Российский помещик граф Аракчеев

157

Г. Каношенкин. «Общий вид села Грузино», 1822 г. Глядя на этот рисунок, можно понять, почему современники называли Грузино «Маленьким Петербургом графа Аракчеева»

В предыдущей статье («Черная легенда» графа Аракчеева) было рассказано о детстве и юности Алексея Андреевича Аракчеева и его службе при императоре Павле I. Сегодня мы продолжим рассказ об этом странном, но весьма незаурядном человеке.

Мы оставили его в 1799 году, когда, оказавшись в отставке, он отправился в свою вотчину – Грузино. Давайте немного поговорим об этом имении Аракчеева и порядках, которые он завёл там.



Помещик Аракчеев



Тарелка серии «Виды села Грузино», 1827 г.

Предание связывает название Грузино с именем когда-то владевшего этим селом новгородского боярина Афанасия Груза. Затем его хозяином был знаменитый А. Д. Меньшиков. Аракчеев верил в легенду о том, что сам апостол Андрей установил на близлежащем холме крест. Поэтому он построил здесь храм в честь этого апостола, а также чугунный бельведер, в котором находилась его скульптура.

Российский помещик граф Аракчеев
Скульптура Андрея Первозванного в Грузино

Великолепный ансамбль усадьбы Аракчеева, на обустройство которой за 30 лет он истратил огромную сумму в 582 тысячи рублей, был разрушен в годы Великой Отечественной войны.


Грузино. Вид на чугунный павильон и разрушенный собор Андрея Первозванного, зима 1941-1942 гг.

Рассказывая об Аракчееве-помещике, все авторы неизменно подчёркивают его бесчеловечное отношение к крепостным. На территории вотчины действовало «Уложение о наказаниях», согласно которому за «первую вину» секли на конюшне. За вторую – отправляли для наказания в Преображенский полк, где провинившихся били так называемыми «аракчеевскими палками». Для третьего по счёту наказания из этого полка вызывались особо опытные и страшные экзекуторы, которые били провинившихся прямо перед барским кабинетом. Была в поместье и собственная тюрьма (на французский манер её называли «эдикюль»), в которой попавшие в немилость крестьяне содержались на воде и хлебе.

Вёлся своеобразный журнал, в котором регистрировались все потенциальные женихи и невесты с характеристикой на каждого. «Для общей пользы» Аракчеев требовал, чтобы богатых невест выдавать замуж в бедные семьи, а богатым женихам полагалось брать бедных невест. Запрещалось жениться «больным, увечным, глупым, дурного поведения» и брать в жёны «глупых девок». А девиц «дурного поведения» запрещалось «выдавать в бедные семейства, дабы не расстроили вконец хозяйства».

Также по приказу Аракчеева замужние женщины обязаны были рожать каждый год. Неродившие замужние крестьянки должны были сверх нормы «представить 10 аршин холста».

Практиковал Аракчеев и покупку красивых девиц для сексуальных утех. Через некоторое время он выдавал надоевшую любовницу замуж, выделяя ей небольшое приданое. Но покупал он этих девиц по одной, а не содержал целый гарем, как некоторые другие помещики.

В общем, спорить не о чем: методы Аракчеева были отвратительными, жестокими и в наши дни вызывают понятное всем возмущение. Другой вопрос: а как хозяйствовали в те времена другие помещики-крепостники? Александр Васильевич Суворов, например? Известно, что в принадлежавших ему деревнях подходящих по возрасту парней и девушек раз в год выстраивали в шеренги по росту и отправляли под венец согласно «строевому номеру». Мнение будущих супругов никого не интересовало.

Или единственный соперник Суворова – генерал-фельдмаршал Михаил Каменский, с которым он никак не мог поделить славу победителя османов при Козлуджи.

М. Каменского называли «последним мечом Екатерины», и он стал прототипом старого князя Болконского в романе Л. Толстого «Война и мир». А ещё он был настоящим «диким помещиком», которого убили собственные крепостные, доведённые до отчаяния его жестокостью и самодурством. По итогам расследования этого инцидента на каторгу были осуждены и отправлены 300 человек, что говорит о масштабах и степени ненависти крестьян.

Многие знают о Дарье Салтыковой, но ничем не лучше её была Александра Козловская. Никакого наказания, в отличие от Салтычихи, она не понесла.

Пензенский помещик Николай Струйский оборудовал в своём имении самую настоящую камеру пыток с богатейшей коллекцией европейского «оборудования», для работы с которым он выписал специалистов-палачей из «просвещённой Европы». Развлекался он также и стрельбой по живым людям в специально оборудованном тире: крепостные мужики должны были пытаться уклониться от пуль, передвигаясь в ограниченном замкнутом пространстве. Другой его забавой было бросать людей в клетку к голодному тигру, привезённому аж из Индии. Своим богатством Н. Струйский был обязан Емельяну Пугачёву, люди которого уничтожили всех родственников этого садиста. Остаётся горько сожалеть, что выжить удалось именно этому представителю данной семьи. Число жертв Струйского превышало 200 человек. Он дожил до преклонного возраста и умер всеми уважаемым человеком.

Гаремы из крепостных девок были обычным делом. Этих несчастных девушек в крепостнической России называли «серальками». Некоторые эстеты маскировали такие гаремы под театры и хоры. Самыми известными из них были два Николая – Шереметев и Юсупов. У первого из них, до тех пор, пока он не влюбился в Прасковью Горбунову (Жемчугову), был особый ритуал: каждый вечер он оставлял у одной из актрис свой платок, за которым приходил ночью. А Юсупов был «пионером российского стриптиза»: заставлял актрис после представлений под музыку раздеваться перед гостями. В сексуальном плане он и его приятели предпочитали БДСМ, охаживая во время «утех» несчастных девушек плётками.

Рязанский помещик-самодур по фамилии Гагарин до изысков в виде театров не доходил. Он просто содержал гарем из 7 крепостных девушек и двух цыганок. Его «сералькам» запрещено было не только выходить на улицу, но даже смотреть в окно. Ещё страшнее оказался отставной генерал-лейтенант Лев Измайлов, который даже и в советское время числился «героем 1812 года». А ещё он считается прототипом помещика Троекурова из повести Пушкина «Дубровский»: любил шутки ради запирать слуг в комнате с диким медведем. В своём доме Измайлов содержал 30 несовершеннолетних наложниц. В сферу его интересов попадали девочки 10-12 лет (надо учитывать, что об акселерации тогда никто и не слышал, и двенадцатилетние девочки в середине XIX века были похожи на нынешних десятилетних). Состав этого гарема постоянно обновлялся: девочки «отчислялись» из него, как только становились хоть немного похожими на взрослых женщин. Собственную дочь, которую родила от него одна из этих невольниц, Измайлов изнасиловал, когда той исполнилось 8 лет. Известно даже имя этого ребёнка – Нимфодора Фритоновна Хорошевская. Позже она попала в его гарем, а в возрасте 13 лет была отправлена для работы на поташный завод, условия труда на котором мало отличались от каторжных. Опасаясь, что крепостные расскажут о его «художествах» на исповеди, Измайлов запретил им... ходить в церковь.

Измайлов не был исключением из правил: педофилы среди российских помещиков встречались достаточно часто. Государственный чиновник А. Заболоцкий-Десятовский, проводивший сбор информации о положении русских крепостных, свидетельствует:

«Иной помещик заставляет удовлетворять свои скотские побуждения просто силой власти, и, не видя предела, доходит до неистовства, насилуя малолетних детей…»

Особенно отличился на этом поприще киевский помещик Виктор Страшинский, на счету которого было изнасилование более 500 женщин и девушек из трёх окрестных деревень.

Русский народ ничего не забыл. Александр Блок в феврале 1918 года писал в статье «Интеллигенция и революция»:

«Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах?
– Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.
Почему валят столетние парки?
– Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему – мошной... Я знаю, что говорю. Конем этого не объедешь. Замалчивать этого нет возможности.»

Дошедшие до нас душераздирающие истории, повествующие об извращениях и садизме всевозможных «сиятельств» и «превосходительств» – лишь верхушка айсберга. В «обществе» таковых порой даже порицали, но лишь как нерачительных хозяев, портящих ценный «говорящий скот». На этом фоне Аракчеев если и удивлял соседей, то какой-то «странной» и «излишней» заботой о своих крепостных.

Помещик Аракчеев: взгляд с другой стороны


А. И. Михайловский-Данилевский писал:

«Удалясь в Грузино, он (Аракчеев) соорудил там великолепный дом, насадил прелестный сад и так обстроил крестьян, что село сие по красоте своей, а особенно по существующему в оном необыкновенному порядку почитается в России образцовым.»


Грузино


Дом Аракчеева в Грузино, фото начала XX века

А. П. Языков утверждает, что в 1826 году в вотчину Аракчеева входило 32 деревни, но раньше их было больше: граф переселил крестьян из маленьких неперспективных деревень в более крупные сёла. Оставшиеся были перестроены по единому плану, между ними проложены дороги, обсаженные берёзами. Память об этом сохранилась в народной песне, записанной Короленко:

«Да Аракчеев-господин,
Да ен всеё дороженьку березкой усадил.»

Все эти работы выполнялись крепостными, но оплачивались из личных средств Аракчеева. Центром его владений было село Грузино, где находилась барская усадьба. Здесь для крестьян были построены каменные дома с железными крышами, которые требовалось содержать в чистоте и порядке. То же касалось улиц. За грязь и мусор строго наказывали.

Вот как выглядели в 1822 г. крестьянские дома в Грузино на рисунке И. Семенова:


И. Семенов. «Крестьянские дома в селе Грузино», 1822 г.

В Грузино имелась и бесплатная больница для крестьян (вакцинация от оспы, кстати, была обязательной).


И. Семенов. «Площадь у Гошпиталя», 1822 г.

В тяжёлых случаях больных отправляли в близлежащий полевой госпиталь. Любопытно, что крестьян, которые получили травму по неосторожности либо подозревались в том, что заболели по собственной вине, пороли перед выпиской.

Аракчеев не поленился даже составить «Краткие правила для матерей-крестьянок Грузинской вотчины», в которых содержались подробные советы по уходу за детьми.

Была устроена школа для мальчиков. Девушкам-сиротам выдавалось приданое. Каждое крестьянское хозяйство должно было иметь лошадь и корову, в случае необходимости они выделялись бесплатно. В неурожайные годы пострадавшим оказывалась безвозмездная помощь зерном. Кроме того, крестьяне могли брать ссуду в специально устроенном Аракчеевым для таких целей банке.

Ещё одной особенностью вотчины Аракчеева было отсутствие питейных заведений. Спиртное здесь можно было купить только на свадьбу или по праздникам.

Климат тех мест не слишком благоприятен для ведения сельского хозяйства. Поэтому по указанию Аракчеева его крепостные специализировались на животноводстве, и это оказалось экономически целесообразно: имение приносило немалую прибыль. Зерновые и овощные культуры выращивались не на продажу, а исключительно для внутреннего потребления. Подавляющее большинство крепостных Аракчеева состояли на оброке, некоторые уходили на заработки в Петербург. Часть мужчин были объединены в артели, выполнявшие казённые подряды по строительству дорог, мостов или зданий. Именно эти «бригады» приносили наибольшую прибыль, зарабатывая порой денег больше, чем все остальные крестьяне, вместе взятые. Барщина в Грузино служила наказанием для должников по оброку или выданной ссуде.

Но была в Грузино ещё одна большая беда: своевольство и самодурство любовницы Аракчеева – Настасьи Минкиной, которая стала фактической хозяйкой поместья и вела себя в худших традициях «диких» российских барынь. В результате в романе Булгакова она даже удостоилась приглашения на московский бал Воланда и была представлена Маргарите:

«Госпожа Минкина, ах, как хороша! Немного нервозна. Зачем же было жечь горничной лицо щипцами для завивки! Конечно, при этих условиях зарежут!»


Янош (Иоганн) Ромбауэр. Портрет А. Ф. Минкиной. 1800-е гг. Холст, масло

Странная и единственная любовь графа Аракчеева


В 1801 году Аракчеев, как обычно, купил у соседского помещика понравившуюся ему молодую вдову какого-то матроса. Это и была та самая женщина на букву «Б», о которой писал во второй эпиграмме А. Пушкин. Процитируем отрывок из неё для тех, кто не читал первую статью:

«А царю он — друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,
Б... грошевой солдат.»

На тот момент Настасье Минкиной исполнилось 19 лет. Недоброжелатели утверждали, что не было в деревне, из которой привёз Аракчеев эту особу, мужика, не «отведавшего её прелестей». Но именно в неё вдруг и влюбился могущественный граф. Крестьяне села Грузино считали, что Минкина приворожила барина с помощью любовного зелья, рецепт которого узнала от цыган. В отсутствие Аракчеева Настасья фактически управляла имением и вела себя как настоящая барыня. Ещё недавно слывшая потаскушкой, содержанка графа стала строгой поборницей морали, отправляя на порку всех, замеченных в «греховном совокуплении».

Любопытно, что даже император Александр I во время посещений Грузино не брезговал садиться с пассией Аракчеева за один стол. Он, кстати, посещал это имение Аракчеева 10 раз.


Кабинет Аракчеева в Грузино, в котором он принимал императора. Рисунок 1897 г.

Видевший Минкину Словский оставил такое описание:

«Настасья была среднего роста, довольно полная; лицо ее смугло, черты приятны, глаза большие и черные, полные огня… Характера живого и пылкого, а в гневе безгранична. Она старалась держаться как можно приличнее и всегда одевалась в черное.»

Н. Греч настроен ещё более критично:

«Грубая, подлая, злая, к тому безобразная, небольшого роста, с хамским лицом и грузным телом.»

От этой женщины у Аракчеева родился сын – Михаил Шумский, который официально считался воспитанником графа. Утверждали, что Минкина и её сын были изображены на иконе собора села Грузино – под видом Девы Марии и младенца Иисуса.

Существовало предание, что этот ребёнок был взят Минкиной у одной из крепостных крестьянок, чтобы ещё больше привязать к себе графа-любовника. Другая легенда гласит, что Настасье очень не нравился «крестьянский» румянец на щеках сына. Чтобы добиться «аристократической» бледности, она якобы недокармливала мальчика и поила его уксусом. Талантов своего отца Михаил Шумский не унаследовал: прославился в основном пьянками и игрой в карты. Особенно громким был скандал 1826 года, когда пьяный Шумский, явившись в театр с половинкой арбуза в руках, стал аплодировать, хлопая руками по лысине впереди сидевшего мужчины, а когда тот стал возмущаться, надел ему арбуз на голову со словами: «Старичок, вот тебе и паричок».

Был отправлен на Кавказ, служил там около года, после чего вернулся в Петербург. Скоро он был уволен из армии «по болезни», под которой подразумевался алкоголизм. Вконец опустившийся сын Настасьи Минкиной был сослан в монастырь с немалой «пенсией» в 100 рублей в месяц (вначале от Аракчеева, потом – от Николая I). Во всех монастырях он неоднократно уличался в пьянстве. Потомства не оставил. О трагической развязке этой истории связи всесильного графа с крестьянкой мы поговорим чуть позже.

Была у Аракчеева и настоящая жена – Наталья Хомутова (брак был заключён в 1806 году). Но отношения между супругами не сложились. Н. Саблуков так пишет об этом:

«Характер его был настолько вспыльчив и деспотичен, что молодая особа, на которой он женился, находя невозможным жить с таким человеком, оставила его дом и вернулась к своей матери.»

Вообще же, про Аракчеева, рабочий день которого начинался в 4 часа утра, а заканчивался далеко за полночь, даже враги говорили, что он «женат на государевой службе». Об этой службе у императора Александра I и последних годах жизни графа будет рассказано в следующей статье.
157 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    7 сентября 2021 04:12
    Э, вон оно как, Михалыч!
    Оказывается вседозволенность, абсолютная власть и безнаказанность, - вот он истинный источник самодурства. Спасибо автору. Весьма поучительно в свете сегодняшних безнаказанных «служак Отечества». А мы всё удивляемся, как это ВДРУГ «из грязи да в князи». Самое интересное, что методы избавления ничуть не изменились...Ждем-с...продолжения...
    ==========
    Великолепный ансамбль усадьбы Аракчеева, на обустройство которой за 30 лет он истратил огромную сумму в 582 тысячи рублей, был разрушен в годы Великой Отечественной войны.

    Прав был Александр Сергеевич:
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознесся выше он главою непокорной
    Александрийского столпа.
    1. 0
      7 сентября 2021 05:15
      Цитата: ROSS 42
      Оказывается вседозволенность, абсолютная власть и безнаказанность, - вот он истинный источник самодурства.

      Логично , что там , где не работает Закон - процветают "понятия".
      Хотя нужно учитывать и то , что в период крепостничества законы были соответствующими ,потому и нравы помещиков - весьма "своеобразными"...
      1. +3
        7 сентября 2021 07:33
        Цитата: ПиК
        что в период крепостничества законы были соответствующими ,потому и нравы помещиков - весьма "своеобразными"...

        Салтычихе это номер не прошёл:
        Решением Сената и императрицы Екатерины Второй в 1768 году была лишена достоинства столбовой дворянки и приговорена к смертной казни, но позже мера наказания была изменена на пожизненное заключение в монастырской тюрьме, где осуждённая и умерла

        Представляю себе каких-нибудь «новых русских господ», чья халатность и безалаберность привела к гибели людей где-то на Саяно-Шушенской ГЭС...Или при аварии на руднике «Мирный»...Или при пожаре в «Зимней вишне»...Или при пожаре в «Хромой лошади»...Или при пожаре в хосписах...
        1. +7
          7 сентября 2021 09:06
          Цитата:
          "Салтычихе это номер не прошёл"

          Салтычиха, все же, стала, исключением из правил. При расследовании ее деятельности раскрылась такая "адская бездна", а окружавшие Екатерину II аристократы были так недовольны, что испуганная императрица запретила крестьянам подавать жалобы на своих помещиков.
          1. +4
            7 сентября 2021 12:27
            Салтычиха, все же, стала, исключением из правил.
            Совершенно верно! Так, например, петербуржская "салтычиха", Агафоклея Полторацкая, выделявшаяся своим жестоким отношением к крепостным, не получила даже общественного осуждения.
            Спасибо, Валерий!
            1. +3
              8 сентября 2021 12:42
              Спасибо, Валерий!

              Присоединюсь! Очень рад!
              Утверждали, что Минкина и её сын были изображены на иконе собора села Грузино – под видом Девы Марии и младенца Иисуса.

              Истинная правда! yes
    2. +3
      7 сентября 2021 11:08
      Абсолютная власть и развращает абсолютно!
      1. +5
        8 сентября 2021 12:51
        Абсолютная власть и развращает абсолютно!

        Струйский, кстати, Ваша тема, Вячеслав Олегович. Земляк-с! request Наверно, и остатки усадьбы сохранились - у Вас их много было. hi
        К слову, помещик-педофил Измайлов - племянник того самого Михаила Измайлова, любимца Петра III, который сдал своего патрона с потрохами, и получил за это орден Александра Невского и прочие плюшки. Так как этот хитрозадый дядюшка умер бездетным, рискну предположить, что племянник-извращенец унаследовал часть его состояния... request
  2. +12
    7 сентября 2021 04:43
    Доброе утро, друзья! smile
    Вот почитал о рачительном и заботливом помещике Аракчееве... Каменные дома с железной крышей для крестьян -- отлично! good
    А порка за мусор и грязь ещё лучше, я бы такое наказание и в нынешнее время ввёл. В деревне в каждом дворе машина, а то и две, до мусорных контейнеров полкилометра, так нет, скоты, пакеты с мусором по обочинам валяются, или в посадку завезут и бросят.
    Прав был Аракчеев -- пороть их надо, вечных холопов, им никакие революции не помогают, как сто лет назад жили по-свински, так и сейчас продолжают... со смартфоном в кармане. Тьфу!
    1. +8
      7 сентября 2021 05:19
      Далеко пойдёте... а если порка не поможет? what расстреливать будете?
      А если холопы бунтовать в ответ начнут... солдат на подавление мятежа будете присылать?
      А может сразу холопов сделать рабами и поселить в скотные дворы и не выпускать на улицу?... Какой простор мечты для помещиков современного розлива.
      С детей надо начинать в школах, инете, зомбоящике объясняя что мусорить нехорошо, что это плохо... а не толкать дурацкую рекламу всякой гадости.
      1. +1
        7 сентября 2021 05:23
        Перечитайте "Собачье сердце", почитайте некоторые комментарии на "политике" сайта. При советской власти учили только "хорошему, доброму, вечному", многих выучили, как Вы считаете?
        1. +4
          7 сентября 2021 05:32
          Собачье сердце мой любимый фильм, как и Мастер и Маргарита.
          Хорошо показан внутренний мир наших людей.
          Как сказал проффесор разруха не снаружи в домах и клозетах, разруха в умах людей.
          А если это так, то одними порками и расстрелами эту проблему не решить.
          Надо с младенческого возраста прививать человеку аккуратность и чистоплотность во всем стимулируя по Павлову выработанными рефлексами.
          90-е годы плохо сказались на нашей молодёжи, мы пожинаем сейчас плоды шоковой терапии народа тех лет.
          1. +9
            7 сентября 2021 11:29
            Воистину разруха в головах!
            Приведу такой пример: попал я в далеком 1991 году в деревню, где проживали немцы поволжья под городом Жирновск, что в Волгоградской области. К тому времени я только перешел в 10 класс (по старой системе - 9), а до этого времени проводил летние каникулы в деревне на Карельском перешейке, так что что такое деревня знал очень хорошо. Сказать что я испытал шок пройдясь по деревенской улице это не сказать ничего! Во первых ровная, отсыпанная щебенкой дорога, ни одной колдобины! Во вторых ровные, как по ниточке, аккуратные и высокие заборы (причем глухие), ни одного покосившегося, ни одного с выломанными штакетинами. В третьих чистые, обкошенные канавы вдоль дороги. И в четвертых идеальная чистота! Ни бумажки, ни бутылки, ни единого следа прохождения буренок, при условии что коров на пастбище я видел....
          2. +2
            7 сентября 2021 15:48
            Я именно книгу имел в виду. Фильм очень хорош, но любой, даже самый талантливый фильм, не сможет целиком и полностью раскрыть все нюансы Булгаковской книги.
        2. +2
          7 сентября 2021 05:53
          Константин. Эти перлы М.Булгакова разошлись мигом. И все к месту ине к месту,как попугаи стали их повторять.Швондеров стало во много крат больше.И шариковых не уменьшилось.Раньше мы были приучены мусор и окурки бросать в урны.Сейчас дорогая машина -пылесос каждый вечер убирает эту дрянь.Если чистая душа, а у нас она чистая,все добрые советы не идут впрок.
          1. +9
            7 сентября 2021 07:20
            Цитата: nikvic46
            Эти перлы М.Булгакова разошлись мигом.

            И очень мало кто понял, что главный отрицательный герой вовсе не Шарик, а очень интеллигентный профессор.
            1. +3
              7 сентября 2021 08:37
              Иван Оченков. То что профессор выглядел отрицательным героем,тут я с вами не согласен.Вообще Булгакова надо уметь читать.Взять "Белую гвардию". Либералы льют слезы по эмигрантам. И не один не вспомнит слова Чарноты Хлудову. Мол,хорошо,если тебя доведут до ближайшей комендатуры.А то ведь по дороге растерзают.И растерзали бы.Натворили такого...
              1. +4
                7 сентября 2021 08:45
                Цитата: nikvic46
                То что профессор выглядел отрицательным героем,тут я с вами не согласен.

                Выглядел и был немножко разные вещи.
                Кто из хорошего пса сделал плохого человека?
                Повесть-то об этом!
                1. +2
                  7 сентября 2021 08:49
                  Иан Оченков. Тут вы правы. Да и сам профессор признает,мол зачет такие операции,если каждая баба может это сделать.Здоровья.
              2. +1
                7 сентября 2021 14:57
                "по дороге растерзают"справедливости ради,прототипом Хлудова был Слащев,а его назначили преподавателем военной академии. Якобы его убийцу судил трибунал.
                О том,что Слащев - Хлудов читала на сайте
                1. -2
                  7 сентября 2021 16:01
                  Якобы его убийцу судил трибунал.

                  Именно якобы. Не было никакого приговора. Да и убийство наверняка было заказное. Начали со Слащёва, потом понеслось по накатанной.
                  1. +2
                    7 сентября 2021 16:17
                    Начали со Слащёва, потом понеслось по накатанной.


                    По накатанной? Не совсем. А маршал Говоров и генерал-лейтенант Шапкин, служившие у Колчака, почему-то не были репрессированы, советский генерал-лейтенант Крузе , бывший белогвардейский генерал .
                    1. +1
                      7 сентября 2021 16:20
                      Исключения только подчёркивают правило. Сколько было в Красной армии царских и "белых" офицеров и сколько осталось к 41-у году?
                      1. +4
                        7 сентября 2021 16:31
                        Сколько было в Красной армии царских и "белых" офицеров и сколько осталось к 41-у году

                        Много осталось, но только в основном те, кто не вступал в партию. Многие занимались политикой, поэтому и пострадали на волне чисток. Карбышев вступил в партию в 40-м, будучи генерал-лейтенантом, генерал-лейтенантом, в октябре 41-го, подал заявление Евгений Шиловский, а Говоров вступил в партию уже командующим Ленинградским фронтом. Показательна судьба комдива Юрия Саблина, ярого эсера, одного из лидеров эсеровского мятежа 6 июля. А два брата его чурались политике, один брат кинорежиссер, лауреат сталинских премий, фильм Константин Заслонов, его фильм. На Новодевичьем кладбище целая аллея бывших царских генералов, ставших советскими генералами.
                      2. -1
                        7 сентября 2021 16:46
                        Всё верно, но это опять единицы из общего числа.
                        На Новодевичьем кладбище целая аллея бывших царских генералов, ставших советскими генералами.

                        Нет там такой аллеи и никогда не было, это я знаю точно, потому как в своё время работал в Новодевичьем монастыре, а вот могила генерала Брусилова там есть.
                      3. +3
                        7 сентября 2021 16:55
                        Игнатьев, Зайончаковский, это навскидку, не вот прям специальная аллея, но почьи рядом.
                    2. +4
                      7 сентября 2021 19:33
                      А маршал Говоров и генерал-лейтенант Шапкин, служившие у Колчака, почему-то не были репрессированы, советский генерал-лейтенант Крузе , бывший белогвардейский генерал

                      Можно добавить одного врангелевского пулемётчика, впоследствии ставшем президентом АН СССР академика Александрова. Ирония судьбы - министр средмаша Славский, бывший боец Первой конной армии наверняка общался по служебным делам с Александровым вплоть до глубокой старости. А сам Александров вспоминал, что наибольший ужас он испытывал при атаке конницы Будённого.
            2. -3
              7 сентября 2021 15:59
              Иван hi , всё верно. Но там есть ещё один "интересный" нюанс -- "чёрного кобеля до бела не отмоешь" -- рабскую натуру переломить невозможно.
          2. -1
            7 сентября 2021 16:05
            Раньше мы были приучены мусор и окурки бросать в урны.

            Этому учат своих детей родители, а ежели они сами разбрасывают мусор где попало, то что же спрашивать с их детей.
            1. +2
              7 сентября 2021 18:01
              Цитата: Морской Кот
              Раньше мы были приучены мусор и окурки бросать в урны.

              Этому учат своих детей родители, а ежели они сами разбрасывают мусор где попало, то что же спрашивать с их детей.

              Тут Вы правы
          3. -1
            8 сентября 2021 22:06
            Цитата: nikvic46
            И шариковых не уменьшилось

            И Путин даже признался Жириновскому как-то, что и сам из семьи Шариковых...
        3. 0
          7 сентября 2021 06:44
          Цитата: Морской Кот
          При советской власти учили только "хорошему, доброму, вечному", многих выучили, как Вы считаете?

          очень многих, будем честны
          я помню тех советских людей
          90% которых были крестьянского корня
          холопы по-вашему
          и, кстати, учить то начали не на пустом месте

          обучение есть непрерывный процесс
          даже если мы говорим о личности
          а уж тем более, если мы говорим о народе
          если этот непрерывный процесс передачи знаний, традиций, культуры прерывается - жди культурных потрясений как минимум
        4. +2
          7 сентября 2021 06:52
          Цитата: Морской Кот
          При советской власти учили только "хорошему, доброму, вечному", многих выучили, как Вы считаете?

          при СССР не было такого скотства, не врите. и дети гуляли , не боясь педофилов. это "подарки" вашей деРЬмократии , начиная с перестройки до сего дня
          1. +1
            7 сентября 2021 07:17
            Чикатило и другие маньяки вам в помощь.
            1. +1
              7 сентября 2021 09:28
              их по пальцам руки можно было сосчитать, умник. за все время СССР.
              сейчас в каждом дворе. что сейчас на алтае- на одном висит 70 женщин. и он не один...
              1. -2
                7 сентября 2021 09:57
                их по пальцам руки можно было сосчитать, умник.

                Хамить не надо...В инете не забанен? Введи запрос "Маньяки в СССР". Далее по Лаврову.
                сейчас в каждом дворе.

                Ужас, как же ты живешь, болезный? Анурез не мучает?
                что сейчас на алтае- на одном висит 70 женщин.

                Так на ОДНОМ?
                и он не один...

                Мне твои слова как-то, ОБС.
                Что раньше убивали, что сейчас. В СССР и сек са и проституток не было, ага. Серийников скрывали, чтобы не будоражить такие вот не окрепшие умы.
                1. 0
                  7 сентября 2021 09:59
                  вот и считай сколько их было за все время СССР и сколько сейчас. ежели даже ввп мальчонку в пузико целует. задолбали вы, антисоветчики
                  1. +2
                    8 сентября 2021 10:09
                    ежели даже ввп мальчонку в пузико целует.

                    Понятно, бандерлог? У них эта тема в приоритете.
                    задолбали вы, антисоветчики

                    Да ладно? Не надо обожествлять. Недостатки были, есть и будут при любой системе управления.
                    вот и считай сколько их было за все время СССР и сколько сейчас.

                    А мне зачем? Это же вы утверждали, что маньяков в СССР не было? Я привел примеры, что были. Вот вы и докажите.
                    Итак, Маньяки в СССР - около 50 человек (те, кого нашли и осудили, латентных не беру), свыше 500 только доказанных жертв.
                2. 0
                  7 сентября 2021 10:11
                  на , наугад, сразу-
                  https://ria.ru/20190904/1558215976.html
                  https://imag.one/news/u-skopinskogo-manyaka-nashelsya-podrazhatel/9333672
                  https://www.amic.ru/news/407001/
                  дальше уже читать не хочется... а ты, кушай не обляпайся
                  1. +1
                    7 сентября 2021 11:12
                    Вам бы в местный архив ОК КПСС сходить. Посмотреть персональные дела коммунистов, рассматривавшихся на бюро ОК... ох, сколько там всего.
                    1. 0
                      7 сентября 2021 20:23
                      сорри за оффтоп, но ,Вячеслав, не хотите написать статью/цикл статей о борьбе Рима и Карфагена. та же просьба к Валерию Рыжову. все же авторский талант и знание истории у вас обоих есть. было бы здорово прочитать хорошо изложенные материал, а не сухое копирование википедии...
                      1. 0
                        8 сентября 2021 22:09
                        Цитата: Andy
                        не хотите написать статью/цикл статей о борьбе Рима и Карфагена

                        отличная идея! Особенно хотелось бы грамотно изложенный материал о значении в становлении Рима Сципиона Африканского!
                3. +3
                  7 сентября 2021 18:05
                  Коллега Околоточный, в целом Вы правы,но тыкать не следует. Простите,но - мой
                  1. +2
                    8 сентября 2021 09:58
                    Вера, не в обиде. Я ответил "воинствующему"...на его хамство, подставлять другую щеку, извините, не привык. "Товарисч" лезет в тему, в которой ни бум-бум. Пытается хамить и учить. А у вас верх взяли эмоции, а не правда. Мне от вас +.
                    1. -2
                      9 сентября 2021 06:44
                      Уважение заслужить нужно. И к тебе оно неприменимо
                      1. 0
                        9 сентября 2021 10:37
                        Я с таким водку не пью. С таким пить себя не уважать. Мои родственники, друзья и знакомые меня уважают. Мне этого с лихвой. На мой первый коммент было хамство с..вашей стороны:
                        их по пальцам руки можно было сосчитать, умник
                        . Ваш коммент? Так не плачьте как девочка и приводите факты. Я привел статистикой и количеством. Да, еще момент, часть маньяков СССР была изобличена уже во времена РФ. Они вошли в статистику в РФ.
                        А у вашей секты как нет аргументов, так следует переход на низкопробные интернетные мемы типа: "ВВП "целует в пузико, то есть педофил". Ну раз такой грамотный, то жду вашего обращения в СК по поводу педофилии ВВП. Если не будет, то вы обычный троль и болтун.
                      2. -2
                        9 сентября 2021 11:24
                        ОколГоточный, целование показывали по тв. Статистика по СССР -да, маньяки были. Но на порядки меньше чем сейчас. Хотя может такое как ты и нариков в Союзе видело-я вот нет.
                      3. 0
                        9 сентября 2021 12:26
                        Пустобрех обычный. Адьос.
                    2. 0
                      11 сентября 2021 06:12
                      Не ожидала такой реакции
          2. 0
            7 сентября 2021 15:44
            при СССР не было такого скотства,


            Правильно! laughing
            Ещё Воланд говорил: " Ну, уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! "(с)

            Одно удовольствие беседовать с публикой вроде Вас, что ни фраза, то чистый перл или цитата из классики. good
        5. +2
          7 сентября 2021 07:42
          К сожалению "освобожденные " Горбачевым враги коммунистов доказали ,что им не поможет никакое самое лучшее образование и воспитание . Одна их антисоветчина чего стоит "Совок ,совки ,шариковы ,вертухаи ", и никто в мировой истории до них так хамски ,быдляцки ,не оскорблял руководителей Государств ,как они оскорбляют Сталина .
          1. +4
            7 сентября 2021 16:09
            никто в мировой истории до них так хамски ,быдляцки ,не оскорблял руководителей Государств

            Ну, это Вы эмигрантскую литературу почитайте, того же Романа Гуля, куда там нынешним либерастам. laughing
        6. +6
          7 сентября 2021 15:17
          При советской власти учили только "хорошему, доброму, вечному", многих выучили, как Вы считаете

          Я, например, считаю очень многих, особенно первое поколение Советской власти, иначе бы не победили в той страшной войне. Я могу привести пример отношение к воспитанию на примере музыкальной культуры. С началом Великой Отечественной все наземные стройки в Москве были остановлены, только строилось метро и ...одно здание, музыкальный институт имени сестер Гнесиных. Такого количества музыкальных школ как у нас не было ни в одной стране. Да и самой читающей страной мы были, были...к сожалению. А фильмы и особенно мультфильмы умные родители показывают своим детям только советские.
        7. ANB
          +3
          8 сентября 2021 00:55
          . При советской власти учили только "хорошему, доброму, вечному", многих выучили, как Вы считаете?

          Если честно, то многих. В деревне моего дедушки мусора на улицах не было. Я до сих пор любой мусор в городе тащу до урны, даже если она далеко.
      2. +6
        7 сентября 2021 07:17
        Вспомнился анекдот.
        Заседание в Думе. Спикер говорит коллегам: - уважаемые депутаты, мы все уже не дурно заработали, и детям и внукам хватит, может пора и о народе подумать?
        - Да, душ по триста не помешало бы.
    2. +2
      7 сентября 2021 05:21
      Цитата: Морской Кот
      как сто лет назад жили по-свински, так и сейчас продолжают... со смартфоном в кармане

      Кто сказал, что гаджет это признак (мерило) разумности и цивилизованности ?

      Скорее напротив - "втыкая в телефон" ,"залипая" в приложениях , мы теряем признаки человечности...
    3. +8
      7 сентября 2021 05:25
      Истина где-то по середине Константин. Желание «гадить» - это больше от «внутренней нищеты». Наблюдал, людей педантов у которых пылинки в доме не найдёшь, зато за углом «свинья в ужас прийдет»! Причём это касается и городских, и деревенских! Без разницы.
      1. +4
        7 сентября 2021 15:07
        "пылинки в доме не найдешь"вчера возле своего подьезда(твердого знака нет),мне на голову выдели суп. Возможно,ктт- то помнит из детства:"Денискины рассказы"? Я была так же "рада"
        1. +2
          7 сентября 2021 15:59
          "Твердый знак" есть. Нужно чуть подольше задержать палец на "мягком" hi
          1. +2
            7 сентября 2021 16:11
            В следующий раз попробую
        2. +1
          7 сентября 2021 19:41
          В "Денискиных рассказах" была манная каша с горчицей
          1. 0
            11 сентября 2021 06:15
            Хоть с горчицей,хоть без,а приятного в этом нет
    4. +4
      7 сентября 2021 06:51
      Нынешний реестр прегрешений может мусором не ограничиться. Ничего. Цифровизация список холопов поможет аккуратно составить. А чтобы ухо слово не резало назвать иначе, например, средним классом. А параграф статьи для каждого найдётся.
    5. +3
      7 сентября 2021 07:40
      Цитата: Морской Кот
      Прав был Аракчеев -- пороть их надо, вечных холопов, им никакие революции не помогают, как сто лет назад жили по-свински, так и сейчас продолжают... со смартфоном в кармане. Тьфу!

      В деревнях всю жизнь мусор сжигали в печах. Спросите у любого, кто жил в деревне в советские времена. Иное дело, когда диоксиды при сжигании пластика отравляют воздух, а главы поселений так и не придумали методы утилизации мусора. Дело тут не в сельских или вечных холопах, а в воспитании. Много лет назад соседка решила просто выставлять пакеты с мусором возле мусоропровода. Я вывалил их ей под дверь и всё стало нормально. А вчера мусор оставили возле подъезда. Видимо ребёнок побоялся ночью (вечером) дойти до баков, а родителям было «ну, просто некогда»...
      1. +2
        7 сентября 2021 10:29
        У нас мусор высыпали в грязь, чтоб в будущем дорога была.
        В ту пору политиленового мусора не было, а сейчас пакетов... Море и океян
    6. +3
      7 сентября 2021 09:09
      Костя, утро доброе. По поводу свинства согласен :если 1-2 "берёзовый кашой" угостить. Помнишь, как Шурик воспитывал? Такой грязнуля век будет помнить
    7. +4
      7 сентября 2021 10:09
      Цитата: Морской Кот
      В деревне в каждом дворе машина, а то и две, до мусорных контейнеров полкилометра, так нет, скоты,

      В городах контейнеры поближе будут и живут там не скоты, а все сплошь интеллигенты в -надцатом поколении, но страшно подумать, что будет, если дворники хоть на сутки на работу не выйдут...
      1. +5
        7 сентября 2021 11:07
        По одной из версий, первым тех же немцев стал приучать к чистоте некий Ульрих V Швабский - в 15-м веке. Издал указ, согласно которому если сосед замусорил территорию у дома - штраф
        не только ему, но и соседям. Но, если соседи вовремя донесут - штраф только лентяю и грязнуле. И все тут же стали на всех доносить, чтобы на деньги не попасть. И, зная, что соседи донесут, "вылизывали" свою территорию. А потом этот опыт перенесли на другие германские земли. Стали ещё и часть штрафов доносчикам отдавать - тут уж, как понимаете, совсем весело стало.
        Кстати, в Европе люди до сих пор соседей страшно боятся: улыбаются друг другу, но чуть что - звонят. Мол, воду в унитазе в 2 часа ночи сливали и спать мешали (серьезно, это в ряде стран основание для жалобы). А за три предупреждения из квартиры могут выселить.
        1. +4
          7 сентября 2021 11:14
          Цитата: ВлР
          Издал указ, согласно которому если сосед замусорил территорию у дома - штраф
          не только ему, но и соседям. НО если соседи вовремя донесут - штраф только лентяю и грязнуле.

          Штрафы всегда действуют доходчивее, нежели словесное убеждение и воспитание. Но стоит только человеку вырваться за юрисдикцию штрафов и без воспитания он превращается в ... животное. А посему нужно действовать сразу "добрым словом и пистолетом", а не чем-то одним.
        2. +7
          7 сентября 2021 11:46
          Цитата: ВлР
          воду в унитазе в 2 часа ночи сливали и спать мешали (серьезно, это в ряде стран основание для жалобы)

          По крайней мере в Швейцарии так.
          Что же касается мусора, то тут мне кажется нужно копать глубже - еще в неолит. wassat Наша цивилизация стало городской только в ХХ веке и то окончательно во второй половине ХХв и большая часть современного населения российских городов - это потомки крестьян с их своеобразным крестьянским мировоззрением, а в крестьянском хозяйстве - мусора нет.
          Действительно а какой мусор в деревне? возьмем хотя бы до середины ХХв:
          Керамика - да, обычно с ее специальным выбрасыванием никто "не парился", чаще всего бросали в ямки на дорогах или просто оставляли где разбилась.
          Металл - крайне дорог, отправляли в переработку.
          Одежда/обувь - изнашивалась до самого конца, и была из органических материалов, так сказать вреда природе не наносила, даже если выкинули - истлеет.
          Пищевые отходы - в выгребную яму.
          Стекло стало распространятся во второй половине ХIХ века.
          Пластик - уже современное явление.
          Если житель деревни бросал под ближайший куст огрызок яблока или обглоданную кость, то он поступал вполне естественно и даже не задумывался об этом.
          Другое дело, когда он уже стал делать это в городе, где несколько иные условия существования. И это еще очень долго будет сохраняться: архетипы - вещь исключительно устойчивая. hi
        3. +4
          7 сентября 2021 12:12
          Цитата: ВлР
          А за три предупреждения из квартиры могут выселить.

          Правильно делают. А у нас ночь-полночь некоторым кажется, что они одни на этом свете. А ещё есть любители собак, но не любители их выгуливать. Поэтому даже наличие в квартире многоквартирного дома соседа-кошатника или собачатника просто игнорируется.
          Еще некоторым кажется, что музыка в салоне авто должна быть такой громкости, что двири должны открываться сами. А ночь предназначена именно для посиделок под окнами и для танцев под автомагнитолу.
          1. +2
            7 сентября 2021 18:24
            Мне сосед сверху так делал: на Новый год"гудел"до 5 утра,,часто магнитолу включал под окном
            Когда"малыш" приехал,я сразу на жаловалась.. "Малыш"(190 cм,вес 90кг),поcмотрел , как журавль на лягушку,и с пальца "выстрелил"ему в голову.
            Уже более года не шумит у меня под окном. Мы ВСЕ рады этому
    8. +7
      7 сентября 2021 13:39
      По поводу мусора.
      Это простые законы социологии.
      Если в обществе принято мусор выбрасывать в спец.место,то и все так поступают и отступление от общепринятых норм осуждается. Но если 5% общества, допустим выбрасывают мусор где им заблагорассудится,то через какое-то время так будут поступать около 40% общества.
  3. +3
    7 сентября 2021 04:57
    Не много изменилось с того времени в России, многие вещи имеют другие формы, новые дворяне ведут себя также.
    1. +4
      7 сентября 2021 05:11
      Посмотрите как Жириновский раздавал народу тысячные купюры приговаривая о холопах... добрый Барин о народе печётся.
      А копнешь поглубже об этом барине за голову хватаешься... кто пишет нам законы.
    2. +3
      7 сентября 2021 05:21
      Цитата: Пессимист22
      Не много изменилось с того времени в России, многие вещи имеют другие формы, новые дворяне ведут себя также.

      А Вы их по старине- на вилы! laughing
      1. +1
        7 сентября 2021 05:32
        Цитата: Коте пане Коханка
        А Вы их по старине- на вилы!


        Ага , вместе с этим персонажем , а заодно на пару с ним ( feel ) и "красного петуха" барину подпустите bully

        1. +3
          7 сентября 2021 06:03
          Цитата: ПиК
          "красного петуха" барину подпустите

          Тоже вариант!!! laughing
          Можно посто по пролетарски «кирпичем в окно» и тикать!!! wassat
        2. +3
          7 сентября 2021 16:14
          Цитата: ПиК
          и "красного петуха" барину подпустите

          Кхм... словосочетание красный петух в сочетании с этой фотографией заиграло новыми красками. smile
  4. +5
    7 сентября 2021 06:05
    Да уж .. так и хочется сказать: " о времена, о нравы" ..
    В принципе, главный герой этой истории жил по законам своего времени, так что вопросы все таки не к нему, а к той эпохе ..
    Хорошая, интересная статья, хорошая зарисовка.
    1. +5
      7 сентября 2021 10:22
      Цитата: Van 16
      вопросы все таки не к нему, а к той эпохе

      Творцом и блюстителем неизменности которой герой статьи и являлся, по сути. Так что все мерзости, которые описаны автором в статье, в том числе и на совести Аракчеева, который страстно поддерживал и со всей присущей ему энергией эти порядки охранял.
      1. +3
        7 сентября 2021 12:15
        Поддержу Михаила!
        Хотя все познаётся в сравнении, что лучше Казанова и Аракчеев или Победоносцев, который не допускал близости даже с супругой!
        Да уж честно, стоит почитать о жизни Толстова. Особенно о его сексуальных отношениях с супругой!!!
        Хотя, что брать с человека, которого в свое время выгнали из Казанского университета по причине чрезмерного увлечения хомячками! laughing
        Выводы уж лучше «крестьянок», чем «крестьян» или )). feel
        1. +2
          7 сентября 2021 13:21
          Плохо и отвратительно не то, какую жизнь вёл лично Аракчеев. Пусть бы хоть каждый день по новой девственнице огуливал и по одному мужику на конюшне до смерти порол - я бы и слова не сказал, если бы он при этом всем остальным делать такое запретил и строго карал за нарушение. С утра встал, испортил очередную девку, выпорол мужика, пусть даже лично - просто так, ради развлечения - и пошел вершить государственные дела. И если при этом больше в государстве его стараниями НИКТО такого себе больше не позволял бы, я считал бы, что он молодец и достоин самой лучшей памяти потомков. Триста шестьдесят пять уестествлённых девок и столько же выпоротых мужиков в год - всего-то. От банального гриппа в те времена людей погибало в разы больше.
          Но было иначе. Он и сам творил непотребство и другим позволял. А ведь если каждый помещик только одну девку в год огуляет и одного мужика до смерти запорет - уже в год выходит несколько десятков тысяч по всей стране. К тому же многие на одном разе в год не останавливались и количество таких жертв исчислялось по всей России сотнями, если не тысячами каждый день.
          Он знал что и как в стране происходит - знал, не сомневайтесь. Знал, одобрял и считал, что именно так и нужно. И все свои способности государственного деятеля он направил на то, чтобы так было и впредь.
          1. +3
            7 сентября 2021 16:33
            Цитата: Хозяин Трилобита
            Он знал что и как в стране происходит - знал, не сомневайтесь. Знал, одобрял и считал, что именно так и нужно. И все свои способности государственного деятеля он направил на то, чтобы так было и впредь.

            Наш герой, очень противоречивая личность. Возможно стоит взять чистый лист поманит поделить на два столбца и написать его достоинства и недостатки.
            Думаю занятная получится картина.
  5. +5
    7 сентября 2021 06:32
    Александр Васильевич Суворов, например? Известно, что в принадлежавших ему деревнях подходящих по возрасту парней и девушек раз в год выстраивали в шеренги по росту и отправляли под венец согласно «строевому номеру». Мнение будущих супругов никого не интересовало.
    Этому кому известно стало? Из баек-анекдотов о Суворове? smile
    1. 0
      7 сентября 2021 06:46
      Цитата: parusnik
      Этому кому известно стало? Из баек-анекдотов о Суворове?

      зато сейчас исключительно по любви брачуются
      то-то институт брака окреп за последние десятилетия
      1. -2
        7 сентября 2021 07:19
        Цитата: Наводлом
        зато сейчас исключительно по любви брачуются
        то-то институт брака окреп за последние десятилетия

        Хорошее дело , браком не назовут no wassat
    2. +1
      7 сентября 2021 09:21
      Вы считаете Суворова - великого полководца и потомственного дворянина эпохи Екатерины II и Павла I "крестьянофилом"? С какой стати он, с детства воспитанный в абсолютной уверенности в том, что крепостное право, продажа людей с деревнями и землей и по отдельности, порки на конюшнях и прочее - вполне нормальное и естественное явление, должен был очень уж сильно отличаться от современников? Если даже и Пушкина ничто из перечисленного очень уж сильно не возмущало? Сам Болдино продал.
      Другое дело, что Суворов мало жил в деревнях, и особенно тамошними делами не интересовался (в отличие от того же любителя малолетних девочек Измайлова, садиста Струйского, театрала и любителя БДСМ Юсупова, которые от безделья с жиру бесились). Главное, чтобы деньги вовремя поступали.
      1. +1
        7 сентября 2021 09:49
        вы сами себе противоречите. то у Суворова, то он мало жил и не интересовался... вы ему еще в упрек поставьте что Маркса не читал... крепостной строй по всей стране. он солдат или крепостных запарывал? факты пожалуйста.
        1. +4
          7 сентября 2021 10:21
          Да никакого противоречия. Суворов был помещиком, имел крепостных, которые обеспечивали его самого и его семью. Никакого особенного сочувствия к "тяжелой доле" крестьян он не выказывал, но и садистом или извращенцем, как некоторые другие не был. Чистый прагматизм. Человек своего времени.
      2. +3
        7 сентября 2021 18:28
        Вы считаете Суворова - великого полководца и потомственного дворянина эпохи Екатерины II и Павла I "крестьянофилом"?
        Нет...тут почитал комментарии почитал, тему Суворов и крестьяне разобрали подробно, добавить особо нечего, разве что у Суворова и театр был из крепостных, на уровне сельской самодеятельности и хор и он сам в хоре пел. Просто байки надоели, то Суворов геноцид ногайского народа устроил, то подавлял восстание Пугачева( о его участии в этом деле хорошо сказала Екатерина), то "кровавую" резню в Варшаве устроил.Покоробило то что А.В.Суворов, в один ряд с реальными самодурами поставлен,не был он таким, с причудами, но в измывательствах замечен не был. А приведённый Вами случай, возможно и имел место быть, но не носил системный характер. И скорее , дело было так, приехал в одно из имений, выслушал как дела, узнал, что много не женатых, рассусоливать не любил, построил и поженил,раз без барина не можете.
  6. 0
    7 сентября 2021 07:44
    А портрет Минкиной - хорош.
    Могут что прочитать знатоки душ человеческих по этому лицу?
    1. 0
      7 сентября 2021 08:06
      Цитата: Korsar4
      А портрет Минкиной - хорош.
      Могут что прочитать знатоки душ человеческих по этому лицу?


      Учитывая , что художник , это Творец , видящий натуру по-своему , иногда очень своеобразно , не стоит судить о сути человека по картине yes .

      Тоже , портрет.

      1. +2
        7 сентября 2021 08:34
        Принц Флоризель и Клетчатого узнал, и в портрете женщину разглядел.

        Здесь же инструкцию читать следовало как шляпку носить.

        А в портрете Минкиной на поверхности злобы особой не видно. А внутрь кто заглянет.
    2. 0
      7 сентября 2021 18:38
      Я прочла:"изнеженная цыганка". Хотя признаю: она была красивая
      Р.
      S
      Коллеги,мое мнение:на конкурсах красоты,главными судьями должны быть ЖЕНЩИНЫ. Мы ревнивы,но в глубине души умеем отличать настоящую красоту,но не всегда это признаем
      1. +1
        7 сентября 2021 18:41
        Представил шкалу цыганок: от изнеженных до изможденных.
  7. +1
    7 сентября 2021 08:22
    Рассказывая об Аракчееве-помещике, все авторы неизменно подчёркивают его бесчеловечное отношение к крепостным.
    . "… а кто не пьет? Назови! Нет, я жду!" (с)
    Любопытно, что даже император Александр I во время посещений Грузино не брезговал садиться с пассией Аракчеева за один стол.
    Довольно приличная компания:отцеубийца, в обществе прости ..господи.. smile
    1. +2
      7 сентября 2021 09:09
      "… а кто не пьет? Назови! Нет, я жду!"

      Как там оправдывались "братки" 90-х?
      "Не мы такие, жизнь такая"
      smile
      1. +3
        7 сентября 2021 10:26
        "Не мы такие, жизнь такая"
        ..Тот же упомянутый Вами А.В.Суворов,был ярым крепостником,но он считал, помещик, должен заботиться о своих крестьянах,радеть о них, и таким образом, крестьяне ,будут приумножать благосостояние владельца.О его отмене , он и не думал.Но таких радетельных помещиков,были единицы.Правящий класс,крепостное право устраивало.Были братками,что хотели ,то и творили.
  8. +2
    7 сентября 2021 08:31
    Аракчеев был очень строгим человеком. И это еще мягко сказано. При царе Павле за любую провинность могли с конвоем сослать в Сибирь. Много народа было сослано.И это задолго до декабристов.
  9. -1
    7 сентября 2021 09:04
    Я весь объехал белый свет,
    Зрел Лондон, Лиссабон, Рим, Трою,
    Дивился многому умом,
    Но только в Грузине одном —
    Был счастлив сердцем и душою
    И сожалел, что не Поэт!,


    это писали пораженные великолепным архитектурным ансамблем современнники Аракчеева.

    Прекрасен был чудесный парк, где была сложная система каналов, шлюзы, пруды, искусственные острова, к каждому — мост.

    Бесконечно жаль, что памятник был разграблен после ВОР и совсем утрачен после ВОВ.

    Впрочем, сотни великолепных уникальных усадеб разрушено после ВОРа и там , где никакой войны не было и впомине (Владимирщина, Рязанщина и пр) , но как будто она прошла-страшные картины разорения достояния России (сотни красивейших усадеб) есть в тысячах свидетельств и документов.

    Дошедшие до нас душераздирающие истории, повествующие об извращениях и всевозможных «сиятельств» и «превосходительств» – лишь верхушка айсберга

    Это, в целом, закончилось с отменой крепостного права, но пышным цветом расцвело после ВОРа: хорошо, что автор упомянул Булгакова: знаменитый бал сатаны был списан им с оргий в особняке наркома просвещения Луначарского , где развлекалась верхушка.

    О нравах высшего советского чиновничества в 1930-е (когда граждане страны тяжко трудились, голодали и умирали) в ЦИК (высший орган власти СССР) ближайшая родственница Сталина Мария Сванидзе: «гнездо разложения морали, нравов и быта»....

    Руководили им два любителя молодых девушек- председатель ЦИК Калинин (по сегодняшнему президент) и секретарь ЦИК Енукидзе , старый друг Сталина с царских доВОРовских времен, крестный его жены.

    Мария Сванидзе об Енукидзе:
    «Енукидзе отличался особой распущенностью. Будучи сам развратен и сластолюбив, он смрадил все вокруг себя: ему доставляло наслаждение сводничество, разлад семьи, обольщение девочек..
    Имея в своих руках все блага жизни, недостижимые для остальных , он использовал все это для личных грязных целей, покупая женщин и девушек. Использовал власть для удовлетворения личных низменных интересов.

    С каждым годом Авель переходил на все более и более юных, и наконец докатился до девочек 9-11 лет, развращая их воображение, растлевая их, если не физически, то морально».

    Калинин был "шефом" Большого театра, откуда они с Енукидзе приглашали на "беседы" понравившихся юных балерин. Страшна судьба тех, кто отказывался

    Любили "беседы" с балеринами Тухачевский, Карахан, Ворошилов и пр...
    1. +7
      7 сентября 2021 09:44
      Ну, это сейчас "балерина" - уважаемая профессия. А раньше это слово было синонимом великосветской ... путаны. Кшесинскую Александр III лично для будущего Николая II выбрал исключительно в качестве "лекарства от прыщей" (но девица не промах оказалась).
      А вот как о балеринах писал Чехов в рассказе "Современные молитвы":
      "Терпсихоре, музе танцев. - Наполни первые ряды плешивыми, беззубыми старцами, разожги их холодную кровь! Упраздни драму, комедию и трагедию и реставрируй древнюю славу балета! Голос из публики: Канкан! Выходи на середину!"
      Так что советские вожди-балетоманы были лишь "продолжателями традиций"
      1. -5
        7 сентября 2021 11:26
        Цитата: ВлР
        Кшесинскую Александр III лично для будущего Николая II выбрал исключительно в качестве "лекарства от прыщей"

        не соглашусь: мой прадед прекрасно знал ее лично и рассказывал о ней только хорошее-это была величайшая талантливая труженница, замечательная и заботливая мать, дорожившая семейным счастьем и уютом.

        Без всяких поддержек, она выжила в эмиграции, открыла свою балетную школу, в 1921 г вышла замуж за Андрея Владимировича и прожила в браке многие десятилетия

        Так что советские вожди-балетоманы были лишь "продолжателями традиций"

        понять-простить енукидзов и старост?
        1. +1
          7 сентября 2021 19:48
          мой прадед прекрасно знал ее лично и рассказывал о ней только хорошее-это была величайшая талантливая труженница, замечательная и заботливая мать, дорожившая семейным счастьем и уютом.

          А вот её современник, академик-кораблестроитель А.Н. Крылов в своих воспоминаниях о ней пишет несколько иное.
          1. -3
            8 сентября 2021 09:29
            Цитата: Авиатор_
            А вот её современник, академик-кораблестроитель А.Н. Крылов в своих воспоминаниях о ней пишет несколько иное.

            если не дошло с первого раза: мой прадед тоже ее современник и прекрасно знал ее лично и намного лучше "академиков" и авторов.

            Ему и доверяю
            1. 0
              8 сентября 2021 10:24
              Цитата: Ольгович
              если не дошло с первого раза: мой прадед тоже ее современник и прекрасно знал ее лично и намного лучше "академиков" и авторов.

              Помнится, вы писали, что ваши предки были крестьянами - опорой империи. Ума не приложу где ваш прадед - крестьянин смог свести знакомство с МК?
              1. -2
                8 сентября 2021 12:04
                Цитата: АК1972
                Помнится, вы писали, что ваши предки были крестьянами - опорой империи. Ума не приложу где ваш прадед - крестьянин смог свести знакомство с МК?

                крестьяне и мещане.

                Россия -свободная страна возможностей! yes
    2. +5
      7 сентября 2021 12:45
      *списан им с оргий в особняке наркома просвещения "об этом сообщалось в газетах :" сегодня в доме Луночарского состоится оргия. Все желающие должны подойти к 18.00"? Так получается, а иначе откуда Булгаков мог знать
      1. -8
        7 сентября 2021 13:15
        Цитата: vladcub
        Так получается, а иначе откуда Булгаков мог знать

        он там был
  10. +7
    7 сентября 2021 09:55
    Александр Васильевич Суворов, например? Известно, что в принадлежавших ему деревнях подходящих по возрасту парней и девушек раз в год выстраивали в шеренги по росту и отправляли под венец согласно «строевому номеру». Мнение будущих супругов никого не интересовало.
    Сатрап Суворов А.В. laughing Ну, что ж.."Сатрап" А.В.Суворов перевел своих крестьян с натурального оброка на денежный,размер оброка был минимальный и составлял примерно 3-4 рубля ежегодно с каждой души.Зато в свободное пользование крестьянам отдавались угодья, леса и реки, где люди могли работать, ловить рыбу, охотиться и так далее.В его записках под названием "Причины упадка крестьянского хозяйства" и в письмах к друзьям можно найти немало упоминаний о мерах, которые были предприняты для поддержки крестьян в сложных ситуациях. Суворов очень серьезно относился к такому показателю, как рождаемость, а здоровью детей уделял особое внимание. Мало кто знает, но именно Суворов ввел практику "отцовского капитала". Когда крепостной крестьянин женился, помещик презентовал ему десять рублей из собственных накоплений. Также есть распоряжения Суворова об оказании детям необходимой медицинской помощи. Вот таким "сатрапом" был полководец. А Вы его на одну ступеньку с Аракчеевым ставите.То о чем Вы пишите, мол выстраивал, может и имело под собой почву.Но на то у Суворова были основания.Не любил,Александра Васильевич,когда из его имений , крестьянам "лбы брили",требовал, что бы "обчество" покупало рекрутов на стороне.Как - то узнав,что "обчество" решило сдать в рекруты "бобыля" - не женатого, приказал,женить, обеспечить "хозяйством", а рекрута купить не из его имений.Но "уложений о наказаниях" для крестьян не писал. Конечно,Суворов, человек своего времени,свои "тараканы" в голове были, но сравнивать с Аракчеевым,как то не корректно.
    1. +4
      7 сентября 2021 10:13
      Да, я немного выше писал, что Суворов - был человеком своего времени, считал крепостное право - нормальным и естественным явлением, жестоким и бесчеловечным крепостником не был, но и считать его образцом гуманизма в отношении крестьян нет оснований. Да и вообще, особенно вникать в хозяйственные дела времени у него не было.
      1. +5
        7 сентября 2021 11:04
        Когда было у него свободное время , вникал, не написал бы тогда своих "Записок.." Почему же нет оснований?Они, же строем не ходили на работу. Хотя без наказаний не обходилось.Провинившихся крестьян Суворов наказывал по тем временам весьма умеренно. Наказания были такие: "словесно усовещевать", сажать на хлеб и воду; сечь по рассмотрении вины розгами. "Профилактических" порок Суворов не практиковал. Сек вообще редко: только за кражи, раскольничество и небрежное отношение родителей к детям. "Небрежных отцов должно сечь нещадно в мирском кругу, а мужья - те с их женами управятся сами".Инвалиды и старики получали от него пенсию - 6 -10 рублей в год. Даже своих отслуживших лошадей Александр Васильевич содержал "за верную службу в отставке на пенсии", или дешево продавал крестьянам, "но Боже избавь, не с тем, чтобы заездить".Суворов любил вникать во все подробности быта крестьян, подобно тому как в армии не упускал ни одну мелочь солдатской жизни. Конечно, Суворов был барин и заботу о крестьянах осуществлял по-барски ( а иначе не мог,барин):конечно, его беспокоило прежде всего благосостояние поместья, а не нужды мужика, но и понимал, что от нужд мужика,зависит благосостояние поместья. Но та доля человечности, которую допускали тогдашние представления о взаимоотношениях помещиков и "рабов", была неизменно присуща всем его распоряжениям.Для своего времени, вполне подходит, как образец г "барского"-гуманиста.Опять же, Суворов, не писал "Правил о свадьбах", не запрещал, мужикам петь и плясать.Именно "Правилами" регламентировано все то ,о чем Вы указали в статье,но почему-то на них не сослались.
        1. +1
          7 сентября 2021 15:40
          Суворов в дела своих имений не вникал, а, скажем так, иногда, когда появлялось время (очень нечасто) "проявлял некоторое внимание". Да и не мог постоянно в хозяйственные дела вникать - с его то жизнью. Вот в солдатский быт вникал и старался по мере сил бороться против злоупотреблений тех же воров-интендантов и подворовывавших у собственных солдат офицеров. Боеготовность и снабжение войск, состояние личного состава вверенных ему подразделений - вот это было для него, действительно, важно, на это он время не жалел.
          1. -1
            7 сентября 2021 17:44
            "на это он время не жалел" Валерий, без обид, Суворов не представл себе жизни без армии. Так что Вы пальцем в небо попали
  11. +4
    7 сентября 2021 11:03
    " безчеловечное отношение к крепостным" с точки зрения сегодняшнего дня - зверство, а для той поры почти обыденность.
  12. +8
    7 сентября 2021 11:21
    На примере имения Аракчеева, можно увидеть какой именно он хотел видеть Россию, и именно такую Россию он и строил, находясь в Петербурге возле царя.
    Вам нравятся порядки Аракчеева в Грузино, уважаемые коллеги? Хотели бы жить в таком имении? Я что-то не очень, если честно.
    "Ручное управление", тотальный контроль за всеми аспектами жизни, полное бесправие подавляющего большинства населения и абсолютная вседозволенность власть имущих. Из доступных развлечений для народа только церковь, даже кабак отсутствует. Школа для мальчиков - интересно, чему их там учили? Ну а девочек и учить не надо - чему надо сами научатся. Самых симпатичных барин учить будет лично.
    Нет, коллеги, меня реально душит злоба, когда думаю о той России, "которую мы потеряли". Вот она - в имении Аракчеева вся. Представляю себя на месте крестьянина, глядящего на этот господский дом, парк, пристань, эти долбанные каменные крестьянские дома, в которых и зимой, и летом постоянно влажно и холодно, но "барин приказал", эту церковь, в которой жирный поп учит христанской любви и нестяжательству, а сам вдвое толще любого прихожанина... И, знаете, я прекрасно понимаю желание этого крестьянина всё на хрен тут сжечь, сломать и растоптать, чтобы никогда и не вспомнить о том, что тут происходило в течение веков.
    Чтоб ничто не напоминало, как развращали и насиловали в барском доме его сестру, а теперь поглядывают на дочь, как запороли насмерть на конюшне его брата, как самого его мордовал мальчишка-приказчик за валяющийся напротив его дома окурок, который сам же этот прыщ плюгавый только что и бросил...
    И этот самый Аракчеев - он и есть квинтэссенция всего этого ужаса и мерзости, их устроитель и главный охранитель. Он тот, кто направил Россию по тому пути, что приведет её к развалу и миллионным жертвам.
    Как хотите, а положительным героем я его считать не могу и не буду ни в каком смысле.
    1. +5
      7 сентября 2021 13:11
      Михаил! Только не говорите,что опять! Ответ постараюсь вечером Вам написать.
      По поводу Аракчеева. Нельзя судить о человеке и его поступках спустя 200 лет и совершенно с другой моралью.
      Кутузов,если смотреть из сегодняшнего далека,тоже педофил.
      Природа решает,когда из девочки появляется женщина,а общесто,исходя из только им понятным посылам,решает когда можно вступать в брак и т.д.
      Давайте начнем осуждать первобытного человека!
      BLM, по русски баламуты,действуя деструктивно, пересматривают фактически моральные принципы. Нет смысла им уподобляться.
      Всё что было осталось в прошлом. Уроки извлечь из истории это святое. Но нельзя подвергать его ревизии.
      1. +5
        7 сентября 2021 13:50
        Да я, собственно, не про мораль говорил, хотя в начале XIX в. общественная мораль уже в значительной степени напоминала нашу современную. Это не XIII в. и даже не XVIII - эпоха просвещения уже дала свои плоды и они уже достаточно плотно укоренились в среде культурно развитого населения (дворянство, аристократия, интеллигенция), к коим относились и все поименованные в статье вельможи.
        Я больше про политику.
        Аракчеев строил свою Россию, а какой она должна была быть по его мнению - наглядно демонстрируют порядки в Грузино. Я Аракчеева осуждаю не за его личный "облико морале", на это мне плевать - пожилой человек со своими странностями, чёрт бы с ним. Сидел бы в своём Грузино, обустраивал бы его как хочется - слова бы не сказал. Таких тогда тысячи были и у каждого своё представление о том как правильно жить.
        Я осуждаю его за то, что этот уже ретроградский, отживший своё, мёртвый, ведущий в никуда "облико морале" он, будучи у власти, насаждал по всей стране, позволял ему существовать и процветать, охранял его до последнего вздоха, с корнем вырывая для этого всё новое и прогрессивное, до чего мог дотянуться.
        И, повторюсь, именно он, на мой взгляд, поставил Россию на те рельсы, что привели её к катастрофе через сто лет в начале ХХ в.
        1. +1
          7 сентября 2021 15:26
          О как глубоко копнули! Значит я не совсем всё правильно понял.
          Во всё виноват Аракчеев! Наверное в этом что-то есть. У нас всё так хотят всё и сразу.
          1. +3
            7 сентября 2021 16:05
            Цитата: ee2100
            Во всё виноват Аракчеев!

            Отнюдь. Были ещё Бенкендорф, Победоносцев... Из этой троицы жупелов советской историографии в моём личном пантеоне зловредов Аракчеев занимает даже не первое место, которое я с большим отрывом оставляю за Победоносцевым. А Бенкендорф так вообще вполне симпатичный, по моему мнению, персонаж. smile Мне лично он более близок и по духу и по методам.
            Но из песни слов не выкинуть - Аракчеев, имея постоянный доступ к августейшему телу и существенное влияние на него, использовал эти свои возможности по гамбургскому счету не на пользу государству, а во вред ему, если брать итоговый баланс плюс-минус.
            Кроме него есть ещё масса персон, на которых также можно возложить часть вины за развал Российской империи, и чем ближе к смуте, тем доля этой вины, наверное, будет возрастать, но Аракчеев в этом списке должен быть обязательно. На очередной развилке истории именно он, хоть и не в первый и не в последний раз повернул телегу Российского государства на ту самую тупиковую дорожку, с которой она так и не смогла сойти до 1917 г.
            1. +2
              7 сентября 2021 18:21
              Хмм... Помнится не так давно мы обсуждали Капетингов и Вы ратовали за "дельность" некоторых последних представителей династии. Как по мне, эти персоны в той же мере причасты к системному кризису Средневековья, как Аракчеев, к катастрофе 1917 года.
              Михаил! hi
              1. +2
                7 сентября 2021 18:43
                Не вижу сходства, по честному сказать. Последние Капетинги, как и первые Валуа вполне соответствовали своей эпохе, не опережая её, но и не отставая, причем вторые в полной мере унаследовали как задачи, так и способы решения этих задач у первых.
                Выражаясь марксистским языком настройка полностью соответствовала базису, чего мы с очевидностью не наблюдаем в России XIX в.
                Социальные и экономические противоречия, приведшие в итоге к череде революций при Александре и Аракчееве впервые начали проявлять себя с очевидностью, но царем при непосредственном участии героя статьи был отвергнут путь реформ и взят путь на консервацию сложившегося порядка, приведший в итоге к совершенно плачевным результатам.
                О французских монархах такое тоже можно сказать, но только о Бурбонах, но никак не о Капетингах с Валуа.
                1. +2
                  7 сентября 2021 18:59
                  "Авиньонским пленением" ФилиппV заложил неверие в объединяющую силу, будем честны, при помощи клевретов. Уничтожением тамплиеров, разрушил логистический холдинг. Аукнолось через 30 лет. Причем, так аукнолось, что полЕвропы вымерло.
                  1. +3
                    7 сентября 2021 19:08
                    То есть, по-вашему, Реформация - следствие авиньонского пленения, а чума - разгрома тамплиеров?
                    Не знаю, по-моему, слишком уж смелые утверждения. Для меня более чем.
                    Раскройте мысль поподробнее, мне интересно.
                    1. +2
                      7 сентября 2021 19:17
                      В первом случае - да, во втором - нет.
                      1. +2
                        7 сентября 2021 19:47
                        Привет!
                        Фото тебе отправил
                      2. +1
                        7 сентября 2021 19:55
                        Спасибо, Александр!
                      3. +2
                        7 сентября 2021 20:52
                        Жду подробностей. smile hi
                      4. +1
                        7 сентября 2021 20:57
                        От меня, или Александра?
                2. +2
                  7 сентября 2021 19:42
                  Михаил, Вы путаете "хвост" с "собакой". Аракчеев - не политик и не самостоятельная фигура, а идеальный исполнитель. Не стрела определяет направление полета, а лучник который её посылает. И лучник здесь - Александр I. Аракчеев, между прочим, подготовил проект освобождения крестьян - Александр не заинтересовался. Аракчеев на коленях умолял Александра отказаться от организации военных поселений - и был в итоге назначен главным исполнителем. Аракчеев понимал, что Александр фактически этим назначением отправляет его на "гражданскую казнь", говорил об этом, в частности, Ермолову - и безропотно пошел, залез в чужую грязь по уши. И Александр тоже понимал, что прикрывается Аракчеевым - говорил об этом Клейнмихелю. Отношения были в этой паре такими: Александр говорил - Аракчеев делал. И остался в результате потом Александр "Благословенным", а Аракчеев - чудовищем. Об этом - в следующей статье.
                  1. +2
                    7 сентября 2021 21:02
                    Здесь готов поспорить. Александр выбрал и приблизил Аракчеева потому что тот был именно таким - недалёким, жестким, преданным и исполнительным ретроградом. То есть изначальный посыл исходил всё-таки от Аракчеева. Его характер и воззрения формировались не царём. Царём они только использовались. И в любом случае, лицо, находящееся на вершине властной пирамиды не могло не иметь самостоятельности в принятии решений.
                    1. -1
                      7 сентября 2021 21:06
                      Чиновник несогласный с проводимой политикой делает очень простую вещь-подает в отставку
                      1. +2
                        7 сентября 2021 21:21
                        Да вот такой характер был у Аракчеева - собачий. Абсолютная преданность хозяину. Согласен-не согласен, а будет делать, что приказано, причем добросовестно, изо всех сил. Потому и ценил его Александр: знал, что не предаст и не продаст. И пока Аракчеев рядом,
                        "янычары" душить не придут.
                      2. 0
                        7 сентября 2021 21:28
                        Оценку человеку и тем более политику дают не по словам и личным чаяниям,а по публичным делам.Гитлер вон тоже-вегетарианец,любитель животных,Вагнера и живописи в привате
                      3. +4
                        8 сентября 2021 15:48
                        и живописи в привате

                        Виктор, насчет живописи. Живопись любил и Аракчеев! wink В парке усадьбы Грузино был возведен отдельный павильон в честь благодетеля будущего "временщика" - Ивана Ивановича Мелиссино. По слухам... внутри он был расписан более, чем фривольными, озорными картинками! wink Естественно, павильон тоже не сохранился. sad К чести большевиков, они такие усадьбы (которые не успевали пожечь соседские вороватые пейзане в 1917-18-м) брали под охрану, и отдавали под благие цели. stop Усадьбу Грузино уничтожила уже Великая Отечественная война...
                    2. +4
                      8 сентября 2021 14:38
                      Александр выбрал и приблизил Аракчеева потому что тот был именно таким - недалёким, жестким, преданным и исполнительным ретроградом.

                      Михаил, первым приблизил Аракчеева таки Павел - как очень грамотного артиллерийского офицера. Титулы Алексей Андреевич тоже от Павла получил, кстати.
                      Ну, а то, что Александру понадобился именно такой "цепной пес"... Подождем продолжения!
                      Единственно, я добавлю - усадьбе Грузино должен быть очень благодарен Новгородский музей. Львы, стоящие перед входом - взяты из Грузина. Фотографировала моя, октябрь 2019 года.

                      А бюст Павла, стоящий в том же музее, тоже изначально занимал свое место в усадьбе. Был найден неким пейзанином после войны, году в 1947-м... и сдан в ларек приема металлов! Откуда его чудом успели спасти! hi
            2. +2
              7 сентября 2021 19:47
              Моё мнение,что Россия свернула не на тот путь раньше,а упомянутые Вами личности в т.ч. и Аракчеев силовыми методами пытались её туда возвернуть. Силком и через колено!
              1. +5
                8 сентября 2021 15:17
                а упомянутые Вами личности в т.ч. и Аракчеев силовыми методами пытались её туда возвернуть. Силком и через колено!

                После завершения войн с Наполеоном Александр занялся вполне себе папенькиными заботами - "выбиванием дурного духа из армии". А то, понимаш, насмотрелись на Европу.... По сравнению с ним деяния так не любимого отечественными историками Павла - просто мелкие шалости. drinks
        2. +1
          7 сентября 2021 17:52
          *что перевели её к катастрофе"Миш, тут мноого причин и один Аракчеев тут*герой*
      2. +2
        7 сентября 2021 16:23
        Цитата: ee2100
        По поводу Аракчеева. Нельзя судить о человеке и его поступках спустя 200 лет и совершенно с другой моралью.

        Тут дело не в другой морали, а в двойной морали. Граф Аракчеев был педантом и законником в отношении остальных, но в делах собственных считал себя выше законов. Словно два человека: граф и государственный деятель Аракчеев - отдельно, а помещик Аракчеев - отдельно.
        Нам ещё расскажут про расследование убийства Минкиной - там законом и порядком было слово графа, а не тот самый закон, который он должен был блюсти.
        1. 0
          7 сентября 2021 19:35
          Были законы и были понятия и эти категории равнозначны ,как и сейчас. Что не регламентирует закон,то регламентируют понятия.
          Из статьи видно, что Аракчеев к своим крестьянам относился в полне нормально.
          Нет смысла его уличать в двурушничестве
    2. +2
      7 сентября 2021 16:18
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Школа для мальчиков - интересно, чему их там учили?

      Из классов неслось жужжание голосов, хоровые выкрики. "Кто есть король? Светлое величество. Кто есть министры? Верные, не знающие сомнений…", "… И бог, наш создатель, сказал: "Прокляну". И проклял…", "… А ежели рожок дважды протрубит, рассыпаться по двое как бы цепью, опустив притом пики…", "…Когда же пытуемый впадает в беспамятство, испытание, не увлекаясь, прекратить…"

      Школа, думал Румата. Гнездо мудрости. Опора культуры…
      © АБС. ТББ.
  13. +5
    7 сентября 2021 11:38
    Цитата: Ольгович
    хорошо, что автор упомянул Булгакова: знаменитый бал сатаны был списан им с оргий в особняке наркома просвещения Луначарского

    По более популярной версии, этот бал - завуалированное описание официального приема в личной резиденции американского посла Уильяма Буллита - "Спасо–Хаус", 23 апреля 1935 года, на котором присутствовал Булгаков.
    Этот прием был назван "Фестивалем весны", Были приглашены ВСЕ представители зарубежных миссий, многие советские чиновники, и даже Булгаков каким-то образом - около 500 человек: вот каков размах мероприятия. Цель: "превзойти все, что видела Москва до или после Революции". Причем время начала этого фестиваля - полночь!
    Буллит докладывал Рузвельту:
    "Мы достали тысячу тюльпанов в Хельсинки, заставили до времени распуститься множество березок и устроили в одном конце столовой подобие колхоза с крестьянами, играющими на аккордеоне, танцовщиками и всяческими детскими штуками - птицами, козлятами и парой маленьких медвежат".

    На втором этаже устроили шашлычную с кавказскими танцами.
    А Вы говорите "скромняга" Луначарский! Вот кто в Москве тогда "по-взрослому отрывался".
    1. BAI
      +6
      7 сентября 2021 13:26
      Все расходы взял на себя сам посол – Уильям Буллит. На «Фестивале весны» было 500 приглашенных: как писал секретарь посольства, «все, кто имел значение в Москве, кроме Сталина». Вот как описываются события этой удивительной ночи в книге литературоведа и историка Александра Эткинда «Толкование путешествий» в главе «Подражание дьяволу: Уильям Буллит в истории Михаила Булгакова»: «Гости прибыли в полночь. Танцевали в зале с колоннами, с хор светили разноцветные прожектора. За сеткой порхали птицы. В углах столовой были выгоны с козлятами, овцами и медвежатами. По стенам – клетки с петухами, в три часа утра петухи запели. «Стиль рюсс», - насмешливо заканчивала описание этого приема жена Михаила Булгакова. Ее внимание было обращено на костюмы. Все, кроме военных, были во фраках. Выделялись одеждой большевики: Бухарин был старомодном сюртуке, Радек в туристском костюме, Бубнов в защитной форме. Был на балу и известный в дипломатической Москве стукач, «наше домашнее ГПУ», как звала его жена Бубнова, некий барон Штейгер, конечно, во фраке. У Булгакова фрака не было, и он пришел в черном костюме: его жена – в «исчерна-синем» вечернем платье с бледно-розовыми цветами. (…) Булгаков с красавицей-женой хотел уехать часа в три, но американцы не пустили. Как пишет в своем дневнике Елена Сергеевна Булгакова, «и секретари, и Файмонвилл (военный атташе) и Уорд были все время с нами. Около шести мы сели в их посольский кадиллак и поехали домой».


      Но Ольговича не переубедить. Он будет настаивать на версии Рене Буве, французского исследователя творчества Булгакова.
  14. +5
    7 сентября 2021 12:36
    "чтоб богатые женились на бедных" точ в точ по Бальзаминову :"Еслиб я был царь. Я бы велел: бедные женились на богатых"
    1. +3
      8 сентября 2021 15:53
      "чтоб богатые женились на бедных" точ в точ по Бальзаминову :"Еслиб я был царь. Я бы велел: бедные женились на богатых"

      Точно такая же мысль пришла при прочтении! drinks
  15. BAI
    +3
    7 сентября 2021 13:20
    Здесь для крестьян были построены каменные дома с железными крышами, которые требовалось содержать в чистоте и порядке.

    В прошлом году ездил в Суздаль. Между Суздалем и Юрьевым-Польским есть деревня (название забыл). Там 7 кирпичных домов (вот это запомнилось) дореволюционной постройки (легко определяются по кирпичу и архитектуре - оконные проемы). В прекрасном состоянии, люди живут до сих пор. Построили люди сами, без барской помощи.
  16. +1
    7 сентября 2021 14:30
    Коллеги,Валерий,добрый день.
    Сейчас появилась минута,чтоб написать отзыв.
    МЫ В ШОКЕ"обязательная прививка от оспы",а если бы тогда была:"корона"? Вряд ли появились бы уклонисты
  17. 0
    7 сентября 2021 14:46
    "представить:"10 аршин холста"- налог на бездетность. Мне бабушка рассказывала,что в Советском Союзе был такой налог.
    Сразу видно,что Аракчеев в медицине был слаб:зачатие ребенка - совместное"производство". В Новосибирске,знала женщину,она: 8 лет не имела ребенка. Муж ,армян ,всем говорил,,что она бесплодна. В действительности он был бесплодным.
    1. +5
      7 сентября 2021 14:58
      В СССР налог на бездетность был принят в конце 1941 года - сами понимаете, причину. 6% от зарплаты платили бездетные мужчины (все) от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет кроме тех, кто не мог иметь детей по состоянию здоровья.
      В принципе, я этот налог понять могу. Дело в том, что в России пенсионная система основана на принципе "солидарности поколений": работающие платят пенсию пенсионерам. То есть, грубо говоря, дети платят пенсию вырастившим их родителям. Если у человека нет детей, значит ему пенсию должны будут платить чужие дети. Поэтому у бездетные, по справедливости, должны отчислять в пенсионный фонд денег больше, чем те, у кого есть дети. Или - усыновлять брошенных детей.
      1. -1
        7 сентября 2021 16:21
        Я по поводу этого налога спорила с нашим завхозом:он заявил,что я повторяю бредни Солженицына.
        С сам гордится,что лично был знаком с Ельциным и сейчас хранит его портрет,а Путина ругает
      2. +2
        8 сентября 2021 06:39
        Налог этот был, технически, совершенно не обременительный, это не нынешние отчисления.
    2. BAI
      +2
      7 сентября 2021 15:37
      Мне бабушка рассказывала,что в Советском Союзе был такой налог.

      Да я сам его его платил, хотя даже и не дедушка. Ну ладно - холостяк. А каково было семьям, которые не могли иметь детей по медицинским показаниям? Это ведь надо было доказать, что по медицине, а не увиливаешь. Много людей тогда такие тесты делало? Просто платили и не афишировали проблему.
  18. +1
    7 сентября 2021 15:39
    Хорошая статья о нравах.
    раньше только случайно приходилось всречать намеки о гпремниках и публичных домах в имениях, не комильфо было вспоминать даже в СССР.
    А здесь упоминается массовость явления....
  19. +2
    7 сентября 2021 17:07
    "вела себя как настоящая барыня" таких,как Минкина"называли "барская барыня". У Аракчеева любовницы, у Пушкина- любимая няня, у Гринева в,подобной роли,мог быть Савельевич. Любой из крепостных, кто по каким-либо причинам выделился у помещика.
    Нередко они были ещё хуже чем господа: тот же самый Суворов или Аракчеев,по разны причинам,в именье бывает наездами,а "барская барыня" постоянно живёт в именье и от имени барина управляет
  20. +3
    8 сентября 2021 06:37
    Интересный материал! Спасибо
  21. +1
    8 сентября 2021 17:29
    спасибо автору за интересные статьи, ждем продолжения