Военное обозрение

Современные ракеты «воздух-поверхность» турецкой разработки

23

Управляемая ракета CIRIT на фоне оригинальной пусковой установки. На заднем плане - сухопутный ракетный комплекс на их основе


Перед оборонной промышленностью Турции достаточно давно поставлена задача разработки и производства собственных образцов вооружений и техники разных классов для удовлетворения нужд вооруженных сил. Заметное место в таких планах занимает создание собственного управляемого авиационного вооружения, в т.ч. ракет «воздух-поверхность». Ведущую роль в этом направлении играет компания Roketsan A.Ş., и за последние десятилетия ей удалось показать заметные успехи.

Проект модернизации


Одной из первых разработок в области управляемых ракет «воздух-поверхность» для Roketsan стал проект Cirit. Он предусматривал глубокую модернизацию серийной неуправляемой авиационной ракеты Hydra 70 с заменой некоторых компонентов и внедрением системы управления. За счет этого НАР была превращена в легкую управляемую ракету. Работы по теме «Джирит» начались в 2004 г., и к концу десятилетия турецкие ВВС получили первые серийные ракеты.

Проект Cirit предусматривает сохранение штатного цилиндрического корпуса диаметром 70 мм вместе с твердотопливным двигателем и раскладным хвостовым оперением. Корпус дополняется новым головным обтекателем, в котором помещается комбинированная инерциальная и полуактивная лазерная система наведения. Разработаны три варианта боевой частью массой по 3 кг: бронебойно-осколочно-зажигательная, осколочно-зажигательная и термобарическая.


Противотанковые ракеты UMTAS на штатной вертолетной пусковой установке. Вверху подвешены изделия с лазерной ГСН, внизу - с инфракрасной

Ракета «Джирит» совместима со всеми штатными пусковыми устройствами для Hydra 70 и может использоваться с разными носителями – самолетами, вертолетами и БПЛА тактической авиации. За исключением необходимости подсвета цели с земли или с воздуха, применение такой ракеты принципиально не отличается от стрельбы НАР. Также разработаны пусковые установки под CIRIT для монтажа на сухопутные шасси.

Стартовым заказчиком изделий Cirit стали вооруженные силы Турции. В 2013 г. был заключен контракт на поставку неназванного количества ракет ВВС ОАЭ. Сообщалось об интересе других стран, но новые поставки не начинались.

Против танков


Почти одновременно с Cirit началась разработка перспективной ракеты «воздух-земля», предназначенной для борьбы с бронированными целями на увеличенных дальностях. Изделие UMTAS (Uzun Menzilli Tanksavar Sistemi) создавалось для вертолета TAI/AW T-129 ATAK, но не исключалась возможность ее интеграции с другими носителями. Работы по проекту завершились в середине десятых годов, и с 2016 г. ВВС получают серийные изделия UMTAS / Mizrak-U.


Пуск изделия UMTAS вертолетом T-129

Ракета UMTAS выполнена в цилиндрическом корпусе с двумя наборами плоскостей. Длина изделия – 1,75 м при диаметре корпуса 160 мм. Стартовая масса – 37,5 кг. Использован РДТТ, обеспечивающий дальность полета до 8 км. Имеется тандемная кумулятивная боевая часть, способная, как утверждается, поражать современные танки.

Базовая модификация UMTAS оснащается инфракрасной ГСН; также разработана ракета L-UMTAS с полуактивной лазерной. Имеется двусторонняя связь с носителем. Аппаратура управления позволяет захватывать цель до пуска или после него, а также перенацеливать ракету в полете. Имеется режим «запустил-забыл». В зависимости от типа цели, можно выбрать поражение с горизонтального полета или с крутого пикирования.

Семейство большой дальности


В 2006 г. Совет по научно-техническим исследованиям Турции (TÜBİTAK) и компания Roketsan начали разработку семейства ракет SOM (Stand-off Mühimmat Seyir Füzesi). Предлагалось создать базовое изделие с высокими летными и боевыми характеристиками, а затем на его основе выполнить несколько специализированных модификаций. Программа SOM стала одной из самых сложных и дорогих для турецкой промышленности. Первые изделия семейства удалось принять на вооружение только в 2013 г.


Крылатая ракета SOM под крылом истребителя F-16

Базовым образцом линейки стала ракета SOM-A. Это изделие длиной 3,7 м массой 620 кг, построенное на основе угловатого «малозаметного» корпуса с раскладываем в полете крылом размахом 2,6 м. Ракета оснащена турбореактивным двигателем, позволяющим развивать высокую дозвуковую скорость и лететь на 250 км.

SOM-A оснащается средствами инерциальной и спутниковой навигации, позволяющими поражать только цели с известными координатами. Данные о цели вводятся в ракету до пуска, возможность перенацеливания в полете отсутствует. SOM-A доставляет к цели 230-кг осколочно-фугасную БЧ. КВО заявлена на уровне 5 м.

На базе SOM-A выполнена ракета SOM-B1. Она отличается усовершенствованными средствами наведения, включающими ИК-головку для поиска цели на конечном участке полета. Также имеется система радиосвязи с носителем. Модификация SOM-B2 практически повторяет изделие «B1», однако отличается типом боевой части. Такая ракета предназначается для борьбы с защищенными сооружениями и несет тандемную проникающую БЧ.


Выставочный макет ракеты SOM

На стадии разработки пребывают проекты SOM-C1/2. Их целью является создание двух противокорабельных ракет с разными возможностями. До недавнего времени велись активные работы по крылатой ракете SOM-J (от JSF), предназначенной для интеграции с истребителем F-35. В связи с известными событиями этот проект остался без реальных перспектив и заморожен.

Носителями ракет SOM могут быть все основные самолеты ВВС Турции, такие как истребители F-16 или F-4. До недавнего времени в этом качестве рассматривали и будущие F-35. В ближайшие годы на вооружение должен поступить ударный БПЛА Bayraktar Akıncı, способный нести относительно тяжелые средства поражения, в т.ч. ракеты SOM. Семейство ракет рассматривается и в контексте ряда перспективных проектов истребителей и БПЛА.

Сверхлегкая ракета


В последние годы Турция проявляет повышенный интерес к направлению боевых БПЛА, специально для которых разрабатываются новые боеприпасы. Любопытным примером такого оружия является сверхлегкая управляемая ракета Yatağan. Благодаря малым габаритам и калибру она может использоваться с легкими БПЛА или с безэкипажными наземными платформами. Кроме того, пусковой установкой может стать стандартный подствольный гранатомет.


Ракета SOM-J для истребителя F-35. Дойдет ли до реальных испытаний - неизвестно

«Ятаган» имеет калибр 40 мм, длину ок. 400 мм и массу ок. 1 кг. В полете ракета раскрывает два набора плоскостей. Изделие оснащается полуактивной лазерной ГСН, легкой осколочной БЧ и РДТТ. Дальность полета, в зависимости от носителя и способа запуска, не превышает 1 км.

Пока ракета Yatağan проходит испытания, и в Roketsan надеются на положительное их завершение. Кроме того, разработчики ожидают появление заказов как от турецкой армии, так и от вооруженных сил других стран. Предполагается, что сверхлегкая ракета, несмотря на ограниченные тактико-технические характеристики, сможет занять пока пустующую нишу и реализовать свой коммерческий потенциал.

Современные ракеты «воздух-поверхность» турецкой разработки

Общий вид сверхлегкой ракеты Yatağan

Развитие направления


В последние десятилетия турецкая оборонная промышленность показывает заметный рост по всем направлениям, в т.ч. в сфере управляемых авиационных вооружений. Уже разработан и принят на вооружение целый ряд образцов разных классов и различного назначения. Некоторые из них уже использовались разными носителями в реальных боевых операциях – с получением приемлемых результатов. Кроме того, удается постепенно выводить новую продукцию на международный рынок и получать заказы, хотя пока коммерческие результаты нельзя назвать выдающимися.

Турция продолжает развивать существующие проекты управляемого оружия и работает над новыми образцами. Весьма вероятно, что в отдаленном будущем это позволит создать полный спектр авиационных средств поражения и отказаться от импортных изделий. Впрочем, точные сроки решения такой задачи и сама возможность этого остаются под вопросом. По всей видимости, еще долго значительную часть арсеналов ВВС будут составлять импортные образцы. Однако ясно, что Roketsan и другие предприятия сделают все возможное их скорейшей замены, а армия окажет необходимую поддержку.
Автор:
Использованы фотографии:
Roketsan A.Ş., Wikimedia Commons
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. OgnennyiKotik
    OgnennyiKotik 27 августа 2021 18:09
    0
    Cirit куда только они не устанавливали. Из свежего на новый безэкипажный катер Ulaq.

    1. Intruder
      Intruder 28 августа 2021 19:06
      +1
      Из свежего на новый безэкипажный катер Ulaq.
      Главное, что они поняли и смогли пойти на смелые решения вне зависимости от желаний и традиций партнеров по НАТО, но кое-кто, до сих пор "...не стреляет локаторами..." хотя автора части этой фразы крылатой, уже нет с нами, а воз и ныне там!
  2. TENET
    TENET 27 августа 2021 18:24
    +1
    Султан делает успехи request турки становятся интересным игроком,будем посмотреть smile
    1. lucul
      lucul 27 августа 2021 19:14
      0
      Султан делает успехи

      Только вот это всё может сразу закончиться после Эрдогана. У него то хватает яиц на относительную независимость, а у сменщика может и не хватить.
      1. по привычке
        по привычке 27 августа 2021 19:50
        0
        Это относится не только к нему. laughing
        1. А Нас Рать
          А Нас Рать 28 августа 2021 08:35
          0
          Цитата: по привычке
          Это относится не только к нему. laughing

          Что бы подобного не произошло - нужна система, базирующаяся на национальной идее.
          Секрет стабильности западных стран именно в этом, там нет вождя, который может внезапно помереть или которого можно свергнуть, там есть система, а правители - всего лишь временные управляющие.
          1. по привычке
            по привычке 28 августа 2021 17:35
            0
            Разве это секрет? Так было в СССР. winked
            1. А Нас Рать
              А Нас Рать 28 августа 2021 22:28
              0
              Цитата: по привычке
              Разве это секрет? Так было в СССР. winked

              Не совсем так.
      2. Intruder
        Intruder 28 августа 2021 19:07
        +1
        У него то хватает яиц на относительную независимость, а у сменщика может и не хватить.
        Уверен, там "сменщик" будет с родственными и тренированными.., династия просто продолжится на зависть врагам Османской Империи в 21 веке. yes
      3. Zaurbek
        Zaurbek 30 августа 2021 13:13
        0
        Это не при Султане началось. Турки активно скупаю европейские технологии и учатся инженирии в ведущих вузах. у них развитая и хим и авто промышленность.
  3. Наводлом
    Наводлом 27 августа 2021 19:13
    -1
    Объявляю конкурс лучшего названия турецкой ракеты.
    Мой вариант "Бумеранг"
  4. nobody75
    nobody75 27 августа 2021 19:42
    0
    Гидра - это древняя нар. Любая нар отличается от ур геометрией рдтт. Поэтому переделывать нар - занятие малоинтересное. Лучше уж новую спроектировать...
    С Уважением
  5. Александр Псевдоним
    Александр Псевдоним 27 августа 2021 22:29
    0
    Турки на удивление быстро осваивают прозводство вооружений разных типов. Думаю скоро будут активно пытаться экспортировать своё новое оружие, конкурируя в том числе с Россией.
    Байрактары они хорошо разрекламировали.
    1. OgnennyiKotik
      OgnennyiKotik 27 августа 2021 23:39
      +1
      Цитата: Александр Псевдоним
      Думаю скоро будут активно пытаться экспортировать своё новое оружие, конкурируя в том числе с Россией.

      Уже. В тот же Казахстан очень активно лезут.

      Цитата: Александр Псевдоним
      Байрактары они хорошо разрекламировали.

      Очень хорошо продают.

      1. Intruder
        Intruder 28 августа 2021 19:12
        -1
        Очень хорошо продают.
        И разрабатывают новые решения, интересно обгонят их, наши с Охотником и Молнией и/или опять сдвиг вправо до 2035 года и далее по шкале времени recourse , в будущие годы или страна дрогнет и решится (как в середине прошлого века, ведь тоже было голодно и народа умного, с инженерным образованием не хватало тотально, после очередной мировой) на новый технологический рывок в данной области, даже несмотря на пандемию с обнищанием и прочий регресс в экономике, в пандемию...!?
        1. OgnennyiKotik
          OgnennyiKotik 28 августа 2021 19:21
          0
          Они разрабатывают 2 реактивных БПЛА. От Байкара дозвуковой для УДК, от TAI сверхзвуковой с возможностями истребителя. Первые полеты 2023 год.

          1. Intruder
            Intruder 28 августа 2021 20:09
            -1
            От Байкара дозвуковой для УДК, от TAI сверхзвуковой с возможностями истребителя. Первые полеты 2023 год.
            Точно, что-то из головы вылетело! Спасибо, что напомнили... drinks
            Ну может, наши поднажмут на 4 волне пандемии...много свободного времени есть, еще у этих разработчиков: Flyter, ZALA Aero Group, Кронштадт, МиГ совместно с Климовым, Авиационный холдинг Сухой!?
            1. OgnennyiKotik
              OgnennyiKotik 28 августа 2021 20:12
              0
              Цитата: Intruder
              Точно, что-то из головы вылетело! Спасибо, что напомнили.

              Так об этом тут ещё не писали)) Байкар ещё анонсировал Байрактар Тб-3
              1. Intruder
                Intruder 28 августа 2021 20:25
                -1
                Так об этом тут ещё не писали
                Еще неделю назад читал, про турецкие птички, на одном специализированном ресурсе не в клирнете и тем более не в Рунете! Так, там много чего было, с инсайдом из офисов разных, половина слухов, но навевает на соответствующие выводы интересные о будущих тенденциях развития.
          2. Zaurbek
            Zaurbek 30 августа 2021 13:15
            -1
            Я думаю, схема УДК+ БПЛА ждет и РФ......УДК заложили, БПЛА строятся и дадут большую дальность, чем палубные вертолеты.
            1. OgnennyiKotik
              OgnennyiKotik 30 августа 2021 13:16
              0
              Орион должен спокойно взлетать и садится, потребуется минимум доработок.
              1. Zaurbek
                Zaurbek 30 августа 2021 13:25
                -1
                Остается сама малость......более крепкий фюзеляж, шасси, складные крылья и БРЭО устойчивое к морскому воздуху. и Вопрос посадки.
  6. TENET
    TENET 6 сентября 2021 22:35
    0
    Цитата: Intruder
    Так об этом тут ещё не писали
    Еще неделю назад читал, про турецкие птички, на одном специализированном ресурсе не в клирнете и тем более не в Рунете! Так, там много чего было, с инсайдом из офисов разных, половина слухов, но навевает на соответствующие выводы интересные о будущих тенденциях развития.

    слухи навевают ВЫВОДЫ wassat очень смешно...говорят,что кур доят good