Лёгкие или тяжёлые, пилотируемые или беспилотные: как будет развиваться боевая авиация в XXI веке

68

Концепт истребителя шестого поколения. Источник изображения: ©ВВС США

Техническое и технологическое развитие человечества заставляет боевую технику непрерывно эволюционировать. Особенно это заметно на примере наиболее высокотехнологичных сегментов вооружённых сил, например, боевой авиации.

Приоритеты достижения максимально большой высоты и скорости полёта сменились на обеспечение возможности осуществления маловысотных прорывов, а сверхманевренность и аэродинамическое совершенство во многом были принесены в жертву технологиям снижения радиолокационной заметности.



Ещё одним важнейшим фактором является стоимость – современные боевые самолёты становятся непомерно дороги даже для самых богатых стран мира, буквально печатающих деньги. Партии в десятки тысяч боевых самолётов, выпущенных во времена Второй мировой войны, превратились в тысячи боевых самолётов, выпущенных в годы холодной войны. А сейчас, в начале XXI века, речь всё чаще начинает идти даже не о тысячах, а о сотнях боевых машин.

В настоящее время существует несколько способов снижения стоимости авиапарка боевой авиации страны – сочетание лёгких и тяжёлых боевых машин, пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.

Лёгкие или тяжёлые?


И в Советском Союзе, и в США пришли к тому, что в военно-воздушных силах (ВВС) должны эксплуатироваться как лёгкие, так и тяжелые боевые машины. Например, к концу XX века в США это были тяжёлый истребитель F-15 и лёгкий истребитель F-16. Соответственно в СССР это были истребители Су-27 и МиГ-29 (к тяжёлым машинам также можно отнести перехватчик МиГ-31).


И в США, и в СССР на момент окончания холодной войны использовались как лёгкие, так и тяжёлые боевые самолёты

Из-за ограничений истребителей при работе по наземным целям в ВВС обеих стран также использовались специализированные самолёты: в СССР это были фронтовые бомбардировщики Су-24, которые затем стали заменять на Су-34, а в США создали двухместный истребитель-бомбардировщик F-15E. Все эти машины также с полной уверенностью можно отнести к тяжёлым.


Невозможность обеспечения многофункциональности боевых самолётов приводила к необходимости создания специализированных боевых машин

Развал СССР привёл к тому, что в ВВС России стали преобладать тяжёлые истребители. Во многом это следствие того, что ОКБ «Сухого» активно лоббировало свои интересы на всех уровнях, и их самолёты пользовались значительным успехом на мировом рынке оружия. Это позволило им поддержать и развить имеющиеся компетенции, стать «первыми среди равных» на российском рынке. В свою очередь, конкурирующее КБ «МиГ» не могло похвастаться ни успехами на мировом рынке, ни поставками своей продукции российским ВВС. У остальных – КБ «Яковлев», КБ «Мясищев», КБ «Ильюшин» – было и того хуже.

В результате сложилась специфичная ситуация, когда в условиях ограниченного бюджета российские ВВС закупают только тяжёлые и дорогие боевые самолёты, тогда как поставки лёгких машин практически отсутствуют. В качестве оправдания зачастую приводится тот факт, что размеры нашей страны требуют только тяжёлых машин с большой дальностью полёта. Вряд ли этот аргумент можно считать оправданием – у СССР территория была ещё больше, однако лёгкие машины в тот период активно эксплуатировались.

К слову, у США территория также не маленькая, однако количество закупленных тяжёлых машин пятого поколения F-22 составляет менее двухсот единиц, а лёгких однодвигательных F-35, в разных модификациях, для ВВС, военно-морского флота (ВМФ) и командования морской пехоты (КМП) планируется закупить в количестве свыше двух тысяч машин. Характерно, что до 2030 года ВВС США планируют закупить 200 единиц усовершенствованного самолёта четвёртого поколения F-15EX, при этом до того же 2030 года планируется списать все истребители пятого поколения F-22.


Соотношение тяжёлых и лёгких боевых самолётов в ВВС США однозначно в пользу последних

При этом для российских ВВС по-прежнему закупаются только тяжёлые машины – как поколения 4+/4++ (Су-30СМ/Су-35), так и пятого поколения (Су-57). Закупки лёгких, хоть и двухдвигательных истребителей МиГ-35 носят единичный характер, а презентованный на МАКС-2021 прототип лёгкого истребителя Су-75 пока в первую очередь позиционируется как экспортная модель.


В России всё иначе – тяжёлые самолёты безоговорочно доминируют в ВВС РФ


Перспективы лёгкого истребителя Су-75 в российских ВВС пока под вопросом

Так нужны ли лёгкие боевые самолёты? Нужны ли они российским ВВС? Смогут ли они противостоять тяжёлым машинам? Каков должен быть их функционал?

По мнению автора, на текущем этапе развития боевой авиации ключевым критерием выживаемости боевых авиационных комплексов станет их способность активно обороняться от атакующих ракет воздух-воздух (В-В) и земля-воздух (З-В) противника.

Отчасти этот вопрос ранее рассматривался в статье Куда уйдёт боевая авиация: прижмётся к земле или наберёт высоту?

В первую очередь речь идёт о завоевании превосходства в воздухе в противостоянии с авиацией противника. Оборонительные системы будут включать в себя лазерные бортовые комплексы самообороны, противоракеты В-В, средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Меры по снижению заметности хоть и будут играть важную роль, но их значение снизится – гораздо большую ценность приобретет развитие средств разведки – радиолокационной станции (РЛС), оптико-локационных станций (ОЛС).


Бортовые средства самообороны станут неотъемлемым элементом оснащения перспективных боевых самолётов и вертолётов

Учитывая, что противник также будет использовать бортовые комплексы самообороны, перспективным боевым самолётам потребуется больший боекомплект ракет В-В – привет F-15EX, способному нести 22 ракеты В-В типа AIM-120 или потенциально до 44 ракет В-В уменьшенных габаритов.

В такой ситуации лёгкие боевые самолёты будут однозначно проигрывать тяжёлым машинам – на лёгком самолёте меньше места для размещения ракет и противоракет В-В, на нём будет установлена РЛС меньших размеров и с худшими энергетическими характеристиками, меньше места для размещения лазерных комплексов самообороны, которым также потребуется пространство для размещения систем охлаждения, и наконец, меньше места и меньший запас мощности двигателей, которая может быть отобрана для получения электроэнергии, которая, в свою очередь, необходима для мощной РЛС, средств РЭБ и лазерных комплексов самообороны.

В каком-то смысле ситуация станет похожа на войну на море до появления авианосцев – на поле боя доминировали более крупные корабли, с более мощной бронёй, с более мощными орудиями. Эта ситуация вполне может проявиться на практике после появления новейшего американского стратегического бомбардировщика B-21 Raider, когда выяснится, что его возможности по уничтожению самолётов противника и самообороне от боеприпасов В-В/З-В будут превышать соответствующие возможности истребителей и зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) противника.


B-21 Raider может оказаться более опасен для истребителей противника, чем они, для него

Можно с достаточной уверенностью утверждать, что тяжёлые истребители пятого поколения, американский F-22 и российский Су-57, не станут эффективными платформами для размещения перспективных комплексов самообороны боевых самолётов. Возможно, это объясняет готовность ВВС США расстаться с F-22, а также то, что ВВС РФ заказали пока только 76 единиц Су-57.

Наиболее вероятно, что первым истребителем, в конструкции которого изначально будет предусмотрена возможность активной обороны против атакующих боеприпасов противника, станет американский самолёт шестого поколения, разрабатываемый по программе Next Generation Air Dominance (NGAD).


Изображения и концепты самолётов по программе NGAD из различных источников

Разрабатывается ли что-то подобное в России?

Сложно сказать – российские военные программы зачастую засекречены сильнее американских, пока нет никакой информации не только о разработке боевых самолётов шестого поколения, но и о комплексах активной самообороны – противоракетах В-В и мощных компактных лазерных излучателях. Остаётся надеяться, что дело всё-таки в секретности.

Периодически всплывает информация о разработке «РСК МиГ» перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП) или МиГ-41, заявляемые характеристики которого включают и почти гиперзвуковую скорость, и лазерное оружие. Заявляемая возможность поражения целей в ближнем космосе потребует мощной РЛС и значительной грузоподъёмности. Впрочем, именно крайне высокие озвучиваемые характеристики, например, скорость полёта порядка 4М, заставляют усомниться в реальности этого проекта.


ПАК ДП или МиГ-41 пока можно увидеть только в виде концептов неопределённой степени достоверности

С другой стороны, если этот проект всё-таки реален, то не Су-57, а именно Миг-41, может стать основным авиационным комплексом, способным противостоять перспективным авиационным боевым платформам вероятных противников.

Получается, что российская концепция использования только тяжёлых самолётов является верной?

Нет.

Во-первых, перед авиацией стоят не только задачи по завоеванию господства в воздухе, но и по поражению наземных/надводных целей.

Во-вторых, количество тяжёлых боевых самолётов всегда будет ограничено – вспомним опыт США, у которых при всей их экономике порядка двухсот современных тяжёлых боевых самолётов и планируется порядка двух тысяч лёгких. Даже если мы сделаем четыре сотни тяжёлых боевых самолётов, то они физически не смогут противостоять нескольким тысячам лёгких самолётов – противник или будет атаковать группой, или банально уклоняться от боя, нанося многочисленные удары лёгкими боевыми самолётами и отходя при угрозе под прикрытие тяжёлых машин.

Есть и ещё один фактор – в наше время пилотируемый боевой самолёт уже не будет действовать в одиночку – его дополнят беспилотные летательные аппараты (БПЛА).

Пилотируемые и беспилотные


Широкое распространение БПЛА в наше время является следствием желания ВВС снизить людские и финансовые потери при проведении боевых операций.

Подготовка пилотов занимает много времени и является крайне дорогостоящей, а их гибель в ходе боевых действий не только отрицательно влияет на боеспособность ВВС, но и приводит к недовольству населения и соответствующей негативной реакции политиков.

Считается, что БПЛА уступают по стоимости своим пилотируемым аналогам. Однако это не совсем так. Многие БПЛА действительно относительно недороги по сравнению с пилотируемыми боевыми самолётами, но и их возможности во многом уступают пилотируемым истребителям (хотя в чём-то всегда превосходят, из-за отсутствия ограничений, накладываемых присутствием на борту человека). Однако если делать БПЛА сравнимым по тактико-техническим характеристикам (ТТХ) с пилотируемым истребителем, то и их стоимость будет сопоставима.


БПЛА RQ-4 Global Hawk никак не назвать недорогим летательным аппаратом

Мы сразу исключаем из рассмотрения относительно недорогие БПЛА, в том числе одноразовые, использующиеся для атаки наземных/надводных целей. Пока нас интересуют только те модели, которые как минимум потенциально могут работать по сложным воздушным целям.

Полностью автономных БПЛА такого типа пока нет. Считается, что одним из признаков шестого поколения является возможность полностью беспилотного ведения боевых действий. Пока возможность создания таких машин не обеспечена и нет никаких гарантий, что она будет решена до создания сильного искусственного интеллекта (ИИ). Существующие ИИ, скажем прямо, туповаты – достаточно вспомнить многочисленные происшествия с автомобильными автопилотами с высокой степенью самостоятельности, которые отправляют своих владельцев на тот свет или в больницу.

Воздушный бой, который будет вестись группами самолётов, фактически столкновение «системы систем», в условиях интенсивного маневрирования и сложной помеховой обстановки, вряд ли окажется проще поездки по мирным улицам городов. Исходя из этого, полностью отказаться от человека в обозримой перспективе вряд ли получиться.

С другой стороны, ИИ может мгновенно анализировать огромные объёмы информации, как поступающей от различных датчиков и сенсоров, имеющихся на борту летательного аппарата, так и от других участников поля боя, выдавать рекомендации, обеспечивать работу систем активной обороны, для которых скорость человеческой реакции будет недостаточной.

Исходя из вышесказанного, оптимальным вариантом является совместная работа пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, подтверждение чему мы и видим на примере интенсивного развития направления «верный ведомый».


Ведомые БПЛА становятся одним из приоритетных направлений развития авиации


Стаи из пилотируемых самолётов и БПЛА могут представлять собой «матрёшку», когда ведомые БПЛА, в свою очередь, являются носителями БПЛА ещё меньших размеров


В России такая «матрёшка» может быть реализована на базе БПЛА «Гром» и БПЛА «Молния».
Фото: Vlad “Hokum” Perminov, с видео Первый Канал

Ранее тематика ведомых БПЛА рассматривалась в статьях Боевые «Гремлины» ВВС США: возрождение концепции воздушных авианосцев, Русская «Валькирия»: ведомый БПЛА «Гром» и Уничтожить авианосец: охота на самолёты ДРЛО.

Какие основные функции будут возлагаться на ведомые БПЛА?

Одним из наиболее простых направлений применения является использование ведомого БПЛА в качестве внешнего вынесенного отсека вооружений. Этим способом достигается сразу несколько целей – увеличение боекомплекта «стаи», вывод БПЛА вперёд, ближе к противнику, чтобы ракетам В-В требовалось меньше времени на поражение цели, и они имели бы на конечном участке траектории больший запас топлива, позволяющий эффективно маневрировать, не теряя скорости. Кроме того, пуск ракет В-В с БПЛА не будет демаскировать пилотируемый самолёт.

Второе очевидное решение – ведомый БПЛА может выступать носителем средств РЭБ и/или выступать в качестве ложной цели, отвлекая на себя внимание и ракеты В-В противника.

Ну и наконец, на ведомом БПЛА могут размещаться средства разведки – РЛС или ОЛС. Вопрос в том, что стоимость РЛС составляет значительную часть стоимости современного боевого самолёта, соответственно, такой ведомый БПЛА уже не отнесёшь к «расходникам».

Действуя в стае, лёгкий боевой самолёт и ведомые БПЛА вполне могут противостоять тяжёлым боевым самолётам, но есть несколько нюансов.

Во-первых – дальность и скорость. Если у тяжёлых боевых самолётов максимальная дальность полёта превышает 4000 километров, то у лёгких этот параметр примерно на 1000 километров меньше. Отчасти этот недостаток можно компенсировать, причём – теми же ведомыми БПЛА, которым может быть делегирована функция самолёта-заправщика – военно-морские силы (ВМС) США уже активно испытывают такой БПЛА.


Boeing MQ-25 Stingray – БПЛА-заправщик для ВМС США

Другая проблема – скорость. Современные истребители пятого поколения способны осуществлять крейсерский полёт на достаточно высокой сверхзвуковой скорости 1,4–1,8М без использования форсажа, а с использованием форсажа и того выше – до 2,5 М.

У лёгких истребителей эти показатели уже ниже, а вот у БПЛА со скоростью совсем плохо – большинство из них является дозвуковыми. Безусловно, можно сделать и сверхзвуковой БПЛА, но тогда его стоимость возрастёт ещё и из-за фактора применения дорогостоящих двигателей. То есть БПЛА с двигателями от истребителя и РЛС/ОЛС от истребителя стоить будет почти так же, как и полноценный пилотируемый истребитель.

Таким образом, при завоевании господства в воздухе тяжёлые истребители могут использовать преимущество скорости и дальности для обеспечения тактического превосходства, навязывая лёгким истребителям воздушный бой тогда, когда им удобно, и выходя из боя тогда, когда это целесообразно.

Если же пожертвовать скоростью и использовать тяжёлый истребитель в связке с дозвуковыми ведомыми БПЛА, то он всё равно будет иметь преимущество по дальности и сможет при необходимости выйти из боя за счёт скорости, прикрываясь ведомыми БПЛА. При этом у него всё ещё будут преимущества большего боекомплекта ракет и противоракет В-В, более мощной РЛС и более эффективных комплексов бортовой самообороны.

Интересной альтернативой использования лёгких и тяжёлых боевых самолётов в связке с ведомыми БПЛА может стать использование самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) в связке с ведомыми БПЛА.

Во-первых, самолёты ДРЛОиУ обладают большой дальностью полёта и обеспечивают комфортные условия для работы экипажа, что позволяет осуществлять длительное патрулирование (как и БПЛА).

Во-вторых, большое количество операторов на борту самолёта ДРЛОиУ позволит эффективно управлять множеством БПЛА разных типов, которые хоть и называются «беспилотными», по факту скорее являются дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами (ДПЛА).

В-третьих – мощная РЛС самолёта ДРЛОиУ обеспечит преимущества такой «стае» по заблаговременному обнаружению малозаметных целей.


Ведомые БПЛА отлично сочетаются с самолётами ДРЛОиУ

Конечно, такая крупногабаритная цель, как самолёт ДРЛОиУ, может быть атакована ракетами В-В большой и сверхбольшой дальности, но те же США планируют ставить комплексы активной самообороны и на эти самолёты – учитывая их габариты место для таких систем найдут. С другой стороны, ракеты В-В также будут эволюционировать – станут малозаметными, более скоростными, обзаведутся «многоголовой» боевой частью с суббоеприпасами – этот вопрос рассматривался в статье Ракеты воздух-воздух: вынужденная эволюция.

Можно сказать, что группа БПЛА под управлением самолёта ДРЛОиУ станет чем-то вроде мобильного позиционного в районе противовоздушной обороны.

Говоря об использовании самолётов ДРЛОиУ в качестве ядра мобильной группы ПВО, нельзя не упомянуть теоретическую возможность использования в их составе комплексов лазерного оружия повышенной мощности на базе транспортных самолётов. Данная возможность ранее рассматривалась в статье Авиационное исполнение боевого лазерного комплекса «Пересвет»: носители, цели, тактика применения.

Лёгкие или тяжёлые, пилотируемые или беспилотные: как будет развиваться боевая авиация в XXI веке
Авиационная ударная группа, включающая самолёт ДРЛОиУ, самолёт-носитель лазерного оружия мощностью 1 МВт и более, пилотируемые и беспилотные боевые самолёты

Предположительно лазер мощностью 1 мегаватт и более сможет поражать летательные аппараты противника на дальности, сопоставимой или превышающей дальность современных и перспективных ракет В-В большой дальности. При этом необходимо учитывать, что лазерное оружие не обязательно собьёт (уничтожит) самолёт или БПЛА противника – но они могут быть повреждены и выведены из боя за счёт частичного разрушения отдельных элементов – РЛС, сенсоров, пилота (у пилотируемого самолёта). При этом, если ракета В-В может быть перехвачена активными системами самообороны, то защита от лазерного излучения высокой мощности потребует значительной перестройки конструкции летательных аппаратов.


Лазерное оружие мощностью свыше 1 МВт может поражать воздушные цели или критичные элементы их конструкции

Выводы


Лёгкие и тяжёлые боевые самолёты, пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, в ВВС XXI века будут решать следующие задачи.

Перспективные тяжёлые боевые самолёты, возможный облик которых рассматривался в статье Концепт боевого самолёта 2050 года и оружие на новых физических принципах, будут представлять собой «острие копья» при решении задач завоевания превосходства в воздухе. Без них завоевание превосходства в воздухе против сильного противника, имеющего перспективные тяжёлые самолёты с развитыми комплексами бортовой самообороны, будет крайне затруднительно или даже невозможно. Тяжёлые боевые самолёты будут осуществлять глубокие рейды вглубь территории противника, захватывать инициативу на поле боя.

Уничтожение наземных/надводных целей будет для тяжёлых многофункциональных истребителей второстепенной боевой задачей, поскольку господство в воздухе и в космосе в любом случае будет определять успех всех боевых действий в целом. Тем не менее они могут применяться для уничтожения высокоприоритетных наземных/надводных целей.

Лёгкие боевые самолёты могут использоваться на второстепенных направлениях в группах при решении задач завоевания господства в воздухе совместно с БПЛА, а также для нанесения ударов по наземным/надводным целям. В зависимости от ситуации тяжёлые боевые самолёты, лёгкие боевые самолёты и БПЛА могут взаимодействовать в рамках решения одной боевой задачи.

На базе самолётов ДРЛОиУ и БПЛА различного назначения могут быть сформированы мобильные позиционные районы противовоздушной обороны. Для повышения их эффективности и защищённости в состав такой группы в перспективе могут входить транспортные самолёты с лазерным вооружением мощностью свыше 1 МВт. Связка самолёта-разведчика типа американского E-8 Joint STARS или российского Ту-214Р и БПЛА позволит формировать высокоэффективные атакующие ударные группы.


Самолёт-разведчик может осуществлять обнаружение наземных целей на большом расстоянии и обеспечивать эффективное управление «стаями» разведывательных и ударных БПЛА

Под большим вопросом находится целесообразность создания в перспективе специализированных боевых машин, таких как фронтовые бомбардировщики и штурмовики, то есть летательных аппаратов, которые заменят Су-24/Су-34 и Су-25. Их функционал разделят между собой лёгкие и тяжёлые истребители, а также БПЛА различного назначения.

Очевидно, что сбалансированные ВВС должны включать в себя летательные аппараты всех типов – тяжёлые боевые самолёты, лёгкие боевые самолёты, вспомогательную авиацию (самолёты ДРЛОиУ / РЭБ / носители лазерного оружия / топливозаправщики / БПЛА различного назначения). Воюет не «самолёт против самолёта», а «система против системы», и в этом случае несбалансированная система всегда проиграет сбалансированной.

Необходимо упомянуть, что, помимо меньшей стоимости, лёгкие боевые самолёты могут иметь ещё одно преимущество, о котором мы поговорим в следующем материале.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    7 сентября 2021 04:51
    Очевидно, что сбалансированные ВВС должны включать в себя летательные аппараты всех типов – тяжёлые боевые самолёты, лёгкие боевые самолёты, вспомогательную авиацию (самолёты ДРЛОиУ / РЭБ / носители лазерного оружия / топливозаправщики / БПЛА различного назначения). Воюет не «самолёт против самолёта», а «система против системы», и в этом случае несбалансированная система всегда проиграет сбалансированной.

    Вполне вероятно, что где-то оно и так, потому что есть страны, где сотнями штампуют самолёты по технологии «стелс», а есть такие, где винтокрылые машины - верх совершенства.
    Что касается:
    Лёгкие или тяжёлые, пилотируемые или беспилотные: как будет развиваться боевая авиация в XXI веке

    Предполагаю, что развитие авиации будущего пойдёт по пути увеличения скоростей аппаратов и использовании ИИ, потому что физические возможности человека не безграничны, а, если и совершенствуются, то гораздо медленнее технических возможностей. Малозаметность тоже не отойдёт на второй план.
    1. 0
      7 сентября 2021 06:27
      Цитата: ROSS 42
      развитие авиации будущего пойдёт по пути увеличения скоростей аппаратов

      сверхвысокие скорости не всегда и нужны
      а вот совершенствование ИИ в связке с силовыми установками и системами их питания в итоге приведёт к круглосуточно и круглонедельно без посадое бороздящим небо бпла, мониторящим окружающую обстановку во всех её аспектах: от задымлений и нарушений пдд до поиска пропавших людей.
    2. +2
      7 сентября 2021 21:29
      Цитата: ROSS 42
      Предполагаю, что развитие авиации будущего пойдёт по пути увеличения скоростей аппаратов

      Дело в том , что с увеличением скорости аппарата до 2М и выше , уже необходимо использовать термостойкие конструктивные элементы и охлаждение передних кромок . Ибо летящий на таких скоростях аппарат разогревается как печь . На скоростях около 3М уже необходимы особые материалы для фонаря кабины и система охлаждения для(как минимум) лобовой части фонаря . Скорости выше 3,3М - область для пилотируемых аппаратов в атмосфере - вообще область неведомого , ибо тепловые деформации , динамическая нагрузка ... Помните каким цирком с заправкой сопровождался каждый вылет американского SR-71 ? Он и по сей день чемпион по скорости .
      Но почему-то достигнув таких скоростей уже в 60-х годах прошлого века , ни США , ни СССР так и не создали более скоростного ... или даже подобного в последующие годы .
      Вместо этого все авиационные державы ограничили скорости своих самолётов скоростями в 2М , и лишь несколько образцов со скоростью 2,5М .
      Как думаете ?
      Тепловой барьер .
      Этот барьер нельзя преодолеть , его можно лишь слегка отодвинуть , но каждая сотня км\ч стоит немалых усилий от конструкторов , прочнистов и материаловедов .
      До 2М включительно можно обходиться без охлаждения передних кромок , но даже реализовав их охлаждение и стойкость , скорости 2,5М+ можно развивать лишь от нескольких минут , до нескольких десятков минут(на пример у МиГ-25 и МиГ-31 .
      Да , SR-71 мог держать такую скорость дольше , но ценой КАКИХ усилий !
      И это был отнюдь не боевой самолёт , а разведчик без оружия .
      Именно поэтому все современные истребители сегодня имеют скорости порядка 2М , и лишь немногие из них 2М+ . Да и возможны такие скорости лишь на очень больших высотах , что безсмысленно , ибо современные ЗРК их легко там обнаруживают и достают .
      И ещё - высокие сверхзвуковые скорости несовместимы ни с каким радиопоглощающим покрытием .
      Оно просто всё слетит . Или сгорит .
      Так что модное ныне слово "гиперзвук" применимо лишь к безпилотным аппаратам , да и то как правило - одноразовым . То-есть - к боеприпасам и средствам поражения .
      Ибо даже разведку на такой скорости вести практически невозможно - аппарат идёт в плазменном коконе , ни радар , ни оптика работать не смогут .
      Для разведки есть спутники .
      Так что гиперзвук в атмосфере - только для ГЗУР .
      Да и то , если удастся организовать им качественное наведение .
      Получится такое далеко не у всех .
      И далеко не сразу .
  2. +1
    7 сентября 2021 06:01
    Конечно, такая крупногабаритная цель, как самолёт ДРЛОиУ, может быть атакована ракетами
    Ну и о помехах, как радару так и связи, не забываем.
    1. 0
      7 сентября 2021 22:11
      Для начала такие самолёты(ДРЛОиУ) надо иметь .
      У РФ сегодня на вооружении лишь несколько таких самолётов ещё советской постройки . И лишь 5 - 6 из них прошли очень скромную модернизацию (образца 90-х годов) и характеристиками своими не дотягивают до "Сентри" начала 80-х .
      Обещанный ещё 12 лет назад А-100 так и не явлен миру ...
      Очень интересно - ПОЧЕМУ .
      Сложности с элементной базой оправданием быть не могут , как и ссылки на сложности со строительством Ил-76МД90А .
      В РФ выпускают и передают в войска РЛС и РЛК для войсковой ПВО и ПВО "страны"(в составе ВКС) , промышленность поставляет БРЛС и БРЛК для самолётов истребительной (и даже бомбардировочной) авиации ... И радиокомпонентной базы вполне хватает . no
      Так где же остро необходимый и критически важный самолёт ДРЛОиУ ???
      Как(???) можно говорить о обороноспособности страны , не имея столь критически важной и незаменимой в боевом управлении воздушной машины ???
      Всё остальное - "мечты о прекрасном" , "воздушные замки" и "грёзы юных дев" .
      У нас до сих пор нет БРЛС\БРЛК АФАР для современных истребителей .
      Столь разрекламированная "многополотняная" "Белка" ... её нет . request
      На Су-57 её - нет .
      Надеюсь - пока .
      Как нет до сих пор БРЛС для нового МиГ-35 .
      Одно утешает - первая в истории РЛС АФАР на вооружении ВС РФ наконец-то появилась !
      Это РЛС зенитно-ракетного комплекса С-500 .
      И вроде бы даже собираются оснастить такими РЛС все дивизионы С-400 ...
      Так что хоть какая-то тень надежды всё же остаётся .

      То же можно сказать и про "боевые беспилотники" и "верных ведомых" ... request Это всё мечты и макеты - "грёзы о прекрасном и невозможном" .
      Нет у нас ни радиокомпонентной базы для их бортовой электроники , ни просто достаточного опыта . Весь советский опыт успешно спущен в унитаз , а нового едва хватает для запуска в производство первых ударных беспилотников с очень скромными возможностями ...
      У нас ОАК не способна строить ни пассажирские , ни транспортные самолёты , ни самолёты специального назначения .
      Посмотрите на муки с Су-57 .
      До сих пор не понятно , существует ли этот самолёт в природе , или всё так и ограничено одними прототипами ? И насколько эти прототипы соответствуют изначальному техзаданию .
      Ситуация с гибелью прототипа Ил-112 вместе с опытнейшим экипажем чрезвычайно показательна .
      ... С такими "успехами" в авиастроении (и не только) нужно не в грёзах витать , а принимать чрезвычайные меры .
      НАТО , как и японцы в 1904 г. , не будут ждать , когда мы "встанем таки с колен" .
      "Помни войну !" - помните , чей девиз .
      Помните Порт-Артур !
      Такого позора РИ не перенесла ... и исчезла с карты через 12 лет .
      И тогда тоже было очень много ПАРАДОВ и торжественных закладок кораблей в присутствии императора ...
      Парадов и сегодня - сверх всякой меры .
      Но нет "памяти о войне" !
      Нет к ней готовности .
      И нет реального стремления к обретению такой готовности .

      Думаете в чужих штабах и аналитических центрах этого не видят ?
      Или этого не хотят видеть В НАШИХ штабах и высоких кабинетах ??
      1. 0
        8 сентября 2021 02:29
        Цитата: bayard
        Думаете в чужих штабах и аналитических центрах этого не видят ?
        Или этого не хотят видеть В НАШИХ штабах и высоких кабинетах ??

        Мне иногда кажется, что, если начнётся какая-то война, запчасти, боеприпасы, продовольствие, экипировка и горючее для техники могут стать проблемами для ВС. А ещё есть транспортные проблемы - автомобильные дороги и ж/д движение...Не приведи двигаться по платной дороге или не подадут платформ, или не дадут тепловоз... belay
        1. +1
          8 сентября 2021 03:10
          Ну , для этого существуют планы мобилизации , в т.ч. на РЖД . А с движением по платным дорогом войсковых колонн , когда платить окажется нечем ... lol вообще повеселило .
          Вообще-то все последние годы регулярно проводятся учения и внезапные проверки как раз на предмет быстрого развёртывания и перемещения больших масс войск и техники на большие расстояния ...
          Другое дело , что РАЗМЕР самих ВС РФ сегодня таков , что вызывает огромные сомнения в возможности адекватной реакции на реальные серьёзные угрозы .
          280 тыс. чел. - численность ВСЕХ Сухопутных Войск РФ !
          Ну , плюс ещё несколько десятков тысяч в ВДВ и Морской Пехоте .
          И это на такую огромную Страну , на Такие пространства .
          По поводу мобилизации ... вряд ли скорость развития современного конфликта даст нам возможность провести полноценную мобилизацию , формирования новых соединений , их вооружения , экипировки , боевого слаживания и выдвижения в места развёртывания .
          Численность ВКС и их состав тоже вызывает серьёзные вопросы . А так же подход МО к подготовке офицеров и военных специалистов .
          Во всём сквозит торгашеский подход и исключительно потребительское отношение к профессиональным защитникам Родины .
          Увы - это капитализм .
          И в нашем случае - чрезвычайно дикий .
          До остервенения .
          У нас давно не Государство для Народа , а народ для Капитала .
          И Государство - как инструмент контроля власти капиталом .
          Всё по классикам , ибо их теория полностью подтверждается практикой .

          Как покажет такая Армия себя в Настоящей Войне ?
          Не знаю .
          Скорей всего примерно так же , как в Русско-Японскую и Первую Мировую .
          И тут сомнения не в солдатах и офицерах , а отношениях между властью и Обществом .
          Здоровое Общество собравшись с силами сломало хребет всей Европе .
          Больное общество - проиграло войну третьеразрядной туземной стране с несказанным ПОЗОРОМ .
          И - погибло .
          А потом "князья" бывшей РИ шоферили таксистами в Париже ...
          Если повезло .

          История не учит ?
          no
          1. -1
            8 сентября 2021 15:04
            280 тыс. чел. - численность ВСЕХ Сухопутных Войск РФ

            И? Для "адекватной реакции на реальные серьезные угрозы" ВОЕННОГО характера есть РВСН и подводные лодки с баллистическими ракетами Военно-морского флота.
            Во всём сквозит торгашеский подход

            В чем именно "торгашеский подход"? В не нести в мирное время разорительных для экономики чрезмерных военных расходов?
            Государство для Народа

            Вот именно - для народа и его благосостояния, а не для удовлетворения непомерных запросов и "хотелок" военного ведомства и военно-промышленного комплекса.
            проиграло войну третьеразрядной туземной стране

            Это по Вашему в 1914-1917 годах Германия была "третьеразрядной страной"?
            1. 0
              8 сентября 2021 16:10
              Цитата: Terran Ghost
              Это по Вашему в 1914-1917 годах Германия была "третьеразрядной страной"?

              Это по Общему мнению , была Япония 1904 - 1905 г.г.
              Да и в ПМВ особо не блеснули .
              Это не мои соображения , а мемуары немецких офицеров , генералов и маршалов , прошедших ПМВ и имевших возможность сравнения Армии , её солдат , офицеров , командования . По мнению немцев - земля(ПМВ) и небо(ВОВ) . Особенно им бросилась в глаза СТОЙКОСТЬ и УПОРСТВО советских солдат .
              Цитата: Terran Ghost
              В чем именно "торгашеский подход"? В не нести в мирное время разорительных для экономики чрезмерных военных расходов?

              Раззорительные расходы ???
              Ну И ?
              Много сэкономили после прекращения финансирования в 90-х ?
              Сильно народ разбогател ?
              "Мудрецы" это советовавшие оказались правы ?
              Нет , они-то как раз обогатились сверх всякой меры .
              А Государство - погибло .
              Цитата: Terran Ghost
              В чем именно "торгашеский подход"?

              Именно в этом .
              И это - Ваш подход .
              Цитата: Terran Ghost
              Для "адекватной реакции на реальные серьезные угрозы" ВОЕННОГО характера есть РВСН и подводные лодки с баллистическими ракетами Военно-морского флота.

              Не мелите эту чушь военному специалисту .
              Ещё процитируйте неполживого о "маленькой , компактной , но оснащённой армии" ...
              Цитата: Terran Ghost
              для народа и его благосостояния,

              Вы какой народ в виду имеете ?
              С середины нулевых было принято стабилизировать ситуацию в стране , сформировать внутренний потребительский рынок(чтоб больше покупали и брали кредиты) и оформить собственную среду обитания . Ибо ездить по руинам среди нищих им надоело .
              Цитата: Terran Ghost
              а не для удовлетворения непомерных запросов и "хотелок" военного ведомства и военно-промышленного комплекса

              Конечно "непомерные запросы и хотелки" приватизаторов "Земли Русской" являются вполне приемлемыми и законными . И выводя десятки и сотни миллиардов "нерублей" в офшоры , они укрепляют отечественную валюту , развивают экономику и ... "заботятся о благосостоянии ... граждан" ???
              В те времена Руководство ВС и ВПК стремились не к собственному обогащению , а к укреплению безопасности своей страны и граждан . И жили они сами вполне скромно . Особенно по сегодняшним меркам .

              ... Может сейчас мне про то , сколько машин на улицах городов расскажешь и предложишь сравнить ?
              Или про "жилищьное строительство" ?
              Так это преимущественно всё в кредит . Для многих - чуть ли не пожизненная кабала .
              Особенно ипотека .
              А в СССР квартиры получали бесплатно .
              И у всех (почти у всех) советских граждан были сбережения в Сбербанке(Сберкассе) .
              А сейчас население закредитовано по самые уши .

              Так где забота была ?
              И где все соки из людей ?
              Где была уверенность в завтрашнем дне ?
              И где была гарантирована безопасность от внешней агрессии ?
              Цитата: Terran Ghost
              280 тыс. чел. - численность ВСЕХ Сухопутных Войск РФ

              И?

              И 350 тысяч. человек в Росгвардии .
              Так от кого защищается власть ?
              Отчего такой перекос в силовых структурах ?
              Или думаете , что полицейский с дубинкой пойдёт под НАТОвский танк ?

              И ещё раз - то , что у нас сейчас , уже было - накануне РЯВ .
              Именно такая же дурь , зазнайство , верхоглядство , чванство , расслабленный кайф от власти .
              Через 12 лет поле того позора , те , кто уцелел , кого не перекололи штыками , не перестреляли , не зарубили шашками , не утопили в баржах ... просили милостыню по "парижам" .
              Цитата: Terran Ghost
              "торгашеский подход"?

              Вспоминаем , как накануне войны возмущался Витте , а вслед за ним и Николай , "во сколько нам обходятся снаряды !" , " да вы меня раззорите своими снарядами !" , "воюйте тем , что есть" ... И в результате русские корабли и береговые батареи стреляли в РЯВ таким ГУАНО ... и результат этой затеи можно было предстказать ... за несколько лет до начала событий .
              А у сухопутной армии снаряды закончились через несколько дней боёв в Манчжурии .
              Хорошо торгаши правили ?
              Сейчас - ещё лучше .
              1. -2
                8 сентября 2021 16:24
                А Государство - погибло

                Союз ССР рухнул потому, что и правящая элита, и большинство населения к середине 1980х веру в то, что построение коммунизма теми методами, которыми его строили РКП(б)-ВКП(б)-КПСС возможно утратили.
                Огромные траты на вооружение же Союзу ССР никак не помогли. Даже напротив, если бы вместо десятков миллионов бесполезных (отправляемых на склад "на всякий случай") единиц носимого в руках пехотного вооружения (в ракетно-ядерную эпоху бессмысленно готовиться к Первой мировой войне) и половины произведенных танков производили бы товары народного потребления и дополнительное продовольствие, быть может Союз продолжил бы существовать. Кто знает.
                1. +2
                  8 сентября 2021 16:44
                  Цитата: Terran Ghost
                  Огромные траты на вооружение же Союзу ССР никак не помогли.

                  Да на результатах тех трат по сей день обороноспособность осколков СССР держится !
                  Не говоря о том СКОЛЬКО оружия было продано после 91 г. из наличия , и насколько(!) это обогатило торговавших им .
                  Посмотрите ЧЕМ вооружена современная Армия РФ !
                  Это всё оттуда .
                  Благодаря ТЕМ тратам .
                  И всё "новое" , это из советского задела - разработки и опытные образцы ТЕХ лет .
                  Нового пока НИЧЕГО неудосужились .
                  Цитата: Terran Ghost
                  (в ракетно-ядерную эпоху бессмысленно готовиться к Первой мировой войне)

                  А те войны , что вела и ведёт РФ по сей день КАКИМ оружием ведутся ?!
                  И сколько ядерных войн случилось с той поры на нашей планете ?
                  Цитата: Terran Ghost
                  и половины произведенных танков производили бы товары народного потребления и дополнительное продовольствие

                  lol .... laughing "Масло вместо пушек" ?
                  Помню-помню . Тогда ваш "святой Горби" озадачил все предприятия ВПК переходить на выпуск товаров народного потребления . Помню-помню .
                  Приезжаешь в одно КБ : "Чем занимаетесь ?"
                  - Разрабатываем сосисочную линию .
                  Приезжаешь в другое , тот же вопрос между делом ...
                  - Разрабатываем сосисочную линию .
                  _ Да вы сговорились что-ли , кто вас этим озадачил .
                  Смеются :
                  - У нас и все смежники получили задание на разработку сосисочных линий !!!
                  А ещё они начали выпускать ... сковородки ... кастрюли ... светильники ... позже - ветряки ... Вместо РАКЕТ .
                  А про то , как накануне переворота все склады от продовольствия ломились , а на прилавках - шаром покати , помните ?
                  Как в подмосковье мусорные полигоны были завалены копчёными колбасами ... и бомжи её там собирали ... вагонами в землю трамбовали !
                  Чтоб создать дефицит , голод и "революционную ситуацию" .
                  Я тогда с Москве жил и работал .
                  В НТТМ .
                  Если поняли , о чём я , поймёте степень осведомлённости о происходящем тогда .
                  Цитата: Terran Ghost
                  быть может Союз продолжил бы существовать. Кто знает.

                  Я знаю - не продолжил бы .
                  Всё было предрешено за много лет до того .
                  Ещё в 50-х .
                  А начиная с 1985 г. были известны и сроки .
                  Это была плановая операция .
                  Когда "коммунисты" стали капиталистами .
                  И Комсомол - ударный отряд их .
      2. 0
        8 сентября 2021 03:39
        Цитата: bayard
        Для начала такие самолёты(ДРЛОиУ) надо иметь .

        У ВВС США такие самолёты есть, в чём проблема то? laughing
        1. +1
          8 сентября 2021 04:10
          Цитата: Владимир_2У
          У ВВС США такие самолёты есть, в чём проблема то?

          Так у США и нет проблем с подобными самолётами - это основа их боевого управления в воздухе .
          Речь о ВКС РФ .
          У Египта и Турции пожалуй , таких самолётов больше , чем в ВКС РФ .
          1. 0
            8 сентября 2021 04:12
            Цитата: bayard
            Речь о ВКС РФ .

            А в статье речь не только о ВКС.
            1. +2
              8 сентября 2021 05:09
              В своих постах я писал о проблемах в ВКС по теме , затронутой в статье .
              Что толку сочинять "рои беспилотников" и стаи "верных ведомых" , если осуществлять боевое управление этими стаями будет нечем ?
              Освещение воздушной обстановки - основа основ боевого управления войной в воздухе .
              И наземными средствами здесь не обойтись .
              Самый наглядный пример - сирийско-израильские конфликты , когда у Израиля в воздухе "Хокай" , а у сирийцев П-37 на земле ... и хребты Антиливана из-за которых так удобно атаковать . В Ливан тогда Сирия вошла именно ради того , чтобы взять под контроль своей ПВО другую сторону этой горной гряды . Но неудачно .
              А был бы свой самолёт ДРЛОиУ в воздухе , шансы бы заметно подравнялись .
              А так же такие самолёты нужны для своевременного вскрытия налёта маловысотных КР и наведения на них истребителей ПВО .
              Больше это делать нечем .
              И даже если ЗГРЛС их и обнаружат , сработать они смогут как оповещение , а не в качестве станций наведения .
              1. +1
                8 сентября 2021 05:10
                Цитата: bayard
                Что толку сочинять "рои беспилотников" и стаи "верных ведомых" , если осуществлять боевое управление этими стаями будет нечем ?

                А я написал о помехах, мы же не своим БПЛА и ДРЛОиУ(сколько бы их не было) их будем ставить.
                1. +2
                  8 сентября 2021 05:15
                  РЭБ - дело святое , без этого на войне никак .
                  Но никто никогда не будет ставить помехи в непрерывном режиме . Цель сперва нужно обнаружить . Пусть даже запеленговать по триангуляции и лишь тогда - глушить .
                  1. 0
                    8 сентября 2021 05:19
                    Цитата: bayard
                    Цель сперва нужно обнаружить

                    И вот вражеский ДРЛО пеленгацией обнаруживается и локализуется достаточно просто, не находите?
                    1. +1
                      8 сентября 2021 05:35
                      Они там тоже не лыком штопаны , если у них полотно АФАР , они просто исключат сектор с помехами из обзора , и ... избавятся от помех . У АФАР такая возможность есть и такая функция у них - базовая .
                      История щита и копья - непрерывное совершенствование , усложнение и изощрение .
      3. AVM
        0
        8 сентября 2021 06:43
        Цитата: bayard

        ...
        Одно утешает - первая в истории РЛС АФАР на вооружении ВС РФ наконец-то появилась !
        Это РЛС зенитно-ракетного комплекса С-500 .
        ...


        С-500 ещё пока нет, но в С-350 вроде как тоже РЛС с АФАР?
        1. +1
          8 сентября 2021 08:06
          Была статья на этом сайте о РЛС С-500 , и заявлялась она как первая и долгожданная полноценная АФАР , название деревянное , вроде "Кедр" , если не ошибся . На полноценных приёмо-передающих модулях , способная работать в длительном дежурном режиме , а не включаться исключительно в боевом , как на С-400 . Именно поэтому решено все комплексы С-400 перевооружить такими же РЛС . Это расширит их возможности(С-400) , увеличит дальность , чувствительность и помехозащищённость .
          Если такие приёмо-передающие модули у нас делать наконец научились , значит дальше дело техники создание АФАР и других классов , размера и назначения .
          Вот только времени упущено много .
          И до сих пор нет А-100 .

          А у С-350 такая же РЛС , как и корабельном "Полимент-Редуте" - ПФАР .
          Цитата: AVM
          С-500 ещё пока нет,

          Есть - первый комплект уже в учебном центре , а первый полноценный комплект в войска обещали в этом году .
          А вот радары уже вроде как в войска пошли - как отдельная техническая единица .
  3. +2
    7 сентября 2021 06:09
    Можно ожидать, что идеи, концепции в разных странах, армиях, будут схожи ... Можно предположить, что и разные "взбрыки фантазии" тоже будут.
    Мечтать, что б все это на деле проверялось, наверно, не стоит .... можно просто посмотреть.
    1. +4
      7 сентября 2021 06:17
      Цитата: rocket757
      Можно предположить, что и разные "взбрыки фантазии" тоже будут.

      вообще авиация и началась с "взбрыка фантазии", как и много ещё чего

      так что пусть конструкторы фантазируют, а фантазёры конструируют
      1. 0
        7 сентября 2021 07:37
        Конечно НУЖНЫ взбрыки!!!
        Не всё ещё изобретено, не все ещё создано!
      2. +1
        7 сентября 2021 08:21
        Цитата: Наводлом
        вообще авиация и началась с "взбрыка фантазии", как и много ещё чего
        Идея самовозвращающегося БПЛА витает в воздухе уже много тысяч лет. laughing ''Cиньор Робинзон'', 1976
  4. +1
    7 сентября 2021 07:08
    В этой статье рассмотрен вариант загоризонтного наведения ЗУР с помощью РЛС самолета.
    https://bukren.my1.ru/Ware/istrib_1.doc
  5. +4
    7 сентября 2021 07:14
    Спасибо Андрею за статью.
    Во-первых, перед авиацией стоят не только задачи по завоеванию господства в воздухе, но и по поражению наземных/надводных целей.

    Так "легкий" истребитель не сможет нести много ПКР. Для морской авиации тоже предпочтительнее иметь "тяжелый" истребитель.
    Да и F35 не такой уж "легкий" (почти 30 тонн), скорее - "средний" и компромиссный во многом, но именно ему будет уготована судьба стать основой ВВС США в обозримом будущем, а БПЛА и F15ЕХ - лишь дополнением, для решения специфических задач.
    1. +7
      7 сентября 2021 08:14
      F-35А/С (31,7 тонны) имеет максимальную взлетную массу даже большую чем у FA-18E/F Super Hornet и ранних Су-27/F-15 (30-31 тонны). Так что по меркам 4 поколения он вообще тяжелый. Все таки классификация легкий/средний/тяжелый это для 4 поколения.
      Палубная 6-ка F/A-XX(NGAD) будет иметь максимальную взлетную массу в районе 40 тонн, сухопутный(ые) NGAD ещё больше.
      1. +4
        7 сентября 2021 08:33
        Цитата: OgnennyiKotik
        F-35А/С (31,7 тонны) имеет максимальную взлетную массу даже большую чем у FA-18E/F Super Hornet и ранних Су-27/F-15 (30-31 тонны).

        Согласен. Масса от 27 тонн (F35B) - до 31,8 тонны (F35C) не слишком вяжется с определением "легкий".
      2. AVM
        +1
        7 сентября 2021 19:10
        Цитата: OgnennyiKotik
        F-35А/С (31,7 тонны) имеет максимальную взлетную массу даже большую чем у FA-18E/F Super Hornet и ранних Су-27/F-15 (30-31 тонны). Так что по меркам 4 поколения он вообще тяжелый. Все таки классификация легкий/средний/тяжелый это для 4 поколения.
        Палубная 6-ка F/A-XX(NGAD) будет иметь максимальную взлетную массу в районе 40 тонн, сухопутный(ые) NGAD ещё больше.


        Нет, просто вырастет "средняя температура по больнице", как и всегда. Лёгкие по 30 тонн, тяжёлые по 50-60 тонн.
        1. -1
          7 сентября 2021 19:26
          Цитата: AVM
          Нет, просто вырастет "средняя температура по больнице", как и всегда. Лёгкие по 30 тонн, тяжёлые по 50-60 тонн.

          Это вряд ли.
          60 тонн - это уже совсем другой класс.
        2. +1
          7 сентября 2021 19:43
          Цитата: AVM
          тяжёлые по 50-60 тонн.

          Об таких истребителях не слышно ни от кого. В основном речь идёт о двухдвигательных истребителях 5/6 поколения с взлетной массой до 35-40 тонн.
          1. AVM
            0
            7 сентября 2021 20:35
            Цитата: OgnennyiKotik
            Цитата: AVM
            тяжёлые по 50-60 тонн.

            Об таких истребителях не слышно ни от кого. В основном речь идёт о двухдвигательных истребителях 5/6 поколения с взлетной массой до 35-40 тонн.


            Это будет зависеть от двух факторов:

            1. Рост мощности двигателей.
            2. Развитие бортовых лазерных комплексов самообороны. Как только они докажут свою эффективность, то их начнут ставить (как это не банально звучит). А когда их начнут ставить, им потребуются габариты и масса, и источники энергии, которым также будут нужны габариты и масса.
            1. 0
              7 сентября 2021 20:44
              Лазерные системы самообороны собрались ставить на F-16, запас есть.
              США рассматривают два варианта NGAD, поменьше для европейского ТВД, побольше для АТР. Вот второй принципе под 50 может быть. Но очень рано об этом рассуждать.
              1. AVM
                0
                7 сентября 2021 21:06
                Цитата: OgnennyiKotik
                Лазерные системы самообороны собрались ставить на F-16, запас есть.
                США рассматривают два варианта NGAD, поменьше для европейского ТВД, побольше для АТР. Вот второй принципе под 50 может быть. Но очень рано об этом рассуждать.


                Да их вообще планируют выпускать в контейнерном варианте и вешать даже на Апач. Но есть нюанс. К примеру, лазерная система самообороны на F-16 сможет перехватывать 1-2-3 ракеты В-В, но зная о ней, противник будет запускать сразу 4-6 ракет В-В (для этого и нужны самолёты типа F-15EX Тяжёлый истребитель сможет нести более производительную лазерную систему самообороны, которая отразит удар уже 4-6-8 ракет В-В. Плюс к этому добавятся возможности по транспортировке большего количества противоракет В-В. Да и противника, если у него также будут лазерные системы самообороны и противоракеты, потребуется сбивать большим количеством ракет В-В. Всё это в совокупности и будет способствовать росту размеров и массы истребителя.

                Или сами ракеты В-В станут защищённее, мощнее, быстрее, но это также потребует роста их габаритов, соответственно, или существующие модели возьмут их меньше (а такие ракеты не будут неуязвимыми, но, например, та-же лазерная система самообороны, сбивающая 3 обычных ракеты В-В сможет сбить только одну защищённую), либо опять же, мы придём к росту габаритов и массы носителя.
        3. -1
          7 сентября 2021 20:32
          Цитата: AVM
          Лёгкие по 30 тонн

          Да, кстати. Не факт что будут прямые аналоги F-35. Он может остаться единственным представителем в своём «весе». Тот же Су-75 будет иметь максимальный вес менее 25 тонн, может он будет классическим представителем класса. Нужно подождать с классификацией))
          1. AVM
            0
            7 сентября 2021 20:37
            Цитата: OgnennyiKotik
            Цитата: AVM
            Лёгкие по 30 тонн

            Да, кстати. Не факт что будут прямые аналоги F-35. Он может остаться единственным представителем в своём «весе». Тот же Су-75 будет иметь максимальный вес менее 25 тонн, может он будет классическим представителем класса. Нужно подождать с классификацией))


            Вопрос в том, получим ли мы двигатель с параметрами F-135?

            И исходя из этого есть два варианта - если да, то мы хотим получить более высокую скорость (в первую очередь на бесфорсажном режиме) и маневренность. Если нет, то просто будем уступать F-35 по характеристикам, при меньшей цене.
      3. 0
        7 сентября 2021 19:23
        Цитата: OgnennyiKotik
        F-35А/С (31,7 тонны) имеет максимальную взлетную массу даже большую чем у FA-18E/F Super Hornet и ранних Су-27/F-15 (30-31 тонны). Так что по меркам 4 поколения он вообще тяжелый. Все таки классификация легкий/средний/тяжелый это для 4 поколения.

        а заче вы сравниваете "лёгкий" 5 го поколения с "тяжелыми/средними " 4-го?
    2. +1
      7 сентября 2021 08:22
      Цитата: Doccor18
      БПЛА и F15ЕХ - лишь дополнением, для решения специфических задач.

      Про F-15EX согласен. Но БПЛА займут главенствующую роль в ВВС/космических войсках. На них будет основные разведывательные, ударные и истребительные задачи. Пилотируемые истребители слишком сложны и дороги.
      1. +1
        7 сентября 2021 08:37
        Цитата: OgnennyiKotik
        Но БПЛА займут главенствующую роль в ВВС/космических войсках. На них будет основные разведывательные, ударные и истребительные задачи.

        Обязательно займут, но не очень скоро.
        Цитата: OgnennyiKotik
        Пилотируемые истребители слишком сложны и дороги.

        И опять согласен, но... БПЛА с выдающимися характеристиками (которые пока не во всем дотягивают до пилотируемой авиации) стоят очень недешево. Хотя, прогресс неумолим, а стоимость также зависит от серийности...
        1. -5
          7 сентября 2021 09:09
          БПЛА потребуют и уже давят --каналы связи управления с базы - это цена аэродрома или ПВО, или просто "цена авиации"?
          все имеет + и -. фантазии растят фантазеров. летчикам надо готовиться умирать при любых поколениях самолетов.
          и готовиться умирать управляющим центрам БПЛА--они будут засчитаны как " летчик в небе"
          СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ ВСЕ ПОСАДИТ ПО СВОИМ МЕСТАМ --НЕ ФАНТАЗЕРЫ ОТ ЭЛЕРОНА
    3. AVM
      +1
      7 сентября 2021 19:09
      Цитата: Doccor18
      Спасибо Андрею за статью.
      Во-первых, перед авиацией стоят не только задачи по завоеванию господства в воздухе, но и по поражению наземных/надводных целей.

      Так "легкий" истребитель не сможет нести много ПКР. Для морской авиации тоже предпочтительнее иметь "тяжелый" истребитель.
      Да и F35 не такой уж "легкий" (почти 30 тонн), скорее - "средний" и компромиссный во многом, но именно ему будет уготована судьба стать основой ВВС США в обозримом будущем, а БПЛА и F15ЕХ - лишь дополнением, для решения специфических задач.


      Спасибо за отзыв.

      По поводу роста массы - да это вообще норма - посмотрите, как изменились надводные корабли - фрегаты размером с эсминец, эсминцы размером с крейсер. А танки? Средние стали ОБТ, и теперь Абрамс со всеми навесками весит как Королевский тигр.

      Так же и в авиации - посмотрите массу МиГ-21 и на массу F-16? Но это не отменяет деления на лёгкие и тяжёлые - "потолстеют" все! Поэтому новые "лёгкие" будут под 30 тонн и с одним двигателем, а тяжёлые по 50-60 тонн, и с двумя двигателями.
      1. 0
        22 января 2022 16:13
        Поэтому новые "лёгкие" будут под 30 тонн и с одним двигателем, а тяжёлые по 50-60 тонн, и с двумя двигателями.

        - Максимальный взлётный вес F-15EX - 36,742 кг, при том, что максимальная ракетно-бомбовая загрузка возросла с 10,433 кг до 13,381 кг:
  6. +3
    7 сентября 2021 08:39
    Какой-то набор фраз на авиационно-военную тематику,
    плотно утрамбованный в статью "обовсем". И что пугает
    - анонсировано продолжение этого потока сознания.
    Если статья о составе "перспективных ВВС", то сначала
    надо обозначить задачи, которые будут решаться этими
    "перспективными ВВС" в целом, а потом уже переходить
    непосредственно к составу.
    В общем, из статьи я понял, что чем больше текста, тем
    больше оплата, но не понял, где именно автор будет воевать,
    где будут происходить воздушные бои, где будет завоевываться
    превосходство в воздухе, и нет ответа на главный вопрос - зачем
    вся эта возня?
  7. +1
    7 сентября 2021 09:56
    А гиперзвуковые ("аэрокосмические") еропланы ? Даёшь ! (?)...
  8. +3
    7 сентября 2021 10:01
    Тут надо учитывать ещё и такие факторы:
    1) Современные самолёты привязаны к бетонным ВПП, которых не так много, даже на европейском ТВД, и многие из них, окажутся в зоне досягаемости наземного ракетного оружия и тех же БПЛА. Китай уже имеет РСЗО с дальностью пуска свыше 300-400км, у нас есть сотни "Искандеров" с дальностью не менее 500км, США имеют массовые армейские тактические ракеты с дальностью до 300км и запуском с обычной шасси РСЗО, а также огромное количество КР различных типов. Таким образом, для обеспечения боевой устойчивости авиация должна базироваться а) под прикрытием мощной ПВО, б) не менее чем в 400-500 км в тылу, что накладывает ограничения по минимальному боевому радиусу.
    2) Управление БПЛА в некотором роде нивилируют технологии снижения заметности, так как управляющий самолёт, наземный КП и сами БПЛА вынуждены передавать в пространство радиосигналы, которые могут быть обнаружены методами пассивной радиоразведки, и стать целью для соответствующих средств поражения.
    3) Вполне вероятно дальнейшее стирание грани между ракетами и БПЛА, те же современные ракеты ВВ или ЗВ по сути одноразовые БПЛА-комикадзе, предназначенные для поражения воздушных целей. А баражирующие БПЛА принципиально мало отличаются от КР, в основном весом, и могут решать одни и те же задачи, при установке соответствующих систем наведения и боевого снаряжения. Наконец управляемые и самонаводящиеся суббоеприпасы для ударов по НЦ сейчас могут нести даже снаряды ствольной артиллерии.
    4) Ограничивающим фактором до сих пор, а возможно и в будущем, является техника тех самых датчиков обнаружения воздушных целей. Так работа по "стелсам" требует снижения частот РЛС до децеметрового и даже метрового диапазона, что ведёт к увеличению размеров и массы РЛС до таких, что их можно применять только на наземных и морских платформах, и, возможно, на тяжёлых транспортных самолётах. Обычные РЛС сантиметрового диапазона, для работы на приемлимых дистанциях, с необходимой точностью тоже требуют значительных размеров антенного излучателя, затрудняющего его установку на лёгкие истребители (тот же Ф-35, хоть и однодвигательный, но по цене и массе скорее тяжёлый). И в то же время, миллиметровые РЛС и ИК станции обнаружения имеют проблему связанную с дальностью обнаружения, вызванную влиянием атмосферы. То есть, БПЛА, если не городить беспилотные машины по сути размеров, веса и стоимости тяжёлого истребителя, будут заметно, в разы проигрывать последним в дальности обнаружения.
    5) Наконец, гиперзвуковое оружие. Уже факт, что оно будет, и что его применение по ценным удаленным целям будет оправданным. Как и то, что кроме повреждения лазером, пока не видно средств противодействия ему в условиях атмосферы, что делает, в частности, особо уязвимыми именно самолёты ДРЛО, тяжёлые истребители и им подобные.
    Таким образом, сейчас очень трудно спрогнозировать, что ждёт военную авиацию в будущем, и реально сказать можно будет только по результатам крупного конфликта с соизмеримыми противниками.
  9. +1
    7 сентября 2021 10:41
    Чтото не увидел в статье, что самолеты часто летают группами. Евреи бомбят Сирию звеньями, на учениях Ф35 отрабатывают группы радар-стеелс.

    В условиях группы, по логике, показатель цена-массовость-эксплуатация будет на стороне легких истребителей. Т.е они выполняют и роль БПЛА, пока их нет ,и ударных дешевых самолетов.

    Ф35 - легкий небольшой пузатый однодвигательный, с продвинутой электроникой, стелс бомбер, с функцией и истребителя - показатель.

    Что касается легких МИГ, здесь же на ВО писали, то он по стоимости почти равны СУ, а по ТТХ заметно ниже. Поэтому ни наши, ни забугорцы и не покупают.
  10. 0
    7 сентября 2021 14:57
    Думаю, что в ближайшие пять лет будет осуществлен прорыв, надеюсь нами, в радиолокации. И на смену ПФАР и АФАР придут РОФАР, которые в корне поменяют концепцию применения, как пилотируемой, так и беспилотной авиации, за счет преимущества данных систем по энергетике (уменьшение массо-габаритных показателей и увеличение дальности), многодиапазонности, и как следствие, их помехозащищенности и разрешающей способности.
    1. +2
      7 сентября 2021 19:45
      Цитата: Orso
      придут РОФАР


      Ничего об этом не говорит, а даже наоборот, говорят о бесперспективности именно данной технологии.
      1. 0
        7 сентября 2021 21:25
        Ничего об этом не говорит, а даже наоборот, говорят о бесперспективности именно данной технологии.
        Говорят и "за" и "против". Поживем-увидим.
    2. +1
      7 сентября 2021 21:29
      "прорыв, надеюсь нами, в радиолокации. И на смену ПФАР и АФАР придут РОФАР"///
      ---
      РОФАР - это не прорыв, а логичная эволюция АФАРа.
      Добавлен суб-миллиметровый диапазон радиоволн,
      гибкость в работе в разных диапазонах, уменьшение энергозатрат.
      1. 0
        7 сентября 2021 21:53
        за счет преимущества данных систем по энергетике (уменьшение массо-габаритных показателей и увеличение дальности), многодиапазонности, и как следствие, их помехозащищенности и разрешающей способности.
        В моем понимании-это прорыв. Хотя и является эволюционным развитием РЛС.
  11. 0
    7 сентября 2021 22:21
    Вот "представитель будущего".
    Реактивный беспилотник от Кратос. И стелс, и маневренность, и разнообразное оружие.
    Его будущие закупки для ВВС США очень реальны.
    1. AVM
      0
      8 сентября 2021 06:46
      Цитата: voyaka uh
      Вот "представитель будущего".
      Реактивный беспилотник от Кратос. И стелс, и маневренность, и разнообразное оружие.
      Его будущие закупки для ВВС США очень реальны.


      Смотря для каких целей - одно дело по наземным целям работать, другое - решение задач завоевания господства в воздухе.

      Он дозвуковой, собственная РЛС, если будет установлена, будет существенно уступать той, что на полноценных истребителях. Это не замена, а дополнение.
  12. +1
    7 сентября 2021 22:27
    Вот новейший завод около Лос-Анжелес, где будут производить NGAD
    1. AVM
      0
      8 сентября 2021 06:47
      Цитата: voyaka uh
      Вот новейший завод около Лос-Анжелес, где будут производить NGAD


      Если выиграет Локхид Мартин. А пора бы им и проиграть, а то "зажрутся" hi
      1. 0
        8 сентября 2021 10:38
        Некому больше.
        Northrop Grumman плотно занят Рейдером.
        А Боинг весь в проблемах.
        Локхид сейчас явно на подъеме.
        Конвейер Ф-35 работает как швейцарские часы.
        Даже на ветерана Ф-16 повышенный спрос.
        Они с такими наработками вполне освоят выпуск еще одного истребителя.
        1. AVM
          0
          8 сентября 2021 17:52
          Цитата: voyaka uh
          Некому больше.
          Northrop Grumman плотно занят Рейдером.
          А Боинг весь в проблемах.
          Локхид сейчас явно на подъеме.
          Конвейер Ф-35 работает как швейцарские часы.
          Даже на ветерана Ф-16 повышенный спрос.
          Они с такими наработками вполне освоят выпуск еще одного истребителя.


          Теоретически Боинг или Нортроп могут скооперироваться друг с другом или с кем-то ещё.

          Просто скоро у США будет как у нас: бомбардировщики - Ту, транспортники Ил, истребители - Су.
          Так и у них - бомбардировщики - Нортроп, транспортники Боинг, истребители - Локхид.

          А отсутствие конкуренции это плохо.
          1. 0
            22 января 2022 15:41
            - NGAD будет представлен на конкурс минимум двумя крупными фирмами, но может быть и тремя.
  13. 0
    8 сентября 2021 14:38
    При сравнении легких и тяжелых пилотируемых истребителей автор рассматривает летно-технические данные и стоимость. На мой взгляд упущен еще один важный фактор. Это собственно затраты на подготовку пилота. В прошлом веке, когда мы выпускались из летных училищ популярно было такое сравнение: стоимость подготовки пилота равна стоимости его статуи в полный рост из чистого золота! В настоящее время эта стоимость еще более возросла и многократно превышает стоимость самого самолета. Это еще один, на мой взгляд не маловажный, аргумент в пользу тяжелых самолетов.
    1. 0
      22 января 2022 15:46
      - Вы заблуждаетесь: в настоящее время стоимость подготовки лётчика существенно уменьшилась, по сравнению с 70-ыми - 80-ми годами, по элементарной и общеизвестной причине: появления высококачественных тренажёров (симуляторов, - по-буржуйски). Которые позволяют имитировать практически всё даже для истребителей, - кроме перегрузки, разумеется. А для подготовки всех других родов авиации даже и перегрузка не существенна.
      Во-вторых: резко возросший уровень автоматизации и компьютеризации делает собственно пилотирование на современном самолёте намного безопаснее, - ни на F-22, ни на F-35 нет даже спарок! После курса обучения на тренажёре молодой лётчик садится в кабину - и вперёд!
      Такие дела...
  14. 0
    9 сентября 2021 13:38
    ВПК любой развитой страны имеет огромный вес в правительстве по лоббированию своих интересов, т.к. там крутяться огромные деньги. А по факту на сегодняшний день полностью отпала необходимость в захвате чужих территорий с применением военной техники и ведением боевых действий при помощи вооружённых сил. Это актуально только для локальных войн с активной горячей фазой и не требующих применения и изготовление большого количества технических средств и сил. Современная война это война без горячей фазы, а просто в нужной для уничтожения стране сделать гос. переворот и посадить в руководстве этой страны продажную и лояльную для агрессора местную элиту. Вот и всё! Вопрос только в одном насколько это целесообразно для конкретного случая? ВПК развитых стран не выгодно вести реальные боевые действия, а выгодно противостояние чтоб из гос. бюджета под видом угроз выколачивать деньги, а для этих целей нет необходимости тратить деньги на создание крупных военных сил.
  15. D O
    0
    30 сентября 2021 17:22
    Вопрос "пилотируемые или беспилотные" сегодня однозначно решается в пользу развития беспилотной боевой авиации. Ибо в гипотетическом высокотехнологичном конфликте риск потери дорогостоящих пилотов (плюс моральный фактор) неприемлемо велик. К тому же беспилотник не имеет ограничений человека по перегрузкам, и не требует системы жизнеобеспечения пилота. Однако, сегодняшние ограниченные возможности ИИ еще как минимум несколько лет не позволят полностью отказаться от боевых пилотируемых самолетов.
    Вопрос "легкие или тяжелые", для относительно многочисленных ударных беспилотников, идущих на замену пилотируемым истребителям там где это возможно, достаточно прост. Поскольку ударный беспилотник имеет в высокотехнологичном конфликте априорно небольшое среднее количество рискованных боевых вылетов до его уничтожения, из соображений экономики он должен иметь один двигатель. Следовательно, с одним двигателем (из существующих в производстве и разработке) можно построить только легкий самолет, или, учитывая облегчение беспилотника из-за отсутствия систем жизнеобеспечения, "средней тяжести".
    Относительно немногочисленные стелс-бомбардировщики "стратегического" размера, несущие несколько не-ядерных крылатых ракет, и барражирующие самолеты ДРЛО, противник будет атаковать в первую очередь. Шансов уцелеть при этом у них немного, невзирая на защиту РЭБ и противоракеты. Поэтому для них целесообразно беспилотное исполнение.
    Концепция "верный ведомый" безупречна вне зоны РЭБ и ПВО противника, то есть для самолетов, выполняющих задачи ПВО и морской разведки над своей территорией. В условиях же высокотехнологичного конфликта, и необходимости прорыва обороны противника с заходом в зону ПВО+РЭБ, целесообразны только беспилотники, ибо пилоты в этом случае будут являться смертниками.
  16. 0
    11 ноября 2021 00:37
    Воюет не «самолёт против самолёта», а «система против системы»,
    .
    - Разумеется при этом воюют и "самолёт против самолёта".
    и в этом случае несбалансированная система всегда проиграет сбалансированной.

    - А где и у кого в этом мире вы видели "лучшие самолёты - но при худшей системе"?!
    У КОГО ЛУЧШЕ САМОЛЁТЫ - У ТОГО ЛУЧШЕ И СИСТЕМА, только так и никак иначе...
  17. 0
    14 ноября 2021 09:39
    Развитие авиации будет связано с увеличением многообразия изделий . Но планка эффективности не будет поднята пока не изменят принципы работы движителя .
    1. 0
      22 января 2022 02:50
      - Нет других "принципов работы ТРД", максимум сейчас работают над изменением степени двухконтурности. Но это не "изменение принципов работы"..
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. 0
                        22 января 2022 17:18
                        Увы но даже на удаленных эшелонах контакта нет. Они недоступны или .....Во всяком случае я ограничен только одной площадкой в интернете для контакта и изложения технологии. Поэтому если хотите попробовать привлечь внимание даже не обоснованной идеи ,то можете это делать и всем будет безразлично . Поэтому подступиться гораздо легче к американцам чем к соотечественникам. В свое время я провел эксперименты и собирался развиваться в России. Но ,партнёр умер и я со своими планами остался в Украине. Так ,что псих не я ,а кто- то тот кто думает ,что я живу по его алгоритмам жизненных событий.Я хочу отметить ,что при всей вашей не тактичности если не сказать хамстве ,вы очень разумно высказывается по принципиальным вопросам. И я бы задал вам вопрос - вы не верите в возможность новаторского решения просто потому ,что заведены на свою результативность либо из желания просто выразить свою нервозность на другом. Вы ведь даже близко не знакомы с моими подходами и методикой анализа и решения конструкторской идеи.
                      2. 0
                        22 января 2022 21:02
                        Для тех кто занимается огородной или stol авиацией предлагается комплекс инженерных решений ,которые позволят осуществлять взлет и посадку без разбега . Решения для российских конструкторов безоплатно.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»