Греческая «Аврора» – броненосный крейсер-музей «Георгиос Авероф»

87

Крейсер «Георгиос Авероф» в бою с турецкими кораблями при Элли, 13 декабря 1912 года. Картина написана в 1913 году Василиосом Хатзисом (1865–1915). Военно-морской музей в Пирее, Греция

Корабли-музеи. Их много, и они все разные. У маленькой Болгарии – миноносец «Дерзкий», у Японии, которая тоже невелика – броненосец «Микаса», у нас – целый флот из боевых кораблей, подводных лодок и гидрографических судов, а не только одна лишь всем известная «Аврора».

Но наибольшее число кораблей-музеев у США, причем и числом, и по размерам, что, впрочем, понятно. Если у тебя есть линкор, то кто же мешает его превратить в корабль-памятник?



Вот и у Греции был броненосный крейсер, стал он флоту не нужен, и тогда его превратили в корабль-памятник, в корабль-музей. А вот что это за корабль и какова его история – об этом мы вам сегодня и расскажем…


Спуск корабля на воду 12 марта 1910 года

Находится он на вечной стоянке районе в Палеон-Фалироне в Южных Афинах, так что если вы там будете, в Афинах, и вам интересная история флота – то вам как раз туда.


Схема бронирования и вооружения, опубликованная в 1923 г.

Что же касается истории этого корабля, то узнать ее можно, никуда не выезжая.

А было так, что в Италии на верфи «Орландо» в Ливорно 1907 году был заложен очередной броненосный крейсер типа «Амальфи» – «Генуя», третий по счету. Но когда корабль был практически готов, денег на его покупку у правительства не нашлось. Корабль выставили на торги и продали Греции за очень даже приличную сумму в 25 миллионов драхм (около 300 000 фунтов стерлингов).

И такой суммы, даже трети ее, чтобы заплатить аванс, в казне не нашлось, и тогда деньги внесло богатое греческое семейство – Авероф. Поэтому, когда корабль наконец-то обрел своего хозяина в лице греческих ВМФ, то в благодарность за «содействие» его было решено назвать в честь одного из представителей этой семьи – миллионера Георгиоса Аверофа.

Не часто такое в истории флота бывало, но вот бывало, как видите. Много заплатил – и твоим именем назвали боевой корабль!

На воду его спустили 12 марта 1910 года, а в строй он вступил 16 мая 1911 года.


Крейсер «Авероф» в Босфоре. 1919 год. Ликургос Кожевинас, 1887–1940. Военно-морской музей в Пирее, Греция

«Авероф» отличался от однотипных с ним итальянских крейсеров, прежде всего, вооружением. На итальянских кораблях стояли свои собственные 254-мм итальянские орудия, но греки предпочли вооружить его более надежными 234-мм английскими пушками «Армстронг Уитворт», широко распространенными на кораблях британского флота, подтвердившими свои высокие эксплуатационные и боевые качества. В качестве среднего калибра на нем стояли 190-мм пушки в двухорудийных башнях, по две с каждого борта.


«Авероф» на спидхедском рейде, 1937 г.

Корабль имел три броневых пояса: от носа до кормы он прикрывался 200-миллиметровым броневым поясом по ватерлинии. На нем между барбетами главных орудийных башен шел еще один такой же пояс. И наконец, между барбетами орудийных башен 190-мм орудий находился верхний пояс высотой 1,5 м и толщиной 175–180 мм. Броневая палуба имела толщину 50 мм, броня башен главного калибра – 160 мм, башен среднего калибра – 130 мм. Рубка защищалась броней толщиной 180 мм.

Греческая «Аврора» – броненосный крейсер-музей «Георгиос Авероф»

«Авероф» в камуфляже, 1942 г.

Крейсер также обладал достаточно высокой скоростью хода: 23,6–23,47 узла, что делало его опасным противником для турецкого флота – традиционного противника греческих ВМФ на Балканском ТВД. Внешне он был похож на российский броненосный крейсер «Рюрик II», но имел меньшие водоизмещение и размеры, а также и более слабое вооружение. А вот скоростью хода наш корабль он несколько превосходил.


Вид на музейную стоянку сверху

А дальше началась служба и ознаменовалась она матросским мятежом.

И не где-нибудь в бухте Пирея, а в Англии, в порту Спидхед, куда крейсер сразу же после спуска на воду в Италии отправили представлять страну на коронационных торжествах в честь вступления на престол короля Георга V. И вот во время стоянки на нем как раз и вспыхнул мятеж недовольных матросов. Причем недовольство их вызвал… сыр с плесенью, который им прислали англичане.

Все как у нас, не так ли? Только у нас на «Потемкине» причиной мятежа оказалось червивое мясо, а здесь – плесневелый сыр.

Однако же разобрались, и все закончилось без жертв и насилия. Просто англичане, зная, что греки любят сыр, отправили им… самый лучший, с голубой плесенью. А греки – да, сыр действительно любят, вот только плесневелого сыра они не едят! Вот не едят и все, так что когда все это выяснилось, то и мятеж прекратился.

Ну, а затем «Авероф» прибыл в сентябре 1911 года в Грецию и уже всего лишь год спустя принял участие в Первой Балканской войне 1912 года.


Так выглядит его подводная часть

Корабль стал флагманским кораблем греческого флота, задачей которого была морская блокада Турции и защита греческого судоходства в Эгейском море.


«Авероф» - музей

В морских боях крейсер пока что не участвовал, а прикрывал десанты на острова Эгейского моря: Лемнос, Тенедос, Тасос, Имброс, Самотраки, Лесбос и Хиос.

Но 2 (15) декабря 1912 года Болгария и Сербия вышли из войны и подписали с Турцией перемирие, что дало возможность турецкому флоту в составе двух броненосцев и двух броненосных крейсеров попытаться снять блокаду с Дарданелл.


Вид на носовую башню главного калибра сверху


Башня 190-мм орудий

И вышло так, что в морском бою возле мыса Элли встретились все эти турецкие корабли, а со стороны Греции им противостояли один броненосный крейсер, три броненосца береговой обороны и четыре эсминца.

Крейсеру «Георгиос Авероф» довелось сыграть в нем важную роль.

Пользуясь высокой скоростью хода, он обошел турецкие корабли со стороны берега и поставил противника в «два огня». Причем в этом бою ему пришлось сражаться с сильным противником: турецким броненосцем «Хайреддин Барбаросса» (бывшим германским броненосцем типа «Бранденбург»). Греческие военные моряки показали лучшую выучку, чем турецкие, а вооружение, которым они пользовались, было совершеннее.


Открытый мостик с медным ограждением

Метким выстрелом с «Аверофа» на турецком корабле была повреждена одна из башен артиллерии главного калибра, вторая башня также выведена из строя, носовой артиллерийский пост и мостик полностью разрушены, а от разрыва снаряда, проникшего за броню, несколько котлов получили повреждения осколками. Один из крупнокалиберных снарядов крейсера пробил ему борт, проделав в нем большую пробоину.

В свою очередь, греческий корабль получил пробоину от крупнокалиберного снаряда по ватерлинии, ряд пробоин в передней дымовой трубе и в районе спардека. Дистанция боя под конец сократилось настолько, что греческий крейсер выпустил в своего противника торпеду, но, по счастью для турок, не попал.

В итоге турецкая эскадра была вынуждена укрыться в Дарданеллах и латать там повреждения.


Машинный телеграф

Впрочем, уже через месяц – 5 (18) января 1913 года турки предприняли попытку расквитаться с греками и вновь вышли в море. На этот раз, кроме четырех броненосных кораблей, в операции должны были участвовать два легких крейсера, восемь эсминцев и пять миноносцев. Легкому крейсеру «Хамидие» следовало отвлечь крейсер «Авероф», а оставшиеся турецкие корабли должны были тем временем атаковать более слабые греческие броненосцы береговой обороны.

Но, как это чаще всего и бывает, план этот не сработал, потому что не учитывал… видение боя со стороны греческого адмирала.


Рубка внутри

А тот не стал посылать свой самый сильный корабль в погоню за легким крейсером, а всей своей силой навалился на турецкие броненосцы. Причем, повторил свой предыдущий маневр, то есть постарался отжать их от берега.

Сблизившись с ними на расстояние в 4,5 км, его корабль открыл частый и меткий огонь по противнику. На этот раз «Хайреддину Барбароссе» досталось еще больше. На нем была взорвана центральная башня главного калибра, а еще одна выведена из строя. Все надстройки корабля получили серьезные повреждения. На однотипном с ним «Торгут Рейсе» одна из башен тоже получила повреждения и стрелять не могла. На обоих турецких кораблях начались сильные пожары.


Кают-компания господ офицеров

Поврежденные корабли стали отходить к Дарданеллам, а «Авероф» начал их преследовать. Но возле самого пролива он встретился с броненосным крейсером «Ассари Тевфлик» и, открыв по нему огонь, также нанес ему повреждения. В бою на долю «Георгиоса Аверофа» пришлось 10 попаданий со стороны противника, но ни серьезных повреждений, ни потерь корабль не понес.

Бой закончился полным успехом греческого флота и наглядно доказал, что современные броненосные крейсера имеют полное превосходство над броненосцами додредноутной эпохи.

Ну а по итогам Первой Балканской войны к Греции были присоединены Эпир, Крит, Македония, Фракия и острова Эгейского моря.


Палубная православная церковь


А вот так она выглядит внутри…

Греция стала участницей Первой мировой войны лишь в 1917 году, когда ее итог был уже ясно виден. Однако ее территорию союзники использовали с 1915 года.

Но, чтобы обеспечить лояльность греков, они приняли определенные меры предосторожности. Так, в 1916 году крейсер «Авероф» фактически захватили французы. Ну а как только Греция объявила войну Турции, он вошел в состав союзной эскадры и начал действовать на Средиземном море. После ее капитуляции «Авероф» вошел в Босфор и бросил якорь прямо ввиду Константинополя.


Затворы орудий главного калибра

Спустя год вспыхнула греко-турецкая война 1919–1922 годов, которой греки решили воспользоваться, чтобы закрепить за собой европейские провинции бывшей Османской империи вместе с Константинополем (Стамбулом) и ряд территорий в Малой Азии.

Греческие корабли в этой войне противника на море не имели и в основном обстреливали объекты на берегу и перевозили десанты. Но военное счастье переменчиво: с 1921 года оно перешло к туркам, а греки в итоге лишились всех своих завоеваний.

Крейсеру «Аверофу» пришлось заниматься эвакуацией греческого населения Малой Азии и армии.


Коридор с двухъярусными койками

В период между войнами крейсер модернизировали. Была установлена зенитная артиллерия, сняты торпедные аппараты, поставлены новые приборы управления стрельбой.


Баки для пищи

В марте 1935 года корабль участвовал в антиправительственном мятеже Панагиса Цалдариса. Кораблю пришлось сражаться с береговыми батареями и кораблями флота, что сохранили верность правительству, после чего вместе с другими кораблями он ушел на Крит. Хотя десантом с корабля были захвачены Крит, острова Хиос, Самос и Лесбос, а его зенитчиками сбито несколько самолетов, пытавшихся его бомбить, вскоре всем стало ясно, что мятеж не удался.

В итоге лидеры мятежа на борту «Аверофа» уплыли в Италию, а сам корабль и его экипаж вернулись в Пирей.


Переговорная труба

Когда в апреле 1941 года немецко-фашистские войска вторглись на территорию Греции, остатки флота ушли сначала на Крит, а затем в Александрию. И уже в августе 1941 года, войдя в состав британского флота, крейсер оказался в Индийском океане, где нес конвойную службу, а затем в 1943 году вернулся в Египет. Именно он доставил в Афины греческое правительство в изгнании 17 октября 1944 года.


Спускаемся в машинное отделение…

Вплоть до 1952 года крейсер использовался в качестве штабного корабля, после чего его вывели в резерв и поставили в Поросской бухте.

Ну а в 1984 году было решено превратить его в музей, что и было сделано. Корабль отремонтировали, все помещения привели в порядок. Так что сегодня по нему можно ходить, все смотреть и даже… заглядывать в кастрюли на камбузе!


Внутри машинного отделения

Рядом с ним стоит также реплика греческой триремы «Олимпия» и еще один корабль-музей греческих ВМФ – эсминец «Велос».


Туристы спешат на корабль…
87 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +26
    9 сентября 2021 04:50
    Спасибо за интересный рассказ и подборку фото!Всем доброго утра и хорошего дня!
    1. +18
      9 сентября 2021 05:29
      Не фига себе начало! Первый комментарий Сергей и проминусован с утра по-раньше. Ладно ситуацию поправим.
      Присоединяюсь к слова благодарности и пожеланий Сергея!
      Бой закончился полным успехом греческого флота и наглядно доказал, что современные броненосные крейсера имеют полное превосходство над броненосцами додредноутной эпохи.

      Гебен, будучи линейным крейсером, с подобным тезисом наверное бы не согласился. Турки на подобные грекам подвиги в Чёрном море не сподвиглись.
      1. +16
        9 сентября 2021 05:32
        Не фига себе начало! Первый комментарий проминусован с утра по-раньше.
        Не обращайте внимания
        1. +11
          9 сентября 2021 06:52
          У кого-то бессонница или после "вчерашнего *пива не хлебнул и давай минусовать
      2. +11
        9 сентября 2021 06:50
        Замечательная статья!
        Вот, честно, прям захотелось попасть в Грецию и, обязательно, на этот крейсер заглянуть!
        Спасибо, Вячеслав Олегович! Утро удалось!
        Ну, а минусаторы, в большинстве своем, люди малограмотные. Они картинку аватарку видят и сразу жмут на "-". Прочесть коммент то не могут...
        Я сам в шоке был, когда мне слова соболезнований "минуснули".
  2. +8
    9 сентября 2021 05:14
    Очень интересно и "смотрибельно".
    Автору - спасибо!
  3. +7
    9 сентября 2021 05:30
    Хороший музей, и корабль героический
  4. +8
    9 сентября 2021 05:31
    Заслуженный корабль... и в бою был и сам был потрепан... боец.
    Благодарю Вячеслав за добрую статью... настроение с утра подняли hi.
  5. +5
    9 сентября 2021 05:49
    наглядно доказал, что современные броненосные крейсера имеют полное превосходство над броненосцами додредноутной эпохи.

    Ой ли! laughing laughing laughing
    Традиционно господина Шпаковского не комментирую, но по военно-морской тематике делаю исключение.
    Этот бой показал, что новый мощный для десятых годов 20-го века броненосный крейсер с адекватным командиром и обученной командой сильнее даже пары совсем устаревших броненосцев в сравнении даже с самыми последними броненосцами додредноутской эпохи,да еще с турецким экипажем,что уже о многом говорит. Потому греки и лезли на всё турецкое того времени, потому что им и отступать было некуда, и противник не из числа элит.
    Японцы свои броненосные крейсера ставили в линию тоже не от легкой жизни. И не будь у Того броненосцев,то неизвестно еще как бы окончилась РЯВ.
    Все относительно,господин Шпаковский, потому я такими фразами не разбрасывался бы wink
    1. +5
      9 сентября 2021 06:48
      Вы написали тоже, что и я только другими словами, да и то похожими... В чем ОЙ ЛИ?
      1. +6
        9 сентября 2021 06:55
        В том, что я сказал в комментарии. Ваша фраза относится к конкретному бою, а не к положению вещей в целом. Исходя из статьи жертвы ЕГЭ могут принять на веру ,что броненосный крейсер сильнее броненосца, что в корне неверно. Конкретизируйте,если хотите, что бы материал воспринимался серьено.
        На морской бой влияет гораздр больше фвкторов, чем на воздушный или сухопутный. Потому понятие превосходства совершенно относительное.
        1. +7
          9 сентября 2021 07:05
          В данном случае конкретика в том, что греческий крейсер сильнее турецких броненосцев и это не относиться к превосходству крейсеров над броненосцами в целом hi
      2. +7
        9 сентября 2021 08:21
        Цитата: kalibr
        Вы написали тоже, что и я только другими словами, да и то похожими... В чем ОЙ ЛИ?

        Ну на самом деле не тоже... и не просто другими)))
        Турецкие броненосцы были не просто додредноуты, они были ДОдодредноуты. Неполный бронепояс, старые типы брони и вооружения, низкая скорость... На бумаге конечно они выглядят грозно, но на бумаге 2ТОЭ тоже выглядела ровней японскому флоту.
        Да и история с Гебеном, который на порядок мощнее Авероффа, но не смог против классических додредноутов с нормальным экипажем нормальным вооружением тоже весьма показательна.
        А в целом статья прекрасна! Весьма информативна и содержит отличный наглядный фотоматериал. Давно хочу посетить Грецию и заглянуть на этот кораблик, сейчас желание только усилилось)
        Спасибо Вам!
        1. +6
          9 сентября 2021 09:11
          Цитата: Trapper7
          Давно хочу посетить Грецию и заглянуть на этот кораблик, сейчас желание только усилилось)

          Я тоже, но когда теперь?
        2. +5
          9 сентября 2021 17:29
          Да, "Бранденбурги" к 1913 году были изрядно "постаревшими" кораблями, но как броненосцы всё-таки вполне себе боеспособны со своими шестью орудиями главного калибра 280 мм. и отличной германской бронёй. Но, как правильно было замечено выше, командование и экипажи турецких кораблей не соответствовали задачам современного (на то время) морского боя.

          С "Гебеном" немного другая история, не стоит сравнивать уровень подготовки турок на момент боя с "Аверофом" и подготовку команд и командиров Российского Черноморского флота на начало Первой Мировой войны. smile
          1. +3
            9 сентября 2021 18:51
            но как броненосцы всё-таки вполне себе боеспособны со своими шестью орудиями главного калибра 280 мм. и отличной германской бронёй.

            Константин hi . бронебойные снаряды немецких броненосцев, исходя из концепции 90-х годов 19 века, представляли собой стальные литые болванки, предназначенные только для пробития брони. А так как бои предполагались на пистолетных дистанциях,то предполагалось что за счет большого количества попаданий и пробития брони враг может быть утоплен. И по данным боекомплект броненосцев типа "Бранденбург" состоял только лишь из бронебойных снарядов.Снаряды с начинкой из ВВ появились только на следующем типе "Кайзер". Т.е. по сути те несколько попаданий,в крейсер могли принести лишь минимальный ущерб. В купе с архаичной системой подачи боезапаса и низкой скорострельностью орудий рассчитывать на нанесение большого вреда грекам не приходилось. Проданные туркам "Вайсенбург" и "Курфюст Фридрих Вильгельм" были первыми немецкими броненосцами с крупповской броней. А так как корабли сильны не только броней, то она турок не спасла wink
            1. +2
              9 сентября 2021 20:00
              Спасибо, Андрей hi .
              А разработанные позже новые германские 280 мм. снаряды было невозможно использовать из старых орудий "Бранденбургов", или турки просто не закупили их по какой-то причине?
              Интересно, всё же.
              1. +5
                9 сентября 2021 22:33
                Фактически под каждое орудие разрабатывался снаряд исходя из ТТЗ. С течением времени орудия совершенствовались ,меняется баллистика, следовательно, боеприпасы . На "бранденбургах" стояли 28см MRK L/40 в концевых башнях и 28см MRK L/35 в средней. Следовательно скорости снаряда были 715м/c и 685 м/с соответственно. Масса снаряда 240 кг. Было 2 типа снарядов для этих орудий,-литой бронебойный без ВВ и осколочно-фугасный с 15.9 кг ВВ. Такие же орудия были у норвежцев на береговых батареях возле Осло(они,кстати,"Блюхер" потопили). Потому ОФС был разработан для них, потому что у "Бранденбургов" везде указаны только бронебойные в комплекте. А более поздние 45-тикалиберные орудия броненосцев типа "Брауншвейг" и "Дойчланд" имели и фугасные снаряды. Но если у более тяжелых(302кг) фугасных снарядов линкоров типа "Нассау" вес ВВ не превышал 2,88кг ВВ,то маловероятно,что бы снаряды с ОФС с 15.9 кгВВ предназначались для "Бранденбургов". Скорее всего эти снаряды были на вооружении норвежских береговых орудий и разрабатывались позже.
                Так что по моему мнению у турецких броненосцев на вооружении были литые бронебойные снаряды request С "Гебена" более тяжелые 302кг снаряды навряд ли дали бы...
                Могу ошибаться, но на данный момент знаю это hi
                1. +1
                  9 сентября 2021 22:36
                  Понятно, Андрей. Спасибо за ответ. hi
                2. 0
                  17 сентября 2021 00:26
                  Могу ошибаться, но...

                  Ошибаетесь
                  литой бронебойный без ВВ

                  с черним порохом (как у всех тогда) А в 12 году на Торгут Реис могли быть современние ББС и ФС (16кг)

                  ..у более тяжелых(302кг) фугасных снарядов линкоров типа "Нассау" вес ВВ не превышал 2,88кг ВВ

                  Запятую не там поставили?)) У бронебойних там 9кг тротила.
                  Но турецкие стреляли макс. раз в 2мин.
                  С "Гебена" более тяжелые 302кг снаряды навряд ли дали бы...

                  Какого Гебена в 12 году?
                  1. 0
                    17 сентября 2021 08:28
                    Цитата: anzar
                    Какого Гебена в 12 году?

                    Я имел ввиду уже время ПМВ.
                    Цитата: anzar
                    А в 12 году на Торгут Реис могли быть современние ББС и ФС (16кг)

                    Тут ключевые слова МОГЛИ БЫТЬ wink
                    "Могли быть" и "были" это совершенно разные вещи. Тем более у турок.
                    Современные на тот момент боеприпасы разрабатывались для современных на тот момент линкоров с более мощными орудиями. Дайте материал,подтверждающий, что на турецких броненосцах действительно на момент войны с греками в боекомплект входили хоть какие фугасные снаряды hi
                    1. 0
                      17 сентября 2021 10:01
                      Современные на тот момент боеприпасы разрабатывались для современных на тот момент линкоров с более мощными орудиями

                      Какие линкоры? Речь о 240кг для Брауншвайгах и Дойчландах.
                      Oрудия более ниской баллистики могут использовать новые снаряды. Обратное нельзя.
                      ...что на турецких броненосцах действительно на момент войны с греками в боекомплект входили хоть какие фугасные снаряды

                      Война не была только с греками)) Так, прежде чем сражаться с ним, Торгут Реис и Хайредин Барбароса очень много стреляли по болгарской армии, штурмовавшую Чаталджанскую позицию перед Стамбулом. Чем по вашему делали ето- болванками?))
                      1. 0
                        17 сентября 2021 12:59
                        Я с вами соглашусь. Просто в нынешнее время все требуют конкретных доказательств, а не допущений request Я руководствовался тем, что при вступлении в строй на броненосцах боекомплект составлял только бронебойные снаряды. Может со временем он менялся,но где это отображается? wink Не спорю, что ко времени продажи броненосцев туркам в 1910 году боекомплект составлял в том числе и фугасные снаряды.Но опять же в боекомплект линкора "Нассау"на момент вступления в строй в тех же 09-10гг составлял 75 снарядов на ствол ГК, из которых 60 полубронебойных и 15 бронебойных. Посмотрим,что это были за снаряды
                        Полубронебойный снаряд длиной 3,2 калибра (896 мм) с донным взрывателем имел разрывной заряд (2,88) кг (2%). Окраска: красный с чёрной головкой. Второй тип длиной 3 калибра (840 мм) представлял собой сплошной стальной снаряд (болванку) с бронебойным колпачком. Окраска: голубой с чёрной окантовкой.

                        На вооружении новейшего линкора были стальные болванки! Вопросы? hi
                        Дураку понятно,что по берегу никто не будет стрелять болванками,но опять же - практически безвредные попадания в "Аверофф" наводят на мысль, что стреляли турки вовсе не фугасами.
                        Так что ничья? wink
                      2. 0
                        17 сентября 2021 13:52
                        На вооружении новейшего линкора были стальные болванки! Вопросы?

                        Eст)) Откуда ваше... доказательство? Ест ли немецкоязычний источник для етого? Впрочем допускаю (но не верится) что могли быть и такие (зачем то). Линкор к стрельбы по берегу не готовили. Но в асортименте 283/45 были и фугасы, причем и с челным взрывателем.
                        А так- чем стреляли ФдТ и Молтке по англ. городам?
                        опять же - практически безвредные попадания в "Аверофф" наводят на мысль, что стреляли турки вовсе не фугасами.

                        Конечно- он хорошо (большая площадь) бронирован- фугасами ничего не сделаешь. Тут согласен. Вообще у медленно заряжаемых (надо ставить в ДП) барбетов турков не много шансов против греков. Впрочем и у них имелись такие (на Псарах)
                        Так что ничья?

                        Не проблем)) Так мы не соревнуемся, а уточняем что то hi
                      3. 0
                        17 сентября 2021 19:18
                        Откуда ваше... доказательство?


                        http://seawarpeace.ru/index.html
                        Там есть все ссылки в том числе и на немецкие источники. Поэтому предпосылок не доверять этому ресурсу у меня лично нету hi
            2. +3
              10 сентября 2021 06:50
              Пожалуй следует помянуть ещё, что на "Бранденбургах" не было вспомогательного калибра, а на нашем герое - очень даже был, что вкупе с существенно большей скорострельностью обеспечило весомый огневой перевес.
      3. +3
        9 сентября 2021 17:47
        Вячеслав hi , спасибо за интересную и красивую статью! smile
    2. +3
      9 сентября 2021 17:45
      Японцы свои броненосные крейсера ставили в линию тоже не от легкой жизни.

      Не помню, кто из историков как-то назвал броненосные крейсера того времени "Недоброненосцами", и страны, закупавшие их для своего флота, делали это просто от нехватки средств на настоящие эскадренные броненосцы. Так что в отношении "не лёгкой жизни" адмирала Того, Вы верно подметили. hi
  6. +7
    9 сентября 2021 06:27
    помотало корабль в долгой службе. достоин был сохранения
    1. +7
      9 сентября 2021 08:04
      Цитата: Грац
      помотало корабль в долгой службе. достоин был сохранения

      сколько их, достойных
      но, увы, сохраняются единицы
      1. 0
        9 сентября 2021 15:42
        Цитата: Наводлом
        но, увы, сохраняются единицы

        Ну не держать же целый музейный флот, в самом деле.
  7. +6
    9 сентября 2021 06:57
    Камрады, я в некотором недоумении : отсутствует "фирменный" эпиграф. А вдруг :"царь не настоящий" (с)?
    1. +2
      9 сентября 2021 13:25
      Про Авероф вот это, ИМХО, было бы уместно: "Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи".
      Ну а мы сделаем милый сердцу Калибра "кликбейт на сайте"
      1. +1
        9 сентября 2021 18:11
        А, ведь, хороший был бы эпиграф
  8. +3
    9 сентября 2021 07:20
    Из статьи:
    Корабль выставили на торги и продали Греции за очень даже приличную сумму в 25 миллионов драхм (около 300 000 фунтов стерлингов).
    И такой суммы, даже трети ее, чтобы заплатить аванс, в казне не нашлось, и тогда деньги внесло богатое греческое семейство – Авероф.
    А у нас таких семейств нету, пролетарии одне тока. crying Миллеров с Сечиными трогать не будем, это другое. lol
    1. +10
      9 сентября 2021 08:13
      А что, авианосец "Владимир Потанин", тяжелый атомный ракетный крейсер "Алишер Усманов".... Мне идея нравится))))
      1. +4
        9 сентября 2021 08:40
        Да хоть бы уж "чёрные дыры" проекта 636.3 с их именами, и то ладно было бы. laughing
      2. +4
        9 сентября 2021 09:07
        Это будет поводом для личных санкций
      3. +6
        9 сентября 2021 09:13
        Цитата: Trapper7
        авианосец "Владимир Потанин", тяжелый атомный ракетный крейсер "Алишер Усманов".... Мне идея нравится))))

        Давно пора выдвинуть эту идею нашим народным депутатам! А вот еще: Фрегат "Народный избранник", ракетный крейсер "Российская конституция", Ракетный катер "Думовец"...
        1. +11
          9 сентября 2021 10:20
          Цитата: kalibr
          Давно пора выдвинуть эту идею нашим народным депутатам! А вот еще: Фрегат "Народный избранник", ракетный крейсер "Российская конституция", Ракетный катер "Думовец"...

          Сейчас придёт бабушка Татра и переименует весь Ваш флот во Враги коммунистов. laughing
        2. +3
          9 сентября 2021 10:50
          А вот еще:

          Судно - сборщик сточно-фекальных вод "Поправки конституции".
          1. +2
            9 сентября 2021 11:16
            Цитата: Undecim
            Судно - сборщик сточно-фекальных вод "Поправки конституции".

            Поплавки конституции.
          2. +1
            9 сентября 2021 16:54
            Пополню эту могучую эскадру буксиром ледового класса "Всенородное голосование" и минзагом "Элла Памфилова".
          3. +2
            9 сентября 2021 17:03
            Судно - сборщик сточно-фекальных вод "Поправки конституции".

            Явный победитель местного конкурса на названия кораблей в честь оплативших постройку. laughing
        3. +2
          9 сентября 2021 11:02
          В. О, из вредности. Первым эту идею выдвинул Роман Скоморохов. Так что вдвоём будите отстаивать проектэ
          Вот только сумливаюсь, чтоб депутаты захотели поддержать вас.
          Если верить опросу :"Фонда Общественного мнения" (данные :осень 2020)
          ЕР и КПРФ практически сравнялись в рейтинге, ЕР даже на 2%впереди, 67% опрошенных готовы поддержать другую партию.
          Возможно, новая партия поддержит, а прежние..... Шутить
          ИЗВОЛИТЕ
      4. 0
        10 сентября 2021 21:50
        Цитата: Trapper7
        авианосец "Владимир Потанин", тяжелый атомный ракетный крейсер "Алишер Усманов".

        А знаете, если бы эти ребятишки бабками скинулись, для постройки или покупки соответствующих кораблей, я бы даже не особо возражал...
    2. +7
      9 сентября 2021 09:01
      "внесло богатое греческое семейство Авероф" вообще-то в РИФ был эсминец:"эмир Бухарский".
      Когда после Цусимы начали восстановить флот и столкнулись с нехваткой денег. У казны оказались "дырявые карманы" и тогда на помощь пришла общественность : одним из самых крупных жертвователей был эмир Бухары
      1. +4
        9 сентября 2021 11:38
        Цитата: vladcub
        Когда после Цусимы начали восстановить флот и столкнулись с нехваткой денег. У казны оказались "дырявые карманы" и тогда на помощь пришла общественность : одним из самых крупных жертвователей был эмир Бухары

        Насколько я помню Эмир пожертвовал «обществу» один миллион рублей. На деньги особого комитета поддержки и восстановления флота (с названием организации мог наврать) по подписке было собранно несколько десятков миллионов рублей! На которые строили эсминцы, подводные лодки и др. К слову знаменитый Новик так же выходец из этой программы!

        Эмир Бухарского Эмирата Абдул-Ахад-хан
        В официально формулировке наименования эсминца написано «за вклад Эмира Бухарского Эмирата Абдул-Ахад-хана и народов Средней Азии.
        1. +1
          9 сентября 2021 18:14
          Тёзка, приветствую. Спасибо за дополнение.
          Про Новика я помню
      2. +4
        9 сентября 2021 12:55
        Так обратим же почин РИ в традицию РФ! wink
        От "Эмира Бухарского" к Алишеру Бурхановичу! drinks
        Не атомный ракетный крейсер пока что, конечно... lol
        1. +2
          9 сентября 2021 18:15
          Было бы хорошо, но его только на яйца Фаберже хватило
          1. +1
            9 сентября 2021 18:50
            Есть предложение считать яйца началом долгой, плодотворной деятельности. laughing
  9. +7
    9 сентября 2021 08:04
    Пишут, что господин Авероф был не просто богатым греком. Он был судовладельцем (этакий Онассис начала 19 века) и завещал потратить часть своих средств на боевой корабль для Греции при условии , что этот корабль будет назван в его честь!!!
    Указывают, что тратил много средств на постройку школ в Греции и Египте.
  10. +7
    9 сентября 2021 08:09
    Рабочее место судовых кашеваров



  11. +3
    9 сентября 2021 08:56
    ...у нас – целый флот из боевых кораблей, подводных лодок и гидрографических судов, а не только одна лишь всем известная «Аврора».
    Это настолько тонко, что просто прекрасно!
  12. +13
    9 сентября 2021 08:59
    Не часто такое в истории флота бывало, но вот бывало, как видите. Много заплатил – и твоим именем назвали боевой корабль!


    И человек давший на него деньги
  13. +1
    9 сентября 2021 09:00
    он вошел в состав союзной эскадры и начал действовать на Средиземном море. После ее капитуляции «Авероф» вошел в Босфор и бросил якорь прямо ввиду Константинополя....
    Спустя год вспыхнула греко-турецкая война 1919–1922

    А между этими событиями был т.н. Украинский поход, в котором Аверов тоже поучаствовал. Вроде бы, именно на его борту в Ялте Дыбенко обсуждал с Какулидисом вопрос крымских греков (если верить извещению Ревкома Ялты). Хотя непонятно - имея свой флаг на линкоре Килкис, зачем командующему проводить переговоры на борту корабля рангом ниже?
  14. +3
    9 сентября 2021 09:21
    Насчет нашей "Авроры". Рад, что будучи школьником попал на крейсер, а не нонешний новодел.
  15. +2
    9 сентября 2021 10:08
    Некоторые суданские историки обвиняют Г.Аверова в участии в нильской работорговле. Надеюсь, вся эта BLM-паранойя со сносом памятников, переименованиями и вставанием на колени не докатится ло корабля.
  16. +4
    9 сентября 2021 12:00
    Носовая башня ГК и кусок ее брони

  17. +3
    9 сентября 2021 12:01
    Броня внутри
  18. +4
    9 сентября 2021 12:10
    Немного быта на капиталистическом Авероф (кому гамак, а кому кровать - где равенство? и братство? crying )




  19. +2
    9 сентября 2021 12:13
    В общем капитализм и его пороки, ковры и посуда, так что сами знаете кого на них нет!




  20. +7
    9 сентября 2021 12:25
    На итальянских кораблях стояли свои собственные 254-мм итальянские орудия, но греки предпочли вооружить его более надежными 234-мм английскими пушками «Армстронг Уитворт»

    Увы, но нет. Cannone da 254/45 V Modello 1906 - это итальянское обозначение поставленных в Италию британских морских орудий Vickers 10-inch 45-calibre naval gun. Ими были вооружены Pisa и Amalfi. Georgios Averof был вооружен британскими BL 9.2-inch Mk IX naval gun производства Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd.
    Хотя это чистая случайность. Эти орудия производили и Vickers, и Beardmores.
  21. +3
    9 сентября 2021 12:27
    "...и еще один корабль-музей греческих ВМФ – эсминец «Велос»" - ну про Велос хорошо бы две статьи увидеть! Во-первых, потому что Велос - это бывший Шаррет, корабль славный! Вот только Велос пишется покороче, чем Шаррет.
  22. +2
    9 сентября 2021 12:32
    А во-вторых Велос, когда у правителей Греции совсем кукуха отъехала (такое бывает...) свалил в Италию. Вот, капиталистические нравы! Нет чтобы в Норвегию валить..


  23. +5
    9 сентября 2021 12:35
    Вячеслав Олегович, приветствую!
    Прочитал на одном дыхании, аж в Грецию захотелось... или в СПб.
    Спасибо hi
    1. +1
      10 сентября 2021 14:53
      Цитата: Эдуард Ващенко
      аж в Грецию захотелось...

      Проблема!
      или в СПб

      Не проблема! drinks
  24. 0
    9 сентября 2021 12:38
    Все это на Велосе, конечно, от капитализма случилось и его, капитализма, разлагающего действия на "пол-мор-сотст-лич-сост". Хочешь - таблетки ешь, хочешь еду ешь, хочешь - стирайся и гладь. И строем, небось не ходили и песни не учили.


  25. -1
    9 сентября 2021 12:51
    Сейчас, конечно, капиталисты спохватились и на Велосе начали что-то делать, пугаясь сами знаете кого и догоняя кое-как, по данным журнала Нешнл Интерес. Тренажеры поставили для артиллеристов, торпедный аппарат покрасили красиво, даже башню пятидюймовки к занятием подготовили...
    А личного состава нет!
    А личный состав на берегу по капиталистическим барам да дискотекам разлагается!!!
    И нет чтобы кино про войну... на заднем ряду... посмотреть, так сказать!!!!
    Скачут, все скачут и одно на уме и музыка ДУМ ДУМ ДУМ!!!!




  26. 0
    9 сентября 2021 13:00
    В общем, наглядно, так сказать, все недостатки капитализма видны на лицо, так сказать.





    А чтобы они, так сказать, были еще лучше видны, ждем статью уважаемого Kalibra о военно-морском музее в Пирее (благо он рядом), где капиталисты даже, прямо скажем, пулемет с рожком сверху, так сказать даже не привязали и дырок в нем не насверлили!
    Бери у уходи, так сказать!!
    И никого из личного состава нет, все разлагаются!!!
    wink
    1. +2
      9 сентября 2021 13:55
      Вы лично проверяли работоспособность "метателя пуль"?
      1. 0
        9 сентября 2021 13:58
        Увы... в башне 127мм хоть там и есть снаряд-болванка, но заряд - не настоящий... со своим приходить надо было... request
        sad а кто же знал?
      2. +2
        9 сентября 2021 13:59
        А в музее тоже работоспособность пулемета не проверишь - калибры не наши...
        sad никто не предупредил, хоть бы табличку повесили!
        1. +2
          9 сентября 2021 14:45
          Если вы так "красочно костерите" капиталистов по поводу пулёмёта - значит проверили его комплектность и целостность всех его частей. Но из-за отсутсвия подходящих боеприпасов в личном хозяйстве не стали "брать для личных нужд"!
          1. +1
            9 сентября 2021 14:52
            И калибр не тот, и перевес багажа бы был...
            И вообще Афины - это на какой-то Новый год было, может быть поэтому весь народ дела побросал и поэтому никого нигде не было?
            Там на НГ тепло...
            1. +1
              9 сентября 2021 14:59
              На НГ должен быть мороз, снег и ёлка с сосной. Мандарины и оливье!
              1. +2
                9 сентября 2021 15:07
                Все было продумано:
                1. Мандарины были на ветках, растут как у нас на улицах для красоты.
                2. Сосны там отличные, пахучие.
                3. Снег и мороз заменяется льдом в ведерках, в который ставятся бутылки с местным белым.
                4. Топвар замечательно под это все заходил, а греки вокруг очень дружелюбные. Для чистоты эксперимента - попробуйте в музее ВМФ РФ опробовать экспонат на предмет функционирования его частей.
                5. Оливье да, признаю ...не подготовился... но потом, на Родине, компенсировал ошибку.
                6. Немного смущали мужчины в юбках... Европа, знаете ли, нравы ... и все в юбках и с оружием...
                1. +2
                  9 сентября 2021 15:35
                  В юбках ... и с помпонами на деревянных башмаках?
                  Значит им снизу не дует!
                  А я экспонаты руками не трогаю!
                  Пусть доживут до следующих поколений!
                  1. +2
                    9 сентября 2021 16:00
                    Они самые, с помпонами... Иногда колоннами, как на параде ходят...


                    feel
                    1. +1
                      9 сентября 2021 18:16
                      Это Ваши личные фото?
                      1. +3
                        9 сентября 2021 18:29
                        hi
                        Да, Вячеслав Олегович. Они немного сжаты, так как на форум большие фото не грузятся. Если надо, вы можете использовать их любым удобным вам способом.
                        А если вы будете писать статьи о музее ВМФ в Мадриде, или военном музее в Стамбуле (об этих 2 музеях никто никогда не писал, ИМХО), то можно несколько десятков моих хороших фотографий найти. smile
                  2. +3
                    9 сентября 2021 16:09
                    Цитата: hohol95
                    А я экспонаты руками не трогаю!
                    Пусть доживут до следующих поколений!

                    Видите ли, у меня легкое омерзение вызывает: пропиливание стволов музейных орудий, заваривание частей затворов или их демонтаж, сверление дыр в огнестрельном оружии. Это можно видеть у нас, к сожалению. Как клинковое оружие еще не ломают - непонятно.
                    А касание рук к вещам, которые должны "стойко переносить тяготы и лишения", вреда не наносят от слова "совсем".
                    1. +1
                      9 сентября 2021 16:21
                      Я не знаком с правилами выставки огнестрельно оружия и орудий в музеях.
                      Возможно это прописано в специальных внутриведомственных документах.
  27. -7
    9 сентября 2021 18:50
    "затворы орудий главного калибра..!!!!!!!!! А у винтовок значит замки.?Браво.Шпаковский.
    1. +5
      9 сентября 2021 20:42
      Не надо цепляться к мелочам, это глупое и малопочетное занятие. Свойственное женщинам, не мужчинам. А кроме того, прежде чем цепляться - суньте нос в Википедию и прочитайте:
      "Орудийный затвор. Часть артиллерийского орудия, предназначенный для надежного запирания канала ствола при выстреле и отпирания его после выстрела. Состоит из запирающей детали, воспринимающей силу давления пороховых газов, и привода затвора, перемещающего запирающую деталь". Так вот как раз замок - это запирающая деталь! Доступно объяснил?
  28. 0
    22 октября 2021 11:35
    Молодцы греки!
    И пароход замечательный, все таки итальянцы делали отличные корабли