Military Review

Georg Elser. The man who nearly killed Hitler

29

Shortly after 9 pm on November 8, 1939, the Munich pub - "Bürgerbreukeller" - was cleared after one of Hitler's speeches. Earlier in the evening, about 3 loyal Nazis filled the hall, but now that Hitler is gone, the last veterans of the party, the "old fighters", packed up their belongings and said goodbye, leaving behind only the pub staff and a handful of musicians.


Then at exactly 9:20 pm, the pub was nearly destroyed by the explosion. In the blink of an eye, the main room was filled with smoke and dust, and a blast wave swept through the building, shattering windows and knocking out doors. The tables and chairs in the center of the room were split into matches; the central column was shattered and both the gallery and ceiling collapsed into the room. The platform and lectern, where Hitler had previously stood, were crushed.

One traumatized eyewitness recalled:

“There was a bright light, and at the same moment we heard a terrible explosion. I was thrown back two meters, falling into the rubble ... When I regained consciousness, I found myself lying on my stomach, putting my right hand on my friend's leg. I didn’t know then that he was already dead ”.

The deceased was one of three killed at once as a result of a terrible explosion; more than 60 people were injured, five were fatal. Those who were not too badly injured emerged from the rubble, bloodied and covered in dust, many believed they were victims of an air raid. However, one of them proved to be more discerning, concluding that the destruction was caused by a bomb designed to kill their Fuehrer.

“My God,” he sighed, “what animal brain could have conceived such an atrocity?

This "animal brain" belonged to Johann Georg Elser, a 36-year-old carpenter from Swabia in southwestern Germany. Small in stature, with unruly dark hair and a slightly anxious expression on his face, Elser, who grew up in rural poverty, was a carpenter's apprentice and earned his living by working in the woodworking industry.

However, unlike many of his comrades, Elser despised Hitler, blaming the Nazis - not the strict terms of the Versailles Treaty or the Jews - for his strained circumstances.

Yet, instead of succumbing to impotent rage, Elser decided to act. That fall, when war was looming during the Czechoslovak crisis, he decided that he would kill Hitler. Without telling anyone, he began to make plans, and after visiting Munich in 1938, while observing the Nazi ceremonies associated with the anniversary of the Beer Putsch of 1923, he saw this as a great opportunity to make his plans come true.

Armed with a specific purpose


Elser set to work.

At first he got a job on weapons a factory in his hometown where he stole a wick and some gunpowder. He then found another job in a nearby quarry, where he acquired explosives and a detonator. With no experience in such matters, he experimented by testing prototype bombs in the fields around his home.

In the spring of 1939, he returned to Munich, making detailed sketches of the Bürgerbräukeller Hall, where he planned to assassinate Hitler. He saw the perfect place for his bomb: behind the pulpit, where a thick stone pillar supported the upper gallery that ran along the entire hall. An explosion there, according to his calculations, would not only kill those in the immediate vicinity, but could also bring down the heavy balcony above.

For eight months, Elser did not tell anyone the truth about his activities. If they asked him what he was doing in his workshop, he answered simply: "invention." And when an intrigued colleague asked if his invention was an alarm clock that would ring and turn on the light at the same time, he answered evasively: "Yes, something like that."

In early August 1939, Elser finally moved to Munich, taking with him tools, a bomb, six clockwork mechanisms, detonators, wire, fuses and a battery.

He came to the Bürgerbräukeller every day around nine in the evening for supper. He later made his way upstairs, where he hid in a closet until the bar closed. Then he worked by torchlight to gouge a cavity in the column where he planned to place his bomb: every sound was muffled, every speck of brick collected. He could not afford to leave any trace of his presence. At 7:30 in the morning, when the bartenders returned, he escaped through the back door.

In the afternoon Elser worked on his timer and detonator. He planned to be safe in Switzerland by the time his bomb went off, so he needed to make a timer that could be set several days in advance. His solution was to change the clockwork by adding extra gears and levers to create a timer that could run for a maximum of 144 hours before activating a lever attached to the detonator.

On the night of November 2, two months after he got down to work in earnest, he finally planted his bomb in the convoy. Three nights later, he added a timer. It was supposed to explode at 9:20 pm on November 8 - right in the middle of Hitler's speech.

Narrow passage


Hitler arrived in Munich on the same day.

At first, he wanted to cancel his speech, given the hard work that awaited him in Berlin. He decided to attend the ceremony, but insisted that he must return to the capital that same evening. Hitler decided to return by train, which required a reduction in the traditional program of activities. Therefore, the appeal to the "old fighters" began earlier than usual and ended at nine in the evening.

It was the usual scenario. Hitler raged against the treachery of the British and the injustice of Versailles, driving himself into a theatrical frenzy and culminating in praise of the Nazi movement to restore German "honor." He ended up following the Sieg Heils choir and left the hall just after nine in the evening to catch the train to Berlin. Thirteen minutes later, a bomb exploded.

Having settled safely on the train, Hitler turned pale upon hearing of the explosion, and concluded that Providence had spared him for something more. His SS and police chief Heinrich Himmler, meanwhile, was already planning a round-up of suspects and the modernization of Hitler's security service.

Elser, of course, was far away.

He hoped to be in Switzerland by the time the bomb exploded, but did not count on the promptness of the German border guards, who detained him at the very border. When, during a search in his pockets, wires from fuses and a postcard from Bürgerbreukeller were found, he was handed over to the Gestapo for questioning.

He spent the next five and a half years in isolation from other prisoners in two concentration camps, and then was executed in April 1945 at Dachau.
Author:
Photos used:
https://pm1.narvii.com/7524/c8ff9ed18430d6a68a9e6bce3372ed89f038dc5cr1-1024-1542v2_uhq.jpg
29 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, daily additional materials that do not get on the site: https://t.me/topwar_ru

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Konnick
    Konnick 6 September 2021 18: 15
    +3
    What a pity, the story would be cleaner and there were no 50 million victims. Some 13 minutes and the world would have been saved from a terrible war ..
    1. Sergey M. Karasev
      Sergey M. Karasev 6 September 2021 18: 20
      +4
      So the war was already going on, albeit a "strange" one. Poland has already been eliminated.
      1. Glagol1
        Glagol1 6 September 2021 21: 58
        +2
        Poland is nonsense. But if the Fuhrer then played in the box, how it would go, it is not clear. On the one hand, there were enough other hawks, and on the other, many were smarter than the demoniac. Most likely it would have gone bang anyway.
    2. Valerikk
      Valerikk 6 September 2021 18: 24
      +8
      the world would be saved from a terrible war.

      Not a fact ... there would be another "Hitler"
    3. aybolyt678
      aybolyt678 6 September 2021 18: 53
      +4
      Quote: Konnick
      the world would be saved from a terrible war ..

      Hitler had someone to replace. There were enough psychos there. G. Himmler, J. Goebbels, G. Goering, R. Hess, M. Bormann
    4. anjey
      anjey 6 September 2021 19: 37
      +3
      The "Great Germany" project was launched, the comrades-in-arms would continue the "brown business", and the West helped behind the scenes to send it to the USSR as well.
    5. 210ox
      210ox 6 September 2021 19: 46
      +3
      The Nazi car had already been launched and it is quite possible that another Fuhrer would have come, more listening to his military leaders.
      1. Konnick
        Konnick 6 September 2021 20: 16
        +1
        The Nazi car had already been launched and it is quite possible that another Fuhrer would have come, more listening to his military leaders.


        There was no plan for Barbarossa yet.
        And they could have recognized Shelenberg's report on the capacity of the defense industry and the army of the Soviet Union, and not the underestimated data specially provided by the British agent, Admiral Canaris. Yes, and Guderian in his book "Attention, Tanks" gave accurate information about the tank forces. Hitler confessed to Guderian at a meeting on August 4, 41, that if he had believed this book about the number of tanks in the Red Army, he would not have started a war against the USSR.
    6. Prisoner
      Prisoner 6 September 2021 20: 34
      +3
      Unlikely. His place could be taken by the same Himmler or someone else from their company. They were needed and created. True, then the creators themselves and ofonareli from their Frankenstein. Only history teaches them nothing. For then they riveted the light version of Al Qaeda, received "gratitude", muddied the igil again with the same mess.
    7. RealPilot
      RealPilot 7 September 2021 01: 02
      +2
      And Georg Elser himself was caught out of stupidity! This saboteur was self-taught, without specialized training.

      Killers, for example, throw pistols right on the spot - this thing is definitely no longer needed in your pocket.
      And drug couriers often "pour" on the fact that drug addicts themselves: his goods are ideally packed by other people and well hidden, but he himself is "blissful", with a couple of doses in his pocket open. A search or a dog - that's all! Suspicious type ...
  2. Xlor
    Xlor 6 September 2021 18: 19
    -1
    Some two well-wishers gave him explosives. Apparently, the British. Schellenberg in his memoirs describes this well and in detail ...
    1. parusnik
      parusnik 6 September 2021 18: 42
      +2
      The question of the authenticity of Schellenberg's memoirs does not arise among historians, this has been proven. Another thing is how true the author himself is. In 1964, the historian Lothar Grumann discovered and published all the Gestapo interrogation protocols, and it was established that Elser had prepared and carried out the assassination attempt alone, without anyone's participation.
      1. anjey
        anjey 6 September 2021 19: 41
        -1
        I can’t believe in "alone", rather the Nazis themselves supervised to tighten the screws and tighten the repression, for some reason, the "Burning of the Reichstag" suggests these thoughts, a Nazi pattern can be traced, also with the flight of Hess, there are too many lonely psychos laughing
        1. parusnik
          parusnik 6 September 2021 20: 25
          +2
          Elser was not a nutcase, even the Nazis did not admit it. Van der Lubbe was indeed a pyromaniac, but besides that he was associated with the Nazis. In addition, some historians consider it proven that at the same time van der Lubbe entered the building through an underground tunnel, a squad of stormtroopers led by Karl Ernst, who spilled gasoline in the building and set it on fire. But Elser's connection with the Nazis has not been proven. He really was a loner. Hess was declared a nutcase, at the direction of Hitler. There is no consistency. too many lonely psychos
          1. anjey
            anjey 7 September 2021 05: 00
            +2
            I mean, the Nazi system - to find in advance the extreme in provocations and to blame him for the entire burden - is quite obvious, the rest is just details.
            The Yankees adopted her well, take Oswald who allegedly killed Kennedy, Ben Laden, who allegedly dropped the Twin Towers laughingThe mythical Baghdadi, allegedly the leader and creator of ISIS bullyThe Big Lie rules the World.
            1. parusnik
              parusnik 7 September 2021 05: 47
              +1
              Elser, not a decent person from your words. Do not judge others by yourself. hi
              1. anjey
                anjey 7 September 2021 05: 55
                -2
                If he were an ideological communist who avenged his murdered comrades, for his family in a concentration camp, then questions would not have arisen, but by that time, even the already defeated Communist Party of Germany, could not prepare such an act.
                1. parusnik
                  parusnik 7 September 2021 06: 00
                  +1
                  It is clear, understandable, a scoundrel, a scoundrel ... it seems that you are ideological ... since you said that it is so, then I am not going to argue with ideological ones ... the opinion of the researchers does not count, the main thing is you decided ... Stay with yours, stay with yours .. Good luck.
                  1. anjey
                    anjey 7 September 2021 06: 09
                    -2
                    I did not insult Elzer, unlike you laughing but the matter is not quite as simple as some historians have suggested.
                    1. parusnik
                      parusnik 7 September 2021 06: 13
                      +1
                      Well, yes, yes ... I insulted him, bastard, scoundrel .. Are you satisfied with repentance? In general, I threw his guano in my comments .. See, repented, what else do you want?
    2. aybolyt678
      aybolyt678 6 September 2021 18: 55
      0
      Quote: Xlor
      Some two well-wishers gave him explosives. Apparently, the British. Schellenberg in his memoirs describes this well and in detail ...

      No wonder they kept him for so long, they did not live in concentration camps for a long time. It's just that the diet was at best 700 calories, which is 1/3 of the daily requirement of a person.
  3. parusnik
    parusnik 6 September 2021 18: 26
    +5
    Brevity, sister, author's talent. smile It was hoped that the author would continue his work on the bourgeois French revolution, but apparently it turned out to be beyond his power. About the situation of the blacks, the play is also not finished .. But on the topic .. Elser was treated relatively well: in 1941 he was placed in a separate cell, given a carpenter's workbench and even a zither (Elzer played this ancient instrument). They decided to keep him alive until the end of the war: after the victorious blitzkrieg, a show trial was planned for a man who dared to raise his hand against the leader of the nation. But the course of the war canceled out the plans of Nazi "justice". On April 5, 1945, Hitler instructed Gestapo chief Kaltenbrunner to secretly eliminate Elser. On the night of April 9, on the parade ground in front of the crematorium of the concentration camp where Elser was held, he was shot in the back of the head, his body was cremated.
  4. Sergey M. Karasev
    Sergey M. Karasev 6 September 2021 18: 32
    +4
    But the loner Elser has achieved no less results than Stauffenberg and So. And those and opportunities had much more. It just seems like the devil himself bewitched the mustachioed bastard.
    But Elser was also lucky if no one had ever noticed him in the bar. You need to have this talent in order to hide like this, and leave unnoticed in the morning. Just like a ninja hi .
    He then worked by torchlight to hollow out a cavity in the column.

    Why didn't he use an electric flashlight?
    And how could he not have thought of dumping unnecessary wires and a postcard! After all, there was a chance to be saved!
  5. Prisoner
    Prisoner 6 September 2021 20: 37
    +2
    It's strange somehow. Ciphered, made a bomb and did the same. Then he took it and pierced it with evidence in his pocket. what The explosive is of course no and seems to be rather weak on the head. Otherwise, why did he drag all this garbage with him, when he had a sea of ​​time to throw everything off?
  6. mark1
    mark1 6 September 2021 21: 26
    0
    Slightly does not count
  7. Emmanuil Mayakovsky
    Emmanuil Mayakovsky 7 September 2021 13: 52
    +1
    you know .... I, too, once, almost became an astronaut!
  8. Emmanuil Mayakovsky
    Emmanuil Mayakovsky 22 September 2021 13: 49
    0
    yes, that's exactly what happened, who will check? that's it, that's it!
  9. Dkuznecov
    Dkuznecov 7 October 2021 00: 32
    0
    Let us recall the unforgettable Natasha Koroleva - "a little bit does not count" ...
  10. Yulian
    Yulian 14 November 2021 16: 10
    -3
    Is it possible to imagine that Tavarisch Stalin met with old comrades in arms from the Civil War in some restaurant?

Военное обозрение

Георг Эльзер. Человек, который чуть не убил Гитлера

29

Вскоре после 9 часов вечера 8 ноября 1939 года Мюнхенская пивная – «Бюргербройкеллер» – очищалась после одной из речей Гитлера. Ранее вечером около 3 000 верных нацистов заполнили зал, но теперь, когда Гитлер ушел, последние ветераны партии, «старые бойцы», собирали свои пожитки и прощались, оставив после себя только персонал пивной и горстку музыкантов.


Затем ровно в 9:20 вечера пивная была почти разрушена взрывом. Во мгновение ока главная комната наполнилась дымом и пылью, и взрывная волна прокатилась по зданию, разбивая окна и выбивая двери. Столы и стулья в центре зала были расколоты на спички; центральная колонна была раздроблена и как галерея, так и потолок обрушились в комнату. Помост и аналой, где ранее стоял Гитлер, были раздавлены.

Один травмированный очевидец вспоминал:

«Там был яркий свет, и в тот же миг мы услышали страшный взрыв. Я был отброшен назад на два метра, падая в щебень... Когда я пришел в себя, то обнаружил, что лежу на животе, положив правую руку на ногу моего товарища. Тогда я еще не знал, что он уже мертв».

Погибший был одним из троих убитых сразу в результате страшного взрыва; еще более 60 человек получили ранения, пятеро – смертельные. Те, кто был не слишком тяжело ранен, выбрались из-под обломков, окровавленные и покрытые пылью, многие полагали, что стали жертвами воздушного налета. Однако один из них оказался более проницательным, заключив, что разрушение было вызвано бомбой, предназначенной для убийства их фюрера.

– Боже мой, – вздохнул он, – какой звериный мозг мог задумать такое злодеяние?

Этот «звериный мозг» принадлежал Георгу Эльзеру (Johann Georg Elser), 36-летнему плотнику из Швабии, что на юго-западе Германии. Невысокого роста, с непослушными темными волосами и слегка встревоженным выражением лица, Эльзер, выросший в сельской нищете, был учеником плотника и зарабатывал на жизнь работой на деревообработке.

Однако, в отличие от многих своих товарищей, Эльзер презирал Гитлера, обвиняя нацистов – а не строгие условия Версальского договора или евреев – в его стесненных обстоятельствах.

И все же вместо того, чтобы поддаться бессильной ярости, Эльзер решил действовать. Той осенью, когда во время чехословацкого кризиса надвигалась война, он решил, что убьет Гитлера. Никому не говоря, он начал строить планы, и после посещения Мюнхена в 1938 году, при наблюдении нацистских церемоний, связанных с годовщиной Пивного путча 1923 года, он увидел в этом прекрасную возможность осуществить задуманное.

Вооруженный определенной целью


Эльзер принялся за работу.

Сначала он устроился на оружейный завод в своем родном городе, где украл фитиль и немного пороха. Затем он нашел другую работу в соседнем карьере, где приобрел взрывчатку и детонатор. Не имея опыта в таких делах, он экспериментировал, испытывая прототипы бомб на полях вокруг своего дома.

Весной 1939 года он вернулся в Мюнхен, сделав детальные наброски зала «Бюргербройкеллера», где он планировал убить Гитлера. Он увидел идеальное место для своей бомбы: за кафедрой, где толстая каменная колонна поддерживала верхнюю галерею, идущую вдоль всего зала. Взрыв там, по его расчетам, не только убьет тех, кто находится в непосредственной близости, но и может обрушить тяжелый балкон наверху.

В течение восьми месяцев Эльзер никому не рассказывал правду о своей деятельности. Если его спрашивали, что он делает в своей мастерской, он отвечал просто: «изобретение». И когда заинтригованный коллега спросил, не является ли его изобретение будильником, который будет звонить и одновременно включать свет, он уклончиво ответил: «Да, что-то в этом роде».

В начале августа 1939 года Эльзер, наконец, переехал в Мюнхен, взяв с собой инструменты, бомбу, шесть часовых механизмов, детонаторы, проволоку, взрыватели и батарею.

Он приходил в «Бюргербройкеллер» каждый день около девяти вечера, чтобы поужинать. Позже он пробирался наверх, где прятался в кладовке, пока бар не закрывался. Затем он работал при свете факелов, чтобы выдолбить полость в колонне, где запланировал разместить свою бомбу: каждый звук приглушался, каждая пылинка кирпича собиралась. Он не мог позволить себе оставить никаких следов своего присутствия. В 7:30 утра, когда бармены возвращались, он ускользал через черный ход.

Днем Эльзер работал над своим таймером и детонатором. Он планировал быть в безопасности в Швейцарии к тому времени, когда его бомба взорвется, поэтому ему нужно было сделать таймер, который можно было бы установить на несколько дней вперед. Его решение состояло в том, чтобы изменить часовой механизм, добавив дополнительные шестеренки и рычаги, чтобы создать таймер, который мог работать максимум 144 часа, прежде чем активировать рычаг, прикрепленный к детонатору.

В ночь на 2 ноября, через два месяца после того, как он всерьез взялся за работу, он наконец установил свою бомбу в колонне. Три ночи спустя он добавил таймер. Он должен был взорваться в 9:20 вечера 8 ноября – прямо в середине речи Гитлера.

Узкий проход


Гитлер прибыл в Мюнхен в тот же день.

Поначалу он хотел отменить свою речь, учитывая напряженную работу, ожидавшую его в Берлине. Он решил присутствовать на церемонии, но настаивал, что должен вернуться в столицу в тот же вечер. Гитлер решил вернуться поездом, что потребовало сокращения традиционной программы мероприятий. Поэтому обращение к «старым бойцам» начиналось раньше обычного и заканчивалось в девять вечера.

Речь шла по обычному сценарию. Гитлер неистовствовал против вероломства англичан и несправедливости Версаля, доводя себя до театрального исступления и достигая кульминации в восхвалении нацистского движения за восстановление немецкой «чести». Он закончил, следуя хору «Зиг Хайльс», и покинул зал сразу после девяти вечера, чтобы сесть на поезд до Берлина. Через тринадцать минут взорвалась бомба.

Благополучно устроившись в поезде, Гитлер побледнел, услышав о взрыве, и пришел к выводу, что провидение пощадило его ради чего-то большего. Его шеф СС и полиции Генрих Гиммлер тем временем уже планировал облавы на подозреваемых и модернизацию гитлеровской службы безопасности.

Эльзер, конечно, был далеко.

Он надеялся оказаться в Швейцарии к моменту взрыва бомбы, но не рассчитывал на оперативность немецких пограничников, которые задержали его у самой границы. Когда при обыске в его карманах были обнаружены провода от предохранителей и открытка «Бюргербройкеллера», его передали в гестапо для допроса.

Следующие пять с половиной лет он провел в изоляции от других заключенных в двух концлагерях, а затем был казнен в апреле 1945 года в Дахау.
Автор:
Использованы фотографии:
https://pm1.narvii.com/7524/c8ff9ed18430d6a68a9e6bce3372ed89f038dc5cr1-1024-1542v2_uhq.jpg
29 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Konnick
    Konnick 6 сентября 2021 18:15
    +3
    Как жаль, история была бы чище и не было 50 миллионов жертв. Какие то 13 минут и мир был бы спасен от ужасной войны..
    1. Сергей Михайлович Карасёв
      Сергей Михайлович Карасёв 6 сентября 2021 18:20
      +4
      Так война уже шла, пусть и "странная". Польша уже была ликвидирована.
      1. Glagol1
        Glagol1 6 сентября 2021 21:58
        +2
        Польша - ерунда. Но если бы фюрер тогда сыграл в ящик, как пошло бы, не ясно. С одной стороны там хватало и других ястребов, а с другой - многие были поумней, чем бесноватый. Скорее всего все равно бабахнуло бы.
    2. Valerikk
      Valerikk 6 сентября 2021 18:24
      +8
      мир был бы спасен от ужасной войны.

      Не факт... нашелся бы другой "гитлер"
    3. aybolyt678
      aybolyt678 6 сентября 2021 18:53
      +4
      Цитата: Konnick
      мир был бы спасен от ужасной войны..

      Гитлера было кем заменить. Психов там хватало. Г. Гиммлер, Й. Геббельс, Г. Геринг, Р. Гесс, М. Борман
    4. anjey
      anjey 6 сентября 2021 19:37
      +3
      Проект "Великая Германия "был запущен ,соратники продолжили бы "коричневое дело",да и Запад помог негласно,что бы так же направить на СССР.
    5. 210окв
      210окв 6 сентября 2021 19:46
      +3
      Нацистская машина уже была запущена и вполне возможно пришёл бы другой фюрер, более прислушивающийся к своим военноначальникам.
      1. Konnick
        Konnick 6 сентября 2021 20:16
        +1
        Нацистская машина уже была запущена и вполне возможно пришёл бы другой фюрер, более прислушивающийся к своим военноначальникам.


        Еще не было плана "Барбаросса".
        И могли бы признать доклад Шеленберга о мощности оборонной промышленности и армии Советского Союза, а не заниженные данные, специально предоставленные агентом англичан адмиралом Канарисом. Да и Гудериан в своей книге "Внимание, танки" дал точные сведения о танковых войсках. Гитлер же признался Гудериану на совещании 4 августа 41-го, что если бы он поверил этой книге о количестве танков РККА, то не начал бы войну против СССР.
    6. Пленник
      Пленник 6 сентября 2021 20:34
      +3
      Вряд ли. Его место мог занять тот же Гимлер или кто другой из их компании. Они были нужны и их создали. Правда потом создатели сами и офонарели от своего франкенштейна. Только история их по прежнему ничему не учит. Ибо потом склепали лайт- версии Аль Каиду- получили "благодарность", замутили игил опять та же каша.
    7. RealPilot
      RealPilot 7 сентября 2021 01:02
      +2
      А сам Георг Эльзер попался по глупости! Самоучкой был этот диверсант, без профильной подготовки.

      Киллеры, например, пистолеты бросают прямо на месте - в кармане эта штука точно уже не нужна.
      А наркокурьеры часто "сыплются" на том, что сами наркоманы: у него товар идеально упакован другими людьми и хорошо спрятан, но сам он идет "блаженный", при этом в кармане пара доз в открытом виде. Обыск или собака - и все! Подозрительный тип...
  2. Xlor
    Xlor 6 сентября 2021 18:19
    -1
    Ему взрывчатку дали какие-то два доброжелателя. По всей видимости, англичане. У Шелленберга в его мемуарах это хорошо и подробно описано...
    1. parusnik
      parusnik 6 сентября 2021 18:42
      +2
      Вопрос о подлинности мемуаров Шелленберга у историков не возникает, это доказано. Другое дело, насколько правдив сам автор. В 1964 году историк Лотар Груманн обнаружил и опубликовал все протоколы допроса гестапо, и было установлено, что Эльзер подготовил и выполнил покушение в одиночку, без чьего-либо участия.
      1. anjey
        anjey 6 сентября 2021 19:41
        -1
        Не верится в "одиночку",скорее сами нацисты и курировали,что бы ещё закрутить гайки и ужесточить репрессии,"Поджог Рейхстага" почему то наводит на эти мысли,прослеживается нацистский шаблон,тоже и с полетом Гесса,слишком много психов-одиночек laughing
        1. parusnik
          parusnik 6 сентября 2021 20:25
          +2
          Эльзер не был психом,даже нацисты этого не признали.ван дер Люббе действительно был пироманьяком, но кроме этого был связан с нацистами.Кроме того некоторые историки считают доказанным, что одновременно с ван дер Люббе в здание по подземному тоннелю проник отряд штурмовиков во главе с Карлом Эрнстом, которые разлили в здании бензин и подожгли его.А вот связь Эльзера с нацистами не доказана.Он действительно был одиночкой.Гесса, объявили психом, по указанию Гитлера.Нет какой-то последоватольности слишком много психов-одиночек
          1. anjey
            anjey 7 сентября 2021 05:00
            +2
            Я к тому ,что нацистская система -найти заранее крайнего в провокациях и свалить на него всю тяжесть вины-довольно явна,остальное только детали.
            Янки хорошо ее переняли,взять Освальда якобы убившего Кеннеди,Бен -Ладена ,уронивший якобы Башни Близнецы laughingМифического Багдади,якобы лидера и создателя ИГИЛ bullyБольшая Ложь правит Миром.
            1. parusnik
              parusnik 7 сентября 2021 05:47
              +1
              Эльзер, не порядочный человек с ваших слов.Не судите о других по себе. hi
              1. anjey
                anjey 7 сентября 2021 05:55
                -2
                Если бы он был идейным коммунистом,мстившим за своих убитых товарищей,за семью в концлагере,тогда вопросов бы не возникало,но -к тому времени, даже уже разгромленная КП Германии,не могла подготовить такой акт.
                1. parusnik
                  parusnik 7 сентября 2021 06:00
                  +1
                  Понятно, понятно, подлец , подлюка...похоже что вы идейный..раз вы сказали что так ,значит так и спорить с идейными не собираюсь..мнение исследователей это не в счет, главное вы решили..Решили , так решили..Оставайтесь при своем , останусь при своем..Удачи вам.
                  1. anjey
                    anjey 7 сентября 2021 06:09
                    -2
                    Эльзера я не оскорблял,в отличии от вас laughing но дело не так уж и просто,как представили некоторые историки.
                    1. parusnik
                      parusnik 7 сентября 2021 06:13
                      +1
                      Ну да да... я его оскорбил, сволочь, негодяй..Вас устраивает покаяние? Я вообще его гуано закидал в своих комментариях..Видите, покаялся, что вам еще надо?
    2. aybolyt678
      aybolyt678 6 сентября 2021 18:55
      0
      Цитата: Xlor
      Ему взрывчатку дали какие-то два доброжелателя. По всей видимости, англичане. У Шелленберга в его мемуарах это хорошо и подробно описано...

      недаром его так долго держали, в концлагерях долго не жили. Просто рацион в лучшем случае составлял 700 калорий, а это 1/3 от суточной потребности человека.
  3. parusnik
    parusnik 6 сентября 2021 18:26
    +5
    Краткость, сестра, таланта автора. smile Была надежда, что автор продолжит свой труд о буржуазной французской революции,но видимо оказалось не под силу. О положении негров, тож не оконченная пьеса..Но по теме..Обращались с Эльзером относительно хорошо: в 1941 году поместили в отдельную камеру, дали столярный верстак и даже цитру(Эльзер играл на этом старинном инструменте). Его решили оставить в живых до конца войны: после победного блицкрига намечался показательный процесс над человеком, осмелившимся поднять руку на лидера нации.Но ход войны перечеркнул планы нацистского "правосудия". 5 апреля 1945 года Гитлер дал указание шефу гестапо Кальтенбруннеру тайно ликвидировать Эльзера. В ночь на 9 апреля на плацу перед крематорием концлагеря где содержался Эльзер,он был убит выстрелом в затылок, его тело кремировано.
  4. Сергей Михайлович Карасёв
    Сергей Михайлович Карасёв 6 сентября 2021 18:32
    +4
    А ведь одиночка Эльзер добился не меньших результатов, чем Штауффенберг и Со. А у тех и возможностей было намного больше. Просто усатому паскуднику похоже сам дьявол ворожил.
    Но и Эльзеру тоже везло, если никто ни разу не заметил его в баре. Это же талант нужно иметь, чтобы так прятаться, а утром незаметно уходить. Прямо как ниндзя hi .
    Затем он работал при свете факелов, чтобы выдолбить полость в колонне

    А почему он электрическим фонариком не пользовался?
    И как же он не догадался сбросить ненужные провода и открытку! Ведь был шанс спастись!
  5. Пленник
    Пленник 6 сентября 2021 20:37
    +2
    Странно как-то. Шифровался, делал бомбу и сделал таки. Потом взял и прокололся с уликами на кармане. what Взрывник конечно никакой и вроде как бы и на голову слабоват. Иначе зачем весь этот мусор собой тащил, когда времени что бы скинуть всё у него было море?
  6. mark1
    mark1 6 сентября 2021 21:26
    0
    Чуть - не считается
  7. Эммануил Маяковский
    Эммануил Маяковский 7 сентября 2021 13:52
    +1
    вы знаете ....я тоже , однажды , чуть не стал космонавтом!
  8. Эммануил Маяковский
    Эммануил Маяковский 22 сентября 2021 13:49
    0
    да , именно так и было , кто проверит? вот то то и оно!
  9. DKuznecov
    DKuznecov 7 октября 2021 00:32
    0
    Вспомним незабвенную Наташу Королёву - "чуть-чуть не считается"...
  10. Юлиян
    Юлиян 14 ноября 2021 16:10
    -3
    А можно ли себе представить что таварищ Сталин встречался с старым боевым товарищам из Гражданской войны в какой нибудь ресторант?