Рыцари и тактика Столетней войны: битвы на море

74

Битва при Слёйсе. Гравюра Эдмунда Эванса из иллюстрированных «Хроник Англии с 55 г. до Р. Х. по 1485 г.» Джеймса Дойла. 1864 г.

«Это было славное, прочное судно, закрытое палубой на носу
и посредине и открытое на корме. Одномачтовое, оно по роду своей оснастки
было чем-то средним между фелюгой и люггером. По-видимому,
дела шкипера Арблестера шли превосходно, так как бочонки с французским вином
заполняли весь трюм. А в маленькой каюте, кроме образа девы Марии,
который свидетельствовал о набожности капитана,
находились запертые сундуки, которые говорили о его богатстве и запасливости
».
«Черная стрела» Р. Л. Стивенсон


Военная история стран и народов. В XIV веке море также стало местом ожесточенных сражений, причем самая большая военная активность имела место в Ла-Манше, хотя многие сражения произошли также в бурном Бискайском заливе. Причем самое интересное, что корабли начала XIV века не были предназначены для боя, в особенности оборонительного. Военные корабли, если их можно назвать таковыми, были устроены таким образом, чтобы с их помощью можно было бы нападать на торговые суда, а также перевозить войска для рейдов на прибрежные земли противника. Очень широко было распространено каперство и пиратство, а также нападения на одиночные суда или же на небольшие группы неприятельских кораблей, стоявших на якоре.



Рыцари и тактика Столетней войны: битвы на море

Одним из ценнейших источников наших знаний о Столетней войне являются «Хроники Фруассара». Вот одна из страниц манускрипта 1470 года с прекрасной иллюстрацией битвы при Слёйсе. (Их обозначение в Национальной библиотеке Франции в Париже – Français 2643–2646)

Типичным судном северных морей в это время был когг – высокобортный, короткий, но широкий корабль, с надстройками на корме и на носу. Эти надстройки имели также деревянные борта из толстых досок, нередко с зубцами, похожими на зубцы башен и стен средневековых крепостей, за которыми было удобно укрываться стрелкам – арбалетчикам и лучникам, и которые именно поэтому назывались «кастли» («замки»). Таким образом воины, находившиеся на когге, могли с достаточным удобством действовать разом и с кормы, и с носа этой плавучей деревянной крепости. Еще одна «огневая точка» находилась на мачте, где в «вороньем гнезде» могли находиться 3–4 лучника. Большой прямоугольный парус не позволял круто лавировать к ветру, но зато эти суда уже имели настоящий руль, тогда как на судах Средиземного моря все еще использовались рулевые весла.

И французы, и их союзники-испанцы плавали также на галерах – более мощных парусно-гребных боевых судах, которые, однако, не были приспособлены для плавания в условиях суровых северных морей. В знаменитом Кло де Гале в Руане занимались еще и строительством многих видов кораблей, таких как батели, бателины, баржи, коки и когги.


Миниатюра со страницы из «Хроники Фруассара» крупно. Слева английский флагман «Томас», на палубе которого в позолоченных доспехах и геральдическим джупоне мы видим самого короля Эдуарда. Бой идет на всех трех судах справа. Лучники (арбалетчиков что-то не видно!) стреляют по врагам в упор. Раненных выбрасывают за борт. Но, будучи в тяжелых шлемах, они прямо головой вниз и тонут. Шлемы у воинов относятся к типу «немецкий салад» и «французский салад», то есть салад с забралом, есть бацинеты, но без забрала. Бьются мечами, меч-бастард только у одного. Поверх доспехов на воинах надеты разноцветные куртки из ткани (джупоны).

Естественно, что все члены экипажа судна того времени так или иначе были вооружены. Например, доспехи и вооружение экипажа небольшого галиота в 1330 году могло состоять из кольчуг, гамбезонов, щитов разной формы, шлемов-бацинетов, ну, и конечно, у него были арбалеты со стрелами, луки и копья. Экипажи более крупных судов-нефов имели похожее вооружение. На галерах у воинов имелись и тяжелые шлемы бацинеты, и шлемы-капелины. Надевать все это требовалось быстро, равно как и снимать, поскольку, оказавшись в воде, будучи облаченным в доспехи, воин не имел ни малейшего шанса спастись и камнем шел на дно.


Сражение на море. Иллюстрация из неаполитанской рукописи начала XIV века, Италия. Анонимный художник. На данной иллюстрации обращает на себя внимание любопытный факт: рыцари в полностью закрытых шлемах стреляют из луков. Помимо того, что это неудобно, пользоваться луком в бою против христиан считалось для рыцаря делом позорным. Или на море это допускалось? Но тогда почему бы им не снять с головы шлемы? Скорее всего, иллюстратор рыцарей видел, а вот как они сражаются на море – не представлял. Британская библиотека, Лондон

Сражение при Слёйсе


Самым известным, пожалуй, в истории морских битв Столетней войны стало морское сражение при Слёйсе, случившееся 22 июня 1340 года.

Король Англии Эдуард III для нападения на противника предварительно собрал максимально возможное число кораблей. В «Хрониках» Жана Фруассара указывается, что он имел 120 кораблей, нефов и баланжье, на борту которых находилось 4 000 латников и еще 12 000 лучников.

Тут надо учитывать, что в первой половине XIV века Англия не была морской державой, а ее флот сильно уступал и испанскому, и французскому, и также фламандскому.

Собственно, это сборище реквизированных каботажных судов и флотом-то не было, к тому же еще и состояло из небольших одномачтовых рыболовных и торговых судов. В боевые корабли они переоборудовались очень просто: ярко раскрашивались, а на носу и на корме устраивались кастли и боевые марсы на мачтах.

Самыми большими кораблями Эдуарда были флагманский неф «Томас» и «Михаил», но даже и их водоизмещение не превышало 250 тонн. Впрочем, имеются данные, что в количественном отношении английский флот превосходил французский и что в нем насчитывалось около 250 кораблей, хотя и в большинстве своем меньших по размерам, чем французские.

Английский флот подошел к бухте Слёйса 23 июня. Здесь находился объединенный флот французов, испанцев, генуэзцев и фламандцев из 200 кораблей, самым крупным из которых был неф «Кристофль», кстати, ранее захваченный у англичан. Другие корабли имели меньшие размеры, но тем не менее имели на борту по 150–200 человек в полном вооружении. Были и совсем небольшие суда. Например, неф «Успение Богоматери» имел на борту лишь 80 моряков и солдат.

Кроме судов типа когг, у союзников было около четырех десятков генуэзских галер, составлявших вторую линию. Что же касается численности, то Фруассар определял ее, включая нормандцев, пикардийцев и генуэзцев, в 40 000 человек, но, скорее всего, это преувеличение.


«Хроники Фруассара». Английский капитан Роберт Ноллес, управляющий кораблем. Национальная библиотека Франции в Париже

Во главе английского флота стоял сам король Эдуард III, а также два адмирала Роберт Морли и Ричард Фицалан. Французским флотом, в котором было три эскадры, руководил адмирал Гуго Кирье, а также адмиралы Николя Бегюше и генуэзец Барбавера.

Французский флот, стоявший на якорях, был выстроен в четыре линии и, разумеется, в самой первой стояли и самые большие, и наиболее крупные корабли, на которых располагались генуэзские арбалетчики. Англичане построили флот в три линии, с наиболее крупными кораблями в центре. Здесь же находился и флагманский корабль Эдуарда III неф «Томас».

Сражение началось 24 июня.

Гуго Кирье в лучших традициях тогдашней войны решил заградить путь в бухту Звин, куда как раз и выходили пристани порта Брюгге, цепями, протянув их от одного берега до другого через корабли. Получилась настоящая «деревянная стена», но англичане тем не менее этого не испугались, атаковали французов в лоб и начали сталкиваться с ними на абордаж. Несмотря на отчаянное сопротивление, им удалось захватить флагман «Кристофль», после чего они просто выбросили за борт всю его генуэзскую команду, а сами расположили на нем своих лучников.


Битва при Кадсане между англичанами и фламандцами в 1337 году. «Хроники Фруассара». Национальная библиотека Франции в Париже

Битва, продолжавшаяся весь день, в итоге закончилась полным поражением французов. Сыграла роль маневренность английских судов, не скованных цепью, что позволяло 2–3 кораблям наваливаться на одного «француза». Существенную роль сыграла и значительно более высокая скорострельность английских лучников, по сравнению со стрелками, вооруженными арбалетами, а также пращников с пращами. Приводятся различные данные по потерям французов, но в целом они оцениваются в 16 000–18 000 человек.

Правила рыцарской войны не соблюдались совершенно.

Адмирал Кирье был обезглавлен, Бегюше взяли в плен и… повесили, словно разбойника, на мачте, а Барбавере убили, а труп выбросили с корабля в море.

«Если бы Бог дал рыбе возможность говорить, то она заговорила бы по-французски, так как съела очень много французов»,

– шутили после этой битвы англичане! Хотя победа досталась им тоже отнюдь не дешево. Тяжело ранен был даже сам король Эдуард III.

Понятно, что после такого разгрома, французы уже не могли высадить свои войска во Англии, однако они не потеряли возможность строить суда и пополнять ими свой флот. Кроме того, многие суда нанимались за плату вместе с экипажем. Например, запись из арсенала Клоде Гале показывает, что в 1346–1347 годах была нанята генуэзская галера под названием «Санта Мария», имевшая команду в 210 человек, включая капитана («мастера») Кретьена де Гримо, трех офицеров – комита (comité), су-комита (souz comité) и священника; и всех прочих членов ее команды, из матросов и арбалетчиков. А десятью годами позже в Руане был подготовлен еще один флот, в который входило десять галер, пять больших барж и три небольших баргота (bargots), который должен был доставлять продовольствие береговым крепостям.


Возвращение в Англию Изабеллы Французской. Очень наглядно показан корабль. «Хроники Фруассара». Национальная библиотека Франции в Париже

Тем не менее даже такая рутинная служба могла привести к морским боевым столкновениям. Хотя встречи неприятельских кораблей на море в то время практически всегда происходила случайно. Бой начинался с перестрелки из арбалетов, после чего корабли шли на абордаж. Обычно арбалетчики и лучники занимали позиции на высоких кастлях, на носу и на корме, поскольку оттуда было удобно вести огонь по противнику. Тут преимущество получали те, чьи кастли были выше, а их деревянные борта – толще.

Кроме того, с высоких кастлей было легче оказать сопротивление противнику, захватившему корабельную палубу, ведь подниматься на них требовалось по высоким лестницам. Из-за плохой связи между несколькими кораблями ими трудно было управлять, а уж о проведении сложных маневров всем флотом нечего было и думать. К 1377 году стало считаться необходимым иметь на борту любого крупного суда по крайней мере два больших орудия, которые должны были стрелять уже не каменными, а свинцовыми ядрами. При этом орудия были обычно казнозарядными и имели в запасе сразу по несколько уже заряженных сменных камор, что позволяло поддерживать достаточно высокий темп стрельбы и не требовало выдвигать пушки из портов для заряжания. А вот камнеметные машины из-за тесноты кастлей на них практически никогда не устанавливались.

Обычной тактикой англичан были крупномасштабные рейды на французскую территорию, на что французы, со своей стороны, отвечали им набегами с моря на отдельные прибрежные города. При этом вглубь территории французы, как правило, не углублялись.

Так, в 1338 году были совершены успешные набеговые операции портив города Портсмут и острова Уайт, в 1360 году – нападение на Уинчелси, затем опять на Портсмут в 1369 году, на несколько портов между Портсмутом и Реем – в 1377 году, а также на Грейвсенд в 1380 году. Кроме того, французские и шотландские корабли действовали против англичан и на Северном море, и вдоль всего западного побережья Британии.


Осада Турнэ Эдуардом III в 1340 году. Без плавсредств – никуда! «Хроники Фруассара». Национальная библиотека Франции в Париже

В целом из-за ветров, господствующих в Ла-Манше, и расположенных в проливе гаваней, французы не могли серьезным образом угрожать английским коммуникациям. Свою роль в этом также сыграло и поражение при Слёйсе, и особенно захват англичанами Кале в 1347 году.

Но Франция по-прежнему продолжала оставаться крупной морской державой и даже посылала морские экспедиции. Например, такой экспедицией стало плавание Жана IV де Бетанкура с целью завоевания Канарских островов в 1402 году.

P. S.



Очень интересную модель судна «Томас» выпускает фирма «Звезда в масштабе 1:72…

Продолжение следует...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    6 сентября 2021 18:32

    методы передачи перспективы у художников того времени выглядят сейчас по-детски неуклюжими
    воины на марсовых площадках (не знаю как правильнее назвать) нарисованы непропорционально маленькими (зритель, почувствуй высоту мачты)
    но всё равно ясно виднв метательные копья в из руках
    эффективное оружие для поражения скучившегося врага сверху
    наверное, оптимальный при абордаже
    1. +9
      6 сентября 2021 18:57
      Тактические правила при ведении боевых действий на море в ту эпоху требовали от корабельных команд и солдат на борту интенсивного обстрела противника всеми имеющимися средствами в процессе схождения кораблей, чтобы затем зацепиться крючьями за вражеское судно, команда которого уже изрядно потрепана и, по причине большого количества убитых и раненых на борту, отчасти лишена способности к противодействию. В этом смысле английские силы под Слёйсом пользовались значительным преимуществом. На их кораблях находился десант, включавший множество тяжеловооруженных «жандармов» и - что еще важнее - стрелков из валлийских луков, а потому по «огневой мощи» англичане многократно превосходили французского противника. В то время как французы не испытывали недостатка в людях, могущих бросать в неприятеля с верхушек мачт и надстроек камни или дротики, подобное оружие начинало действовать эффективно с дистанции не более чем 10 м, тогда как профессиональных арбалетчиков на бортах эскадры находилось всего лишь 500. Но даже и арбалетчики эти уступали английским лучникам в скорострельности, столь важной в ходе процесса сближения.
      Английские лучники не только били точнее, уверенно раня и убивая живую силу неприятеля уже с 80 - 100 м, но в обстановке, когда большое значение приобретали темпы «огня», стрелки из валлийских луков обладали возможностью выпускать до 12 стрел в минуту, значительно превосходя по этому показателю арбалетчиков. Что еще важно в морском бою, подвергшиеся влиянию влаги тетивы английских луков не представлялось сложным заменить в любой момент, что оказывалось не так-то просто в случае с арбалетами, учитывая более сложные механизмы этого оружия.
      1. +8
        6 сентября 2021 19:10
        насчёт превосходства луков в морском бою абсолютно верно
        при стрельбе по скученным группам врага в состоянии сближения или абордажной схватки обретает особое значение не столько меткость или пробивная способрость выстрела, сколько скорострельность
        1. +9
          6 сентября 2021 19:26
          насчёт превосходства луков в морском бою
          Битва у Слёйса стала первой крупномасштабной проверкой эффективности английских валлийских луков за пределами Англии, которые убедительно доказали собственное превосходство перед более сложным и менее скорострельным арбалетом. Таким образом, можно сказать, что это сражение послужило своего рода прелюдией к битве при Креси в 1346 г., когда сходная тактика с успехом нашла применение на суше против тяжеловооруженной конницы.Да и вообще,шансов у французов и так было немного в том сражении,а уж когда хладнокровные фламандские союзники короля Эдуарда,которые сначала лишь наблюдали за происходящим с берегов реки Звейн, но не спешили принять участие в бою после того,когда же превосходство англичан сделалось очевидным, фламандцы на кораблях вышли из гаваней на реке Звейн для нападения на третью линию французских судов с тыла,у тех совсем не осталось ни малейших шансов. Сражение распалось на локальные очаги противоборства между отдельными кораблями и превратилось в резню. К 22 часам боевые действия по большей части прекратились, однако ожесточенный бой между двумя кораблями продолжался до наступления рассвета. Фруассар говорит, что когда англичане взяли последний французский корабль, на его палубе осталось 400 трупов.
          1. +6
            6 сентября 2021 19:31
            Цитата: СЕРЖ ант
            Битва у Слёйса стала первой крупномасштабной проверкой эффективности английских валлийских луков за пределами Англии, которые убедительно доказали собственное превосходство перед более сложным и менее скорострельным арбалетом

            Прекратите!
            Вы своими сочными комментариями вгоняете меня в краску стыда за свои недостаточные исторические познания.
            1. +8
              6 сентября 2021 19:37
              Просто незаслуженно недооцененная битва.Хотя можно с полным на то основанием утверждать, что данная битва стала крупнейшим сражением Столетней войны, успех под Слёйсом затмили другие события, во многом по причине взглядов на вещи и военных приоритетов того времени. Несмотря на описание столкновения хронистом Фруассаром, оно не удостоилось столь же глубокого внимания авторов других источников. Одним словом, Слёйс не вошел в память современников столь же прочно, как менее крупные и не столь значительные по размаху сухопутные битвы при Креси, Пуатье и Азенкуре. Слёйс, несмотря на личное руководство боем Эдуарда III, в основе своей представлял собой битву низших классов, где не нашлось места романтизированным в последующие эпохи личным поединкам вожаков в духе европейского рыцарства, призванного совершать яркие подвиги на полях сражений. Современные нам авторы повторяют ошибки средневековых летописцев, уделяя лишь немного внимания крупномасштабному боевому соприкосновению Столетней войны и величайшей победе Англии в эпоху Средневековья.Просто очень рад,что Автор вспомнил о ней.
      2. +8
        6 сентября 2021 19:14
        Замечательный комментарий!
        1. +8
          6 сентября 2021 19:30
          Замечательная тема!Битва Непосредственным следствием битвы под Слёйсом стала не встретившая никакого противодействия высадка Эдуардом III войска, что дало ему возможность развить успех и приступить к летней кампании против французов. Столь убедительная победа англичан, безусловно, послужила укреплению доверия и упрочению отношений Эдуарда с фламандскими союзниками, которые получили весьма убедительные доказательства военной мощи англичан. В действительности же главным результатом поражения французов под Слёйсом стало фактическое устранение опасности их вторжения в Англию, что само по себе определило географию Столетней войны, которой было отныне суждено проходить на французской, а не на английской земле.
      3. +2
        10 сентября 2021 08:37
        стрелки из валлийских луков обладали возможностью выпускать до 12 стрел в минуту, значительно превосходя по этому показателю арбалетчиков.

        Это тяжёлая работа. В кино может и хорошо смотрится, - но там сцены секунд по 10..
    2. +6
      6 сентября 2021 18:58
      методы передачи перспективы у художников того времени выглядят сейчас по-детски неуклюжими

      Зато какое внимание к деталям!
      1. +6
        6 сентября 2021 19:13
        И вот это-то и подкупает. Все настолько реалистично и достоверно, что можно рассматривать как... исторический памятник. Хотя... хотя надо сделать скидку на сроки. Рисовали это все в 1470, а вот сама битва была на сто с лишним лет раньше! То есть мы видим доспехи XV века, а не XIV!
        1. +4
          6 сентября 2021 19:37
          Цитата: kalibr
          Все настолько реалистично и достоверно, что можно рассматривать как... исторический памятник

          меня только смущают полные доспехи на всех участниках битвы поголовно
          включая даже тех, что на мачтах
          это скорее дань условности
          1. +4
            6 сентября 2021 19:47
            Цитата: Наводлом
            меня только смущают полные доспехи на всех участниках битвы поголовно
            включая даже тех, что на мачтах
            это скорее дань условности

            Во-первых, имейте ввиду, что год появления миниатюры - 1470, то есть более 100 лет прошло после битвы. Во-вторых, безусловно, художник таким образом добавил драматизма происходящему.
    3. +8
      6 сентября 2021 19:27
      методы передачи перспективы у художников того времени выглядят сейчас по-детски неуклюжими

      Благодаря усердию церковников к Раннему средневековью традиции античного искусства были почти забыты, художественный стиль миниатюр действительно напоминает детские рисунки -- художники учились рисовать на ходу, едва поспевая за событиями, которые нужно было спешно отображать.
      Отсюда -- плоские фигуры людей и вольное обращение с перспективой, допускающее совмещение в одном рисунке фронтального изображения корабля с видом снизу на "воронье гнездо", расположенное на мачте. Чтобы подчеркнуть высоту расположения "гнезда", художник уменьшал его так, что реально "гнездо" должно было находиться много выше поддерживающей его мачты, то есть висеть в воздухе. Либо мачта должна была иметь нереально большую высоту.
      Но, согласитесь, сколько очарования в средневековых миниатюрах! )))
      1. +4
        6 сентября 2021 21:58
        "сколько очарования" первые миниатюры действительно какие-то несуразные. Они мне напомнили Андерсона :"Гадкий утёнок" : такие же неуклюже, но впоследствии художники миниатюристы достигли совершенства
      2. +1
        7 сентября 2021 07:50
        Благодаря усердию церковников
        Тысячу раз повторенное заблуждение не становится истиной.
        Благодаря усердию церковников зародился Проторенессанс.
      3. +1
        7 сентября 2021 08:11


        Фотографии с эрмитажной выставки "Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии"
        1. +3
          7 сентября 2021 10:53
          Антон, да у меня когда-то, в прежней жизни, альбом был с этими иконами, я их знаю. И рассматривала их подолгу.
          Кстати, термин rinascita, подразумевающий возрождение, ввел Джорджо Вазари. Тем самым противопоставив искусство, возрождающее античную культуру, "тёмному Средневековью". Представители искусства Ренессанса сами закрепили эпитет "темный" за тем временем, создав у последующих поколений представление о том, что в Средневековье был полный провал, ничего хорошего там не было. Это убеждение, дошедшее до наших дней, а также повальный современный атеизм и приводят к тому, что принятие такого отношения к иконописи Средневековья лишает современного человека инструмента, с помощью которого можно разглядеть особую красоту запечатлённой духовности икон из собрания Умбрии.
          Этот инструмент -- отношение к средневековой иконе как к литургии, которую она, собственно, и была призвана обслуживать.
          Многие ли способны войти в молитвенное состояние перед тем, как рассматривать икону Раннего средневековья? Либо рассматривая её? Полагаю, нет. А ведь это основное условие общения с иконой.
          Потому каноны такой живописи -- вытянутые фигуры, лица, маленькие рты, аскетизм, прочее, исключающие всё мирское, воспринимаются как неумелость живописца.
          Иконы Позднего Возрождения вызывают духоподъёмность иного типа, более близкую современному человеку. И это мало чем напоминает желание помолиться. Эпоха такая -- лишь бы не напряжно.
  2. +7
    6 сентября 2021 19:05
    Правила рыцарской войны не соблюдались совершенно.
    Это объясняется особенностями войны на море, где в отличие от сухопутных баталий не было принято щадить команду взятого на абордаж вражеского корабля.Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов психологическое воздействие жаркой рукопашной схватки. Морской бой если и напоминал сражение на суше, то походил скорее не на схватку в поле, а на штурм крепости, где победители, в случае успешного приступа, обычно не щадили побежденных. В общем, у тех, кто проигрывал на палубе корабля, оставалось, по сути дела, лишь два пути: либо они должны были выглядеть настолько богато, чтобы в горячке боя враг задумался о привлекательности пленного как источника получения выкупа, либо им следовало просто прыгать в воду. Однако в данной конкретной битве даже и столь призрачная надежда добраться вплавь до берега не гарантировала спасения: фламандцы заняли западный берег реки Звейн и резали или забивали насмерть всех достигавших суши французов.
    Бегюше взяли в плен и… повесили
    Он имел все шансы уцелеть и впоследствии получить свободу за выкуп, однако Эдуард узнал, что адмирал возглавлял ряд опустошительных набегов на английское побережье, а потому повелел вздернуть Беюше на нок-рее его собственного корабля.
  3. +4
    6 сентября 2021 20:51
    Поскольку Вячеслав Олегович уделил большое внимание миниатюре в качестве иллюстрации далеких военных инцидентов, мне захотелось подробнее остановиться на вопросе, почему миниатюры Средневековья так отличаются от превосходных иллюстраций близкого нам Коровкина и других современных художников, а также от фресок и мозаик Античности.
    Основным фактором, под влиянием которого формировалось средневековое искусство, было разрушение варварами, положившими конец Римской империи, шедевров Античности как предметов искусства, чуждого варварской культуре. А также становление христианства. Что в свою очередь также приводило к активному уничтожению искусства Античности, но уже как греховного.
    Однако культивируемые христианской церковью аскетизм и духовное совершенство в сочетании с декоративно-прикладным искусством и сказаниями варварских племен породило неожиданный эффект, исключивший представление о Раннем Средневековье как эпохе культурного безмолвия, как этапе, не давшем миру никаких шедевров.
    Средневековье не было безмолвным!Оно создало свои шедевры в виде книжной миниатюры, героических эпосов, новой архитектуры, разнообразных жанров церковной музыки, специфического театрального жанра мистерии, а отношения сюзерена и вассала, установленные иерархией феодализма, нашли отражение в литературных произведениях 13 -- 15 веков. К примеру, известные нам "Песнь о Роланде", "Песнь о моем Сиде", "Песнь о Нибелунгах". И далее, уже в Позднем Средневековье, институт рыцарства, зародившийся в 8 веке, породил светскую, куртуазную и дворцовую культуры, что привело к созданию таких известных произведений, как "Тристан и Изольда", или, скажем, "Роман о Розе".
    И в результате оказывается, что специфическое в сравнении с античным или современным искусство Средневековья, в том числе Раннего, нисколько не уступает обоим. Просто оно другое. Совершенно другое. Но оттого не менее прекрасное.
    А книжная миниатюра... Если поинтересуетесь, будете удивлены -- там такое! Художники быстро научились обходить церковные запреты, Босх не на пустом месте появился )))
  4. +4
    6 сентября 2021 21:46
    В. О.спасибо за интересный материал. Уже не надеял на хороший материал. И"жданки* собрался трескать
    Камрады, помните, :Фурманов" Чапаев", когда В. И. Чапаев рассказывает о своём детстве?
  5. +4
    6 сентября 2021 21:54
    Правила рыцарской войны не соблюдались совершенно.

    Адмирал Кирье был обезглавлен, Бегюше взяли в плен и… повесили, словно разбойника

    Бегюше за два года до описываемых событий, после битва при Арнемёйдене приказал казнить всех английских пленных.
    Вот за это его и повесили.
    1. +3
      7 сентября 2021 04:44
      Цитата: Undecim
      Бегюше за два года до описываемых событий, после битва при Арнемёйдене приказал казнить всех английских пленных.
      Вот за это его и повесили

      Он насколько я помню проходил во Франции по налоговой части. Так что добрым словом его мало кто вспомнил! laughing
  6. +4
    6 сентября 2021 22:06
    И тут я вдруг обнаружила, что забыла причины развязывания Столетней войны. Я их забыла! Начисто!
    Тут же сочинился эпизод.
    Французский король Филипп Шестой и английский король Эдуард Третий обедали в честь приема друг друга за одним столом. Француз изящно отрезал кусок мяса от кабаньего окорока, но плохо заточенный нож неловко выскользнул из разреза, и горячий мясной сок брызнул в лицо англичанина. Ах, ты негодяй, это ты специально! -- воскликнул тот. Да я не имел в виду ничего такого, -- растерялся француз. Не имел? -- взьярился англичанин, протирая глаза носовым платком, отороченным, кстати, велансьенскими кружевами. -- Ты у меня сто лет будешь слезьми обливаться! Сто лет!
    Так вот, оказалось, всё было не так. Слезьми заобливались оба, а особо громко обрыдались наследники -- по экономическим и политическим итогам того застолья... Тьфу! Не было застолья!
    А было так.
    В 1328 г. умер последний прямой потомок рода Капетингов Карл Четвертый. Новым правителем Франции стал Филипп Шестой из рода Валуа. Согласно своду законодательных актов «Салическая правда», на корону мог претендовать и Эдуард Третий; Камнем преткновения стали и территориальные споры из-за области Гаскони, одного из главных экономических центров Франции. Формально регионом владела Англия, а фактически – Франции. Эдуард Третий хотел получить назад земли, которыми ранее владел его отец; Филипп Шестой хотел, чтоб английский король признал его суверенным правителем. Эдуард Третий пошел на такой шаг только в 1331 г., поскольку его родную страну все время раздирали внутренние неурядицы...

    Ну, и так далее. События по типу "Аж кушать не могу!" пошли одно за другим и образовалась лавина, которую уже невозможно было остановить. Накрыло обоих обедающих.
    Опять не так!
    Не обедали они вместе. А если бы пообедали за одним столом, выпили, как полагается, бургундского, то может, и нашли бы мирное решение проблем. Но требование мира для короля -- проявление слабости.
  7. +3
    7 сентября 2021 10:12
    Небольшое уточнение - союзниками французов , были кастильцы .Испанцев тогда не было . И эта же франко-кастильская сборная наваляла англичанам при ла-Рошели в 1372 году .
  8. +1
    7 сентября 2021 11:41
    Миниатюра со страницы из «Хроники Фруассара» крупно. Слева английский флагман «Томас», на палубе которого в позолоченных доспехах и геральдическим джупоне мы видим самого короля Эдуарда.

    Смотрела во все глаза.
    Не разглядела wassat )))
  9. 0
    8 сентября 2021 03:38
    А, ну да, сражение при Слейсе... Потом, правда, весь имевшийся на тот момент у бриттов флот в полном составе был разбит и частью сожжен, частью захвачен (не сумел сбежать ни один английский корабль) кастильскими галерами в разгромном для англичан морском сражении при Ла-Рошели в 1372 году.
    После этого погрома, в рамках той же 100-летней войны, крупные боевые столкновения на море как-то... эээ, зачахли.

    Ссылка:
    https://www.france.promotour.info/histoire/histoire-134.php
  10. 0
    2 декабря 2021 20:47
    На миниатюре " битва при Слейсе" , слева-направо, англичанин, борт в борт ему - испанец? , дальше француз, а, кто справа зелёный? Просветите, пжлст.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»