Як-152 vs УТС-800: Россия выбирает «летающую парту»

114

Фото: fotografersha.livejournal.com

Трудности перехода


Недавний Международный Военно-технический форум «Армия-2021» запомнился многими новинками, однако особое место в нем занял УТС-800 от Уральского завода гражданской авиации. Перспективный учебно-тренировочный самолет может хорошо послужить вооруженным силам, а может, как проект, окончиться ничем.

Впрочем, обо всем по порядку.



Сейчас для начальной учебной подготовки российских курсантов используют австрийские самолеты Diamond DA40 Diamond Star и DA42 Twin Star. Машины для Минобороны производят по лицензии на Уральском заводе гражданской авиации. По состоянию на 2021 год в России изготовили 150 самолетов DA40.

После них летчиков обучают на таких машинах, как известный чехословацкий учебно-боевой самолет L-39 Albatros и более современный российский Як-130. Эксперты не раз говорили о том, что этот самолет чересчур сложен и дорог, однако отказываться от него никто не планирует. Тем более что большой потенциал машины позволяет использовать ее как легкий штурмовик.


Фото: Минобороны РФ

История российских поршневых учебно-тренировочных самолетов первоначальной подготовки, которые должны сменить зарубежные, не менее примечательна: это тем более актуально, если учесть, что их судьба решается прямо сейчас.

По словам министра обороны России Сергея Шойгу, в настоящий момент проводят конкурс, призванный найти замену парку учебных машин. Участие в нем принимают Як-152 и УТС-800.

По словам Шойгу, для эффективного использования потенциала существующих и перспективных авиакомплексов нужно не меньше 700 качественно подготовленных летчиков-выпускников в год. Для этого материальная база вузов должна включать не меньше 500 современных учебно-тренировочных самолетов и две сотни вертолетов.

Як-152


Разработанный ОКБ имени Яковлева и производимый ПАО Корпорация «Иркут» Як-152 совершил первый полет еще 29 сентября 2016 года, однако за все эти годы произвели только три опытных образца.


Фото: Anna Zvereva / flickr.com

Тем не менее, на первый взгляд, все выглядит неплохо. Будучи частью учебно-боевого комплекса Як-130 самолет Як-152 получил полностью унифицированное с Як-130 информационно-управляющее поле кабины. Совместное применение двух машин должно заметно облегчить подготовку летного состава. Як-152 имеет тандемное расположение членов экипажа, максимальная взлетная масса составляет 1480 килограмм, а максимальная скорость Як-152 – 500 километров в час (при крейсерской скорости 380 километров в час).

Самолет получил авиационный 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель RED A03Т V12 (взлетная мощность составляет 500 лошадиных сил) германской компании RED Aircraft. Финансирует ее российский холдинг «Финам». На территории России эти изделия собирает и обслуживает компания «Руссо-Балт».

Як-152 vs УТС-800: Россия выбирает «летающую парту»
Источник: wikipedia.org

Несмотря на попытки наладить лицензионное производство на российской площадке и частичную ликвидацию зависимости от импортных поставок, производство дизельных двигателей для «Яка», видимо, остается слабым местом проекта. В пользу этого, в частности, говорит заявление гендиректора Центрального института авиационного моторостроения имени Баранова, Михаила Гордина.


Источник: youtube.com

По его словам, учебно-тренировочный самолет Як-152 может получить отечественный двигатель. Правда, его пока рассматривают не в качестве замены двигателя RED, а в роли «аналога». Специалист признает крайне удачную компоновку RED A03Т V12 и наличие в нем комплектующих, которые Россия не производит. Так или иначе, пока что все это не более чем планы и предмет «отдельной опытно-конструкторской разработки».

УТС-800


Трудности с дизельным двигателем Як-152 открывают дорогу детищу Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) – самолету УТС-800. Он должен получить российский турбовинтовой двигатель ВК-800С мощностью 800 лошадиных сил. Турбовинтовую модификацию разработали на основе российского газотурбинного авиационного двигателя ВК-800 производства Завода им. В. Я. Климова. В рамках программы Министерства торговли и промышленности России разработку турбовинтовой версии с 2017 года проводит УЗГА.


Фото: Михаил Жердев

Задача, которую ставят перед УТС-800, такая же, как и перед Як-152. Но это все же совсем разные машины. Максимальная взлетная масса «800-го» превышает 2000 килограммов. Масса пустой машины составляет 1706 килограммов. У Як-152 максимальный взлетный вес, как уже говорили выше – 1480 килограммов.

Максимальная скорость горизонтального полета УТС-800 составляет 460 километров в час, а крейсерская – 360 километров в час. В качестве винта выбрали изделие «Аэросилы», имеющее четыре лопасти. По словам главного конструктора УТС-800 Дмитрия Тинякова, самолет имеет два типа заправки топливом. Один предназначен для выполнения фигур высшего пилотажа, другой выступает в качестве многоцелевого. В зависимости от типа заправки машина либо подходит для фигур высшего пилотажа, либо получает большую продолжительность нахождения в воздухе.


Фото: Михаил Жердев

По словам Тинякова, цена самолета в эксплуатации будет раз в пять ниже, чем в случае с Як-130. По разным данным она составит не то 25 тысяч рублей за летный час, не то 32. В любом случае сравнение с Як-130 не совсем корректное: машины находятся в разных классах, хотя и призваны решать схожие задачи. А вот если сравнивать по цене УТС-800 и Як-152, то показатели будут явно не на стороне первой машины.

Помимо этого, одной из претензий к УТС-800 было то, что машина представляет собой «копию» австрийский DART-450. Но это не совсем верно. Российский самолет имеет более крупную кабину, позволяющую спасать летчика на нулевой высоте на нулевой скорости, а установка второго кресла существенно выше первого улучшает, в свою очередь, обзор. Кроме того, воздухозаборник на российской машине вынесли несколько ниже, чем в случае с DART.

Дорогу осилит летающий


УТС-800, при всех своих теоретических минусах и плюсах, еще ни разу не был в небе, в то время как «Як» давно летает (пусть речь идет об очень небольшом числе машин). Если ничего не изменится, поднять УТС-800 в небо Уральский завод гражданской авиации сможет до конца года. После этого машине предстоит долгий путь испытаний, который «Як» уже частично прошел. Серийное производство УТС-800 наметили на 2024 год.

Стоит также сказать, что иногда критикуют саму концепцию винтового тренировочного самолета, так как он далек от современного истребителя в плане управления, скорости, маневренности и так далее.

В качестве альтернативы иногда предлагают относительно недорогой учебно-тренировочный самолет СР-10, оснащенный турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ (он украинский, так что в серию самолёт должен пойти с российским АЛ-55). Первый полет машина совершила в 2015 году. На сегодня построен один прототип.
114 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -31
    9 сентября 2021 04:59
    Российский самолет имеет более крупную кабину, позволяющую спасать летчика на нулевой высоте на нулевой скорости,

    belay как это спасать летуна на грунте ?...
    1. -32
      9 сентября 2021 05:16
      Аааа! !! Дошло! Это когда он по пьянке соберётся лететь и его можно легко вытащить из кабины! laughing Весчь!
      good
      1. +2
        9 сентября 2021 15:57
        Подскажите, в истории авиации были случаи когда понадобилось спасать летчика ПОДОБНОГО самолёта при нулевой скорости и нулевой высоте?

        Были случаи когда курсанта приходилось эвакуировать из стоящего на земле самолета?

        Были случаи когда поршневой самолет стоящий на земле был смертельно опасен для курсанта сидящего в поршневом самолёте?

        Или всё, что написано в цитатах ниже обычное словоблудие и желание поставить минусики человеку который усомнился в адекватности заметки журналиста.

        Цитата: Владимир_2У
        Вообще для катапультируемых кресел требование "нулевые высота и скорость" давно выдвигались и даже реализованы


        Цитата: Владимир_2У
        Считаете что загореться к примеру, при неудачной посадке учебно-тренировочный самолёт не может?


        Цитата: Владимир_2У
        Действительно, чего это я, ведь только в сказках клинит фонарь, только в страшных снах при беспорядочном падении пилоты не могут покинуть кабину, двигатель не отказывает и всякое такое.


        Бабай Атасович дело пишет, а его минусуют те, кто считает, что в кукурузники нужно срочно установить катапультные кресла.

        1. +1
          11 сентября 2021 05:10
          который усомнился в адекватности заметки журналиста.
          Вот тут вы коллега Правы wink К примеру в статье:
          В качестве винта выбрали изделие «Аэросилы», имеющее четыре лопасти.

          И понять не могу- или Лыжи не едут или что ?
          1. +1
            15 октября 2021 01:58
            Нуууу, могет автор в изучении арихметики токма до 4-х дошёл... laughing 5 ещё не проходил... request
          2. 0
            27 ноября 2021 14:49
            Цитата: Гуру
            И понять не могу- или Лыжи не едут или что ?

            Для этого я создал спеСияльный смайлик, что бы не банили :
            lol
        2. 0
          27 ноября 2021 13:50
          Да дело не в этом . В 93м, с этим облегченным креслом носился один подполковник в отставке, дай Бог памяти Барыкин, втюхал деньги и пытался воткнуть на Сушку и Як спортивные. По-моему на пару сушек воткнули по связям. Потом сунулся в ГА - на Ан-2 при "химии", но там послали в раз и безповоротно! Ну на фиг на тот же як-52 катапульта, если норматив покидания 3 секунды?? А вот "если фонарь заклинит", " если керосин не подвезли", так это из той же эпопеи, что и "порох промок" , " "шпилька попала". ...Я и не обижаюсь - спецов здесь много, только улыбаются))))
        3. 0
          27 ноября 2021 14:43
          Цитата: Например
          Бабай Атасович дело пишет, а его минусуют те, кто считает, что в кукурузники нужно срочно установить катапультные кресла.

          Спасибо, конечно, за поддержку. Мне побоку все эти плюсаминусики. Летуны всегда меня поймут, уря-патриоты точно нет. Я повеселился над "инноваторами" и мне жизнь чуток продлилась. Удачи и здоровья Вам!
    2. +23
      9 сентября 2021 05:24
      Цитата: Babay Atasovich
      как это спасать летуна на грунте ?

      Вообще для катапультируемых кресел требование "нулевые высота и скорость" давно выдвигались и даже реализованы, видимо кабина позволяет установить такие кресла.
      1. -17
        9 сентября 2021 05:32
        Цитата: Владимир_2У
        Цитата: Babay Atasovich
        как это спасать летуна на грунте ?

        Вообще для катапультируемых кресел требование "нулевые высота и скорость" давно выдвигались и даже реализованы, видимо кабина позволяет установить такие кресла.

        На поршне? laughing
        1. +20
          9 сентября 2021 05:36
          Цитата: Babay Atasovich
          На поршне?

          Считаете что загореться к примеру, при неудачной посадке учебно-тренировочный самолёт не может?
          1. -11
            9 сентября 2021 05:59
            Даже в ДОСААФ перед первым вылетом отрабатывают покидание на время. На фиг утяжелять поршню креслом, если и без него запросто покинуть машину без стремянки и не опасаясь винта?!
            1. +22
              9 сентября 2021 06:12
              Цитата: Babay Atasovich
              На фиг утяжелять поршню креслом, если и без него запросто покинуть машину?!
              Действительно, чего это я, ведь только в сказках клинит фонарь, только в страшных снах при беспорядочном падении пилоты не могут покинуть кабину, двигатель не отказывает и всякое такое. Нафига на боевые самолёты КК ставят в таком разе, ведь наверняка нормативы покидания кабины есть.
              1. -19
                9 сентября 2021 06:30
                Цитата: Владимир_2У
                Действительно, чего это я, ведь только в сказках клинит фонарь, только в страшных снах при беспорядочном падении пилоты не могут покинуть кабину, двигатель не отказывает и всякое такое.

                laughing good А ещё и у парашюта перехлёст и обрыв строп бывает, даже у запасок! У табуретки ножка отламывается ! И можно умереть, поперхнувшись шашлыком! yes
                Цитата: Владимир_2У
                Нафига на боевые самолёты КК ставят в таком разе, ведь наверняка нормативы покидания кабины есть.

                Когда это на ПОРШНЕВЫЕ Яки стали ставить катапульты, даже на боевые??? wassat ...что-то я совсем за новостями не слежу. what
                1. +7
                  9 сентября 2021 06:39
                  Цитата: Babay Atasovich
                  А ещё и у парашюта перехлёст и обрыв строп бывает, даже у запасок! У табуретки ножка отламывается ! И можно умереть, поперхнувшись шашлыком!
                  Ещё водкой поперхнуться и всё это в горящем самолёте! laughing


                  Цитата: Babay Atasovich
                  Когда это на ПОРШНЕВЫЕ Яки стали ставить катапульты, даже на боевые??? wassat ...что-то я совсем за новостями не слежу.
                  Не следите, точно, но не про Як:

                  одной из претензий к УТС-800 было то, что машина представляет собой «копию» австрийский DART-450. Но это не совсем верно. Российский самолет имеет более крупную кабину, позволяющую спасать летчика на нулевой высоте на нулевой скорости, а установка второго кресла существенно выше первого улучшает, в свою очередь, обзор.
                  1. -8
                    9 сентября 2021 07:15
                    Цитата: Владимир_2У
                    Российский самолет имеет более крупную кабину, позволяющую спасать летчика на нулевой высоте на нулевой скорости, а установка второго кресла существенно выше первого улучшает, в свою очередь, обзор

                    Очки надо одеть.... Где тут "катапульта " написано?
                    1. +4
                      9 сентября 2021 07:20
                      Цитата: Babay Atasovich
                      Очки надо одеть.... Где тут "катапульта " написано?
                      Т.е. упор на возможность спасения из кабины с двух нулей вас никак не смущает?
                      Цитата: Babay Atasovich
                      кабину, позволяющую спасать летчика на нулевой высоте на нулевой скорости,
                      Почему то именно такая возможность выделяется в статье при сравнении УТС-800 с Як-152 и DART-450. Почему же? Неужели какая то спецстремянка?
                    2. +8
                      9 сентября 2021 14:30
                      Ув. Бабай Атасыч, я тоже разделяю Ваш скепсис ( на кой на винтомоторе катапульта? ) . Однако Владимир 2У оказался прав. УЗГА -товцы поставили на УТС-800 именно кресло к-93 ( катапультное облегчённое К-36 Л-39 ) what Узнать можно здесь :
                      https://aviation21.ru/uts-800-uchebno-trenirovochnyj-kompleks-pervonachalnoj-podgotovki-lyotchikov/
                      Цитата из этой статьи : " самолёт оснащён птицестойким козырьком фонаря кабины и оборудован катапультными креслами К-93, позволяющими покинуть машину во всем диапазоне высот и скоростей, в том числе на земле."
                      Мне пришлось изрядно полазить по инету, и вот у КБ "Звезда" кое-что нашёл по К-93: "В 1993 г. предприятие приступило к разработке современного катапультного кресла для учебно-тренировочных
                      самолетов, имеющих скорость до 950 км/час - К-93 (рис. 11), ведущий конструктор В.И.Киселев. В 1995 г. были
                      начаты заводские испытания. Государственные испытания проведены в 1999 г. На завершающей стадии
                      государственных испытаний в кресле К-93 было совершено катапультирование парашютиста-испытателя ВВС
                      И.Е.Тарелкина. В результате этих работ было создано современное, дешевое, простое в эксплуатации и легкое
                      катапультное кресло, имеющее установочную массу 68 кг (с НАЗом, кислородной и парашютной системой". Взято отсюда : http://physicsbooks.narod.ru/Other/Zvezda.pdf
                      PS : испытателя Игоря Тарелкина знаю лично. На совместных сборах менялся с ним парашютами. Он мне - заводской коммерческий от " Звезды" под названием "Master-Hit", а я ему - свой самопально доработанный серийный По-16.
                      Кстати, в ещё одной найденной мною статье ( https://military.wikireading.ru/53237 ) упоминается о том, что специально для винтомоторных ( следовательно и малоскоростных lol ) на " Звезде" была разработана и внедрена в производство свехскоростная катапультная ситстема СКС-94. Из статьи : " Катапультная система прошла всесторонние заводские и государственные испытания с катапультированием парашютистов-испытателей В.Г. Северина и И.Е. Тарелкина, установлена на самолетах Су-31М, а ее модификация СКС-94М – на самолетах Су-26, Су-29 и Су-31. На одном из поставленных за рубеж самолетов этого типа в Италии произошло аварийное катапультирование с благополучным исходом, о чем свидетельствует благодарственное письмо спасшегося пилота."
                      Почему УЗГА-товцы предпочли К-93, знают видимо только они.
                      За сим hi
                      1. 0
                        27 ноября 2021 14:11
                        Я немного выпал из форума с этим короновирусом.... А потом мой друг, Александр Шапочников навернулся на вертушке под Москвой. Когда я ему скинул ссыль на эту страницу - ржал он долго. Он по пилатажке в сборную входил, прошел годовую- " карточку на хлеб получил". Он был пилотажник от бога - як-50,як-55, су-26 и другие. Так вот к сушке с креслом он презрительно тоже относился. "Лишний вес и толку на 5 %" - надо быть идиотом , что бы поршнягу утяжелять ради 1% случаев.
                2. +7
                  9 сентября 2021 06:46
                  Кстати, вот вам лёгкий даже очень, поршневик:
                  Су-26М3 — один из немногих спортивных самолётов, оснащённых системой катапультирования лётчика[1]. Самолёты Су-26 более ранних модификаций её также не включали. При возникновении аварийной ситуации лётчик имеет возможность покинуть самолёт с помощью катапультной системы СКС-94М.
                  1. Eug
                    +4
                    9 сентября 2021 07:03
                    Как верно отметил Babay, бывает всякое. И КС точно не лишняя, особенно если будет штурмовой вариант УТС-800 (по типу Тукано).
                    1. +4
                      9 сентября 2021 07:10
                      Цитата: Eug
                      Как верно отметил Babay, бывает всякое

                      Странно, Бабай вообще то против КС на лёгком поршневике.
                      1. Eug
                        -3
                        9 сентября 2021 07:36
                        Я у тому, что, как по мне, он из абсолютно правильных исходных данных делает неправильный вывод - опять-таки, как по мне - о ненужности КС.
                      2. 0
                        27 ноября 2021 15:06
                        Вы когда-нибудь летали на поршне на бреющем? ...так...для интереса вопроса? Хотя бы на Ан-2 на 2х метрах над культурой?
                      3. -1
                        7 декабря 2021 06:18
                        Цитата: Babay Atasovich
                        Вы когда-нибудь летали на поршне на бреющем? ...так...для интереса вопроса? Хотя бы на Ан-2 на 2х метрах над культурой?

                        Можно подумать вы аварийно покидали хоть какой самолёт на хоть какой высоте и скорости.
                        А покинуть своими силами кабину самолета даже при сброшенном фонаре (есть он на Ан-2-то? laughing ) на скоростях выше 300 км.ч. и проблемно само по себе да ещё и опасно.
                      4. 0
                        7 декабря 2021 15:59
                        Есть фонарик сбрасываемый. Даже стоп-кран красного цвета есть. Видимо для недалёких юмористов специально сделали. Вот только на бреющем не поможет никакая катапульта точно! wassat
                  2. -12
                    9 сентября 2021 07:16
                    На дож, а чего в серии его нет? wassat
                  3. Комментарий был удален.
                    1. +2
                      10 сентября 2021 00:43
                      Цитата: Bad_gr
                      СКС-94

                  4. 0
                    10 сентября 2021 00:47
                    Цитата: Владимир_2У
                    катапультной системы СКС-94М.


                    1. +1
                      10 сентября 2021 01:15
                      Извиняюсь за дубликат, просмотрел request
                3. +1
                  9 сентября 2021 12:33
                  Вот когда пилотов стало мало, и у нас научились ценить их жизнь, тогда и начали ставить катапультные кресла. По поводу нулевой скорости, окромя плоского штопора, напомню о случаях катапультирования при обслуживании. То техник накосячил (у нас был случай), а то и автоматика подведёт. Не так давно погибли лётчики Ту-22М3. Катапультирование на земле.
                  1. +3
                    10 сентября 2021 04:08
                    Цитата: URAL72
                    напомню о случаях катапультирования при обслуживании.

                    Всё таки кресла спасли больше чем убили.
                    Цитата: URAL72
                    а то и автоматика подведёт. Не так давно погибли лётчики Ту-22М3
                    Конкретно автоматика кресел очень надёжна, так что халатность почти всегда виной - своя или чужая. Вот и на Ту-22 основная версия - ошибочное включение принудительного катапультирования.
            2. +3
              9 сентября 2021 14:30
              А если самолет загорелся на взлете? Или на взлете отказал двигатель?
              На одном из авиасалонов наш летчик на выходе из нисходящей фигуры допустил удар хвостовой частью МиГ-29 о землю. Набрал высоту метров 20 и катапультировался из горящего самолета. Остался жив и здоров. И высота и скорость были близки к нулю.
            3. +1
              10 сентября 2021 00:10
              Цитата: Babay Atasovich
              На фиг утяжелять поршню креслом, если и без него запросто покинуть машину без стремянки и не опасаясь винта?!

              Катапульта спортивного Су-26, если не ошибаюсь, весит 15 кг.
    3. Комментарий был удален.
  2. +2
    9 сентября 2021 05:24
    Опять немецкий движок на парте... мало нам Мистралей и Сименсов... подложат немцы свинью когда нибудь опять запретив поставки запчастей и самих движков.
    1. -2
      9 сентября 2021 05:40
      Цитата: Леха с Андроида.
      Diamond DA40 Diamond Star

      импортозамещение в действии... request
    2. +15
      9 сентября 2021 06:09
      Немецкий движок создан за наши деньги и как утверждается производятся (не собираются) у нас с 20-го года. Создание "аналога", это скорее всего не что иное, как "русифицирование" REDa ,тех комплектующих которые у нас не производятся и подгонка под 27В согласно нашим нормам, т.к он не только в программе Як-152 присутствует, но и в "Альтаире", например.
      На совсем "худой" конец можно установить ВК-650 это все равно будет быстрее чем ВК-800 у конкурента. Но у конкурента есть одно важное преимущество - папик Мантуров.
      1. +7
        9 сентября 2021 06:50
        Цитата: mark1
        как утверждается производятся (не собираются

        Еще раз навел справки - по данным Авиапорт.ру все таки крупноузловая сборка, прямой информации найти пока не с мог.
    3. +5
      9 сентября 2021 08:31
      Цитата: Леха с Андроида.
      Опять немецкий движок на парте... мало нам Мистралей и Сименсов... подложат немцы свинью когда нибудь опять запретив поставки запчастей и самих движков

      Движок разработал выпускник Казанского авиационного. Выпускает его в Германии, сборка и обслуживание локализованы у нас. В малых количествах. Он предлагал локализацию в России, но малый объем выпуска делает локализацию нерентабельной. Пойдет массово на учебные, легкомоторный и БПЛА, тогда другое дело.
  3. +2
    9 сентября 2021 06:09
    Нет повести печальнее на свете, чем про наши легкие самолеты. Вообще все никак.
    1. +7
      9 сентября 2021 11:02
      Нет повести печальнее на свете, чем про наши легкие самолеты.


      Так бездумно скопировали якобы американскую систему подготовки.
      Там на поршневом не обучение , а фактически проф. отбор . Месяц "науки" ,два десятка полётов вместе с вывозными . И вердикт - пошёл нафиг. А зачисленных учат на реактивном учебном . И дальше по типу.
      А наличие конкурса заставляет кандидатов на свои деньги учиться летать в частных конторах - больше шансов пройти.

      "Парта" это машина типа СР-10. На замену чешской "Элке".
      Причём разработанная на свои энтузиастами. Продолжение знаменитого Як-30 . А судьба такая же - своим нафиг не нужен.
      1. +5
        9 сентября 2021 11:29
        Глядя на эту опупею с учебными самолетами, вообще не понимаю, что нашим военным надо. Столько лет готовить летчиков и то одно, то другое. Скорее всего надо ума.
        1. +7
          9 сентября 2021 11:46
          Столько лет готовить летчиков и то одно, то другое. Скорее всего надо ума.


          Это результат противоестественной смеси нового капиталистического уклада со старой школой подготовки из СССР. Во всём , не только в подготовке лётчиков. Там есть отлаженные механизмы отбора как "за деньги", так и талантливых ребятишек. Причём на гособучении довольно жёсткая - предварительный контракт с возмещением убытков , если собрался слинять.
          И разделение функций обучающей частной конторы и государственной , проверяющей качество выпускников. Платят за обучение, а вот диплом ( точнее лицензию- она важнее) не купишь - удивительно, но факт.
      2. -1
        9 сентября 2021 12:19
        Цитата: dauria
        Так бездумно скопировали якобы американскую систему подготовки......
        А наличие конкурса заставляет кандидатов на свои деньги учиться летать в частных конторах

        Если и скопировали, то не до конца - частных контор кот наплакал
  4. +24
    9 сентября 2021 06:12
    В качестве винта выбрали изделие «Аэросилы», имеющее четыре лопасти.


    У автора проблемы со зрением или с арифметикой?
    1. +9
      9 сентября 2021 06:26
      Для локализованной версии самолёта Л-410УВП-Е20 НПП «Аэросила» разработало новый пятилопастной воздушный винт АВ-410.. Для УТС-800 этот винт был адаптирован, и чтобы обеспечить соответствие требуемым тяговым характеристикам, число лопастей уменьшили до четырёх с сохранением профиля и конструкции лопасти, системы управления воздушным винтом и конструкции втулки....В тоже время, прототип УТС-800, который был представлен в составе статической экспозиции форума «Армия-2021» – на фото в заголовке статьи – оснащён пятилопастным винтом, из чего можно сделать вывод, что окончательного решения по облику силовой установки пока нет.
      1. +9
        9 сентября 2021 06:34
        Я процитировал написанное в расположенной выше статье. А Вы приводите сведения из третьего источника. Если бы автор использовал те же цитаты, что и Вы, то количество лопастей и фоток совпало. Но автор- писатель. Он даже собственные статьи не читает перед публикацией.
        1. +8
          9 сентября 2021 06:42
          Ну извините, я почему то решил, что Вас причина несовпадения заинтересовала.
    2. +9
      9 сентября 2021 06:34
      Пятая - запасная laughing
      1. +1
        9 сентября 2021 07:06
        Точно, автора по загривку огреть, чтобы считать научился. laughing laughing
    3. +1
      9 сентября 2021 06:36
      Цитата: Нафаня из дивана
      У автора проблемы со зрением или с арифметикой?

      Скорее всего автор и не автор вовсе.
      И использовал текст из других источников.
      А перепроверить поленился.
      Сказано ведь, время - деньги.

      А вы - привереда.
      Могли бы и "не заметить"
      Ну подумаешь, лопастью больше - лопастью меньше wink
      1. +8
        9 сентября 2021 06:49
        А вы - привереда.
        Могли бы и "не заметить"
        Ну подумаешь, лопастью больше - лопастью меньше

        Я - старый. И когда читаю подобные статьи, сначала о себе думаю: то ли плохо вижу, то ли плохо соображаю. Потом радуюсь. Нет, пока не я. drinks
    4. -1
      9 сентября 2021 06:36
      Это фотомонтаж yes
    5. 0
      9 сентября 2021 07:14
      У автора проблемы со зрением или с арифметикой?
      Одна лопасть запасная wassat
      1. +5
        9 сентября 2021 08:04
        Цитата: abrakadabre
        Одна лопасть запасная

        Не путайте народ, она должна тогда быть маленькая и оранжевого цвета!
    6. +4
      9 сентября 2021 08:04
      Тут установленный винт и силовая установка от L-410. Посмотрите на винт, видите заклеенные места серым скочем? Под ними логотип чешской Aero.
    7. Комментарий был удален.
    8. +1
      10 сентября 2021 00:14
      Хотел это опубликовать сразу! Но предпочёл прочитать комменты! И оказался прав!
  5. +8
    9 сентября 2021 06:16
    Трудно новую кафедру в МАИ открыть, поршневых двигателей? И наконец научиться строить современные поршневые двигатели! И для автомобилей в том числе! Турбины ведь намного сложнее, и космические тоже, и ведь делаем, лучше, или почти лучше, всех. Это как прогуляный урок, и что теперь никогда не догоним?
    1. -6
      9 сентября 2021 06:35
      Не трудно, но... накладно. Это ж нужно денег где то из "накатанного отката" оторвать и новую схему придумывать, отрабатывать...
    2. +1
      9 сентября 2021 11:28
      Трудно новую кафедру в МАИ открыть, поршневых двигателей? И наконец научиться строить современные поршневые двигатели! И для автомобилей в том числе! Турбины ведь намного сложнее, и космические тоже, и ведь делаем, лучше, или почти лучше, всех

      Враги у нас дюже хитрые , и по всем стратегическим областям (станкостроение,электроника,моторостроение) ставят палки в колёса не жалея денег. И лобби у них практически абсолютное.
    3. +1
      9 сентября 2021 12:11
      Можно тупо закупить лицензию на двигатель........это не ГПВРД.....можно адаптировать автомобильный двигатель.....вариантов много, но лучше освоить деньги и вывести их в офшор. Вот КАМАЗ подошел к вопросу нового К5 максимально прагматично. Результат есть. И тягач и новый дизель 400-750лс..
  6. Eug
    +1
    9 сентября 2021 07:15
    Видится линейка самолетов с ВК-800С - учебно - боевой по типу Тукано, для местных авиалиний по типу Байкала - с одним двигателем, по типу Л - х10 - с двумя. Обучение в этом случае - первоначальное на УТС, продвинутое - на Як-130, далее "доводка" в Липецке. В полки должны приходить боеготовые летчики. Поршни оставить аэроклубам (с отечественным двигателем) и частникам (двигатель на выбор).
  7. 0
    9 сентября 2021 08:14
    Российский самолет имеет более крупную кабину, позволяющую спасать летчика на нулевой высоте на нулевой скорости, а установка второго кресла существенно выше первого улучшает, в свою очередь, обзор. Кроме того, воздухозаборник на российской машине вынесли несколько ниже, чем в случае с DART.


    Это как раз локализация. Более крупная кабина это:
    - Чтобы вместо компактных Martin-Baker, впихнуть отечественные катапульты.
    - Чтобы выполнить требования по обзорности.

    Воздухозаборник вообще выходит от силовой, которая у ДАРТа маленький двигатель украинский и винт от МС, а тут громадный (по меркам УТС) прожорливый монстрик.
  8. +1
    9 сентября 2021 08:59
    С УТС ситуация сложная. Чтобы быть неуязвимым к санкциям (а ещё чтобы дать как можно больше смежных рабочих мест) - он должен быть до последнего винтика отечественным. А ещё хороший УТС должен являться учебным лишь формально, истинная его роль - лёгкий бомбардировщик. Как Тукано. Так открывается возможность его экспорта в обход всех оружейных ограничений.
    1. +6
      9 сентября 2021 09:25
      Нет. Тукано он один и благодаря лобби, а также включению в американскую программу помощи (когда США платит за самолет/дает гарантии кредитные - и поставляет его союзникам, важным для США странам) - так хорошо себя чувствует.

      При этом, как УТС он так себе. Дорог, ибо двигатель на 1600 сил, много систем, которые лишние на УТС. Божественная 9ка от Пилатуса втрое больше разошлась, чем Тукано.


      У корейцев классный самолет, хоть и не новый. Их сейчас в Перу начали по лицензии клепать.



      Если брать именно ударник - то надо двигатель мощнее. Вот например, у турка тоже 1500 сил (напомню у ВК-800 - 800 взлетной). Это раз. Два нужны легкие управляемые АСП. Опять же если брать турка:
      - это UMTAS как на Байрактарах, Анках и других БПЛА.
      - это Цирит, управляемые НАРы доворачивающие на метку.
      - это планирующие бомбы типа KGK-82, которые с самолета такого могут пролетать свыше 40 км.
      - дешевые идущие по лучу бомбы типа MAM.
      Это не штурмовик как Ил-2. Это фактически тот же БПЛА сейчас, который долго барражирует в квадрате и вне угрозы МЗА наносит точечные удары, наводит другие силы. Поэтому нужны АСП + мощная оптическая станция многорежимная.
      1. +3
        9 сентября 2021 11:07
        Реально, если заморачиваться на штурмовике , то нужна унификация с ударными вертолетами по вооружению, системам и ....ТВД. Один ТВ3-117 , вес всегда можно нарастить топливом или броней.
        1. 0
          9 сентября 2021 21:19
          2500л.с. это перебор для УТС. Пара ВК-800 - оптимально.
          1. 0
            10 сентября 2021 09:20
            Довольно успешные самолеты ВМВ имели мощность поршневых моторов 2-2,5 т.л.с.
            1. +1
              10 сентября 2021 09:58
              Я сомневаюсь, что возродятся собачьи свалки поршневых литаков ВМВ, где понадобится мощность. Сейчас их удел бомбить партизан и учить молодежь.
              1. 0
                10 сентября 2021 10:01
                Я про ударные варианты.....Ил10, ФВ190, Douglas A-1 Skyraider 2700 л.с. Ударные самолеты , причем ТВД и меньше и легче и не сильно по размеру отличается от ВК800.....
                1. +1
                  10 сентября 2021 11:12
                  Никаких ИЛ-10 наверное не будет. Донбас и Карабах это показали. ВК800 и есть ТВД, не?
                  1. 0
                    10 сентября 2021 11:14
                    Да...я про то что по размеру/мощность ТВЛ не так отличаются как поршневые....2000ос и больше поршневые уже монстры по 36 л объема
                  2. 0
                    13 сентября 2021 11:59
                    Ударные вертолеты сейчас получают "дальнее" вооружение.....Сирия показала, что бомбить бабахов можно чугунием с помощью ГЕФЕСТа....
                    1. 0
                      13 сентября 2021 13:04
                      Ну тупые американцы. Дорогие высокоточные АСП заказывают. А могли бы Norden aka Гефест взять и кидать чугуний по тапочникам.
                      1. 0
                        13 сентября 2021 13:12
                        У каждого доходы разные.....Возьмите войну в Сирии....какие цели там требуют высокоточных бомб и ракет? Единицы.....а в Афгане? 90% целей в Сирии вполне решили бы штурмовики с ТВД.....
                      2. 0
                        13 сентября 2021 13:25
                        Сомневаюсь я, что Гефест аналог по точности тому же Spike. Сопутствующие потери и все такое
                      3. 0
                        13 сентября 2021 13:56
                        Нет конечно.....но, если цель - здание. и нужно 100кг/250/500 взрывчатки?! или скопление бензовозов. Тем более вся разведка с и контроль идет с БПЛА.
      2. 0
        9 сентября 2021 11:10
        А не лучше ли всё это прицельное добро разместить в подфюзеляжном контейнере? А сам самолёт будет обычным дешёвым носителем.
        1. +3
          9 сентября 2021 12:32
          Можно, но от мощного двигателя никуда не убежать, если речь об ударно-разведывательно-барражирующем противопартизанском самолете. Что в свою очередь резко повышает стоимость летного часа, а это плохо для УТС. Два двигателя дешево тоже не сделать (типа УТС - 800 и штурмовик 2200-2400 если отталкиваться от реальных возможностей мотористов). Ибо это потянет за собой топливную систему, силовой набор (ибо двигатель 2200-2400 - порвет раму рассчитанную на 800), просчет аэродинамики, разные обводы.

          Ну и главное, а надо ли? Просто рынок Тукано - уже освоен Тукано и туда влезть будет сложно. Вторая проблема, большая и большая роль БПЛА. К тому времени как будет платформа (то есть ударно-разведывательно-барражирующий противопартизанский самолет) дроны скакнут еще на поколение.
        2. 0
          10 сентября 2021 10:02
          У Тукано так и есть.....
  9. 0
    9 сентября 2021 09:30
    У УТС-800 винт пятилопастный, а не четырёхлопастный. Неужели трудно посчитать?
  10. Комментарий был удален.
  11. +1
    9 сентября 2021 10:29
    В 80 годы в летных училищах курсанты начинали летать на L 29/39,потом на миг 21у,а в Чернигове и на миг 23уб.як 18/52 летали в ДОСААФ и училищах ГА.так зачем сейчас нужен винтовой УТС??
    1. 0
      9 сентября 2021 10:53
      А если посмотреть и на студентов для гражданской авиации?
      1. 0
        9 сентября 2021 11:01
        Здесь речь идёт об УТС для ВВС.Училища ГА и так стали летать на даймондах.кстати а куда делись як 112 ,як 58,ил 103 ?умерли,так и не встав на крыло?
        1. 0
          9 сентября 2021 11:03
          Ну , логично сделать один УТС?......Двигателя все равно нет....
          1. 0
            9 сентября 2021 11:11
            На Як 58 стоял отечественный движок
            1. 0
              9 сентября 2021 11:13
              И на Ла 5 стоял отечественный двигатель.....есть какие то требования к весу, ресурсу,мощности, экологии........СССР и РФ не сильны в поршневых двигателях для самолетов.
              1. +3
                9 сентября 2021 11:37
                Все наши моторы времён ВОВ ведут родословную из-за бугра.Швецовские Аш-развитие Райт циклона,Климовский ВК (105/107-французские испано сюзи.тогда смогли скопировать и улучшить и в серии освоить.а сейчас не способны?и не надо говорить про лихие 90.и отсутствие кадров.нет главного-политической воли !
                1. 0
                  9 сентября 2021 11:46
                  Их не копировали, а покупали лицензию...это разные вещи. И даже при всем этом не смогли добиться ресурса как у оригинала. Ни на Ли2, Ту4 Ла5 и т.д. Американцы с звездообразными моторами летали до 80х....а штурмовики исправно бомбили всю вьетнамскую.
              2. 0
                10 сентября 2021 11:21
                Цитата: Zaurbek
                И на Ла 5 стоял отечественный двигатель.....есть какие то требования к весу, ресурсу,мощности, экологии........СССР и РФ не сильны в поршневых двигателях для самолетов.


                Ну если считать картер своим, а так то ЦПГ полностью райтовская.
                1. 0
                  10 сентября 2021 11:50
                  Он был куплен по лизензии там же. Но ресурса американского РайтЦиклона мы не достигли никогда.
                  1. 0
                    10 сентября 2021 12:11
                    Цитата: Zaurbek
                    Он был куплен по лизензии там же. Но ресурса американского РайтЦиклона мы не достигли никогда.


                    На АШ-82Т достигли 800 моточасов налета до преборки - отец летал на Ил-12 Ил-14 на которых стояли эти двигатели. Но надежность отставала от американских - спору нет.
                    Кстати и у американских двойных "звезд" возникали проблемы с ресурсом и преждевременной выработкой ЦПГ - они долго работали над составом масла, что бы оно не коксовалось при высоких температурах.
                    А культура производства в США была высока и качество и надежность двигателей, были бесспорно лучше.
                    1. 0
                      10 сентября 2021 13:42
                      Причем надежность отставала от американских времен ВМВ.....
                      1. 0
                        13 сентября 2021 12:01
                        Цитата: Zaurbek
                        Причем надежность отставала от американских времен ВМВ...


                        Показательным эпизодом является перелет Сталина на Тегеранскую конференцию.
                        Для вождя выбрали новенькие С-47 американского производства, хотя в стране выпускался лицензионный Ли-2 с лицензионными райтами.
                        Что лучше любых слов, показывает, что никто в руководстве и ВВС не испытывал заблуждений насчет отечественной техники и моторостроения.
                      2. 0
                        13 сентября 2021 12:09
                        Была еще статья про после ВОВ службу в ПВО Ла 7 или Ла11.....год два и все ресурсу подошли к "О". А Аэрокобры специально оставляли для ПВО .
                      3. 0
                        13 сентября 2021 12:14
                        Цитата: Zaurbek
                        Была еще статья про после ВОВ службу в ПВО Ла 7 или Ла11.....год два и все ресурсу подошли к "О". А Аэрокобры специально оставляли для ПВО .


                        У Ла-7 "отваливались хвосты" - пол года набор влаги, гниение, потеря прочности.
                        Расслоение шпона.
                        Дельта древесина - требует хранения в ангаре, а тут полевые аэродромы - Ла-7 списали очень быстро по этой причине.
                        Ну и еще с год бились со ступенчатой выработкой цилиндров в М-82ФН - на эту тему есть подробная статья.
  12. +1
    9 сентября 2021 10:50
    Насколько я читал: ЯК130 - может экономить ресурс боевых Су и МиГ и подходит для имитации больших. И пилоты в рутине могут тренироваться на Як...поэтому он и дорог.
  13. 0
    9 сентября 2021 11:04
    На Як18 еще испытывают бензиновый V12 4turbo 6,6L от Аурус хотят авиационный вариант создать.
  14. +2
    9 сентября 2021 12:04
    Это как мы деградировали, что не можем создать двигатель и истребитель типа Ла-5ФН.
    1. 0
      9 сентября 2021 12:15
      На самом деле не деградировали.....компетенции на том же уровне и остались...СССР перешел на ТВД и "забыв" про поршневые и они без особого прогресса делались для Ан и Яка.....
    2. +1
      9 сентября 2021 19:53
      Деградировали соответствующие руководители, морально... Австрийские самолёты по лицензии выпускают, а Як-152 задвинули подальше... Бюджетное баблишко складывают на свои счета в австрийских банках, в качестве официального отката. Раньше таких "врагами народа" называли, а щас "эффективными менеджерами"...
      1. 0
        10 сентября 2021 10:04
        У отечественных КБ в 1991 году пропал покупатель в виде Министерства и Аэрофлота....резко. Вполне логично.
  15. Комментарий был удален.
  16. 0
    10 сентября 2021 10:24
    Качество сборки видно на последнем фото. Аэродинамика будет "атас".
  17. 0
    10 сентября 2021 10:45
    Старая песня : планер сделали бы на ура, а вот с моторами полная Зопа, денюшки пилят, а воз и ныне там. Хаяли в своё время АИ-450, тот летает по крайней мере...
  18. 0
    10 сентября 2021 11:20
    УТС-800 - турбовинтовой, в отличии от поршневого Як-152.
    Ресурс турбовинтового самолета в разы меньше поршневого, обслуживание дороже и сложнее, квалификация тех персонала - требовательнее.
    В то время как Як-152 межсервисные интервалы в разы больше, эксплуатация - дешевле, ресурс выше.
    Экономия топлива (RED использует авиационный керосин) - несопоставима.

    Проблемы с двигателем RED надуманные - собственник (бывший российский инженер, финансирование инвестиционный холдинг «ФИНАМ») согласен на локализацию.
    Все проблемы надуманны!
    УТС-800 только тяговооруженностью лучше Як-152, всем остальным проигрывает, особенностью стоимостью часа эксплуатации.
    1. 0
      10 сентября 2021 11:54
      Не все так плохо.....экономика давно расставила все двигатели по своим местам. В силу прогресса идет изменение сегментов: ТРД давит сверху на ТВД, а ТВД на поршневые ДВС. Удел Поршневого - малая авиация для частников для которых сервис реактивного двигателя - дорого.....граница между ДВС и ТВД идет на границе 500-800 л.с. выше ТВД доминирует по всем показателям
  19. -1
    10 сентября 2021 16:08
    Не понимаю, какое отношение к этим, почти спортивным винтовым тсамолётам, имеет Як-130? И зачем постоянно оговариваться о его закупочной стоимости и стоимости владения? Несравнимые машины, по части обучения боевых лётчиков. Прежде всего в том, что бортовое оборудование и авионика Як-130 может "моделировать" поведение различных реальных боевых самолётов (грубо говоря, сменой пресетов в бортовом компе). Он именно под это и затачивался. От сюда и цена.
    Что касаемо его роли в качестве штурмовика, то это не более чем бесплатный бонус, для самолёта, на котором учатся в том числе и работать с реальным вооружением на полигонах.
    Чего только непонапишут, лишь бы капусты срубить, за лишний печатный знак...)))
  20. 0
    14 сентября 2021 12:29
    Понятно что военные будут за самолёт с ТВД.
  21. 0
    25 октября 2021 21:18
    Всё дело в двигателе нужно тупо копировать поршневые лайкоминг или континенталь, турбину PT6. Всё дешевле и быстрее чем самим корячится. А сколько прекрасных самолётов под эти двигатели спроектированно и тоже можно быстро строительство наладить. Нет всё мудруют, это и ответ на все санкции не будете продавать будем воровать.
  22. 0
    17 августа 2023 21:36
    Новый уральский самолет готовится к первому полету УТС-800. Что особенно важно: у УТС-800 будет отечественный двигатель ВК-800ПС, что очень своевременно. Машина будет существенно крупнее(раза в полтора) чем Як-152, а значит у нее будут большие возможности по модернизации, а следовательно и лучшие перспективы, вариантов использования будет больше. Возможно, эксплуатация УТС-800 будет несколько дороже(хотя вертолетчики не жаловались на свои турбовинтовые двигатели), но перспективность конструкции это искупает. https://www.zhukvesti.ru/articles/detail/46951/ Не все так безотрадно как иным кажется.