранней весной 1946 года Сяо Цзингуан в присутствии Хань Гуана очень обстоятельно и, по нашему мнению, весьма объективно информировал Военный совет армии о состоянии войск ОДА. «Положение с оружием и боеприпасами настолько тяжелое, — говорил он, — что если мы не получим необходимой помощи, то устоять против гоминьдановских войск, так мощно вооруженных американским оружием, будет невозможно. Я уполномочен Бюро ЦК КПК по Северо-Востоку и командованием ОДА доложить эту крайне тяжелую для нас обстановку, не преувеличивая и не преуменьшая ее сложности, и просить советское командование передать нам трофейное японское оружие».
      Как нам стало известно позже, такие просьбы были направлены и Главному советскому командованию в Маньчжурии. Понимая сложность этого вопроса, Сяо Цзингуан не требовал от нас немедленного ответа.
      И. И. Людников и я доложили Военному совету округа эту просьбу и наше мнение о возможности передать ОДА имеющееся у нас (до 80 вагонов) трофейное японское оружие.
      Вскоре было решено в интересах китайского и советского народов оказать ОДА помощь оружием и военной техникой.
      Не теряя времени, мы сообщили Сяо Цзингуану, что через неделю сосредоточим на полуострове Дагушань, в 15 километрах севернее города Дальний, первые 15 вагонов трофейного оружия.
      Передача оружия была возложена на полковника Волошина и полковника Позднякова — опытных офицеров, не раз доказывавших свою распорядительность и оперативность. Эта и последующие передачи были ими организованы хорошо.
      © Бойко В.Р. Большой Хинган — Порт-Артур.
    2. +4
      2 сентября 2021 11:00
      Те же Порт-Артурцы использовали и серые схемы поставок, с привлечением местных кадров.
      Управление тыла армии поддерживало тесную связь с купцом, который тогда не пожелал раскрывать себя и назвался нам как купец «Ц». Он располагал своими отделениями банка в Азии, Африке и Южной Америке, мог закупать и привозить куда угодно любой товар. «Ц» имел деловые отношения с нашими внешнеторговыми организациями и часто выражал удовлетворение их точностью и аккуратностью. Кстати, я слышал такие отзывы о нашем тогдашнем Внешторге и от японских бизнесменов.

      Так вот, к купцу «Ц» мы и обратились с просьбой зафрахтовать для Совета профсоюзов торговое судно. Его клеркам удалось сделать это быстро, и зафрахтованное судно типа «либерти» без промедления было загружено дальнинскими рабочими, как значилось в судовых документах, пшеницей, гаоляном и чумизой. На самом же деле главным «товаром», правда, замаскированным от лишних глаз, были оружие и боеприпасы. Оставалось переправить его через пролив Бохай в условное место на Шаньдуне, что и было сделано. Вся операция заняла менее пяти суток.

      Самое забавное, что об этом писал даже не армеец, а человек, которому по долгу службы нужно было следовать генеральной линии партии в словах и делах - замполит, ЧВС 39-й А. И это публиковали в "Новом Мире" и Воениздате.
      1. +5
        2 сентября 2021 13:37
        откуда у Китайских коммунистов взялись в товарных количествах данные самолеты, ни слова, попали магическим образом, все. Сами догадайтесь.
        Трофеи.Японские части, имевшие на вооружении Ki-48 Lili\Sokei:
        3-й штурмовой сентай – с июня 42 – по июль 45-го – Филиппины; Курильские острова, Корея
        6-й штурмовой сентай - 1942-45 – Китай, Филиппины, Корея.
        8-й легкобомбардировочный сентай 1941- 1945 – Филиппины, Бирма, Индокитай, Тайланд.
        12-й легкобомбардировочный сентай с апр. 44 до конца войны – Новая Гвинея, Филиппины
        16-й легкобомбардировочный сентай 1941-45 - Корея, Китай, Окинава, Филиппины
        34-й легкобомбардировочный сентай октябрь 42 – апр. 44 – Индокитай, Бирма, Тайланд
        35-й легкобомбардировочный сентай - 1942-1944 – Индокитай
        45-й штурмовой сентай - Июль 1940- февраль 1944 – Япония, Китай, Манчжурия, Рабаул, Новая Гвинея, о. Негрос
        65-й легкобомбардировочный сентай 1940-июль 1941 – Китай
        75-й штурмовой сентай 1941 – до конца войны Китай, Малайя, Суматра, Ява, Новая Гвинея, Целебес, Филиппины, Япония
        90-й легкобомбардировочный сентай - окт. 41- до конца войны - Индокитай, Малайя, Суматра
        206-й легкобомбардировочный сентай в течение 1941 года – Япония
        208-й легкобомбардировочный сентай март 41- май 45 – Манчжурия, Рабаул, Новая Гвинея
        Их же много сделали
        Основные модификации:
        Ki-48 прототип - 4 шт
        Ki-48 предсерийные - 5 шт
        Ki-48-I серийные - 557 шт

        Ki-48-II прототип - 3 шт
        Ki-48-II серийные, оснащались двигателями Ha-115 2x1130 л.с. в сумме построено 1408 шт.
        Не все же были уничтожены,правда,и китайцам недолго прослужили,т.к. износ и отсутствия запасных частей положило конец их эксплуатации.
  5. +2
    2 сентября 2021 09:15
    Срасибо. А какой ресурс был у японских самолетов ВМВ? С чем их можно сравнить: Германия, СССР или США?
  6. +5
    2 сентября 2021 11:42
    «Sokei» - южный ветер – прим.

    Не стоит автору совершать экскурсы в иностранные языки.
    "Южный ветер" по японски - 南風 - минамиказе.
    А "Sokei" это латинское сокращение японской аббревиатуры 九九式雙發輕爆擊機 - shiki-souhatu-keibaku - тип 99 двухмоторный легкий бомбардировщик.
    1. +4
      2 сентября 2021 11:58
      Вопрос не по теме.
      Попадались у японцев повреждения Секаку в бою у Санта-Крус ?
      Количество бомб и повреждения.
      Обычно указывают расплывчато "от 3 до 6"
      1. +5
        2 сентября 2021 12:28
        Японские источники уверенно говорят о четырех попаданиях - три в кормовую часть полетной палубы, одна повредила правый борт.
        1. +4
          2 сентября 2021 12:38
          Благодарю,
          фото мне известно.
          Очень хотелось бы схему попаданий.
          1. +5
            2 сентября 2021 13:17
            Схемы нет, есть фото повреждений полетной палубы в районе кормового лифта и борта.


            1. +5
              2 сентября 2021 13:37
              Благодарю.
              Опять самолетоподъемник как магнит притягивает бомбы.
          2. +5
            2 сентября 2021 13:18
            Японские источники уверенно говорят о четырех попаданиях
            Пока японцы избивали «Хорнет», его летчики готовились нанести ответный удар. В 08.55 первая ударная группа из 14 SBD и 4 F4F под командованием капитан-лейтенанта Виндхлема обнаружила Авангардное Соединение адмирала Абэ. Радар «Сёкаку» обнаружил эту группу еще 15 минут назад на расстоянии 97 миль, что было, как ни странно, лучшим достижением радиолокации в тот день. Однако особой пользы японцам это не принесло. На перехват бросились 14 истребителей, которые не сумели остановить американцев.Американцы потеряли сбитыми 2 истребителя и 1 пикировщик, еще 1 SBD совершил вынужденную посадку на воду, а 2 отказались от атаки.Согласно японским документам, остальные 11 «Доунтлессов» спикировали на «Сёкаку» в 09.27, сбрасывая бомбы с высоты от 60 до 900 футов. Командовавший этой группой лейтенант Воуз утверждал, что видел 4 попадания в «Сёкаку».

            Бомбы легли вокруг среднего и кормового элеваторов. Ангар авианосца был разгромлен, вышли из строя кормовые зенитные орудия. Ни о каких летных операциях не могло быть и речи, так как полетная палуба больше всего напоминала лунный ландшафт. Японцы учли опыт Мидуэя и неплохо подготовились к борьбе с пожарами, поэтому огонь был потушен к 14.30. В ходе атаки близкими разрывами был легко поврежден один из эсминцев сопровождения.
            1. +6
              2 сентября 2021 13:22
              " В 07:14 адмирал Какуто выпустил в воздух 29 бомбардировщиков. Построившись тремя эшелонами, они устремились на противника.

              Вскоре была перехвачена радиограмма с самолетов первой ударной волны: «Авианосец противника обнаружен... Атакуем всеми силами».

              В решительной атаке, продолжавшейся около 10 минут, сорок наших бомбардировщиков и торпедоносцев добились нескольких прямых попаданий бомб и торпед в американский авианосец «Хорнет».

              Пока я слушал это сообщение, мое внимание было отвлечено возвращением на «Секаку» очередного самолета-разведчика. Самолет был поврежден и вынужден был сесть на воду вблизи кормы авианосца. Я направил эсминец к аварийному самолету и начал спускать шлюпку. И в этот момент появились самолеты противника. Взглянув вверх, я увидел примерно полтора десятка пикирующих бомбардировщиков, выскочивших из облаков на высоте около 2000 метров. Чуть ниже их шла шестерка торпедоносцев. Я продолжал спасательную операцию, будучи в полной уверенности, что атакующие самолеты в любом случае выберут в качестве цели авианосец «Секаку», а не мой маленький эсминец.

              Когда наша шлюпка вернулась с двумя спасенными пилотами, все корабли уже открыли огонь по приближающимся американским самолетам, уже атакованным шестеркой истребителей нашего боевого воздушного патруля.

              Два торпедоносца противника были сбиты нашими истребителями и исчезли, взорвавшись в воздухе. Один из наших истребителей таранил американский бомбардировщик, и оба самолета буквально испарились в яркой и мгновенной вспышке пламени, сопровождаемой грохотом страшного взрыва. Я видел, как два американских бомбардировщика, крутясь, как опавшие листья, падали в океан. Странно, но я не видел в воздухе вражеских истребителей и был очень удивлен, что американцы бросили в атаку ударную волну без истребительного прикрытия.

              Количество самолетов противника быстро уменьшалось. Белые и желтые шапки зенитных разрывов нашего заградительного огня запятнали все небо. Появлялась надежда, что в этой атаке мы не понесем никаких повреждений. «Амацукадзе» шел зигзагом со скоростью 33 зла, ведя огонь из всех орудий, стараясь прикрыть «Секаку».

              Я увидел, как два американских пикировщика, пробившись через зенитный огонь и истребительное прикрытие, устремились на авианосец с высоты около 700 метров. Самолеты почти вертикально падали вниз, наконец выровняли полет и, взревев моторами, набрали высоту, скрывшись в облаках. В следующее мгновение мне почудилось, что две или три серебряных полоски, напоминающие молнии, ударили в палубу авианосца «Секаку». Яркие вспышки огня сверкнули в носовой части и вблизи островной надстройки авианосца, и яркое пламя мгновенно охватило все пространство полетной палубы. Из самолетоподъемников вырвались языки огня вместе с клубами черного и белого дыма.

              Флагманский авианосец получил попадание сразу четырьмя бомбами. Охваченный пламенем, волоча за собой шлейф черного дыма, огромный корабль медленно развернулся. Видимо, его машины нисколько не пострадали. «Секаку» увеличил скорость до 30 узлов и стал уходить из зоны сражения, сопровождаемый двумя эсминцами. В последний момент я получил приказ вступить в охранение эсминца «Дзуйкаку» — последнего авианосца, оставшегося в соединении."
              Хара Тамеичи "Одиссея самурая. Командир японского эсминца"
  7. +5
    2 сентября 2021 12:04
    Цитата: irontom
    Автор ни слова ни написал откуда у Китайских коммунистов взялись в товарных количествах данные самолеты, ни слова, попали магическим образом, все.

    Японское оружие в китайской Красной армии попало в больших количествах после капитуляции Японии.
    Оно попало и в войсках Гоминдана но там американци уничтожали его и снабжали их только своим оружием.
    СССР тоже снабжал НОАК своим оружием, но в ограничених количествах и приходилось использоват японские трофеи.
  8. +5
    2 сентября 2021 18:05
    Японцы пошли на сотрудничество и запросто начали бомбить силы Гоминьдана во время Гражданской войны в Китае. Более того, японские летчики стали первыми преподавателями двух китайских летных училищ в Харбине (1-е училище ВВС НОАК) и Чаньчуне (2-е училище ВВС НОАК).

    А технический персонал японских летных частей ударными коммунистическими темпами восстанавливал и ремонтировал Ki.48, доставшиеся по наследству ВВС НОАК.

    Однако... Гримасы судьбы, расскажи кто-нибудь мне об этом лет тридцать тому назад, ни за что не поверил.
    Роману спасибо, повеселил похождениями самураев под руководством товарища Мао. smile
  9. 0
    1 февраля 2022 11:10
    Многие самолёты японских ВВС и флотской авиации продолжили воевать уже после окончания ВМВ. В Китайской Гражданской засветились и Рейсены, и Хаябусы, и Хаяте, например

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»