Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа «ленинец». Проект 667-А «Навага» (Yankee-I class)

17
В 1958 г. в ЦКБ-18 (сегодня ЦКБ МТ «Рубин») начались разработка атомного ракетоносца второго поколения 667-го проекта (руководитель – главный конструктор Кассациера А.С.). Предполагалось, что лодка будет оснащена комплексом Д-4 с Р-21 – баллистические ракеты подводного старта. Альтернативным вариантом было оснащение субмарины комплексом Д-6 (проект «Нейлон», изделие «Р») с твердотопливными ракетами, которые разрабатывались ленинградским конструкторским бюро «Арсенал» с 1958 года. Подводная лодка по первоначальному проекту 667 должна была нести 8 ракет комплекса Д-4 (Д-6), которые размещены в поворотных ПУ СМ-95, разработанных ЦКБ-34. Сдвоенные пусковые установки располагались вне прочного корпуса субмарины, по его бокам. Перед пуском ракет ПУ устанавливались вертикально, поворачивались на 90 градусов. Разработку эскизного и тех. проектов подводного ракетоносца завершили в 1960 г. Но практическая реализация разработки затруднялась в связи с высокой сложностью поворотных устройств пусковой установки, которая должна была работать при движении подлодки в подводном положении.

В 1961 г. приступили к разработке новой компоновки, при которой ракеты Д-4 (Д-6) должны были располагаться в вертикальных шахтах. Но вскоре эти комплексы получили хорошую альтернативу – одноступенчатую малогабаритную жидкостную баллистическую ракету Р-27, работы по которой под руководством Макеева В.П. начали в СКБ-385 в инициативном порядке. В конце 1961 г. предварительные результаты исследований доложили руководству страны и командованию военно-морского флота. Тема была поддержана, и 24 апреля 1962 года было подписано правительственное постановление о разработке комплекса Д-5 с ракетами Р-27. Благодаря некоторым оригинальным техническим решениям новую баллистическую ракету удалось «втиснуть» в шахту, которая по объёму меньше шахты Р-21 в 2,5 раза. При этом ракета Р-27 имела дальность пуска на 1180 километров большую, чем у ее предшественницы. Также революционным новшеством стала и разработка технологии заправки ракетных баков компонентами топлива с последующей их ампулизацией на заводе-изготовителе.

В результате переориентации 667-го проекта на новый ракетный комплекс возникла возможность разместить в прочном корпусе подлодки 16 ракетных шахт в два ряда вертикально (как это было сделано американской атомной подлодке с баллистическими ракетами типа «Джордж Вашингтон»). Впрочем, шестнадцати ракетный боекомплект обуславливался не стремлением к плагиату, а тем, что длина стапелей, предназначавшихся для строительства подводных лодок, оптимальным образом подходила для корпуса с шестнадцатью шахтами Д-5. Главный конструктор усовершенствованной атомной подлодки с БР проекта 667-А (был присвоен шифр «Навага») – Ковалев С.Н. – создатель практически всех советских стратегических ракетных атомных подлодок, главный наблюдающий от военно-морского флота – капитан первого ранга Фадеев М.С.

При создании подлодки проекта 667-А большое внимание уделялось гидродинамическому совершенству субмарины. К разработке формы судна привлекались специалисты научных отраслевых центров и гидродинамики центрального аэрогидродинамического института. Увеличение ракетного боекомплекта требовало решения ряда задач. В первую очередь нужно было резко повысить скорость стрельбы, для того чтобы успеть произвести ракетный залп и покинуть район запуска до того, как противолодочные силы противника прибудут в него. Это обусловливало проведение предстартовой одновременной подготовки ракет, которые набраны в залп. Задачу можно решить только за счет автоматизации предпусковых операций. Для судов проекта 667-А в соответствии с данными требованиями под руководством главного конструктора Бельского Р.Р. были развернуты работы по созданию первой советской информационно-управляющей автоматизированной системы «Туча». Впервые данные для ведения огня должны были вырабатываться спец. ЭВМ. Навигационное оснащение подводной лодки должно было обеспечивать уверенные плавание и запуск ракет в районах полюсов.

АПЛ проекта 667-А, как и подлодки первого поколения, являлась двухкорпусной (запас плавучести составлял 29%). Носовая оконечность судна имела овальную форму. В корме субмарина была веретенообразной формы. На ограждении рубки располагались передние горизонтальные рули. Такое решение, которое было заимствовано у американских атомных подлодок, создавало возможность бездифферентного перехода при малых скоростях на большую глубину, а также упрощало удержание субмарины при ракетном залпе на заданной глубине. Кормовое оперение – крестообразное.

У прочного корпуса с наружными шпангоутами имелась цилиндрическое сечение и относительно большой диаметр, который достигал 9,4 метров. В основном прочный корпус изготавливался из стали АК-29 с толщиной 40 миллиметров и разделялся на 10 отсеков водонепроницаемыми переборками которые выдерживали давление 10 кгс/кв.см:
первый отсек – торпедный;
второй отсек – жилой (с каютами офицеров) и аккумуляторный;
третий отсек – центральный пост и пульт главной энергоустановки;
четвертый и пятый отсеки – ракетные;
шестой отсек – дизель-генераторный;
седьмой отсек – реакторный;
восьмой отсек – турбинный;
девятый отсек – турбинный;
десятый отсек служил для размещения электродвигателей.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа «ленинец». Проект 667-А «Навага» (Yankee-I class)




Шпангоуты прочного корпуса выполнялись из сварных симметричных тавровых профилей. Для межотсечных переборок использовалась 12 миллиметровая сталь АК-29. Для легкого корпуса использована сталь ЮЗ.

На подлодке устанавливалось мощное размагничивающее устройство, которое обеспечивало стабильность магнитного поля. Также, принимались меры направленные на снижение магнитного поля легкого корпуса, прочных наружных цистерн, выступающих частей, рулей и ограждения выдвижных устройств. Для снижения электрического поля подлодки впервые применили систему активной компенсации поля, которое создавалось гальванической парой «винт-корпус».

Главная энергоустановка номинальной мощностью 52 тыс. л. с. включала пару автономных блоков правого и левого бортов. В состав каждого блока входили водоводяной реактор ВМ-2-4 (мощностью 89,2 мВт), паротурбинная установка ОК-700 с турбозубчатым агрегатом ТЗА-635, турбогенератор с автономным приводом. Кроме того имелась вспомогательная энергоустановка, которая служит для расхолаживания и пуска главной энергоустановки, снабжающая подлодку электроэнергией при авариях и обеспечивающая, при необходимости, движение судна в надводном положении. В состав вспомогательной энергоустановки входили два дизельных генератора постоянного тока ДГ-460, две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (в каждой по 112 эл. 48-СМ) а также два реверсивных гребных электродвигателя «подкрадывания» ПГ-153 (мощность каждого 225 кВт). В день принятия головной ПЛАРБ проекта 667-А на вооружение (на борту судна среди прочих присутствовал главный конструктор проекта) на максимальных оборотах достигли скорости 28,3 узлов, что на 3,3 узла превышало заданную скорость. Таким образом, новый ракетоносец по своим динамическим характеристикам фактически сравнялся с основными потенциальными противниками в «подводных дуэлях» – противолодочными атомоходами типа «Стёрджен» и «Трешер» (30 узлов) ВМС США.

Два гребных винта по сравнению с атомными подлодками предыдущего поколения имели пониженный уровень шумности. Чтобы снизить гидроакустическую заметность фундаменты под главными и вспомогательными механизмами покрывались вибродемпфирующей резиной. Звукоизолирующей резиной был облицован прочный корпус подлодки, а легкий корпус был покрыт нерезонансным противогидролокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием.

На подлодке проекта 667-А впервые применили электроэнергетическую систему переменного тока напряжением 380В, которая питалась лишь от автономных электрогенераторов. Таким образом, повышалась надежность электроэнергетической системы, увеличивалась продолжительность работы без обслуживания и ремонта, а также позволяло трансформировать напряжение для обеспечения разных потребителей субмарины.

Подводный крейсер был оснащен боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Туча». «Туча» стала первой советской многоцелевой автоматизированной корабельной системой, обеспечивающей применение торпедного и ракетного оружия. Кроме того, данная БИУС собирала и обрабатывала информацию об окружающей обстановке и решала навигационные задачи. Чтобы предотвратить провал на большую глубину, способный привести к катастрофе (по мнению специалистов это послужило причиной гибели атомной подлодки «Трешер» ВМС США) на ПЛАРБ проекта 667-А впервые реализовали комплексную систему автоматизированного управления, обеспечивающую программное управление судном по глубине и курсу, а также стабилизацию по глубине без хода.

Основным информационным средством субмарины в подводном положении был ГАК «Керчь», который служил для освещения подводной обстановки, выдачи при торпедной стрельбе данных целеуказания, поиска мин, обнаружения гидроакустических сигналов и связи. Станция была разработана под руководством главного конструктора Магида М.М. и работала в режимах шумо- и эхопеленгования. Дальность обнаружения от 1 до 20 тыс. м.

Средства связи – ультракоротковолновые, коротковолновые и средневолновые радиостанции. Лодки были оснащены выпускной всплывающей СДВ-антенной буйкового типа «Параван», которая позволяла принимать сигналы спутниковой навигационной системы и целеуказания, на глубинах менее 50 метров. Важным новшеством стало применение (на подлодках впервые в мире) аппаратуры ЗАС (засекречивания связи). При использовании данной системы обеспечивалось автоматическое шифрование сообщений, которые передавались по линии «Интеграл». Радиоэлектронное вооружение состояло из ответчика РЛС «свой-чужой» «Хром-КМ» (на подводной лодке установленный впервые), поисковой РЛС «Залив-П» и РЛС «Альбатрос».

Основное вооружение атомной подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-А состояло из 16 жидкостных одноступнчатых баллистических ракет Р-27 (инд. ГРАУ 4К10, западное обозначение – SS-N-6 «Serb», по договору ОСВ – РСМ-25) с максимальной дальностью 2,5 тыс. км, установленных в два ряда в вертикальных шахтах за ограждениями рубки. Стартовая масса ракеты – 14,2 тыс. кг, диаметр – 1500 мм длина – 9650 мм. Масса головной части – 650 кг, круговое вероятное отклонение – 1,3 тыс. м, мощность 1 Мт. Ракетные шахты диаметром 1700 мм, высотой 10100 мм, выполненные равнопрочными с корпусом подлодки, располагались в пятом и четвертом отсеках. Для предотвращения аварий в случае поступления в шахту компонентов жидкого топлива при разгерметизации ракеты были установлены автоматизированные системы газового анализа, орошения и поддержания в заданных параметрах микроклимата.

Пуск ракет осуществлялся из затопленных шахт, исключительно в подводном положении подлодки, при волнении моря менее 5 баллов. Первоначально запуск производился четырьмя последовательными четырехракетными залпами. Интервал между запусками в залпе равнялся 8 секундам: расчеты показывали, что подлодка по мере отстрела ракет должна постепенно всплывать, а после старта последней, четвертой, ракеты – выходить из «коридора» стартовых глубин. После каждого залпа необходимо было около трех минуты для того, чтобы вернуть подлодку на исходную глубину. Между вторым и третьим залпом нужно было 20-35 минут для перекачки в ракетные шахты воды из цистерн кольцевого зазора. Данное время также использовалось для дифферентовки субмарины. Но реальные стрельбы выявили возможность проведения первого восьмиракетного залпа. Такой залп впервые в мире выполнили 19 декабря 1969 года. Величина сектора обстрела субмарины проекта 667-А равнялась 20 градусам, широта точки старта должна была быть менее 85 градусов.

Торпедное вооружение – четыре носовых 533-миллиметровых торпедных аппарата, обеспечивающих максимальную глубину осуществления стрельбы до 100 метров, два носовых торпедных аппарата калибра 400 мм с предельной глубиной ведения огня 250 метров. Торпедные аппараты имели системы электродистанционного управления и быстрого заряжания.

Субмарины проекта 667-А были первыми ракетоносцами, которые получили на вооружение ПЗРК (переносной зенитной ракетный комплекс) типа «Стрела-2М», который предназначен для обороны всплывшего судна от вертолетов и низколетящих самолетов.

В проекте 667-А значительное внимание уделили вопросам обитаемости. Каждый отсек была оснащен автономной системой кондиционирования воздуха. Кроме этого реализовали ряд мер для снижения акустического шума в жилых помещениях и на боевых постах. Личный состав субмарины размещался в маломестных кубриках или каютах. На судне была организована офицерская кают-компания. Впервые на подлодке предусматривалась столовая для старшинского состава, быстро трансформирующаяся в кинозал или спортзал. В жилых помещениях все коммуникации убирались под съемные спец. панели. В целом внутренний дизайн субмарины соответствовал требованиям того времени.



Новые ракетоносцы на флоте стали именоваться РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения), что подчеркивало отличие данных субмарин от ПЛАРБ 658-го проекта. Своей мощью и размерами лодки производили на моряков огромное впечатление, поскольку раньше они имели дело только с «дизелюхами» или значительно «менее солидными» субмаринами первого поколения. Несомненным достоинством новых кораблей по сравнению с судами 658-го проекта, по мнению моряков, был высокий уровень комфорта: «индустриальные» пестрые интерьеры с переплетением трубопроводов и разноцветных жгутов уступили место продуманному дизайну светло-серых тонов. Лампы накаливания были заменены люминесцентными светильниками «входящими в моду».

За внешнее сходство с американскими атомными подлодками с баллистическими ракетами «George Washington» новые ракетоносцы на флоте окрестили «Ваньками Вашингтонами». В НАТО и США им присвоили название Yankee class.

Модификации проекта 667-А.

Первые четыре атомные подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-А оснащались разработанным в 1960 г. под руководством Маслевского В.И. всеширотным навигационным комплексом «Сигма». С 1972 г. на субмарины начал устанавливаться навигационный комплекс «Тобол» (Кищенков О.В. – главный конструктор), состоящий из инерциальной навигационной системы (впервые в Советском Союзе), абсолютный гидроакустический лаг, который измерял скорость судна относительно морского дна, и система обработки информации, построенная на цифровой ЭВМ. Комплексом обеспечивалось уверенное плавание в арктических водах и возможность произведения ракетного пуска на широтах вплоть до 85 градусов. Аппаратурой определялся и сохранялся курс, осуществлялось измерение скорости подлодки относительно воды, производилось счисление географических координат с выдачей необходимых данных в корабельные системы судна. На субмаринах последней постройки навигационный комплекс дополнили «Циклоном» – космической навигационной системой.

На подводных лодках поздней постройки имелись автоматизированные комплексы радиосвязи «Молния» (1970 год) или «Молния-Л» (1974 год), руководитель данных разработок – главный конструктор Леонова А.А. Комплексы состояли из автоматизированного радиоприемного устройства «Базальт» (обеспечивало прием по одному каналу СДВ и нескольким KB каналам) и радиопередающего устройства «Скумбрия» (позволяло осуществлять скрытую авто. настройку на любую из частот рабочего диапазона).

Поступление на вооружение американских ВМС усовершенствованных ракет «Поларис» А-3 (максимальная дальность стрельбы 4,6 тыс. км) и развертывание в 1966 году программы создания баллистической ракеты «Посейдон» С-3, имеющей более высокие характеристики, потребовали ответных мер по увеличению потенциала советских атомных подлодок с баллистическими ракетами. Основным направлением работ стало оснащения подлодок более совершенными ракетами с повышенной дальностью стрельбы. Разработкой ракетного комплекса для модернизированных подлодок проекта 667-А занялось конструкторское бюро «Арсенал» (проект «5МТ»). Данные работы привели к созданию комплекса Д-11 с баллистическими твердотопливными ракетам подлодок Р-31. Комплекс Д-11 был установлен на К-140 – единственная ПЛАРБ проекта 667-АМ (переоборудование проводилось в 1971-1976 годах). На Западе данной лодке присвоили обозначение Yankee II class.

Параллельно в КБМ разрабатывался модернизированный комплекс Д-5У под ракеты Р-27У, обладающие дальностью до 3 тыс. км. 10 июня 1971 года вышло правительственное постановление, которым предусматривалась модернизация ракетного комплекса Д-5. Первые опытные пуски с подлодки начались в 1972 г. Комплекс Д-5У 04.01.1974 приняли на вооружение военно-морского флота. Новая ракета Р-27У (на Западе проходила под обозначением SS-N-6 Моd2/3) кроме увеличенной дальности имела обычную моноблочную головную часть или усовершенствованную головную часть «рассеивающего» типа, имеющую три боевых блока (мощность каждого 200 Кт) без системы индивидуального наведения. 31-я дивизия в конце 1972 г. получила подлодку К-245 – первая субмарина проекта 667-АУ – с ракетным комплексом Д-5У. В период с сентября 1972 г. по август 1973 г. провели испытания Р-27У. Все 16 запусков с борта подлодки К-245 прошли удачно. При этом последние два пуска произвели в конце боевой службы из района боевого патрулирования (на этой же субмарине испытывался навигационный комплекс «Тобол» с инерциальной навигационной системой, а в конце 1972 года для проверки возможностей комплекса подлодка выполнила поход в район экватора). В период с 1972 по 1983 годы флот получил еще 8 РПКСН (К-219, К-228, К-241, К-430, К-436, К-444, К-446 и К-451), достроенных или модернизированных по проекту 667-АУ («Налим»).

К-411 стала первой атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами проекта 667-А, выведенной из состава стратегических ядерных сил в результате американо-советских договоренностей в области сокращения вооружений. У этой сравнительно «молодой» подлодки в январе-апреле 1978 года были «ампутированы» ракетные отсеки (впоследствии утилизированы), а сам ракетный подводный крейсер по проекту 09774 переоборудовали в атомную подлодку спецназначения – носитель сверхмалой подводной лодки и боевых пловцов.

ПЛАРБ пр.667-А. Снимок с вертолета ВМФ СССР

ПЛАРБ пр.667-А



В лодку специального назначения по проекту 667-АК («Аксон-1»), а позднее по проекту 09780 («Аксон-2») трансформировали ракетоносец К-403. В опытном порядке на данную подлодку установили спец. аппаратуру и мощный ГАК с буксируемой протяженной антенной в обтекателе на хвостовом оперении.

В 1981-82 годах РПКСН К-420 модернизировали по проекту 667-М («Андромеда») для испытаний высокоскоростных стратегических КР «Гром» («Метеорит-М») разработанной ОКБ-52. Испытания 1989 года закончились неудачей, поэтому программа была свернута.

Еще пять судов проекта 667-А должны были переоборудоваться по проекту 667-АТ («Груша») в большие торпедные атомные подлодки-носители дозвуковых малогабаритных СКР «Гранат», путем добавления дополнительного отсека имеющего бортовые торпедные аппараты. По этому проекту в 1982-91 годах переоборудовали четыре подлодки. Из них в строю до настоящего времени осталась только атомная подлодка К-395.

Программа строительства.

Строительство подводных лодок по проекту 667-А началось в конце 1964 г. в Северодвинске и велось быстрыми темпами. К-137 – первый РПКСН заложили на Северном машиностроительном заводе (ССЗ №402) 09.11.1964. Спуск на воду, а точнее, заполнение дока водой, состоялся 28.08.1966. На К-137 в 14 часов 1 сентября подняли военно-морской флаг. Тогда же начались сдаточные испытания. К-137 05.11.1967 вступила в строй. Новый ракетоносец под командованием капитана первого ранга Березовского В.Л. 11 декабря прибыл в состав тридцать первой дивизии, базировавшейся в бухте Ягельная. Субмарина 24 ноября была передана в девятнадцатую дивизию, став первым кораблем данной дивизии. 13.03.1968 на вооружение военно-морского флота приняли ракетный комплекс Д-5 с ракетами Р-27.

Северный флот быстро пополнялся «северодвинскими» ракетоносцами второго поколения. К-140 – вторая лодка серии – вступила в строй 30.12.1967. За ней последовало еще 22 РПКСН. Несколько позже началось строительство подлодок проекта 667-А в Комсомольске-на-Амуре. К-399 – первый «дальневосточный» атомоход – вступил в состав тихоокеанского флота 24.12.1969. В дальнейшем в составе данного флота насчитывалось 10 РПКСН данного проекта. Последние северодвинские подлодки достраивались по усовершенствованному проекту 667-АУ с ракетными комплексами Д-5У. Вся серия субмарин проектов 667-А и 667-АУ, построенная в период с 1967 года по 1974 год, составила 34 судна.

Статус на 2005 год.

В составе Северного флота корабли проекта 667-А входили в состав девятнадцатой и тридцать первой дивизий. Служба новых атомных подлодок началась не очень гладко: сказывались естественные для настолько сложного комплекса многочисленные «детские болезни». Так, например, во время первого выхода К-140 – второго корабля серии – на боевую службу реактор левого борта вышел из строя. Однако крейсер под командованием капитана первого ранга Матвеева А.П. успешно завершил 47-суточный поход, часть которого прошла подо льдами Гренландии. Также имели место другие неприятности. Однако постепенно, по мере освоения техники личным составом и ее «доводки», надежность субмарин значительно возросла, и они смогли реализовать свои возможности, уникальные для того времени.



К-140 осенью 1969 г. впервые в мире осуществила восьмиракетный залп. Два ракетоносца тридцать первой дивизии – К-253 и К-395 – приняли в апреле-мае 1970 года участие в самых крупных военно-морских маневрах «Океан». Во время них также производились ракетные пуски.

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами К-408 под командованием капитана первого ранга Привалова В.В. в период с 8 января по 19 марта 1971 года осуществила сложнейший переход с СФ на ТОФ без всплытия в надводное положение. 3-9 марта во время похода субмарина выполнила боевое патрулирование у американских берегов. Поход возглавлял контр-адмирал Чернавин В.Н.

31 августа ракетоносец К-411 под командованием капитана первого ранга Соболевского С.Е., (старший на борту контр-адмирал Неволин Г.Л.), впервые оснащенный опытной спец. аппаратурой обнаружения разводов во льду и полыней, достиг района Северного полюса. Субмарина в течение нескольких часов маневрировала в поисках полыньи, но ни одна из двух обнаруженных не была пригодной для всплытия. Поэтому подлодка вернулась к кромке льдов, чтобы встретится с ледоколом ожидавшим ее. Доклад о выполнении поставленной задачи из-за плохой проходимости радиосигнала удалось передать в Генштаб только через самолет Ту-95РЦ барражирующий над точкой всплытия (при возвращении данный самолет разбился во время посадки на аэродром Кипелово из-за густого тумана; экипаж самолета – 12 человек – погиб). К-415 в 1972 г. выполнила успешный переход подо льдами Арктики на Камчатку.

Первоначально РПКСН, как и суда 658-го проекта, несли боевое дежурство около восточного побережья Северной Америки. Однако это делало их более уязвимыми для набирающих силу американских противолодочных средств, которые включали ГАС подводного наблюдения, специализированные атомные подлодки, надводные корабли, а также вертолеты и самолеты берегового и корабельного базирования. Постепенно, с увеличением численности субмарин проекта 667, началось их патрулирование около тихоокеанского побережья Соединенных Штотов.

31-я дивизия в конце 1972 г. получила подводную лодку К-245 – первую субмарину проекта 667-АУ, с ракетным комплексом Д-5У. В сентябре 1972 – августе 1973 года во время отработки комплекса испытывалась ракета Р-27У. 16 пусков произведенных с борта подлодки К-245 прошли удачно. При этом последние два запуска произвели в конце боевой службы из района боевого патрулирования. Также на К-245 испытывался навигационный комплекс «Тобол» имеющий инерциальную систему. В конце 1972 года для проверки возможностей комплекса субмарина совершила поход в экваториальный район.

К-444 (проект 667-АУ) в 1974 году осуществила ракетные стрельбы без всплытия на перископную глубину и из неподвижного положения, при использовании стабилизатора глубины.

Высокая активность американских и советских флотов во время «холодной войны» множество раз приводила к столкновению подлодок, находящихся в подводном положении во время скрытого наблюдения друг за другом. В мае 1974 года в Петропавловске около базы военно-морского флота одна из субмарин проекта 667-А, находившаяся на глубине 65 метров, столкнулась с торпедным атомоходом «Пинтадо» (тип «Sturgeon», SSN-672) ВМС США. В результате обе подлодки получили незначительные повреждения.

Поврежденная взрывом ракетная шахта К-219

К-219 в профиль на поверхности воды. Легко заметить оранжевый дым паров азотной кислоты из разрушенной ракетной шахты, непосредственно за рубкой

Снимок аварийной лодки К-219, сделан с американского самолета


6 октября 1986 г. подводная лодка К-219 во время несения боевой службы была потеряна в 600 милях от Бермудских островов. На атомной подлодке с БР К-219 (командир капитан второго ранга Британов И.), находившейся на боевой службе около восточного побережья Соединенных Штатов, произошла утечка ракетного топлива ракеты с последующим взрывом. После героической 15-часовой борьбы за живучесть экипаж был вынужден покинуть субмарину из-за быстрого поступления в прочный корпус воды и пожара в трюмах четвертого и пятого отсеков. Лодка затонула на глубине 5 тыс. м, унеся с собой 15 ядерных ракет и два ядерных реактора. Во время аварии погибло два человека. Один из них, матрос Преминин С.А. ценой собственной жизни заглушил реактор правого борта вручную, предотвратив тем самым ядерную катастрофу. Его посмертно наградили орденом Красной Звезды, а 07,07.1997 Указом президента Российской Федерации ему присвоили звание Героя РФ.

За все время эксплуатации ракетные подлодки проектов 667-А и 667-АУ совершили 590 боевых патрулирований.

В конце 1970-х годов в соответствии с советско-американскими договоренностями в области сокращения вооружений подлодки проектов 667-А и 667-АУ начали выводить из состава советских стратегических ядерных сил. На консервацию (с вырезом ракетного отсека) в 1979 году вывели две первые подлодки данных проектов. В дальнейшем процесс вывода ускорился, и уже во второй половине 1990 годов в составе ВМФ России не осталось ни одного ракетоносца данного проекта, кроме К-395 проекта 667-АТ, переоборудованной в носитель крылатых ракет и двух подводных лодок специального назначения.

Основные тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 667-А «Навага»:
Надводное водоизмещение – 7766 тонн;
Подводное водоизмещение – 11500 тонн;
Наибольшая длина (по КВЛ) – 127,9 м (н/д);
Наибольшая ширина – 11,7 м;
Осадка по КВЛ – 7,9 м;
Главная энергетическая установка:
- 2 ВВР типа ВМ-2-4, суммарной мощностью 89,2 мВт;
- 2 ППУ ОК-700, 2 ГТЗА-635;
- 2 паровых турбины, суммарной мощностью 40 тыс. л.с. (29,4 тыс. кВт);
- 2 турбогенератора ОК-2А, мощностью по 3000 л.с.;
- 2 дизель-генератора ДГ-460, мощность каждого 460 кВт;
- 2 ЭД экономического хода ПГ-153, мощностью 225 кВт;
- 2 вала;
- 2 пятилопастных гребных винта.
Надводная скорость хода – 15 узлов;
Подводная скорость хода – 28 узлов;
Рабочая глубина погружения – 320 м;
Предельная глубина погружения – 550 м;
Автономность – 70 суток;
Экипаж – 114 человек;
Стратегическое ракетное вооружение – 16 ПУ БРПЛ Р-27 / Р-27У (SS-N-7 mod.1/2/3 «Serb») комплекса Д-5 / Д-5У ;
Зенитное ракетное вооружение – 2...4 ПУ ПЗРК 9К32М «Стрела-2М» (SA-7 «Grail»);
Торпедное вооружение:
- 533-миллиметровые торпедные аппараты – 4 носовых;
- 533-миллиметровые торпеды – 12 шт;
- 400-миллиметровые торпедные аппараты – 2 носовых;
- 400-миллиметровые торпеды – 4 шт;
Минное вооружение – 24 мины вместо части торпед;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – «Туча»;
Радиолокационная система общего обнаружения – «Альбатрос» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система – гидроакустический комплекс «Керчь» (Shark Teeth; Mouse Roar);
Средства радиоэлектронной борьбы – «Залив-П» («Калина», «Черника-1», «Луга», «Панорама-ВК», «Визир-59», «Вишня», «Весло») (Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F);
Средства ГПД – 4 ГПД МГ-44;
Навигационный комплекс:
- «Тобол» или «Сигма-667»;
- КНС «Циклон-Б» (последние модификации);
- радиосекстант (Code Eye);
- ИНС;
Комплекс радиосвязи:
- «Молния-Л» (Pert Spring);
- буксируемая буйковая антенна «Параван» (СДВ);
- УКВ и КВ-радиостанции («Глубина», «Дальность», «Быстрота», «Акула»);
- станция звукоподводной связи;
РЛС госопознавания – «Хром-КМ».

По материалам сайта http://www.atrinaflot.narod.ru
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. NickitaDembelnulsa
    0
    10 сентября 2012 09:53
    Ох и не было же более массовых ПЛАРБ, чем Навага!
    1. val
      +1
      1 августа 2019 17:04
      Да.это так.....
      1. val
        +1
        1 августа 2019 17:06
        Подумал,может есть
  2. NickitaDembelnulsa
    +1
    10 сентября 2012 13:10
    Но это и не значит, что они брали количеством а не качеством, можно себе представить группировку из 20" Наваг" в Тихом и Атлантическом океане. Просто крах для США! Но вод дальность ракет Р-27, была не самая радостная - максимум 3200 Км. И американцы соответственно быстро начали патрулировать возможные районы появления советских ПЛАРБ, снижая эффективность применения ПЛАРБ проекта 667А «Навага».
    1. val
      +1
      1 августа 2019 17:04
      Дальность маленькая :-)
      1. val
        +1
        1 августа 2019 17:06
        Но потом другие ракеты поставили
  3. +5
    10 сентября 2012 14:23
    К-219 унесла с собой не 15, а 14 ракет. Одна была потеряна ранее при взрыве. А выходила в поход с 15 ракетами, потому что одна шахта была пуста и заварена после аварии годом ранее. Погибли не два человека, а четыре: Петрачков, Смаглюк, Харченко и Преминин. Еще двое погибли чуть позже, от отравления парами
    1. val
      +1
      1 августа 2019 17:05
      Спасибо за информацию.
      1. val
        +1
        1 августа 2019 17:07
        Надо бы у командира узнать
  4. travi
    0
    4 декабря 2013 11:45
    For any more than two thousand declining years the Jews unconsciously lived from here
    1. val
      +1
      1 августа 2019 17:05
      А по русски?....
      1. val
        +1
        1 августа 2019 17:08
        Забыл про перевод
  5. Комментарий был удален.
  6. Комментарий был удален.
  7. val
    +1
    1 августа 2019 17:01
    1958 г. в ЦКБ-18 (сегодня ЦКБ МТ «Рубин») начались разработка атомного ракетоносца второго поколения 667-го проекта (руководитель – главный конструктор Кассациера А.С.). Предполагалось, что лодка будет оснащена комп
  8. val
    +1
    1 августа 2019 17:01
    1958 г. в ЦКБ-18 (сегодня ЦКБ МТ «Рубин») начались разработка атомного ракетоносца второго поколения 667-го проекта (руководитель – главный конструктор Кассациера А.С.). Предполагалось, что лодка будет оснащена комп.....
  9. val
    +1
    1 августа 2019 17:02
    .......1958 г. в ЦКБ-18 (сегодня ЦКБ МТ «Рубин») начались разработка атомного ракетоносца второго поколения 667-го проекта (руководитель – главный конструктор Кассациера А.С.). Предполагалось, что лодка будет оснащена комп
  10. val
    +1
    1 августа 2019 17:03
    Интересно очень
  11. val
    +1
    1 августа 2019 17:03
    Подробнее про Британова
    1. val
      0
      1 августа 2019 17:08
      Есть на Штурм глубины