Боевые самолеты. Не под тем углом вошедший в историю

104

Детище «Боинга» В-29 конечно, навсегда останется в истории. Пример, скажем так, не самый красивый, уничтожение двух городов с помощью атомных бомб… Возможно, хуже и может быть, но самолет не виноват, что на него возложили такую роль. А потому мы сейчас попробуем увидеть в нем что-то кроме носителя атомного оружия.

Между тем, в конструкции этого самолета было много новинок, к которым применимо слово «впервые».



В-29 стал первым серийно выпускавшимся самолетом с полностью герметичными кабинами для экипажа. Это первый самолет, в котором была система централизованного управления огнем. И, наконец, это был первый самолет, оснащенный оборонительным вооружением с дистанционным управлением.

Вообще попытки создать уверенно работающую оборонительную систему с дистанционным управлением на самолете пытались реализовать и британцы, и немцы, но по-настоящему это все заработало именно на В-29.

По пути к своему настоящему облику В-29 прошел много шагов. Для начала это был проект самолета ХВ-15, созданный еще в 1934 году. Это был очень интересный проект, который не показал, правда, приличных летных характеристик. Но виной были моторы недостаточной мощности.

Далее был проект «Model 316», 1936 года, на котором были учтены пожелания и установлены более мощные двигатели, которые, правда, тоже оказались недостаточно мощными для такой машины.

Третья попытка была совершена в 1938 году. Тогда армия выдала установку на создание высотного бомбардировщика с гермокабиной. Плюс наконец-то пошел в серию двигатель Wright R-3350 Duplex Cyclone, 18-цилиндровый, звездообразный, мощностью 2000 л.с. Пришло время прототипа «Model 322».

Проект «Model 322» был очень новаторским. Взяв за платформу свой первый пассажирский самолет с гермосалоном «Стратолайнер», «Боинг» создал новый фюзеляж с трехстоечным шасси, и крыльями и хвостом от В-17. Двигатели установили Pratt&Whitney R-2180.

Так вышло, что на тот момент денег у армии было не очень, и все разработки «Боинг» производил за свой счет.

Последовала разработка моделей 333А с двигателями жидкостного охлаждения, 333В опять с воздушными, 334 с двойным хвостовым оперением и, наконец, 334А.

Проект 334А уже имел черты того самого В-29, который мы привыкли видеть.

Боевые самолеты. Не под тем углом вошедший в историю

Работы по проекту завершились в декабре 1939 года. Самолет был оснащен четырьмя моторами Wright R-3350 и по плану мог нести 2 000 фунтов (907 кг) бомб на расстояние 5 000 миль (8 000 км). Экипаж планировался из 12 человек.

А в январе 1940 года минобороны наконец-то разродилось спецификациями на дальний высотный бомбардировщик R-40В и ХС-218. Документы были разосланы «Боингу», «Локхиду», «Консолидейтед» и «Дугласу». Кроме основных требований в спецификациях были усиленное бронирование, протектированные топливные баки и мощное защитное вооружение.

Фактически у «Боинга» был готовый самолет. Оставалось доработать «молотком и напильником». Так появился проект «Model 341», который имел новое крыло и моторы Pratt&Whitney R-2800 взлетной мощностью по 2000 л.с. Самолет мог нести 1000 кг бомб на расстояние до 11 000 км или 4500 кг на расстояние до 2000 км.

Затем самолет вооружили назвали это «Model 345». Вооружение состояло из четырех выдвигающихся турельных установок со спаренными 12,7-мм пулеметами «Browning» M2 и хвостовой турельной установки с двумя 12,7-мм пулеметами и 20-мм пушкой M-2 Type B.

«Model 345» был показан представителям армии 11 мая 1940 года. Проект заинтересовал военных и 17 июня «Боинг» получил официальное задание на испытания.


Вообще испытать хотели разработки всех четырех фирм, но «Дуглас» и «Локхид» снялись с конкурса, не закончив работ по проектам.

В итоге в серию пошел проект «Боинга», а разработка «Консолидейтед» была отложена в качестве запасного варианта.

Сперва армия заказала у «Боинга» 250 самолетов в сентябре 1941 года. После Перл-Харбора и вступления в войну, цифра была увеличена до 500 экземпляров. Затем добавили еще 1000 штук.

Итак, что в итоге получилось?

Конструкция «Model 345» была полностью цельнометаллической. Полотняной была только обшивка элеронов и рулей. Шасси было трехстоечным, с управляемой носовой стойкой. Уборка шасси осуществлялась электромоторами. Тормоза гидравлические.

Силовая установка – четыре новейших двигателя Wright R-3350 Duplex Cyclone взлетной мощностью 2200 л.с. воздушного охлаждения. Каждый двигатель имел два высотных турбокомпрессора В-11.

На самолете применили систему дистанционного управления стрельбой, поскольку на больших высотах установки со стрелками были непрактичными. Холод и разреженный воздух - проще оказалось сделать систему дистанционного управления огнем для решения этой проблемы. На М.345 было 4 турельных установки с двумя пулеметами 12,7-мм каждая, две под фюзеляжем и две над. Пятая установка находилась в хвостовой части и вот в ней был стрелок, который управлял двумя 12,7-мм пулеметами и одной пушкой 20-мм. Боекомплект пулеметов составлял 250 патронов на ствол, пушка снаряжалась 100 снарядами.

Выдвижные установки были спроектированы фирмой «Сперри», которая реализовала систему прицеливания с помощью перископов.

Бомбовая нагрузка размещалась в двух отдельных бомбоотсеках. Каждый отсек имел индивидуальный бомболюк. Управление сбросом бомб осуществлялось интервалометром, чередуя сброс между отсеками, сохраняя таким образом центровку самолета.

Экипаж самолета обычно он состоял из 12 человек - два пилота, штурман, бомбардир, бортинженер, радист, оператор РЛС и пять стрелков.

В носовой части самолета были оборудованы две гермокабины. В передней части первой находились бомбардир и пилоты. Во второй части размещались штурман, бортинженер и радист. В задней кабине сидели оператор РЛС и четыре стрелка. Между кабинами был герметичный переход для сообщения с передней частью. Хвостовой стрелок имел свою кабину, которая в загерметизированном состоянии не могла сообщаться с другими.


Первый прототип XB-29 впервые взлетел 21 сентября 1942 года. Самолетом управлял летчик-испытатель «Боинга» Эдмунд «Эдди» Аллен. 18 февраля 1943 года, управляя вторым экземпляром ХВ-29, Аллен погиб вместе со всем экипажем в результате пожара на борту самолета. ХВ-29 рухнул на консервный завод и унес жизни еще 18 рабочих завода.

Рабочие завода «Боинга» собрали средства и построили на свои деньги самолет, который назвали «Эдди Аллен». Самолёт выполнил с базы на Марианских островах 24 боевых вылета и в последнем был поврежден настолько, что его решили не восстанавливать.

Первую часть, вооруженную В-29, 58-е бомбардировочное крыло, сформировали в июне 1943 года.

Начало службы было ознаменовано неприятностью: пришлось переделывать систему прицеливания от «Сперри». Выдвижные турельные установки с перископами прицеливания не показали себя эффективным оружием на В-17, В-25 и В-24. А потому их срочно начали менять на не убирающиеся дистанционно управляемые башни от «Дженерал Электрик».


Стрелки имели гироскопически стабилизированные прицелы со счетно-решающими машинами. Система управления была электрической. Вертикальная наводка осуществлялась электромоторами при помощи двух кнопок. Горизонтальное наведение было сложнее. В конструкцию прицела входила лампочка, которая через систему линз проектировала на стекло круг ярких точек с одной точкой в центре. Вращая расположенный справа маховичок вида, на лимбе которого был нанесен тип самолета, стрелок изменял диаметр окружности. Затем стрелок в течение одной секунды удерживал цель в специальном световом визире для замера угловой скорости. Затем прицел автоматически определял угол опережения стрельбы в зависимости от скорости изменения курса и расстояния до цели. Когда законцовки крыла цели выравнивались в ярком кольце, проектируемом на прицеле, пилоту оставалось лишь нажать на спуск.

Каждый фюзеляжный стрелок мог управлять двумя башнями. Хвостовой установкой управлял только стрелок в ней. Потому стало возможно сократить одного из стрелков и экипаж стал 11 человек: вместо пяти стрелков остались оператор системы вооружения, стрелок левого борта, стрелок правого борта и хвостовой стрелок.

Роль диспетчера системы управления огнем стал играть один из стрелков, место которого располагалось чуть выше остальных, и он имел лучший обзор, а потому мог анализировать обстановку и распределять цели между другими стрелками.

Правда, для того, чтобы все это работало, пришлось установить несколько дополнительных генераторов: система потребляла электроэнергию в устрашающих количествах.

Иногда количество членов экипажа вырастало до 13 человек. Это в состав экипажа вводили двух радиооператоров, задачей которых входила борьба с помехами и противодействие радарам противника. Это было нормально для полетов над Рейхом.



В стандартной комплектации В-29 оснащался радаром AN/APQ-13. Это был универсальный прибор, который можно было использовать и для навигации, и для прицеливания. Позже начали устанавливать более компактную модель AN/APQ-7 Eagle. Антенна радара AN/APQ-7 Eagle располагалась в крылообразном обтекателе в нижней передней части фюзеляжа.


Боевое применение в небе над Германией показало, что самолет очень уязвим от атак с фронта. Потому в верхнюю переднюю пулеметную установку добавили еще два ствола.


А вот от 20-мм пушки в хвосте вынужденно отказались. Дело в том, что траектории 12,7-мм пули и траектория снаряда очень резко отличались, что весьма затрудняло одновременное использование этого оружия совместно.

Максимальный запас топлива составлял 9 438 американских галлонов или 35 700 литров.

Опыт применения первых В-29 в войне с Японией заставил конструкторов доработать самолет, очень сильно упростив систему вооружения. Машина получила название В-29В.

С самолетов убрали ручную систему регулировки режима работы двигателя, оставив один автомат. Из радиоэлектронного оборудования убрали целевой адаптер AN/ ARR-1, радиоальтиметр SCR-718, систему «свой-чужой» SCR-729, некоторые узлы радиостанции SCR-274N, всю хвостовую станцию типа «Рейвен», измеритель частот, антенны и кабели, а также радар AN/APQ-13.

Кроме того, убрали кушетки для отдыха экипажа, столик бомбардира, оптический определитель сноса В-5, диагональную фотокамеру, а также резиновые пневматические антиобледенители на крыле и хвостовом оперении.

Но сильнее всего прошлись по вооружению. Убрали обе верхние и обе нижние фюзеляжные башни, всю сложную систему дистанционного управления огнем, а также 20-мм пушку. Отказались почти от всего бронирования, исключая только бронестекло перед креслами пилотов и бронестекла кабины хвостового стрелка.

Убрали также все противоосколочные переборки внутри фюзеляжа, кроме бронеплиты за спинами пилотов. В хвосте установили третий 12,7-мм пулемет. В тыльной части фюзеляжа имелись окна, через которые вручную можно было стрелять из пулемета. Хвостовую огневую точку оборудовали радарным прицелом AN/APG-15, а также системой определения «свой-чужой» типа «Элла».

Летчики были уверены, что для обнаружения и ликвидации угрозы со стороны японских истребителей хватит трех пулеметов в хвостовой установке и радара для раннего обнаружения.

Всего на всех предприятиях собрали 3 627 самолетов всех основных вариантов: ХВ-29, YB-29, В-29, В-29А и В-29В.


Существовал и экспортный вариант В-29 для Королевских ВВС. В 1950 году США поставили в Великобританию 70 самолетов для замены «Авро Линкольн». Самолет назвали «Боинг Вашингтон В Mk.l» и эти самолеты служили до 1958 года в Королевских ВВС. Британским летчикам «Вашингтоны» понравились за уровень комфорта, не соизмеримый с отечественными самолетами.

Боевое применение В-29 начал на Востоке. Правда, началу этого предшествовала кампания по введению противника в заблуждение. Одиночный В-29 перелетел океан и «засветился» на британских аэродромах. После чего разведке Рейха скормили дезинформацию, что это новый транспортный самолет.

А первые части на В-29 были отправлены в Индию. И боевое крещение В-29 получил в Индии и Китае в рамках операции «Маттерхорн» в июне 1944 - марте 1945 годов.


Перебазирование в Индию выявило несколько новых проблем. В апреле 1944 года разбились сразу 5 В-29. Причиной катастроф стали отказы моторов в жарком климате. Пришлось инженерам «Райта» на ходу переделывать обдув головок цилиндров и улучшать подачу масла к цилиндрам задней звезды. И В-29 временно запретили летать в жару. В итоге из 150 вылетевших машин до Индии добрались 130. Они были сведены в 20-й воздушный корпус под командованием генерала Вульфа.

Далее была проделана поистине огромная работа по оборудованию на территории Китая аэродромов «подскока», с которых В-29 могли уже летать в рейды на Японию.

С 1 мая 1944 года китайские аэродромы, хоть и недостроенные, уже могли принимать бомбардировщики В-29. Доставка топлива и боеприпасов тоже легла на крылья В-29. Несколько самолетов были переделаны в транспортные, которые начали доставку на китайские базы топлива и боеприпасов. Получилась забавная ситуация: для доставки одного литра бензина требовалось сжечь 2 литра в моторах самолета-танкера.

Японцы узнали о планах американцев начать налеты на Японию и даже предприняли наступление с целью захвата аэродромов в Квейлине и Лючоу.

Но первый налет американцы смогли провести только в июне 1944 года. 5 июня с аэродромов на территории Индии взлетели 98 В-29 и полетели в сторону железнодорожной станции Маскан на территории Таиланда. Однако цель оказалась закрытой плотной облачностью, так что бомбить пришлось по радарам. На цель упало всего 18 бомб. Потери были. 5 самолетов разбились при посадке, а 42 машины сели на запасные аэродромы из-за нехватки топлива. Операция была признана неудовлетворительно проведенной.

Второй акцией, которую провела 20-й воздушный корпус, стала бомбардировка Японии. Это был второй налет после рейда Дулиттла в 1942 году. Целью служил большой металлургический комбинат в Явате на острове Кюсю. Завод выплавлял почти 25% всей японской стали.

Получилось еще хуже. Топливо в Китай возили две недели. Затем, 14 июня, началась операция. Из 75 назначенных бомбардировщиков 18 не смогли вылететь из-за различных неисправностей. Один самолет разбился при взлете. Рейд проводили ночью, чтобы уменьшить шанс перехвата японскими истребителями. В район цели упала ОДНА бомба, да и то, более чем в километре от точки прицеливания. Один самолет был сбит огнем зенитной артиллерии, а шесть упало по пути назад из-за пожаров в двигателях. Потери составили 55 человек.

В целом все смотрелось очень прискорбно. Командование армии принял генерал Сондерс. При нем В-29 продолжили рейды на сталелитейные и нефтеперегонные заводы Японии, но по-прежнему, результаты были минимальными. Командир корпуса снова был сменен.

Командиром был назначен генерал-майор Кертис Лемей.


Тот самый, прославившийся успешными бомбардировками немецких городов. Лемей не стал долго рассуждать, а сел за штурвал В-29 и возглавил ближайший рейд на металлургический завод «Сева» в Маньчжурии. Случай беспрецедентный, в американский армии и тем более, в авиации, начальникам такого уровня запрещалось личное участие в боевых операциях, но Лемей полетел.

Неожиданно операция закончилась успешно. На цель вышло 95 бомбардировщиков из 109 стартовавших и отчасти благодаря хорошей погоде бомбометание было точным. Завод снизил выплавку на треть. Японцы смогли сбить один В-29 и три разбились из-за пожаров двигателей.


Лемей успешно синтезировал опыт, полученный в Европе и «местный», постепенно увеличивая урон, наносимый японцам. Однако и противник начал разработку новых способов нейтрализации новых американских самолетов. Предпринимались рейды ночных бомбардировщиков с целью уничтожения В-29 на аэродромах. Ситуацию выправили новые ночные истребители Р-61 «Черная вдова», которые минимизировали потери от японских ночных рейдов.

Но В-29 продолжали нести ощутимые потери. Если от истребителей самолет был вполне прилично защищен, то вот зенитная артиллерия и собственные поломки уносили довольно много самолетов. К концу 1944 года потери 20 корпуса составили 147 машин. То есть, все самолеты, которые прибыли в Индию в начале карьеры, оказались потерянными.

В преддверии зимы налеты с аэродрома в Ченту стали еще более проблемными: любая авария в гористой местности Гималаев обрекала экипаж на смерть. Поэтому В-29 завершили свою боевую деятельность с территории Китая в январе 1945 года, вылетев на бомбежку японцев на острове Формоза.


Работая с территории Индии В-29 наносили удары по объектам в Сингапуре, Бирме, Таиланде, Малайзии.

Весной 1945 года В-29 были перебазированы на Марианские острова, откуда начались регулярные полеты к объектам на территории Японии. На Марианских островах базировался 21-й корпус, самолеты которого регулярно бомбили стратегические объекты в Японии.

Первый удачный налет самолеты 21-го корпуса провели 13 декабря 1944 года. 70 В-29 нанесли удар по двигателестроительному комбинату фирмы «Мицубиси» в Нагойе. Бомбили объекты на Иводзиме. Японцы отвечали, нанося удары по аэродромам на Марианских островах. 25 декабря 1944 года японцы сожгли на земле 11 В-29 и 43 повредили.

В целом, действия 21-го корпуса напоминали успехи коллег из 20-го. Минимальные результаты при том, что потери составляли 5-6 самолетов за вылет. А это полсотни человек – слишком высокая плата за неудачные бомбометания.

Командиром 21 корпуса был назначен... Лемей! Под его командованием и по настоянию высшего командования началась новая страница в истории американской авиации: ковровые бомбардировки японских городов зажигательными бомбами. Результаты имели место быть, но потери среди мирного населения были огромными.

Лемей начал бомбить японские города не с 9-10 000 метров, а с 1800-2000 метров. Это увеличивало точность, уменьшало разброс бомб ветром, а ПВО японцев нельзя было назвать эффективным в ночное время.

Результатом было сожжение Токио 9-10 марта 1945 года, когда около 300 В-29 совершили налет с использованием зажигательных бомб. На столицу было сброшено более 1600 тонн бомб, город фактически сгорел, возник огненный шторм. В огне погибло более 84 000 мирных жителей. Более миллиона японцев осталось без крова.


В ночь с 9 на 10 марта 1945 года в Токио погибло больше людей, чем при взрыве атомной бомбы. Американцам налет обошелся в 14 потерянных В-29.

Далее были нанесены подобные удары по Нагое, Осаке, Кобе, Иокогаме. В итоге в огне погибло более 120 000 человек, более 100 000 человек получили ожоги большой степени тяжести.


Американцы, переведя самолеты из Индии, действовали группами по 400-500 машин. Потери тоже были ощутимыми, каждый налет уносил 15-25 бомбардировщиков, так как японские истребители дрались отчаянно.

Не стоит считать, что В-29 бомбили только жилые кварталы японских городов. Доставалось и предприятиям, которые старались выбомбить с максимальной точностью.

Кстати, Лемей, которому не нравился план по сбросу на города зажигательных бомб, приказал разбрасывать над японскими городами листовки, в которых говорилось, когда будет нанесен удар. Города все равно горели, но потери среди мирного населения значительно сократились.

В целом же работа Лемея по уничтожению японской промышленности была более чем успешной. Когда была захвачена Иводзима и В-29 начали сопровождать «Мустанги», потери уменьшились. Японцам нечего было противопоставить, кроме ударов камикадзе.

Ну и высшей точкой в карьере В-29 стал сброс атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки. Чести в этом не было никакой, военной потребности тоже, так что мы не станем заострять внимания на этом.

Но на этом боевая служба В-29 не закончилась. Дальше была Корейская война.


В Корее В-29 продолжили нанесение ударов по объектам инфраструктуры, и занимались этим до конца 1950 года, пока были цели.

В 1951 году произошло столкновение двух эпох, когда сопровождавшие В-29 «Локхид F-80C Шутинг Стар» и «Рипаблик F-84E Тандерджет» столкнулись с советскими МиГ-15.

В общем, быстрые реактивные истребители и зенитная артиллерия, управляемая радарами оказались сложным испытанием для В-29. Стало понятно, что «Суперкрепости» для современной войны не годятся. И В-29 сперва стали использовать по ночам, использовать для агитационной работы по сбросу листовок и так далее.


Последний боевой вылет В-29 совершил в последний день Корейской войны. За семь часов до подписания перемирия В-29 лейтенанта Денвера Кука совершил разведывательный полет на фиксацию результатов ударов В-29 по аэродромам Саамчам и Таэчхон. Это был самый последний боевой полет В-29.


В итоге. Самолет был весьма и весьма продвинутым в плане различных технических моментов. Быстрый, высотный, напичканный современной аппаратурой, облегчавшей жизнь экипажу.

Стоит отметить великолепный набор радиоэлектронного оборудования. Радиокомпас, радиомаяк, система «слепой» посадки по приборам, устройством определения «свой-чужой», аварийным радиопередатчиком в спасательной лодке на борту. Радар AN/APQ-13, который можно было использовать и как бомбовый прицел, и как навигатор. Для определения географических координат использовалось устройство AN/APQ-4.


Самолет оснащался оптическим бомбовым прицелом типа «Норден М». Эти прицелы были очень сложными, они учитывали баллистику авиабомбы с учетом многих поправок. Сброс бомб происходил автоматически, в момент времени, определенный прицелом. Прицел сопрягался с автопилотом, что позволяло бомбардиру брать на себя управление самолетом во время бомбометания.

Особых слов заслуживает оборонительное вооружение. Оно было очень мощным, к тому же практически не имело «мертвых» зон. Единственным «минусом» можно считать невозможность обслуживания пулеметов в полете, поскольку стрелки находились в гермокабине. Но до задних точек мог «дотянуться» хвостовой стрелок. Система управления огнем была просто шедевральной, существовало 24 комбинации управления огнем, стрелки могли передавать друг другу в управление огневые точки.

Автоматическая система управления огнем учитывала силу и направление ветра, силу гравитации и разворачивала турель. Спуск пулеметов также осуществлялся дистанционно. Система дистанционного управления огнем представляла собой новое слово в авиации. Можно даже сказать, что она опередила свое время.

В каждой из турелей стояла 16-мм кинокамера, которая включалась одновременно с пулеметами и выключалась спустя три секунды после прекращения огня.

В-29 применялся в основном на Востоке. Японская авиация не смогла выставить ему достойного противника. Поэтому в условиях, когда В-29 прикрывались «Мустангами», они вообще могли спокойно делать свою работу, неся потери только от зенитной артиллерии.

Минусом машины можно назвать только двигатели, из-за пожаров которых было потеряно, пожалуй, больше машин, чем от действий ПВО Японии.

Этот самолет навсегда останется в истории нашего мира. А в истории Японии (если они ее не перепишут) и подавно. Как самый смертоносный самолет Второй Мировой войны. Пожалуй, мало кто сможет с ним сравниться, после Токио, Хиросимы и Нагасаки.

ЛТХ В-29
Размах крыла, м: 43,05
Длина, м: 30,18
Высота, м: 8,46
Площадь крыла, м2: 161,27

Масса, кг
- пустого самолета: 31 815
- нормальная взлетная: 56 245
- максимальная взлетная: 61 235

Двигатель: 4 х Wright R-3350-23(23А) Сyclone 18 х 2200 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 604
Крейсерская скорость, км/ч: 547
Практическая дальность, км: 3 230
Боевая дальность, км: 2 575
Скороподъемность, м/мин: 280
Практический потолок, м: 9 710

Экипаж, чел: 11-13

Вооружение:
- 8 пулеметов 12,7-мм (4 турели по 2 шт) в дистанционно управляемых турелях;
- 3 пулемета 12,7-мм пулемета или 2 пулемета 12,7-мм и одна 20-мм пушка в хвостовой турели.
- Бомбовая нагрузка до 9072 кг

Можно еще добавить, что именно В-29, пропущенный через 100% "ксерокс" стал первым советским стратегическим бомбардировщиком Ту-4. Но это совсем другая история.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

104 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    9 сентября 2021 18:26
    В итоге. Самолет был весьма и весьма продвинутым в плане различных технических моментов. Быстрый, высотный, напичканный современной аппаратурой, облегчавшей жизнь экипажу.

    И всё это благодаря мощным двигателям и пропорциональным для таких мощных двигателей - воздушным винтам .
    Посмотрите какие огромные по размерам винты стояли на этом самолёте.
  2. +9
    9 сентября 2021 18:35
    Система управления огнем и правда опередила время
    1. +7
      9 сентября 2021 18:52
      Аппарат передовой во всем... Как повезло, что несколько штук нам досталось!
      1. +3
        9 сентября 2021 21:52
        Емнип 6 штук. Но без прицела Нортроп
        1. 0
          11 сентября 2021 00:43
          Цитата: kytx
          Но без прицела Нортроп

          Нортроп
          Norden Mk. XV/Norden M -Прицел Нордена
          не уверен, что аннексированные СССР Б-29 были без Norden Mk. XV... с чего бы это?

          Но , наши получили его от немцев, а те скоммуниздили чертежи в США ещё в 1938
          1. +1
            11 сентября 2021 07:10
            Лётчики уничтожали прицелы после посадки так как он считался совсекретным.
      2. 0
        10 сентября 2021 14:41
        Аппарат передовой во всем..


        Спорное утверждение. Созданный на закате поршневых самолётов , когда в небе уже летали реактивные истребители мессеры Me.262 .
        Он безнадёжно устарел уже к Корейской войне. Если уж и был передовой бомбер в то время - то Юнкерс Ju.287.
        1. +2
          11 сентября 2021 07:14
          Винтовые стратеги до си пор в строю. А передовой он в плане авионики.
          1. 0
            17 сентября 2021 12:03
            А они не винтовые а турбореактивные..... laughing
            1. -1
              3 февраля 2022 10:54
              Турбовинтовые тащемта
        2. -1
          3 февраля 2022 10:55
          Ju 287 никогда не был полноценным бомбером, а скорее летающей лабораторией. Довести его до состояния полноценного бомбера пытались уже в СССР позже
  3. +11
    9 сентября 2021 18:53
    Еще опечатки исправить, типа 1050 года. И будет совсем хорошо.
    1. +3
      9 сентября 2021 21:44
      есть или были спецом. в конце статьи " найдите ошибки , нажмите ХХХ или выделите " для повышения внимания к статье. старая школа PRщика
  4. +21
    9 сентября 2021 19:12
    Боевое применение в небе над Германией показало, что самолет очень уязвим от атак с фронта. Потому в верхнюю переднюю пулеметную установку добавили еще два ствола.


    Здесь автор явно принял B-17 за B-29. B-29 не использовался в боевых действиях над Европой в войне с Германией.
    1. -1
      9 ноября 2021 13:38
      B-29 не использовался в боевых действиях над Европой в войне с Германией.


      Использовался, но редко, как исключение.
      1. +1
        9 ноября 2021 16:38
        Укажите хотя бы один документально подтвержденный случай боевого применения B-29 над Европой во время Второй мировой войны.
  5. -5
    9 сентября 2021 19:17
    Стоит ещё отметить, что b-29 как и b-17 разрабатывался изначально для ударов по кораблям.
    1. +4
      9 сентября 2021 21:54
      Цитата: Artemion3
      Стоит ещё отметить, что b-29 как и b-17 разрабатывался изначально для ударов по кораблям.

      Интересная информация.
      Где можно найти пруфы?
      1. +6
        10 сентября 2021 09:26
        вот именно, самолет для "ковров" вообще-то
      2. -1
        3 февраля 2022 10:56
        B-17 - определённо. Читайте историю создания самолёта
  6. +9
    9 сентября 2021 19:30
    "Ну и высшей точкой в карьере В-29 стал сброс атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки. Чести в этом не было никакой, военной потребности тоже, так что мы не станем заострять внимания на этом." - ну честь и доблестность атомных бомбардировок мало чем отличались от той же бомбёжки Токио и иже с ним. Разве что тем, что там, где ранее потребовалось 300 самолётов, хватило и 3-ёх.
    Вообще к августу 1945 американцам , банально, нечего было бомбить на территории Японии. ЕМНИП, приходилось летать на "города" с населением менее 20к человек, т.к. все более крупные уже были разбомблены (да, не на 100% разбомблены, но всё-таки). Если бы у Лемея было время, то через полгода-год, учитывая освободившиеся в Европе силы стратегической авиации союзников, Япония превратилась бы в один большой крематорий.
  7. -1
    9 сентября 2021 19:37
    Толерантность на "ВО".
    1. +1
      9 сентября 2021 19:38
      Enola не катит.
      1. +1
        9 сентября 2021 19:40
        «Энола Гэй». Зайдем по другому.
    2. +1
      10 сентября 2021 08:44
      Цитата: bandabas
      Толерантность на "ВО".


  8. +11
    9 сентября 2021 19:43
    Очень много опечаток. Точнее — о-о-очень.
    При современном количестве фантастики про попаданцев я, конечно, могу представить поставки самолетов в Англию в 1050 году, но хочется, таки, понять, какие именно цифры в дате автор перепутал.
    И про «зенитную авиацию» я тоже знаю до безобразия мало.
    Роман, исправляйте срочно.
    1. +6
      9 сентября 2021 22:58
      "...эти самолеты служили до 1058 года в Королевских ВВС..." На службе у короля Артура! :-)))
      1. 0
        16 сентября 2021 22:14
        чем придираться к обычным опечаткам, напишите сами что-то подобное
  9. +8
    9 сентября 2021 19:50
    Это первый самолет, в котором была система централизованного управления огнем. И, наконец, это был первый самолет, оснащенный оборонительным вооружением с дистанционным управлением.
    [i][/i]

    И на конец-то получилось "масло масленное". Роман, я прекрасно знаю Ваши ТВОРЧЕССКИЕ таланты, знаю Ваш непомерный скепсис ко мне, да ради Бога, пишите! Но, прошу Вас, читайте то, что Вы "изрекаете". Иногда это вызывает сомнение в Вашем профессионализме. С глубоким уважением к Вам, просто САПЕР.
  10. +2
    9 сентября 2021 19:51
    1050 году США поставили в Великобританию 70 самолетов для замены «Авро Линкольн

    В каком-каком году?
    1. +10
      9 сентября 2021 21:57
      В 1050. B-29 очень помогли в изгнании с острова Свена, сына ярла Годвина в том же году. Жаль, что очень быстро сняли с вооружения, и B-29 не смогли помешать нормандскому завоеванию Англии в 1066 году.
  11. Urs
    +5
    9 сентября 2021 19:51
    Не ну че сказать автор-->автор-->автор красавчег.
    Достаточно толково без излишеств и пафоса типа "мама омерика".
    Да машина действительно хорошая для своего времени и уровня развития авиации.Поставленные задачи выполняла сполна.Легкий укол в сторону советской авиации также приемлем,но и нужно было озвучить и слова оправдания для страны (Советский союз)которая пережила огромные потери и разрушения,одна только эвакуация авиазаводов и КБ отбросила наш авиапром лет на 10.
    Отнють жиреющая на военных поставках США ,бурное развитие авиапрома и НИОКр в целом.
    Но при всем притом корейская война была со знаком плюс для нашей промышленности.Но это как сказал автор уже другая история wink
    1. -1
      9 сентября 2021 21:52
      много ругали ( тихенько) неточное бомбометание и техн и штурманские проблемы наших при первых налетах на Берлин в августе 41г.
      вон как падали " передовики капиталистического производства" на взлете и в полете. горели.не смертники --лишь полукамикадзе оказались.

      наша промышленность вполне справилась с задачами развития авиации в 30-40 гг. а уж потом и до космоса дотянули.
      правда щас успех страны пробуют мерить яхтами, в десятках метрах длины корпуса.
      некоторые отдельные тоже "передовики произ-ва"
    2. +5
      9 сентября 2021 21:58
      Да какой там лёгкий укол в сторону советской авиации! Советская бомбардировочная авиация отставала наглухо в то время.
    3. +1
      9 сентября 2021 22:11
      Отнють жиреющая на военных поставках США

      как можно жиреть на поставках, за которые никто не платил?
      1. +1
        9 сентября 2021 22:50
        элементарно Ватсон...., поставки же в рамках межгосударственных соглашений, соответственно фирма- производитель бабло из бюджета получает, с контрагентами расчитывается, зарплату рабочим платит и т.д. и т.п.
        1. +3
          9 сентября 2021 23:39
          фирма- производитель бабло из бюджета получает

          речь шла не о фирме- производителе
          Отнють жиреющая на военных поставках США
          1. +1
            10 сентября 2021 03:29
            ну и? финансовые обязательства получателя ленд-лиза есть, фирма-производитель работает, работники ее платят налоги, делают покупки, соответственно под это дело можно увеличить денежную массу, все счастливы
            1. -1
              10 сентября 2021 19:25
              Фирме за производство нужно платить.
              А так как США за ленд Лиз фактически не платили даже после войны, то на военных поставках США жиреть не могла в принципе.
              Так понятно?
              1. 0
                10 сентября 2021 19:29
                простите за нескромный вопрос, вы кто по образованию?
                1. -3
                  10 сентября 2021 19:35
                  Простите за нескромный вопрос- а вам разве никто не говорил, что переходить с предмета обсуждения на личность обсуждающего- плохой тон?
                  https://m.youtube.com/watch?v=y3FtbDaYidU
                  hi
                  1. +1
                    10 сентября 2021 19:49
                    ну звиняйте, раз не понимаете то и разжевывать не буду
                    1. -2
                      10 сентября 2021 19:50
                      Я понимаю. В отличие от вас.
                      1. -2
                        10 сентября 2021 19:53
                        удачи вам в ваших потугах hi yes
                      2. -2
                        10 сентября 2021 20:18
                        Ваши потуги так неуклюжи, что даже желать вам чего то неловко
                        hi
              2. 0
                17 сентября 2021 12:15
                Платили за лендлиз Россия выплатила все долги только недавно Ваши утверждения граничат с ложью....
                "Советский Союз оплатил помощь союзников золотом и кровью солдат" И.Сталин.
                Вы вообще хотите заявить что война не приносит прибыли капиталистам? Хотите ниспровергнуть весь капиталистический строй? Или пропаганды начитались и мозг промыт? Стыдно вам должно быть.
                1. 0
                  17 сентября 2021 12:43
                  Не нужно сочинять - платили не за лэнд Лиз, а за неизрасходованные остатки от лэнд Лиза, которые решили оставить себе. Сумма выплат были мизерной в общем объёме.
                  А насчёт
                  Советский Союз оплатил помощь союзников золотом и кровью солдат

                  Выбор был? Без лэнд Лиза мы не воевали бы? Только наши потери были бы намного больше
                  1. 0
                    17 сентября 2021 12:51
                    Сочиняет как раз вы- мизерные суммы выплатилик 2000 годам??? Я не помню точную сумму ЕМНИП РЕЧЬ ШЛА О МИЛЛИАРДАХ
                  2. 0
                    7 декабря 2021 12:02
                    Ленд лиз-только часть поставок многое покупали за золото помимо в том числе авиационный алюминий и много много ещё позиций
                    1. 0
                      7 декабря 2021 12:46
                      Чтобы понять масштабы лэнд лиза, переведите его в золото по ценам того времени.
                      Ленд лиз в золотом эквиваленте- это 11 тысяч тонн золота- почти половина мирового золотого запаса на начало войны.
                      А торговля- она была, да, продавали друг другу в дополнение к лэнд лизу. Но с масштабами лэнд лиза она была несопоставима.
      2. -1
        17 сентября 2021 12:10
        Все платили .....золотом и кровью ,свободой и подчинением - новый экономический порядок с гегемонией США разве не плата? Рабство Европы ,несвобода граждан США и современное расчеловечение людей концентрация богатств в руках единиц олигархов США разве не плата?
        И Германии и Японии и СССР заводы строили американцы и плату получали золотом
        1. -1
          23 сентября 2021 23:48
          Не выдумывайте. Оборудование и материалы использованные во время боевых действий оплате не подлежали.
      3. 0
        9 ноября 2021 13:47
        как можно жиреть на поставках, за которые никто не платил?


        1. Не все поставляли по ленд-лизу, никто не запрещал просто покупать у производителя.
        2. Не все поставляли по ленд-лизу бесплатно. Ленд-лиз, как следует из названия, есть не передача в собственность, а передача во временное пользование, на период войны. По её окончанию боевую технику либо следовало вернуть поставщику (США), либо выкупить по остаточной стоимости.
        3. По "ленд-лизу" поставки осуществлялись государством. Т.е, все издержки ложились на американских налогоплательшиков. Для корпораций военные госзаказы были "золотым дном", они действительно хорошо на них заработали.
        1. 0
          9 ноября 2021 14:08
          1. Не все поставляли по ленд-лизу, никто не запрещал просто покупать у производителя.

          Торговля не входила в лэнд лиз и была взаимной- что то покупали у США, что то- у СССР.
          2. Не все поставляли по ленд-лизу бесплатно. Ленд-лиз, как следует из названия, есть не передача в собственность, а передача во временное пользование, на период войны. По её окончанию боевую технику либо следовало вернуть поставщику (США), либо выкупить по остаточной стоимости.

          По лэнд лизу все поставляли исключительно бесплатно, и никак иначе.
          Лэнд лиз- это помощь во время войны, а не снабжение после ее окончания.
          По её окончанию боевую технику либо следовало вернуть поставщику (США), либо выкупить по остаточной стоимости.

          Вернуть или выкупить следовало то что не использовали во время войны, за то что использовали- ничего не платили.
          Общая сумма ленд лиза в ценах военных лет- 11 млрд долларов.
          После войны сумма того, что хотел себе оставить СССР с учетом износа составила 2,6 млрд долларов. Реально заплачено уже Россией как правопреемником СССР в 2006 году в пересчете на цены военных лет с учетом инфляции доллара около 50 млн долларов, что составило 0,5 процента от общей суммы лэнд лиза.
          3. По "ленд-лизу" поставки осуществлялись государством. Т.е, все издержки ложились на американских налогоплательшиков. Для корпораций военные госзаказы были "золотым дном", они действительно хорошо на них заработали.

          С самого начала стоял вопрос доходах США как государства
          "жиреющая на военных поставках США "- смотрите выше.
          На самом деле США за все это платило, а не зарабатывало
          hi .
          1. 0
            9 ноября 2021 14:21
            Торговля не входила в лэнд лиз и была взаимной- что то покупали у США, что то- у СССР.


            Я и не утверждал, что входит. Но ничто не мешает жировать на торговле товарами, производство которых стало рентабельным благодаря "ленд-лизу".

            По лэнд лизу все поставляли исключительно бесплатно, и никак иначе.


            Нет. Просто оплата была отложена на послевоенный период.

            Вернуть или выкупить следовало то что не использовали во время войны, за то что использовали- ничего не платили.


            Ничего не платили лишь за расходные материалы (сырье, боеприпасы и пр.).
            Боевую технику следовало вернуть. Это не распространялось лишь на технику, которую СССР использовал в войне против Японии (это условие Сталин выторговал в Потсдаме).

            Реально заплачено уже Россией как правопреемником СССР в 2006 году в пересчете на цены военных лет с учетом инфляции доллара около 50 млн долларов, что составило 0,5 процента от общей суммы лэнд лиза.


            Кое-кто утверждал, что все было бесплатным и платить вообще не нужно было wassat

            На самом деле США за все это платило, а не зарабатывало


            Государство и народ платили. Корпорации - зарабатывали. Капитализм-с.
            1. 0
              9 ноября 2021 15:37
              . Но ничто не мешает жировать на торговле товарами, производство которых стало рентабельным благодаря "ленд-лизу".

              Конкретнее, что вы имеете в виду?
              Нет. Просто оплата была отложена на послевоенный период.

              Нет, никакой отложенной оплаты не было. Можно было после войны все оставшееся вернуть и ничего не платить
              Ничего не платили лишь за расходные материалы (сырье, боеприпасы и пр.).
              Боевую технику следовало вернуть.

              За утерянную во время войны боевую технику, снаряжение и прочее не нужно было ни платить, не возвращать. Это касалось всего лэнд Лиза
              Кое-кто утверждал, что все было бесплатным и платить вообще не нужно было

              Именно так. Лэнд Лиз как помощь во время войны был полностью бесплатным. Лэнд Лиз - бесплатная помощь во время войны, а не в послевоенный период
              Государство и народ платили. Корпорации - зарабатывали. Капитализм-с.

              То есть США на ленд Лизе не зарабатывали. О чем и шла речь.
  12. +9
    9 сентября 2021 20:53
    Далее был проект «Model 316», 1936 года

    Boeing Y1B-20 (Model 316) - это разработка 1938 года.
  13. +9
    9 сентября 2021 21:05
    Разработка Boeing B-29 Superfortress обошлась США в 3 миллиарда долларов 9около 45 миллиардов в сегодняшних ценах). Для сравнения, Манхэттенский проект стоял 1,9 миллиарда долларов.
    1. 0
      16 сентября 2021 22:19
      "Манхеттенский проект" на тот момент был перспективным НИОКР,
      а В-29 имел огромное практическое применение в важной для США войне с японцами, потому всё ОК
  14. +5
    9 сентября 2021 21:05
    Можно еще добавить, что именно В-29, пропущенный через 100% "ксерокс" стал первым советским стратегическим бомбардировщиком Ту-4.

    Скорее 99%
    1. +4
      10 сентября 2021 09:34
      не все так просто, там творчества хватало, у амеров все размеры в дюймах, толщины обшивки приходилось пересчитывать, где-то тоньше, где-то толще, разный материал и тут прочнистам работа..калька процентов на 70, и движки свои приспосабливали
  15. +6
    9 сентября 2021 21:53
    Ну зато незаконно (от В-29) рожденный родственник - Ту-4 внес свою лепту в плане недопущения ядерной войны и сдерживания со стороны англосаксов.
    1. -1
      10 сентября 2021 00:59
      Он не мог долететь до Америки.
      1. +9
        10 сентября 2021 05:14
        долететь мог, вернуться не мог.
      2. +9
        10 сентября 2021 06:27
        Цитата: burger
        Он не мог долететь до Америки.

        Долететь мог, а вот вернуться - уже нет.
        1. +4
          10 сентября 2021 09:37
          Сергей! hi боюсь ошибиться, но , кажись , был расчет, используя силу высотных ветров, с минимальной нагрузкой, могли вернуться , на последних каплях
          1. +4
            10 сентября 2021 12:46
            Цитата: роман66
            Сергей! hi боюсь ошибиться, но , кажись , был расчет, используя силу высотных ветров, с минимальной нагрузкой, могли вернуться , на последних каплях

            Роман, приветствую! hi
            Крайне маловероятно, Ту-4 всё же не планер. Предусматривалось, что экипажи Ту-4 в случае удачного бомбометания должны были выбрасываться на парашютах над Мексикой.
          2. 0
            23 сентября 2021 23:50
            Ему уже не нужно было возвращаться
  16. +2
    9 сентября 2021 22:51
    Самолет назвали «Боинг Вашингтон В Mk.l» и эти самолеты служили до 1058 года в Королевских ВВС

    Как тонко укололи британскую гордость. Как-никак первый президент США и главнокомандующий армии воевавшей против британцев в Войне за независимость от британской короны.
    1. +5
      10 сентября 2021 00:28
      Боюсь, всё проще. Самолет назывался В-29А, выпускался до 1946 года. Washington B Mk 1- это служебное название 88 самолетов, переданных в королевские ВВС. Происхождение названия очень простое- все B-29A были построены на заводе Boeing в Рентоне (это неподалеку от Сиэтла), штат Вашингтон.
    2. -1
      3 февраля 2022 11:00
      Джордж Вашингтон начал карьеру как офицер британской армии
  17. +5
    9 сентября 2021 23:58
    . Прицел сопрягался с автопилотом, что позволяло бомбардиру брать на себя управление самолетом во время бомбометания.
    Ничего бомбардир на себя не брал...
  18. +5
    10 сентября 2021 06:30
    Стоило упамянуть создателя самолёта Осена Йорданова, авиаконструктора болгарского происхождения.
  19. +8
    10 сентября 2021 08:47
    Детище «Боинга» В-29 конечно, навсегда останется в истории. Пример, скажем так, не самый красивый, уничтожение двух городов с помощью атомных бомб…
    Хотя применяя ковровое бомбометание и зажигательные авиабомбы, эти самолеты уничтожили ЗНАЧИТЕЛЬНО большее количество людей.
    Для нас же этот самолет значим тем, что благодаря ему СССР смог сделать рывок в развитии как авиационной промышленности, так и многих иных, созданных с нуля
  20. -8
    10 сентября 2021 08:59
    Что Б-29, что Б-52 - прекрасный инструмент в руках людоедов! Ничего личного чисто бизнес - основа европейской в целом и англосакской аморальности в частности, мало чем отличной в чудовищности от нацистской идеологии!!! Воплотитили идей Giulio Douhet — итальянского генерала, теоретика воздушной войны (идея проведения массированных бомбардировок городов противника с целью оказания морального воздействия и принуждения к капитуляции).
    1. +6
      10 сентября 2021 09:50
      Основной урон - урон пром предприятиям Германии. Что касается потерь мирных граждан - не про немцев надо плакать. И не про японцев.......Они получили то, что заслужили и , если посчитать, то недополучили!
      1. +11
        10 сентября 2021 10:56
        Более того. Потери мирного населения милитаристской Японии составляют по разным оценкам от 500 тысяч до 800 тысяч человек. За весь период 1937-1945 годов. На семидесятимиллионную по численности населения страну.
        В Китае за те же годы благодаря действия милитаристской Японии, развязавшей против Китая войну в 1937 году погибло более десяти миллионов мирных жителей.
        Нанкинская резня 1937 года - военными силами милитаристской Японии убито 300 тысяч мирных жителей и пленных (это больше чем суммарное количество мирных жителей, погибших при бомбардировках Хиросимы и Нагасаки). Манильская резня 1945 года - от 100 до 240 тысяч мирных жителей убито все теми же военными силами милитаристской Японии.
        Причем важно понимать - в ОБОИХ случаях речь не идет о т.н. "сопустствующих потерях" при применении оружия неизбирательного действия - артиллерии и авиационных бомбардировок. Речь идет о целенаправленных убийствах мирных жителей и военнопленных пехотой.
        1. +6
          10 сентября 2021 11:04
          Про что я и говорю.....потери СССР 27 млн человек, из которых боевые 10 млн......у Китая, по разным данным под 50 млн , из которых мы не знаем сколько мирного населения....Поэтому стенаний наших политиков про бомбежку Дрездена и Хиросимы я не понимаю....Они все получили по делу и получили МАЛО!
          1. +1
            10 сентября 2021 11:10
            Тут есть еще один момент. Для начала - конкретно в Хиросиме находилась штаб 5-й дивизии фельдмаршала Сюнрюко Хаты и база снабжения военных сил милитаристской Японии, а также большое количество солдат этих самых военных сил. То есть говорить о том, что военного значения бомбардировка не имела вовсе оснований нет.
            Во-вторых... дело еще и в том, что военная промышленность милитаристской Японии была в значительной части децентрализирована - то есть существенную часть продукции и работ выполняли небольшие цеха и мастерские, "рассеянные" по городской застройке. Тактика "ковровых бомбардировок" в том числе как раз и выводила из строя такие цеха и мастерские.
          2. +1
            10 сентября 2021 11:22
            Поэтому стенаний наших политиков про бомбежку Дрездена

            В этой связи мне еще очень непонятна "мода" цитировать ВРАНЬЕ гитлеровского военного преступника йозефа геббельса (имя намерено с маленькой буквы, да) про якобы "200 тысяч погибших".
            Количество погибших мирных жителей при бомбардировке Дрездена в феврале 1945 года - от 18 до 25 тысяч человек. Это официальные данные правительства Германии.
            Вместе с тем.. - "Получили ущерб почти 200 заводов, из них 136 понесли серьёзный ущерб (включая несколько предприятий Zeiss по производству оптики), 28 — средний ущерб и 35 — небольшой"
            Итого - бомбардировка Дрездена послужила делу подрыва военно-промышленного комплекса гитлеровцев (в том числе за счет того, что германские рабочие, чье жилье было разрушено были вынуждены вместо работы на военных заводах заниматься обустройством своих семей в лагерях для беженцев), а тем самым - приближению сроков окончания Второй Мировой Войны и сокращению потерь Советской Армии (в том числе за счет того, что на фронт "не приехала" продукция, которую могли бы выпустить заводы в Дрездене).
          3. 0
            9 ноября 2021 13:52
            Про что я и говорю.....потери СССР 27 млн человек, из которых боевые 10 млн.


            Прямые потери СССР 20 млн. Это число нет оснований пересматривать (27 млн. - потери демографические).
            ЦРУ несколько лет потратило на эти подсчеты, никто еще лучше не подсчитал.
            Потери комбатантов (считая партизан) СССР - примерно 12 млн.
            1. -1
              3 февраля 2022 11:03
              Земсков писал что 16, ему веры больше чем ЦРУ.

              ЦРУ долго писало про сто миллионов уничтоженных Сталином, так что так
      2. -1
        10 сентября 2021 11:10
        Вопрос не личного отношения к людишкам, вопрос боевого применения авиации для геноцида населения.
        Личность вляпавшаяся в историю с реноме колоссального варвара ХХ века - генерал ВВС США Кёртис Лемей, прямой последователь идей Джулио Дуэ. В высшей точки карьеры прославился фразой «Вбомбить в каменный век», по сути дела, лишь логическое продолжение и «творческим развитием» изуверской, человеконенавистнической и откровенно подлой тактики «бесконтактной войны», выработанной Соединенными Штатами и их главным союзником, Великобританией еще в годы Второй мировой - «фирменным знаком» ведения войны по-американски, первыми звеньями в цепи чудовищных массовых убийств, протянувшейся затем через годы в Югославию, Ирак, Ливию, Сирию...
        С развитием БПЛА и комплексным развитием применения эшелонированных систем БПЛА с передачей «решения» на огонь «искусственному» интеллекту последователи Лемея смогут легко «окончательно решить вопрос» по зачистке любой страны от непокорного или неугодного населения, тогда достижения Лемея будут выглядит забавами..., конечно если страна не имеет средств противодействия.
        1. +1
          10 сентября 2021 15:24
          Очередная антиамериканская истерика. Увы, предсказуемая. Но от того не менее мерзкая.
          изуверской, человеконенавистнической и откровенно подлой тактики «бесконтактной войны»

          Уважаемый сударь, объясните мне пожалуйста, в чем "подлость" применения в боевых действия военной авиации, при условии, что самолеты Воздушного Корпуса Армии США - Военно-воздушных сил США открыто маркированы в качестве именно военных самолетов США. Американские ВВС не занимались, например, маскировкой своих бомбардировщиков под пассажирские самолеты с последующими производством внезапного бомбометания.
          прославился фразой «Вбомбить в каменный век»

          Ну так давайте приведем как полностью звучала эта самая фраза генерала К. Лемея.
          Цитата: "Мой рецепт решения проблемы таков: Сказать им честно, что либо они [правительство ДРВ] втянут свои рога и прекратят свою агрессию, либо мы их вбомбим обратно в каменный век."
          Сказано это было в контексте Вьетнамской Войны и означало ультиматум правительству Северного Вьетнама (ныне - Демократическая Республика Вьетнам) который значил примерно следующее - "либо Вы (правительств Северного Вьетнама) прекращаете активную военную поддержку сил "Вьетконга", либо против Вас (по причине этой самой военной поддержки) будет проведена карательная военная акция".
          чудовищных массовых убийств, протянувшейся затем через годы в Югославию

          "Чудовищное массовое убийство" это две-три сотни погибших мирных жителей во время первой интервенции сил НАТО в 1995 году, и от 500-600 (данные НАТО) - до 2500 (данные правительства Югославии) погибших мирных жителей во время интервенции сил НАТО в 1999 году. Для сравнения - сербскими радикальными националистами-"четниками" в Сребренице было убито от 7000 до 8000 мирных жителей. Это официальные данные, признанные в том числе правительством Сербии. Причем важно снова отметить - во время интервенций НАТО гибель мирных жителей это сопутствующие потери от применения авиационных бомб. В Сребренице резня проводилась силами пехотных подразделений. Разница есть. Если авиабомба убивает или ранит тех, кому не повезло просто оказаться в зоне ее поражения, то человек держащий меч или винтовку всегда ЗНАЕТ, против кого он обращает оружие и действует намеренно с целью убивать именно мирных жителей.

          Интервенции сил НАТО в Югославии притом остановили кровавую гражданскую войну в бывшей Югославии. После 1999 года никаких больше потерь мирных жителей от боевых действий не было.
          1. +1
            10 сентября 2021 21:36
            Как пишут, то Сребреница, была ответкой сербов мусульманам, за вырезанные сербские сёла вокруг.
          2. -1
            9 ноября 2021 13:59
            Это официальные данные, признанные в том числе правительством Сербии.


            Либерастами, которые и пришли к власти в результате "гуманитарной интервенции".
            Точнее, их привели к власти.
            "Мирные жители" оказались сплошь мужиками призывного возраста.
            О захоронениях убитых сербов западные СМИ предпочитают помалкивать.
            О геноциде сербов со стороны албанцев и хорватов, конечно, вспоминать не хочется.
            Когда людей на органы разбирали...
            Двойные стандарты во всей красе.

            Гражданская война в Югославии, как и конфликты на территории бывшего СССР - с подачи "западных партнеров". Которые до сих присутствуют в Косово... ну не за "просто так" они же несли демократию.
            Тем более,что в Косово еще и богатые залежи марганца.
  21. +2
    10 сентября 2021 09:38
    "Конструкция «Model 345» была полностью цельнометаллической" - вопрос, а бывает не полностью цельнометаллический?
    1. 0
      17 сентября 2021 12:55
      Бывают ....деревянные композитные смешанные разные
      Москито от де хевиленд из дерева ,Лагг и Ла Из дерева и16 ил 2 миг и як использовали дерево в крыльях хвосте и тд
  22. +4
    10 сентября 2021 10:07
    Шедевр, конечно, для своего времени. Не стоит забывать, что этот самолет итог работы не одного человека и одной фирмы, результат достижений многих фирм. Мотор Wright R-3350 Duplex-Cyclone хоть и совершенствовали, но проблемы ушли с мотором Pratt & Whitney R-4360 "Wasp Major", у американцев появился запасной варант. Можно вспомнить, в сравнении, проблемы моторостроения для И180, И185. General Electric поставила аналоговые компьютеры для работы дистанционной системы. Марк Галлай, советский летчик-испытатаель, описывал качества Ту 4, реверс-инжиниринга в29, конечно с учетом возможного для написания в те годы. Одним из значимых впечатлений для него была возможность комфортно чувствовать себя в герметической кабине, тем более, что полеты были длительными. И насыщенность всякими приборами и приборчиками. С этой точки зрения показательно, о чем Роман пишет, сокращение количества оборудования - столько всего заложили, что даже не понадобилось. На некоторых ТВД, конечно, но все равно - обычно все наоборот.
  23. +1
    10 сентября 2021 10:40
    Цитата: mark1
    Аппарат передовой во всем... Как повезло, что несколько штук нам досталось!

    Нашу авиапромышленность это сильно продвинуло вперед.
  24. +1
    10 сентября 2021 13:19
    Технический шедевр своего времени.
  25. +4
    10 сентября 2021 13:57
    Иногда возникало ощущение, что автор не очень внимательно отредактировал переводный текст: например, защитное вооружение. Если не ошибаюсь, то оборонительное. Ну, и ещё кое-что.
  26. -1
    10 сентября 2021 19:25
    Цитата: Terran Ghost
    Поэтому стенаний наших политиков про бомбежку Дрездена


    Количество погибших мирных жителей при бомбардировке Дрездена в феврале 1945 года - от 18 до 25 тысяч человек. Это официальные данные правительства Германии.

    Объективность этой цифры тоже вызывает сомнения, поскольку получена она была под политический заказ. Нужно было что-то противопоставить заявлениям правых о потерях при бомбардировках, сравнимых с холокостом.
    1. -1
      10 сентября 2021 20:27
      . 22 марта 1945 года муниципальными властями города Дрездена был выпущен официальный отчёт Tagesbefehl no. 47 (также известный как ТВ-47), согласно которому количество учтённых к этой дате погибших составило 20 204, а общее количество погибших в ходе бомбардировки, как ожидалось, составило около 25 тысяч человек

      В 2008 году комиссия из 13 немецких историков, работавших по заказу города Дрезден, оценила количество погибших в диапазоне от 18 до 25 тысяч человек

      hi
  27. 0
    11 сентября 2021 12:45
    Один только вопрос к этим машинам- почему использовали движки постоянно горящие от пв, чего было не поставить райтовские r2800?
  28. 0
    11 сентября 2021 18:38
    Тот самый, прославившийся успешными бомбардировками немецких городов. Лемей не стал долго рассуждать, а сел за штурвал В-29 и возглавил ближайший рейд на металлургический завод «Сева» в Маньчжурии.


    Интересный факт. То есть, не только по карте отправлял своих подчиненных в бой, а сам рисковал шкурой, показывая пример.
  29. 0
    16 сентября 2021 22:33
    Цитата: RoTTor
    напишите сами что-то подобное

    это про короля Артура что-ли?
  30. 0
    9 октября 2021 22:09
    Обогнал своё время. Лёг в основу B-36 Peacekeeper, первого в мире межконтинентального бомардировщика в 1947 году. Летал B-36 на 14 тыс км.
    Фактически, наравне с авианосцами, был главным оружием США в войне против Японии в 1944-45 гг.
    Поражает серийность. Их сделали несколько тысяч при цене за один 600 - 700 тыс. долл. за штуку. Должны были в 1947-49 гг вбомбить СССР в каменный век, но не решились.
    Ну а в Корее в начале 50-х получили от МИГ-15 по полной. Но все равно дрались. Американцы, конечно, те ещё ..... , но бомбер сделали шедевральный. Приятно, что Кожедубовцы их причесали, но это было уже начало новой эпохи.
  31. 0
    23 октября 2021 11:46
    Много нового. Спасибо.
  32. 0
    31 октября 2021 14:06
    Была еще модификация - Ту-4.
  33. kig
    0
    2 ноября 2021 06:18
    Первый таран, совершенный японским летчиком против В-29, зафиксирован 20.08.1944 при налете на металлургический завод Явата. Сержант Shigeo Nobe специально направил свой Кавасаки Ki45 в В-29 полковника Robert Clinksale. Обломки от взрыва серьезно повредили соседний В-29 (капитан Ornell Stauffer), который тоже упал на землю. В последующие месяцы таким образом было уничтожено еще несколько В-29
    (источник https://www.skytamer.com/Boeing_B-29.html)
  34. kig
    0
    2 ноября 2021 06:45
    Кабина хвостового стрелка самолета Энола Гэй

    Температуру, скорость и высоту в систему вводил штурман

    Система в общем виде. Такое можно вставить ну в очень большой самолет


    Ну и наконец, как это все работало
  35. 0
    4 февраля 2022 14:12
    Цитата: Ol Willy
    Земсков писал что 16, ему веры больше чем ЦРУ.

    ЦРУ долго писало про сто миллионов уничтоженных Сталином, так что так


    В данном случае ЦРУ можно доверять. Это результат многолетних исследований по оценке демографического потенциала СССР, данные имели значение для разработки стратегии будущей войны. Не надо путать с пропагандистской трескотней.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»