Новые танкеры и транспорты вооружений для ВМФ России

12

Морской транспорт вооружений "Академик Ковалев" во время ходовых испытаний, 2015 г. Фото ЦС "Звездочка"

Эффективность и устойчивость военно-морского флота определяется не только боевыми кораблями и их возможностями. Значительный вклад в общее дело вносят вспомогательные суда разных классов, в т.ч. танкеры и транспорты вооружений. В настоящее время в нашей стране осуществляется несколько проектов строительства судов этих классов, направленных на восстановление и расширение возможностей вспомогательного флота.

Актуальные проблемы


В целом на данный момент ситуация с морскими транспортами вооружений (МТВ), а также средними и малыми морскими танкерами (СМТ и ММТ) дает поводы для беспокойства. В составе всех объединений нашего ВМФ имеется суммарно несколько десятков судов этих классов. При этом подавляющее большинство таких вымпелов было построено еще во времена СССР и отличается большим возрастом. Кроме того, не все суда соответствуют актуальным требованиям.



Предпосылки к изменению ситуации появились в начале прошлого десятилетия, когда было разработано несколько новых проектов вспомогательных судов. Начиная с 2012 г., на разных предприятиях в интересах нескольких флотов были заложены несколько МТВ и танкеров всех новых проектов. Постройка первых судов новых типов завершилась в середине прошлого десятилетия.


Спуск на воду МТВ "Геннадий Дмитриев" пр. 20360М, июнь 2021 г. Фото СЗ "Вымпел"

Ввиду финансовых, организационных и иных ограничений, строительство вспомогательных судов по своим темпам отстает от обновления боевого состава. В то же время, эта программа уже дает заметные результаты, и в обозримом будущем ВМФ передадут новые суда, что даст известные преимущества, а также позволит начать списание давно устаревших корпусов.

Транспорты вооружений «20180ТВ»


Изменения в области МТВ наметились на рубеже двухтысячных и десятых годов. Тогда на базе спасательного судна пр. 20180 разработали транспорт вооружений ледового класса «20180ТВ». Заказ на головной транспорт этого типа, «Академик Ковалев», выдали в сентябре 2011 г. В декабре Центр судоремонта «Звездочка» (г. Северодвинск) провел закладку этого судна. В июле 2014 г. новый МТВ спустили на воду. В декабре следующего года судно вошло в состав Северного флота.

В середине 2015 г. был заложен второй МТВ пр. 20180ТВ – «Академик Макеев». По разным данным, его спустят на воду в 2021 г. или позже. К 2023-24 гг. судно может быть передано заказчику. С его помощью планируют усилить логистику Тихоокеанского флота. Планы по дальнейшему строительству МТВ этого типа отсутствуют либо еще не раскрывались.

Транспорт вооружений пр. 20180ТВ или «20181» представляет собой судно длиной 108 м водоизмещением 6300 т. Обводы и конструкция корпуса соответствуют условиям эксплуатации в Арктике (класс Arc5). В объемных трюмах такого МТВ могут перевозиться разнообразные ракетные и иные вооружения ВМФ. Для погрузки и передачи боеприпасов имеется собственный кран грузоподъемностью 90 т. Движительная система с подруливающими устройствами и винто-рулевыми колонками позволяет сохранять положение в пространстве и производить перегрузку даже в открытом море.


Средний морской танкер "Академик Пашин" пр. 23130. Фото "ОСК"

Следует отметить, что параллельно с транспортами «20180ТВ» строятся океанографические исследовательские суда унифицированного проекта 20183. В прошлом году КСФ получил первое судно этого типа, «Академик Александров». В ближайшем будущем планируется заложить еще одно. Спасательное судно «Звездочка» пока остается единственным представителем базового пр. 20180.

Малые МТВ


В 2013 г. в состав Каспийской флотилии был введен МТВ пр. 20360 «Дубняк». По результатам строительства и испытаний этого судна заказчик решил, что проект является неудачным. Вследствие этого дальнейшее строительство «Дубняков» отменили, а проект отправили на глубокую модернизацию. Эти работы заняли несколько лет, и в марте 2016 г. Минобороны выдало заказ на строительство двух судов улучшенного пр. 20360М.

В мае 2017 г. на заводе «Вымпел» в г. Рыбинск состоялась закладка первого такого МТВ, названного «Геннадий Дмитриев». Строительство второго транспорта «Владимир Пялов» началось в марте 2018-го на «Верфи братьев Нобель» в Рыбинске. К настоящему времени большая часть работ по обоим корпусам выполнена. При этом, как сообщается, строительство сталкивалось с определенными трудностями. Однако с ними удается справляться и нарабатывать необходимый опыт. К примеру, «Дмитриев» стал крупнейшим судном в истории «Вымпела» и должен положительно повлиять на дальнейшие работы.


Закладка СМТ "Василий Никитин", март 2021 г. Фото "ОСК"

1 июня этого года на заводе «Вымпел» прошла торжественная церемония спуска на воду МТВ «Геннадий Дмитриев». Сейчас судно достраивается у стенки. «Владимир Пялов» пока строится на стапеле. Сроки его спуска на воду и выхода двух судов на испытания неизвестны. Впрочем, большая часть работ уже выполнена и можно ожидать, что два транспорта сдадут в течение ближайших лет.

МТВ пр. 20360М представляет собой судно длиной 77 м водоизмещением 3625 т с дизель-электрической энергоустановкой. Корпус усилен для эксплуатации в северных районах. Предусматриваются объемные трюмы и площадка для грузов в контейнерах и без них. Погрузка осуществляется собственным 20-т краном. Транспорт «20360М» предназначается для перевозки различных вооружений флота с выгрузкой в портах или с передачей кораблям и подлодкам прямо в море.

Средние морские танкеры


С середины десятых годов ведется строительство танкеров двух типов для нескольких флотов. Этот процесс начался в апреле 2014 г., когда на Невском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась закладка среднего морского танкера «Академик Пашин» пр. 23130. Его спустили на воду в мае 2016-го, а через два года начались ходовые испытания. В январе 2020 г. судно вошло в состав Северного флота.

В декабре 2014 г. на заводе «Залив» в Керчи состоялась закладка двух танкеров доработанного пр. 23131. В течение нескольких следующих лет новости об этих судах не поступали. Осенью 2018 г. стало известно, что завод завершил формирование корпусов, и работы идут в соответствии с графиком. Впрочем, танкеры до сих пор не спущены на воду, а сроки их поступления в состав Черноморского флота неизвестны.


Малый морской танкер "Михаил Барсков" на достройке, май 2021 г. Фото "Восточная верфь"

В прошлом году был подписан контракт на три следующих СМТ пр. 23130. Первый из них, получивший имя «Василий Никитин», был заложен в марте 2021 г. на Невском ССЗ. Это предприятие имеет опыт строительства современного СМТ, и есть все основания полагать, что работы по новому корпусу будут выполнены в разумные сроки. Кроме того, в ближайшем будущем должно стартовать строительство двух других заказанных танкеров.

Танкер пр. 23130 имеет длину 130 м и полное водоизмещение 9 тыс.т. Корпус судна соответствует классу Arc4. Основные объемы корпуса отданы под танки для жидкого и сухого груза. Танкер способен перевозить различные виды горюче-смазочных материалов, продовольствие и иное имущество. Имеется оборудование для передачи жидкостей и грузов траверзным способом.

Малые морские танкеры


В 2015 г. «Восточная верфь» из Приморского края получила контракт Минобороны на строительство двух малых морских танкеров пр. 03182. Первый из них, «Михаил Барсков», заложили в конце октября того же года. В августе 2019 г. его спустили на воду. Передача ВМФ ожидается в конце 2021 или в начале 2022 г. В феврале 2018-го началось строительство второго ММТ, «Борис Аверкин». В ближайшее время его планируют спустить на воду. Оба судна предназначаются для КТОФ.

В 2016 г. заказ на два ММТ пр. 03182 для Черноморского флота выдали заводу «Волга» (г. Нижний Новгород). 1 сентября 2016 г. предприятие заложило первый танкер «Вице-адмирал Паромов». В конце 2018 г. его спустили на воду. В конце минувшего мая этот ММТ передали заказчику. С марта 2017-го строится второй танкер. О его спуске пока не сообщалось. Сроки вступления в строй тоже не уточнялись.


"Вице-адмирал Паромов" во время церемонии принятия в состав ВМФ, май 2021 г. Фото Минобороны РФ

Малый морской танкер пр. 03182 представляет собой судно длиной 78 м водоизмещением 3500 т. Он способен перевозить жидкие и иные грузы массой более 1300 т. Предусматривается подъемный кран, вертолетная площадка и оснащение для передачи грузов. Дизель-электрическая энергоустановка обеспечивает высокие ходовые и маневренные качества, в т.ч. возможность перегрузки в море.

Проблема в процессе решения


Известные события тридцатилетней давности до сих пор оказывают негативное влияние на развитие нашего военно-морского флота, как боевой его составляющей, так и вспомогательной. Процесс обновления вспомогательного флота, в т.ч. транспортов вооружений и танкеров не удалось запустить вовремя, из-за чего его текущее состояние далеко от идеального и негативно сказывается на общих возможностях ВМФ.

Однако в последнее десятилетие были приняты самые серьезные меры, и ВМФ получает новые вымпелы разного назначения. Почти все основные флоты успели получить современные суда, и их строительство продолжается, что позволяет рассчитывать на получение всех желаемых результатов в будущем. К сожалению, текущее строительство сталкивается с теми или иными проблемами, и это регулярно приводит к затягиванию работ и переносам. Тем не менее, промышленность справляется с такими вызовами – и флот проводит медленное, но планомерное переоснащение.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    7 сентября 2021 18:56
    Одно скажу: нужные суда и не только для ВМФ.
  2. +4
    7 сентября 2021 19:34
    было бы неплохо в подобные статьи включать табличку: строилось - отменилось - строится - ЕТА для спуска.
    Ну и прочее.
  3. +1
    7 сентября 2021 19:49
    интересно узнать что за двигатели применяются. Импортозамещенные или ...
    1. +3
      7 сентября 2021 20:19
      Цитата: Curt
      интересно узнать что за двигатели применяются. Импортозамещенные или ...

      головное судно проекта 23130 «Академик Пашин» с дизелями Wartsila
      https://bmpd.livejournal.com/3911104.html
      1. -1
        7 сентября 2021 21:32
        Цитата: Наводлом
        головное судно проекта 23130 «Академик Пашин» с дизелями Wartsila

        Вот что нашёл по Вашей ссылке:

        Размещаемые в блоге bmpd сообщения представляют исключительно точку зрения автора материала...

        Типа двигателя нет, завода-изготовителя - тоже. Вы не знаете? Правда, интересно. hi
        1. +3
          7 сентября 2021 21:43
          Цитата: Моторист
          Типа двигателя нет, завода-изготовителя - тоже. Вы не знаете? Правда, интересно

          отказываюсь вас понимать

          вы что имели в виду?
          что этому ЖЖ нельзя доверять?
          или что информация неполная, и вы хотели бы знать заводские номера двигателей?
          1. 0
            7 сентября 2021 21:56
            Цитата: Наводлом
            вы что имели в виду?

            Типа двигателя нет, только название фирмы. На каком заводе построен. Нашёл в другом источнике (https://www.korabli.eu/galleries/oboi/grazhdanskie-suda/akademik-pashin) кое-что:

            В качестве главных двигателей используются два среднеоборотных дизеля мощностью по 4640 кВт, работающие через редуктор на один винт регулируемого шага
  4. +2
    7 сентября 2021 19:55
    В декабре 2014 г. на заводе «Залив» в Керчи состоялась закладка двух танкеров доработанного пр. 23131. В течение нескольких следующих лет новости об этих судах не поступали. Осенью 2018 г. стало известно, что завод завершил формирование корпусов, и работы идут в соответствии с графиком.

    каким графиком?
    планировалась их сдача к ноябрю 2018 года!

    и тут осенью 2018 становится известно, что работы идут в соответствии с графиком.
    8 ноября vpk.news публикует материал о ходе работ
    https://vpk-news.ru/news/46175
    после того как 26 октября на flotprom резонно задались вопросом, куда пропали танкеры?
    https://flotprom.ru/2018/314010/
    смех сквозь слёзы.
  5. +1
    7 сентября 2021 23:10
    Уверен, что вспомогательный флот крайне необходим! Причем те же танкеры это не совсем военное судно, такие и для гражданских компаний нужны.
    Единственный вопрос у меня, что там с унификацией по проектам и двигателям? Или опять мильен проектов среди однотипных судов?
    1. -2
      9 сентября 2021 12:13
      Сказано же было: "КБ должны работать, и выдавать проекты"
      1. +1
        12 сентября 2021 19:45
        вот это мне и не нравится((
  6. -2
    8 сентября 2021 00:06
    Решение с двигателями и меньшей степени с редукторами в принципе -можно скупать суда на лом как это делают в Бангладеш, и ... Снимать от туда все механизмы, собирать так сказать один рабочий из трёх, а ещё наварится на переработке вторсырья....

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»