В 2021 году и далее. Планы по строительству атомных подлодок для ВМФ России

29

РПКСН "Князь Владимир" после прибытия к месту службы, июль 2020 г.

В настоящее время «Объединенная судостроительная корпорация» в интересах военно-морского флота реализует два крупных и сложных проекта по строительству атомных подводных лодок. Одновременно строятся многоцелевые АПЛ пр. 885(М) «Ясень» и стратегические ракетоносцы пр. 955(А) «Борей». В последние годы ВМФ получил несколько подлодок двух этих типов, и в ближайшие месяцы ожидается сдача еще двух. Затем «ОСК» предстоит завершить строительство еще 11 корпусов.

Текущие планы


Актуальные планы по развитию подводных сил ВМФ предусматривают строительство 10 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр. 955 и 955А («Борей» и «Борей-А»). Четыре из них уже переданы заказчику и несут службу. Также ВМФ получит в общей сложности 9 атомных подводных ракетных крейсеров пр. 885 и 885М («Ясень» и «Ясень-М»). Пока эта программа строительства показывает более скромные успехи – в строй введено только два таких корабля.



В декабре прошлого года замминистра обороны Алексей Криворучко раскрыл планы на ближайшие несколько лет. Он рассказал, что до 2027 г. будут построены 14 АПЛ двух основных типов. Строительство кораблей ведется заводом «Севмаш» (г. Северодвинск). Ему предстоит ежегодно сдавать по одной многоцелевой и стратегической подлодке. Важно, что наличие подобных заказов позволило полностью загрузить производственные мощности предприятия.


Многоцелевая АПЛ "Казань", май 2021 г.

Планы, раскрытые замминистра обороны, уже частично выполнены. В мае этого года в состав ВМФ ввели первую АПЛ обновленного пр. 885М – «Казань». Еще несколько заказов находятся на поздних стадиях, и будут завершены в ближайшее время. Несколько дней назад был раскрыт актуальный график подобных работ.

3 сентября «Интерфакс» опубликовал интервью с гендиректором «ОСК» Алексеем Рахмановым. Среди прочих тем в нем обсуждались перспективы подводного кораблестроения. Глава корпорации рассказал, что до конца этого года заказчику передадут две новые подлодки – РПКСН «Князь Олег» и АПРК «Новосибирск».

Строительство кораблей двух типов будет продолжаться. В результате этого в следующем году на испытания выйдут еще два корабля. Это стратегический «Генералиссимус Суворов» и многоцелевой «Красноярск». Ранее сообщалось, что «Суворов» смогут передать заказчику до конца 2021 г., но теперь это событие смещается на следующий год. «Красноярск» начнет службу в 2022-м, как и планировалось ранее.

В 2021 году и далее. Планы по строительству атомных подлодок для ВМФ России

Церемония закладки подлодки "Князь Олег", июль 2014 г.

Еще 9 АПЛ двух типов находится на разных стадиях строительства, и их испытания с последующей передачей заказчику пока остаются делом отдаленного будущего. Любопытно, что такое количество корпусов на стапелях было достигнуто буквально пару недель назад. 23 августа на «Севмаше» заложили сразу два «Борея-А».

Успехи строительства


Строительство атомных подводных лодок отличается особой сложностью и требует немало времени. Кроме того, на стадии освоения серийного строительства по новому проекту возможно возникновение различных проблем, из-за которых приходится пересматривать график. Как показывают новости последнего времени, российскому кораблестроению удалось преодолеть эти трудности и выйти на требуемые темпы строительства АПЛ.

Следует напомнить, что строительство головного РПКСН пр. 955, «Юрий Долгорукий», продолжалось с 1996 по 2008 г. Затем несколько лет ушло на испытания и доработку, и только в 2013 г. корабль вошел в строй. В том же году ВМФ принял подлодку «Александр Невский», заложенную в 2004 г. «Владимира Мономаха» строили с 2006 г. и приняли на службу в конце 2014-го. Первый представитель пр. 955А, «Князь Владимир», был построен в 2012-18 гг. и несет службу с июня прошлого года.


Вывод "Князя Олега" из эллинга, июль 2020 г.

В этом году ВМФ получит РПКСН «Князь Олег». Этот корабль строился с июля 2014 г. и был спущен на воду через шесть лет. Недавно, в мае начались испытания, и до конца года его передадут заказчику. Закладка следующего корабля «Генералиссимус Суворов» состоялась на несколько месяцев позже, и его собираются сдать в следующем году.

Схожим образом выглядит ситуация и в сфере АПРК. От закладки до спуска головного «Ясеня» прошло более 16 лет. Еще через 4 года на «Северодвинске» подняли флаг. Первый «Ясень-М», «Казань», строили с 2009 по 2017 г. В мае этого года эта АПЛ была передана ВМФ. Ожидаемый в этом году «Новосибирск» заложили в середине 2013 г. и спустили в конце 2019-го. Следующий «Красноярск» пребывал на стапеле с 2014 по 2021 г.

Таким образом, за последние годы «Севмаш» и «ОСК» в целом смогли решить все вопросы строительства и нарастить темпы производства работ. На данный момент строительство одной АПЛ пр. 955(А) или 885(М) занимает не более 6-8 лет. Это вполне соответствует актуальным планам Минобороны и ВМФ – и позволяет рассчитывать, что строительство двух серий будет завершено в установленные сроки.

Вымпелы будущего


Согласно последним заявлениям А. Рахманова, до 2027 г. ежегодно будут сдавать две атомные подлодки – по одному кораблю каждого серийного проекта. Есть все основания считать, что такие планы вполне соответствуют возможностям промышленности. Более того, нетрудно заметить наличие некоторого резерва по времени.


Второй "Ясень-М" - "Новосибирск" перед спуском на воду, декабрь 2019 г.

В ближайшее время ожидается спуск на воду РПКСН «Генералиссимус Суворов». В следующем году он пройдет испытания и, вероятно, войдет в состав флота. На разных стадиях строительства находятся еще четыре аналогичных корабля. При ежегодной сдаче одной подлодки всю серию удастся завершить уже в 2026 г. либо либо годом позже. В последнем случае появляется запас времени размером в год.

Схожим образом обстоит дело и со строительством «Ясеней-М». В 2021-22 гг. ВМФ получит две уже построенные подлодки – одна сейчас проходит испытания, вторая готовится к ним. Затем, начиная с 2023 г., сдадут еще пять. Соответственно, последний из запланированных крейсеров войдет в строй в 2027 г. Впрочем, в случае с пр. 885(М) заметный запас по времени отсутствует.

Вопросы обновления


Строящиеся АПЛ распределяются между Северным и Тихоокеанским флотами и дополняют наличные подводные силы. В средней перспективе они станут заменой для кораблей старых типов, которые будут списываться по мере морального и физического устаревания. При этом особое внимание должно уделяться развитию КТОФ.


Церемония спуска на воду "Красноярска", 30 июля 2021 г.

Из четырех построенных «Бореев» два вошли в состав КТОФ. Место службы нового «Князя Олега» пока не уточнялось. Следующие два РПКСН тоже отправятся на Тихий океан. Таким образом, к середине десятилетия из семи построенных кораблей не менее четырех будет в распоряжении Тихоокеанского флота. Причины этого просты – КТОФ до сих пор использует устаревшие РПКСН пр. 667БДР «Кальмар». В обозримом будущем их будут списывать и заменять современными «Бореями».

В случае с многоцелевыми подлодками такие тенденции не наблюдаются. Их продолжат поровну разделять между двумя флотами. Первые два «Ясеня» уже служат в составе Северного флота, а два следующих отправят Тихоокеанскому. Существующая группировка многоцелевых АПЛ двух флотов пока соответствует всем требованиям, и форсированное переоснащение одного из них не требуется.

Большие достижения


Таким образом, за несколько лет судостроители «Севмаша» и «ОСК», а также смежные предприятия смогли обеспечить выход программы производства новых АПЛ на требуемые темпы. Результатом этого через 6-7 лет станет самое серьезное обновление флота стратегических и многоцелевых подводных ракетоносцев. Вместе с этим повысится общий потенциал подводных сил и флота в целом.

Необходимо отметить, что перед российскими судостроителями по-прежнему стоит достаточно сложная задача. В ближайшие годы им предстоит сохранять достигнутый темп работ, от чего зависит будущее ВМФ, в т.ч. морской компоненты стратегических ядерных сил. Впрочем, вряд ли стоит беспокоиться об этом. Несмотря на все трудности, «ОСК» уже показала и подтвердила свой потенциал и возможности. Значит, к 2027 г. флот получит обе требуемые серии подлодок.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    7 сентября 2021 04:39
    Необходимо отметить, что перед российскими судостроителями по-прежнему стоит достаточно сложная задача. В ближайшие годы им предстоит сохранять достигнутый темп работ, от чего зависит будущее ВМФ, в т.ч. морской компоненты стратегических ядерных сил. Впрочем, вряд ли стоит беспокоиться об этом.

    А я бы не стал этого утверждать. Помимо количества существуют ТТХ. Что-то в этой области не видно планов громадья, хотя каждую неделю нас пытаются убедить, что не всё в порядке с «шумностью», какие-то проблемы с «корпусностью», имеются отставания по характеристикам торпед...Кроме того, мы имеем печальный опыт, когда «аналоговвмиренет» ВДРУГ оказывалась на глубине 1658 метров.
    1. +6
      7 сентября 2021 07:21
      "имеются отставание по характеристикам торпед" я бы эти сообщения делил на двое. Репортёры жить не могут без сенсации, а где их брать? Правильно их нужно создавать
      "по сведениям издания" или "как сообщил источник" звучит солидно, а в действительности. Таким источником может быть:уборщица тётя Клава, слесарь Вася, главный инженер Петров. И ещё какое издание :если это Навальный то он соответственно будет сообщать
      1. -9
        7 сентября 2021 07:45
        Цитата: vladcub
        Репортёры жить не могут без сенсации, а где их брать? Правильно их нужно создавать

        «Комсомолец» - единственная в мире АПЛ, которая была способна погружаться на глубины больше 1000 м. И то, что на ней произошла авария с гибелью людей и самой лодки, ставит крест на всех её высоких характеристиках.
        1. -4
          7 сентября 2021 10:42
          Вообще то "Комсомолец" погиб не из за этого. Его просто утопил экипаж и "верхнее командование".
          Разработчики там тоже поучаствовали. но системы были в основном с "обычных" подлодок.
      2. 0
        9 сентября 2021 12:12
        Вы бы интереса ради почитали бы по теме что нибудь, прежде чем такое писать.
  2. +7
    7 сентября 2021 07:31
    Актуальные планы по развитию подводных сил ВМФ предусматривают строительство 10 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр. 955 и 955А («Борей» и «Борей-А») ... 9 атомных подводных ракетных крейсеров пр. 885 и 885М («Ясень» и «Ясень-М»).

    По количеству РПКСН вопросов нет. Принцип разумной достаточности.
    Но 9 МАПЛ на весь Флот - это очень скромно. По 4-5 вымпелов на каждый из океанских флотов, то-есть одна, максимум - две лодки в море. Конечно, пока остаются на службе 949А, 971 и 945 проекты, которые проходят модернизацию, но лет через 10-15 их придется списать, а надежда на то, что за это время в серию пойдет новый тип МАПЛ, очень призрачна...
    1. +4
      7 сентября 2021 13:03
      Ой боюсь я, что оптимистично считать, что Антеи Щуки прослужат еще 10-15 лет. Первым из них уже за 30 лет. И сомнительно, что ресурс возможен для 40-45 лет службы. Скорее всего они будут дохаживать 6-7 лет до очередного среднего ремонта и тут же списываться. Т.е. к 2028 году когда планируют достроить Ясени северный флот будет уже не 15 атакующих лодок, а 8 не больше. Самое печать, что никакой замены мелким щустрым щукам, пока только на словах про Хаски, а закладывать их нужно уже сейчас. Американцы например заказ на серию дают за 5 лет до закладки киля и начинают клепать уже к ним оборудование и модули.
    2. +1
      7 сентября 2021 13:38
      Уже были наметки в интервью , что по мере выполнения действующих заказов на ясени будут еще заказы. Пока что и так законтрактовано и строится 7 штук. Смысла заказывать ближайшие пару лет нет - все равно свободных мест не наблюдается.
      1. +1
        7 сентября 2021 14:17
        Цитата: g1v2
        что по мере выполнения действующих заказов на ясени будут еще заказы...

        Хорошо, если так и будет. Главное, чтобы строили, компетенции и хоть какое-то пополнение Флота.
      2. +1
        8 сентября 2021 21:09
        да тут не намеки..Борисов прямо говорил-будем строить Ясени..Хотя я вот подумал..в принципе нужно строить и Бореи...натовцы не будут знать где находятся наши крейсера так как выход каждого крейсера с баллистическими ракетами будет сопровождаться выходом парочки Бореев с крылатыми ракетами)
    3. +2
      7 сентября 2021 14:34
      winked ну тут нужно смотреть в таблицу..сколько стратегов нужно?6 штук.последние Бореи были заложены в этом году и как раз выходит 6 штук на этапе строительства,а Ясени в прошлом году..Сдаваться лодки активно будут уже в 22-23ему году,что говорит что будут освобождаться места на стапелях,а так как криков и стонов Северян что они погибают нет,то можно уверенно заявить,что можно ожидать закладок других лодок,тут либо речь пойдет о Бореях,либо же,если вспомнить заявления Борисова о Ясенях,так что вполне реально можно услышать в следующем году о закладке аж 2 Ясеней сразу..
  3. 0
    7 сентября 2021 07:34
    "полностью загрузить производственные мощности" не только "Севмаша", а множества предприятий по всей. России. Начиная от лакокрасочных изделий и до реактора, ведь, это производится не в Севмаше.
    Производственная цепочка огромная. Если первые лодки строились более десяти лет, пример :" Долгорукий", то теперь 3-4 года
    1. +7
      7 сентября 2021 08:48
      Цитата: vladcub
      Если первые лодки строились более десяти лет, пример :" Долгорукий", то теперь 3-4 года

      Не врите!
      Назовите лодку, которую построили за 4 года.
      Лодка строится 6 - 8 лет.
      1. +1
        7 сентября 2021 10:54
        Вы, правы:я малость приврал. Желаемое за действительность выдал
    2. AUL
      +1
      7 сентября 2021 10:55
      Цитата: vladcub
      Если первые лодки строились более десяти лет, пример :" Долгорукий", то теперь 3-4 года

      Тут имеет место некоторое лукавство. Можно спустить лодку на воду и за 3 года - это не значит, что на ней сразу же поднимут флаг. Существует еще этап сдачи изделия производителем заказчику, когда на изделии устраняют всяческие огрехи и недоделки("сопли подтягивают"). Исходя из своего производственного опыта, знаю, что , чем быстрее этап производства, тем дольше этап подтягивания соплей. Особенно, когда сдают "к дате". Ибо производят в заводских условиях со всем необходимым оборудованием, а грехи исправляют на коленке в походных условиях с помощью " молотка, зубила и какой-то матери".
      1. 0
        8 сентября 2021 01:06
        В СССР было 4-е предприятия, которые строили атомные пл пл. И серийную лодку (671ртм) спускали в Ленинграде в июле, а декабре она уже была в составе 33дпл.
      2. 0
        9 сентября 2021 06:29
        Я не корабел и таких нюансов не знаю. А"хватай чемоданы-вокзал уезжает" знакомо.
  4. +1
    7 сентября 2021 07:45
    В Велючинске инфраструктуру для базирования АПЛ 955(А)и 855(М)развивают и модернезируют,должны закончить к концу 2021г.А про Гаджиево тишина.
    1. +1
      7 сентября 2021 08:31
      В Гаджиево тоже будут "шевелиться", когда рявкнут сверху. Вот тогда начнётся :"хватай чемоданы:вокзал уехал"
  5. -3
    7 сентября 2021 09:08
    Цитата: vladcub
    Таким источником может быть:уборщица тётя Клава, слесарь Вася, главный инженер Петров.

    А если не Навальный и не тётя Клава?
    https://topwar.ru/182983-podvodnye-kamni-severodvinska-m-apkr-kazan.html
    https://topwar.ru/179699-ihtiozavr-i-drugie-jelektricheskie-torpedy-novye-i-starye.html
  6. +2
    7 сентября 2021 09:21
    Цитата: anclevalico
    А если не Навальный и не тётя Клава?
    https://topwar.ru/182983-podvodnye-kamni-severodvinska-m-apkr-kazan.html
    https://topwar.ru/179699-ihtiozavr-i-drugie-jelektricheskie-torpedy-novye-i-starye.html

    А чем этот источник тети Клавы надежнее?
    1. +1
      9 сентября 2021 12:13
      Тем, что это командир БЧ-3 на подлодке, и потом, после отставки - разработчик торпедного оружия с соотвествующими допусками.
  7. 0
    7 сентября 2021 13:32
    Наконец-то темпы постройки новых атомоходов теперь радуют, "Севмаш" загружен полностью. Плюс дизелюхи и беспилотные охотники для ближней зоны, а там, глядишь так, к 30-м годам и новое покаление пойдёт.
  8. +4
    7 сентября 2021 15:10
    Хочу в СССР, когда на 4-х российских верфях за 1 год сдавали по 6-8 АПЛ по цене меньше чем 1-2 корабля сейчас. Цикл постройки не более 5 лет. Стоимость стабильная, платили фантиками, срок постройки определялся партбилетом директора завода. Никаких сдвигов вправо, всё просто: корабль не сдан - партбилет на стол. Были, конечно, соглашения с ВМФ, гарантии, обязательства, но сроки сдачи определялись решениями ЦК КПСС и нарушать их никому позволено не было.
  9. +1
    7 сентября 2021 15:28
    Планы по строительству атомных подлодок для ВМФ России///

    Солидно сказано... А что показано? Где перспектива, тенденция развития подводных сил флота в сравнении с супостатом. Мы же ведь лодки не для парадов строим, а для войны на море. Ну и что там, за горизонтом?
    Янки собираются КОЛУМБИЮ сваять.. А как наш БОРЕЙ-А будет смотреться на ее фоне. Может уже пора начать шевелить ластами. Ну, если не в отношении носителя, то уж точно пора озадачиться БУЛАВОЙ... Ну, не можем же мы век сидеть на одной скамейке с ТРАЙДЕНТОМ-I, может пора и о втором D-5 озаботиться? Но об этом -- молчок.
    Далее. Америкосы уже нарезали металл на свою новую ударную ПЛА под условным индексом SSN(X)... А как наши ЯСЕНИ -М будут соотноситься с ней? Что мы собираемся ей противопоставить? И не поэтому ли серия 885М ограничивается 10 корпусами, что уже, по словам вице-премьера Борисову, в 2022-23г планируется закладка первого корпуса ХАСКИ (ЛАЙКИ-ВМФ). И что она из себя будет представлять? Ведь ее позиционируют уже как ПЛА 5 поколения!
    Генеральный директор ОАО СПМБМ «Малахит» Владимир Дорофеев, отвечая на вопрос, по каким параметрам будет отличаться АПЛ 5-го поколения, сказал: -- «Отличительные черты перспективного подводного корабля надо искать не в повышенной скорости, глубинном погружении, водоизмещении, габаритах, а совсем в других вещах, которые незаметны — возможности их интеграции в единое информационное пространство министерства обороны, взаимодействие с надводными кораблями и авиацией в реальном времени, то есть, возможности их участия в сетецентрических войнах. Есть серьезнейшие научные исследования по проблемам, которые не решены: связь под водой, быстродействие и информационность каналов, — пояснил свое мнение Дорофеев. — Перспективные лодки будут такими же черными и обтекаемыми, но вот их «мозги» будут их главным достоянием».
    http://bastion-karpenko.ru/hasky_5_pokolenie/

    Прямо скажем, -- не много, хоть что-то...
    Ну и конечно же о проблемах: ПТЗ, АСБУ, ГБПА, подводные дроны, уровни физполей и т.п.
    Так и хочется возопить: -- КЛИМОВ ^ ТИМОХИН -- отзовитесь!!!
    Да и КАПЦОВ давно уже куда-то пропал... (МРАК!!!)
    ИМХО.
  10. 0
    7 сентября 2021 16:05
    Хорошо, что Севмаш ( в наше время его называли СМП) при Сталине построили на севере России, а не юге, в Николаеве.
    А то бы сейчас там судоверфь превратилась уже в руины, как нынешние ук..р. судостроительные заводы. . И не было бы в ВМФ РФ новых АПЛ.
  11. +1
    7 сентября 2021 17:30
    Таки я дико извиняюсь. Но мое глубокое диванное мнение таково:
    Один Борей, два Ясеня и один многоцелевой спасательный буксир океанской зоны это дивизия.
    На КТОФе должно быть 6 таких дивизий!
    На Северном- аналогично.
    Т.е. каждый Борей имеет охрану в виде двух Ясеней.

    На Северном и Тихоокеанском флотах также необходимо иметь по 24 БДЭЛ для охраны и обороны ближней зоны и для обеспечения выхода и развертывания РПКСН.

    Таким образом СФ и КТОФ необходимо иметь 12 Бореев и 24 Ясеня к ним, 48 дизельных.
    Будет возможность, то еще по 6 Ясеней (по паре дивизий) как охотников на вражьи подлодки.
  12. 0
    12 сентября 2021 14:51
    А где вообще пропали Климов и Тимохин? С 5 августа ни одного топика!
  13. 0
    23 октября 2021 09:35
    чем больше рассказывают о планах на будущее - тем яснее чудовищность настоящего.